0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти капитанов и судов (840)
Николай Петрович Леонтьев. ПОЗДРАВЛЯЕМ ЮБИЛЯРА! - 31 05 1986
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

1 июня коллектив Таллинского морского рыбного порта поздравит своего коллегу — старшего морского государственного лоцмана ТМРП Николая Петровича Леонтьева с днем рождения. 50 лет — путь немалый. Довелось пережить и горькое, и радостное.
Николай Петрович родился в Ленинградской области. После войны семья переехала в Таллин. Полюбил Николай Леонтьев соленый балтийский ветер, манили бескрайние морские просторы. Едва Николаю исполнилось 15 лет, он после окончания 7 классов поступает в Таллинский морской рыбопромышленный техникум. Этому выбору Николай Петрович остался верен всю жизнь.
Николай Леонтьев вышел в свой первый рейс матросом на СРТ в 18-летнем возрасте. А в 25 лет он стал капитаном среднего рыболовного траулера.
А еще через четыре года Николаю Петровичу Леонтьеву доверили капитанский мостик БМРТ-384 «Коралл».
Заслуги Николая Петровича Леонтьева в рыбной промышленности высоко оценены не только в нашем объединении, ветераном и заслуженным работником которого он является. За успехи в развитии рыбной промышленности, высокие показатели в выполнении планов и социалистических обязательств Н. Леонтьев награжден орденом Ленина, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Эстонской ССР, медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», медалью «Ветеран труда».
Несколько лет назад Николай Петрович оставил «большое море». Вот уже 7 лет он поднимается на капитанский мостик лоцманом. И за все годы службы лоцман Н. Леонтьев не имеет замечаний.
Коллектив Таллинского морского рыбного порта от души поздравляет Николая Петровича с замечательным юбилеем, желает и в дальнейшем видеть его таким же обаятельным, увлеченным, веселым - настоящим моряком.

КОЛЛЕКТИВ СЛУЖБЫ КАПИТАНА ПОРТА.
«ОНТИКА» УХОДИТ В РЕЙС - 14 04 1986
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Меньше недели пробыл СТМ-8381 «Онтика» «у себя дома» — в Таллине, и вот уже впереди долгий, почти полугодовой рейс. Рейс нелегкий, вначале в Северо-Восточную Атлантику. А затем — предполагается переход в другой район. Вот этот-то вопрос вызывает некоторую тревогу у капитана Игоря Владимировича Лебедева: там запланировано добывать макрурус, а это значит — большие глубины, длительный и напряженный подъем трала, что может не выдержать система энергообеспечения судна. Правда, есть положительный опыт у калининградских рыбаков, но у них же есть (и его больше) и отрицательный. Наши СТМ там еще не ловили. «Онтика» — первый.
Ну, а в целом и капитан, и весь экипаж смотрят на предстоящий рейс оптимистично. И. Лебедев уже имеет опыт работы на этих судах, большая часть команды — также. Суда этого типа — одни из самых совершенных в рыбопромысловом флоте, хотя и не просты в обслуживании.
А сейчас — счастливого тебе начала, «Онтика», успешного рейса!

(НАШ КОРР.)
Георгий Андреевич Мамренко. Поздравляем! - 28 03 186
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

27 марта исполнилось 60 лет работнику нашего объединения Георгию Андреевичу МАМРЕНКО.
После службы в рядах Советской Армии Георгий Андреевич Мамренко начал свою деятельность в системе рыбного хозяйства. В объединении «Эстрыбпром» он работает с марта 1957 года в должности капитана-директора. Под его руководством экипажи промысловых судов успешно выполняли рейсовые задания и взятые социалистические обязательства, за что неоднократно награждались почетными грамотами нашего объединения, ВРПО «Зап-рыба», Министерства рыбного хозяйства. Пионер в освоении океанического лова Георгий Андреевич Мамренко показал себя грамотным судоводителем, отличным специалистом-промысловиком, неоднократно он назначался флагманом отряда промысловых судов. Работал безаварийно, свой богатый профессиональный и производственный опыт охотно передавал подчиненным. Георгий Андреевич Мамренко пользуется заслуженным авторитетом среди моряков нашего объединения. За успехи в труде он награжден высокой наградой — орденом Ленина, неоднократно поощрялся почетными грамотами объединения, ВРПО «Запрыба», ему объявлена благодарность от нашего объединения.
С 1983 года Георгий Андреевич Мамренко работает на судах портового флота. Ветеран Великой Отечественной войны, он награжден орденом Отечественной войны и медалями.
