0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти капитанов и судов (855)
ДВЕ ЛЮБВИ: ЗЕМЛЯ и МОРЕ - «ЛЕМБИТА» ! - 12 07 1985
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Они одна трудовая семья. Многолетняя работа связывает капитана Эйно Калинда и старшего помощника Эльдура Каруласа. Опытные Эйно Калинд и боцман Василий Вабищевич работали ранее на рыболовных судах. И иной раз хочется им выйти вновь на бескрайний простор моря, испытать еще раз чувство, знакомое каждому, кто хоть однажды побывал там, — простора, свободы, противоборства с великой стихией. Связь судна обеспечивает ветеран судна Арво Рыым. Отличными специалистами зарекомендовали себя механик Арво Тахк, моторист Александр Сидоров, матросы Виктор Андронов и Александр Альхимович. Один из самых уважаемых членов этого коллектива — повар Анна Игнатьевна Щукина. Без нее в ответственные аварийные рейсы стараются не выходить.
Не так давно из рядов Советской Армии влились в экипаж два новых специалиста — матросы-водолазы Борис Сердюк и Геннадий Кочетков, имеющие опыт не только работы под водой, но и ремонта водолазного снаряжения. Сразу же столкнулись с трудностями, не знакомыми в армии: водолазная станция на буксире старенькая, самодельная, плохо оборудованная. Многое из оборудования нужно «добывать», придумывать, изготавливать самим из подручных материалов. Но оптимизма и усердия ребята не теряют. Их увлеченность своей работой, энтузиазм понравились всему экипажу. Раззадоривают они и опытного водолаза Яана Кюннапа, человека, достижениями которого экипаж по праву гордится: председатель Таллинского фото-клуба, его работы видели не только жители городов нашей республики, но и за ее пределами, в столице, за рубежом. Бывалый альпинист, инструктор всесоюзной категории, он свой профессиональный праздник встретит на этот раз на кручах Памира. Много интересного можно рассказать о каждом из членов этого коллектива, отличных работниках, интересных, людях. Встречаются они не только на «Лембите». Дружба, сплоченность помогают в работе, и случись беда, товарищи знают, кого искать на рыбалке, кого на личном огороде, кого на спортивных соревнованиях.
Вплоть до крепкого ледостава несет свою двойную вахту экипаж морского буксира «Лембит», пока не покроются прочной ледяной коркой близ-расположенные островные проливы — дальше сфера деятельности более мощных, современных судов. Тяжело далась «Лембиту» прошлая зима. Лед сдавливал корпус до явно различимого треска и вибрации. Однажды появилась трещина, которую, однако, быстро удалось заделать. А по весне весь экипаж с невиданным ранее усердием взялся за ремонт своего корабля. И сегодня морской буксир «Лембит» вновь несет свою двойную вахту — перетаскивает пришедшие в порт траулеры, а в нужный момент он всегда готов выйти по приказу капитана порта на помощь тем, кто попал в беду.

