0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (1076)
СПОРТ. УСПЕХИ МОГЛИ БЫТЬ ЛУЧШЕ... – 26 10 1978
Сборная команда легкоатлетов объединения «Эстрыбпром" в летнем сезоне этого года выступала во всех соревнованиях, проводимых городским советом «Калев», спорткомитетом города, а также в республиканских соревнованиях среди работников пищевом промышленности.
В городских соревнованиях по своей 4-й группе (коллективы, насчитывающие более 3000 работников) «Эстрыбпром» занял призовые места и по легкой атлетике, и по многоборью Г ТО.
В Вильянди в сентябре прошло первенство ЭССР по легкой атлетике и многоборью ГТО среди работников пищевой промышленности. Наша сборная на этот раз довольствовалась лишь шестым местом. Это объясняется тем, что перед самым выездом на соревнования уволился Я. Данилюк, один из сильнейших легкоатлетов. В этом сезоне он значительно улучшил свои результаты, успешно выступал на длинных дистанциях среди сильнейших легкоатлетов города и республики. Кроме того, наша команда ослаблена отсутствием женщин-спортсменок. А в зачет при подведении итогов идут очки и мужской, и женской команд. В Вильянди на соревнованиях в этот раз выступили только две женщины.
В многоборье ГТО наша команда могла быть в призерах, в ее состав входит В. Индриксон — чемпион республики в этом виде спорта и призер чемпионата СССР. Но, к сожалению, из-за плохой погоды и по другим причинам соревнование по многоборью не состоялось.
Хочется напомнить нашим женщинам, что одним мужчинам очень сложно занимать призовые места в соревнованиях, и мы надеемся на то, что наши спортсменки впредь будут принимать в них более активное участие.
Наша мужская команда в эстафете 4x100 м. в составе В. Индриксона (управление), В. Цветкова (СРЗ), Н. Мясникова (СРЗ) и В. Батрашева (холодильник) в Вильянди заняла первое место. В. Цветков был третьим также на трехкилометровой дистанции.
В конце сентября проводился чемпионат городского совета «Калев» среди коллективов физкультуры и одновременно финал профсоюзно-комсомольского кросса. Мероприятие массовое, с неограниченным числом участников. Газета «Вечерний Таллин» писала: «Наибольшую активность проявили коллективы физкультуры «Таллинавтотранса" (44 участника) и «Эстрыбпрома» - 43 участника". Наша команда в этом кроссе заняла второе место. Больше всего спортсменов выставила Таллинская мореходная школа.
Комсомол всюду оказывал и оказывает помощь в развитии физкультуры и спорта. Однако о нашем комитете комсомола этого сказать нельзя. Нет ни участия, ни помощи.
Недавно прошел кросс на первенство объединения. До парка Пельгуранна добраться совсем нетрудно, но участников в этом кроссе из некоторых подразделений не было ни одного (ЭРНК, ОМТС, ТМРП). Из команды управления одна Н. Щекина пробежала дистанцию и принесла 50 очков, заняв первое место. Наиболее активно выступили команды ТМШ, ЭМЦ, СРЗ и холодильника. Хочется отметить наших новых ребят с судоремонтного завода С. Задырко и Н. Мясникова. Они серьезно готовились и одержали вместе с опытным стайером В. Цветковым убедительную победу.

П. ТИКК,
инструктор-методист спорткомитета.
Памяти Башкатова Сергея Федосеевича, СРТР-9080 «Лайне» и его экипажей. ПО-КОММУНИСТИЧЕСКИ! – 19 10 1978
Таллинский аэропорт. Серебристый красавец-лайнер ТУ-134 мягко касается посадочной полосы, подруливает к стоянке. На лицах встречающих — нетерпеливое ожидание. Особенно у Сергея Сергеевича Башкатова (Сергею Сергеевичу уже 7 лет...) Еще бы — папа прилетел из далекой и сказочной страны... Волнуются родные, друзья и товарищи рыбаков, представители «Эстрыбпрома».
...Из приказа о торжественной встрече экипажа СРТР-9080 «Лайне»: «Экипаж СРТР-9080 (капитан Башкатов Сергей Федосеевич) выполнил рейсовое задание по вылову рыбы: план — 13320 центнеров, фактически — 36490 центнеров, или 273,9 процента...»
Аплодисментами, цветами и улыбками приветствуют встречающие появившегося на трапе капитана и его соратников по ударному труду. Счастлив Сережа. Вот они, ласковые и сильные руки отца. Объятия, поздравления с победой.
Достижения впечатляющие: план 1978 года — ударного года пятилетки — выполнен на 157,5 процента, четырех лет — на 129,6 процента. Еще более отрадным является тот факт, что команда СРТР-9080 перешагнула главный рубеж — выполнила план десятой пятилетки. Добыто 134969 центнеров рыбы вместо 127925 по пятилетнему заданию. Таких результатов еще никто не достигал. Всех моряков 9080-го—от матроса до капитана можно по праву именовать героями труда десятой пятилетки. Капитан С. Ф. Башкатов уже носит на груди орден «Знак Почета».
Вторая торжественная встреча экипажа была организована в актовом зале «Эстрыбпрома». На это торжество прибыл председатель Таллинского горисполкома И. Каллион. От всей души поздравил он рыбаков с победой и пожелал им здоровья, счастья, хорошего отдыха на берегу и новых трудовых свершений, Всем членам команды были вручены памятные подарки и значки от Таллинского горисполкома. А капитан С. Ф. Башкатов и боцман судна, секретарь партийной организации И. А. Фесенко получили удостоверения и значки «Отличник социалистического соревнования 1977 года».
Заместитель генерального директора объединения «Эстрыбпром» А. В. Пшеничный вручил команде Почетную грамоту за победу в социалистическом соревновании.
Нелегко далась эта победа. 273,9 процента — это ведь почти тройная нагрузка. Это под силу таким людям, как добытчик Александр Андреев, десять лет плавающий на СРТР-9080 «Лайне». И Василий Кульбенок: хотя и выходил он в первый рейс, но, по словам капитана, проявил себя как отменный промысловик. Ког да обстановка требовала, работал, как говорится, не разгибая спины. И сколько еще таких людей на СРТР-9080 — считай, весь экипаж. Полностью.
Приведем еще выдержку из приказа о торжественной встрече: «Успешному выполнению рейсового задания, годового плана и десятой пятилетки в целом, высоких социалистических обязательств в честь первой годовщины Конституции СССР способствовала большая организаторская работа командного состава и общественных организаций судна».
Это заключение руководства объединения «Эстрыбпром».
«Достигнутый вами успех — результат коммунистического отношения к труду всего коллектива, умелого использования техники, совершенствования методов добычи рыбы». Эти строки из поздравления Центрального Комитета Коммунистической партии Эстонии. Дружный, сплоченный коллектив. Здесь каждый боролся за наибольшую эффективность труда и качество работы. Взять, к примеру, акустика Александра Кучеренко. Он прославился своим мастерством еще в прошлом, первом для него рейсе. Настойчивость и выдержка, умение долгие часы выжидать, прослушивать глубины ... Недаром не отпустил А. Кучеренко капитан после первого рейса. Уверился в мастерство гидроакустика. И не ошибся.
Из 22 человек команды в рейс выходило 17 ударников коммунистического труда. На промысле ударниками стали еще трое: помощник капитана В. Дружин, механик П. Закокурин и матрос А. Климов. Так что трудились все по-коммунистически, потому и выполнили все свои повышенные обязательства. Команда судна решила до конца года дать еще 20 000 центнеров рыбы. Коллективу коммунистического труда по плечу самые большие рубежи, самые сложные задачи.

