0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти экипажа и БМРТ-0431 Каскад - РАБОТАТЬ НА «КАСКАДЕ»-ВЫСОКАЯ ЧЕСТЬ!
От полюса
к полюсу,
в сетке широт
Атлантика
мощные волны несет.
Богата Атлантика,
скажем ясней:
сокровищ немало
в ее глубине.
До Африки знойной,
где воды теплы,
из Балтики хмурой,
суровой,
доплыв,
добычу ведут девяносто ребят.
Их гордое судно
зовется "Каскад".
Энергия,
звучность,
в названье том есть.
Служить на
"Каскаде" –
высокая честь!
Горячий,
сердечный
привет ему наш.
Отлично сработал его экипаж!


Лучшим среди промысловых судов в последнем рейсе на промысел в район Северной Африки оказался по всем показателям БМРТ-431 «Каскад» Таллинской базы тралового флота.
Выловлено рыбы 33 200 центнеров, или 135 процентов к плану, заморозка составила 124,9 процента. Причем, вся рыбопродукция сдана первым сортом.
Сельскому хозяйству изготовлено 2872 центнера рыбной муки—в полтора раза больше намеченного.
Хорошо справился коллектив судна с заданием по выпуску продукции на экспорт.
Сегодня мы печатаем некоторые данные и факты о делах славного экипажа «Каскад»».

РАБОТАТЬ НА «КАСКАДЕ»-ВЫСОКАЯ ЧЕСТЬ!
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


П. ДОРОНИН,
Помощник капитана по производству

КАЖДЫЙ район промысла имеет свои особенности, сложности и трудности, которые приходится преодолевать рыбакам с напряжением всех сил.
В водax Северной Африки, в пределах 14—21 градуса с. ш., где пришлось вести добычу и морозку рыбы нашему БМРТ, самым тяжелым испытанием являлась жаркая погода. Температура воды обычно достигала 20—23 градусов, а воздуха превышала 30 градусов.
Если обычно раньше мы бывали спокойны, когда при заморозке минусовая температура в брикетах равнялась 16 градусам, то теперь для сохранения качества продукции требовалось иметь в брикетах не менее минус 18 градусов. Отсюда ясно, что компрессоры работали, что называется, на пределе. И если весь рейс обеспечивалась подача холода, то в этом исключительная заслуга людей, обслуживающих эти установки.
Естественно, при африканской жаре крайней необходимостью являлась быстрота обработки рыбы. Значительной части обработчиков в таких условиях прежде не приходилось бывать. Однако они все же освоились и взяли нужные темпы. Надо отдать должное таким руководителям производства, как рыбмастер Алексей Семенов, Его умение находить с людьми общий язык, ободрять их, помогать им в совершенстве овладеть своими квалификациями создавало в цехе обстановку коллективизма и ответственности всех за общее дело.
Нельзя забыть и о работниках, обслуживавших рыбомучную установку. Она была впервые на судне смонтирована и освоена в этом рейсе. Выпушено 287 тонн рыбной муки.
Теперь о недостатках и претензиях. Как уже упоминалось, в африканских водах цеху требуется большее количество холода. Наши компрессоры работали на пределе. Следовательно, для этого района промысла суда должны оборудоваться более мощными компрессорами.
Второе. Тара для упаковки продукции должна быть более высокого качества и стандартной. По прошлым рейсам надо сказать, что тара, поступающая с ряда фабрик, и рвется и отнимает время на переупаковку.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Капитан А. Кожурин - август 1968

ПО СЕМЬ ТОНН

На разборе рейса капитан- директор А. Кожурин привел такие данные и факты.
С марта по 21 июля продолжался рейс «Каскада» в район Северной Африки.
Пятнадцатисуточные переходы на промысел и обратно в порт совершены благополучно.
Восемьдесят суток судно находилось непосредственно на лову. Работали на глубинах от 60 до 200 метров, грунты были не плохие.
Сделано 467 тралений с общим временем в 730 часов. Улов на одно траление за час в среднем составил 7 тонн. Кроме того, трое суток вели впервые лов пелагическим тралом и вполне освоили этот вид добычи.
На снабжение не приходилось обижаться. Продовольствием, например, полностью удовлетворялись запросы команды, трижды получали свежие овощи.
Однако недостаточно отпускалось судну краски. В неважном состоянии после ремонта оказались трубопроводы, случалась утечка аммиака. При оттайке приходилось прекращать работу. Лишь большой труд машинной команды обеспечивал безотказные эксплуатационные качества машин и механизмов.
За рейс членам экипажа всех специальностей вынесено 228 благодарностей. Это в среднем более чем по два на каждого человека.



СОРЕВНОВАНИЕ В РЕЙСЕ

В. ШЕВЧЕHKO,
председатель судкома БМРТ-431

Многогранна и сложна профсоюзная работа в дальнем рейсе.
По выходе из порта на общем собрании избираются судовой
комитет, а вместе с ним ревизионная комиссия, группа народного контроля, товарищеский суд, редколлегия стенной газеты и редколлегия
радиогазеты. Один перечень этих организаций говорит о широком
круге вопросов, которыми приходится заниматься в море. На судовой комитет вместе с партийной организацией ложилась очень
ответственная задача по налаживанию внутренней жизни коллектива.
Сам судовой комитет в составе семи человек был избран из
представителей обеих смен обработчиков и добытчиков, а также
других служб судна.
С чего мы начинали? Прежде всего, учитывая солидную прослойку
новичков, разъяснили людям правила дисциплины и социалистического
общежития в дальнем плавании, еще раз ознакомили их с нормами,
оплатой труда, отвечали на их вопросы.
Нам предстояло на это раз освоить новый вид лова- пелагический.
И, конечно, во главе всех мероприятий ставилась основная цель -
выполнение задания по добыче рыбы, заморозке, при хорошем качестве
продукции, что обеспечивало бы рентабельную работу судна.
Исходя из этих факторов, развертывалось социалистическое
соревнование. По прежнему опыту соцдоговоры вахт и бригад составлялись строго конкретными: на каждую смену определялись цифры улова, расфасовки, упаковки и т.п. Подобно бригадным, брались и индивидуальные обязательства.
После обсуждения их на судовом комитете они утверждались на общем собрании.
Здесь судком прислушался к голосу членов профсоюза и внес
коренные изменения в оценку соревнования. Раньше, например,
при наборе первого груза подсчитывались цифры выполнения
за весь месяц. И получалось, что лучше работающая бригада имела
меньшие показатели. И не по своей вине. А почему? Да потому что
на ее смену приходились переходы, разгрузки т. п. Теперь это
принималось во внимание.
В соревновании с БМРТ-463 каждую десятидневку объявлялись команде итоги обоих судов по вылову, заморозке и иным показателям. Это очень подтягивало людей. И добиваясь победы в соцсоревновании с БМРТ-463, мы одновременно, так сказать, незаметно для себя, завоевали первенство среди судов всех флотилий Западного бассейна, промышлявших у берегов Северной Африки.
Первыми обладателями переходящих вымпелов в экипаже явились добытчики бригады Эдуарда Попса и обработчики Алексея Семенова. По машинной команде отличилась вахта третьего механика т. Вахтра. До конца рейса удерживали первенство no чистоте своих помещений жильцы каюты № 83, где старшим был старший матрос Иван Мосягин.
Самым серьезным образом подходил судком к обсуждению кандидатур на звание ударника коммунистического труда и на судовую Доску почета. Матрос Ильмар Каль, рефмоторист Юрий Пургин и другие товарищи, выдвинутые на присвоение звания ударника коммунистического труда, заслужили такое доверие коллектива и производительной работой, и дисциплинированностью, и соблюдением правил социалистического быта. Например, обработчик Юрий
Подкопаев как раз и жил в той каюте № 83, которая первенствовала по чистоте и порядку в ней. Конечно, не все задуманное, запланированное удалось довести до конца. Но опыт профсоюзной организации в этом славном рейсе в дальнейшем пригодится нашим активистам.