Нина РАЧИНСКАЯ,


На борту морского буксира «Лембит» наш фотокорреспондент собрал членов его экипажа, которым в тот день выпало нести вахту. Фотография на память экипажу сделана в минуты рабочего перерыва.
Фото Р. Эйна.
Николай Петрович Леонтьев. ЛОЦМАН - 12 07 1985
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Откуда-то из далекого прошлого пришел и прочно осел в нашем сознании образ лоцмана — человека непременно сурового, мрачного и молчаливого. Море» думалось, оно к себе особого почтенья требует, с ним, не до шуток, да к тому же, если тебе доверена - пусть на короткий срок — судьба всего судна ... Поневоле станешь и суровым, и неразговорчивым. Это своего рода издержки профессии... Примерно так размышляла я, отправляясь на встречу с героем своей зарисовки — старшим морским государственным лоцманом Таллинского морского рыбного порта Николаем Петровичем Леонтьевым.
... Щеголеватые белоснежные манжеты, манеры светского человека, глаза со смешинкой и добрая улыбка. И еще — увлеченность. О чем бы ни заходила речь — о работе, о новых книгах и известных писателях, о сортах цветов, о рыбе (той, что ловят на удочку) — Николай Петрович мог говорить часами. И при этом сообщал вам не расхожие сведения, а непременно что-то интересное, неизвестное. Словом, собеседник Н. Леонтьев был отменный, и просто не верилось, что он — представитель суровой профессии.
Вообще-то Николай Петрович, как бы поточнее выразиться... не потомственный лоцман. Проводить суда он начал в 1979 году, а до этого двадцать с лишним лет бороздил моря на СРТР и БМРТ. Был капитаном. По рассказам тех, кому посчастливилось плавать под его началом, капитаном замечательным. А это значит, что и дело свое он знал отлично, и людей понимал. Впрочем, прошлые заслуги Н. Леонтьева оценены не только членами его экипажей. На парадном кителе моряка — орден Ленина.
Но кому не известно: прошлые заслуги, слава не долговечны, если не подкрепляются ежедневным, ежечасным честным и добросовестным трудом. У Николая Петровича за шесть с лишним лет лоцманской службы ни одного замечания. Капитаны судов, стоящих на рейде и запрашивающие лоцмана, всегда радуются, когда узнают, что «поведет их» Петрович. Даже самые капризные и придирчивые, не мешкая и не сомневаясь, передают ему свой капитанский мостик.
Доверие, конечно же, не появляется на пустом месте. Оно там, где в тебе уверены — не подведешь. Оно всегда связано и с уровнем профессионализма, и с определенными чертами характера.
Говорят, разбуди Леонтьева даже глубокой ночью и задай любой вопрос о технических параметрах того или иного судна — ответит правильно, не задумываясь ни на минуту. Здесь, конечно, свою роль играет и опыт: 30 лет работы на судах — это не год и не пять. Однако флот объединения хоть и понемногу, но обновляется, И Николай Петрович непременно в числе первых знакомится с новыми судами. Прекрасная память позволяет ему запомнить даже, казалось бы, незначительные детали. Поэтому, приступая к непосредственным своим лоцманским обязанностям, тратит он минимум времени на расспросы и уточнения. А это — экономия времени, на проведении судна, экономия горючего. Здесь счет не на десятки, на сотни и тысячи рублей.
В прошлом году, к примеру, было сэкономлено 992 часа. Это 41 сутки, 260 тонн топлива. Крупнотоннажному судну такого количества горючего хватает на месяц. Нынешний год был посложнее. Морозы сильно затруднили работу. Многие порты закрылись, а Таллинский работал бесперебойно. Правда, на проведение судов вместо плановых часа 20 минут затрачивалось до шести часов, однако суда на разгрузку подходили ритмично. В теплые месяцы «перерасход» времени, устранили. Конечно же, за счет высокого профессионального мастерства. Именно оно дает возможность быстро ориентироваться в постоянно меняющейся навигационной обстановке, соотносить ее с характеристикой судна. Так, дно вокруг порта протралено на 8,2 метра. Однако уровень воды колеблется, да и суда приходят разные. Словом, нередко приходится проводить суда и с осадкой больше нормативной. Здесь уже все зависит от лоцманского мастерства. А его Николаю Петровичу Леонтьеву не занимать. Представляю, как рассердится лоцман, прочитав эти строки: «Работаю не я, мол, один, а все. И все справляются со своими обязанностями на «отлично». Поэтому и тороплюсь, назвать тех, кто трудится в лоцманской служив под началом Н. Леонтьева. Это Хуго Эдуардович Пальк, Иво Хенрикович Урва, Олей Аугустович Роес, Вальмер Валентинович Нурмс. Все, кроме В. Нурмса (в службу пришел он позже всех), лоцманы первого класса, имеют право работать на всех судах. Право это подтвердили неоднократно и сложными проводками, и честным отношением к делу. Но тон в службе, но их общему мнению, задает «старшой». Именно от него идет та особая атмосфера доверия, взаимовыручки, которая царит в коллективе. Петрович всегда берет на себя большую нагрузку, охотно подменит товарища в случае необходимости. А, сами знаете, когда рядом с тобой так работают, то поступать иначе и самому просто невозможно. Вот и получается, что лоцманы соревнуются между собой не только в плане профессиональном, но и в добром отношении друг к другу, к делу.
Число проводок постоянно растет. Кстати, в будущем году лоцманская служба порта отметит славный юбилей — 25-летие со дня основания. О том, как она совершенствовалась за это время, можно судить хотя бы по нескольким цифрам. В 1961 году было сделано 68 проводок, а в прошлом — 1689. В этом году лоцманы решили еще увеличить этот показатель, значительно сократить время на проводке судов.
...Так уж устроена наша журналистская память: человек остается в ней таким, каким был в момент встречи. И спроси меня, какой он, лоцман Н. Леонтьев, непременно скажу: человек веселый, обаятельный, увлеченный. И, наверное, поэтому фотография нашего фотокорреспондента меня озадачила: на ней был другой Леонтьев — предельно сосредоточенный и серьезный. Фотокорреспондент, уловив мой недоуменный взгляд, пояснил: «На капитанском мостике».

