0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (932)
Памяти НБ «Тарту» и его экипажей. УДЕРЖИВАЯ ПОЧЕТН0Е ЗВАНИЕ - 06 09 1977
Почти десять лет трудится в составе портофлота ТМРП наливной бункеровщик «Тарту». Судно безотказно работает все эти годы. Девятая пятилетка завершена экипажем по всем показателям, выполнено на полмесяца раньше срока задание первого года десятой пятилетки.
В составе двадцати членов команды все опытные специалисты: механики и судоводители, котельные машинисты, донкерманы и т. д. Коллективу моряков присвоено звание экипажа коммунистического труда.
Социалистическое соревнование за производственные достижения, борьбу за высокую дисциплину возглавляет партийная группа, хотя и немногочисленная, но дееспособная.
О ее работе рассказал на отчетно-выборном собрании партгрупорг старшин механик Иван Иванович Наседкин. Задания по снабжению крупнотоннажных промысловых судов «Эстрыбпрома» дизтопливом и маслом выполняются в срок. В честь шестидесятилетия Великого Октября взято обязательство, завершить годовой план к 7 ноября. Правда, в сентябре судну предстоит котлочистка. Но это не отразится на обязательствах. Своевременно подготовлены ремонтные документы. В работах примут участие все специалисты судна. Выполнение ремонта в назначенный срок, пояснил И. Наседкин, позволит пересмотреть социалистическое обязательство, с тем, чтобы годовые задания по снабжению судов и по финансам выполнить еще раньше намеченной даты, то есть уже в октябре...
На техническое состояние судна не приходится жаловаться. Силами команды производится саморемонт, тщательно осуществляется профилактика.
Для воспитания моряков, повышения их производственного уровня большое значение имела школа коммунистического труда. Занятия в ней проходили регулярно — два раза в месяц. Благодаря удачному выбору времени занятий удалось добиться хорошей посещаемости. Заключительные собеседования в мае показали, что все слушатели глубоко усвоили материал по основам экономики производства.
На собраниях партгруппы в основном ставились вопросы производства, внутренней жизни и общественной деятельности на судне. Все коммунисты «мели партийные поручения. Б. И. Степанов руководил школой коммунистического труда, Б. И. Рудаков является профгрупоргом. Оказывалась постоянная помощь комсомольцам — их на «Тарту» четверо (комсорг Феликс Рывлин). Молодые моряки имеют среднее образование, а машинист Виктор Иванов учится в техникуме.
Партгрупоргом вновь избрал И. И. Наседкин.

