0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти капитанов и судов (870)
Памяти ПР Аугуст Корк и его экипажей. Используя все резервы- 21 03 1978
Тысячи миль отделяют нас от родных берегов. Позади — переход на промысел, время которого использовалось на подготовку экипажа к работе, проверку судовых механизмов, технологического оборудования. За это время были созданы и начали работать судовые общественные организации, проведены первые собрания, приняты социалистические обязательства. Одним словом, сделано все, что и должно быть сделано на переходе.
И вот наступил долгожданный для каждого члена экипажа период — работа на промысле. Начало было успешным, но после первых же дней в работе наступил спад. Пять суток полного отсутствия промысловой обстановки, пять суток ожидания у "моря погоды» еще раз напомнили морякам, что легкого успеха не будет.
Экипаж был готов к подобным сюрпризам. Значит, неудачам нужно противопоставить свою волю, свое стремление, правильно и целенаправленно использовать каждую минуту рабочего времени, только тогда можно рассчитывать на успех.
Подводя итоги работы экипажа судна за первые десять суток, капитан-директор А. Бирюков не только констатировал отставание по заморозке и выпуску пресервов, но вскрыл его объективные и субъективные причины, наметил пути их устранения. В условиях нестабильной промысловой обстановки, когда она носит эпизодический характер, не приходится надеяться на ритмичность обеспечения рыбного цеха сырьем. Следовательно, необходимо делать упор на максимальное использование производственных мощностей судна, всех имеющихся резервов.
Поэтому было решено, что производственные бригады
будут заниматься только выпуском рыбопродукции, а силами подвахт выполнять задания по пресервам. Призыв — все силы на успешное выполнение производственного задания — стал лозунгом каждого дня, нашел отклик у каждого члена экипажа.
Своеобразное соревнование развернулось между производственными бригадами рыб-мастеров А. Грушевского и М. Сальникова. Борьба идет за каждую тонну продукции, за каждую минуту рабочего времени. Бригады не только соревнуются между собой, но и помогают друг другу. Моряки вместе обсуждают итоги работы, делятся опытом. В обеих бригадах сразу же определились передовики, которые задают тон в работе, ведут за собой остальных. Это коммунист А. Воронов, комсомольцы А. Кудявнин, Р. Рамзанов, В, Воляник, С. Казимиров, Н. Фазан, Н. Фисенко. И как результат — суточная норма по заморозке выполняется на 110 — 120 процентов.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Не менее интересное соревнование развернулось между сменами подвахт. В помощь производственникам включился весь личный состав судна. Участие в подвахте стало для каждого члена экипажа почетной обязанностью, долгом в борьбе за успешное выполнение обязательств третьего года пятилетки, Тон в соревновании задала смена, руководимая главным механиком О. Милениным — она первой добилась выполнения нормы. Однако вскоре лидером стала смена старшего помощника капитана тов. Аллика, установившая рекорд выработки — 1000 банок за смену. В соревновании активно участвуют и другие смены подвахт.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Экипаж стремится конкретными делами ответить на Письмо ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О развертывании социалистического соревнования за выполнение и перевыполнение плана 1978 года и усилении борьбы за повышение эффективности производства и качества работы». Особое внимание при этом обращается на развитие инициативы членов производственных бригад, механико-судовой службы, изыскание резервов, улучшение организации труда, повышение эффективности производства и качества работы всех судовых звеньев. На решение этих проблем нацеливают экипаж партийная и профсоюзная организации, командование судна. И несмотря на сложность условий работы, экипаж ПР «Аугуст Корк» приложит все силы, чтобы успешно справиться с возложенными на него задачами.

В. КУРАПОВ,
первый помощник капитана ПР «Аугуст Корк».

ПР «АУГУСТ КОРК. Рыбообработчик Владимир Воляник (верхний снимок) — лучший на судне. Сноровисто, умело работает он. Под стать ему и специалист высокого класса, мастер своего дела Анатолий Иванов, которого вы видите за обслуживанием механизмов.
Фото Н. Фисенко.
Памяти ТР «Нарвский залив» и его экипажей. СЛЕДУЯ ПОЧИНУ ПЕРЕДОВИКОВ – 18 03 1978
КАЖДЫЙ знает, с каким нетерпением ждут моряки швартовки в родном порту, встречи с друзьями и близкими после длительного рейса. Такое состояние ощущали на днях и мы. А когда услышали звуки музыки на причале, настроение стало по-настоящему праздничным. Значит, о наших успехах знают, встречают с почестями
В феврале 1977 года экипаж ТР «Нарвский залив» на своем собрании принял решение о поддержании патриотического почина экипажа ТР «Антанас Снечкус». Суть этого почина — за счет рационального использования емкостей и высокой производительности труда делать в году лишний рейс и закончить пятилетку ранее намеченного срока.
Прошел год, год напряженной работы, в течение которого ТР «Нарвский залив» совершил пять рейсов в район промысла.
Как сработал экипаж в минувшем году? Приведу несколько цифр. При годовом плане доставки мороженой рыбопродукции 19320 тонн перевезено 27638 тонн, что составляет 143 процента. Муки при плане 1890 тонн перевезено 3788 тонн. План всех видов грузоперевозок составлял 53097 тонн, фактически перевезено 61009 тонн. Доход от всех видов услуг составил 4472 тыс. рублей. Таким образом, следуя патриотическому почину экипажа ТР «Антанас Снечкус», экипаж ТР «Нарвский залив» за счет сверхплановой перевозки рыбопродукции сделал как бы лишний рейс и с честью выполнил свой годовой план.
Из каких показателей складывался успех? Возьмем, к примеру, последний рейс. Достаточно сказать, что за сокращение сроков погрузки и оперативное обслуживание промысловых судов экипаж судна получил ряд благодарностей, в том числе и от руководства промыслового района. Среднесуточная загрузка судна составила 700 тонн, что вдвое превышает норму. Вместо 20 суток груз был принят за 11. При плане доставки мороженой рыбопродукции 6400 тонн фактически доставлено 6945 тонн, муки при плане 630 тонн — 936 тонн. Доход от всех видов услуг составляет 1129 тысяч рублей. Рейсовое задание выполнено на 126 процентов. Что стоит за этими цифрами? Прежде всего, ударный труд людей нашего дружного и сплоченного экипажа во главе с опытным руководителем капитаном-директором Юрием Федоровичем Кулевым.
Перед выходом в район промысла экипаж судна принял социалистические обязательства по досрочному завершению рейса и перевозке сверхпланового груза. Здесь уместно отметить, что по пути на промысел судно заходило в Ригу для загрузки снабжения промысловым судам. За сокращение стоянки в Риге руководство Рижской базы тралового флота ходатайствовало о поощрении экипажа.
По пути на промысел на судне было организовано обучение палубной команды работе в трюмах, на лебедках, электропогрузчиках. Это диктовалось необходимостью, так как пополнение .из числа практикантов ТМШ и курсантов — выпускников ТМУРП не имело необходимых навыков работы на промысле. Основная нагрузка по обучению легла на старшего помощника капитана Михаила Дмитриевича Феденко, который умело передавал молодым морякам свой богатый практический опыт.
С приходом на промысел в рабочих сменах разгорелось социалистическое соревнование. Смены постоянно перекрывали свои нормативные показатели. Так, в ночь с 14 на 15 февраля смена во главе со старшим матросом Виктором Шавело приняла на борт 339,5 тонны рыбопродукции, что равняется почти суточной норме. Всего на 5 тонн отстала смена старшего матроса Павла Кушлака, принявшая в этот день 334 тонны.
На судне был вывешен график хода социалистического соревнования, где систематически отмечались показатели работы экипажа. При подведении итогов на заседании судового комитета первое место в соревновании по заслугам отдано 2-й смене старшего матроса Павла Кушлака.
Говоря о хорошей работе палубной команды, нельзя не отметить и наших механиков, которые обеспечивали на промысле и переходах бесперебойную работу машин и механизмов. Судно переведено на непрерывную систему технического обслуживания, что потребовало от личного состава машинной команды большой энергии по уходу за механизмами. Лучших результатов в содержании заведования и обслуживании механизмов достигла вахта 4-го механика Виктора Николаевича Митрашова.
В напряженные дни промысла, на переходах для экипажа постоянно проводились лекции, беседы, выпускались фотогазеты, обширная наглядная агитация, были подготовлены концерты художественной самодеятельности, посвященные знаменательным датам.
Особенно хочется отметить активное участие в труде и в общественной жизни курсантов группы С-42 ТМУРП и практикантов ТМШ, которые внести посильный вклад в общий успех коллектива.
Конечно, есть еще немало проблем, которые следует решить как можно скорее. Так, настало время закрепить на судне электросварщиков, лучше обеспечивать ЗИПом главные двигатели и электропогрузчики.
Итак, рейс завершен. Экипаж сдержал свое слово. Теперь от того, насколько оперативно смогут сработать портовики, отдел материально-технического обеспечения и остальные службы, будет зависеть успех следующего рейса и успех тех промысловых судов, которые, как иногда еще бывает, находятся в простое в ожидании выгрузки.

