0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти капитанов и судов (870)
Памяти РТМС-7510 «Мустъярв» и его экипажей. СВОЮ ЗАДАЧУ ВЫПОЛНИЛИ... - 25 05 1978
В ДЛИТЕЛЬНОМ промысловом рейсе активная судовая профсоюзная организация может оказать большую помощь партийному бюро и администрации судна в развертывании социалистического соревнования, создании в коллективе благоприятного микроклимата. Следовательно, от деятельности профсоюзной организации зависит успех рейса, выполнение плана и соцобязательств. Примером может служить рейс РТМС-7510 «Мустъярв», экипаж которого возглавлял капитан-директор Николай Михайлович Бабкин.
По выходу в море в кратчайшие сроки были решены организационные вопросы. В составе семи человек избрали судовой комитет профсоюза (председатель рефмеханик Борис Павлович Хвастунов). Члены судкома, представлявшие все службы судна, возглавили три главных направления профсоюзной работы. Основной сектор — организации производства и социалистического соревнования — возглавили помощник капитана по производству Августина Моисеенко, мастер обработки Дмитрий Рацин, мастер добычи Николай Чимирис и сам председатель судкома. За культмассовую и спортивную работу ответственность несли четвертый механик Виктор Бахарев и матрос Леонид Гаевский, а в секторе НОТ и учебы — моторист Александр Чудаков.
Естественно, главное внимание уделялось социалистическому соревнованию. На общем собрании экипаж принял обязательства: выполнить план по вылову рыбы на 101 процент, по изготовлению филе — на 103 и по выпуску пищевой продукции в стоимостном выражении на 100,5 процента.
Забегая вперед, надо сказать, что благодаря дружному труду и высокой сознательности моряков эти цифры были намного перекрыты. Так, вылов составил 111,9 процента, заморозка — 116,8, изготовлено филе — 141,1, пищевой продукции — 141,3 процента. Это, прежде всего, результат хорошо организованного внутрисудового соцсоревнования.
Кроме того, велось соревнование с коллективом РТМС-7507 «Саадъярв» и экипажем траулера "Людвиг Турек» — судна Германской Демократической Республики. Договор о взаимопомощи и сотрудничестве с экипажем «Людвига Турека» явился ярким примером братской дружбы рыбаков двух социалистических стран. На общем собрании коллектив «Мустъярва» единодушно вступил в Общество дружбы «СССР — ГДР».
В дальнейшем советские и немецкие рыбаки обменивались опытом, наши специалисты бывали на «Людвиге Туреке», а немецкие — на «Мустъярве». Для них опыт «Мустъярва» представлял особенный интерес, поскольку «Людвиг Турек» является одним из первых в ГДР промысловых судов типа РТМС.
Действенность соревнования — в гласности. Ход работы отражался в листках-"молниях», стенной газете «Горизонт» и фотогазете, радиосообщениях. Ежемесячно подводились итоги и определялись победители. В тесном контакте с группой народного контроля и комсомольскими постами по всей производственной линии обеспечивался каждодневный контроль за качеством продукции. Оживленно проходили дни качества.
С учетом этого определены победители в целом за рейс. Вперед вышли первая комплексная бригада (мастер обработки Юрий Лаук, мастер добычи Николай Чимирис) и вахта второго механика Александра Олейникова.
За рейс четырнадцати морякам присвоено звание ударника коммунистического труда и пятидесяти двум оно подтверждено. На Доску почета занесены имена двенадцати наиболее отличившихся. Один из них — моторист рефрижераторной установки Николай Николаевич Лукьянов. За хорошую работу на промысле он удостоен Почетной грамоты. Весь экипаж горячо поздравил его с еще одной наградой.
Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР за успехи, достигнутые в выполнении плана на 1977 год и принятых социалистических обязательств, Николай Николаевич Лукьянов награжден орденом Трудовой Славы III степени. В море он ходит уже одиннадцатый год, заочно учится в мореходном училище.
Более десяти лет рыбацкого стажа у матроса-рыбообработчика Дмитрия Михайловича Рацина, у машиниста рыбомучной установки Григория Ильича Борушко и некоторых других членов экипажа, имена которых также занесены на Доску почета.
На судне имелась значительная группа заочников: восемь моряков занимались в заочной школе, в высших учебных заведениях — четверо. Помощь учащимся оказывали судовые специалисты. Например, консультации по математике давал второй механик Александр Степанович Олейников, Регулярно, по плану, шла техническая учеба.
Повышению мастерства молодежи способствовала группа наставников. В ее составе были стармех В. С. Корнеев, помощник капитана по производству А. С. Моисеенко, старший мастер добычи А. Н. Грекович, начальник радиостанции А. Г. Криворучко, матрос А. И. Гаевский, механик-наладчик Ю. П. Штефанов и другие.
Экипаж состоял в основном из молодежи. Поэтому судком много внимания уделял спорту, самодеятельности. Проводились турниры по шахматам, шашкам, соревнования по стрельбе. Интересно прошел шахматный турнир с экипажем РТМС-7507 «Саадъярв». Правда, соперники оказались сильнее. Заниматься физзарядкой, штангой молодежь увлекали моторист Петр Стаховский, третий механик секретарь парторганизации Валерий Степанов, электрик Виктор Лялюк, комсорг Сергей Ольшанский, председатель судкома Борис Хвастунов.
Инициативным организатором художественной самодеятельности проявил себя матрос Александр Михайлюк. Понравились всем вечера отдыха — новогодний, в честь Международного женского дня. На вечере, посвященном 60-летию Советских Вооруженных Сил, выступил ветеран войны повар Андрей Маркович Лукиша.
О том, как профсоюзная организация выполнила свою за-дачу на промысле, какой вклад она внесла в выполнение плана, говорят итоги рейса: за трудовые достижения на промысле экипаж РТМС-7510 "Мустъярв" удостоился в род ном порту торжественной встречи.

А. НЕСТЕРОВ.
Памяти РТМС-7510 «Мустъярв» и его экипажей. Заслуженный почет - 20 05 1978
Вернулся с промысла РТМС-7510 «Мустъярв» (капитан-директор Николай Михайлович Бабкин). За высокие производственные достижения эки¬пажу была устроена торжественная встреча.
Об успехах моряков судна дают представле¬ние такие показатели. Выловлено рыбы, в ос¬новном ставриды, 66860 центнеров — это 111,9 процента к рейсовому заданию, Заморожено 47465 центнеров — 116,8 процента. Большое старание проявил коллектив на изготовлении рыбного филе: его сделано 2580 центнеров — старание проявил коллектив на изготовлении план по производству пищевой продукции на 141,3 процента, что в денежном выражении составило 2364,7 тысячи рублей.
Во время торжественной встречи генеральный директор объединения В. Я. Теносаар тепло поздравил всех членов экипажа с трудовой победой и пожелал им добиться новых успехов в социалистическом соревновании за досрочное завершение плана третьего года и десятой пятилетки.

А. НЕСТЕРОВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

РТМС-7510 «МУСТЪЯРВ». Этот рейс для моториста Николая Лукьянова был вторым на "Мустъярве". Моряк и на этот раз потрудился отлично.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Свой вклад в успех рейса внес и токарь комсомолец Алексей Иванец.
Фото в. Тракса.
БММРТ-18З «Рудольф Вакман». СНИМАЕТ МАРК НИКОЛЬСКИЙ - 04 05 1978
Много лет на нашем флоте трудится Марк Никольский. Это опытный моряк-промысловик. И все это время он увлекается фотографированием. По его снимкам можно проследить историю трудовых успехов экипажей многих судов объединения, на которых ему довелось плавать. Многие из этих фотографий были опубликованы на страницах нашей газеты. Вот уже в течение многих лет Марк Никольский — наш постоянный автор.
Вот и сегодня, в канун Дня печати мы публикуем еще два его снимка, сделанные на БММРТ-18З «Рудольф Вакман», капитаном-директором которого он сейчас является.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На верхнем вы видите в минуты отдыха матросов-обработчиков И. Дурунду, С. Хрюкова и В. Бабченко.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На другом снимке автор запечатлел матросов-добытчиков за подготовкой трала к работе.
«ВАЛГЕЯРВ»: В ФОКУСЕ СОРЕВНОВАНИЯ – 29 04 1978
КАК ИЗВЕСТНО, первоосновой всей нашей хозяйственной, производственной деятельности является государственный план. О необходимости и важности выполнения его отдельными отраслями, предприятиями, трудовыми коллективами еще раз говорил во время недавней поездки по Сибири и Дальнему Востоку Председатель Президиума Верховного Совета СССР, Генеральный секретарь ЦК КПСС тов. Л. И. Брежнев.
Из чего складывается государственный годовой план нашего объединения «Эстрыбпром»? Любой работник— рыбак ли, служащий или рабочий — ответит, не задумываясь: прежде всего — из рейсовых заданий добывающим, промысловым и рыбоперерабатывающим судам.
Из протокола № I общесудового собрания профсоюзной организации РТМС-7535 от 25 октября 1977 г.:
«Считать главной задачей экипажа выполнение государственного плана рейса, развернуть с этой целью действенное социалистическое соревнование...».
Выступая на этом собрании с основным докладом — вторым вопросом были выборы судовых общественных органов (рейс только начинался),
— капитан-директор Вадим Минаев не скрывал трудностей предстоящего рейса. Промысловая обстановка в районе Атлантики, куда предстояло идти, радужных надежд отнюдь не внушала;
усугублялись трудности с топливом — суда, работавшие в этом отдаленном районе, категорически... просили покончить с «топливным кризисом». «Не будем обольщаться, — выразился в таком духе капитан, сам не раз подававший радиограммы-протесты по этому же поводу, — вряд ли что изменится в ближайшее время». И все-таки смысл его выступления сводился к тому, что, несмотря на «непреодолимые» объективные трудности, выполнить рейсовое задание возможно. Более того — необходимо. И даже перевыполнить. Не по всем, правда, показателям — это, видимо, идеализм — но по основным очень даже можно. Что и доказал предыдущий экипаж в предыдущем рейсе.
(Кстати сказать, возглавлял его он же, капитан-директор В. И. Минаев — это наше, редакционное примечание).
В чем, однако, дело? Есть ли экипаж, который не хотел бы выполнить рейсовое задание, благо от этого зависит и заработок людей — не за романтикой же, в конце концов, ходят в океан люди?


СОПЕРНИКИ
Нет таких экипажей. Другое дело, не всякий способен мобилизовать, преодолеть себя в нелегкой, ох какой нелегкой борьбе с трудностями современного промысла. Если уж и «в старые, добрые времена» таких хватало с избытком, то что говорить про теперешние. Вот же: не выполнило объединение план первого квартала. Главная причина — значительный недолов рыбы. Не только из-за потерь промыслового времени, но и, как утверждалось кое-кем на подведении итогов квартала, из-за сложной промысловой обстановки. На это вроде бы и возражать никто не возьмется: мол, на нет и суда нет, дело такое...
А как быть с «Валгеярвом». Супер-то как раз в это самое, первоквартальное, время — рейс РТМС-7538 закончился 4 апреля с. г. — искал, находил и брал рыбу, работая едва ли не в беспрецедентных условиях. Дело в том, что в течение рейса супертраулеру пришлось по разным причинам трижды менять рай-он промысла, переходить на новые нормы вылова, а значит, заморозки и т. п., не говоря уж о том, что это не так- уж и просто, совсем непросто — приноравливаться к новым условиям работы, погоде и пр. и пр.
Конечно, для добытчиков старшего тралмастера Ярослава Чикуна это была замечательная школа, и они ее прошли с великой, нужно думать, пользой для себя. Но, откровенно говоря, всем им было бы как-то спокойней и сподручней, работай они в более нормальных условиях. Однако, что было, то было, и добытчики «Валгеярва» оказались на высоте положения. Скажем, довелось им состязаться со своими коллегами с мурманского супертраулера «Александр Торцев», экипаж которого был вызван на парное соревнование наши ми рыбаками. Приглашая его к трудовому соперничеству, моряки «Валгеярва» не знали, что технические возможности .мурманского РТМС значительно превосходят аналогичные характеристика РТМС- 7538. Естественно, что первыми это испытали на себе добытчики. Кто-то ахнул: «Ну, влипли, ребята...» — «Без паники, — оборвали его. — Думай, Чикун, думай! ".
Чикун — это фигура! С высшим образованием человек: судоводитель по диплому, математик «по воле божьей», добытчик по призванию. Как он знает траловое вооружение и технику настройки его! То не наше, понятно мнение, то точка зрения людей бывалых, добытчиков с опытом, и еще каким! И тут не смутил их ни на йоту даже такой факт, что в начале промысла супертраулер потерял один трал — только и вытянули на палубу жалкие обрывки. Что же Чикун, как мог допустить? А вот как: волков бояться — в лес не ходить, тяжелых грунтов опасаешься — переходи с трала на удочки... Но больше подойдет другая поговорка: и на старуху бывает проруха. Одним словом, добытчики Я. Чикуна, а вслед за ними и обработчики довольно быстро догнали, затем обогнали соперников с мурманского супера и, пока он не ушел в другой район промысла, ни разу не уступили первенства в парном соревновании.
Что касается внутрисудового, то оно не затухало с перовых же дней рейса и, что важно подчеркнуть, заботливо оберегалось от всякого формализма и начетничества. В чем особая заслуга судового комитета профсоюза, возглавлял который все тот же Ярослав Чикун. Как было дело? Существует, скажем, на судах такой вид индивидуального соцсоревнования — на звание лучшего по профессии. Моряки охотно участвуют в нем, польза от соревнования очевидная. Но вот в чем закавыка: существующее положение об этом соревновании гласит, что почетное звание лучшего по профессии присваивается только тем морякам, которые проплавали на данном судне не менее года. А таких бывают единицы в экипаже. Проще всего, конечно, сославшись на данное обстоятельство, было бы всерьез не заниматься этим видом соревнования. Либо провести для проформы, «галочки» — поди, придерись... Но бюрократов и формалистов в судовом комитете «Валгеярва» к счастью, не оказалось Здесь, угаданные экипажем подобрались люди деятельные и неравнодушные. Что они сделали? Проще не придумаешь: организовали — и хорошо, по-настоящему — социалистическое соревнование на звание лучших по профессии... в рейсе!

