0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (2766)
Памяти токаря Георгия Романовича Бабуцкого - РОМАНЫЧ
Работает у нас на плавбазе «Иоханнес Варес» токарь Бабуцкий Георгий Романович. Спросите любого из многочисленного экипажа, кто такой Бабуцкий? Уверяю, добрая половина не знает этой фамилии. Но стоит вам спросить, где найти Романыча, — и любой член экипажа отведет вас в ремонтную мастерскую и укажет на человека, склонившегося над токарным станком. Это и есть наш токарь Романыч, как любовно все его здесь называют.
Вы думаете, он старый моряк? Нет, совсем это не так. В море он ходит с 1965 года, хотя ему за полусотню. Мне вспоминается первая встреча с Романычем. Это было в 1966 году. Наше судно стояло на ремонте в Лиепае. И вот в знойный июльский день к нам прибыло пополнение, в их числе — токарь Бабуцкий. Мы разговорились.
— Не трудно и море будет? Года!..
-Технику знаю. — ответил он спокойно, — к тому же плавал на плавбазе «Ян Анвельт».
Романыч освоился с судном, а суровые штормы Северного моря окончательно сроднили его с ним. За эти годы мы по знакомились поближе. Пройдены десятки тысяч миль. Встречались со штормами Северного, Норвежского, Гренландского морей. Испытали могучие удары Атлантического океана. Молодые моряки зачастую не
выдерживали такой нагрузки, а Романыч, имея за плечами уже 38-летний трудовой стаж, все выдержал. Да еще как!
Часто бывает, что суровые штормы так обломают маленький рыболовецкий траулер, что он будто на костылях подходит к базе. Необходим срочный ремонт. И на помощь ему идет наш Романыч.
Ему не надо приказывать, он делает «по своему приказу», как он сам любит выражаться. Долгие годы службы авиатехником в военно-воздушном флоте, с которым связана добрая половина всей его трудовой деятельности, приучили Романыча к аккуратности и исполнительности, к точности в работе.
— Я был а армии авиатехником, — говорит Георгий Романович. — Всю войну пробыл на фронте. В авиации, так же как и на флоте, без точности нельзя.
За несколько лет работы на нашем судне нет ни одного нарекания в адрес нашего Романыча. Идут к нему за помощью и за советами механики промысловых судов, несут поломанные детали. Многие из них и в заводских условиях не легко сделать, а Романыч делает.
Недавно мы вернулись из далекого рейса. Были у берегов США и Канады. Рейс был тяжелым. Часто выходили из строя механизмы и агрегаты. На долю Романыча досталась трудная задача - пришлось много точить деталей, вышедших из строя.
Но он с успехом справился с этой задачей, хотя приходилось отдыхать только урывками.
И то, что экипажу судна удалось успешно выполнить и перевыполнить не только рейсовое задание, но и план второго квартала, немалая заслуга нашего Романыча.
Недавно, в один из воскресных дней, ко мне в каюту зашел Романыч вместе со своей супругой Татьяной Ильиничной. Мы долго беседовали. Я задал вопрос супруге:
— Он с вашего согласия ушел в море?
Улыбнувшись, она мне ответила:
— Он вообще неугомонный, попросился у меня сходить в море только на один рейс, вспомнить молодость, так как срочную службу проходил в Военно-Морском Флоте. Я поверила и отпустила. А уже прошло три с лишним года и уходить с моря не хочет,
— Буду до тех пор ходить в моря, пока глаза хорошо видят и силы.
Спасибо тебе, Георгий Романович, добрый человече!

