0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (2766)
Памяти капитана Павла Николаевича Писарева - Сын Рыбака
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

апрель 1968 БМРТ 436 капитан Павел Николаевич Писарев

Капитана БМРТ-436 "Кристьян Рауд" Павла Писаревa я застал в каюте за необычным занятием, он объяснял своему сыну, шестилетнему Олегу, что такое залив. Парень никак не мог уловить, что часть моря, окруженная с трех сторон сушей, называется заливом.
Я внутренне улыбнулся - шестилетнему Олегу простительно. У нас сотрудница была. Вполне взрослая, даже в моря ходила. И то не могла отличить пролив от залива...
Мы обменялись с Павлом Николаевичем рукопожатием.
- С приходом!
— Спасибо!
- Как сработали?
— Встречали с музыкой. А вот сейчас не дают покоя. Четвертый день с утра до ночи всякие ко¬миссии. То местные, то запрыбовские.
С Николаичем мы знакомы не менее шести лет. И, честно скажу, он вызывает симпатию. Волевой, грамотный, реши¬тельный, прямой и смелый. В общем, настоящий рыбак. Да к тому же по¬томственный. Было где ему набраться человече¬ской и рыбацкой мудро¬сти. Родом он с вольного широкого Тихого Дона. С того самого "тихого", где гремела слава Степана Разина и Василия Буслаева, гуляла казацкая вольница. Да и сам Павел казацкого происхожде¬ния. А фамилия, видимо, досталась в наследство от далекого пращура — был наверное куренным писарем. Одним из тех, что сочинял знаменитое «Письмо турецкому сул¬тану».
Те времена прошли, их помнят в народе и исто¬рии. А вот что дед и отец — Николай Иванович — занимались рыбной ловлей, Павел помнит хорошо сам. Как же не пом¬нить, когда отец носит высокое звание заслуженного рыбака РСФСР. А сын? Павел Никола¬евич за успехи, достигну¬тые в развитии рыбной промышленности ЭССР, награжден орденом Ленина!
— Каждый год бываю у отца — рассказывает Павел — хожу с ним по-рой на рыбалку, на Дон. Как наловим чебаков, язей, сазанов да наварим ухи, отец говорит: «А ну, сын, попробуй нашей рыбки, пресноводной. Она, чай, лучше вашей морской». А потом просит рассказать о наших су¬дах, дальних морях.
Сыну рыбака есть о чем поведать промысловику Дона. После окончания в 1953 году Таганрогского мореходного техникума
три года плавал в Азовском море. А с 1956 — прибыл в Таллинн. Начал ходить в АТЛАНТИКУ НА СРТ вторым помощником капитана. Сейчас капитан-директор БМРТ.
К тому же не было случая, чтобы экипаж, возглавленный им, не выполнил рейсового задания. В 1963 году, помнится, экипаж СРТР-9097 где капитанил Николаич, установил в базе рекорд - дал более 12 тысяч центнеров рыбы за год. Вот так и идет этот замечательный человек от рекорда к рекорд, от успеха к успеху. Сильный, волевой, напористый, грамотный... Совершенно не случайно я взял эти эпитеты в начале рассказа о Павле Николаевиче. Остановлюсь только на одном – напористый. И немного раскрою его суть.
В последнем рейсе экипаж "Кристьяна Рауда"
получил задание испытать пелагический (разноглубинный) трал.
Замечу - испытать, а не внедрить, так как на всякие эксперименты давалось
только трое суток. Одним словом, если не выйдет, то "сливай воду". И что же?
Чертежи оказались про¬сто негодными. Трал не раскрывался как нужно и рыбу не брал. Можно было бросить затею. Но не таков был капитан. Вместе со старшим масте¬ром добычи Лембитом Каськом они продолжают поиски. Чертят, рассчитывают, кроят, пробуют. Сколько было неудач! Опять не падают духом. Советуются по радио с поляками (они в этом же районе ловили пелагическим тралом), с калининградским экипажем судна научно-исследовательского института. Пелагический трал стал работать.
Да еще как!
— Что это дало? — спрашиваю капитана Писаре¬ва.
— Что? Мы им выловили за полтора месяца 400 тонн рыбы. Он, пелагический трал, нам просто здорово помог. В Афри¬ке, например, рыба ночью не ловится. Она поднимается. Донным тралом ее никак не возьмешь. Суда становятся на якорь. Но мы работали. Уловы брали до сорока тонн за траление. А какая рыба! Чистая, просто любо-дорого смотреть. Вот отсюда и перевыполнение плана. Свой метод лова мы назвали комбинаторным.
Должен заметить, что БМРT-436 является первым среди судов Запад-ного бассейна, который освоил и внедрил в производство пелагический трал.
Вот она. цена упорства!
Павел Николаевич мечтает о будущем:
— Пелагический трал решит проблему лова сельди в Северном и Нор¬вежском морях. БМРТ смогут не только облавливать, но и производить баночную сельдь. Ею можно завалить всю европейскую часть нашего Союза. Она ведь пользуется неограниченным спросом и не залеживается в магазинах. Тут вам и проблема плавбаз, экономия времени на переходы, экономия топливa. Норвежское море не Патагония, куда наши БМРТ топали за... хеком.
Когда слушаешь капитана Писарева. то ловишь себя на том, что от его слов расширяется собственный горизонт. Он как бы раскрывает окно, за которым видишь и дальше и больше.
Haша беседа подходит к концу. И Олег, внук рыбака, громко говорит
— Папa, а я понял, что
такое залив!...

А.КВАШНИН
Памяти капитана Сергея Башкатова - ВСЕГДА В ПОИСКЕ - декабрь 1966 года
"Поиск" — это название стенной газеты СРТР-9080, где капитаном Сергей Башкатов.
— Придумав это название наш экипаж, как в во-ду смотрел — рассказывает второй, штурман Вольдемар Пикат. — Нам неоднократно в этом году приходилось бывать в поиске. Двадцатого августа судно вышло из Таллина и через неделю присоединилось на промысле к Норвежской экспедиции. Первые удачные дрейфы вселили в команду уверенность в том, что задание будет выполнено.
Но вскоре, в связи с изменившейся обстановкой, экипажу пришлось идти в поиск. На коллектив СРТР была возложена большая ответственность за удачный лов всей флотилии эстонских судов, работающих в водах Норвежского моря. В сентябре и октябре экипаж часто уходил в поиск и успешно. Сами брали помногу и другим обеспечивали возможность обильных дрейфов. Запомнились два дрейфа, когда взяли в один день 260 центнеров, а на другой же день уже 350 центнеров.
Тридцать одни сутки находилось в поиске судно. Начальник Эстонской экспедиции Б. Баринов всему личному составу СРТР-9080 выразил благодарность за умелое исполнение заданий.
Две бригады — добытчиков, под руководством мастера Валентина Гречихина и его помощника Куно Янсона и обработчиков, которых возглавляли мастер
Иван Kpестьянинов с помощником Валерием Санкиным — с начала промысла
вели борьбу за качество как свежья, так и полуфабриката.
3а 70 дрейфов экипаж при задании 373 тонны взял 417 тонн сельди. В рейсе намного раньше срока завершен и годовой план. В соревновании за достойную встречу 50-летия Великого Октября рыбаки судна имеют на своем счету
немало продукции в счет 1967 года.
Нужно отдать должное членам машинной команды, рефмотористу Геннадию
Трофимову, электрику Владиславу Пожидаеву и механикам. Они дружно выходили на подвахту, помогали обрабатывать уловы. Ими же проведен профилактический ремонт трёх двигателей, электрокомпрессора.
Причем, в заслугу механикам стоит поставить приведение в порядок палубных механизмов. После заводского ремонта они оказались в таком состоянии, что их нужно было "доводить" до работоспособного состояния на переходе и на промысле. Но и с этой нелегкой задачей члены команды справились с честью.
Стармех Всеволод Ерофеев поддерживал ценные начинания судовых рацио-нализаторов. Так, за этот период переделана и улучшена телеметрическая система. Показании нескольких приборов сосредоточены на одном пульте. Работа вахтенных облегчилась, а уход за механизмами стал более тщательным и квалифицированным.
Каждый трудовой шаг экипажа, его общественная жизнь находили отражение в стенгазете «Поиск». Вышло за рейс пять содержательных номеров. Хороши в них рисунки редактора -— рефмоториста Геннадия Трофимова. Как агитатор, он же провел несколько бесед о международном положении. Оживленный обмен мнениями состоялся при обсуждении Указа правительства по борьбе с хулиганством.
После кратковременного межрейсового ремонта экипаж вновь направится на промысел. В соревновании с СРТР-9031 команда 9080-го решила не уступать завоеванного первенства.

А. КРОСС,

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


На снимке: группа членов экипажа CPTP-9080 (слева направо) — матрос первого класса Б. Вайцкунас, мастер добычи К. Янсон, матрос второго класса В. Кобенко, третий механик Л. Латышев, матрос первого класса O. Ковтун, повар С. Румянцев, стармех В. Ерофеев, боцман A. Голубинский, рефмоторист Г. Трофимов, старпом Л. Румянцев.