БАЛЛЫ: КТО И ЧТО ЗА НИМИ
В практику социалистического соревнования на РТМС-7538 прочно вошло подведение итогов его по специальной балльной системе. Преимущества ее стали очевидными для всех сразу же, как таковая была разработана.
Во-первых, она позволяет с максимальной объективностью оценивать вклад в соревнование, в достижение высоких производственных показателей каждого мини-коллектива (скажем, вахты или комплексной бригады), а также каждого труженика персонально. Во-вторых, заставляет постоянно держать руку на пульсе соревнования всех ответственных лиц — от бригадира, рыбмастера, мастера добычи до членов судового комитета. Показателен и в том, и в другом плане пример с соревнованием комплексных комсомольско - молодежных бригад иа промысле. Первую бригаду возглавляли мастер обработки, кандидат в члены КПСС Александр Ермилкин и мастер добычи, тоже кандидат в члены КПСС, Олег Лукасевич, второй руководили мастера (соответственно — обработки и добычи) комсомолец Николай Мильяненко и Владимир Котомцев. Трудились и состязались друг с другом коллективы этих бригад с исключительным напряжением и волей к победе. Итоги соперничества подводились периодически; три раза на первое место выходила комплексная бригада № 2, два раза — № 1. Таким было положение, когда стали подводиться окончательные итоги соревнования в рейсе. И подавляющее большинство моряков не сомневались: победитель предрешен, так было всегда — кто чаще выходил на первое место, тот и на коне... То-то же удивились они, узнав, что первая комплексная бригада сумела набрать баллов больше соперника и, тут уж возражать невозможно — очевидно для каждого — заняла почетное первое место по итогам рейса. Баллы за производительность труда, качество изготовленной рыбопродукции, трудовую дисциплину и организацию труда, технику безопасности и т. д. и т. п. Баллы, баллы, баллы. Не так уж они равнодушны и бесстрастны, оказывается! Было: когда разрабатывалась и внедрялась эта, балльная система, кое-кто скептически относился к «этому делу» — пошла, мол, писать губерния, ничего, авось, самим надоест заниматься подобной бухгалтерией. Кому — самим? Бригадирам, мастерам? Не только: активисты бригад и вахт, профорги, члены судового комитета, в котором представлены все судовые службы? Да и сами рыбаки, — обработчики, добытчики, мотористы, уж они-то отнюдь не в последнюю очередь овладели методикой подсчета баллов, всей этой «бухгалтерией», которая лучше и быстрее всего выявляет, кто на что способен, кто есть кто. И когда на общесудовых собраниях, в приподнятой, торжественной обстановке назывались победители очередного этапа социалистического соревнования и награждались переходящими вымпелами, премиями, разными знаками трудовой доблести, не было таких, кто посчитал бы себя незаслуженно обойденным, несправедливо неоцененным. И пришел конец всякой уравниловке, как в моральном, так и в материальном плане. А это, товарищи, великое дело — когда вы хорошо знаете, что на вашей спине не сидит никто, кто очень хотел бы пробраться вперед за чужой счет.

КАЧЕСТВО — И ЕЩЕ РАЗ КАЧЕСТВО!
Вот еще один важный аспект этой работы — внедрение СБТ — системы бездефектного труда в рейсе, на промысле. Дело это хотя и нельзя назвать совершенно новым, но, во всяком случае, мало где еще система эта внедрена, отработана. Между тем, именно она призвана сказать веское слово в борьбе за высокую эффективность производства и отличное качество выпускаемой продукции. И еще: мало проку, если эта СБТ будет внедрена только на отдельных, пусть важнейших, участках рыбацкого производства. Надо, чтобы — всюду, на каждом рабочем месте, ибо нет ничего более взаимосвязанного, взаимозависимого, чем судовой экипаж, рыбацкое производство. Вот почему внедрение СБТ — святое, можно сказать, дело для профсоюзной организации рыбопромыслового суда, для судового комитета. И тем приятней сказать, что профсоюзная организация РТМС-7538 отнеслась к этому большому делу, мы бы сказали, масштабно, взыскательно, критично, заботливо. Памятуя: дело тут отнюдь не в кампании на один или даже 2—3 рейса, это навсегда. Ибо СБТ — это и эффективность, и качество, которые предопределяют успех выполнения государственного плана. В чем выразились взыскательность и критичность? А вот: положением о СБТ предусмотрено выпускать ежемесячно по службам — «экран качества». Идея, конечно, возражений не вызывает. Но на РТМС-7538 задумались: а верно ли сбивать в одну «кучу малу» и рядовой, и командный состав? Опять же, как бы не отдалось уравниловкой... Решено было «экран качества» выпускать по-своему — отдельно для рядового и командного состава. И, видимо, это единственно правильно.
Сыграли свою роль и «Дни качества», но это уже сложившаяся, апробированная практикой работа по повышению качества рыбопродукции.
Из протокола общесудового профсоюзного собрания экипажа с повесткой дня: «Задачи экипажа, вытекающие из Письма ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ к трудящимся Советского Союза о развертывании социалистического соревнования за выполнение и перевыполнение плана 1978 года, усилении борьбы за повышение эффективности производства и качества работы».
Выступили — матрос 2 класса Толмачев, который сказал: «Письмо ЦК КПСС и Советского правительства призывает всех тружеников к бережливому использованию сырья. Нас это касается особенно. И вот нам, обработчикам, непонятно, отчего на свежем сырце сардины появляются лопанец и повреждения кожного покрова. Хорошо бы взяться за это дело группе народного контроля, после чего можно будет судить, возможно ли увеличить сроки хранения сырья в охлаждаемых бункерах, от чего зависит увеличение суточной заморозки»;
матрос 2 класса Махортов, член группы НК: «Уже сейчас могу сказать, что, как удалось установить в ходе проверок, лопанец появляется сам по себе во время дефростации рыбы в блоках, на что и надо обратить особое внимание...»


