0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти матросов Эстрыбпрома (113)
БМРТ-564 Иоханнес Семпер. У ВСЕХ НА ВИДУ – 04 11 1975
ЧЕСТЬ И СЛАВА ТРУДОВЫМ КОЛЛЕКТИВАМ, ПЕРЕДОВИКАМ ПРОИЗВОДСТВА, ДОСРОЧНО ЗАВЕРШИВШИМ ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ДЕВЯТОЙ ПЯТИЛЕТКИ!
(Из Призывов ЦК КПСС к 58-й годовщине Великого Октября).

ЛЮДИ, от труда которых зависит не только настроение всего экипажа, но и выполнение производственных заданий, — так можно сказать о небольшом коллективе пищеблока, который есть на каждом судне. В рейсе на БМРТ-564 «Иоханнес Семпер» он подобрался особенно удачным.
За плечами одного из членов этого коллектива Отто Каупо 13 лет работы на промысловых судах. Начинал он нелегкий трудовой путь матросом, а теперь — повар первой категории. Работал на СРТ, СРТР, а в этом рейсе — на БМРТ. С 1963 года Отто Каупо ударник коммунистического труда и ежегодно своим трудолюбием, дисциплиной подтверждает это высокое звание. За свою исключительную добросовестность в работе имеет поощрения от администрации судов, на которых работал, и от объединения «Океан».
Досконально изучив свою специальность, Отто Каупо всегда придет на помощь новичкам. В рейсе своевременно и умело помогал словом и делом повару второй категории С. Сарапуловой, для которой это был первый рейс.
И хотя она не новичок в кулинарии, но ведь на берегу многое не так, как в море.
Говоря о наших поварах, нельзя не сказать теплых слов о поваре-пекаре Эви Пирн, чья жизнь вот уже 10 лет связана с морем. К своей работе она всегда относится с душой. А это главное, чтобы человек не просто работал, а любил свое дело, болел за него. Именно так работает Эви Пирн. Хлеб, который она выпекает, такой же, как на берегу в магазинах, а какие она умеет печь булочки и торты! Бережливая, каждую корочку, каждый оставшийся кусок хлеба высушит, сделает квас. А как приятно выпить вместо воды кружку холодного вкусного квасу, особенно в жаркие дни после работы, наверное, знает каждый. Не было такого рейса, в котором Э. Пирн за свою работу не получила бы благодарности от командования судов, от каждого члена экипажа.
Работа камбуза у всех на виду. Каждый день в адрес поваров можно слышать только хорошие отзывы. И они стараются каждый день поддерживать доброе мнение о себе. Ведь их работа — это тоже вклад в выполнение рейсового задания.

А. САВЧЕНКО,
боцман БМРТ-564 «Иоханнес Семпер».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На снимках: Отто Каупо и Эви Пирн.

