0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (1469)
ТР "Ботнический залив». Бедовая обстановка - 21 03 1971
Транспортный рефрижератор "Ботнический залив» Эстонское радио окрестило флагманом Эстонского флота. В начале марта возвращался он после первого рейса в Таллин. Погода в начале весны ничем не отличалась от зимней. Мороз. И ничто не предвещало неприятностей.
Балтика приняла нас не совсем приветливо. Местами порывы ветра достигали одиннадцати баллов. Но такие "пустяки" для нашего гиганта значения не имели. Экипаж жил мечтами о скорых встречах с родными и близкими. Ко многим жены приехали из разных городов, и вот уже сутки ждали нашего прихода.
Еще в Балтике капитаном "Ботнического залива" была принята радиограмма от заместителя начальника службы мореплавания Н. Бeлова, где он сообщал, что судно наше способно самостоятельно пройти ледовую зону, так как ледовая обстановка не так уж сложна.
Итак, считанные часы разделяли нас с берегом, с теми, кого мы так давно не видели. Погода смилостивилась: засияло солнце, волна улеглась. Но ближе к дому нас поджидал "бумажный шторм». Предвестником его была радиограмма от того же Н. Белова, сообщающая, что ледовая обстановка все же опасна, что лед все-таки толстый, и что нам надлежит у ледовой зоны дождаться ледокола «Юрий Лисянский". Мы, конечно, сочли своим долгом сообщить на берег, что лед не представляет пока трудностей для нашего судна длиной 164 метра, шириной 22, мощностью машины —11000 л. с. и водоизмещением 18000 тонн. Сообщали также, что судно имеет ледовый класс. Но в ответ пришло категорическое указание — ждать ледокола.
Этот радио диалог состоялся вечером. Тем временем на берегу волновались те, кто ожидал встречи с мужьями, братьями, женихами. Продрогшие жены и невесты, как неприкаянные, бродили по пирсу, телефоны в диспетчерской и в службе информации разрывались от постоянных звонков интересующихся приходом "Ботнического залива".
Но толком никто ничего не знал. Предполагалось лишь, что в ближайшие часы все разъяснится, потому что наше оперативное руководство всегда было на высоте в решении подобного рода вопросов.
Но настало утро, и по-прежнему погода была тихой и спокойной. Вокруг "Ботнического залива» сновали ледоколы "Мурманск", «Киев" и даже «Юрий Лисянский». Появился он недалеко от нас, но не для того, чтобы обеспечить нам проводку во льдах, а чтобы провести в порт какое-то торговое судно. Что касается нас, то на этот счет капитан "Юрия Лисянского" никаких указаний не имел.
Опять послали радиограмму на берег, что, мол, у нас возникло естественное желание поскорее оказаться дома. Нам ответили, что вопрос с нашей проводкой решается, а заодно посоветовали в частном порядке договориться с каким-нибудь другим ледоколом. Запросили по радио «Мурманск», но у того было задание привести караван судов в Ленинград. У "Киева" тоже свои дела. Мы же были предоставлены воле судьбы...
А радио диалог тем временем продолжался. Срочные и обыкновенные радиограммы летели в разные адреса, запросы, отчеты и так далее и тому подобное. Но никто толком не знал, кто же занимается вопросом о проводке в порт "Ботнического залива».
Бедный кинооператор! Еще вчера он был приглашен в порт для того, чтобы увековечить торжественный момент прихода "флагмана" Эстонского флота после первого плавания. Бедный, он совсем сбился с ног. Вот уже сутки прошли, а воз и ныне там...
За эти сутки, пока наше судно медленно и верно вмерзало в лед, радиообмен по вопросу проводки составил свыше полутысячи слов на сумму 27 рублей с копейками. Одиннадцать радиограмм было направлено нами и столько же получено от Н. Белова, капитана порта, портнадзора и прочих адресатов.
Но эти "мелочи" можно в счет не брать. Достаточно сказать, что суточный простой такого гиганта, как "Ботнический залив", обошелся объединению в 5 тысяч рублей. Но самое обидное, что лед-то на поверку оказался не толще спичечного коробка в самых «опасных» местах. Приблизительно столько же обошлась и проводка судна. Не будем упоминать сумму штрафа, которую объединение должно заплатить за простой 60 вагонов. Руководителям соответствующих служб объединения общая сумма, затраченная при подходе "Ботнического залива», видимо, известна.
Да, на сей раз подвело оперативное руководство. Но пусть не думает читатель, что "Ботнический залив» до сих пор стоит во льдах. Он — завьюженный, обветренный, усталый ошвартовался в родном порту, угодливо распахнув люки своих трюмов кранам, которые выгружают шесть с лишним тысяч тонн, привезенной им рыбопродукции ...

