0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти матросов Эстрыбпрома (104)
ВЕТЕРАН ВОЙНЫ И ТРУДА - 25 01 1975
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В декабре минувшего года Алексею Николаевичу Никитину исполнилось шестьдесят лет. Узнав об этом, экипаж «Пейпси» сердечно поздравил своего старшего товарища и коллегу с днем рождения, пожелал ему доброго здоровья. Было это в море. У токаря с огромным трудовым стажем в течение всего рейса было много срочных, неотложных дел. Иногда случалось не спать сутками. Где-то что-то сломалось — и мастер на все руки Алексей Николаевич тут как тут. Пока не выточит необходимую деталь, не проверит ее в работе, не уйдет отдыхать. Не одну втулку, не одну деталь смастерил, а то и просто отремонтировал Алексей Николаевич в этом рейсе.
Морская жизнь Алексея Николаевича Никитина началась тринадцать лет назад, когда он пришел работать на суда нашего флота. Своей земной профессии он не изменил и в море. Как был токарем с юности, так и остался им. Но теперь уже токарил не в цехах завода «Ильмарине», а в судовых мастерских.
— Много рейсов я сделал за эти годы, — рассказывает Алексей Николаевич, — плавал на "Инее», на «Боре», на «Хансе Пегельмане» и вот теперь на «Пейпси». Очень мне легко и хорошо работалось на суператлантике в окружении молодежи. Ребята вежливые, воспитанные, знающие. Я с удовольствием рассказывал им, как в 1931 году начал, токарить на машиностроительном заводе, как было трудно получить в то время специальность, и о многом другом. Вспоминал и Великую Отечественную войну, которую прошел с начала и до конца. И ребята слушали, задавали вопросы. Между прочим, и у них я многому научился. Думаю, несмотря на возраст, еще не раз сходить в море.
Алексей Николаевич родился в Эстонии. Он хорошо знает землю, на которой вырос, И когда выпадают дни отдыха, спешит с удочкой на озеро, на речку и просиживает на лоне природы целыми днями, пока вновь не позовет море.
— Такого токаря, как наш Алексей Николаевич, поискать надо, — говорят о нем на «Пейпси».
СРТ-4574 – Люди нашего флота - 09 12 1976
Как уже сообщалось, экипаж СРТ-4574, которым командует капитан Виктор Ковалевич, досрочно выполнил, а вернее, значительно перевыполнил задания первого года десятой пятилетки.
Отлично, по-ударному потрудился на промысле весь экипаж. В том числе - и эти моряки, которых вы видите на снимках.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На этом - матрос первого класса комсомолец Юрий Романов. Всего три года назад он окончил Таллинскую мореходную школу, но уже успел заиметь хорошую трудовую биографию рыбака, заслужить добрый авторитет у командиров и товарищей.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На следующем снимке: - матрос второго класса Владимир Третьяков. Это его второй рейс после окончания ТМШ.
Повезло молодым рыбакам - в отличный коллектив и дружный экипаж попали они на СРТ-4547. Есть здесь, у кого поучиться и рыбацкому мастерству, и трудовой доблести, и коллективизму, настоящему морскому товариществу.

Фото А. Дудченко.
МОЛОДОЙ НАСТАВНИК - 04 12 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ЛЮДИ НАШЕГО ФЛОТА

