0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (2766)
ОБЗОР ПРОМЫСЛА за период с 18 по 24 мая 1992
За период с 18 по 24 мая наблюдалась следующая обстановка в районах промысла.
В районе СВА на облове путассу работает экипаж РТМС-7538 "Валгеярв". Из-за спада промобстановки в конце недели, план по вылову экипаж немного недовыполнил (95 процентов). Подошли в данный район промысла на облов окуня экипажи БМРТ-555 "Хобулайд" и БМРТ-605 "Якоб Хурт".
В районе ЦВА, в зоне Мавритании, экипаж РТМС-7570 "Элва" по-прежнему простаивал в ожидании топлива.
В районе Республики Гвинея-Бисау экипажи СТМ-8365 "Эрика" и СТМ-8388 "Паламузе" простаивали в ожидании выгрузки.
В районе ЮВА, в зоне Намибии, экипажи РТМКС-907 "Георг Лурих" (капитан-директор А. Чистяков) и РТМКС-901 "Моонзунд" (капитан-директор А. Красовитов) успешно справились с плановым заданием по облову ставриды - соответственно 168 и 105 процентов, последний приступил к промыслу во второй половине недели. РТМКС-907 в конце недели пошел на выгрузку в порт Уолфиш-Бей.
В районе ЮЗА, на облове кальмара, экипаж РТМС-7528 "Вагула" справился с плановым заданием на 75 процентов. Экипаж БММРТ-186 "Таммсааре" принимал свежье.
НАХОДЯТСЯ НА РЕМОНТЕ:
На СРЗ:
CTP-8233 "Матсалу"
СТР-8234 "Ихасалу"
БМРТ-474 "Вирумаа"
БМРТ-536 "Анна Хаава"
РТМС-7504 "Пейпси"
РТМС-7558 "Амандус Адамсон"
РТМС-7576 "Харку"
СТМ-8344 "Марет"
СТМ-8349 "Мари"
ПБ "Станислав Монюшко"
В Кронштадте:
РТМС-7508 "Ваппер"
СРТМ-1436"Харью"
В Светлом:
БМРТ-248 "Йоханн Келер"
НАХОДЯТСЯ НА ПЕРЕХОДЕ:
В СВА:
БМРТ-564 "Карл Ристикиви"
БМРТ-489 "Юхан Лийв"
БМРТ-606 "Оскар Луге"
В ЦВА:
СТМ-8384 "Кадри"
СЛЕДУЮТ В ПОРТ ТАЛЛИНН:
РТМС-7583 "Куртна" (12.06)
15 средняя школа г. Таллинна. ПО СТРАНИЦАМ "КРАСНОЙ КНИГИ" – май 1992
Если принять наш класс за маленькое государство, то и у нас должна быть своя "Красная книга". А как же иначе?! Мы должны знать, кого защищать, оберегать, любить - только при этом условии государство может чувствовать себя сильным... В начале девятого класса у нас было 27 девчонок и три парня; к десятому девчонок осталось 24, а ИХ всего... ДВОЕ! Тогда у нас и появилась цель: не дать совсем исчезнуть такому редкому виду. Не сможем мы без них, нет! И сейчас все чаще об этом думаем.
Сидишь ты, допустим, на уроке биологии, за окном солнышко, птички поют -весна, словом, в полном разгаре. Посмотришь в класс - одни девчоночьи косички, хвостики, заколки, бантики - все, что тебе и самой до боли знакомо. Тоска...
И тут входят ОНИ... Господи, в жизни стимул появляется, хоть их - простите за прозу - раз, два... и обчелся. Правда, есть у нас крутой мужчина: невысок, но статен, полноват (как и все добрые, впрочем), веселый, глаза - как пуговки перламутровые. Это наш классный руководитель. Он наш оплот и опора, поддержка и советчик. Мы его и прозвали-то ласково "папа" , он и есть папа, хоть нередко и строг... Ну вот как не будешь оберегать, любить и защищать этих двух, что выпали на нашу долю "сверх" папы?! Вот и завели мы свою "Красную книгу". Без них мы ж совсем никуда! Серость одна, да и только. Так что даем вам, девушки, совет: берегите своих мужчин, берегите! И что бы там ни говорили, не сомневайтесь: они и есть цвет нашего с вами общества.
