0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (1304)
БМРТ-431 «Каскад». И ВСЕ ЖЕ С ПОБЕДОЙ! - 22 05 1973
Этот рейс начался для экипажа БМРТ-431 «Каскад» почти полгода назад, 23 ноября. Тогда команда приняла судно в Дакаре и приступила к промыслу в Центрально-Восточной Атлантике.
Но начало рейса сложилось для экипажа неудачно. Тяжелая промысловая обстановка, низкие уловы в африканских водах вы нудили совершить длительный переход в Северо-Западную Атлантику, на Джорджес банку.
И здесь вначале дела шли не намного лучше — долгое время коллектив «Каскада» работал не на полную силу. Несмотря на все усилия, к концу марта задолженность по вылову составляла свыше трехсот тонн.
Такие трудности испытывал в это время не только экипаж БМРТ-431. Нелегко приходилось и коллективам других судов — зимние штормы осложняли промысел. К тому же потери времени в ожидании выгрузки составили около 10 суток.
Но даже тогда, когда на выполнение плана оставалось не так уж много надежд, экипаж «Каскада» старался не терять уверенности в своих силах.
Апрель — последний месяц промысла — стал решающим. Наконец-то промысловая обстановка стала стабильной. Именно в апреле коллектив показал свою сплоченность, работоспособность. Отлично трудились добытчики, несмотря на высокий темп, на усталость, бригады обработчиков значительно перевыполняли суточные задания. Всего за решающий месяц промысла было заморожено свыше 10000 центнеров рыбопродукции!
В результате дружной работы, несмотря на все трудности, экипаж все же сумел выполнить рейсовое задание и основные показатели социалистических обязательств. План по выпуску пищевой продукции выполнен на 107 процентов, товарной — на 105, по вылову рыбы — на 100,2 процента. И хотя эти показатели не столь высоки, но достигнуты они ценой больших усилий, упорным трудом. Поэтому можно сказать, что экипаж вернулся в порт с победой.
С 1 февраля по 20 апреля коллектив БМРТ «Каскад» соревновался с экипажем БМРТ-457 «Кристьян Рауд». Ежедневно коллективы сообщали друг другу свои производственные показатели. Итоги выполнения рейсового задания несколько выше у экипажа БМРТ-457. Но главное в том, что соревнование способствовало высокой производительности труда, достижению хороших показателей.
Было организовано на БМРТ-431 и соревнование между вахтами, бригадами. Отлично работала вахта второго механика В. Сысоева — она названа лучшей по результатам рейса. Успешно трудилась вахта третьего механика Л. Орлянкина. Хорошо зарекомендовала себя вся машинная команда, которой руководил старший механик, секретарь партийной организации Л. Мускевич. Выполнено много различных работ, таких, как профилактический ремонт главного двигателя и четырех вспомогательных.
В рейсе стали ударниками коммунистического труда еще 17чле-нов экипажа, сейчас это высокое звание имеют 76 человек.
В числе лучших на судне называют коммуниста секретаря комсомольской организации матроса первого класса Н. Нессера, матросов Н. Лоопере, Н. Котова — председателя судового комитета профсоюза, кочегара А. Рютеля, пекаря А. Иовлеву и других.