Фоту А. Дудченко.
Памяти ветеранов УСЛ и ТБОРФ - ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

июль 1966 года



ЗАВТРА рыбаки и береговые работники рыбной промышленности будут вторично отмечать свой праздник — День рыбака Мы приветствуем этот прекрасный праздник тружеников голубых просторов!
Хочется оглянуться и вспомнить период создания океанического рыболовного флота Эстонии, первых организаторов, зачинателей и продолжателей трудного, но очень важного дела — выхода рыбаков Эстонии на просторы океанов, как росли кадры судовых специалистов, дальнейшие их судьбы.
Как известно, официально созданное управление сельдяного лова, ныне Таллинская база тралового флота, было оформлено приказом 1 января 1956 года по Министерству рыбной промышленности ЭССР. Руководство созданием этой организации было поручено молодому энергичному специалисту, окончившему ТМУ ММФ В. В. Чернухину. Он горячо взялся за комплектование личным составом первых восьми судов типа СРТ и РР, подготовку к отправке их на промысел, за отработку штата береговых специалистов.
Забот и трудностей у В. В. Чернухина и у всех нас было много. Не было ремонтной, технической и материальной базы. Большие трудности ощущали из-за недостатка причальной линии. Старый рыбный порт не мог вмещать всех наших судов под обработку и для ремонта.
Вообще все, что было связано с работой судов в Атлантике, для нас было делом новым, не изученным. Не было опытных кадров для судов, особенно механиков-дизелистов. В 1956 году было всего два старших механика, имевших право работать на судах типа СРТ с главными двигателями 400 л. с.
Несмотря на большие трудности, суда были в короткий срок полностью укомплектованы и смогли выходить на дрифтерный лов сельди в Северную Атлантику.
Затем начальником УСЛ был назначен Б. А. Галкин, который также приложил много сил и старания для дальнейшего развития флота и успешной его работы.
Первыми капитанами добывающих судов в то время были В. Hoop, Э. Котсенский. В. Заботин, В. Майзель, В. Ставрович, И. Клочко, Ю. Васильев и другие. Их помощниками работали Ю. Скучалин, Г. Белогорцев. Г. Бедяев, Л. Куприков, В. Петер, Л. Сонг, Г. Горский, И Зелка и другие. Старшими механиками судов были Н. Слюсарев, Ф. Колесник, И. Славицкий, Н. Логинов, Н. Синицын и другие. Вторыми и третьими механиками Ю. Шабунин, А. Тимофеев, В. Трофимов, В. Иванов, В. Кораблев и другие. Мотористами плавали А. Пужулис, Н. Неклюдов, В. Киселев и другие, которые прибыли на наши суда после демобилизации из рядов ВМФ.
Большинство наших механиков в то время не имело среднетехнического образования, а прошли лишь годичную подготовку на курсах.
Надо вспомнить и первых радистов судов.
Это — В. Чикин, Д. Шелудяк, Н. Волостин. Матросами-рыбообработчиками выходили в океан В. Пелих, Г. Ермаков, Е. Бичиков, П. Полищук, Г. Федоренко, Ю. Ильченко, Д. Бурлак и другие. Обязанности главного механика УСЛ с марта 1956 года были возложены на меня, а с 1958 г. меня назначили главным инженером. Были тогда и групповые механики отдела Главного механика. Это — Б. Максимов и В. Проскура, затем В. Смирнов. Должности диспетчеров исполняли В. Часовитин, Л. Борисов-Смирнов и другие. Снабжением судов занимались В. Новиков и В. Ильичев. Бухгалтерами были А. Музыченко, Б. Авдюшева, С. Бакланов и другие. Бес-сменным начальником планового отдела в течение десяти лет является Э. Райде. кассиром — К. Устинова, машинисткой — Г. Ровнина.
Первыми кадровиками являлись П. Кобзев, В. Лаане, Г. Петров и другие. Диспетчером управления был И. Самохвалов.
Первым планом добычи на 1956 год предусматривалось выловить сельди полуфабриката четыре тысячи центнеров. Для того времени такой план казался большим. А ведь теперь, кстати говоря, один БМРТ добывает за год 80—100 тысяч центнеров рыбы!
ВРЕМЯ шло. Быстро рос флот океанического лова. Постепенно УСЛ начало пополняться транспортными судами, такими, как плавбаза «Украина», «Урал» и другими. Из года в год росли наши производственные планы. Росли и кадры специалистов судов и береговых работников. Постоянно повышали квалификацию на курсах механики, штурмана, пополнения из мореходных училищ почти не было.
По-разному сложилась судьба первых наших кадровых работников. Но почти все они остались трудиться на судах флота, в отделах и службах.
Менялось и название нашего предприятия. К ноябрю 1964 года состав флота достиг уже около 100 судов. В это время произошло разукрупнение — рыбопромысловый флот был разделен на две самостоятельные базы ТБОРФ и ТБРФ. Начальником ТБРФ был назначен опытный в рыбной промышленности В. В. Чернухин, награжденный в 1961 году за успехи в развитии рыб-ной промышленности орденом «Знак Почета». В составе ТБРФ теперь 21 судно.
Траловый флот, который пополнился за эти годы крупными судами типа БМРТ, стал одной из ведущих добывающих организаций Эстонии. Сейчас в Таллинской базе тралового флота 73 траулера. Часть судов из ТБТФ передано рыболовецким колхозам республики.
Выросла за эти годы и материально-техническая база рыбной промышленности, в том числе новый рыбный порт со значительным количеством причалов, крупный цех межрейсового ремонта, построено большое количество складских помещений. В состав рыбной промышленности вошел судоремонтный завод, нефтебаза. Выросла на 1966 год и задача по добыче. Планом предусмотрено выловить 1390,6 тысячи центнеров, это более чем в 20 раз по сравнению с l956 годом.
За эти годы многие наши кадровые работники получили средне-техническое образование, стали командовать крупными судами накопили большой опыт. Повысилась их роль в решении производственных задач, в общественно-политической жизни судов и предприятий Часть лучших тружеников была награждена орденами Советского Союза, многие стали отличниками социалистического соревнования, ударниками коммунистического труда. Так, например, И. Агеев и Л. Сонг за достигнутые успехи в развитии рыбной промышленности в 1961 году удостоились высшей правительственной награды СССР. Им присвоено звание Героя Социалистического труда. Оба они сейчас возглавляют экспедиции судов ТБТФ. Выросли до капитан-директоров крупных
судов И. Клочко, награжденный в 1963 году орденом Трудового Красного Знамени, Ю. Скучалин, П. Писарев, награжденные орденом Ленина, Г. Белогорцев и другие. От матросов до капитанов СРТ прошли путь Ю. Ильченко. Д Бурлак, от
повара до старшего помощника капитана вырос Е. Сахаров. Старшими механиками cудов типа БМРТ и СРТР стали Б. Максимов, награжденный
в 1963 году орденом «Знак почета», Б. Лазарев, награжденный орденом Трудового Красного знамени, Н. Тимофеев и другие. От мотористов до старших механиков СРТ и СРТР выросли Н. Неклюдов. А. Пужулис и другие. От матроса до помощника капитана по производству БМРТ вырос Г. Ермаков, награжденный в 1964 году за успехи в развитии рыбной промышленности медалью "За трудовую доблесть". Г. Ермаков является отличником социалистического соревнования рыбной промышленности СССР. Успешно трудятся и другие наши товарищи. Многих из тех, кто был первым, можно по праву назвать ветеранами рыбной промышленности ЭССР. Они отдали много труда и здоровья для выполнения семилетнего плана, делу улучшения технической эксплуатации судов, сокращению простоев в порту и на промысле.
Еще более высокие задачи поставлены перед рыбаками Эстонии по пятилетнему плану на 1966—1970 гг. "
Годы становления, оснащения флота и большого труда за эти десять лет не прошли даром. Многое сделано, но многое предстоит еще сделать труженикам голубых просторов. В настоящее время наши предприятия стали крупными. Таллинская база тралового флота и Таллинская база рефрижераторного флота располагают почти всем необходимым, чтобы еще лучше решать производственные задачи первого года новой пятилетки. Способствовать этому будет пополнение флота крупными добывающими и транспортными судами, повышение ответственности всех от малого до большого руководителя за порученное дело, каждого на своем участке, опыт и знание, накопленные нашими ветеранами за эти годы
Всех, кто был первым в наших рядах и кто несколько позднее встал на нелегкий рыбацкий путь, хочется поздравить с праздником — Днем рыбака, пожелать всем доброго здоровья, успехов в труде на благо нашего народа — труженика, творца нового.

С. ПЕТРОВ. старший инженер МСС ТВТФ.
Празднуют рыбаки и моряки. День рыбака в ТБОРФ - 12 июль 1967 года
Около тысячи работников Таллинской базы тралового флота, членов
их семей и гостей прибыло 9 июля на празднование Дня рыбака в Вя-
эна-Йысуу. В 11 часов состоялась краткая торжественная часть.
Открывая праздник, начальник ТБТФ Н. И. Поротиков горячо позд-
равил собравшихся. В этот день, сказал он, стало оброй традицией
подводить итоги работы, выявлять неиспользованные резервы, делиться
опытом, намечать новые трудовые рубежи. Претворяя в жизнь решения
XXIII съезда КПСС, в социалистическом соревновании в честь 50-летия
Великого Октября более 20 экипажей уже выполнили план первых двух
лет пятилетки на 70—90 процентов. В том числе СРТ-4425 (капитан т. Иль-
ченко), СРТ-4244 (капитан т. Прудцев), СРТР-9082 (капитан т. Пиро-
женко), БМРТ-355 (капитан Белогорцев), БМРТ-368 (|капитан т. Писарев)
и другие.
В целом база значительно перекрыла полугодовой план по реализации продукции, прибыли, рентабельности, выпуску мороженой продукции и филе; выполнено и задание по добыче рыбы.
За достигнутые успехи около 400 работников ТБТФ к Дню рыбака от-мечены наградами и другими видами поощрений. Капитан-директору Г. Белогорцеву присвоено звание заслуженного рыбака Эстонской ССР, капитанам Н. Трунову, А. Романову и другим вручены почетные грамоты Президиума Верховного Совета Эстонской ССР. 20 передовиков награждены значками «Отличник социалистического соревнования рыбной промышленности.
Многие работники плавсостава награждены ценными подарками, 71 — почетными грамотами, большой группе об'явлена благодарность.
Затем начались выступления участников художественной самодеятельности. Горячими аплодисментами сопровождался каждый номер праздничной программы, подготовленной маленькими артистами пионерского лагеря «Космос». Танцы, песни, акробатические номера они выполняли четко, искусно. Испанские народные песни спели Консуэло Куэто и Лидия Лапшина.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Консуэло Куэто и Лидия Лапшина, работницы ТБТФ - июль 1967 день рыбака