Нина БЕЛОБОКОВА.

НА СНИМКЕ: старший морской, государственный лоцман Н. Леонтьев.
Свинарь Станислав Дмитриевич. ВЕРНОСТЬ - 12 07 1985
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

«За достигнутые высокие показатели в производственной деятельности, в социалистическом соревновании, в профессиональных конкурсах при высокой дисциплинированности и культуре труда занести на судовую доску Почета с вручением соответствующей Почетной грамоты третьего помощника капитана Станислава Дмитриевича Свинаря".
Выписка из приказа № 39 в, 5 июня 1985 по БМРТ-604 "Рудольф Сирге".
...Море. Далекие странствия. Необыкновенные открытия. Наверное, мало найдется среди нас таких, кто не мечтал в детстве увидеть весь мир своими глазами, не рисовал себя в воображении первооткрывателем новых земель, не представлял себя победителем в жестокой схватке с пиратским кораблем. Но мы взрослеем, становимся рассудительнее и, увы, скучнее. Земля под ногами все-таки надежнее, чем капризная стихия. Но иногда во сне все-таки видим себя бесстрашными капитанами (а, может быть, ловкими юнгами). И тогда утром только виновато усмехнемся: «Детство, мол, вспомнилось...».
А ведь море — это не только и не столько экзотика и романтика. Это, прежде всего, суровый и упорный труд тех мужественных людей, которые навек обручились с этой коварной и грозной стихией. Тех, кто остался верен своей мечте.
Далеко от мирских просторов раскинулись украинские степи. Есть среди них небольшое село Межиречи Павлоградского района. Издревле живут здесь хлеборобы. Много труда вкладывают они в эту землю, и она сторицей отвечает на человеческую заботу. В семье потомственных крестьян родился сын, имя которому дали Станислав. Рос он трудолюбивым и послушным ребенком, пошел в школу, успешно учился. Казалось, ничто не мешало ему в будущем стать, как и родители, земледельцем. Но только казалось.
Любил Станислав выйти в поле ранним летним утром. Легкий ветерок пробегает по тугим налитым колосьям, и чудится, будто море раскинулось у ног, и вот уже побежали по нему первые барашки, а теперь поднялась и настоящая волна... Только звучная песня жаворонка никак не походила на настойчивый, капризный крик белокрылой чайки.
Говорят, что одним из основных качеств моряка является настойчивость и целеустремленность. У Станислава упорство в характере. Непонятным и неожиданным для многих односельчан было решение молодого парня ехать в далекий Таллин: «Учиться хочешь? Поезжай в Днепропетровск или в Киев. А море на что тебе? И на земле мест хороших немало. Но Станислав Свинарь твердо решил стать моряком.
На вступительных экзаменах в Таллинское мореходное училище рыбного хозяйства волновался, конечно, старался не посрамить надежд своих друзей, родителей. И вот он стал уже курсантом. Здесь, в училище, Станислав понял, что море это, прежде всего, труд.
Было огромное желание стать настоящим судоводителем. И это желание очень помогло — без него не освоить сложной программы. Не помогут тогда ни тренажеры, ни опытные учителя. А преподаватели училища и сейчас помнят Станислава. Наверное, еще н потому, что его имя часто встречалось в приказах объявления благодарностей. За отличную учебу, за примерное несение службы, за хорошую дисциплину, за работу в колхозе, за активную общественную работу.
Позади занятий и контрольные, практика и ответственные экзамены. Мечта Станислава осуществилась. Летом 1982 года он закончил Таллинское мореходное училище. Диплом с отличием. Направление на работу — на суда ПО «Эстрыбпром», штурманом.