НОВЫЕ РУБЕЖИ
Деталь, частность. Конечно. Но это куда верней, чем громкозвучные призывы вообще. Из таких вот деталей складывается успех всего большого дела. Ведь что стояло за тем, вроде бы частным предложением или выводом? Продолжая свою работу, выявляя причины лопанца, члены судовой группы народного контроля точно установили, сколько времени возможно хранить выловленную рыбу в бункерах, чтобы она была пригодной для изготовления пищевой продукции, от чего во многом зависело, удастся ли увеличить коэффициент использования рыбы-сырца на пищевые цели. Все это, вместе взятое, и подготовило своего рода базу, материальную и нравственную основу для нового социалистического обязательства, которое было взято членами экипажа РТМС «Вал-геярв» на собрании, где обсуждалось Письмо ЦК. КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ к трудящимся Советского Союза. Вот это соцобязательство: выполнить государственный годовой план по основным показателям к первой годовщине новой Конституции СССР — 7 октября 1978 года. Тогда же, на профсоюзном собрании, к экипажу обратились с призывом коллективы обеих комсомольско-молодежных комплексных бригад: «Сегодня работать лучше, чем вчера, завтра — лучше, чем сегодня!» Патриотический почин этот, воплотивший в себе идею Письма ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ — сохранить ритм и поступь юбилейного социалистического соревнования — поддержали все моряки РТМС-7538.
В заключение наших заметок о социалистическом соревновании экипажа РТМС-7538 «Валгеярв» представим слово первому помощнику капитана Герою Советского Союза Павлу Ивановичу Чалову:
— Как видите, работать нам довелось в очень непростых условиях. К тому, о чем упомянуто, добавим еще длительные, затяжные простои в ожидании топлива, и вы получите более или менее правдивую картину минувшего рейса. Тем не менее, рейсовое задание было выполнено: по вылову рыбы — на 105 процентов, изготовлению мороженой продукции — 105, пищевой в целом — 114,1 и товарной рыбопродукции — на 115,1 процента.
...Не просто и не простые трудности преодолели рыбаки «Валгеярва». Главное, в самый сложный период промысла они не пали духом, не растеряли бодрого настроения, веры в себя, в коллектив. Скажу, что веру эту в людях поддерживали прежде всего коммунисты — личным примером, неутомимой работой, спокойствием, наконец. А ведь это — 20 членов и 4 кандидата в члены КПСС, которые находились на всех важнейших участках работы, производства. Главным партийным поручением для каждого из них было — показывать личный пример в труде, соревновании, общественной работе. В рейсе действовали, и довольно активно и эффективно, четыре партийных группы, в том числе две в комплексных бригадах, партгрупоргами в них были матросы Борис Разумов и Александр Махортов; большинство членов судового комитета профсоюза, который так много сделал для развития соцсоревнования и выполнения рейсового задания, также были коммунистами. Таким образом, на супертраулере имелось крепкое и надежное ядро, опираясь на которое мы и смогли выполнить напряженное рейсовое задание. Хочу надеяться, что добрые традиции этого рейса найдут достойное продолжение и развитие в рейсах предстоящих.

И. ЛЕБЕДЕВ, зам. председателя профкома объединения.
Л. ФИРСОВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Хороший вклад в общий успех внесли рационализаторы второй электромеханик Станислав Интяшин и первый механик-наладчик секретарь комсомольской организации Шамиль Уторов .
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

РТМС-7538 «ВАЛГЕЯРВ». В недавно закончившемся рейсе много поработали [слева направо] начальник радиотехнической службы Яан Лехтна, первый помощник капитана Герой Советского Союза Павел Чалов, третий механик член комсомольского бюро Геннадий Подоба, третий помощник капитана комсомолец Николай Баженов.
.
Фото В. Тракса.

ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЛЕНИНСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА — РУКОВОДЯЩАЯ И НАПРАВЛЯЮЩАЯ СИЛА СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА!
ДА ЗДРАВСТВУЕТ ВЕЛИКОЕ НЕРУШИМОЕ ЕДИНСТВО ПАРТИИ И НАРОДА!
Памяти капитана Дмитрия Тихонова.
«Советская Латвия»
24 ИЮЛЯ 1968 ГОДА

ЧЕЛОВЕК И МОРЕ
Открывшийся в День рыбака в Риге фестиваль телевизионных фильмов под девизом «Человек и море» призван был подытожить творческие усилия десяти телестудий страны, расположенных в городах-портах. Такое наименование фестиваля предоставляло широкие возможности для творческого соревнования его участников.
Главный приз «Серебряные сети» и Диплом 1 степени получил фильм Владивостокской СТУДИИ
«Анна Ивановна», вторую премию — фильм калининградцев «Путешествие будет долгим».

К достоинствам владивостокского фильма надо отнести то, что, рассказывая о первой женщине-капитане Анне Ивановне Щетининой, режиссер Олег Канищев не ограничился фактами её биографии, а в многочисленных ретроспекциях, путем монтажа документальных кадров из киноархивов попытался раскрыть особенности времени, в котором проходила молодость герои, вырабатывались свойственные ей высокие моральные качества. Это выполнено образно и убедительно. В фильме немало интереснейших кадров. Особенно впечатляет эпизод вручения Щетининой в США во время Великой Отечественной войны построенного для нас корабля и пластинки с исполнением «Интернационала»
И другие фильмы Владивостокской студии – «Когда начинается путина» режиссера Э.Тополаги «В море наш дом» режиссера Е.Рябко свидетельствуют об определенной направленности творчества. В первом фильме немало интересных наблюдений над девушками, едущими на Курильские острова к началу сайровой путины. Но авторы ограничились наблюдениями внешними, не попытались внимательнее раскрыть индивидуальности девушек. Все же за стремление к поэтическому решению темы фильм получил диплом.
Несмотря на важность темы, автор и режиссер Е.Рябко так и не сумел показать, что для моряка – «в море наш дом». Удачно начат фильм сообщением, что письма сюда, в океан, часто приходят звуковые и слушаются по много раз. Но дальше невыразительные кадры передают лишь общие картины жизни моряков. Забыв о своей теме, режиссер показывает лов рыбы, сопровождая это возвышенным текстом и лирическими песнями. В этом фильме наблюдается шаблон, свойственный многим картинам о рыбаках: два-три кадра проводов, чайки, волны, лов рыбы, грустящий у борта в лунную ночь моряк и лирическая песня.
Почти тот же набор штампов присутствует в фильмах Камчатской, Хабаровской и Мурманской студий. Правда, мурманчане чуть многообразнее и внимательно показывают жизнь на борту и взаимную связь рыбаков с берегом. Но во всех этих (и многих других) телефильмах отсутствует главное — человек, личность. Увы! Оказалось, что у большинства фильмов «сети, полные кефали», а человек занимает в них место наравне с лебедкой, селедкой и чайками. В большинстве случаев такие фильмы — лишь бесстрастная иллюстрация производственного процесса.

Фильм калининградцев «Путешествие будет долгим» — сдержанный и вместе с тем поэтичный рассказ о моряке и поэте Дмитрии Тихонове. «В 20 лет — матрос китобойной флотилии «Слава» В 25 — штурман, в 30 — капитан дальнего плавания. В 35 — его не стало…». Авторы фильма сценаристы - В. Долгий и И. 3агуpa, режиссер И. Каждан сумели открыть нам взгляд героя на жизнь через оставленные Д. Тихоновым дневники, письма, стихи.