Фото матроса I класса Г. Пузь.
ВЫБОР АЛЕКСАНДРА КЛИМЕНКО - 16 10 1975
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Несколько лет назад для Александра Клименко вопрос — кем быть, какую дорогу избрать в жизни, еще не был решен. Но однажды на глаза попалось объявление в газете...
И вот, только что вернувшийся из армии парень, опять прощается с родным домом и едет в Таллин. Здесь поступает в мореходную школу, успешно ее заканчивает. И, наверное, на всю жизнь запомнилась первая встреча с морем, которого раньше никогда не видел.
— Сначала побаивался, — признается Саша, — каким оно будет, это первое свидание, как примет новичка море?
Весной 1973 года на производственном рефрижераторе «Аугуст Корк" принял Александр "боевое крещение». Несмотря на частые штормы Северного моря, на сложную промысловую обстановку, оно прошло удачно. Так был выдержан еще один жизненный экзамен. В рейсах на «Юхане Смууле» у Клименко появилась еще одна обязанность. Рядом с ним в рыбном цеху стояли два новичка — Хусейн и Джиду, два молодых мавританца, которым Александр передавал свой рыбацкий опыт: учил шкерить рыбу, сортировать ее по группам и сортам.
А после вахты комсомольцы судна собирались вместе, решали производственные и бытовые вопросы. И здесь у комсомольца, члена судового комсомольского бюро Александра Клименко было свое дело. Он возглавлял культурно-массовый сектор, заботился об организации досуга рыбаков в рейсе.
Главное суметь организовать людей, — считает Клименко, — сделать все, чтобы заинтересовать их художественной самодеятельностью, интересной викториной, увлекательной лотереей на вечерах отдыха. Как суметь сделать так, чтобы человек после трудового дня смог хорошо и активно отдохнуть? Так или иначе, это решается на каждом судне. На «Юхане Смууле» этим занимался Клименко вместе с матросом-ры6ообработчиком Иваном Аницкевичем, официанткой Надеждой Рагульской. Вместе они провели несколько праздничных вечеров отдыха.
Быстро пролетело время. Еще один рейс остался позади, рейс обычный, который, как всегда, требовал большой отдачи моральных и физических сил, такой, который приносит большое моральное удовлетворение. И вот, нет-нет, да и мелькнет в памяти Саши тот день, когда впервые прочитал объявление в газете. И, оглянувшись назад, он с уверенностью может сейчас сказать, что не напрасно приехал он сюда, не напрасно выбрал для себя этот путь. И нет у него сожалений о чем-то несбывшемся: он занимается тем, что ему нравится.

Н. КРУТИКОВА.

Фото А. Дудченко.
ПОДРУЖИЛИСЬ В «ОКЕАНЕ» - 05 07 1975
На фотоснимке — Саша Старков, Витя Кирилко, Алеша Тузник. Они подружились в мореходной школе «Океана» и с тех пор стали неразлучными.
Все трое земляки, с Украины. До службы в армии у каждого была своя профессия, свои занятия. После службы решили свою судьбу связать с морем. Тянула парней морская стихия. Мечтали о больших пароходах. И порешили, стать специалистами моря. Избрали себе специальность рефрижераторных мотористов. Но оказалось, что в ТМШ группа рефмотористов была уже укомплектована. Посоветовавшись, решили учиться на матросов. Уже в мореходной школе царила обстановка моря. Изучали суда, промвооружение.
И вот мечта сбылась, Таллин — Москва, Москва — Дакар— и они на славном труженике моря БМРТ-396 «Иоханнес Рувен".
Позади — переход. И пошел первый, затем второй и третий трал. Трудно молодым парням показалось вначале. Работы было много. Рыбы — полно. Уставали. Но на помощь пришли к ним бывалые матросы - Нигуль Лоопере, Николай Чеглов, Алексей Курушкин. Да к тому же они попали в бригаду опытного рыбмастера Анатолия Борисовича Пискунова.
Втянулись, привыкли. Но учебу не забросили. Саша готовится стать машинистом РМУ. Виктор упорно занимается электротехникой, да к тому же учится в заочной средней школе моряков, Леша в свободное время приходит в машинное отделение, изучает двигатели, хочет держать экзамены на моториста.
Отличные, скромные парни. Занимаются спортом. Всегда жизнерадостные. Принимают участие в общественной жизни судна. Саша Старков держит второе место по шашкам. Пожелаем им больших морских дорог, отличной учебы, успехов в труде! Удачи вам, ребята!
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На снимке (слева направо): Саша Старков, Виктор Кирилко и Леша Тузник.