15 средняя школа г. Таллинна. ВСЕ ПРИДЕТ... – май 1992
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

С ребятами 11-6 класса я работаю уже 4-й год. Мы нашли общий язык. Уроки у нас проходят интересно, быстро, плодотворно. Ребята полюбили химию. Иные увлеклись ею и хотят избрать ее в качестве своей специальности. Многие девочки будут поступать на химфак. Поэтому я от всей души желаю им хороших результатов на вступительных экзаменах в ВУЗ. Пусть их желания сбудутся - это хорошие дети, и очень-очень хотелось бы, чтобы им повезло.

А.С. Кононова
НА СПОРТИВНОМ МЕРИДИАНЕ. 15 ср. школа – май 1992
Рекорды всех известных спринтеров - это ничто по сравнению с непревзойденными показателями нашей Светланы. Встав за два часа до начала первого урока, она уверенно опаздывает на него на 10 минут. (Ровно настолько, сколько требуется на проезд трамваем от ее дома до школы).

Наш несравненный Юрий, увы, опять не будет участвовать в состязании за первое место по сдаче контрольной. Надо же так случиться: всякий раз жуткий недуг сваливает его с ног в тот самый момент, когда надвигается очередной срок испытания.

Количество сошедших с дистанции на протяжении учебного дня имеет тенденцию к резкому увеличению. Если утром стартуют 24 человека, то к финишу, на последний урок, приходят 15 самых стойких участников.

Для спортсменок и спортсменов нашего коллектива самой насущной является проблема здоровья. Некоторые из нас посещают врачей до трех раз в неделю...
ПОСВЯЩЕНИЕ выпускницам 11-б класса 15-й средней школы, г. Таллинн – май 1992
Девчонки, милые девчонки!
Вот школа – пройденный
этап,
А мостик в жизнь -
непрочный, тонкий,
Увы, не корабельный трап.
Но ваш Спаситель - с вами,
то есть:
Вас будут выручать всегда
И Трудолюбие, и Совесть,
И Ум, и Честь, и Доброта.
Любите, но не навредите
Своей бедовой голове.
И пусть подарит ваш
Спаситель
Вам счастье женское навек. Ф.А. и Ю.Н. Золотаревы.

МЫ...
(В ритме частушек)
На востоке встает солн-
це
Брезжит розовый, рас-
свет...
Очень быстро пролетели
Эти десять долгих лет.
Мы учились понемногу
Все читать,
писать, считать...
Изучая мир науки,
Жизнь учились постигать.
Были взлеты и паденья -
Десять лет прошло
не зря.
Годы школы -
мир мгновений,
Детство, что забыть
нельзя.
Ждут различные нас
судьбы,
Ну: а в душах, как бальзам,
Сохраним мы святость
дружбы
И любовь к учителям, по страницам "Красной
книги"
Мы прогулку совершим;
Два редчайших
экземпляра -
Это Юрик и Максим.
Класс наш тоже
Уникальный -
Убедитесь без труда:
Двадцать "с гаком" здесь
девчонок,
А мальчишек всего... два!
ОБЗОР ПРОМЫСЛА за период с 1 по 10 мая 1992
За период с 1 по 10 мая наблюдалась следующая обстановка по районам промысла.
В районе ЦВА, в Западной Сахаре только экипаж РТМКС-903 "Штральзунд" занимался промыслом первые три дня. Суточные нагрузки перевыполнял. Остальное время простаивал в ожидании топлива вместе с экипажами РТМА-7192 "Юлемисте", СТМ-8343 "Вахур" и СТМ-8381 "Онтика", которые в конце периода промысел закончили. Экипаж РТМА-7192 "Юлемисте" снялся в Лиссабон на выгрузку и отдых, экипаж СТМ-8343 "Вахур" уже выгружается и будет отдыхать в порту Агадир, экипаж СТМ-8381 "Онтика" пришел в Конакри, где оформляет лицензию для работы в районе Гвинеи.