Г. ОЛЬШАК
СРТ-4545. ТРУДИЛИСЬ НА СОВЕСТЬ - 19 05 1973
В условиях штормовой погоды прошла значительная часть времени пребывания на промысле среднего рыболовного траулера 4545 (капитан Александр Владимирович Чеботарев). Рейс длился с пятнадцатого декабря прошлого года по тридцатое марта с. г.
Экипаж судна использовал каждый час хорошей погоды, чтобы выполнить план добычи и высокие социалистические обязательства.
С выходом в море коллектив обязался: перекрыть рейсовое задание, сэкономить три процента дизельного топлива, сберечь промвооружение, смазочные и другие материалы, сдать много печени сайды.
Одновременно приняли обязательства на весь третий, решающий год пятилетки. Намечено при плане 11600 центнеров выловить 13000 центнеров рыбы, сэкономить промвооружения на 6500 рублей, ГСМ — на 1000 рублей, повысить сортность на два процента, 97 процентов рыбы сдать на плавбазы в разделанном виде.
С честью сдержал коллектив СРТ свое слово в первом рейсе этого года. По ориентировочным данным, план выполнен почти на сто пятнадцать процентов. Сверх плана выловлено 447 центнеров, а всего 3917 центнеров сайды. Печени сайды сдано на плавбазы на 74 центнера больше— всего 164 центнера. Сверх социалистического обязательства сэкономлено еще 1100 кг дизельного топлива, сбережено четыреста килограммов смазочных материалов.
Секретарь парторганизации Ювеналий Сергеевич Кощеев, мастер обработки, говорит:
— Все члены экипажа удостоились благодарностей за беззаветный труд. Каждый на своем посту и на общих работах прилагал максимум сил. Старший мастер добычи Евгений; Казимирович Чехович, мастер Юло Карлович Пунгас сутками направляли промвооружение. В содружестве со штурманами, особенно старшим помощником капитана Игорем Владимировичем Лебедевым, в поиске и на лову добивались успеха наперекор трудностям. У них были хорошие исполнители, такие, как матросы Геннадий Николаевич Тихомиров, Прокопий Панфилович Алексеев. С юношеским задором трудились комсомольцы во главе со своим вожаком, третьим штурманом молодым коммунистом Карлом Александровичем Риммелем.
Когда на одном из наших СРТ случилась намотка на винт, ему оказал содействие экипаж СРТ-4545. Причем особенно отличились матросы Виктор Яковлев и Прокопий Алексеев.
Матрос Леонид Матвеевич Бондаренко, заочник Киевского университета, делал для команды квалифицированные международные обозрения и лекции. Он же организовал вечер художественной самодеятельности с чтением стихов.
Всю ответственность за обслуживание экипажа книгами из библиотеки, кинофильмами успешно нес впервые вышедший в море матрос Анатолий Андреевич Уткин.
В числе отмеченных благодарностями и второй штурман коммунист Александр Федорович Бычков.
Стармех Егор Николаевич Калинин со своим персоналом уделял все внимание отличному содержанию судовых механизмов, их безотказности в любых условиях промысловой обстановки.
Машинная команда провела саморемонт двигателей и другой техники.
На промысле регулярно выходила стенная газета «Маяк». Заметки, которые мы помещаем из ее последнего номера, дают представление о работе и жизни экипажа СРТ-4545 в первом рейсе этого года.
ЧЕЛОВЕК ДЕЛА – 17 05 1973
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

О РАБОТЕ группы народного контроля плаврыбозавода «Станислав Монюшко» говорят немало хорошего. Работает активно, ставит перед собой большие цели. И главная из них — поиск резервов производства. О том, что этот поиск дает результаты, думается, нет нужды повторять: успехи экипажа общеизвестны.
Другое направление деятельности — проверки качества. И здесь народные контролеры вносят значительный вклад в общее дело. Это, конечно, только основные, но далеко не все вопросы, которыми занимаются народные контролеры судна.
Возглавляет группу коммунист старший механик-наладчик Анатолий Митрофанович Богданов.
Первый помощник капитана А. Ковба отзывается о нем так:
— Богданов — человек такого склада характера, что не может равнодушно смотреть, если матрос занят непроизводительным трудом. Бывает ведь так: минуту моряк работает, а три простаивает. И не потому, что он дела боится. Просто организация труда такая. Богданов обязательно обратит внимание на это: думайте, товарищи, ищите.
Сейчас на плаврыбозаводе «Станислав Монюшко» хорошо оборудован участок по выпуску филе. Заслуга в этом принадлежит, прежде всего, механикам-наладчикам, возглавляемым Богдановым.
Под его руководством на судне была налажена филейная машина Ленинградского машиностроительного завода. Репутация этих машин, как известно, невысокая. Но благодаря умелому обслуживанию эта филейная машина в последнем рейсе обеспечила значительное перевыполнение задания.
О себе Анатолий Митрофанович рассказывает скромно: это также черта его характера. На этом судне — два года, раньше работал в техническом отделе. Там также занимался вопросами технологического оборудования. Потом направили его сюда, на «Станислав Монюшко». Сначала на один рейс, потом еще на один. С тех пор он так и «прижился» на этом судне.
Зато о своей работе, о проблемах, которые его волнуют, о людях, рядом с которыми трудится, рассказывает намного охотнее. Да, и в его службе, и вообще на судне коллектив подобрался хороший. Хорошо отзывается о своих подчиненных — механиках-наладчиках В. Савицком, В. Петрове, А. Лезном. В этом составе они и работают уже больше года.
И толковых слесарей-наладчиков на судне также немало. Например, Ээсалу, Быков, Татаринцев. Правда, последний работает на «Станиславе Монюшко" недолго, но не всегда ведь важен стаж. Как говорит А. Богданов, в их деле важнее элемент творчества—в каждом рейсе нужно что-то изменять, внедрять, переделывать. Не удивительно поэтому, что все механики-наладчики являются рационализаторами, в том числе, конечно, и сам Богданов.
И все-таки проблема номер один, которая волнует А. Богданова,— это кадры. Ведь рыбообрабатывающая техника сейчас очень сложна, а на должности слесарей-наладчиков часто попадают случайные люди.
Что еще можно сказать о А. Богданове? На судне подчеркивают: человек он очень трудолюбивый. Если требуют интересы дела, то с личным временем не считается никогда. И такой он всегда — ни в чем не терпит равнодушия: ни в своей основной работе, ни в общественной. Потому и избрали его коммунисты судна заместителем секретаря партийной организации, председателем группы народного контроля.
Можно лишь добавить еще, что Анатолию Митрофановичу Богданову присвоено звание лучшего механика-наладчика в объединении «Океан».