В день шестидесятилетия коллектив объединения желает Георгию Андреевичу Мамренко крепкого здоровья, новых успехов в труде.
Интервью в новогоднюю ночь - 01 01 1986
НИКОЛАЙ ТИХОНОВИЧ САВРАНЧУК — КАПИТАН ТРАНСПОРТНОГО РЕФРИЖЕРАТОРА «НАРВСКИЙ ЗАЛИВ» — не первый раз встречает наступление Нового года на трудовой вахте — в море.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

— Уходящий год мы всегда провожаем добрыми словами. А для нашего судна он и вправду был очень счастливым. Комсомольско-молодежный экипаж транспортного рефрижератора «Нарвский залив» еще в 1984 ходу выполнил пятилетний план, это значит, что весь уходящий 1985 год мы трудились в счет XII пятилетки.
Много нового принес прошедший год и лично для меня. Впервые, например, мне посчастливилось вместе с экипажем нашего транспортника побывать в Италии и Франции. Несколько дней, проведенных в этих странах, оставили столько впечатлений, что их хватит не на один год.
Мой сын, Юрий, успешно закончил первый курс Таллинского мореходного училища рыбного хозяйства и в 1985 году был призван в ряды Советской Армии.
Новый 1986 год обещает быть не менее счастливым. Мне предстоит отметить знаменательную для себя дату — пятидесятилетний юбилей. Из них — четверть века отдано морю.
Встречать радостный новогодний праздник экипажу придется далеко от родных берегов — в Бискайском заливе. Но в эту ночь мы будем вспоминать наших родных и близких, друзей и знакомых. Всем им хочется пожелать в наступающем году счастья, здоровья и мирного неба над головой. А всем моим многочисленным коллегам-рыбакам, кто будет стоять на трудовой вахте и в праздничную ночь, желаю настоящей рыбацкой удачи!
Викис Юрий Мартынович. «А в общем— все было хорошо» - 24 12 1987
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Викис Юрий Мартынович капитан-директор в рейсе 1/36 на БМРТ-457 «Каарел Лийманд» в декабре 1987 . Этот рейс для Ю. Викиса был первый в капитанской должности. Но как рыбак, Юрий Мартынович имеет хороший опыт. Из почти двадцатилетнего стажа 15 лет работает он в «Эстрыбпроме». До этого, после окончания училища, рыбачил на судах Пярнуского рыбокомбината. В объединение пришел уже сложившимся рыбаком, но таковым сам себя не считал. Определил для себя — учиться и учиться у опытных капитанов, у моря и у... рыбы. Да, да! «Учиться» у рыбы, изучать ее повадки, особенности, где, в каком квадрате промысла она есть, какую погоду, время года «любит», что нужно, чтобы косяки не проходили мимо трала...
По характеру Юрий Мартынович — человек веселый, доброжелательный, быстро находит общий язык с людьми, независимо от рангов, может пошутить, посмеяться. Но это только в том, что не касается работы, профессионализма. Здесь он требователен и недоверчив, и прежде всего, к себе. «Знаю еще недостаточно» — можно было бы считать его жизненным девизом.
И именно поэтому, получив назначение на должность старпома, не спешил подниматься на капитанскую ступень. И не стремился к разнообразию районов промысла: больше всего пришлось рыбачить в Центрально-Восточной Атлантике. Несколько лет пробыл Ю. Викис в должности старпома, может, несколько дольше, чем другие капитаны, но эти годы оказались для него не только «университетами», а настоящей «академией рыбака-промысловика». Что еще добавить к его характеристике? Десять лет назад Ю. Викис вступил в КПСС. Партийный билет для него — не просто важный документ. Это его совесть.
РТМС-7561 «Секстан»: рейс завершится в этом году – 15 12 1987
...Еще неделя напряженной работы, и экипаж РТМС-7561 «Секстан» закончит очередной рейс. За последние две недели «Секстан» поправил, пошатнувшееся было, положение с выловом рыбы — цифра выполнения плана медленно, но верно перевалила рубеж 100 процентов.
Среди тех, кто внес вклад в работу судна — матросы-обработчики 1 комплексной бригады Юрий Мороз (слева) и Вячеслав Иванчук.
В. Иванчук, за плечами которого 11 лет работы в «Эстрыбпроме», избран в этом рейсе партгрупоргом службы.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На заднем плане — матрос второго класса Георгий Лесников. Он — один из активных участников художественной самодеятельности на судне.
