0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти капитанов и судов (767)
Памяти Рыбак Георгия Викторовича. ОСОБОЕ МНЕНИЕ - 07 12 1989
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Как рыбопромышленное объединение Океан» (впоследствии «Эстрыбпром») начиналось с Таллиннского морского рыбного порта, так сам порт берет свое начало с портофлота. В первые пять лет своего существования порт не только обрабатывал суда местного лова; вспомогательные, портовые и ремонтные суда, которыми он располагал, сновали через Балтику в самых различных направлениях. Всюду, где требовалась техника для строящихся прибрежных или морских предприятий, необходимы были портовые буксиры. В Ленинград перебрасывались десятки лихтеров, регулярными рейсами на Сааремаа доставлялась необходимая техника и продовольствие.
Георгий Викторович Рыбак, капитан буксира, помнит ту пору, как период энергичного хозяйствования в районах Финского и Рижского заливов. В ходу были принадлежащие портофлоту суда, баржи, землечерпалки, углубляющие подходы к развивающимся портам. Все средства были, и портофлот завоевал тогда такой авторитет, что заказы на него «сыпались» от самых солидных организаций.
Работа тогда захватывала своей масштабностью, а интенсивность ее приносила полное удовлетворение. Хоть и приходилось большую часть времени проводить на море, не покидало ощущение, что он твердо стоит на земле, и дело его нужно.
14 лет проработал Г. Рыбак капитаном буксира "Тугев». Рейсы делали постоянным составом, на счету которого и доставка заказчикам многочисленных грузов, и проводка через лед СТБ. Порт приобрел старое, списанное судно, на котором был произведен капитальный ремонт с полным переоборудованием. Команда сумела сделать из старого судна то, что оно оправдало себя в многократных размерах. При подведении итогов работы «Тугев» и по своему финансовому положению, и по эксплуатационному времени занял в портофлоте законное первое место. При таких показателях закономерно стало, что Таллиннский портофлот стал первым рентабельным в ряду подобных формирований в Советском Союзе. Капитан буксира Г. Рыбак стал также первым (и единственным на сегодняшний день в портофлоте) орденоносцем.
— «Пик» деятельности портофлота, - вспоминает Георгий Викторович - пришелся на период, когда его возглавил Павел Михайлович Белистов — человек независимый и разумный. Капитан первого ранга в отставке, он раз и навсегда отказался держать в своем окружении бывших военных. Отвергая нажим «сверху», круто заявил, что портофлот существует не для бумаготворчества, а для живой, энергичной работы, на которой не всякий потянет. При нем действительно была такая работа, коллектив оставался в графике, потому что всегда находил объекты приложения своих сил. Под его руководством портофлот из нерентабельного преобразовался в хозяйство прибыльное, что было общей тенденцией для рыбного порта в целом.
Со временем портофлот, как и все другие подразделения рыбного порта, обновлялся. Списывались старые суда, предприятие постепенно меняло свой облик, превращаясь в специальное формирование по контролю загрязнений и очистке акватории порта. Появились сборщики льяльных вод - "Абрука" и "Кери", нефтесборщик-бонопостановщик "Аэгна" и буксир для ликвидации аварийных больших разливов нефтепродуктов на рейде или в заливе - "Вега-1". Нефтемусоросборщики НМС-007 и НМС-26, на одном из которых и трудится сейчас Г. Рыбак, самые, пожалуй, мобильные и экологически рациональные. Суда эти оказались незаменимыми в экстремальных ситуациях во время аварийных разливов нефтепродуктов (таких, как на БСР, в Пярну...).