Судьба его схожа с судьбами других, таких же, как и он, молодых рыбаков. Сначала служба в армии, затем приезд в Таллии, учеба в мореходной школе... Рассказ о многих моряках нашего флота мог бы начинаться такими словами. Но было в пареньке что-то особенное, свое. В разговоре с Владимиром Пырылыгой покоряет увлеченность, с которой рассказывает он о совершенных рейсах на плавбазе «Станислав Монюшко», о труде всей бригады рыбообработчиков. Чувствуется, не о чужом говорит парень, а о своем, близком деле — о труде своего коллектива, своих товарищей.
Сейчас Владимир вышел в третий рейс и снова на «Станиславе Монюшко». И уже кажутся такими далекими и учеба в мореходной школе, и мечты о первом рейсе... Но школьная парта не забыта. Работу в море молодой матрос успешно совмещает с занятиями в Таллинской заочной средней школе моряков.
В свободное от вахты время Володю часто можно увидеть с книгой. В напряженном ритме трудовых будней быстро летят дни, недели, месяцы, однако ежедневно находится время и для занятий - за минувший рейс пройден учебный курс десятого класса, сдано 24 зачета.
В конце следующего рейса Владимиру предстоит, сдавать выпускные экзамены за одиннадцатый класс - держать экзамен на аттестат зрелости. В подготовке к этой последней экзаменационной школьной сессии пройдет много часов и дней. Но и сейчас можно с уверенностью сказать, что один аттестат Пырылыга уже получил - аттестат на рабочую зрелость. Несмотря на молодость - ему двадцать три года - он считается опытным моряком. К нему за помощью идут новички - выпускники Таллинской мореходной школы и Пярнуского учебно-курсового комбината. Сам недавний выпускник ТМШ, Владимир Пырылыга понимает трудности, с которыми сталкивается вновь пришедшая на рыбацкий флот молодежь, и всегда вовремя подоспеет его деловой совет, необходимая помощь. Владимир — член совета наставников на плавбазе, учит молодых матросов работать с техникой, помогает новичку освоиться в рыбцехе.
В минувшем рейсе в бригаде, в которой работал Пырылыга, из 22 рыбаков было 15 новичков. Вначале приходилось трудновато, но вот отлажен трудовой ритм второй бригады «Станислава Монюшко». На протяжении всего рейса она хорошо справлялась с заданиями. И хотя по итогам рейса она заняла второе место, можно говорить об успешной работе, о трудовых успехах молодого рыбацкого коллектива, ее сменного мастера Владимира Федорова и, конечно же, ее молодого наставника Владимира Пырылыги.

Н. КРУТИКОВА.

НА СНИМКЕ: Владимир Пырылыга.
Фото А. Дудченко.
ТОКАРНЫХ ДЕЛ МАСТЕР - 04 11 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Член ВЛКСМ Коля Шубин - один из тех, кого на судне называют «мастер - золотые руки». В течение рабочего дня он не теряет ни одной минуты впустую, а вечером внимательно готовится к следующему дню так, чтобы все было под рукой. Он один из самых трудолюбивых и добросовестных работников, отличный товарищ, всегда готовый прийти на помощь, если она потребуется.
А у токарного станка! Любо-дорого посмотреть, как виртуозно работает Николай. Задания он выполняет качественно со знанием дела, и работает, не считаясь с личным временем. Говорят, что у Николая прирожденный талант к токарному делу. Его, всегда подтянутого, опрятно одетого, можно часто увидеть за чтением технической литературы.
Николай в совершенстве владеет токарным делом, достойно несет трудовую вахту в честь 59-й годовщины Великого Октября, задает тон в социалистическом соревновании на БМРТ-605 «Мыс Челюскин».
С любовью к профессии - 04 11 1976
ЛЮДИ НАШЕГО ФЛОТА
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Галя Кукка, в прошлом деревенская девчонка, мечтала стать врачом. Нравилась ей эта профессия — заботиться о людях, избавлять их от различных недугов. Заканчивая среднюю школу, она так и заявила, — обязательно пойду в медицинский. Но случилось так, что вместо медицинского она поступила в техникум кооперативной торговли на отделение техника-технолога пищевых продуктов.
Позади годы напряженной учебы, волнения перед экзаменами, бессонные ночи. Успешно закончив техникум, Галину направили на суда рыбопромыслового флота. На БМРТ-605 «Мыс Челюскин» она работает шеф-поваром.
В рейсе скоро все члены экипажа убедились, что Галя Кукка мастер своего дела. На столе появились вкусно приготовленные бифштексы, блинчики, отбивные, запеканки, сырники, холодец, уха рыбацкая и т. д. и т. п. А какие пироги! Настоящее искусство — хорошо пропеченные, пышные и румяные, да еще с начинкой. Легкая у нее рука, — говорят моряки. Удаются ей и булочки, и печенья, и другая сдоба. А ко дню рождения по просьбе моряков испечет Галя такой торт, что и кондитер такого не сделает.
Решительно распрощалась Галя с давней девичьей мечтой и всецело отдалась профессии повара. Короче говоря — определилась. Нелегкая у нее профессия — всегда в пути, оторвана от дома. Но Галя не из тех, которые смотрят, где бы найти местечко потеплее.
Приветливая и внимательная, Галина Кукка заслуженно пользуется уважением экипажа, задает тон в социалистическом соревновании.
Любит Галина свою работу, отдает ей все умение. Недавно при подведении итогов социалистического соревнования в честь 59-й годовщины Великого Октября она была поощрена в приказе по судну.

