0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти капитанов и судов (870)
Памяти РТМС-7510 «Мустъярв» и его экипажей. «ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ!» - 12 02 1976
МИНУТНАЯ стрелка судовых электрочасов, ритмично прыгая, движется вперед: 11 часов 15 минут. В гулкую тишину судовых коридоров вливаются привычные звуки: металлические щелчки каютных дверей, сонное пофыркивание кранов каютных умывальников — проснулась и готовится на вахту очередная смена. И вдруг... Все заглушая и будоража, надрывисто звонко бьют тревогу колокола громкого боя: длинный, длинный! И не успели они вторично выдать такую же серию тревожных сигналов, как на все лады загрохотали балясины — ступени судовых трапов: команда спасателей спешит занять в шлюпке свои места. И как бы подгоняя ее, в десятках динамиков вибрирует звонкий голос Лео Палумяэ, старшего помощника капитана:
— Человек за бортом! Команде спасательной шлюпки занять свои места! Шлюпку номер один - к спуску!
Щелкает секундомер, Лео Мяртович быстро делает пометки в записной книжке, наблюдая за действиями вахтенного помощника капитана. Один за другим мелькают красные «воротнички» — спасательные жилеты команды, занимающей места в шлюпке правого борта.
— Команда — в шлюпку!
— Шлюпка к спуску готова! — докладывают командир спасательной шлюпки второй помощник капитана Сергей Коновалов и боцман Владислав Ордэн. Старший помощник отмечает время готовности шлюпки и командует:
— Спустить шлюпку! Скрипнул тормоз лебедки и шлюпка плавно пошла вниз. Еще днище не коснулось океанской волны, а мотор уже заработал. Секунда — отданы тали. Шлюпка полным ходом устремилась к «человеку, упавшему за борт" — спасательному кругу, ярким красным пятном выделяющемуся на лазури океана. Сигнальщики-наблюдатели матросы первого класса Лев Иваницкий и Виктор Ткачук неотрывно ведут наблюдение за «человеком», показывая направление флажками. Проходит три минуты — и "человек» поднят в шлюпку, а еще через несколько минут доставлен на борт судна.
ЛЕО ПАЛУМЯЭ, как и подобает старшему помощнику напитана, большое внимание уделяет подготовке экипажа по использованию спасательных средств и по борьбе за живучесть судна. Есть у Лео Мяртовича при этом свои принципы — правила, которыми он руководствуется.
— Во-первых, — и он загибает палец на левой руке, — океан любит только умелых. Каждый из нас в отдельности и все мы вместе не застрахованы от случайностей, которые нам может преподнести океан. Поэтому четкое, быстрое выполнение маневра «человек за бортом» и умелые действия всего коллектива при борьбе за живучесть судна — первейшая обязанность любого экипажа.
— Во-вторых, умение само не приходит. Оно достигается в результате занятий, тренировок и учений.
— В-третьих, научи, а потом требуй, Прежде, чем проводить тренировку или учение, надо убедиться, что каждому их участнику понятны не только те или иные действия, но и конечные результаты, на достижение которых они направлены. Не ясно — разъясни, не умеют — научи.
— В-четвертых, — не количество, а качество. Лучше провести два учения, чем десять, но обстоятельно, шлифуя каждое действие, добиваясь уверенности и четкости. И обязательно закончить любую тренировку, любое учение тщательным разбором с участниками их действий. Это, и только это поможет избежать повторения одних и тех же ошибок
ЛЕО ПАЛУМЯЭ одиннадцать лет назад окончил Таллинское мореходное училище рыбной промышленности. С тех пор не расстается с морем.
Вам приходилось ли
когда-нибудь
Оставить землю за кормою
И по морям, в далекий путь
Уйти с рыбацкою
братвою?
С таким вопросом к Лео Палумяэ можно не обращаться. Если сложить вместе все пройденные по морям-океанам мили и опоясать ими земной шар по экватору, то не один получится виток. Не просто прошел эти тысячи миль Лео Палумяэ. Он постоянно учился нелегкому рыбацкому делу, учился побеждать стихию, когда она играет маленьким суденышком, как щепкой. Учился у старших товарищей — капитанов, учил и сам младших, когда стал капитаном среднего рыболовного траулера. Учится и теперь, став старшим помощником капитана супертраулера «Мустъярв». Учится ведению промысла донным и пелагическим тралами, управлению судком в различных условиях. Учится теории марксизма-ленинизма в заочном университете. Приобретенные опыт и знания передает подчиненным на тренировках, учениях, занятиях, во время бесед. Он — пропагандист школы экономических знаний, лектор. По тому, как обстоятельно и детально ведет он разбор тренировки или рассказывает о становлении молодой республики в Азии, гостем которой ему посчастливилось быть, чувствуется увлеченность своей профессией, понимание полной меры ответственности руководителя и воспитателя.

Н. ШУМИЛИН,
первый помощник капитана РТМС-7510 «Мустъярв».

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

По учебной тревоге «человек за бортом!» шлюпка спущена на воду и направляется к «тонущему человеку».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

«Судно терпит бедствие». По команде экипаж должен быстро занять места в шлюпках. Именно такой момент в запечатлен на снимке.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Аварийная партия второго помощника капитана Сергея Коновалова (первый справа) готова к заделке «пробоины».
Фото В. ОЛОНЕНА, матроса первого класса.
ДЕЛА И ЛЮДИ «БРИЗА» - 27 01 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Восемь лет транспортный рефрижератор "Бриз" носит почетное звание экипажа коммунистического труда. Из года в год перекрывая рейсовые задания, "Бриз» выполнил девятую пятилетку фактически за четыре года. План 1975 года был взят к 20 декабря. В порты доставлено сверх плана свыше двух тысяч тонн рыбопродукции. Ниже рассказывается о делах и людях этого судна. о том, как встречает экипаж «Бриз» XXV съезд КПСС.

НАШ КАПИТАН
ЧАСТО говорят — все зависит от капитана. Это и так, и не совсем так. Успех рейса в огромной степени зависит от подготовленности и сплоченности экипажа, от технического состояния судна, от промысловой обстановки. А традиционное рыбацкое счастье, удача?.. И все же капитан есть капитан.
С капитаном-директором Карлом Карловичем Романом мы вплотную познакомились в предсъездовском рейсе. Еще до выхода «Бриза» в рейс высокую фигуру капитана можно было видеть в отделе кадров, в планово-экономическом отделе, у главного инженера, в службе мореплавания. Он все старался лично уточнить, проверить, предусмотреть. Кем и как укомплектован экипаж, нет ли задержек с продовольствием, тарой, топливом, в порядке ли двигатели и штурманская аппаратура... И нельзя ведь ни в коем случае сказать, что Карл Карлович по натуре человек недоверчивый — просто беспокойный н пунктуальный.
И вот предсъездовский рейс завершен. Задание выполнено на 114 процентов, никаких аварий, поломок и, тем более, чрезвычайных происшествий... "Дело случая, — скажут некоторые. — Повезло». Ну а если «везет» пять, десять, пятнадцать, двадцать лет подряд? Тут уж о случайности не может быть и речи.
За 27 лет своей морской службы Карл Карлович прошел путь от матроса до капитана-директора. И где бы он ни плавал, какую бы должность ни занимал — всегда относился к порученному делу с обостренным чувством личной ответственности, стремился сделать все возможное для выполнения плановых заданий.
Море есть море. В старину говорили: кто на море не бывал, тот горя не видел. Одна швартовка в штормовую погоду чего стоит! Но еще никто из подчиненных не видел на лице у Карла Карловича даже тени смятения и неуверенности в подобных случаях и ситуациях.
Прошлой зимой в Бискае «Бриз» попал в сильнейший шторм. Крутые волны гуляли по палубе, валили судно па борт, сбивали с курса. Четыре часа бушевала разъяренная стихия, и все эти четыре часа капитан не покидал рулевую рубку. Его распоряжения были быстрыми, четкими, точными и обдуманными. Невозмутимость, выдержка и воля капитана передавались всему экипажу.
И так всегда: в самые трудные и ответственные моменты — в шторм ли, туман, в опасных узкостях, проливах капитан всегда на месте, па боевом посту. И люди чувствуют себя с ним уверенно и спокойно. В том, что на «Бризе» сложился крепкий и работоспособный коллектив, особая заслуга Карла Карловича.

