0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (2766)
МОРЯКИ И РЫБАКИ, ПРИГОТОВЬТЕ КОШЕЛЬКИ... – 10 10 1991
Все реже и реже спрашивают приезжающие в Таллинн как пройти к «Альбатросу», а по оживленной, еще недавно улице Васе уже можно ходить спокойно, не ожидая, что на вас неожиданно бросятся с извечным вопросом: «Чеки есть?»


Чеков нет. Точнее в природе они еще существуют и в больших количествах находятся у граждан, но как денежная единица их нет. А всем известный магазин «Альбатрос» с 10 сентября торгует только за твердую свободно конвертируемую валюту.
А связано это, как объяснила заместитель начальника управления «Торгмортранс» госпожа Эви Захарова, с тем, что нет правительственного финансирования чековой торговли.
В феврале этого года бывший министр финансов СССР В. Павлов на ходатайство Министерства морского флота ответил резолюцией, направленной и в Министерство финансов и в Министерство торговли, приказав финансировать чековую торговлю или найти источники товаров для нее. Но таких источников не оказалось.
— Те товары,— вспоминает госпожа Эви Захарова,— которые еще в начале года можно было купить за чеки ВТБ, являлись задолженностью по контрактам прошлого года или же товаром, который Министерство морского флота имело от контрактно-фрахтовых операций. Этот товар мы получали до мая, причем в меньшем количестве по сравнению с предыдущими годами, а когда он кончился, магазин пришлось закрыть.
Есть и еще одна причина. Раньше разница между закупочной и продажной ценой, хоть и с трудом, но погашалась из госбюджета. На сегодняшний же день все еще есть задолженность бюджета за тот оборот, который был до 10 июля.
Директора магазина «Альбатрос» госпожу Галину Мерлей часто можно увидеть в торговом зале.
— Нам еще многому надо учиться,— рассказывает она.— Мы получаем деньги из многих стран, с некоторыми монетами мы просто не встречались ранее. Банк очень строго принимает деньги, так что не хочется осложнений с потертыми или надорванными купюрами. Каждую неделю меняется курс валюты, мы за этим постоянно следим и переводим валюту по коэффициентам.
Цены на товары в «Альбатросе» указаны в американских долларах. Такого изобилия товаров, какое можно видеть за границей, конечно же, нет, но в ассортименте и одежда, и обувь, и радиотехника. Есть парфюмерия, печенье, конфеты, кассеты, детские игрушки. Хорошо сейчас расходится сезонный товар — куртки, плащи, обувь. Очень быстро разошлись телевизоры фирмы «Sharp», а портативные еще остались на прилавке.
«Альбатрос» теперь мало отличается от других валютных магазинов города. Разве что ценами — они здесь несколько ниже, а некоторые товары явно выгоднее покупать именно в «Альбатросе», чем в Европе. Связано это, естественно, с источником товара. В данном случае партнеры «Торгмортранса» умудряются закупать его дешевле, есть партнеры, которые дают конечную продажную цену — это, кстати, самый дешевый товар, есть товары по оптовым поставкам, на которые «Торгмортранс» начисляет свою долю расходов.
Новые товары, новый . бизнес, новый сервис. Обслуживание в магазине, видно сразу, улучшилось. Уже сегодня «Альбатрос» готов торговать по безналичному расчету. Обслуживают в магазине всех, никаких привилегий для моряков и рыбаков — это явно европейская черта. И как любой европейский магазин, «Альбатрос» готов идти навстречу своим клиентам, оказывать различные услуги.
Думается, профсоюзу объединения стоит уточнить детали и возможности таких услуг. Госпожа Галина Мерлей предполагает, что возможно будет оставлять по заказу какие-то товары или составлять списки ассортимента, чтобы рыбак знал, где ему выгоднее купить ту или иную вещь — здесь или в порту захода.
Подумайте и загляните в магазин, рыбаки. «Альбатрос» ждет вас.

На самый же волнующий вопрос, что делать с чеками ВТБ, которые остались на руках у рыбаков, сектор общебалансовых и валютных операций объединения, к сожалению, ответа дать пока не может.

А. ХУСАИНОВ.
Памяти Георгия Александровича Цветкова. СПОКОЙНО…СНИМАЮ - 10 10 1991
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Эту фразу, знакомую с детства, Георгий Александрович Цветков повторял лет десять, раз по сто в день. Освободился от нее, окончив в 1961 году двухгодичный лекторий по журналистике и фотографии. С тех пор работал фотокорреспондентом на телевидении, в журналах, газетах, сотрудничал с комитетом защиты мира и различными издательствами.
На протяжении нескольких последних лет Георгий Александрович — нештатный фотокорреспондент «Рыбака Эстонии». Яркие портреты на первых полосах нашей газеты — дело рук его таланта и фантазии.
Вчера, 9 октября Георгию Александровичу Цветкову исполнилось 70 лет. Знаменательно, что именно в эти дни открылась в башне «Кик-ин-де-Кек» его очередная персональная выставка.
Пожелаем же большому художнику и в дальнейшем, так присущих ему энергии, бодрости, жизнелюбия, оптимизма.
ЧТО Ж ТЫ, КАШТАН, НЕ ВЕСЕЛ, ЧТО Ж ТЫ ГОЛОВУ ПОВЕСИЛ? - 03 10 1991
Отходное собрание экипажа БМРТ-535 «Феодор Окк» напоминало позиционные бои, переходящие то и дело в глухую оборону. Представители служб держались стойко и дружно, объединенные общей задачей: дать отпор особенно резвым представителям экипажа. Наскоки противной стороны носили единичный характер, но с мощным эмоциональным напором. Хоть и та, и другая сторона, думаю, прекрасно осознавали бессмысленность этой словесной баталии: она почти ничего не решает.