А. КРОСС.
НОВЫЕ РЕКОРДЫ МОРЯКОВ «БРИЗА» - 06 09 1977
После четырехмесячного плавания возвратился в родной порт транспортный рефрижератор «Бриз» (капитан-директор К. Роман). На этот раз рейс для экипажа был необычным: судно побывало на промысле в Атлантике и Баренцевом море. Известно, что «Бриз» всегда возвращался с моря с выполнением рейсового задания. Увенчался успехом и нынешний. Взято на борт 6960 тонн рыбопродукции. Больше положенного на 760 тонн. Сверхплановая прибыль составила 67 тысяч рублей, сэкономлено 40 тонн топлива и 5 тонн дизельного масла. Благодаря хорошей организации социалистического соревнования, слаженности в работе смен, производительность труда в рейсе в среднем достигла 140 процентов. Успех в работе экипажа не был случайным и на этот раз. Многие члены экипажа — бывалые моряки, не раз ходили на «Бризе» и дорожат добрыми трудовыми традициями судна. Это означает, что работали они с душой, показывали пример всем морякам, кто выходил на этом судне впервые. И снова отличились коммунисты экипажа. С первых дней рейса партийное бюро, возглавляемое рефмехаником Г. Трофимовым, развернуло большую работу с личным составом по мобилизации моряков на эффективную и качественную, ударную работу в море. Задание на рейс довели до каждого члена экипажа, организовали борьбу за выполнение взятых социалистических обязательств. На это были направлены усилия общественных организаций, идеологическая работа и экономическая учеба, усилия командного состава.
В рейсе моряки с воодушевлением встретили проект новой Конституции СССР, обсудили и глубоко изучили его. Социалистическое соревнование охватило все службы, вахты и смены. Первенство завоевала смена старшего матроса Сергея Дуплия. Все одиннадцать человек ее трудились с полной отдачей, боролись за каждую тонну груза. Нормы выработки у них составили 260 тонн за смену.
Находясь в Баренцевом море, экипаж принимал груз с ПБ «Фридерик Шопен" и ПР "Саяны". Вместо запланированных 10 суток груз был принят за 7 суток. Производительность труда в эти дни составила 200 процентов. Это был рекорд. За счет чего он достигнут? Весь экипаж горячо откликнулся на призыв коммунистов - досрочно закончить погрузку. Пример показывали комсомольцы. Они работали в сменах С. Дуплия и В. Козьменко. Отличились на укладке груза в трюм секретарь комсомольской организации Петр Ковальчук, моторист Сергей Щетинин, четвертый механик Владимир Скворцов, моторист Владимир Андреев, заведующий продовольствием Валерий Шилько.
Высоко оценил инициативу и труд молодежи капитан-директор К. Роман. Многие годы командует он этим судном, но таких рекордов, как в нынешнем рейсе, не помнит...
Эффективно, без поломок и остановок действовали все судовые механизмы и оборудование. Механики и специалисты сделали все, чтобы техника работала отлично. Особая заслуга в этом принадлежит рефмеханику Г. Трофимову, старшему механику Г. Изотову и штурманам. Не случайно победителями соревнования среди вахт были вахты второго механика В. Вихера и второго помощника капитана В. Лоскутова.
В этом рейсе экипаж впервые получил задание по внедрению комплексной системы управления качеством продукции. На судне была создана комиссия во главе с капитаном-директором, в состав ее входили первый помощник капитана В. Васильев, старший инженер-технолог Е. Бойков, секретарь партийной организации Г. Трофимов, радиооператор Н. Богданов, старшие матросы С. Дуплий и Б. Гречин, секретарь комсомольской организации П. Ковальчук и другие подлинные мастера своего дела. Комиссия выработала необходимые рекомендации и советы согласно полученному заданию, которые были включены в план-график работы, был организован контроль за поддержанием оптимального температурного режима в трюмах, приемом коробов и укладкой груза, наиболее рациональным использованием трюмных емкостей.
Все намеченные комиссией мероприятия были выполнены. Благодаря внедрению комплексной системы экипаж способствовал эффективной работе докеров порта при обработке судна, которая началась уже через час после швартовки.
Высокое качество продукции было обеспечено без замечаний.
Команды всех судов, которые сдавали на ТР «Бриз» рыбопродукцию, благодарили экипаж за досрочный прием груза.
Это был предоктябрьский рейс судна. После короткой стоянки и обработки в порту экипаж «Бриза» почти в полном составе раньше срока выйдет в свой юбилейный рейс и доставит груз в родной порт уже в дни 60-летия Великого Октября.