В зоне Мавритании экипаж РТМС-7570 "Элва" простаивал весь период в ожидании топлива.
В районе Республики Гвинея-Бисау экипажи СТМ-8365 "Эрика" (капитан А. Каминский) и СТМ-8388 "Паламузе" (капитан Г. Вяль) хотя и отвлекались на выгрузку, а последний и на ожидание выгрузки, с плановым заданием справились соответственно на 106 и 108 процентов.
В районе ЮВА экипаж РТМКС-901 "Моонзунд" (капитан-директор А. Красовитов) справился с плановым заданием на 136 процентов. В последние дни пошел на выгрузку в порт Уолфиш-Бей. Экипаж РТМКС-907 "Георг Лурих" приступил к промыслу в данном районе, суточные нагрузки перевыполняет.
В районе ЮЗА на облове кальмара отмечалась слабая промысловая обстановка. Экипаж РТМС-7528 "Вагу-ла" весь период простаивал в ожидании топлива. Экипаж РТМС-7583 "Куртна" в последние дни периода закончил промысел, следует в Таллинн. Экипаж БММРТ-186 "Таммсааре" ведет промысел, принимает свежье.
НАХОДЯТСЯ НА РЕМОНТЕ:
На СРЗ:
СТРА-8233 "Матсалу" (переоборудование),
СТРА-8234 "Ихасалу" (переоборудование)
В межрейсовом ремонте:
БМРТ-474 "Вирумаа"
БМРТ-536 "Анна Хаава"
БМРТ-598 "Соела"
PTMC-7504 "Пейпси"
РТМС-7507 "Саадъярв"
РТМС-7535 "Лембит Перн"
СТМ-8344 "Марет"
СТМ-8349 "Мари"
ПБ "Станислав Монюшко" МРТР-288 "Кирре"
В Кронштадте:
РТМС-7508 "Ваппер",
СРТМ-1436 "Харью"
В Светлом:
БМРТ-248 "Йоханн Келер"
НАХОДЯТСЯ НА ПЕРЕХОДЕ:
РТМС-7538 "Валгеярв": в СВА
РТМКС-906 "Георг Каск" в РГБ
БМРТ-564 "Карл Ристикиви": в СВА
СЛЕДУЮТ В ПОРТ ТАЛЛИНН:
РТМС-7561 "Секстант" (14.05)
РТМКС-909 "Ээстиранд" (15.05)
БММРТ 185 "Лахемаа" (15.05)
РТМКС-912 "Хейнасте" (16.05)
РТМС-7576 "Харку" (16.05)
МРТР-289 "Катран" (1.06)
БММРТ-183 "Марие Ундер" (5.06)
РТМКС-7583 "Куртна" (12.06)
О друзьях-товарищах ... – 14 05 1992
"Слово знакомой команды
Слышу опять и опять.
Вносится Знамя Победы.
К выносу знамени - встать!"
(М. Матусовский)

Очень люблю весну, ее светлые праздники: 8 марта - Женский день, 1 Мая - день солидарности трудящихся, 5 Мая - до последнего времени - День Печати, 7 Мая - День Радио. Последние два Дня ежегодно отмечаем с товарищами: среди профессионалов этих дней довольно-таки много друзей! И все же совершенно особенный майский день - его девятый!
9 Мая - День Победы над германским фашизмом - навеки останется в благодарной памяти всего человечества, чтобы там ни трубили глашатаи переоценки исторических вех. Непросто вспоминать о минувшей войне, да еще спустя 47 лет после ее окончания - целая человеческая жизнь!! В памяти стерлись многие факты, события повседневных солдатских будней. В голове, тесня друг друга, почему-то вспыхивают, как кадры немого кино, отдельные штришки-мгновения, предшествующие радостному Дню Победы. И затем - сколько на страницах газет, в книгах рассказывалось участниками войны о ратных делах в суровую годину...
