0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (932)
Памяти БМРТ-604 «Рудольф Сирге» и его экипажей. ПОЛТОРА ГОДОВЫХ - 25 12 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

С отличными показателями закончил первый год десятой пятилетки экипаж БМРТ-604 «Рудольф Сирге». Годовой вылов составил 137511 центнеров — это 151,1 процента к заданию, заморозка-86741 центнер, или 137,7 процента. Намного перевыполнен план выпуска разделанной продукции и филе. Таких высоких показателей не добивалось ни одно из наших судов.
Особенно хорошо работал экипаж, возглавляемый капитаном-директором А. Карнауховым, в последнем, недавно закончившемся рейсе. План по добыче рыбы выполнен на 162,9 процента, по заморозке на 150 процентов. Производительность труда на 44 процента выше плановой.
По возвращении судна в порт экипажу БМРТ-604 «Рудольф Сирге" была оказана торжественная встреча.

НА СНИМКАХ:

(вверху) БМРТ-604 "Рудольф Сирге» подходит к причалу.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Третий механик ударник коммунистического труда коммунист Василий Пащенко с дочерью Наташей.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Родные и близкие в ожидании встречи с рыбаками.

Фото А. ДУДЧЕНКО.
ЗАКОНЧИЛСЯ ТУРНИР - 11 12 1976
ЗАКОНЧИЛСЯ ТУРНИР волейболистов, входящий в программу летней спартакиады ЭРПО "Океан". В соревнованиях участвовало восемь команд, которые были разделены на две группы. Волейболисты Таллинского морского порта, обыгравшие спортсменов холодильника, ремонтно-строительного управления и автобазы, стали победителями во второй группе. Они получили право выступать в первой группе, где и определится чемпион.
9 декабря в спортзале Таллинского мореходного училища рыбной промышленности состоялись финальные встречи. Первыми па площадку вышли спортсмены судоремонтного завода и порта. Игра была напряженной, интересной. До последней минуты нельзя было предсказать, кто выиграет этот поединок. Волейболистам порта удалась начальная стадия игры. В первой партии они вы шли вперед, но удержать своего преимущества не смогли. И во второй партии спортсмены порта повели в счете. Казалось, они возьмут реванш. Но волейболисты СРЗ, среди которых результативной игрой выделялись В. Бачурин и В. Цветков, сумели выправить положение и выиграть вторую партию со счетом 15:10. Видимо, сломленные поражением, волейболисты порта не смогли оказать достойного со противления спортсменам управления ЭРПО "Океан".
Таким образом, в споре за первое место встретились спортсмены судоремонтного завода и управления. Волейболисты управления неоднократно вы ходили повелителями подобных турниров. В команде выступают заместитель начальника технического отдела В. Индриксон, инженер отдела техники безопасности В. Ткаченко, ин инженер-конструктор В. Свиридовский, и инженер АСУП В. Зинин, входящие в сборную ЭРПО «Океан». Они неоднократно защищали честь объединения на республиканских соревнованиях. Вместе с ними на площадку вышли также начальник отдела связи Е. Злобин и инженер конструктор В. Потапов.
Спортсмены управления с подъемом провели ответственный поединок. Точными передачами В. Зинин выводил на ударную позицию В. Индриксона, В. Ткаченко н В. Свиридовского. Сильными ударами они завершали четко разыгранные комбинации. В защите удачно сыграли В. Потапов и Е. Злобин. Команда управления убедительно переиграла соперников.
В соревнованиях не были, к сожалению, представлены волейболисты плавсостава, оказывавшие в прошлом сильную конкуренцию команде управления.
В скором времени начнется розыгрыш зимнего первенства ЭРПО «Океан» по волейболу.

А. БОРИСОВ.
ФОТОРЕПОРТАЖ С СРТР-9045 - 04 12 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Для того, чтобы сберечь богатый улов, рыбаки СРТР-9045 часто устанавливали непосредственно в море дополнительные буи на кошельковый невод (верхний снимок).
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

А на нижнем снимке вы видите группу траулеров, ожидающих своей очереди на сдачу уловов.
Фото Л. Куприкова.
Памяти БМРТ-474 и его экипажей. В НОГУ С ПЯТИЛЕТКОЙ - 14 12 1976
Письма с БМРТ-474 «Оскар Сепре»

