0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти первых помощников капитанов от УСЛ до Эстрыбпром (31)
9 декабря 1976 года: исполняется 7О лет Генеральному секретарю ЦК КПСС товарищу Леониду Ильичу Брежневу
ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ВЫДАЮЩИЙСЯ МАРКСИСТ-ЛЕНИНЕЦ
Могучие силы советского народа приумножаются и направляются к единой цели мудрой ленинской политикой партии. Она воплощает коллективную мысль и волю КПСС. Ведущая и определяющая роль в формировании и осуществлении политического курса принадлежит ЦК КПСС, его политбюро во главе с Генеральным секретарем ЦК КПСС Л. И. Брежневым.
С именем Леонида Ильича Брежнева связаны крупные достижения в строительстве коммунистического общества в СССР и позитивные перемены на международной арене. Безграничное доверие, огромное уважение, которыми тов. Л. И. Брежнев пользуется в нашей стране, в международном коммунистическом и рабочем движении, у трудящихся всего мира, являются достойным признанием его заслуг как испытанного марксиста-ленинца, выдающегося борца за мир, отражают высочайший авторитет нашей партии.
Сейчас с большой торжественностью и воодушевлением отмечается семидесятилетие Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Леонида Ильича Брежнева. Его политическая мудрость и дальновидность, неутомимая творческая целеустремленная деятельность известны во всем мире. Коммунисты, все трудящиеся Советской страны, наши друзья за рубежом воспринимают этот юбилей как выдающееся политическое событие. Они от всего сердца желают Л. И. Брежневу много счастья, крепкого здоровья, дальнейшей плодотворной деятельности по претворению в жизнь решений XXV съезда КПСС, в борьбе за прочный мир во всем мире, дружбу между народами, за торжество коммунизма.
К 5 0-летию ДОСААФ. ГОТОВЯСЬ К ЮБИЛЕЮ - 04 12 1976
С КАЖДЫМ ДНЕМ все шире развертывается работа в организациях ДОСААФ нашего объединения в честь полувекового юбилея.
Члены оборонного общества после отчетно-выборной кампании сосредоточивают свои усилия на достойной встрече 50-летия ДОСААФ, VIII Всесоюзного съезда оборонной организации страны, который состоится 25 января 1977 года.
Комитет ДОСААФ объединения совместно с активистами проводит большую работу в организациях.
Члены оборонного общества часто бывают на судах, предприятиях и в подшефных организациях, рассказывают об истории ДОСААФ, предстоящем съезде, оказывают помощь в проведении мероприятий к юбилею, вовлекают всех членов ДОСААФ в активную работу.
Уже сейчас можно подвести некоторые итоги работы в наших организациях. Так, на судоремонтном заводе (председатель организации О. Карпов) члены ДОСААФ активно участвуют в пропаганде ленинских заветов о защите Отечества, проводится значительная работа с допризывной молодежью, активисты ДОСААФ поддерживают связь с судоремонтниками, которые служат ныне в Советских Вооруженных Силах. Недавно проведены соревнования по военно-патриотическим видам спорта.
В автобазе объединения (председатель организации А. Батяев) члены ДОСААФ приняли активное участие в соревнованиях по автомобильному и мотоциклетному спорту, подводному плаванию. Лучшие водители этого подразделения участвовали в соревнованиях на первенство в Калининском районе и городе Таллине.
Радисты не раз показывали свои достижения в состязаниях по мастерству в эфире.
Подготовка спортсменов оборонного общества проходит у нас в пяти секциях: автомобильной, радиоспорта, мотоциклетной, стрельбы и подводного плавания. В организациях ДОСААФ выращено 44 спортсмена-разрядника по военно-техническим видам спорта, двое из них (Ирина Кальвик — по радиоспорту, Василий Куницкий — по автомобильному спорту) выполнили нормы первого разряда.
На ПБ «Станислав Монюшко", БМРТ-431, 564, 183, 185, РТМС-7504 и других судах организации ДОСААФ уделяют большое внимание военно-патриотическому воспитанию рыбаков, подготовке специалистов для народного хозяйства, проводят соревнования по стрельбе из пневматического оружия. На всех судах оборудованы стенды и уголки боевой славы, красочно оформлены стенды о ветеранах Великой Отечественной войны на СРЗ и в OMTC.
В дни подготовки к юбилею члены ДОСААФ активно участвовали в подписке на газеты и журналы, многие из них выписали газеты «Красная звезда» и «Советский патриот», журналы «Военные знания», «За рулем», «Радио». Инициаторами военно-патриотической работы являются и принимают участие в организациях ДОСААФ секретари парторганизаций СРЗ А. Ананьев, автобазы—М. Кромшин, первые помощники капитанов судов Н. Шумилин, Н. Ермолаев, Л. Элкен, А. Шманев, активисты оборонной работы Е. Злобин, П. Рябчиков, Ф. Гальянов, В. Фомин, Л. Голубчиков, В. Кононов, И. Рассадин, К. Яксон, А, Оленичев, А. Дунтау и другие.
Во многих школах города члены оборонного общества приняли участие в проведении уроков мужества, выступали с рассказом о героических подвигах воспитанников Осовиахима в годы Великой Отечественной войны. Участник обороны Севастополя и освобождения Кавказа Г. Ромашов выступил на тематическом утреннике в Таллинском Доме офицеров флота, посвященном 35-летию обороны Севастополя. Ветераны войны Я. Теппер и Н. Бурдаков, побывав на встречах со своими однополчанами, поделились с товарищами по работе впечатлениями и воспоминаниями об этих поездках.