На снимке: А. М. Богданов.
РПР-1281. ВЫСОКАЯ ОЦЕНКА - 15 05 1973
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Недавно коллективу РПР-1281 был вручен диплом Главного управления рыбной промышленности Западного бассейна за высокое качество выпускаемой продукции. Этой награды экипаж удостоен первым в объединении «Океан». Корреспондент «Рыбака Эстонии» Г. Ольшак попросил рассказать о работе коллектива секретаря партийной организации старшего механика Бориса Николаевича Авдюшева.

- Когда был объявлен конкурс за высокое качество рыбопродукции, мы также решили включиться в него. Собрали партийное и профсоюзное собрания, обсудили свои возможности, наметили меры.
Рекламаций по поводу качества не было у нас и в пошлом году. С плановым заданием мы также справились успешно - уже с 16 октября начали работать в счет 1973 года.
Обязательства на нынешний год коллектив принял высокие - каждое рейсовое задание выполнять не менее чем на 130 процентов, выпускать рыбопродукцию только первым сортом. К этому обязывало нас и звание экипажа коммунистического труда.
Однако начало года сложилось для нас неудачно. В январе, например, выпустили только 14 тысяч банок пресервов, — даже меньше, чем другие суда этого типа. Обстановка в море была крайне тяжелая. Сырья от промысловых судов поступало мало, килька была с примесью малька, салаки. Значит, чтобы уложиться в требования ГОСТа, надо было тщательно сортировать рыбу, отбирать ее буквально поштучно.
Что делать в таких условиях? Ведь сортировка — дело трудоемкое, отнимает массу времени. Вообще не принимать рыбу? Высказывались на судне и такие мнения. Вначале, действительно, даже отказывались от некачественного сырца. «Если будем принимать любую рыбу — этим все равно план не выполним, — утверждали некоторые на судне. — Лучше подождать, а зато потом, когда будет хорошая рыба, наверстаем упущенное».
А вдруг так будет продолжаться месяцами? Тогда будет потеряна даже эта небольшая возможность, — возражали им.
В этот трудный момент сказала свое слово партийная организация. Хотя коммунистов на судне и не много — всего пятеро и один кандидат в члены партии, — однако все они авторитетные люди, опытные работники. И их слово много значит.
Так и на этот раз — мнение коммунистов было единодушным. Если промысловая обстановка трудная — значит, надо использовать малейшие возможности, принимать любой сырец и приложить все силы для выполнения суточных заданий. С решением партийного собрания ознакомили рыбмастеров Т. Таммиста и А. Власова. На этом же партийном собрании было обсуждено состояние производственной дисциплины, были намечены меры по ее улучшению.
Технологическая служба — это своего рода отдел технического контроля на судне. Качество рыбопродукции во многом зависит и от рыбмастеров. Они должны не только приготовить смеси, но и организовать рабочие места; следить за тем, чтобы каждый работник выполнял все требования по изготовлению качественной продукции.
Но важен не только контроль. Не менее важно и добросовестное выполнение своих обязанностей каждым работником. Все отвечают за одного и каждый за всех — по этому принципу строятся производственные отношения на судне. Ведь если в экипаже не будет полного доверия друг к другу, не может быть достигнуто и высокое качество. Не поможет в этом случае любой, даже самый строгий контроль.
Хотя текучесть кадров, особенно матросов, на судне велика, есть в числе экипажа люди, которые работают здесь уже не один год. Это матрос коммунист Борис Лужинский, матрос Николай Линник, старший матрос-закатчик Петр Павленко. Все они трудятся с чувством ответственности за порученное дело, это наши лучшие производственники.
Недавно пришел на судно моторист Алексей Тонконог, однако и за небольшой срок он успел хорошо себя зарекомендовать. Вернулся на судно после учебного отпуска радист Яан Лухаяар. Он отлично знает свое дело, сам устраняет неполадки в радиоаппаратуре. Когда он отсутствовал, экипажу приходилось нелегко.
На февраль этого года судну планировался текущий ремонт. Но так как судно находилось в хорошем техническом состоянии, то экипаж принял решение от ремонта отказаться. Значит, возрастет количество выпущенной продукции.
В социалистическом обязательстве на решающий год пятилетки коллектив дал слово выполнить задание к 1 декабря. Есть все основания полагать, что свое слово экипаж сдержит: план первого квартала выполнен на 170 процентов. С 1 января по 27 апреля выпущено 137 тысяч банок пресервов — это более половины годового задания.