Многолюдно было возле шахматного стола. По пять пар шахматистов вступали здесь в состязания на 64-клеточном поле.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

шахматный турнир - июль 1967 день рыбака


Многие приняли участие в соревнованиях по поднятию двухпудовой гири. Больше всех выжал ее боцман СРТ-4511 В. Кудрявцев.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

боцман СРТ-4511 В. КУдрявцев - июль 1967 день рыбака

И вот поспела традиционная рыбацкая уха. Готовили ее под руководством старшего инспектора отдела кадров Татьяны Дмитриевны Таракановой три повара: Владимир Устьянов, Николай Батурин, Сергей Румянцев. Чистили картошку и другие работы выполняли, матросы Василий Семенков, Анатолий Егоров, Николай Матвиенко, Никита Мегель, Николай Шабельников, Николай Смаглюк, Виктор Попов, а также Надежда Румянцева и Александра Шабельникова.
— Хороша уха, удалась на славу! Спасибо поварам, — таково было общее мнение всех, кто отведал ее.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

уха на свежем воздухе - июль 1967 день рыбака


Соревнования по волейболу, футболу, народные игры, танцы, песни оживляли картину празднества, свидетельствовали о хорошем настроении и хозяев, и гостей торжества.
Погода в этом году не баловала рыбаков. Но в день рыбацкого праздника она выдалась на диво теплой и солнечной.
...Четыре рейсовых автобуса до отказа забитые работниками Таллинской базы |рефрижераторного флота взяли курс к местечку Кохила, где должен начаться празд-ник.
А еще раньше, с вечера, туда отправилась группа работников базы, чтобы разбить палаточный лагерь. Ее возглавлял инструктор по спортивно-массовой работе В. Волков.
"Добро пожаловать!" — встречает приехавших огромный транспарант. А в ложбинке, уютно прислонившись к склонам, белеют лагерные палатки. По центру, у группы сосен, стоит об'емистый котел. Понятно, без традиционной ухи не может быть рыбацкого праздника!
Люди устраиваются быстро. Bот уже мелькают загорелые спины. Кто-то пробует воду в речке. Немного холодна. Но разве можно на это обращать внимание, если над головой безоблачное небо, щедрое солнце, а у каждого — хорошее настроение,
...Смех, шутки, веселье. К двум часам дня к микрофону, установленному у радиопалатки, подходит начальник Таллинской базы рефрижераторного флота В. В. Чернухин. Он сердечно поздравляет работников базы с Днем рыбака, рассказывает о делах тружеников моря, желает всем доброго здоровья, успехов в труде, счастья в личной жизни. Звучит над лагерем гимн Советского Союза, на флагштоке взвивается красный стяг. Его поручено поднять старшему механику плавбазы "Ио-ханнес Варес" Игорю Леонтьевичу Ильину.
У палаток хлопочут повара-любители. Поднимается дымок и у походной кухни. Уху готовят везде. Об'явлен конкурс на лучшее ее приготовление. Но вряд ли члены жюри смогли точно определить, у кого она получилась лучше. Если в меру судака, угря, окуня, картофеля, лаврового листа, перца — она всегда будет наваристой и доброй. Поэтому Вера Петрова об'являет:
— Победителей определить трудно, все умеют варить уху. Приятного аппетита, товарищи!
До позднего вечера шли спортивные игры, соревнования. А уже когда сумерки над лагерем сгустились и появились на небе первые звезды, у палаток вспыхнули костры. В это же время участники художественной самодеятельности под руководст-вом старшего инженера механико-судовой службы Н. Алимбаева дали концерт.
Не забыли и тех, кто в море. В их честь были произнесены здравицы, подняты тосты.
В течение двух дней работники Таллинской базы рефрижераторного флота находились в выездном лагере. Рыбацкий праздник явился одновременно и итогом проделанного, и рапортом работников рефрижераторного флота Родине о том, что они сделают все, чтобы достойно встретить 50-летие Великого Октября, дать стране как можно больше рыбной продукции.

А. КВАШНИН. (Наш спец. корр.).
Памяти капитана Владимира Николевича Плешакова - Встречи в Гаване

Владимир Николаевич Плешаков - 1963 год СРТР 9062


15 сентября СРТР-9062 вышел из Таллина в район Джорджес банки. Несмотря на неблагоприятную промысловую обстановку, экипаж за два месяца добыл 211тонн сельди. 4 декабря с грузом сельди судно вышло на Кубу.
Пока шли выгрузка, мы осмотрели столицу Кубы Гавану. Город очень красив. Гавана утопает в зелени тропических растений. Ее улицы и площади залиты лучами южного солнца, гаванская "зима", как нам показалось , намного жарче нашего прибалтийского лета.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Где бы мы ни появлялись, жители Гаваны тепло и радушно встречали нас, пожимали руки, приветствовали на русском языке:
- Хорошо!
- Добрый день!
Однажды поздним вечером, возвращаясь из города в порт, мы заблудились. Двое кубинцев сразу же вызвались проводить нас, хотя идти им нужно было в противо-положную сторону.
Нам довелось побывать на табачной фабрике, посмотреть, как трудятся рабочие Гаваны. Один из рабочих сказал нам:
— После работы мы два часа занимаемся на общеобразовательных курсах, потом проходим военную подготовку или охраняем порядок в городе. Наш народ един, и мы в любой момент готовы защищать нашу Родину.
Во время выгрузки сельди мы крепко подружились с кубинскими докерами. Причалы в Гаванском порту хорошо механизированы. Но наши друзья никак не могли освоить нашу кран-балку. Пришлось обучить их, показать, как сподручнее управиться с выгрузкой. Докеры Гаваны быстро освоились с делом, и выгрузка сразу пошла быстрее. Мы недолго пробыли на героическом острове Свободы, но приобрели там многих верных друзей.
Попрощавшись с Гаваной, взяли курс в Норвежское море. На девятнадцатые сутки были в районе промысла.
За 12 суток добыли 43 тонны сельди, что на 13 тонн больше плана.
Хорошо потрудились в рейсе старший штурман О. Спирин, механики В. Кириллов и Ф. Россимяэ, матросы А. Петунин, И. Ахтеяйнен, дрифмастер А. Трей и другие члены экипажа.
В. ПЛЕШАКОВ,
капитан СРТР- 9062
Памяти капитана Семена Эйдельнанта - Снова в родном порту
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


капитан БМРТ-441 Семен Эйдельнант - июль 1967 года

Около 100 членов семей, родственников и друзей встречали 21 июля в Таллинском новом рыбном порту экипаж большого морозильного рыболовного траулера 441 "Эдуард Сырмус" (капитан Семен Эйдельнант).
Успешно завершив задание, БМРТ доставил в Таллин более 500 тонн рыбопродукции, много рыбной муки колхозным и совхозным животноводческим фермам.
Как каждый рейс и этот имел свои особенности, оставил в памяти моряков
немало интересных событий и впечатлений.
- Для нашего коллектива, — говорит старший мастер добычи Лембит Каск, — характерным явилось бережное отношение к промвооружению. Сделано 600 тралений и не потеряно ни одного трала. А ведь из матросов-добытчиков только один раньше ходил на промысел — все остальные были новичками. Мастерам добычи Богдану Прокопчуку и Алексею Калинину пришлось развернуться, чтобы на ходу обучить своих подчиненных методам и секретам лова.
Производственная работа шла нормально. Поэтому большое внимание было уделено учебе, отдыху экипажа. И главную роль сыграла инициатива самих членов команды. Наш культурник, моторист первого класса Петр Дроздов сумел найти контакт с активистами, - сообщает первый помощник капитана Виктор Юрман.
Матрос коммунист Николай Булычев и повар комсомолец Валерий Шульгин сами сделали все устройства для игры в корону. Деятельное участие в составлении и про-ведении викторин приняли матросы Александр Сливко и Яков Вокалюк. В состязаниях народных игр — гиревиков часто впереди оказывался матрос Николай Сердитый. Уже сама фамилия говорит, что по поднятию гири он вряд ли кому уступит первенство. Призы в этом виде состязаний обычно доставались ему. Организатором многих культурных мероприятий как и полагается, выступала комсомольская организация во главе со своим вожаком матросом Владимиром Кучеренко. Конкурсы на лучшего танцора, певца, декламатора привлекали много и участников и зрителей.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

