0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (2766)
МОРЕХОДКА: ВОЗРАСТ МУЖАНИЯ – 20 12 1990
Отмечен 20-летний путь становления и мужания нашей мореходной школы. 30 ноября по этому случаю состоялось торжественное собрание, объединившее всех, кто причастен к знаменательной для школы дате. Их немало — ветеранов-учителей и сегодняшних воспитателей молодых моряков, бывших выпускников, основная часть которых на протяжении двух десятилетий формировала плавсостав объединения «Эстрыбпром». Помнит мореходка своих ветеранов-первопроходцев Марию Антоновну и Александра Тимофеевича Герасиных; чтит тех, кто и сегодня продолжает трудиться в стенах родной школы: Инну Бондарь. Велло Пыдера, Галину Пастьеву. Вайно Аласа, Сергея Степанова.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Полноправными и почетными участниками торжества стали представители Таллиннского русского драматического театра. С ними у коллектива установились прочные и добрые связи с самого момента зарождения школы, и. само собой разумеется, деятели театра пришли к друзьям, как на свой маленький праздник с цветами, теплыми поздравлениями и с памятным подарком. Как, впрочем, и другие гости.
Кратким вступительным словом открыл торжественное собрание начальник школы Владимир Зайцев. Более основательным было выступление его заместителя по учебно-воспитательной работе Николая Зиновьевича Нагорного.
Воссоздана предыстория открытия школы, необходимость которой диктовалась потребностью рыболовного флота в квалифицированных рабочих кадрах, обладающих, к тому же. высокими морально-политическими качествами. Открытию школы предшествовала большая подготовительная работа, которую взял на себя коллектив постоянных сотрудников во главе с первым начальником мореходки Иосифом Наумовичем Марголиным, его заместителями В. М. Титовым и В. Р. Пыдером, инспектором отдела кадров А. Т. Герасиным.
Приказом министра рыбного хозяйства от 5 августа 1970 года утверждалось: «...Организовать в установленном порядке в Таллинне мореходную школу (ведомственное профессионально техническое учебное заведение) по подготовке кадров массовых профессий для флота рыбной промышленное с годовым контингентом учащихся 300 человек...
Первый звонок, прозвенел, правда, только для 147 молодых парней, да и тем приходилось довольствоваться учебой и проживанием в довольно аскетических условиях: в одном здании ютились и учебные кабинеты, и служебные помещения, и жилые комнаты.
Этапным был для школы 1976 год, когда руководство непосредственно взялось за расширение жилого фонда курсантов и учебной базы. Из кубриков по восемь человек в каждом курсантам предстояло переселиться в помещения, предназначенные для проживания трех-четырех человек. Из-за неготовности общежития, однако, учебный процесс на два месяца был перебазирован под Нарву, в так называемый молодежный центр отдыха.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Впоследствии за счет присоединения жилых домов были созданы благоприятные условия для жизни и отдыха курсантов. Имелся и проект целого комплекса мореходной школы, но только и осталось от него, что примитивный спортзал, который и поныне худо-бедно, а служит физическому развитию курсантов.
Первое время — и довольно длительное — коллектив школы тревожило состояние учебно-материальной базы — ее несовершенство, да и попросту отсталость. Необходимо было оснащать ее самым кардинальным образом — без этого немыслимо было перейти на уровень обучения, отвечающий взыскательным запросам современности. Ведущее слово в перевооружении школы принадлежало мастеру производственного обучения (ныне старшему мастеру) Н. С. Малинину.