Судоводитель — одна из самых сложных морских специальностей. Современные промысловые суда оснащены мощнейшими энергетическими установками. Они позволяют использовать тралы увеличенных размеров и вести лов на повышенных скоростях я на больших глубинах, Управление такими судами можно доверить только специалисту очень высокой квалификации. Многое должен знать и уметь судоводитель. И, конечно, недостаточно только назубок выучить теорию. Море часто предлагает ситуации самые непредвиденные, когда решение нужно найти сию же минуту, и тут нелегко будет отыскать необходимое правило из учебника. Нужен опыт. А опыт приходит с годами. Станислав же работает штурманом всего лишь третий год. И он не ждет, когда практический опыт накопится сам. Нужно собирать его по крупицам.
Товарищи отзываются о молодом штурмане, как о человеке, буквально влюбленном в свою профессию. Все, что касается моря, работы с судном, интересно для Станислава. Естественно, что не все еще ясно и просто. Но рядом — старшие товарищи. И молодой специалист никогда не упустит случая посоветоваться с опытными рыбаками. Он дотошно расспрашивает обо всем, что ему непонятно в промысловых или навигационных вопросах.
Уже в первом рейсе судоводитель Станислав Свинарь старался проявить себя. Он неплохо проводил самостоятельные промысловые операции и простых условиях промысла. В следующем рейсе опыт пригодился. Работа спорилась лучше. Теперь ему уже под силу техника лова разноглубинным тралом, Конечно, не все еще получается так четко и быстро, как у бывалых рыбаков, но, как говорят о молодом штурмане на судне, «он парень настырный. Своего добьется".
Обязанности судоводителя на судне не ограничиваются лишь знанием навигации и лоции. Штурман должен уметь четко управлять судном с орудиями лова, брашпилем, грузовыми и траловыми лебедками, рулевыми машинами. Он отвечает за обеспечение безопасности мореплавания, спасение человеческой жизни на море. Судоводитель должен уметь управлять коллективом — под его ответственностью, не только безопасность самого корабля, но и морально-психологический климат в коллективе.
Станислав Свинарь по характеру общительный и принципиальный. Недаром ему было доверено возглавить на судне комсомольскую организацию. Сам очень трудолюбивый и добросовестный, он может примером увлечь за собой рыбаков. Часто бывало так, что, отработав свою вахту и, собственно, получив заслуженные часы отдыха, Станислав адова выходил на работу. По собственной инициативе он часто работал на подвахтах во время выгрузки рыбы. Глядя на него, снова брались за работу и другие рыбаки.
Месяц назад БМРТ-604 «Рудольф Сирге" вернулся из очередного рейса. На аттестации о третьем помощнике капитана Станиславе Свинаре было сказано: «Грамотный штурман н хороший промысловик. Хорошо знает свое дело и любит профессию рыбака. К работе относится добросовестно, творчески. За хорошую работу был признан на судне лучшим штурманом-промысловиком. Занесен на судовую доску Почета. Рекомендуется на должность второго помощника капитана".
Рыбацкая биография Станислава Свинаря только началась. Но уже с первых шагов по этому пути он показал, что достоин, быть моряком. Море любит только верных себе. Случайные люди рано или поздно отступают. Станислав же видит себя в будущем только опытным штурманом (а может быть, и капитаном?) на мощном рыболовном судне, собирается поступить и вуз. И можно быть уверенными, что Станислав нашел свой путь и что своей юношеской мечте он не изменит.

