0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (1314)
Памяти РТМ-7229 "Юхан Смуул" и его экипажей. УДАРНЫЙ СЧЕТ ПЯТИЛЕТКИ – 20 01 1977
О том, как проходил этот, недавно завершившийся рейс РТМ-7229 "Юхан Смуул", наша газета сообщала не раз. Особое спасибо за это - активистам "Рыбака Эстонии" из числа членов экипажа этого "атлантика", прежде всего первому помощнику капитана Михаилу Иоанновичу Смирнову.
Это благодаря им наши читатели своевременно узнали, что рыбаки "Юхана Смуула" смело пересмотрели принятые в начале рейса социалистические обязательства и первыми в объединении дали слово досрочно, а именно - ко Дню Советской Конституции - завершить выполнение годового плана, значительно увеличить коэффициент использования сырца на пищевые цели, выпускать всю рыбопродукцию повышенного качества, без рекламаций. Не менее солидно выглядели и другие пункты их социалистических обязательств, в частности, касающиеся экономии ГСМ и промвооружения (более чем на 40 тысяч рублей).
В реальности и обоснованности этих повышенных соцобязательств экипажа РТМ-7229 мог усомниться разве лишь тот, кто незнаком с трудовой «биографией» этого судна, традициями его личного состава и, само собой, с капитаном-директором Виктором Соколовым. «Юхан Смуул» — судно достаточно известное не только у нас, но и в Западном бассейне. И капитан В. А. Соколов — человек среди рыбаков весьма уважаемый, авторитетный и ... везучий. Везучий, надо сказать, не только на рыбу. На людей главным образом. Не потому ли любит наш брат-газетчик, встречаться с этим капитаном, у которого всегда найдется, что рас сказать о своих подчиненных? Рассказать не трафаретно, казенным языком служебных характеристик, а так, что сразу начинаешь постигать все «секреты" авторитетности капитана среди рыбаков, завидно уважительного отношения к нему. Вот, к примеру.
— ...Что сказать о втором механике Умате Шебзухове? — говорил Виктор Алексеевич Соколов, перечисляя моряков, отличившихся в недавнем рейсе. — Главный двигатель он так содержал, что главный конструктор шапку бы снял перед таким механиком... Или вот: знаете лучший, самый эффективный способ экономии дизтоплива? Это — держать машину не на голодном, урезанном пайке, но и не перегружать ее доппайком. Как вот Умат Шебзухов, и — и «все-го-то»! Случилось, что мы вынуждены были оставить его в составе РПК перед тем, как лететь в Таллин, — так мне даже показалось, что он чуть не заплакал от досады. Привязался к экипажу, да и нам сразу стало как-то не по себе, словно мы сами виноваты перед ним за это. Что расстались...
Надо ли говорить, что Умат Шебзухов, конечно же, самым заинтересованным образом от несся к «рискованному» предложению капитана пересмотреть первоначально принятые цобязательства, особенно в части экономии горюче-смазочных материалов и вообще, досрочно выполнить план первого года пятилетки эффективности и качества. А идея эта, конечно, родилась в голове капитана-директора и основана была на строгом и стройном математическом анализе - промобстановки, технических и технологических возможностях судна, финансового и других планов, из чего следовало, что при соответствующем - добросовестном, рачительном использовании дополнительных резервов, не только возможно, но и должно с честью закончить первый год рыбацкой пятилетки. Но, конечно, тут уж математика вступает во взаимодействие с моральными категориями и факторами. Ибо живое, настоящее соревнование под нажимом, давлением не организуешь.
На "Юхане Смууле" организовали. Поверили капитану и поддержали его. Сначала словом, потом — сразу же — делом. Уточнили обязательства, индивидуальные и коллективные — комплексных бригад, смен, вахт. Соревнование стало ударным делом как судового комитета (возглавлял его помощник капитана по производству Виктор Волга, с которым В. Соколов плавает уже три рейса), так и партийной организации (секретарь партбюро - боцман Константин Рудковский, человек беспокойный и дотошный - места себе не находит, если что-то не сделано...). А поскольку коммунистов в экипаже оказалось более 20 человек, то решено было создать на судне четыре полнокровных партгруппы, которые имели возможность самым непосредственным образом влиять на ход соревнования.
«Технология» этого влияния, в общем-то, проста - прежде всего, и главным образом личным примером коммунистов командиров, руководителей экипажа. Проследить это можно на множестве примеров. Один из них — вот: организация и руководство тралением, добычей. Качество рыбопродукции начинается непосредственно с этой операции, общеизвестно. Опять же, здесь приходилось решать и задачу экономии, сбережения орудий лова, на что также были нацелены повышенные обязательства. А работать пришлось на тяжелых грунтах в условиях не то, что сложных — жестких, как говорят штурманы и добытчики, не придавишь трал — ничего не поймаешь...
Но, во-первых и сам капитан Соколов едва ли не наизусть знал здесь рельеф коварного дна, во-вторых, штурманский состав тоже подобрался сильный — во главе со старшим помощником Иваном Любарцом, грамотным и опытным моряком и промысловиком (заочно учится в КТИ); со вторым же помощником В. Соколов вообще учился еще в Батумской мореходке, так что понимают они друг друга с одного взгляда, как, впрочем, и с остальными штурманами — Владимиром Бабкиным и Виктором Смелышевым — сплавались, сработались. А в-третьих, «повезло» и со службой добычи, которой руководил старший мастер Александр Гончаренко, он же комсомольский вожак экипажа. Кстати сказать, с А. Гончаренко капитан-директор плавал на БМРТ-474, где Александр был еще матросом-добытчиком. Моряки в службе подобрались один к одному: опытный практик и член партбюро Михаил Иванович Павлов, с которым В. Соколов ходил еще за селедкой на СРТ, и матрос Маил Аликперов, Ааре Бишлер и Велло Юкк, Владимир Лисовец и Тойво Лыхмус...