20 ноября 1976 года у экипажа БМРТ-474 «Оскар Сепре» был знаменательный день- досрочно выполнен годовой план по всем показателям.
Социалистические обязательства на год пересматривались дважды. Первоначально выполнение годового плана планировалось на 25 декабря. В сентябре, выйдя во второй рейс этого года, экипаж, воодушевленный письмом Л. И. Брежнева к рыбакам Одесской области и, поддерживая их почин, пересмотрел свои возможности и принял обязательство выполнить годовой план к 20 ноября. Таким образом, сорок суток экипаж будет работать в счет 1977 года.
БМРТ-474 называют старожилом Северо-Восточной Атлантики. Оправдывает он это название и в нынешнем рейсе. За первый месяц работы — октябрь — экипаж БМРТ завоевал первое место среди однотипных судов объединения за максимальный вылов и наибольшее использование сырца на пищевые цели. За 65 промысловых суток выполнение рейсового задании за этот период составило по вылову — 128 процентов, заморозке — 140, пищевой —111 процентов. Хорошо идет выполнение рейсового задания по разделанной продукции. Плач по выпуску филе уже выполнен на 400 процентов, а всего за год судно выпустило около 300 тонн филе — при годовом плане 45. Из всей замороженной продукции 30 процентов выпущено в разделанном виде (план — 20 процентов).
Эти результаты дались экипажу, конечно, нелегко. С первых дней работы личный состав был нацелен па отлов ценных пород рыбы, направление максимального количества сырца на разделку и выпуск пищевой продукции.
За данными цифрами стоят живые люди. Хорошо ориентируются в промысловой обстановке штурманы во главе со старшим помощником капитана А. Н. Бабониным — второй помощник Л. М. Нерсесян, третий — А. М. Гальперин. Эти люди обеспечивают оптимальный режим работы судна, ориентируясь на лучшие скопления, количественный и качественный вылов, искусно применяют комбинированный вид лова, вовремя сменяя донный на пелагический. Из всех судов, работающих в нашем районе, комбинированный вид лова применяется только БМРТ-474.
Это говорит само за себя. Судно не имеет потерь промвооружения. Хорошо трудятся добытчики во главе со старшим мастером добычи Б. Прокопчуком. Один из старейших работников объединения, он работает в ЭРПО "Океан" 16 лет. В бригаде добытчиков — ветераны судна В. Охлопков, Н. Откидач. Они показывают пример в труде.
Большая заслуга в выпуске качественной рыбопродукции, увеличении разделанной рыбы и филе бригад рыбообработчиков во главе с опытными специалистами В. Герцогом, А Вийном. Образцы трудовой активности показывают матросы тт. Козяр, Граков, Незовибатько, Фролов, Емельянов, Музыка и другие. На судах типа БМРТ оборудование для разделки рыбы оставляет желать лучшего и приходится привлекать подвахту. По инициативе заместителя секретаря парторганизации Медведева, предсудкома Нерсесяна, рефмеханика Просяника, мотористов Перец, Моисеенко модернизирован рыбцех судна.
После этого рейса судно ставится в заводской ремонт. Судовыми специалистами разработан детальный план переоборудования рыбцеха, позволяющий увеличить процент разделки, используя внутренние резервы судна; увеличится емкость для охлаждаемой рыбы — с 12 до 25 тонн. В связи с этим хочется через редакцию «Рыбака Эстонии» обратиться с просьбой к отделам обработки, МСС и особенно к техническому отделу, чтобы они помогли, как следует подготовить судно к постановке в заводской ремонт, своевременно разработать все чертежи.

В. ТКАЧЕНКО, секретарь парторганизации.
ДИПЛОМЫ ВРУЧЕНЫ - 11 12 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

С интересом и старательно учился на заочном отделении Таллинского университета марксизма-ленинизма рефмеханик плавбазы «Фридерик Шопен" Рейн Альбри. И вот недавно он успешно сдал экзамены и ему был вручен диплом. Вместе с ним диплом был вручен инженеру управления объединения Юрию Наседкину.

НА ЭТОМ СНИМКЕ вы видите заместителя секретаря парткома В. Юрмана, заведующего заочным отделением университета марксизма-ленинизма при парткоме ЭРПО «Океан» В. Андерсона, а также слушателей университета Ю. Наседкина и Р. Альбри, которым в этот день были вручены дипломы.