Человек и море. Казалось, что рижский фильм «На том же берегу» этому и посвящен. Посудите сами, тридцать лет назад писатель Вилис Велдре побывал в рыбацком поселке Роя и написал об этом книгу. Эти тридцать лет полны особого значения для истории латышского народа. Именно в эти тридцать лет восстановлена Советская власть в республике, дан отпор фашистским захватчикам, и Латвия расцвела в братской, семье народов. Авторы фильма — сценарист Г. Циркус, режиссер 3 Зарень и оператор Э. Эрмансон задумали свою работу очень интересно — показывая, как сегодня живут в Рое, для контраста снятые сегодня кадры сопровождаются текстами из книги буржуазного писателя Велдре. Однако фильм получился серым, невыразительным. Нет в нем размышлений современного писателя о судьбах жителей села, таких наблюдений и размышлений, которые ярко представляли бы сегодняшнюю жизнь. Вместо этого в фильме немало цифр, много экономических показателей, но нет людей, которые и создали этот экономический расцвет, построили новую жизнь.
Другой рижский фильм на фестивале — «Весенний слалом» — продемонстрировал лучшие свойства латышского телевидения. Автор сценария В. Силиг, режиссер Б Шип, операторы В. Фрияр, О. Залитис и Р. Рикард в этом маленьком шедевре показали силу, настойчивость, умение участников слалома мужественно переносить неудачи и весело отдыхать. За эти свойства фильм и удостоен диплома Союза кинематографистов СССР.
Как же выглядят рижские телефильмы в соотношении с тем, что показали на фестивале десять крупнейших студий страны? Мне пришлось в разные годы знакомиться с работами Рижской студии, и сейчас я посмотрел немало телефильмов кроме представленных на фестиваль. Я бы сказал, что фильм «На том же берегу» не характерен для продукции Рижской телестудии, именно потому он и не снискал успеха.
Мне довелось увидеть небольшую картину «Царникавские миноги» режиссера-оператора В. Фрияра Вот где главными стали люди, старые рыбаки, делящиеся своими мыслями о промысле миноги раньше и теперь, о новом, что пришло в их жизнь. В их маленьких рассказах ощущается история страны. Правда, тот же прием, примененный в телефильме «Только земля и люди» (режиссер 3. Заринь, оператор В. Фрияр), не везде приносит успех.
Рижской студии немало удач принесли фильмы, где явственно проявляется авторский взгляд на снимаемый материал. Особенно четко это ощущается в фильмах, посвященных народному ИСКУССТВУ, ремеслам.
Я давно с интересом слежу за работами режиссера Вии Бунка, привлекшей внимание своим фильмом «Рига в ритме солнца». В новом ее цветном фильме «Клад» (сценарий' Г. Пиесиса и В. Бунки, оператор А.Зандерсон) о народных ремеслах чувствуется тот же тонкий вкус, интересное сочетание музыки и изображения.
По сравнению с прошлыми годами значительно более зрелыми выглядят телефильмы на историко-революционные темы. Одна из крупнейших удач — телефильм, рассказывающий «О большой судьбе маленького корабля» режиссера М. Пярна. Вот пример, когда на частной судьбе маленького корабля, небольшой группы лиц раскрывается высокий героизм, славная история Великой Отечественной войны. Внимание к личности героев, доверие к их высказываниям придают фильму силу документа большого эмоционального звучания. Таков же и фильм «Имант Судмалис» (сценарист Ю. Грайзе, режиссер 3. Заринь, оператор А. Зандерсон), где исследователи протянули руку современникам и ввели в давно ушедший мир, восстановив на очень скудном материале биографию, замечательного человека. Это — живая история страны в лицах. К сожалению, фильм о Рудзутаке С. Гаранча не удался — в нем не чувствуется авторской заинтересованности своим героем, активного отношения к превратностям его судьбы.
Думается, что авторское равнодушие — причина неудачи и цветного фильма «Латвия за полчаса» режиссера Р. Рикарда. Кажется, в этом фильме все есть. Но нет чувства, нет авторского отношения к ТОМУ, что показывается. Отсюда и холодность фильма, его иллюстративность.
Проявление авторского взгляда обогащает зрителя, открывает перед ним многообразие и богатство духовной жизни нашего современника. И здесь — еще много неоткрытых возможностей. Главное — показать человека. Лучшие телефильмы — на этом пути.

Н. КЛАДО.
Памяти Георгия Андреевича Мамренко и РР-1281. СВЕРХ ЗАДАНИЯ - 20 04 1978
В ПРЕДДВЕРИИ ленинского субботника ударную трудовую вахту на промысле нес экипаж рыбопромыслового рефрижератора 1281 под руководством капитана Георгия Андреевича Мамренко.
О том, какими показателями встречает 22 апреля коллектив судна, рассказал нашему корреспонденту старший помощник капитана Юрий Михайлович Бартенев:
В течение первого квартала рефрижератор находился на промысле. С судов добывающего флота эстонских колхозов «Сааре Калур», «Ляэне Калур», «Пярну Калур» получали в достаточном количестве свежий улов салаки. Из него готовили продукцию пряного баночного посола.
По состоянию на 31 марта был произведен один миллион сто двадцать тысяч условных банок пресервов. Это почти два квартальных задания. Вернее, до полугодового плана недоставало всего... одного процента.
Продолжая трудовую вахту, экипаж в первой половине апреля вновь вышел на промысел. За пятнадцать дней изготовлено еще двадцать три тысячи пятьсот трехкилограммовых банок кильки пряного посола.
Таким образом, за три с половиной месяца при плане 2304 туб экипаж рыбопромыслового рефрижератора произвел 1330 туб пресервов, что составляет 58 процентов к годовому заданию.
Производственную победу обеспечивает слаженный коллектив моряков, среди которых мастер обработки Ильмар Лийвас, стармех Андрей Сякки, помощник мастера обработки Николай Берсенев, второй штурман Борис Рома нов, матросы Валерий Седой, Николай Данилов, Николай Кузнецов и другие.
"Сейчас судно вновь вышло в море. День ленинского субботника экипаж решил ознаменовать высокопроизводительной работой на промысле.

