0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти матросов Эстрыбпрома (137)
Памяти Оскара Ярве. ТРЮМНЫЙ – 14 02 1971
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Задул порывистый норд-вест. Сердитые волны одна за другой ударяют о борт траулера и, поверженные сталью, пропадают в нарастающей морской пучине. Траулер "Юхан Лийв" изредка вздрагивая, держит курс на север, где его огромное чрево должно четырежды наполниться дарами северных морей.
Этот час был далек, и рыбмастер Василий Ткачев собрал свою смену для распределения по рабочим местам. Мы, матросы-рыбообработчики, слушаем указания мастера. Большинство из нас на БМРТ впервые, и каждому не безразлично, какие обязанности на него возлагаются.
- Начнем с трюмного матроса, - говорит рыбмастер. - В трюм требуется физически сильный человек.
Десятки глаз невольно сошлись на наших "геркулесах", словно вынося им приговор. Но тут всем на диво поднялся худощавый , с ребяческим моложавым лицом матрос:
- Я пойду трюмным!...
Начались трудовые промысловые дни. Осенне-зимний период в Северном море не дает о себе забыть. Каждая добытая тонна рыбы стоит немалого труда, но все же бункер редко пустует. Иногда наполняются рыбой и карманы, ёмкостные ванны. Время ускорило свой бег.
Набран первый груз. Идем к Шетландским островам. А спустя несколько часов транспортный рефрижератор "Айвазовский" один за другим принимает объемистые стропа с рыбой. Полным ходом идет выгрузка.
Заступила наша смена. проворно юркнул в твиндек трюмный матрос Оскар Ярве, за ним остальные. Многие из нас впервые в трюме, вернее, в твиндеке. Море коробов. Холодно. Кругом иней. Температура ниже 20 градусов.
Пока наверху о чем-то договаривались, мы порядком продрогли. При таком морозе долго не поработаешь, решил я про себя, но гипотеза не оправдалась.
Подав строп, Оскар по-деловому распорядился, откуда брать короба. Сам принялся снимать верхний ряд.
Едва мы наполнили первый строп, стало тепло, даже жарко. Сверху беспрерывно доносились монотонные звуки лебедок, торопливо то поднимая, то опуская стропы.
Мы снова яростно бросаемся по лесенке из коробов вверх, хватаем, как попало, короб и бежим обратно к стропу. Он скоро наполняется, но так же скоро приходит другой. И только когда наверху получается заминка, мы минуту-другую отдыхаем. В этот момент Оскар любит пошутить.
- Ну, сто, Петя зарко? - говорит он с акцентом, увидев мое вспотевшее лицо и снежную бороду.
- Тут у тебя что в парной, и венички лежат. - отшучиваюсь я.
Снова строп, другой... Замечаю, что не только я, но и все ребята устали. Темп работы замедлился. Только трюмный не унимается. Лихо вылетая наверх, вытаскивает короб с мороженной рыбой и в таком же темпе несется в горловине, чтобы снова ввернуться за 33 килограммовым грузом. Щеки его ярко разрумянились. Небольшая окладистая бородка, слегка покрыта инеем, делает его исконным моряком. Убеждаюсь - у него неистощимый запас физической энергии.
На судне три рефрижераторных помещения. Ежедневно транспортёр посылает туда сотни коробов. Двенадцать часов в сутки носить их и складывать до самого потолка, притом в темпе - дело не простое. "Ухаживать" за такой "трёхкомнатной квартирой" не каждому по плечу.
Снова промысел. В предновогодние дни Норвежское море награждает нас своими щедрыми дарами. Серебристая сайда, вылетая обезглавленной из-под ножа, все еще оказывает признаки жизни. На помощь подошли упаковщики, двое из выкатки, пришел и трюмный Ярве. Мы стоим с ним рядом и, будто сговорившись, пытаемся обогнать друг друга по количеству потрошеных рыб. Победитель так и не определился - в самый разгар спешки наш темп замечает рыбмастер. Получаем "фитиль". Работая умеренно, разговорились:
- Тяжело, небось, в трюме?
- Четыре года назад я по семнадцать тонн укладывал, и то ничего...
Узнаю, что он трюмным работает с 18 лет. Но о том, что окончил Таллинское профтехучилище по специальности судоводителя и квалифицирован штурманом малого плавания - умолчал. Позднее признался, что его мечта - большое плавание, широкие морские просторы, встреча с чужими континентами. Поэтому, несмотря на штурманский аттестат, ушел в море простым матросом.
Оскар скромен и непритязателен. Иногда во вред себе. Однажды он обжег ногу. Образовалась рана, но он продолжал работать в трюме. Только спустя много времени рану заметил рыбмастер. Отчитал, конечно.
Шестой год дружит Оскар с морем. Военную службу нес на флоте, на дальнем Востоке. А демобилизовался - и вновь вернулся в траловый флот.
Восемь часов. Зажужжала лебедка. Заступила новая смена. Выходим на верхнюю палубу, осмотреть улов. Пока выбирали трал, мы успели поделиться впечатлениями о прошлом, представить себе радостный приход в родной порт, помечтать о новом плавании.
- Кем ты пойдешь в следующем рейсе?
- Конечно, трюмным!
Выбрали трал. Улов богатый. Облегченно вздохнув, мы уходим отдыхать.
А на горизонте сверкают мириады красных, белых, зеленых огней. Легкий ветерок скользит по морю, словно пытается остудить его кипучую поверхность. Чайки нервничают, снежными комьями пронизывают ночную тьму, беспокойно кричат. Ночью будет шторм...