В наше время много говорят о совмещении профессий. Вот и Владислав Чебыкин, судовой врач, взял на себя обязанности библиотекаря. Кроме этого, он оформляет стенд «В мире искусства, литературы, музыки», Но сейчас он занят своим непосредственным делом — на прием к нему пришла Таня Лазько, курсант Таллинского мореходного училища МРХ СССР.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Ее будущая специальность — мастер рыбообработки. А в этом рейсе на «Секстане» она проходит практику. На судовой Доске почета «Секстана» — фотография Алексея Туниева. Спокойно и уверенно чувствует он себя возле конвейерного скороморозильного аппарата, работает четко и споро.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Новый год Алексей встретит на Родине, но разлука с судном будет недолгой - в следующий рейс А. Туниев вновь пойдет на «Секстане».

Фото А. ПАЛИИВЦА
Константин Александрович Савинов. КАПИТАН ДАЛЬНИХ РЕЙСОВ - 17 11 1987
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Константин Александрович Савинов — рыбак «старый» и опытный: более двадцати лет работает он в «Эстрыбпроме». Начинал тогда, когда, собственно, и «Эстрыбпрома» не было, а были две базы — тралового и рефрижераторного флота. Молодой моряк, вчерашний курсант мореходного училища, пошел, конечно, в траловый флот. Почему «конечно»? Да такой уж у него характер — где сложнее, там и интереснее.
На СРТ, с которых начал К. Савинов свой морской труд, сложностей хватало... СТР, СРТР — это такая школа для рыбака, которая и формирует настоящий морской, рыбацкий характер, и прививает прочную, продуманную и прочувствовавшую -любовь к нелегкой морской профессии, уже очищенную от мишуры юношеской «романтики», дает четкое и ясное понимание своего долга н ответственности.
На БМРТ Константин Александрович пришел уже вполне сложившимся судоводителем-рыбаком.
В характеристиках, которые получал он после рейсов, отмечалась его добросовестность, безоговорочное требование порядка, требование не только к подчиненным, но и прежде всего к себе самому.
И главное во всем, что касалось морской службы, что отличает и сейчас, теперь уже капитана-директора К. Савинова, это — бескомпромиссность, нетерпимость к лени, халатности, небрежности. И — на первый взгляд, казалось бы, странно — требовательный, «крутой» капитан, а моряки стремятся попасть к нему в экипаж. Потому что знают: где Савинов, там будет порядок, а значит, и работать легче, будет план. Да и не такой уж он «крутой»: человек он душевный, веселый, может поддержать добрым словом, любит пошутить, если выдается подходящая минута...
Что еще отличает капитана Савинова в работе? Пожалуй, то, что он не колеблясь выходит в рейс на старых судах и в районы, которые многие другие моряки не любят: дальние, трудные, словом, те, которые называются «одними из самых отдаленных...» Чаще всего— это южная часть Атлантики, где все «наоборот и в два раза сильнее» — когда у нас лето, там зима, если шторм, так уж шторм, брызги на лету замерзают, по палубе не пройти... Если промразведка обещает рыбу, то скорее всего, ее не будет. Словом, Антарктика много «сюрпризов» готовит рыбаку. Ко вот К. Савинова они не пугают, так же как не пугают и старые суда. Может, сказывается давнее: «чем труднее, тем интереснее»?
Недавно Константин Александрович Савинов вышел в очередной рейс на БМРТ-248 «Йохан Келер». Снова— один из самых отдаленных, а, значит, и самых нелегких районов промысла. В эти дни экипаж поднимает первые тралы, первые тонны продукции ложатся в трюм. Впереди — еще весь рейс, впереди — работа.

Н. МОЛЧАНЮК.
Фото Р. ЭЙНА,
МБ «Лембит». ЭКИПАЖ - ОДНА СЕМЬЯ – 14 11 1987
ПРАВОФЛАНГОВЫЕ ЮБИЛЕЙНОГО СОРЕВНОВАНИЯ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Экипаж морского буксира «Лембит» стал одним из победителей социалистического соревнования в честь 70-летия Великого Октября среди экипажей судов портофлота Таллинского морского рыбного порта. План двух лет пятилетки по доходам выполнен на 107,2 процента.
— Как-то незаметно для самих себя мы стали передовиками, — сказал капитан МБ «Лембит» Э. Калинд, — перешвартовывали и буксировали суда, оформляли наряды, выполняли задания диспетчеров.