А. НЕСТЕРОВ.
ВОШЕЛ ВО ВКУС УЧЕБЫ - 18 04 1978
НА СУДАХ рыбопромыслового флота «Эстрыбпрома» все больше становится дипломированных инженеров и техников, кто, преодолев временные трудности, оставив на время основную работу, получил высшее или специальное среднетехническое образование. Еще больше тех, кто продолжает учебу. К услугам таких инициативных, смотрящих вперед товарищей, имеются: Калининградское высшее нженерное морское училище, готовящее специалистов по судовождению на морских путях, эксплуатации судовых силовых установок, по холодильным и компрессорным машинам и установкам; Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства с факультетами: технология рыбных продуктов, промышленное рыболовство, а также Мурманское высшее инженерное морское училище, которое готовит специалистов по эксплуатации судового электрооборудования. Условия для поступления в эти высшие учебные заведения для работников «Эстрыбпрома» особенно благоприятны. Они направляются стипендиатами с ежемесячной оплатой на 15 процентов выше общегосударственной; ежегодно им оказывается материальная помощь в размере до 100 рублей. Обучающиеся при направлении в вузы ставятся в очередь на получение жилплощади, причем эта очередь сохраняется и на время учебы. Калининградское высшее инженерное морское училище, кроме стационара с 5-ю годами обучения, имеет специальный — трехгодичный курс для окончивших мореходные училища и проработавших на судах рыбопромыслового флота не менее трех лет. Для таких студентов из курса обучения исключается практика.
На днях в наше объединение прибыли после окончания учебы выпускники Калининградского высшего инженерного морского училища Арвет Прууль и Арви Аадел. До поступления в вуз оба плавали на судах "Эстрыбпрома» в должности младших штурманов.
— Три с половиной года учебы прошли незаметно, — рассказывает Арвет Прууль. — Теперь у нас на руках дипломы о высшем образовании. Снова идем работать на свои суда. Перспективы роста, продвижения в должностях теперь особенно реальны. Словом, мы очень довольны предоставленной нам возможностью учиться.
- Не понимаю специалистов, - говорит Арви Аадел, — кто еще раздумывает над вопросом, стоит ли поступать в вуз.
Трудности? Да, но они не идут в сравнение с выигрышем. Возраст? Он не может быть помехой: среди обучающихся в институтах пятьдесят процентов имеют возраст около 40 лет. И учатся вполне успешно.
О том, как проходят курс обучения в вузах направленцы "Эстрыбпрома», можно составить представление по ответам деканатов училищ на наши запросы. Вот некоторые из них... «Сообщаем, что стипендиат вашего управления Сычев В. Ф. в настоящее время обучается на III курсе факультета промрыболовства КТИРПиХ. Зимнюю сессию 1977/78 учебного года сдал на «хорошо». «Студент 5 курса Лукьянов В. Ф. успевает удовлетворительно, ведет активную общественную работу...» Это пишут деканы механического и технологического факультетов Калининградского института рыбной промышленности и хозяйства. Аналогичные сообщения поступают и из Калининградского высшего инженерного морского училища. Без оценок «удовлетворительно» окончил училище В. Крылов. Только отличные и хорошие оценки имеет курсант С. Архаров, хорошо успевает И. Дмитриев. Они учатся на судомеханическом факультете. Также хорошо справляются с учебной программой судоводительского факультета А. Бычинский, С. Желваков, Е. Казьмин и другие. А вот строки из писем самих курсантов; «Сообщаю, что стипендию получаю регулярно, за что сердечно благодарен. Прошедшую сессию сдал на «отлично» и «хорошо», мне увеличен размер стипендии на 15 процентов. Валентин Сычев». «Учеба продвигается. Дни летят незаметно. Настроение отличное. Вошел во вкус учебы. Валерий Васильев».
Таких писем много. Курсанты поддерживают связь с нами, пишут, что с нетерпением ждут окончания учебы, чтобы снова приступить к работе на судах нашего объединения. Надеемся, что многие другие наши механики, судоводители, мастера добычи и обработки, последуют примеру своих товарищей.
В то же время наш отдел производственного технического обучения кадров проводит соответствующую работу по профориентации среди учащейся молодежи в школах, где обучаются дети тружеников объединения «Эстрыбпром», призывая их поступить в мореходные училища. С этой целью организуются экскурсии на суда, проводятся беседы, дни открытых дверей при ТМУРП. И эта работа дает свои плоды. Так, в течение последних трех лет на электромеханическое отделение Калининградского мореходного училища в порядке кооперированного набора объединением «Эстрыбпром» направлено на учебу 25 человек. В целом успеваемость удовлетворительная. Особенно успешно учатся такие курсанты, как Виктор Решетников — сын старшего помощника капитана БМРТ В. Решетникова, — фотография курсанта помещена на Доску почета; курсант Виталий Шейгус - сын инспектора А. Шейгуса, и многие другие. Восемнадцать курсантов проходят учебу в Клайпедском мореходном училище являются стипендиатами нашего объединения. Морякам, рыбакам рыбопромысловых судов следует больше нацеливать своих сыновей на учебу в училищах рыбной промышленности для последующей работы на судах "Эстрыбпрома".

И. КРАСИЛЬНИКОВА, инженер ОПТОК, И. ШПЕРОВ(наш корр.)
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НА СНИМКЕ: выпускники КВИМУ (слева направо) А. Аадел и А. Прууль
Фото И. Шперова.
Памяти БМРТ-253 «МАРТ СААР» и его экипажей. ВСЕ РЕЗЕРВЫ В ДЕЙСТВИЕ - 13 04 1978
ФОТОРЕПОРТАЖ С БМРТ-253 «МАРТ СААР»
ТРУДНО сложилось начало промысла для экипажа БМРТ-253 «Март Саар». Дела с выполнением рейсового задания идут совсем не так, как хотелось бы: отставание по всем основным показателям... Весь первый месяц — нехватка топлива и мазута; пришлось устранять многочисленные недоделки после усиленного заводского ремонта, что вполне объяснимо, ибо ремонт был большой, ко всему прочему слабая промысловая обстановка. Вроде бы все говорит о том, что по приметам прошлых лет сырье должно быть, но год оказался необычным. Уж очень теплое здесь вы далось лето, на традиционных площадках ничего нет, нужно искать новые места, осваивать другие районы.
В этих условиях экипаж под руководством командного состава изыскивает все возможности, приводит в действие все резервы производства. Сырье используется максимально, причем основное внимание уделяется изготовлению продукции в мелкой расфасовке. Естественно, это требует больших трудовых затрат, но и существенно влияет на финансовые показатели работы.
На судне состоялось заседание партийного бюро с повесткой дня: итоги работы за период промысла и задачи по устранению недостатков. Докладывали помощник капитана по производству А. Громов и старший механик О. Шороп. Были проведены открытое партийное собрание, очередной разбор работы со всем командным составом. Цель всех мероприятий одна: быстрее выйти из трудного положения и с минимальными потерями. Ставятся задачи на предстоящий период, выносятся конкретные предложения по улучшению работы каждой службы, каждого командира. Это дисциплинирует коллектив, временные неудачи переживаются легче. Каждый руководитель четче видит свои задачи, принципиальнее начинает спрашивать с подчиненных, ибо он знает, что с него и спросят, и поддержат.
Отлично организует работу службы в рейсе электромеханик В. Смирнов, старается познать все тонкости рыбацкого дела четвертый помощник капитана В. Кекконен. Хорошо работают матросы В. Кузин, В. Сташко, Ю. Баранов, И. Савинич, А. Берко, В. Побережник.
Ясно, что в рыбацком деле бывает всякое, и не все на промысле зависит от экипажа. Главное — не допустить дальнейшего непоправимого отставания, что мы и стараемся делать, а наступит улучшение промысловой обстановки — приложим все силы для безусловного выполнения рейсового задания.