И. ШПЕРОВ.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Группа моряков СРТР-9080, отличившихся в только что закончившемся рейсе, в Таллинском аэропорту.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Председатель Таллинского горисполкома И. Каллион вручает памятный сувенир матросу Владимиру Тимошенко.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Встреча экипажа СРТР-9080 в Таллинском аэропорту. По трапу спускается капитан С. Башкатов.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Радостная встреча с родными и близкими.

Фото В. Тракса и И. Шперова.
Памяти БМРТ-536 "Херман Арбон» и его экипажей. КАКУЮ ОЦЕНКУ ДАТЬ РЕЙСУ? – 17 10 1978
На вопросы нашего корреспонденте отвечает капитан-директор БМРТ-536 "Херман Арбон» Ю. Н. Ильченко.
— Не так уж часто приходится «Рыбаку Эстонии» брать интервью у капитанов... неудачливых, что ли, судов. Которые возвращаются с промысла с невыполненным рейсовым заданием, не говоря уже о социалистических обязательствах. Но ведь БМРТ-536 к «неудачливым» не отнесешь: как правило, этот траулер обычно возвращался с промысла с страдными, если не сказать — завидными показателями. Что же произошло на этот раз, Юрий Николаевич!
— То и произошло, что прибыли мы вроде бы тихонько, незаметно и... сконфуженно. Одним словом, без плана: его не удалось выполнить ни по одному показателю. Действительно, о социалистических обязательствах и говорить не приходится. Значит, плохо работали на промысле? Разучились ловить рыбку, не проявили должной настойчивости, инициативы, сметки?
Вопросов подобного рода можно задавать уйму. Если не учитывать специфики сегодняшнего промысла. Но вот вам информация для размышления. В начальный период работы на промысле — это 40 промысловых суток - экипаж сработал с такими показателями; вылов — 105,7 процента, мороженая продукция — 114,2, пищевая — 111,4, разделка — 130 процентов. Выходит, все-таки не разучились мы ловить рыбу? То-то и оно. Но в последующий, основной период своего пребывания на промысле мы еле-еле перевалили за 60 процентов по тем же самым показателям. Правда, неплохо обстоит дело с «рыбацким коэффициентом»: на пищевые цели пошло 85 процентов добытого сырья. Но ведь этот коэффициент может радовать только при условии выполнения плана по вылову. А в этом вся загвоздка: не было рыбы, и уж коль скоро это так, то не поможет никакое, даже самое ухищренное рыбацкое искусство — ни капитана ни добытчиков.
Поясню: в тот самый "везучий» — начальный период мы работали вне зоны в СЗА, пока были квоты. Но затем перешли в национальную зону Канады, где действуют многочисленные ограничения, против которых, понятно, не возразишь. Основным объектом лова был макрурус. Не скажу, что он отсутствовал в отведенном нам районе - макрурус был, но на больших глубинах, которые увы, пока недоступны нам. Имею ввиду не только нас, представителей «Эстрыбпрома»: по соседству работали мурманчане, рижские и калининградские суда, но с такими же результатами. И дело не только в том, к примеру, что лично нам не хватило около тысячи метров кабеля для прибора ИГЭК - на сегодняшний день наше промвооружение не приспособлено к облову рыбы на больших глубинах. Впрочем, факт этот общеизвестен и остается надеяться, что промышленность и наука решат эту проблему в самом ближайшем будущем. Хотя как капитан, рыбак с 23-летним стажем, я не могу понять, почему она до сих пор не решена... Тезис о неисчерпаемости океана, его живых ресурсов оказался несостоятельным еще задолго до того, как начали вводиться экономические 200-мильные зоны. Точно так же отнюдь не вчера и не позавчера стала очевидной необходимость освоения промысла набольших глубинах.
Сколько ж можно скользить по верхам - в буквальном смысле этого слова? Оно проще, конечно, легче во всех отношениях, вот и вычерпали то, что плавает на поверхности... Не станем, однако, поддаваться унынию - теперь-то этот день недалек, когда большие глубины не будут нас отпугивать.
Хотелось бы усилить и оттенить этот момент, поскольку кое-кто из молодых рыбаков поспешил сделать вывод, будто их профессия пошла на убыль и "рыбалка" - дело бесперспективное.
Но это в порядке "лирического отступления" ...
- Тем не менее, оно имеет прямое отношение и к нашему разговору о минувшем рейсе. Очевидно, давать ему оценку, исходя только из технико-экономических показателей нельзя. По сути дела , вы решали задачу, значение которой выходит за рамки обычного рейсового задания, сколь бы важным оно ни было для нас. Посмотрим на это дело с такой точки зрения. После введения экономических зон национальные хозяева их, и это видимо, естественно, особенно на первых порах, довольно ревниво и настороженно относятся к рыбакам-иностранцам, подозревая их во всех смертных грехах. И тут задачей № 1 становится - утвердить авторитет наших, советских рыбаков, их готовность и способность неукоснительно соблюдать национальные правила рыболовства в водах других государств. Как удалось вам решить такую задачу?
- Думаю, - успешно. Уверен в этом. К сожалению, я не имею под рукой перевода отзывов о нашей работе в зоне Канады, которые дали инспекторы, наблюдатели и контролеры. А таких немало перебывало на борту БМРТ "Херман Арбон». Среди этих отзывов ни одного отрицательного. Более того, почти все они написаны с чувством признательности за исключительно внимательное отношение наших рыбаков к законам и правилам канадской стороны. Действительно, экипаж 536-го продемонстрировал высокую политическую сознательность и такт, организованность и дисциплину и на промысле, и при заходе в порт Сент-Джонс.
Хочу остановиться и на таком моменте, о котором я упоминал, выступая на пленуме партийного комитета объединения. Что означает безрыбица для рыбаков, расшифровывать не надо. Это и проблематичный заработок, и нервозность, чувство неуверенности и т. п. Иначе говоря, та самая почва, на которой легко вызревают разные конфликтные ситуации и осложнения. Но ничего подобного у нас в рейсе не было! Скажу больше. Именно в этом рейсе наша партийная организация увеличилась на восемь человек за счет лучших молодых рыбаков, принятых кандидатами в члены КПСС. В море с ними занимался рыбмастер Петр Соловьев, руководивший школой молодого коммуниста. Или такой факт. Когда проводился комсомольско - молодежный субботник в честь XI всемирного фестиваля демократической молодежи и студентов в Гаване, участие в нем принял весь экипаж, единогласно решивший передать заработанные средства в фонд фестиваля.
На фоне неудач, которые преследовали экипаж буквально с первых дней рейса — помните, конечно, аварию, которая приключилась с БМРТ-536... — подобные факты что-нибудь да стоят! Одним словом, я как капитан-директор могу только гордиться таким экипажем и такими людьми.
Со всей ответственность могу сказать: сложись промысловая обстановка чуть более благоприятней, добытчики старшего мастера Георгия Николаевича Федоренко — отменнейшего, должен сказать, мастера, недаром — орденоносец... — не упустили бы своего. И не пришлось бы нам теперь ломать голову над вопросом, как оценить этот рейс «Хермана Арбона»...