Культурно и сноровисто работали, уверенно, со знанием дела. Надо было — так же сноровисто и быстро чинили порывы тралов, латали и снова делали свое дело.
Столь же дружно и профессионально действовала и служба обработки. Здесь систематически отличались рыбмастер Алексей Семенович Семенов из первой комплексной бригады (ей и суждено было занять первое место по итогам рейса), а также матросы Алексей Мешенчук — «знатный упаковщик», как уважительно называют его товарищи, и активист НК; молодой рыбообработчик Виктор Алимов, Валерий Серветник, виртуоз-рыбообработчик Виктор Левин, его тезка Виктор Атанов и другие моряки.
Не только между собой соревновались эти люди — весь рейс «с переменным успехом» продолжалось напряженное соревнование с экипажем РТМ-7192 «Юлемисте». Соперники оказались достойные, и пальма первенства, поэтому переходила, что говорится, из рук в руки. Даже после того, как в августе минувшего года победа, казалось, прочно прописалась на борту «Юхана Смуула» — это когда экипаж его завоевал первое место среди судов ЭРПО «Океан» по вылову и направлению свежья на пищевые цели (82 процента), в связи с чем, начальник объединении и поздравил экипаж РТМ. Но окончательная победа в парном соревновании была достигнута 5 декабря, когда рыбаки "Юхана Смуула" доложили о выполнении своих повышенных соцобязательств и стали работать в счет первого-второго года десятой пятилетки.
— ... Позвольте же, дорогие друзья, сердечно поздравить вас от имени руководства Эстрыбпрома с большой и за служенной победой на промысле, — сказал на собрании экипажа РТМ-7229 начальник отдела кадров объединения Ю. В. Васильев. — Своим ударным трудом вы внесли вклад в успехи, достигнутые нашим объединением в первом году десятой пятилетки.
Вот итоги этого рейса РТМ «Юхан Смуул»: план по вылову выполнен на 109 процентов, мороженой продукции - 108, пищевой — 108, товарной - 107, филе — 175 процентов, на пищевые цели направлено 75,6 процента рыбы-сырца (план — 70 процентов).
На днях РТМ-7229 снова уходит на промысел. Ударный счет пятилетки продолжается. Новое обязательство экипажа «Юхана Смуула» — выполнить план двух первых лет пятилетки к 60-летию Великого Октября.

Л. ФИРСОВ
Памяти РТМС-7535 «Лембит Пэрн» и его экипажей. ПОБЕДА ДАЛАСЬ НЕЛЕГКО – 20 01 1977
НА ДНЯХ в родной порт из длительного и весьма трудного рейса возвратился РТМС-7535 «Лембит Пэрн». Скажем прямо, рейс этот был для рыбаков судна очень сложным и ответственным. С первого же дня работы на промысле рыбаки встретились с трудностями; то погода не благоприятствовала, то не было рядом баз для сдачи рыбной продукции, то стояли в ожидании топлива, то делали большие переходы, чтобы сдать уловы... В общей сложности по всем этим причинам было потеряно 25 промысловых суток.
И все-таки, несмотря на большие осложнения, дружный экипаж «Лембита Пэрна» хорошо справился с рейсовым заданием. Вот его окончательные итоги. Задание по добыче было выполнено на 110 процентов, по заморозке — на 106, по выпуску товарной и пищевой рыбной продукции — на 107, по выпуску готовой рыбной продукции — на 104 процента. В рейсе сэкономлено значительное количество вспомогательных материалов, в том числе горюче-смазочных, промвооружения. Так, экономия промвооружения составила более 30 процентов.
Во время рейса экипаж пересмотрел свои социалистические обязательства и решил выполнить их к 25 декабря прошлого года, на семь суток раньше срока, Этот успех пришел не сразу. Хотя на «Лембите Пэрне» были опытные специалисты, опытные партийные и комсомольские работники, всем на первых порах пришлось работать много, упорно. Организация действенного социалистического соревнования — вот что заботило и волновало руководство и общественников судна. Соперничество развивалось широким фронтом. Соревнованием были охвачены бригады, смены. Все рыбаки имели личные обязательства. И это дало свои результаты.
За рейс различными видами поощрения отмечено 86 моряков. Имена 11 лучших занесены на судовую Доску почета, семеро отмечены почетной грамотой, 20 подтверждено звание ударника коммунистического труда, шести — присвоено впервые. В конце рейса были подведены итоги социалистического соревнования между коллективами судна. Пальму первенства завоевала вторая комплексная бригада, возглавляемая мастером обработки Ю. Лауком и мастером добычи А. Козловым. Среди вахт машинной команды победу одержала вахта четвертого механика коммуниста Н. Ганжи.
Промысловые будни моряков «Лембита Пэрна» были напряженными. И все-таки, несмотря на большую занятость, рыбаки находили время для учебы, отдыха, организации спортивных мероприятий, концертов. Коммунисты часто собирались на свои собрания. Они решали важные вопросы, связанные с организацией социалистического соревнования, развертыванием борьбы за наибольшее направление рыбы-сырца на пищевые цели, с организацией политической и экономической учебы экипажа. Моряки «Лембита Пэрна» постоянно были в курсе всех событий, происходящих в нашей стране и за рубежом. В этом им помогали судовые политинформаторы, лекторы.