Вся военно-патриотическая и массовая работа на судах и предприятиях способствовала участию всех членов оборонного общества в распространении лотереи ДОСААФ.
Активно участвуют члены ДОСААФ многих организаций в конкурсе-викторине, посвященной 50-летию оборонного общества. Ответы на вопросы викторины уже направили судоремонтники, автомобилисты, работники ЭРНК молодые рыбаки со многих судов флота и работники предприятий берега.
Комитет объединения сей час развертывает подготовку к участию в соревнованиях на зимней спартакиаде, где члены ДОСААФ будут состязаться по автомобильному и радиоспорту, подводному плаванию.
Активизируется работа в организациях и в честь I съезда ДОСААФ ЭССР, который будет проходить 16-17 декабря 1976 года в Таллине. В канун открытbя VIII съезда ДОСААФ СССР, 23 января, начнется юбилейный, месячник оборонно-массовой работы, подготовку к которому уже следует начать в эти дни.
Участие в месячнике каждой организации и члена ДОСААФ явится отчетом в выполнении взятых социалистических обязательств в честь юбилея оборонного общества и будет способствовать улучшению всей оборонно-массовой работы в объединении.

Н. Дворецкий.
Памяти Михаила Геннадиевича Казакова. СЛОВО О ПЕРВОМ ПОМОЩНИКЕ - 30 09 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Михаилу Казакову, первому помощнику капитана БМРТ, - 50? Вот так, Михаил Геннадиевич,- не ведал, не предполагал, что разъединяет нас такая разница в летах -10 с "хвостиком". Утешаюсь тем, однако, что и многие не подозревали тебя в столь солидном возрасте. Уверен - все, кто плавал вместе с тобой и три, и два, и год назад, согласятся - твою бы силу, выносливость, бодрость и физическую, и духовную да любому 20-летнему - славный бы получился рыбак, труженик моря... Золотой юбилей, который ты праздновал в минувший понедельник, обязывает подвести кое-какие итоги лет минувших. Традиция. Принято. Особенно если есть что подвести... У тебя — есть.
Не знаю, помнишь ли ты общефлотские учения, которые проводились на Балтике 15 лет назад, —немало подобных было на твоем веку. Если запамятовал — вот тебе ориентир: это когда командующий Краснознаменным Балтийским флотом адмирал Орел вручил тебе часы с дарственной надписью...
Я тогда служил в дивизионе кораблей, который стоял по соседству с аварийно-спасательными судами, и сотрудничал с флотской газетой "Страж Балтики". В разгар учений, о которых идет речь, редакция попросила мен срочно дать ни много, ни мало, - целый очерк о командире спасателя подводных лодок капитане III ранга Михаиле Казакове.
Названный офицер, говорилось в телефонограмме, "отличился при спасении подводной лодки, "затонувшей на большой глубине". Судя по намекам, на Балтике эта глубина впервые осваивалась нашими спасателями. Теперь-то, кончено, большой ее не назовешь, но тогда это было настоящим событием.
Задание редакции было мною сорвано: как делать очерк я еще не представлял, а главное, не удалось встретиться с отличившимся командиром. Узнал только, что «капитан III ранга Казаков -это человек!», как сказали мне матросы-водолазы спасательного судна, и что награды он имеет — орден Красной Звезды, медаль «За боевые заслуги», которые «за просто так не дают»...
Нужно думать, за 20 с лишним лет службы в ВМФ не раз давали столь лестную характеристику М. Г. Казакову и подчиненные, и начальники. А после демобилизации дополнили ее новыми, уже «гражданскими», деталями коллеги с Таллинского судоремонтного завода, где он работал строителем четыре года, и рыбаки «Океана», куда М. Казаков поступил штурманом на СРТ. Что это за детали, представить в общем плане нетрудно, ибо первым помощником «за просто так» (пользуюсь словами бывших подчиненных капитана III ранга Казакова) не назначат. О том же, что назначали его без опаски, говорит и тот факт, что БМРТ-253 «Март Саар», на котором он стал первым помощником капитана, как раз начали посылать в не освоенные еще рыбаками «Океана» районы промысла. Туда, где личный состав ждали особые перегрузки и физического, и психологического плана. Где всегда нужно быть в «готовности № 1», говоря военным языком: «отказали» штурманские карты — иная навигационная обстановка, иные глубины, рельеф дна; потребовалось срочно переоборудовать рыбцех — вместо ожидаемого объекта оказался другой; добытчикам пришлось перестраивать, модернизировать промвооружение — тоже в силу вышеназванных причин. И так далее. Ко всему этому первый помощник имеет отношение самое непосредственное, конечно. Хотя вроде бы «технология» сплошь. Но то с точки зрения дилетанта. «Технология» — это вторично. Первичны — люди, экипаж, их готовность и способность встретить самые неожиданные трудности. Люди хорошо организованные, крепко сплоченные, сродненные, если хотите. Верящие друг в друга, в своих командиров, руководителей.