Я же, слушая выступления, выплескивающие клубок эмоций и проблем, вспоминала не столь уж давнюю беседу с капитаном одного из судов только-только вернувшегося из рейса. Очень уж все схоже. 40 процентов от планового задания — таким был итог их многомесячной и многотрудной рыбалки. Настроение рыбаков можете себе представить, а состояние капитана я бы назвала удручающим. Так дальше работать нельзя — это самоубийство в первую очередь для командного состава, да и для той, теперь уже незначительной части рыбаков, продолжающих добросовестно трудиться. Вот суть нашего разговора. Как нужно? Ответа на этот вопрос не было даже у многоопытного капитана. Куда ни кинь — все клин. Пока суда ничьи, ситуация не изменится, нужен хозяин. Но сегодня, когда подготовка судна к рейсу фактически не по силам целому объединению, когда материальная база, честно говоря, равна нулю, частное судовладение — тоже самоубийство.
Капитан нынче — фигура драматическая, сродни королю Лиру. Раздор, неповиновение, противоположно направленные личные интересы - таков экипаж, такова обстановка на судне. Непредсказуемость, неконтролируемость хода рейса, бесправие юридическое, практическое — таков капитан. Его высокий образ с биноклем и в белой фуражке низведен до роли вышибалы и выбивалы. Увы, настрой мысли капитанов — и зрелого, и молодого — одинаков.
Нынче судно уходит в море, как в космос, к иным цивилизациям. И судьба его непредсказуема, как практически непредсказуемо то, в каком состоянии застанет судно экипаж. Проблемы, петлей-удавкой ложатся на нынешний рейс БМРТ-555 — это стало явным буквально с первых минут отходного собрания. Капитан-директор БМРТ Валерий Леонидович Баринов дал обычный минимум информации, большего он, к сожалению, и сам не ведает. Итак, плановое задание экипажа 2997 тонн товарной продукции, в рублях это — 2626 тысяч. Суточное задание на IV квартал — 24 тонны, с января 26. Рыбалка предстоит в РГБ, ремонт судна своими силами в Лиссабоне. На обратном пути заход в тот же Лиссабон на отдых. Такова поверхностная часть айсберга, на подводной же остановлюсь подробнее.
Экипажу предстоит ремонтировать траулер в Лиссабоне — вот первая брешь, существенно угрожающая судьбе рейса. Судно, с которым веду сравнение, было, казалось бы, в лучшей ситуации: оно ушло в рейс после длительного капитального ремонта. И, тем не менее, к эксплуатации оказалось негодным. «Если бы я знал, что судно в таком состоянии, я бы в рейс не вышел, — сказал капитан. — На деле командный состав получает вместо судна, готового к эксплуатации, кота в мешке». В данном случае, это был совершенно недееспособный рыбцех. Морозильный, Траулер после капремонта с мертвым рыбцехом — фантастика, да и только. В результате, когда шла рыба, ловить ее не имело смысла, когда же более-менее отладили оборудование, обиделась рыба да ушла.
С «Феодором Окком» может случиться подобное. Будет ли на нем обеспечение для ремонта, когда туда прибудет экипаж, это еще бабка надвое сказала. Механик на собрании сообщил, что почти все заявленные по материальному обеспечению позиции не выполнены. В ответ получил рекомендацию выбивать необходимое самолично. Где и из кого? Но вдруг да выбьет. Транспортов не хватает, они не стыкуются, так что «Фридерик Шопен» вполне может оказаться призраком. Вполне возможно, считает Баринов — сомнения эти прозвучали и от других членов экипажа — что к тому времени, когда прибудет экипаж «Феодора Окка» на плавбазе будет пусто — расхватают те, кто оказался рядом.
С плавбазой же должно прийти и продовольствие. Тут тоже было немало дебатов, сомнений и предложений. Кто окажется прав: оптимисты или пессимисты — покажет время. Но вкус молока, сахара, сигарет, вина, соков лучше забыть, чтобы не очень мучиться.
Если РГБ не представит место в районе промысла, то его предстоит искать дополнительно — предупреждают экипаж. На резонный вопрос: «Как одеваться при ограниченном весе багажа?»
— ответ в духе предыдущих. У меня было ощущение, что не в море, не на месяцы идут сборы, а на пикник в соседний лес. Возникающий то и дело ропот тут же гасился очень эффективно действующим в сегодняшней ситуации повального сокращения средством: не нравится
— не берите. Действительно, объединение вряд ли будет страдать от нехватки кадров — убийственный аргумент администрации.
В ходе собрания становится ясно, что экипаж БМРТ постепенно превращается в заложников, столь велик процент вероятности того, что должно быть просто невозможным для судна, уходящего за тысячи миль от родных берегов. Отсутствие гофротары, сгубившее не одну рыбалку, мрачно угрожая, витало за спиной «Феодора Окка». Рядом дышит в затылок дефицит топлива, без которого, как известно, и ни туды, и ни сюды.
Трудно, конечно, во всем этом винить кого-то лично, как и конкретные службы, разве что т-а-а-а-м наверху. Но от этого низам не легче. Ведь береговые развал и неразбериха лягут на плечи экипажа в море, сдюжат ли наши рыбаки?
Затем мы печально поговорили о бесправии на судне капитана, которое нынче стало реальностью, о мизерных рублевых заработках, которые превращают команду в лиц, рыбалкой вовсе не интересующихся, а валюта все равно капает и перевешивает все. Проблема нынче не с людьми, проблема с кадрами.
19 сентября из Москвы вылетела первая группа рыбаков с «Феодора Окка», 4 октября отправляется вторая. И Бог им в помощь. Больше надеяться, видимо, не на кого.