Ю. НЕДОСМЕХОВ.
Памяти Рейна Аавика. КОЭФФИЦИЕНТ ОТДАЧИ - 21 03 1971
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ЗНАЧИМОСТЬ человека в обществе определяется, если можно так сказать, своеобразным коэффициентом полезного действия. Сколь велика его полезная отдача, столь и значителен человек. Существует мнение, будто бы каждый член нашего общества сам по себе значителен уже потому, что трудится. Но ведь и труд — это не всегда отдача. Не секрет, многие работают по принципу: "...Скоро обед, а там и домой пора...". КПД подобного рода «тружеников" практически равен нулю.
Но почему я говорю обо всем этом? А вот почему. Способность отдавать всего себя на службу обществу присуща, к сожалению, не всем. Людей с высоким коэффициентом полезного действия все-таки не так уж много. Поэтому знакомство с ними всегда радостно и приятно.
...Надолго запомнилась мне встреча с механиком-наладчиком РTM-7192 «Юлемисте" Рейном Аавиком. Высокий, худощавый, черноволосый. Он как-то сразу располагает к себе своим спокойствием, сдержанностью, какой то уверенной неторопливостью. И говорит он медленно, взвешивая каждое сказанное им слово.
И еще. Рейн обладает редкой способностью - умением слушать и понимать людей. Внимательно, не перебивая, слушает он собеседника, смотрит прямо в глаза, и лицо его в этот момент какое-то напряженное, будто боится он пропустить, не расслышать что-то важное, значительное...
Так же внимательно выслушал он и мои сбивчивые объяснения — кто я, зачем и что от него хочу. А хотелось мне тогда, как можно шире ознакомиться с новым судном. Дело было в августе прошлого года, и "Юлемисте" только что пришел в Таллин из Штральзунда, где был построен. Среди тех, кто принимал новое судно в ГДР, был и Рейн Аавик. К нему то и направил меня старпом, сказав, что лучше механика-наладчика устройство корабля мне никто не покажет и не объяснит...
Он был у себя в каюте. На столе лежала раскрытая увесистая книга — техническое описание судна. Выслушав, он встал, натянул черную рабочую куртку и предложил следовать за ним.
Как лаконично и доходчиво давал он пояснения! Мне, человеку далекому от техники, почти все становилось ясным (в общих чертах, конечно). А Рейн продолжат показывать и объяснять, подбирая нужные слова и сравнения. И, знаете, какая-то гордость сквозила в его речи. Гордость за но вое, прекрасно оборудованное судно, и что он, Рейн Аавик, вот так — легко и свободно — ориентируется во всех этих хитросплетениях схем и проводов, в этой затейливой мозаике кнопок и рычагов, в этих на первый взгляд, неуклюжих и непонятных механизмах...
Но ничто не дается человеку про сто так, безвозмездно. И Рейн это прекрасно знает. В Штральзунде, когда работы по постройке судна вступили в завершающую фазу, Р. Аавик засел за чертежи и технические описания нового оборудования. Часами не выходил из рыбцеха, изучая каждый узел, каждую деталь морозилки, рыбообрабатывающей линии, мукомолки... Он знал, от того, как будет освоена им новая техника, будет впоследствии зависеть и работа всего экипажа. Ведь должность механика-наладчика обязывает не только теоретически знать свое хозяйство, но и практически суметь наладить, найти наиболее приемлемый ритм работы для того или иного механизма.
За те два месяца, что провел Р. Аавик в ГДР, он сумел изучить технику настолько, чти позже, во время первого рейса "Юлемисте", не только успешно работал сам, но и обучал других. Был такой случай. В начале рейса вышли из строя магнитные конечные выключатели морозильного агрегата. Аавик с электромехаником вскоре разобрались в причине неисправности. Выяснилось, что подобная конструкция конечных выключателей себя не оправдывает. Рейн разработал и смонтировал новую схему, заменив магнитные выключатели механическими.
Но "Морозилка" поставила перед ним еще одну загадку. После прохождения цикла заморозки многие блокформы с рыбой не выходили из морозильной камеры. Долго пришлось повозиться Аавику и механикам, пока не нашли они причины: расширение рыбы в процессе заморозки, вследствие чего приподнималась крышки блокформы. Посоветовались с технологом, решили вместо 10-килограммовых перейти на 9-килограммовые брикеты. С тех пор машина работала исправно.
О том, как завершился первый рейс "Юлемисте" вы знаете. Экипаж судна сумел превзойти взятые высокие социалистические обязательства. И в этом - немалая доля труда, истинного, вдохновенного труда коммуниста Рей на Аавика.
"Юлемисте" отправился в очередное плавание с несколько обновленным экипажем. Но Р. Аавик с судна не ушел. Он утверждает, что, несмотря на успехи, новое оборудование на все 100 процентов еще не освоено. И он по-прежнему работает, обучает новичков.
В проекте Директив XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану сказано, что в девятой пятилетке развитие рыбной промышленности страны будет происходить в основном за счет оснащения рыбопромыслового флота новыми, высокомеханизированными и автоматизированными судами. И впоследствии, когда придут в "Океан" новые "Атлантики", многое будет зависеть от степени подготовленности и грамотности таких людей, как Рейн Аавик.

В. ЦИОН.

На снимке: Р. Аавик.