Объективно хорошо, что подобные утечки являются случайными. Заботит Г. Рыбака как ветерана портофлота, как коммуниста, как члена СТК, наконец - не одно только сужение сферы деятельности. Он знает: держать суда на приколе не выгодно и для финансовой его деятельности, и для них самих. Со снижением объема работ катастрофически надает и рентабельность подразделения, утерявшего уже свой былой авторитет. Если еще учесть высокую стоимость и амортизационные отчисления новых судов типа "Макома", то понятно становится, что судьба портофло та в новых условиях хозяйствования должна круто измениться. Общепризнано, что портофлот должен обрести свою самостоятельность, чтобы выполнять заказы и «сторонних» организаций, повысить занятость судов. У Г. Рыбака на этот счет имеется свое, особое мнение. Вряд ли и сторонние организации в наши дни пустятся распылять свои средства на использование дорогостоящих судов. Как ни крути, получается: крайне важно завоевывать клиентов вне рыбной промышленности. А здесь уже все зависит от стратегии руководства порта. Ему, Г. Рыбаку, предстоит уход на пенсию, но все равно беспокоит - как оно все сложится впредь?...
Арвет Эдуардович Прууль. ХРОНИКА – 26 10 1989
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Арвет Эдуардович Прууль утвержден заместителем генерального директора ПО «Эстрыбпром».
Арвет Эдуардович Прууль родился в г. Кохтла-Ярве в 1950 году. После окончания школы поступил в Таллиннское мореходное училище МРХ СССР. Закончил его в 1970 году и в этом же году пришел на работу в ЭРПО «Океан».
Работа на промысловых судах во время каникул, практика позволили Арвету Эдуардовичу получить необходимый плавательный ценз и начать работу в качестве штурмана. В 1974 году А. Прууль поступает в Калининградское высшее инженерное морское училище. Закончив его в 1978 году (специальность — судовождение на морских путях), вновь возвращается в ПО "Эстрыбпром".
Член КПСС с 1980 года.
Работая на таких судах, как ПБ «Рыбак Балтики», ПР "Крейцвальд", "Саяны», ТР «Иней», «Аугуст Якоб сон", ПБ «Станислав Монюшко» и "Фридерик Шопен", Арвет Эдуардович показал себя высококвалифицированным специалистом, умелым организатором производства. В 1986 году он был утвержден подменным капитаном-директором ПБ "Фридерик Шопен".
С января 1989 года А. Прууль работал помощником генерального директора,
А. Прууль принимает активное участие в общественной жизни.
За успехи в работе капитан дальнего плавания А. Прууль неоднократно награждался почетными грамотами. Он также является ветераном ПО «Эстрыбпром".
Михалап Владимир Петрович . СОВЕТ КАПИТАНОВ ПРЕДЛАГАЕТ – 28 09 1989
Отчёты и выборы в профсоюзе
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Состоявшийся недавно совет капитанов ПО "Эстрыбпром» предложил на предстоящую отчетно-выборную профсоюзную конференцию на должность председателя комитета профсоюза объединения кандидатуру капитана-директора Михалапа Владимира Петровича.
В. Михалап родился в 1953 году, член КПСС, имеет высшее образование, в объединении работает с 1976 года. Он хорошо знает и понимает проблемы плавсостава, умеет отстаивать интересы людей, связанные с работой в море, компетентно решает производственные вопросы, возникающие в деятельности объединения.
Владимир Петрович Михалап был избран делегатом на конференцию работников рыбного хозяйства Западного бассейна.
Совет капитанов обращается к экипажам судов, всем работникам плавсостава с предложением обсудить и поддержать кандидатуру В. Михалапа, как вполне удовлетворяющую требованиям, предъявляемым к председателю профсоюзного комитета объединения.


На снимке: В. Михалап.
Фото А. Баранова
Сергей Федорович Шефер. ХРОНИКА - 21 09 1989
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Капитан-директором судов типа БМРТ и РТМА назначен Ф. Шефер.
Сергей Федорович Шефер окончил Херсонское морское училище в 1976 году, член КПСС с 1983 года. В нашем объединении работает с 1976 года, занимал должности матроса, четвертого, третьего, а с 1983 года — второго помощника капитана. В рейсы ходил на судах типа РР, БМРТ, РТМ, ТР. В 1986 году С. Ф. Шефер окончил курсы повышения квалификации при ВИПК МРХ СССР, после чего был назначен старшим помощником капитана на БМРТ. Работая в этой должности, Сергей Федорович был награжден Почетной грамотой ПО «Эстрыбпром», а также Почетной грамотой ЦК КПСС, Совмина, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.
