0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти капитанов и судов (870)
Памяти Зимовского Владимира Игнатьевича - КАПИТАН ЗИМОВСКИЙ – 07 10 1978
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

КАКИЕ качества больше всего ценят рыбаки в капитане? Конечно, демократичность, ибо ох как тяжко находиться полгода в море под властью человека, не терпящего никаких, даже очень деловых возражений. Далее следует, видимо, поставить деловитость, опыт, то есть рыбацкое искусство... Но, может, все обстоит как раз наоборот, и то, что мы поставили на первое место, надо поместить «потом»?
Кто возьмется категорически ответить на этот вопрос? Говорят же: сколько людей, столько и мнений. И еще говорят: на каждого не угодишь,
Но вот сумел же «угодить» каждому из нас, работников «Эстрыбпрома», В. И. Зимовский, капитан-директор РТМС-7538 «Валгеярв», экипаж которого вернулся из Атлантики незадолго до праздника — Дня Конституции СССР. Ну, как не повторить победные цифры — итоги выполнения рейсового задания! Вылов — 170 процентов, мороженая рыбопродукция — 203, пищевая — 205, разделанная — 289 процентов. На пищевые цели направлено около 97 процентов выловленного сырья.
Согласитесь: ласкают слух такие вот цифры, которые уж никак не назовешь бесстрастными, сухими и т. п. Считать и анализировать рыбацкую цифирь умеют ныне многие — перестала она быть печатью за семью замками для рядового рыбака. Можно, поэтому, ручаться: еще до того, как были официально объявлены на «Валгеярве" итоги рейса, на судне уже знали, что:
— экипаж не просто выполнил, но и значительно перевыполнил свои социалистические обязательства, которые уже пересматривались в рейсе в сторону повышения; — сверх плана нынешнего, ударного года пятилетки произведено пищевой рыбопродукции на сумму 1 млн. 645 тыс. рублей и товарной — 1 млн. 569 тыс. рублей; — план трех лет пятилетки завершен досрочно!
...Но вдруг найдется среди бывших подчиненных Зимовского человек, который возмутится — мол, при чем тут капитан да капитан, все работали, не щадя сил! Верно. Как верно и то, что, предложи такому человеку выбирать, с кем из капитанов он пошел бы в очередной рейс — не задумываясь, назвал бы «того самого Зимовского». А теперь давайте осмыслим с точки зрения такого, назовем его предубежденным, человека ответы капитана-директора В. И. Зимовского на вопросы нашего корреспондента.
— Общий отчет об итогах рейса РТМС «Валгеярв» мы в своей газете уже дали, назвали наиболее отличившихся. Но, к сожалению, когда читаешь подобные победные реляции, они удивительно похожи друг на друга. Что поделаешь — форма, информационность не позволяют сказать большего. Поэтому, Владимир Игнатьевич, хотелось бы здесь поговорить о том, что не уместилось в отчетах, включая рейсовое донесение. Такой, скажем, вопрос: с каким настроением уходили вы в этот рейс, завершившийся столь блистательно?
— Думаю, ответ на этот вопрос будет одинаков, к кому бы из наших рыбаков вы ни обратились. Неважное было настроение. Себя я конечно, исключаю: капитан, сами понимаете, не имеет права на дурное настроение, если даже кошки на душе скребут... Работать предстояло в районе, который стал осваиваться нашими рыбаками только в прошлом году. Так что у команды не было уверенности в заработке. Но, конечно, это не единственная причина для неважного настроения. Новый объект лова, новые погодные условия плюс старые, изрядно надоевшие всем проблемы, с которыми мы сталкиваемся из рейса в рейс — недостатки снабжения, нехватка баз и прочая, и прочая... Вот и приуныли люди.
Знаете, какая из всех названных проблем мне представляется теперь наиболее серьезной? Даже не нехватка топлива, необходимого для активного ведения промысла. И не отсутствие баз, которых вечно не оказывается под рукой, когда они больше всего нужны. При всем том это проблемы второго ряда, как-нибудь, но они все же решаются на месте. А вот вам проблема № 1
— настроя и настроения экипажа, отправляющегося в рейс. Причем, заметьте, в рейс необычный
— теперь частенько нам приходится работать по-новому во всех отношениях — и в плане географическом, и, я бы сказал, тактико-промысловом, и технологическом (рыбцех).
Как преодолеть чувства неуверенности и нервозности, которые скрывай не скрывай все-равно найдут выход? Одними утешительными разговорами да призрачными авансами-обещаниями многого не добьешься. Хотя, скажу прямо, как капитан я имел моральное право сослаться на то, что еще никто из рыбаков, ходивших со мной на промысел, не мог обвинить меня в игнорировании, забвении интересов людей, экипажа...
Здорово помогли нам, администрации судна, на этот раз и отдел кадров, и ОМТС, и другие отделы и службы управления. Отдел кадров: учитывая, что состав экипажа сильно обновился, причем многие из рыбаков вообще впервые выходили на промысел, работники ОК позаботились о том, чтобы руководителями наших основных служб стали люди проверенные, способные. Начну со старшего помощника Леонида Ивановича Румянцева. Опытный и думающий промысловик, штурманская подготовка завидная, и то, и другое у него приобретено на «кошельках», а среднетоннажный флот всегда считался лучшей школой для моряка и промысловика... Мой помощник по производству Вольдемар Лийв: знающий и способный технолог, человек с организаторской жилкой, умеет поставить каждого рыбообработчика на самое подходящее для него место, операцию. Оба они — и Румянцев, и Лийв — представлены на поощрение генеральным директором «Эстрыбпрома», а Леонид Иванович, к тому же, аттестован на выдвижение в должности. Уверен: хороший, достойный кандидат в капитаны больших судов!
Службу добычи возглавил старший тралмастер Дидык. Да-да, тот самый, знаменитый Дидык, Владимир Иванович, орденоносец. Наставник, добытчик божьей милостью — никаких слов для таких людей не жалко. Все он вынес на своих плечах, всю службу добычи «вывел в люди», научил работать по-настоящему.