Н. ДВОРЕЦКИЙ

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

свой весомый вклад в общий успех экипажа «Бриза» вложили и моряки, которых вы видите на верхнем снимке. Матрос первого класса Александр Овсянников (крайний слева)-опытный моряк. Он сделал уже не один рейс. А вот для молодого матроса Александра Попадюка - это первый рейс. И Александр успешно справился со своей нелегкой работой. Третий на снимке—передовой моторист Александр Остапенко.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Портовики отлично потрудились на разгрузке Бриза
Фото А. ДУДЧЕНКО
РИXО ПИЛЬВ, НОВАТОР, НАСТАВНИК - 13 09 1977
КОЕ-КТО пытался отговорить Рихо Пильва: - Откажись ты от плавбазы, - речь шла о «Фридерике Шопене", — зачем тебе портить репутацию? Не знаешь разве: холодильные установки работают неустойчиво, вечно по горло в грязи...
Собственно, и отказываться то не было нужды: в отделе комплектации предлагали должность второго рефмеханика на другом судне. Уж там-то морозильные агрегаты работают куда более надежно.
Однако Рихо отказался. Решил проверить себя на прочность: чему-то научился же он за пять лет работы на «Станиславе Монюшко» после окончания Таллинского мореходного училища.
И вот «Фридерик Шопен». С чего начинать? Одних только клапанов в машине рефрижераторного отделения — около двух тысяч. Второй рефмеханик полностью несет за них ответственность. За смену, если даже бегло осматривать, вряд ли проверишь все. А нужно обеспечить их гарантийную работу не на сутки-двое, а на долгие месяцы. Рабочее давление аммиака — 11 атмосфер, так что небрежно выполненная кем-либо из членов бригады профилактическая работа быстро может привести к весьма нежелательным последствиям. К примеру: только труб рассольной и аммиачной системы на плавбазе свыше двадцати километров. Некачественная профилактика их — и труд всего экипажа, считай, пошел насмарку. Но самые сложные и ответственные агрегаты — это компрессоры и нагнетательные насосы всевозможных назначений, и множество других механизмов, предназначение которых — обеспечить рабочий холод для технологического цикла обработка рыбы.
Настораживало Рихо Пильва отношение людей к своим обязанностям. Механизмы вроде бы новые, а работали неустойчиво: что ни день, то поломка..
Чуть ли не сутками напролет приходилось пропадать в компрессорной, лично участвовать во всех профилактических мероприятиях по ремонту агрегатов. Самые сложные механизмы прошли через его руки. Вручную притирал каждый клапан.
Но один много ли сделаешь? Главное — помощники, люди. Перед каждой вахтой проводил Рихо пятиминутные инструктажи, уточнял и разъяснял подчиненным конкретные задания. Вел учет и контроль выполняемых каждым работ. Взыскательно, непрощенчески, хотя и без надрыва, относился к нерадивым. Примечал и отмечал передовых. Это позволило со временем подтянуть дисциплину, добиться слаженности в работе, а самое главное — взаимопонимания между людьми. Надлежащий уход за механизмами был обеспечен. Холодильные агрегаты стали работать более стабильно, чем раньше.
На Рихо лежит большая моральная ответственность за тех, кто здесь находится, ответственность руководителя. Вот уже два года, как ему доверили должность старшего рефмеханика плавбазы «Фридерик Шопен». И, кажется, у него есть основания сделать вывод, что должность эта оказалась ему по плечу...
Случилось однажды: вроде бы без видимой причины начал, барахлить один из компрессоров. Неспокойно стало на сердце у Рихо: почему, кто виноват? В первую очередь —
определить причину неожиданно быстрого износа механизмов. Знания и богатый опыт помогли ему выявить конструкторскую недоработку. Хочешь — не хочешь, а есть над чем поломать теперь голову в свободное от вахты время.. А усердия, усидчивости и терпения у Рихо хватает на двоих.
Составлен план действий. Вопрос: почему преждевременно изнашиваются детали компрессора? Не потому ли, что в процессе работы механизмов интенсивно загрязнялось компрессорное масло? Идея - поставить сепаратор. Реализация этого технического решения дала возможность механическим путем качественно очищать масло от примесей. Плюс к этому — в течение рейса сэкономить до трех тонн компрессорного масла. А самое главное — срок службы агрегатов увеличился.
А сколько хлопот в процессе эксплуатации доставляли шесть цилиндровых блоков компрессора? Раньше на общем выходе для замера температуры устанавливалось два термометра. Допустимая тепловая нагрузка, при которой разрешалось эксплуатировать механизмы, — плюс 130 градусов. Но бывали моменты, когда температура резко повышалась. Рихо решил: какой-то из блоков работает ненормально и требует срочного «хирургического» вмешательства.
Начинался долгий поиск неисправного механизма. Приходилось прощупывать чуть ли не каждый блок, прежде чем удавалось обнаружить повреждение. Уходила на все это уйма времени.
Рихо Пильв поделился с коллегами по работе своими соображениями: «А что, если поставить на каждый блок в отдельности по термометру?» Предложение старшего рефмеханика всех заинтересовало. Так и сделали. В результате — двойной выигрыш: улучшился визуальный надзор за каждым механизмом в отдельности, и сократилось время поиска и ремонта неисправного блока компрессора. В пять раз...
Пожалуй, трудно найти в рефотделении такое место, где бы Рихо Пильв не приложил свои знания и руки. На его счету — семь солидных усовершенствований, позволивших увеличить срок службы морозильных агрегатов и сберечь не одну тысячу рублей.
И все-таки рано успокаиваться на достигнутом. Если вообще это возможно — успокоиться. Впереди новые заботы, новые дела и идеи. После завершения нынешнего рейса плавбаза «Фридерик Шопен» уйдет в Клайпеду на капитальный ремонт. Есть у Рихо мысль — переложить визуальный контроль за работой компрессоров на автоматику, облегчить труд моряков. Удастся ли? Надо!
...За время работы на судах нашего флота Рихо Пильв подготовил около двадцати мотористов и рефмехаников. Обо всех не расскажешь, кто и кем плавает сейчас. Но вот некоторые. Получил у Рихо Пильва трудовую путевку в жизнь Ф. Коган. На плавбазе «Фридерик Шопен» работал он третьим, затем вторым механиком. В настоящий момент — высококвалифицированный специалист, настоящий мастер своего дела. И всем этим он обязан главным образом своему наставнику — Рихо Пильву.
Третий рейс ходит в море вместе с Ф. Коганом рефмоторист Арно Ваарпуу, закончивший в Таллине профтехучилище № 1. К работе относится исключительно добросовестно с душой. Рихо Пильв доверяет ему производить ремонт самых сложных узлов. В частности, клапанной группы. Арно учится заочно на четвертом курсе Таллинского мореходного училища. В свое время Рихо Пильв тоже закончил это училище и теперь помогает Арно. Хороший, толковый рефмеханик получится из него. Пройдет немного времени, и этот его подопечный обретет крепкие крылья. Как и у тех, кому повезло работать бок о бок с Рихо Пильвом...