Текст и фото Н. ПИГОЛЬ, нештатного корреспондента «Рыбака Эстонии".
ВСЕГДА С МОРЕМ - 28 06 1975
Мы встретились с Ниной Алексеевной Ивановой в ее каюте на производственном рефрижераторе «Советская Родина». Судно, не так давно пришедшее из рейса, жило своей повседневной жизнью. Дел много и у заведующей бельевым хозяйством Нины Ивановой. Во время нашей беседы в каюту постоянно кто-нибудь заглядывал:
— Алексеевна, мне бы вещи сдать _ всякий раз повторялась эта просьба.
— Да, на берегу у меня работы тоже немало, — говорит Нина Алексеевна. — Нужно принять белье у всех; кто списывается, выдать чистое новичкам.
Ну, а в море... в море работы тоже много. Надо постоянно следить за чистотой белья в каютах, в буфете, на камбузе. Небольшие вещи Нина Алексеевна стирает во время рейса в своей прачечной, а большие заготавливает на берегу на все время плавания. Ну вот случилось: разорвалось чье-то полотенце. Для этого случая у Нины Алексеевны есть швейная машинка, и она заботливо и аккуратно штопает и чинит.
Всегда добросовестное отношение к труду Ивановой вскоре заметили все на судне. Ей было присвоено высокое звание ударника коммунистического труда. На судовой Доске почета — она единственная женщина. А не так давно весь экипаж узнал о трудной военной ее судьбе.
В дни майских праздников судно находилось в рейсе. 9 мая на нем состоялось торжественное собрание, посвященное Дню Победы. На собрании выступила и Нина Алексеевна. Говорить было тяжело. Слишком глубокие раны нанесла ей война: погиб отец, пропала без вести мама.
С тяготами и лишениями войны Нина встретилась шестнадцатилетней девушкой. В своем родном Новгороде закончила курсы медицинских сестер и была направлена санинструктором на передовую. И там, на передовой, оставалась она на протяжении почти всей войны. И как только кончался бой, на свой бой за жизнь раненых выходили медсестры... За участие в Великой Отечественной войне Нина Алексеевна была награждена многими медалями.
Ho вот война осталась позади. Развалинами встретил молоденькую медицинскую сестру родной город. Нина на время решила остаться в Новгороде, но слишком тяжелы были воспоминания. А тут пришло письмо от однополчанин Марии Бормотовой, которая звала свою фронтовую подругу в Таллин.
И вот уже Нину встречает эстонская столица. Долгое время проработала она на стройке, освоив специальность маляра. А четыре года назад пришла в Эстонское рыбопромышленное производственное объединение «Океан». И тут появилась у нее потребность всегда быть с морем, с людьми, которые уходят в далекие плавания.
— Быть может, сказалось и то, — рассказывает Нина Алексеевна, — что первое свое плавание делала с отличными и отзывчивыми людьми, которые всегда приходили мне на помощь. А подмога мне в то время очень была нужна. Всю свою жизнь я была сухопутным человеком, а тут пришлось менять свои привычки, осваивать новое дело. Но как будто справилась...
Да, действительно, она отлично преодолела все трудности, а труд ее, на первый взгляд незаметный, очень необходим. Ее заботливым женским рукам приходится делать трудную работу.
За годы работы в нашем объединении Иванова ходила на больших морозильных рыболовных траулерах «Каарел Лийманд», «Каскад», на производственном рефрижераторе «Альбатрос». Сейчас Нина Алексеевна уже в третьем рейсе на ПР «Советская Родина». Здесь, кроме своей основной работы, она активный член судового комитета. На промысле часто выходит на подвахты в помощь рыбообработчикам. За годы плавания сдружилась она со многими, у всех пользуется заслуженным уважением.
А когда судно приходит в родной порт, ее всегда встречают дочери Эльфрида и Галина, и три маленькие внучки. Вот и сейчас на столе в ее каюте стоят цветы — как знак внимания и уважения, как радость встречи.


