0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти первых помощников капитанов от УСЛ до Эстрыбпром (76)
Памяти Харри Яановича Виирмаа. ВСЕГДА С ЛЮДЬМИ - 06 11 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Не первый год плавает Харри Виирмаа на дизель-электроходе "Альбатрос". Начал со знакомства с людьми, с создания дружного коллектива моряков. У первого помощника капитана был крепкий актив, надежная опора. Это капитан-директор Игорь Клочко, старший помощник капитан-директора Юрий Скучалин, главный механик Шевкет Абдулаев, технолог Лембит Педаксаар и д Отличительная черта Харри Яновича - умение найти хороших ребят, привлечь их к активной общественной деятельности. Механик Александр Мерцев, штурман Олев Роес, боцманы Калью Даум и Вальтер Иннос, приемщик Михаил Торопов и другие. Они являлись авторитетом и в то же время терпеливыми учителями и воспитателями - все они с первых дней стали отличными производственниками и общественниками. Они выросли на судне из рядовых матросов.
Каждый рейс первого помощника заполнен до отказа немалыми заботами, время расписано по часам.
Часто приходится проводить беседы, собрания лекции, политинформации. Надо налаживать выпуск стенной и фотогазеты, организовывать социалистическое соревнование, воспитывать моряков на живых делах.
...Однажды "Альбатрос" был послан на Джорджес-банку, чтобы взять груз с БМРТ. Состав команды был самый минимальный - не было в ней рабообработчиков и других технологических специалистов. Но по прибытии на промысел обстановка изменилась - срочно потребовалось вести заморозку. Харри Янович обратился к коммунистам и комсомольцам с призывом выполнить новое задание. Совместно с администрацией удалось наладить непосредственно на рабочих местах обучение матросов и других членов экипажа специальностям рыбообработчиков. Немало пришлось испытать срывов, огорчений, но задание выполнили - заморозили около 1300 тонн рыбопродукции.
Высокое понимание своего долга проявил экипаж в рейсе на Кубу.
Прибыли в Гавану в разгар путины. Возле гаванского рыбокомбината стояли в очереди рыбопромысловые суда. Маломощный комбинат не справлялся с приемкой судов, нарастала угроза порчи большого количества рыбы. Экипаж "Альбатроса" вызвался оказать помощь. В то время , как с него шла выгрузка продуктов животноводства, команда одновременно начала приемку и заморозку рыбы с промысловых судов. Богатый улов был спасен.
По окончании работ на судно пришел министр рыбной промышленности Кубинской республики. Сердечно благодарил он советских моряков. Пожимая руку Харри Яновичу, он завил, что кубинцы не забудут бескорыстной помощи советского народа.
В этом году "Альбатросу " пришлось выполнить еще одно необычное задание - доставить снабжение китобойной флотилии "Юрий Долгорукий", находящейся на промысле в водах Антарктического материка.
Трудный и длинный рейс пролег из родного порта через Гибралтар - Суэц - Аден - остров Кергелен до 58 градуса южной широты. Побывали на обратном пути в портах Австралии.
- Но где бы ни побывал наш экипаж, он всюду трудился с огоньком, - говорит Харри Янович.
Сейчас члены экипажа , ознакомившись с решениями сентябрьского пленума ЦК КПСС, намечают повышенные производственные рубежи. И первый помощник капитана Харри Виирмаа, награжденный недавно за вою беззаветную работу орденом "Знак Почета ", со всей энергией готовится выполнить новые задания , которые Родина поставит перед экипажем

А. КРОСС
НИКОЛАЙ НИКОЛАИЧ В РАЗДУМЬЕ ...
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

«Кто над морем
не философствовал?"
(Вл. маяковский)