Александр Иванович Кожурин. ХРОНИКА - 21 09 1989
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Начальником службы безопасности мореплавания ПО «Эстрыбпром» назначен А. И. Кожурин.
Александр Иванович Кожурин окончил в 1956 году Таллиннский рыбопромышленный техникум. В 1958-1961 гг. А. И. Кожурин работал матросом, помощником капитана, а затем капитаном на судах типа СТБ в Пярнусской базе Госморлова. С 1961 года — член КПСС.
В том же году А. И. Кожурин назначен на должность помощника капитана на судах Эстонской рыбопромысловой экспедиционной базы. Затем успешно работал вторым и старшим помощником на судах типа РР, СРТ, БМРТ. В 1967 году Александр Иванович становится капитан-директором судов типа БМРТ.
На протяжении ряда лет А. И. Кожурин работал на должностях промысловой экспедиции судов Эстонского ПО ВРПО «Запрыба» начальником службы мореплавания.
С 1986 года А. И. Кожурин назначен на должность капитана ремонтно-подменного экипажа в инпортах.
Награжден орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд», имеет грамоту Президиума Верховного Совета СССР, а также Почетную грамоту ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.
Кожурин Александр Иванович начальник службы безопасности мореплавания ПО Эстрыбпром - 21 09 1989
Виктор Степанович Сериков. ХРОНИКА - 31 08 1989
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Виктор Степанович Сериков, 1937 года рождения, окончил Херсонское мореходное училище в 1958 году, в нашем объединении работает с 1959 года. Ходил в рейсы на судах типа СРТ в должностях третьего, второго и старшего помощников капитана. Член КПСС с 1962 года. В 1966 году назначен на должность капитана рыболовного траулера. С 1966 по 1968 гг. он работал морским инспектором, а в 1969 году В. С. Сериков становится капитан-ди-ректором судов типа БМРТ и PTMС.
В 1978 году Виктор Степанович без отрыва от производства окончил Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства.
Исполнял обязанности заместителя начальника службы мореплавания ПО «Эстрыбпром» и начальника промысловой экспедиции.
В. С. Сериков имеет звание «Ветеран объединения "Эстрыбпром», которого удостоен в 1975 году за долголетнюю и безупречную работу. В 1983 году Виктору Степановичу присвоено звание "Лучший наставник молодежи рыбного хозяйства СССР». За достижение высоких производственных показателей он неоднократно вносился на республиканскую Доску почета, а также на Доску почета ПО «Эстрыбпром».
Капитан-директором РТМКС "" 0907 «Георг Лурих» назначен В. С. Сериков.
Капитан Агеев - 27 12 1963
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Имя Героя Социалистического Труда, коммуниста Ивана Агеева хорошо знают рыбаки. … Шестнадцать лет назад веселый парнишка со Смоленщины стал курсантом Пярнуской мореходной школы. После окончания школы плавал матросом в траловом флоте. Плавал и учился, стал штурманом, а потом и капитаном дальнего плавания. Многие тысячи миль он прошел по морским дорогам, не раз побывал в Атлантике и у берегов Канады.
Он командовал различными судам, возглавлял экипаж первого в нашей базе большого морозильного траулера «Юхан Сютисте», а сейчас плавает капитаном БМРТ—355, ведет промысел в Африке. И всегда он находил и находит общий язык с людьми — высокая требовательность сочетается у коммуниста Ивана Агеева с отзывчивостью и сердечностью.
Однажды перед наступлением шторма команда траулера вместе с капитаном проработала ночь напролет, выбирая сети, а когда работа была закончена и измученные рыбаки уснули прямо на палубе, Иван Александрович поднялся на мостик и повел судно к плавбазе.