Н. КРУТИКОВА.
Памяти матроса Константина Илларионовича Шепанова. С НИМ ПРИЯТНО РАБОТАТЬ - 19 06 1975
Это слово говорит каждому рыбаку о многом. Матрос, работающий на добыче, должен знать буквально все. Работать на палубе нелегко: ведь трал приходится ставить и в ненастную погоду, и ночью, когда дождь и ветер пронизывают до костей. А какой промысел в океане зимой, наверное, каждому рыбаку известно. Очень часты порывы трала, его надо быстро заменить новым, поставить и заняться ремонтом. Это требует очень много знаний, надо быстро и качественно выкроить дель, вставить ее и переходить на другие работы. А это не каждому под силу.
Есть у нас такие добытчики на судне, которые справляются с любой работой, делают все быстро и хорошо. Одним из них является наш Костя Шепанов.
Константин давно бороздит океаны, вот уже 15 лет. Работал на малых судах типа СРТ, а теперь плавает на БМРТ. С любой работой справляется, никогда не унывает и у других поднимает настроение. А ведь в море человек иногда и захандрит: то рыба не ловится, то еще какие-нибудь причины. А он подойдет и весело скажет, что все это мелочи, временное явление.
С таким человеком, как Константин Илларионович, всегда приятно и в работе, и в быту.
Уже много лет носит он высокое звание ударника коммунистического труда.

Ю. ЧЕРКАСОВ, матрос БМРТ-598 «Рихард Мирринг».
УВЛЕЧЕННОСТЬ - 22 04 1975
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

КОМСОМОЛЕЦ Александр Горбачев еще совсем молод. Лишь год с небольшим прошло с тех пор, как он пришел в объединение «Океан". Однако за этот небольшой срок Саша многое успел. Морскую специальность он получил в Таллинской мореходной школе. Как и многие курсанты ТМШ, параллельно поступил в девятый класс заочной средней школы моряков.
— Втянуться в общеобразовательную учебу мне помогла мореходка, — вспоминает Саша. — Старался использовать каждый свободный день, чтобы позаниматься, сходить в библиотеку. Конечно, в чем-то приходилось, и отказывать себе: редко бывал на танцах, не всегда мог сходить в кино. Но понял для себя важность и необходимость того, что делаю. Появился интерес к тому новому, что узнавал в процессе обучения. Когда начал ходить в море, стало труднее. Но учебу не бросил. Была у меня цель — уже тогда хотел поступить в институт.
Горбачев ходил три рейса на плаврыбозаводе «Рыбак Балтики». И каждый раз на судне были преподаватели из заочной школы. Они очень помогают учащимся.
Во время последней стоянки в порту «Рыбака Балтики» Саша успешно сдал выпускные экзамены за одиннадцатый класс. И в свой четвертый рейс старший матрос Александр Горбачев пошел с аттестатом зрелости.
Отдавая большую часть свободного времени учебе, у него никогда не страдала основная работа. Горбачев трудится в бригаде рыбообработчиков. А в рыбном цехе от каждого зависит весь ритм общей работы.
— Это очень важно, когда на человека можно положиться, — говорит старший мастер Е. Ф. Бичиков. — А Горбачев как раз очень добросовестный работник, всегда знаешь, что он выполнит с желанием и в срок все, что от него требуется.
В бригаде Сашу выбрали групкомсоргом. Он проводит собрания рыбообработчиков, на которых обсуждаются и производственные вопросы, и досуг молодежи. Бывает, бригада начинает отставать, и тогда на собраниях происходит откровенный разговор. Каждый говорит о том, что ему мешает хорошо работать.
Сашина фамилия нередко появляется и на страницах комсомольской судовой печати. В своих заметках он рассказывает о трудовых делах и отдыхе товарищей.
Горбачева на судне знают и как неплохого спортсмена, Он выступает в составе волейбольной команды третьей бригады рыбообработчиков. В общесудовом первенстве по шахматам он занял третье место.
Есть у Саши еще одно увлечение. Он собирает интересную коллекцию, которая называется «Дары моря». Обитатели морских глубин — морские ежи, звезды, раки, кораллы, ракушки, раковины. Все они высушены и аккуратно обработаны в его коллекции.
Этим летом Александр Горбачев будет поступать в институт, чтобы глубже изучить интересующие его вопросы, связанные с морем. Так сбывается его юношеская мечта, увлеченность которой остается на всю жизнь.