В. ЖУКОВСКИЙ,
первый помощник капитана БМРТ-605 «Мыс Челюскин».
СЕПАРАТОРЩИК ПАУЛЬ ЯНЕСОО – 15 07 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Вся сознательная жизнь Пауля Янесоо связана с морем. С восемнадцати лет ходил матросом на торговых судах, а в 1958 году впервые пошел па промысел на среднем рыболовном траулере 4344. Добывали тогда прекрасную североатлантическую сельдь.
Довелось Паулю работать на опытном судне 4544, который первым осваивал траловый лов. Трал был пеньковый, а кухтыли стеклянные, выметывали его стрелой. Во время жестокого шторма молодой матрос получил перелом руки и девять месяцев находился на излечении. Потом Пауль пять рейсов ходил на плавбазе «Иоханнес Варес» в должности повара, вновь вернулся на СРТ. В прошлом году он освоил редкую на флоте профессию — сепараторщика.
Изготовление рыбьего жира — основное и главное его занятие. Продукт этот идет на технические цели, используется в медицине. Работа эта не из легких. Температура в помещении держится на уровне до сорока градусов — сто потоп сойдет за смену...
В первом рейсе на плавбазе «Рыбак Балтики» в этом году Пауль нес вахту вместе с машинистом рыбомучной установки Виктором Алексеевичем Брагиным и четвертым механиком Харальдом Августовичем Вярна. Всего сепараторщики судна в течение промысла изготовили около 100 тонн рыбьего жира, или 217 процентов к плану.

А. ДНЕПРОВ.
ЛЕГКИХ ДОРОГ НЕ ИСКАЛ – 03 02 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