Е. МАРУСИН, подшкипер.
Борт плавбазы «Фридерик Шопен».
ПЕРЕДОВИКИ С «ФЕОДОРА ОКК» - 13 09 1977
Экипаж БМРТ-555 "Феодор Окк" первым в нашем объединении рапортовал о выполнении заданий двух лет десятой пятилетки по выпуску мороженой и товарной пищевой рыбопродукции. Сегодня мы знакомим наших читателей с передовиками этого судна, внесшими свой большой вклад в успех коллектива.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Комсомолец электрорадионавигатор Валерий Вишняков в течение всего рейса был примером для экипажа. Он отлично трудился, активно участвовал в общественной работе.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Первоклассным специалистом зарекомендовал себя в рейсе радиооператор первого класса Борис Сарокинский. В свободное время он занимался выпуском судовой радиогазеты, участвовал в подвахтах.
Фото В. Тракса
ЛУЧШИЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ - 27 09 1977
«Ни одного отстающего рядом!» — девиз коллектива электротехнической группы БМРТ-564 «Иоханнес Семпер», которой руководит опытный электромеханик и умелый организатор И. Б. Абзалов. Более восьми лет работает он на судах объединения, показывая своим товарищам пример добросовестного отношения к труду, организованности, эффективного использования судовой техники. По итогам 1976 года И. Абзалов признан лучшим электромехаником объединения «Эстрыбпром» и лучшим электромехаником Всесоюзного рыбопромышленного объединения "3апрыба».
В 1969 году он успешно закончил Ленинградское мореходное училище МРХ и с тех пор без перерыва работает на судах нашего объединения, сначала плавал электриком на транспортном рефрижераторе "Аугуст Якобсон» и на БМРТ-355 «Антон Таммсааре», где приобрел опыт работы, научился бережно обращаться с техникой и умело эксплуатировать ее.
Показав себя грамотным специалистом и хорошим организатором, И. Абзалов назначается на должность электромеханика судов типа БМРТ проекта 394. На БМРТ-431 «Каскад» и БМРТ-474 «Оскар Сепре» он совершенствует свое мастерство. На этих судах руководимые им электрогруппы производили ремонт судового электрооборудования своими силами, хотя эти суда еще не были переведены на систему непрерывного технического обслуживания, что уменьшало, а иногда полностью исключало межрейсовый ремонт электрочасти. Инициатива И. Абзалова и его подчиненных принесла значительную экономию объединению.
В 1976 году И. Абзалов был назначен электромехаником на БМРТ-564 «Иоханнес Семпер». Это судно проекта 394-а располагает более совершенной техникой и автоматикой. Уход за электрооборудованием здесь требует повышенной квалификации специалистов. С учетом этого И. Абзалов закрепил за каждым электриком электрооборудование по принципу: чем опытнее электрик, тем более сложное оборудование у него в заведовании. Сам же он готов в любой момент помочь своим подчиненным разобраться в электроустройствах и электросхемах, постоянно дает электрикам индивидуальные задания по изучению электрооборудования судна. Один раз в неделю проводит технические занятия по тщательно отработанной программе. Все это положительно сказывается на эксплуатации оборудования. Причем И. Абзалов творчески подходит к требованиям правил эксплуатации судового электрооборудования. В частности, с учетом своего практического опыта и опыта других электромехаников он изменяет сроки профилактических ремонтов — в сторону увеличения количества осмотров и ремонта электрооборудования особо ответственного назначения, а также подверженного воздействию морской воды. Опыт И. Абзалова по установке резиновых отбойников воды на валах электродвигателей рыбцеха и РМУ используют все электромеханики других судом объединения «Эстрыбпром». Это и другие мероприятия по предотвращению попадания морской воды в электродвигатели резко сократили количество выходов из строя электромоторов. И. Абзалов организовал перемотку обмоток электромоторов непосредственно на судне, что в условиях моря имеет особое значение для выполнения производственного плана.
Девиз «Ни одного отстающего рядом!» электрогруппа БМРТ-564 претворяет в жизнь, оказывая практическую помощь друг другу и другим членам экипажа в освоении судового электрооборудования и техники. Между электриками организовано соцсоревнование, итоги которого подводятся по результатам содержания механизмов по заведованиям, по количеству выхода из строя электрооборудования во время несения вахт, по соблюдению «Правил эксплуатации судового электрооборудования», по соблюдению устава флота рыбной промышленности. Все электрики судна являются ударниками коммунистического труда и борются за подтверждение этого звания.
И. Б. Абзалов первым внедрил на БМРТ-564 систему непрерывного технического обслуживания электрооборудования. Он откорректировал график СНТО применительно к своему судну, на каждую неделю составляет список работ по осмотру и ремонту электрооборудования, который обязательно выполняется. Только за один рейс силами электрогруппы выполнен ремонт оборудования в объеме 1700 нормо-часов.
Много внимания уделяется судовой автоматике. Своевременная и четкая настройка электроавтоматики морозильной установки позволила увеличить количество и повысить качество замороженной рыбопродукции. Установка дополнительных пультов управления производственными линиями улучшила обслуживание и управление транспортерами. Установка же дополнительных электродвигателей для филейных машин и головорубов способствовала увеличению выпуска разделанной рыбы и филе.
И. Абзалов постоянно повышает свои теоретические знания, изучает новую техническую литературу, документацию. В 1973 году он успешно закончил курсы по судовой автоматике при Калининградском институте повышения квалификации. Активно участвует он и в общественной жизни судна, неоднократно избирался секретарем комсомольского бюро, является пропагандистом,
За хорошую работу и высокие производственные показатели И. Абзалову неоднократно объявлялись благодарности, он награжден знаком «Отличник соцсоревнования МРХ".