В. РЫЖКОВ,
заместитель председателя судового комитета профсоюза.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ТР «НАРВСКИЙ ЗАЛИВ». Идет общее собрание экипажа, на котором принимаются социалистические обязательства на досрочное выполнение рейсового задания.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Занятия с курсантами ведет старший помощник капитана М. Феденко (второй слева).

Фото В. Абрамова.
Памяти Башкатова С. Ф. и СРТР-9080. ПЯТИЛЕТКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА - УДАРНЫЙ РЫБАЦКИЙ ТРУД! - 16 03 1978
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Капитан С. БАШКАТОВ. Фото И. Шперова.

ДА, НЕ ВСЕ ладно получилось с торжественной встречей СРТР-9080 «Лайне» в родном Таллинском , порту. Встречающих — жен, детей, подруг и друзей
— попросту не допустили на обледенелый причал, и против, в общем-то, не возразишь: мало ли что может приключиться в такую дрянную погоду. Да и швартовка в подобную непогодь дело нешуточное — только и удалось покрасоваться на верхней палубе в столь торжественные минуты «деду" — старшему механику Василию Рыбалке, остальные же моряки до последнего момента находились на своих местах, по-авральному. Опять же, в плотном сыром воздухе, на пронизывающем ветру и музыка звучала как-то глухо и прерывисто.
Зато потом... Но — этого не передать словами. И рискованно, да и неубедительно выйдет. Ибо как передать все то, что предшествовало этой торжественной встрече? Все те тревоги и опасения, кои выпали на долю — и нервы — каждого из 22 моряков, рыбаков экипажа 9080-го, чей рейс в Атлантику пришелся на самый, что ни есть ответственный период. Начинался последний квартал труднейшего для всех советских рыбаков года — 1977-го. Канун исторического, 60-летнего юбилея Великого Октября. И весь мир слушал Москву, где проходила сессия Верховного Совета СССР, обсуждавшая проект новой Конституции страны.

УХОДИМ В МОРЕ
ИЗ ПРОТОКОЛА № 1 общесудового профсоюзного собрания экипажа СРТР-9080:
«Слушали: капитана тов. Башкатова С. Ф., который проинформировал команду о рейсовом задании. Продолжительность рейса — 150 суток, добыча рыбы — 1176 тонн, из которых надлежит сдать первыми сортами 99 процентов. Старший помощник капитана Кононович В. И. предложил: план 4-го года пятилетки выполнить к 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, а рейсовое задание — к 1 января 1978 года. Принято единогласно».
Тогда же - 10 октября-были приняты и другие пункты соцобязательств в ответ на решения внеочередной сессии Верховного Совета СССР: сэкономить в рейсе 4 процента промвооружения и 3 процента горюче-смазочных материалов. Тоже единогласно.
Расшифруем предложение старпома: план 1978 года — 3100 тонн, обязательство — 4 тыс. тонн.
Это, как говорится, звучит. И это, учитывая небывало напряженную промысловую обстановку во всей Атлантике, было — дерзко. На что они надеялись — все 22 члена экипажа? На везение, рыбацкую удачу, что давно _уже стало исключением из безжалостного правила? Тем паче, что из района промысла приходили неутешительные сводки о неустойчивой промобстановке и, стало бить, соответствующих уловах — «кошельки» работали нестабильно.
Большинство из этих 22-х, что единогласно голосовали за «дерзкие» обязательства, люди бывалые, понаторелые в своем деле. Знают, почем фунт рыбацкого лиха. Шапкозакидательством заниматься таким не пристало. Знают: «авось" и рыбака хватает за бока — есть такая старинная мудрая поговорка.
Но вот что они знали -помимо тех сомнений насчет промобстановки и плавбаз. Первое: за 16 лет, что плавает капитаном СРТР «их» Сергей Федосеевич Башкатов, он еще ни разу не возвращался с промысла без плана. Более того: менее чем со 130-ю процентами выполнения рейсового задания не приходил. Второе: начиная с 1970 года экипаж СРТР-9080 носит звание «Экипаж коммунистического труда". Традиция, которая обязывает ко многому. Мы привыкли к этой, произносимой подчас всуе, к месту и без, фразе. А стоит вдуматься в ее изначальный смысл. «Обязывает» — вот что это означает: пришел сюда, в экипаж с такими трудовыми традициями, запомни: легкой прогулки за длинным рублем не будет, а будет долгая, большая, каждодневная, на протяжении всех 150 суток работа и работа, требующая терпения и нервов, пота и выдержки, мастерства, сил, закалки. Тс, кто плавал на 9080-м, не раз слышали, должно быть, башкатовское -«В море на прогулку не ходят — ходят за рыбой», которую даже из пруда и то не вытянешь без труда, а тут — океан...
И третье: это — то, что сложился на СРТР-9080 своего рода стабильный костяк, ядро экипажа, своя рыбацкая «гвардия», преданная этому судну до конца, она и задает тон и трудовой настрой, и ритм всей команде, и то, что принято называть микроклиматом на судне. Люди, на которых капитан может положиться как на самого себя. Которым не надо втолковывать, как и что делать, как обращаться с техникой, механизмами и людьми, новичками. О наставничестве, допустим, здесь не говорят — это давно стало чем-то само собой разумеющимся, обычным и привычным делом. Поступил под начало твое человек, новичок, — несешь за него полную ответственность: научи, обучи, помоги, потребуй, если надо. Понятно, без надрыва, спокойно, но твердо. Стоит ли так уж стараться, коль новичок-то, глядишь, «сбегает» в один рейс — и поминай, как звали? Это как сказать. Если настоящий - будет рваться сюда снова. О случайных что жалеть, тут, па СРТР, действует железный «естественный отбор», тут каждый на виду у всех, и хилый духом и телом, скорее всего, сам поостережется пойти сюда. Не о них речь.
Речь о таких, как старший механик Василий Рыбалка, давно уже «прописавшийся» на СРТР-9080. Коммунист. Общественник — предсудкома_. Грамотный и многоопытный специалист, влюбленный в технику, горазд на всяческие выдумки, идеи, рационализацию, — технарь, как говорят, до мозга костей. Но способностей и энергии хватает ему и на подчиненных — редко кого не удавалось ему «заразить» своей страстью к машине и к «своему» судну. Вот один из его выучеников, сам теперь ставший наставником, — второй механик Леонид Дорошенко, о котором одинаково уважительно отзываются все — от капитана до матроса. «Хозяин машины» — ни больше, ни меньше! Добросовестный, инициативный, настойчивый — все это с прибавлением слова «очень»... Был третьим механиком — недолго. Давно уже плавает вторым. Доверие оправдал полностью.
Электрик Николай Яковлев: на судне второй рейс подряд, ветеран объединения. Вот его устная аттестация: «Опыта на троих хватит, работоспособности - тоже». Моторист Василий Заглада: плавал на плавбазах, супертраулерах. А все-таки, здесь, на СРТР-9080, интересней... В минувшем рей се был членом группы народного контроля — боевым, настойчивым, принципиальным. Одним словом — неравнодушным.
Из молодых моряков машинной команды следует назвать третьего механики Олега Спицына. На этом судне он ходил уже в свой второй рейс, Но все равно — молодой специалист. Комсомолец. Опекал его лично старший механик. Остался доволен: знания свежие и добротные, не без способностей человек, перспективный. В. М. Рыбалка занимался с ним в рейсе по спецпрограмме; выполнено на все 100 процентов.
А вот те, кого курировал сам капитан. Второй помощник — Борис Ястребов. 22 года. С отличием закончил ТМУРП. На СРТР-9080 второй рейс: в предыдущем ходил третьим помощником. Теперь эту должность занимал Алексей Смирнов, также плавающий здесь второй рейс. Что сказать об этих штурманах? Лучше всего — вот. Перед началом нынешнего рейса пришел в отдел кадров С. Ф. Башкатов - и заявил просительно-категорически: «Отдайте мне моих мальчишек!..»
Отдали, понятно. Отдел кадров, он ведь не меньше Башкатова заинтересован в будущих капитанах. И в ОК знают, что именно С. Ф. Башкатов сыграл «первую скрипку» в становлении таких промысловиков, как Владимир Беляков, Вольдемар Пикат, Леонид Румянцев, ставших ныне капитанами.