Николай Николаич задумчив,
Взгляд его философски глубок,
Складки лба собрались как тучи,
Мысли свились в тугой клубок.
Вот ведь рыба, ну безобразница –
Указанья ей четко даны,
А она в косяки не сбивается
запланированной длины.
Да, с мерлузой вопрос очень
сложен,
В океане - что в темном лесу.
А еще случается тоже —
Вдруг припутается путассу!!!
Или вот получилось давеча,
Надо пикшу — поперся хек...
И задумался Николай Николаич,
Замполит.
Рыбак,
Человек
Памяти коммунистов БМРТ-489 "Юхан Лийв". Трудиться по-ударному - 17 03 1971
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Перед выходом в рейс на траулере "Юхан Лийв" собрались коммунисты, чтобы поговорить о планах, начертанных партией на ближайшее пятилетие.
Интересные сравнительные цифры пятилеток - минувшей и текущей - привел в своем докладе заведующий сектором отдела кадров Н. ШПИНЕВ. Он сказал, каких высот достигнет наша страна после выполнения девятого пятилетнего плана.
Выступление каждого из коммунистов - будь то первый помощник А.ЮРОВ, или шеф-повар И. ЕФРЕМЕНКО - были проникнуты благодарностью нашей партии за ленинскую заботу о благе человека труда. Но намеченные Директивы XXIV съезда КПСС дальнейший подъем материального и культурного уровня жизни народа не произойдет сам по себе. Увеличение общественных фондов потребления на 40 процентов зависит от самих трудящихся, от нас с вами - подчеркивали рыбаки. Предусмотренное проектом быстрое развитие пищевой промышленности ставит определенные задачи и перед экипажем БМРТ-489.
Скоро откроется XXIV съезд нашей партии. В первый же день промысла рыбаки должны трудиться по-ударному, идти с опережением графика, чтобы к съезду подойти с трудовыми подарками – с такими словами обратился, к собравшимся, А. Юров.
На коммунистов возложена особая роль: они должны возглавить социалистическое соревнование, стать застрельщиками славных дел тружеников моря, сказал В. Вервейко.
Приумножение богатств Родины неразрывно связано с повышением сознательности каждого члена коллектива, продолжил мысль первый помощник капитана. Воспитание человека, развитие в нем чувства долга перед обществом - одна из повседневных задач. На политзанятиях рыбаки будут внимательно изучать проект Директив XXIV съезда КПСС по плану развития народного хозяйства 1971-1975 годов.
Сейчас траулер "Юхан Лийв" уже вышел в рейс. Мы уверены, что экипаж будет использовать продуктивно каждый день промысла, чтобы выловить и обработать ка можно больше рыбы. Прилавки магазинов во всех уголках нашей страны должны иметь широкий ассортимент рыбных продуктов.

Г. ВОРОБЬЕВ.

Фото А. Дудченко.
СРТ- 4326. По примеру коммунистов - 15 01 1971
АНАТОЛИЙ ШАЛЬНОВ, стармех, секретарь парторганизации СРТ- 4326

Расторопный, работящий парень — таково было мнение команды о третьем штурмане Викторе Криштофике. Закончившийся недавно осенне-зимний рейс явился исключительно трудным из-за штормов, поисков рыбы и т. д. Тут молодой специалист показал себя с самой лучшей стороны. В иные дни люди измотаются так, что рады добраться до койки. А Виктор еще остается на ногах: секретарь комсомольской организации, редактор стенгазеты, кстати, острой и боевой, он находил время для исполнения общественных обязанностей. На вахте был исключительно добросовестен.
Весь рейс коммунисты присматривались к нему: человек стоящий! Такому место в партийных рядах.
Побеседовал я с ним. Разговор коснулся, прежде всего, роли коммуниста на производстве, о том, какие мероприятия наш коллектив претворит в жизнь по Письму ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ о режиме экономии в народном хозяйстве.
Привел примеры. Добытчики нашего судна досрочно сделали пятилетний план вылова рыбы, дали Родине сотни центнеров сверх плана, сэкономили промвооружения и т. д. В эти успехи вложил свою инициативу старший мастер добычи, опытный, грамотный специалист Владимир Ефимович Ярандайкин. Свои знания он не держит втуне. Он помог настроить промвооружение команде калининградского траулера так, что она стал вести лов даже лучше нас: ну что ж! В этом и заключается настоящее соревнование.
Коммунист третий механик Матти Лээтйыэ хорошо ухаживает за электрооборудованием. Уже три рейса подряд мы не сдавали в заводской ремонт ни одного электромотора. В порядке брашпиль, лебедка, компрессор и другие палубные и машинные механизмы.
Пять плановых рейсов судно сделало без заводского ремонта. Этим сбережено государству немало средств.
Инициативу в экономии материалов, в том, чтобы каждая тонна добытой рыбы обходилась дешевле, проявляют коммунисты Анатолий Субботкин, Александр Полашков, Николай Конденко, Олег Данилов, Николай Клюев.
Такие примеры из жизни родного коллектива наиболее убедительны.
В результате Криштофик стал, трудится еще старательнее. И коммунисты судна дали ему «добро» на вступление кандидатом в члены КПСС, учитывая, что он на своем посту уделяет внимание режиму экономии, поиску неиспользованных ресурсов.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Н а с н и м к е: Анатолий ШАЛЬНОВ.
Фото А. Дудченко,
НОВОСТИ С ПЕРВОГО ПЛЕНУМА БЮРО КОМСОМОЛА ЭРПО ОКЕАН - 26 02 1972
СОСТАВ КОМИТЕТА ЛКСМ ЭСТОНИИ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА
1. ГОРЯЧЕВ В. С.
2. МАРКС Я. К.
3. СПИХИН Ю. Б.
4. ПАНТЕЛЕЕВ В. И.
5 ЯРЕНВЕРТ Л. В
6. УЧАМБРИН В. В.
7. ГЕТМАН В. Ф.
8. АНИСИМОВ В. В.
9. ЮСИМ М. Л.
10. ЛААС Э. О.
11. САВЕНКО Е. Р.
12. РУТТО В. А.
13 МОГИЛЬНЫЙ А. С.
14. АРУСТАМЯН Р. К.
15 ГОНЧАРОВ О. Н.
16. СТЕПАНЕНКО С. И.
17 СТЕЙНФЕЛЬД Р. Ф.
18. ПААДИК Т.
19. ПААЛЬ А. А.
20. РАУД А. М.
21 АНАНЬЕВ В. А.
22. АНДРЕЕВ А. Г.
23. ЗАГОРУЙ Л. А.
24. ГОРОХОВ В. В.
25 ЕРМАКОВ Н. В.
26. ЛИСТОПАД Л. И
27. ТУНЧИК Г А.
28. НОВИК Г. И.
29. ЮРЬЕВ 8. И.
30. ПОПОВ Л. Н.
31. КОЛЛО Р. Р.
32 ПУЧКОВ Б. А.
33. ПЫДЕР В. Р.