С командирами Михаилу Казакову везло — имею в виду капитанов. Леонид Максимюк, Николай Чесноков, Иван Синькевич... Но ведь, то же можно сказать и относительно капитанов: везло им с комиссаром, каким является М. Г. Казаков. Общий язык, настрой и настроения, тон — все, что по невидимой душевно-электрической цепи, находящейся под постоянным напряжением передается дальше, в сердца и души людей, составляющих экипаж судна...
Шесть рейсов на БМРТ «Март Саар». По результатам двух из них экипаж был удостоен: вымпела Министерства рыбного хозяйства СССР, переходящего Красного знамени ЦК ЛКСМ Эстонии. Никаких рекламаций: вся рыбопродукция — отличного качества.
По результатам еще двух рейсов экипажу присуждались призовые места в социалистическом соревновании за успешное выполнение и перевыполнение квартальных планов.
По итогам последнего рейса экипажу было присвоено почетное звание — «Экипаж коммунистического труда». О том, как оно добывалось, и какую роль в этом большом и трудном деле сыграл первый помощник М. Г. Казаков, могли бы авторитетно рассказать капитан-директор Иван Васильевич Синькевич или технолог Геннадий Новиков. Впрочем, это он сейчас технолог, помощник капитана по производству, а в том памятном рейсе был рыбмастером, а еще — партийным вожаком экипажа, то есть секретарем партбюро. (Кстати, это о Геннадии говорили: возглавляемая им бригада победила в соцсоревновании потому, что в ней было на одного человека больше, чем у соперников, — дело в том, что рыбмастер работал за двоих...). Так вот, и как парторг, и как рыбмастер Г. Новиков постоянно работал рука об руку с комиссаром. В прямом смысле тоже — когда первый помощник Михаил Казаков вместе со всеми ходил на подвахты. А ходил он всегда.
...Чего же тебе пожелать в твой золотой юбилей, Михаил Геннадиевич? Здоровья? Само собой, хотя оно у тебя есть, и отменное. Успехов в работе? То же самое... Вот видишь, и вышел я на доброе старое флотское напутствие: «Так держать!».

М. ЛЕОНТЬЕВ.
Фото А. ДУДЧЕНКО.
Памяти Николая Семеновича Белокурова. В БОЮ И ТРУДЕ - 10 07 1976
В канун дня рыбака – 8 июля исполнилось 60 лет первому помощнику капитана Н. С. Белокурову. Сердечно поздравляя Николая Семеновича с днем рождения "Рыбак Эстонии» предлагает читателям рассказ о славном боевом прошлым этого человека.
Каждый год дату 12 мая Николай Семенович Белокуров встречает с волнением. В этот день собираются ветераны 18-й армии, прославившейся в боях за Новороссийск, ныне город-герой. А 12 мая 1976 года во встрече с ветеранами принял участие Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев, который в дни боев был начальником полит-отдела восемнадцатой армии.
Памятна Николаю Семеновичу Новороссийская эпопея. В то время он командовал тральщиком «Груз». Кораблю довелось задания, под огнем противника - высаживать десанты на Малой земле. Тогда и получил Николай Семенович свою первую боевую награду — орден Красного Знамени.
... В 1934 году по комсомольскому набору Николая, тогда студента Московского техникума имени Декабрьского вооруженного восстания 1905 года, направили в Высшее военно-морское училище имени Фрунзе. С этого момента и до сих пор его жизнь связана с морем.
Вместе со своим курсом он досрочно закончил училище и был направлен штурманом на эскадренные миноносцы Черноморского флота, а через два года уже командовал минно-опытным кораблем «Доротея». На нем и застала его война.
Суровые дни героической защиты Одессы. Уходя последней из Одессы, «Доротея» ночью заминировала акваторию порта. На этих минах подорвалось потом несколько вражеских судов. Во время стоянки в Скадовеке корабль подвергся ночному налету фашистской авиации. Экипаж отразил нападение, сбив бомбардировщик врага.
В 1942 году Н. Белокуров принял другой корабль-тральщик «Груз», на котором и участвовал в битве за Новороссийск.
Однажды темной ночью, выполняя срочное задание, корабль вступил в неравный бой с группой фашистских торпедных катеров, стремившихся сорвать высадку десанта. Интенсивным огнем вражеские катера были отогнаны, а некоторые повреждены. Но и «Груз» получил в борт торпеду и вскоре затонул. Моряки оказались в водах зимнего моря, далеко разбросанными друг от друга. Николай Семенович не помнил, как его подобрали отважные рыбаки и доставили в госпиталь. Но в марте он уже принял новый корабль — «Искатель», на котором участвовал в наступательных операциях Черноморского флота до декабря 1944 года. День Победы — 9 мая 1945 года — застал его в Ленинграде.
Но боевые действия для Николая Семеновича не закончились. Его назначили вновь на Черноморский флот. Началась будничная, но смертельно опасная работа по тралению мин. Помогали команды тральщиков очищать от мин прибрежные воды и акватории портов Бургас и Констанца.
За боевые заслуги перед Родиной Николай Семенович награжден тремя орденами Красного Знамени, орденом Нахимова второй степени, Красной Звезды и многими медалями, в том числе медалью Народной Республики Болгарии — «Отечественная война 1944—1945 гг.".
В 1953 году Николай Семенович демобилизовался и пришел на работу в объединение «Океан». Начал старшим помощником на рефрижераторе 1281. Затем в должности первого помощника капитана ходил на промысел на судах многих типов, в основном на БМРТ.