Капитан Агеев может сутками не выходить из рубки, слушая радио соседних, судов, может удивить всех, направившись в заведомо «бесперспективный» район, а потом, напав на косяк, весело объявить по радиотелеграфу: «Жмите все ко мне!».
У него есть свои секретные приметы успеха, которыми, впрочем, он охотно делится со всеми, и многие из этих примет противоречат «классическим» положениям рыбного промысла.
Иван Александрович тщательно изучил все промысловые операции и работы. Это помогает ему выбирать правильный план организации самого тяжелого этапа лова — выборки трала и разделки рыбы в условиях даже семибального шторма.
Подлинное вдохновение, увлеченность, щедрая душевность и страстность — эти характерные для коммуниста Агеева черты делают его труд поистине творческим.
Памяти Чистякова Александра Вячеславовича. ИДУ НА РЕКОРД – 06 08 1989
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Похоже, рекордные уловы становятся рабочей нормой капитана А. Чистякова. К примеру, в предыдущем рейсе на СТМ-8381 «Онтика» он «взял» со своим экипажем практически два плана по вылову, и в последнем, недавно завершившемся, на этом же судне план по добыче выполнен на 175 процентов, значительно перевыполнены рейсовые задания и по всем остальным показателям. Такая стабильность вообще характерна для его работы в капитанской должности на судах типа СТМ в последние годы — без полных тралов, что называется, в родной порт не возвращался. Такая «удачливость» капитана и в рыбацком устном народном творчестве подмечена: «лучше я подольше на берегу посижу, но зато уж с капитаном Чистяковым в рейс пойду», — считают многие рыбаки.
Но не только за это уважает плавсостав Александра Вячеславовича, моряки стремятся попасть в его экипаж. Прежде всего, конечно, за то, что удается создать ему на судне такую обстановку, когда практически каждый член экипажа старается — и показывает — все, на что он способен (а раз так — то и до хороших уловов уже недалеко). А. Чистяков свою власть капитанскую фактически никогда не употреблял, даже в прежние времена «командно-административных» методов руководства. За пять рейсов только однажды был наказан моряк — советом трудового коллектива, за грубость по отношению к мастеру. Видимо, тут не обходится без собственного примера, который показывает капитан — своей сдержанностью, спокойствием, выдержкой, корректным отношением к другим.
Но капитан обычно показывает пример и в отношении к работе. На промысле он себя не жалеет, он думает прежде всего о деле. По 16 часов проводит на мостике, моряки даже недоумевают — «а сам капитан-то когда отдыхает?» И именно такой метод воспитания и убеждения «делай, как я» дает эффект, тогда и другие подтягиваются, да и спросить есть моральное право.
Конечно, такой капитанский почерк Чистякова не сразу сформировался. Да и вряд ли стал бы Александр Вячеславович именно таким командиром рыбацкого производства, если бы сам не прошел все этапы морского пути — матрос, боцман, штурман, старпом, капитан, проплавав на различных судах в очень многих районах Мирового океана.
В 1957 году паренек из Костромской области решил связать свою судьбу с морем, но тогда еще не думал, что именно с рыболовным флотом. В Таллиннское мореходное училище Минморфлота он не прошел по конкурсу. И пошел учиться рядом — в Таллиннский рабопромышленный техникум (ныне ТМУ МРХ СССР), тоже на судоводительский факультет. Так что, теперь, 30 лет спустя, можно сказать, что Морфлот, скорее всего, лишился хорошего моряка. А рыболовный флот приобрел в лице Чистякова отличного рыбака.