НА СНИМКЕ: группа передовиков РПР-1281. Второй справа — старший помощник капитана Б. Климачев с грамотой главка «Запрыба».
ПБ «Иоханнес Варес». РЕЗЕРВЫ НАШЛИСЬ - 15 05 1973
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ВТОРИЧНО в этом году экипаж плавбазы «Иоханнес Варес» (капитан-директор Георгий Иванович Фомин) удостоился седьмого мая торжественной встречи в Таллинском морском рыбном порту. Закончившийся рейс № 2/55 оказался для команды исключительно напряженным, проходил в трудных условиях. И то, что плановое задание по многим показателям намного перекрыто, является большой заслугой моряков судна.
Перед выходом в Северо-Западную Атлантику плавбаза получила первоначально направление в район острова Сейбл. Но уже в пути начальник промрайона Ю. И. Ратцев направил ее в другой район СЗА. Здесь находилось более тридцати промысловых судов различных флотилий, в том числе и ЭРПО «Океан». Большинство из них, набрав полный груз, простаивали в ожидании приемно-транспортных судов.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Такое сообщение заставило администрацию, партбюро, профсоюзную и комсомольскую организации судна заняться поисками резервов для того, чтобы принять возможно большее количество рыбопродукции от больших морозильных рыболовных траулеров, предоставить им возможность быстрее приступить снова к добыче рыбы.
Резервы нашлись. Прежде всего, предусмотрели тщательную, рациональную укладку коробов и размещение их в трюмах. Для складирования рыбной муки наметили места на палубе. Приняли повышенный график среднесуточной приемки груза от промысловиков.
Ударными темпами, с помощью подвахты, удалось с первого дня добиться увеличения среднесуточной нормы приемки рыбопродукции. При плане 260 тонн она составляла 466 тонн. В прошлом рейсе она тоже была солидной, но только 370 тонн.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Замечательным рекордом был ознаменован день Всесоюзного ленинского коммунистического субботника. Двадцать первого апреля с БМРТ приняли и уложили в трюмах 610 тонн рыбопродукции. Среднесуточная норма была перекрыта почти в два с половиной раза! Такая цифра говорит сама за себя.
В результате за рейс при задании 3800 тонн погрузили на борт 4664 тонны рыбопродукции. Сверх плана принято 864 тонны. Тоже рекорд! Причем вся работа произведена всего за 10 суток вместо намеченных семнадцати. Тоже не малое достижение. К тому же за этот короткий период выдавалось добывающим судам снабжение.
Руководство промысловым районом дало работе коллектива плавбазы отличную оценку.
«Иоханнес Варес» выполнил свой долг и перед нашими БМРТ-431, 229, 536. Так, БМРТ-229 «Ганс Леберехт» должен был ожидать своей очереди для сдачи груза семь суток. Этот срок был сокращен. С БМРТ-536 «Херман Арбон» рыбопродукцию в коробах взял транспортный рефрижератор «Коротченко», но принять рыбную муку отказался. И здесь на помощь промысловикам пришел экипаж плавбазы.
О действенности социалистического соревнования дают наглядное представление такие данные. За два рейса сделано полугодовое задание, По социалистическим обязательствам намечалось сверх плана доставить в порт 800 тонн рыбопродуктов, а фактически перевезено 1500 тонн.
В закончившемся рейсе, как и прежде, ежесуточно подводились итоги соревнования бригад. Они доводились до сведения коллектива через судовую трансляцию, помещались в «Комсомольском прожекторе», в листках-«молниях».
По результатам выполнения обязательств вперед вышла бригада В. П. Дубового, штурманская вахта второго помощника капитана X. Кяспера и вахта третьего механика В. М. Андронова. Все они — члены КПСС.
Партийная организация была направляющей силой. На партийных собраниях обсуждались насущные вопросы партийной жизни и воспитательной работы, заслушан отчет Ю. А. Наседкина о прохождении кандидатского стажа.
Следует напомнить, что этот экипаж — комсомольско-молодежный. И на промысле молодые моряки ударным трудом доказали, что они с честью поддерживают это звание в борьбе за досрочное выполнение плана третьего, решающего года девятой пятилетки.
Седьмого мая, когда «Иоханнес Варес» прибыл в Таллин, на борту судна состоялся митинг.
Заместитель начальника ЭРПО «Океан» Н. Ф. Митюрев, заместитель секретаря парткома КПЭ объединения «Океан» Г. П. Окc и председатель базового комитета профсоюза В. В. Кустарников сердечно поблагодарили экипаж за самоотверженный труд в третьем, решающем году пятилетки. Они пожелали морякам счастливой встречи с родными, хорошего отдыха и новых производственных побед.
Капитан-директор Г. И. Фомин в ответном слове заверил, что коллектив плавбазы приложит все силы для досрочного выполнения годового плана.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