За доблестный труд ему вручены знаки «Победитель социалистического соревнования 1973 года», «Отличник социалистического соревнования рыбной промышленности СССР», Почетная грамота Президиума Верховного Совета Эстонской ССР.
... В 1967 году, когда плавбаза «Фридерик Шопен» находилась на ремонте в Польше, Н. С. Белокуров выступал по Варшавскому телевидению и как активист интернациональной дружбы был награжден в Гданьске Грамотой воеводского правления Общества польско-советской дружбы. Вот что в ней было сказано: «Правление выносит Вам большую благодарность за усердную работу в области укрепления и расширения дружбы между нашими народами. Проведенные совместно с нашим экипажем вечера дружбы, встречи, концерты, лекции, доклады, просмотры советских кинофильмов явились для учащихся польских школ и тружеников предприятий весьма полезными для укрепления товарищеских связей».

А. НЕСТЕРОВ.
ДОБРОЙ ДУШИ ЧЕЛОВЕК – 04 04 1991
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Владимир Дмитриевич Савельев родился в новогоднюю ночь в крестьянской семье. Отсюда рассудительность и трудолюбие, которые помогли ему, освоить слесарное дело и электротехнику.
Пути-дороги забросили его из Гродненской области в наши края, связали с морем. Плавая матросом, он сумел заочно закончить Калининградский технический институт рыбной промышленности, а затем и девятимесячные курсы подготовки первых помощников капитанов. Сделал два рейса на БМРТ-253 «Март Саар», где и запечатлел его фотограф.
Зная, что В. Савельев человек простой, бесхитростный, с большой доброй душой, люди не стесняются обращаться к нему по любым вопросами, знают — не откажет, объяснит. Так во всем: нужно в рейс — пожалуйста, в командировку — нет проблем. Впечатление — человек не знает слов «не могу».
Издревле повелось — у добрых людей много детей. В семье Савельевых их четверо — две дочери и два сына — по нынешним временам немало. Побудет с ними, поговорит от души — и снова в море.

А. ФАТЬЯНОВ,
инспектор отдела по работе с моряками загранплавания.
Фото И. ХМЕЛЕВА.
БЛАЖЕН, КОГО СУДЬБА НЕ ОБДЕЛИЛА... – 13 12 1990
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Вообще-то побудительным мотивом этого материала послужил юбилей Анатолия Федоровича Моисеенкова и его утверждение в новой должности — заместителя начальника культбазы плавсостава. Так и предполагалось, что зарисовка пойдет под рубрикой «Наши юбиляры". Анатолий Федорович, однако, спутал все карты — от изложения своего послужного списка ушел и, о чем бы ни говорил, все сводил к мысли: жизнь человека нередко определяется стечением обстоятельств и его ближайшим окружением. Каюсь — пошла у него на поводу и не стала «вдаваться в детали его трудовой биографии. Потому что — подумалось — может, он и прав — суть не в фиксировании заслуг человека — даже если они действительно значительны, а в том, как воспринимают его окружающие люди: «своим» ли, «чужим»... Трудно задним числом сказать, как воспринимали его, мальца, хозяева дома, где, по стечению обстоятельств, в предвоенные годы разместилось семейство Моисеенковых. С высоты времени судить — должны бы были потесненные буржуа видеть в приезжих классовых врагов. Но — чего не было, того не было. Все определялось иной, нежели привычная для нас, ценностной ориентацией.
Отец Анатолия Федоровича денно и нощно пропадал на службе, а позднее, с наступлением фашистской армии — и вовсе «исчез», будучи мобилизованным на флот. Мать бралась за любую черновую работу — преимущественно белье стирала, хотя подряжалась и дрова пилить — это уж вместе с сыном. В глазах Александра Мяги, состоявшего судьей в той еще, буржуазной Эстонии, и его жены, русской белоэмигрантки, Моиссенковы, таким образом, представали такими же трудовыми людьми, как они сами. Буханка хлеба, продовольственная карточка — казалось, чего большего можно ожидать от белоэмигрантского общества в занятом немцами городе? Только Александр Мяги не отказался предпринять еще более рискованные в этом положении шаги: когда встал вопрос об отправке семьи Моисеенковых в небезызвестный лагерь Клоога, неведомо как, ему удалось предотвратить нависшую угрозу...
Может, вот так, не декларативно, а делом, исподволь прививались молодому Анатолию понятия совести и человеческого достоинства? Состоянием быта. Учебой в школе, где преподавателями были преимущественно отставные офицеры царской армии, северо-западники по духи, но ни словом, ни взглядом не обнаруживавшие совей неприязни к Советам...
Потом уже, когда Анатолий оказался в учениках слесаря на шахте Кивиыли, связала его жизнь с милицией. Совсем на короткий период, который он сам себе и определил. Время было, известно какое, — середина сороковых — и в милицию подавались люди отнюдь не только из числа тех, кто «без страха и упрека». Вот их-то школа никак не вязалась с той, что преподана была семьей Александра Мяги и собственной матерью. Анатолий подался «в бега». От греха подальше... Спустя годы узнал: многие из его случайных сотоварищей настолько далеко зашли в своих противоправных действиях, что пришлось им отбывать суровое наказание. (Как вот тут судить: обстоятельства ли уберегли парня от сомнительного окружения или другое что?).