НА ПРОМЫСЛЕ
О ДРУГИХ ветеранах СРТР-9080 мы вкратце расскажем по ходу наших заметок о минувшем — победном рейсе этого года. Но даже тех, о ком мы упомянули, достаточно, чтобы заиметь некоторое представление о людях, с которыми выходил С. Башкатов на промысел. Они знали, за что голосовали в начале рейса, принимая повышенные социалистические обязательства. Верили и в капитана, и в самих себя. Разумеется, это не значит, что там, на промысле, где царила, мягко говоря, напряженная, а если прямо — то нервозная обстановка, они-то пребывали в безмятежном состоянии, уверовав в то, что преодолеют любые трудности. До подобного состояния духа было ох, как далеко!
Положение — да не покажется это кое-кому насилием над истиной! — осложнилось сразу тем, что С. Ф. Башкатов был назначен капитаном-флагманом группы судов. Известное дело: перед проблемой выгрузки побледнеет подчас любая проблема промысла, чем мы вот уже много лет обязаны транспортному и перерабатывающему флоту... (Правда, С. Ф. Башкатов вспоминает то благословенное время, когда на промысле, ну прямо отбоя не было от плавбаз. «Не поверите, но был год — не помню уж, какой, — рассказывает он, — но в районе ЦВА одновременно находились три плавбазы! Не успеваешь рыбой забиться, а тут нате вам — сдавайте, будьте такими добренькими... Как не быть!
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Электрик Николай Яковлев был признан лучшим по профессии. Его рабочий стаж в нашем объединении 18 лет.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Второй рейс на СРТР-9080 совершил в должности начальника радиостанции коммунист Владимир Миньков.
Фото В. Тракса