Оборудованный им учебный кабинет занял первое место по Министерству рыбного хозяйства СССР. Таким об разом, был дан старт последующему обновлению — уже по предметам устройства судна, электротехники, холодильных машин, КИП, судовых котлов, морской практики, промрыболовства и др.. Как тому и положено быть, самым совершенным выдался учебный кабинет бывшего мастера производственного обучения, а ныне заместителя начальника школы Н. Я. Пешкова (судовождение — основа основ в морском деле),
В свое время Таллиннскую мореходку критиковали «за все про все» (и резонно) коллеги из Калининграда; в последний же свой приезд они были вынуждены признать собственное поражение в негласном соревновании за совершенствование учебно-воспитательного процесса путем улучшения технических и наглядных средств. Это уже большое завоевание всего преподавательского состава нашей мореходки, и в день 20-летия школы каждый заслуженно был назван поименно. Не забыты руководством и люди «со стороны», кто, по мере своих возможностей, способствовал успеху работы учебного заведения. Весомое значение для школы имеет внимание к ее заботам заместителя генерального директора «Эстрыбпрома» Ю. Е. Дергунова, капитана порта С. В. Хорохонова (многолетний председатель госэкзаменационной комиссии) . (В числе искренних и верных друзей назван и начальник отдела производственно-технического обучения, автор этих строк Ю. И. Коротков — прим. ред.)
Хороший учитель повторяется в учениках. Сообразуясь с этой установкой, Н. Нагорный в своем докладе заметное место отвел рассказу о том, как реализуют свой творческий и трудовой потенциал курсанты училища. Стараясь всесторонне проявить себя в учебном процессе, они не чураются и чисто черновой, неблагодарной, в глазах многих, работы. Более 60 тысяч человеко-дней отработали курсанты в подшефных совхозах и на других хозяйственных объектах. Не без их участия производится ремонт судов объединения, в том числе и УС «Крузенштерн». На их долю выпадает чистка топливных танков, прокладка городских электротрасс (в частности и 9-го маршрута троллейбуса). А кому известно, что учащиеся ТМШ стали активными участниками строительства портовой больницы, учебного центра (Сакала)?! Пионерлагерь в Вихтерпалу, столовая объединения «Эстрыбпром", док и рыбокомбинаты - это тоже объекты приложения сил курсантов мореходки. И самое весомое — многие выпускники школы стали надежными моряками-тружениками. Хорошие отзывы получает о них школа не только из «Эстрыбпрома», но и из многих производственных предприятий, расположенных вдали от Таллинна, будь то Камчатка, районы Севера или Каспий. Глубокой благодарностью в их адрес заключил свое выступление заместитель начальника мореходной школы. И, конечно, обозначены ближайшие задачи, ведь школа вступила в возраст мужания.
К докладу следует добавить, что коллектив школы всегда в динамике. Если в 1971 году — первом выпуске — было подготовлено 133 человека лишь по профессии «матрос», то последние пять-шесть лет школу ежегодно оканчивают 530-630 курсантов по десятке профессий, причем большинство обученных владеют двумя — тремя специальностями.
Коллектив школы вышел на международную арену — в стенах ее прошли подготовку для флота Исламской республики Мавритания и Республики Гвинея-Бисау 65 специалистов; оказана помощь 20 гражданам Народной Демократической Республики Йемен в освоении русского языка при профессиональном обучении. Республикам Ангола и Никарагуа коллектив школы помог в создании морских национальных центров, передав им безвозмездно учебно-лабораторное оборудование, фильмы, технические средства обучения, мебель и программы. Да и просто советы-рекомендации бывают порой неоценимы...
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Тепло поздравил участников вечера, виновников торжества заместитель генерального директора «Эстрыбпрома» Ю. И. Дергунов. Вместе с председателем профсоюзного комитета объединения В. П. Михалапом он вручил большой группе работников мореходной школы Почетные грамоты и премии.
В заключение официальной части был показан фильм " Путь в море».