СОСТАВ КАНДИДАТОВ В ЧЛЕНЫ КОМИТЕТА ЛКСМЭ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА
1. ЗЕРНОВ А. А.
2 ЯКОВЛЕВ Н. А.
3 ЛАЙДМАА В. А.
4. ГРИГОРЬЕВА Н. А.
5. ГРИВКО А. М.
6. ШВЕДЕ Ю. Ю.
7. КААСИК Р. У.


СОСТАВ ЧЛЕНОВ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ ЛКСМЭ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА
1. МИЦУЛЯВИЧЕНЕ Л. В
2. ОБРОСОВА Л. И.
3. ПОТАПОВА Г. С.
4. КЛЕВЦОВА В. П.
5. ЧЕРНЫШЕВА В. В.
6. БОЛДИНА В. М.
7. ЦВЕТКОВ В. И.

СОСТАВ ЧЛЕНОВ БЮРО КОМИТЕТА ЛКСМ ЭСТОНИЯ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА ИЗБРАННОГО НА ПЕРВОМ ПЛЕНУМЕ
1. МАРКС Я. К. — секретарь.
2. ГОРЯЧЕВ В. С.
3. ГЕТМАН В. Ф.
4. ГОНЧАРОВ О. И.
5. ПААДИК Т.
6. УЧАМБРИН В. В. - зам. секретаря
7. CTЕПАНЕHKO О. И.
8. ПОПОВ Л. Н.
9. РАУД А. М.

