0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти капитанов и судов (840)
БМРТ-396. ТРУДОВАЯ СЛАВА – 29 12 1965
ПЕРВАЯ ПОБЕДА

Евланников С. первый помощгик - БМРТ-396 29 12 1965


ПЕРВЫЙ ГОД работает БМРТ-396 в составе рыбопромысловых судов Таллинской БОРФ. И этот год стал для него знаменательным. Экипаж судна добился невиданного для однотипных судов базы улова. В общей сложности за десять с лишним месяцев работы выловлено сто тысяч центнеров рыбы.
Много трудностей пришлось преодолеть, чтобы достичь таких результатов. Судно во всех рейсах вело промысел на Джорджес банке, в различной метеорологической и промысловой обстановке. Частые туманы, снежные заряды затрудняли работу. Но никто из членов экипажа не терял уверенности в свои силы и возможности. Вопреки трудностям, день за днем добывали рыбаки победу. В то время шло становление экипажа.
Первые траления давали по 10—15 тонн рыбы. Это вызывало трудовой подъем, вселяло надежду на успех. И люди работали, невзирая на трудности. За двенадцать суток был взят первый груз. Среднесуточная заморозка рыбы доходила до 45 тонн.
Помощники капитан-директора по производству В. Гарбуз, А. Шумилов, мастер по обработке Н. Петраковский и другие на практике доказали, что при правильной организации работы в цеху, технические возможности морозильных камер — не предел. В отдельные сутки заморозка достигала почти двойной нормы. И продукция выходила только первым сортом, без нарушения технологических норм обработки. Это уже ощутимые результаты. Когда в мае вершили рейс, оказалось, что по добыче рыбы он выполнен на 123,6, по заморозке — на 110,7 и по изготовлению кормовой муки – на 163,4 процента. Это за сто пять суток. Если добавить, что судовые специалисты немало сэкономили промвооружения, чем снизили себестоимость рыбной продукции, то станет ясно, что поработали рыбаки хорошо. Достаточно сказать, что вместо запланированных 26.180 центнеров за рейс добыли 32.373.

С НОВЫМИ СИЛАМИ

Володин Я. старший мастер добычи - БМРТ-396 29 12 1965


УСПЕХИ, достигнутые в первом рейсе, воодушевили на самоотверженный труд и новый экипаж, пришедший на подмену в район промысла. Людям было с кого брать пример: чтобы закрепить достигнутый успех, на судне остались на сдвоенный рейс многие опытные специалисты и среди них капитан-директор Виталии Нечитайло, старший мастер добычи Яков Володин. Это обнадеживало. Люди знали, что с такими промысловиками неудач не бывает.
И действительно, даже при самой неблагоприятной промысловой обстановке, благодаря тщательному и грамотному поиску рыбы, судно не отставало от передовых БМРТ, работающих в том же районе, на Джорджес банке.
Подменный экипаж в конце мая взял обязательство выполнить годовой план досрочно к концу рейса, Это придало людям новые силы. Каждый хотел прийти в родной порт со славной трудовой победой. Нередко в сложные моменты на помощь добытчикам и обработчикам выходила подвахта, и в работе не было никаких заторов. Личным примером вели за собой остальных коммунисты. Спустившись в рыбный цех, они надевали перчатки и делали все, что положено делать обработчикам.
Самоотверженно работали Н Бондарчук, С. Шаркунов, В. Адлер, А. Пуусалу, Л. Киллинг, Л. Сысбер, рефмашинист В. Мелешко, мотористы И. Ламинский, Е. Власов, боцман В. Жирнов. Короче говоря, на судне не было ни одного человека, которого можно было бы упрекнуть за пассивность в работе.
Трудовой накал не ослабевал до конца рейса. И вот результат: задание по вылову перевыполнено на 7000 центнеров, по заморозке рыбы - на 2524, а изготовлению кормовой муки - 981 центнер.
К концу рейса - 22 сентября - экипаж рапортовал о досрочном выполнении судном годового плана добычи рыбы. Партком, комитет комсомола рыбопромыслового флота, администрация и базовый комитет профсоюза ТБОРФ поздравили экипаж с большой трудовой победой.

ШКОЛА ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА

Борисевич Ф. механик-наладчик -БМРТ 0396 29 12 1965)