Думаю, что поэт правильно подвел итог лихолетью и я солидарен с его призывом – обращаю ваше внимание, уважаемые читатели, на поэму Валериана Эктова: "...В огне величайших сражений,
В молчании братских могил, ДЛЯ ЖИЗНИ ДРУГИХ ПОКОЛЕНИЙ -
МИР ВЫСТОЯЛ, МИР ПОБЕДИЛ!
Немало героев в России, Их всех невозможно назвать, ПОГИБШИХ ПОЧТИМ ЖЕ, ЖИВЫЕ.
Прошу на минуту встать!" Их было много - фронтовых друзей, сложивших головы на полях битв.
Вспоминаются Николай Шмелев и Анатолий Шаталов - представители гвардии рабочего класса Урала, награжденные орденами еще в предвоенные годы за трудовые подвиги. Они добровольно пошли защищать свою Родину, свою семью, свой труд в составе 10 гвардейского добровольческого Уральского танкового корпуса. Похоронены они под Почепом и Унечей. Мой школьный товарищ - волгарь Борис Грицков, покоится на дне Баренцева моря в стальном "гробу" - подводной лодке. В памяти он остался девятнадцатилетним: балагур с веселой улыбкой на устах, лихой танцор, романтик, не успевший вкусить радость любви и непознавший тепло девичьих губ.
Сколько их было - фронтовых друзей, товарищей. В одночасье не назвать! Кадровых и призывников, добровольцев и мобилизованных, удальцов и апатичных, вплоть до трусоватых. Да если говорить объективно - всегда ли мы сами бывали молодцами, не дрейфили?! Ведь всякое бывало - подчас диву даешься: что стало сейчас со вчерашним героем?! Но все твердо верили в необходимость смертельного боя с неприятелем, в защиту своего Отечества.
Отгремели бои. Многие из членов фронтового братства, оставшихся в живых, включились в восстановление народного хозяйства страны, разрушенного войной. Наше объединение не было исключением.
Свыше 200 участников Великой Отечественной войны трудилось на судах и береговых предприятиях в 1985 году - в 40 годовщину Дня Победы, - отдавая без остатка свой жизненный и профессиональный опыт. Своим добросовестным трудом они и сейчас вносят посильный вклад в укрепление экономических показателей нашего объединения, становления Эстонской Республики.
Военное лихолетье не прошло бесследно. Время берет свое: часть ветеранов вышли на отдых, другие уходят в небытие. Только что - в конце апреля текущего года -друзья проводили в последний путь Николая Прокофьевича Питерского, бывшего главного бухгалтера объединения.
А перед самым Днем Победы ушел из жизни бывший рулевой-сигнальщик гвардейского "МО-302", в мирные дни моринспектор службы безопасности мореплавания объединения, сотрудник Морского колледжа Александр Солдатов.
Накануне Дня Победы - вы бы видели это, читатель, - фронтовики собирались у могил своих товарищей - ветеранов объединения, где зажигали поминальные свечи, возлагали живые цветы, вспоминали боевые эпизоды, были и "боевые сто грамм" горькой, и поминались добрым словом: Виктор Васильевич Васильев - участник ожесточенных боев под знаменитой Невской Дубровкой, длительный период бывший председателем Совета участников войны; поклонились праху Николая Белокурова и Альберта Лааса, Евгения Игнатьевича и Эдгара Тоблера, Федора Гальянова и Карла Каземетса, Бориса Мещерякова и Виктора Лаане, Геннадия Старцева и Петра Кобзева, Тихона Трубицына и Федора Плакунова, Николая Дворецкого и Анатолия Гиро, Петра Мирошниченко и Николая Митюрева, Виктора Базунова и Ганса Ломана - первого эстонского авиатора, летавшего еще в гражданскую войну на "Фарманах"...