Л. ФИРСОВ.
ДОБРЫЕ ТРАДИЦИИ «ХАНСА ПЕГЕЛЬМАНА» - 31 10 1978
Транспортный рефрижератор «Ханс Пегельман", построенный николаевскими корабелами, вступил в строй нашего флота в начале октября 1969 г. За девять лет эксплуатации судна его экипаж добился многого. Особо хочется при этом отметить усилия команды и прежде всего судомеханической службы, направленные на увеличение межремонтного периода. В апреле 1970 года экипажем были приняты социалистические обязательства, работать без заводского ремонта четыре с половиной года. Фактически же судно отработало без заводского ремонта 5 лет и 2 месяца. За этот период на ТР «Ханс Пегельман» не было аварийных случаев по вине личного состава, задержек в получении документов Регистра СССР, неудовлетворительных оценок по техническому состоянию судна и работе экипажа при ежегодных осмотрах.
Основная нагрузка при такой интенсивной эксплуатации судов и механизмов в основном легла на плечи судомеханической службы, поскольку все эти годы транспортный рефрижератор практически не пользовался услугами судоремонтного завода. Все профилактические осмотры и ремонты выполнялись силами личного состава в период разгрузочно-погрузочных работ в советских и иностранных портах. Например, почти все профилактические ремонты главных двигателей — типа ЗД-100 — производили мотористы и механики. До заводского ремонта двигатели отработали в среднем по 14000 часов. Для этого каждой из четырех машин необходимо было произвести три раза профилактику с полной разборкой: подъемом поршней, верхних коленчатых валов и других деталей. Аналогичные работы производились со вспомогательными двигателями и механизмами.
Инициаторами увеличения межремонтного периода и безаварийной эксплуатации явились капитаны-директора О. Яливец, Ю. Кулев, главные механики А. Руднев, В. Шапошниченко, вторые механики Ю. Шабунин и С. Желобков. Приказом генерального директора объединения большая группа лиц, проработавших на судне более двух лет, была поощрена.
До первого заводского ремонта ТР «Ханс Пегельман» сделал 22 рейса, доставил в порт 77000 тонн рыбной продукции. В конце 1974 года судно было поставлено в заводской ремонт в Клайпеде а в сентябре 1975 года вышло в очередной рейс. Затраты на ремонт не превысили выделенного лимита. Большая заслуга в контроле за качеством и полнотой ремонта принадлежит главному механику В. Шапошниченко, второму механику С. Желобкову и старшему помощнику А. Хуторецкому.
После окончания ремонта судно было переведено на систему непрерывного технического обслуживания (СНТО). Командный состав тщательно изучил документацию по СНТО.
В 1976 г. судну планировалось 20 суток межрейсового ремонта с выводом из эксплуатации при трудоемкости 6000 нормо-часов. Фактически транспортный рефрижератор простоял на СРЗ 9 суток, а трудоемкость составила 3888 нормо-часов. В следующем, 1977 г. судно выводилось из эксплуатации только для очередного докового ремонта. В нынешнем 1978 г. рефрижератору было запланировано 25 суток межрейсового ремонта при трудоемкости 6000 нормо-часов. Однако «Ханс Пегельман» не использовал ни одних суток, а СРЗ объединения выполнил лишь отдельные работы, в основном проверочного характера, на 920 нормо-часов.
Как видно из приведенных данных, экипаж судна верен своим традициям и успешно борется за продление межремонтного периода. С целью продления межремонтного периода по предложению механико-судовой службы и по согласованию с Таллинской инспекцией Регистра СССР ТР «Ханс Пегельман» переведен на непрерывную систему классификации. Это значит, что на команду судна, помимо профилактических работ, возлагаются дополнительные обязанности по предъявлению механизмов и узлов Регистру СССР, а на промысле — доверенным лицам Регистра СССР. Это большая и ответственная работа, и при соблюдении утвержденных планов-графиков (т. е. когда будут выполнены все предъявления) Регистр СССР назначит новые сроки очередного освидетельствования судна.
Задача, которая стоит перед коллективом ТР «Ханс Пегельман» — это обеспечить эксплуатацию судна без заводского "ремонта до конца 1981 года. Механико-судовая служба объединения надеется, что дружный и дееспособный экипаж успешно справится со своими обязанностями и обязательствами и тем самым приумножит добрые традиции «Ханса Пегельмана».