А. ГИРО
первый помощник капитана
Памяти боцмана Вальтера Инноса - Дважды моряк
Дважды моряк

Боцман - это человек, без которого жизнь на старых парусниках
мы не представляем. Меняются времена, а с ними и суда. Но по-прежнему считается хозяином на палубе боцман. Его работа является визитной карточкой прибывающего в порт судна.
Родина Вальтера Инноса - маленькая деревенька Вырну, затерявшаяся в лесах Эстонии. На урожайность почвы в этих краях жаловаться нельзя. Однако жизнь обходилась и здесь сурово с бедняцкой семьей. Дети едва подросшие, приступали к работе.
Окрепший, возмужавший парень решил попробовать счастья на шахте в Сомпа.
Здесь и заразился Вальтер морем. Раньше он имел дело с водной стихией только, когда удил рыбу на реке Олму. Один знающий человек предложил попытать счастья на море. Смелое начало - половина победы. Так, в 19959 году океанский рыболовный флот пополнился
трудолюбивым парнем из Вирумаа. С тех пор Иннос плавает под всеми широтами. Ходил в Антарктиду за китовым жиром, шагал по земле Австралии.
Производственный рефрижератор "Альбатрос" стал вторым домом Инносу шесть лет назад.
Здесь пришлось ему пережить много хороших дней. Конечно, бывали дни и похуже. Много людей с тех пор прошло через "Альбатрос". Но боцман своему судну.
- Не нравится мне перебежка с судна на судно - говорит Вальтер.
Жизнь рыбака нелегка - это все знают. Недаром говорится: рыбак
дважды моряк. Только любовь к труду и своей профессии помогает
преодолевать трудности.
С раннего утра до позднего вечера можно видеть боцмана, занимающегося судовыми работами. То у него в руке банка с краской, то очищает ржавчину, то встает на вахту у руля. Длинным будет перечень его ежедневных занятий.
Надо отдать должное упорству и выдержке этого человека. На трудности он не жалуется. Черта характера, которой многие могут позавидовать. К работе привязан всей душой. Делает все добросовестно, как для самого себя. Свою специальность Вальтер знает в совершенстве и не утаивает свой опыт от новичков в морском деле.
""

боцман Вальтер Иннос - ПР Альбатрос декабрь 1968

А после напряженного трудового дня боцман берет в руки аккордеон.
Звучит старинный вальс. Правда, вот пальцы от тяжелой работы плохо гнутся....
Такой человек наш боцман Вальтер Иннос. Коммунист. Первый
член экипажа, чье имя занесено в судовую Книгу почета.


Х. РАЯМЕТС, первый помощник капитана.
Женщинам на флоте посвящается - КАК БУДТО ВЧЕРА...
... 16 лет было Кате Евдокимовой, когда, спасаясь от угона в Германию на работы, ушла она в лес к партизанам. В окрестных лесах базировались небольшие группы и значительные партизанские отряды. В одном из них выполняла Катя роль связной. Вряд ли кому из полицаев и карателей могло прийти в голову заподозрить в маленькой худенькой девочке народного мстителя... Катя ходила в села и на железнодорожную станцию, высматривала: куда и какие немецкие части передвигаются. Полученные сведения передавались по цепочке в штаб соединения. Ее связный был человек по кличке «Кочерга». Так прошла зима 1943-1944 годов.
В 1944 году Советская Армия выбила фашистов из ее родных мест. После себя немцы оставили одни пепелища. Катя поступает работать в
столовую летной части.
Да так и |прошла с полком бомбардировочной авиации дороги войны: Йыгева —Тарту — Латвия - Литва — Польша - Восточная Пруссия. Довелось повидать многое. Были артобстрелы ее фронтового аэродрома. И под вражескими бомбежками побывать пришлось.
С 1960 года Екатерина Никифоровна работает поваром на рыбацких судах. Работала и на плавбазах и на БМРТ.
... На БМРТ "Андрус Йохани" работает старшей буфетчицей Валентина Александровна Лыхмус. Ее боевая биография также началась в 16 лет.
До Вологды, где жила Валя, гром войны не докатился. Но кто в те грозные годы мог чувствовать себя в стороне от смертельной битвы с Фашизмом! Валя оканчивает годичные курсы медсестер, поступает работать в военный госпиталь. В 1944 году переезжает в местечко Шувалово под Ленинградом. Отсюда в числе пяти медсестер, Валю направляют в фронтовой эвакопункт под городом Кингисеппом. Летом и осенью того года шли упорные бои за Прибалтику. С передовой прибывали и прибывали раненые...
Уже не было мест в помещениях, раненых клали под кустами
на землю. По двое суток медперсонал на ногах без сна. А тут еще артобстрелы. Убита Валина подруга... Вспоминая обо всем пережитом, перечувствованном, Валентина Александровна задумчиво говорит:
— Почти 25 лет прошло с тех пор, а видится все, как бы вчера было... ...
Валентина Васильевна Небылица, старшая машинистка, и Вера Ивановна Короткова, инженер отдела кадров, в море не ходят- работают в управлении ТБРФ. Валентина Васильевна стала участницей войны с 1942 года. Служила младшим политруком— начальником клуба отдельного полка связи 30-1 армии. Стояли на фронте под Ржевом. Клуб была колесах — крытая автомашина, оборудованная киноустановкой, библиотекой, фотолабораторией. Выезжали к переднему краю. На лесных хуторах, а то и вовсе на полянах под открытым небом показывали бойцам фильмы.
Ее часть месяц еще воевала после официального конца войны -
добивала Курляндскую группировку ...
Вера Ивановна Короткова пережила блокаду Ленинграда.
Мало сказать "пережила", - сражалась за чистое небо над городом.
Служила Вера Ивановна в противовоздушной обороне,
отгоняла стервятников с черными крестами на крыльях от колыбели революции.
Незаметный подвиг тысяч ленинградок в шинелях помог
сохранить от разрушения исторические ценности города-героя.