ДЕЛЕГАТЫ НА ГОРОДСКУЮ КОМСОМОЛЬСКУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ
1. МАРКС Я. К.
2. УЧАМБРИН В. В.
3. КАРОФЕЛЬТ К. Я.
4. ПАНТЕЛЕЕВ В. П.
5. ГОРЯЧЕВ В. С.
6. МИТЮРЕВ Н. Ф.
7. КИСЕЛЕВ В. С.
8. ГЕТМАН В. Ф.
9 ПЫДЕР В. Р.
10. ЗЕРНОВ А. А.
11. РАУД А. М.
12. СКРИПКА В. М.
13. РУТТО В. А.
14. ЮСИМ М. Л.
15. СТЕПАНЕНКО О. И.
16. ПОПОВ Л. Н.
17. АНИСИМОВ В. В.
18. ЛИСТОПАД Л. И.
19. ФИЛОНЕНКО В. Н.
20. МОГИЛЬНЫЙ А. С.
21. ДАВЛЕТШИН Ю. Ф.
22. ПУЧКОВ Б. A.
23. СПИХИН Ю. Б.
24. КАЛИТКА А. А.
25. МЯЛЬСОН В. В.
ТР «Нарвский залив". ВПЕРЕДИ-НОВЫЕ РУБЕЖИ – 07 11 1974
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В колонне демонстрантов в день Великого Октября в городе Таллине уверенной поступью пройдет экипаж транспортного рефрижератора «Нарвский залив". Коллектив этого судна в предпраздничные дни вышел победителем в соревновании и награжден переходящим вымпелом Главного управления «Запрыба" и первой денежной премией.
Свой последний рейс он посвятил 57-й годовщине Великого Октября.
Накануне праздника мы побеседовали с секретарем партийной организации судна старшим помощником капитана Евгением Александровичем Руниным и попросили его рассказать о работе коммунистов в предпраздничном рейсе.
— Воодушевленные призывами ЦК КПСС в честь Октября, — начал свой рассказ секретарь парторганизации, — коммунисты судна возглавили работу по выполнению взятых социалистических обязательств. Впервые на борт судна приняли свыше семи тысяч тонн груза. Не считаясь с трудностями и личным' временем, экипаж работал напряженно и настойчиво. Своевременно доставил топливо, пресную воду, продовольствие на суда флота. Раньше установленного срока произвел загрузку на промысле рыбопродукции.
Что же способствовало успеху коллектива?
Инициативная, хорошо организованная работа коммунистов. Коммунисты на деле служили примером в труде, они возглавили смены, вахты, на каждом участке был коммунист. Каждый из них имел партийное поручение. Пример этому подавали капитан-директор Г. Смородский, члены партии И. Соболев, В. Буковский, Э. Лаас, А. Птюшкин, В. Горшков и другие.
На судне не прекращалась экономическая учеба. В одной из групп занятия проводил опытный и хорошо знающий дело, недавно успешно закончивший Калининградский институт рыбной промышленности и хозяйства старший механик коммунист В. Буковский. Другую группу возглавил коммунист А. Птюшкин. Темы занятий — качество продукции и культура производства.
Постоянную заботу о выполнении рейсового задания проявлял второй штурман И. Соболев, инициатор многих начинаний, активный коммунист. Коммунисты постоянно выступали с докладами и беседами о решениях партии и правительства, об экономической политике КПСС на современном этапе, о международном положении, о 30-летии освобождения Советской Эстонии и г. Таллина, 25-летии ГДР. Проводились политинформации о событиях в стране и за рубежом, выпускались стенные газеты, организовывался показ кинофильмов, работала судовая библиотека.
Группа народного контроля, возглавляемая коммунистом Э. Лаасом, проверила состояние техники безопасности, соблюдение противопожарных правил, хранение продуктов, содержание судовых помещений. Недостатки незамедлительно устранялись.
Инспекторский смотр судна в порту прошел успешно. Судно находится под выгрузкой. Приводятся в порядок и готовятся к новому рейсу механизмы. Во всем видна праздничная обстановка. В салоне — лозунги, посвященные Октябрю: «План 1974 года — досрочно», «Пятилетке — ударный труд». В ноябрьских номерах стенной газеты «Океан» и «Комсомольского прожектора» с итогами рейса и предстоящим заданием выступили коммунисты Е. Рунин, А. Птюшкин и другие члены экипажа.
— Успешно завершить 1974 год, перевыполнить плановое задание — вот главная задача коммунистов и всего экипажа, — заключает Е. Рунин.
После праздника Октября судно выйдет на промысел. Впереди — новые рубежи, новые победы в труде.

На снимке: председатель судового комитета коммунист А. Птюшкин.

Н. ДВОРЕЦКИЙ.
Фото В. Грицана.
СРТР-9122 «Клоога». КОММУНИСТЫ В РЕЙСЕ - 05 11 1974
Коммунисты! Будьте в авангарде всенародной борьбы за претворение в жизнь решений XXIV съезда КПСС, активными организаторами и воспитателями масс!
(Из Призывов ЦК КПСС к 57-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции)