Фото В. Петрова
РПР-1281. Четверо из «машины» - 19 03 1971
Семь лет назад впервые в рыбопромысловом флоте республики экипажам трех судов было присвоено звание коллектива коммунистического труда. Среди них был и экипаж рыбопромыслового рефрижератора 1281...
Ка же трудятся сейчас люди на этом судне?
Не уронили моряки своей чести, недавно вновь подтвердили высокое звание. Почти все годы РПР-1281 шел впереди других рыбопромысловых рефрижераторов. Вот и за прошлый год его экипажу присвоено первое место среди судов этого типа по результатам социалистического соревнования и второе место среди всех судов объединения "Океан" по технической эксплуатации судна. Машинная команда, руководимая страшим механиком кавалером Юбилейной медали Б. Авдюшевым, приняла обязательство эксплуатировать судно без заводского ремонта до июля, хотя уже в январе рефрижератор должен был идти в ремонт.
Кто же эти люди, каким путем им удается добиться увеличения межремонтного срока?
Их четверо, стармех Б. Авдюшев, второй механик В. Бацанский, третий механик Б. Комар и моторист Ю. Максимов. Все они - деятельные рационализаторы. К тому же стармех - секретарь партийной организации, а третий механик - председатель судкома.
Если спуститься в «машину", приятно поразит чистота. Глаз легко скользит по свежеокрашенным агрегатам: салатовый цвет, белый, красный... Кажется, будто судно только что из новостроя. Инструменты аккуратно разложены на специальном щите... Есть даже умывальник: сами установили... На одном из стендов - грамота за второе место по рационализаторской работе среди экипажей судов бывшей базы рефрижераторного флота, полученная к знаменательной дате - 100-летию со дня рождения В. И. Ленина.
Верится, механизмы не подведут в трудную минуту, так же как и их хозяева - ударники коммунистического труда.
Но возникает вопрос: откуда они взяли столько свободного времени? Не секрет, что и комсостав и машинная команды, постоянно выходят на подвахту, если на борту много рыбы, не считаясь ни с рангами, ни со временем.
Чтобы сократить время на подходы к плавбазам и плавмастерским, где есть условия для ремонта, решили производить газосварку сами. Немалый резерв времени дают и рационализаторские предложения. Ввели, к примеру, систему сигнализации при падении давления масла в двигателях. Установили отражатели на маслоуказательное стекло в картере фреоновых электрокомпрессоров; теперь уровень масла хорошо виден, можно быть спокойным и за этот участок. Во всем экономия минут, которые в итоге складываются в часы. За высвободившееся время можно произвести профилактический ремонт механизмов. Так, в последнем рейсе отремонтировали два вспомогательных двигателя, разобрав их "по косточкам".
Все это делается под руководством старшего механика. Но идеи рождаются у каждого из членов машинной команды. И тогда они идут делиться ими с дедом". Авдюшев, как-никак, состоит членом ВОИР пятнадцать лет, уж он сможет придать идее нужное направление.
Два года совместного плавания подружили "четверку" моряков. Взаимопомощь и взаимовыручка - принцип их труда и жизни.
За два года они подали около десятка предложений... Два года они ремонтируют фреоновую рефрижераторную установку своими силами...
Сокращая стоянки в порту, увеличивая межремонтные сроки, моряки добились увеличения промыслового времени. Это значит, что на прилавки магазинов поступит больше рыбных продуктов.
Экипаж РПР-1281 уверенно идет впереди других однотипных судов по выпуску пресервов. Минувшую пятилетку он завершил к Первомаю, а годовой план - перед праздником Октября.
Несколько дней назад рефрижератор доставил с Балтики в порт 23 тысячи трехкилограммовых банок "Килька пряного посола". Капитан А. Герасимов доволен: взятые к XXIV съезду КПСС обязательства перевыполнены вдвое.
Вчера рефрижератор снова ушел на Балтику. Коллектив коммунистического труда будет работать уже в счет третьего квартала новой пятилетки.