БМРТ -441 Эдуард Сырмус - июль 1967
Полста человек за рейс отметили вместе с товарищами дни своего рождения. Уже с утра по судовой радиотрансляции виновнику торжества приносились поздравления и пожелания трудовых и личных успехов. И надо сказать, в эти дни «именинники» работали как никогда хорошо и четко. Подтверждением вообще высокой дисциплинированности команды является тот факт, что за весь рейс на судне не было ни одного нарушения, не вынесено ни одного взыскания.
Открытки, яркие с надписью "С днем рождения" и подписями товарищей, получал каждый "новорожденный".
И ясно, событием для всего коллектива оказалась радиограмма с далекого родного берега в адрес матроса Якона Вокалюка. В ней сообщалось о рождении дочери. Со-ратники по труду радовались этому событию вместе с Яковом.
Вместе со старшим матросом Михаилом Самойло слушали рыбаки судна песни, которые передавала в его адрес радиостанция «Атлантика» по заказу его девушки.
Уважением в коллективе пользовалась врач Тамара Григорьевна Копанева,
пришедшая на "Эдуард Сырмус " с БМРТ-333. С одного из судов соседней
флотилии нашего Западного бассейна доставили больного. Срочно требовалась операция. У больного оказался аппендицит. В кают-компании срочно развернули походный лазарет. Помогал чем можно врачу рефмоторист
Дмитрий Акопян. Операция прошла удачно. Больной быстро выздоровел,
вернулся на свое судно и прислал оттуда горячу благодарность врачу Тамаре Капаневой. Потом с другого судна доставили больного рыбака. И его вылечили, поставили в строй трудоспособных.
Техническая учеба шла по заведенному распорядку. Труднее было с освещением международной, сложной в этот период обстановки, так как, естественно, литература, периодическая печать запаздывала.
Все же партийная организация (секретарь электромеханик Сергей Андриец) и первый помощник капитана Виктор Юрман сумели организовать четкую политинформацию через судовую трансляцию.
Члены партбюро мастер добычи Алексей Калинин, машинист рыбомучной установки Николай Будак и другие хорошо справлялись со своими партийными поручениями -быть старшими информаторами.
Первый помощник капитана Виктор Юрман, приняв по радио
сообщения о Тезисах ЦЛ КПСС к 50-летию Великого Октября,
провел о них беседы с личным составом. Оживилась наглядная агитация.
оформлены стенды: "Эдуард Сырмус", "За коммунистический труд", "Пятилетка рыбной промышленности" и другие.
Неослабно следила команда за ходом соревнования с БМРТ-436 «Кристьян Payд». Каждую декаду оба экипажа обменивались своими показателями.
Кроме того, специальный график отражал работу вообще всех БМРТ Таллинской базы тралового флота, находящихся на лову в водах Южной Африки. Это были БМРТ-350 "Эвальд Таммлаан", 368 "Оскар Лутс", 431 «Каскад» и, конечно, 436 "Кристьян Рауд".
В этом графике отражались все показатели: расфасовка, упаковка, изготовление муки, заморозка, производство филе, стоимость 1 тонны рыбы, процент выполнения рейсового задания, а также суточные уловы и т. д. Сравнительная таблица здесь же показывала состояние дел на БМРТ-441 и соревнующемся 436.
Таким образом обеспечивалась гласность соревнования, каждый член
экипажа "Эдуарда Сырмуса" имел полную ясность на своем участке.
Конечно, всегда интересовала рыбаков жизнь на судах соседних флотилий.
Хорошее впечатление оставила встреча с черноморским танкером "Поти". Черноморцы прибыли на «Эдуард Сырмус», поделились своим опытом, а затем дали большой концерт. Выступление художественной самодеятельности черноморцев оставило глубокий след, Подсказало как занимательно строить
свои творческие вечера.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

встреча БМРТ-441 - июль 1967
И нот судно в порту. Прошли торжественные минуты встречи. И вновь на «Эдуарде Сырмусе» трудовая напряженная обстановка. Начался важный, решающий, заключительный момент рейсa - сдача рыбопродукции в порту.
В море вся продукция на плавбазы и рефрижераторы сдавалась только первым сортом. Не хуже требуется сдать и в порту.
Вот почему сейчас наступил ответственный момент у народных контролёров.
Сегодня наблюдают за ходом сдачи члены группы народного контроля - старший матрос Михаил Самойло и официантка Валентина Димченко. Пожелаем им успеха, чтобы удачное начало и ведение промысла имело и хороший заключительный трудовой аккорд.

А. KРОСС.
Памяти капитана Валентина Елисеева - Трудный рейс
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.



Необычная промысловая обстановка сложилась нынче для рыбаков, про-мышляющих в водах Северной Атлантики. Кратковременные затишья вдруг сменяются то резкими шквалистыми, то затяжными штормовыми ветрами, — ненастной погодой, которой могут противостоять только отважные и мужественные моряки, привыкшие самоотверженно переносить любые невзгоды.
Когда на море волна разыгрывается до шести-семи баллов, непривыкший к такой «болтанке», иной теряет уверенность в свои силы, «скисает» и почти не в состоянии что-либо делать. А для рыбаков — это «рабочая» погода. Пусть палубу небольшого рыболовного траулера заливает волна, и он носом зарывается, чтобы снова взобраться на очередной гребень, пусть в снастях надрывно гудит свирепый норд-ост — рыбаки ставят порядки сетей или трал, если прогноз не обещает усиления шторма. В такую погоду они и обрабатывают уловы, будь они незначительны или обильны, сдают их на плавбазы или рефрижераторы. В таких условиях ра-ботал в последнем рейсе, с конца декабря прошлого года почти до половины апреля, и экипаж среднего рыболовного траулера 4282.
Не радостным было то время. Ход у судна небольшой, не спрячешься от шторма - далеко до шхер Фарерских островов. И судно становилось носом на волну, выжидая, когда появится "окно" в ненастье, чтобы выметать порядок. Капитан Валентин Елисеев знал: упустишь возможность - пойдешь в порт без плана. Первый раз он возглавлял экипаж судна и понимал, что отвечает за все - и за выполнение рейсового задания, а оно было внушительным - 3940 центнеров, и за людей, которым предстояло решить эту задачу, и за безопасное плавание.
Помнил Елисеев — ему, как никогда, надо было оправдать оказанное доверие. Перед уходом в рейс стал кандидатом в члены Коммунистической партии, обещал делом доказать, что связавший свою судьбу с партией обязан всеми своими по- мыслами и делами осуществлять ее идеи.
С первых дней рейса экипаж принял на себя обязательство - достойно встретить 50-ю годовщину Советской власти, добиться экономии горюче-смазочных материалов на два процента, промвооружения - на один процент, сдать добытую рыбу сортностью выше плана на полпроцента. Выполнить рейсовое задание на сто пять процентов, а годовой план - к пятому декабря. Вступили в соревнование со средним рыболовным траулером 4545, который работал в этом же районе, в одинаковых условиях.
Теперь оставалось главное- успешно решить судьбу плана и обязательств.
Капитан советовался со старшим мастером добычи Сергеем Малюгиным:
_ прогноз неутешительный, обещают штормовую погоду. Какой порядок будем ставить?
- Да как другие, так и мы. Зачем зря рисковать. Семьдесят-восемьдесят сетей - и хватит.
- Все это правильно, -говорил капитан. – Но надо не забывать: больше
сетей - больше рыбы. Команда у нас сборная, но новичков в дрифтерном лове нет.
Ребята сноровистые, дружные.
И находилось одно решение - ставить порядок из ста десяти сетей. Иногда Валентин Елисеев с опасением ждал конца дрейфа: оправдается ли принятое решение, не потеряется ли порядок от изобилия сельди при выборке или из-за шторма.
Но когда наступало серое северное утро и начинала урчать сетевыборочная машина,
Сеть за сетью поднималась на борт через сететряску и на каждой из них было семь-десять килограммов сельди. За дрейф шесть-семь тонн - неплохо. Значит, риск, которого опасался дриф, оправдан.
И снова напряженная трудоемкая работа всего экипажа. Пятьдесят три дрейфа сделано за рейс, но не было утеряно ни одного порядка. Это не случайность, а результат анализа обстановки, учета прогноза погоды, аккуратности при выборке порядков. Да и опыт капитана, сделавшего за время работы в базе на различных должностях семнадцать рейсов в Северную Атлантику, тоже пригодился.
Не в лучшей обстановке пришлось работать судну и в Северном море, куда оно перешло из Норвежского на траловый лов. Большое скопление судов, тяжелые грунты, штормы не раз приводили экипаж к разочарованию. Но все на траулере видели — капитан- знает свое дело и работали, не зная усталости. Пусть за траление поднимали зачастую десяток центнеров рыбы, все же не впустую трудились. А больше тралений - больше и рыбы. Эта прописная истина была известна каждому. Поэтому никто не сетовал, когда мастер добычи Март Селарт заставлял команду верхней палубы ремонтировать трал. А он рвался часто.
Добытчики довольны машинной командой. Под руководством старшего механика, комсомольца Калью Хурма она безупречно выполняла все то, что положено делать в море, на промысле.
Тридцать девять тралений было сделано в этом рейсе. И почти все они были оправданы уловами.
И вот рейс завершен. Позади сто двенадцать суток. Восемьдесят девять из них — промысловых. Судно пришло в порт с нелегкой трудовой победой. Добыто 4150 центнеров рыбы, Задание перевыполнено. Успешно выполнены и социалистические обязательства. Как говорят члены команды, эта победа одержана благодаря упорству и умению капитана не только добывать рыбу в трудных условиях промысла, но и его умению сплотить экипаж на достижение поставленной цели.