Фото А. ДУДЧЕНКО.
Памяти капитана Виктора Ковалевича и экипажей СРТ-4574. ДОБЛЕСТЬ – 04 12 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ТАКОГО еще не бывало в ЭРПО «Океан»: СРТ-4574 вернулся с промысла, выполнив рейсовое задание на 244,4 процента. Намного перекрыт и годовой план — около 190 процентов: выловлено свыше 20 тысяч центнеров рыбы. И что не менее радостно: вся продукция — в разделанном виде — сдана первым сортом. Вот пример и высокой эффективности, и отличного качества. И есть все основания сказать, что экипаж «семьдесят четвертого» внес достойный вклад в борьбу за досрочное завершение задания первого года нашей, рыбацкой пятилетки. Достойный трудовой подарок Дню Советской Конституции!
Возглавлял этот передовой экипаж капитан Виктор Ковалевич. На СРТ-4574 — третий рейс подряд. До этого командовал «восьмидесятым». Северное море, где и сейчас работал его СРТ, освоил давно. И как моряк, и как хозяин, промысловик то есть. Но для того, чтобы не просто успешно, а хорошо ловить рыбу, этого все-таки недостаточно. Надо еще быть и организатором, руководителем и воспитателем подчиненных тебе людей. Установить с ними не просто нормальные, спокойные отношения, но действительно товарищеские, доброжелательные, когда люди разделяют твои заботы, и понимают, и чувствуют тебя. Когда и приказ воспринимается ими как просьба, а просьба — как приказ...
Подвахты, подвахты, подвахты. Без них как одолеть эти живые горы сайды и пикши па палубе? И быстро надо, и наскоро нельзя... Год качества, пятилетка качества. Рыбацкая эффективность без качества — кому она нужна, что в ней проку? Нет на судне, тем более таком, как СРТ, человека, который не был бы лично причастен к качеству— каждый побывал на подвахтах. Случалось, только трое оставались на своих штатных местах: капитан, кто-либо из механиков, да повар — остальные занимались обработкой рыбы. Много ее было в этом году в Северном море. Даже видавшие виды рыбаки дивились: прямо-таки небывалый период, и великим грехом было не воспользоваться обстановкой — не простили бы капитану...
А истинных рыбаков немало было на СРТ-4574. Которые не год и не два уже ходят на промысел, и проловы и везения познали на собственном опыте, и удачей дорожить умеют. Старший мастер добычи Владимир Шеляг: мастер и по должности, и... просто мастер, дока в своем деле, отменно знающий промвооружение, умеющий так настроить его, что «сам Нептун от зависти бы ахнул», как в шутку сказал один из рыбаков. Изрядная доля правды в этом, несомненно, есть, учитывая и те уловы, которые доставляли столько работы всем, и то, что за период рейса практически не было потерь промвооружения, а была большая экономия орудий лова. Под стать старшему мастеру и его помощники, тоже знатоки и своего дела, и промыслового района, куда они ходят не первый рейс — мастер добычи Николай Михайлов и матрос первого класса Сергей Заяц. Но, само собой, успехи добытчиков — это и успех и заслуга штурманов, людей опытных и знающих. Старшего помощника Бориса Романова, моряка с солидным стажем, плавающего на этом СРТ уже два рейса, и второго помощника Игоря Сергеева («Стаж штурманский у него не меньше, чем у меня, — говорит о нем капитан. - И Северное море знает давно. И промысловик искусный. Будь моя воля, давно назначил бы его старпомом...»). Так что, перед нами пример подлинного содружества слаженности в работе штурма нов и добытчиков, который не мешало бы взять на вооружение всем рыбакам...
Вообще это отличительная черта экипажа СРТ-4574 — содружество и слаженность, профессиональное взаимопонимание и психологическая совместимость. Неформальные — субординационные отношения, неформальная общность целей, интересов — тут есть над чем подумать и что перенять. Правда, благоприятствовали, способствовали этому такие важные факторы, как то, что большинство команды состояло из людей, которые уже знали друг друга по предыдущим рейсам, что мы и видели на примере комсостава судна, служб добычи, обработки. Но вот механическая служба: впервые на данном СРТ вы-ходили в рейс старший механик Николай Минаев, который, однако, давно уже плавает на судах этого типа, второй механик Василии Ткачев, также опытный моряк, моторист Михаил Михайлов, бывший в этом рейсе партгрупоргом... Солидные, знающие люди, им не пришлось долго вживаться в новую обстановку, в новый коллектив. Тоже и начальник радиостанции коммунист Иван Демин — грамотный специалист, безотказный и беспокойный человек. Не повезло ему со своим хозяйством, забарахлило вскоре после начала рейса — то рация, то поисковая аппаратура. Но все неисправности тут же находились им и устранялись собственными, конечно, силами и усилиями.
Как ни невелик экипаж СРТ, о каждом не расскажешь. Но вот кого просили отметить особо — повара Алексея Матвеева и его верного помощника—Юрия Горбунова, бывшего шахтера, которому неожиданно пришлась по душе такая профессия. Оба самозабвенно трудились на своем камбузе — в любое время было чем подкрепиться рыбакам, в любую погоду и... в любом количестве.
И последнее: добрым словом отзываются рыбаки СРТ-4574 о работе плавбазы «Фридерик Шопен» и ПР «Аугуст Корк" - четко оперативно, культурно. Никаких проблем, не то, что раньше...
Итак, с победой, товарищи!