А. КРОСС.
Фото А. Дудченко.
ПР «Альбатрос". УЧЕБНЫЙ ГОД ЗАВЕРШЕН - 24 05 1973
На ПР «Альбатрос" хорошо понимают важность повышения своего общеобразовательного и технического уровня. Разными формами учебы
в последнем рейсе было охвачено 55 человек. В высших учебных заведениях заочно учится 6, средних специальных 4 и в заочной средней школе моряков 12 человек. Экономические предметы изучали 32 члена экипажа.
Учебный год не прошел без трудностей. Были товарищи, которые думали: для чего, дескать, ему экономическая учеба? И так все класс.
Пришлось провести индивидуальные беседы, вопросы обсуждались на комсомольском собрании. В результате отношение к учебе улучши лось, стали аккуратнее посещать занятия, усваивали программы.
Недавно закончился учебный год в политсети. Хорошие знания показали на экзаменах комсомольцы матрос Валерий Решетов, Станислав Усков, электрик Василий Конюх, четвертый рефмеханик Яак Куппер, моторист Владимир Мережук и другие.
Особенно надо отметить матроса коммуниста Владимира Климова. Товарищ трудится хорошо и, принимает активное участие в общественной жизни судна. Тем более он пришел на судно тогда, когда одна треть про граммы была уже пройдена. Но его ответам на итоговых занятиях может позавидовать любой слушатель высшего учебного заведения.
Отличные знания политэкономии показали также старший рефмеханик Бернхард Кирс, второй рефмеханик Виктор Мазнев. Хорошие ответы давал механик Константин Грищенков, третий помощник капитана Александр Родионов и помощник капитана по производству Пеэтер Кунингас.
Неплохо занимались учащиеся в Таллинской средней заочной школе моряков. С начала рейса стали учиться 13 человек, до конца выдержали 12. В ходе рейса было принято более 50 зачетов. Хорошую успеваемость показали матросы Владимир Бутковский, Аркадий Гравин, Сергей Завгородный, шеф-повар Нина Григорьева, рыбмастер Николай Налейкин.
Рейс не был легким. Чтобы выполнить и перевыполнить плановое задание, учащимся пришлось часто работать на подвахтах, участвовать в общественной жизни судна, но все они со своими задачами справились. Скажу, что при желании и поддержке можно не плохо учиться и в морских условиях.
Администрация и парторганизация судна поздравили всех с успешным завершением учебного года, пожелали дальнейших успехов в учебе.

Х. РАЯМЕТС.
ТР "Нарвский залив». ЗАПОМНИМ ЭТОТ РЕЙС - 31 05 1973
В НАЧАЛЕ марта нынешнего года транспортный рефрижератор "Нарвский залив» ушел во Французский порт Гавр на гарантийный ремонт. И только в майские дни мы вернулись в Ленинград с с грузом из бельгийского порта Антверпен.
Большинство членов экипажа были впервые на судне этого типа. Проделана очень большая работа во время стоянки на ремонте в Гавре, а также во время докования в Руане. Особенно нелегко пришлось машинной команде. Все понимали, что от того, как быстро будет сделана работа, зависит выход судна на промысел, а значит, и выполнение социалистических обязательств, взятых членами экипажа на 1973 год.
Хорошо потрудилась и палубная команда. За это время судно было полностью покрашено, все палубные механизмы приведены в полный порядок. Не считаясь со временем, круглые сутки работали матросы во время перехода из Руана в Антверпен, готовя трюмы к приемке груза.
Хорошо проводила команда и свой досуг. Было просмотрено много кинофильмов. Очень часто обменивались фильмами с судами Черноморского, Балтийского, Латвийского пароходств, а также с экипажами судов социалистических стран — Польши, Болгарии, Румынии. Проведено много футбольных и волейбольных встреч с советскими и иностранными моряками. Были победы, были и поражения. Но уместно заметить, что часто мы оказывались в неловком положении. Дело в том, что в начале игр происходил обмен вымпелами, значками пароходств, фирм. Но что могли предложить мы! Как мне, так и членам нашего экипажа кажется, что над этим вопросом стоит подумать.
Особенно надолго запомнится морякам «Нарвского залива» экскурсионная поездка в Париж. Очень много впечатлений осталось от пребывания в этом прекрасном городе. Мы посетили Собор Парижской Богоматери, Монмартр, побывали у Эйфелевой башни. На память сделано много фотоснимков.
После окончания ремонта пришло распоряжение следовать в бельгийский порт Антверпен. Во время стоянки, которая длилась почти месяц, часть команды ездила на экскурсию в Брюссель. Наш гид, сотрудница советского посольства, показала много исторических мест.
Сейчас мы уже на родной земле. После ускоренной разгрузки судна в Ленинграде, куда была прислана солидная подмога — курсанты мореходной школы, — предстоит бункеровка водой, топливом для выхода в море за рыбопродукцией.
Но надолго у всех останется в памяти этот интересный рейс.