А о том, что делается на самом судне, моряки узнавали из своей стенной газеты «Рыбак Атлантики». Ее редактор коммунист С. Шишкин оперативно сообщал морякам о всех событиях, происходящих на судне, своевременно поднимал острые вопросы. Стенная газета рассказывала о передовиках производства, публиковала фотографии лучших, анализировала работу экипажа за определенные сроки. Самую свежую информацию моряки получали по радио. Все это благотворно сказывалось на рабочем настроении большого коллектива «Лембита Пэрн».
Трудовая победа рыбакам "Лембита Пэрна» во главе с капитаном-директором Н. Бабкиным и первым помощником В. Чепурных далась нелегко, но тем она радостнее. 60-летию Великого Октября рыбаки «су-пера» преподнесли первый и хороший подарок. Впереди их ждут новые рейсы, еще более напряженная борьба за выполнение рейсовых заданий, заданий второго года десятой пятилетки.

П. ЛУГОВСКОЙ.
БЕРИТЕ С НИХ ПРИМЕР – 22 01 1977
В ОКТЯБРЕ этого года Таллинской заочной средней школе моряков исполняется 20 лет. За это время аттестаты о среднем образовании получили более 1200 ее учеников, большинство которых работает на судах и предприятиях объединения рыбной промышленности и морского пароходства.
Каждый человек, безусловно, хранит в своей памяти торжественное и радостное событие — день вручения аттестата. Таким волнующим днем для очередного выпуска школы, собравшегося в одном из залов Таллинского клуба моряков, стало 14 января, в этот день были вручены аттестаты об окончании средней школы девятнадцати работникам объединения. Перед выпускниками с напутственной речью выступили директор школы Лидия Викторовна Григорьева и работающая с первых дней образования школы завуч Лидия Кирилловна Самойленко. Они тепло поздравили своих учеников с успешной сдачей экзаменов и получением аттестатов, пожелали им никогда не забывать школу и быть ее верными помощниками в работе по вовлечению в общеобразовательную учебу своих товарищей. В этот вечер было высказано много добрых советов и о продолжении учебы в высших и средних учебных заведениях, и о той большой цели в жизни, которой может достичь только тот, кто постоянно работает над повышением своих знаний.
Выпускникам школы, успешно сочетавшим производственную деятельность с учебой без отрыва от производства, были вручены почетные грамоты и памятные подарки.
Стала в этом году выпускницей староста класса работница нефтебазы Анна Соснева, о которой преподаватели говорят как об отличной помощнице и ученице, а одноклассники — как об отзывчивом товарище. Аня не думает останавливаться на достигнутом и продолжит учебу по своей специальности. Планирует учиться дальше и матрос БМРТ-384 Владимир Федосеенко, сдавший почти все зачеты в море и окончивший школу только на «хорошо» и «отлично». Будет повышать свой профессиональный уровень и Николай Ткачук — котельный машинист с БМРТ-396. Вместе ходили в рейсы на ТР «Бриз» матросы В. Люкманов и К. Костецкий. Экипаж судна активно помогал заочникам в учебе, и они не подвели свой коллектив. Активными и прилежными учениками зарекомендовала себя официантка БМРТ-250 В. Семенова и работник портофлота В. Возный. Среди выпускников немало и таких ребят, которые занимались в консультационном пункте при Таллинской мореходной школе. Большую помощь заочникам оказывали общественные консультанты, в том числе и первые помощники капитана В. Васильев, А. Горошко, А. Пегов, Р. Арустамян и другие.
В этот вечер много теплых слов было сказано в адрес преподавателей, выходящих на судах в море. В своих выступлениях выпускники школы поблагодарили педагогический коллектив за повседневную заботу и внимание, за большую любовь к своей профессии. Ведь трудности заочной учебы были преодолены совместно — и учениками, и преподавателями.
Чтобы прийти со своими учениками к этому праздничному дню, немало усилий приложили классный руководитель преподаватель математики Любовь Ивановна Тхор, преподаватель химии Людмила Михайловна Морозова, преподаватель литературы Лидия Кирилловна Самойленко и многие другие. Всегда одной из первых поднимается на борт пришедшего из рейса судна заведующая консультационным пунктом Эстрыбпрома Анна Марковна Шкутько. Именно ей обязаны многие моряки своими успехами.
Группа выпускников обращается ко всем работникам объединения, не имеющим среднего образования: не теряйте драгоценного времени даром, поступайте в заочную школу моряков и продолжайте свою учебу! К этому пожеланию необходимо добавить, что отдел подготовки кадров всегда даст полную информацию о том, где и когда можно продолжить учебу.

В. БЫКОВ,
секретарь комсомольской организации добывающего флота.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На торжественном собрании, посвященном окончанию Таллинской заочной средней школы моряков, директор Лидия Викторовна Григорьева вручила выпускникам аттестаты. Среди них был и матрос транспортного рефрижератора «Бриз» В. Люкманов, которого вы видите на снимке.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Почетные грамоты и памятные подарки были вручены не только тем, кто закончил успешно школу, но и тем, кто способствовал нашим морякам в их учебе — педагогам.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Педагоги школы сердечно поздравляют своих воспитанников.

Фото А. ДУДЧЕНКО.
Памяти БМРТ-564 «Иоханнес Семпер» и его экипажей. ПРОДОЛЖАЯ ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ – 18 01 1977
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ соревнование рождает новые методы и формы труда, способствует повышению качества выпускаемой продукции, воспитывает высокую ответственность каждого члена экипажа за конечный результат рейса.