Наверняка в объединении работают специалисты, которые помнят Вольдемара Каруласа и Виктора Анисимова. Этих участников войны объединяла единая цель: дать соответствующее образование подрастающему поколению - подготовить смену, помочь молодежи освоить нелегкий труд рыбака! На кладбище Рахумяэ спит вечным сном Николай Михайлович Овечкин, который также много сделал для становления рыбаков в мирное время. Это он доложил командующему КБФ о начале военных действий немцами и провел на Балтике всю войну.
Особое отношение к воину-интернационалисту, полковнику Эдуарду Вильямовичу Вийку. Все 1418 дней он был на фронтах войны с фашизмом. Летчик громил врага под родным Ленинградом, в сражениях на Орловско-Курской дуге, освободил Варшаву, штурмовал Берлин. Обучал и воспитывал летчиков Войска польского, полком штурмовиков которого командовал. Дружба, взаимные посещения польских товарищей продолжались и в мирное время, вплоть до кончины Эдуарда Вильямовича. Он был удостоен двух орденов Красного Знамени, орденов Суворова II степени, Александра Невского, Отечественной войны I степени. Красной Звезды, многими медалями. Польская Республика наградила командира полка "ИЛ-2" тремя орденами и тремя медалями.
Сколько их было всего?! Русских и эстонцев, латышей и белорусов, литовцев и украинцев, башкир и казахов, татар и марийцев, узбеков и евреев, грузинов и осетинцев, армян и азербайджанцев - ведь никто не пытался делить единую страну на уезды и вотчины! В согласном порыве встали на защиту Отчизны от полчищ врага все граждане той огромной страны - от седой Балтики до Тихого океана. В разных званиях и должностях - от рядового до полковника, от матроса до командира корабля, от автоматчика до командира полка. Сражались они под Москвой, на Ленинградском и Сталинградском фронтах, под Курском и Тулой, на Северном Кавказе, на Украине, на Днепре и Висле, у стен Берлина. А огромная и страшная военная машина рвала на части, сжигала в своих топках их тела и души, требуя все новых и новых жертв.
В этот день - и живым, и мертвым - наш земной поклон! Усопшим - земля пусть будет пухом! Мир дому твоему, фронтовик!!!

Ю. ИВАНОВ
ОБЗОР ПРОМЫСЛА за период с 13 по 19 апреля 1992
За период с 13 по 19 апреля по районам промысла наблюдалась следующая обстановка.
В районе СВА, в зоне Фарерских островов, на облове путассу работают экипажи РТМС-7522 "Тамула" и РТМС-7538 "Валгеярв". Во второй половине недели отмечался спад промысловой обстановки, и с недельным плановым заданием экипажи справились соответственно на 43 и 32 процента.
В районе ДВА, в Западной Сахаре, с недельным плановым заданием справились почти все экипажи, кроме РТМА-7192 "Юлемисте" (67 процентов), который вторую половину недели простаивал в ожидании топлива. У остальных экипажей процент выполнения составил: РТМКС-903 "Штральзунд" (капитан-директор Ч. Лукашевич) - 133 процента, РТМКС-909 "Ээстиранд" (капитан-директор В. Павлюк) - 104 процента, СТМ-8343 "Вахур" (капитан В. Сапожников) - 123 процента, СТМ-8381 "Онтика" (капитан В. Еськин) - 121 процент.
В зоне Мавритании, ведет промысел только экипаж РТМС-7570 "Элва", который с плановым заданием по вылову справился на 68 процентов. Экипаж РТМС-7576 "Харку" в начале недели промысел закончил.
В районе РГБ экипаж СТМ-8388 "Паламузе" (капитан Г. Вяль) недельный план по вылову выполнил на 123 процента. Экипаж СТМ-8365 "Эрика" вторую половину недели простаивал в ожидании выгрузки.
В районе ЮВА, в зоне Намибии, экипаж РТМКС-901 "Моонзунд" (капитан-директор А. Красовитов) справился с заданием на 185 процентов.