ВОЛЬДЕМАРОВИЧ
ТАК запросто и тепло называют у нас Энна Вольдемаровича Веедлера, второго помощника капитана.
Нелегко работать одновременно и штурманом, и технологом, но Вольдемарович успешно справляется с этими обязанностям... «Вездесущий" - говорят о нем на судне.
Началась приемка груза. Вольдемарович в центре событий - производственных работ. Ничто не ускользнет от его взгляда. На верхней палубе лебедчик сильно дергает, бьет стропы, в трюме некоторые матросы забыли надеть каски. Поглядел за борт - сразу заметил, что плохо смайнали кранцы, пошел на корму — видит: швартовые концы ослабли...
Работая на швартовках, на каких только языках не приходится объясняться! И здесь преуспел Вольдемарович: как говорится, без отрыва от производства освоил английский,
немного немецкий, французский, и теперь он может объясняться с «фирмачами» почти любой африканской страны.
В минувшем рейсе «Бриз» доставлял рыбопродукцию в ин-порты Бата (Экваториальная Гвинея), Котону (Дагомея), Дуала (Камерун), Ломе (Того), Абиджан. И всюду выгрузка проходила организованно и без каких-либо претензий на качество нашей продукции. Сэкономлено 11 суток промыслового времени.
В каждом порту у моряков «Бриза» теперь найдется немало хороших друзей. «Так и должно быть, — говорит Вольдемарович, — на то мы и советские!»


«БРИЗ» НЕ ОТСТАЕТ ОТ «АРГУНИ»...
КАЛИНИНГРАДСКИЙ РТМ «Аргунь» хорошо знают в «Запрыбе». «Аргунь» — зачинатель многих патриотических починов и движений. Экипаж этого судна первым досрочно выполнил девятую пятилетку. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев направил экипажу «Аргуни» личное поздравление и благодарность за отличную работу...
В открытом океане, на промысле стоят борт к борту «Бриз» и «Аргунь». Идет упорное напряженное соревнование — кто кого? Две минуты — тонна, две минуты — тонна. Матросы с «Аргуни» пытаются завалить коробами соперников, но «бризовцы» не поддаются. Ни минуты простоя, ни малейшей задержки по вине «Бриза». Только закончила, работу смена старшего матроса Сергея Дуплия, как на работу заступила смена старшего матроса Александра Изотова, Та же точность, те же темпы. Работают по-ударному и с азартом. Дважды в рейсе встречались в трудовом поединке «Бриз» с «Аргуныо», и оба раза не было ни победителей, ни побежденных. Был общий успех в перегрузке рыбопродукции.
Вот и на этот раз «Бриз» и «Аргунь» разошлись, дав прощальные три гудка. А спустя день моряки «Бриза» получили радиограмму.
«Экипаж РТМ «Аргунь» выражает сердечную благодарность экипажу ТР «Бриз» за четкую слаженную работу по выгрузке рыбопродукции. За 18 часов выгружена 541 тонна рыбопродукции и принята тара. В момент выгрузки достигнута наивысшая производительность труда — за 4 часа с одной точки принято 143 тонны. Желаем экипажу «Бриза» дальнейших успехов в работе по достойной встрече XXV съезда КПСС».

КОММУНИСТЫ ВПЕРЕДИ
В СОСТАВЕ экипажа «Бриза» — 30 процентов коммунистов и 50 процентов комсомольцев. Умело опираясь на партийно-комсомольский актив, капитан-директор, администрация судна имеют надежную опору в решении всех задач.
Коммунист В. Лембер, старший помощник, возглавляет группу экономической учебы, коммунист Г. Изотов — заместитель секретаря партийной организации, С. Кондратенко — заместитель председателя судового комитета профсоюза, коммунист Р. Богдашкин — секретарь комсомольской организации. Коммунисты возглавляют общественные организации, являются организаторами спортивных и культурно-массовых мероприятий.
Члены КПСС В. Черноморец и Н. Цвилых зарекомендовали себя в рейсе как активные пропагандисты. Они провели ряд интересных бесед об успешном выполнении решений XXIV съезда КПСС, о величественных планах новой пятилетки. Деятельность коммунистов умело направляет ветеран ЭРПО «Океан», опытный моряк и уважаемый на судне человек Анатолий Васильевич Зотов.

ОБСУЖДАЯ ПРОЕКТ ЦК КПСС
ГЛУБОКО изучив Постановление ЦК КПСС об основных направлениях в развитии народного хозяйства СССР на 1976—1980 гг., экипаж ТР «Бриз» принял на первый год десятой пятилетки повышенные социалистические обязательства:
— подтвердить высокое звание «Экипаж коммунистического труда»;
— выполнить государственный план 1976 года к 20 декабря;
— доставить в порты сверх плана 1000 тонн рыбопродукции;
— дать сверхплановой прибыли 100 тысяч рублей;
— сэкономить 15 суток промыслового времени;
— сэкономить ГСМ на сумму 3 тысячи рублей;
— внести и внедрить 8 рационализаторских предложений;
— не иметь аварий и чрезвычайных происшествий;
— подготовить двух боцманов, четырех лебедчиков, десять матросов I класса и 6 мотористов 1 класса;
— выполнять суточную норму приема рыбопродукции на промысле на 130—140 процентов;
— принять вызов на социалистическое соревнование экипажа ТР «Шторм».

В. ВАСИЛЬЕВ,
первый помощник капитана ТР «Бриз».