Г. ВОРОБЬЕВ
Победители названы - 19 03 1971
В канун предстоящего XXIV съезда КПСС администрация, комитет профсоюза ЭРПО "Океан" рассмотрели итоги социалистического соревнования среди экипажей судов за звание "Экипаж коммунистического труда" и членов плавсостава за звание "Лучший по профессии" по результатам работы в 1970 году.
Итак, победители названы. Звания "Экипаж коммунистического труда" удостоены экипажи производственного рефрижератора "Крейцвальд" (капитан-директор Н. Т. Савранчук), производственного рефрижератора "Аугуст Корк" (капитан-директор В. Е. Панин) и танкера "Криптон" (капитан Е. М. Мотус).
Экипажи этих судов не раз добивались больших успехов во Всесоюзном и бассейновом социалистическом соревновании. Им были присуждены классные места по итогам социалистического соревнования среди экипажей судов ЭРПО "Океан" в 1970 году.
Так, моряки производственного рефрижератора "Крейцвальд" в третьем квартале вышли победителями в бассейновом соцсоревновании, и по итогам работы в четвертом квартале 1970 года им присужден переходящий вымпел министерства рыбного хозяйства СССР и ЦК профсоюза рабочих пищевой промышленности с вручением первой денежной премии.
Кроме того, шестнадцати экипажам судов подтверждено звание "Экипаж коммунистического труда".
Это - экипажи БМРТ-227 "Аугуст Алле" (капитан-директор Ф. М. Тамм), БМРТ-355 "Антон Таммсааре" (капитан-директор А. И. Кожурин), БМРТ-457 "Каарел Лийманд" (капитан-директор С. А. Папаев), БМРТ-474 "Оскар Сепре" (капитан-директор Г. С. Белогорцев), СРТР-9058 (капитан Н. Г. Трунов), СРТР-9045 (капитан А. А. Карнаухов), СРТР-9139 (капитан А. А. Дорожко), СРТ-4250 (капитан А. Н. Смородин), СРТ-4451 (капитан Ю. Э. Кививяли), СРТ-4575 (капитан Г. В. Чомахидзе), РПР-1281 (капитан А. И. Герасимов), танкер "Александр Лейнер" (капитан Х. А. Тоомингас), транспортного рефрижератора "Бриз" (капитан-директор К. К. Роман), морских буксиров "Сулев", "Лембит" и "Трийги".
Определены и лучшие по профессиям. Вот их имена: капитан К. К. Роман, старший механик Л. Н. Захаров, электромеханик В. И. Янковенко, механик-наладчик В. Н. Булычев, начальник радиостанции В. В. Селюгин, электрорадионавигатор Л. А. Андреев, гидроакустик Л. П. Пресняк, радиооператор В. В. Пылаев, помощник капитана по производству Ф. М. Васильченко, мастер по обработке А. И. Пастьев, мастер по добыче Ю. В. Мазаев, боцман В. И. Ордэн, моторист М. И. Коов, машинист П. И. Высотало, машинист РМУ А. В. Юрик, электрик Г. П. Матуль, матрос Е. А Устинов, повар И. А. Тоом.
Лучшие специалисты вместе с почетными грамотами награждаются денежными премиями.

Г. КОНОПЛЕВ, инженер отдела труда и заработной платы.
Памяти коммунистов БМРТ-489 "Юхан Лийв". Трудиться по-ударному - 17 03 1971
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Перед выходом в рейс на траулере "Юхан Лийв" собрались коммунисты, чтобы поговорить о планах, начертанных партией на ближайшее пятилетие.
Интересные сравнительные цифры пятилеток - минувшей и текущей - привел в своем докладе заведующий сектором отдела кадров Н. ШПИНЕВ. Он сказал, каких высот достигнет наша страна после выполнения девятого пятилетнего плана.
Выступление каждого из коммунистов - будь то первый помощник А.ЮРОВ, или шеф-повар И. ЕФРЕМЕНКО - были проникнуты благодарностью нашей партии за ленинскую заботу о благе человека труда. Но намеченные Директивы XXIV съезда КПСС дальнейший подъем материального и культурного уровня жизни народа не произойдет сам по себе. Увеличение общественных фондов потребления на 40 процентов зависит от самих трудящихся, от нас с вами - подчеркивали рыбаки. Предусмотренное проектом быстрое развитие пищевой промышленности ставит определенные задачи и перед экипажем БМРТ-489.
Скоро откроется XXIV съезд нашей партии. В первый же день промысла рыбаки должны трудиться по-ударному, идти с опережением графика, чтобы к съезду подойти с трудовыми подарками – с такими словами обратился, к собравшимся, А. Юров.
На коммунистов возложена особая роль: они должны возглавить социалистическое соревнование, стать застрельщиками славных дел тружеников моря, сказал В. Вервейко.
Приумножение богатств Родины неразрывно связано с повышением сознательности каждого члена коллектива, продолжил мысль первый помощник капитана. Воспитание человека, развитие в нем чувства долга перед обществом - одна из повседневных задач. На политзанятиях рыбаки будут внимательно изучать проект Директив XXIV съезда КПСС по плану развития народного хозяйства 1971-1975 годов.
Сейчас траулер "Юхан Лийв" уже вышел в рейс. Мы уверены, что экипаж будет использовать продуктивно каждый день промысла, чтобы выловить и обработать ка можно больше рыбы. Прилавки магазинов во всех уголках нашей страны должны иметь широкий ассортимент рыбных продуктов.

Г. ВОРОБЬЕВ.

Фото А. Дудченко.
БМРТ-489 «Юхан Лийв». РЫБАЧКИ - ЭРПО ОКЕАН 07 03 1971
Матери и труженицы.