Л. ФИРСОВ.

НА СНИМКЕ: (справа налево) капитан Виктор Ковалевич, старпом Борис Романов, мастер добычи Николай Михайлов, шеф-повар Леонид Медведев, старший матрос Николай Смок.

Фото А. Дудченко.
ОКЕАНСКАЯ СЛУЖБА «ХАНСА ПЕГЕЛЬМАНА» - 23 11 1976
За свою многолетнюю океанскую службу экипаж транспортного рефрижератора «Ханс Пегельман» приобрел заслуженный авторитет.
Команду в очередном рейсе возглавлял капитан Леонид Александрович Лысенко. Экипаж «Ханса Пегельмана» с полным основанием можно назвать комсомольско-молодежным. Из 76 членов команды —51 комсомолец! И хотя некоторые ребята впервые открывали для себя океан, опытных моряков было большинство. Имел солидный опыт работы с молодежью и секретарь комсомольской организации Анатолий Бондаревский, принятый в рейсе кандидатом в члены КПСС.
Не в первый раз вступали в трудовое соперничество руководители производственных бригад матросы Олег Гурбо и Владимир Измалков. Хорошими специалистами зарекомендовали себя мотористы Петр Самолюк, Николай Капралов, Аулик Лембинен. Пригодилось в этом рейсе умение и профессиональное мастерство комсомольцев электриков Антса Хинно и Велло Вайну. Они под руководством второго электромеханика Александра Мельникова в трудных условиях провели ремонт главного генератора № 1. За свой самоотверженный труд комсомольцы получили благодарности.
В испанском порту Виго была произведена выгрузка тысячи тонн кальмаров. Груз сдан без малейших претензий и замечаний со стороны администрации фирмы. А в свободное от работы время моряки совершили автобусную экскурсию, осмотрели достопримечательности города. Многие жители Виго хотели посетить судно, поговорить с советскими моряками. Но фигура полицейского, маячившего у трапа, отпугивала. В Испании еще живы традиции франкизма.
...Линия проведена по карте через океан. Гавана — столица Кубы, острова Свободы. Пребывание «Ханса Пегельмана" в Гаване совпало со всенародным праздником — днем выборов муниципальных органов власти. Пролетарская солидарность в действии — так можно назвать почин экипажа «Ханса Пегельмана», вызвавшегося в честь всенародных выборов произвести окончательную выгрузку своими силами. На работу вместе с производственными бригадами выходили все. Отлично потрудились токарь Михаил Ефимов, мотористы Василий Куприков и Виктор Ивко, четвертый электромеханик Василий Чуприн, рефмоторист Михаил Кондеров, третий электромеханик председатель судового комитета профсоюза Владимир Варламов. Вместе с кубинскими крановщиками и водителями перегрузочных машин советские моряки справились с поставленными задачами. Тепло относились к советским морякам в Гаване во время их экскурсии по городу. Дружелюбие, внимание, уважение — так, пожалуй, кратко можно охарактеризовать отношение кубинцев к посланцам Страны Советов.
... А на промысле судно ждали. Преодолев шквальные, коварные волны урагана «Глория», пронесшегося над побережьем Америки, моряки надеялись на рабочую погоду в районе промысла. Но, увы... Едва палубная команда во главе с боцманом Петром Гайдуком принимала судно и в трюмы шли первые поддоны рыбопродукции, как ветер усиливался, поднималась высокая волна, и приходилось отдавать концы. Работать нельзя. Но лишь успокаивался океан, кранцы снова принимали на себя давление ошвартованных судов. Открывались трюмы, начиналась работа... На судовых вахтах оставались лишь самые необходимые специалисты. Остальные — на переднем крае борьбы за выполнение обязательств на предоктябрьской вахте. Тон задавали коммунисты судна во главе с секретарем партийной организации старшим электромехаником Владимиром Ильичем Зайцевым. Внимательно относились моряки к размещению и укладке груза, где, конечно, последнее слово оставалось за технологом Петром Миходуем. Работали быстро, ловко, согласованно, и тогда появлялся тот слаженный ритм, рождающий рекорды.
К «Хансу Пегельману" были ошвартованы два БМРТ. Прием продукции шел на четыре точки, в сжатые сроки. За сутки было принято на борт свыше тысячи тонн. Так возвращалось время, отнятое океаном. Доклад капитана об окончании обработки на промсовете вызвал удивление. Но все обстояло именно так — в трюмы БМРТ уходили последние сетки с тарой. По окончании работы «Ханса Пегельмана» промсовет капитанов единогласно поставил экипажу транспортного рефрижератора «пятерку». Так же оценена оперативная, четкая работа экипажа и в радиограмме, полученной от начальника промрайона П. Смолькина.
...На переходе в Таллин в торжественной обстановке экипаж «Ханса Пегельмана» встречал 59-ю годовщину Великого Октября. Были подведены итоги выполнения рейса. Оказалось, что рейсовое задание выполнено на 122 процента, перевезено на 253 тонн больше запланированного. Было отдано должное и передовикам, возглавившим моряков в трудные минуты. На судовую Доску почета впервые занесены фотографии матроса Олега Гурбо и моториста первого класса Николая Петракова. Им же присвоено звание ударников коммунистического труда. Кроме них, этого высокого звания добились мотористы Василий Куприков, матросы Виталий Шумейченко и Владимир Измалков. Благодарности были объявлены 29 членам команды. Победителем в социалистическом соревновании среди производственных бригад стал коллектив, возглавляемый Владимиром Измалковым. Лучшими судовыми вахтами объявлены вахты четвертого помощника капитана Геннадия Лупей и второго механика Евгения Гнитиенко.
Океанская служба «Ханса Пегельмана» продолжается...