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

«Бриз» в порту Абиджан.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На борту «Бриза» — африканские друзья. Матрос Николай Кучин вручает портовым рабочим Дагомеи сувенирные значки с силуэтом Владимира Ильича Ленина...
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Последний короб.
Памяти СРТ-4557 и его экипажей. НА ВАХТЕ УДАРНОЙ – 24 01 1976
НЕОБЫЧНЫМ был этот рейс для экипажа СРТ-4557. Начинался он в начале октября, когда борьба за девятую пятилетку приобрела особый накал. Заканчивался — в первом месяце пятилетки десятой. Таким образом, рыбакам траулера довелось работать на стыке двух пятилеток.
— Иначе говоря, Владимир Николаевич, вам предстояло решить в этом рейсе триединую задачу: выполнить задания девятой пятилетки и годового плана и открыть счет пятилетки десятой, — обратился к капитану СРТ-4557 В. Н. Ступину наш корреспондент. — Давайте поэтому начнем... с конца рейса — с его итогов.
— Что ж, здесь тот случай, когда возражать не приходится. Встречали нас с музыкой — «привезли» полтора плана. Перед началом этого рейса мы брали обязательство выполнить план на 101 процент. Фактически же рейсовое задание выполнено на 152 процента, пятилетка — на 105,8 и годовой план — на 110,3 процента.
— Судя по итогам рейса, ваши люди не щадили себя на промысле, не обольщались тем, что и рейсовое задание, и обязательства выполнены...
— Это верно подмечено — не щадили. За 20 дней октября мы выловили 164 тонны рыбы, и это был для нас солидный рывок к цели, говоря спортивным языком. Пожалуй, то был самый везучий период рейса — мы не рассчитывали на такое количество рабочего промыслового времени. Но на том везение и кончилось: в ноябре выдалось только 10 рабочих суток — замучили штормы. Люди ходили злые от затянувшегося без всякой меры отдыха, будь он неладен. Но уж если благоприятствовала погода, на работу буквально набрасывались. Трудились так, что за те самые 10 дней подняли на борт столько рыбы, что по итогам ноября наш СРТ занял первое место по флотилии. В декабре выловили 143 тонны — третье место среди промысловых судов. То есть из «призовой тройки» мы не выходили в последнем, самом главном, я бы оказал, квартале завершающего года девятой пятилетки. В этом, замечу, не только заслуга экипажа СРТ. Пользуясь случаем, хочу через газету еще раз поблагодарить и отметить отличную работу моряков «Буревестника» под командованием Владимира Кузьмича Жукова. Вот уж с кем мы не знали забот со сдачей рыбопродукции! На чужие - то базы пробиться, да еще в конце года, — представляете, что за морока?
— Еще бы не представить, коль отовсюду тогда поступали тревожные радиограммы и претензии к транспортным судам... Но кого бы вы хотели отметить из своего экипажа — особо, поскольку, очевидно, все моряки поработали на славу?
— Начинать, конечно, следует со «старичков», большинству из которых, собственно, еле перевалило за тридцать... Понятно, я говорю о тех, кто уже не первый год плавает на нашем СРТ. Прежде всего, это наш старпом — Виктор Павлович Петров, отменный моряк и промысловик с огромным опытом, и рыбмастер Николай Филиппов — я его знаю с 1963 года, когда он был еще юнгой, и старший механик Николай Дмитриевич Федоров, наш председатель судового комитета, коммунист, прекрасный, безотказный специалист и общественник; старший мастер добычи Тойво Никкарев, который вместе с мастером Валерием Шумаевым отлично организовал работу матросов-добытчиков... Но я все равно ведь не смогу назвать здесь всех, кому обязан наш траулер своими трудовыми традициями, кто из рейса в рейс подтверждает и укрепляет их новыми делами, и кто воспитывает в соответствующем духе новичков. Таких людей принято называть наставниками молодежи — очень правильное название.
Вот я упомянул здесь Тойво Никкарева и Валерия Шумаева. В этом рейсе они руководили сменами, которые полностью были укомплектованы новичками — назову здесь матросов Александра Воловченко, Владимира Мармылева, Николая Згоняйко — нашего комсорга, Анатолия Кирдоду, старшего матроса Михаила Вопняра — коммуниста, председателя группы народного контроля. (Давайте отметим работу народных контролеров. В состав группы входили также помощник мастера обработки Константин Кипри и моторист Иван Решетнев. Они немало сделали для того, чтобы вся рыба была сдана первым сор том, а также для экономии промвооружения — которая составила одну тысячу рублей, и ГСМ).
Эти ребята — выпускники мореходки и Пярнуского УКК знающие, грамотные специалисты, но, полагаю, они могут сказать самые добрые слова о наших мастерах-добытчиках, под чьим руководством прошли настоящую школу рыбацкого мастерства. Это и организаторы работы на палубе, толковые специалисты, и наставники-воспитатели. Особой заслугой наших мастеров добычи считаю то, что палубная команда в полном составе изъявила желание пойти на СРТ в очередной рейс.
То же следует сказать и о моряках машинной команды, где большинство механиков и мотористов ходили с нами в первый рейс. Здесь функции наставников взяли на себя «дед» — Виктор Павлович Петров, моряк с 20-летним стажем, второй механик Николай Токмаков, начинавший здесь еще матросом, и моторист Иван Решетнев — кандидат партии, пришедший к нам с СРЗ, где работал слесарем по ремонту дизелей, — стало быть, моторист он такой, которого рад заполучить к себе любой стармех и капитан...
И вот что особенно важно: эти люди не просто изъявили желание пойти в очередной рейс на СРТ, но уже делают все, чтобы он стал таким же успешным, как и только что закончившийся. Один пример. Возвращаясь с промысла, моряки стали готовить судно к ремонту, уже проделали значительный объем разнообразных работ в машине — под руководством второго механика Н. Токмакова, и на верхней палубе — здесь отличился боцман Александр Степанович Кошелев. Собственно, нам осталось лишь покрасить корпус снаружи, это наиболее трудоемкая работа. Дабы сократить время стоянки на СРЗ, с первого же дня перейдем на метод саморемонта. Словом, люди делают все, чтобы к путине судно находилось в районе промысла. Таким образом, ударная вахта в честь XVII съезда Компартии Эстонии и приближающегося XXV съезда КПСС, на которую заступил экипаж СРТ-4557, продолжается. И я как капитан могу заверить читателей, что личный состав траулера, коммунисты и комсомольцы судна встретят партийный съезд достойными трудовыми делами и подарками.

Л. ФИРСОВ.
Памяти БМРТ-489 «Юхан Лийв» и его экипажей. КАК СБЕРЕЧЬ ПРОМЫСЛОВОЕ ВРЕМЯ? – 22 01 1976
РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ РЕЙСА