Старший механик Яак Пыллу. Бывший групповой механик-наставник МСС, а это уже аттестация: Кузьмич... извиняюсь — Николай Кузьмич Первушин (вместе учились пару десятилетий назад в ТМУРП, там и повелось — Кузьмич и никаких) в море командирует только тех, в ком не сомневается! Короче говоря, к машине — никаких претензий. А поскольку в рейсе была великая нужда в подвахтах, то все моряки судо-механической службы единогласно подключились к этому большому делу.
Хочу упомянуть службу связи, в частности, начальника радиостанции Александра Ищука, одного из лучших радиоспециалистов объединения, а также гидроакустика Евгения Алексеевича Поплаухина — истинного мастера своего дела.
Однако, давайте прервемся и предоставим слово «главному» капитану «Валгеярва» В. И. Минаеву, за которым закреплен РТМС-7538. Скажу по секрету: не очень-то уверенно себя чувствуешь, принимая командование судном у такого человека. Имею в виду традиции — тебе и напомнить о них, Владимир Иванович. Подключайся!
В. Минаев: Не будем выказывать свою скромность, Владимир Игнатьевич, и препираться на тему, кто больше сделал для закрепления этих самых традиций. Тем более, в ударном году пятилетки. Я, конечно, был доволен, что в этот рейс уходил на «Валгеярве» капитан Зимовский, который, если память не изменяет, еще ни разу не возвращался с промысла с пустыми руками. Что же касается традиций, то в прошлом, 1977 году экипаж РТМС-7538 завоевал первое место во Всесоюзном социалистическом соревновании по МРХ СССР, посвящавшемся 60-летию Великого Октября, первое место по главку, а по итогам третьего квартала того же года был занесен на городскую Доску почета.
Сейчас я принимаю капитанские дела у своего коллеги, а самого гложет та же мысль, что преследовала Владимира Игнатьевича перед этим рейсом: как не ударить в грязь перед предыдущим экипажем? Помните поговорку: ох, и тяжела ты, шапка Мономаха! Но коль уж «надел» — носи... изо всех сил.
— Возвращаясь к рейсу: судя по тому, что нам известно, у вас, Владимир Игнатьевич, не было «привычных» проблем по линии ОМТС, топливной, транспортной, а промысловая обстановка стояла отменная.
— Ну, не так радужно. Столь благоприятное стечение всех обстоятельств случается редко. К ОМТС мы, действительно, претензий не имеем: никаких подвозов, не оказывавшегося при отходе на складах, промвооружения, ЗИПа, и т. п. Подготовили нас к рейсу солидно, всегда бы так. Правда, случай тут не совсем обычный: РТМС-7538 — судно, можно сказать, новое, надежное.
Но больше всего огорчений доставили базы. Из-за отсутствия транспортных судов пришлось потерять в простое не менее 6 промысловых суток. Это досадно. Обстановка-то стояла редкостная. Обидно тем более, что нам не хватило всего-навсего 130 центнеров, чтобы довести вылов за рейс до рекордной цифры... Правда, в начале работы на промысле мы нарадоваться не могли: понадобилась база — извольте. Да, видно, сглазили — исчезли вскоре базы. За горизонт и далее.
— Тем не менее, работы экипажу хватало, соцсоревнование проходило без вынужденных — из-за безрыбицы — перерывов, что, к сожалению, бывает не в каждом рейсе. Меняются времена! Если когда-то приходилось слышать жалобы на избыток работы на промысле, то теперь жалуются на отсутствие ее... Давно ли было время, когда мы в одном из интервью с вами, Владимир Игнатьевич, обсуждали проблему подвахт под углом зрения, как свести их до минимума, если вообще нельзя без них обойтись?
— Было! Но я хочу коснуться другого аспекта затронутых-вопросов. Соревнование: очевидно, что в удачных рейсах вроде нашего, когда рыбы хватает, следует организовывать соревнование между подвахтами. Это поможет стабилизировать, если применим здесь такой термин, кадровый состав подвахт, повысит личную и коллективную заинтересованность людей в результатах работы.
Далее. Опыт работы на современном промысле заставляет сделать вывод о том, что победителями как в парном, так и во внутрисудовом соцсоревновании оказываются те, кто умеет найти и привести в действие больше внутренних скрытых резервов. Это закономерно уже по той причине, что в новых условиях работать по-старинке нельзя, если не для проформы, а для дела руководствоваться принципом «Эффективность плюс качество!» Поэтому хотел бы добрым словом отозваться о работе судового комитета профсоюза, который в рейсе возглавлял Анатолий Заболоцкий. Скажем, в среднем мы морозили до 60 тонн рыбы в сутки, но доходило и до 70-ти. Что здесь самое главное? Качество заморозки, жесточайшее, я бы сказал, соблюдение режимов работы морозильных установок, исключительно бережное обращение с сырцом, начиная с выливки уловов и кончая завершающей операцией.
— Это тем более уместно подчеркнуть, учитывая, что еще в недалеком прошлом производственный отдел весьма болезненно реагировал в аналогичных случаях. Речь о суточной заморозке...
— Что ж, перестраиваться приходится не только нам, рыбакам, добытчикам. Признаться, я ожидал грозных радиограмм с нагоняем. Повезло — не дождался... Знаете, что меня — и не только меня: надо полагать, вот капитан Минаев может подтвердить — буквально выводило из себя при получении таких радионагоняев? Мысль, что кое-кто наверху считает нас, капитанов, технологов уж такими безответственными людьми, которых впору бы на пушечный выстрел к промыслу не подпускать! Но мы, капитаны, люди ушлые: успокаивали друг друга и себя тем, что эти «кое-кто» попросту перестраховываются на случай, если вдруг последует. какая-либо рекламация. Мы-де предупреждали этих неразумных капитанов, пусть теперь сами отвечают...
Но, повторю в заключение, в этом рейсе ни кто не «терроризировал» нас ЦУ – ценными указаниями, а экипаж сделал все, чтобы обеспечить и высокую эффективность работы на промысле, и отличное качество рыбопродукции. Так что рыбакам «Валгеярва» есть о чем рапортовать всенародному празднику - Дню Конституции СССР.