В. БУРАКОВ, механик-наставник.
Памяти рыбаков БМРТ-396 «Иоханнес Рувен». ЭТО И ЕСТЬ ВКЛАД МОЛОДЫХ - 31 10 1978
В только что закончившемся рейсе на БМРТ-396 «Иоханнес Рувен» судовую комсомольскую организацию возглавлял четвертый помощник капитана Константин Савицкий. В море он не новичок — третий год ходит на судах рыбопромыслового флота после окончания Лиепайского мореходного училища рыбной промышленности. А вот комсомольским секретарем был избран впервые.
Недавно Константин был гостем нашей редакции.
Моряков «Иоханнеса Рувена» мы уже поздравляли с победным завершением рейса. Я спросила о вкладе молодых в этот успех.
— Практически комсомольцы трудились во всех судовых службах. 59 членов ВЛКСМ - это не только внушительная цифра, это — и сила большая. В два раза перевыполнен план по разделке, досрочно завершено задание по вылову. Вот он, вклад молодых. В производственных бригадах почти все комсомольцы. Или взять, к примеру, такое: судно наше старенькое, одно из первых в объединении, — техника доставляла немало хлопот. Тут глаз да глаз нужен. И наши слесари — комсомольцы Юрин Писарев и Владимир Гусев не подвели.
На вопрос о трудностях рейса Константин Савицкий рассказал:
— В рейсе было много новичков — 24 практиканта. Причем тринадцать из них — будущие судоводители из Таллинского мореходного училища ММФ, то есть не знакомые с рыбацким трудом. На переходе мы показали им рабочие операции, да за два-то дня не выучишься. А на промысле нагрузка нешуточная — «восемь через восемь»... Но старались делать все, чтобы ребята побыстрее подключились к делу. В рыбцехе им помогали матросы-добытчики, комсомольцы со стажем: Степан Жадько, Анатолий Шмаргунов, Александр Тимощенко, на палубе — опытные добытчики: Владимир Москалец, Николай Мартынюк. Насколько продуктивным было обучение? Такой пример. Первые наши результаты достаточно скромны: 8 тонн разделанной рыбы. И вот спустя какое-то время судовая «Молния» извещает о новых рекордах: 29, 30 тонн разделки! Молодцом показали себя ребята.
Оценивая труд молодежи, секретарь комсомольской организации отметил, прежде всего, ее трудолюбие. Хороший подобрался коллектив, дружный. Любо смотреть, как работают: быстрые, верные движения — минута даром не пройдет. За счет этого и успех пришел...
К словам Константина Савицкого добавлю: два комсомольца БМРТ-396 «Иоханнес Рувен» — матрос Степан Жадько и матрос Валерий Оларь — удостоены чести сфотографироваться у Знамени комсомольской организации республики, им вручены Почетные грамоты ЦК ЛКСМ Эстонии.

Н. КРУТИКОВА.
Памяти Михаила Москаленко. ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ – РЫБАК - 17 10 1978
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Яркими красками засветился маленький экран, застрекотал проектор: «Показывает киностудия «МиМо». Свой фильм демонстрирует Михаил Москаленко, электрик ТР «Иней». А названием любительской киностудии послужили первые буквы имени и фамилии автора — режиссера, оператора, сценариста в одном лице.
— Михаил, давно увлекаетесь любительским кино?
— Первый свой фильм сделал восемь лет назад. Он в общем-то стал семейным достоянием. Его герои — мои близкие, друзья, знакомые. Пробовал силы и в пейзажных съемках: киноленты о природе Эстонии, таллинские этюды, исторические места Ленинграда.
Уже шесть лет ходит в море на судах рыбопромыслового флота Михаил Москаленко. И все это время не расстается с камерой. Снимает моряков за работой и в минуты отдыха, на судовых праздниках и на экскурсиях в иностранных портах... Тут же, в рейсе, монтируется фильм. Документальное кино на плавбазе «Станислав Монюшко", на ТР «Аугуст Якобсон», на «Нарвском заливе». Итог трехлетней работы на «Инее» — шесть лент о жизни экипажа. Последний, шестой фильм сделан в минувшем рейсе. Здесь у Михаила впервые появился помощник — газоэлектросварщик Игорь Клейнос. А всего в архиве у Москаленко сегодня около 40 любительских картин, короткометражных и полнометражных...
— Михаил, как определяете главную тему своего творчества последних лет?
— Мой главный герой — моряк. Хочу показать его жизнь и труд, сам дух рыбацкий передать, если хотите, рассказать о мужественных, сильных, веселых и интересных людях. Каждый рейс, прежде всего, объединяет моряков. В море мы познаем верность товарищества, силу коллектива. Вероятно, не ошибусь, сказав: море формирует человеческие судьбы и характеры. И в каждом рейсе есть элемент своеобразия, неповторимости. Работать в такой обстановке интересно, всегда есть возможность сказать что-то новое. И вряд ли тема эта может быть исчерпана.
Важная эта мысль живет в картинах, сделанных Михаилом Москаленко. Смотрим его последний фильм — «Иней» в африканском рейсе». Мелькают кадры: выход судна в море и швартовка БМРТ, дружеская встреча с моряками «Аугуста Якобсона» и выгрузка рыбопродукции в инпорту. Отражены в фильме и торжественные события; День рыбака и праздник перехода экватора. Последний — целое представление, разыгранное моряками живо, эмоционально, изобретательно.
35 минут фильма оказалось достаточно, чтобы узнать его героев — моряков «Инея", что бы при встрече улыбнуться им как добрым знакомым... Интересная картина, чувствуется и определенное мастерство автора. И все же, отмечая главную ее ценность, сказала бы: равнодушия в ней нет, сделана она человеком увлеченным, любящим море, профессию моряка. Потому и почитателей у Михаила - весь экипаж, а во время просмотра его любительских кинофильмов в зале не бывает свободных мест. "Показывает «МиМо" - довольно краткого сообщения, чтобы привлечь интерес зрителей.

Н. КРУТИКОВА

На снимке: отснят очередной фильм. Судовые кинолюбители Михаил Москаленко (справа) и Игорь Клейнос.
Фото В. Тракса
Памяти ПЛАВБАЗЫ «СТАНИСЛАВ МОНЮШКО» и ее экипажей. ПОД ЗНАКОМ ЭФФЕКТИВНОСТИ – 12 10 1978
ФОТОРЕПОРТАЖ С ПЛАВБАЗЫ «СТАНИСЛАВ МОНЮШКО»