МАТРОС первого класса Ярослав Добрянский пришел в объединение «Океан», как и многие его сверстники, после окончания Таллинской мореходной школы. Его рыбацкий стаж начался в марте прошлого года, когда вы. пускник ТМШ решил остаться на ТР «Ботнический залив», на котором раньше проходил практику. Два рейса на транспортном рефрижераторе оказались хорошей трудовой школой: у молодого парня выработались необходимые практические навыки, закрепились теоретические знания, полученные в мореходной школе.
И вот Добрянский приходит на плаврыбозавод «Рыбак Балтики». Недавно это судно вернулось из своего очередного рейса, который был для молодого моряка еще одной, можно сказать, проверкой на профессиональную пригодность. И он ее с честью выдержал. Ведь на этот раз работа значительно усложнилась. Если раньше он занимался лишь приемкой и сдачей груза, то теперь стал непосредственным участником на разделке рыбопродукции.
...Рыбный цех на таком большом судне, как «Рыбак Балтики». Как принимает он новичков? Очевидно, как и любой другой производственный участок — все зависит от деловых и трудовых качеств самого работника. Добрянский за рейс стал в рыбцехе своим человеком. Но это было уже потом, спустя какое-то время, на первых порах пришлось приложить много труда и энергии.
Сначала Ярославу поручили наклейку этике ток на короба. Работа показалась скучной, он чувствовал в себе силы выполнять что-то более сложное, ответственное. Так оказался на выбивке. Выбивать рыбу из противней — это вам не просто механическая работа, не требующая особой подготовки, здесь нужны определенные знания. И конечно, удовлетворения от такого труда получаешь больше. Потому что чувству ешь важность и необходимость того, что дела ешь.
В рейсе случилось так, что матрос, стоящий в рыбцехе на пульте, заболел. И старший рыбмастер Е. Ф. Бичиков направил Ярослава Добрянского на этот более сложный участок работы.
— Здесь нужен был добросовестный и трудолюбивый человек, — рассказывает Егор Федорович. — Ведь весь рыбный цех находится в зависимости от пульта, от его четкой, ритмичной работы. Вот мы и доверили пульт Добрянскому.
Выбор этот говорит сам за себя. Значит, верят в него на судне. Недаром комсомольцы второй производственной бригады избрали его групкомсоргом. Кроме того, работа в комсомоле для Добрянского — партийное поручение. Так кандидат в члены КПСС и готовится к вступлению в партию. А потому не только свою работу надо выполнять образцово, но и остальным членам бригады показывать пример. На него смотрела молодежь, к нему обращались за помощью, и каждому надо было уделить внимание. Да по-другому и нельзя. В бригаде больше двадцати человек, причем почти все вчерашние курсанты — выпускники Таллинской мореходной школы и Пярнуского учебно-курсового комбината. А в бригаде Бичикова так заведено, что новичкам всегда придут на помощь, подскажут. Но и работу требуют добротную, качественную.
Так трудились комсомольцы бригады вместе со своим комсоргом. А комсорг постепенно осваивал одну производственную операцию за другой.
О силе воли Добрянского говорит и то, что еще учась в мореходной школе, он сумел параллельно закончить одиннадцатый класс заочной средней школы моряков. Получился учебный курс сроком в шесть месяцев. Нагрузка была большая, но справился и с нею. А объясняет все просто: понимал, что маловато одних морских знаний, необходимы и общеобразовательные.

Н. КРУТИКОВА.
На снимке: матрос I класса Ярослав Добрянский.
Фото М. Никаноровой.
НЕ ДЕРЖИТ В СЕКРЕТЕ - 13 01 1976
Энделю Пяхну не пришлось гадать, какую дорогу избрать в жизни. Родился он на острове Сааремаа, откуда вышло немало мужественных моряков-рыбаков. И Эндель не стал исключением. Первое боевое крещение он получил 14 лет назад, когда в 1961 году впервые вышел на СРТ в Норвежское море. Именно на СРТ прошел он настоящую рыбацкую выучку.
Но на СРТ долго плавать не пришлось. В 1962 году его призвали в ряды Советской Армии. И после службы он не задумывался, куда идти работать: конечно же, снова на рыбацкий флот!
На многих судах приходилось ему работать. Как опытного матроса, его направили на супертраулер "Пейпси".
Большое умение требуется от матроса-лебедчика на промысловом судне, и не каждому эта профессия дается. Конечно, накопленный богатый опыт на других судах во многом ему помог. За эти годы многих он научил шкерить рыбу, сортировать по группам и сортам. Он настолько освоил рыбацкое дело, что любая работа ему по плечу. При швартовке к базе он становится на руль, если надо ремонтировать трал — он и за это дело берется и доводит до конца.
Свой опыт он не держит в секрете, с удовольствием передает другим. Много своего свободного времени, например, он провел с матросом Александром Ульченко, чтобы обучить его профессии лебедчика.
Он всегда придет на помощь товарищу. Впервые столкнулся со сложным боцманским хозяйством Ааре Локк. И здесь Эндель нашел время, чтобы помочь товарищу. Это уже в характере Энделя — помогать всем, кому трудно, не считаясь с личным временем. А отсюда и большое уважение товарищей по судну. Не случайно на «Пейпси» он в числе правофланговых пятилетки.