Н. ЯКОВЛЕВ,
групповой инженер-механик МСС.
Памяти БМРТ-555 «Феодор Окк" и его экипажей. НА ТРУДОВОЙ ВАХТЕ— КОМСОМОЛЬСНО – МОЛОДЕЖНЫЙ - 25 08 1977
Комсомольско-молодежный экипаж БМРТ-555 «Феодор Окк" (капитан-директор В. Прудцев) первым среди крупнотоннажных судов объединения выполнил план двух лет десятой пятилетки по заморозке и выпуску пищевой продукции. Моряки судна награждены переходящим вымпелом Таллинского ЦК КП Эстонии и горсовета, а также вымпелом ЦК ВЛКСМ "3а коммунистическое отношение к труду». Это - результат работы многих рыбаков, выходивших в рейс на "Феодоре Окке».
Сегодня на третьей странице мы публикуем заметки о работе экипажа в минувшем рейсе, которые подготовил наш корреспондент Борис АРТЮХОВ.
НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

И снова БМРТ-555 «Феодор Окк" уходит на промысел.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Команда судна внимательно изучает проект новой Конституции СССР. На снимке в центре вы видите за обсуждением этого исторического документа (справа налево) второго механика Владимира Будукина, слесаря Анатолия Сухинина, мастера по обработке рыбы Александра Ермакова, рефмоториста Валерия Ольховецкого, электрика Петра Яцуна, третьего механика Вадима Унтилова.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Второй помощник капитана Виталий Добряков – один из передовиков. Пять лет назад он окончил Калининградское высшее инженерное морское училище. Ныне он - ударник коммунистического труда, коммунист, ведет большую общественную работу.

Фото А. ДУДЧЕНКО
СЧАСТЛИВЫЕ ДНИ И ГОДЫ ПЭЭТЕРА ПАО – 20 08 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