В районе ЮЗА, на облове кальмара, экипажи БММРТ-186 "Таммсааре", РТМС-7528 "Вагула", РТМС-7583 "Куртна" выполнили план соответственно на 68, 57 и 85 процентов. Экипаж БММРТ-183 "Марие Ундер" простаивал всю неделю в ожидании топлива.
НАХОДЯТСЯ НА РЕМОНТЕ:
На СРЗ в межрейсовом ремонте:
БМРТ-474 "Вирумаа"
БМРТ-536 "Анна Хаава":
РТМС-7504 "Пейпси"
РТМС-7507 "Саадъярв"
РТМС-7535 "Лембит Пэрн"
СТМ-8344 "Марет"
ПБ "Станислав Монюшко"
СТРА-8233 "Матсалу" (переоборудование)
СТРА-8234 "Ихасалу" (переоборудование)
МРТР-288 "Пагрус"
СЛЕДУЮТ В ПОРТ ТАЛЛИНН:
РТМС-7558 "Амандус Адамсон" (5.05.)
БММРТ-185 "Лахемаа" (12.05.)
РТМС-7561 "Секстант" (4.05.)
РТМС-7576 "Харку"(4.05.)
РТМКС-912 "Хейнасте" (19.05.)
ОТОЙТИ ОТ УЗКОЙ ВЕДОМСТВЕННОСТИ – 30 04 1992
К 30-летию газеты «Рыбак Эстонии»
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В юбилей принято говорить о достижениях и прошлых заслугах. Но мне, в связи с приближающимся 30-летием "Рыбака Эстонии", более необходимым представляется "прощупать" перспективу.
Понимаю дело так. Рыбак надолго покидает родной берег. Ему крайне необходимо нечто связывающее с родными и близкими. Этим "нечто" нередко и выступает своя газета, то есть в нашем случае "Рыбак Эстонии".
Но есть своя газета и у моряков торгового флота. Вот здесь я вижу - как бы это выразиться поточнее? - нелогичность. Нужны ли небольшому государству, каким является Эстония, сразу две морские газеты? Не лучше ли объединить усилия? Тем более, что предельной концентрации усилий требует ныне и материальная база (тот же дефицит бумаги, возросшие типографские расходы, услуги "Ээсти пост" и т.п.), и необходимость более полно отражать все многообразие жизни малыми силами. Двум творческим работникам действительно невозможно "объять необъятное" и пытаться с одинаковым успехом попеременно отражать изменения то в экономической сфере, то в социальной, то в культурной, а часто и в политической... Даже если эти проблемы "произрастают" на местной почве. А если расширить географию за пределы объединения?
Так вот, если редакции "Рыбака Эстонии" пойти на объединение усилий, например, с той же газетой "Ээсти меремеэс", то, возможно, легче станет отойти от наскучившей узкой ведомственности, шире отображать жизнь возродившегося Эстонского государства глазами не только русского жителя, но и с точки зрения коренных эстонцев?
Есть для того еще одно, веское, на мой взгляд, основание. Вдуматься - само название газеты не вполне отвечает направленности ее содержания. Вне сферы отображения остается деятельность большого круга рыбаков именно Эстонии ( а не океанического флота) - рыбаков прибрежного лова, рыбоводов.
Так или иначе, но в Эстонском государстве более актуальной выглядела бы газета, ориентированная на государственный язык, хотя бы в переводе.
Постараться ликвидировать наблюдаемые диссонансы - и все, мне думается, встанет на свои места: появится крепкая опора и взаимопонимание, как с эстонским читателем, так и с читателем, чей родной язык - русский.

ЯАК ПЫЛЛУ, советник рыбного департамента ЭР.