Н. ЕРМОЛАЕВ, первый помощник капитана.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

РТМС-7504 «ПЕЙПСИ». Видом полного трала наших читателей удивить трудно: подобные снимки публиковались неоднократно. Но этот трал не может не вызывать уважения: даже внушительная длина промысловой палубы «супера" оказалась для него недостаточной. Тонн семьдесят, а то и больше будет — определили специалисты отдела добычи.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НА СНИМКЕ - Эндель Пяхн за работой.

Фото В. Олонена.
ЛЮДИ НАШЕГО ФЛОТА
БОЦМАН ЭДУАРД ЛЯХ - 06 12 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Морская биография Эдуарда Ляха началась, когда ему было 22 года. Закончив службу в рядах Советской Армии, он в 1962 году поступил учиться в Пярнуский УКК. В море впервые вышел в должности матроса на одном из судов Пярнуского рыбоконсервного комбината.
Но Эдуарда все время манили дальние морские дороги. Вскоре мечта его осуществилась. На плавбазе «Урал» он совершил плавание в Норвежское море. И вот уже 13 лет он плавает на судах транспортного флота в различные районы Атлантики.
Ныне он — боцман. В этой должности он впервые вышел в море почти десять лет назад на танкере "Александр Лейнер». Три года назад Эдуард. Петрович сделал первый рейс на крупнотоннажном судне. Это был РТМС-7507 «Саадъярв». Образцовая работа Эдуарда Ляха в этом рейсе была высоко оценена руководством судна. Благодаря усилиям Э. Ляха на "Саадъярве» был наведен хороший порядок. Эдуард Петрович проявил себя и как активист-общественник. Потом он не раз избирался членом судового комитета, членом группы народного контроля. Ему вынесена не одна благодарность. В 1975 году присвоено почетное звание «Ветеран «Эстрыбпрома». Свой последний рейс Эдуард Петрович совершил на БМРТ-246 «Антс Лайкмаа». И здесь экипаж остался доволен его заботой по содержанию судна. Старший помощник капитана М. Абзалов так оценивает работу Эдуарда Ляха:
— Нам повезло, что в этом рейсе боцманом на судне был Эдуард Петрович, опытный, энергичный и трудолюбивый моряк. Он постоянно следил за тем, чтобы судно содержалось в образцовом состоянии. Когда Эдуард Петрович берется за дело, можно быть уверенным, что оно будет выполнено качественно и вовремя.

Е. БЕЛОГОЛОВЦЕВ.
Фото И. Шперова.
И РАБОТА, И ДОСУГ - 29 11 1977
Эта смена рыбоприемщиков ТР «Ботнический залив» — комсомольская. Возглавляет ее старший матрос, Владимир Свистунович. Славно потрудились комсомольцы в последнем рейсе. Как и подобает молодым, сильным, энергичным. Тем более, это был предъюбилейный рейс.
Назовем одного труженика комсомольской смены рыбоприемщиков — Владимира Шульгова. Его выделил первый помощник капитана Альфред Антонович Каллип.
— Его портрет помещен на судовой Доске почета. Отличный рыбак и моряк, — говорит А. Каллип.
Хорошая сценка. Ее вполне заслуживает В. Шульгов. Кстати сказать, оценка первого помощника подкрепляется характеристиками с других судов, на которых плавал старший матрос лебедчик Шульгов. В частности, благодарностями. Портрет его был и на судовой Доске почета БМРТ-333 «Юхан Сютисте».
Второе место в соревновании по итогам рейса завоевала комсомольская смена, в которой трудится Владимир Шульгов. План приема рыбопродукции ею выполнен на 181 процент.
Как комсомольский активист, Владимир Шульгов в рейсе, помимо своих прямых обязанностей, выполнял и другие — культурника. В его ведении — судовая библиотека, демонстрация кинофильмов. А это так необходимо вдали от дома, от родной гавани.
Очень довольны моряки своим культурником!
И снова ушел в рейс ТР «Ботнический залив». И опять отправился на нем в океан комсомолец В. Шульгов...

И. ШУРОВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НА СНИМКЕ: В. ШУЛЬГОВ.
Фото И. Шперова.