НА ДОСКУ ПОЧЕТА

Добросовестно трудились добытчики, руководимые старшим мастером
Володиным и его помощниками Э. Попсом и В. Мююрисепом.
Хотелось бы отметить и многих других. Вот, например, матрос второго
класса Владимир Рындин, совершавший первый рейс. Он стал виртуозом своего дела, занесен на судовую Доску почета, и повысил вою квалификацию до матроса первого класса.
Девятнадцать самых лучших членов экипажа были выдвинуты для
занесения на Доску почета.
Среди них добытчик Рудольф Кипус, мастер добычи Эдуард Попс, токарь Олег Братков, матрос Петр Семенов и другие.
МОРЕ ЗОВЕТ - февраль 1968
БЫЛА у меня на днях встреча со знакомым военным моряком. Потолковали о деле, а потом капитан-лейтенант Валентин Максименко вдруг говорит:
— Знаешь, теснее нам надо жить, рыбакам и военным морякам. Встречаться чаще - не только в кои веки, да по делу только, да с глазу на глаз... И рассказал, что много приходит к ним на флот служить наших рыбаков. Хорошо служат! Море знают, любят. Да и жизнь на кораблях парням не в диковинку. А когда начали просматривать военные фотографии, положил передо мной одну:
— Не узнаешь? Тоже ваш, рыбак.
— Так это же Рохтла! — говорю с удивлением — Работал до призыва вместе со мной на «Станиславе Монюшко».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

февраль 1968- Рохтла

- Отличный моряк! Не только внешне, а как бы это сказать, внутренне подтянут. Знает навигационные приборы. На переходах по морю —правая рука командира БЧ-1.
— А где он сейчас?
— Ушел с кораблем в другой порт. Было это с год назад. Может, уволился в запас уже...
Но не только рыбаки пополняют военно-морской флот. Не иссякает и встречный поток. Отслужит парень на флоте, да и возвращается назад, в рыбацкую семью. Море зовет! Примеров тому много Расскажу об одном случае, как говорится, свежем.
В далекой от морей Костроме кончал десятилетку Саша Чистяков. Потом ехал — через десятки городов, мимо сотен учебных заведений — в Таллин, к морю. Поступать в рыбопромышленный техникум.
Поступил и закончил. Работал с 1960 года третьим штурманом на СРТ, потом — вторым... Плавал с капитанами Юрием Скучалиным, Юрием Авериным, Александром Пироженко. Сделали эти капитаны Сашу моряком, научили понимать и любить море.
А осенью 1961 года призван был на Военно-Морской флот. И вот, спустя четыре года, снова Александр Чистяков в Таллине. Отслужил.
Был я у него на днях. Встретила Валентина, жена.
— А Александр где ? _ спрашиваю.
В мореходном училище. Снова в траловый флот поступает на работу... готовится к сдаче техминимума. Да вы проходите, садитесь!
Сидим, беседуем. Возле нас возится с игрушками пятилетняя белобрысая девчушка. Это — Леночка, как она сама себя отрекомендовала. Тут же и ее сестричка Алла, совсем еще игрушечная, три месяца человеку. На кухне не позванивает посудой бабушка — приехала из Тулы навестить замужнюю дочку. Атмосфера
хорошего семейного быта.
А вот и сам хозяин подоспел! И зашел у нас с ним неторопливый разговор о военной службе, гражданской жизни, планах на будущее...
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

февраль 1968 - Александр Чистяков

Более пятнадцати благодарностей командования, удостоверение об окончании двухгодичного университета марксизма-ленинизма, присвоение звания «Отличник боевой и политической подготовки» и завершающая службу «Благодарственная грамота за безупречную службу в Вооруженных Силах Союза ССР» — вот неполный итог четырех матросских лет! Там же вступил в члены КПСС. Так-то выполняют воинский долг рыбаки! А впереди — снова рыбацкое море, будни промысла. Впереди осуществление мечты: поступить и окончить Ленинградское высшее мореходное училище имени адмирала Макарова...
Три фута тебе под килем, Александр Чистяков.

Н. СИМОНЕНКО.
Памяти экипажа и ПБ "Фридерик Шопен" - ПРИШЛА ПЛАВБАЗА - июль 1968
К ГОДОВЩИНЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ COBETCKOЙ ВЛАСТИ В ЭСТОНИИ