В. КОЖЕВНИКОВ,
первый помощник капитана БМРТ-253 «Март Саар».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

К выборке очередного трала все готово.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Четко, быстро работает матрос Василий Сташко.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На расфасовке — Анатолий Мурочек.
Фото В. Левшука,
ПЛАВБАЗА «СТАНИСЛАВ МОНЮШКО»: ЕСТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ЕСТЬ КАЧЕСТВО! – 06 04 1978
И В MOPE-УЧИТЬСЯ
Если для плавбазы «Станислав Монюшко" это был не обычный — шестимесячный - рейс, то для преподавателей заочной школы моряков — такой же, как большинство других. Привычная работа для них начинается еще до отхода судна из порта. В первую очередь надо выяснить, кто из молодых моряков не имеет среднего образования. В этом деле всегда помогает первый помощник капитана. Сейчас в рейс первым помощником шел Р. Арустамян. Уже несколько лет он ходит в море. И всегда суда, на которых доводилось ему плавать, занимали первые места по организации учебы членов экипажа. Так что дело это для него не новое и, мы бы сказали, любимое. С помощью Р. Аруетамяна выяснили, что в составе экипажа насчитывалось 23 моряка, не имеющих среднего образования. Одни уже занимались в школе, другие с готовностью согласились заниматься. Но были и такие, кто не понимал необходимости приобретения среднего образования. И тут сыграл решающую роль авторитет первого помощника: после бесед с ним все колебавшиеся согласились заниматься в ТЗСШМ.
Вторым этапом организационного периода является распределение заочников по производственным бригадам так, чтобы учащиеся каждого класса могли заниматься со своей группой. Проблема не из простых. Необходимо расставить моряков так, чтобы не страдал и производственный процесс. С этим сложным делом успешно справился помощник капитана по производству В. Михайлов.
Наконец, можно было приступать к занятиям. Несколько слов об учебном классе, оборудованном два года назад. Опять-таки под руководством Р. Арустамяна: на плавбазе он тогда выходил в свой первый рейс. Класс этот — лучший в объединении «Эстрыбпром». Одновременно здесь могут заниматься 14 человек. Освещение — лампы дневного света, учебников достаточно для всех; плакаты, географические карты, математические таблицы. Правда, не хватает наглядных пособий и художественных произведений по программе литературы, но тут уж не вина судовой администрации.
Основная трудность учебы в заочной школе для моряков с плавбазы заключалась в большом временном разрыве между окончанием ими восьмилетки и продолжением учебы, а также в напряженном ритме работы на промысле. Но большинство успешно справлялись с материалом средней школы.
В течение всего рейса учебный процесс находился под неослабным контролем со стороны начальников служб, учебного совета и комсомольского бюро. Некоторые молодые моряки не выдержали ритма одновременной р боты и учебы и прекращали посещать консультации, но воздействие и пример своих ровесников — комсомольцев, членов бюро оказались тут действеннее, чем замечания по административной линии. Учащимся были созданы максимально возможные условия для занятий. Исключительно большую помощь в этом деле оказали капитан-директор Л. Лысенко, первый помощник капитана Р. Арустамян, начальники служб и многие другие ответственные товарищи.
Минувший рейс оказался успешным не только в производственном отношении: для учащихся заочной школы — и в учебном плане.
А. СЕМЕНОВ,
преподаватель ТЗСШМ.
В. ТУЖИКОВ,
матрос первого класса.

ВПЕРВЫЕ!
Я и плавбаза «Станислав Монюшко» в этом рейсе были в одинаковом положении... Плавбаза впервые выходила в свой полугодичный рейс — я тоже. Впервые и мне предстоял заход в порт Лас-Пальмас.
Задачи перед экипажем стояли очень большие, и выполнение их требовало от каждого члена экипажа напряжения всех без остатка моральных и физических сил. С начала ноября прошлого и по середину марта нынешнего года наше судно находилось на промысле. Можно сказать, что судьба была к нам благосклонна. Непрерывным потоком поступала в стампы рыба, по крайней мере, до средины января. Каждый матрос с большой ответственностью отнесся к своим обязанностям. И тут надо выделить отличную организацию работ в бригаде, которую возглавлял молодой коммунист В. Корлуков. На протяжении всего рейса эта бригада неоднократно выходила на первое место в соревновании между бригадами плавбазы. Хорошее впечатление среди остальных бригад производила пресервная, возглавляемая мастером Н. Пилипенко. Она неоднократно ставила рекорды по изготовлению пресервов, тщательно соблюдая все требования ГОСТа. По итогам за рейс план по пресервам выполнен на 200 процентов — изготовлен миллион банок!
В. МОЖАРОВ, матрос.



ДОСУГ-ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО
Немаловажную роль в успешном выполнении рейсового задания сыграла хорошая организация досуга экипажа в свободное от вахт время. С первых дней пребывания плавбазы в Атлантике развернулись интересные соревнования бригад по волейболу, теннису, футболу и другим видам спорта. Среди волейболистов успех сопутствовал матросам второй бригады. Волейболистов на площадке сменяли любители мини-футбола — самой популярной игры на судне. Интересно, что пресервная бригада и машинная команда выступали тут двумя составами. Очень интересными и на редкость упорными были игры с участием фаворитов — команд общесудовой службы, которая была укреплена курсантами ТМУРП, и пресервной бригады. В итоге трехмесячной борьбы первое место заняла дружная и сыгранная команда пресервной бригады.
Не пустовал и помост. Здесь часто занимались поклонники штанги и перекладины. Они готовились к сдаче норм комплекса ГТО, и в День 60-летия Вооруженных Сил СССР большая часть членов экипажа сдала нормативы на «хорошо» и «отлично». В этот праздничный день матрос первого класса Игнатович победил в стрельбе из малокалиберной винтовки. Определился и лучший теннисист судна — им стал матрос первого класса Леонтьев.
С. ЗУБЕНКО, матрос, член комсомольского бюро.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


ВЕЧЕР ОТДЫХА. Перед моряками выступает ансамбль «Квинта».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Волейбол!..