Л. ФИРСОВ.
Памяти БМРТ-248 «Йохан Келер» и его экипажей. С ЗАДАНИЕМ СПРАВИЛИСЬ - 05 10 1978
Нелегким был минувший рейс для экипажа БМРТ-248 «Йохан Келер». Работать пришлось в рыболовной зоне Канады, тщательно выполняя жесткие требования властей по соблюдению многочисленных ограничений и правил рыболовства. Это и лимиты на видовое количество рыбы, и повышенные требования к промвооружению, и многое другое. Но команда траулера успешно справилась с этими задачами. Большая заслуга в том всего экипажа, администрации судна и общественных организаций.
Была создана специальная комиссия по проверке промвооружения. В течение всего рейса еженедельно проводились контрольные замеры сетного полотна тралов, замеры после ремонта тралов или при переходе с одного вида их на другой. При этом часто присутствовали канадские наблюдатели. Претензий к нам не было. Особенно много старания в этом деле приложили добытчики во главе со старшим мастером А. Вашенко, которым уже перед началом промысла пришлось перешивать донные тралы из-за несоответствия их конвенционным требованиям к размеру ячей. На помощь добытчикам пришли матросы-рыбообработчики. В течение двух суток тралы были перешиты и подготовлены к работе.
Затем перед экипажем встали новые задачи: стопроцентное направление рыбы-сырца на пищевые цели, выпуск разделанной рыбопродукции и выработка филе. Между тем, среди рыбообработчиков было много моряков, которые выходили в свой первый рейс, не знали приемов обработки рыбы. Им была оказана помощь со стороны старших и опытных товарищей, помощника капитана по производству В. П. Цыбовской, мастеров обработки Н. Рекиша, В. Семенкова и матросов, давно работающих на судах. Молодые матросы быстро освоили приемы обработки рыбы. В результате даже при неудовлетворительной промысловой обстановке плановые задания по выпуску разделанной рыбопродукции и выработке филе экипаж успешно выполнил.
Хочется еще раз отметить тот факт, что все рыбаки отнеслись с должным вниманием к соблюдению правил рыболовства в зоне Канады. За рейс к экипажу не было замечаний со стороны администрации, инспекторов, проверяющих работу судна, а также со стороны канадских наблюдателей.
... 29 июля в канадской газете «Мейл стар» была опубликована статья наблюдателя Синди Стеген, которая находилась в течение двадцати суток на нашем судне. Она отмечала, что советские рыбаки тщательно выполняли правила рыболовства, члены экипажа были настроены по-дружески и оказывали большую помощь наблюдателю.

В. ЯРАНДАЙКИН, первый помощник капитана БМРТ «Йохан Келер».
Памяти СРТР-9082 «Ристна» и его экипажей. ПОТРУДИЛИСЬ НА СОВЕСТЬ - 05 10 1978
ЕЩЕ В СЕНТЯБРЕ возвратился с промысла, на этот раз самолетом, экипаж СРТР-9082 «Ристна» (капитан В. В. Соколов). Всего несколько дней пробыли в Таллине моряки — многие опять уже на промысле. Капитан В. Соколов со старпомом В. Егоровым оказывают помощь иракским рыбакам в освоении промысла.
В канун всенародного праздника — Дня Конституции СССР — удалось встретиться с секретарем партийной организации СРТР-9082 А. Велья и вторым помощником капитана Г. Гомартели.
Вот что они рассказали.
Пять месяцев продолжалась ударная трудовая вахта экипажа. В одном районе с рыбаками СРТР-9082 работали их коллеги с СРТР-9097 «Лехтмаа" и СРТР-9080 «Лайне». Промысловая обстановка стояла хорошая, такой она оставалась весь рейс. 10 ветеранов объединения трудились на судне в этот раз: капитан В. Соколов, Г. Савченко — мастер добычи, старший механик Г. Метс, гидроакустик Н. Фефелов, второй помощник капитана Г. Гомартели и другие. Особо хочется отметить капитана. Многим членам экипажа не раз уже приходилось плавать с ним. Виталий Васильевич умеет создавать в экипаже хороший трудовой настрой, много работает с людьми, передает им свой богатый рыбацкий опыт, если нужно, придет всегда на помощь. Все вопросы он решает обдуманно, советуется с людьми.
На этот раз с прибытием на промысел сразу приняли обязательства — завершить план года и трех лет пятилетки к 7 октября. Как уже сообщалось, в рейсе они были пересмотрены — рыбаки обязались в середине лета выполнить и план четвертого года. Предвидеть это тогда — в апреле — было, конечно, трудно.
С первых же дней рейса начали активную работу по выполнению взятых обязательств. Промвооружение всегда было наготове, механизмы и оборудование работали безотказно. На обработку улова выходили все до единого члена экипажа. Уловы радовали: 50—80 тонн, был даже рекордный — 126 тонн. Нужно сказать, что рыба принималась без простоев, каких-либо задержек. Около 10 баз находилось тогда в этом районе, в том числе и наши — ПБ «Станислав Монюшко" и ПР «Саяны». Правда, больше пришлось взаимодействовать с калининградской ПБ «Ленинский путь». Нужно сказать, принимали они рыбу в сжатые сроки, организованно, четко.
В разгар промысла на СРТР-9082 заметили: что-то рвет дель невода. Хищника обнаружили. Оказалась неизвестная рыба, вроде бы и не большая, но откуда столько вреда... Из-за нее-то и приходилось часто заниматься ремонтом невода.
Экипаж в рейсе отличала слаженность и активность в работе — свидетельствует А. Велья. Тон же, пример во всем задавали коммунисты. Они стояли во главе судкома (Г. Метс), группы народного контроля (М. Шипов). Второй помощник капитана Г. Гомартели был пропагандистом. Хорошо показала себя в рейсе молодежь — она составляла большинство экипажа. Работали молодые рыбаки на совесть, не жалея сил. С подъемом участвовали в субботниках. Словом, они с честью пронесли вахту в честь 60-летия Ленинского комсомола и оправдали почетное звание комсомольско - молодежного экипажа.
Итак, в рейсе выполнены досрочно планы ударного года, трех и четырех лет пятилетки. Вместо запланированных 1308 тонн выловлено 3283 тонны рыбы. Экипаж первым в объединении перешагнул рубеж 3000 тонн вылова рыбы на судно типа СРТР. Нужно сказать, что подобные рубежи также взяты сейчас экипажами СРТР-9080 «Лайне» и СРТР-9097 «Лехтмаа».
— Наш труд, — говорит Г. Гомартели, — оценен высоко. Экипажу присуждено призовое место в соревновании судов Западного бассейна. Мы с радостью рапортуем, что обязательства, взятые в честь Дня Конституции СССР, перевыполнены!