Н. КРУТИКОВА.

На снимке: АЛЕКСАНДР ГОРБАЧЕВ.

Фото М. Никоноровой.
ГЛАВНОЕ - ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ - 20 03 1975
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Семь лет назад начал плавать на рыболовных судах Иван Богаченко. За это время он побывал на СРТР, БМРТ, плавбазах. Слесарь, приехавший с Украины, быстро переквалифицировался, освоил морскую специальность. Сейчас он машинист рыбомучной установки на ПБ «Фридерик Шопен». Он уже в шестом рейсе на этом судне.
Но еще задолго до этого в его жизни произошло важное событие, которое существенно повлияло на его дальнейшую судьбу. На ПБ «Рыбак Балтики» встретился он с преподавателем Таллинской заочной средней школы моряков Еленой Ивановной Каштановой, которая помогла Богаченко прийти в школу, чтобы закончить среднее образование. Очевидно, многое пришлось передумать, прежде чем принять такое решение — возобновить учебу после шестнадцатилетнего перерыва. Много забылось, да и сомневался — а справится ли? Однако решил для себя — сможет. И уже никогда не отступал от намеченной цели.
Главным в учебе Иван Богаченко считает работу над собой. А на вопрос, трудно ли бывает найти время для занятий, уверенно отвечает, что все дело в желании и умении работать самостоятельно, а время найдется.
Здесь нельзя не сказать, что Таллинская заочная средняя школа моряков учитывает многие трудности своих учеников. И то, что они подолгу бывают в море, и то, что многие приходят в школу с большим перерывом в учебе. На больших судах нашего флота ходят преподаватели, во многих рейсах бывают и общественные консультанты.
Кроме того, администрация ЭРПО «Океан» успешно обучающимся без отрыва от производства предоставляет различные льготы. Заочникам стараются создать необходимые условия для совмещения работы с учебой. Например, учащимся 9—11 классов предоставляется до 32 свободных от работы дней в суммированном виде во время наименьшей занятости на производстве. Причем, заработная плата выплачивается учащимся в размере 50% от среднего заработка. Для выпускных экзаменов предоставляются дополнительные отпуска: в II классе — 20 рабочих дней, в восьмом — 8 дней с сохранением заработной платы.
Несмотря на известные трудности, многим удается успешно учиться, плавая на судах нашего флота или работая в береговых подразделениях. И Иван Богаченко — один из них. В предыдущем рейсе он сдал все экзамены за 10 класс.
Сейчас, находясь в очередном рейсе на ПБ «Фридерик Шопен», он четко распределил свое время, определил объем материала, который необходимо усвоить. И опять в рейсе будут оказывать помощь заочникам преподаватели, общественные консультанты. Немало поможет и судовая библиотека, в которой, как правило, всегда имеются необходимые учебные пособия.
По приходу судна в Таллин Ивана Богаченко ждут выпускные экзамены за одиннадцатый класс и аттестат зрелости.


Н. КРУТИКОВА.