Славными трудовыми подаркам» встречает коллектив объединения «Океан» 57-ю годовщину Великого Октября. В канун праздника Октября возвратился с трудовой победой коллектив СРТР-9122 «Клоога».
План рейса выполнен на 128% экипаж судна работал дружно, слаженно.
Успех этого коллектива зависел от активной работы коммунистов, от их личной ответственности за порученное дело. С начала рейса коммунисты имели постоянные поручения. Так, П. Закокурин возглавлял учебу специалистов, он подготовил в рейсе электрика и моториста, С. Агеев проводил работу с комсомольцами, С. Прокопенко — отвечал за политическую и экономическую учеоу экипажа, П. Яровиков выпускал стенную газету и т. д.. Капитан судна В. Соколов, секретарь партийной организации Е. Гринцов и его заместитель А. Григорьев так организовали раооту коммунистов в рейсе, что каждый из них отвечал за определенный участок работы. В рейсе было организовано соревнование по профессии, много уделялось внимания вопросам трудовой дисциплины, быта и отдыха экипажа. Постоянно подводились итоги работы коллектива и каждого специалиста.
Старший мастер добычи И. Гончарук, акустик Г. Гартман делились опытом своей работы.
Регулярно на судне проводились партийные собрания, где с докладами выступали B. Соколов, Е. Гринцов и другие коммунисты, слушались отчеты членов партии о проделанной работе на своем участке, порученном партийной организацией. Партийную организацию и судовой коллектив систематически знакомили капитан судна и секретарь парторганизации с руководящими документами администрации и парткома объединения.
Важным элементом в партийной работе были постоянно действующая лекционная пропаганда, наглядная агитация и стенная печать.
Коммунисты А. Григорьев, C. Прокопенко, В. Соколов и другие посвятили свои выступления перед экипажем на темы: о решениях партии и правительства, о международном положении СССР, достижениях советского народа и трудящихся Советской Эстонии, о героической "борьбе народов СССР в годы Великой Отечественной воины, 30-летии освобождения ЭССР и т. д.. Активно работал в рейсе агитатор — комсомолец И. Кравченко. Все 6 членов ВЛКСМ своей активной работой способствовали достижению трудовых успехов, они были верными помощниками парторганизации.
— На такой коллектив вполне можно было опираться, — заявил капитан судна Виталий Васильевич Соколов, давая оценку работе экипажа за рейс. Коммунист П. Яровиков смог так организовать работу стенной газеты, что она постоянно рассказывала о трудовых делах коллектива, лучших людях, быте и отдыхе экипажа.
Подведены итоги рейса. Коммунисты и весь коллектив сдержали слово, данное перед рейсом.
Не останавливаться на достигнутом, перевыполнить годовое задание, штурмовать новые рубежи в завершающем году пятилетки, готовить достойную встречу XXV съезду КПСС — таковы планы и задачи в ответ на Октябрьские призывы ЦК КПСС экипажа «Клоога».

Н. ДВОРЕЦКИЙ.

На снимках:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

члены экипажа СРТР-9122 за выгрузкой рыбы;
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

матрос В. Осипов ремонтирует невод.