НА БМРТ-396 постоянное внимание уделяют повышению квалификации кадров, их росту. Поэтому не удивительно, что многие члены экипажа стали мастерами своего дела. Например, старший помощник капитана А. Рысаков. который внес большой вклад в дело выполнения принятых экипажем соцобязательств, в настоящее время возглавляет экипаж БМРТ-227.
Второй механик Н. Романов стал старшим механиком и спешно справляется со своими обязанностями.
Мастера добычи Л. Каск и И. Процюк, вложившие немало труда в достижение экипажем высоких уловов, сейчас стали старшими мастерами добычи. Совместная работа с таким непревзойденным специалистом добычи, каким является Я. Володин, многому научила их, и они добрыми словами вспоминают своего учителя и наставника.
Много хороших специалистов подготовил старший механик Б. Максимов. Опыт работы на БМРТ-396 они перенесли на другие суда. Это энтузиасты своего дела, неутомимые труженики моря. Среди них рефмеханик Г. Зонов, электромеханик В. Сурков, матросы Ананьин, Ефременко, В. Капитанец, А. Семенский, В. Хохлов, моторист Г. Батухно, рефмоторист И. Тульин, боцман В. Жирнов и другие.
Они всегда были передовиками производства, уважаемыми людьми на судне. Профессия рыбака — трудная, требующая больших физических и моральных сил. Однако многие члены экипажа находят время, чтобы заочно повышать свои знания в высших и средних учебных заведениях. Об этом на судне беспокоятся партийная и комсомольская организации, первый помощник капитана С. Евланников.
Партийная организация постоянно воспитывает коллектив в духе дружбы, взаимоуважения, любви к делу. И ее труды приносят ощутимый результат. Сейчас заочно обучаются официантка Н. Алексеева, рефмоторист Островский, матросы Завадский, Сован и многие другие. Почти треть членов экипажа заслужила почетное звание ударников коммунистического труда.

ХОРОШО РАБОТАТЬ, УМЕЛО ОТДЫХАТЬ
ЕЩЕ при следовании в район промысла на судне была организована художественная самодеятельность. В честь праздника — 48-й годовщины Великого Октября — был дан первый концерт. Выступали певцы, музыканты, плясуны, декламаторы.
Особенно большое удовлетворение получил экипаж от песни, сочиненной в море и переложенной на музыку судовым поэтом Анатолием Засыпкиным.
Облегчает труд рыбаков и заботливое, чуткое отношение к экипажу со стороны обслуживающего персонала Н. Алексеевой, С. Лось, Е. Бондарчук, шефповара М. Киселева, повара В. Алтов и других.
Свои трудовые достижения экипаж судна посвящает предстоящему ХХШ съезду КПСС. Моряки полны решимости, наращивать темпы работы. Соревнование с экипажем БМРТ-229 способствует достижению новых успехов.



Передовые люди БМРТ-396. (Сверху вниз) первый помощник капитан-директора С. Евланников, старший мастер добычи Я. Володин, механик-наладчик Ф. Борисевич.
Памяти МСБ Ураган и его экипажей. СТУДЕНОМУ МОРЮ НАПЕРЕКОР - 15 12 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Иванов Анатолий старпом МСБ Ураган

В БЕСКРАЙНИХ просторах Северной Атлантики одиноко встает из холодных свинцовых вод остров Ян-Майен. Гордо вскинул он в небо пик Беренберг, самый высокий во всей Арктике. Вечно злится вокруг него непогода. Ясных дней не бывает — предупреждают издревле моряков лоции. Закутанный в непроницаемые туманы скалистый остров, словно сказочный враждебный дух подкарауливает свои жертвы.
Неуютным, беспросветным утром, когда над морем пронесся снежный заряд, сбился с курса СРТ-19 Мурманской базы. Сильный ветер и волнение погнали судно к невидимому берегу.
От удара о каменистый грунт надсадно застонали металлические крепления в носу и по правому борту. Разошлись кое-где стальные листы корпуса. Появилась течь. Вскоре судно всем бортом было прижато к берегу, крепко засело на мели.
Первым сигнал тревоги принял спасатель Таллинской базы рефрижераторного флота "Ураган". Немедленно берется курс к месту аварии. В полдень 22 октября таллинские моряки увидели на фоне серого берега четкие контуры СРТ-19. Погода свежела до 6—7 баллов. Холодный ветер гнал к берегу вскипающие яростью волны. Сильный прибой обрушивался на траулер, беспомощно сидевший на мели. Только сейчас, когда развиднелось, можно было понять, что мурманчанам еще повезло. Если бы их прибило правее всего на каких-то 100—200 метров, то они бы попали под нависающие ледяные глыбы ледника.
— Отдать якорь! Спустить шлюпку! — командные приказания выполнялись четко. "Ураган" остановился на якоре на предельно допустимом расстоянии от аварийного судна.
Поднаторевшая в подобных переделках палубная команда, быстро спустила шлюпку. В ней заняли места матросы Владимир Бочковский, Эдуард Тепляков, водолаз Василий Полищук и другие. Спасательную группу, в которой половину людей составляли коммунисты, возглавил член КПСС старпом Анатолий Иванов. Шлюпка оторвалась от борта и пошла, понеслась к берегу. Прибой и навальный ветер требовали исключительного искусства, чтобы произвести промеры возле потерпевшего аварию траулера.
— Ясно одно, — оценил обстановку старпом, — для снятия с мели, буксирный конец на траулере надо закреплять только на корме. Нельзя подать его на нос, как обычно. При повороте корма пойдет еще ближе к берегу и тогда могут погнуться или совсем полететь винты.
Так решил и капитан Вячеслав Викторович Богданов. Для сохранности на потерпевшем судне завели брагу, проще сказать, обвязали его тросами.
Крепкий буксирный конец, могущий выдержать усилия в 120 тонн, подали с "Урагана» на корму аварийного траулера. Выбрали якорь. Заработала мощная машина спасателя. Рывок за рывком следовали с нарастающей силой. Сначала едва заметно, а затем все явственней СРТ сдвинулся с места, стал разворачиваться и под общее ликование, наконец, сошел с мели.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