П. Ващик, матрос БМРТ-489 "Юхан Лийв».

На снимке: Оскар Ярве.

Фото автора
Памяти БМРТ-457 "Каарел Лийманд" и его экипажей. Бегут короба по конвейеру – 10 01 1971
ИХ ШЕСТЕРО: старший матрос, второй номер, "выкатка", глазуровщик, трюмный, завязчик. От этих шестерых ребят за висит многое: сортность рыбы, ее качество и то, в каком виде рыба попадет к потребителю.
Если мысленно представим весь производственный процесс БМРТ, то упаковка будет являться заключительным звеном этого процесса. Формируется упаковочная бригада самими ребятами. Рыбмастеру остается лишь записать их фамилии и определить в каюты.
...Ребята шутят: " Гордиться надо. Старших на судне всего трое: старпом, стармех и ты, Гриша..."
Григорий Соколовский смеется. Вот уже восемь лет бороздит он просторы морей и океанов на промысловых судах. Веселые со смешинкой глаза, плавная с шутками речь. Он как-то располагает к себе своей простотой, искренностью рассуждений. И когда определялась упаковка, заводилой в работе стал Григорий.
Смена, в которой он работает, уже намного опередила смену "соперников". Трудно ей придется в социалистическом соревновании. Н у а что поделаешь? Побеждают сильнейшие.
Рыбмастер Людмила Борулько довольна. Еще бы, ее "мальчики" впереди. Да и бригада — молодежная, с огоньком. С 25 лет ушел в море Григорий и не жалеет об этом.
— А что, — говорит он, — приходишь из рейса и столько радости вокруг, смеха... люблю я это. Каждый по-своему счастлив.
Шумит рабочий цех. Натужно пыхтят "турбинки", а погода не балует. Сурово зимнее Северное море. Тут ухо держи востро. Того и гляди, сорвет под крен стопор тележки с полтонной рыбы, а тогда...
Штормит почти каждый день, но не впервой штормы и трудности для коммуниста Виктора Тормахина. "Надо делать дело " - это его любимые слова. И он делает свое дело.
Напарником Виктора работает Ян Сарма. Он плохо говорит по-русски, но за него говорит работа. Молчалив, скромен, настойчив — вот, пожалуй, характерные черты Яника. Если в цехе осталась недоработанная рыба, а уже конец смены, - Яник не уйдет, пока последняя рыбина не упадет со стола на конвейер. И на упаковке Ян трудится с энтузиазмом.
Падают в ванну противни, которые подает Виктор, и тут уже выскакивают брикетами рыбы к Григорию и его напарнику Евгению Чугайнову.
Короб уже ждет брикеты. Они, не успев проехать по столу, лежаться в короба. И так - пара за парой бегут короба по конвейеру к трюму, где их ждут завязчики и трюмный. Вот и финиш. Готовая продукция ложится в ряды, а укладывает их Василий Семенков.
Ему 45 лет, и из них девять он отдал морю. Нелегкую жизнь прошел этот небольшого роста, тихий человек... Босоногое детство, большая семья (их было двенадцать у матери) и с малых лет - тяжелая работа, шахта, война, а после войны - борьба с теми, кто называл себя «лесными братьями", «опавшими листьями", кто еще ждал "белый корабль" в надежде на возвращение хуторов, поместий, а с ним и тех, кто щедро платил за разбои, убийства... Седые волосы и малый рост никак не вяжутся с трюмной работой, как-никак короба по 33 килограмма, а их за смену, ох, как много нужно перетаскать.
Как-то у Василия спросили: - Почему вы пошли в трюм, а не в цех? В цехе все же полегче.
Видно, задели его эти слова, но ответил он просто:
- А это дело привычки. Я в шахте ворочал по 40 тонн лопатой. Да и какая разница. Я люблю, где потяжелее.
Он часто молчит, думая о своем. Иногда неожиданно начинает о семье:
- Вот, старшая уже на ноги встала. Теперь двоих выведу в люди, и тогда можно на пенсию...
У него - три дочери, и он постоянно в мыслях о них.
...Однако пора, уже полон лоток... Хлопает лючина трюма, и снова поплыл конвейер из коробов -воплощение труда, забот людей, бороздящих море...