А жизнь не стояла на месте, уготовила уже ему очередное испытание. Армией. Служил на подводных лодках. Пока в результате аварии не подорвалось сердце. Глубокое переохлаждение в воде сделало свое дело — в 25 лет выдали Анатолию Моисеенкову «белый билет». Чем, скажите, не оправдание для того, чтобы отдаться на произвол судьбы? Только ему стыдно казалось в расцвете молодости «выбивать» себе инвалидность. Подался, вопреки житейской логике, на деревообрабатывающий комбинат. Одновременно учился в вечерней школе, упрямо «накачивал» себя спортом. И — первый поворот судьбы, который, как будто, вынес на гребень жизни. Был признан молодым передовиком производства с вручением почетного знака и одновременно с направлением на учебу в совпартшколу. Втайне он, правда, о другом мечтал — побывать бы на первом Всемирном фестивале молодежи и студентов... (До ярких впечатлений всегда был охоч). Вместо этого маячила перед ним перспектива инструкторской работы. С, известным по тем временам, заметным положением, но и с известной же ответственностью - пропорционально времени смутных 50-х.
Работа эта и вывела Анатолия Федоровича на рыбацкую стезю. Курировал в Харьюском РК КПЭ партийные организации рыболовецких колхозов. Оставался еще инструктором и позднее, с переподчинением этих структур Калининскому РК... Внешне все складывалось перспективно: будни перемежались с приемами различных делегаций, а в роли экскурсовода он чувствовал себя вполне уверенно. Предстояла учеба в Высшей партийной школе в Москве, а там — не исключалось и повышение по службе. Моисеенков, однако, не стал искать для себя лучшей доли, нежели работа на флоте, пусть даже на самом гражданском, каким является флот рыбопромышленного объединения. Сыграла ли роль морская закалка в армии, постоянное ли безденежье, тяга к новым впечатлениям или все вместе взятое — так или иначе, подался Анатолий Федорович в первые помощники капитана.
В море ходил на самых различных судах. Был в его послужном списке даже 246-й, который давно уже, кажется, проржавел. Был и «Секстан», который Анатолий Федорович вместе с членами своего экипажа получал из новостроя — ныне и это судно уже в «ветеранах».
Чего искал в рыбацкой доле? Может, того же самоутверждения, какое движет многими моряками. Только самоутверждаться больше стремился не за счет рыбаков, а прежде всего — в собственных глазах. Если и отводилось во время рейса время на мероприятия воспитательного свойства, стремился ими не злоупотреблять — сводил их к минимуму. Как практик в партийной работе хорошо усвоил: никакие мероприятия «не сработают» так, как непосредственное общение с человеком. Тут, между прочим, имелась своя закавыка». Хоть в море, хоть па суше — что лучше всего сближает мужчин? Известное дело: беседа с сигаретой в руке, когда и другого можно выслушать и свою мысль сформулировать не торопясь, и не опасаясь, что тебя не дослушают. Моисеенков, увы, к такому «тактическому ходу» прибегнуть не мог — некурящий из необходимости беречь сердце. Есть у него другая «метода». Хочешь достичь с человеком взаимопонимания, дай понять ему самого себя (согласно русской пословице «как аукнется, так и откликнется»). Ну, а чем плотнее личные контакты, тем сильнее экипаж.
Последние рейсы в составе экипажа ПР «Саяны», что работал на Дальнем Востоке, и вслед за тем — на «Юлемисте» у Анатолия Федоровича не задались. Не по производственным показателям. Из-за таможенных конфликтов. Моисеенкова депремировали (не углядел-таки за моряками!), а он, давно уже привыкший к тому, что у нас «стрелочник виноват», никак не мог взять в толк: ну, ладно бы наказали за просчеты в работе с рядовым составом, но командиров ему ли воспитывать ?! И тем не менее...
Так что и в море симпатии и откровения тоже могут распространяться до известного предела. Надо только уметь найти грань между возможным и невозможным. Анатолий Федорович, как правило, умел-таки в деликатных ситуациях соблюсти известную дистанцию, сообразуясь с принципом: пойдешь хоть на маленькую сделку — потом по большому счету останешься у кого-то «на крючке». За все время работы в объединении только одним выговором и обзавелся, да и гот в иных обстоятельствах можно было бы зачесть за поощрение. Как-то в инпорту, чтобы не дожидаться водолазов для устранения намотки на винт взялся сам произвести эту несложную операцию. Знал ведь — в таких случаях нужна подстраховка, известны были и драматические исходы подобных «инициатив». Ну, так ведь он — моряк, знает что к чему. Не простаивать же экипажу по пустякам. Да и обошлось все. Одно плохо: выговора избежать не удалось.
Досадный этот случай недолго задержала память — след оставляло только то, что делало жизнь богаче, содержательнее. Сколько было промысловых рейсов — столько осталось и впечатлений. Кому сейчас из молодых доведется увидеть как луфарь идет на нерест? Или много ли еще моряков помнят зрелище, когда в уловы шла зеленовато-мраморная нототения? Кажется, только в Австралии не удалось побывать. А так — работал и на Дальнем Востоке, и Гибралтар видел — (мечту многих моряков) — все красоты... И с людьми небезынтересными доводилось много общаться — такими в его понимании предстают капитаны В. Котляр и А. Кожурин, В. Пикат и У. Мельников, X. Сильвере и В. Сахаров...