Вмиг разгрузишься — и снова на рыбу, и снова... Да, было, было. Только с тех пор больше не бывало».). Вот такую идиллическую историю поведал нам капитан. А теперь что было? Одна плавбаза — на дюжину судов. Стон стоял в эфире: претензии, жалобы на простои, просто нижайшие просьбы — позвольте разгрузиться, план горит синим пламенем... А самому Башкатову каково? Невод трещит от рыбы — дождался-таки момента, когда другие метались из края в край в поиске косяков. А он терпеливо ждал себе и других к терпению приучал, хотя подмывало порой крикнуть, скомандовать и себе, и другим: «Ни с места! Ждать!» Это когда по всем статьям должна уже была появиться рыба, недаром же потратил целых 12 лет на то, чтобы познать, постичь все капризы изменчивой промысловой обстановки в Атлантике, закономерности ее глубин и течений; к которым таинственно и безошибочно приспосабливаются рыбные косяки. Тут чрезвычайно важно не упустить, подкараулить момент их появления, засечь чутким ухом гидроакустики — и атаковать! Поиск, поиск и еще раз поиск. Плюс... промысловая выдержка, если хотите.
Да, есть, должно получить «права гражданства» в рыбацком лексиконе такое выражение — «промысловая выдержка». А впервые услышал его Сергей Федосеевич от своего старого учителя и наставника, ставшего затем самым близким другом, — Героя Социалистического Труда капитана Ивана Александровича Агеева. Когда был И. А. Агеев еще капитаном СРТ — 23 года тому назад, в 1955-м, а Сергей Башкатов — третьим помощником на другом СРТ и только начинал постигать секреты рыбацкого искусства. Повезло: сразу довелось плавать «под знаменами Ивана Александровича, бывшего тогда начальником экспедиции в ЦВА», как говорит теперь Сергей Федосеевич.
Память... Не просто воспоминания о друге, старшем товарище, хорошем человеке, И вчера, и сегодня, и послезавтра — был, есть и будет с рыбаками прославленный капитан, промысловик, при жизни своей вписавший свое имя в трудовую летопись Эстонского рыбопромышленного объединения. Память о нем — и в сердцах, и в делах его многочисленных учеников, сменивших Героя на его трудовом посту.
...И рыба пришла, не могла не прийти. И, как положено, первым сообщил о ней гидроакустик Александр Кучеренко. Порадовался за новичка— тем более, земляка, из Таганрога — капитан. Впервые выходил с ним в рейс А. Кучеренко, вместо «штатного», давно уже плавающего на СРТР-9080 акустика Виктора Кулешова, отменнейшего и надежнейшего специалиста — перед рейсом, чертыхаясь по адресу «этих кадровиков», пришлось ему удалиться в отпуск... Но замена оказалась вполне достойной ветерану судна. Александр Кучеренко, недавний выпускник Таганрогского судомеханического техникума, дипломированный специалист, до тонкостей знающий гидроакустическую рыбопоисковую аппаратуру, прослыл в этом рейсе почти незаменимым человеком на судне. К вящему удовлетворению «самого капитана.
Вот и настал благословенный момент «свистать всех наверх». Дело теперь перешло в руки старшего мастера добычи Богдан-Александра Андриива и его незаменимого помощника Геннадия Демичева, Оба — мастера экстра-класса (да будет позволено нам применить такое современное выражение). Ветераны судна, ветераны объединения. Замет. Другой. Третий. Пошла, полилась живым серебряным потоком в стампы плавбазы атлантическая сардина.
Поди различи, кто как работает в такие минуты на верхней палубе. Вся команда в деле. Четкость, быстрота. И ритм, ритм — кажется, ни одного лишнего, суетливого, неверного движения, Вот уж действительно — как единый, хорошо отрегулированный механизм... Хотя и грешно говорить так о живых людях — ведь они-то, пожалуй, и точней, и надежней любого механизма. Металл — бездушен, рыбу, это живое, трепещущее серебро доверить можно только людям. Чтоб не помялось, не побилось при выливке. 99 процентов первым сортом — это не шутка. И смотри ты, не смотри с высоты своего гигантского — более чем двухметрового роста, председатель группы народного контроля Александр Кучеренко со своими бдительными «стражами качества» — Василием Загладой и матросом Иоханнесом Тсярнетсом, не удается что-либо высмотреть...
— Как, старпом?
— Ничего, капитан, — отвечал невозмутимый Василий Кононович, сменивший вконец уставшего Башкатова, который, однако, никак не мог покинуть мостик, чтобы, не раздеваясь, поспать хотя бы пару часов за последние сутки.
Таков капитан. Сполна наделила его мать-природа едва ли не богатырской силушкой — редкий человек выдержал бы подобные перегрузки. Устроен так: не находит себе места, пока нет рыбы. А когда есть, успевай только «черпать» из недр океанских — и подавно: силком не затащишь в каюту. Даже повар Иван Иванович Присяжнюк, перед которым благоговеет капитан — уж столько лет вместе неразлучны! — и тот бессилен «подавить» его своим непререкаемым авторитетом. И даже боцман, этот «самый главный и грозный хозяин» судна — Иван Алексеевич Фесенко, неизменный парторг, железной воли человек — тоже бессилен в такие моменты! Да что — моменты, коль счет идет на дни, недели, а то и месяцы. Такая, скажем, деталь. На второй день после возвращения в Таллин СРТР-9080 мы, придя на судно, были предупреждены: постарайтесь не мучить капитана долго — вчера отпраздновал человек свой день рождения «по-человечески». Что означало — в кругу семьи и друзей, на берегу, дома. Впервые за последние 10 лет. А как пахнет «живая", не синтетическая новогодняя елка — забыл напрочь. Жизнь — в море...
И это тоже оттуда — от богатырской натуры и воли учителя Ивана Александровича Агеева.
Из протокола № 2 общесудового профсоюзного собрания экипажа СРТР-9080.
«Слушали: капитана тов. Башкатова С. Ф., предложившего вызвать на парное соревнование экипаж СРТР-9082 «Ристна». Голосовали — единогласно. 21.Х.1977 г.».
Так вот: проблема проблем — сдача улова на базу.
— Сами понимаете, — говорил нам С. Ф. Башкатов, — будь я просто капитаном — кровь из носу, но не уступил бы очереди. А тут — флагман... И рыба идет — сердце кровью обливается: как можно упустить вспышку, ищи потом ветра в поле.
Выход? Не снимал часами наушников начальник радиостанции Владимир Миньков, у которого, случалось, после таких бдений опухали уши. Зато первым среди работающих в промрайоне судов находил и связывался с проходившими поблизости базами, производственными рефрижераторами и тогда — тогда затевал с ними «дипломатическую игру» и хитроумные переговоры капитан. Чьи, откуда, куда? Нет емкостей? Понятно: у меня всего-то с десяток тонн... Нехорошо, капитан, подводить старых знакомых. Я ж тебя знаю: захочешь — всегда сумеешь, не мне тебя учить, как рациональней разместить и свой, и мой груз... Да разве перечислишь все способы «уламывания», коими в совершенстве владеет С. Ф. Башкатов! Тут главное — что б вы думали? — ласка. Ага, если надо, и лесть, мы люди не гордые. Опять же, хочешь жить, то бишь, ловить больше, умей это самое...
М-да, не от хорошей жизни это, дорогие товарищи. А что делать-то? Сказано: было раз, да прошло. Вот вам и передовой опыт работы на промысле. Нравится это вам? Нам тоже — нет.
— А в общем-то, — подвел итог нашей беседы капитан С. Ф. Башкатов, — формула успеха на промысле такова: хотеть — и стремиться!
Капитан шутил. Прекрасно зная, конечно: именно в этом главное. Все остальное — дело «техники». То есть - знания. Опыта. Рыбацкой интуиции. Искусства капитана. Мастерства экипажа.

ДОСРОЧНО!
ИЗ ПРОТОКОЛА № 4 общесудового профсоюзного собрания экипажа:
«Слушали: капитана Башкатова С. Ф., который доложил, что взятые экипажем соцобязательства выполнены полностью. На 30 декабря 1977 г. с начала рейса выловлено 1740 тонн, что составляет 140 процентов к рейсовому заданию. Далее тов. Башкатов призвал рыбаков не сбавлять темпов юбилейного соцсоревнования с тем, чтобы к концу работы на промысле довести вылов рыбы до 200 процентов рейсового задания».
Решением следующего общесудового профсоюзного собрания было присвоено звание «Ударник коммунистического труда» нижеследующим членам экипажа, отличившимся на промысле: гидроакустику А. Кучеренко, матросам первого класса А. Белоногу, Н. Савицкому, второму механику Л. Дорошенко. Всего в составе экипажа СРТР-9080 стало 17 ударников коммунистического труда.
Вот окончательные итоги выполнения социалистических обязательств 1977 года экипажем коммунистического труда: добыча рыбы — 5600 тонн (план — 3100). Рейсовое задание и план выполнены полностью. Первыми сортами сдано рыбы (к рейсовому заданию) 140 процентов.
Социалистическое обязательство экипажа СРТР-9080 на третий, ударный год десятой пятилетки: годовой план 1978 года и пятилетки в целом выполнить к 7 октября 1978 г. — к первой годовщине новой Конституции СССР. В абсолютном выражении это составляет 2600 тонн рыбы. В практическом плане — один рейс... Пусть же и он станет победным для рыбаков экипажа коммунистического труда! Хотеть — и стремиться!..

В. БОГДАНОВ, Л. ФИРСОВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Свой вклад в общий успех внес гидроакустик комсомолец Александр Кучеренко.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Отличились в последнем рейсе матросы Иоханнес Тсярнетс и Николаи Савицкий.

Фото В. Тракса.
Памяти ТР «Ханс Пегельман» и его экипажей. УСПЕХ—В СТАБИЛЬНОСТИ - 16 03 1978
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Возвратился с промысла ТР «Ханс Пегельман» (капитан-директор С. Пьянов). Ровно два месяца находилось судно в море. Экипаж принимал рыбную продукцию и обеспечивал снабжением промысловые суда. Задача была не из легких, но коллектив с ней с честью справился. В порт доставлено 3619 тонн рыбы. На промысле же другим судам было передано 300 тысяч банкотары, 276 тысяч комплектов гофротары, сотни тонн топлива, воды и другого снабжения. Только 8 дней вместо 12 плановых потребовалось морякам, чтобы заполнить трюмы рыбопродукцией. А принимали ее в сутки по 650—670 тонн вместо 370 по норме. За полтора суток был разгружен РТМС-7510 «Мустъярв».
Слаженная работа экипажа ТР «Ханс Пегельман» позволила сэкономить немало времени промысловым судам. Безотказно работали все механизмы. На переходах, а их в этом рейсе было немало, сделали ремонт и покраску судна.
Успех этот был завоеван в упорном труде всем экипажем. Во главе социалистического соревнования шли коммунисты. Хорошим организатором проявил себя секретарь парторганизации старший электромеханик Владимир Ильич Зайцев. Почти 10 лет плавает он на этом судне.
Коммунисты образцово выполняли свои основные обязанности и общественные поручения. Так, С. Пьянов руководил группой экономического анализа, Ю. Наседкин возглавлял группу народного контроля, В. Энзель был партгрупоргом общесудовой службы, Н. Южаков руководил лекторской группой.
Лучшими в соревновании признаны вахты штурмана В. Катаева, механика А. Лембинена и бригада, возглавляемая старшим матросом Р. Грижасом. 25 моряков в рейсе заслужили благодарности капитана - директора, имена троих занесены на судовую Доску почета.
Высоко оценил работу экипажа ТР «Ханс Пегельман» начальник промрайона. «Все задания выполнены безукоризненно — говорится в радиограмме Г. Иванова-Левинзона. — Экипаж заслуживает поощрения...»
На «Хансе Пегельмане» большая часть экипажа — ветераны судна. В этом рейсе, например, было всего пять новичков. Долгое время плавают на нем капитан-директор С. Пьянов, старший помощник капитана В. Энзель, технолог Т. Эхтя, боцман А. Каратаев, электромеханик В. Зайцев. Почти 10 лет работает здесь первый помощник капитана Н. Южаков.
Сейчас ТР «Ханс Пегельман» снова ушел на промысел. И на этот раз моряки полны решимости с честью выполнить рейсовое задание.