Н. СИМОНЕНКО.
Памяти штурмана Рейна Алева - 10 КОМСОМОЛЬСКИХ ЛЕТ
Недавно отправилась в море в очередной рейс плавбаза "Иоханнес Варес". На первой странице судовой роли встречается фамилия второго штурмана Рейна Алева. Год рождения — 1838.
Значит, ему нет еще и тридцати. Несмотря на это, прошло десять лет с тех пор, как он закончил техникум рыбной промышленности.
Надолго остаются в памяти эти времена, выпускной вечер. Первое рабочее место. И впереди — широкий, простор. Романтика? Мечты юности? Ответить на этот вопрос теперь не может даже он сам.
Вот и десять лет работы позади. Он, вырос от матроса до второго штурмана. А жизнь еще впереди. Останавливаться на полпути — это не в его характере.
На флоте его знают как комсомольского активиста. Уже во время учебы он включился в комсомольскую работу. Почти на всех судах, где ему пришлось работать, он был секретарем комсомольской организации.
Вспоминается, как он пришел на плавбазу «Урал». Через некоторое время выбрали его секретарем. Вначале было тяжело.
Скучно было на судне. Здесь надо было все повернуть на 180 градусов. Подняли вопрос учебы. Краснели перед товарищами те, кто бросил учиться. После рейса многие продолжили прерванную учебу. Крепко взялись и за трудовую дисциплину.
Приняли в комсомол много хороших ребят. Собрания стали деловыми, интересными. Немного спустя комсомольскую организацию «Урала» ставили в пример другим. Центральный Комитет BЛКСМ наградил секретаря Почетной грамотой.
На плавбазе «Ян Анвельт» никак не могли выпустить стенную газету. Рейн думал. Как же быть? Редколлегия есть, а газета не выходит.
Первый номер все же вышел в свет. Автор один - Peйн Алев. Смех стоял по всем каютам.
Пришли посмотреть и члены редколлегии Они не смеялись. Весь номер был посвящен им, вернее, их слабости, неорганизованности. Они прочитали газету и решили: чем быстрее выйдет новый номер, тем быстрее снимут старый. Решили совершенно правильно. И дело пошло...
""

слева 2-й штурман ПБ Иоханнес Варес - Рейн Алев и комсорг Таллиннской Траловой Базы Велло