Не успел траулер "Юхан Лийв" выйти в море, как уже перезнакомились, хлопая друг друга по плечу" "Земляк!", "Старик!". А вот морячки... С ними сложнее. Кто знает, о чем говорит серьезный взгляд старшей буфетчицы Валентины Гладышко, или вечно лирическое настроение повара Марины Сирица.
Но на промысле, когда палуба завалена рыбой, на помощь матросам приходят женщины. Это Лидия Пелли, Екатерина Просяник , Валентина Гладышко, Галина Виноградова... Их всего девять. Но нежные женские руки орудуют шкерочным ножом не хуже, чем руки бывалого рыбообработчика.
Песня - их лучший друг. И лирические, в основном украинские, песни - "Кохана", "Очи волошкови", "Черемшина" - не сходят с их уст.
А во время обеда женщинам особый почет. В их адрес комплименты, а порой и явная лесть. У каждого рыбака на этот счет свои манеры поведения. Можно услышать и шутки: "Девчата, суп пересолен, в кого влюбились?"
Официантки в белых фартуках и накрахмаленных колпаках ярко украшают столовую. Галя Майбенко, кажется, только и создана для этого наряда. Приятно слышать матросам: "Кушайте на здоровье", "Приятного аппетита", "Пожалуйста...".
Первые вестники праздника на судне, конечно, женщины. Они нарядно одеты, модно причесаны и очень гордые. Таких особенно уважают. В глубине души, многие, должно быть, завидуют матросу Петрунину. Он влюблен и не без взаимности. К ому же в этот новогодний вечер Надежда - Снегурочка.
... Идут дни. Неспокоен на море первый месяц нового года. А у повара Екатерины Просяник настроение приподнятое. Получила радиограмму от мужа из Северной Африки: "Милая, Катя, поздравляю с днем рождения...".
Вот и конец рейса. Все рады: план перевыполнен, скоро Таллин.
...По городу медленно катит "Москвич". На антенне белая ленточка. Останавливается. С трудом узнаем наших соседей по каюте. Они уже стали молодоженами.
- Поздравляем тебя с законным браком, Надежда Писова!
- Не Писова, а Петрунина!
Пусть прочной будет ваша любовь, родившаяся на суровых волнах Атлантики...
Не успели окончиться отгульные дни, как команда снова в сборе. Траулер готовится к выходу в море. И едва успев отметить свой праздник 8 Марта, снова будут нести трудовую вахту рыбачки.

П. ВАЩИК, матрос.

На снимках:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

— идет политзанятие
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

— повар Е. Просяник.
Фото автора.
Памяти Сергеевой Серафимы Григорьевны. МОРЕ ЛЮБИТ СИЛЬНЫХ - 05 03 1971
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

КУРСК. Ясное солнечное утро. Серафима Григорьевна спешит на работу в издание "Курская правда". Она - полиграфист. Вот ее рабочее место - стол, а на нем - еще пахнущий типографской краской свежий номер "Курской правды". Серафима Григорьевна разворачивает газету. Ну, что ж, гранки ровные, линейки не кривят, клише четкие. А число? Да, сегодня 15 августа 1966 года. Так. Теперь посмотрим четвертую полосу...
И тут ее придирчивый взгляд остановился на небольшом объявлении в нижнем правом углу. "Таллинская база рефрижераторного флота приглашает для работы на судах женщин...". Серафима Григорьевна задумалась. Еще ни разу в жизни она не видела моря. А что если попробовать? Пусть не примут, но попробовать все же стоит. А вдруг возьмут? Говорят, трудно. Ну и что? Справлюсь!
Днем она поделилась соей мыслью с подругами. Вместе с ней решили написать в Таллин еще две девушки.
Характеристику в издательстве дали хорошую, но, собственно, другой она и не ожидала. За все время ее работы здесь она не получила ни одного взыскания.
... А через несколько месяцев пришел ответ из Таллина: Серафима Григорьевна может приехать и начать работать на судах рефрижераторной базы...
Таллин... Она сразу полюбила этот город с узкими, мощеными улочками, со странными остроконечными церквами, с игрушечными домиками... Понравились ей и люди - спокойные, неторопливые, вежливые... Красивый и странный город.
Но не успела она еще, как следует познакомиться с Таллином, а он уже остался за кормой парохода "Ян Анвельт". Вот оно, прощание с берегом, столько раз описанное в книгах и ни разу ею не пережитое. Серафима Григорьевна стоит на палубе и смотрит, как абрис города заволакивает синеватая дымка, и он словно тает на горизонте, постепенно исчезая в просвете между небом и морем. И вот уже не видно города, лишь одинокий дымок прочертил по диагонали едва уловимую линию на краю земли...
Было грустно тогда. Да и потом прощание с землей всегда угнетало, навевало какие-то зыбкие воспоминания...
Но грусть проходила. Грустить, просто не было времени. Море требовало от людей труда, нелегкого и кропотливого. И Серафима Григорьевна работала. За три года, что ходила она на "Анвельте", была буфетчицей, поваром, заведующей бельевым хозяйством, начпродом.
И все получалось у нее. Быстро свыклась с напряженным судовым распорядком, никогда не отлынивала от работы. Ни разу не приходилось ее упрашивать выйти на подвахту. Руки, привычные к любой работе, всегда находили себе занятие...
Женщина-моряк... Ладно, на плавбазе женщин много. А на БМРТ? ведь работа, которая ложиться на плечи женщин в рейсе, иной раз не под силу даже дюжему мужчине. Попробуй, выстирай сотню комплектов белья, или по двенадцать часов в сутки повозись в жарком камбузе. Не просто. Не каждая выдержит такое.
Многие женщины уходят с судов после первого же рейса. Серафима Григорьевна не ушла. Вот уже пять лет плавает она.
Чем измерить долю труда, вложенную ею за эти годы? Где предел человеческим возможностям? Серафима Григорьевна никогда не задумывалась над этим. Просто она любит море, а если что-то любишь, справишься, осилишь любые трудности.
Еще до знакомства с океаном, она прочла массу книг об отважных героях-моряках, покоряющих морскую стихию. Этих вымышленных героев трепали вымышленные штормы, так красиво описанные авторами книг. А на деле? Ни один из описанных в книгах штормов не похож на настоящий. Это удивительное явление. Океан, словно огромный живой организм, потревоженный чьим-то посторонним прикосновением. Он весь - движение - злое, грозное, зловещее и безжалостное. И судно, кажущееся у причала таким громадным и незыблемым, как игрушка раскачивается на колоссальных изломах этого организма, и словно бы теряет свою незыблемость, становится беззащитным и хрупким, и только воля заставляет тебя вновь поверить в силу и стойкость плавучего города, в котором ты живешь.
И в этой дьявольской свистопляске, когда палуба уходит из-под ног, ты должна приготовить пищу для людей, которые, невзирая на качку и грохот волн, работают назло всем стихиям, и ты, забыв о шторме, делаешь свое дело. И самая большая награда за труд - улыбки на усталых лицах рыбаков, за обе щеки уплетающих приготовленный тобой обед...
... Когда "Ян Анвельт" был передан дальневосточникам, серафима Григорьевна оформилась начпродом на "Бриз". Работа не трудная, но хлопотная... так в чередовании берега и моря пролетел еще год.
Теперь Серафима Григорьевна Сергеева заведует бельевым хозяйством на БМРТ-333 "Юхан Сютисте". Кроме того, в ее обязанности входит уборка кают верхней палубы. Но Серафима Григорьевна справляется. Она - единственная женщина на судне, чей портрет помещен на судовую Доску почета. Много времени отнимет и общественная работа: Сергеева - председатель ревизионной комиссии.
...Сейчас мы разговариваем с ней в каюте первого помощника капитана. "Юхан Сютисте" пришел недавно из Центрально- Восточной Атлантики, и лицо Серафимы Григорьевны смуглое - след африканского солнца.
- И все же, - говорит она, - несмотря на занятость, удается выкроить часик-другой, чтобы почитать. правда, книги в судовой библиотеке старые. и приходится брать литературу с собой. У меня пристрастие к историческим романам. Раньше любила книги о море, но с тех пор, как стала плавать сама, они стали мне не интересны. Море надо узнать самой. В книгах о нем так не напишешь, слишком уж оно сложное, это море...
Ну что ж, Серафима Григорьевна, мне остается только поздравить вас с праздником весны, с Международным женским днем!