Фото В. Соколова.
ЛИЧНЫМ ПРИМЕРОМ – 05 01 1975
КОММУНИСТ, партийный руководитель — это, прежде всего, воспитатель. Причем самым главным, самым действенным его «оружием» служит личный пример.
Первый помощник капитана... Ведь какая это непростая должность. И именно на ней личный пример, авторитет, завоеванный им, приобретает свое наибольшее значение. Никакая подготовка, никакая эрудиция и образование не спасут положение, если человеку в ответ на его самое справедливое замечание или требование кто-то сможет ответить «а сам?». Тогда рождается «спасительная формула» — «... тоже человек... нервы не железные» и т. д.
... До встречи с Альфредом Антоновичем Каллипом я тоже считала: что ж, и в самом деле, первого помощника следует судить по таким вот, вроде бы «человеческим» меркам, в самом-то деле, не железные же нервы у человека, за полгода чего не случается... Но вот в один из рейсов на БМРТ-333 «Юхан Сютисте» пришел первым помощником капитана Альфред Каллип.
Сначала он показался вроде бы суховатым, педантичным, кое в чем даже излишне придирчивым. «Надо так...» «Так не положено...» — можно было часто услышать от него. В том рейсе я была в составе партийного бюро судна, председателем группы народного контроля и сталкиваться по различным вопросам с Альфредом Антоновичем приходилось часто.
... Началось с планов работы парторганизации в целом и группы народного контроля. Обсуждали их предварительно на бюро.
— Вот у нас записано мероприятие, — сказал Альфред Антонович, — а срок выполнения не указан...
— Когда время будет... в течение рейса сделаем...
— Нет. — мягко, но твердо ответил первый помощник, — Не в течение рейса, а продумайте точные сроки, тогда и выносите на собрание. Так положено...
«Положено, не положено» — не на берегу ведь, где можно все предусмотреть. Зачем в море такая дотошная пунктуальность? Море — оно море и есть, всего не предугадаешь.
Но Альфред Антонович настоял. В планах были точно обусловлены сроки тех или иных мероприятии, даты партийных собрании, политзанятий. Несоблюдение этих сроков, перенос собрания или занятия рассматривались как ЧП. Это — азбука партийной дисциплины, — говорил тов. Кал-лип. В партийной работе, в коммунистическом отношении к труду, к жизни — мелочей нет. Если воспитаешь в себе привычку к дисциплине в малом, значит, будешь дисциплинирован и в большом...
... Да, сначала казалось это ненужной педантичностью: если записано в плане провести собрание, скажем, 25-го, то оно и будет именно 25-го. Если в плане народного контроля намечено провести рейд 10-го, то уже 12-го Альфред Антонович интересовался его результатами.
Кстати, о группе народного контроля: по его инициативе был оформлен стенд группы народного контроля, вывешен план работы, отмечались проведенные мероприятия.
А политзанятия? Чего греха таить, часто на судах их проводят от случая к случаю, когда выдается свободное время, на переходах. А у нас был точно определен день недели и выдерживался неукоснительно. За весь рейс были единичные случаи, когда занятия откладывались — это в те дни, когда вся команда выходила на под вахту.
Но вот что оказалось удивительным: при всей этой требовательности работать-то оказалось легче! Дисциплина не сковывала, не связывала, наоборот: чем организованнее все делалось, тем интереснее было. Собрания были подготовлены, каждый коммунист знал, с чем он шел на собрание, был готов к выступлению, а раз готов — значит, и выступление было содержательным. Аккуратно готовились докладчики па политзанятиях, группе народного контроля помогал весь экипаж, потому что эта работа была для всех видна.
И действительно, дисциплина в одном оказалась дисциплиной во всем. Рейс этот выдался одним из самых трудных. Сначала долго не ладилось с морозильными камерами, работали в пол мощности, ухудшилась промысловая обстановка. Были моменты, когда, казалось, можно было серьезно опасаться за судьбу рейсового задания.
Кто из моряков не знает, как трудно приходится в такой обстановке на судне. Настроение у людей падает, случаются и срывы дисциплины. У нас же такого не было. Только напряженнее шла работа, не слышно было в цеху обычной «травли", короче делались перекуры, безоговорочно, когда требовалось, выходила подвахта, более строгими стали партийные собрания, теперь коммунисты собирались и внепланово, ища выход из трудных положений.
И вот сейчас мне хочется вернуться к тому, с чего я начала: к личному примеру. Да, огромную роль в том, что рейс закончился все-таки успешно, сыграла та дисциплина и требовательность, которую привил с первых же дней рейса Альфред Антонович. И основой этой дисциплины явился личный пример первого помощника. Во всем. Начиная даже от безукоризненного, подтянутого внешнего вида. Ни многочасовая (для него) подвахта, ни усталость, ни случавшееся нездоровье — полгода все же! — не «выбивали его из седла». В цеху, на палубе, в машине его можно было увидеть в самые трудные моменты. Прежде чем что-либо советовать, давать указания, Альфред Антонович детально знакомился с делом, быстро, но глубоко вникал в специальные вопросы. Впрочем, я неправильно выразилась «давал указания». Он не давал, не подменял, допустим, технолога или механика, он советовал, подсказывал, но так как совет был всегда продуман, предложен в спокойной, товарищеской форме, то и специалистам он помогал найти правильное решение.
Интересно проходили у нас и политзанятия. Даже после целого дня работы пропустить их было жалко — каждое из них давало что-то новое, заставляло о многом думать. Душой их, кто бы ни был «официальным» докладчиком, был сам Альфред Антонович. Помню, мы тогда изучали материалы XXIV съезда КПСС. Тов. Каллип хорошо знал людей на судне, группу политзанятий и умел направить беседу так, что каждый в материалах съезда находил что-то касающееся его самого — то ли перспективы области или республики, откуда человек был родом, то ли вопросы образования, но каждый чувствовал себя лично заинтересованным.
Если тов. Каллип требовал дисциплины, то сам он был первым ее образцом. Вот тут уж никак не подходило «а сам...»
Рейс был трудным, а работалось легко. И партийная работа была полнокровной, интересной. Не один год уже прошел с того рейса, а он не забывается — был очень хорошей школой и в партийной, и в общественной, и производственной работе. Я, например, все последующие рейсы сопоставляю с тем, памятным — а как бы поступил, что бы посоветовал в этом случае Альфред Антонович.
Да и после рейса случается обращаться к нему за советом, и всегда он старается помочь.
...В одном из кинофильмов герою задают вопрос: «Что есть партийная работа — должность?» И он отвечает — «нет, призвание». В отношении Альфреда Антоновича Каллипа ответ такой: должность по призванию.