Последние три года комсомольцы рыбопромыслового флота знали
Рейна как зам. Секретаря комитета комсомола.
Но море оставалось близким ему. За это время он несколько раз выходил на судах туда, где трудятся комсомольцы. Рейн никогда не забудет юбилейный год. В этом году ему вручили партийный билет. Рейн Алев стал коммунистом.
Памяти ПР "Буревестник" - ДОБРОЕ СЛОВО, ЛАСКОВАЯ УЛЫБКА
Готовить пищу и составлять меню в море, когда выбор продуктов не очень-то большой — дело не простое. Но Ольга Мастакова, наш шеф-повар, не только отлично справляется с этими обязанностями, но еще поможет товарищам по работе. Умеет разнообразить пищу, делать ее вкусной, питательной.
Добрым словом о ней отзываются и промысловики. Если кому из поваров промысловых судов нужно получить консультацию, Оля всегда найдет для этого время.
Ее неизменно ласковая улыбка, доброе слово вызывают у экипажа хорошее настроение. При случае Оля всегда выручит, поможет. Когда повар Люба Ноздрина в штормовую погоду повредила ногу, Оля более недели бессменно подменяла ее.
Но богата трудовая жизнь Оли Мастаковой. После окончания десятилетки она решила пойти учиться в торгово-кооперативную школу.
Искать легких путей не собиралась, хотела работать там, где труднее, где очень нужно поднять настроение человеку, принести ему радость. Получив квалификацию повара, Оля поступила работать на суда рыбо-промыслового флота.
Здесь встретила свою судьбу, вышла замуж. Как и она, муж ее —
моряк, ходит в рейсы.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Доброе слово, ласковая улыбка Ольги Мастаковой - ПР Буревестник 8 марта 1968

За добросовестный труд она неоднократно отмечалась благодарностями в приказах по ТБРФ и награждена тремя грамотами.
Большим уважением на судне среди экипажа пользуется шеф-повар Мастакова Ольга.

И ПОНОМАРЕНКО. Kyльтурник ПР «Буревестник».
Памяти СРТР-9082 - СЧАСТЛИВЫЙ РЕЙС
КАЧАТЬ ЕГО! — и подхваченный дюжими руками третий штурман взлетел к подволоку:
— Э-эх, подволок низкий, а то бы мы его под самый клотик махнули!.. — в тесном салоне не умолкали шум и веселье.
Держась за фальшборт, морской владыка Нептун и царь северных морей Борей, старательно приникли к иллюминаторам, пытаясь уразуметь, что же происходит в салоне. Оба властителя стихий недоумевали: и чего это моряки разошлись? Идут на осенне-зимний промысел, а там штормы, рыба в разгоне, план вытянуть почти невозможно, — а они, пожалуйте: веселятся! Непонятно! А ну, послушаем ...
— Читай еще раз сообщение!
— Слушайте. «Радиограмма СРТР-9082 точка Третьему штурману Виталию Тимченко точка Поздравляем сыном точка Три тысячи девятьсот граммов точка Жена чувствует себя хорошо точка Подпись теща без точки».
— Во, как! Еще и невод не метали, а уже первый улов на борту — 3900! правда не тонн, а граммов, но и это плюс…
- Тем более, мальчишка – жди удачи!
-Эх, ты – в суеверия ударился …
- Не суеверие, а такая морская примета есть …
Так, 11 ноября юбилейного года, всего через несколько дней как судно покинуло Таллинн, вошел в жизнь коллектива маленький Виталий — сын третьего штурмана Виталия Тимченко.
Подняли вместе с отцом в честь нового гражданина и его мамы «заздравные чаши». Пожелали друг другу, чтобы это была не единственная радость.
КАПИТАН Дмитрий Кошкин вел траулер в Норвежское море. Там предстояло раздать промысловым судам направленные из Таллина промвооружение и почту. В пути пришло радующее сообщение. По итогам социалистического соревнования к 50-летию Великого Октября (капитаном тогда был В. Спицын) СРТР-9082 заслужил Почетную грамоту Эстонского производственного управления рыбной промышленности. По возвращении из Норвежского в Северное море команда приступила к промыслу. Работали огромным кошельковым неводом. Зимнее море не баловало рыбаков. Особенно туго пришлось машинной команде. Из заводского ремонта судно досталось механикам не в блестящем состоянии. Многое делали на ходу. Добытчики, обработчики, штурманы использовали каждый проблеск в
непогоде, чтобы выметать невод. Отличился акустик - вожак судовых комсомольцев Геннадий Иванишин.
Не теряли ребята надежды, и ожидания оправдались. В один из последних дней ноября в 19 часов 25 минут начали выметку невода под руководством мастера Павла Солдатенко. В 19 часов 40 минут завершили выметку и начали кольцевание, которое закончили в 22
часа.
Показания приборов говорили о том, что добыча должна быть значительной. У борта собрались мастер обработки Владимир Рыжкевич, боцман Анатолий Лысенко, матросы Дмитрий Конивец, Евграф Гудков, Вяйно Аллмере, Эрнст Беляев и другие. В 22 часа невод "подсушили" т. е подобрали его так. что объем его уменьшился — рыбе стало тесни.
_ К тысяче центнеров
подходит!...
-Да, пожалуй, верняком не меньше девятисот...
Немедленно в эфир полетели позывные. Через час рядом с траулером вырос силуэт производственного рефрижератора «Трудолюбивый».
— «Трудолюбивый»! — держись, ребята! С ним всегда трудно приходится ...
Богатый улов скрасил все неприятности. И потом нередко выпадали экипажу минуты удачи. Садились за новогодний стол с полной уверенностью — рейсовое задание будет выполнено, в тостах не забыли маленького Виталия.
В ЯНВАРЕ эфир принес очередную крылатую весть: по итогам социалистического соревнования юбилейного года кошельковый 9082 (капитаны В. Спицын и Д. Кошкин) среди судов типа СРТР завоевал первое место в Таллинской базе тралового флота (при плане 11200 добыл 16751 центнер рыбы).
Перед окончанием рейса счастливый папаша показывал полученные в море фотографии уже трехмесячного Витальки и принимал поздравления. В этот день, загадочно улыбаясь, передал радист капитану бланк с лаконичным текстом:
«Коллегия Главного управления рыбной промышленности Западного бассейна, рассмотрев итоги социалистического соревнования за IV квартал 1967 года присудила экипажу CРTP-9082 третью денежную премию».
В ответ экипаж судна рапортовал о том, что план вылова рыбы им выполнен более чем на 150 процентов. С начала года более высокий показатель за рейс имеет лишь СРТР-9058. Прямо скажем, здорово получилось! Хорошо, дружно, с полной выкладкой трудились рыбаки.
Вот сколько выдающихся событий выпало на долю команды траулера в трудном осенне-зимнем рейсе!
А кто начал эту эстафету приятных радиограмм? Он, маленький Виталий, весом в три кило девятьсот граммов!
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Виталий Витальевич Тимченко