Н. ДВОРЕЦКИЙ.

Фото И. ШПЕРОВА.
Памяти РТМС-7535 "Лембит Пэрн" и его экипажей. «ЛЕМБИТ ПЭРН»: ПУТЬ К УСПЕХУ – 02 03 1978
ВСЕ ЭТО уже позади: и предрейсовые хлопоты, и обсуждение производственных задач, и судовые собрания с выборами партийных и комсомольских органов, судового комитета профсоюза, и напряженный труд на промысле.
Сегодня РТМС-7535 "Лембит Пэрн" снова в родном порту. Его очередной рейс завершен. Экипаж доволен результатами почти шестимесячного труда.
А теперь вернемся к концу августа прошлого года, а точнее, к началу рейса. Хлопоты, заботы. С первых дней. Необходимо было тщательно подготовиться к промыслу. Эта работа всегда проводится на переходе. Хорошо потрудились и на этот раз рыбаки, особенно добытчики. Ведь, именно от них в большой степени зависит план.
Море приняло рыбаков неприветливо, постоянно штормило. Ко всему, в самый разгар работы новый трал оказался не полностью готовым к лову. Исправить его взялись старший мастер добычи Владимир Александрович Яковлев, мастера добычи Леонид Агеевич Кузнецов, Яан Иоханнесович Ней, добытчики старший матрос Станислав Спрукт, матрос первого класса Василий Сосновский. Неделя понадобилась для переделки трала. И дело пошло на лад.
В политическом донесении первый помощник капитана Алексей Андреевич Горошко скупо и сжато записал: «В сложной промысловой обстановке, в условиях частых штормов экипаж успешно справился с выполнением рейсовых показателей». За этими словами— напряженный и тяжелый труд. И по заслугам большинство добытчиков отмечены приказом капитана-директора по окончании работы в этом районе. Среди них Анатолий Ефимов, Александр Кузьмин, Александр Ратников и многие другие. Они трудились на совесть, не считаясь с личным временем. А впереди был другой район работы, новые заботы. И главная из них — годовой план. На многодневном переходе было время и подвести предварительные итоги, и обсудить другие жизненно важные вопросы.
На РТМС «Лембит Пэрн» организации социалистического соревнования с первых дней рейса уделялось большое внимание. Широко развернутое внутрисудовое соревнование определяло настрой всего экипажа, создавало ту творческую обстановку, в которой каждый стремился сегодня работать лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня.
Сослужило добрую службу и парное соревнование с моряками РТМС-7508 «Батилиман». Старший механик супер-траулера, он же секретарь партийной организации Михаил Иванович Дорохов вместе с другими коммунистами и комсомольцами, членами группы народного контроля организовали четкий и строгий контроль за качеством работы, результатом которого явилось полное отсутствие рекламаций па рыбопродукцию. В течение всего рейса в рыбном цехе велось соперничество между бригадами за первое место. Председатель группы народного контроля Петр Соловьев, бригадир первой бригады, ревностно следил за производством. Технолог Владимир Лымбин почти безотлучно находился на рабочем месте, контролируя качество продукции. Он впервые вышел в рейс в роли помощника капитана по производству и выдержал экзамен с честью. Как и следовало ожидать, победителями в соревновании обработчиков стала первая бригада. Бригадир Петр Соловьев не подкачал и как труженик, и как председатель группы народного контроля, и как заместитель секретаря партийной организации. За честь бригады боролись все и добились намеченной цели.
Целеустремленная работа всего экипажа позволила выполнить рейсовое задание и принятые социалистические обязательства. И даже перевыполнить. При плане вылова 4580,5 тонны фактический результат составил 5158,5 тонны, или 112,6 процента. План по заморозке выполнен на 122,4 процента, по спецразделке — на 106,5 процента, пищевой продукции — на 122,6 процента, товарной — на 119 процентов. Годовой план по основным показателям выполнен досрочно. Он характеризуется такими показателями: вылов — 100,9 процента, выпуск мороженой продукции — 117,9 процента, филе—209,2 процента, пищевой продукции в стоимостном выражении — 104,5 процента. Результаты отрадные. Но вот процент направления рыбы-сырца на пищевые цели в данном рейсе составил только 70,5 процента. Причина? Часто шла непищевая рыба. Случались простои из-за отсутствия транспортных судов и т. д.
Много и плодотворно потрудились рыбаки РТМС «Лембит Пэрн». В этом заслуга партийной организации, судового комитета, комсомольского актива. Каждые пять суток на судне подводились итоги работы, которые доводились до каждого моряка. Это вдохновляло людей, рождало стремление добиться победы в соревновании с РТМС «Батилиман». И в этом соперничестве наметился успех. Окончательный результат соревнования пока неизвестен, «Батилиман» еще только следует в порт, но по итогам работы на конец рейса команда супертраулера «Лембит Пэрн» шла впереди.

И. ШПЕРОВ.