Л. КУДРЯВЦЕВА.
ТРИКОЛОР НАД СУДАМИ «ЭСТРЫБПРОМА» - 03 10 1991
Первые сине-черно-белые флаги Эстонского государства взметнулись над судами портофлота. Вполне объяснимое обстоятельство. Поскольку работать им приходится преимущественно в акватории Таллиннского залива, то их в первую очередь и касается постановление правительства Эстонии об использовании государственной символики.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

19 сентября триколор был поднят на флагштоке ремонтирующегося на южной стороне СТМ-8388 «Паламузе». В церемонии на судне приняли участие капитан Ульян Мельников, второй механик Яанус Пасс и другие. Почти одновременно с «Паламузе» государственный флаг Эстонии подняли ошвартовавшиеся в рыбном порту другие рыбопромысловые суда.
Отныне все суда объединения, заходя во внутренние воды Эстонской Республики, будут поднимать сине-черно-белый флаг. Вот только работать в промысловых районах Мирового океана придется, не меняя прежней формы — под красным флагом. Почему? Развернутый ответ на этот вопрос дал на одном из рабочих собраний руководителей служб и отделов генеральный директор объединения Л. Карпусь.
«Однозначно решить проблему, — пояснил он, — можно только в рамках международного права. Чтобы национальная символика прибалтийских государств утвердилась в мировом масштабе, придется пройти через ряд необходимых формальностей, решить множество крупных и мелких процедурных вопросов. Тут дело касается, прежде всего, изменения всех регистровых документов, по которым работает флот».
Суть в том, что с переходом флота объединения «Эстрыбпром» под флаг ЭР (а равно и других независимых прибалтийских государств под свои национальные флаги) теряет силу налаженная система сырьевых ресурсов, лицензий, квот. Бывший теперь уже Советский Союз располагает лицензиями на право лова в водах Марокко, Мавритании, десятка других государств, но переданные республикам Прибалтики, они могут в одночасье потерять свою силу.
Пока что смена флага рассматривается за рубежом не больше и не меньше; как нарушение международных экономических соглашений, влекущее довольно суровые санкции. Успели испытать их на себе рыбаки-северяне, рискнувшие поднять в водах Норвегии трехцветный российский флаг (за что и пришлось поплатиться штрафом в 100 тысяч крон). Аналогичный случай произошел с литовским траулером, экипаж которого поднял красно-желто-зеленый флаг своей республики на рейде Буэнос-Айреса. Короче говоря, есть прецеденты, не считаться с которыми было бы непростительной близорукостью.
Нелишне подчеркнуть, что понимание глубины проблемы продемонстрировано и на уровне правительства ЭР. Не случайно ведь в программе «Трижды три» в разделе «Восстановление целостности национальной экономики» среди прочих обозначен и такой ориентир: «Имущество ПО «Эстрыбпром» переходит к республике, заключаются также соглашения по квотам вылова рыбы и лицензиям, а также об использовании иностранных портов эстонскими рыболовными судами.» Но это уже — на третьем этапе развития Эстонского государства, обозначенном как программа трех лет». Пласт предстоит поднять огромный...

Л. СТИШЕНКО
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На снимках: подъем флага над СТМ «Паламузе".
Фото Р. ЭЙНА.
РЕШАТЬ - САМИМ, ПЛАТИТЬ - «ДЯДЕ»? - 26 09 1991
Принято Правлением объединения