КАК ВЫПОЛНИЛ экипаж плавбазы свои социалистические обязательства, взятые в честь первой годовщины новой Конституции СССР? Предварительные итоги соцсоревнования убедительно говорит о том, что моряки постарались приготовить всенародному празднику хорошие, достойные трудовые подарки. На месяц раньше срока выполнено рейсовое задание. Вернее сказать, перевыполнено: уже к середине сентября мороженой рыбопродукции произведено к плановому заданию 136 процентов, товарной—141,3, среднесуточный выпуск пищевой составил 136,3 процента к плану, задание по трудоемкости выполнено на 187,2 процента. Соответственно обстоит дело и с соцобязательствами. Социалистическое соревнование, в котором деятельное, заинтересованное участие принял весь экипаж плавбазы, позволило также досрочно выполнить встречный план, принятый нами на ударный год нынешней пятилетки. Если им предусматривалось произвести сверх годового плана продукции на 1 миллион 200 тысяч рублен, то к середине сентября выпушено таковой на 2 миллиона 189 тысяч рублей.
...Помню, с какими чувствами и настроением уходили мы в этот не совсем обычный для нас рейс. Впервые в истории объединения нам предстояло работать в таких условиях, такой обстановке, в каких еще не приходилось нашим плавбазам. Как-то все сложится? Доверие, конечно, штука почетная, ценить надо, но... и как раз перед этим рейсом плавбазы в отдаленный район Атлантики, за экватор, наши предшественники — предыдущий экипаж вернулся с промысла с завидными результатами. Кажется, именно об этом рейсе в «Рыбаке Эстонии» была помещена подборка под общим названием «Есть эффективность и качество есть!» Ко многому обязывали нас эти результаты.
Начали мы с работы по созданию дееспособного, крепкого экипажа. Ведь прислать на плавбазу соответствующих, положенных по штату специалистов, моряков еще не значит сформировать коллектив, способный выполнять поставленные задачи. Как выполнять, если, скажем, 85 процентов матросов-рыбообработчиков составили моряки, впервые выходившие в рейс на плавбазе, а ни много, ни мало — 50 процентов из них только собирались — первый раз в жизни — увидеть море.
Испытанное средство в этом деле — наставничество! На него и будем делать ставку, сказал капитан-директор Ульян Никитич Мельников на одном из совещаний с руководителями технологической службы. Обсудили все кандидатуры потенциальных наставников, выяснили уровень подготовленности молодых матросов, продумали хорошенько расстановку людей по рабочим местам с учетом специфики рейса и задач, которые предстояло решать в районе промысла. Время, которого оставалось ждать не так долго, показало: выбор наставников оказался удачным. Сошлюсь на таких людей, как старший механик технологического оборудования Пеэтер Пао, второй механик Владимир Петров, являющийся, кстати, председателем судового комитета профсоюза, технолог Тайво Эхте, мастера Николай Пилипенко, Калью Кикерист, бригадир Вайно Кууск. Они не жалели ни сил, ни времени, ни терпения в повседневной кропотливой работе с подчиненными. Об эффективности этой воспитательной и, если так выразиться, профессионально-технической работы можно судить и по тем технико-экономическим показателям, которые я уже привел в начале своей корреспонденции, и по тому факту, что в рейсе не было никаких ЧП, серьезных конфликтов и т. п. Конечно, не только мастера сыграли здесь свою роль. Благотворное влияние на коллектив в целом оказали коммунисты, которые явились становым хребтом экипажа, во всем показывали пример остальным. Трудились они на основных участках нашего производства, где, прежде всего и в конечном счете, решается успех любого дела, начинания. К примеру, только в составе морозильных бригад насчитывалось 22 коммуниста, в пресервных — 15. Эти производственные бригады - 3 морозильных и 2 пресервных — были окончательно сформированы перед началом работы на промысле, когда мы уже достаточно хорошо представляли, кто есть кто, кто на что способен. Кроме того, создали еще 4 подвахтенные общесудовые бригады, которые возглавили секретарь парторганизации старший электромеханик Ало Тоос, комсорг экипажа Анатолий Турица.
Продумали четкий график работ бригад: подвахтенные — через два дня на третий, остальное время работали производственные. Надо ли объяснять, как важно на промысле наиболее рационально распределить свои силы, использовать их с максимальной эффективностью — усталые люди не способны держаться только за счет энтузиазма. К тому же, работать пришлось в условиях тропиков, повышенной влажности, духоты, когда усталость очень быстро овладевает человеком, тем более непривычным к такой обстановке.
С приходом в район промысла развернули социалистическое соревнование за достижение отличных результатов каждый день. О лучших коллективах и отдельных передовиках рассказывали все средства пропаганды и агитации — радиогазеты, «Экран соцсоревнования», «молнии», которые поддерживали в экипаже рабочее, боевое настроение, дух товарищеского трудового соперничества, соревнования. Установлен рекорд производительности труда в какой-либо смене, бригаде — об этом сразу узнавал весь экипаж. Героев дня поздравляли, чествовали. Вроде бы обычное и привычное дело, а какое воздействие на людей! Вот и перекрывались рекорды один за другим азартными соперниками вчерашних победителей... В нелегкой борьбе удалось завоевать и удержать первенство производственной бригаде Вайно Кууска и Калью Кикериста.
Что особенно важно отметить здесь и учесть на будущее, новые рейсы, — это массовое движение за поиск внутренних резервов повышения эффективности труда на промысле, неиспользованных возможностей. Пример. Нет на нашей плавбазе посольной линии, как на более новых судах — плаврыбозаводах, да и емкости малы — ну что такое 36 тонн! Подсчитали, сколько теряем из-за этого — хоть ты плачь... Поломали же голову судовые рационализаторы, прежде чем удалось хоть как-то поправить положение. Что они придумали? Изготовили специальный охладитель бункеров, дополнительно использовав засыпку снегом, организовали очень строгий, тщательный контроль со стороны поммастеров за заполнением и расходованием рыбы в бункерах, чтоб емкости использовались в максимальном режиме. Великое спасибо за то Владимиру Георгиевичу Дюна и Юрию Клеменюку, это благодаря им мы всегда знали, когда освободится тот или иной бункер, чтобы успеть подготовиться к приему очередного "кошелька». За чем неустанно следил капитан-директор — он постоянно знал положение на промысле, кто как работает, на кого из «кошельков» можно рассчитывать, даже то знал, сколько времени нужно тому или иному судну, чтоб "забиться» рыбой. Не говоря уж о «пустяках» вроде того, сколько времени потребуется, чтобы из такой-то точки добежать до каждого из «кошельков». Все это нужно держать в голове, чтобы принять быстрое и, возможно, единственно верное решение. Что ж, для Ульяна Никитича дело это привычное...
Наконец, о том, как обеспечивалось высокое качество продукции, выпускавшейся на ПБ «Станислав Монюшко». О том, что эта важная цель была достигнута, говорит отсутствие каких-либо рекламаций. И то, что рейсовое задание по выпуску пресервов «Сардинелла пряного посола», которым присвоен государственный Знак качества, выполнено примерно на 180 процентов.
Борьба за отличное качество рыбопродукции на плавбазе началась еще до того, как мы приняли первые центнеры рыбы на переработку. С изучения ГОСТов и технических условий. С разбора наиболее типичных случаев выпуска бракованной продукции, изучения причин брака. Отличилась тут служба производственной лаборатории, возглавляемая Лидией Алексеевной Степанюк. Огромную работу проделали товарищи! Хватило им забот на весь рейс: привитие людям навыков по обработке рыбы, исключающих всякие повреждения, недосмотры, небрежность, ежедневный контроль за качеством изготовленной продукции, выпуск «Экрана качества", участие в деятельности групп народного контроля и постов «КП", подготовка общесудовых «Дней качества" и других мероприятии. Все это так. Но, при всем этом, главная, основная ставка делалась на сознательность моряков, их рыбацкую совесть. Вся работа по обеспечению качества изготовляемой рыбопродукции проводилась под лозунгом: «Самый строгий контролер качества — совесть каждого члена экипажа!» И эта ставка полностью оправдала себя.

П. ГОЛОВКО, первый помощник капитана.