Н. ДВОРЕЦКИЙ.
Памяти РТМС-7538 «Валгеярв» и его экипажей. БОЛЬШОМУ КОРАБЛЮ — БОЛЬШОЕ ПЛАВАНИЕ - 03 10 1978
Большой трудовой победой завершился минувший рейс для экипажа РТМС-7538 «Валгеярв». Выпуск только разделанной рыбопродукции составил 302 процента! По объему это почти еще один груз. На пищевые цели направлено 96,2 процента рыбы. Уже к 28 июня был выполнен годовой план, а рейсовое задание — к 16 июля.
Скажем сразу: промысловая обстановка в районе, где работал "супер», была благоприятной. Но, известно, этого еще недостаточно для успешного завершения рейса. Бывает, к сожалению, и так, что один придет с перевыполнением, другой еле «натянет» план, хотя условия одинаковы.
Но предоставим слово первому помощнику капитана РTMC-7538 «Валгеярв» Павлу Ивановичу Чалову:
— Дело, конечно, не в везении и пресловутой удачливости. Расскажу о нашем рейсе. Трудности начались с того, что 62 процента составила молодежь, из них 22 человека впервые выходили в море. Особенно мы беспокоились за службу добычи: сплошь молодые ребята.
Времени для подготовки в обрез — переход всего четверо суток. Нужно было, одновременно с подготовкой к промыслу рыбцеха, учить и людей. Провели своего рода «генеральную репетицию". В чем она заключалась? Прежде всего, рассказали рыбообработчикам их задачи, обязанности, чтобы каждый знал, что от него требуется. Затем расставили людей по рабочим местам и запустили механизмы рыбного цеха. Пока, конечно, без рыбы, но эффект, полагаю, от этой «репетиции» получился значительный. Забегая вперед, скажу, что позже, на промысле, бывали дни, когда бригада обработчиков только за одну — восьмичасовую — смену выпускала столько продукции, сколько все судно за сутки... Иначе говоря, учиться, осваивать передовые приемы роботы, механизмы рыбцеха, когда идет рыба, уже поздно. Польза от «репетиции» вроде той, о которой я рассказал, несомненна.
Важную роль на промысле сыграли младший комсостав, мастера, то есть непосредственные организаторы рыбацкого производства, наставники, воспитатели молодых.
Понятно, без партийной, профсоюзной, комсомольской организаций достигнутый успех вряд ли был бы возможен. Коммунисты выступали инициаторами соревнования за наибольший выпуск пищевой продукции. Многое сделал и комсомол. На судне он был представлен 45 членами ВЛКСМ. Возглавлял комсомольскую организацию молодой коммунист И. Ким. Девизом всех стало — эффективность и качество. Все трудились с полной отдачей сил, стараясь воспользоваться благоприятной промобстановкой. Как только люди поверили в свои силы, были пересмотрены и взяты повышенные соцобязательства: выполнить план года по вылову на 150 процентов, по заморозке на 170, по стоимости пищевой рыбопродукции также на 170 процентов.
Активно работала группа народного контроля, которой руководил зам. секретаря парторганизации А. Просяник. Главной заботой контролеров были высокое качество выпускаемой продукции и борьба с любыми потерями сырца, максимальное использование его на пищевые цели.
По итогам рейса победителями внутрисудового социалистического соревнования стали старший трал-мастер В. Дидык, тралмастер Л. Никитин (его бригада четырежды завоевывала первое место), бригадир-обработчик Г. Аламаа, матросы А. Соколов и А. Кабанов, электрик В. Тетерин и другие.
Хотел бы отметить и наших штурманов. Промобстановка на промысле постоянно менялась из-за метеоусловий. Но наши судоводители были на высоте. Жили не только сегодняшним днем, но делали прогноз и на ближайшее будущее. Доходило до того, что рыбообработчики «заказывали» штурманам требуемое количество рыбы, дабы обеспечить работу цеха в оптимальном режиме... В заключение нужно сказать, что наш "супер» — сравнительно новое судно. Всего три рейса совершил «Валгеярв» в Атлантику. И все — удачно. Это уже традиция. Будем поддерживать ее из рейса в рейс. Ибо верно говорят: большому кораблю — большое плавание...

В. БОГДАНОВ.

На наших снимках вы видите передовиков рейса РТМС-7538 «Валгеярв»:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

старшего матроса комсомольца Александра Кабанова,
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

мастера добычи Леонида Никитина
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

и моториста первого класса коммуниста Владимира Матрусова.

Фото В. Тракса.
Памяти ТР «Иней" и его экипажей. ВЗЯТ ЕЩЕ ОДИН РУБЕЖ – 28 09 1978
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