механики МСБ Ураган


Теперь в открытом море потерпевшее судно ждала другая опасность. В его трюмы хлестала вода. Но прибывшая с «Урагана» аварийная группа знала свое дело. Насосами откачали воду из сетевого и кормового трюмов, наложили на пробоины цементные ящики. Газосварщик Рейн Хардма кандидат в члены КПСС, с большим старанием заварил лопнувшие швы в корпусе траулера.
Свирепому студеному морю и коварным скалам Ян-Майена на этот раз не удалось получить добычу. СРТ-19 в сопровождении таллинского спасателя благополучно до шел до спокойной бухты на Фарерских островах. Там он окончательно залечил раны и вышел вновь на промысел.
А в это время «Урагану» выпала уже новая нелегкая задача. В разыгравшемся 10— 12-балльном шторме потерял ход и управление CPTM-8016. Он стал игрушкой бури. Крен достигал до 50 градусов. Опасно было ходить по палубе, заливаемой огромными волнами.
Экипаж спасателя самоотверженно, наперекор стихии, боролся за жизнь аварийного судна. С большим трудом удалось его взять на буксир и довести до ближайшего порта.
Особо надо сказать о водолазах «Урагана» коммунисте Василии Полещуке и Викторе Бурлове. Часто им приходится спускаться под воду для размотки тросов, накрутившихся на винты.
Работа исключительно тяжелая. Ho в каждом случае, применяясь к обстановке, они справляются с этими нелегкими заданиями. Первый помощник капитана Отто Вооглайд вспоминает, что только за последний рейс с 31 августа по 4 декабря «Ураган», кроме спасения СРт-10, оказал помощь еще 25 судам, потерпевшим бедствия в разъяренном океане. Это суда многих баз, в том числе два таллинских, а также танкеры "Ваймак", «Самбор», БМРТ-228 и другие.
Впервые побывавший в море Отто Вооглайд добавляет:
- Удивительно верное название дано нашему судну. Не для тихой спокойной работы выходит в море его экипаж. «Ураган» - более меткого названия не придумать.

А. КРОСС
ПБ Фридерик Шопен. В ПЕРВОМ РЕЙСЕ – 11 12 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


СОВЕРШАЯ свое первое плавание на плавбазе «Фридерик Шопен» я чувствую себя поистине счастливым. Сама окружающая обстановка произвела на меня неизгладимое впечатление. Мне здесь нравится буквально все: и судно, и море с его безграничными просторами. Но главное — люди, коллектив, крепкий, сплоченный, с которым не страшны любые штормы, никакие трудности. Наш экипаж обслуживает промысловые суда в Норвежском море. Работать приходится довольно в трудных условиях. Море редко бывает спокойным. Все время дует злой порывистый ветер. Низко ползущие мохнатые тучи, сыплют то дождем, то мокрым снегом. Стоит густая непроницаемая пелена тумана, которая ограничивает видимость.
Но, несмотря на это, на нашем плавучем поселке ни днем, ни ночью — в цехах, на палубе, в трюмах — не прекращается рабочее напряжение. Швартуются у борта промысловые суда, бесперебойно гудят механизму.
Раздаются повелительные команды: "Вира", "Майна!". Порой слышаться веселые шутки. Идет борьба за готовую продукцию.
Еще в начале рейса, на переходе, состоялось общее собрание. Капитан-директор В. Ставрович призвал к сплочению весь большой коллектив для того, чтобы выполнить задание по производству готовой продукции.
С тех пор прошло два месяца. Сейчас можно подвести некоторые итоги. Как и на всяком другом новом судне, которое делает первый экспериментальный рейс, встретились всякого рода трудности в организации дела, в освоении механизмов и другие. Порою случались перерывы с доставкой рыбы на борт из-за штормов, что вызывало задержки в первые дни промысла.
Сейчас все это осталось позади, работа идет полным ходом. План октября по заморозке и посолке рыбы выполнен на два дня раньше срока. Темпы производства растут изо дня в день. Красноречивее всего об этом говорят лаконичные «Молнии», которые появляются почти ежедневно. Вот некоторые выдержки из них.
... 16 октября с 16 до 20 часов бригада старшего рыбмастера т. Шуткина заморозила 7.920 килограммов рыбы отличного качества ...
... 16 октября с 20 до 24 часов бригада старшего рыбмастера т. Ауксмана заморозила 8.360 килограммов рыбы отличного качества....
... 17 октября за то же время бригада старшего рыбмастера т. Бичикова заморозила около 11.000 килограммов рыбы...
...21 октября бригада старшего рыбмастера т. Ауксмана заморозила 14.520 килограммов.. А на другой день — 22 октября - и этот рекорд был побит: бригада старшего рыбмастера т. Бичикова заморозила 15 тонн 400 килограммов рыбы отличного качества.
Я привел эти сухие цифры, чтобы показать "шаги саженьи" наших темпов. Конечно, достигнутое не предел. Для этого у нас есть все возможности.
Известно, что большую роль, можно сказать, первостепенную в повышении производительности труда играет правильная и глубоко продуманная организация работы. Наши командиры производства оказались в этом отношении на высоте.
Они всегда на передовой линии. Капитан-директора Владимира Анатольевича Ставровича часто можно видеть на палубе, в цехах. Он деловито беседует с технологом, рыбмастерами, рыбообработчиками, другими моряками.
Надо отдать должное помощнику капитан-директора по производству Ирине Леонардовне Коцюбинской. Она появляется всегда там, где образуется пробка, заминка и деловым советом, авторитетом начальника помогает наладить бесперебойную работу.
Благодарен экипаж рыб-мастерам тт. Шуткину, Бичикову, Ауксману, Кангуру, Персидскому. Личным примером они воодушевляют людей трудиться еще лучше.
Часто я наблюдал такую картину, когда рыбмастера сами становились за отдельные операции и показывали рыбообработчикам наиболее совершенные приемы.
Славными, трудолюбивыми, отзывчивыми товарищами зарекомендовали себя матросы тт. Николаев, Тимофеев, Голубев, Иванов, Хави и многие другие. Так, в общем трудовом кипении на «Ф. Шопене» сложился дружный работоспособный коллектив, которому по плечу любое задание Родины. Достойно несет он трудовую вахту в честь предстоящего XXIII съезда КПСС.