Б. КОРОБЕЙНИК
(наш нештатный корр.)
Северное море.
Борт БМРТ-457 "Каарел Лийманд"
Рабочее кредо Елены Емельяновой – 05 10 1972
СЛАВА ПЕРЕДОВИКАМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СОРЕВНОВАНИЯ, ПОКАЗЫВАЮЩИМ ОБРАЗЦЫ КОММУНИСТЧИЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ
(ИЗ ПРИЗЫВОВ ЦК КПСС К 66-й ГОДОВЩИНЕ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ).
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


ДЕКАБРЬ для экипажа плаврыбозавода "Станислав Монюшко всегда вдвойне торжественен. В этом месяце было принято решение об образовании Союза Советских Социалистических республик, 50-лет-ний юбилей которого вызвал могучую волну всенародного социалистического соревнования за досрочное выполнение планов второго года девятой пятилетки. В этом же месяце семь лет назад, над "Станиславом Монюшко» взвился Государственный флаг Союза ССР. Двадцать рейсов сделал этот гигант. К своему 21-му рейсу, в котором мы сейчас находимся, экипаж плаврыбозавода пришел с прочно сложившимися трудовыми традициями. Их можно выразить двумя словами: всегда впереди.
Этот девиз написан руками многих сотен рыбаков, получивших морскую и рыбацкую закалку на палубах плаврыбозавода за семь лет, своим трудом принесших судну добрую славу, связав с морскими дорогами «Станислава Монюшко» не один год своей жизни. И новое пополнение, впервые узнавшее, что такое море, в своем подавляющем большинстве старается как можно скорее войти в колею новой для них непривычной еще жизни и честно выполнять свой трудовой долг. Такие рыбаки заслуживают того, чтобы о них знали.
Среди ударников труда имя матроса Елены Емельяновой — комсорга первой бригады, часто упоминалось как в нашей стенной газете «Рыбацкий горизонт", так и в судовых радиопередачах в связи с трудовыми достижениями экипажа в предыдущем рейсе.
Рабочее достоинство Елены Емельяновой проявляется, прежде всего, в том, что ее на первый взгляд чисто механические действия и приемы ручной разделки рыбы сочетаются с работой мысли. Некоторые на судне говорят, что, мол, конечно, Емельянова — настоящий мастер своего дела, но ведь она уже не первый рейс ходит в море и успела напрактиковаться. Это так. Однако возникает вопрос: сколько же рейсов надо сделать, чтобы хорошо овладеть приемами филетирования?
Стаж работы сам по себе еще не определяет степени мастерства.
Человек не трудится в одиночку. Рядом с ним — его товарищи, среди которых всегда найдутся более опытные. Индивидуальная способность выделить таких умельцев из общей массы, умение учиться у них, сокращает "период обкатки" и гарантирует быстрое превращение новичка в мастера. Комсомолка Елена Емельянова принадлежит именно к такому типу работников. Поэтому-то никто из нас не может сказать, когда же это Елена работала менее производительно. Сколько помнят ветераны плавбазы, она всегда шла впереди.
«На любой операции — высшая производительность труда» — вот ее принцип, ее рабочее кредо. Мы знаем, что если Елена Емельянова работает на линии заморозки, — каждые двадцать секунд на транспортер поступает противень рыбы, расфасованный ее руками. Если ей поручено порционное взвешивание филе для мелкой расфасовки — каждую минуту с точностью автоматического ритма с весов сходят три порции, причем отклонение веса нетто в большую сторону всегда в пределах 30—40 граммов.
В последнее время плавбаза испытывала серьезные трудности в выпуске филе из-за отсутствия в уловах промысловых судов крупной сайды. На борт поступила только мелкая рыба. Обработка таких уловов очень утомительна, требует больших затрат труда, ток как вес филейчика получается не более 240— 250 г. Это значит, что для получения одного брикета филе (одиннадцать килограммов) надо разделать 23—25 рыбин. С учетом же неизбежных отходов из-за механических повреждений слишком тонких филейчиков шкуросъемными машинами, эта цифра возрастает до 30— 35. При всем этом, суточный выпуск филе необходимо было держать неизменно на высоком уровне, поскольку плаврыбозавод "«Станислав Монюшко» является практически основным "филейным» судном, на которое руководство объединения возлагает свои главные надежды.
В ходе решения этой задачи как нельзя лучше проявилось мастерство Елены Емельяновой. Среднее рабочее время, затрачиваемое на разделку 10 рыбин, не превышало 4 минут. Другими словами, ее сменная (за 4 часа) выработка филе держалась на уровне 300 килограммов. Тем самым она на практике доказала, что и на ручном, немеханизированном производстве имеются значительные резервы повышения производительности труда. Последнее подтверждается тем фактом, что как в первой, так и в других производственных бригадах имеется немало и таких, чья сменная выработка в аналогичных или сходных условиях не превышает 140—150 килограммов. Следовательно, резервы повышения производительности труда на выпуске филе, зависящие от рабочих навыков и уровня самодисциплины, до конца еще не исчерпаны.
Успехи экипажа плаврыбозавода очевидны и бесспорны. Например, в благоприятные промысловые дни сменная выработка филе достигала 5 и даже 6 тонн.
В преддверии славного юбилея Советского многонационального государства администрация, партийная и общественные организации судна, пропагандируя достижения передовиков производства, мобилизуют весь экипаж на дальнейшее приумножение трудовых традиций плаврыбозавода.