БМРТ «Юхан Лийв» прибыл из очередного рейса. Наше судно имеет хорошие трудовые традиции: «Юхан Лийв» одним из первых судов в ЭРПО «Океан» выполнил пятилетний план, и минувший рейс экипаж работал в счет новой, десятой пятилетки. Что сказать об итогах рейса? План по выпуску пищевой продукции выполнен на 108, по вылову — на 112 процентов. Несмотря на трудную, или, лучше сказать, — прямо-таки плохую промысловую обстановку. Не баловала нас и погода: частые штормы заставляли то и дело прекращать промысел, что, несомненно, сказалось на результатах рейса, которые, конечно, могли быть лучше.
И все-таки рейсовое задание выполнено по основным показателям. В этом немалая заслуга и добытчиков во главе со старшим мастером Владимиром Васильевым. Успешно поработали обе бригады. За хорошую работу многим добытчикам приказом по судну объявлены благодарности, некоторые поощрены денежной премией. Особо отличившиеся — мастер добычи Петр Михайлович Панферов, старший матрос Ильмар Карьямаа, матрос первого класса Николай Волков — занесены на судовую Доску почета.
Хорошо работали добытчики и в рыбцехе. Здесь отличились матросы Иван Кобзев, Владимир Гайдук, Анатолий Мартыновец. В том, что за рейс вы пущено 8348 центнеров разделанной рыбопродукции, есть немалая заслуга и добытчиков.
Но основная работа для добытчиков была, конечно, на промысловой палубе. Не все сначала протекало гладко, но ведь мастерство приходит только во время работы. К тому же, опытные матросы постоянно помогали новичкам, и те старались не отставать.
Трудно было во время рейса, но многих трудностей можно было избежать. Ведь как комплектуются бригады добытчиков? Из отдела кадров старший мастер добычи приносит список добытчиков, по количеству людей в нем легко определить, в какой район идет судно: если список большой, значит в теплые края, маленький - в высокие широты...
Нам предстояло работать в СЗА, и на собрании, где проводилось распределение матросов по рабочим местам, выяснилось, что некоторые матросы, занесенные в этот список, не могут работать на палубе — у кого-то пропало желание, кому-то не позволяет здоровье. Вероятно, если бы рейс был в Центрально-Восточную Атлантику, этого не случилось. Конечно, работать в относительно теплом рыбцехе гораздо удобнее, чем в холодную погоду — на палубе в ватном и рыбацком костюмах, да еще с мокрыми рукавицами на руках...
Пришлось для работы на палубе зачислить в бригады новичков, которые изъявили такое желание. На этот раз на палубе работали четыре матроса, которые ходили раньше добытчиками, да и то из них два старших матроса, которые управляют траловой лебедкой, то есть во время траления не участвуют в работах на промысловой палубе. Операции которые добытчики выполняют во время постановки и выборки трала, проделываются за рейс многократно. Так что и палубная команда за короткий промежуток времени обучается выполнять их быстро и с соблюденном правил техники безопасности.
Но во время рейса приходится много заниматься ремонтом орудий лова и уходом за ними. Понятно, что экономия промвооружения, полученная в этом рейсе, не пришла сама собой. Вместе с тем отдельные работы выполняются за рейс очень редко. Например, в этом рейсе мы почти не ловили рыбу пелагическим тралом, но если бы понадобилось, то большинство добытчиков пришлось бы обучать, начиная, как говорится, с азов. Иное дело, если бы на палубе работали опытные матросы-добытчики, но такое случается редко.
Матрос приходит на судно с направлением, в котором указывается его классность. Некоторым пишут карандашом «добытчик», хотя такой должности в судовой роли нет. Отдел кадров в этом винить нельзя, поскольку комплекта-торы направляют на суда матросов, а на каком конкретно рабочем месте они будут работать, зависит от администрации судна.
Видимо, настало время довольно расплывчатую квалификацию «матрос» разбить хотя бы на несколько конкретных квалификаций. Какие именно, это уже требует особого рассмотрения. Специализация выгодна всегда. Общеизвестно, что работа рулевого имеет мало общего с работой трюмного, а добытчика — с работой упаковщика, тем не менее, все они числятся матросами первого класса. Сколько потерь во времени, да и в качестве рыбопродукции можно было бы избежать, если бы произошла дифференциация квалификации «матрос». Конечно, на судах стараются тех, кто раньше работал на данном рабочем месте, на то же место и ставить, но слишком часто случается, когда несколько матросов раньше работали на одинаковых рабочих местах, вот и приходится им переучиваться. Отсюда и потери времени, недовыпуск продукции, что отражается и на заработке экипажа, а следовательно, и на заработке самих матросов.
Администрация судов много заботится о взаимосвязи между добытчиками и обработчиками, но почему-то эта связь понимается однобоко — как добытчики помогают рыбцеху в разделке рыбы и изготовлении филе. Разумеется, в случае необходимости обработчики помогают добытчикам, и рыбмастер выделяет требуемое количество матросов. Но кто приходит на помощь старшему мастеру добычи? В основном те, кто незнаком с работами на палубе. А если, к тому же, среди матросов много новичков, то сколько теряется времени, и часто тогда, когда оно очень дорого! Вот и получается, что помощь вроде бы пришла, но толк от нее мизерный. Необходимо, чтобы рыбмастера выделяли в помощь добытчикам одних и тех же матросов, которые в следующих рейсах могли бы работать добытчиками, уже имея некоторый опыт работы на палубе.
И еще. На судах типа БМРТ при существующей системе освещения весьма затруднена работа в ночное время. При постановке и выборке трала, а особенно при ремонте, это также приводит к потерям драгоценного времени. Необходимо заменить существующие прожектора с лампами накаливания на более экономичные светильники люминесцентного освещения. Кроме того, их необходимо так разместить на палубе, чтобы в ночное время, не был затруднен ремонт мелкоячейной дели, да и рабочие места имели ровное освещение.

В. ЗАТВОРНИЦКИЙ.
мастер добычи БМРТ-489 «Юхан Лийв».

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Матрос первого класса коммунист Виктор Белый за свой образцовый труд и большую общественную работу удостоен звания «Ударник коммунистического труда» .
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На судовой Доске почета можно увидеть и портрет третьего механика, передового моряка Геннадия Кривчикова.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Остался доволен экипаж работой повара Олега Ставрова и камбузницы Веры Манжула.