Сколько человек проходит через судьбу каждого моряка — нет, поди, такого социологического исследования, как никто не скажет, какой след оставляет в его жизни каждый, с кем довелось работать бок о бок. С подачи Моисеенкова, в какой-то мере, определилась «линия жизни" некоторых, по крайней мере, видных, что называется, в объединении работников. Принимал в партию (а затем и в ряды первых помощников капитана рекомендовал) работающего ныне помощником генерального директора объединения В. Буханевича и сегодняшнего заместителя секретаря парткома Б. Рудковского.
Видел толк в моряке — наставлял его, как мог, добивался, чтобы учился человек дальше. Главный аргумент был: хорошо, когда прижился на флоте, а на берег сойдешь — что умеешь? Много таких, на кого совет возымел действие. Вот уже и Николай Ганжа, недавний моторист, ходит в море третьим механиком...
В рыбаки Анатолий Федорович и сына определил. Не настаивал, но социальные преимущества (а равно и моральные потери) выложил как есть. Ходил сын в море поначалу на транспортах. "Удобное» место? Это обстоятельство и смущало (выходило: сын, вроде за счет отцова положения прижился?). На семейном совете постановили: пора свою судьбу самому же и обустраивать. Так и ушел Моисеенков-младший в рыболовецкий колхоз.
Еще чем судьба его не обделила? Надежным и добрым пристанищем всегда оставалась для него семья. Он и юбилей свой взялся справить не ради юбилея, а ради того, чтоб жене доставить удовольствие, оставить добрую память об этом дне. Получилось все наилучшим образом: Тимофей Синицкий и фильм заснял, и еще осталась пленка, чтоб доснять ее с сыном, когда тот вернется с промысла. Это — как раз в ноябрьские дни. Не раз и не два при встрече отец и сын Моисеенковы порадуются еще между собой: какие доблестные жены «достались» им. Не на том ли и жизнь стоит: когда в тылах надежность — тогда и на работе полный штиль? Анатолий Федорович к тому и вел разговор: благодарен за жизнь доброму окружению.

Л. СТИШЕНКО.

Фото. Р. ЭЙНА.
Памяти Кожевникова Владимира Викторовича. ... Я ЕЩЁ ОДИН ОКЕАН – 28 06 1990
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Наши юбиляры - 50

Сколько на Земле океанов? На планете, считают географы, четыре. Но если по авиационному счету, пять: небо — тоже океан. Пятый. Из этого, Пятого океана, и пришел в «Эстрыбпром» в 1976 году Владимир Викторович Кожевников.
... Среднюю школу он окончил в то время, когда в авиацию начали приходить такие воздушные корабли, как ставший уже почти что легендарным Ty-104, новые Ан'ы, Як'и. Наступала эра реактивных, турбовинтовых самолетов, с невиданными до этих пор скоростью, дальностью, высотой полетов, оснащенные новым радиоэлектронным навигационным оборудованием.
И неудивительно поэтому, что выпускник средней школы Владимир Кожевников выбрал для себя Криворожское авиационное училище, по специальности радио-электро-светооборудование самолетов. Немного позднее закончил Киевский авиационный институт гражданской авиации, вышел из него инженером по радиооборудованию аэропортов. Место работы — Таллиннский аэропорт.
Все эти годы работа — и на западе после окончания училища, и в Таллинне — шла успешно. Сомнений в правильности выбора не возникало. Ценили Владимира Викторовича и как эрудированного специалиста, и как доброго, отзывчивого товарища, у которого с сослуживцами устанавливались дружеские, уважительные отношения.
В это же время обнаружился у него и еще один интерес, вернее — призвание: увлекли идеологические дисциплины, работа с людьми. Совсем еще молодого коммуниста, чуть ли не на первом году вступления в члены КПСС, его избрали секретарем партийной организации.
Эта работа увлекла его не меньше, чем основная специальность. Недостаток опыта, а порой и политических знаний восполнялся настойчивостью, стремлением и здесь добиться успеха. Успеха-то, впрочем, Владимир Викторович добивался, но казалось ему — все же недостаточно, чего-то еще не знает, и долгие ночные бдения над книгами тоже казались недостаточными.
Но казалось это только ему самому. Как партийный организатор, пропагандист, он пользовался не меньшим успехом, чем как инженер. И потому вполне закономерен следующий шаг — Высшая партийная школа в Ленинграде. Прощался с друзьями-авиаторами ненадолго, а оказалось, что и навсегда.
В 1975—76 годах началось в рыбопромысловом флоте формирование нового корпуса первых помощников капитана. Требовались политически грамотные, образованные люди, имеющие опыт воспитательной работы, способные завоевать авторитет среди такого непростого контингента, как моряки. Вот так, по направлению, и пришел к нам Владимир Викторович Кожевников осваивать «четыре океана», новую для себя стихию, новые обязанности, новую рабочую среду — словом, все «от нуля».
Но «нуль» позабылся скоро, уже в первом рейсе на БМРТ — 253 «Март Саар». Доброжелательный характер, знания, умение найти общий язык с коллективом — все поставили на свои места.
И здесь Владимира Викторовича захлестнул еще один «океан» — океан новых проблем, вопросов, новых ситуаций, свойственных только морю. Но и этот «океан» он преодолел.