За десять рейсов работы БМРТ-564 «Иоханнес Семпер» в различных промысловых районах в коллективе судна сложились хорошие трудовые традиции — досрочно выполнять рейсовые задания, перевыполнять взятые социалистические обязательства, постоянно сокращать сроки межрейсовых и заводских ремонтов. За отличные показатели в труде и в социалистическом соревновании коллективу судна было присвоено почетное звание экипажа коммунистического труда, рыбаки были награждены вымпелом Таллинского ГК КП Эстонии и исполкома Таллинского городского СДТ — «Лучшему экипажу — победителю в социалистическом соревновании». За победу в социалистическом соревновании между судами типа БМРТ Эстонского РПО «Океан» и Ленинградской БОРФ в честь достойной встречи 50-летия образования СССР коллектив судна был награжден Почетной грамотой, ему присвоено звание «Комсомольско-молодежный экипаж».
За прошедшие пять лет многие члены экипажа БМРТ «Иоханнес Семпер» за хорошую работу были удостоены различных поощрений. За примерный труд и дисциплину, активное участие в общественной жизни в судовую Книгу почета занесены имена старшего помощника капитана Владимира Комарова (ныне капитан-директор РТМС), мастера добычи Михаила Павлова, матросов Ивана Яковенко и Владимира Никитина. Многие из тех, кто трудился на этом судне, продолжают работать на промысловых и транспортных судах объединения, внося достойный вклад в выполнение государственного плана и рейсового задания в десятой пятилетке. Продолжая и развивая сложившиеся трудовые традиции, экипаж в своем последнем рейсе справился с заданием и взятыми социалистическими обязательствами по досрочному выполнению плана первого года десятой пятилетки.
Встав на трудовую вахту, экипаж выполнил годовой план к празднику 59-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Рейсовое задание по всем основным показателям, а также принятые обязательства на рейс успешно выполнены. План по добыче рыбы - на 120 процентов, по заморозке - на 125, по изготовлению филе - на 156, по выпуску пищевой продукции - на 109 процентов. На пищевые цели направлены 72 процента рыбы-сырца. Эти показатели достигнуты в результате напряженного труда всего экипажа.
Большая работа проделана общественными организациями, в том числе судовым комитетом профсоюза, возглавляемым старшим механиком Иваном Савицким, по организации социалистического соревнования, пропаганде передового опыта. Судовой комитет постоянно отмечал трудовые успехи членов экипажа, достигших хороших результатов в социалистическом соревновании. Премией были поощрены матросы Гайк Казарян, Николай Забелин, Николай Шабалин и другие.
Постоянный задор в соревнование вносили комсомольцы и молодежь судна, которые поддержали почин передовых предприятий страны — работать под девизом «60-летию Великого Октября — шестьдесят ударных недель». Уже первые дни на промысле показали, что экипаж взял хороший темп. Ежедневно сменные задания выполнялись на 105—110 процентов. Особенно упорное соревнование разгорелось между комсомольцами комплексных бригад, которые отдавали все силы выполнению взятых обязательств. По итогам рейса первое место в соревновании по всем показателям было присвоено комплексной бригаде, возглавляемой коммунистами мастером обработки Владимиром Резниковым и мастером добычи Георгием Гуляром, имя которого за отличные показатели в соревновании занесено в судовую Книгу почета.
Матросы из этой бригады — Николай Скворцов, Николай Шабалин и Эдуард Мазур — за хорошую работу занесены на судовую Доску почета. Комсомольцу Владимиру Савинкину присвоено звание «Лучший по профессии». Многим членам экипажа объявлены благодарности.
Продолжая свои трудовые традиции, экипаж принял встречный план на 1977 год — второй год десятой пятилетки. В соответствии с ним решено, задание по вылову выполнить на 103 процента, по заморозке — на 105 процентов, при этом направлять на пищевые цели 75 — 80 процентов сырца.
Задача стоит перед экипажем ответственная и напряженная, но есть все основания полагать, что коллектив с честью выполнит взятые социалистические обязательства.

Е. БЕЛОГОЛОВЦЕВ,
первый помощник капитана.
Памяти РТМС-7522 «Тамула» и его экипажей. ПРЕОДОЛЕВАЯ ТРУДНОСТИ – 15 01 1977
— Каким ожидается новый рейс «Тамула» — первый рейс во втором году пятилетки? — такой вопрос задали мы капитану-директору РТМС-7522 О. А. Спирину, заглянувшему в редакцию «Рыбака» перед выходом в море...
— Хотелось бы думать, — осторожно ответил капитан, — не такой, как предыдущий. Или такой же — на худой случай...
Каким же он был, этот предыдущий рейс «суператлантика»? Почему на «худой случай»? Почему, наконец, наша газета своевременно — в конце декабря минувшего года не решилась рассказать о нем? Несмотря на то даже, что экипаж РТМС-7522 выполнил рейсовое задание по большинству показателей на 110 процентов, а показатель направления сырца на пищевые цели значительно превзошел основной «коэффициент рыбацкой пятилетки» и составил 86 процентов? Более того — из рейса судно вернулось, перевыполнив задание первого года пятилетки, не имея рекламаций на выпущенную рыбопродукцию.
...В тот самый момент, когда в порту заканчивалась обработка «суператлантика», прибывшего с промысла, а наш корреспондент побывал на «Тамуле», в редакции стало известно, что экипаж РТМС-7522 оказался... в числе отстающих. По итогам работы в последнем квартале минувшего года. Что и подтвердил один из руководителей профсоюзного комитета Эстрыбпрома, которого мы попросили объяснить, как это возможно, учитывая итоги рейса. «Что ж тут неясного? — удивился он. — Данные отдела труда и заработной платы фиксируют не эмоции, а реальное положение: рейсовое задание не выполнено по важнейшему показателю — вылову, а также по муке».