Л. КАБАНЦЕВ
Памяти капитана Вячеслава Богданова - Героический рейс "Урагана"
Еще за час до прибытия спасательного судна «Ураган» на причале собрались десятки людей. Серые краски хмурого дождливого утра отступают перед огнем пламенеющих гвоздик, гладиолусов. Люди пристально вглядываются в морскую. даль, с минуты на минуту ожидая прибытия «Урагана».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Прикрытий громадой плавбазы «Фридерик Шопен», он появился совсем неожиданно. И сразу оживление среди встречающих. Стремительный бег судна сменяется медленным, торжественным. Оркестр играет встречный марш.
Это незабываемый миг, когда судно приходит в гавань. И сколько бы раз моряку ни приходилось переживать минуты встреч, этот день — всегда праздник.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Судно ошвартовалось. Спущен трап. На борт поднимаются друзья и близкие моряков, представители общественности. Об'ятия, поцелуи, рукопожатия, поздравления, букеты алых гвоздик.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Но вот проходят первые минуты. Прямо на палубе «Урагана» председатель базовогo комитета профсоюза В. Хейнмаа открывает митинг, посвященный прибытию «Урагана» в Таллин. С приветственным словом к экипажу обратился начальник базы рефрижераторного флота В. Чернухин. В своем выступлении он сказал:
— Разрешите от всего коллектива ТБРФ приветствовать вас в родном порту. Самоотверженную помощь «Урагана» довелось испытать многим судам рыбопромыслового флота, попавшим в беду. 27 июни вами был совершен подвиг, спасены жизни людей с транспортно-го рефрижератора «Константин Ольшанский»,
спасено судно. Большое вам спасибо за ваш героический труд! Наш коллектив гордится вами!
С прибытием в Таллин поздравил экипаж секретарь партийной организации ТБРФ Я. Бломберг. От имени команды выступили председатель судового комитета Р. Э. Хардма и матрос первого класса курсант А. Георгакопулос. Они коротко рассказали о рейсе, поблагодарили за горячий прием.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Зачитывается приказ по базе. За 15 часов «Ураган» покрыл расстояние в 227 миль и подошел к терпящему бедствие «Константину Ольшанскому». Битва с огнем была выиграна. Почетные грамоты вручаются капитану В. Богданову, старшему помощнику Ю. Аверину, водолазу В. Парменову и многим другим членам экипажа. Наиболее отличившиеся при тушении пожара будут представлены к правительственным наградам.
Экипажу судна был вручен памятный подарок -картина с изображением яхты. На ней подпись: «Экипажу МСБ «Ураган» от коллектива ТБРФ. В память о героическом спасении в Атлантическом океане ТР «Константин Ольшанский»
27—29 июня 1966 года.»
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Митинг закончен. Теперь моряков ждет заслуженный отдых. Пожелаем им хорошо провести вpемя на берегу.
Г. ОЛЬШАК.
Памяти капитана Георгия А. Мамренко
«Корабль « дураков»» за «Железным занавесом»

Кто знает, что такое счастье? Существует ли строго научное или, хотя бы, понятное философское определение такого состояния человека? Я не имею ввиду какое-то мимолетное состояние эйфории в моменты гормонального вброса у юных и молодых людей.
Чаще всего осознание обладания когда-то «счастьем» происходит много позже проявления самого события - «счастья» - в какие-то моменты спокойного и слегка тоскливого воспоминания о прошлом на фоне общего отсутствия «счастья» и даже «эйфории». В минуты грусти мы судорожно перебираем воспоминания – было же оно, счастье, простое и незамысловатое, рабоче-крестьянское, как не быть – и вот уже память услужливо предлагает варианты на выбор …
Само название судна ( назвать его гордо «кораблем», не поворачивается язык) – патрульно-посыльное - было достаточно дурацким. Что оно патрулировало так и осталось не ясным, а быть у кого-то на «посылках», ясное дело, обидно и унизительно. Но требовать глубокого смысла в административно-канцелярских терминах, утвержденных обрусевшими «Теносаарами», «Сиемерами» и «Маадо», по многу лет заочно и без отрыва от производства завершавшими не только средне-техническое и высшее, но и среднее школьное образование, наивное желание.
Этот затертый «СРТ-ешка» прошел все круги рыбопромыслового Ада, чтобы впасть в сладкий старческий маразм патрульно-посыльной беготни, прежде чем, быть окончательно разделанным на металлолом в Дании. Под стать ему был и его экипаж с капитаном во главе. «Мамро» , чья фамилия некогда звучала как звуки победных фанфар над трудовыми успехами Таллинской Базы Океанического Рыболовного Флота, в те дни уже точно соответствовал своему странному прозвищу. Тотально алкоголизированный, он реально «задубел» внешне в своей коричневой, изборожденной глубокими морщинами коже и «отвердел» внутренне душой как камень – он превратился в благородный на вид и замшелый «памятник» прошлому красавцу-человеку Мамренко. «Куо вадис?! – спросили бы его предки - Сик транзит мунди! –ответили бы мы им сегодня»
""

Георгий Мамренко - капитан СРТР-9122, 1962 год


Подбор остальных немногочисленных - 13-14 - членов экипажа вызывает только сплошные вопросы без ответов. Так варят солянку простолюдины, сваливая в общий котел все мясное, что вызывает слюноотделение или вот-вот потребует немедленной утилизации, а выбросить жалко. Наличие легкого «душка» в этом случае приветствуется кулинаром. Это было тем более странно, что судно совершало беспрестанные заходы в инопрты, представляло облик СССР за «железным занавесом».
В экипаже были и свои брильянты. Мне очень импонировал наш кок, молодой мужчина лет 33-х, жгучий брюнет с голубыми глазами, лицом Иисуса Христа и фанатично влюбленный в свою … профессию!
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Наш кок Соснин с 4511 с Фундадором и Белочкой


Свою семью он любил также пылко. Необычайно культурный и вежливый, я бы даже сказал излишне нежный к людям, он был мастером спорта по самбо. О чем мы неожиданно узнали при одном брутальном случае на судне.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

это наши мужики с СРТ 4511 - Самойлов Гена 3-й помощник слева
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


слева радист Генадий Клепиков : в центре Володя Сомов, рулевой ; справа стармех Валентин Николаевич Болденков на СРТ 4511

Ах-да!? Как я попал на патрульно-посыльный СРТ сразу по окончании ТМУРП? Убей бог, не пойму и сегодня! Был-ли это подарок судьбы, тонко продуманная и выполненная акция умницы-отца или столь неуклюжая и неудачная попытка насолить отцу его недругов? Может быть, и то и другое и третье, как мясной ассортимент в той солянке. Но ее невероятный вкус пленяет мое интеллектуальное обоняние и сегодня!
Первый короткий рейс я делал еще в качестве практиканта со своим коллегой и товарищем по мореходному училищу со старшего курса Валерой Серовым. Почему Валера, начальник РТС, поспешно сбегал с судна, суетливо передавая мне дела, я не догадывался. Ни о чем мне, наивному идеалисту, не говорили убегающие от моего взора Валерины глаза, часто шмыгающий нос и бледноватое и влажное от пота лицо. Валера был неплохим специалистом в своей профессии, но физически был несколько слабоват, худощав и невысок ростом. К чему я это говорю, вы поймете позже … соотношение промилле на килограмм веса у него было низкое. Да и нервная организация его личности, похоже, была тоже тонковата - вернее, слишком деликатной.
Патрульно-посыльное судно – ППС – осуществляло необычные для советского предприятия функции. Оно принимало прямо на рыбном промысле , в море, радиозаявки от кораблей Объединения Океан-Эстрыбпром в основном на закупку в иностранных портах скоропортящихся продуктов: яиц, молока, фруктов и овощей, куриного мяса. Подкупали и всякую иную мелочевку вплоть до новых лоций штурманам и запчастей для судовых механизмов, лекарств и хлебобулочных дрожжей. Бывало, что ППС транспортировали туда и обратно серьезно заболевших моряков.
Надо признаться, что формально Советская Власть учитывала негативные стороны посещения заграницы советскими людьми и принимала жесткие меры к недопущению возможных эксцессов и провокаций.
Подавляющая часть экипажей судов Океан-Эстрыбпром получала один заход в инпорт в полгода на два-три дня, но чаще командование сокращало срок пребывания до суток. На берег сходили небольшими группами по списку во главе с ответственным офицером. Расходиться членам группы строго запрещалось, и время посещения иностранного города резко ограничивалось 3-4 часами. Опоздание группы было сравни с ЧП. Более одного посещения моряком города за заход в инпорт не приветствовалось.
Валюта рассчитывалась – обсмеетесь – только из расчета числа дней пребывания судна в … иностранных водах. Как капитаны исхитрялись вообще «накапать» эти дни на переходах , учитывая, что рыбку ловили в основном в международных водах, трудно себе представить. В результате матросы в инпорту за полгода плавания получали валюту в размерах достаточных, прокатиться несколько раз на автобусе, сходить в кино … купить дешевого вискаря. Несколько лучше был доход комсостава – радист, например, получал около 30 фунтов! Большая часть валюты попадала к морякам уже дома позднее в виде валютных чеков-бон, которые они могли отоварить в специализированных магазинах «Березка».
Нашему ППС удавалось совершить от одного двух-трехдневного до двух краткосрочных заходов в неделю в порты Франции или Англии. Достаточное, по объемам нашего трюма, число заявок я принимал часто на лету еще до возвращения на промысел с грузом.
Как вы понимаете, во времена СССР это судно в «грамотных» руках могло бы стать «золотым» - столь вожделенные и редкие во времена «железного занавеса» посещения заграницы, возможность получения иностранной валюты на руки и «отоваривания» ее в настоящих «шопах» были мечтой каждого рыбака. Но достался весь этот шик нам … советским людям с ППС, людям новой формации, большинство из которых, образно говоря, ничего слаще «свиных хвостов не едало» и смутно представляло куда они попали, какие возможности им открываются и как этими возможностями можно было бы распорядится.
Уже сегодня, с высоты моего опыта, я сожалею, что некому было подсказать «генералу» нашего Объединения, что экипаж ППС надо было набирать исключительно из сыновей членов экипажей танкеров Выру, Лейнер и им подобных кораблей - из молодых людей и мужчин с детства прошедших закалку на устойчивость к западным прелестям и соблазнам. Нет, не подумайте плохо, морально устойчивыми оказались все моряки ППС, но, вот, некая слабость, приведшая к далеко идущим последствиям, имелась у большинства. И чем архаичнее был моряк ППС, тем сия слабость проявлялась катастрофичнее.
Таким особо «невосприимчивым» к соблазнам, отчасти и по молодости лет и спортивного образа жизни, оказался ваш покорный слуга. Конечно, ежедневные шикарные застолья с помидорчиками, огурчиками, жареными курочками и фруктами он не обходил, но море «израилеванное» алкогольных напитков напрочь отрицал. А каков уровень соблазна? Вообразите себе плавучий «ликер шоп» - два-три десятка наименований виски, бренди, вермутов, ликеров и все это ящиками. На закуску ящиками шоколад и шоколадные конфеты, печенья, кофе, кола и консервированные фрукты. А экипаж ..., временами, всего 12 человек!
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