После пятимесячной работы на промысле возвратился в родной порт транспортный рефрижератор «Иней" (капитан-директор Е. М. Мотус). За это время экипаж дважды доставлял рыбопродукцию в иностранные порты и один груз— в свой порт.
За рейс перевезено 6704 тонны рыбопродукции, в том числе 604 тонны сверх плана. Экипаж продемонстрировал высокое мастерство и трудолюбие. Достаточно сослаться хотя бы на такой факт: в среднем за сутки загружалось на судно по 318 тонн рыбопродукции, или 180 процентов нормы. Обеспечена сверхплановая прибыль в размере 60 тысяч рублей. За время плавания сэкономлено около 100 тонн топлива.
Тем самым коллектив судна выполнил социалистические обязательства, принятые в честь первой годовщины новой Конституции СССР. Кроме того, экипаж еще раз доказал, что план третьего года пятилетки будет выполнен, причем досрочно.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Партийная организация (секретарь В. Островский), судовой комитет профсоюза (председатель С. Почебут) умело направляли моряков на выполнение принятых соцобязательств, призвали людей, равняться на маяки — передовиков труда, новаторов. Так, в один из дней июня очередная «молния» сообщала, что смена старшего матроса В. Адаменко за три часа работы приняла 150 тонн груза и тем самым установила рекорд производительности труда. Это было в начале рейса. И как итог соревнования: все три груза приняты и доставлены в порты с опережением планового срока, за рейс сэкономлено 14 суток промыслового времени.
В погрузке и выгрузке оказал помощь весь экипаж. На подвахты для быстрейшей обработки промысловых судов выходила машинная команда — мотористы и механики, электрики и рефмашинисты. Ударная работа "Инея" была отмечена руководством промрайона, высоко оценена его начальником К. Кацелем.
11 коммунистов и 30 комсомольцев составляли ядро коллектива судна. Именно они задавали тон в труде, были инициаторами многих начинаний и починов.
Комсомольцы судна (секретарь комсомольской организации А. Белухин) по-ударному несли вахту в честь 60-летия ВЛКСМ.
В экипаже 37 ударников коммунистического труда, что составило 60 процентов коллектива, на них и равнялись все моряки.
Общественные организации возглавлялись передовыми н авторитетными членами экипажа.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Перед коллективом судна периодически выступали лекторы и политинформаторы, регулярно проводились занятия в группах экономической учебы. Пример выполнения партийных поручений показывали Е. Мотус, В. Васильев, Л. Хуторецкий, В. Островский. Г. Дуденков, И. Клейнос, В. Степанченко, В. Гунька и другие активисты.
Хорошо поработал в рейсе рефмоторист кандидат в члены КПСС Ю. Исмаилджанов. Какие бы поручения ему ни давала парторганизация, все он выполнял аккуратно и в срок.
ТР «Иней» сдавал груз на этот раз в Вентспилсе. В этом порту вместе с докерами трудился весь экипаж.
Всего несколько дней остается до выхода этого судна на промысел. Экипаж ТР «Иней» настроен по-боевому и сделает все, чтобы успешно завершить третий год пятилетки.

Н. ДВОРЕЦКИЙ.

На наших снимках (сверху вниз) вы видите передовых моряков ТР «Иней», отличившихся в последнем рейсе:
коммуниста газоэлектросварщика Игоря Клейноса, рефмоториста кандидата в члены КПСС Юрия Исмаилджанова и моториста второго класса комсомольца Анатолия Сухоноса.

Фото В. Тракса.
Памяти РТМ-7229 «Юхан Смуул» и его экипажей. ЗАСЛУГА ВСЕГО ДРУЖНОГО ЭКИПАЖА – 23 09 1978
♦ РТМ «ЮХАН СМУУЛ»: ПОБЕДА НА ПРОМЫСЛЕ ♦

Перед прибытием РТМ-7229 «Юхан Смуул» в Таллин с борта траулера была получена радиограмма следующего содержания: «Ударная трудовая вахта экипажа в честь первой годовщины новой Конституции СССР, 60-летия ВЛКСМ успешно завершена. Рейсовое задание выполнено со следующими показателями: вылов составил 159 процентов, выпуск пищевой продукции — 193,8 процента, направление рыбы-сырца на пищевые цели составило 97,3 процента»,
В рейсе завершен годовой план по вылову, заморозке, стоимости пищевой продукции. Еще в июле коллектив судна выполнил план трех лет пятилетки по всем показателям. Экипаж проявил высокую трудовую активность.
А начался этот рейс необычно. Экипаж, возглавляемый капитаном-директором В. Лиходиевским, принял судно в Дакаре. С первых дней промысла коллектив приступил к выполнению принятых социалистических обязательств. Партийная организация судна (секретарь механик-наладчик П. Иващенко) сумела мобилизовать экипаж на выполнение и перевыполнение рейсового задания. Во всех службах и сменах трудились коммунисты. Активно работали партийные группы, которые возглавляли моторист Б. Кокоркин, матрос В. Гермак и шеф-повар М. Киселев.
После первой половины рейса стало ясно, что экипаж сможет принять дополнительные повышенные обязательства. Инициатором соревнования за высокие показатели в труде, наряду с партийной организацией, был судовой комитет профсоюза.
В успехах коллектива заслуга всего экипажа. На подвахтах работали штурманы и радисты, механики, мотористы и электрики, весь обслуживающий персонал. 4400 часов — столько времени было отработано на обработке рыбы, что и позволило довести показатель по разделке до 173 процентов. Подвахты возглавляли старший помощник капитана А. Виноградов, второй помощник В. Саранчин. Вместе со всеми трудились технолог Е. Сульжицкий, первый помощник капитана М. Казаков, секретарь комсомольской организации И. Касьян, работники пищеблока. Большую помощь оказали рыбцеху механики-наладчики, своевременно проводившие ремонт и настройку технологического оборудования. Пример в труде показывали механики П. Иващенко, Н. Скворцов, Я. Кутник и весь состав машинной команды.
В первой половине рейса в социалистическом соревновании лидировала бригада мастера обработки рыбы В. Яковлева, во второй половине первенство завоевала комплексная брига да, мастеров А. Гайдука и В. Майорова. Им и было присуждено первое место по итогам рейса. Среди вахт победителем стала вахта четвертого механика Т. Симмо.
В конце рейса администрация и судовой комитет профсоюза подвели итоги соревнования. 12 моряков стали ударниками коммунистического труда, портреты 9 передовиков занесены на судовую Доску почета. Гордостью коллектива были А. Гайдук, А. Петух, К. Аасуметс, А. Щерба, В. Зыкин, Н. Безверхий, В. Савинова, А. Федюкин, В. Мекаев, Ю.Ухань, Н. Скворцов, на которых равнялся весь экипаж.

Н. АФАНАСЬЕВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

По-ударному работают помощник капитана по производству Е. Сульжицкий и рыбмастер В. Яковлев.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Хорошо знает свою работу и умело ее выполняет матрос-лебедчик Г. Харченко.