НА СНИМКЕ; Иван БОГАЧЕНКО.
Фото М. Никоноровой
ЗОЛОТЫЕ РУКИ – 08 03 1975
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НЕТ, НАВЕРНОЕ, рыбака в нашем объединении, который бы не знал Марию Карловну Короткову, которую все за простоту, общительность, сердечность называют просто и уважительно - Карловна.
Мне же удалось познакомиться Марией Карловной в большой и памятный день ее жизни, когда ей была в торжественной обстановке вручена медаль "Ветеран труда» и когда старейшую морячку провожали на заслуженный отдых. Молодо выглядела в эти минуты Мария Карловна и чуть печально. Печаль объяснялась очень просто: Мария Карловна хотела еще сходить не один раз в море, но врачи наложили временный запрет, и ей пришлось с этим смириться.
- Не могу я без моря, без веселых и трудолюбивых рыбаков, без чаек, — говорит Мария Карловна. — Поверите ли, как услышу гудок, так и кажется, что голос моря зовет меня. Жалко лишь, что я так поздно связала свою жизнь c морем. Да, действительно, Мария Карловна сделала свой первый рейс лишь в сорок лет. Случилось это так. Мария Карловна работала бухгалтером материального отдела в тресте «Таллинстрой». Специальность ей нравилась, но материально жилось трудновато. И вот подруга посоветовала пойти ей в море.
- Да у меня же нет морской специальности, — удивилась Карловна.
— А там и бухгалтера нужны, — заметила подруга, тоже бухгалтер, — без нашей профессии и моряки не обходятся.
Недолго думая, Мария Карловна пошла в отдел кадров флота и вскоре, а было это в конце декабря 1959 года, вышла в свой первый рейс на «Яне Анвельте». К удивлению бывалых моряков Мария Карловна стойко переносила штормы.
— Бывало, приду обедать и сижу одна за столом, — вспоминает Карловна, — никто есть не хочет, почти всех свалила морская болезнь. Парни все молодые, здоровые, в сыновья мне годятся. То и дело слышу. «Карловна, воды!», «Карловна, помоги!».
Много рейсов сделала Мария Карловна на плавбазе "Иоханнес Варес". И здесь она была бухгалтером, с душой выполняла и все другие поручения. Кто-то приболел - и Мария Карловна охотно заменит камбузницу, официантку, уборщицу... "Золотые руки у нашей Карловны" - это мнение прочно утвердилось за ней.
Скоро флот наш пополнился более квалифицированными, молодыми бухгалтерами. Без претензий, просто и охотно Мария Карловна согласилась идти на БМРТ-253 «Март Саар» заведующей бельевым хозяйством. «У нашей Карловны — образцовый порядок, она как мама заботится о нас», — говорили моряки между собой.
Последние годы Мария Карловна плавала на БМРТ. Была официанткой, уборщицей, буфетчицей. Не один рейс сделала она на БМРТ-564 «Иоханнес Семпер», на БМРТ-489 «Юхан Лийв, БМРТ-368 «Оскар Лутс» и на других судах. Почти пятнадцать лет ходила в море Мария Карловна. За это время ее хорошо узнали и полюбили наши рыбаки, как заботливую хозяйку, добрую женщину, всегда готовую прийти на помощь.
— Как только представится первая же возможность,— говорит Марля Карловна, — снова уйду в море. И не потому, что мне нужен заработок, нет. Государство обеспечило меня высокой пенсией, и я могу жить, как говорится, припеваючи. Мне нужны люди, мне нужно море, которое я поздно для себя открыла, но любовь к которому, будет согревать меня всю оставшуюся жизнь.