Светлана МАРЧЕНКО.
МСБ «Неотразимый». ЧЕСТВОВАЛИ ВЕТЕРАНА - 27 05 1985
Торжественно и интересно отметил коллектив МСБ «Неотразимый» радостный юбилей Победы. В течение рейса экипажу был прочитан цикл лекций, в которых подробно рассказывалось об истории и ходе второй мировой войны. К Дню Победы был оформлен монтаж «Героизм советского народа в Великой Отечественной войне». 9 мая на борту судна состоялось торжественное собрание. О трудных военных годах и героизме советских людей рассказал морякам участник войны радиооператор Ш. Бахишев.
В этот день ветеран получил многочисленные поздравления от товарищей. Преподнесен ему памятный подарок.

Б. РУДКОВСКИЙ, первый помощник капитана.
ЗДРАВСТВУЙ, «ОТАР»! – 01 04 1985
В канун Первомая работники объединения были свидетелями прихода очередного судна-промысловика — СТМ-8365, Построенный на судоверфи ГДР, он носит имя одного из городов Казахстана. Отар — маленький городок близ Алма-Аты. В Великую Отечественную войну 13 его жителей были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
«Отар» — современный промысловик, оснащенный по последнему слову техники. Поисковые приборы, орудия лова, рыбный цех, машина — все предельно автоматизировано. Экипаж размещен в удобных каютах с уютным интерьером. В течение длительных рейсов моряки не будут ощущать, каких бы то ни было, неудобств. Производственные достоинства судна также несомненны: оно способно соперничать со всеми имеющимися в объединении траулерами.
Руководство и партийный комитет объединения послали в городской комитет партии и горисполком города Отар телеграмму, в которой сообщили о прибытии судна и его готовности работать на благо Родины. Таким образом, зарождаются добрые контакты с городом, который, мы уверены, со временем может стать побратимом Таллина.
А пока — обычные пред-рейсовые будни. Славно потрудились наши специалисты в ГДР. Старший механик Сергей Соловьев, боцман Геннадий Касаткин, секретарь парторганизации второй механик Тальви Симмо, механик-наладчик Виктор Филонов, старший мастер добычи Сергей Андреев, старший мастер обработки Василий Лебедев. Все они познали самую жаркую работу.
С немецкими товарищами были установлены прекрасные взаимоотношения и при расставании они неоднократно подчеркивали удовлетворение взаимным сотрудничеством.
На днях «Отар» покинул Таллинский рейд. Ему предстоит работа в суровых северных водах ив тропических широтах Атлантики. Экипаж готов с честью выполнить задание и рапортовать об этом не только объединению, но и друзьям из далекого Отара.

В. ЯКУНИН, капитан СТМ-8365 «Отар»»
И. ИЛЬИНСКИЙ, первый помощник капитана
БММРТ-183 «Рудольф Вакман". На прочной реальной основе - 12 02 1985
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Хроника социалистического соревнования