Действительно, вылов составил лишь 90 процентов, рыбная мука — и того меньше. Но, при всем при там, как быть с такими вот показателями: заморозка — 104 процента, разделанная продукция — 115, филе — 250 (!), товарная — 106 и пищевая — 110 процентов? Вразумительного ответа на этот вопрос нам получить не удалось. Да все ли ладно с нынешней системой подведения итогов социалистического соревнования на промысле? На что она ориентирована? Не кроется ли внутри нее небрежение качеством пищевой рыбопродукции?
Конечно, поставить эти вопросы куда легче, чем ответить на них. К тому же, очень даже просто узреть в них «войну» с валом, уловами. Но, согласитесь, положение, в котором оказался РТМС-7522, вызывает недоумение.
Вызывает не только у нас — куда большее недоумение, а точнее расстройство, вызвало оно у экипажа «Тамула» и особенно у капитана — Олега Спирина. Заслуженный рыбак Эстонском ССР, орденоносец, один из опытнейших капитанов-промысловиков нашего объединения, он чуть было не попал (а может, попал все-таки?) в число тех, кто, мягко говоря, не оправдал надежд в первом году нынешней пятилетки эффективности и качества работы. «Крепко же подкузьмил нам — и мне лично, понятно — этот последний рейс...», — мрачно пошутил капитан-директор.
...На РТМС-7522 О. А. Спирин прибыл, когда «супер» уже два с половиной месяца находился на промысле. Прибыл он на смену прежнему — заболевшему капитану. Судно находилось в очевидном прорыве: вылов составлял 74,3 процента, мороженая продукция — 86,5, филе — 54 процента; правда, лучше обстояло с разделанной продукцией — целых 154 процента, выпуск пищевой — 92,5, Причин тому было немало. Одной из них, считают на судне, явилось сильное обновление личного и командного состава: первый сменился перед рейсом на 82 процента, командный — на 75. Правда, были в составе экипажа, который возглавлял известный капитан-директор И. Котляр, и такие многоопытные и способные кадры, как старший мастер добычи Адам Грекович и технолог Арво Колью, но, видимо, большая сменяемость экипажа сделала свое дело. Несплаванность, несработанность — куда ж от них денешься.
Тем более, очень многие моряки впервые выходили на промысел на "супере" (включая в их число и А. Грековича, и первого помощника А. Цветкова, и некоторых других командиров).
Работать, к тому же, пришлось в неосвоенном еще районе, в условиях тяжелых грунтов - частенько случались и порывы тралов, и выходы из строя лебедок. Требовалось, понятно, время чтобы штурманам и добытчикам освоиться в новом районе, но его-то как раз и не было - каждый день увеличивал задолженность. А с ростом ее все больше падало настроение у людей.
Удручала усиливающаяся болезнь капитана, о которой на судне знал уже каждый член экипажа. И ходил как тень, по выражению первого помощника .Александра Цветкова, «добытчик из добытчиков» — Адам Николаевич Грекович, которому упорно и упрямо не везло... Неважные, словом, были и дела, и настроение.
Как вселить в людей уверенность в удачном завершении рейса? Этот вопрос, вставший перед капитаном Спириным, когда он прибыл на «Тамула", естественно, смыкался с другим: как, за счет чего перекрыть потери, особенно по добыче, ликвидировать образовавшуюся за два с лишним месяца задолженность? Выручило, но только отчасти, то, что О. А. Спирин уже знал этот район, тактику и технику лова здесь, к тому же, с А. Грековичем плавал раньше, так что с добытчиками проблем не предвиделось. Но с первых же дней сделал он неутешительный для себя вывод из анализа промобстановки: даже в лучшем случае позволяла она более или менее успешно выполнять суточные нормы для «супера» — по добыче и пищевой продукции. И когда собрался актив экипажа, чтобы обсудить положение и перспективы, откровенно сказал капитан-директор: самое «узкое» место — вылов, будем делать все, чтобы перекрыть потери, но не все зависит от искусства добытчиков. Правда, продолжал капитан, годовой план по добыче, скорее всего, будет выполнен успешно, учитывая, что в предыдущем рейсе вылов составил около 150 процентов.
Поэтому все силы были брошены на разделку, филе, максимальное направление сырца на пищевые цели и обеспечение безупречного качества. Соревнование — прежде всего между добытчиками и обработчиками. Подвахты — это за счет их главным образом удалось «одолеть» всю разделку, все филе — ни одного случая уклонения от тяжелой ручной работы. Качество — «генеральная цель и задача» народных контролеров во главе со слесарем Евгением Тоцким, заместителем секретаря партбюро, и его энергичным помощником электриком Александром Графовым; скрупулезно вникала в эти вопросы и партийная комиссия, руководил ею старший механик коммунист Александр Ламартсон, «правой рукой» которого был рыбообработчик Ахто Рахно.
О том, с какой рачительностью использовался сырец, как шла настоящая борьба «за каждый хвост», наша газета уже писала (корреспонденция А. Петровского «Боевые помощники» о народных контролерах «Тамула»). Повторяться не будем. Отметим только: вот откуда те 86 процентов — коэффициент использования сырца на пищевые цели. Но ведь отсюда же и невысокий процент выполнения рейсового задания по рыбной муке. Радоваться или... печалиться?
Курс на максимальный выпуск пищевой продукции и высокое качество ее стал генеральным для партийных групп, в том числе и партгруппы машинной команды. Возглавлял ее «бессменный партгрупорг» токарь высшей квалификации Иван Николаевич Кузьмин. Не раз обсуждали коммунисты машинной команды работу второго механика Льва Орлянкина, он же председатель судового комитета профсоюза, и третьего — Владимира Памшева, бывшего в рейсе председателем ревизионной комиссии. Высокой оценки была удостоена и работа рефмеханика Александра Самуся — к рефмашине претензий не было. Кстати, А. Самусь являлся и редактором судовой стенгазеты «Горизонт», сыгравшей отнюдь не последнюю роль в пропаганде опыта передовых моряков.