И. КУЗЬМИН,
матрос.
Памяти капитана. Сергей Алексеевича Папаева. ДЕЛАМИ СЛАВЕН ЧЕЛОВЕК - 04 12 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Не всегда на долю рыбака выпадает счастье - поймать «золотую рыбку». Чаще всего счастье добывается неустанным нелегким трудом, напряжением усилий и не одного человека, а коллектива рыбаков, всего экипажа судна. И если эти усилия приносят успех, значит, умело руководил коллективом его глава — капитан. Для достижения цели он не жалеет своих сил, вдохновляет личным примером людей и при неудаче не теряет веру в себя и в возможности и способности своих соратников по работе.
Не счастье, не везение сопутствовало и капитану СРТР-9057 Сергею Папаеву, когда он выходил на промысел. Являясь по натуре оптимистом, он прививал это качество и экипажу.
— Удачу голыми руками не возьмешь! - так понимали его подчиненные, когда Папаев уверенно говорил им, что план сделаем с лихвой в любой обстановке.
Такую убежденность, приобретенную на практической работе с опытными промысловиками, Папаев унаследовал еще несколько лет тому назад. Тогда он был старшим помощником капитана на СРТР-9121 и сумел многое перенять в промысловом деле от лучшего капитана Лембита Сонга, Героя Социалистического Труда. Три рейса в Атлантику совершил Папаев с Сонгом. Это почти год совместной работы, постоянной напряжённой учебы. О том времени Сергей Алексеевич вспоминает и сейчас. Ведь тогда шло его становление как капитана-промысловика.
После учебы в мореходном училище Папаев несколько раз ходил в Атлантику. И каждый раз возвращался в порт с победой: рейсовые задания по добыче рыбы перевыполнялось.
Вот и недавно СРТР-9057 возвратился с промысла. Торжественно встретили его в порту.
Экипаж выполнил план рейса на 168 процентов, больше двух тысяч центнеров рыбы выловлено сверх задания. Хороши и другие производственные показатели. Это — несомненно, заслуга всего экипажа. За два рейса люди сработались, научились действовать четко, расторопно. Умело использовали технику. Даже в сложной обстановке экипаж не терял веры в победу. И какой бы богатый улов ни был, задержки с обработкой не было. А поднимали иногда на борт по 25 -28 тонн рыбы в сутки. И это в то время, когда другие суда брали незначительные улов.
- К нам тоже рыба не лезла в сети, - говорит капитан Папаев, — Но мы ее находили. И тогда бросали порядок... Его набирали из ста— ста сорока сетей, в зависимости от концентрации рыбы. Но никогда, наши сети не находились на чистой воде.
В последний рейс капитан Сергей Папаев уходил коммунистом — его приняли, кандидатом в члены Коммунистической партии. Экипаж видел в этом доброе предзнаменование. Капитан выходил в море с еще большим чувством ответственности за порученное дело, с непреклонной волей с честью оправдать оказанное доверие. И люди, видящие в своем капитане знатока дела, неутомимо шедшего к успеху, безупречно, с азартом делали все, подражая ему. А он трудился, не считаясь со временем.
- Работа у нас, рыбаков, интересная, захватывающая, - рассказывает капитан Папаев.- Порой бывает трудно, тяжело. Иногда кажется, откуда у людей хватает столько выдержки. А потом подумаешь: связал свою жизнь с морем- сетовать не на что. Больше двухсот пятидесяти суток в году приходится находиться в море, а сойдешь на берег, отдохнешь неделю - другую и снова в море тянет.
Двадцать два года отдал морю Сергей Папаев . Воевал на подводных лодках на Север, плавал на судах Каспийского пароходства. А довелось стать рыбаком - и полюбилась новая профессия. Пусть три - три с половиной месяца ждет дома жена, и маленький сын взрослеет во время его отсутствия - рыбак помнит о них, и его всегда ждет семья, ведь он доброе дело делает - людям огромную пользу приносит, обогащает их стол дарами морей и океанов.
... Стоит у причала пахарь моря СРТР-9057. На нем видны еще следы неумолчных морей, откуда он пришел в порт. За кормой - расстояние от далекого северного острова Медвежий. Надо «подлечить" судно на заводе . А члены экипажа, уже забыв о трудностях рейса, обращаются к капитану : — Сергей Алексеевич, когда снова в море?
- Долго не задержимся на берегу...