Фото А. Харитонова.
СРТР-9097: ПОБЕДА! - 30 09 1978
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НА ЭТОТ раз в рыбном порту не гремел оркестр. Судно - СРТР-9097 «Лехтмаа" — осталось на промысле, а отличившихся рыбаков родные и друзья встречали в аэропорту. Команда траулера, возглавляемая капитаном Анатолием Ефимовичем Евсеевым, заслужила, можно сказать, самой торжественной встречи, какие когда-либо бывали в нашем объединении. Без преувеличения героическим можно назвать труд рыбаков СРТР-9097 в минувшем рейсе.
Уходя на промысел, команда брала повышенные социалистические обязательства по досрочному выполнению плану трех лет десятой пятилетки: было решено ознаменовать первую годовщину новой Конституции ССР трудовой победой. Это обязательство успешно выполнено и перевыполнено. Победный рейс начинался в мае с. г. и по плану должен был длиться 150 суток. Завершен же на 12 суток раньше. Рейсовое задание по вылову выполнено на 276.1 процента! Всего 24 процента не хватает до полных трех планов...
Приказом генерального директора «Эстрыбпрома» команда награждена денежной премией. По заслугам, как говорится, почет и уважение. И награда.
Первый вопрос капитану А. Е. Евсееву:
— Анатолий Ефимович, может, вам помогло рыбацкое счастье?..
— Фортуна здесь ни при чем, — улыбается капитан. — Рыбацкое счастье дело такое: сегодня повезет, а завтра...
Да, рыба была в районе промысла. Но ее надо было найти. И тут первую скрипку сыграл - судовой акустик Юрий Гаврилович Кусков, ветеран СРТР-9097, совершивший на нем уже четыре рейса в этой пятилетке. Он один из тех, кто добывал трудовую славу экипажу, ощутимо влиял на выполнение плановых заданий десятой пятилетки. Его богатый практический опыт, упорство и настойчивость в работе помогали добытчикам.
А сами добытчики? 94 замета за рейс. В среднем по 33 тонны в каждом. Была одна памятная ночь, когда на борт за два замета подняли 150 тонн рыбы...
Запомнилось всем, как сокрушался старший мастер добычи Александр Степанович Дериглазов, когда обнаружил зияющие раны в неводе. Он, невод этот, был получен уже перед рейсом отнюдь не таким, как хотелось бы. Старенький, в общем-то, невод. Вот и не выдержал нагрузок. Сразу же на полую неделю вынуждены были прервать промысел. Неделю, с утра до глубокой ночи добытчики во главе со старшим мастером латали его. Зла не хватало: сколько за это время можно было сделать заметов, сколько сотен тонн рыбы можно было взять дополнительно... Это одна из накладок. Были и другие. Тридцать суток в общей сложности СРТР простоял в ожидании выгрузки. Десять суток судно занималось патрулированием.
Да, отсюда не просто и не легко давался план в этом рейсе. Во время штилевой погоды много приходилось работать второму и третьему штурманам, механикам. В ожидании выгрузки приходилось спускать катер, буксировать судно от наполненного невода: дрейфа нет, течение загоняет улов под корму. Рыба сбивается в кучу... Вот и приходилось, сменившись с вахты, штурманам и механикам буксировать судно катером. Но, как известно, на промысле не все время отдается только работе. На судне постоянно проводилась политмассовая, культурная работа. Секретарь партийной организации начальник радиостанции Валентин Стулов находил время и для выпуска радиогазеты, и бюллетеня о ходе работ, и для передачи последних известий. Немало приятных минут доставил рыбакам судовой кок Иван Мисько.
— Едва ли не каждую неделю мы отмечали чей-либо день рождения, — рассказывает капитан, - 15 именинников!.. 15 тортов приготовили искусные руки Ивана Мисько. А это 15 веселых и праздничных дней для всего экипажа.
Но особенно радостным для команды был День, когда пришла радиограмма от руководства объединения «Эстрыбпром», поздравившая с досрочным выполнением плана четырех лет пятилетки. Труд небольшого коллектива увенчался замечательной победой. Социалистические обязательства, взятые в честь первой годовщины новой Конституции СССР, значительно перевыполнены. Для сравнения: план 1978 года выполнен на 124,4 процента, трехлетнее задание перекрыто на 27,4 процента.
Девиз соревнования — "Третьему году пятилетки — ударный труд!» нашел достойное воплощение в весомых процентах. Они посильны только хорошо спаянному экипажу, где каждый болеет за результаты работы коллектива, а коллектив — за каждого члена экипажа. Хорошими наставниками и организаторами работы в рейсе показали себя старший помощник капитана Владимир Георгиевич Наумов — ветеран объединения "Эстрыбпром", старший механик Михаил Васильевич Иванов, боцман Павел Александрович Семеняченко, которому в рейсе было присвоено почетное звание «Ветеран объединения «Эстрыбпром».
И, разумеется, нужно воздать должное капитану Анатолию Ефимовичу Евсееву.
— Если бы не вынужденные простои, мы обязательно перевыполнили бы и четырехлетний план. Не хватило-то менее 200 тонн... — замечает он.
Как бы там ни было, экипаж СРТР-9097 «Лехтмаа» сделал все, что мог, для выполнения и перевыполнения и рейсового задания, и годового плана, и заданий трех лет пятилетки. Честь и хвала вам, истинные труженики моря!

И. ШПЕРОВ.