СТАРШИЙ механик-наладчик технологического оборудования плавбазы «Фридерик Шопен» Пээтер Пао посмотрел на часы. Прошло десять минут с момента аварийной остановки морозильного конвейера. Сломался шпиндель морозильной тележки. Пришлось ремонтировать в срочном порядке. И вот, закручена последняя гайка, убраны ставшие ненужными угольники и инструменты.
- Включите, — подал Пээтер команду мастеру рыбообработчиков Виктору Ольшевскому, — работать будет как новая.
- Спасибо за помощь. — ответил мастер.
— Чего уж там, — смущенно пожав плечами, ответил Пао.
Это его рабочий долг. Долг специалиста высокой квалификации. В обычных условиях такой ремонт, вроде проведенного, выполняется за 30 — 35 минут. В условиях же производства мороженой рыбопродукции это считается просто невозможным. Не раз Пээтер задумывался над тем, как сократить продолжительность ремонта. Советовался по этому вопросу с начальством, беседовал со слесарями. Проводил хронометраж рабочего времени и понял: решение только в том, чтобы улучшить организацию ремонтных операций. Была учтена каждая минута рабочего времени. Изготовили про запас наиболее ходкие детали. Подготовили вспомогательные материалы. Все это разместили неподалеку от работающих механизмов. Каждому члену бригады расписали, чем он должен заниматься во время ремонта. Все это дало ощутимые выгоды. Простой механизмов сведен к минимуму. Это, в свою очередь, дало возможность повысить не только производительность морозильных агрегатов, но и значительно улучшить качество рыбопродукции.
Сегодня Пээтер Пао испытывал большое моральное удовлетворение. С пользой для общего дела прожит еще один трудовой день. До конца вахты оставалось 30 минут. В силу выработанной годами привычки Пээтер, как обычно, перед окончанием смены решил проверить технологическое оборудование. Хозяйство у него немалое. Две морозильных камеры, производительность которых в сутки составляет 120 тонн мороженой рыбы. Транспортерные ленты всевозможных назначений и рыбомучные установки. Элеваторы, по которым в трюмы подаются короба с мороженой продукцией. Пресервная линия с ее капризными закаточными машинами. Пээтер обязательно заглянет в редуктор — не подлить ли смазки...
В работе третьего элеватора, как в большом измученном сердце, появились сбои. Сделал пометку в блокнотике: произвести профилактический осмотр.
И так каждый день — работа на совесть, с гарантией. Пао не может представить себя без своего любимого дела. Прикипел к своим «железкам» душой и сердцем. Наверно, поэтому Пээтер работает с огоньком, с творческой выдумкой.
Как-то он прикинул, сколько же подал рационализаторских предложений за время работы на плавбазе «Фридерик Шопен». Оказалось около 25(!), с годовым экономическим эффектом 50 тысяч рублей. Быть рационализатором - дело нелегкое. Но еще труднее быть новатором на судне. Теснота и скученность механизмов. Негусто и с подсобными материалами. Забот — непочатый край, а времени на раздумья отпущено мало. A в общем, есть над чем поломать голову и показать, на что ты способен.