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


С какой радостью встречали на банке Джорджес плавбазу-рыбзавод "Фридерик Шопен" рыбаки! Свежая почта, новые фильмы, пресная вода и продукты питания - вот что такое приход плавбазы в район промысла. А помимо всего этого - возможность сдавать улов, продвигать план!
Круглые сутки в течение 49 дней подходили, швартовались к борту плавбазы промысловые суда. На обоих — кормовом и носовом причалах непрестанная шла работа. Подадут стрелой с плавбазы на палубу СРТ пустую бадью, быстро заполняют ее рыбаки свежьем ...
- Вира! — кричат ухману и лебедчику, и вот уже плавно плывет она по воздуху на плавбазу. Откроет приемщик замок откидного днища, потоком хлынет сельдь в рыбный отсек на палубе ... снова, без минуты промедления, подают бадью, на СРТ — время дорого!
Вообще прием свежья на носовом причале не был предусмотрен проектом. Слишком удален он от приемных рыбных отсеков. И вот то, что казалось неразрешимым проектировщикам, успешно преодолели новаторы судна: они изготовили длинный наклонный гидрожелоб с приемным бункером! Принятое на носовом причале свежье по желобу устремляется в корму. Стало возможным принимать под разгрузку два судна со свежьем одновременно.
Из рыбного отсека через люк в палубе попадает рыба в трюм, где в три смены работают бригады, рыбообработчиков. Будут ее здесь сортировать, промывать, расфасовывать строго по весу, в противни, морозить... Потом упакуют брикеты в короба и упрячут в громадные трюмы. И до тех пор не уйдет плавбаза в порт, пока не забьют моряки трюмы судна «под завязку».
Работают на плавбазе известные на флоте мастера обработки рыбы. Самую разнообразную продукцию могут выпускать бригады под руководством старших мастеров Дмитрия Вовка, Егора Бичикова, Ивана Лукиянова. Пресервы спецпосола в пяти и трехкилограммовой таре, филе, мороженую, готовую соленую различных рецептов посола. Не выбрасываются, идут в дело и отходы, поврежденная рыба и прилов. Из них выпускается ценная для животноводства кормовая мука. Тоннами измеряется получаемый при этом технический рыбий жир. Не судно, а плавучая фабрика!
За рейс принято на Джорджес банке от промысловиков и заморожено около трех тысяч тонн свежья да почти полторы тысячи тонн выпущено готовой соленой продукции из полуфабриката, той самой готовой, которая идет сразу на прилавки магазинов. Две с половиной сотни тонн изготовлено рыбной муки — два плана! А если перевести работу экипажа на деньги, получается: дали шопеновцы за рейс прибыли государству 870 тысяч рублей, из них 186 тысяч — сверхплановой!
Конечно, прибыль эта рождена не одним лишь ударным трудом рыбообработчиков. На «Фридерике Шопене» знают источники рентабельной работы, умеют считать деньги. В общий итог влились доходы от перевозки топлива, воды и промвооружения для судов. В нем также экономия, полученная за счет бережного расходования шкиперского и боцманского имущества.
Ежедневно в 19 часов собирается у капитан-директора Юрия Николаевича Карулина ведущий комсостав. Подводится итог прошедшим суткам работы. Бывает, выявляются узкие места или взаимные претензии высказывают друг другу начальники служб. Здесь после обсуждения сообща отыскивается верное решение. Открыты двери на такие совещания и руководителям общественных организаций судна. Это помогает объединять усилия экипажа, мобилизовать его на выполнение главных задач.
Умеют хорошо работать и культурно отдыхать шопеновцы. Концерты самодеятельности, вечера отдыха, соревнования по волейболу и стрельбе из пневматической винтовки, настольные игры разнообразят морской быт моряков. Да и как здесь быть скуке, если сам первый помощник Георгий Николаевич Рубанский не только организатор, но и участник многих затей! Если есть на судне такие таланты, как исполнитель плясок Владимир Мартыненков, мастер острого слова Николай Косенко, гитаристы и исполнители песен Виктор Копица, Геннадий Никандров, Юрий Женов, Валерий Дульцев, Валерий Крюков Галина Хропова и многие другие!

Н. МИТРОФАНОВ.
Памяти Леонида Мускевича, март 1968 - ЗАКОН МОРЯ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


ПРИБЛИЖАЛСЯ праздник. Я зашел в каюту стармеха. Надо было написать в праздничный номер судовой стенгазеты «Голубой континент» о ком-нибудь из ветеранов флота. А стармех Леонид Мускевич был именно таким ветераном, у которого можно было взять интервью. Стармех сначала отказывался, потом все-таки сдался.
Я, по-видимому, затронул то, что прочно отложилось в памяти ветерана: как он себя чувствовал и о чем думал, когда первый раз попал в Атлантику.
— Ругал себя на чем свет стоит за то, что понесло меня в этот кипящий котел, что черт дернул меня поступить в мореходку... Конечно, ругал в те моменты, когда был в состоянии о чем-то думать. Шторм измотал меня, думал, вообще не выдержу.
Каждый взлет и падение судна болью отдаются во всем теле. И тошнота, тошнота, которую ждешь со страхом, потому, что в тебе уже ничего нет, но она упорно подступает. Кажется, что это внутренности противно подкатывают к горлу.
В самом деле, зачем он пошел в этот горько-соленый ад? С тех пор, как люди оторвались от берегов и вышли в открытый океан, они не перестают задавать себе этот вопрос. Наверное, наступает в жизни каждого мальчишки такой момент, когда его начинает неудержимо тянуть к воде.
Под действием таких вот, наверное, извечных сил, покинул однажды и Ленька Мускевнч свои степные Прилуки и двинул на Балтику, в Клайпеду.
— Почему в Клайпеду? Трудно сказать... У нас в Прилуках вообще все парни выбирают два пути — или к Черному, или к Балтийскому морю. Я выбрал, который длиннее, — шутит стармех. — Закон моря! — добавил он свое излюбленное.
— Ну и как же пошла потом служба на морях? — спросил я.
— Служба началась уже после окончания училища, В мореходке что-о, теория давалась легко, единственная забота — не пропустить бы танцы где-нибудь. Но потом... До чего же я был зеленый и неопытный!
Помню случай один. Ходил я тогда стармехом на СТБ. "Стармех" ... задохнуться можно. Сломался как-то сухарь включения
реверс-муфты, думал, умру от страха, целый день места себе не находил.
Потом помаленьку стал-таки механиком. Особенно много мне дал Тимофеев, второй механик. Я тогда уже на РР ходил. На нем же через три рейса дослужился до стармеха. Здесь уже на меня навалилось много забот. Стармех за все в ответе. Постепенно дошел до стармеха БМРТ. Короче, рос вместе с флотом.
— Ну, а как теперь, все изучено до тонкости, или иногда тоже приходится волноваться?
— Всего, наверное, никогда не изучишь. Кажется, и опыта уже немало, ведь случаи разные бывали, а все равно иногда становишься в тупик, копаешься, пока не найдешь, в чем дело. Ну и волнуешься, естественно. Ведь если двигатель стоит — и судно стоит.
Однажды был, прямота ки, опасный момент. Я плавал тогда на БМРТ-355. Выбило набивку дейдвудного сальника, и вода хлынула
в туннель гребного вала, да так, что осушительные насосы не успевали ее откачивать. Всю ночь, в течение семи часов, почти по пояс в воде, боролись мы за живучесть судна.
Только утром удалось поставить дубль-сальник и остановить поступление воды.
- Ну и нравится после этого морская жизнь?
-Безусловно. Думаю, что интереснее профессии, чем морская, трудно найти. Море берет человека в плен, из которого, намой взгляд, почти невозможно вырваться. Я после каждого рейса собираюсь идти учиться в институт, собираюсь ... и ухожу в новый рейс. Да, между прочим, в том самом рейсе, когда впервые узнал, что такое шторм и когда
мне казалось, что я все брошу, в том самом рейсе я понял, что
с моря мне не уйти. Закон моря!

Сейчас Леонид Мускевич
учится в Калининградском институте,
чтобы стать инженером-механиком.
Это тоже закон моря.