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Помощник мастера Владимир Георгиевич Дюна — ветеран «Эстрыбпрома». Трудится он самоотверженно, хорошо знает свое дело. На снимке вы видите его за приемкой свежья.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Доволен поступившим уловом, сданным на плавбазу, и мастер В. Кууск.
Фото В. Грузинова.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На выпуске пресервов хорошо работали матрос второго класса В. Николаев, матрос первого класса Н. Горбунов, мастер К. Кикерист (слева направо);
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

идет выгрузка рыбопродукции.
Фото В. Грузинова и В. Тракса,
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Активное трудовое соперничество шло на каждом производственном участке. На снимке вы видите на подвахте второго помощника В. Аристова, моториста А. Печенкина, матроса М. Бутковского.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На выпуске пресервов отличилась бригада мастера К. Кикериста. Ей был вручен переходящий вымпел. Этот момент и запечатлен на нашем снимке. Вымпел К. Кикеристу вручает капитан-директор У. Мельников.
Фото В. Грузинова
Памяти ТР «Ботнический залив» и его экипажей. ДОБИЛИСЬ УСПЕХА - 14 10 1978
Успешное выполнение полугодового плана вдохновило экипаж ТР «Ботнический залив» на новые трудовые свершения и в очередном рейсе/ Два месяца с полной отдачей сил и энергии трудились моряки на промысле. Результаты радуют. В порт доставлено 7177,5 тонны рыбопродукции. Это 110,6 процента к плановому заданию. Сверхплановая прибыль — 100 тысяч рублей.
Результаты могли быть еще более высокими, если бы рейсовое задание было составлено с учетом специфики промрайона. Что это значит? То, что транспортный рефрижератор и на этот раз загружался не только мороженой рыбопродукцией, но и пресервами, соленой рыбой в бочках, которую так плотно не разместишь, как короба. Потери емкости трюмов при погрузке пресервов составляют 20 процентов, а при установке бочек около 35 процентов. Другое дело — заботы и хлопоты механиков судна. Можно понять критику и капитана, и секретаря партийной организации второго механика П. Калинина в адрес отдела кадров. Все опытные специалисты машинной команды были списаны с судна, а в рейс пошли совсем другие, с малым практическим опытом. А если учесть, что машины и механизмы изрядно поработали, что недостает запасных частей, то ясно, что механикам было нелегко. Застрельщиком борьбы за безаварийность и четкое несение вахты был второй механик П. Калинин. Многое сделал он, чтобы его вахта в машинном отделении заняла первое место в социалистическом соревновании.
Третью часть палубной команды в рейсе составляли курсанты — будущие технологи. Естественно, им не хватало практических навыков. Пришлось нести дополнительную нагрузку опытным морякам, таким, как старший матрос Г. Зотов. Рыбоприемщики его смены приложили максимум старания и сноровки и вышли победителями в соревновании за первое место. Имя Г. Зотова занесено на судовую Доску почета. Второе место заняла смена старшего матроса К. Пунга. Заслужили похвалу матросы Г. Мостовой и В. Пирогов,
Активно работали в этом рейсе народные контролеры во главе с председателем группы Н. Партыка. И на основных рабочих местах и на других участках всегда и во всем был должный порядок. Портрет Н. Партыка также занесен на судовую Доску почета.
Команда "Ботнического залива», несмотря на трудности и отдельные неувязки, добилась хороших результатов в выполнении рейсового задания и достойно встретила первую годовщину новой Конституции СССР.

И. ШПЕРОВ,
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Отличились в этом рейсе на ТР «Ботнический залив» второй механик П. Калинин, который не только образцово выполнял свои основные обязанности, но и вел активную общественную работу на посту секретаря партийной организации.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В этом рейсе был принят в члены КПСС радиооператор второго класса А. Черепков, также внесший свой вклад в успешное выполнение рейсового задания.
Фото автора.
Памяти Анастасии Юрченко. От чистого сердца – 10 10 1978
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


КАК ЭТО было? Девятнадцатилетнюю девушку позвала в дорогу мечта. Увидеть большие города и незнакомые страны, повстречать новых друзей. Так был сделан первый самостоятельный шаг. Остался позади неторопливый и тихий родной Лисичанск, впереди — не терпеливое ожидание открытий. В Таллин приехала с дипломом торгового училища, два года отработав по специальности. Впрочем, еще долго пришлось глядеть на море из окна гостиничного номера, проживая собственные, не весть какие, сбережения. Наконец, долгожданное направление на судно. Анастасия Юрченко стала моряком рыбопромыслового флота. По счастливому совпадению день отхода в первый рейс совпал с ее двадцатилетием. Можно ли забыть такой день и такой год, морозную таллинскую зиму 1974 года... Два года спустя Юрченко присвоено почетное звание «Ударник коммунистического труда». В рейсе этого года ее портрет помещен на судовую Доску почета.
...В назначенное время я была в каюте на транспортном рефрижераторе «Иней». Хозяйку этого маленького опрятного дома — официантку Анастасию Юрченко задерживали дела в салоне. Осматриваюсь. Скромные осенние цветы в вазе. На книжной полке аккуратными рядами книги: Руссо, сборники стихов советских поэтов.
— Очень люблю Пушкина, Льва Толстого, из современников — Расула Гамзатова, — перехватив мой взгляд, охотно поясняет Настя. — Вот только в море бывает туго с книгами. Не часто обновляется наша судовая библиотека. Приходится как-то возмещать это на берегу.
Тут же, порывшись в ящике стола, протягивает пухлый томик: «Почитай, если хочешь... По-моему, здорово!». Говорит доброжелательно, с приветливой улыбкой.
Вообще, что бы ни делала девушка, чувствуешь — это с открытой душой, от всего сердца. Оттого, видно, и работа у нее спорится, и с людьми легко сходится.
В салоне, где работает Настя, все согрето ее заботой. Понимание порой тоже начиналось отсюда. Знакомство... с первого блюда. Вкусы моряков изучает быстро: кто не может пообедать без веселой шутки, знает даже, кому суп погуще, кому подливы поменьше. К этим неписаным прошениям уважительна молодая официантка.
Ей хорошо известны тяжести рыбацкого ремесла, умеет она ценить трудового человека.
Считаться с чувствами окружающих — это для Анастасии Юрченко стало главным: «Ведь в море живем одной большой семьей. Все на виду: люди, характеры, помыслы, дела. Ну, а ребята, ребята у нас замечательные...» И уже улыбаясь: «Аппетиты у всех отменные.
морякам приятно внимание. И усталость рабочего дня, бывает, как рукой снимает простота и приветливость девушки. А от прищура ее глаз сразу становится веселее... «Умеет она душу людям отдавать», — заметил про нее один знакомый, старый человек.
Роскошью называл общение людей Антуан де Сент-Экзюпери. Это богатство Анастасия постигает в особых, атлантических условиях. А значит, приезд ее в Таллин, работа в море — не ошибка.
Сбылись и мечты, ставшие когда-то решающими при выборе профессии — увидеть далекие страны. Только в последнем рейсе на «Инее» их было три: Испания — Канарские острова, Нигерия, Камерун... Анастасия достает альбом со снимками. Действительно, есть о чем вспомнить. В особом месте хранятся фотографии родных, — Скучаешь, верно? — Настя уже успела мне рассказать о своем нелегком расставании с домом. Тяжелее всех маме пришлось, единственная ведь дочь, самая младшая в семье, старшие сыновья дома при ней, а вот с Настенькой-то как вышло, не удержать было...
— Конечно, сейчас не то, что в первое время. Попривыкли мы. И потом, как отпуск — сразу домой, в Лисичанск еду. В разлуке — письма. А полгода назад, когда вернулась из рейса, вот что произошло. Будят меня в час ночи, говорят, на проходную вызывают. Подхожу, вижу — отец. «Приехал посмотреть, как ты живешь, дочка!» Говорит, а у самого голос дрожит, разволновался. И я не меньше него. Как же, думаю, ты добрался до меня, папка, такой долгий путь проделал, это в семьдесят-то лет... Этим поздним вечером я была, наверное, самой счастливой...
К Анастасии я зашла через несколько дней. Назавтра «Иней» готовился покинуть таллинский причал. В каюте — последние предотходные хлопоты.
— Всего тебе самого доброго, Настенька! .
Ее глаза смеялись. Видно было, что ей хорошо здесь.