И все эти годы он — в нашем объединении; тогда весь их выпуск распределили в управление сельдяного лова. Александр Вячеславович рыбацкие университеты проходил основательно, судьба не очень баловала его, В 1972 году он вышел в свой первый самостоятельный рейс — капитаном СРТ. Плавал па судах разных типов, с 1986 постоянно возглавляет экипажи СТМ. Не будь у Александра Вячеславовича такого опыта, да и знаний тоже (заочно закончил КТИ), не побывай он в самых разных ситуациях, вряд ли бы теперь ему улыбалась удача, вряд ли бы отличался он такой стабильностью в успехах. Придя на промысел, он, безусловно, умеет все очень четко организовать, представляя отчетливо что, как и почему. Его девиз примерно такой — «Вышел в море — напряженно трудись». Он умеет анализировать обстановку (собирая для этого максимум информации), делать выводы, па их основе затем работать вдумчиво, без скоропалительных решений.
И при этом, прежде всего опирается на экипаж, на рыбаков, о которых всегда отзывается с симпатией и любовью, подчеркивая, что именно они прежде всего «виновники» успеха. Вот почему с первых дней промысла, или даже па переходе, он старается сплотить людей, создать костяк экипажа, сразу нацеливая рыбаков па сознательную, четкую работу, в которой всегда есть место поиску и инициативе. А раз так — то уже можно подумать и обо всем остальном. Судя по всему, капитану Александру Чистякову это делать удается.

Э. АЛЬПЕРОВИЧ.
Фото Р. ЭЙНА.
... И ЗАНЯЛ МЕСТО У ПРИЧАЛА «ГЕОРГ КАСК» - 20 07 1989
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

...Капитан, капитан, улыбнитесь, — в песне поется. В самом деле, почему бы не улыбнуться генеральному директору Хуго Майде и капитану Николаю Гончарову
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

(на снимке слева). Именно сегодня, потому что есть для этого повод, а, завтра, видимо, уже будет не до улыбок. Ведь сегодня — день особый, а вскоре вновь наступят рыбацкие будни - трудные дни промысла.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Ровно в 10 часов 30 минут 7 июля, в канун Дня рыбака, утром ясным и безоблачным к восьмому причалу ТМРП подошел новенький сверкающий траулер — РТМКС-906 «Георг Каск», прибывший из Штральзунда. Подошел, как и положено, под звуки торжественного марша в исполнении духового оркестра военных моряков, под радостные возгласы встречающих. Цветы, улыбки, слова приветствия. Их произнесли спустя несколько минут на коротком митинге (он проходил на промысловой палубе) и генеральный директор X. Майде, и крестная нового судна — Керсти Пухм, дочь прославленного эстонского рыбака Георга Каска, имя которого теперь увековечено в названии нового супертраулера. Кстати, Керсти прибыла на судне из Штральзунда вместе со своей мамой Агнией Каск.
Выступая, X. Манде обратил внимание на такое совпадение: в канун двадцать пятого Дня рыбака «Эстрыбпром» получает 25-е судно, построенное корабелами ГДР на судоверфи в Штральзунде. Да к тому же нынче День рыбака совпал с 70-летием рыбной промышленности.
А затем, когда первые эмоции улеглись, волнения остались позади, гости покинули судно, X. Майде и Н. Гончаров остались вдвоем — им было о чем поговорить. Вот тогда и позволил себе капитан-директор Н. Гончаров, обычно очень сдержанный, улыбнуться и рассмеяться. Конечно, он прекрасно понимает, что в первом рейсе у нового судна проблем и трудностей будет вполне достаточно. Но это — потом. А сегодня — день особый, праздничный.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

И он был продолжен — торжественным приемом в кают-компании "Георга Каска", посвященным Дню рыбака. Генеральный директор «Эстрыбпрома" X. Майде, его первый заместитель Л. Карпусь, председатель профсоюзного комитета П. Писарев, заместитель секретаря парткома Б. Рудковский встретились с членами экипажа нового судна, представителями плавсостава, отделов и служб объединения.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Разговор шел о делах объединения, о перспективах «Эстрыбпрома», о том, как будет в ближайшем времени флот объединения пополняться новыми судами, что необходимо сделать, чтобы суда типа «Моонзунд» (к этому же проекту «Атлантик-488» относятся «Штральзунд» и «Георг Каск») работали с максимальным эффектом. И, конечно, вспоминали в эти минуты Георга Каска. Кстати сказать, портрет прославленного капитана и рыбака кисти ленинградского художника Н. Репина уже висит в кают-компании судна, где со временем будет открыт судовой музей. А этот портрет, некоторые другие материалы первые экспонаты будущего музея.