А. КОВБА.
30 марта 1968 - ОДИН ДЕНЬ В «КЛУБЕ ЮНЫХ МОРЯКОВ»
ОПЕРАЦИЯ «Л»

В КОНЦЕ Таллинского морского рыбного порта, где акватория его еще не имеет причальной стенки, лагом стоят три судна: «Юнга», «Ляянемаа» и «Пионер». Это — пионерская флотилия. Здесь размещается «Клуб юных моряков» Таллинского дворца пионеров.
Клуб существует уже седьмой год. Первое время его «моряки» были сухопутными — клуб имел своих судов. Но вот в 1963 году им передают трехмачтовую шхуну... То-то было радости у детей! Еще бы! Свой корабль есть, пионерский! Неважно, что корабль этот не имел хода - богатая фантазия вполне позволяла ходить на нем в дальние плавания.
Второе судно - "Юнга" передано уже со всем действующим
оборудованием. Три года подряд на нем летний лагерь.
Вот когда началась настоящая жизнь! Морские прогулки
по Таллинскому заливу, переходы к острову Аэгна и в Пярну...
В настоящее время флагманом флотилии является "Ляянемаа".
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

корабли КЮМ 30 марта 1968


Здесь держит свой "брейдвымпел" Тыну Мельтсаса, начальник
"КЮМ".
... Когда я поднимался по трапу на судно, то увидел, что сюда же с берега направляется школьник.
- А ты, мальчик, к кому? - спросил я.
- А вы разве не знаете, что здесь "Клуб юных моряков"?! – с чувством собственного достоинства ответил мальчишка.
- Чем же сегодня будешь заниматься?
— Сегодня в нашем кружке соревнования — «Операция «Л».
Из дальнейшего разговора выяснилось, что мой новый знакомый Алар Лаатс - ученик 7 класса 10-й средней школы, член клуба, любит море и технику, занимается в группе судовых механиков.
Сидим в каюте, беседуем с Хельмутом Вилу, заместителем начальника клуба по учебной части. Здесь же - старший штурман учебного судна Пеко Пийбер.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Пеко Пийбер проводит занятия в КЮМ 30 марта 1968
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

юный штурман Юрий Пейт 30 марта 1968

- Занимаются у нас больше ста мальчиков из 26 школ города. А девочек всего две, они в кружке парусников, которым я руковожу, -
рассказывает X. Вилу, - Кроме того, работают кружки скутеристов, моделистов. А желающих стать штурманами и судовыми механиками больше всего, пришлось по две группы создавать! — улыбается Хельмут Аугустович.
— Как часто бывают занятия?
- Вообще программа рассчитана на три года. Первый - общее знакомство, остальные два по специальности. В зимнее время занятия в кружках раз в неделю по четыре часа.
_ Но ведь дети учатся в разные смены...
- Учитываем. По нашемy распорядку учебное время - в утренние
в вечерние часы.
— А как работает клуб летом?
— Во Дворце пионеров есть береговой палаточный лагерь между Пярну и Хаапсалу. Юные моряки прибывают туда на своем флагмане «Ляянемаа». Кроме того, есть там наши две моторные шлюпки, две весельные, два парусных швербота и катер «Пионер». Дети отдыхают по путевкам Дворца пионеров.
В заключении интересуюсь:
_ А что это за "Операция "Л " у вас сегодня?
— Серия вводных, записанных азбукой «Морзе». Мало суметь прочесть, нужно еще выполнить задание. Например, первое задание: "Идите в рубку, нарисуйте важнейшие Флаги бедствия". Второе: "Свяжите четыре морских узла, объясните их назначение". Третье: «Нарисуйте положение "Ляянемаа" по отношению к сторонам света». Четвертое: «Выделите три человека. Кидайте бросательный конец на дальность». Пятоe: "Покажите пожарную систему в машинном отделении».
-- А что в итоге соревнования?
- Выявим сильнейшую группу. Ребятам известно, что победители отправятся весной в туристический поход по Эстонии на автобусе.
— Скажите, в какое время года идет прием детей в клуб?
- В любое время. Принимаем с тринадцати лет. Пусть приходят.
Примем!

Н. СИМОНЯН
Памяти экипажа и БМРТ-227 Аугуст Алле, июнь 1968 - Человек трудом славен!
НАВСТРЕЧУ ДНЮ РЫБАКА

В порту под выгрузкой стоит БМРТ-227 "Аугуст Алле". Судно вернулось к родным берегам с большой производственной победой. Успех обеспечен четкой, слаженной работой всего экипажа по выполнению рейсового задания.
Сегодня на этой странице рассказывается о буднях коллектива, о деятельности администрации, партийной, профсоюзной, комсомольской организаций в борьбе за успешное выполнение социалистических обязательств в честь Дня рыбака.




Во льдах и метелях
Беседа с капитан-директором Ф. ТАММОМ.

Южная сторона Таллинского морского рыбного порта. На лобовой части надстройки одного из БМРТ свежий ветер полощет красный плакат. На полотнище белеют слова: "Здравствуй. Таллин!".
Это, — вернувшийся из рейса и ставший под разгрузку БМРТ-227 «Аугуст Алле»- Капитан-директор Фридрих Михайлович Тамм рассказывает:
— Ушли в рейс 2 февраля, вернулись в порт 9 июня — 101 сутки работали на промысле в районе Лабрадора и на Большой Ньюфаундлендской банке. Об условиях работы судите сами: ледовая обстановка, мороз до 20 градусов при десятибалльном ветре, снежные заряды... Это — у Лабрадора, где были до середины марта. Трудно приходилось. Но подъемы были отличные — по 15—20 тонн трески брали за 45 минут траления и это удваивало силы экипажа, помогало бороться со стихией, преодолевать невзгоды.
Наиболее «рыбными» для нас квадратами были 437, 440 и 457, а самая удаленная на север точка промысла — квадрат 512. Определяющим для работы здесь является дрейф ледяных полей с севера на юг, по ходу лабрадорского течения. Пришлось до десяти раз подниматься у кромки льдов на север, находить «просветы» в полях, работать в них, опускаясь вместе с дрейфующими полями к югу.
Опасная навигационная обстановка вынуждала постоянно иметь в темное время суток впередсмотрящего но баке. Два штурмана находились на мостике во время траления. И все же тяжелые льды вытеснили в марте нас из этого района. Некоторые БМРТ других флотилий получили пробоины — пришлось уйти. Дальнейшая работа продолжалась на БНБ, где уловы были сравнительно ниже.
Экипаж в рейсе работал на совесть. В помощь обработчикам выходила на подвахту остальная часть команды. Однако хорошие экономические показатели в рейсе достигнуты в основном за счет сверхплановой разделки рыбы и улучшения ее ассортимента. К примеру, один центнер разделанных сверх плана окуня приносил нам дополнительно 21 рубль, трески — 10 рублей. Люди знали источники прибылей и не считались с затратами труда на разделку рыбы. Отмечаю отличную работу добытчиков, обработчиков во главе с мастерами Василием Семениковым, Владимиром Володиным, Николаем Петраковским, Иваном Семашко. Машинная команда под руководством Леонида Сергеевича Максимова обеспечила нормальную работу механизмов в условиях обледенения. Из штурманского состава хочу выделить старпома Зозулю Бориса Трофимовича. Который свободно разбирается в промысловой обстановке. Впервые довелось работать с таким добросовестным и знающим электрорадионавигатором. как Эльмар Саареметс. Доброе слово нужно сказать о радисте. Геннадий Варша отмечен за четкую оперативную работу на промысле начальником экспедиции И. Агеевым.