4511 матрос рулевой Володя Сомов

Откуда такое роскошество, этот «пир во время чумы» - спросите Вы? Существует на диком западе (или востоке Европы) традиция у портовых торговцев-«шипчандлеров» выплачивать премиальные подобным покупателям посредникам-ППС продуктовыми и алкогольными товарами. Все легально! Вот и представьте себе, что экипаж БМРТ 90 человек, и заказали «скоропорт» 4-5 кораблей одновременно, и это повторяется каждую неделю. Уже через месяц матросы в кают-компании вяло ковырялись вилками в ресторанных блюдах и оставляли недоеденными деликатесы, к фруктам уже никто не прикасался, а овощи в тарелках брезгливо сгребали в сторону. Расстроенный кок с заискивающим лицом бегал среди моряков и расспрашивал «что приготовить на завтра». Фантазии кулинара не хватало. Отсутствие аппетита имело и еще одну причину - алкоголь в больших количествах.
В малых дозах алкоголь играет роль аперитива, подстегивает аппетит, но постоянное его потребление приводит к обратному результату. Обилие шоколада на судне и ему подобных сладостей упрощало вопрос с обязательной закуской, но еще сильнее отбивало аппетит. Наш кэп вообще стал показываться в кают-компании раз в неделю. С помятым лицом он садился за стол, вяло ковырял пару раз в тарелке, зацепив помидорчик или картошину, и, шумно выдохнув неусвоенный алкоголь, тяжело поднимался, чтобы снова уйти к себе в каюту, где его уже ждали компаньоны, а честнее сказать – собутыльники. Как грифы-стервятники сидели они вокруг койки, лежащего под простыней капитана, с рюмками в руках, слегка покачиваясь, и глаза их периодически закрывались веками, как у дремлющих сарычей пленкой, чтобы открыться при звуках следующегоо тоста и точно отправить содержимое стопаря в безвольный слюнявый рот, закусить дозу шоколадной конфеткой и … снова подремывать над телом повелителя. В такие моменты Жора особенно напоминал … мумию «вечно живущего» фараона. Длинное и худое, завернутое в простыню, морщинистое цвета мумие тело внезапно оживало и тянулось к рюмке… Услужливая рука всегда находилась рядом и наливала ему и подливала остальным. Прозит, скул!

Это загадка природы, как Мамро не сгорел от таких доз алкоголя. Я уверен, что и здоровый бык бы сдох – влей мы ему только часть выпитого Жорой. Но Жора еще реально умудрялся воскресать при швартовках к плавбазам и БМРТ, С-РТМ-С; общаться с капитан-директорами на радио-совещаниях. Нет, могучий был мужик Мамро, старой закалки.
Это определило и судьбу судна и его экипажа. Парторг судна скис уже после первого захода, и мы больше не вспоминали никогда об этом досадном качестве нашего дорогого старпома как и о каких-то там официальных группах и руководителях групп при увольнениях на берег заграницей, о временных ограничениях посещения территории коварного Запада. Анархия … мать порядка! Все пропьем, но флот не опозорим! И.. не поверите … по-большому счету, так и не опозорили. Зря коммунисты не доверяли советским гражданам и народной инициативе за рубежом.
Больше всех повезло на ППС мне. С приходом в порт я становился самым непьющим бездельником. Передача исходящей радио информации с ППС в порту запрещена, прием входящей информации для ППС необязателен т.к. не может быть обязательно подтвержден. Все входящие сообщения для ППС до выхода из порта многократно повторяются. Здоровый и молодой, непьющий, англоговорящий и понимающий, я мог слоняться один по портам Бресту и Плимуту, по улицам этих городов и магазинам, ходить в кино сколько душе угодно, как и забредать на ошвартованные в порту иностранные суда. Если мне не «садились на хвост» не владеющие английским языком товарищи по экипажу.
В советских джинсах из советской джинсовой ткани, в мягких югославских кроссовках и толстом вязаном пиджаке поверх футболки, даже зимой без головного убора ввиду копны пушистых длинных волос, с бородкой и усами на лице, я вполне сходил за кого угодно только не за советского моряка, что облегчало знакомства и общение с иностранцами.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Об успехах в международной политике экипажа советского ППС и значительной проделанной им агитационной работе среди граждан и трудящихся капиталистической Франции.

Был обычный серый французский вечер в Бретани, отлив опустил ППС у пирса так низко, что только верхушка мачты виднелась с берега. Спускаться по ржавым скобам, торчащим из бетонной стены пирса, на палубу нашей «лохани» было так лень, что я решил еще послоняться вдоль по суше. Мое внимание привлек, намозоливший уже глаза, странный Ситроэн, снова торчащий напротив нашей стоянки. Поддавшись безотчетному импульсу, я подошел к машине и попытался заговорить с водителем – худосочным человечком в кремовом плаще, с французским носом на бледном лице. Вообще-то, обычно это было не просто сделать во Франции тех лет – мало кто из французов достаточно для общения знал английский язык или принципиально делал вид, что не знает. В Бретани многие поколения французов со времен Жанны де Арк не питают любви к англичанам, несмотря на участие бретонцев в антиреволюционных мятежах роялистов в 19 веке.
Стекло двери в машине было опущено. Человечек засуетился, что-то затараторил по-французски, затем перешел на английский язык и стал тыкать мне в лицо какой-то книжечкой – он оказался излишне робким корреспондентом коммунистической газеты «Юманите». Ну, я же не дурак! Понимаю… И быстренько смайнал идейного товарища и соратника, слабо сопротивляющегося, к нам судно. Признаюсь, был корыстный мотив. Мне так надели безыдейные пьянки на судне, что эта встреча стала надолго подарком судьбы для меня и всего экипажа. К капитану французика вести было стыдновато, не вовремя и не к месту, я привел его, как и положено … к парторгу. Там междусобойчик только еще намечался. Появление французского коммуниста вызвало эффект разорвавшейся бомбы. В каюту старпома повалил народ. Даже сарычи из капитанской каюты зашли. Все были рады видеть собрата по «идеологическому оружию». Спиртного у нас на столе было столько и в таком ассортименте, что у француза вылезли глаза из орбит. Надо сказать, что при всем очковтирательстве, при всей западной пропаганде, люди жили в Европе и особенно во Франции конца 70-х годов далеко не так богато как это увидишь в кино и по телевидению. Очень прижимисто жили французы, каждую копеечку-сантим считая. Не устоял журналист – через полчаса его бледное лицо раскраснелось, глазки заблистали и дружба народов была в самом разгаре. Пьянка обрела глубокий смысл и мне нашлась в ней работа переводчика. Скоро француз в глубине своей души нашел русские ростки и беспрекословно пригласил группу моряков к себе домой. Я было засомневался в возможности управления им автомашиной, но тут галл проявил типично французскую гордость и, петушась, выпятил чахлую грудь, уверяя, что французу и после пары бутылок вина не проблема добраться до дома. А ажаны ребята понимающие и закрывают на это глаза. Судя по тому, что все вернулись целые и невредимые, довольные – я не поехал с ними - встреча закончилась позитивно. Позднее я был в гостях у того журналиста. Ощущение было, что я попал домой в прежнюю пятиэтажку-хрущевку, только более вылизанную эстетически. Уровень достатка семьи не отличался от соответствующей советской семьи, кроме автомашины, взятой в кредит.
Пробовали один раз совершить ответный демарш французские портовые рабочие-коммунисты, но их хватило лишь на стакан пива каждому в пабе, и мы продолжили братание на нашей стороне.
Та встреча положила начало на пару лет постоянным встречам экипажа с французскими коммунистами. К нам даже зачастил с семьей и друзьями кандидат-коммунист в Парламент Франции от Бретани. Так и не знаю - попал ли он туда? С этим господином у меня был забавный случай.
В один из заходов в Брест, я с утра ушел на датский контейнеровоз к знакомому шкиперу. Персона была прелюбопытнейшая. Лет пятидесяти мужичок, словно срисованный из сказок Андерсена – кругленький толстячок невысокого роста, коренастый с коротковатыми, но сильными ручками и ножками. Рыжеволосый, он носил вязаный колпак и высокие носки-гетры в полоску. Говорил он не много, но саркастично едко и к месту, постоянно попивая баночное пивко, которое стояло в упаковках стопкой в метра полтора высотой. Каждый входящий мог пиво брать без спроса и сколько хотел.
Тем временем, на судно с утра пришел наш депутат с друзьями и разговор в каюте ППС не совсем клеился без переводчика, чего не скажешь по степени накаченности его спиртным. Надо отдать должное, француз нашел меня и был явно раздосадован качеством моей компании и выпивки! Слушая наши разговоры о жизни и интересах русских и датчан, он начал удивлять присутствующих своим личным достатком и лощеным внешним видом – водка не делает никого умнее - и даже попытался трясти своей чековой книжкой. Шкипер едко улыбнулся и, потянувшись к тумбовому столу, выдвинул ящик, доверху набитый разнообразной валютой в пачках. Думаю, что это были деньги для зарплаты экипажу, но пьяный француз весь зарделся и, резко откланявшись, стремительно покинул датское судно. Подозреваю, что после пары банок пива к уже раннее принятому алкоголю на ППС ему поплохело. После чего шкипер прочитал мне удивительную лекцию об отличии европейских коммунистов от советских со времен разоблачения культа личности Сталина, об их идейных расхождениях, и предостерег от излишней доверчивости..
Сегодня у меня складывается запоздалое ощущение, что не малую роль в столь длительном сохранении добрых отношений между нами с французами сыграла халявная выпивка и хорошая закуска. Я же всё равно горд, что нашел достойное применение такому количеству импортного алкоголя – все меньше спалили русской печенки.