— Его бы зачислить в экипаж, организатор стоящий, - раздавались голоса, - пусть продвигается по служебной лестнице: глядишь, к 16 годам до начальника базы доберется, а в 18 лет и на "Запрыбу" сядет ...
А. НЕСТЕРОВ
ГОВОРИТ РАДИОСТАНЦИЯ «АТЛАНТИКА»!
РИГА,
РАДИО
«АТЛАНТИКА» ...

Дорогие товарищи! Коллегия Министерства рыбного хозяйства CCCР сердечно приветствует журналистов и рабкоровский актив редакции радиожурнала «Атлантика» с выходом в эфир тысячного номера.
Коллектив журнала ведет большую и плодотворную работу среди рыбаков Западного бассейна, широко популяризирует опыт передовых судов рыбной промышленности, воспитывает у моряков промыслового флота высокое чувство долга, любовь к мужественной профессии рыбака. Ваши передачи всегда желанные, они скрашивают суровые и трудные будни рыбаков, находящихся на промысле в различных районах мирового океана. Желаем вам, дорогие товарищи, дальнейших успехов в вашем благородном труде, счастья в личной жизни, здоровья.

СОЮЗМИНРЫБХОЗ. ИШКОВ.

Говорит радиостанция «Атлантика»! Этими словами пять
раз неделю начинаются специальные передачи для моряков промыслового и транспортно-обслуживающего флота Западного бассейна. Созданная в июле 1964 года по решению ЦК КПСС и Совета Министров СССР рыбацкая радиостанция «Атлантика» завоевала большую популярность среди моряков, За эти годы ее передачи прочно вошли в повседневную жизнь на промысле. Ведь для многих районов океана, где прием основных программ Всесоюзного радиовещания из-за дальности расстояния затруднен, радиожурнал "Атлантика" является основным источником информации о жизни страны, о событиях на родном берегу.
И это накладывает особую ответственность на журналистов Главной зональной редакции вещания для рыбаков, которые готовят передачи «Атлантики».
Но, конечно, без широкого актива среди моряков трудно глубоко освещать разнообразную, полную творческих поисков жизнь рыбаков.
С редакцией «Атлантики» постоянно поддерживают связь десятки общественных корреспондентов, находящихся на судах в океане.
Ежедневно в адрес «Атлантики» поступают многочисленные радиограммы и письма. В них рассказывается о ходе промысла, о трудовых буднях экипажа, об организации отдыха в часы досуга.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


дикторы Рс Атлантика Н. бердников, В. Калев ведут запись передачи - 1968
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


редактор М. Плюханов, главред И. Решетников и корреспондент Е. Шварц РС Атлантика - 1968 Говорит радиостанция Атлантика
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

звукооператор Т. Ярош и музредактор А. Галета говорят передачу РС Атлантика - 1968


Во многих радиограммах моряки рассказывают о рационализаторских предложениях, о ходе политзанятий, об учебе в заочной школе, об интересных встречах в океане.
Но это, конечно, не значит, что в передачах "Атлантики" преобладает информационный материал. В каждом номере радиожурнала обязательно идет материал о передовом опыте, очерк о передовиках рыбного промысла. Нашли постоянную прописку на страницах журнала корреспонденции и репортажи из научно- исследовательских учреждений и конструкторских бюро Западного бассейна. В них специалисты обобщают опыт передовиков, рассказывают о новой технике, которая придет на флот, дают свои рекомендации.
Недавно радиостанция «Атлантика» провела за очную конференцию по кошельковому лову, в которой приняли участие передовые капитаны кошельковых судов Пионерской, Клайпедской, Лиепаеской и Таллинской баз, а также специалисты береговых организаций и предприятий, изготавливающих орудия лова. По итогам этой конференции редакция готовит специальный выпуск, в котором будут даны конкретные рекомендации по кошельковому лову и по организации приема высоких уловов.