В. РЫЖКОВ, донкерман
ВСТРЕЧА С ГЕРОЯМИ - 12 05 1973
Накануне Дня Победы работники объединения «Океан» собрались в клубе строителей на торжественный вечер, посвященный всенародному празднику.
Залитая ярким светом сцена. В президиуме — торжественные и по-праздничному взволнованные ветераны. Парадные мундиры, украшенные боевыми наградами, как бы помолодили их. Вот они — контр-адмирал запаса Б. В. Румянцев, награжденный орденами Красного Знамени, Нахимова, Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды и многими медалями. Грудь капитана I ранга в запасе Н. М. Овечкина украшают высокие правительственные награды — орден Ленина, три ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны I и II степени, два ордена Красной Звезды и многие медали. Боевые подвиги военного летчика-штурмовика, полковника авиации в запасе Э. В. Вийка Родина отметила двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова III степени, Александра Невского, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, многими медалями. Он награжден также тремя боевыми орденами и тремя медалями Польской Народной Республики.
Не узнать было в этот вечер и ветеранов войны капитанов II и III рангов запаса Алексея Александровича Обиралко и Илью Иосифовича Хесина, капитана-лейтенанта Михаила Яковлевича Панахно и старшину второй статьи Риту Марковну Будылеву.
В объединении работает около 600 ветеранов, но не все смогли присутствовать на торжестве. Многие из них в этот день несли трудовую вахту на безбрежных просторах океана. Ну а те, кто пришел на вечер, рассказали много интересного. Своими воспоминаниями они воскресили в памяти людей военного поколения героическое время войны. Молодежь — курсанты Таллинской мореходной школы и Таллинского мореходного училища рыбной промышленности, учащиеся 15 средней школы — узнали из их рассказов о подвигах, о доблести, о славе» советских воинов.
Можно назвать этот вечер встречей с героями. Видимся мы с ними каждый день, хорошо знаем их лица, но не всегда, признаться, знаем об их ратных военных делах.
Тепло поздравил ветеранов от имени молодежи «Океана» заместитель секретаря комитета комсомола рыбопромыслового флота Виктор Учамбрин.
После торжественной части в их честь был дан большой концерт. С хорошей программой выступил ансамбль «Атлантик».


Г. МЕЛИКОВА.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Ветераны Великой Отечественной войны в президиуме торжественного вечера, посвященного Дню Победы.

Фото А. Дудченко.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На праздничном вечере ученики подшефной Таллинской 15 средней школы вручили ветеранам цветы.

Фото Е. Ковалева,
электромонтажника СРЗ.
На «Пробати»—новый капитан... – 28 04 1973
ПИСЬМО ИЗ ЧИТТАГОНГА

Скоро исполнится год, как два наших СРТР-9027 и 9124 «Атла» и «Варули» покинули родной порт и ушли в Бангладеш. Наш нештатный корреспондент, переводчик В. Ануров, прибывший в Читтагонг несколько позже наших рыбаков, рассказывает в своих письмах о молодой республике, о нравах и обычаях бенгальцев, о бескорыстной помощи советских рыбаков. В. Ануров сообщает, что наш траулер «Атла» переименован в «Чанда», а «Варули» — в «Чингри».
Всего в Читтагонг пришли десять рыболовных судов — безвозмездный дар Советского Союза республике Бангладеш — рассказывает в одном из последних писем В. Ануров. Сейчас они находятся в ведении развивающейся рыбной корпорации Бангладеш. Ниже мы печатаем отрывки из путевого дневника В. Анурова.