За время работы в "Эстрыбпроме» Владимир Викторович ходил в море почти на всех типах судов, работал первым помощником капитана в ремонтном подменном экипаже, заместителем секретаря парткома объединения. В настоящее время — начальник отдела работы с моряками загранплавания.
— Считаю, что партийному работнику нельзя находиться все время, точнее, длительное время, или только в море, или только на берегу. Время-то летит стремительно, меняются условия работы в море, возникают новые «береговые» проблемы. Вся жизнь наша, в особенности, сейчас, сама как океан: борются различные течения, захлестывает, одна за другой волны, и, чтобы держать руль в руках, не попасть под разгул стихии, надо быть в курсе всех вопросов и задач, и па берегу, а в море.
... С морем Владимир Викторович «прощаться" пока не думает.
— Обязательно выйду еще первым помощником, хочу знать не понаслышке, не только по отчетам, как живут и работают сейчас рыбаки в новых условиях.
... На днях Владимир Викторович Кожевников отмечает свой юбилей — 50 лет. Как оценить прожитые годы? Какие можно подвести итоги, хотя, в общем-то, итоги подводить рано: впереди еще много лет плодотворного труда, много интересного, необходимого, много возможностей быть полезным людям, обществу. Этого Владимиру Викторовичу искренне желают товарищи по морю и по берегу, и обязательно — доброго здоровья. Ну, и, конечно, личного счастья в семье, дружной и хорошей семье Кожевниковых которая занимает большое мести в его жизненных делах и успехах.
С днем 50-летия Вас, Владимир Викторович!

Н. МОЛЧАНЮК
Фото Р. ЭЙНА
Четыре школы «Аугуста Якобсона» - 22 03 1967
Просто сказать, что занятия в системе партийной учебы на производственно-транспортном рефрижераторе «Аугуст Якобсон» идут хорошо, будет неполно. Они проводятся здесь на высоком идейном и методическом уровне. И об этом, прежде всего, заботится партийная организация.
Перед началом года партийной учебы на судне было проведено собрание коммунистов. Оно поручило партийному бюро укомплектовать школы, подобрать опытных пропагандистов.
В самое короткое время были сформированы четыре школы: одна средняя и три начальных. Среднюю возглавил Моисей Абрамович Мочкин, второй электромеханик, имеющий незаконченное высшее образование. Это опытный пропагандист член КПСС с 1940 года. Во главе других школ стали старший помощник капитана Олег Дмитриевич Яливец, второй механик Мартин Макарович Гревцев, первый помощник капитана Александр Дмитриевич Пегов. Они также имеют большой опыт пропагандистской работы.
На судне разумно составлен график проведения занятий. Слушатели каждой школы занимаются в отведенное время, в отведенном для этого помещении.
Очень интересно провел М. Мочкин занятия по Истории КПСС на тему «Борьба за создание марксистско-ленинской партии». По плану на эту тему отведено четыре лекционных и два семинарских часа. Лекция была хорошо подготовлена. Пропагандист привлек много дополнительного материала. Она сделалась емкой, запоминающейся. Не случайно на семинаре выступали почти все. Прекрасные знания показали Владимир Зайцев, Николай Андреев, Василий Соколов.
Для пропагандистов на «Аугусте Якобсоне» созданы нормальные условия для подготовки к занятиям. Достаточно сказать, что судовая библиотека насчитывает 1400 томов. Среди них — полное собрание произведений В. И. Ленина, Большая Советская энциклопедия, избранные произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, Географическая энциклопедия, Историческая энциклопедия, большое количество литературы по истории КПСС, политической экономии, философии.
Большую работу по улучшению методики проведения занятий ведет А. Пегов. Он постоянно проверяет готовность пропагандистов к занятиям, советует, как лучше их провести, какой дополнительный материал и наглядные пособия следует использовать при подготовке и в ходе занятий. Серьезное отношение к занятиям в школах партийной учебы оказало большое влияние на идейно-политический рост членов экипажа «Аугуста Якобсона». Здесь высокая трудовая дисциплина, хорошие успехи в работе. Первый рейс завершен успешно.

А. КВАШНИН.
БМРТ-431 "Каскад». ЗАВТРА - ЛУЧШЕ, ЧЕМ СЕГОДНЯ! – 10 08 1978
ПАРТИЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В РЕЙСЕ

ИТАК, БМРТ-431 "Каскад» — в родном порту. Позади 180-суточный рейс. Работать пришлось в трех районах океана. В двух из них судно занималось промыслом, в последнем — поиском, на который ушла почти третья часть рейсового времени.
Что касается производственной деятельности, то в одном из районов промысла план по заморозке выполнен на 122,5 процента, а выпуск пищевой продукции составил 106,3 процента. Во втором случае сработали тоже неплохо: заморозка 108,6 процента, товарная — 117,7 процента. Направление рыбы-сырца на пищевые цели составило 83,5 процента,
Успех обеспечен дружной работой коллектива, трудовым настроем, который создали на судне командный состав и общественные организации. И прежде всего — партийная. Она насчитывала 21 коммуниста. Возглавил их рефмоторист Юрий Михайлович Егоров. Судовой комитет возглавил член КПСС старший механик К. Попов, совет наставников — старший помощник капитане В. Решетников, комсомольскую организацию — второй помощник капитана В. Сапожников, комиссией по контролю за качеством продукции руководил сам капитан-директор В. Еськов. Одним словом, все коммунисты были охвачены поручениями, находились на всех ключевых постах. На заседании партийного бюро было решено создать три партийные группы, которые возглавили: в первой комплексной бригаде — Б. Волков, во второй — А. Петрусь и в машинной команде — Л. Панащенко. Регулярно проводились партийные собрания, на которых коммунисты отчитывались о выполнении данных им поручений.