Но в этом-то, наверное, и суть: лучше других выполнять свою будничную работу. Ведь работать сплоченно умеют далеко не все. Экипаж «Лембита» живет одной семьей. На судне практически нет текучести кадров. Как же это получилось? Ответить на этот вопрос не может ни один член экипажа. «Как-то само собой», — пожимают плечами моряки. Но начиналось все с судовой дисциплины, четкого выполнения должностных инструкций. И вот итог: экипаж МБ «Лембит» — передовой трудовой коллектив. Коллектив, каждый человек которого почувствовал себя хозяином на «своем» маленьком судне. Каждый член экипажа знает свой участок работы, знает хорошо.
Интересно пересекаются судьбы человека и судна. Э. Калинд, будучи еще курсантом, приходил на МБ «Лембит» стоять вечерние и ночные вахты. Окончив учебное заведение, Э. Калинд стал ходить в промысловые рейсы. А потом... вот уже десять лет прошло, как Энн Куставович вернулся на «Лембит».
Уже почти семь лет на буксире постоянный состав экипажа. Но есть и ветераны. Старший механик Э. Карулаас уже четверть века бессменно ходит на «Лембите». И вполне естественно, хотя может казаться невероятным, что за 25 лет на судне ни разу не выходил из строя главный двигатель, никогда не предъявлялось серьезных замечаний к механизмам и техническим средствам.
В этом году Э. Карулаасу и третьему механику К. Андерсону за долголетний добросовестный труд присвоены звания «Ветеран рыбной промышленности Западного бассейна».
Почти все члены экипажа МБ «Лембит» ходили в «большое море». Разными дорогами пришли они в порто флот — кто по состоянию здоровья, кто по семейным обстоятельствам. И хотя у многих еще остались открытыми визы, и они собираются выйти в дальние рейсы, какое-то необъяснимое чувство к маленькому крепышу «Лембиту» удерживает их на судне и оттягивает срок выхода в море.
Не так давно в объединении кто-то поднял вопрос о списании МБ «Лембит» — за долгие годы износился корпус судна. Интересно то, что ни один человек из экипажа не списался с судна и даже не пытался найти себе другое место работы. Все до одного решили остаться на буксире до последнего дня работы.
Сейчас МБ «Лембит», кроме будничной работы, несет аварийно-спасательную вахту. Продолжает, уже в счет третьего года XII пятилетки, трудиться экипаж судна. Серьезно относятся к работе старший помощник капитана X. Вааб, молодой штурман А. Альхимович, матрос Л. Коява. О таких людях можно говорить и говорить. Левана помнят, наверное, все, кто с ним когда-либо встречался, тем более был в море. Жизнерадостный и общительный, исключительно добросовестный и обязательный человек, он не просто матрос, а «настоящий матрос», как сказал о нем боцман В. Вабищевич. Любую работу выполняет Л. Коява, и выполняет отлично.
В честь 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции Почетными грамотами ПО «Эстрыбпром" награждены третий механик А. Тахк, второй помощник капитана М. Сооп, объявлена благодарность В. Вабищевичу.
Суда приходят и уходят, а встречает и провожает их МБ «Лембит» со сплоченным трудолюбивым экипажем на борту.

А. ХУСАИНОВ, наш корр.
Фотомонтаж Р. ЭЙНА.
Виктор Степанович Сериков . ЛАУРЕАТ ПРЕМИИ ИМЕНИ А.Я.МАКЛАКОВА – 22 10 1987
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Заслуженный рыбак Эстонской ССР Виктор Степанович Сериков много лет отдал рыбацкому делу. Он — один из наиболее опытных и уважаемых капитанов в нашем объединении. Любой моряк-«эстрыбпромовец», от матроса до старшего помощника, считает не только удачей, но и большой честью попасть в экипаж Виктора Степановича. И дело не только, вернее, не столько в заработке — есть ведь и другие, не менее удачливые капитаны — сколько в особой обстановке в экипаже, которым руководит В. Сериков, особом настрое и в работе, и во внерабочем общении.
Для капитана Серикова понятие «человеческий фактор» не просто общепринятый, современный термин. Для него человеческий фактор — это, прежде всего, именно человек, его настроение, отношение к делу, к товарищам, к жизни вообще, наконец. А это, в первую очередь, зависит от него, капитана. В этом, пожалуй, главный «секрет» его неизменно успешных рейсов, высокого авторитета и уважения к нему моряков.
В настоящее время В. Сериков находится в заграничной командировке в одной из развивающихся стран, помогает молодому промышленному рыболовству, готовит национальные кадры. А по окончании командировки — снова в море.