Фото М. НИКОНОРОВОЙ.
Памяти ТР «Бора» и его экипажей. ГЛАВНЫЙ РЕЗЕРВ – 20 01 1976
5 ноября 1975 года стенгазета "Океан" транспортного рефрижератора "Бора" сообщал: "Сдан первый инпоставочный груз 2434 тонны мороженой рыбы.
Претензий со стороны фирм нет. Сделан первый шаг к цели… Да, мы потеряли много времени в порту Лагос, и если с набором второго груза начнутся неурядицы, мы не уложимся в сроки рейсового задания. Но - не падать духом! Наш главный резерв - досрочная загрузка ТР".
Это - передовой «Первый шаг к цели». Заключительная же заметка, опубликованная в том же номере стенгазеты, называлась «В последний час». В ней писалось: «4 ноября состоялось собрание матросов, где была поставлена задача — за три дня принять свыше 1 тыс. 200 тонн рыбопродукции. И хотя ранее мы обязались довести приемку груза до 300 тонн, но иначе не наверстать потерянного в Лагосе времени. Матросы, мотористы уже в первые четыре часа работы (смена Владимира Николаевича Молчакова) выгрузили с БМРТ-239 более 125 тонн рыбопродукции. Поставленная задача — принимать за сутки не менее 400 тонн — перекрыта: принято свыше 500 тонн. Поздравляя победителей, мы призываем: равнение — на лучших!»
Надо ли говорить, что имел в виду автор передовицы первый помощник капитана Николай Михайлович Шпинев, говоря о «глазном резерве»? Конечно же, это личный состав ТР «Бора», посвятивший свой последний, в завершающем году девятой пятилетки рейс приближающемуся ХХV съезду КПСС. Пояснить только то надо, что «потерянное в Лагосе время» — 15-суточный простой судна — потеряно было по вине руководства промрайона, но не личного состава «Боры». И тем не менее... Тем не менее, рейсовое задание экипажем было выполнено на 154 процента. Годовой план — на 103,4 процента. Сверх задания перевезено 1424 тонны рыбопродукции, сверхплановая прибыль составила 150 тысяч рублей (ровно в 10 раз больше, чем предусматривалось социалистическими обязательствами, принятыми в начале рейса — 30 августа, спустя пять суток после выхода из Таллина). Этими же обязательствами предусматривалось: довести среднесуточную загрузку судна до 300 тонн (напомним: плановая загрузка — 165 тонн на экспорт и 220 — «домой»). Фактически же, как сказано, загрузка в отдельные дни доходила до 500 и более тонн. Разве только у дилетанта не сведущего в специфике работы транспортного рефрижератора, может возникнуть подозрение: не заведомо ли занижены были обязательства, принятые в начале рейса? Вон, какая разница - не доказательства тому?
Не доказательство. Ибо: а) заканчивался последний год пятилетки девятой; б) моряки заступили на ударную трудовую вахту в честь XXV съезда КПСС; в) в том ли дело, что не личный состав "Боры", а кто-то повинен был в непредвиденном простое судна в импорту — страдало ведь общее дело.
Вот те факторы — главным образом и прежде всего морального порядка — которые позволили экипажу ТР «Бора» значительно перевыполнить и без того напряженные социалистические обязательства, принятые в начале этого ответственного рейса. И — конечный показатель, КПД политико-воспитательной, партийно-политической работы с личным составом, целью которой была «мобилизация экипажа на успешное выполнение рейсового задания и достойную встречу XXV съезда партии».
С такой повесткой проходило первое в рейсе открытое партийное собрание, с докладом на котором выступал капитан-директор «Боры» Вячеслав Викторович Богданов. И хотя невозможно было, разумеется, предвидеть все трудности и неожиданности предстоящего рейса (мы упомянули лишь одну из них — связанную с простоем в Лагосе), но уже тогда прозвучала на партийном собрании твердая уверенность в его успешном завершении. «Залог тому, — говорил капитан-директор, — крепкое ядро экипажа во главе с коммунистами: 18 членов партии, 31 комсомолец; 32 человека являются ударниками коммунистического труда, 13 - ветеранами ЭРПО «Океан».
Рамки газетной корреспонденции не позволяют подробно рассказать о той многогранной работе, которую проводили эти люди в течение минувшего рейса. О которой, к примеру, отчитывались перед коммунистами судна матрос Анатолий Заец (о прохождении им кандидатского партстажа), Федосий Савин и третий помощник Лехо Някс, редактор упомянутой выше стенгазеты «Океан» (о работе в общественных организациях). И старший моторист Петр Юркевич, председатель группы народного контроля, заместитель секретаря партбюро... Особого упоминания заслуживает работа пропагандистов судна — капитана-директора В. В. Богданова, старшего механика Владимира Кузьмина (парторг), второго механика Владимира Глушко, рефмеханика Евгения Попова, моториста Виктора Попова. Это их силами, в частности, был проведен цикл бесед «От съезда к съезду» — своего рода идеологическая основа социалистического соревнования развернутого в экипаже в честь XXV съезда КПСС. Соревнования, организацией и проведением которого повседневно занимался судовой комитет во главе с коммунистом Иваном Александровичем Осиповым — старшим мотористом.
«...Провести силами машинной команды профилактический ремонт четырех вспомогательных двигателей" — было записано в социалистических обязательствах экипажа, принятых на период рейса. Как явствует из заметки второго механика Владимира Глушко, помещенной в стенгазете «Океан», это обязательство было успешно выполнено уже во время второй поставки груза рыбопродукции в порт Абиджан. «Особо хочется отметить при этом коммуниста старшего моториста И. А. Осипова... Не подкачала и молодежь — комсомольцы Юрий Плюснин, Виктор Попов, Владимир Рыбка и Владимир Озеров. Отрадно отметить, что свою основную работу они успешно дополняли ударной работой на подвахтах — палубная команда довольна ими».
И не только палубная команда... Вообще следует добрым словом охарактеризовать работу комсомолии судна, возглавлял которую четвертый механик Леонид Водопьянов, энтузиаст подвахт, боевой вожак молодежи и отменный моряк — недавний подводник, как уважительно отзываются о нем на «Боре». Из рейсового донесения: «Комсомольцы являлись инициаторами всех добрых дел, застрельщиками соревнования за достойную встречу XXV съезда партии... провели комсомольско-молодежный субботник в честь Дня рождения ВЛКСМ, заработанные средства перечислены в фонд строительства БАМа. Явились инициаторами встреч с иностранными моряками и показали себя как настоящие интернационалисты».
О последнем следует сказать особо. В порту Матади, республика Заир, комсомольцы «Боры» совместно с моряками шведского судна «Индиана» создали футбольную команду и провели товарищеский матч с местной молодежной командой. После матча советские и шведские моряки побывали в гостях друг у друга. Состоялся совместный просмотр кинофильма «Чужой среди своих, свой среди чужих» и большой разговор о Совещаниях в Хельсинки.
Порт Абиджан: дружественные, братские встречи с рыбаками румынского БМРТ, футбольный матч совместной команды «СССР — Румыния» с местной молодежной командой.
Порт Санта-Крус дружеский визит к морякам испанского судна «Плайя Бланка», которые встретили представителей «Боры» знаменитой «Катюшей» и песнями итальянских партизан.
Порт Котону, Народная Республика Бенин, бывшая Дагомея: в гостях у рыбаков «Боры» побывали моряки греческого танкера («Покажите нам фильм про вашу войну с фашистами...» — Демонстрировался кинофильм «Битва за Берлин», то и дело сопровождавшийся аплодисментами греческих моряков).
Первый помощник капитана ТР «Бора" Н. М. Шпинев: — Могу сказать только одно - комсомольцы, молодежь судна показали себя во время этих встреч с самой лучшей стороны, как и подобает советским морякам.

Л. ФИРСОВ.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


На этом снимке вы видите старшего моториста ТР «Бора» Ивана Александровича Осипова, прекрасного мастера своего дела, активного общественника. Иван Александрович уже не раз избирался председателем судкома. Он много сил и энергии отдает организации социалистического соревнования.

Фото Н. ЗАГАРИЙ.
МЫ — С «МУСТЪЯРВА» - 17 01 1976
АВТОРЫ - ПЕРВЫЙ ПОМОЩНИК КАПИТАНА Н. ШУМИЛИН И МАТРОС В. ОЛОНЕН
Кто из капитанов судов не мечтает выйти в рейс, имея уже сплоченный экипаж? Кто не ставит перед собой задачи добиться наивысшей слаженности команды? Ведь слаженность — это четкость в действиях и чувство локтя, взаимопонимание и единое стремление к достижению наилучших результатов. Слаженный экипаж — это дружный экипаж, а значит — работоспособным. Море покоряется не только сильным, но и дружным. Море, океан являются тем оселком, на котором эта дружба проверяется.