В. ЦИОН


На снимке С. Сергеева
Работают без травм - 03 03 1971
Начальник ЭРПО "Океан» подписал приказ об итогах работы по технике безопасности за 1970 год и мерах по ее улучшению на судах и объектах объединения. В нем говорится, что по улучшению условий и безопасности труда на объектах объединения внедрен ряд технических мероприятий. Проведена значительная организационная работа по предупреждению несчастных случаев на производстве.
На большинстве судов командный состав постоянно осуществлял мероприятия по обеспечению безопасных условия труда. В результате проведенной работы на 76 судах в истекшем году не имелось случаев производственного травматизма. Из береговых объектов работали без производственного травматизма цех орудий лова, холодильник, навигационная камера, радиоцентр, учебные заведения, входящие в состав объединения. Хороших результатов в работе по охране руда и технике безопасности добились БМРТ-248 (капитан-директор Б. Зозуля), БМРТ-253 (капитан-директор И. Плещев), плаврыбозавод "Фридерик Шопен" (капитан-директор Ю. Карулин), транспортный рефрижератор "Бриз" (капитан-директор К. Роман), танкер "Выру" (капитан Е. Сахаров), СРТ-9124 (капитан А. Зубанов), СРТР-9027 (капитан Ю. Плотников), СРТ-4451 (капитан Ю. Кививяли), СРТ-4259 (капитан М. Чебуханов), СРТ-4545 (капитан В. Орлов), танкер "Криптон" (капитан Е. Мотус).
За хорошую постановку работы по охране труда и техники безопасности объявлена благодарность капитанам, старшим помощникам и старшим механикам этих судов, а также начальнику цеха орудий лова А. Лаасу, заместителю начальника Л. Лийманду, председателю местного комитета профсоюза И. Разин, начальнику холодильника В. Пантелееву, заместителю по технической части В. Гаврилычеву, начальнику ЭРНК М. Синицкому, заместителю начальника Х. Хааку, мастеру Ю. Бобкову, начальнику радиоцентра В. Бересневу, старшему инженеру передающей радиостанции А. Виллас.
ТР "Саяны". 4. КУРС - СЕВЕРНАЯ АФРИКА – 22 02 1971
Путевые заметки

ВСТРЕЧИ В МОРЕ
19 декабря 1970 года.