Обсуждая на своем собрании вопрос «О программе Союза молодых рыбаков Эстонии», члены Правления объединения, сдается, так и не смогли уяснить для себя статус этой организации. Если Союз — правопреемник комсомола, то в этом качестве не ставит ли он себя (а вместе с тем и коллектив объединения) в двусмысленное положение? Если же организация — вполне самостоятельное образование, не претендующее ни на какую политическую деятельность, то почему взносы в его казну поступают по прежним каналам, отработанным еще комитетом комсомола «Эстрыбпрома»,— через вычислительную машину?
Не претендуя на истину в последней инстанции, восстановим, в общих чертах, эпизод собрания Правления, касающийся означенного предмета разговора.
Перед участниками его — проект молодежной социально-экономической программы и, в связи с этим, вопрос Ф. Брагинского: «Есть Союз молодых рыбаков. Есть его программа — программа самостоятельной организации. Действуйте! При чем здесь Правление?» — Председатель Совета Союза В. Злобин: Организация хотела бы заручиться содействием Правления...» — В. Пикат: «Хорошо, присмотримся к программе пристальнее. Почти в двадцати ее пунктах — объединение «должно», и «должно». А что дает молодежь объединению? » Тут — дело ясное, и В. Злобин не нашел, похоже, необходимым констатировать очевидное — молодежь своим трудом, создает часть коллективного продукта. (Впрочем, и не молодежь занята тем же. Но если коллектив объединения в лице своего представительного органа — собрания уполномоченных — принял решение о свертывании социальных программ, включая спонсорство, то этично ли в этих условиях претендовать на какие бы то ни было льготы?!)
В. Сасов: «Итак, Союз — самостоятельная организация, но взносы в его казну поступают по-прежнему, как в комсомол, автоматически, через машину (есть случаи жалоб в профсоюз). Где гарантия, что и впредь не получится так, как с комсомолом: главный бухгалтер будет регулярно «отстегивать» молодым на их нужды энные суммы из средств объединения, а тем временем взносы будут расходоваться бесконтрольно?»
Вопрос, не получивший ответа, прозвучал почти как риторический. Точно так же не последовало ответа и на вопрос В. Пиката: «Когда создавался Союз, мы предлагали его как ячейку при профсоюзе объединения, но вы пожелали своей самостоятельности. В чем она будет выражаться?» И, суммируя все сомнения, некую черту подвел Ф. Брагинский: «Может быть, мы нечетко выразили свое отношение к политическим организациям? Давайте уточним: сегодня коллектив признает одну организацию, защищающую его интересы,— профсоюз. Хотите самостоятельности — пожалуйста. Работайте, при чем здесь Правление?"
Так и осталась проблема во «взвешенном» состоянии. Желает Союз молодых рыбаков подлинной самостоятельности? Или — самостоятельность до известных границ, за чертой которых требуются уже вспомоществования? Решать — самим, платить — «дяде»?
Вполне возможно — неверна такого рода посылка. Время покажет. И конкретные факты.
НЕ «ГУЛЯТЬ» СУДАМ ПО ВОЛЕ АРЕНДЫ – 26 09 1991
Во всяком случае — до тех пор, пока не определится окончательно статус самого объединения "Эстрыбпром».
Немного из «истории» проблемы. Более двух лет назад по объединению разнесся слух о кооперативе "Надежда», который взялся сколотить экипаж для работы на арендованном судне. Инициатива принадлежала экипажу БМРТ-598 и персонально — второму помощнику капитана Г. Тураеву. Завидную энергию приложил он, чтобы убедить в перспективности дела ряд членов тогдашней администрации объединения, дабы заручиться поддержкой, не раз бывал в МРХ. Преимущества работы на арендованных судах изложил и на страницах «Рыбака Эстонии".
Когда вопрос впервые рассматривался на собрании уполномоченных, с передачей судов в аренду решили повременить. Настораживал печальный опыт других рыбопромышленных предприятий. Объединение не имело нрава собственности и. следовательно, не могло распоряжаться судами по собственному усмотрению. Требовались, наконец, бесспорные экономические выкладки — таков был вывод.
— Сегодня, как будто, самое время вернуться к решению проблемы,— обмолвился Геннадий Тураев перед началом собрания Правления.— Объединение, наконец, отпочковалось от министерства и может самостоятельно решать свои дела. И потом — курс Эстонии на приватизацию...
Перед лицом Правления, однако (как и прежде на собрании уполномоченных), Тураев, не в обиду ему будь сказано, несколько сдал: если и приводил доводы, то второстепенные, козырную карту. (а она у него есть!) так и не поставил...
Суть в том, изложил он в очередной раз, что зарегистрирован кооператив и получено разрешение на внешнеэкономическую деятельность. Есть у членов кооператива средства, чтобы выкупить пароход — быть может. БМРТ, который не делает погоды. Ставка — на то, чтобы, не порывая связей с «Эстрыбпромом», получить максимальную самостоятельность в производственной деятельности. Это — в идеале. Имеется и запасный ход — купить пароход на стороне. Но даже и при таком повороте дела кооперативу необходимо сохранить экономический контакт с объединением или хотя бы иметь шанс в содействии с его стороны по переводу в кооператив работников объединения. Элементарно — потребуются бланки паспортов и налаживание прочих процедурных моментов.
Сориентировавшись во внешней (по отношению к объединению) обстановке, ходатай, похоже, не разглядел движущих коллективом внутренних пружин. Вопрос по-прежнему остается не детализированным, и уже поэтому Правление не может прийти ни к положительному, ни к отрицательному решению. Тем более, что это - прерогатива собрания уполномоченных. Такова точка зрения А. Кожурина. Дополняют ее другие. О. Спирин: "В последнее время мы видим особый спрос на суда, но много за этим кроется пены. И за примером недалеко ходить. Сдали в аренду БМРТ-555: и обсчитано все было красиво, и техническое состояние судна обнадеживало, и капитан молодой да хваткий... А кончилось тем. что пришлось спасать экипаж. Ничего — кроме убытка и мороки...»
А. Кокорев: «На данном конкретном этапе мы рассматриваем правомерной лишь возможность аренды судов за валюту, и конкретно — за доллары. В таком случае ваш кооператив можно считать неплатежеспособным».
A. Эрсис: «Не надо сегодня говорить о продаже. БМРТ-253. 436 восстанавливались за огромные деньги, изо всех сил стараемся сохранить флот, а тут вдруг — дать его разбазаривать?!...»
B. Сасов: «Сейчас вопрос следует снять с повестки дня. Еще недавно мы. согласно союзному законодательству. не могли сдавать суда о аренду и тем более продавать их. Сегодня мы уже в собственности республики, а законодательных актов на сей счет пока не имеем. Там (в Союзе) уже перечеркнуто все, здесь (в республике) еще ничего не имеем. Не будем подставлять свою голову под удар...»
Резюме вынес председатель Правления В. Пикат: «Продавая пароходы, мы лишаем наших рыбаков рабочего места. Не время создавать прецедент, иначе и у других взыграет аппетит...» Слышалось за этим — не дать рассыпаться тому, что долгие годы сколачивалось (чем-то еще это обернется?!)
И снова вернулись к упоминавшемуся собранию уполномоченных: очевидно, целесообразно оставить в силе его решение — разработать платформу, на основе которой суда могут сдаваться в аренду. Со временем, быть может...
НА СВЯЗИ - «БЕРЕГ- МОРЕ» - 07 05 1991
Минувший квартал текущего года не сулит нам покоя и стабильности. Жизнь, безжалостно круша наши устои, на фоне экономического хаоса в стране, ставит перед нами беспощадные условия для выживания. Сумеем мы правильно сориентироваться, переосмыслить ситуацию, сохраним флот, людей — значит, прочно утвердимся в этой жизни, и с нами будут считаться! Альтернативы нет!
Что бы там ни было, мы обязаны сделать все для обеспечения нормальной работы флота. Во всех сферах его жизнедеятельности.
Свою особую роль в структуре рыбопромысловых судов играют радиотехнические службы. Вот и поговорим о делах и заботах связистов.
Работу многонационального коллектива радиоспециалистов плавсостава в 1990 году и первом квартале 1991 года с учетом качества укомплектованности судоэкипажей, состояния дисциплины можно признать удовлетворительной. Такой факт: из двухсот специалистов лишь один имел нарушение режима увольнения в инпорту, за что и лишился паспорта моряка.
За год наши ряды пополнили 18 молодых специалистов.
ушли по разным причинам 16 человек. Четвертая их часть уволилась по собственному желанию, два радиоинженера — выпускники КВИМУ из-за проблемы прописки вынуждены были перераспределиться в другие рыбпромы, остальные — кто поступил в вуз, кто ушел на службу либо в армию, либо — на альтернативную.
Мобильность коллектива радиоспециалистов могла быть полностью обеспечена, будь в нашем составе около 40—50 радиоинженеров — тогда бы Можно было укомплектовать ими суда типа РТМКС, РТМС, ПБ. Но таких профессионалов у нас — 27 человек. Большую часть специалистов составляют моряки со средним специальным образованием — их 170 человек, в основном — выпускников нашей бывшей мореходки. Иные из них заочно учатся в вузах и, по всей видимости, со временем тоже с уверенностью смогут заявить о себе как о хороших радиоинженерах.
Каким путем мы обогащаемся? За счет общения, которого так остро не хватает в рейсах. По возвращении с промысла радиоспециалисты являются в отдел не просто с отчетом о работе, но и для того, чтобы найти взаимопонимание, какую-то поддержку.
Что и говорить, значительно реже, чем в прошлые годы, проводятся у нас теперь советы радиоспециалистов — меньше стало поводов для разгромных разборов и обсуждений. Зато уже много лет, не нарушая традиций и считая это важным элементом нашей работы с плавсоставом, мы регулярно (по понедельникам) проводим занятия — с отчетами прибывших с промысла начальников радиостанций, электрорадионавигаторов, радистов, с комментариями механиков-наставников, обменом опытом, информацией по широкому кругу проблем, касающихся службы, объединения, республики, страны и т. д.. Завсегдатаями, можно сказать, на таких встречах выступают В. Андерсон, В. Ермолаев. Р. Тимошенко. О ходе ремонта радиооборудования, подготовки к рейсу докладывают на занятиях начальники радиостанций судов, стоящих на ремонте. При необходимости — в проблемы радиосвязи, ремонта посвящают наших специалистов начальник радиоцентра Б. Сорокинский и начальник ЭРНК В. Кравченко.