А пропагандировать было что, передовиков хватало. Скажем, наставники молодых рыбаков, такие люди, как рыбмастер Михаил Степанович Вялый — рыбак с огромной практикой и опытом, или «филейщик № I» — Петр Матвеевич Макаров, с чьими руками не сравнится никакая филетировочная машина, по уверениям рыбообработчиков; матросы Георгий Руденко, Арво Каява, Роман Комаревич, чей портрет занесен был на Доску почета...
Партийную группу производственной службы возглавлял мастер добычи Анатолий Иванович Ставицкий. Не много их было здесь - коммунистов, но не числом сильна партийная группа. Сильна такими людьми, как упомянутый уже рыбообработчик Ахто Рахно, предпочитающий меньше говорить, больше делать - вроде бы незаметно, молча, но зато любо-дорого посмотреть; или матрос-добытчик Александр Голубев, занесенный в рейсе на судовую Доску почета -жаль, досрочно списался с судна по семенным обстоятельствам. Что и говорить, великая вещь — личный пример коммуниста-рыбака в рейсе на промысле, лучше всяких громких слов и призывов мобилизует он остальных людей, кто работает рядом...
В настоящее время РТМС-7522 "Тамула» спешит на промысел. Рейс снова предстоит не из простых — иных таких не бывает. Но опыт преодоления трудностей экипажу «супера» не занимать, как не занимать и добрых трудовых традиций. И снова возглавляет экипаж капитан-директор Олег Алексеевич Спирин, который не то, что не привык — не умеет возвращаться с промысла с пустыми, как говорится, руками. Верим: не изменит этому золотому правилу и на этот раз.

Л. ФИРСОВ.
ВСТРЕЧНЫЙ ПЛАН БРИГАДЫ – 15 01 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В минувшем году коллектив Таллинского морского рыбного порта добился отличных результатов в выполнении своих заданий. Годовой план по грузообороту был выполнен 3 декабря.
Большой вклад в успехи портовиков внесла комплексная бригада докеров, возглавляемая коммунистом Иваном Яковичем Мысиком. Годовой план переработки грузов — 68250 тонн бригада выполнила 28 октября, а всего до конца года было переработано 77907 тони. Напомним, что укрупненные комплексные бригады по примеру ильичевских докеров в Таллинском морском рыбном порту стали создаваться в 1973 году. Пионером нового дела — не только у нас в Таллине, но и в системе Министерства рыбного хозяйства — стал коллектив, возглавляемый И. Мысиком. С тех пор на работу укрупненными комплексными бригадами перешел весь морской рыбный порт. Это позволило лучше маневрировать силами, техникой, резко возросла производительность труда.
В бригаде трудятся настоящие мастера своего дела, многие освоили три-четыре профессии Специалистами первого класса являются И. Мысик, члены его коллектива Б. Белых. Л. Загоруй.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Наград и званий у коммуниста Ивана Яковича Мысика немало: кавалер ордена Трудового Красного Знамени, отличник Министерства рыбного хозяйства СССР. Совсем недавно постановлением Главного комитета Выставки достижений народного хозяйства СССР сам бригадир был удостоен серебряной медали ВДНХ, а его бригада награждена дипломом третьей степени. Этих наград докеры удостоены за досрочное выполнение заданий девятой пятилетки, внедрение прогрессивных технологических процессов, обеспечивших рост производительности труда, сокращение стояночного времени судов под обработкой в порту. Бронзовой медалью ВДНХ награжден портовый рабочий этой же бригады Владимир Сахарук.
В ответ на приветствие Центрального Комитета КП Эстонии и Совета Министров Эстонской ССР коллективу объединения Эстрыбпром бригада приняла встречный план — социалистические обязательства на второй год десятой пятилетки. В них, в частности, предусматривается:
выполнить годовой план по переработке грузов к 7 ноября — 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции;
сверх плана до конца года переработать 12,5 тысячи тонн грузов;
повысить производительность труда по сравнению с 1976 годом на 8 процентов;
переработать механизированным способом на 5 тысяч тонн грузов больше, чем в 1976 году;
добиться звания коллектива коммунистического труда.
С первых дней второго года десятой пятилетки докеры передовой бригады взяли отличный трудовой темп. Сменные задания выполняются на 140—150 процентов. Это говорит о том, что высокие социалистические обязательства, принятые коллективом, будут выполнены.

О. ГРИШИН.

На снимках; бригадир укрупненной комплексной бригады Иван Мысик (фото вверху) и портовый рабочий Владимир Сахарук.

Фото А. ДУДЧЕНКО.
Памяти БМРТ-457 «Каарел Лийманд» и его экипажей. РЕЙС ВОСЕМНАДЦАТЫЙ – 08 01 1977
Полгода назад БМРТ-457 «Каарел Лийманд» вышел в Атлантику. Моряки шли на промысел с большим желанием подтвердить завоеванное звание экипажа коммунистического труда.
Как же команда справилась со своими задачами?
Можно смело сказать, что экипаж добился намеченных целей. Результативные траления (всего 479) раз за разом поднимали общий тоннаж выловленной рыбы. Всего за рейс на борт поднято 3520 тонн. что составляет 103,5 процента к плану. Задание по пищевой рыбопродукции выполнено на 133, товарной — на 127 процентов. Заморозка составила 116 процентов.