А. КАБАШТЕВ.
На снимке: капитан С. Папаев.
«Антон Таммсааре» в африканских водах -01 12 1965
НЕСКОЛЬКО лет назад одним из первых в Таллинской базе океанического рыболовного флота ушел промышлять столовую рыбу в африканские воды БМРт-355. Результаты работы экипажа были обнадеживающие. А теперь каждый раз, когда у нас наступает осень, большие морозильные траулеры берут курс к экватору, к побережью африканского материка.
Недавно старший помощник капитана БМРТ-355 Марк Никольский прислал в редакцию с черного континента фотографии. Вот они.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На верхнем снимке вы видите поднятый на палубу трал. Надо прямо сказать, что улов очень хороший. Почти весь куток трала забит рыбой.
А что она из себя представляет, рассказывает второй снимок.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В руках старшего мастера добычи Э. Эрценя - зубан. Так называют этого обитателя моря. Из него искусные представители кулинарии могут изготовить и уху, и заливное, и балык…
Жареный зубан не уступит лососю. Хозяйка, купив такого "красавца, будет вполне довольна."
Советский Союз ведет взаимовыгодную торговлю с африканскими странами. В списке товаров значится и рыба.
Сдают ее африканцам в счет экспортных поставок наши БМРТ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На нижнем снимке вы видите момент выгрузки рыбопродукции в порту Котону (страна Дагомея). Здешние грузчики мало знакомы с новейшими судовыми разгрузочно-погрузочными механизмами, организацией труда. И не удивительно, ведь чернокожие имели право перетаскивать груз только на спине. После установления независимости в ряде африканских государств многое изменилось, черный человек стал хозяином своей родной земли. А советских людей здесь встречают всегда, как бескорыстных друзей. Потому что они оказывают братскую помощь.
На фото видно, как матрос А. Тятькин объясняет грузчикам способ стропления парашюта.
Экипаж БМРТ-355, став на вахту в честь XXIII съезда КПСС, прилагает усилия, чтобы выполнить социалистические обязательства.
Памяти Игоря Котляра. ВСЕГДА В ПОИСКЕ – 17 11 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ЕЩЕ В АВГУСТЕ с СРТ-4515 в редакцию приходили радиограммы, в которых сообщалось, что экипаж имеет большие успехи и на много раньше выполнит годовое задание по добыче рыбы. Успех всегда радует. Но у меня радость была особая — на СРТ-4515 был капитаном Игорь Борисович Котляр, мой добрый товарищ.
А когда на разборе рейса этого судна представитель службы главного капитана сказал, что молодые капитаны в нынешнем году показали себя положительно, я внутренне улыбнулся. Улыбнулся потому, что не полностью согласился с таким доводом. В смысле возраста — да. А в смысле морской, промысловой практики... Нет. Это настоящие моряки, опытные, высокообразованные, которым принадлежит будущее флота.
С Игорем Котляром мы познакомились в прошлом году. Будучи старпомом СРТР-9139, он готовил судно к переходу на Кубу. Можно было поражаться его энергии.
Хлопотливая должность старшего помощника. На его плечах лежит все судовое хозяйство. Игорь ее выполнял с душой и большим знанием дела.
... Мексиканский залив. Банка Кампетче. Промысловая обстановка средняя. За полтора часа траления суда берут по тонне рыбы. Хочется больше. Игорь Борисович внимательно слушает советы, записывает квадраты, где больше всего взято рыбы, глубину и скорость траления.
В течение недели, сопоставляя показания, он приходит к выводу, что рыба в ночное время уходит на глубину сорока — сорока пяти метров. Игорь во всеуслышание об этом не говорит. Надо проверить.
Ночная вахта старпома начинается с четырех утра. Поднимается на мостик. Ходовое стекле открыто. Теплый ветер бьет в лицо. Только что выбрали трал. На палубе трепещет рыба. Ее немного. Около тонны. Игорь заговорщически подмигивает, сам становится на постановку трала. Временами смотрит на эхолот. А вот и желанная глубина — 45 метров. Идет по изобате минут тридцать. Наконец, машина "стоп!".
Старший мастер добычи размахивает буек кутка и бросает его в воду...
Началось траление...
Проходит напряженных полтора часа. Игорь одну за другой курит сигареты, выходит на крыло мостика наблюдает за ходом трала, натяжением ваеров.
— Нормально, — говорит старпом и смотрит на часы.
Подходит время выборки трала.
— Подать питание на лебедку! — командует Игорь в машину. Она застопорена. Начинается выборка. Выходим на крыло мостика. Свет прожекторов направлен в то место, где должен появиться куток.
Напряжение. Игорь волнуется. Для него это траление — экзамен. Проверка тех расчетов, которые он проводил целую неделю. Не скрою, кое-кто на судне ехидно улыбался. Даже поговаривали:
— Ясно, у человека высшее образование. Инженер-судоводитель, должен он как-то показать свою грамотность.
Так что для Игоря ночное траление являлось не только проверкой расчетов. Больше. Оно было защитой своей штурманской, командирской чести.
... В зеленовато-темной ночной воде показался буй. Смотрим. Это самый что ни есть напряженный момент. Сейчас должен всплыть куток. Что он принесет? Бледный луч прожектора освещает гребешки волн. Затаили дыхание. Медленно-медленно поднимается из глубины белое пятнышко. Наконец, огромное, во всю почти длину кутка, расплывается розовое пятно.
— Рыба! Тонны три будет!
Но Игорь молчит. Потом спокойно:
- Трех, пожалуй, не будет.
— Будет кутка три! — кричат снизу.
Куток подтягивают к борту, подхватывают гаком и начинается выливка...
Улов составил три с лишним тонны. А когда на этом режиме продолжали работать, то всегда сопутствовал успех. Значит, штурману нужны глубокие знания.
Когда я пересматриваю свои записи о кубинском рейсе, то во многих местах в числе лучших людей судна встречаю имя Игоря Котляра, находчивого, смелого, умного человека, замечательного моряка. Поэтому я не оговорился вначале — именно в руках таких людей будущее нашего флота.
Время идет. Мы не всегда замечаем, как на наших лазах растут люди. А про Игоря можно сказать одно: как капитан он мог уже командовать судном два года назад.
Может быть, и сейчас в среде старших помощников капитанов давно созрели такие же капитаны, готовые стать на мостик больших кораблей.