Тут же намечаются пути решения проблем. Кстати, к названным руководителям подразделений уже много лет со стороны флота нет серьезных нареканий по работе, а это равносильно хорошей оценке деятельности коллективов.
Живем беспроблемно? Если бы. Пока нам не удалось добиться бережного отношения к технике, к запасному имуществу, к его учету, использованию. Сошлюсь на факт. Недавно на СТМ-8365 после трехлетнего перерыва вновь был назначен начальником РТС Н. Пастушенко — один из тех, кто любит порядок в своем хозяйстве. И вот с промысла в РДО на 163 слова он подробно расписал свою обиду и возмущение «непорядочностью, безответственностью, бесконтрольностью со стороны бывших здесь ШРМ Ю. Богомазова, В. Карасева, А. Львова, О. Гусева, В. Харенко. Кроме запущенного учета, обнаружены: недостача инструмента, радиодеталей. Факт неприятный и требует разбора.
Бывают случаи иного порядка. Не утруждая себя выявлением причин поломок, шлют РДО с требованием дослать на судно целые блоки, приборы. Так, в декабре прошлого года из района Аргентины с борта БМРТ-248 пришла РДО от начальника РТС, все от того же Ю. Богомазова, с просьбой дослать антенну РЛС «Дон» с редуктором (?!). Моряки знают, что представляет собой это устройство по габаритам и весу. И только после требовательного запроса от руководства отдела выяснить конкретные причины неисправности отпала необходимость в досылке этого громоздкого груза. А причина — отсутствие должного ухода за редуктором антенны.
Много уже сказано и долго еще будет говориться о несовершенстве нашей радиоэлектронной техники, о безнадежном отставании ее от мирового уровня. Где-то с этим приходится согласиться, но никак нельзя смириться с ее ненадежной работой, когда только что установленные приборы буквально через несколько дней работы выходят из строя, доставляя массу неприятностей начальникам РТС судов. К «чемпионам» по этому недостатку можно отнести радиоприемник «Бурун», радиостанции «Чайка-С», лаги «ИЭЛ-2», ПКНТ «Эридан», телетайп РТА-7Б. Немалый ущерб и дополнительные хлопоты приносят нам утери вместе с тралом по разным причинам датчиков приборов контроля наполнения и хода трала. Если погибший трал обычно входит-в норму расхода, то для датчиков таких норм нет, а судну надо работать (РТМКС-909 и 907, СТМ-8349). Иногда по непонятным причинам случаются т. н. «касания», от которых повреждаются трубки лагов и гидроакустические антенны (РТМКС-7561).
Подобные ситуации, как и новшества, всегда остаются предметом обстоятельных разговоров на наших занятиях. В план занятий на текущий год включены выступления руководителей и ведущих специалистов объединения, лекции на актуальные темы, консультации, проработка правил по технике безопасности, пожарной безопасности, технической эксплуатации флота, таможенных правил, требований Регистра СССР по радиооборудованию, дорожного движения, налоговой системы и т. д.. Широкий простор деятельности лежит перед нашим наставником, курирующим радиоспециалистов, А. Вейднером. Назрела необходимость пересмотреть систему сдачи и приема техминимума от комплавсостава.
В связи с переходом на новую Глобальную морскую систему связи (ГМССБ) вводятся новые звания и морские дипломы для судовых радиоспециалистов. Для их получения радиоспециалисты, закончившие училища раньше 1991 года, обязаны пройти в 1991 — 1992 годах специальные курсы при ВИПК г. Калининграда. Наш учебный центр активно занимается организацией таких курсов в Таллинне, планируется пропустить через них группы по 20 человек (вместо двух-трех). На 6 мая намечено начало таких трехнедельных курсов (вместо трехмесячных], и А. Вейднеру предстоят непростые хлопоты по комплектованию групп.
Намереваемся мы оживить связь с ушедшими на заслуженный отдых ветеранами войны и труда и вспоминать о них не только при продаже деликатесов по сходным ценам, но и при каждом удобном случае. Кстати, в этом году отмечают свой 50-летний юбилей А. Ищук. В. Ростовцев, В. Раевнин, В. Рамму, В. Гриценко, 55 лет исполняется А. Лаптейко, А. Степанову, С. Гапоненко, В. Ломейко.
В целом же прослеживается одна особенность, продиктованная, надо думать, наступившими в обществе переменами — уходит в прошлое господствовавшая много лет навязчиво-трогательная забота о воспитаний кадров... до самой до пенсии. Теперь таким «поголовным» воспитанием некогда, да и некому будет заниматься — каждому предоставляется возможность делать это самому, получая от общества то, что заслужил. Должно быть, это и резонно — ведь утверждают же мудрецы, что человек, в основном, формируется первые пять лет жизни, далее идет его совершенствование, и уже в зрелые годы приоритет отдается самосовершенствованию.
Это свойство и есть главный признак подбора кадров в отделе связи. Ушли на заслуженный отдых ветераны войны и труда В. Суровцев и А. Голубчиков, достигнув пенсионного возраста, переодел на другую работу А. Кукушкин, так много сделавший для переоборудования флота новой техникой. Еще раз хочется выразить им большую признательность за многолетний и добросовестный труд.
На их место заступили опытные флотские специалисты, кровно заинтересованные как в ближайших, так и в дальних перспективах развития морской радиосвязи и оснащении флота передовой радиоэлектронной техникой, укомплектованием судов грамотными и ответственными начальниками РТС, радиооператорами, электрорадионавигаторами. Это — закончивший заочно знаменитую «макаровку» (ЛВИМУ им. адмирала Макарова) механик-наставник радиосвязи С. Разгуляев, групповой механик Т. Данилов, возвратился из командировки в Болгарию механик-наставник по новой технике А. Парфенов, механик-наставник по электрорадионавигации и поисковой технике В. Седнев. А если учесть, что и заместитель начальника, выпускник КВИМУ
B. Бочаров недавно, но уверенно работает в отделе— укомплектованность службы в настоящее время не вызывает беспокойства. Вошли в практику регулярные выходы в штате промсудов работников отдела, чем поддерживается живая связь с флотом на промысле и положительно решаются неиссякаемые проблемы семейного бюджета. Так, отправился на промысел в должности начальника РТС
C. Разгуляев, а его место на этот период занял опытный начальник РТС, выпускник КВИМУ М. Лисанов.
Кадры кадрами, но наше лицо определяется еще и уровнем совершенствования техники, которой мы располагаем.
Несмотря на хаос в стране, особенно в вопросах поставок, договорных обязательств,— минувший год в решении проблем технического переоснащения флота новой техникой сложился у нас сравнительно благополучно. Всего в строй действующих включено 140 приборов на сумму 1,3 млн. рублей. Половина их установлена судовыми специалистами, что означает многотысячную экономию по сравнению с заводской установкой. За этими скупыми цифрами огромный напряженный труд работников подразделений, служб, отделов, и в первую очередь В. Бочарова и А. Кукушкина из отдела связи, Ф. Брагинского, Н. Филиппенко, Н. Волковой, Р. Зениной из ОМТС, А. Могильного и Л. Кривобокова из КБ, А. Бобакова, Н. Лубинца, В. Севастьянова из СРЗ, начальников РТС, ЭРН и радиооператоров (М. Семенов, В. Ткаченко, А. Дорогань, В. Киселев, В. Кашин, М. Лисанов, О. Генералов, А. Позолотин). Основательно переоборудованы БМРТ-605 («Прибой-101К», «Наяда-5», «Цвет», «ИГЭК-супер», «Прибой-ЦВ», «Призыв», «Причал», «Фиалка-П, «Рейд-1, «РТА-80, «ИЭЛ-2М»,«Сигнал-4»,«ФСН 70», «ЕКД-512», «Грот», АРБ-МК); РТМС-7528 («Наяда-5», «Чайка-СМ», «Прибой-101К», «Сарган-Э», «ИЭЛ-2М», «Бурун-1», «Сигнал-4», «Сирена-1А», «Пульсар», «Симрад-707»); РТМКС-912 («ФСН-70», - «ФЦЖ-362», «ФАХ-208А», «Прибой-ЦВ», «Рейд-1», «Грот», «Диск», «Эридан»), а также БММРТ-185, РТМС-7510, РТМКС-909. На 12 судах установлено по 3—4 прибора и на 21 — по 1—2. Для стендов ЭРНК переданы «Сарган-ЭМ», «Эридан», «Цвет». Не забыты суда портофлота — на ТН «Макома», например, установлена РЛС «Наяда-2», колледжу передан «Диск».
Конечно, возможности наши были ограничены недопоставкой 20 комплектов РПУ «НАВИП», 3 комплектов РПУ «Корвет-2», 10 комплектов PC «Ангара-РБ», сокращением наполовину поставок «ИГЭК-супер», «РТА-80». Не удалось нам из-за валютных затруднений и на этот раз приобрести гидролокатор кругового обзора, необходимый для группы судов ЮВТО. Но, наконец, получена и устанавливается на РТМКС-903 станция спутниковой связи «Волна-С», еще две ожидаем получить в текущем году. А это значит, что самые отдаленные и сложные для связи районы получат мощное подкрепление.
И еще одна проблема — приобретение и ремонт импортной техники. По известным причинам мы вынуждены были закупать у инофирм (Япония, США, Норвегия, Германия) приборы «первой необходимости» — приемо-индикаторы спутниковых навигационных систем, поисковой техники и др. У нас таких приборов 294! Нетрудно представить нашу зависимость от капризов оборудования и фирм, где ремонт значительно дороже самого прибора, а замена одной-двух плат приближается к его стоимости. Правда, в Калининграде организуется фирма по ремонту импортной техники, потребовавшая для своего обустройства и старта 10 тысяч инвалютных рублей (!). Прорабатывается возможность ремонта бытовой судовой техники и оказания услуг работникам объединения в ЭРНК. Неплохой темп взят нами и в первом квартале — уже установлено 48 приборов. Всего заявлено на год 218, но на 38 из них еще нет договоров («Ангара-РБ», «ДИСК-М», «Коралл», «Рея», «Цифра»).
Мы, как уже не раз упоминалось, вступили в десятилетие этапного преобразования в области морской связи — в мире формируется качественно новая глобальная система морской связи. Наша задача — отыскивать оптимальные пути вхождения в нее, с минимальными потерями.
Вот таковы вкратце дела и заботы связистов, которых поздравляю с наступающим праздником Днем радио.