ПЕРЕД КОРПОРАЦИЕЙ стоит тысяча и один вопрос. Тысяча вопросов требует самого неотложного решения. Но один вопрос — самый наисрочнейший. Это вопрос жизни рыбной гавани. У рыболовных судов есть рыбная гавань, которая сейчас безжизненно мертва. Ей надо вернуть жизнь!
Здесь есть все: слипы, поднимающие суда до 500 тонн, холодильник на 200 тонн, склады для хранения промвооружения, топливная станция, мастерские, административные здания, помещения для учебного центра по подготовке местных специалистов для работы на судах и крытый павильон для торговли рыбой с аукциона, оптом и в розницу.
Но гавань не функционирует. Не хватает одного — воды.
Вода в реке не подымется до июня — сезона дождей.
Джети Намбэ сри (причал номер три) сильно обмелел. От стоящих у стенки судов видны лишь мачты и трубы. Сквозь деревянные брусья причала просвечивается мутно-серая вода реки, обнажившая на четыре метра железный каркас причальных сооружений.
Рыбная гавань на противоположной стороне реки заливается так, что постоянно работающий здесь земснаряд с трудом вычерпывает серую жижу, которую река, подмывая отлогий берег чуть выше по течению, несет в гавань неудержимым потоком. Берег разрушается, как комок сахара, брошенный в горячий чай. Мутный поток, образуя у входа в гавань громаднейший водоворот, доставляет сюда тонну за тонной речной грязи.
Для сообщения с гаванью устроена боут стейшн (лодочная станция) — сарай с телефоном. Длинный бамбуковый трап, раскачивающийся на вбитых в ил кольях, ведет от этого сарая к толкающимся бортами на воде шампалам (лодкам). Шампан-маджи (лодочник), стоя в задранной кверху корме, управляет двумя привязанными к бортовым деревянным палкам веслами. Среди бесчисленного множества барж с устроенным на них жильем в виде навеса, пустых и груженых, стоят на якоре две похожие друг на друга эстонские тиссы. Чуть подальше три бенгальца, стоя на баке и ухватившись за канатный конец, снимают с якоря черную от дегтя и грязи деревянную шаланду, немыслимым образом переселившуюся из 17 в 20 век. А за ней в направлении к берегу таких шаланд с парусами и без парусов, с веслами и без весел, как сошедших с витражей музея, столько, что в глазах рябит.
Дальше стоят баржи с огромными рулевыми колесами на корме. Здесь сушат одежду и, зачерпывая из-за борта ведрами воду, обливаются бенгалы-моряки. Мимо пронесся новенький катер на подводных крыльях. Вниз и вверх по реке видны суда с советскими, японскими, американскими, польскими, индийскими, греческими и бенгальскими флагами. Взад и вперед снуют между ними шампаны.
• ♦ ♦ •
На «Пробати» — новый капитан.
Прежний, заболел, убыл лечиться, а новый, выметая каюту, взялся за наведение на судне идеального порядка.
Не приглядываясь долго, вызвал старшего помощника; старпом вызвал боцмана, боцман — матросов.
И пошло, и пошло...
В салон впервые пришли в чистых рубашках. Посуда стала блестеть. Заходили в гости на «Чингри». Принесли отсюда соль, книги, журналы. Ожили гантели, гири, штанга. С «Чингри» пришел повар. Стал получаться хлеб. Кроме борща, картошки и компота, пошли супы, пирог, копченая, соленая, тушеная и заливная рыба, креветки, черепаха и даже кекс. На корме устроили коптильню. Два дня предметом спора были новые товары внешпосылторга. Появился фотоувеличитель. Пошли ремесла... Кто стаскивает со змеи и ската шкуры, кто увлекся тростями из скатовых хвостов, кто ракушками, кто точит медь, кто режет пластик...
Бенгальский экипаж прибавился на пять человек.
Работать стали в три смены. Утрясли график приборок. Джалиль, Ахмед, Акас, Ханан, Пашар и Сулейман раньше ели в каюте, теперь пополнившийся экипаж перешел в салон. Впервые с удивлением оба экипажа следили, как рис берется ложками у одних и руками у других, как неумело садятся, скрестив ноги, одни и так же неумело пытаются поднять пудовку до плеча другие. Удивление переходило в смех, все чаще в непринужденный.
«Пробати» на два дня раньше снялся в порт и на пять тонн больше заморозил рыбы.
Здесь — новый капитан.
Для нас, читателей «Рыбака Эстонии», он не новый. Мы знаем его давно. Он высокий, стройный (потерявший свой вес на пять килограммов), энергичный (сбил два пальца о непривычные еще комингсы) и веселый (с не сходящей с лица улыбкой) — Владимир Иванович Прудцев.