А. КВАШНИН.
Он будет штурманом - 13 11 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Чтобы стать настоящим моряком, надо многое знать. Э. Туго, курсант Таллинского мореходного училища рыбной промышленности, это понимает прекрасно. Не случайно, в свободное время он постоянный посетитель кабинета навигации. Курсант хорошо освоил морские дисциплины, все зачеты сдал с высокими оценками.
Недавно Э. Туго проходил практику на судах Таллинской базы рефрижераторного флота. Он не раз бывал на практике. Но на этот раз было интереснее — курсант исполнял обязанности штурмана.
Старшие товарищи дали высокую оценку практической работе молодого моряка.

На снимке: Э. Туго выполняет учебное задание по навигации.
Фото матроса Ф. Лодейкина
Шторм - Анатолий Акулов
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Транспортный рефрижератор "Бриз"


Историю о страшном шторме рассказал мне Анатолий Поломарчук, который работал старшим помощником капитана на ТР «Бриз». Приняв очередной груз транспортный рефрижератор «Бриз» успешно доставил его в порт Клайпеда.

Здесь выгрузились, получили всё необходимое снабжение и отправились в следующий рейс, в тот же район Джорджес - банк. По времени это выпало на середину февраля 1967 года. Февраль в Северной Атлантике насыщен циклонами, которые чередой пересекают её северную часть с юго-запада на северо-восток.

Так было и в этот раз.

ТР «Бриз» имел одну конструктивную особенность. В балласте, без загрузки трюмов, судно имело очень высокий метацентр, мощный восстанавливающий момент, что вызывало резкую и стремительную качку во время шторма. Когда брали полный груз, тогда остойчивость судна была всегда на пределе, поэтому по окончанию загрузки трюмов в днищевые танки принимался дополнительно балласт.

24-25 февраля 1967 года, удалившись от берегов Шотландии две тысячи миль на запад, в середине дня заметили резкое падения атмосферного давления на барографе. За 4-5 часов давление упало до 710 мм ртутного столба. Такого явления никто из членов экипажа раньше не встречал. Понимая, что предстоит в ближайшие часы, приступили к подготовке судна «по - штормовому». Капитан потребовал от радистов прогноз погоды, который они прозевали вовремя принять.

Полученный прогноз не сулил ничего хорошего. Надвигался ураган. Судя по показаниям барографа, он был рядом. Волнение океана изменилось. Наблюдаемая поверхность океана стала суровой, с небом, покрытым лохматыми тёмными тучами, без проблесков солнца, свинцовая вода даже на вид казалась тяжёлой и неприветливой.

Определенная направленность волн исчезла, появилась хаотичность волн, которые шли от разных направлений и, встречаясь друг с другом, принимали пикообразные формы. В какой-то момент наступило полное затишье, можно было зажечь спичку на крыле мостика, и она не гасла. Появился громадный просвет голубого неба и экипаж понял, что транспорт попал в центр урагана.

Через 25-30 минут просвет на небе исчез, по всему горизонту на 360 градусов засверкали молнии, резко начал усиливаться ветер, всё закрыли чёрные тучи. Через час вокруг судна уже не было туч, была сплошная пелена водяных брызг и дикий рёв ветра.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Держаться против волнения было гибельным


Волнение усилилось настолько, что судно между волн скрывалось полностью.

Капитан пристегнулся к судовому телеграфу, так как удержаться на ногах было невозможно.

Держаться точно против волнения было бы гибельным для судна - взмывая на вершину очередной волны, оно оголялось, зависало на гребне где-то в районе миделя и затем со всего маха ударялось передней частью корпуса о подошву волны.