Е. ЗЛОБИН, начальник отдела связи.
БМMPT-185 «Отто Рястас». Надеемся все же на успех... - 09 05 1991
...сказал капитан-директор БМMPT-185 «Отто Рястас» В. Линков, рассказывая о предстоящем рейсе. — Хотя, конечно, рейс предстоит не легкий.
Да, рейсы в Юго-Западную Атлантику на зимнее — по тем широтам — время легким не бывают. Те моряки, которым там приходилось работать, знают коварную антарктическую зиму: шторма, туманы и айсберги в тумане... Да и климатическая адаптация, для нас, «северян», особенно для новичков, проходит сложнее: организм уже настроился на лето, а попадает в зиму.
Но это все не так уж страшно, считает Владимир Касьянович, морякам ко всяким сюрпризам климата не привыкать. Однако, есть и некие психологические нюансы, которые тоже приходится учитывать.
Последние пять рейсов ходил капитаном на этом судне В. Прудцев и все пять рейсов были успешными. Владимир Иванович — промысловик опытный, удачливый, умелый организатор. Моряки за него «держатся» и, пожалуй, экипаж на «Отто Рястасе» — один из наиболее стабильных.
Так что В. Линкову придется «соперничать» и с репутацией самого судна, ведь, независимо от капитана, моряки рвутся на 185-й. Правда, Владимира Касьяновича это не пугает. «Разберемся», — говорит он. И у него морской опыт немалый, в этом районе — ив это же время года — и на этих объектах промысла, кальмар и криль, он уже работал. А новый экипаж? Надо уметь срабатываться и с новым. Кое-кого, в том числе старшего помощника С. Григоренко, первого помощника К. Савицкого, старшего механика В. Котилевского Владимир Касьянович знает по предыдущим рейсам, правда, в других должностях, но — «человек он хороший, сработаемся», говорит он о каждом из них. В другой должности идет в рейс и В. Потемкин: когда-то он с В. Линковым плавал матросом, а сейчас — помощник капитана по производству.
В первый рейс старшим мастером добычи идет С. Жук.
— Ничего, опыт у него есть, на кальмаре он уже работал, — говорит капитан-директор. — А что впервые старшим, так все мы когда-то выходили впервые. Без «первого раза» не обойтись...
Как предполагается, будет складываться рейс? Пока, если будет обстановка, около сорока суток судно задержится на добыче кальмара.
— В прошлом году, в это время, обстановка в течение полутора месяцев в этом районе была хорошей. Может, и сейчас повезет. А нет — пойдем на криль. Да и погода до июля-августа должна продержаться в норме.
Словом, что касается экипажа и даже погоды Владимир Касьянович настроен оптимистично. Тревожит его другое. Рейсовое снабжение, посланное на транспортных рефрижераторах, до судна еще не дошло. Получать придется уже на промысле. Вот только все ли, что послано, дойдет? Бывает и так, что продукты перехватят другие суда, или изменилось задание у транспорта...
Промвооружение, если дойдет с опозданием, большой беды не принесет: пока можно будет работать тем, что есть на судне. Но вот продукты и, главное, тара... Если не дойдет вовремя, сорвет работу, особенно экспортные поставки, для чего необходимы полиэтиленовые мешки.
В общем, несмотря на оптимизм, далеко не безтревожно уходит в рейс капитан-директор В. Линков. И, провожая экипаж, хочется пожелать успешного рейса, плодотворной, слаженной работы всем — от капитана до матросов. Удачи тебе, БММРТ-185 чтоб и новый экипаж не уронил репутации «везучего» судна!