Перед радиослушателями «Атлантики» выступали руководители научно-исследовательских институтов по проектированию рыболовного флота, орудий лова и рыбообрабатывающих механизмов. Они рассказывали о новинках, которые будут внедрены на флоте в ближайшие годы.
Большое место в передачах «Атлантики» занимают выступления композиторов, поэтов, писателей, выдающихся певцов и музыкантов.
Третьего апреля радиожурнал «Атлантика» прозвучал тысячный раз. Редакции надеется, что и в дальнейшем моряки Западного бассейна будут так же тесно поддерживать связь со своей радиостанцией. Ждем ваших писем и радиограмм, друзья!
Н. ПОПОВ.
Памяти Юрия Мазаева - В ПОХОД ЗА ОПЫТОМ
НАДО же было так случиться: до Таллина миль двести, а на Балтике сильнейший двенадцати балловый шторм. На берегу, поди, и оркестр был заказан, и прочие торжества готовились, чтобы их встречать,
А тут — по колено воды в рубке, чуть не смыло многотонный кошельковый невод. Крен — выше критического.
В голове у Юрия Мазаева мелькнула мысль, которая в обычных обстоятельствах может пока¬заться нелепой: «Хорошо, что был банный день, все успели помыться».
На следующие сутки CPTP-9082 благополучно прибыл в порт. Нарaвне с другими членами экипажа инженер-наставник отдела добычи ТБТФ Юрий Мазаев делил все тяготы морской жизни.
Oн родился на самой конце нашей страны — в Петропавловске – Камчатском. На другом конце страны он рос и учился, окончил факультет промышленного рыболовства в Калининградском техническом институте. С 1966, первого года пятилетки, работает в Эстонии. В марте будет два года. Трудовая биография, как говорится, с воробьиный нос.
А началась она с должности помощника тралмастера на CPTP-9130. Говоря словами Юрия, помучился он на этой должности немало — на трале приходилось раньше работать только матросом.
Спустя немного времени в нашем флоте началась «кошельковая эпо-пея», «Первой ласточкой» кошелькового лова стал CPTР-9058, вышедший осенью 1966 года в Атлантику. Вышел на нем в море и Юрий Мазаев, чтобы освоить прогрессивный лов. Стажировался у соседей — был на литовском траулере, кое-что перенял у них и постарался применить на своем судне.
А Новый год и Октябрьский праздник, пришлось встретить в море. Кстати сказать, новогодние праздники встречать на берегу доводилось ему не часто даже во время учебы в институте — всего дважды.
В октябре он снова вернулся с моря. Самое важное событие года для него — освоен кошельковый лов. И наши эстонские рыбаки ловят теперь не хуже, чем их учителя с лиепаеского траулера.
В этом заслуга и инженера-наставника Юрия Мазаева. К нему часто приходят мастера добычи — спросить, посоветоваться, что-либо совместно обдумать.
А Юрий все жалуется на недостаток опыта. Кошельковый лов освоен, лов сетями он знает, на практике в институте познакомился со световым ловом. Но вот на больших траулерах ему не приходилось плавать. Поэтому в новом году он снова собирается в поход за опытом — долго на берегу засиживаться не намерен. Склонность к конструкторской работе уживается в нем с тягой к практике.
Он интересуется многим. В частности, возможностью кошелькового лова тунца. Ведь иностранные суда уже на практике небезуспешно ведут такой лов. Неужели допустимо нам отставать?
Он предлагает, чтобы судну давали полностью экспериментальный рейс, а не пять дней, как теперь, Ведь у нас, бывает, получается так: пять днем пробовали, не получилось — и бросили экспериментировать. А может, на шестой день получилось бы. И затраты окупились бы сторицей. Поэтому у нас не часто что-либо свое появляется — не умеем доводить дело до конца...
Планы Юрия на новый год? Хочет в совершенстве овладеть своей профессией. Только бы отпустили в море — сходить за опытом!