Не раз Пээтер Пао видел, как матросы-пультисты, пользуясь длинным рычагом, зажимали и разжимали на морозильной тележке вручную сорок четыре протвиня. Таких технологических операции за 4 часа приходилось проделывать свыше сорока. Огромный физический труд. «А нельзя ли для этого поставить электрические моторы? " — мелькнула однажды мысль. Вечером засел за расчеты. Из многообразия вариантов был выбран оптимальный. Подобрал нужной мощности двигатель. Как снежный ком обрастал на чертежах и в натуре дополнительными узлами механизм. Приходилось учитывать и технику безопасности. Возбужденный мозг не давал покоя. Иногда Пээтер терзал себя сомнениями. Перебрал почти все соединительные муфты: зубчатые, шариковые, пружинные. Но — слишком жесткое соединение. При эксплуатации появятся перегрузки, что приведет к неизбежной аварии. Снова поиски, эксперименты. Остановился на фрикционной муфте сцепления. Практика показала, что решение его было правильным. Даже при больших перегрузках механизмы с такой муфтой сцепления работают надежно, мягко, а самое главное, — заменен тяжелый ручной труд.
Творческий труд для Пээтера — это радость свершений задуманного. Он постоянно ощущает неудовлетворенность достигнутым. Наладил бесперебойную работу закаточных машин — не успокоился. Попробовал, сконструировать механическую машинку дли резки тушки, Получилось. Производительность труда возросла втрое. Экономисты подсчитали, что только за два Африканских рейса это новшество позволило сэкономить 17 тысяч рублей.
А история с приспособлениями для укладки рыбы в металлические банки? Новшество было позаимствовано им с плавбазы «Севрыба», у мурманчан, но значительно усовершенствовано им самим. Эти приспособления он сделал более универсальными и надежными. Несомненно, и это новшество в нынешнем рейсе принесет ощутимые выгоды.
За повседневной работой не забывает Пээтер Пао и о своих подчиненных, с которыми делит все тяготы и заботы нелегкой морской службы. С должным уважением и пониманием относится он к своему помощнику — второму механику технологического оборудования Николаю Загайнову. Н. Загайнов на плавбазе «Фридерик Шопен» — не случайный человек. Море его родная стихия. Имеет Николай высшее военно-инженерное образование. Долгое время служил на Северном флоте. Не боится никакой работы. Служит настоящим примером для других. Охотно обучает своему ремеслу молодежь, щедро делясь с ней богатым опытом. Трудовая дружба двух механиков крепнет с каждым промысловым рейсом. У них нет друг от друга секретов.
Как-то Николай спросил у Пээтера:
- А ты счастлив? - Да! - не задумываясь, ответил Пао.
Счастливых дней у Пээтера очень много. К примеру, закончил Таллинский морской рыбный техникум. Стал коммунистом. А разве не счастье - иметь любимую жену и симпатичного сына? Его жена Ирика работает в городской больнице медсестрой. Пока он в рейсе, она воспитывает маленького Януса. Недавно получили трехкомнатную квартиру со всеми удобствами - живи и радуйся.
Одним словом, сколько себя помнит Пээтер Пао, столько и счастливых у него дней. Большую гордость испытывает он и за своих родителей. Это они вырастили и привили ему качества, так нужные на широкой дороге жизни.
Сейчас они на заслуженном отдыхе. Отец - Алексей Юханович - потомственный рыбак. Вся его жизнь связана с морем. Во время войны Алексей Юханович принимал активное участие в партизанском движении в Эстонии.
Сам Пээтер Пао родился в 1943 году, уже после войны, когда немного подрос, стал помогать родителям по хозяйству. Можно было бы многое вспомнить ему о тех горячих днях молодости. Комсомолец. Первые самостоятельные шаги на трудовом поприще - на Тойласком рыбокомбинате под Нарвой в качестве сменного слесаря.
Глубокий след оставила служба в Советской Армии. Солдат, младший сержант, сержант, старшина. Впоследствии механик-инструктор. Демобилизовался младшим лейтенантом.
И вот — морская стихия океанические просторы. Вот так и идет он по жизни - кузнец своего счастья, рабочий человек, хозяин своей судьбы, старший механик-наладчик плавбазы «Фридерик Шопен» коммунист Пээтер Пао.