На снимке — группа передовиков СРТР-9097 во главе с капитаном Л. Евсеевым (в центре).
Фото автора.
Памяти БМРТ-605 «Мыс Челюскин» и его экипажей. ЕЩЕ ОДИН УСПЕШНЫЙ РЕЙС... - 09 09 1978
НЕ БЫЛО ни цветов, ни встречающих, что в волнении собираются на причале. Экипаж БМРТ-605 «Мыс Челюскин» прибыл на этот раз на родину самолетом, оставив судно в далеком Дакаре. В очередной рейс его поведет на промысел другая команда.
Еще один, 175-суточный поход в отдаленный район Атлантики завершился успешно. План выполнен по всем показателям, а по филе перекрыт в 6,3 раза. На пищевые цели направлено 86,1 процента рыбы.
В каждом рейсе бывают такие моменты, о которых моряки, как правило, не любят рассказывать. Ну, рвался трал, ну, штормило, выходили из строя такие-то механизмы. Ничего страшного. Починили, согрелись, отремонтировали. Одним словом — работали. Каждый ведь знал, на что идет. С голубой нивы «урожай" просто так не соберешь.
Один умник выразился: «Думать — это, братцы, прогрессивное явление». Стоит ли иронизировать? На промысле ведь есть о чем подумать. Всем — от матроса до капитана.
Скажем, на шестьсот пятом стоят сложные — может, самые сложные в объединении— морозильные установки. Не приходится, конечно, объяснять, насколько важна их бесперебойная работа. Технолог Ф. Васильченко, хорошенько присмотревшись к своим людям, поставила к ним таких опытных специалистов, как матросы второго класса А. Офицеров и В. Довгуша. Грамотные и думающие рыбаки, они, что очень важно, являются еще и наставниками молодежи. Для них мало самим быть мастерами своего дола, важно научить других умело обращаться с капризной морозильной установкой. При таком подходе к делу технолог Ф. Васильченко могла быть спокойна и за своих людей, и за вверенную им технику.
Служба добычи. В этом рейсе ее личный состав в основном работал впервые — преобладала молодежь. И опять думали тралмастера В. Разумов и Н. Степовиков. Обучили молодежь, правильно расставили по рабочим местам, и дело, как говорят, пошло.
Особо следует сказать о работе секретаря комсомольской организации, механика-наладчика С. Фролова, который, по выражению первого помощника капитана Ю. Пономарева, «все время не вылазил из грязной спецовки». Несомненно, одаренный и влюбленный в свою профессию человек. Постоянно контролируя морозильную установку, добился бесперебойной ее работы, А сколько энергии, инициативы вложил он в свое общественное дело!
В море четыре раза сдавали продукцию. Особенно приятно было встретиться с моряками из Таллина. Таких встреч было две: подходили к ТР «Иней» и ТР «Нарвский залив».
Закончив промысел, БМРТ-605 зашел в порт Дакар. Основная часть команды улетела домой, остальные остались для ремонта судна, подготовки его к новому рейсу. Двадцать суток добросовестно, по-хозяйски занимались саморемонтом в доке. Заслуживают признательности и благодарности машинист РМУ Н. Бондюк, матросы Плужник, Зобнов, Евтехов, из машинной команды — В. Воробьев, А. Мовчанюк, А. Кошкитько за свой самоотверженный труд, который позволил за короткий срок подготовить судно к работе на промысле.
В свободное от работы время моряки совершили несколько экскурсий по Дакару и его пригородам. Контрасты больших капиталистических городов всегда удивляли наших людей, а здесь особенно. Бедность, нищета. Официальный язык — французский. Это понятно. Европейские мореплаватели появились в Сенегале в 15 веке. В 17—19 вв. завоеван французскими колонизаторами, в 1895 году включен в состав французской Западной Африки. Дакар — главный морской порт. Отсюда осуществляется вывоз арахиса, арахисового масла, жмыхов, фосфатов; значительны маслобойные заводы.
После второй мировой войны в Сенегале усилилось освободительное движение; возникли первые политические партии и профсоюзы. 20 августа 1960 года Сенегал был провозглашен независимой республикой.
Правящая партия (Прогрессивный Союз Сенегала) опирается на буржуазию города и деревни, феодально-патриархальную верхушку страны, мусульманское духовенство.
...Когда наши моряки ждали самолета и жили в гостинице, обыкновенная вода — полтора литра — стоила 500 франков...
Теперь весь экипаж дома. Осталось поблагодарить за хорошую работу и тех, от кого в немалой степени зависело настроение рыбаков на промысле. Это повара М. Кепан и В. Сказаватов, который, кстати, представлен к награде Почетной грамотой ЦК ЛКСМ Эстонии. Кастелянша Л. Мотынга. Долго будут помнить моряки доброе, заботливое отношение к ним судового врача Н. Макарова.
Наш рассказ об этом рейсе будет неполным, если не упомянуть человека, которому экипаж БМРТ-605 «Мыс Челюскин» очень многим обязан. Собственно, почти всеми успехами минувшего похода за живым серебром. Это — капитан-директор Борис Григорьевич Демидчик. Многоопытный промысловик, волевой и одновременно очень доброжелательный человек, умелый организатор, он воистину пользовался непререкаемым авторитетом среди рыбаков в этом рейсе. А вернее будет сказать — и в этом...

В. БОГДАНОВ.
Памяти БМРТ-555 «Феодор Окк» и его экипажей. ТРАДИЦИИ ВЕРНЫ - 29 08 1978
ФОТОРЕПОРТАЖ

ПОЧТИ пять месяцев пробыл на промысле БМРТ-555 «Феодор Окк» (капитан-директор Е. Герасимчук), побывал в трех районах Атлантики. Рейсовое задание выполнено. За 98 суток промыслового времени, по данным судовой администрации, вылов составил 104,6 процента, изготовлено мороженой рыбопродукции 111,6 процента к плану. Эти успехи особенно заметны на фоне тех трудностей, которые пришлось преодолевать рыбакам, — неустойчивая промысловая обстановка, частые переходы и т. д.
Напомним: комсомольско - молодежный экипаж БМРТ «Феодор Окк» — инициатор ударной вахты «От 60-летия Великого Октября — к 60-летию Ленинского комсомола», первым в объединении начал соревноваться за право именоваться экипажем имени 60-летия ВЛКСМ и обязался выполнить план трех лет пятилетки к 7 октября — первой годовщине новой Конституции СССР.
В мае 1978 года признан победителем в соревновании за наибольший вылов рыбы, в июле — досрочно выполнил план трех лет десятой пятилетки...
Что же обеспечило успех? Такой вопрос мы задали первому помощнику капитана X. Раяметсу.
— С первых дней рейса, — сказал он, — мы довели до экипажа наши задачи на промысле, ориентировали на возможные трудности и неудачи, с которыми часто сталкиваются рыбаки, подобрали актив во всех службах и бригадах. Партийная организация, которую возглавлял рефмеханик Р. Альбри, распределила коммунистов по основным участкам, службам и сменам. От первого и до последнего дня рейса опирались на комсомольскую организацию, в которой насчитывалось 52 человека. 19 коммунистов и плюс комсомольцы — более 70 человек, это очень большая сила, которая способна на многое.
Нужно сразу сказать: очень много поработал с молодежью секретарь комсомольской организации третий помощник капитана Н. Бирюков. Какие бы мероприятия ни проводились в рейсе — будь то субботники, спортивные соревнования, концерты художественной самодеятельности и т. п. — комсомольцы задавали тон. Лучших членов ВЛКСМ — помощника капитана по производству Г. Фомина и старшего тралмастера В. Калиновского — комсомольская организация рекомендовала в ряды КПСС.
Большую работу в этом рейсе проделали одиннадцать партийных, комсомольских и профсоюзных групп.
Труд каждого рыбака отмечался по заслугам. Более 70 человек поощрены капитаном-директором, 10 передовиков занесены на судовую Доску почета.
Могу, таким образом, сказать, что славные трудовые традиции БМРТ-555 «Феодор Окк» экипаж приумножил в этом рейсе.