В ТРЕТИЙ рейс выходит на промысел на РТМС-7510 "Мустъярв» капитан-директор
Виктор Степанович СЕРИКОВ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Рабочий день капитана-директора на промысле плотно, как блокформа рыбой, заполнен заботами. Нужно принять участие в утреннем и вечернем советах капитанов промыслового флота, в двух советах капитанов Эстонского отряда, прослушать все советы отрядов и флотилии других бассейнов. И не просто «принять участие», но и проанализировать промысловую обстановку — и на ближайшие часы, и на ближайшие дни. В каком районе, на какой глубине. Как — «давить» трал или вести его над грунтом. Каким тралом — пелагическим или донным. На каком галсе — на ветер или по ветру. В каком режиме — час или два идти с тралом. Сколько иметь ваера и какую иметь скорость... Да разве перечислишь все «как» и «сколько»? Все во имя одного: как быстрее и с наименьшими затратами сил и средств добиться наибольших выловов.
Забота капитана о вылове главная, но не единственная. К тому же, особенность работы капитана-директора в том, что все вопросы промысла окончательно решить никогда невозможно. Вот прошло 15—20 дней промысла — и оба трюма «супера» забиты коробами с мороженой рыбой. Значит ли это, что все вопросы, связанные с выловом, решены? Ничего подобного. Груз набран — куда его сдать? И сдать-то хочется как можно быстрее, ибо каждые сутки ожидания выгрузки — это не просто 24 часа, это сутки, на которые планом предусмотрено задание: вылов, заморозка, разделка, мука, пищевая, товарная... Арифметика проста: простоял двое суток — отстал от плана на два суточных задания, за пять суток — задолжал пять суточных норм. А сколько приходится ждать выгрузки? Когда как: и пять и десять суток, а бывает, и больше. И каждый такой день — на нервах капитана. Это только с виду кажется, что Виктор Степанович спокоен. Тут ничего не поделаешь: капитан не имеет права проявлять смятение и неуверенность.
Вот уже 16 лет судьба Виктора Степановича связана с морем, вернее, с океаном. И при всей сугубо «капитанской» занятости находит он время и для большой общественной и воспитательной работы: Н. С. Сериков — член бюро первичной партийной организации, член общества «Знание», пропагандист, наставник молодежи.
Виктор Степанович доволен экипажем «Мустъярва», выполняющим третий рейс в район промысла.
— Хороший, слаженный экипаж, — говорит он, — приятно работать с такими моряками.
И, конечно, ни слова о том, сколько энергии и времени отдано делу сплочения экипажа, превращения его в дружный коллектив.



ДА И КТО может измерить эту повседневную, незаметную, но чрезвычайно важную работу и капитана, и всей партийной организации? - говорит
Виктор ГАЙВАК
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В жаркие июльские дни, когда судно готовилось к переходу из Таллина в ГДР, где на верфи порта Штральзунд, построившей "Мустъярв", предстоял небольшой ремонт, обязанности второго механика принял Виктор Гайвак. Заведование у второго механика супертраулера сложное и большое — главная машина. Подготовить ее качественно к предстоящему длительному рейсу, — значит обеспечить половину успеха. Как за малым ребенком, ухаживал Виктор за восьмицилиндровым, в 3880 лошадиных сил двигателем. Теперь тот, словно благодарный за уход и заботу, работает безотказно.
Трудолюбие — не единственное, что характеризует Виктора. И когда на партийном собрании обсуждался вопрос, кому доверить руководство партийной организацией, коммунисты единогласно избрали его в состав партийного бюро, а затем и его секретарем. Забот сразу прибавилось.
Жизненно важные вопросы деятельности экипажа судна, работы партийной организации, связанные с созданием благожелательной, товарищеской атмосферы, — всегда в центре внимания партийного бюро, Здесь и наставническая работа опытных коммунистов, и распространение опыта передовиков социалистического соревнования, и высокая требовательность к тем, кто нарушает порядок и не считается с интересами коллектива.
А выдается свободное время, и Виктор берет в руки учебник: он самостоятельно изучает английский язык, следит за новинками технической литературы — целый чемодан только что вышедшей литературы взял в рейс. А когда случается лирическое настроение, то рядом неизменная подруга — гитара...

Михаил ВЯЛЫЙ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

КАКИЕ бы совершенные ни стояли машины в рыбцехе, без умелых рук матросов-обработчиков сами они ничего не сделают. Цех выпускает несколько видов рыбопродукции: рыбу мороженую, филе, рыбу в мелкой расфасовке, рыбу-полуфабрикат, консервы, рыбную муку, рыбий жир.
Правильно расставить обработчиков — с учетом индивидуальных способностей и особенностей каждого, добиться полного и качественного использования сырья — вот далеко не полный круг служебных обязанностей хозяина рыбцеха на смене - мастера обработки Михаил Вялого.
В предыдущем рейсе комплексная бригада мастера Вялого взяла первое место в социалистическом соревновании. Ударник коммунистического труда, победитель социалистического соревнования в 1973 и в 1974 годах. Михаил Вялый занесен в судовую Книгу почета. В том, что по итогам двух рейсов экипажу присужден диплом качества, особая заслуга Михаила Вялого и его бригады.

Виктор ДМИТРИЧЕНКО
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ВТОРОЙ рейс в составе комплексной бригады Михаила Вялого трудится матрос I класса Виктор Дмитриченко. Недавний выпускник Таллинской мореходной школы. Виктор в предыдущем рейсе освоил все технологические операции по изготовлению всех видов рыбопродукции. За высокие трудовые показатели, достигнутые в ходе социалистического соревнования, награжден денежной премией.
Комсомольцы бригады избрали Виктора своим вожаком - групкомсоргом.
Он личным примером в работе помогает мастеру бригады в организации производственного процесса на смене и вносит достойный вклад в достижение цели, поставленной комсомольцами судна - получить право подписать Рапорт Ленинского комсомола XXV съезду КПСС.