На днях экипаж БММРТ-183 «Рудольф Вакман" подвел итоги внутрисудового социалистического соревнования за январь, принял социалистические обязательства на последний год пятилетки.
Находясь на трудовой вахте в честь XXVII съезда КПСС, 40-летия великой Победы над немецко-фашистскими захватчиками и 50-летия стахановского движения, моряки решили выполнить годовой план к 15 декабря, при этом дать 120 тысяч рублей сверхплановой прибыли, отработать два дня на сэкономленных горючесмазочных материалах и один день — на сэкономленном упаковочном материале.
Первый месяц работы подтверждает реальность принятых обязательств. План добычи выполнен на 148 процентов, заморозки — на 140 процентов, выпуска кормовой муки — на 154 процента.
Экипаж вышел победителем в социалистическом соревновании с БММРТ-181 «Аквамарин".
Во внутрисудовом соревновании победителями признаны первая комплексная бригада мастера обработки А. Лапицкого и мастера добычи М. Ильдарханова, вахта четвертого механика В. Бесфамильного. Среди лучших также ветераны флота, наставники — старшие матросы А. Пржевальский и Б. Козлов, моторист В. Бондарчук, котельный машинист Н. Кривонос, электрик П. Медвецкий, боцман В. Мрыкало. Отлично трудятся машинист РМУ Д. Беленко, матросы А. Чумак, К. Апанасевич, Г. Причина, Е. Шеломов, В. Захаров, В. Зубченко и многие другие, составляющие костяк комсомольско-молодежного экипажа.

Л. Элкин, первый помощник капитана БММРТ-183 «Рудольф Вакман».
Возвращение победителей – 03 01 1985
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

После разгрузки в Вентспилсе в Таллин прибыл экипаж БМРТ-598 «Рихард Мирринг». Как уже сообщалось в нашей газете, моряки траулера успешно справились с заданиями рейса, план перевыполнен по многим производственным показателям.
В родном порту передовому экипажу была организована торжественная встреча. Поздравить моряков с трудовой победой пришли заместитель генерального директора объединения «Эстрыбпром» Ю. Висков, секретарь парткома Я. Ялакас, заместитель председателя профсоюзного комитета В. Буханевич, председатель народного контроля В. Балачевцев, заместитель секретаря комитета комсомола С. Архаров и другие.
На борту судна состоялся торжественный митинг, на котором выступили товарищи Ю. Висков, В. Буханевич, капитан-директор «Рихарда Мирринга» Б. Казаков.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Фото А. ТОКАРЕВА.
„СУЛЕВ" СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ... - 27 12 1986
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Большой, хотя и не всегда заметной работой заняты суда портофлота ТМРП. Их — 17. Буксиры, танкеры, специализированные суда по очистке акватории...
Есть среди них и «младший брат» наших морских спасателей «Урагана» и «Неотразимого»; портово-рейдовый буксир-спасатель «Сулев», которым командует капитан И. Бабкин. «Сулев» и внешне похож, например, на «Ураган»: также окрашена надстройка красной, далеко заметной краской. У него много обязанностей: помимо оказания помощи судам в различных аварийных ситуациях, он оборудован средствами пожаротушения и другими системами.
Совсем недавно, при сильном шторме, прошедшем над Балтикой несколько дней назад, «Сулев» выдержал серьезный экзамен. На пятом причале, где был ошвартован ТР «Жемчужный берег», вырвало пал и судно начало отжимать от пирса, на помощь поспешил «Сулев». Экипаж работал слаженно, быстро, сказался большой морской опыт капитана. Правда, сил «Сулева» оказалось недостаточно, подошли еще два грузовых буксира, но их роль была уже вспомогательная — сила. Главное сделал «Сулев», полностью подтвердив свое звание «спасатель».

НА СНИМКЕ:

у причала «Сулев». Справа на крыле мостика — Николай Михайлович Бабкин, капитан буксира-спасателя.
Фото Р. ЭЙНА.
ПОКА НЕ ПОЗДНО...-16 09 1986
ЭТО НАША ИСТОРИЯ

В прошлом месяце в «Эстрыбпроме» был списан и отправлен в разделку БМРТ-350. Газета откликнулась на это событие, вспомнили о первом, почти что четверть вековой давности, рейсе «Эвальда Таммлаана». На этом вопрос газета, как говорится, закрыла. Но оказалось — рано.

«ТРИ ПРОЩАЛЬНЫХ ГУДКА...»