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Старший механик М. Дорохов после рейса беседует с рефмехаником О. Ваничевым, мотористом А. Настанчуком и электриком А. Бичевским.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Успешно несли трудовую вахту передовики рейса матросы первого класса В. Виноградов В. Сосновский и старший матрос-лебедчик С. Спрукт.
Фото В. Тракса.
Памяти БМРТ-604 и его экипажей. «Иоханнес Семпер»: БУДНИ И ПРАЗДНИКИ - 21 02 1978
Рейс наш начался с трудностей. Когда прибыли на промысел, оказалось, что лицензия нашему судну для работы в зоне еще не оформлена. Пришлось в течение пяти суток, до получения лицензии, «полоскать» новый трал в морской воде.
Но вот все формальности улажены, и мы уже поднимаем тралы по 20—30 тонн рыбы. Еще немножко — и, кажется, мы сможем наверстать упущенное. Груз набран за короткий период, настроение бодрое. Но... нет базы. Стоим. И не просто стоим на якоре — сжигаем топливо, работая носом на волну, хотя вполне можно было бы тралить. Но нет емкости! Падают показатели по товарной, пищевой, сдельной. Успокаиваем себя: мол, не беда, 2—3 суток! Но напрасно: оказалось, целых 13 суток. И хотя мы уже явно, как говорится, горим с планом, но духам не падаем, надеемся, что будут приняты меры, что-то пересмотрят, пересчитают...
И вновь, наконец, наладился трудовой ритм промысла, вновь набрали и сдали груз. Для отдыха команды был сделан заход в Сент-Джонс.
Октябрь — месяц самый радостный в нашей стране, тем более для рыбаков, которые находились в те дни далеко от Родины. Радиооператоры старались настраиваться на волну родной Москвы, где шла подготовка к внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР. Много энергии и знаний отдавал морякам первый помощник капитана Петр Григорьевич Головко. Каждый день проводились краткие деловые информации о сессии, проходили занятия в системе политпросвещения. Трудно из-за дальности расстояния было «поймать» голос Москвы, однако когда это удавалось, мы с большой радостью и гордостью слушали вести с Родины. И вот долгожданный день настал. Москва сообщила: Верховный Совет СССР, действуя от имени советского народа и выражая его волю, принял новую Конституцию СССР. С огромным вниманием мы слушали доклад Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР тов. Л. И. Брежнева. На нашем судне в этот день состоялся митинг.
Это был первый праздник для членов экипажа нашего судна. А впереди — еще одно событие: юбилей свершившейся 60 лет назад Великой Октябрьской социалистической революции. Идет полным ходом подготовка к юбилею и на нашем судне. Выпущены праздничные номера стенной и фотогазет. На весь салон оформлен фотомонтаж «60 лет Октября», ярко раскрывающий жизнь нашего народа за годы существования Страны Советов. Участники художественней самодеятельности активно готовят праздничный концерт. Судовой комитет подводит итоги работы комплексных бригад и вахт.
О работе судкома стоит рассказать особо. Председателем его был второй механик Калью Михайлович Хурм, ветеран нашего объединения, в прошлом старший механик СРТР. Человек большой души, отличный специалист, отзывчивый товарищ — таким его знают члены экипажа. Вахта, которую он возглавляет, уже третий раз занимает первое место в соцсоревновании, ей трижды вручался переходящий вымпел. У Калью Михайловича большое событие — в конце октября его приняли в члены КПСС.
Судовым комитетом внедряется балльная система подведения итогов соцсоревнования. К юбилейной дате с большим трудовым успехом пришла первая комплексная комсомольско-молодежная бригада, возглавляемая молодым коммунистом Юрием Подолинским и опытным мастером Анатолием Кочешковым. Эта бригада вторично заняла первое место в соцсоревновании. 7 ноября в торжественной обстановке ей был вручен переходящий вымпел.
Судовым комитетом совместно с комсомольскими активистами к 7 ноября был подготовлен вечер отдыха. Был дан праздничный концерт, участникам которого вручены памятные подарки. Очень весело прошли игры и викторины.
Удача сопутствует умелым и настойчивым. Ни днем, ни ночью не покидает мостик наш капитан Валерьян Анатольевич Кунегин. Его большой рыбацкий опыт помог нам в преодолении трудностей.
Коллектив судна полон решимости ознаменовать третий год пятилетки ударным трудом. Впереди — новый рейс, новый район промысла. Рыбацкая вахта продолжается!

Н. ПИГОЛЬ,
моторист первого класса БМРТ-604 «Иоханнес Семпер».

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Матрос Михаил Кушак — один из передовиков БМРТ-604 «Рудольф Сирге». Являясь трюмным первой комплексной бригады, он образцово справляется со своими обязанностями.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Такие полновесные подъемы были не редкостью для рыбаков.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Калью Хурм - ветеран нашего флота. На «Рудольфе Сирге» он был вторым механиком, исполнял обязанности председателя судкома, делал все, чтобы экипаж трудился самоотверженно.
Фото автора.
Памяти БМРТ-555 Феодор Окк и его экипажей. «ОТ 60-летия ОКТЯБРЯ — К 60-летию ВЛКСМ»— 16 02 1978
«ОТ 60-летия ОКТЯБРЯ — К 60-летию ВЛКСМ» — ОД ТАКИМ ДЕВИЗОМ НЕСЕТ УДАРНУЮ ВАХТУ МОЛОДЕЖЬ БМРТ555 «ФЕОДОР ОКК»

ТАМ, ГДЕ ТРУДНЕЕ
Молодые моряки активно участвуют в производственной и общественной жизни. Их труд во многом определяет выполнение задач, стоящих перед коллективом «Эстрыбпрома» в третьем, ударном году пятилетки.
Этого касался наш разговор с капитаном-директором БМРТ-555 «Феодор Окк» Евгением Михайловичем Герасимчуком.
— Расскажите о вкладе молодежи судна в выполнение плановых заданий и социалистических обязательств.
— Вклад молодых — это до 50 тонн дневной заморозки (при плане 20 тонн), стопроцентное направление рыбы-сырца на пищевые цели, высокая оценка работы нашего БМРТ руководством промрайона... Все, что достигнуто в рейсе, сделано молодыми тружениками. В производственных бригадах и в машинной команде, в общесудовой службе — везде трудились молодые коммунисты, комсомольцы, молодежь, они-то и составляли на «Феодоре Окке» значительное большинство экипажа.
— Как оцениваете работу комсомольцев в рейсе?
— Достаточно высоко. Рейс был не самым удачным. Крайне неустойчивая промысловая обстановка. Отчасти устаревшее промвооружение — все это отрицательно сказалось на выполнении ряда показателей (вылов, разделка). Тем большее значение в этих условиях приобретала активная деятельность судовой комсомольской организации. Энергичными, знающими свое дело и инициативными показали себя многие члены ВЛКСМ. Именно поэтому в отдельные дни мы и смогли выполнять по два с половиной плана. Каждый член экипажа понимал: завтра работе может помешать погода, отсутствие баз, переходы, поэтому сегодня надо трудиться с полной отдачей сил. И люди не подвели — все, зависящее от нас, было сделано, с основными производственными показателями справились успешно.
— В чем, на ваш взгляд, характерные особенности сегодняшней рыбацкой молодежи?
— Повысился профессиональный, общеобразовательный уровень молодых рыбаков. У нас трудятся грамотные специалисты, хорошо знающие производство, желающие все делать осознанно, искать оптимальные решения. Молодежь стремится к новому, стремится туда, где труднее.

С ДУМОЙ О СМЕНЕ
Одной из ведущих форм воспитательной работы с молодежью на рыбопромысловом флоте становится наставничество. О роли этого движения в повышении трудовой активности рыбацкой молодежи рассказывает первый помощник капитана БМРТ-555 «Феодор Окк» Михаил Геннадьевич Казаков:
— Мы стремились окружить каждого молодого моряка заботой, серьезную помощь молодежи оказывали более опытные товарищи. Наставники знакомили своих подшефных с секретами мастерства прямо на рабочих местах — в рыбцехе, на промысловой палубе в штурманской рубке... Работа велась в тесном контакте с партийной и комсомольской организациями, с судовым комитетом профсоюза.
Главным мы считаем индивидуальный подход к каждому молодому труженику. С доверием относилась молодежь к рулевому матросу коммунисту Константину Казакову. Трудолюбивый и опытный, он в случае необходимости первым шел в цех, считая, что истинный воспитатель должен убеждать личным примером.
Рефмеханик член КПСС Вальтер Александрович Вайсман трудился в рейсе рядом со своим подшефным Рейном Аусмеесом, заочником Таллинского мореходного училища рыбной промышленности, проходившим у нас преддипломную практику. Трудовое содружество новичка и опытного мастера не замедлило сказаться - Аусмеес получил трудовые навыки, стал хорошим специалистом.
Комсомолец Валентин Максименко готовился стать механиком-наладчиком. Немалую помощь в этом оказал ему стармех секретарь парторганизации Владимир Константинович Батаев.
Внимание и забота наставников помогает молодежи добиваться высоких производственных показателей, участвовать в движении за коммунистическое отношение к труду. Недаром на 555-м в минувшем рейсе звание ударника коммунистического труда имели 73 труженика.