Фото А. ОРЕШКО.
СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК – 06 10 1987
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ФАМИЛИЯ Паадик в нашем объединении знакома многим. И неудивительно. Тойво Паадик работает в коллективе «Эстрыбпрома» двадцать лет, его жена Аунн — тринадцать. Главу семьи знают как в высшей степени добросовестного, требовательного, но справедливого человека, хорошего специалиста.
— Такому старпому на судне рад любой капитан, — говорит заместитель главного капитана Михаил Иванович Дунашов.
— И уважением пользуется повсеместно, и специалист отменный, и с людьми ладит, хотя и бывает строгим. Чуть ли не в каждой характеристике работающие с ним капитаны пишут: много внимания уделяет техническому состоянию судна, печется о выполнении плана, в обращении вежлив. Заслуживает выдвижения на вышестоящую должность.
И быть бы, судя по всему, Паадику капитаном, но жизнь — не только восходящее движение по служебной лестнице. У старшего помощника ПР «Аугуст Корк» пятеро детей. Комментарии, как говорится, излишни. При таком семейном составе вырвать пять лет на учебу
— дело не простое. Еще более сложной мне представляется задача, возложенная в таком случае на женские плечи, тем более в семье моряка, где мужчина — надежда и опора — отсутствует по нескольку месяцев.
Однако Ауни Паадик — инженер по труду, заработной плате и нормированию цеха орудий лова, моего мнения не разделяет. На вопрос, с какими, трудностями ей приходилось сталкиваться, просьбу поделиться педагогическими секретами (такие обязательно должны быть, ибо дети в этой семье — хоть сейчас на обложку журнала «Семья и школа»), отвечает односложно и сдержанно: «Ничего такого нет. Как у всех. Никаких секретов». Сослуживцы и соседи единодушны: «Напишите об их семье обязательно. Мы только хорошее сказать можем». Вот-вот, уже вижу, как морщится недоверчивый читатель: мол, и с двумя сорванцами не совладать, а здесь смотрите: все пятеро — образцы послушания и прилежания.
Однако факт налицо. Но в нашей истории факт многолик. У него пять имен: Пирет, Пирге, Притта, Ахто и Рауно. Старшей Пирет уже тринадцать, младшей Притта пока четыре с половиной. Ахто — семь лет, его брату и сотоварищу по шахматному клубу — шесть. Любительнице рукоделия и мастерице по домашней выпечке Пирге — двенадцать. Вместе со старшей сестрой они занимаются в школе с углубленным изучением немецкого языка. Кроме того, до недавнего времени Пирет посещала еще и художественную школу.
Ауни опять же считает, что о призвании пока судить рано. Маленькой Пирет очень любила рисовать. Собственно, и немецкий пошла, учить в расчете на прохождение практики после художественного института в... Германии. И сестру за собой увлекла. У той целый угол всевозможных поделок в доме. Собиралась в художественный, а в четвертом классе в сочинении написала: «Хочу быть художницей или директором гостиницы». Какая тут связь? В этом году новое увлечение — изделия из кожи. Гостиничное хозяйство, похоже, забыто.
Ахто мечтает стать пожарником и очень любит... готовить, Рауно пошел в этом, году в нулевой класс в своем детском саду. Любимое занятие его и брата игра в шахматы, и, как считают дома, младший преуспел в этом больше.
Своим собственным увлечением Ауни явно не придает особого значения. Между тем в спорткомитете объединения знают ее как человека увлекающегося стрельбой, лыжами, эстафетным бегом. По ее словам, только прыжки с парашютом осталось попробовать, остальное так или иначе доводилось.
В молодости была заявка и на основательные успехи. Но пришло время выбирать: спорт или все остальное, как мы уже знаем, она выбрала последнее.
Ну, а свободное время? Коли удастся выкроить вечер, отправляется в оперу. Любимый композитор — Д. Верди, но и встречи с творчеством других авторов приносят наслаждение. На днях, например, собирается послушать «Хованщину» в театре «Эстония».
Дети пока сопровождают маму в театральных вылазках только на детские спектакли и оперетты.
В семье принято с самого раннего возраста воспитывать самостоятельность. Ахто, к примеру, с пяти лет добирался до детского сада один. Мама провожала его до автобуса, и он ехал из центра в Ласнамяэ. Причем страшно гордился этим. Сейчас этот путь самостоятельно проделывает Рауно. Домашние обязанности распределены таким образом, что каждый делает то, что ему больше всего по душе, а восстановленный после уборки порядок поддерживается общими усилиями. Даже Притта старается внести в общее дело посильную лепту. Ей. нравится стирать. Конечно же, маме пока еще приходится переделывать ее работу (Притта слишком мала), но только так, чтобы малышка ни в коем случае не заметила этого...