На следующий день после ухода судна в редакцию пришел Сергей Владимирович Хорохонов, первый капитан «триста пятидесятого», принес фотографии, некоторые другие материалы из истории судна. Подошли и другие бывшие капитаны «Эвальда Таммлаана". Завязался разговор...
— С этим судном у меня «отношения" особые, — сказал Сергей Владимирович, — Ведь оно — это моя молодость, и не только по годам, но и капитанская — на больших морозильных траулерах. И молодость нашего дальнего океанического промысла.
Именно «триста пятидесятый» и "три тройки» явились своего рода «академиями» для подготовки плавсостава на последующие БМРТ. Многие капитаны именно на нем делали свои первые рейсы в качестве капитанов-директоров.
Это же могут сказать о себе и другие капитаны: Иван Михайлович Бабаев, Владимир Николаевич Плешаков, Георгий Сергеевич Белогорцев, Владимир Игнатьевич Нелюбович — всего за сорок рейсов на БМРТ-350 было двадцать шесть капитанов, многие из них на нем же и начинали штурманами, а вот Юло Раху довелось поплавать на нем к матросом. Кто-то из капитанов «триста пятидесятого» уже закончил свою мореходную службу, кто-то делает первые рейсы капитаном-директором «супера», как, например, Николай Алексеевич Шкодин.
Но вот удивительно - поистине у каждого судна своя судьба - почти все вспоминают рейсы на БМРТ-350, как чем-то особо запомнившиеся, по сравнению с другими судами. Кто - потому, что был первый, а кто...
- Для меня тоже памятен рейс на этом судне, но памятен по-другому, — сказал Леонид Васильевич Кузовков — На этом судне я попрощался с морем — это был мой последний рейс, и именно по его трапу я, как говорится, «сошел на берег". Не очень весело вспоминать это событие, но и его не забудешь...
Но Сергей Владимирович Хорохонов поднял вопрос не только о воспоминаниях. Он сказал:
— Я помню первый приход БМРТ-350 в Таллин. Начало лета, на причале - цветы, радостные лица, улыбки. На мостике судна — представители администрации, поздравительные речи, приветствия... Моя каюта — каюта капитана, как это пишется в книгах - утопала в цветах, особенно много было сирени...
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

И вот последний отход от Таллинского причала. На пирсе — никого, я да Леонид Васильевич Кузовков, в общем-то, мы оба здесь - не только по долгу службы. На мостике - последний капитан «Эвальда Таммлаана" Юло Арсеньевич Раху. Он тоже, видимо, вспоминает, как он впервые поднялся капитаном на этот мостик. Сброшен и принят последний швартов, и наш «триста пятидесятый" своим - своим! — ходом выходит из порта. Три прощальных гудка... Не преувеличиваю, сердце сжалось, как будто прощался с близким человеком, другом. Ну, скажите, почему мы так небрежны к своему трудовому прошлому?! Ведь не только судно провожали... Да и судно: за свои двадцать четыре с лишним года, за сорок рейсов оно прошло 600 тысяч морских миль, или миллион километров. Более двадцати «кругосветок» по экватору! Добыли на нем 140 тысяч тонн рыбы, и почти все рейсы со значительным перевыполнением плана. А ведь за всем этим люди, их труд, их жизнь...
Почему бы не рассказать об этом, прощаясь с судном, чтобы оно отходило не от пустого причала. А то ведь даже на прощальные гудки никто не ответил. Почему?
А, в самом деле - почему? И вот здесь
возникает еще один вопрос.

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

БMPT-350 «Эвальд Таммлаан». Переход в район промысла.
В самый первый рейс уводит "Эвальд Таммлаан" капитан С. Хорохонов.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На память об "Эвальде Таммлаане", 1-й ряд: капитаны-директора Б. Донецкий, С. Xорохонов, А. Кожурин; 2-й ряд: помощник капитана по производству П. Рощин, навигатор В. Плешаков, рыбмастер С. Паутов, первый помощник капитана Н. Анисимов.