Г. ОЛЬШАК.
Рыбацкий И В Ц вступает в строй
Хороший подарок получили в конце января рыбаки нашей республики. На днях в административном здании в новом рыбном порту завершились работы по монтажу и наладке электронно-вычислительной машины ЭВ-80-Зм, предназначенной для быстрого выполнения больших и сложных математических работ на имформационно-вычислительном центре ИВЦ ЭПУРП.
С каждым годом растет флот, вступают в строи все новые и новые суда. Вместе с этим намного возрастет и объем счетно-бухгалтерских работ. Сейчас около 300 счетных работников трудятся в бухгалтерско-учетной системе ЭПУРП и обеих баз. Одно только начисление зарплаты по судам представляет собой большой комплекс вычислений.
Этим в первую очередь и займется ЭBM. Но машина может производить многие математические операции, как экономическо-бухгалтерского типа, так и инженерные расчеты, включая решение дифференциальных уравнений.
ЭВМ — сложное электронное устройство, содержащее около трех тысяч электронных ламп. Задание для машины переводится на перфокарты, а перфокарты идут на входное устройство.
Нажим кнопки - и с печатающего устройства под пулеметную дробь механизма выходит широкая бумажная лента с четкими рядами чисел. Вычисление готово!
Специальная комиссия приняла ЭВМ, отметив большой объем pаботы коллектива специалистов, возглавляемого начальником ИВЦ Юрием Стеняевым.

""

Юрий Стеняев начальник ИВЦ проверяет вычисления - февраль 1968


Над наладкой и монтажом электронной
вычислительной машины много потрудились Виктор Леовер — ведущий инженер Эстонского отделения Центрального экономико -математического института АН СССР, старшие инженеры Юрий Смагин, Николай Лунев и механик Борис Уганду.
""

Николай Лунев старший инженер налаживает ЭВМ - февраль 1968

""

Юрий Смагин инженер рыбацкого ИВЦ готовит перфокарты - февраль 1968


Скорость выполнения математических операций на ЭВМ до трех тысяч в секунду. Бесспорно, что применение современной электронно -вычислительной техники намного ускорит выполнение целого ряда расчетно-бухгалтерских и экономических операций по флоту в целом и по отдельным судам. Так электроника будет служить труженикам моря нашей республики.