Н. МОЛЧАНЮК.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, РЫБАК! - 16 05 1991
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Ненастный день второго мая не стал препятствием для торжества по случаю открытия Дома межрейсового отдыха рыбака. Директору гостиницы пришлось лишь отказаться от приличествующего подобным моментам атрибута — ковровой дорожки, которая вела бы гостей в соответствующе обставленный холл. (Кое-кто усмотрел в этом даже добрую примету: рачительная хозяйка и впрямь не станет делать широкие жесты в угоду собственному честолюбию — побережет добро для лучшего обустройства жильцов).

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Торжество вообще было скромным, без особых претензий. Участие в нем принял самый узкий круг лиц: с одной стороны, обслуживающий персонал вновь отстроенной гостиницы, с другой — непосредственно причастные к ее появлению начальник отдела социального развития Т. Ведерникова, заместитель генерального директора объединения Ю. Дергунов, начальник отдела капитального строительства В. Вашаркин и некоторые другие.
Тройных речей тоже не было. Перерезая красную ленточку, Ю. Дергунов напомнил присутствующим общеизвестное — каким трудным был путь к этому моменту: и по протяженности времени (едва ли не четверть века ушло, прежде чем удалось добиться разрешения на закладку здания), и по затратам морального свойства. Как было не сказать добрых слов в адрес тех, кто приложил максимум усилий для претворения идеи в действительность: бывшего генерального директора X. Майде, заместителя генерального директора объединения по капитальному строительству Д. Усанова многочисленных непосредственных участников строительства?! Был в этом «блиц-выступлении» и наказ персоналу гостиницы: обслуживать будущих жильцов с полной ответственностью, принимая во внимание особенности нелегкого существования рыбака.
— С таким персоналом можно работать, — заметила в связи с этим директор гостиницы С. Артемова. Надо думать, утверждение это имеет под собой почву: полгода нервной подготовительной работы по отделке и меблировке номеров кое-что да значат...
Скромная церемония зафиксирована Т. Синицким на кинопленке и, не исключено, составит еще одну страницу истории объединения.
А спустя несколько дней Светлана Николаевна Артемова предоставила нам дополнительную информацию.
Для проживания в гостинице открыто 120 номеров на 160 мест. Пять номеров — высшей категории. Цена их довольно высока (22 рубля), но они того стоят уже потому, что, кроме спальной, включают в себя комнату отдыха. Стоимость одноместных и двухместных номеров — восемь и семь рублей, и только на трехместные номера распространяются льготы: такое место будет обходиться рыбаку лишь в 70 копеек.
(В порядке сравнения. Для жильцов «со стороны» предусмотрены иные расценки: от скромных 15 рублей за место до 50 рублей за номер высшей категории. По решению городских властей, впредь, на такие номера будут распространены «свободные» цены).
Порядок бронирования номеров в новой гостинице для рыбаков предельно прост: достаточно заблаговременно направить в адрес дирекции радиограмму, уточнив при этом категорию номера. Получены уже первые такие заказы и сразу забронированы «номера-люкс».
Добро пожаловать, рыбак, в новую гостиницу, название которой — «Калур»!