Б. АРТЮХОВ.
ТУРНИР ВОЛЕЙБОЛИСТОВ - 02 11 1976
Два года назад волейболисты «Океана" выиграли первенство Республиканского комитета профсоюза работников пищевой промышленности среди команд второй группы. Кубок, завоеванный волейболистами, хранится на выставке спортивных трофеев.
Теперь спортсмены «Океана» выступают в первой группе. Бороться с командами, несколько высшими по классу игры, конечно, труднее. Но и здесь наши спортсмены сумели составить конкуренцию таким признанным фаворитам подобных соревнований, как коллективы рыболовецких колхозов им. Кирова и «Сааре Калур», где сгруппированы сильнейшие в недалеком прошлом игроки республики. В 1975 году наша команда вышла на четвертое место.
...С 15 по 17 октября 1976 года в городе Вильянди разыгрывалось очередное первенство Республиканского комитета профсоюза работников пищевой промышленности.
Первую встречу со спортсменами «Сааре Калур» наши волейболисты проиграли со счетом 0:2. Уступили они и в единоборстве с командой Балтийского судоремонтного завода. Лишь победа в поединке с командой мясокомбината (Выхма) позволила нашим спортсменам занять пятое место.
— Итак, шаг назад? - обратились мы к капитану и играющему тренеру команды заместителю начальника технического отдела Виктору Владимировичу Индриксону.
— Отчасти нам не повезло с жеребьевкой. Играть против бывших игроков сборной республики, которые нынче выступают за «Сааре Калур», согласитесь, нелегко. К тому же — нам не всегда удается собрать наиболее сильных игроков к очередному турниру. Некоторые из них находятся в плавании. Все же, думаю, бороться за призовое место нам по силам. Сейчас вырисовывается основной состав команды. От соревнования к соревнованию слаженней играют Владимир Бачурин — инженер отдела технического контроля СРЗ, Владимир Ткаченко — инженер отдела техники безопасности управления ЭРПО «Океан», Василий Зинин — электрорадионавигатор.
В период проведения турнира были на берегу Юрий Жуков и Юрий Суслов, работавшие на плавбазе «Фридерик Шопен". Их присутствие на площадке, безусловно, усилило команду.
У нас наладилась комбинационная игра, чище и точнее стали пасы, надежнее блок. Проблемой остается разнообразие атакующих ударов.
Думается, что среди любителей волейбола, а всего в нашей секции занимается регулярно 30 человек, мы сумеем подобрать сильную команду. Много нам дали соревнования на первенство "Калева" среди коллективов физкультуры.
К словам капитана нашей главной волейбольной команды следует добавить рассказ о соревнованиях на первенство ЭРПО "Океан". Весной 1976 года в соревнованиях участвовало семь команд. Во второй группе победил коллектив энергомеханического цеха. В первой группе, где и оспаривалось первенство, на высшую ступень пьедестала почета поднялись волейболисты управления ЭРПО "Океан». Эти соревнования способствовали популяризации волейбола, выявлению талантливых игроков.
Впереди — новые тренировки, новые турниры, и, конечно, — новые победы