Текст и фото В. Воробьева, механика ИВЦ.
Памяти капитана Вольдемара Петровича Лепик - В ПЫЛАЮЩЕМ ФИНСКОМ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Ханко!.. С первых дней войны это название клочка земли облетело все газеты мира. Оно стало символом мужества советских воинов, грудью встретивших вероломные нападения фашистских стервятников.
Гарнизон отражал многочисленные и яростные атаки врага, В небе висели армады самолетов с паучьей свастикой на крыльях. В море шныряли подводные лодки врага. Пылал, гудел взрывами Финский залив.
Защитники Ханко решили отправить на Большую землю женщин и детей.
Грузовой теплоход «Марс» в 2,5 тысячи тонн грузоподъемностью заканчивал посадку людей. В трюмах, служебных и жилых помещениях прибой людских голосов и плач. Все эти дети и женщины оставляли в Ханко своих отцов, мужей, и не известно было, придется ли им вновь свидеться.
Капитан Вольдемар Петрович Лепик отдал команду к выходу в море. «Марс» отошел от причальной стенки и взял курс в открытое морс. Но едва он вышел из зоны береговых зенитных батарей, как вражеская авиация начала за ним охоту. Зенитчики «Марса» — молодые командиры-курсанты одного из ленинградских военных училищ — вступили в жаркую схватку с пикирующими бомбардировщиками.
Но натиск становился все опаснее. Появились и немецкие самолеты-торпедоносцы.
Вольдемар Лепик — весь внимание. Вот от ревущего торпедоносца оторвалась черная сигара. Всплеск поды — и, оставляя пенный след, торпеда пошла к правому борту судна.
Краткий приказ рулевому, и «Марс» вовремя увернулся - черная смерть прошла мимо носа.
— Молодец, «Марс», — похвалил про себя капитан, — хорошо слушается руля, можно маневрировать ...
Три торпеды прошли мимо носа, одна — под самой кормой. Однако ясным было одно — поединок неравный, сила на стороне численно превосходящего врага, да и показался перископ подводной лодки. Единственно правильное решение — не играть жизнью двух с лишним тысяч женщин и детей, находящихся на борту. И «Марс» вернулся
назад в к Ханко, под защиту своих батарей.
Только при третьей попытке судну удалось взять курс к родным берегам.
Переход оказался исключительно сложным и трудным. В море господствовали подводные лодки врага.
В эти тревожные часы смертельной опасности перед Вольдемаром Петровичем как бы промелькнула вся жизнь. Родные берега Сааремаа, семья отца - судового механика, потомственного моряка, учеба, первое плавание на паруснике в 1924 году, окончание мореходки и путь по всем пяти океанам: Европа, Южная и Северная Америка, Австралия и Азия …
И все же пассажиры были доставлены к месту назначения без единой жертвы. Искусство капитана Лепика оказалось на высоте.
Четыре года войны ... И вот 23 сентября 1944 года Вольдемар Петрович вместе с Советской Армией вновь вернулся в родной Таллинн. В разрушенном порту он с немногими добровольцами приступил к восстановлению морского хозяйства, стал одним из первых организаторов Эстонского морского пароходства.
Вскоре последовала командировка в Пярнуский порт. Здесь с опасностью для жизни он обнаружил и помог обезвредить фашистские сюрпризы — 16 тонн взрывчатки, заложенной в разных местах на территории порта.
Родина отметила мужественного моряка наградами.
И вот Вольдемар Петрович вновь на мирном посту. Экипаж «Тасуя»,
на котором он несет свой пост на капитанском мостике, успешно выполняет задания, борется за звание экипажа коммунистического труда.
Моряки судна отлично знают свое дело, — говорит Вольдемар Петрович, - с такими можно работать по-боевому.


А. КРОСС.