Виталий ОСМИРКА
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

КОМУ доводилось видеть рыбцех супертраулера, тот невольно поражался обилию в нем машин и механизмов, между которыми не везде и пройдешь. Рыба с верхней промысловом палубы через бункера-накопители поступает на транспортеры рыб цеха. По ним она проходит более чем 100-метровый путь, прежде чем, замороженная, спрессованная в аккуратные брикеты, будет упакована в короба и отправлена в трюм судна. Если нужно, то целая рыбина, пройдя этот путь, будет превращена в ровненькие филейчики — прямо клади на сковородку! И все это делают руки рыбаков-обработчиков с помощью машин и механизмов, установленных в цехе. А поддерживает их в исправном состоянии механик-наладчик Виталий Осмирка. Он один из тех, кто принимал «супер" в Штральзунде.
Активный рационализатор, Виталий за два предыдущих рейса многое сделал для обеспечения ритмичной работы рыбцеха и сейчас занят разработкой очередных своих идей.
Не случайно коммунисты судомеханической службы третий раз избрали Виталия Осмирку партгрупоргом.
«ЮЛЕМИСТЕ»: РЕЙС ОДИННАДЦАТЫЙ – 29 12 1977
Закончился одиннадцатый рейс РTM «Юлемисте». Напряженным он был с первого и до последнего дня. И в том, что экипаж сегодня рапортует об успешном выполнении рейсового задания, заслуга всего экипажа, руководимого опытным капитаном-директором В. Т. Казанцевым, судовой партийной организации, всех коммунистов. В рыбном цехе работали самоотверженно В. Невмывакин, А. Кыслюк, В. Екимов, В. Леодорский, на промысловой палубе - Н. Степовиков, А. Ахметов, надежную работу механизмов обеспечивали коммунисты А. Теренин, А. Подлинев, Шумай, А. Щетинин. Выполнение производственных заданий составило: по вылову—100 процентов, по заморозке — 108, по изготовлению филе — 150, по разделанной рыбопродукции — 162, по выпуску тушки—102 процента и по пищевой — 120 процентов.
Организацией социалистического соревнования во всех службах, культурным досугом экипажа активно занимался судком. По итогам внутрисудового социалистического соревнования первое место среди комплексных бригад заняла первая бригада (мастер обработки Р. Ракштис, мастер добычи Н. Степовиков). В штурманской службе первое место присуждено вахте третьего помощника капитана В. Макарова. Эта вахта в течение всего рейса удерживала переходящий вымпел. Очень ровными по составу были вахты машинной команды. Все они в одинаковой мере обеспечивали четкую работу механизмов. Перед членами судового комитета стояла трудная задача — кому отдать пальму первенства.
По единодушному мнению, переходящий вымпел победителя внутрисудового социалистического соревнования среди машинной команды вручен службе второго электромеханика В. Кайдановича. И хотя электрики входят в составы всех вахт, тем не менее, именно службе электриков присуждено первое место. Этот сплоченный коллектив проделал большую работу, трудился без замечаний. И не удивительно, что из десяти моряков, фотографии которых занесены на судовую Доску почета, два электрика — Н. Савинов и В. Челиканов.
Работу комсомольского бюро возглавлял коммунист В. Шумай. На открытом комсомольском собрании обсуждался проект Конституции СССР. В сентябре проведен Ленинский урок на тему «Я -гражданин Советского Союза». О достигнутых результатах в труде комсомольцы рапортовали судовой партийной организации. В торжественной обстановке состоялось подписание комсомольского Рапорта победителями социалистического соревнования. Этой чести удостоились А. Кивисильд. П. Чесноков, В. Макаров, А. Малай. Мобилизации молодежи на достойное выполнение производственных задач способствовал смотр «Твое комсомольское поручение». В начале ноября была проведена неделя революционной славы, во время которой прочитана лекция «В. И. Ленин — вождь Октября", красочно оформлен стенд «Путь, равный столетиям". За период рейса комсомольцами проведено два субботника. Средства от одного из них перечислены в фонд строительства олимпийских объектов Таллина.
Много внимания уделялось оформлению наглядной агитации: регулярно выпускались судовая стенная газета «Волна», фотогазета, листки «молнии», в которых отражался ход социалистического соревнования, отмечались передовики производства, вскрывались недостатки. На страницах стенгазеты прошла дискуссия на тему «Почему вы посвятили себя морю?».
На улучшение качества выпускаемой рыбопродукции, повышение эффективности производства, устранение недостатков в технологическом процессе была направлена работа группы народного контроля, которую возглавлял заместитель секретаря партийной организации А. Теренин. Группа проводила проверки соответствия веса брикетов мороженой рыбопродукции требованиям ТУ, качества сырца, идущего на заморозку, влажности рыбной муки, маркировку продукции, сохранность материальных ценностей. По следам проверок выпускались бюллетени группы народного контроля. Значительно перевыполнено в этом рейсе задание по изготовлению разделанной рыбопродукции и филе. И в этом заслуги всех тех, кто, не считаясь с личным временем, в случае необходимости выходил в цех для обработки рыбы. График выхода личного состава на подвахту приходилось пересматривать в зависимости от промысловой обстановки. Наступил момент, пришлись отказаться от подвахты после 24.00. А через два дня в 22.30 подняли хороший трал скумбрии. Матросам-обработчикам с уловом не справиться, а скумбрия вся филейная. Как быть? И вот после стихийного собрания в цех отправились старший механик В. Соловьев, второй электромеханик В. Кайданович, начпрод В. Тонилин, старший мастер добычи В. Калиновский, навигатор В. Фоминов и автор этих строк. В этот день цех изготовил большое количество филе и разделанной рыбопродукции.

В. РАСТОШАНСКИЙ, первый помощник капитана.
Памяти БМРТ-536 «Херман Арбон» и его экипажей. КУРСОМ РЫБАЦК0Й ПЯТИЛЕТКИ – 31 12 1977
Д. Бурлак, капитан-директор
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На БМРТ-536 «Херман Ар-бон» я плаваю с 1970 года. Рад, что удалось закрепиться здесь, что из года в год экипаж судна добивается успехов в таком сложном и, я бы сказал, «капризном» труде, как рыбацкий. Да, капризном! Неустойчивость промысловой обстановки, погодных условий, а теперь вот - новые трудности и ограничения рыбацкого промысла в традиционных районах Атлантики... Но вот такой последний пример из минувшего рейса «Хермана Арбона», который завершился в конце 1977-го. На промысле наше судно пять раз подвергалось тщательной проверке иностранными инспекторами и один раз — собственными, советскими. Замечаний — ни одного...
Что касается производственных показателей, то они таковы: рейсовое задание по вылову выполнено на 134 процента, мороженой продукции — 120, пищевой — 103.8, по товарной — 112 процентов. Годовое задание по филе экипаж выполнил досрочно — в предыдущем рейсе. Удалось перешагнуть основной рубеж рыбацкой пятилетки; как в предыдущем, так и в нынешнем рейсе на пищевые цели направлено свыше 86 процентов добытого сырца.
Не скажу, что работать нам пришлось в выгодных условиях: и метео-, и промысловая обстановка отнюдь не отличались устойчивостью. Лучшего, как всегда, оставляла желать работа транспортного флота, не все благополучно обстояло со снабжением. Проблемы, в общем-то, не новые для рыбаков, трудности известные... Что ж, можно сказать, в определенной степени мы научились использовать и их: снизились, скажем, уловы, появилось «свободное» время — бросаем основные силы на саморемонт судна, очистку его от ржавчины и приведение в надлежащий вид...
Как бы там ни было, а минувший, 1977 год запомнится нашим рыбакам. Своей насыщенностью, что ли, особым накалом... Во многом мы стали работать и эффективней, и качественней, чем прежде. Преодолели очень серьезные трудности. Повысилась, я бы сказал, общая культура нашего промысла, дисциплина, организованность, ответственность. Значительно улучшилось качество использования главного нашего продукта — рыбы-сырца. Имею в виду направление его на пищевые, то есть самые основные цели... И вот еще, что хотелось бы выделить особо — положение с кадрами. Кажется, нам удалось приблизиться здесь к желанной цели — созданию и закреплению на судах кадрового ядра: капитанов, старших судовых специалистов, актива. Надо ли объяснять, какое огромное значение это имеет для нас в условиях современного промысла — вдали от родных берегов, от Родины!
Капитаны многих судов согласятся, должно быть, со мной, если я скажу, что в минувшем году произошли весьма заметные изменения и в таком важном и большом деле, как повышение профессиональной и общеобразовательной культуры, грамотности всего личного состава добывающего флота. Тут, на мой взгляд, внесли свой вклад и отдел производственно-технического обучения кадров, и отдел кадров вообще, и наши флотские наставники, которые имеются ныне на каждом судне, если не сказать — в каждой службе. Дело, которое они делают, заслуживает того, чтобы сказать этим людям большое спасибо сегодня и пожелать им новых успехов в новом году.
Не могу в связи с этим удержаться от соблазна и не сказать пару теплых слов о... своем собственном наставнике, у которого мне посчастливилось пройти замечательную морскую и рыбацкую школу 20 лет назад. Это — старший тралмастер БМРТ-536 Георгий Николаевич Федоренко, который теперь помогает другим — молодым морякам стать опытными, знающими и преданными своему делу рыбаками.
Заканчивая выступление, хочу подвести своего рода итог. Он — вот: будем оптимистами, вступая в очередной, третий год десятой пятилетки. У нас есть все — кадры, техника, опыт, наконец, неистребимое желание работать все лучше и лучше, чтобы с честью справиться с темп большими задачами, которые поставили перед советскими рыбаками Коммунистическая партия и наша страна, только что отметившая 60-ю годовщину своего существования.