Н. МОЛЧАНЮК.
БМРТ-246 «Антс Лайкмаа". ТВОЯ ОБЯЗАННОСТЬ, КОМАНДИР! - 05 01 1974
В объединении «Океан» помнят успех, которого добился экипаж БМРТ-246 «Антс Лайкмаа", добыв свыше 100 тысяч центнеров рыбы. А в решающем году пятилетки коллектив, возглавляемый капитан-директором Ю. И. Висковым, выступил с почином, который поддержали все суда объединения. Экипаж первым принял высокие обязательства, направленные на досрочное выполнение годового задания.
Несомненно: успехи экипажа БМРТ-246 «Антс Лайкмаа» находятся в прямой зависимости от воспитательной работы, проводимой на судне. Редакция газеты попросила высказать свое мнение по этому поводу и поделиться опытом проводимой на судне работы капитан-директора Юрия Ивановича Вискова.

— Устава по воспитательной работе нет, да и быть не может. Но заниматься ею обязан каждый из командиров. Лишь когда в таком важном деле будет участвовать весь комсостав — не только высшее звено, но и среднее, — будут достигнуты положительные результаты. Это, конечно, не открытие — так подтверждает практика. Тем не менее, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что воспитательная работа должна начинаться снизу.
Поясню свою мысль. Не каждый матрос решится доверить свои сомнения или заботы капитану или первому помощнику — для него это начальство большое. А вот в бригаде, где он работает, непременно поделится тем, что наболело на душе, с товарищами или с мастером.
Другой не менее важный момент в воспитательной работе - чувство ответственности каждого члена экипажа за дело всего коллектива. И наоборот — коллектив должен быть в ответе за каждого. Надо повседневно добиваться того, чтобы все понимали — и за хорошее, и за плохое отвечать будем вместе. Поэтому, я бы сказал, на судне должна быть круговая порука — разумеется, в хорошем смысле слова.
Приведу пример из нашей практики, Случилось однажды так, что отличные ребята, хорошие работники опоздали из увольнения на 7 минут. Но наказали мы не их, а командиров, матросам же не объявили благодарность за рейс.
Конечно, семь минут — это пустяк, мог и поток машин на перекрестке задержать. Огорчило, однако, другое — мы верили этим морякам. К тому же, на борт пригласили лоцмана, судно было готово к выходу. И хотя чрезвычайного происшествия, в общем-то, не было, это опоздание без внимания мы оставить не могли: точность, верность своему слову также надо воспитывать.
Но отношение к людям, конечно, должно быть не только требовательным, но и добрым, заботливым. Надо добиваться того, чтобы на судне сложилась обстановка взаимного уважения и доверия, тогда и работать будет гораздо легче.
Люди сейчас на нашем флоте грамотные, образованные, и говорим мы с ними всегда откровенно, не утаивая трудностей. Не идет рыба или нарушился трудовой ритм — объясним причины, вместе найдем возможности устранения недостатков. А когда экипаж постоянно в курсе всех дел и событий, происходящих на судне, то и обстановка в коллективе будет деловой и здоровой. Нельзя допускать, чтобы выяснение каких-либо обстоятельств, особенно неприятных, происходило, как говорится, через камбуз.
К чести наших партийной и общественных организаций, надо сказать, что они хорошо справляются с теми задачами, которые на них возложены. И если еще несколько лет назад партийная организация не вникала во все подробности судовой жизни, то сейчас положение в корне изменилось. Авторитет ее неизмеримо возрос. Благодаря продуманной, тщательно спланированной работе партийная организация успешно выполняет свои задачи по воспитанию коллектива.
Уже несколько рейсов подряд секретарем коммунисты избирали Сергея Петровича Гречица. Был он раньше вторым, а в последнем рейсе — старшим механиком. Он не только умело проводит лекции, беседы. Ежедневное общение с членами экипажа также имеет немаловажное воспитательное значение. И с этой стороны С. П. Гречиц зарекомендовал себя также хорошо.