Большой вклад в успешное выполнение рейсового задания внесла партийная организация судна (секретарь Е. Подольский). Проводили большую работу по развертыванию социалистического соревнования профсоюзная (председатель судкома Н. Петраковский) и комсомольская (секретарь комсомольского бюро В. Линков) организации. Особенно следует отметить активную роль в жизни экипажа комсомольской организации. Благодаря постоянной помощи и поддержке своих товарищей - комсомольцев быстро овладели производственными навыками молодые моряки. А их на судне было 19 человек.
В рейсе секретарь комсомольского бюро второй помощник капитана Владимир Линков был принят кандидатом в члены КПСС.
Интересно был организован и досуг команды. В рейсе проведено три вечера отдыха. Активное участие в них приняли комсомольцы Александра Орловская и Василий Данилюк. Регулярно выпускались номера судовой стенной газеты, радио и фотогазеты, «Комсомольского прожектора». Добросовестно работала судовой консультационный пункт. 11 заочников сдали около 50-ти зачетов. Только на «хорошо» и «отлично» отвечали всегда матросы Валерий Свирин, Анатолий Малашевич, Яан Пээк.
В системе экономического образования занималось 49 слушателей. Большинство из них сдали экзамены с хорошими оценками.
Заслуженный авторитет ударным трудом завоевали электромеханик Владимир Кашин, боцман Геннадий Логунов, электрики Леонтий Смущук и Валерии Турчанинов, котельный машинист Александр Фролов, токарь Михаил Стрепетков, матросы Иван Гунари, Калев Тоомет, Павел Пелза, Александр Зыбин.
Восемнадцатый рейс БМРТ-457 «Каарел Лийманд» завершен успешно. Экипаж коммунистического труда подтвердил свой высокий класс.

X. РАЯМЕТС, первый помощник капитана.
Памяти СРТР-9058 «Сауга» и его экипажей. ОДНА СЕМЬЯ – 06 01 1977
РЕЙС ОКОНЧЕН... и с СРТР-9058 «Сауга» произошла «обыкновенная история». Разгрузка муки, сдача топлива, инспекторский смотр... и спокойная стоянка на судоремонтном заводе. Рядом с другими траулерами, уже почти готовыми к плаванию.
На СРТР-9058 начался межрейсовый ремонт. А для рыбаков наступили хлопотные дни, ускоренный ритм жизни нахлынула масса срочных и весьма срочных дел. Но, когда выпадали свободные минуты, они частенько собирались в каюте вместе. Ведь живет в сердце каждого моряка то, можно сказать, счастливое чувство дружбы, спаянности и доверия, возникшее в совместном труде на промысле. И вспоминается каждому азартная, ладная скорость замета, когда друг стоял рядом и 6ыл готов всегда помочь в трудную минуту.
А работа на промысле была сложной, специфичной. Рейс, в котором команду возглавлял ветеран нашего флота один из "открывателей» эры кошелькового лова Николай Тимофеевич Трунов, можно по праву назвать комбинированным. Судно в августе-сентябре находилось в Северном море. Здесь экипаж тралом вел добычу сайды. Как пригодились опыт и мастерство старшего помощника капитана В. Корнета и старшего мастера добычи А. Велья. В прошлом они долгие годы плавали на судах типа СРТ. Старпом хорошо знал промысловые районы, специфику тралового лова. Под руководством старшего мастера палубная команда сумела добиться результативного траления. В августе каждый подъем приносил по 10— 15 тонн сайды. С помощью опытных матросов Н. Савицкого и В. Овчинникова умело научились выполнять свои обязанности молодые рыбаки М. Мазепа и Ю. Клочко.
Вначале много хлопот доставляла разделка рыбы. Даже с помощью подвахты первые сто бочек обрабатывали весь день. А в это время электрик И. Новиков и рефмоторист В. Гриб устанавливали на палубе приспособление для механизированной разделки — головоруб. Вскоре сто бочек рыбы разделывались уже за четыре часа, а дневная продуктивность возросла до 200 - 210 бочек. Непрерывный процесс добыча — разделка — сдача стал рабочим ритмом команды. Августовский план по улову рыбы перекрыли в два с половиной раза. И в сентябре, несмотря на штормовую погоду, рыбаки СРТР-9058 также работали успешно. В итоге — в Северном море команда за два месяца сдала на плавбазы около 700 тонн разделанной сайды.
Такой добротный «задел» позволял надеяться на выполнение социалистических обязательств, которые экипаж принял в ответ на приветствие Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева рыбакам Одесской области. Команда на судовом собрании решила добыть сверх плана 1500 центнеров рыбы, добиться экономии промвооружения, топлива и горюче-смазочных материалов.
В другом районе промысла, куда судно пришло 15 октября, борьба за достижение поставленных рубежей продолжалась. С полной отдачей сил трудилась машинная команда, возглавляемая старшим механиком председателем судового комитета профсоюза Ю. Хальзовым. Старший механик плавает на СРТР-9058 с 1971 года. Грамотный специалист, активный общественник, Ю. Хальзов награжден знаком «Ударник девятой пятилетки». Всегда успешно эксплуатировали технику, были бдительными на вахте второй механик В. Дзюбенко, третий механик секретарь партийной организации Ф. Кобакене и моторист В. Душинский. Судовой комитет совместно с группой народного контроля провел в рейсе смотр по технике безопасности, техническому состоянию судна.
В сложных условиях работы сказали свое слово и специалисты кошелькового лова. На помощь А. Велье все чаще приходил мастер добычи В. Маяков, отлично знающий невод. А когда не по вине экипажа произошел порыв «кошелька», выведший судно из активного лова, много сил и энергии ремонту и настройке невода отдал и старший мастер-наставник Э. Кальюла. Приходил также на судно и сыграл большую роль в выполнении плана экипажем СРТР-9058 флагманский акустик-наставник И. Демьяненко.