В. АНУРОВ.
ЛОЦМАН РЫБНОГО ПОРТА - 28 04 1973
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ОН первым встречает суда, приходящие в порт и последним провожает тех, кто уходит из порта. Такова должность Эриха Кальберга — лоцмана рыбного порта.
Профессия эта — особая, по плечу не каждому. Даже иной капитан дальнего плавания не сможет работать лоцманом. И потому она в чем-то сродни искусству. Ведь от лоцмана требуются не только знания, не только морской диплом, который, в конце концов, могут приобрести многие.. .
Нужна лоцману быстрота реакции, умение мгновенно оценить любую, даже самую сложную обстановку. И также мгновенно рассчитать силу инерции любого судна, иногда махины в десятки тысяч тонн. Нужен также исключительный глазомер.
И, кроме всего прочего, необходимы выдержка и спокойствие — слабонервным на мостике не место. Стоит потерять контроль над собой — и случится непоправимое: авария. Так, что ответственность у лоцмана огромная.
Капитан Таллинского морского рыбного порта Н. Балакшин подчеркивает: Эрих Карлович Кальберг работает безукоризненно, с соблюдением правил хорошей морской практики. Человек трудолюбивый, скромный, дисциплинированный, с высокоразвитым чувством ответственности за порученное дело. И капитаны наших судов, да и не только наших, знают: если во время проводки на мостике находится Эрих Кальберг — за безопасность судна бояться не надо.
Впрочем, нет в этом ничего удивительного, что он знает море, свою профессию. Так и должно сейчас быть. Ведь за плечами — и учеба, и опыт. Более того — он потомственный моряк, а это также говорит о многом.
Эрих Кальберг родился у берега моря — в северной Эстонии, в Юминда, неподалеку от Локса. В шесть лет он умел уже управлять лодкой. А в семь лет — помнит это, как сейчас — досталось ему крепко за «самостоятельность»: тогда он встретился с морем один на один, вышел на лодке в залив, километров этак на десять.
С морем связаны и радостные дни, и трагические события детства.
Отец его был капитаном небольшого старенького судна. Весной и летом, когда море поласковее, ходило судно и в дальние рейсы, а когда задували осенние штормы, переходы были короткими.
Случилось это в октябре 1927 года. Судно шло из Локса в Хельсинки с грузом кирпича. Но дойти в порт назначения не довелось — разыгрался шторм. Судно выбросило на камни. Погибли отец и мать, которая также была на судне, шесть человек команды.
Эриху в то время было двенадцать лет. А два брата — те были еще моложе. Жили они у деда, в Юминда.
Когда ему исполнилось пятнадцать лет, нужно было уже думать о том, как зарабатывать себе на хлеб. Решил идти в море. Был он не по годам крепким, высоким, потому в юнгах ходил всего месяц. А потом уже стал матросом, полноправным членом команды парусно-моторной шхуны «Агате». Ходило судно в Англию, Францию, другие страны.
Но ему хотелось учиться. Было это непросто: за учебу нужно платить.
— В наше время молодым хорошо — только учись, — говорит Э. Кальберг. — В моей молодости было по-другому, для этого нужны были деньги. Поступил я в морской техникум, находился он в Тал лине. Летом — плавал, зарабатывал, чтобы заплатить за учебу, а зимой занимался.
Учеба, разумеется, подвигалась медленно. Диплом штурмана дальнего плавания он получил уже при Советской власти. А перед самой войной закончил еще и радиокласс.
Но вот началась Великая Отечественная война. Эвакуация, далекое Аральское море. Но ловил там рыбу недолгое время. Когда создавался Эстонский стрелковый корпус, ушел воевать и он. Был Эрих Кальберг на фронте радистом. Плечом к плечу со старшим братом сражались в рядах Эстонского стрелкового корпуса и его младшие братья — Вяйно и Хельмут. Когда освобождали Сааремаа, оба его брата получили ранения, ему же в тяжелом бою повезло...
Но вот прошли годы, и Эрих -Карлович Кальберг вновь вернулся к своей профессии моряка. Работал в портнадзоре. А когда создавалась лоцманская служба, решил стать лоцманом.
Организатором этой службы в 1961 году был Ю. Островский. И хотя лоцманских работ в те времена в Таллинском рыбном порту проводилось немного — каких-нибудь шестьдесят за год — но отличались они сложностью. Не только потому, что не было опыта, не было кадров. Отсутствовал проходной канал. В фарватере находилось затопленное судно, две секции плавучего дока. Проводки приходилось делать по узкому проходу. И при всем этом — ни створов, ни навигационного оборудования.
Эрих Кальберг в те времена только еще учился лоцманскому искусству. Обучал его в торговом порту лоцман Константин Ивало — большой мастер своего дела.
И вот с 1963 года началась его самостоятельная работа. Да, признается он, вначале было нелегко. И волновался, конечно, — разве человек может без этого? Но все обошлось благополучно.
Потом в Таллинский рыбный порт стали заходить большие суда — «Академик Павлов», «Ян Анвельт". А какое событие было, когда к причалу впервые ошвартовалась плавбаза «Иоханнес Варес»! Вышел судно встречать чуть ли не весь порт. Все это происходило на его, Эриха Кальберга, глазах. И при его участии.
Крупнотоннажных судов теперь в объединении «Океан» немало. Шесть из них — все плаврыбозаводы, оба «Залива» и плавбазу «Иоханнес Варес» имеют право проводить только специалисты высшей квалификации: начальник лоцманской службы Эрих Кальберг и старший лоцман Хуго Пальк. Своим бывшим учеником Э. Кальберг доволен: работает X, Пальк отлично.
А сейчас у Э. Кальберга новый ученик—Иво Урва. Прежде он был капитаном буксира «Лембит». В мае, по-видимому, будет сдавать экзамен. Есть надежда, получится из него хороший специалист.
Одну и ту же работу каждый лоцман может выполнить по-разному: один так, другой иначе. Рабочий почерк Э. Кальберга — это расчет, старание избежать излишнего маневра, выполнение лоцманской проводки без суеты, неоправданного риска. Ведь главное в работе лоцмана — не допустить аварии. Это и есть самый главный показатель в его работе. А трудится Эрих Карлович Кальберг без брака!


Г. ОЛЬШАК.

НА СНИМКЕ: начальник лоцманской службы Таллинского морского рыбного порта старший лоцман Э. Кальберг.


Фото автора.