Уже второй день находимся у Шетландских островов. Только что подошли к плавбазе "Станислав Монюшко", будем принимать дизельное топливо. Ведь впереди Африка, и туда надо идти с полными запасами. Через некоторое время у кормы нашего судна появляется танкер "Выру", который швартуется к "Станиславу Монюшко". К нам же на борт подаются шланги. Будем принимать пресную воду.
Когда встречаются два судна, медленно сближаясь друг с другом, на обеих палубах всегда много народа. Каждый ищет знакомых (а их немало).
....Наступает вечер. Принято решение: приемку топлива прекратить (бункеровку пресной водой уже закончили) и отойти к "Бризу". Недостающее топливо "Бриз" даст во время перегрузки. Так будет сэкономлено дорогое время у экипажей "Монюшко", "Бриза", у нас.
Когда в Таллине уже наступила полночь, мы швартуемся к "Бризу". Последние согласования с капитаном судна Карлом Романом, и перегрузка начинается...

20 декабря
За ночь перегрузили около двухсот тонн горючего. Неплохо! Хорошо организовали перегрузку рыбмастера Николай Батрак и Пеэтер Кунигас. Технолог "Саян" Евгений Сульжицкий подбивает бабки - все точно. Кроме того, мы приняли с "Бриза" нужное количество коробов, тропическую одежду и, что крайне немаловажно, настоящую елку (скоро Новый год!). Курс - на Африку.
Этот день запомнится экипажу еще и тем, что капитан-директор "Саян" Анатолий Иванов передал дела и судно новому капитану Аркадию Нехаеву. Судно будет продолжать рейс под его командованием.
Экипаж шлюпки, руководит которым второй помощник капитана Игорь Тихоненко, готовится к спуску на воду. Недалеко танкер "Выру", куда переправится А. Иванов, чтобы вернуться в Таллин.
По команде старшего помощника Георгия Горского боцман Валерий Попов опускает шлюпку. Вот она уже на воде.
- Доброго пути! Привет всем нашим!...
Шлюпка отвалили от борта "Саян".

ПРОМАХИ ПОЧТЫ
24 декабря.

Скоро Новый год. Через неделю в графе "дата" будем писать "1971". Какая радость для рыбака - почта в море. Письма родных, знакомых, относительно свежие газеты, журналы... Этот день, как праздник. За первый месяц нашего плавания у нас только один раз был такой праздник. И следующего, пожалуй, дождемся не скоро. Правда, как мы узнали, на двух СРТ нам отправили почту с берега. Но, к сожалению, туда, где нас уже нет. Кто нам доставит письма, газеты - неизвестно. А то, что почта отправлена не по адресу, лишний раз говорит о том, что на берегу относятся к этому вопросу халатно.
Еще 7 и 8 декабря мы сообщали на берег, что в районе Северного моря из-за штормовой погоды у нас большое отставание по производственным планам и что считаем нецелесообразным, продолжать здесь работу. Запросили "добро" на следование в Африку. Ответ с берега был неопределенным, нам намекали, что, может быть, погода улучшится.
14 декабря получили радиограмму о том, что нам отправлена почта в Северное море на СРТ-4191. На следующий день - еще радиограмма с берега: решен вопрос о нашей дальнейшей работе. После перегруза на "Бриз" нам надлежит следовать в Африку. 16 декабря получили запрос с берега: имеет ли смысл отправлять нам почту на судах, следующих в Северное море?
Ответили сразу: "В Северном море мы не задержимся, организуйте отправку почты непосредственно в Африку".
18 декабря получаем радиограмму. Вчера, то есть 17 декабря, в Северное море для "Саян" отправлена почта на СРТ-4259. Почему? Ведь когда СРТ придет на промысел, мы уже будем далеко на пути следования в Африку. "Политику" берега рыбаки таки не поняли...
Так кто же в ответе за то, что нас лишают праздников в море?


В ПРЕДСПОСЛЕДНИЕ ДНИ ГОДА.
25 декабря.

В 16 часов по судовому времени собрались спортсмены-стрелки на верхней палубе. Здесь будут проводиться соревнования по стрельбе из воздушной винтовки. Погода хорошая, ветра почти нет, и судно идет спокойно, без качки. Тепло. В тени 14-15 градусов. Главным судьей соревнований назначен первый помощник капитана Отто Вооглайд. Он еще раз объясняет условия соревнований. Для начала - три пристрелочных выстрела, а затем серия из пяти.
Соревнуются три группы: сборные машинной, палубной команд и командного состава. Кроме того, все желающие могут принять участие в личном зачете.
Упорная борьба продолжалась несколько часов. Но вот и все, участники отстрелялись. Пора подводить итоги. Первое место в командном зачете заняла сборная палубной команды. Их результат - 186 очков из 250 возможных. Лучшим стрелком оказался плотник Петр Тетушкин. Он набрал 41 очко из 50. На втором месте - матрос Альберт Вахнин, на третьем - боцман Валерий Попов. Капитан "Саян" Аркадий Нехаев вышел на четвертое место.