Л. СТИШЕНКО Фото Р. ЭЙНА.
ПРЕРВЁТСЯ ЛИ СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ? – 25 04 1991
Кузница морских кадров

Первые по-настоящему теплые весенние дни напомнили мне, что в школах вскоре закончится учебный год, и многие вчерашние школьники встанут перед выбором профессии. Причем не только выпускники средних школ. После девятого класса продолжить занятия можно в профессионально-техническом училище и, сэкономив время, получить не только среднее образование, но и приобрести профессию.

Эстонский народ всегда связывал свою судьбу с морем. Развивалось мореплавание, добыча рыбы велась все дальше от берега. Для этого готовились свои кадры. В послевоенное время одним из таких учебных заведений стало Таллиннское СПТУ № 1, выпускавшее корпусников-судоремонтников, сварщиков и других специалистов. Особую значимость оно получило с середины пятидесятых, когда было создано Управление сельдяного лова и появился большой спрос на морские профессии. И в дальнейшем с развитием рыбного промысла потребность в кадрах росла, училище на базе семилетки или средней школы готовило на флот все больше рядового состава: матросов, электриков, электриков-автоматиков, рефмашинистов, судоводителей и механиков маломерных судов.
Вспоминая детство, вижу себя пареньком, решившим связать свое будущее с морем. Ноги привели меня в профтехучилище. Помню, как гордились мы приоритетным номером своего СПТУ: первое — значит самое главное, первостепенное. С каким нетерпением ждали практики и возможности стать полноправными моряками. И уж, конечно же, я не мог предположить, что когда-нибудь вернусь в эти стены, но уже в новом качестве — заместителя директора. После окончания училища меня направили в распоряжение Управления сельдяного лова — ныне это «Эстрыбпром» — матросом. Там я проработал с 1960 до 1987 года, закончив плавать в качестве капитана-директора производственных и транспортных рефрижераторов.
Связь с «Эстрыбпромом» продолжалась и потом: ежегодно училище готовило объединению два десятка специалистов. Если в школе моряков обучают полгода, то у нас три-три с половиной. Вначале все осваивают слесарное дело, на втором курсе — специальность, проходят трех-четырех месячную практику на предприятиях, а в конце третьего курса — преддипломную по специальности на судах. Объединение предоставляло базу для практики, оказывало материальную и техническую помощь (например, списанным с судов оборудованием).
Но в последнее время связи стали ослабевать. Раньше по возвращению из рейса практикант сдавал квалификационные экзамены и получал направление для работы на берегу, примерно за полгода до службы в армии. Вдруг стали возникать осложнения. Направленным в прошлом году на практику в «Эстрыбпром» 11 электрикам и трем рефмашинистам пришлось трудиться на судах матросами, а практику по специальности проходить в свободное от вахты время. Дальше — больше. Несмотря на направления, выданные этим выпускникам для работы в объединении, согласно договору, они получили от ворот поворот, хотя имеют постоянную прописку в Эстонии.
В чем же дело? Больше не нужны специалисты? Но, как известно, в «Эстрыбпроме» освобождаются рабочие места тех, с кем приходится расторгать трудовое соглашение из-за окончания таллиннской прописки.
Суть проблем, думается, в другом. Выпускники СПТУ опасаются службы в рядах Советской Армии, боятся дедовщины, знают, что после службы в спецчастях в течение нескольких лет им не откроют визу, хотя до армии ее уже имели. К тому же, если в воинской части сразу не получишь характеристику, то вынужден, в ее ожидании, где-то трудиться не по специальности. За примером далеко ходить не надо, так случилось с моим зятем, который в итоге потерял специальность. Молодежь хочет служить в армии на родной земле, а пока такой возможности не было, ребята видели выход в альтернативной службе и сдавали удостоверение призывника в организацию «Женева-49». А без такого документа тинейджеров на работу в объединение не принимают.
Время вносит свои коррективы, на Украине, между прочим, уже принято решение не направлять призывников за пределы республики против их воли. Аналогичное соглашение, вроде бы, достигнуто и у нас. Значит, рано разрушать давние, хорошо налаженные отношения между нашим училищем и «Эстрыбпромом».
В перспективе в Эстонии предполагается наладить выпуск специалистов с высшим морским образованием. СПТУ рассматривается как первая ступень. Хотим, чтобы наши выпускники могли вне конкурса поступать в Центр морского образования республики. Связи уже налажены, наши преподаватели читают там курсы электроники, механики, химии на эстонском языке, и оттуда к нам приходит преподаватель английского языка. Совместно подработаем программы, обеспечим плавный переход на следующую ступень.
С 1 июня начинаем новый набор учащихся на уровне прошлого года. Мы готовы заключить договор — он недавно закончился — и с арендным объединением «Эстрыбпром».

В. АЛЛИК, заместитель директора по учебно-производственной части Таллиннского СПТУ № 1.