С ЕДИНОЙ мыслью
А. КРЕСТЛИНГ, секретарь парторганизации

В нашей партийной организации 23 КОМ¬МУНИСТА и два кандидата в члены партии. Судите сами, какая это сила! В бюро избрали самых достойных, умеющих работать с людьми.
Главной нашей целью было, как и на других судах, добиться успешного выполнения государственного задания. Этому была подчинена вся деятельность организации.
Разумеется, цифры не заслонили от нас членов экипажа. Ведь цифры, как известно, - результат труда. А труд этот производят люди. В конечном итоге, все завит oт них. И как важно постоянно помнить об этом.
Единой мыслью были пронизаны все мероприятия, проводимые коммунистами: человек воспитывается в труде, трудом он славен.
Наш идеологический фронт возглавлял коммунист, старший матрос Юрии Эдуардович Сеппиус. Его огоньку, умению зажигать сердца людей можно позавидовать. То и дело видят его среди товарищей. Общителен. Сумеет отстоять свою точку зрении. В этом уже сказывается его принципиальность.
Трудно нам было у Лабрадора, Сильные ветры с морозом. Добытчики продувались, что называется, насквозь. И вот где сказалась та работа с людьми, которую мы провели на переходе и которую возглавлял Юрий Эдуардович.
Почти половина состава в этом рейсе была впервые в море. Новичкам мы уделили особое внимание, разбили экипаж судна по группам и проводили занятия. Начальникам служб дали конкретные сроки подготовки новичков и строго следили за их выполнением. Так, на месте, мы узнавали человеческие характеры. способности людей противостоять трудностям, закаляли их волю.
Политическое, идейное воспитание вели у нас и первый помощник капитана Петр Кудрин, и старший механик Леонид Максимов, и старший мастер добычи Василий Семеников, коммунист Виктор Волга и другие.
Я называю имена самых отличившихся на этой работе. А в целом все коммунисты занимались идеологическими вопросами. прекрасно понимая, что успех производственный зависит как paз от идеологического воспитания людей.
Трудностей у нас было немало. Вот хотя бы такая. Убедить людей в разработке рыбы на филе, шкерке. Собирали бригады, беседовали, спорили, подчас крепко. В конце концов, успеха добились.
За весь рейс у нас не было ни одного случая нарушения трудовой дисциплины.
В идеологическом воспитании коллектива мы использовали самые разнообразные формы. Дни рождения (а в этом рейсе их было на редкость много!) — поздравления, подарки. Успех смены -красочно оформленная "молния", фамилии отличившихся. Недостатки — что ж, и они находили свое отражение: выпущено шесть номеров стенной газеты "Нептун".
Результат всей этой работы - успешное выполнение социалистических обязательств.


НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ

И. СЕМАШКО,
член комсомольского бюро

Нас, комсомольцев на судне столько же, сколько и коммунистов, — 25 человек. Старались не отставать от своих старших товарищей. В любом деле были, что называется, на переднем крае.
Нынче год особенный — комсомольский. Вся страна будет отмечать 50-ле-тие ВЛКСМ. И социалистическое соревнование, развернувшееся на судне, приобрело для нас еще и свой дополнительный смысл — достойно встретить юбилей.
Мы очень дружны с партийной организацией. Да и секретарь партбюро — парень молодой, только что на выходе из комсомольского возраста. Наверное поэтому ему близки и понятны запросы молодых. Бюро комсомольской организации, возглавляемое Леной Колесниковой, на мой взгляд, хорошо поработало в рейсе. Каждый конкретно отвечал за какой-то участок работы, периодически отчитывался на бюро. Итоги соревнования подводили еженедельно. Жарко спорили, отстаивая первые места бригад. Учитывали не только производственные показатели, а даже и такое вот: а как ты ведешь себя по отношению к женщинам, работающим на судне. Кстати ГОВОРЯ, прекрасная половина рода человеческого на нас не в обиде. Грубостей не было. А в день 8 Марта мы специально для них выпустили фотогазету с портретами женщин судна, с добрыми и ласковыми подписями.
Работали комсомольцы в рейсе с удвоенной энергией. Перечислить бы ceйчас имена всех, да не хватит места в газете. Да и вдруг кого-нибудь забудешь.
Другое дело, наша фотолетопись судна. В нее мы обязательно заносим отличившихся. Летопись эта ведется с самого рождения судна. Начата тогда, когда «Аугуст Алле» еще строился в Клайпеде.
На счету комсомольской организации — и радиогазета, и подготовка концерта, и участие в вечерах отдыха, и организация сбора средств в фонд борющегося Вьетнама...
Все это позволяет говорить о плодотворной деятельности бюро и всей организации в целом.



УДАРНАЯ СИЛА
Р. ГОЛЕНКО,
помощник капитана по производству.

ДОБЫТЧИКОВ и обработчиков на судне смело можно назвать ударной силой экипажа, той его частью, которая непосредственно «делает план».
На Лабрадоре крепко досталось добытчикам. Работали на глубинах 300— 500 метров, грунт — камень, скала. Случались повреждения трала. Ремонтировать приходилось на морозе, когда за пять-десять минут трал обледеневал. Но даже в этих условиях получили в рейсе экономию на промвооружении за счет технологически грамотного, хозяйского использования.
Обработчикам тоже пришлось иметь дело с замерзшей рыбой. Это, безусловно, снижало темп работы, создавало дополнительные трудности. Экипаж подобрался крепкий, обошлось без нытиков. Понимали люди, что успех рождается там, где борются за него.
Лучшими за рейс по итогам соцсоревнования признаны бригада обработчиков мастера Николая Петраковского, у добытчиков — бригада мастера Владимира Володина. Отлично обслуживала нашу работу вахта второго механика Юрия Яковлева. Не было претензий и к электромеханической службе.
Работники консервного цеха — мастер Лебедев, помощник Кузнецов, справились с рейсовым заданием. Считаю, однако, что 20.000 банок — план для БМРТ заниженный, и в силу этого на выпуске консервов судно прибыли не получило, едва ли окупились пая работников. Рентабельна эта работа у мурманчан, при выпуске за рейс 50—60 тысяч банок.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


партгрупорг первой смены матрос
второго класса Алексей Курочкин. Смена завоевала переходящий
приз судна по результатам рейса;
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

партгрупорг второй смены старший матрос
Виктор Волга за работой.