А. КОВБА. первый помощник капитана плав-рыбозавода "Станислав Монюшко"
Нужная профессия – 04 07 1972
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ОТЕЦ ИВАНА МОИСЕЕВИЧА старый солдат, участник гражданской войны в иные часы делился с сыном воспоминаниями о боевых походах. Глубоко запечатлелись эти рассказы, и, когда подошла пора совершеннолетия, решил Иван Моисеевич посвятить свою жизнь военной службе в Красной армии.
В 1940 году поступил он в авиатехническое училище, выбрав специальность борттехника. На первом курсе застала его Великая Отечественная война.
Уже в 1942 году закончилась учеба, и курсанты отправились по фронтам. Ивану Моисеевичу выпала большая честь , начать боевой путь с исторической битвы под Сталинградом. Навсегда запомнился первый вылет на тяжелом бомбардировщике. Вместе с командиром корабля подполковником Колпаковым привелось бомбить зажатые в клещи фашистские войска Паулюса. Здесь же однажды получил и первое ранение в воздухе.
Горячо пришлось на Курской дуге, где авиаторы громили скопления войск и техники противника, оказывая помощь нашим наступающим дивизиям.
Маршрут боевых дел борттехника проложен был далее на Втором Прибалтийском фронте, в небе Курляндии.
Однажды вражеским зенитным снарядом в самолете перебило тягу левого крайнего мотора, а борттехнику поранило руку. Преодолевая боль, он вручную регулировал подачу газа, и бомбардировщик благополучно дотянул до своего аэродрома.
Ордена Славы, Отечественной войны, Красной Звезды, несколько медалей — таковы награды Родины Ивану Моисеевичу за его нелегкий воинский путь, за беззаветное служение делу победы над врагом.
Пять ранений. Но еще и по окончании Великой Отечественной войны продолжал он служить в рядах Советской Армии и лишь в 1960 г. уволился в запас. Нужно была приобретать гражданскую специальность. Бывший борттехник пришел на рыбопромысловый флот и выбрал самую мирную профессию — повара. В Таллинском тресте столовых и ресторанов постиг секреты приготовления блюд и стал поваром высшего разряда.
На многих судах промыслового флота выходил в океан Иван Моисеевич. Немало благодарностей получил за то, что умел приготовить вкусно, сытно завтрак, обед, полдник, ужин. Работал на БМРТ «Эдуард Сырмус", «Йохан Кёлер", "Антон Таммсааре», на CРTP «Лехтма», «Кипсаар», на СРТ-4510, 4590 и других.
Не однажды траулеры, на которых служил повар, встречали в родном порту под звуки духового оркестра за большое перевыполнение заданий по добыче рыбы. Была в общем успехе и скромная, но неотделимая, доля Ивана Моисеевича. Дома у него собралась целая коллекция почетных сувениров.
О своей работе Иван Моисеевич говорит так:
— Главное, конечно, не только в том, чтобы готовить вкусные и сытные блюда, а умело распределить продукты на весь период времени, на который они предназначены. Надо применяться и к условиям промысла, учитывать моменты наиболее напряженной работы экипажа, чтобы поддержать энергию людей.
Да, хорошую, нужную рыбакам профессию освоил Иван Моисеевич Сыса.