Памяти Уно Борка. ЖУРНАЛ ДЛЯ РЫБАКОВ - 16 04 1992
Актуальное интервью

После публикации в нашей газете исторического экскурса "Об исландской сельди и судне "Ээстиранд" читатели стали интересоваться, что это за издание "Абикс калуриле" ("В помощь рыбаку"), откуда был сделан перевод. Желая познакомить "русскоязычных" читателей с историей и нынешним днем журналов рыбной промышленности Эстонии мы встретились с исполнительным редактором журнала "Ээсти каландус" ("Рыбное хозяйство Эстонии") УНО БОРКОМ.
Вот что он сказал в связи с этим:
- В 1920 году в Эстонии был создан журнал "Лаэвандус" ("Судоходство ) и при нем стал выходить другой - "Калаасьяндус" ("Рыбное хозяйство"), а через три года до 1940-го - под названием "Ээсти каландус". С 1962 года "Эстрыбакколхозсоюз" издавал ротапринтный информационный бюллетень "Абикс калуриле". Поскольку периодичность его была раз в квартал, то директивные материалы и нормативные акты не успевали быстро доходить до читателя, устаревшая информация не удовлетворяла рыбаков. Поэтому - когда в рамках IME разрабатывалась общая концепция развития рыбного хозяйства - было принято решение возобновить выпуск журнала "Ээсти каландус". Его учредителем стал Эстонский рыбохозяйственный союз, а редколлегию возглавил председатель правления Хейно Палу.
- Какие задачи сегодня стоят перед журналом, как вы их решаете?"
- Главная задача - отражать жизнь отрасли, начиная с добычи до торговли рыбными товарами, но не забываем и историю рыбного хозяйства республики. На страницах журнала читатель найдет также рецепты рыбных блюд, рыбацкие рассказы, на развороте каждого выпуска - подборку фотографий. Сейчас состав "Эстрыбаксоюза" сильно изменился: появились акционерные общества, товарищества, кооперативы, сохраняются некоторые колхозы, растет частное предпринимательство. Сколько форм собственности, столько и проблем. И на все нам надо реагировать, но успеваем не всегда. Хотим широко отражать жизнь отрасли республики, в том числе Пярнуского и Таллиннского рыбокомбинатов, совместного предприятия "ЭСВА", Центра морского образовании...
- Если говорить конкретнее, что у вас есть в редакционном портфеле?
- Сейчас у нас подготовлены к публикации ихтиологические прогнозы. Это будет интересно для всех. Поступают новые директивные материалы и нормативные акты. Видный деятель рыбного хозяйства Швеции, выходец из Эстонии Хендрик Тоотс, работавший одно время в Зимбабве, описывает шведский и африканский опыт спортивного рыболовства. Это будет серия из 12 статей - на весь год - с описанием современного оснащения любителей-рыболовов с соответствующим словарем на английском языке. У нас тесные связи с финским Центральным рыбохозяйственным союзом и с редакцией его журнала "Суомен каластуслехти". На его страницах выступают наши авторы, пишущие об Эстонии, а в нашем журнале - их люди. В финском издании представляет интерес календарь международных мероприятий по рыбной тематике, сообщается, что, где и когда состоится. Много материала получаем мы из шведского журнала "Ээсти калур", выходящего на эстонском языке.
- Сейчас практически все периодические издания испытывают много проблем, срываются сроки выхода. В какой ситуации находится ваш журнал?
- У нас тоже много сложностей. Главная, пожалуй, задержка с выпуском. Сейчас ждем из пярнуской типографии еще ноябрьский и декабрьский номера. Надо было как-то решать вопрос, и мы договорились с малым предприятием «Спин-пресс", попробуем выпускать журнал с помощью лазерного принтера. В работе январский номер.
- Вести столь специфическое издание вам, видимо, помогает опыт работы в рыбной промышленности?
- Да, конечно, я закончил рыбную мореходку, ходил в море на судах "Океана", работал на Кубе, в Африке. С годами перешел на "оседлый" образ жизни: был заместителем директора проектно-технологического бюро "Эстрыбакколхозсоюза", старшим референтом по рыбному хозяйству Совета Министров Эстонской ССР.
- Богатая биография. Ваш опыт - большая ценность. А что он подсказывает вам о путях дальнейшего развития океанического лова?