АКТИВНОСТЬ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

МОЖЕТ БЫТЬ, именно в этом рейсе на БМРТ-555 «Феодор Окк» по-настоящему осуществилась мечта паренька, решившего еще на школьной скамье стать моряком. От первой мальчишеской мечты до сегодняшнего дня Николая Бирюкова прошло немало: четыре года учебы в Таллинской мореходке, шесть месяцев работы рулевым матросом и второй рейс на этом же судне, но уже штурманом — по специальности, соответствующей полученному диплому.
О четвертом помощнике капитана Бирюкове старшие товарищи отзываются так: перспективный молодой работник, способный и настойчивый, уверенно и добросовестно справляется со своими обязанностями, как секретарь судовой комсомольской организации проводит большую работу с молодежью... За этой, в общем-то, стереотипной характеристикой, долгие месяцы труда — время постижения своей профессии, той самой, о которой мечтал когда-то, которой сумел сохранить верность. Что оказалось самым сложным для молодого штурмана? Сам переход от теории к практике. На пример, такая обычная задача — как определить местонахождение судна? Все было проще тогда, в училище, когда не учитывались поправки приборов, дрейф, течение. Море требует четкости и точности — это Николай понял сразу и почувствовал ответственность за свое дело. Ведь когда стоишь на мостике, отвечаешь за жизни людей и судно. Вот какими на практике оказались формулы и задачи из учебника...
Многому научили новичка в минувшем рейсе и опытные судоводители: капитан Евгении Михайлович Герасимчук, старпом Павел Григорьевич Шведин.
А вот в комсомольской работе у Николая Бирюкова уже накопился определенный опыт. Два рейса он успешно возглавлял судовую комсомольскую организацию. Конечно, сказалась поддержка и первого помощника капитана Михаила Геннадьевича Казакова, и судовых активистов — третьего помощника капитана Виктора Еськина, матросов Василия Тациенко, Сервера Куртвапова, Михаила Лапшина. Но во многом определил успех в работе и подход комсомольского секретаря к делу. Рейс назад он сам был матросом, не на словах — на деле знает, что значит работать «восемь через восемь», знает, как тяжело бывает после смены переключиться на общественную работу. У Николая выработался и свой подход: не требовать, что называется, невзирая на лица, но уметь подойти к человеку в нужный момент, поговорить по душам. И молодой моряк в таком случае непременно постарается быть причастным к делу товарищей. И еще известно молодому комсомольскому секретарю: ни в каком деле нельзя действовать наскоком, нужно внимательно прислушиваться к мнению моряков, попытаться вникнуть в те вопросы, которые их волнуют, и уже после этого обращаться к ним с тем или иным предложением, поручением. Все эти, так сказать, теоретические моменты, которые вывел для себя комсорг в работе с молодежью, вполне себя оправдали. Молодежь в рейсе принимала активное участие в общественной жизни, не было случая, чтобы член ВЛКСМ не выполнил поручения. Так, к примеру, выпускались листки-«молнии». Успех бригады, личные рекорды моряков — вот что служило поводом к выпуску очередного номера.
Минувший рейс «Феодора Окка» проходил в очень тяжелых промысловых условиях, кроме того, ряд объективных трудностей помешал экипажу справиться с отдельными производственными показателями. Однако на вопрос, каковы у экипажа БМРТ-555 реальные возможности выполнить собственные обязательства в борьбе за право именоваться экипажем имени 60-летия Ленинского комсомола, Николай Бирюков отвечает уверенно: есть такие возможности, и успех гарантируют сами люди, их самоотверженный труд, их вера в свои силы и, конечно, желание победить.

Н. КРУТИКОВА.
Фото В. Тракса.


ХОЗЯЙКА САЛОНА - 16 02 1978
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

РАБОТА официантки хорошо знакома Галине Малашевской. На Украине, где она родилась и окончила среднюю школу, училась на специальных курсах. За год учебы постаралась овладеть секретами кулинарного мастерства, искусством сервировки. Там же, дома, делала первые самостоятельные шаги в трудовой жизни.
Ее рыбацкая биография началась два года назад на БМРТ-246 «Антс Лайкмаа». Первая встреча с морем сулила много увлекательного, необычайного, интересного... Началось, однако, с трудностей, преодолевать которые приходится почти всем новичкам. Работала и тогда, когда летела на пол посуда, когда сама едва держалась на ногах от усталости... Моральную поддержку оказали бывалые моряки, подбодрили, подняли дух.
Уже во втором рейсе, на БМРТ-441 «Эдуард Сырмус», Малашевской было присвоено почетное звание ударника коммунистического труда, которое она подтвердила и на «Феодоре Окке».
Любой член экипажа, кем бы он ни был по профессии, какую бы должность на судне ни занимал, своим трудом причастен к общему делу. Участие Гали — это, прежде всего, добросовестное выполнение ее собственных обязанностей. Работящая, внимательная и предупредительная, она умеет создать хо рошее настроение. По лицам рыбаков научилась узнавать, насколько удачной была смена. Знакомы ей характеры моряков, даже их вкусы... А от ее заботливых хозяйских рук и приветливой улыбки всем становится как-то по-домашнему тепло и уютно...
Личные качества Галины как нельзя лучше соответствуют ее общественной работе члена судового комитета. Инициативная комсомолка, она вместе с другими активистами старалась разнообразить в рейсе досуг молодежи.
...Галина Малашевская оживленно рассказывает об интересных выступлениях самодеятельных артистов на Новый год, о том, каким неповторимым Дедом Морозом оказался рыбообработчик Александр Машков, как трудно было договориться с гитаристами, но и они все-таки выступили, о том, как весело проходил праздник Нептуна и как забавно было играть в беспроигрышную лотерею. В разговоре участвует и соседка Гали по каюте комсомолка Ирина Козлова. Немало было сделано для того, чтобы те короткие часы отдыха, которые выпадают на долю моряков, проходили весело, интересно, с выдумкой. Видно было, что им обоим нравится работа, что они чувствуют важность и нужность этого дела.

Н. ВАЛЕНТИНОВА
Фото В. Тракса.
Памяти БМРТ-555 «Феодор Окк» и его экипажей. ЭКИПАЖ ВЕРИТ В СВОИ СИЛЫ – 14 02 1978
КОГДА позади штормы, туманы, трудная промысловая обстановка, можно и оглянуться назад, посмотреть — что сделано, что нужно было сделать. Этим сейчас и занят экипаж БМРТ-555 «Феодор Окк», вернувшийся с промысла. Судно только что закончило разгрузку у причалов ТМРП. Опыта экипажу «Феодора Окка» не занимать. Капитан, первый помощник, навигатор уже были в этом районе промысла. Люди на судне прекрасно подготовлены. Недаром коллектив носит почетное звание коммунистического. Соревнуясь за достойную встречу 60-летия Великого Октября, экипаж «Феодора Окка» добился права подписать трудовой рапорт Центральному Комитету КПСС.
Главную задачу пятилетки рыбаки с честью выполняют — выпуск пищевой рыбопродукции за рейс составил 100,2 процента. Промысловая обстановка в районе сложилась трудная: большое скопление судов, постоянные штормы осложняли выполнение задач, стоящих перед рыбаками. В результате недовыполнен план по двум показателям: вылову и выпуску разделанной рыбопродукции. Правда, компенсирует последнее отставание спецразделка, хотя она и не планировалась. Предъявляют претензии рыбаки и к снабжению. Новый сотовый трал оказался совершенно непригодным для работы. Мурманские специалисты сделали заключение — заводской дефект.
Экипаж «Феодора Окка» отличается трудолюбием, высоким чувством ответственности, отличной профессиональной подготовкой. Никакие временные неудачи не могут поколебать их главный настрой — трудиться на совесть, быть впереди в социалистическом соревновании.
Это судно и своим внешним видом, хотя за кормой трудные океанские дороги, выгодно отличается от остальных. В этом основная заслуга боцмана Александра Ивановича Коровякова. Бесперебойной работе оборудования экипаж обязан рефмеханику Вальтеру Вайсма. Электрик Федор Дженджаловский сумел за рейс внести пять рационализаторских предложений. Много добрых слов можно услышать о рыбмастере Юрии Николаевиче Волге, прекрасном специалисте с большим стажем работы. Исключительно добросовестно трудился в рейсе матрос второго класса Селиверст Куртвапов.
Сейчас БМРТ-555 «Феодор Окк» готовится к очередному рейсу. По предварительным данным, в районе, где он будет вести промысел, обстановка сложнее той, что была в этот раз. Но экипаж верит в свои силы. Он еще скажет свое слово.