А. КРОСС.
ШАРИК-МОРЕХОД - 10 06 1972
ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИИ ВОЗВРАТЯСЬ .. .

С любимцем экипажа БМРТ-396 «Иоханнес Рувен" — судовым псом Шариком — произошла в последнем рейсе такая история.
Шарик — моряк бывалый. Не первый раз выходил он в море. Поэтому всякими там штормами и качками его не удивишь. Нрав у него добродушный, общительный, и за это не раз ему доставалось от бакланов и чаек. Жару Шарик не любит. Особое удовольствие доставляет ему игра на палубе, которую поливают водой из шланга. Он радостно визжит, попадая под напористую - струю воды, а потом долго стряхивает с себя влагу. И шерсть у него при этом топорщится, как иголки у ежа ...
Шарика не укачивало. Но однажды пес все-таки подвергся морской болезни. Было это в Лас-Пальмасе, куда заходили рыбаки по окончании рейса. БМРТ бросил якорь на рейде порта. И Шарик вызвался проводить в город группу увольнявшихся на берег матросов. Прыгнул он в шлюпку, устроился на носу — ну вылитый впередсмотрящий, и со всеми пошел к берегу. Волна была небольшая, но шлюпку покачивало. И вот такая качка — мелкая, беспорядочная, псу не понравилась. Он как-то сразу загрустил, забился в угол шлюпки, стал жалобно скулить ...
Лодка ушла к судну за другой партией рыбаков, с ней вернулся и Шарик. Целые сутки отлеживался он в чьей-то каюте, не пил, не ел, только грустно посматривал на справляющихся о его здоровье рыбаков...
С тех пор Шарик даже близко к шлюпкам не подходит...

В. ВЛАД.

На снимках вы видите любимца рыбаков — судового пса Шарика.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Вот он столкнулся нос к носу с бакланом. От тяжелого клюва птицы его могут спасти только сноровка и быстрые лапы.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На другом снимке вы видите Шарика в один из жарких дней на промысле: пес принимает водные процедуры.

Фото О. Яаксона, первого помощника капитана БМРТ-396 «Иоханнес Рувен».
ВЕТЕРАН СУДНА – 29 09 1973
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