Все мачты ходили ходуном. Мощные светильники на мачтах, закрепленные на специальных мощных рымах, были оторваны. Леерное трубчатое ограждение на верхней палубе исчезло бесследно.

Все кранцы, включая надувные, закреплённые на крышках трюмов, исчезли и болтались только оборванные цепи. Судно управлялось только на среднем ходу, что усиливало динамику воздействия громадных волн. Вынуждены были держать курс судна примерно на 45 градусов влево или вправо от направления движения волн.

Удары корпуса уменьшились, но резко возросла бортовая качка, крен достигал 60 и более градусов. На камбузе оторвало от фундамента электроплиту весом около 800 кг, которая разбила в дребезги практически все оборудование камбуза и грозила сама вылететь через переборку на палубу. Боцман с двумя опытными матросами всё же сумели обуздать этого монстра, привязав плиту к фундаментам другого оборудования стальным тросом.

В коридорах и везде на пластиковой обшивке стен виднелись следы сапог экипажа. Все понимали и молили бога о том, чтобы не подвел главный двигатель. Винт оголялся из воды ежеминутно, что крайне негативно воздействовало на работу ГД.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Все мачты ходили ходуном


Нормально передвигаться было невозможно. Всё вокруг было в водяной мгле, свист ветра врывался в уши неистовым рёвом, а когда мы пытались говорить друг с другом, то видели только, как открываются, закрываются рты и перекошенные, напряжённые и мокрые лица с тревожно прищуренными глазами.

В рулевую рубку на вахту практически заползали. В штурманском снабжении судна был в наличии анемометр (прибор для замеров скорости ветра) немецкого производства, который показывал на табло скорость ветра, в м/сек.

Этим прибором была зафиксирована скорость ветра - 67м/сек, после чего крылатка была оторвана. В запасе был в наличии второй анемометр, советского производства, который не показывал сразу м/сек., но выдерживал любой ветер. Все тросиковые антенны радиостанции были оторваны от мачт, связь осуществлялась на антенне зонтичного типа установленная на верхнем мостике.

С берега регулярно присылали радиограммы успокаивающего характера с обещанием, что в случае чего окажет помощь плавбаза ”Иоханнес Варес”, которая находилась севернее от транспорта примерно на 1000 миль, также пострадавшая от этого урагана. Самое неприятное обнаружилось на вторые сутки плавания в зоне урагана. Выяснилось, что в районе миделя, с правого борта в машинном отделении, участок обшивки корпуса размером примерно 6-8 кв. метров регулярно начал «играть» т. е. прогибаться как вовнутрь судна, так и наружу. Все в экипаже понимали, к чему это может привести!

К концу вторых суток ветер стих до 30 м/сек, что показалось раем по сравнению с предыдущими сутками. За весь период нахождения в зоне урагана не пробивались сигналы радиомаяков, не было солнца из-за сплошной водяной пыли, дождя и облачности. Штурманская служба учитывала свое движение только по наитию.

Исходя из этого, на берег уходила соответствующая информация о месте нахождения судна. На третьи сутки волнение значительно уменьшилось, ветер достиг того уровня, когда безопасно можно было выйти на палубу для осмотра всего, что осталось после разрушительного шторма. На верхней палубе, начиная от брашпиля и до крышки второго трюма, наблюдалась волнообразная деформация палубы.

Где-то перед обедом среди облачности на секунду, другую стало показываться солнце, чем штурмана и воспользовались. Определив место, они потеряли дар речи, глядя друг на друга. Фактически оказались на 470 миль юго-западнее от исчислимого места. Средний ход (16 узлов на чистой воде) даже в условиях этого жесточайшего урагана оказался значительно больше, чем мы могли предположить. Диспетчерская служба на берегу трижды уточняла судовые координаты. К концу третьих суток погода наладилась и, зализывая раны, транспорт потихоньку развернулся и последовал к месту назначения.

Экипаж не представлял возможности дальнейшей работы на промысле, потому что 90 % кранцевой защиты судна было бесповоротно утеряно. На следующие сутки получили распоряжение с берега следовать в порт Галифакс для освидетельствования судна на предмет возможности дальнейшей его эксплуатации. Ночью, на переходе в Галифакс, находясь южнее острова Сейбл примерно на 250 миль, экипажем «Бриза» был обнаружен остов средней части морского танкера на плаву, без признаков жизни. О находке срочно сообщили в Галифакс, откуда к месту находки были направлены два буксира, которые через трое суток притащили в порт останки танкера, экипаж которого погиб. Танкер принадлежал США.

Это была не последняя жертва, и к этой потере присоединилось торговое колумбийское судно. Оно также пропало без вести в зоне урагана. После освидетельствования ТР «Бризу» разрешили взять груз и следовать в Европу, а затем предстояло докование и ремонт корпуса. В море получили кранцевую защиту от другого советского транспорта, взяли груз рыбопродукции и успешно совершили переход в порт Клайпеда, а затем и в Таллинн.