Н. КРУТИКОВА.

Фото И. ШПЕРОВА.
Памяти Зимовского Владимира Игнатьевича - КАПИТАН ЗИМОВСКИЙ – 07 10 1978
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

КАКИЕ качества больше всего ценят рыбаки в капитане? Конечно, демократичность, ибо ох как тяжко находиться полгода в море под властью человека, не терпящего никаких, даже очень деловых возражений. Далее следует, видимо, поставить деловитость, опыт, то есть рыбацкое искусство... Но, может, все обстоит как раз наоборот, и то, что мы поставили на первое место, надо поместить «потом»?
Кто возьмется категорически ответить на этот вопрос? Говорят же: сколько людей, столько и мнений. И еще говорят: на каждого не угодишь,
Но вот сумел же «угодить» каждому из нас, работников «Эстрыбпрома», В. И. Зимовский, капитан-директор РТМС-7538 «Валгеярв», экипаж которого вернулся из Атлантики незадолго до праздника — Дня Конституции СССР. Ну, как не повторить победные цифры — итоги выполнения рейсового задания! Вылов — 170 процентов, мороженая рыбопродукция — 203, пищевая — 205, разделанная — 289 процентов. На пищевые цели направлено около 97 процентов выловленного сырья.
Согласитесь: ласкают слух такие вот цифры, которые уж никак не назовешь бесстрастными, сухими и т. п. Считать и анализировать рыбацкую цифирь умеют ныне многие — перестала она быть печатью за семью замками для рядового рыбака. Можно, поэтому, ручаться: еще до того, как были официально объявлены на «Валгеярве" итоги рейса, на судне уже знали, что:
— экипаж не просто выполнил, но и значительно перевыполнил свои социалистические обязательства, которые уже пересматривались в рейсе в сторону повышения; — сверх плана нынешнего, ударного года пятилетки произведено пищевой рыбопродукции на сумму 1 млн. 645 тыс. рублей и товарной — 1 млн. 569 тыс. рублей; — план трех лет пятилетки завершен досрочно!
...Но вдруг найдется среди бывших подчиненных Зимовского человек, который возмутится — мол, при чем тут капитан да капитан, все работали, не щадя сил! Верно. Как верно и то, что, предложи такому человеку выбирать, с кем из капитанов он пошел бы в очередной рейс — не задумываясь, назвал бы «того самого Зимовского». А теперь давайте осмыслим с точки зрения такого, назовем его предубежденным, человека ответы капитана-директора В. И. Зимовского на вопросы нашего корреспондента.
— Общий отчет об итогах рейса РТМС «Валгеярв» мы в своей газете уже дали, назвали наиболее отличившихся. Но, к сожалению, когда читаешь подобные победные реляции, они удивительно похожи друг на друга. Что поделаешь — форма, информационность не позволяют сказать большего. Поэтому, Владимир Игнатьевич, хотелось бы здесь поговорить о том, что не уместилось в отчетах, включая рейсовое донесение. Такой, скажем, вопрос: с каким настроением уходили вы в этот рейс, завершившийся столь блистательно?
— Думаю, ответ на этот вопрос будет одинаков, к кому бы из наших рыбаков вы ни обратились. Неважное было настроение. Себя я конечно, исключаю: капитан, сами понимаете, не имеет права на дурное настроение, если даже кошки на душе скребут... Работать предстояло в районе, который стал осваиваться нашими рыбаками только в прошлом году. Так что у команды не было уверенности в заработке. Но, конечно, это не единственная причина для неважного настроения. Новый объект лова, новые погодные условия плюс старые, изрядно надоевшие всем проблемы, с которыми мы сталкиваемся из рейса в рейс — недостатки снабжения, нехватка баз и прочая, и прочая... Вот и приуныли люди.
Знаете, какая из всех названных проблем мне представляется теперь наиболее серьезной? Даже не нехватка топлива, необходимого для активного ведения промысла. И не отсутствие баз, которых вечно не оказывается под рукой, когда они больше всего нужны. При всем том это проблемы второго ряда, как-нибудь, но они все же решаются на месте. А вот вам проблема № 1
— настроя и настроения экипажа, отправляющегося в рейс. Причем, заметьте, в рейс необычный
— теперь частенько нам приходится работать по-новому во всех отношениях — и в плане географическом, и, я бы сказал, тактико-промысловом, и технологическом (рыбцех).
Как преодолеть чувства неуверенности и нервозности, которые скрывай не скрывай все-равно найдут выход? Одними утешительными разговорами да призрачными авансами-обещаниями многого не добьешься. Хотя, скажу прямо, как капитан я имел моральное право сослаться на то, что еще никто из рыбаков, ходивших со мной на промысел, не мог обвинить меня в игнорировании, забвении интересов людей, экипажа...
Здорово помогли нам, администрации судна, на этот раз и отдел кадров, и ОМТС, и другие отделы и службы управления. Отдел кадров: учитывая, что состав экипажа сильно обновился, причем многие из рыбаков вообще впервые выходили на промысел, работники ОК позаботились о том, чтобы руководителями наших основных служб стали люди проверенные, способные. Начну со старшего помощника Леонида Ивановича Румянцева. Опытный и думающий промысловик, штурманская подготовка завидная, и то, и другое у него приобретено на «кошельках», а среднетоннажный флот всегда считался лучшей школой для моряка и промысловика... Мой помощник по производству Вольдемар Лийв: знающий и способный технолог, человек с организаторской жилкой, умеет поставить каждого рыбообработчика на самое подходящее для него место, операцию. Оба они — и Румянцев, и Лийв — представлены на поощрение генеральным директором «Эстрыбпрома», а Леонид Иванович, к тому же, аттестован на выдвижение в должности. Уверен: хороший, достойный кандидат в капитаны больших судов!
Службу добычи возглавил старший тралмастер Дидык. Да-да, тот самый, знаменитый Дидык, Владимир Иванович, орденоносец. Наставник, добытчик божьей милостью — никаких слов для таких людей не жалко. Все он вынес на своих плечах, всю службу добычи «вывел в люди», научил работать по-настоящему.