Среди выступавших был и Николай Николаевич Балакшин
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

(на снимке), долгое время проработавший в "Эстрыбпроме" капитаном порта. Его рассказ о Г. Каске слушали с особым вниманием – ведь Н. Балакшин очень хорошо знал Георга каска. Они вместе работали, строили этот порт, провожали суда в далекие океанские рейсы.
А закончилась эта встреча, как и положено, добрыми напутствиями виновнику торжества. И действительно - удачи тебе , "Георг Каск"!
Как говорят на промысловом флоте - много рыбы и семь футов под килем!

Э. АЛЬПЕРОВИЧ.
Фото Р. ЭЙНА и Ф. Ключика
Памяти капитана Сергея Владимировича Хорохонова. ВСЕГДА В СТРОЮ - 06 07 1989
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В 1965 году, когда, в нашей стране впервые отмечался День рыбака, в числе первых капитанов, кому к этому празднику присвоили звание "Заслуженный рыбак Эстонии" был Сергей Владимирович Хорохонов.
Звание вполне заслуженно! С. Хорохонов за многолетнюю работу в рыбной промышленности снискал себе признание не только опытного рыбака, но и умелого организатора, руководителя трудовых коллективов.
Сергей Хорохонов словно родился для, моря, для рыбацкой жизни, хотя родом он с Брянщины, не имеющей выходов к морю. Любовь к морю развивается с юности, а юность Сергея прошла в Рижской школе юнг. Выйдя впервые на голубые просторы Балтики, вдохнув чистый морской воздух, твердо решил с морем не расставаться.
После окончания Ломоносовского мореходного училища, работал на морском буксире — постигал опыт буксировщика.
Рыбацкая биография Сергея Владимировича началась в Таллинне , в 1956 году, когда он в числе других рыбаков вышел на малых судах типа "РР" и "СРТ" , осваивать океанический лов. Сейчас такие суда почти не встретишь, и молодым рыбакам трудно представить себе, в каких условиях работали их отцы и старшие братья.
Те первые рейсы в океан запомнились Сергею Владимировичу на всю жизнь. Особенно рейс на РР 1282, где он был вторым помощником капитана. Судно было переоборудовано под дрифтерный лов. В рейс вышли без локатора, гирокомпаса и поискового эхолота.
О сетевыборочных и сететрясных машинах и посольных агрегатах приходилось лишь мечтать. А как вели поиск рыбы? Сергей Владимирович рассказывает, что одним из главных ориентиров тогда были птицы — олуши. Их рыбаки называли альбатросами. Как начнут пикировать сверху вниз в волны — значит, появился косяк — верная примета. Но порядок сетей нужно было расположить на градиенте температур, для этого пользовались "методом изотерм". Забрасывали на тросике в специальной упаковке термометр, определяли границы перепадов температуры воды и на этих перепадах метали сети. Именно здесь обычно "паслись" косяки рыб.
Примитив, конечно, но так было, и тогда это давало ощутимые результаты. Между прочим, С. Хорохонов этот способ применял даже у берегов Африки, для других видов рыб. И с большим эффектом.
А в июне 1962 года, уже будучи капитаном дальнего плавания, Сергей Хорохонов принял новый траулер БМРТ-350 "Эвальд Таммлаан". Это было второе после БМРТ-333 "Ю. Сютисте" судно — крупнотоннажное, морозильное, с кормовым тралением. Большинство членов экипажа на таком судне вышли впервые, и надо было в короткий срок на переходе освоить новое судно, проверить технику, аппаратуру, обучить всех новичков.