Фото В. Грузинова.
Памяти ПБ Станислав Монюшко и его экипажей. ЕСТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ЕСТЬ КАЧЕСТВО! - 06 04 1978
НЕ ОТСТАВАЯ ОТ ВЕТЕРАНОВ
Подходил к концу наш рейс, который начался для плавбазы «Станислав Монюшко» осенью прошлого года. И как хорошо было после такого долгого, но удачного рейса ждать встречи с родным Таллином, где нас с нетерпением ждали, переживали, волновались матери, жены, дети и друзья!..
Почему такой удачный рейс? А потому, прежде всего, что экипаж подобрался дружный. В чем это проявлялось? Если, скажем, одна бригада или подвахта, вышедшие на изготовление пресервов, при наличии рыбы-сырца на борту, изготовляли две тысячи пятьсот 1,3-килограммовых банок, то следующие бригады и подвахты брались за работу с таким же огоньком и стремились к еще большой выработке за смену.
Иначе говоря, все болели за дело. Среди подвахт на изготовлении пресервов первое место заняла подвахта, возглавляемая молодым специалистом, комсоргом судна, Игорем Ожгибесовым. И таких молодых специалистов на судне 18 человек. Цифра по отношению к экипажу небольшая и составляет менее 10 процентов. Но, по-моему, работа молодыми специалистами проделана изрядная. Совет молодых специалистов оказывал большую помощь партийной и комсомольской организациям. И, что очень важно, молодые специалисты, может быть, сами того не замечая, повышали при этом свою общественно-политическую и трудовую активность. Второй механик технологического оборудования Василии Никитенко реконструировал глазуровочные машины, за счет чего повысилась производительность труда, и улучшилось качество выпускаемой продукции. Рыбмастер Константин Ломакин правильно, можно сказать, по-научному организовывал работу своей бригады, при этом качество выпускаемой продукции стояло у него на первом месте.
В этом рейсе многие парни продолжали занятия в ТЗСШМ. Тем же, кто по какой-либо причине, отставал, оказывалась помощь: Владимир Петров помогал им по математике, Ю. Менка — по биологии.
Несколько слов хочется сказать о молодых специалистах, работающих не по специальности. Таких у нас было 10 человек. Все дело в том, что они используют свои знания, приобретенные в средних и в высших учебных заведениях, отнюдь не в полной мере. Но и с их стороны вносились, хотя и не так много, как хотелось бы, ценные рацпредложения, направленные па повышение производительности труда и на улучшение качества выпускаемой продукции. Хочется пожелать им большей удачи в новых рейсах в Атлантику.
В. КОРЛУКОВ, рыбмастер, председатель CMC.


БЫЛО БЫ ЖЕЛАНИЕ...
Комсомольцы, молодежь — это подавляющее большинство экипажа «Станислава Монюшко» в целом и комсомольско-молодежных бригад, в частности. Экипаж сделал все от него зависящее, чтобы удачно закончить этот длительный, небывалый рейс, достаточно взглянуть на цифры выполнения рейсового задания и социалистических обязательств. А если б в феврале не подвела нас промысловая обстановка и не случилось простоев из-за свежья, то показатели могли быть гораздо более высокими. Но, как говорится, чего нет — того нет.
Работа на промысле началась с трудностей, да и как без них обойтись? Мы были готовы к этому. Несмотря на то, что многие впервые выходили в рейс на судне типа ПБ, люди не растерялись. Оказывается, самое главное — это желание! Тогда и дело свое скорее освоишь, и работа будет идти весело. А опыт, известно, дело наживное, там, на промысле, он приходит быстро. И вот уже вовсю, с огоньком, с задором соревнуются между собой бригады обработчиков, стараясь занять первое место и выпускать продукцию только высшего качества.
Дружно, организованно выходят все, кто свободен, на подвахту — пресервы, пресервы, пресервы...
Ну, а что после вахты? Выбирай на вкус: футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис. И в «корону» любителей — не сосчитать.
А как проводили праздники! В этом особая заслуга руководства судна; с большой охотой они шли нам навстречу в этом важном деле. Концерты, викторины, танцы... Большое впечатление на всех произвел заход в порт Лас-Пальмас. Прошел он хорошо, экипаж показал высокую дисциплину, организованность и культуру,
Вот почему большинство моряков старались работать хорошо, выпускать продукцию высокого качества и без нарушений производственной дисциплины. Хотелось бы пожелать всем, кто пойдет в следующий рейс, чтобы наше судно всегда было передовым и в работе, и в дисциплине.

В. КОВАЛЬЧУК. матрос первого класса.

НЕ ПОДВЕЛИ
Непростым был этот рейс для электрогруппы. Нам еще не приходилось эксплуатировать электрооборудование плавбазы в условиях шестимесячного рейса. Но личный состав электрогруппы с честью выполнил возложенные на нее задачи. В этом большая заслуга командного состава службы, который уже несколько лет плавает на плавбазе «Станислав Монюшко» и имеет богатый опыт работы на судах этого типа.
Свой опыт ветераны передают новичкам. Это имело особое значение, учитывая, что в рейс выходили многие электрики, ранее не работавшие на таких судах. С ними проводилась техническая учеба. Повышению квалификации у нас в электрогруппе придается первостепенное значение. Оно и понятно: от того, насколько быстро персонал будет ориентироваться в неисправностях и в возникших непредвиденных ситуациях, в конечном итоге зависит ритмичность всего производственного цикла. Ведь весь технологический процесс, начиная от приемки свежья и кончая выпуском готовой продукции, осуществляется с помощью электромеханизмов. И надо сказать, что электрооборудование в рейсе работало хорошо. Основа успеха была заложена еще в Клайпеде, где плавбаза проходила ремонт. Уже тогда для электрогруппы началась деятельная подготовка к предстоящему рейсу. С первых же дней прихода на промысел «повалила» рыба и до середины января нехватки ее не ощущалось. Так что производственные мощности работали напряженно и приходилось изыскивать все резервы для проведения профилактики технологического оборудования. С личным временем, понятно, считаться не приходилось.
Электрогруппой судна был произведен большой объем ремонтно-профилактических работ. Все они выполнялись согласно графику НСТО. Надо отметить хорошую работу вахты четвертого электромеханика В. Петрова, электриков М. Киба и С. Муравцева: ими произведен монтаж оборудования второй пресервной линии и модернизация щита морозильных камер. Но отличились не только они. Скажем, для улучшения качества рыбной муки был изготовлен более мощный магнитный сепаратор железа. В рефустановке усовершенствована схема автоматической работы насосов для аммиака. Мероприятия, проводимые электро-службой, направлены были на повышение производительности труда, качества выпускаемой продукции и повышение надежности всех устройств. За рейс с этой целью было внесено 5 рационализаторских предложений. Во всем этом большая заслуга электрослужбы плавбазы под руководством старшего электромеханика Ю. Менка. Хорошо, по-ударному потрудились в рейсе электрики В. Орган, Н. Лубышев. Электрочасть судна подготовлена к новому рейсу без заводского ремонта,
Ю. ТАЛАБОЛИН, третий электромеханик.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Много внимания подготовке молодых специалистов уделял председатель совета наставников старший механик коммунист Ю. Николаев .
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Лучшая подвахтенная бригада, возглавляемая секретарем комсомольской организации И. Ожгибесовым.
Фото В. Грузинова