""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

споем, друзья! ...
Памяти девушек и женщин ТБОРФ - Морские кашевары
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


ГОРИЗОНТ теряется в легком мареве. Облака прячутся за бескрайними, сколько доступно взору, полями льна. Под порывами ветра все вокруг колышется, будто волны идут по морю.
Девушка потуже затянула сбившийся платочек, медленно пошла по полю, поглаживая ладонями вершины растений. "Лён, мой лен...".
А он уродился знатно. Наверное потому, что и ее звено вложило немало труда: зимой удобряли, весной обрабатывали почву, выпалывали сорняки, потом подкармливали, потом ... Потом льнозавод и прибыль колхозу немалая. Почетную грамоту и премию просто так, за красивые глазки не дают.
Тело стало невесомым. "Сейчас поплыву по волнам во-он туда ....". Но чья-то рука неожиданно легла на плечо.
Инна открыла глаза. Над ней наклонилась Аня и трясла за плечо.
— Да проснись же — «Монюшко» подходит. Или не хочешь увидеть наших девочек?
Такое пропустить было нельзя. Ведь с Зоей Вишневской. Валей Шеманской и Людой Емельяновой они провели вместе в училище немало времени.
А «Станислав Монюшко» и впрямь проходил совсем рядом. На палубах можно было различить знакомые лица.
— Зоя! Зоя! — стараясь перекрыть плеск волн, кричала Инна.
Ну разве поговоришь о чем-нибудь на таком расстоянии! Плавбаза уже прошла мимо.
Аня отправилась на камбуз. А Инна не спешит уходить с палубы. До ее вахты еще есть время.
КРАСИВО море ночью — все в огнях. Кажется, будто светлячки праздник справляют. Девушка знает, что это траулеры ловят рыбу. Их обслуживают суда покрупнее — производственные рефрижераторы «Аугуст Корк», «Советская Родина», «Крейцвальд». И плавбаза-рыбозавод «Фридерик Шопен», на которой она сейчас находится.
Здесь более двухсот человек. И всех накормить надо. Среди шести поваров — четыре на камбузе обед варят, а двое хлеб пекут — «кашеварят» Инна с Аней — выпускницы Витебского кулинарного училища. Когда подошло время распределения, девушкам предложили пойти на Балтику. — А какое оно, море? — был первый вопрос.
Ведь многие из них никогда не встречались с ним. А предстояло стать запанибрата. С неизведанным. Решиться было трудно. Когда же пятеро сказали «да», троих зачислили на плавбазу-рыбозавод «Станислав Монюшко», а Инну Буховец и Анну Базылеву на «Фридерик Шопен».
Кухня на белоснежном красавце-корабле совершенно очаровала девчат.
— Ой, Инна, смотри-ка, электроплиты и паровые котлы! Сковорода и та электрическая! И картофелечистка есть! Я никогда не думала, что на судне кухня может быть оборудована с таким комфортом ...
Подруга тем временем осматривала пекарню: решила попробовать себя в кулинарном искусстве.
А и то сказать, немалое умение необходимо, чтобы испечь праздничный пирог. И не раз-другой за рейс, а почти ежедневно. Такова традиция — к именинам женщины получают торт, а мужчины — крендель или пирог. Ну, а обычные хлопоты: 70 буханок белого хлеба каждый день («чтобы всегда свежий был») и столько же черного через день.
Конечно, не обошлось в первом рейсе без курьезов. Однажды у Инны основательно «подгорел» хлеб. А на камбузе у Ани случилась совсем наоборот - бифштексы, поданные к столу, оказались сырыми. И хотя это вышло случайно, девушки горько переживали свою неудачу.
... В каюту вбежала Аня:
— Письмо от девчонок!
Головы склоняются над листками. Глаза поедают вязь скорописи. Как-то вам. подружки, живется-можется на другой плавбазе?
«... Мы все живы и невредимы. Качку переносим помаленьку. Валю здорово укачало, но сейчас она ожила. Мы с ней работаем в пекарне, хлебы печем. В следующем месяце с Валей будет пекарить Зоя, а я — на кухне. Мы понимаем, что надо все уметь делать, и поэтому пошли в пекарню. А как вы живете? Как себя чувствуете?..».
ХОРОШО, девушки, хорошо милые. Как хочется встретиться и поговорить обо всем! Но когда увидимся, сказать трудно. А в письме много ли опишешь? Скупые строчки, отправленные и на родину в Белоруссию, сообщат родителям лишь самое главное, которое сводится к двум словам: все хорошо. А ведь так хочется рассказать и о судовой самодеятельности, и о вечерах отдыха, когда на танцах играет свой оркестр, и о том, что кино «крутят» по три раза в день. А какая здесь богатая библиотека!
Каюта на двоих, кондиционированный воздух, за чистотой следит кастелянша.
Все условия, чтобы продолжать учебу в вузе, как это делают многие ребята. Да и на заработок грех обижаться. Если плавбаза берет план, то на руки рублей по двести в месяц выходит.
Словом, не жалеют девушки, что в море пошли. Правда, во сне иногда возвращаются знакомые с детства поля, покрытые льном. Впереди еще будет много рейсов, но первый не забудется. Были радости, были и огорчения. Их подруги всегда делили на двоих. Ведь разделенная радость -радость вдвойне, а разделенное горе — горе наполовину.
Г. ВОРОБЬЕВ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На снимке: Анна
Базылева (слева) и Инна Буховец.
Памяти Освальда Хаависту - Мореход
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