Каковы же результаты этого рейса?
Экипаж выполнил план декабря на 136,7 процента, квартальное задание с отметкой - 107,4 процента... Коллектив рапортовал об успешном выполнении годового плана и принятых социалистических обязательств на 160,3 процента.

Б. АРТЮХОВ.
ДОЗОРНЫЕ ПРАВОПОРЯДКА - 04 01 1977
В конце декабря минувшего года состоялась отчетно-выборная конференция добровольной народной дружины объединения. С докладом о ее работе выступил заместитель начальника объединения, председатель совета Пальяссаареского опорного пункта правопорядка Н. Митюрев. Докладчик отметил, что добровольная народная дружина ЭРПО "Океан" проделала значительную работу по охране общественного порядка, борьбе с хулиганством, пьянством и другими антиобщественными явлениями. Члены дружины принимали участие в проведении разъяснительной работы среди населения по соблюдению правил социалистического общежития. Хорошо выполняют свои обязанности по поддержанию общественного порядка народные дружины электрорадионавигационной камеры (командир дружины М. Синицкий), электромеханического цеха (командир дружины П. Кольцов), судоремонтного завода (командир дружины Н. Соколов).
Активно участвовали в работе дружинники судоремонтного завода тт. Жариков, Коновалов, Ковалев, электрорадионавигационной камеры тт. Синицкий, Зайцев, Нечхаева, электромеханического цеха тт. Федоров, Ермаков, Жаховская, Отмечена активная работа по налаживанию деятельности опорного пункта и народных дружим начальника базы резерва К. Нигула и капитана портофлота В. Старостенко.
Участники конференции командиром добровольной народной дружины объединения избрали помощника начальника объединения В. Маслакова, заместителем командира — начальника отдела звукозаписи М. Давыдова, начальником штаба — секретаря парткома управления А. Обиралко.
Конференция избрала делегатов на районную конференцию народных дружин.

В. БУНИН,
заместитель председателя совета по профилактике правонарушений.
Памяти Зуфара Зиганшина и всех рефмотристов и механиков. КОГДА УХОДЯТ В МОРЕ РЫБАКИ... – 04 01 1977
ЛАСКОВОЕ октябрьское солнце заливает ярким светом причал, на котором стоят друзья, жены, подруги моряков. Через несколько минут на плавбазе «Фридерик Шопен» прозвучит прощальная сирена, и судно уйдет в очередной промысловый рейс. Последние поцелуи, некоторые украдкой смахивают слезу. 110 суток — срок не маленький! Зуфар Зиганшин, третий рефмеханик плавбазы «Фридерик Шопен», нежно гладит щеку своего сына Марата. Марат весело заливается смехом. Ему всего два года. Рядом с Маратом стоит Гузель. Сестра значительно старше своего братика. Гузель, как и мама, старается держаться степенно и солидно. Вот уже в который раз они с мамой провожают и встречают папу с промысла. Встречать, конечно, радостней, чем провожать. Гузель попыталась сосчитать на пальцах, сколько дней будет папа в море, но ничего из этой затеи не вышло. Сбилась со счета. За те выходные дни, которые папа провел вместе с ними дома, он научил считать ее до десяти. В следующий раз папа обещал научить ее правильно писать буквы. Скорей бы наступила зима. Так хочется, побыстрее научиться читать и писать. Тогда она сама будет писать папе на корабль письма и время у него пройдет быстрее. Гузель одного не может понять. Папа часто говорит, что корабль — это его второй дом. И мама полностью согласна с ним. Кто их разберет, взрослых. Может быть, они и правы.
Когда папа уходит в рейс, в их просторной трехкомнатной квартире становится скучновато. Тогда мама усадит поуютнее Гузель с Маратом на диван и начинает рассказывать об отце. О его друзьях. Как ему живется и работается в далеком море с верными товарищами — старшим рефмехаником Рихо Пильвом, вторым рефмехаником Филиппом Коганом и рефмотористами Анатолием Тягуновым, Арно Ваарпу и Иваном Голубчиковым.
Мама говорит, что профессия моряка очень трудная. Шутка ли сказать, днем и ночью вокруг море. Как-то она предложила папе поискать работу на берегу, но он и слышать об этом не захотел. Значит, любит море. Полжизни в море. Четыре года служил в Таллине на военных кораблях и уже 12 лет плавает на промысловых судах третьим рефмехаником.
Папа — человек у них серьезный. Может, потому, что работа у него ответственная. Он вместе со своими товарищами обслуживает морозильные установки, дающие холод для заморозки рыбы. Со слов папы, их агрегат работает как часы. Гузель этого представить не может, но она точно знает, что у этих часов верный ход и не отстают они ни на секундочку. Значит, и из этого рейса папа вернется домой вовремя. Они смогут тогда всей семьей поехать к бабушке в Казань. Только жаль, что там живет одна бабушка. Дедушка погиб на Украине в 1942 году в схватке с фашистами. Хорошо, когда нет войны, и их папа живет рядом с ними.
Счастливого плавания, папа! Возвращайся домой поскорей!
Большие глаза Гузель, словно две черные миндалины, заблестели от навернувшихся слез. Гузель опустила глаза на весело щебетавшего Марата. Она не хотела, чтобы папа видел ее слезы. Он ведь не любит, когда плачут женщины по уходящим рыбакам в море. Можешь, папа, спокойно работать, мы будем тебя очень и очень ждать!

Е. МАРУСИН, матрос ПБ «Фридерик Шопен».