Е. МАРУСИН, подшкипер плавбазы «Фридерик Шопен».
ЗАБОТЯТСЯ О МОРЯКАХ – 20 08 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На судах нашего флота, вместе с моряками, работают десятки отличных поваров, пекарей, официанток. Сегодня мы знакомим с несколькими представителями службы быта и здоровья. На верхнем снимке вы видите поваров Владимира Попова и Антонину Долматову с плавбазы «Станислав Монюшко». Антонина Долматова уже не один год плавает на судах нашего флота. Она старается всегда приготовить сытную еду. Антонина Долматова свой опыт повара с радостью передает своим молодым коллегам. Владимир Попов многим обязан ей в познании всех секретов поварского дела.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На нижнем снимке вы видите шеф-повара БМРТ-355 «Антон Таммсааре» Валерия Сказаватова. Несмотря на молодость, он умеет вкусно готовить, всегда разнообразить меню.

Фото В. МЕРКУЛОВА и Ф. ГРИБУСТА.
«БАТИЛИМАН»: ЭФФЕКТИВНО И КАЧЕСТВЕННО – 20 08 1977
НЕСКОЛЬКО дней назад возвратился с промысла РТМС-7508 «Батилиман» (капитан-директор А. Авдеев). С первых же дней рейса экипаж развернул энергичную работу по выполнению взятых социалистических обязательств. Коммунисты судна (секретарь партийной организации старший механик Н. Лебедев) оказывали постоянную помощь добытчикам и обработчикам, возглавили наиболее ответственные участки работы, смены и бригады.
Успеху на промысле во многом способствовало хорошо организованное соревнование между бригадами и вахтами. В трудовом соперничестве победителями стали бригады мастера добычи Н. Чимириса и добытчики П. Смыковского, вахта третьего механика А. Лисицы.
Одиннадцать членов экипажа стали в рейсе ударниками коммунистического труда. 36 человек подтвердили это высокое звание. Среди них третий электромеханик Г. Гульфин, матросы В. Бансан и Н. Ефименок и другие. На судовую Доску почета занесены имена 15 передовиков труда.
На «Батилимане", стало традицией оставлять память о лучших людях судна в Книге почета. На этот раз в нее занесены фамилии пяти моряков.
Экипаж «Батилимана» известен в объединении как инициатор многих починов в социалистическом соревновании, борьбы за высокое качество продукции. Рыбаки остались верны этой традиции и в нынешнем рейсе. Борьба за высокое качество рыбопродукции была их ударным, можно скатать, делом. Особенно успешно и энергично действовала в этом направлении комиссия по контролю за качеством, которую возглавлял первый помощник капитана Р. Саар.
Члены ее систематически собирались на заседания и обсуждали текущие вопросы работы на промысле, вырабатывали предложения и рекомендации по улучшению качества выпускаемой рыбопродукции. Тесные контакты членов комиссии с помощником капитана по производству А. Калью, мастерами А. Алимовым и П. Смыковским благотворно сказались на работе всех служб по выпуску рыбопродукции.
И снова отличился на промысле опытный технолог Арво Калью. Больше десяти лет работает он на судах, в совершенстве овладел своей специальностью. А. Калью много раз поощрялся руководством «Эстрыбпрома» за добросовестный труд, он кавалер орден "Трудового Красного Знамени".
Известно, что высокие показатели в труде немыслимы без глубоких профессиональных знаний и навыков рыбаков, всех членов экипажа. В минувшем рейсе на «Батилимане» были проведены конкурсы на звания лучших по профессии. Подготовка этих конкурсов и итоги их обсуждались на собраниях в партийных и комсомольских группах. В подготовке к соревнованиям приняли участие 12 наставников. Много труда и старания, к примеру, вложил моторист первого класса Иван Еременко. Лучшими по профессии стали моторист Н. Баканов, электрик В. Герсензон, рефмоторист Э. Рямсон, добытчик Э. Пяхн, обработчики В. Бажан, В. Яромишин.
Хорошо были организованы на судне политическая и экономическая учеба, занятия по изучению проекта новой Конституции СССР. Периодически проводились в рейсе доклады и беседы, вечера вопросов и ответов, диспуты с молодежью, общественно-политические чтения, посвященные 60-летию Великого Октября. Перед моряками выступали капитан-флагман В. Строгалов, первый помощник капитана Р. Саар, мастера А. Алимов и Н. Молчанюк, руководитель судовой лекторской группы общества «Знание» Э. Миготин и другие коммунисты.
Вот уже три года экипаж «Батилимана» ведет переписку с пионерами из ГДР. В этом рейсе рыбаки сообщили им о подготовке к 60-летию Великого Октября, трудовых буднях в море, послали фотографии с промысла. Школьники из Нидерау порадовали экипаж советского судна своими успехами в учебе, рассказали о своем отдыхе...
На разборе рейса РТМС-7508 «Батилиман» отмечено, что экипаж работал слаженно и эффективно и с плановым заданием успешно справился. В трудной обстановке добыто 5225 тонн рыбы, выпущено пищевой продукции на сумму почти 2 млн. рублей. Задание по филе перевыполнено в 3 раза.

Н. ДВОРЕЦКИЙ.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

РТМС-7508 "Батилиман". Председатель судкома П. Шевчук вручает переходящий вымпел лучшей вахте третьего механика А. Лисицы.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Первое место в социалистическом соревновании заняли добытчики, возглавляемые мастером добычи Н. Чимирисом

Фото Б. КИРСА.
СДЕЛАНО РУКАМИ КУРСАНТОВ - 16 08 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Хотите знать, как добывается холод? К вашим услугам действующая модель холодильного агрегата. Красочно оформленный электрифицированный стенд познакомит с техникой лова тралом на большом морозильном рыболовном траулере.
— Трал спущен с левого борта.
— Судно на якоре.
Это подает сигналы СРТ - модель с действующими ходовыми огнями. По соседству схема сигнализации предупреждения о пожаре...
Мы на выставке технического творчества курсантов, которая открыта сейчас в Таллинской мореходной школе объединения «Эстрыбпром». В учебном классе с трудом были размещены модели, приборы, стенды. Сложную работу пришлось проделать комиссии по отбору экспонатов для выставки — из ста предложенных , лишь сорок .
Изготовление всевозможных учебных пособий в мореходной школе стало традиционным. Под руководством опытных мастеров производственного обучения С. Эйдельнанта, Ю. Новикова, Н. Кавуненко, А. Суркова, В. Аласа, В. Лебедева и других изготовлены учебные наглядные и действующие пособия практически для всех школьных кабинетов. А вот подобная выставка курсантских работ первая. На ней в миниатюре представлены основные виды промысловых судов п специальной техники, которой оснащен современный флот. В работе над моделями и стендами принимали активное участие очень многие курсанты ТМШ — Иван Дубицкий, Валентин Жбанов, Сергей Мананков, Владимир Якименко, Иван Проскура, Северян Кабалия, Александр Савельев, Николай Казаков и другие.
С их работами можно познакомиться на выставке технического творчества, которая будет открыта до 1 сентября.
Собранная коллекция представит большой технический интерес длля всех, кто интересуется морским делом.

Н.КРУТИКОВА.

На снимке: общий вид выставочной экспозиции.
Фото А. Дудченко