Экипаж видел в коммунистах пример в труде, в преодолении трудностей. А последних было немало. Так, из-за несвоевременной доставки топлива судно не смогло работать ночью, поэтому к рабочему дню готовились особенно тщательно и работали, как говорится, на пределе всех сил. Не было баз — учились, повышали свое профессиональное мастерство, экономические знания. С помощью совета наставников, в который входили старпом В. Решетников, В. Супрунович, К. Мурашов, В. Гаврилов и И. Горбачев, 20 членов экипажа повысили свою производственную квалификацию, зарекомендовали себя уже в этом рейсе умелыми специалистами.
Длительное время судно, находясь в отдаленном районе, не получало почты, всю информацию получали только по радио. Новости с Родины и из-за рубежа разъясняли лекторы и политинформаторы. С душой отнесся к своему партийному поручению и коммунист К. Попов, возглавивший судовой комитет. Он сумел подобрать дееспособный актив из членов профсоюза и направить его на развитие социалистического соревнования. Соревновался весь экипаж, шла напряженная борьба за звание лучших по профессии. По итогам рейса лучшей комплексной бригадой стала бригада, которую возглавили мастер обработки П. Политов и мастер добычи Д. Ченцов. Лучшей вахтой стала вахта второго механика К. Мурашова.
Насколько предметно работал судком, можно судить и по тому, что по всем специальностям были определены передовики. Так, лучшим закатчиком стал П. Кремнев, обработчиком — Б. Волков, лебедчиком — М. Степанов, добытчиком — А. Шевченко и т. д.
Труд многих передовых членов экипажа не раз отмечался в приказах капитана-директора. Среди них слесари А. Черкасов и И. Горбачев, матросы А. Петрусь и С. Лысенко, второй механик К. Мурашов, котельные машинисты Л. Мошкин и Я. Кабризон и другие. 12 передовиков труда занесены на судовую Доску почета.
Сейчас, когда подведены итоги рейса, экипаж «Каскада" настроен по-боевому, готов с такой же энергией трудиться, чтобы завоевать новые рубежи в социалистическом соревновании.

Н. ДВОРЕЦКИЙ.
ВНИМАНИЕ ЛЕКЦИОННОЙ ПРОПАГАНДЕ- 12 01 1978
Бюро парткома рассмотрело вопрос о ходе выполнения постановлений VII съезда Всесоюзного общества «Знание" и итогах лекционной работы в 1977 году в объединении «Эстрыбпром».
Организацией общества «Знание» объединения «Эстрыб-пром» проделана большая работа по пропаганде решений XXV съезда КПСС, пленума Центрального Комитета пар-тии, новой Конституции СССР, докладов и выступлений Генерального секретаря ЦК КПСС Председателя Президиума Верховного Совета СССР тов. Л. И. Брежнева.
Лекторы общества «Знание» регулярно читают лекции для экипажей судов, коллективов береговых подразделений. В 1977 году для работников ооъединения прочитано 3270 лекций на общеполитические и экономические темы, по вопросам пропаганды передового опыта, выполнения со циалистических обязательств и т. д. Хорошо проводят эту работу лекторские группы, которыми руководят первые помощники капитанов П. Чалов, М. Тойви, Б. Кудрявцев, Н. Ермолаев, Н. Шумилин, В. Львов, Н. Южаков и другие. Постоянно организуют чтение лекций для своих коллек тивов партийные организации холодильника, ОМТС, энергоцеха, нефтебазы, бухгалтерии, планового отдела.
Улучшилась координация лекционной пропаганды, проводимой лекторскими группами, кружками и школами системы политического и экономического образования тру дящихся. Правлением приняты меры по совершенствованию структуры организации общества «Знание». Созданы секция по работе с молодежью и группа по военно-патриотическому воспитанию и пропаганде знаний гражданской обороны.
Правление постоянно ведет работу по улучшению качества лекционной пропаганды, повышению идейно-политического уровня читаемых лекций. В этих целях регулярно два раза в месяц для лекторов проводятся инструктивно-методические семинары. Размножаются и рассылаются на суда и береговые предприятия лекции-разработки.
Вместе с тем, как было отмечено на бюро парткома, в проведении лекционной работы имеются существенные недостатки. Некоторые руководители и секретари парторганизаций береговых подразделений мало внимания уделяют лекционной пропаганде, лекторов приглашают от случая к случаю. Мало проводится лекций для экипажей судов во время их стоянки в порту и на ремонте.
Бюро парткома рекомендовало правлению организации общества «Знание» в соответствии с перспективным планом идеологической работы парткома принять дополнительные меры по улучшению лекционной пропаганды среди тружеников объединения. Бюро обязало также первичные партийные организации, первых помощников капитанов судов проанализировать работу лекторских групп, подвести итоги их деятельности на заседаниях партбюро или партийных собраниях, организовать проведение общественной аттестации лекторов.

(Наш корр.)