июнь 1968, ПР Аугуст Корк помрыбмастера Освальд Хаависту

Его обязанность на первых порах казалась совсем не сложной - он стоял у фальшборта судна и ухманил. На простом языке это означает руководить работой лебедчика во время приема и выливки рыбы на палубу в ящики. Показывать руками «майна», «вира», а затем хватать стамп-бадью с тремястами килограммами салаки и направлять в нужный ящик, записать количество принятых стампов. И так в течение четырех часов. Для молодого человека такая работа труда не составляет. Но Освальду Хаависту, помощнику рыбмастера производственного рефрижератора «Аугуст Корк», труднее. Возраст не тот. Но не будем забегать вперед.
Когда я вышел на палубу, чтобы сфотографировать кого-нибудь из рыбаков, как-то сразу обратил на Освальда внимание. Его легкие, четкие движения по-своему были грациозными. А лицо? Обросшее черно-рыжей с проседью щетинкой, испаханное морщинами прожитых лет, являлось на ходкой для каждого фотографа. Типичное лицо рыбака. Грубая роба усиливала эту типичность.
Затем, уже сидя в теплой каюте капитана, где о ветре напоминали лишь раскачивание судна и надоедливый вой репитера гирокомпаса, я слушал нехитрый рассказ первого помощника капитана об Освальде Хаависту:
— Ветеран войны, с сорок первого служил в армии, воевал против фашистов, награжден двумя медалями «За отвагу» разведчик. Родился в 1917 году, жил в Таллине. Исключительно добросовестный, настоящий рабочий человек.
Чудесная характеристика. Лаконичная, точная. После вахты я зашел к Освальду. Он уже помылся, побрился и переоделся. То, что рассказал первый помощник о Хаависту, было, конечно, далеко не полным. Родился Освальд в буржуазной Эстонии. Жизнь была тяжела. Его считали незаконнорожденным. А это означало - любой мог оскорбить как угодно. Освальд с 15 лет пришел к рыбакам. Нравились они ему, эти суровые немногословные люди.
Когда в июне сорокового в Эстонии была провозглашена Советская власть, прошел с Красным знаменем в руках по площади Победы, приветствуя ее.
А когда фашистские звери обрушили смерть и разрушение на
советскую землю, взял в руки оружие.
Воевал в разведке. Закончилась война - вел борьбу с «лесным, братьями». Много раз смотрел смерти в глаза. В Эстонском рыбопромысловом флоте — с первого дня его образования. Тот знаменитый» СРТ-4283, который открыл дорогу эстонским рыбакам в Атлантику, отлично знаком ему. Освальд участвовал в нем, в этом первом рейсе.
Двенадцать лет бродит в морях Освальд Хаависту. Где только не побывал. И в водах Южной Америки и Африки. На Джорджес банке. Ньюфаундленде...
За добросовестную работу ему присвоено почетное звание ударника коммунистического труда.
Освальд легко сходится с людьми. Мы с ним разговорились. Он начал рассказывать о действиях разведчиков во время штурма Курессаарских островов. В это время в каюту постучали.
— Да, да! — громко ответил хозяин.
В каюту пришла делегация от администрации и профсоюзной организации судна. Она принесла Освальду Хаависту торт и поздравление с днем рождения. Бескорыстному труженику моря, рабочему человеку исполнился пятьдесят один год.
Все от души поздравляли морехода, желали ему самого-самого наилучшего. Человек, своими руками создающий национальное богатство, заслужил это.

А. КВАШНИН
Памяти экипажа и буксира "Лембит", июль 1968 -ВАХТУ НЕСЕТ «ЛЕМБИТ»
ВЫСОКО в небо подняли свои стальные руки-стрелы портальные краны. У причалов — громадины БМРТ и плавбаз, тут же стоят СРТ и суда помельче. Раскрыты трюмы: одни жадно вбирают в себя груз, другие неохотно расстаются с ним. Попыхивает выхлопной трубой тепловоз — тянет по рельсам с десяток вагонов-холодильников. Обычный рабочий день в Таллинском морском рыбном порту...
У причала номер 4, по соседству с транспортным рефрижератором «Иней», стоит небольшое судно. На борту надпись: «Лембит». Буксир портового флота наготове. В капитанской рубке потрескивает динамик ультракоротковолновой станции. Щелчок — и следует разговор:
— «Лембит», «Лембит»,
я —«Пальмира», прошу на связь! — вызывает диспетчер порта Виктор Страшнов.
— Я — «Лембинт», на приеме! — отвечает второй штурман Пеет Тыниссон.
- Доброе утро! «Лузу» надо переставить от «Фридерика Шопена» к топливному причалу...
— Вас понял. Выполняем...
Загудел главный двигатель и «Лембит» медленно пересекает акваторию порта, подходит к нефтеналивной барже. Становится лагом. Пеет Тыниссон командует:
— Подать шпринг носовой!
Подают последовательно носовой шпринг, носовой продольный и кормовой конец. Закрепляют. «Лембит» отрабатывает на шпринге, с «Шопена» отдают последний конец и оба судна борт о борт идут к топливному причалу. На руле матрос первого класса комсомолец Вячеслав Фандеев. Второй штурман молчит — такому рулевому подсказывать не надо, свою работу он знает отлично.
Пока «Луза» набирает в свои танки дизельное топливо, беседуем с капитаном Иво Урва. Он свою вахту отстоял, может идти отдыхать, но что-то задерживает его на судне. Это "что-то" - так хорошо знакомое каждому капитану чувство ответственности за свое судно, за его экипаж.
Нет, Иво Урво полностью доверяет своему второму помощнику Пеету Тыниссону. Тот в свое время окончил Таллинское профессионально-техническое училище № 1, начал плавать матросом, учился искусству судовождения у Иво Урва. Перенимал опыт и у других моряков со стажем. Около десяти лет трудится на судах портофлота. Знающий, исполнительны» специалист. Такому не доверять нельзя.
Сам капитан закончил в 1955 году тогдашний Таллинский техникум рыбной промышленности. Учился там на судоводителя. Практику проходил на Каспии и Балтике. Вспоминает:
- Вместе с практикой познал, что такое морская болезнь. На первых порах нелегко было. Но со временем отделался от нее...
Ходил за сельдью на клайпедском СРТ-418 в Атлантику. Третьим штурманом. Плавал боцманом на каботажном судне «Рухну». Потом опять третьим штурманом под началом старого опытного капитана Эвальда Пыллу. Восемь лет назад пришел в Таллиннский морской рыбный порт. Второй штурман на "Трийги", старший помощник на
"Лембите" и вот уже три года капитаном на нем.
— Зря иногда нас рыбаки снисходительно называют «морскими извозчиками», — говорит Иво Урва. — Мы делаем нужное и полезное дело. Без нас туговато пришлось бы экипажам больших судов. Будь то в порту или на рейде — всегда они нуждаются в нашей помощи. Бывает и другое. Понадобилось как-то доставить плавучую мастерскую в Клайпеду. Декабрь месяц, шторм до 10 баллов, волны прокатывались по палубе и оставляли за собой слой льда. И все же «Лембит», напару с «Тасуя», задание выполнил.
А то однажды в Атлантике случилась у СРТР-9161 беда с гребным винтом. Доставили судно к берегам Дании, оттуда уже мы отбуксировали его в родной порт. Тоже было нелегко.
Когда «Тасуя» становится на ремонт, спасательную службу несет наш «Лембит». И приходится нам спасать человеческие жизни не только в море. Был такой случай. Зимой сообщили нам, что на острове Прангли у одной женщины приступ аппендицита, ее жизнь в опасности. И наш «Лембит» пошел выручать человека. Финский залив был покрыт льдом. На ходу лед буквально лез до капитанского мостика. На полпути мы остановились — не в силах были пробиться. Тогда на помощь пришел «Ураган». Совместными усилиями дошли до острова Прангли.
Врач "скорой помощи" (он шел с нами на судне) определил: "Больную необходимо как можно скорее доставить в Таллин.
Предстоит операция." Все обошлось благополучно, женщину успели спасти ...
Пока шел разговор с капитаном, на судно сообщили: «На рейде стоит БМРТ «Аугуст Алле». Надо снять с его борта санитарного врача». И «Лембит» снова в в пути. У руля — боцман Али Флорен. На судне его называют «мастер золотые руки». И действительно, все у него спорится в руках. В тот день до вахты у руля он приготовил для команды обед (и, надо сказать, вкусный — автор этих строк обедал вместе со всеми). А сейчас он спокойно, умело вел буксир, внимательно оглядывая Таллинский залив. Вот стоит белое судно. Ага, знаем его. Это «Зенит» — учебный теплоход Ленинградского высшего мореходного инженерного училища имени адмирала Макарова. А там огибает остров Аэгна финское торговое судно «Мовик». Куда-то побежал по своим неотложным делам спасательный буксир «Гермес». Идет в сторону моря «Волго-Балт». Это судно, должно быть, доставило из Баскунчака соль, а в обратный рейс загрузилось щебнем для Ленинграда. Словом, кругом знакомая картина.
Врач с БМРТ снят, доставлен в порт. А «Лембит» уже огибает полуостров Пальяссааре — надо перешвартовать "Крейцвальда", который прихорашивается у заводских причалов, готовясь к выставке «Инрыбпром-68» в Ленинграде.
— Вот так мы и работаем - говорит капитан Иво Урва. — Наши люди влюблены в свое дело, отличаются постоянством. Вот, к примеру, Вячеслав Фандеев. Тульский паренек сразу же после окончании средней школы пошел плавать. Сейчас он отличный рулевой, стоит у руля в особо опасных местах. Нынче поступает в Таллинское мореходное училище рыбной промышленности.
Более 10 лет плавает на судах портофлота Агнес Вяльяк — судовой повар. Женщина пенсионного возраста, лучший повар портового флота, она никак не может расстаться с дорогим сердцу судном ...