Фото из личного архива С. В ХООХОНОВА.
РТМС-7510 «Мустъярв". Завершен очередной рейс – 11 09 1986
ПРОВЕРЯЕМ ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Завершил очередной промысловый рейс РТМС-7510 «Мустъярв". В течение нескольких месяцев трудился экипаж в районе Северо-Восточной Атлантики.
Траулер вышел в рейс после длительного капитального ремонта. Однако в море обнаружились многие недоделки, и в течение месяца экипаж, возглавляемый капитаном-директором И. Котляром, исправлял чужие ошибки. Механическая служба, которой руководил старший механик В. Ситников, успешно справилась со сложной задачей.
В районе промысла практически все время сохранялась хорошая промысловая обстановка. Но потеря дорогого времени на ремонт дала себя знать: в первые недели РТМС-7510 значительно отставая от своих коллег, работающих в этом районе.
Рыбаки все же не теряли надежды. Прекрасно работали бригады мастеров В. Радченко, С . Гейко, А. Айнсоо.
К концу промысли экипажу, наконец, удалось вырваться из прорыва. Об этом говорят и показатели выполнения производственного задания: план по вылову выполнен на 104 процента, задание по заморозке — на 111 процентов, выпуск пищевой продукции составил 108 процентов, товарной рыбопродукции - 108 процентов. Первое время вылов был не очень высоким. Поэтому особое внимание уделялось спецразделке. На подвахту выходили практически все члены экипажа. Справляясь с работой по своим заведованиям, они, жертвуя своим отдыхом, трудились в рыбцехе.
Настоящую трудовую доблесть проявили в рейсе третий электромеханик Н. Летов, рефмеханик А. Мовчанюк, механик-наладчик В. Аксенов. Он сам провел значительную реконструкцию в рыбцехе, намного усовершенствовав его. Особой благодарности заслуживает и труд матроса первого класса Н. Постаралкина, мастера рыбообработка С. Гей-ко, матроса второго класса А. Шляховского, матроса первого класса А. Остро-минского, матроса первого класса М. Баглея, старшего матроса А. Наумкина, IV помощника капитана А. Калле.
Шесть рыбаков в завершившемся рейсе получили звание «Ударник коммунистического труда». 54 члена экипажа подтвердили это почетное звание.
В экипаже РТМС-7510 немало и таких, кому впервые пришлось работать на супере, некоторые вообще в море оказались новичками. Большую помощь начинающим рыбакам оказывали опытные наставники. Старший помощник капитана А. Ломейко, старший механик В. Ситников, рефмеханик А. Мовчанюк, мастер добычи В. Радченко, старшие матросы Н. Теплюк и А. Наумкин щедро делились своим опытом с молодежью.
Старания экипажа не были напрасными. Плановые показатели по производству рыбопродукции улучшенного ассортимента значительно перевыполнены. Достаточно, пожалуй, сказать, что за рейс практически вручную изготовлено около 1800 тонн разделанной спинки. А ведь эта операция требует очень много и сил, и времени.
Во время промысла на судне широко проводилось социалистическое соревнование.
Подводились итоги личного соревнований, назывались лучшие бригады и вахты. Победители заносились на общесудовую доску Почета, поощрялись благодарностями и денежными премиями.
Примечательно, что наряду с опытными рыбаками в числе победителей оказалась и молодежь. Лучшим молодым рыбаком в рейсе признан помощник рефмеханика И. Семкин.
Экипаж PTMC-7510 принимал участие в соревновании среди судов своего промрайона. Трудовыми соперниками наших рыбаков стал экипаж литовского траулера РТМС-7516 «Peтавас». Несмотря на огромные трудности, с которыми в самом начале рейса пришлось бороться экипажу «Мустъярва», наши рыбаки по всем показателям вышли победителями этого парного состязания в мастерстве.

С. ИГНАТОВА.