Задача была не из легких, тем более, если учесть, что даже такие специалисты, как старший механик Е. Подольский, старший тралмастер Я. Володин и многие другие еще не ходили на таких судах.
Для капитана С. Хорохонова этот рейс на новом судне тоже был своего рода экзаменом. Все надо было заново организовать, предусмотреть, испытать. Но экзамен был выдержан с честью! План по добыче рыбы экипаж выполнил на 171 процент. Годовой вылов рыбы составил 70 тысяч центнеров. Такого улова в то время без спаренных рейсов не добивалось ни одно судно Западного бассейна.
Пять рейсов подряд совершил БМРТ-350 "Эвальд Таамлаан" в северную и центральную Атлантику и каждый раз возвращался с перевыполнением плана. Даже безрыбье не было помехой для экипажа.
Запомнился такой момент. Как-то в районе ЦВА испортилась промысловая обстановка. На совете все капитаны эстонской, да и других экспедиций, сетовали на безрыбье. Команды волновались, нервничали. БМРТ-350 в это время работал на девятнадцатом градусе и ежедневно добывал 30, 35, а то и 40 тонн, называя свои координаты и призывая следовать в его район.
Суда подходили, ложились на параллельные курсы, но рыба по-прежнему не шла, тралы приходили пустыми. Тогда С. Хорохонов вызвал в радиорубку старшего тралмастера Я. Володина, и тот по радио дал подробное описание настройки своего трала, охарактеризовал его оснастку, приемы траления, и... рыба пошла, повалила, как говорят рыбаки.
Материалы о трудовых успехах БМРТ-350 "Эвальд Таммлаан" то и дело появлялись на страницах эстонских газет. Чтобы читатели яснее себе представили объем добываемой рыбы, газета "Рыбак Эстонии" в одном из номеров писала: "За один год коллектив БМРТ-350 дал столько рыбопродукции, что она вряд ли уместится в 140 железнодорожных вагонах. Около 7 тысяч тонн! А если эту рыбу разделить поровну на всех жителей Эстонии, то каждый получит по пять с половиной килограммов".
Каждый рейс БМРТ-350 "Эвальд Таммлаан" давал государству миллион рублей прибыли, а в своем пятом рейсе прибыль составила 1 млн. 250 тысяч рублей. В соревновании в честь 25-й годовщины Советской Эстонии экипаж БМРТ-350 по всем показателям занял первое место.
БМРТ-350 "Эвальд Таммлаан" в 1965 году стал опорно-показательным судном объединения, а С. Хорохонов был назначен неосвобожденным капитаном-флагманом эстонской промысловой экспедиции. С того времени на плечи Сергея Владимировича легла дополнительная ответственность. Уже недостаточно было иметь успехи только своего экипажа. Надо было подтягивать остальные суда, помогать им, передавать опыт.
На промсоветах С. Хорохонов охотно делился своим опытом и опытом своих ведущих специалистов. Нередко он пересаживал на соседние суда своих опытных штурманов, добытчиков, технологов. И так общими усилиями добывался общий успех.
В числе первых Сергей Владимирович передавал свой опыт рыбакам республики Куба. Рейсы к берегам Гренландии и к Лабрадору на рыболовном траулере "Манхуари", который он возглавлял, вошли в историю развития кубинского рыболовного флота.
В связи с этим Фидель Кастро в одном из своих выступлений заявил: "Могли ли мы мечтать, что наши рыбаки, привыкшие вести прибрежный лов, будут промышлять в самых удаленных районах Атлантического океана!"
Труд капитана был по заслугам оценен. За успехи в развитии рыбной промышленности он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета СССР и другими наградами.
Большая и богатая биография у Сергея Владимировича Хорохонова. Но она не кончается, она продолжается. И сегодня С. Хорохонов в строю. Вот уже который год Сергей Владимирович — капитан порта нашего объединения.

В. ВАСИЛЬЕВ, кандидат исторических наук.

На снимке: заслуженный рыбак Эстонии С. Хорохонов.
Фото из архива.