— Воспитывать нужно буквально с первых недель, — считает. Ауни Паадик. С Приттой мне все же полегче. Я уже не одна. Со мной целый коллектив.
К каждому из пяти есть у мамы, особый собственный ключик. Иначе бы не приходилось ей так часто становится копилкой детских секретов. То Рауно прибежит, запыхавшись, тянется к уху: «Только одной тебе скажу...», то Притта лепечет: «Мамочка, только другим не рассказывай...».
Конечно же, когда отец дома — в семье праздник. У мальчиков появляется, наконец, долгожданный арбитр в шахматных спорах. Пунктуальный, аккуратный на службе, он и дома от детей требует, чтобы у каждой вещи было свое, строго определенное место. Паадик-старший, уже говорилось, справедлив и строг, но против маленьких детских хитростей тоже порой бессилен. Так бывало не раз: провинился кто-то один, а отвечать решали сообща. И хотя родители понимают, что все они попросту не в состоянии были участвовать в том, за что одного бы непременно наказали, с наказанием спешить не приходится. Коллектив — великая сила.
— А не одергиваешь ли ты мужа, если, по-твоему, он делает детям несоответствующие наставления, — не удержавшись, вступает в наш разговор сослуживица Ауни.
— Ну, что ты? Разве так можно? — слышу я в ответ.
Поистине, не перевелись еще чудеса на свете! Это приходит на ум, когда слышишь и видишь Ауни Паадик, смотришь на нее, как бы боковым зрением. Ибо перед тобой сидит молодая, привлекательная миниатюрная женщина с доброй улыбкой и живыми карими глазами.
Сколько себя помнит, Ауни любила шить. Сначала куклам, потом себе, теперь и себе, и детям. Это, разумеется, приличное подспорье в семейном бюджете. От Пирет оставались кое-какие вещи — все пошло в переделку. «Мода ведь непрерывно меняется», — говорит старший портной семьи Паадик. Есть у портного и свой подмастерье, Пирге — большая выдумщица и руки у нее, что называется, лежат к делу.
Со вкусом одетой Ауни, вероятно, не один раз доводилось слышать в очередях: «Эта дамочка куда еще? Что у нее, пятеро детей? И справка есть? Ну, дела!». Тяжело в это поверить постороннему. А ведь на долю семьи Паадик выпало не самое легкое время. В годы, когда старшие девочки были малышками, по уходу за ребенком полагалось не полтора года, а год, и стаж при этом исчислялся не непрерывный, как сейчас, а общий, трудовой.
Ставшее уже привычным, нынешним молодым мамам вознаграждение в сумме 100 рублей, Ауни тоже получила впервые с рождением четвертого (!) ребенка. Но яслями и детским садом были обе печены все. А в апреле этого года профсоюзный комитет нашего объединения выделил семье Паадик талон на приобретение автомобиля. Он пока стоит сейчас на площадке. Дети малы, отец в рейсе, а мама только учится на курсах вождения. Но и без автомобиля они умудрялись и раньше устраивать загородные вылазки, навещать бабушку на Сааремаа, ездить всей семьей встречать отца в Клайпеду, Ригу или Калининград.
— Скоро будет попроще, — отвечает мне Ауни на вопрос, не тяжело ли было добираться. — Потом вы же знаете: дети любят путешествовать. И любой путь кажется короче, если ждет тебя впереди радостная встреча.
Сейчас «Аугуст Корк» бороздит дальние моря. В родном порту его собираются встречать в конце месяца. И, конечно же, на причале непременно будет семейство Паадик. День встречи отца из плавания — своеобразная традиция, дань уважения нелегкому рыбацкому труду. А, кроме того, так здорово, шагать рядом с большим, пропахшим морем и рыбой отцом, наперебой торопясь рассказать ему последние домашние новости. Этот день уже не за горами. Осталось совсем немного.
В конце разговора я роняю фразу о том, что, дескать, веселая ожидает Ауни старость. Скучать, по-видимому, не придется. Внуков, мол, ждете не меньше десятка. И слышу в ответ: «А мне и сейчас очень весело. Дети скучать не дают». И вижу, светлую, радостную улыбку счастливого человека.

Р. ВИДЕЛЬГАУЗ, наш корр.