27 декабря
Нам сообщили, что с одним из латвийских колхозных СРТР случилось ЧП. Вышел из строя главный двигатель. Сейчас, это судно буксирует другой латвийский СРТР. Нам надлежит взять на буксир пострадавшее судно и оказать помощь по ремонту. Детали, требующие восстановления, нам передали в бочке, которую видно на снимке. Матросы выловили ее и все ее содержимое передали ремонтникам. После этого взяли на буксир пострадавший СРТР-9038 и продолжали движение на промысел.
Когда прибыли на место, передали судну изготовленные нашими ремонтниками детали. Латвийские рыбаки горячо поблагодарили нас за помощь.

Я. ВИЙГИ. наш нештатный спец. корр.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Через несколько минут швартовка. У плаврыбозавода "Станислав Монюшко" "Саяны" получат топливо.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Много неотложных задач, связанных с промыслом, нужно решить старшему помощнику капитана Георгию Горскому и первому помощнику капитана Отто Вооглайду (справа).
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Шлюпка готова к спуску на воду. Экипаж шлюпки под руководством второго помощника капитана Игоря Тихоненко занимает места.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Вот он, латвийский колхозный СРТР, которому ремонтники "Саян" оказали помощь
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


На этом снимке вы видите бочку, в которой латвийские рыбаки передали ремонтникам "Саян" необходимые детали.


Фото автора
Памяти Елены Марчик-Нарышкиной. МУКА И РЫБА – 17 02 1971
КОГДА Я ВОШЕЛ В КАЮТУ ЕЛЕНЫ МАРЧИК, БРОСИЛОСЬ В ГЛАЗА ОБИЛИЕ ЦВЕТОВ. САМЫЕ РАЗНЫЕ: ОТ КАКТУСОВ ДО НЕМЫСЛИМО ПЕРЕПЛЕТАЮЩИХСЯ ПО ПЕРЕБОРКЕ ВЬЮНКОВ...
ЕЛЕН А НКИОЛАЕВНА ВСТРЕТИЛАСЬ С МОРЕМ В 1958 ГОДУ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ МОСКОВСКОГО РЫБНОГО ВТУЗа, ВПОСЛЕДСТВИИ ПЕРЕВЕДЕННОГО В КАЛИНИНГРАД. СНАЧАЛА РАБОТАЛА ОНА В ОТЕДЕЛЕ ДОБЫЧИ, ПОТОМ - В МОРЕ, В КАЧЕСТВЕ РЫБМАСТЕРА. ВСКОРЕ Е. МАРЧИК ПЛАВАЛА УЖЕ НА СУДАХ ТИПА БМРТ ТЕХНОЛОГОМ. ТЕПЕРЬ ОНА НА РТМ "ЮЛЕМИСТЕ". И, ПОЖАЛУЙ, НИКТО ИЗ ТЕХ, С КЕМ МНЕ ДОВОДИЛОЛЬС БЕСЕДОВАТЬ НА ЭТОМ СУДНЕ, НЕ ВОСХИЩАЛСЯ ИМ ТАК, КАК ОНА.

Е. МАРЧИК, помощник капитана по производству.

Моя область на судне - рыба и мука. Но предварительно я хочу сказать (чисто по-женски), что "Юлемисте" буквально приводит меня в восторг. А теперь постараюсь выразиться "по-умному"... На этом судне есть все условия для увеличения выпуска мороженой рыбной продукции с улучшением качества. Чего лучшего может желать технолог? Вся техника к нашим услугам, чего же еще требовать?
Мы, например, можем выпускать мороженую рыбу с температурой минус 18 градусов до 2.5 нормы в смену. На БМРТ же с подобной температурой еле-еле уложишься в суточный план.
А весы? Они не зависят ни от качки, ни от веса противней, т. е. фиксируют только чистый вес рыбы, а это дает огромный выигрыш во времени.
Хочу остановиться и немного рассказать о глазуровочном аппарате "Юлемисте". Это экспериментальная машина. Сделана она, если можно так выразиться, кустарно, т. е. процесс серийного производства таких аппаратов еще не налажен. "Юлемисте" - первое судно, на котором установлена эта система. И, несмотря на ряд недоработок, я лично аппаратом довольна. В хорошо отлаженном состоянии он всегда дает нужный процент глазуровки. Много пришлось попотеть с этой машиной механику-наладчику Рейну Аавику. Но он отлично понял "капризный нрав" машины и впоследствии нашел с ней "общий язык". Вместе с Аавиком и главным механиком мы подготовили инструкции для работы со всеми механизмами рыбцеха.
Надо отдать должное рыбообработчикам. Они быстро освоились с новой техникой и уже в сентябре средняя суточная заморозка превысила 32 тонны.
Большое значение придавали мы организации труда, вызванной новой технологией. Ведь сложная техника требует более внимательного ухода, более грамотного обслуживания. Но обработчики - ребята толковые, добросовестные. Трудно найти слова, характеризующие образцовую работу В. Решетило, К. Рудковского, В. Михеева, А. Катрича, Э. Каупмееса и многих , многих других. С такими парнями можно, горы своротить. Замечательно работали!