Н. ДВОРЕЦКИЙ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Еще одна удача бригады добытчиков мастера Григория Малого.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Председатель судкома электромеханик Д. Калиновский беседует с профгрупоргом матросом О. Инги.

Фото X. РАЯМЕТСА.
Памяти РТМС-7528 «Вагула» и его экипажей. НЕ В ПОЛНЫЙ ГОЛОС – август 1978
Обзор стенной печати

Отличной работой порадовал в длительном промысловом рейсе экипаж РТМС-7528 «Вагула». Анализируя сейчас причины этого успеха, приходишь к выводу, что победа моряков не только результат действенного социалистического соревнования, сплоченности всей команды, хороших профессиональных навыков, но и в том, что достижению высоких производственных результатов способствовали и многие другие факторы. Один из них, и немалый — гласность. Гласность и успехов, и недостатков. Среди моряков популярностью пользовалась стенная газета «Горизонт» — орган партийной, комсомольской и профсоюзной организации судна. За рейс вышло 6 номеров. Отдельные выпуски газеты целиком посвящены работе экипажа, рассказу о лучших людях, бригадах, вахтах. Вот один из таких номеров. Он открывается фотографиями, показывающими отдельные эпизоды судовой жизни. Здесь мы видим за работой добытчиков, обработчиков, специалистов машинной команды и т. д. Фотографии сделаны довольно интересно и качественно. В этом номере со статьей ""Выше знамя социалистического соревнования" выступил заместитель капитана по производству председатель судкома В. Слюсарь. Он анализирует работу бригад. В. Слюсарь, в частности, пишет «На первом этапе соревнования первое место заняла первая комплексная бригада мастера обработки В. Лебедева и вахта второго механика Ю. Хохлова. Бригада мастера обработки Р. Ракштиса была первой на втором этапе. Это показывает, что легче стать победителем, чем удержать затем победу». Далее В. Слюсарь называет передовиков производства, особенно отличившихся в начальный период рейса. Автор пишет о том, что «Соревнование сближает людей разных национальностей. У нас на судне трудятся русские и украинцы, латыши и литовцы, эстонцы и армяне, белорусы и грузины. Все они составляют крепкую рабочую семью, единый здоровый коллектив, которому по плечу любые задачи».
В этом же номере с интересом читаются и другие материалы. О работе добытчиков рассказывает в своей заметке старший тралмастер Ю. Мазаев. Подробно разбирая работу бригады, руководимой мастером добычи А. Зениным, он пишет:
... каждый всегда находится при деле, грамотно и быстро, без подсказок, выполняет необходимые операции при работе с тралом, немедленно приходит на помощь товарищу, с полуслова, жеста выполняет то, что от него требуется. Отсюда и малое время на постановку и выборку трала по сравнению с бригадой А. Зенина, которой, и сожалению, некоторых из этих качеств не хватает. О том, как трудится первая комплексная бригада, рассказывает в этом же номере газеты мастер обработки Р. Ракштис.
Упомянутый номер и смотрится хорошо, и читается с интересом. В этом заслуга прежде всего редактора «Горизонта» судового врача А. Кошляка, его помощников по выпуску газеты. Вообще, надо заметить, что на этот раз экипажу «Вагула» с выпуском газеты повезло. Все вышедшие номера отличаются ярким оформлением, разнообразием материалов, которые касаются не только жизни экипажа, но и жизни всей нашей страны. Правда, в некоторых номерах более широко были представлены информации, не относящиеся к коллективу судна. В этом нет ничего плохого, но беда в том, что в этих номерах лишь мельком говорится о людях судна, их работе, отдыхе, увлечениях. Для примера возьмем номер, посвященный Дню Советской Армии и Военно-Морского флота. Здесь опубликованы, передовица, военные стихи Константина Симонова, Михаила Светлова, Алексея Суркова. Все это занимает добрую половину номера. Работе же экипажа посвящено несколько фотографий и статья В. Слюсаря, рассказывающая о трудовых буднях специалистов, В других номерах соотношение "своих" и «чужих» материалов примерно такое же. И еще одно замечание. Редакция чрезмерно, на мой взгляд, увлекается публикацией различного рода необычных историй, происшедших в море с рыбаками наших судов, рассказывает об обитателях океанских глубин. Иногда такие материалы занимают большое место.
Наряду со стенной газетой « Горизонт», на судне выходили и другие издания: фотогазета, листок-"молния», «Комсомольский прожектор». Всегда много зрителей собирали выпуски свежих номеров фотогазет, хотя оформлялись они и не совсем удачно, часто без текстовок. Из фотогазет отметим номер, посвященный будням моряков «Вагула». На фотографиях мы видим за работой многих членов экипажа. В других номерах немало места занимают фотографии, отражающие отдых рыбаков супертраулера, мир их увлечений.

Е. ПАВЛОВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Эти снимки, показывающие обработчиков РТМС-7528 «Вагула» за работой, можно было увидеть в одном из номеров судовой газеты «Горизонт».
Фото Л. ЛЯЛЬКО.