Б. АРТЮХОВ.
Памяти CPTP-9082 и его экипажей. ТРУДНОСТЯМ ВОПЕРКИ - 02 11 1976
В канун праздника Великого Октября возвратился с промысла CPTP-9082 «Ристна". Октябрьская вахта, которую с честью несли члены экипажа, завершена успешно. За рейс выловлено 1324 тонны рыбы, что составляет 134,4 процента к плану.
Промысел проходил в сложной обстановке, рыбные косяки были очень подвижными и редкими. Партийная организация, возглавляемая матросом первого класса С. Савченко, с первых дней промысла организовала широкую работу по мобилизации коллектива на выполнение решений XXV съезда КПСС. Активное участие в этом принимали коммунисты капитан В. Соколов и боцман Т. Пент.
Поддержав почин ленинградских комсомольцев, на трудовую вахту в честь Октября встала молодежь. Комсомольцы во главе со своим вожаком Владимиром Ефимовым активно участвовали в социалистическом соревновании, ход которого широко освещался в стенной печати и фотогазетах. Хорошим организатором молодежи зарекомендовал себя в рейсе Владимир Ефимов.
Экипаж одним из первых откликнулся на приветствие Л. И. Брежнева к одесским рыбакам. Рейсовое задание было выполнено уже в середине сентября, а к началу октября завершен и годовой план. Дружный и сплоченный коллектив, возглавляемый капитаном Виталием Васильевичем Соколовым, уже не впервые ходит в море в этом составе.
Не раз вместе с капитаном на промысле бывали старший мастер добычи А. Койдла, гидроакустик А. Таммет, боцман Т. Пент, матрос П. Корнев, и всегда они являлись душой экипажа.
Хорошими специалистами покатали себя третий штурман В. Ефимов и старший помощник капитана В. Козлов. Мужественно и умело действовал экипаж в штормовой обстановке, когда судно было на "переходе в порт. Выдержка и безупречная работа экипажа победили стихию. Как и на промысле, в одиннадцати бальный шторм четко действовали все моряки.
Сейчас судно поставлено на ремонт. Экипаж, воодушевленный решениями октябрьского Пленума ЦК КПСС и пятой сессии Верховного Совета СССР, готовится к новому рейсу.

Н. ДВОРЕЦКИЙ.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

С большим интересом знакомились с речью Л. И. Брежнева на октябрьском Пленуме ЦК КПСС рыбаки СРТР-9082 "Ристна" боцман Тойво Пент, матрос первого класса Николай Александров и повар Иван Мисько, которых вы видите на этом снимке.