В НОГУ СО ВСЕМ ЭКИПАЖЕМ
С хорошими трудовыми успехами завершила второй год пятилетки машинная команда БМРТ-536 «Херман Арбон», руководимая старшим механиком А. Капитоновым. Экономия промыслового времени составила свыше 60 часов.
Успешно проходит эксперимент по годичной (вместо 6 месяцев) эксплуатации главного двигателя - до профилактического ремонта на СРЗ. Это дает экономию средств объединению и увеличивает эксплуатационный период судна. План саморемонта к концу рейса перевыполнен.
Ремонтной группой заменено более 100 погонных метров судовых систем, выполнено много слесарно-монтажных работ, заменено так же 60 погонных метров труб систем морозильных камер. Под руководством механика технологического оборудования цех не имел простоя из-за выхода из строя обслуживаемых механизмов.
Членами машинной команды подано и внедрено семь рационализаторских предложений. Машинная команда активно участвует в рационализаторской работе, успешно борется за экономию ГСМ, рабочего времени, совершенствование производственных процессов.
В целом план саморемонта будет перевыполнен. Это благотворно отразится на уменьшении срока стоянки на СРЗ, поможет морякам приобрести большие практические навыки в эксплуатации машин и механизмов.
В связи с этим хотел бы отметить наших лучших производственников — Ракуть, Осипова, Нечипоренко, Шаповала, Брюхно, Леонова. Их работа — пример для всех моряков судна.

Д, ДЕЙКАЛЮК,
второй механик


БМРТ-536 «ХЕРМАН АРБОН». На снимке запечатлена группа моряков во главе с капитан-директором , заслуженным рыбаком эстонской ССР Д. Бурлаком (крайний справа). Весомый вклад в общий успех экипажа внесли электрик И. Шаповал, начальник радиостанции В. Соколов, старший помощник капитана Э. Туго, моторист Ю. Осипов, электрорадионавигатор Б. Малышев (на снимке справа налево).
Фото А. Дудченко
ВСТРЕЧАЛИ С МУЗЫКОЙ - 31 12 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Этот декабрьский морозный день останется в памяти многих наших рыбаков, всех, кто встречал их в порту. Трижды выстраивался на причале духовой оркестр, чтобы по-праздничному, радостно встретить музыкой экипажи судов, на славу потрудившиеся в море.
Доброй славой в объединении пользуется экипаж коммунистического труда БМРТ-564 «Иоханнес Семпер». В юбилейном году он не раз добивался успехов. В этом рейсе комсомольско-молодежный коллектив (капитан-директор В. Фальков) порадовал еще более высокими показателями. План по вылову выполнен на 147,6 процента, добыто 61670 центнеров рыбы, заморозка — 144,7 процента, разделанной продукции изготовлено 7034 центнера и филе — 230 процентов. Выпуск пищевой продукции за рейс составил 166,7 процента,
С приветственным словом на торжественной встрече к рыбакам обратился генеральный директор объединения В. Теносаар. Он поздравил экипаж с трудовой победой в рейсе и наступающим новым годом, рассказал об итогах работы объединения и задачах на третий год пятилетки.
Поблагодарили за самоотверженный труд моряков также секретарь парткома В. Кустарников и председатель профсоюзного комитета объединения И. Сыпачев.
Со словами сердечной благодарности за теплую встречу на берегу и рассказом о трудовых буднях экипажа выступили первый помощник капитана Н. Новиков и председатель судкома Г. Голофастов. Коллектив БМРТ-564 единодушно решил завершить план третьего года пятилетки ко Дню Конституции СССР. Уже шесть экипажей крупнотоннажных судов объединения в канун нового года поддержали почин передовых коллективов Москвы.
Капитан-директор В. Фальков заверил руководство объединения в том, что экипаж и впредь будет трудиться с энтузиазмом и досрочно выполнит план третьего года пятилетки.
В два раза перевыполнил свое задание за рейс экипаж СРТР-9045 «Панга» (капитан В. Беляков). Им добыто более 16 тысяч центнеров рыбы. На встрече в порту рыбаков с успешным выполнением рейсового задания поздравили заместитель главного инженера объединения В. Маслаков и заместитель председателя профсоюзного комитета И. Лебедев. От имени экипажа выступил капитан В. Беляков.
Торжественной встречи удостоился и коллектив СРТР-9046 «Тойла» (капитан В. Соколов), В этом рейсе производственное задание выполнено на 349 процентов, добыто рекордное количество рыбы — 26690 центнеров. Еще в рейсе экипаж сообщил о досрочном выполнении плана двух лет пятилетки к 60-летию Великого Октября.
Моряков с победой в порту поздравили заместитель генерального директора Н. Митю рев и заместитель секретаря парткома объединения Р. Бороздин.

(Наш корр)

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Группа передовиков труда — члены экипажа СРТР-9046 «Тойла».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Радостной была встреча боцмана А. Кузьминова с семьей.

фото В. Тракса.
ФОТОРЕПОРТАЖ С ПЛАВБАЗЫ «СТАНИСЛАВ МОНЮШКО» - УЧЕБА, ТРУД, ОТДЫХ – 22 17 1977
Мы, электрики, плававшие ранее на судах другого типа, впервые вышли в рейс на плавбазе "Станислав Монюшко». В первое, время нас смущало изобилие сложного электрооборудования. Кое-кто даже растерялся. Но благодаря товарищеской помощи электромехаников и регулярно проводимой технической учебе по обслуживанию и ремонту электрооборудования судна, мы довольно быстро овладели необходимыми знаниями. Вообще, надо сказать, наставничество здесь поставлено на широкую ногу. И вот результат — бесперебойная работа всего электрохозяйства судна на промысле... После вахт проводятся спортивные состязания и турниры между службами, организуются вечера отдыха, концерты художественной самодеятельности, читаются интересные лекции. Словом, скучать не приходится. А известно: хороший отдых подразумевает плодотворный труд.

Я. ДОБРЯНСКИЙ, электрик, член партбюро.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Многие моряки плавбазы охотно участвуют в концертах. На снимке слева вы видите матроса первого класса В. Лыкова, который под гитару исполняет популярные песни.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В сопровождении ансамбля «Квинта» поет старший матрос И. Максаков (снимок справа).
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Волейбол — любимая игра моряком плавбазы