О любви ... к братьям меньшим

Не знаю, был ли способен наш кэп любить "человека" хотя-бы аллегорически, но сию платоническую слабость к животным он все еще питал. Из всех членов экипажа только его собачка Белочка удостаивалась чести проводит свободное время капитана вдвоем с ним на прогулках и даже со всем своим семейством. Ее родословная не вызывала сомнений, но мне она очень напоминала небольшую беленькую и лохматую самочку-сучку шпица. К моменту моего появления в экипаже ППС любимица капитана уже принесла ему приплод , из которого на судне оставили только двух щенят, раздав остальных соседним на стоянке в Талинне СРТ и СРТР. Белка ощенилась ..., пардон, родила малышей на Канарских островах и малышам дали имена в честь самых дешевых видов канарского алкогольного пойла - одного, точно помню, звали Фундадор.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Наши мужики с 4511 с щенком Фундадором капитанской Белочки

Моряки ППС в свободное время с удовольствием возились со щенками, сидя на покрытой брезентом крышке трюма, а мамка тем временем с беспокойством бегала вокруг. Она была беспокойная натура, и в таких случаях ее визгливый лай висел над судном. Преданно курировал собачью семейку, ввиду постоянной занятости кэпа, наш боцман если сам был достаточно трезв. К присутствию животных на кораблях и в СССР и зарубежом портовые службы относятся терпимо.
Но события тех лет разворачивались трагически. Великобританию посетила "чумка", уносившая многие бесценные для гуманистически воспитанных европейцев жизни домашних любимцев, фактически членов семей. Либеральное по сути, британское правительство жестко закрыло ввоз и въезд иноземным животным всех видов. Для постоянных членов экипажей звериного происхождения, судов швартующихся в английских портах, объявили строжайший карантин.
Наш заход в Плимут кэп наблюдал издалека своего посталкольного астрала и вряд ли осознавал, какую провокацию ему подготовили буржуазные чиновники во время таможенной проверки, когда он подписывал какую-то санитарную декларацию. Некому было подсказать ему о рисках и из среды ближнего окружения. Робкие слова штурмана о собачьей чумке в Англии ничего не значили для ветерана сельдевых экспедиций - он и не такое видывал... Его ли проспиртованному организму бояться жалкой заразы?! Только полу трезвый боцман под яростные матюки кэпа и лай животных все же спустил молча собачек в трюм еще до швартовки.
К вечеру Жора окончательно вышел из себя, солидно подогретый изнутри, ущемление прав животного меньшинства капиталистами не возможно было более терпеть. Не имея возможности сопротивляться боцман выпустил собачек сначала на палубу, а затем на пол часа погулять по пирсу - это не требовало выплаты им суточной валюты. Гордый победой над западным мракобесием Мамренко с высоты своего роста величественно осмотрел портовые сооружения, хмыкнул и ушел в каюту. Почти вслед за этим сепаритистски, соглашательски, настроенный боцман сгреб собак в охапку, спрыгнул на палубу и исчез с ними в трюме. Спокойная жизнь экипажа продолжалась не долго.
Уже через час на судно взошла или спустилась - кому как нравится - скромная делегация, состоящая из полицейского "бобби", симпатичной молодой особы на 5-6 месяце беременности и немолодой штатский. Экипаж ППС напрягся, скрывая волнение под маской плоских шуточек. Неужели это кто-то из нас нашкодил в прошлые посещения Плимута? Семейные почему-то задумчиво посматривали на меня, и когда девушка первая вышла из каюты капитана и зашла в кают-компанию, я предельно вежливо спросил ее в чем дело. Каково-же было наше удивление - девушка взволновано заговорила на приличном русском языке с милым чешским акцентом - кэпу светил реальный срок в британской тюрьме до 3-х лет за нарушение санитарных норм при карантине, с соблюдением которых он был ознакомлен и под соблюдением коих подписался, включая нормы ответственности за нарушение карантина.
Не прекращая кокетничать с девушкой мы принялись, криво улыбаясь, шутить - дескать стоит ли променять нашу морскую каторгу на цивилизованную английскую тюрьму. Но чешка быстро развеяла наши иллюзии о гуманизме английской пенитенциарной системы и предложила подумать что делать, как выручать Мамро. Вел он себя глупо, по ее мнению, и вызывающе.
Трудно представить себе, зачем молодой чешке надо было заботиться о русском Жоре - старом, пропитом и бесчувственном моремане?! Ее положение требовало безмятежного покоя, а эта случайная подработка в роли переводчицы ее ни к чему не обязывала. И все же, не поверите, девчонка нашла адвоката, который бесплатно стал защищать Жору в суде! Английский суд скор и жесток, однако столь же курьезен и анекдотичен в своей ... человечности. Да-да. Могучий английский суд уважает красивую и веселую игру ловких адвокатов-одиночек, не лишая их возможности порадовать публику неожиданными победами. Нам казалось, что адвокат нес полную околесицу, манкировал всеми приличиями по отношению к портовым властям - результат был невероятный. Присяжные засомневались, в возможности свидетеля ( в тот воскресный вечер, как оказалось, не очень трезвого портового дежурного) уверенно видеть животных на пирсе, разве что слышать их лай (возможно из трюма). Резолюция - обвинение снять ... Рано радовались! Британский судебный пит-буль больно огрызнулся. Всплыло, что при свидетелях на момент одного из последующих посещений ППС судебными приставами ... все же был открыт люк трюма с собаками, что могло теоретически угрожать эпизоотией! Все уже устали от судебных треволнений и были готовы на мелкие потери и с облегчением встретили решение о штрафе в 800 фунтов стерлингов. Кроме ... героического советского капитана, оклеветанного в капиталистическом суде. Ругающегося с пеной на губах Жору силком увели штурмана на ППС
Нет, старого капитана, бывшего капитан-наставника экспедиции, Жору можно было понять. Ему казалось, он хорошо знал советскую систему - лучше 3 года британской тюрьмы, чем нанести материальны ущерб советскому государственному предприятию.
Знаете, что-то, оказывается, уже изменилось в 70-х-80-х годах в СССР. Никто не снял Жору с капитанства на ППС, штраф выплатило объединение, а мы не вспоминали никогда эту странную историю о любви к животным советских граждан и родной Коммунистической партии. Белка еще долго все также визгливо опекала своих чад, не подозревая о грозных событиях, разворачивавшихся в прошлом вокруг ее семейки.


"Корабль дураков"


"... водку продать, а деньги пропить ...." - помните этот славный русский анекдот? Как мы смеялись над этой глупостью ... А вот на нашем судне по этому принципу многие жили и работали. Огромное количество спиртного на ППС не удовлетворяло экипаж своим ... качеством. Привычная русскому желудку водочка и даже спирт котировались много выше можжевеловых джинов, виски, ромов, вермутов и коньяков.
Французское дешевое вино продемонстрировало мифологизацию гальской лозы. Стоило ему стечь со стакана на стол, и через несколько минут стакан было уже не отодрать от столешницы - хуже нашей "барматухи". Приобрести желаемый продукт в нужном объеме во Франции не хватало ценной валюты. И экипаж ударился в коммерцию!
Во-первых, излишки импортного алкоголя стали нещадно обменивать на БМРТ и плавбазах, на ТР-ах и ПР-х .. нет, не на водку ( кто бы стал менять?!) ... на спецодежду и зимние шапки. Наши проолифенки и "шапо" долгое время неплохо продавались в порту Бреста по демпинговым ценам. Вырученные французские деньги позволяли чувствовать себя вольготнее в барах и аптеках. Да-да, в аптеках, где чистый спирт продавался в небольших дозах. Трезвый ум пьяных советских моряков молниеносно пересчитал цену 150 граммового пузырька (Англия уже перешла на метрическую систему) медицинского спирта во французской или английской аптеке в водочный эквивалент - потрясло. Сложность была только в общении с аптекарями-французами или продавщицами в аптеках. Больших запасов иностранцы не держат для продажи и тара слишком мелкая. Еще больше непонимания у них вызывала сама форма применения спирта. Когда они узнавали, что этот спирт будут пить, глаза женщин и мужчин лезли из орбит, рты разевались, и провизоры начинали отчаянно объяснять пагубность такого использования препарата. Первое время наши морячки пугались, полагая, что спирт не питьевой, но затем до них дошла банальность причины отказа, и они стали с гордым видом жестами демонстрировать свою природную русскую мощь в питие. Некоторые упорно сопротивляющиеся аптеки "брали" путем дипломатических переговоров, привлекая меня в качестве толмача.
В барах Англии и Франции с тех пор было можно наблюдать как русские моряки, взяв для приличия фужер пива, тайком прикладываются к загадочным пузырькам. Правда, бармены узнали позднее причину, почему крепких в питие русских так быстро развозит от бутылочки пивка. Бармены стали недружелюбны к нам, а опытны завсегдатаи-посетители - тоже не трезвые - провоцировать конфликты, даже тощенькие французы.
В экипаже у нас был коренасты и белокурый матрос с Сааремаа как из песни Георга Отса - невелик ростом, но силач. Удивительное дело - эстонцы с Сааремаа мало похожи на континентальных эстонцев и внешне и характером и отношением к русским. Наш парень был готов идти за нас и в огонь и в воду.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Наш товарищ с Сааремаа