А. ДУДЧЕНКО.
ГОРЬКИЙ КОНЕЦ «СЛАДКОЙ ЖИЗНИ» - 14 01 1978
* СЛУШАЕТСЯ ДЕЛО О КОНТРАБАНДЕ *

В начале января с. г. в Верховном суде Эстонской ССР проходил процесс над группой контрабандистов — бывших работников объединения «Эстрыбпром». Ниже публикуются заметки нашего корреспондента из зала суда.
...Не буду вдаваться в тонкости следствия по делу этих четырех контрабандистов, хотя история эта почище иной детективной повести. Уж очень изобретательными, предприимчивыми и дерзкими оказались ее главные «герои» -
бывшие матросы нашего объединения Николай Ермак и Александр Козадаев. Но нет, пожалуй, такого «дела», которого не распутали бы органы следствия, будь на то необходимость. Воистину, сколько веревочке ни виться, а конец будет обязательно. Простую истину и народную мудрость эту не следовало бы столь высокомерно забывать и игнорировать любителям и даже «рыцарям» наживы — как в прошлом, так и в будущем...
Куда важнее ответить здесь на основной вопрос; "как дошли они до жизни такой». Причем вопрос этот следует задать не только «героям» сегодняшнего процесса, но и тем, кто вольно или невольно способствовал их моральному падению и перерождению.
Да, перерождению. Не будем при этом отталкиваться от «голубых" (если не сказать «розовых») характеристик, кои представила органам правосудия администрация судов, на которых плавали до недавнего времени Н. Ермак, А. Козадаев и В. Мазурок. Нет смысла воспроизводить текст каждой из них, ибо все они схожи между собой, как братья-близнецы: трудолюбив, дисциплинирован, исполнителен, морские качества хорошие. Деловые тоже. И, конечно же, в общественной жизни участие принимает. Как же иначе: комсомольцы — и тот, и другой, и третий (четвертая подсудимая — сестра Н. Ермака, Зоя, к нашему объединению отношения не имеет: работает в другом месте).
Впрочем, я не намерен ставить под сомнение справедливость и объективность отмеченных в характеристиках положительных качеств людей, ставших контрабандистами. Молодые, здоровые, сильные ребята (им нет еще 25-ти), достаточно грамотные (у всех среднее образование), почти каждый имеет, помимо основной, еще одну, а то и две смежных или вторых специальности — ну как тут погрешишь против истины, даже если дело передается в суд? Легко, чай, попасть и впросак. Хочешь, не хочешь, а «выдавай» положительную характеристику. А что делать? Дашь отрицательную — спросят; куда ж вы раньше-то смотрели? То-то и оно. Смотрели ведь на «главное» — то бишь, на деловитость, морские качества, на то посещает ли комсомольские и профсоюзные собрания, а с этой стороны все вроде бы было в норме. И — достаточно! Остальное — второстепенное. Мелочи, А именно это вот — «остальное" и привело «вдруг» людей на скамью подсудимых, сделало их преступниками.
Ну, кого, в самом деле, интересовало, что тот же передовик, комсомолец активист, ударник матрос Н. Ермак танкера «Криптон» во внерабочее время, вне коллектива был прямо-таки яростным поклонником «изячной", красивой и, что говорится, сладкой жизни? Что рвался он к ней всеми фибрами своей мещанской, обывательской души, не останавливаясь перед моральными и этическими принципами нашей жизни? Ему мало было жить «как все», как большинство его сверстников, только-только, собственно, вступивших на путь самостоятельной жизни. Нет, ему — немедленно подай все (понятно, материальные) блага. Квартиру: не просто отдельную, но личную, то есть кооперативную. Само собой — обстановочку для оной, и не какую-то там временную, «переходную» (пока не появятся сбережения), а самую ультрасовременную. Ну и, конечно же, — машину, да не какой-то там «Запорожец», а «Жигули». Что, невозможно все это добыть честным путем и немедленно? Значит, пусть этой жизнью довольствуются другие, мы же возьмем с бою. Мы вон какие — сильные, способные, инициативные, словом — особые...
Вот оно - убогое мещанское «я», возведенное в культ собственной и сильной личности, а «сильной», как известно, неведомы никакие моральные, нравственные законы и границы. И пошло-поехало... Плевать на таможенные правила и таможенные декларации. Ермак хорошо знал «конъюнктуру» и «спрос» черных рынков портовых городов Запада и Африки, знал, каким авторитетом пользуются там определенные советские товары (между прочим, и водка...) И вот, набивая этими товарами чемоданы и саквояж, он без особых трудностей (?!) проносил их на танкер перед выходом в море, так же — без особых трудностей «размещал» в укромных уголках судна и... И никто, ни одна душа не видела и ничего не знала об этом? Ни здесь, в Таллинском морском рыбном порту, ни на судне перед выходом, ни в инпортах, где Ермак небрежно умудрялся выносить с танкера свой, отнюдь не карманный, товар, сбывать его за песеты, франки, затем отовариваться другим — заграничным, проносить его на судно, снова размещать в укромных уголках и ввозить в нашу страну.
Ой ли! Поверить в это не то что трудно — невозможно. Конечно же, кое-кто — и не один, не два, не три человека — знал, видел, слышал, догадывался. Но — делали вил, что не знают, не догадываются. Мол, подумаешь, мелочь. Опять же, за кооператив человеку расплачиваться надо, — как не посочувствовать, как не помочь... И помогли — сесть на скамью подсудимых, потерять и квартиру, и ультрамодную обстановку, и совесть. Помогли морально деградировать, переродиться человеку, который так хорошо, в общем-то, начинал свою жизнь: хорошо служил в армии, мечтал стать настоящим моряком, готовился поступить в мореходное училище.