В. КУУС

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


боцман с «Лембита» комсомолец Али Флорен;

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


матрос первого класса комсомолец Вячеслав Фандеев. Фото Д. Принца.
Памяти экипажа и судна РР-1281, июнь 1968 - В ПРИБРЕЖНЫХ ВОДАХ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Моряки океанического промысла и колхозные рыбаки, ведущие лов в прибрежных водах, крепят между собой товарищеские контакты.
Государственное и артельное хозяйство, но дело общее, единая
цель: дать на народный стол больше рыбы разнообразного ассортимента.
Из года в год растет сотрудничество колхозного и государственного флота рыбной промышленности республики. Наиболее ярко деловая дружба проявляется в дни весенней путины, когда приходят на помощь колхозникам моряки Таллинской базы реффлота.
Ежегодно в мае выходят в Пярнуский, Рижский и Нарвский заливы производственные рефрижераторы "Альбатрос", "Буревестник", "Советская Родина", а в последние годы - "Саяны", суда типа РР. Они принимают уловы салаки у колхозных лодок, морозят ее, выпускают пресервы из салаки.
Наш рассказ пойдет об экипаже коммунистического труда РР-1281, работавшем в весеннюю путину у берегов полуострова Виртсу.
Путина нынче началась неделей раньше обычных сроков. Но не застала врасплох рыбаков колхоза "Муху": моторные лодки, снасти, рыбоприемные пункты - все было готово к рыбацкой "жатве". Салака пошла хорошо, дружно. Началась горячая пора.
И тут возникли трудности. Не в добыче - в сбыте рыбы. Колхоз имеет свои рыбообрабатывающие производства: рыбопосольный, коптильный пункты и оборудование для выпуска пресервов, но не справиться было с хлынувшим потоком свежья. Рыбакам пришлось работать в полсилы, брать из "морских кладовых" только
то количество живого серебра, которое могло быть переработано ...
Как же были обрадованы рыбаки, когда из Таллина пришли рефрижераторные суда ТБРФ!
С РР-1281 начали работать пять лодок. А под конец одной бригадой из двух лодок обеспечивали суточную потребность судна в свежье.
Экипаж РР-1281, возглавляемый капитаном Александром Александровичем Пемуровым, еще раз подтвердил
в этом рейсе высокое звание коммунистического. При суточном плане 900 трехкилограммовых банок выпускали по 1000-1100.
Завершили задание - 20 тысяч банок - на две недели раньше срока.
Было так. На рассвете, еще до побудки команды, поднимались
рыбмастер Александр Орефин и повар Э. Ливику. Первый шел в
рыбодел, готовил впрок для дневной работы смесь соли со специями,
а второй отправлялся в камбуз.
С подъема и порой до 21.00 кипела работа на палубе. За исключением
ходовой вахты буквально все становились в трудовой строй. Капитан
и штурманы, старший механик Анатолий Васильевич Беляев с
помощниками, радист Иван Гурьев превращались в укладчиков салаки в банки, работали в одном ряду с матросами.
Состав команды на судне из рейса в рейс сохраняется постоянным.
Это позволило старшему рыбмастеру Тойво Таммисту научить людей,
расставить их на операции с учетом индивидуальных особенностей.
Результат - максимальная отдача. Спокойный по характеру,
атлетического сложения, латыш Артур Гринс, например, стоял на подаче салаки из рыбного ящика в рыбодел: он перебросал лопатой 56 тонн.
Матросы В. Матвеев, Н. Антоненко, Г. Виноградов, Н. Немов и другие
обладатели "проворных рук" готовили банкотару, заполняли ее салакой, упаковывали готовые пресервы в ящики. Который рейс бессменным закатчиком ходит на судне Велло Вайсма, мастер своего дела!
Заканчивается работа, время отдохнуть команде. Не отдыхает только матрос Виталий Малец - культурник-общественник. Один приходит к
нему с прочтенной книгой - обмени. Второй - с советом: в
каком составе выставить команду на встречу по волейболу
с рыбокомбинатской в Виртсу. Нужно еще показать морякам фильм, потому что при любой усталости находятся любители посмотреть кино.
Основной состав команды по волейболу - Н. Малец, старший
помощник М. Феденко, второй механик А. Попов, боцман
Л. Гулоян и юнга В. Демьяненко. При заходах в порту Виртсу этот коллектив играл на равных с командой РР-1270, а "сборная" с этих двух судов ТБРФ наголову разгромила волейболистов с рижской морозилки.
Однажды провели встречу по футболу между нижней и верхней
командами своего судна. Экипаж маленький, почти все стали
"футболистами". Со счетом 3:1 победили представители машинной службы.
В день, когда отмечался в Виртсу местными рыбаками праздник Весны,
моряки коллективно посетили клуб. Были вылазки в лес за ландышами, знакомство со старинным парком...
Умеет ударно работать и культурно отдыхать экипаж коммунистического труда РР-1281. На днях председатель базового комитета профсоюза ТБРФ В. Хейнмаа торжественно вручил
победителям социалистического соревнования в первом квартале переходящий вымпел. Завершив выгрузку, РР-1281 ушел в новый рейс - на этот раз в Северную Атлантику. Впереди привычная работа, новые трудовые свершения.

Н. СИМОНЕНКО