Старший механик Яак Пыллу. Бывший групповой механик-наставник МСС, а это уже аттестация: Кузьмич... извиняюсь — Николай Кузьмич Первушин (вместе учились пару десятилетий назад в ТМУРП, там и повелось — Кузьмич и никаких) в море командирует только тех, в ком не сомневается! Короче говоря, к машине — никаких претензий. А поскольку в рейсе была великая нужда в подвахтах, то все моряки судо-механической службы единогласно подключились к этому большому делу.
Хочу упомянуть службу связи, в частности, начальника радиостанции Александра Ищука, одного из лучших радиоспециалистов объединения, а также гидроакустика Евгения Алексеевича Поплаухина — истинного мастера своего дела.
Однако, давайте прервемся и предоставим слово «главному» капитану «Валгеярва» В. И. Минаеву, за которым закреплен РТМС-7538. Скажу по секрету: не очень-то уверенно себя чувствуешь, принимая командование судном у такого человека. Имею в виду традиции — тебе и напомнить о них, Владимир Иванович. Подключайся!
В. Минаев: Не будем выказывать свою скромность, Владимир Игнатьевич, и препираться на тему, кто больше сделал для закрепления этих самых традиций. Тем более, в ударном году пятилетки. Я, конечно, был доволен, что в этот рейс уходил на «Валгеярве» капитан Зимовский, который, если память не изменяет, еще ни разу не возвращался с промысла с пустыми руками. Что же касается традиций, то в прошлом, 1977 году экипаж РТМС-7538 завоевал первое место во Всесоюзном социалистическом соревновании по МРХ СССР, посвящавшемся 60-летию Великого Октября, первое место по главку, а по итогам третьего квартала того же года был занесен на городскую Доску почета.
Сейчас я принимаю капитанские дела у своего коллеги, а самого гложет та же мысль, что преследовала Владимира Игнатьевича перед этим рейсом: как не ударить в грязь перед предыдущим экипажем? Помните поговорку: ох, и тяжела ты, шапка Мономаха! Но коль уж «надел» — носи... изо всех сил.
— Возвращаясь к рейсу: судя по тому, что нам известно, у вас, Владимир Игнатьевич, не было «привычных» проблем по линии ОМТС, топливной, транспортной, а промысловая обстановка стояла отменная.
— Ну, не так радужно. Столь благоприятное стечение всех обстоятельств случается редко. К ОМТС мы, действительно, претензий не имеем: никаких подвозов, не оказывавшегося при отходе на складах, промвооружения, ЗИПа, и т. п. Подготовили нас к рейсу солидно, всегда бы так. Правда, случай тут не совсем обычный: РТМС-7538 — судно, можно сказать, новое, надежное.
Но больше всего огорчений доставили базы. Из-за отсутствия транспортных судов пришлось потерять в простое не менее 6 промысловых суток. Это досадно. Обстановка-то стояла редкостная. Обидно тем более, что нам не хватило всего-навсего 130 центнеров, чтобы довести вылов за рейс до рекордной цифры... Правда, в начале работы на промысле мы нарадоваться не могли: понадобилась база — извольте. Да, видно, сглазили — исчезли вскоре базы. За горизонт и далее.
— Тем не менее, работы экипажу хватало, соцсоревнование проходило без вынужденных — из-за безрыбицы — перерывов, что, к сожалению, бывает не в каждом рейсе. Меняются времена! Если когда-то приходилось слышать жалобы на избыток работы на промысле, то теперь жалуются на отсутствие ее... Давно ли было время, когда мы в одном из интервью с вами, Владимир Игнатьевич, обсуждали проблему подвахт под углом зрения, как свести их до минимума, если вообще нельзя без них обойтись?
— Было! Но я хочу коснуться другого аспекта затронутых-вопросов. Соревнование: очевидно, что в удачных рейсах вроде нашего, когда рыбы хватает, следует организовывать соревнование между подвахтами. Это поможет стабилизировать, если применим здесь такой термин, кадровый состав подвахт, повысит личную и коллективную заинтересованность людей в результатах работы.
Далее. Опыт работы на современном промысле заставляет сделать вывод о том, что победителями как в парном, так и во внутрисудовом соцсоревновании оказываются те, кто умеет найти и привести в действие больше внутренних скрытых резервов. Это закономерно уже по той причине, что в новых условиях работать по-старинке нельзя, если не для проформы, а для дела руководствоваться принципом «Эффективность плюс качество!» Поэтому хотел бы добрым словом отозваться о работе судового комитета профсоюза, который в рейсе возглавлял Анатолий Заболоцкий. Скажем, в среднем мы морозили до 60 тонн рыбы в сутки, но доходило и до 70-ти. Что здесь самое главное? Качество заморозки, жесточайшее, я бы сказал, соблюдение режимов работы морозильных установок, исключительно бережное обращение с сырцом, начиная с выливки уловов и кончая завершающей операцией.
— Это тем более уместно подчеркнуть, учитывая, что еще в недалеком прошлом производственный отдел весьма болезненно реагировал в аналогичных случаях. Речь о суточной заморозке...
— Что ж, перестраиваться приходится не только нам, рыбакам, добытчикам. Признаться, я ожидал грозных радиограмм с нагоняем. Повезло — не дождался... Знаете, что меня — и не только меня: надо полагать, вот капитан Минаев может подтвердить — буквально выводило из себя при получении таких радионагоняев? Мысль, что кое-кто наверху считает нас, капитанов, технологов уж такими безответственными людьми, которых впору бы на пушечный выстрел к промыслу не подпускать! Но мы, капитаны, люди ушлые: успокаивали друг друга и себя тем, что эти «кое-кто» попросту перестраховываются на случай, если вдруг последует. какая-либо рекламация. Мы-де предупреждали этих неразумных капитанов, пусть теперь сами отвечают...
Но, повторю в заключение, в этом рейсе ни кто не «терроризировал» нас ЦУ – ценными указаниями, а экипаж сделал все, чтобы обеспечить и высокую эффективность работы на промысле, и отличное качество рыбопродукции. Так что рыбакам «Валгеярва» есть о чем рапортовать всенародному празднику - Дню Конституции СССР.

Л. ФИРСОВ.