...Можно было бы назвать эту корреспонденцию по-другому: «Цена круговой поруки».
Второй главный «герой» ее — подсудимый Александр Козадаев, бывший матрос транспортного рефрижератора «Бора». Бывший комсомолец, бывший активист и т. п. Все теперь в прошлом; отличные характеристики с места службы (танкист, секретарь крупной комсо-мольской организации), да и работы, надежды закончить рыбвтуз и т. д. Правда, в отличие от Ермака, он ставил перед собой более скромную цель: обеспечить не «красивую» жизнь вообще, а «безбедную» учебу в вузе, на стационаре. Чтоб, значит, не досаждали затруднения материального характера. Сопоставьте цель (благородная!) и средства ее достижения (недостойные? — преступные..,.).
Вот ведь: способный и сильный (физически) парень, полный энергии, — и столь трусливо отступил перед трудностями, с которыми еще не столкнулся. Смалодушничал до такой степени, что... смело взялся за антиобщественное, антигосударственное «деяние», говоря языком юриспруденции. Далеко же можно зайти при такой слабохарактерности, таком вот образе мыслей, чувств и поведении! А в общем-то, здесь как и в случае с Ермаком, та же «одна, но пламенная страсть» — страсть к наживе за счет государства, к легкой жизни, не обремененной никакими заботами и сложностями. И ни разу, очевидно, не подумали о том, что шальные, добытые без труда деньги — это опасные деньги, а благополучие — зыбкое, обманчивое благополучие, мираж.
С третьим обвиняемым — Виктором Мазурок, бывшим матросам ТР «Бора», все предельно просто и ясно: этого довела «до жизни такой» примитивная жадность к деньге. Тем более, такой, которую «ничего не стоит» добыть. Но, поди ж ты — вот оно, невезение какое: всего-то раз «согрешил» — и сразу влип. Мечты, мечты, где ваша сладость? Собирался-то в самый последний рейс сходить, после чего вернуться к себе в село, осесть, обзавестись семьей... Вот уж чего не знали, не ведали на «Боре» и других судах, на которых плавал Мазурок. На судне приводился такой факт: в «деле» Мазурка имеется 9 (девять!) характеристик, выданных ему там, где он работал. Из коих явствует: трудолюбив, исполнителен, отличается примерностью в дисциплине и быту, скромен; не имеет ни одного, ни административного, ни комсомольского изыскания... За что наказывать-то? Не за что. А характер и прочие там «штучки» из области личной жизни обсуждению, а тем более осуждению — не подлежат. Хватит, мол, были времена — прошли, слава богу! Так-то оно так, никто не настаивает на бесцеремонном вмешательстве в личную жизнь, но при одном непременном условии — если эта «личная жизнь» не представляет опасности, потенциальной или реальной, для других. Для общества. Да и никакого такого "вмешательства», контроля не надо было здесь: на судне, в условиях длительных рейсов просто невозможно настолько уйти в себя, замкнуться, чтобы остаться тайной за семью печатями для тех, с кем вместе работаешь и отдыхаешь, завтракаешь, обедаешь, ужинаешь, смотришь кинофильмы, обсуждаешь их, и так далее и тому подобное. Стало быть, все дело в том, как относитесь вы друг к другу и к самим себе, а в целой — к извечным человеческим «плюсам» и «минусам» вроде таких, как благородство и непорядочность, смелость и трусость, бессеребренность и жадность. Добавим: товарищество настоящее или ложное, по-мужски честное или трусливое, именуемое круговой порукой. Не «заметили» вот, не остудили в человеке непомерную жадность — в той или иной, но, понятно, не в унизительной, оскорбительной форме, и разросся в душе его этот «росток» до размеров преступления.
Естественно, фигурировал на суде и вопрос о тех, кто непосредственно способствовал, помогал подсудимым — сначала переправлять контрабандные товары через границу, потом через КПП порта и, наконец, подыскивать покупателей. В числе таких людей — бывшие работники «Эстрыбпрома», как правило, с судов типа ТР и ПР: бывший старший электрик с «Нарвского залива» Ангел, Потапов с «Крейцвальда», оттуда же Курцеба, затем матросы Шашко, Билоус, Ахметшин, Ткачук и некоторые другие. Те, кто, образно говоря, содействовал тому, чтобы щупальца контрабандного «бизнеса» протянулись из Таллина до Новосибирска и Урала, Белоруссии, Украины, Литвы. Как-никак, в обороте участвовало заграничных товаров (женские платки, зонтики, мохер и т. д.) на сумму около 15 тысяч руб лей. Настоящая фирма «Ермак» и К, ну, чем не фирма?
Суд строго наказал новоявленных деятелей черного контрабандного бизнеса, квалифицировав их действия как анти государственные и антиобщественные. Суд, конечно, учел, что во время следствия обвиняемые чистосердечно раскаялись в содеянном и дали слово иску пить свою вину честным трудом и образцовым поведением. Но, как бы там ни было, а факт от этого не перестал быть фактом - контрабанда всегда была и остается государственным преступлением...
Вот, если хотите, ее формула - контрабанды: товар — деньги - товар - деньги. Это, так сказать, в "чистом", абстрактном виде. А в "очищенном" нашей жизнью, всем ее укладом, моралью и правосудием формула контрабанды выглядит следующим образом: товар - деньги -товар - деньги - уголовная ответственность. Неизбежно.

Л. ФИРСОВ.