Несколько слов о нашем первом помощнике капитана Роланде Михкелевиче Сааре. Его вклад в воспитание экипажа трудно переоценить. Он не рассчитывает на внешний эффект, зато ведет работу глубоко и продуманно н, главное, повседневно. Чело век он очень принципиальный. Если я иногда не среагирую на какую-либо мелочь — пустяк, обойдется! — то он непременно обратит внимание. Люди, которые работали с Сааром, относятся к нему с большим уважением.
Очень дружно трудилась бригада, возглавляемая коммунистом, рыбмастером Владимиром Ефимовичем Марченковым. Опытный производственник, он также является и наставником молодых моряков.
И, наконец, если можно так выразиться, неофициальная часть воспитательной работы. Беседы, лекции — это, конечно, хорошо, но далеко не все. Как много значит в рейсе выдержка, корректность, взаимное уважение между членами экипажа. Надо сказать, что большинство наших командиров обладают этим даром общения с людьми.
Моя собственная практика показала: зайдешь в цех — и у моряков решается целый ряд вопросов, снимается напряжение, появляется уверенность. И как результат этого — лучше, продуктивнее идет работа, нет недомолвок, сомнений.
Мне, как капитану, работать было легко, потому что коллектив оставался постоянным. Бывало, конечно, н так, что ошибались мы в людях, и сами допускали просчеты. Но воспитание — дело творческое: у кого не бывает ошибок?
Однако все вопросы мы решали сообща, коллективно, в первую очередь — с коммунистами. В этом, пожалуй, и кроется успех — и в воспитании экипажа, и в работе.
Памяти ТР «Ханс Пегельман». РЕЙС В ПОЛЯРНУЮ НОЧЬ – 25 12 1975
... Случилось так, что за день до нашего отхода на промысел, мы успели взять с собой газеты с текстом проекта ЦК КПСС к XXV съезду партии и на переходе глубоко изучим «Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976-—1980 годы», как этого требует постановление ЦК КПСС.
Между прочим, при первом знакомстве с текстом проекта мы обратили особое внимание на следующий абзац: «Продолжить изучение и освоение объектов промысла в водах Мирового океана. Развивать рыболовство в прибрежных водах СССР». Почему именно эти строки привлекли наше внимание? Да потому, что наш нынешний, 24-й рейс лежит к северным берегам нашей Родины, восточнее Кольского полуострова, в район Новой Земли.
И здесь мне хочется сказать о том, что весь наш экипаж горит желанием с честью провести этот короткий, но трудный рейс. Ведь нам придется работать в условиях полярной ночи при постоянном обмерзании судна. И как приятно на душе, когда ни у кого из 72 членов экипажа не видишь даже малейшего признака беспокойства и недовольства таким рейсом. Все-таки славные ребята работают у нас на флоте! Особенным почетом пользуются те из них, кто не бегает с судна на судно, верен своему, верен раз и навсегда.
У нас на транспортном рефрижераторе «Ханс Пегельман» таких немало. Возьмем, например, секретаря судовой парторганизации Владимира Ильича Зайцева, начальника радиостанции Антона Аагустовича Майблума, комсомольца Станислава Ивановича Желобкова, готовящегося к вступлению кандидатом в члены партии. Эти товарищи плавают на судне со дня его «рождения» в гор. Николаеве в октябре 1969 года. Более двух лет работает на пашем судне второй электромеханик коммунист Виктор Федорович Ивонин (сейчас он успешно замещает старшего электромеханика), второй механик Юрий Дмитриевич Шабунин и другие. Я говорю о большом значении стабильности экипажа, о конкретной, целенаправленной политической работе по созданию прочных, дружных трудовых коллективов на наших судах, что обеспечит нам в дальнейшем выполнение государственных заданий десятой пятилетки.
От лица нашего экипажа хочется заверить руководство объединения «Океан» и партийную организацию в том, что на моряков «Ханса Пегельмана» можно вполне положиться. Они вступают в десятую пятилетку полные сил и веры в победу.

Н. ЮЖАКОВ, первый помощник капитана ТР «Ханс Пегельман».