(Наш корр.).
Памяти ТР Бора и его экипажей. ЭФФЕКТ СЛАЖЕННОСТИ – 11 02 1978
Еще один победный рейс, еще одна торжественная встреча с оркестром в родном порту. У причала ошвартовался и встал под разгрузку транспортный рефрижератор "Бора». Приятно подниматься по трапу, встречаться с людьми, у которых хорошее настроение от результатов своего труда. Мне не удалось встретиться с капитаном-директором судна: дел у Олега Дмитриевича Яливца на берегу не меньше, чем в море. На мои вопросы отвечал секретарь партийной организация рефмеханик Геннадий Степанович Трофимов. Кстати, в последнем месяце рейса ему довелось исполнять обязанности первого помощника капитана, и, естественно, он мог дать исчерпывающую информацию о делах и людях судна.
— Я впервые выходил в рейс на ТР «Бора», — говорит Геннадий Степанович.—
Новые люди, новый капитан- директор (Олег Дмитриевич Яливец, как оказалось, тоже первый раз командовал этим судном). А когда не знаешь людей, трудно сразу наладить деловой контакт...
Деловой контакт. Неоднократно и убедительно доказано, что успех в любой работе зависит, прежде всего, от людей, коллектива. Именно в этом направлении — знакомство с людьми, установление деловых контактов, развертывание социалистического соревнования с первых дней рейса и начали свою работу командование и партийная организация судна. Отметим, что для Г. С. Трофимова исполнение общественных обязанностей не в новинку: до этого он избирался секретарем партийной организации на ТР «Бриз».
— Главной нашей заботой, — продолжает Геннадий Степанович, — было принять, сохранить и сдать рыбопродукцию с высоким качеством Особенно в инпортах. Думаю, что с этой задачей мы справились. Рекламаций на экспортную мороженую продукцию — зубана, ставриду нам не поступало. Мы смогли обеспечить хорошее хранение рыбопродукции и сдать ее с высокой сортностью там, в инпортах. Думаю, что и здесь в Таллине, не будем иметь нареканий.
Четыре месяца, с 7 октября по 7 февраля, работал ТР "Бора" в Атлантике. Результат слаженного, хорошо организованного труда убедительно характеризуют цифры: рейсовый план выполнен на 119 процентов. Взятые повышенные социалистические обязательства — перевезти сверх плана 250 тонн рыбопродукции—перевыполнены. Фактически перевезено 329 тонн, из них в советские порты — 174 тонны.
В борьбе за высокую эффективность производства и качество работы принимал участие весь экипаж. На судне ни на один день не угасал огонь соревнования. И велось оно ярко, активно. Гласность, сравнимость результатов ежедневного труда побуждали каждого или закрепить первенство, или из отстающих выйти в передовые. Ежедневно на видном месте вывешивались графики загрузки судна, выполнения суточного плана. Иногда на судне принималось до 600 тонн груза. «Комсомольский прожектор» периодически извещал команду о результатах рейдов. В листках-«молниях», по судовой трансляции назывались имена наиболее отличившихся моряков. После приема и сдачи каждого груза подводились итоги работы. Победителям вручались переходящие вымпелы.
Такая гласность и сравнимость результатов труда помогла поддерживать четкий ритм работы в течение всего рейса. И, конечно, большим подспорьем, как всегда, было посильное участие подвахты в приемке и сдаче рыбопродукции. Комсостав, машинная команда отработали 384 часа — 64 человеко-дня в пересчете на 6-часовой рабочий день. Это — показательный факт.
Трудно добиться хороших результатов в любом деле без целенаправленного политического воспитания. В этом плане успешно поработала партийная организация судна. В течение всего рейса изучались и обсуждались положения и статьи новой Конституции СССР, материалы декабрьского Пленума ЦК КПСС, читались политические информации, проводились беседы по актуальным вопросам. В инпортах проводились интересные встречи и беседы с местными жителями, экскурсии.
И наконец, о передовых людях судна. Их, добросовестных, умелых, много назвал Г. С. Трофимов.
— Вот, например, рефмоторист Юхан Юргенсон. Опытный специалист, — с теплотой отзывается о нем секретарь партийной организации. — Дело свое знает, болеет за него душой. Поэтому и не было замечаний по работе компрессоров. Или второй механик Олег Афанасьевич Занделов, — ветеран войны, ветеран объединения. Влюблен в технику, главные двигатели содержит в образцовом состоянии. Сергей Колпаков, четвертый механик. Его вахта заняла первое место в соцсоревновании за рейс. Нельзя не назвать и бригадиров смен Владимира Груздева и Ивана Абозина, чьи бригады весь рейс трудились на равных.

И. ШПЕРОВ.
Памяти РТМС-7528 «Вагула» и его экипажей. Опираясь на передовиков - 09 02 1978
Почти полгода продолжался минувший промысловый рейс РТМС-7528 «Вагула» (капитан-директор А. Карнаухов). Он был нелегким. И все-таки рыбаки сделали все возможное, чтобы выполнить задание по основным производственным показателям. А они, в общем, довольно высокие. План по добыче рыбы выполнен на 106 процентов, по мороженой рыбной продукции — на 120,7 процента, по изготовлению пищевой рыбной продукции — на 119,6 процента, по товарной — на 114, 8 процента. Не справился экипаж лишь с заданием по выпуску разделанной рыбной продукции. Причина — отсутствие достаточного количества рыбы-сырца.
И в том, что экипаж РТМС-7528 «Вагула» неплохо справился с рейсовым заданием — заслуга его опытных рыбаков, специалистов всех служб, заслуга коммунистов и комсомольцев, которые показывали пример в работе, в организации социалистического соревнования. В конце рейса были подведены итоги. Четырнадцати морякам, особенно отличившимся на промысле, было присвоено почетное звание ударника коммунистического труда, а 25 членов экипажа своим самоотверженным трудом вновь подтвердили это высокое звание.
Несмотря на занятость, коммунисты и комсомольцы проводили большую общественную работу. На партийных и комсомольских собраниях обсуждались самые злободневные вопросы, относящиеся к успешному завершению рейса. Много внимания уделялось экономической и политической учебе, организации досуга.
Душой экипажа был секретарь партийной организации электрик первого класса Валентин Лютый. Он проводил беседы с моряками, своим примером воодушевлял их на отличную работу. Хорошо трудился в рейсе и матрос второго класса партгрупорг второй комплексной бригады Николай Квиткин.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На снимке вы видите Валентина Лютого и Николая Квиткина за обсуждением плана партийной работы. Отличились в недавнем рейсе также боцман Борис Лазаренко и четвертый механик Николай Валинский. Особенно постарались они, чтобы в новый рейс судно ушло хорошо подготовленным.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

И Борис Лазаренко, и Николай Валинский, не жалея ни сил, ни времени, трудились на ремонте судовых механизмов.

(Наш корр.).