- Считаю, что работу по добыче рыбы в океане надо пересматривать. Есть два пути. Первый -пагубный для Эстонии, он нам не подходит - путь Германии, которая после объединения ликвидировала свой океанический флот. Почему она это сделала - понятно: трудоемким делом заниматься не очень-то выгодно, тем более, что в будущем европейском сообществе можно будет получать все виды продукции.
Второй путь исходит из того, что пара тысяч хорошо обученных рыбаков - самая большая ценность для нашей маленькой республики. Надо создавать совместные предприятия, акционерные общества, различные экспедиции, изыскивая возможности продавать рыбные товары другим государствам. В связи с дорогим топливом себестоимость рыбной продукции очень высокая и конкурировать на мировом рынке очень трудно. Тем не менее, есть много предложений по покупке рыбных товаров - от Чехо-Словакии, Германии, США. Продавать надо именно рыбные товары, а не рыбу, как делали до сих пор. Следует расширить лов креветки, головоногих и продавать их другим государствам. Причем, вареная креветка, например, более чем вдвое дороже свежемороженой, хотя технология варки и не сложна, она может дать валюту.
- Полагаете, надо отказаться от массового лова дешевых пород рыбы?
- Именно. И работать на заказ, а не предлагать, как сейчас, то, что имеется. Пересмотрев подход к делу, увидим, что для добывающих и перерабатывающих предприятий выгодно вести дело по заказам покупающих стран. Около десятка видов рыбной продукции можно продавать без таможенного налога, на ряд других он снижен наполовину. Известно, многие страны Европы покупают рыбу из стран Индийского океана, хотя такую же и мы ловим. Надо только учитывать высокую цену на топливные ресурсы и снизить энергоемкость конечного продукта на треть. Наши консервы, скажем, по качеству вполне приемлемы на западном рынке, но не по цене - из-за дорогой упаковки, на Западе жесть в пять раз тоньше, банка получается красивее и втрое дешевле. Так и должно быть: дорогое содержание в дешевой упаковке.
- Но многие проблемы не решить без помощи государства. Какова может быть его роль в этом?
- Самое главное - государство должно обеспечить рыбное хозяйство топливом на приемлемой основе.
Правительство срочно должно пойти и на то, чтобы рыбопромышленным предприятиям дать налоговые льготы, если они инвестируют свои валютные прибыли в проекты развития рыбной отрасли республики: новой технологии, оборудования и так далее.
Необходимо также, чтобы государство дало гарантии валютных кредитов для приобретения оборудования и технологии производства товаров на уровне мирового рынка (фирма Баадер и др.).
Есть полный смысл перепрофилировать целый ряд государственных предприятий для производства малых рыболовных судов, лодочных двигателей, материалов и орудий лова. Знаете, лодочных двигателей нет вообще, а германская фирма "BUKH" предлагает свою помощь, есть и огромный рынок - государства СНГ. Очень дороги на Западе материалы и орудия лова. Имея свободную рабочую силу, мы могли бы конкурировать.
Подумайте, почему рыбак "Эсмара" получает за килограмм выловленной им салаки 1 рубль и 2 копейки, а продается она по 12 рублей и выше. Причина - промежуточные организации по перепродаже, каждая добавляет для своей прибыли. Надо прекратить перепродажу рыбы и рыбных продуктов предприятиями, не имеющими отношения к добыче и переработке. Тогда можно будет наполовину снизить цену на рыбные товары, их станут покупать, а сейчас консервы начинают скапливаться, не находя сбыта из-за высоких цен.
Следует ускорить заключение государственных договоров для получения лицензий на лов в зонах других государств, особенно это касается Северной и Центральной Атлантики. И торговать с учетом цен и спроса в разных странах. В США, к примеру, хек не ценится, зато филе трески стоит втрое дороже мяса индюка.
Короче, чтобы выжить, надо решить все эти проблемы.

Беседу вел Г.ВОРОБЬЕВ.