В одном из баров кампания французишек пристально наблюдала за нашим застольем. Приняв это за дружелюбный акт, аналогично как в случае с нашими корабельными французами-коммунистами, кое-кто из нас попытался брататься с изящными "петушками" и даже по-братски предложили спиртиком поделиться. Французы холодно отклонили френдшип и надирались по своим канонам, недобро посматривая на нас и что-то активно с ухмылками обсуждая.
К концу вечеринки все моряки ППС были порядком накушавшиеся кроме меня. Ситуация с французами меня беспокоила - они сидели в баре до упора вместе с нами и явно нас поджидали. Уровень опьянения товарищей меня несколько успокаивал т. к. на этой стадии они уже ничего не понимали, но излучали откровенное человеколюбие и миролюбие. Уходя из бара, я прихватил под мышки пару самых сомнительных товарищей и повлек всех в порт. За нами потащились и французы. В одной из узких улочек я пропустил всех вперед и задержался с сааремасцем, висящим на мне, стараясь разорвать расстояние между экипажем и местными. Это получилось, и французы, верно оценив мое трезвое и неглупое поведение, заколебались, что делать дальше. Желая сохранить достоинство и медленно удаляясь, французики стали выкрикивать оскорбления в адрес "русских", "России", и делать непристойные жесты- все более непристойные по мере возрастания удаления от нас. Я расслабился, но ... тут до моего товарища дошла суть происходящего. С простодушного лица альбиноса, умильно улыбающегося пьяненького лица слетела маска доброты, вялые мышцы налились силой и руки прирожденного моряка оттолкнули меня в сторону...

Я кинулся к нему, повис на нем как кошка на тигре. Французы было остановились, но лицо эстонца было таким жутким и физическая сила его столь очевидна, что они начали потихоньку пятится и побежали. Стоило скрыться аборигенам, как появился ажан в своей накидке.
Какие-же мы были "дураки"! Возможно, чаще милые, привлекательные "дурачки", но иногда превращались в "корабль дураков", опасный для всех и нас в том числе. Одной весенней ночью мы шли вдоль Ла-Манша. Не потому что так было сверстано штурманами, а так, оказывается, получилось... Ничего не подозревая, я сидел в радиорубке и прослушивал "500 Кгц". Привычно и успокаивающе молотил судовой двигатель. В разных местах пролива виднелись огни чужих кораблей. Далеко, по обеим сторонам пролива тянулись бесконечные поселки-городишки, почти без разрыва перетекающие друг в друга, и освещенные яркими огнями шоссе. Раздалось - "Бац-ц!". И на судне отключился двигатель и все электрооборудование, включая топовые огни! Наступила гнетущая тишина, который никто не может радоваться.. В Ла-Манше, где снуют во множестве корабли, превосходящие нашу посудину во много раз, это может стоить жизни. Я бросился в машинное отделение. Наступил в потемках на чье-то тело и понял - дело дрянь. Вахтенный моторист в стельку пьян. Свободные члены экипажа квасили с вечера. Представьте себе, если настолько была черна ночь, то насколько
темно было внутри корабля!? Я заметался в поисках механиков и сумел разбудить стармеха. Немолодой мужчина выскочил из койки в одних широченных трусах, всклоченный и с ничего непонимающими глазами. Но пара слов о потухших огнях и тишина подбросили его как взрывом, и он полетел под парусами-трусами по коридору в машинное отделение, больно ударяясь о переборки и поручни перил. Я не успел слететь по трапу вниз, как стармех в этой адской темноте запустил машину. Заныли генераторы, все завертелось, закружилось... и ввалился вахтенный штурман с наивным детским вопросом - Что случилось? Не дожидаясь начала разборок, от которых могут отвалиться уши, я ушел в родную, полную дорогих звуков радиорубку.
Памяти капитана Фридриха Тамма
ФРИДРИХ ТАММ


""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.



Сняв солдатскую шинель в 1947 году, Фридрих Тамм пришел в управление эстонского Госрыбфлота. Поскольку во время войны он был радиоспециалистом, его направили радистом на МРТ-160 "Калана". Судно небольшое, диапазон его действий невелик. Но оно было первым, на котором демобилизованный солдат получил морскую практику. В те годы у Фридриха Тамма окончательно созрело решении - свою судьбу связать с морем.
В послевоенные годы республика переживает большой экономический подъем. Серьезное развитие получает рыбная промышленность В Эстонии
растет рыбопромысловый флот, появляются малые рефрижераторы, которые стали принимать рыбу непосредственно в море у рыбаков гослова и колхозников. Все больше чувствуется нехватка штурманского состава.
Фридриху предложили учиться на судоводителя. Окончив курсы, Тамм поднимается на штурманский мостик. Вскоре он становится капитаном малого рефрижератора "Пенжино". Много рейсов сделали моряки этого судна, доставляя рыбу из Пярну в Таллин.
А однажды не повезло. "Пенжино" шел обычным курсом. Стояла тихая погода. Капитан Фридрих Тамм стоял на мостике, следил за курсом, подсчитывал часы прихода в порт. Неожиданно раздался мощный взрыв. Что-то тяжелое ударило в челюсть. Когда Фридрих пришел в себя, почувствовал соленый привкус во рту. Выплюнул. Вместе с кровью вылетели зубы.
Двигатель молчал. Начались авральные работы... Через несколько часов судно отбуксировали в порт. Причиной аварии послужила большого калибра магнитная мина, оставленная фашистами на фарватере еще в годы войны.
Казалось бы, после всего пережитого можно навсегда расстаться с морем. Но Фридрих Тамм не из таких. Он познал трудности и не боялся их. Еще во время войны с группой парашютистов Фридрих Тамм был выброшен в тыл врага. Сколько раз его жизнь висела на волоске! Но командование всегда получало информацию, передаваемую по рации Таммом. Так и теперь. Несмотря ни на что, Фридрих вновь становится на мостик. Он командует танкером "Яан Креукс".
В 1955 году создается управление сельдяного лова Эстонии. Эстонские рыбаки собрались в Атлантику. В числе первых Фридрих Тамм идет в океан. Результаты работы его экипажа показали, что экспедиционный лов - стоящее предприятие.
Трудностей было немало. Особенно не хватало знаний. Одно дело плавать на Балтике, другое - в океане. Фридрих становится студентом-заочником Таллинского рыбо-промышленного техникума. Работа и книги. Книги и работа.
Курс техникума , закончен блестяще. А как работа? В 1962 году газета "Рыбак Эстонии" писала: "Одним из первых экипаж СРТР-9131, которым командует Фридрих Тамм, досрочно на три месяца выполнил годовой план добычи рыбы".
За успехи в развитии рыбной промышленности Эстонии замечательный труженик, бесстрашный моряк был удостоен высшей правительственной награды - ордена Ленина.
Но Фридрих Там не из тех, кто довольствуется достигнутым. Он отлично понимает, что суда типа СРТ и СРТР -вчерашний день рыбной промышленности. Сегодня им на смену приходят большие морозильные рыболовные траулеры. Тех знаний, которых хватало штурману СРТ, на большом судне далеко не достаточно. Фридрих вновь учится, Делает рейс старшим помощником капитана на БМРТ "Антон Таммсааре". С успехом сдает зачеты на капитана дальнего плавания.
Он получает новый БМРТ, которому присвоено имя известного эстонского писателя "Аугуст Алле".
Пять рейсов сделано на нем. Побывал Фридрих Тамм у берега туманного Ньюфаундленда, в водах знойной Африки. И всегда возвращался с большой трудовой победой. Особенно трудным был последний рейс на Джорджес банку. Здесь создалась тяжелая промысловая обстановка - рыба не шла в трал. Многие БМРТ были в пролове. Фридрих Тамм приложил весь свой опыт промысловика. И море покорилось ему: план был взят.
Двадцать лет отдано морю. Пройдены тысячи миль. Добыты многие тысячи тонн рыбы. Каждый рейс сопряжен с трудностями, но, как всегда, коммунист капитан-ди-ректор Фридрих Тамм уверенно ведет свой экипаж к трудовым победам.
Вот почему команда БМРТ "Аугуст Алле" Таллинской базы тралового флота и коллектив ЭПУРП выдвинули этого замечательного человека, неутомимого труженика кандидатом в депутаты Верховного Совета Эстонской ССР. Он зарегистрирован по Таллинскому избирательному округу № 28.
А. КВАШНИН.