«Иоханнес Варес» только что вернулся из рейса. Стоянка в порту предстояла длинная: впереди — разгрузка, небольшой ремонт. И хотя в новый рейс еще не так скоро, у борта плавбазы уже стоял танкер — шла приемка топлива.
Потому донкерман Александр Михайлович Котенев был, как говорится, при деле. С каплями пота на лице, он хлопотал у своего хозяйства - шлангов, приборов. Опустевшие после рейса танки заполнялись топливом.
Профессия у него для рыбного флота редкая - донкерман. Специалистов таких, особенно опытных, можно и на пальцах перечесть.
Когда выдалась свободная минута, я попросил его рассказать о своей работе. Вот сейчас стоит танкер у борта - "Варес" принимает мазут. Берет судно в рейс две с половиной тысячи тонн - целый железнодорожный состав. А кроме того, еще во да, топливо, масло. Короче говоря, все эти жидкости — а их в танках больше пяти тысяч тонн — находятся в ведении донкермана.
Основная его задача в рейсе — раздача воды и топлива промысловым судам. Надо приспособить шланги, смотреть за насосами, счетчиками, следить за тем, чтобы не допустить большого крена судна.
Работа, конечно, и беспокойная, и нелегкая. Как и всякая другая, требует опыта, мастерства, выдержки.
До прихода на флот А. Котенев переменил немало профессий. Был шахтером, шофером, взрывником. Менял он работу не в поисках легкого хлеба. Просто искал свое место в жизни — такое место, чтобы быть ему верным навсегда.
И вот в 1958 году Александр Михайлович Котенев, человек уже зрелого возраста, решил стать моряком. Направили его на танкер "Яан Креукс». Там же он получил и свою нынешнюю профессию — донкермана.
А два года спустя, когда эстонский рыбопромысловый флот пополнился крупнейшим в то время судном, А. Котенева направили туда, на плавбазу «Иоханнес Варес». С тех пор он здесь и работает, из года в год ходит в море на судне, ставшем теперь для него и знакомым, и чем-то близким.
Приходили на «Варес» новые члены экипажа, менялись матросы, мотористы, механики, штурманы. А он по-прежнему оставался все на том же судне, все на том же месте — донкерманом плавбазы «Иоханнес Варес". Их, ветеранов, которые работают здесь с первого рейса, осталось на судне двое — А. Котенев и старший механик И. Ильин. Впрочем, стоит ли удивляться — ведь «Иоханнес Варес» ходит в море уже тринадцать лет.
Все ему нравится на этом судне - и коллектив, и работа, и бытовые условия для моряков.
— Придешь на свое судно , и чувствуешь себя как дома, — говорит А. М. Котенев. — я не любитель бегать с места на место. И это не просто привычка. Иной придет — и не понравится ему здесь, бывает и так. Человек должен полюбить свою работу, — говорит он.
А сам он относится к делу с душой и, без преувеличения, можно сказать, любит его. Вот лишь один пример.
В море на плавбазе "Иоханнес Bapec» должно быть два донкермана, он же согласился работать один. Так прошло уже два рейса. Трудно ли ему приходилось?
— Не очень, — улыбается Александр Михайлович. — Если опыт есть, то справиться вполне можно. Даже отдыхал нормально. Правда, в этом рейсе снабжали водой, топливом только БМРТ, а с ними легче работать. Принимают они топлива много — по 200—400 тонн, одновременно два судна.
А вот со средними траулерами хлопот больше. Топлива они берут мало, снабжаем четыре судна сразу. Выпало так, что и по трое суток спать не приходилось.
Здесь, на судне, он обрел унижение коллектива. Уже много лет подряд он является ударником коммунистического труда. Был награжден А. М. Котенев и значком «Отличник социалистического соревнования рыбной промышленности».
Свое свободное время А. М. Котенев уделяет фотографии, не расстается с аппаратом. Он выпускает фотогазету, участвует в общественной жизни.
Он всего себя отдает делу. И если успешно выполняет рейсовые задания его судно, если четкой и быстрой работой экипажа плавбазы "Иоханнес Варес» довольны промысловики, то есть в этом заслуга и Александра Михайловича Котенева, ветерана этого судна.

О. ГРИШИН.