П. ЛУГОВСКОЙ.
ПО ЗОВУ РОМАНТИКИ - 25 01 1975
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Разные пути приводят людей на флот. Люда Заводова сделала пока свой первый в жизни рейс. Откуда приехала - сразу и не угадаешь. Из Ворошиловграда. Что потянуло ее в наши края? Из рассказов Люды можно понять, как велико у нее желание к перемене мест. Для своих лет она побывала во многих городах нашей страны. Родилась и провела детство на Урале. Там же закончила школу и экономический техникум. В Краснодар приехала по направлению. Работала экономистом. Спустя некоторое время перебралась к сестре в Ворошиловград и жила там до последнего времени. Посчастливилось Люде по комсомольской путевке путешествовать и по Болгарии.
Можно подумать — не ужилась, не сработалась, вот и ездит. На самом деле все не так. По складу характера Заводова — общительная, веселая. В каком бы коллективе она ни работала — всюду ее понимают, относятся с уважением. Не сразу отпустили ее и с машиностроительного завода, где она работала экономистом и являлась членом заводского комсомольского бюро. На «Пейпси» молодежь сразу же почувствовала в новой комсомолке активистку и избрала ее заместителем секретаря комсомольской организации.
Свое решение работать на флоте Люда объясняет так: «Пока молода, хочется много увидеть, услышать, встречаться с интересными людьми. Приехали подружки, рассказали о Прибалтике, о старинном Таллине, о море — и самой так захотелось все посмотреть".
Полина Якунина и Елена Сопова, с которыми Заводова приехала в Таллин, сейчас плавают на БМРТ-355 "Антон Таммсааре». Подруги переписываются. Но как трудно написать обо всем, да еще если письма идут так долго.
— Теперь уж буду ждать прихода, — говорит Люда.
А рассказать ей подругам хочется о многом. Хотя бы о том, как нелегко было вначале. Работа, кажется, немудреная - камбузница: помой посуду, начисти картошки. А первое время с непривычки руки болели. Одну кастрюлю по полчаса драить приходилось. («Спасибо поварам — много помогали»). Или о том, как повезло, что попала на такое красивое судно и в такой дружный и сплоченный коллектив. Шесть месяцев, по ее словам, пролетели незаметно. Если бы продлили рейс, не огорчилась бы.
Все в первом рейсе было для Люды Заводовой непривычно. И большой коллектив, живший все эти месяцы одной семьей; и море, огромное, без конца и края, вот так вот — с глазу на глаз; и первый шторм, от неприятных ощущений которого не сразу удалось избавиться. Главное же - надолго запомнятся много хороших отзывчивых людей, с которыми встретилась и подружилась в море, которые помогли ей стать настоящей морячкой.
ВЕТЕРАН ВОЙНЫ И ТРУДА - 25 01 1975
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В декабре минувшего года Алексею Николаевичу Никитину исполнилось шестьдесят лет. Узнав об этом, экипаж «Пейпси» сердечно поздравил своего старшего товарища и коллегу с днем рождения, пожелал ему доброго здоровья. Было это в море. У токаря с огромным трудовым стажем в течение всего рейса было много срочных, неотложных дел. Иногда случалось не спать сутками. Где-то что-то сломалось — и мастер на все руки Алексей Николаевич тут как тут. Пока не выточит необходимую деталь, не проверит ее в работе, не уйдет отдыхать. Не одну втулку, не одну деталь смастерил, а то и просто отремонтировал Алексей Николаевич в этом рейсе.
Морская жизнь Алексея Николаевича Никитина началась тринадцать лет назад, когда он пришел работать на суда нашего флота. Своей земной профессии он не изменил и в море. Как был токарем с юности, так и остался им. Но теперь уже токарил не в цехах завода «Ильмарине», а в судовых мастерских.
— Много рейсов я сделал за эти годы, — рассказывает Алексей Николаевич, — плавал на "Инее», на «Боре», на «Хансе Пегельмане» и вот теперь на «Пейпси». Очень мне легко и хорошо работалось на суператлантике в окружении молодежи. Ребята вежливые, воспитанные, знающие. Я с удовольствием рассказывал им, как в 1931 году начал, токарить на машиностроительном заводе, как было трудно получить в то время специальность, и о многом другом. Вспоминал и Великую Отечественную войну, которую прошел с начала и до конца. И ребята слушали, задавали вопросы. Между прочим, и у них я многому научился. Думаю, несмотря на возраст, еще не раз сходить в море.
Алексей Николаевич родился в Эстонии. Он хорошо знает землю, на которой вырос, И когда выпадают дни отдыха, спешит с удочкой на озеро, на речку и просиживает на лоне природы целыми днями, пока вновь не позовет море.
— Такого токаря, как наш Алексей Николаевич, поискать надо, — говорят о нем на «Пейпси».