Вспоминая эти трое суток ада, иначе эти события не назовешь, понимаешь насколько важно иметь на судне экипаж, которому ты доверяешь, на который можно положиться, но никому не пожелаешь таких сюрпризов от природы в море. Такое красивое море в штиль бывает крайне жестоким в шторм и, конечно, никому и никогда не прощает ошибок.
Памяти БМРТ- 333 и его экипажей. ВОСЬМОЙ РЕЙС – 06 11 1965
Закончился восьмой рейс экипажа коммунистического труда БМРТ-333 «Юхан Сютисте». В составе экипажа были новички, но все трудились на совесть.
Рейсовое задание выполнено по добыче на 109,4 процента, по заморозке и выпуску готовой продукции на 105,9 и по выпуску рыбной кормовой муки — на 114,8 процента. Кроме того, изготовлено 304 центнера трескового филе сверх рейсового задания. Больше всех на подхвате по изготовлению филе работали первый помощник капитана Юрий Шалаев, электромеханик, секретарь комсомольской организации Юрий Дубов, старший механик Борис Лазарев и другие.
Наши машинисты РМУ Адольф Шаков и Михаил Лубягин выполнили план по изготовлению рыбной муки на 114,6 процента. Судовой комитет представил Шакова и Лубягина к присвоению почетного звания ударников коммунистического труда. Их имена занесены на судовую Доску почета. В этом рейсе на судне проходили практику 15 курсантов Таллинского технического училища. Они не имели опыта и им было нелегко, работать на разгрузке рыбы у транспортного рефрижератора. По инициативе комсомольской организации мы создали три бригады и перешли на работу в три смены. В составе бригад были включены судовые специалисты вместе с членами машинной команды. Они работали не более 8 часов, а в начале разгрузки — 4 часа.
Судно награждено Почетной грамотой за рационализаторскую работу в первом полугодии. По итогам работы за второе полугодие наши рационализаторы так же удерживают первенство среди судов ТБОРФ. Активными рационализаторами являются старший механик Борис Лазарев, капитан-директор Владимир Плешаков, механик-наладчик Николай Мешков, злектрорадионавигатор Анатолий Лебедев и многие Другие.
От внедрения рационализаторских предложений ТБОРФ имеет не одну тысячу сэкономленных средств. К тому же за рейс только по таре и промвооружению экономия составила 29 тысяч рублей.
В рейсе выросло много хороших специалистов, на которых опиралась в своей работе партийная организация и администрация. 11 человек представлены на присвоение звания ударника коммунистического труда. Имена почти третьей части экипажа занесены на судовую Доску почета.
Свои успехи экипаж посвящает 48-й годовщине Великого Октября и ХХШ съезду нашей партии.

Георгий ЕРМАКОВ, помощник капитана по производству БМРТ-333
ПАРНИ с «ТРИЙГИ» - 03 11 1965
- На «Трийги»! - часто кричат лоцманы, когда буксир заводит судно в порт. Внимательно следит за pулем Н. Гераскин. Он боцман. Но иногда приходится выполнять матросскую работу. Моряки с буксира умеют делать все.
Вот судно у причала. Люди на буксире заняты обычными делами. Вечером меняется вахта. На палубе появляется матрос В. Елизаров. Н. Гераскин собрался домой.
— Слушай, друг, в школу записался? - останавливается он около парня.
Комсомольцы заводят разговор. В экипаже четыре члена ВЛКСМ. Маленький, но крепкий коллектив. Трудится, учится, выполняет общественные поручения. Вот Гераскин и поинтересовался у Елизарова о его школьных дедах. Парень давно собирался учиться.
За парты в этом году сели оба. Боцман и матрос. По вечерам классы зажигают огни. Ребята торопятся на уроки. А утром — опять, вахта. И надо подготовиться к занятиям. Бывает, не понял парень вчерашний урок. Выдастся свободная минута:
— Отть, помоги разобраться в алгебре.
Третий помощник капитана углубляется в математику. Старпом А. Паюмяэ силен в немецком. Никогда не отказывают они Елизарову и Гераскину. Говорят, когда человек больше знает, работать — легче. Эта старая истина, но она никогда не утратит новизны...
И в производственных вопросах комсомольцы делятся опытом. Взять хотя бы того же боцмана Гераскина. Прежде он плавал матросом. Но вот Отть передал ему боцманское хозяйство. Конечно, парень сразу столкнулся с трудностями. Как надо вести дело, рассказывал ему прежний боцман. Сам Отть уже штурман.
- У нас все помогают друг другу, — правило ребят «Трийги».
Сообща экипажу все дается лучше. Комсомольскому коллективу многое под силу. Не так давно пришел с «Лембита» на буксир старшим механиком Хягблом. Это такое же судно, как «Трийги». Но «Лембит» всегда содержался в образцовом порядке. Парень принес оттуда привычку быть требовательным к себе, к товарищам.
- Что это за грязь в машине! - В первый день заметил Хягблом. - На "Лембите" лаборатория, а у нас?
Хягблом сказал «у нас». Ребята поняли: признал «Трийги» своим судном. Посовещалась механическая служба. Своими силами сделала ремонт в машинном отделении. Сейчас приятно зайти туда. Везде чистота, порядок.
.... Основной труд не мешает комсомольцам буксира заниматься общественной деятельностью. Бывают в подшефной школе. С интересом слушают пионеры рассказы о море. Это потому, что комсомольцы «Трийги» сами интересные люди
.
Н. БОНДАРЬ