На снимке: А. М. Котенев.
Фото А. Дудченко
СУДОВОЙ ПЛОТНИК - 27 09 1973
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Плотник... Странно слышать это слово на современных кораблях.
Помним, что в романтический век парусного флота это был виднейший, необходимейший, незаменимый человек на судне. Тогда корабль от киля до клотика — его корпус, обшивка, палубы, каюты, мачты, оборудование — все, все было из дерева.
А в наш век дизель-электроходов, стали, алюминия, пластмасс, из которых строятся все суда — от маленьких катеров до огромнейших лайнеров и плаврыбозаводов, — непривычно для слуха звучит «судовой плотник».
Но такая должность существует.
Василий Степанович Акаченков лет восемь тому назад начинал службу на судах "Океана» матросом. А матрос промыслового флота много специальностей должен усвоить. Василий Степанович был и добытчиком, и обработчиком, стоял на выбивке, лифтером, укладчиком коробов в трюмах, - в общем сказать, смежных профессий у него столько, сколько полагается на добыче, заморозке рыбы, на изготовлении филе, на выгрузке продукции.
Но вот уже несколько рейсов подряд он плотником на производственном рефрижератора «Саяны». Правда, круг обязанностей нашего плотника в отличие от парусного флота расширился. Донкермана на производственном рефрижераторе нет. Плотник принимает пресную воду и он же ведет ее отпуск другим судам. В последнем рейсе, например, Василию Степановичу пришлось снабдить водой до сорока средних промысловых судов.
А плотницкие работы? — Они всегда есть: решетки, рамки, стулья — немало еще деревянных деталей, оборудования на судне, что требует постоянного присмотра, ремонта.
Жизненный путь Василия Степановича не был легким. Отслужив по комсомольскому набору действительную службу в 1935—38 годах, пошел на фронт в первые же дни Великой Отечественной войны.
Он принимал участие в Сталинградской битве. В звании главстаршины сражался на катере Волжской военной флотилии против фашистских захватчиков. В напряженные дни боев, когда враг подступал уже к волжскому берегу, третий дивизион флотилии, стоявший в Астрахани, получил приказ прорваться в Сталинград.
На тральщике, во избежание лишних людских потерь, остались только трое: командир, механик и главстаршина рулевой Василий Акаченков.
Волга кипела от разрывов снарядов и мин, в воздухе шли схватки самолетов. Шедший впереди тральщик с командованием попал под обстрел артиллерии и бомбежку: прямое попаданиеи судно исчезло с поверхности воды. Тральщик, на котором находился Акаченков, не останавливаясь под огнем, проследовал вверх по реке к левому берегу в Сталинграде.
— Счастливо проскочили, — сказал командир. — Большой опасности избежали. Такой день — не забыть.
Но еще большие опасности оказались впереди. Тральщик встал на линию, левый берег — Сталинград. Переправляли через Волгу для героической 62-й армии бойцов, снаряжение — все, чего требовал передний край грандиозной в истории битвы. Вылавливали мины, спасали людей с других судов, подвергшихся бомбежке. И все это под огнем противника и налетами его авиации. Четыре ранения и контузии с сотрясением мозга — память тех дней Василию Степановичу. Но по выздоровлении снова вставал он в строй защитников Родины.
В начале декабря тральщик после бомбежки и намотки на винт троса остался надолго вмерзшим во льду реки. Ходили ремонтировать его только ночами, работать старались без шума, а это требовало исключительной осторожности — каждый удар в металлическом корпусе мог далеко звучать в _ морозном воздухе. — Выстояли, — мог сказать вместе с товарищами Василий Степанович. После завершения Сталинградской битвы, разгрома и пленения фашистской армии направили Акаченкова на Ладогу.
Родина отметила воинские заслуги моряка орденом Красного Знамени и несколькими медалями.
После войны, еще прослужив несколько лет на флоте сверхсрочником. Василий Степанович демобилизовался.
В 1965 году поступил матросом на рыбопромысловое судно в Лиепае и в том же году был переводом направлен в Эстонский океанический рыбопромысловый флот, где и служит до сих пор. Семья Василия Степановича - трудолюбивая. Сын Виталий ходит матросом на вентспилсских промысловых судах. Он к тому же и отличный спортсмен. Несколько лет назад он был призером Всесоюзной спартакиады школьников по боксу, получил золотую медаль. Другой сын Василий после прохождения военной службы также ходит на промысел на траулерах Лиепайской базы.

А. НЕСТЕРОВ.
ХОЗЯИН ВЕРХНЕЙ ПАЛУБЫ - 10 07 1973
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Тринадцать лет работы на судах! Если вдуматься, это достаточный стаж, чтобы стать заправским «морским волком». Если к тому же речь идет о боцмане, то воображение послушно нарисует человека с окладистой бородой, пудовыми кулаками, громоподобным басом и обязательным атрибутом — прокуренной трубкой...
Но наш Леонид Аркадьевич отличается от своих коллег, описанных Стивенсоном и Грином, Конрадом и Станюковичем, так же, как парусный флот — от винтового.
И вместе с тем, у них есть много общего. Так же, как и они, он является хозяином верхней палубы. С утра до вечера его можно увидеть за работой по своему хлопотному заведованию. К тому же нельзя забывать, что ни одна швартовка не обходится без боцмана, а их за три месяца насчитывается уже добрых две сотни (заметим, в большинстве своем ночные). И все это без суеты, без задержек.
А после работы чаще всего его можно увидеть или за шахматной доской, или за книгой. Недаром он является одним из самых активных читателей нашей судовой библиотеки.
Леонид Аркадьевич Пароменков являет собой тип боцмана новой формации. Высокий уровень профессиональных навыков и знаний, корректность в обращении, широкая эрудиция — вот его отличительные черты.

Б. ВУТКОВСКИЙ, матрос.

НА СНИМКЕ: боцман производственного рефрижератора «Альбатрос» Л. Пароменков за работой.
Фото автора.
БМРТ-457 «Каарел Лийманд». ПРИМЕР БРИГАДИРА – 12 12 1974
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В родной порт возвратился с промысла БМРТ-457 «Каарел Лийманд». Успешно выполнено рейсовое задание. Экипаж трудился дружно и слаженно, с честью носит почетное звание коллектива коммунистического труда. И в этом рейсе высокое звание подтверждено. На протяжении всего рейса впереди была комплексная бригада, возглавляемая коммунистом А. Угрюмовым. В бригаде 3 коммуниста и 14 комсомольцев, всего 22 человека.
Ветеран объединения А. Угрюмов много приложил труда и усилий для того, чтобы сплотить коллектив бригады и добиться в рейсе высоких показателей в социалистическом соревновании. Бригада опередила своих коллег по соревнованию и первенствовала в изготовлении филе.
Мастер обработки А. Угрюмов — хороший организатор производства, свой 16-летний опыт передает молодым производственникам. В бригаде 10 добытчиков и обработчиков были в море впервые, всех он обучил профессии, и многие из них показали образцы труда. На судовой Доске почета — имена пяти человек из бригады А. Угрюмова: В. Федорошин, С. Редько, В. Гробов, В. Почепинский, С. Самойлов.
Все члены бригады учатся и успешно завершили учебу по курсу «Основы экономических знаний», где занятия проводили помощник капитана по производству П. Доронин и бригадир А. Угрюмов. Опыт бригады широко освещался в стенной и фотогазетах, по радио. Экипаж судна в рейсе равнялся на бригаду А. Угрюмова.
Передовой коммунист, хороший производственник А. Угрюмов завоевал заслуженно высокий авторитет среди экипажа и своим добросовестным трудом вносит весомый вклад в выполнение плана определяющего года девятой пятилетки.

(Наш корр.).

НА СНИМКЕ: члены бригады А. Угрюмова ударники коммунистического труда А. Гетьман, В. Вац, С. Самойлов, И. Колораш, В. Никитин.

Фото В. Гробова.
МОРЕМ ПРОВЕРЕН – 05 11 1974
• НАШИ ВЕТЕРАНЫ •
Тридцать рейсов Станислава Макарова

НАКАНУНЕ Дня Победы, 8 мая, на северном причале торжественно встречали экипаж среднего рыболовного траулера, которым командовал капитан Виктор Адылин. При плане 2985 центнеров экипаж добыл в первом рейсе четвертого, определяющего года 4550 центнеров рыбы.
Среди добытчиков тогда отличился старшин матрос Станислав Николаевич Макаров. А 7 июня он вновь отправился на промысел на другом судне — среднем рыболовном траулере 4480, которым командовал капитан Виктор Ковалевич. Судно за рейс при плане 4375 взяло 4540 центнеров сайды. Причем план и социалистические обязательства были перекрыты при сокращенном промысловом времени на двадцать одни сутки, Показатели рейса: по вылову— 120 процентов, по первым сортам — 130 процентов. Досрочно было завершено и годовое задание.
Капитан траулера отметил, что в этом рейсе, посвященном 57-й годовщине Великого Октября, в общей работе самое деятельное участие принял матрос Станислав Николаевич Макаров.
Для Станислава Макарова окончившийся рейс является тридцатым по счету. Уроженец Брянской области, с призывом в армию он попал служить в береговые части флота. Здесь он впервые прикоснулся сердцем к морю, и его потянула к себе необъятная водная стихия. По окончании военной Службы в декабре 1958 года Станислав пришел трудиться в рыбопромысловый флот.
В первый рейс вышел на среднем рыболовном траулере 4451. Как всякий новичок, в глубине души спрашивал себя: выдержу ли испытание морем? А промысел сельди сетями в Северо-Восточной Атлантике, в условиях частых штормов, требовал от каждого человека недюжинных способностей, исключительной выдержки, больших моральных и физических усилии. Тогда еще облавливали сельдь сетями. Ходили за ней до высоких северных широт.
Свыкся Станислав с морем, втянулся в промысловую работу, сжился душа в душу с матросским коллективом и стал заправским рыбаком. Испытание морем выдержал!
В социалистическом соревновании за досрочное завершение четвертого, определяющего года девятой пятилетки, он вложил свой труд в общее дело экипажа.
В истории объединения останется День рыбака, отпразднованный 14 июля 1974 года, когда большой группе тружеников «Океана» было присвоено почетное звание ветерана рыбопромыслового флота.
С трибуны торжественного собрания было оглашено: «За долголетнюю и безупречную работу и в соответствии с Положением об установлении почетных званий присвоить почетное звание «Ветеран ЭРПО «Океан» с вручением нагрудного знака и ценного именного подарка...»— и следовали имена лучших. А в их числе — и Макаров Станислав Николаевич, старший матрос.

С. ОРГ.