Ю. Коротков, начальник отдела производственно-технического обучения кадров.

Фото Р. Эйна.
Список работников объединения «Эстрыбпром», состоящих в резерве на загранкомандировки – 06 12 1990
БОЦМАНЫ
ГОРОВЫЙ Михаил Дмитриевич - боцман
КАНЦЫР Николай Иванович — боцман
МЕЛЕЩЕНЯ Василии Ефимович — боцман
РЯШИН Александр Петрович — боцман


МАТРОСЫ
АДОЕВСКИЙ Иван Андреевич — матрос
АНТОНЮК Юрий Григорьевич — матрос
АФАНАСЬЕВ Вячеслав Ильич — матрос
БАЗЫЛЬЧУК Станислав Анатольевич — матрос
БЕССОНОВ Александр Антонович — матрос
БРАГИН Алексей Павлович — матрос
БРУСЕНЦЕВ Виктор Федорович — матрос
БУХИН Александр Николаевич — матрос
ВЫСОЧИН Николай Иванович — матрос
ГАБА Александр Петрович — матрос
ГАВРИЛ Георге Владимирович — матрос
ГРОШЕВ Александр Николаевич — матрос
ДЕМИЧЕВ Геннадии Павлович — мастер добычи
ДОЛГОПОЛОВ Николай Григорьевич — матрос, завпрод
ЗАГЛАДА Николай Андреевич — матрос
ЗИНОВКИН Николай Васильевич — матрос
ЗУБАРЕВ Анатолии Михайлович — матрос
ИВЧЕНКО Степан Григорьевич — матрос
КОВАЛЕВ Дмитрий Владимирович — матрос
КОРОТКОВ Александр Васильевич — матрос
КОРШУНОВ Геннадии Алексеевич — матрос
КРУШИЛИН Владимир Александрович — матрос
МАЗУР Михаил Семенович — матрос
МОСКАЛЬЧУК Станислав Андреевич — матрос
НИМЧУК Николай Александрович — матрос
ПЕЧЕРИН Сергей Петрович — матрос
ПЕТРАКОВСКИЙ Николай Михайлович — матрос
ПРИЧИНА Григорий Иванович — матрос
СКОРОБОГАТОВ Николаи Николаевич — матрос
СТЕЦЮК Юрий Владимирович — матрос
СУПРОН Геннадии Леонтьевич — матрос
ФФЕЛОВ Николай Яковлевич — матрос, гидроакустик
ХАРЧЕНКО Григорий Павлович — матрос
ХУТКУБИЯ Константин Владимирович — матрос
ШТЕФАНЕЦ Владимир Иванович — матрос
ЩЕРБАК Алексей Андреевич — матрос
ЯКШИН Анатолий Георгиевич — матрос


Ю. ДЕРГУНОВ, заместитель генерального ди¬ректора АО «Эстрыбпром»:
В. ЯНЦЕВИЧ, начальник отдела кадров АО «Эстрыбпром».
ОБРАЩЕНИЕ совета трудового коллектива арендного объединения «Эстрыбпром» – 06 12 1990
На октябрьском совете трудового коллектива было принято Обращение к Верховному Совету Эстонской республики, касающееся жилищной проблемы,— об этом уже сообщалось в «Рыбаке Эстонии» от 1 ноября. Сегодня мы публикуем текст документа.

16 августа 1990 года Таллиннский горсовет, без учета общественного мнения, проявив беззаконие, фактически, отменил совместное решение Эстонского Республиканского Совета профсоюзов и Исполнительного комитета Таллиннского городского Совета народных депутатов от 22 июля 1988 года № 325 «Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений желающим вступить в жилищно-строительный кооператив в Таллинне», приняв решение об ограничениях при получении жилья в Таллинне, увязав его с цензом оседлости проживания в Эстонии 25 лет и непосредственно в Таллинне — 10 лет.
Для нашего коллектива это означает, что из 1346 человек, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, 73 процента потеряли конституционное право на получение жилья. В первую очередь это затрагивает интересы молодых специалистов, имеющих к тому же прописку по АО «Эстрыбпром», которую горисполком теперь не признает, как дающую право быть в очереди и получать жилье.
Решение, принятое от 16 августа 1990 года Таллиннским гор1 советом, противоречит международным и советским правовым актам, в первую очередь — Всеобщей декларации прав человека, утвержденной Генеральной ассамблеей ООН и Конвенцией Международной организации труда.
Совет трудового коллектива от имени девятитысячного отряда рыбаков и специалистов береговых подразделений объединения выражает недоверие новому составу горсовета, как носителю антигуманных и противозаконных действий в своих решениях.
Мы обращаемся к Верховному Совету Эстонской Республики с требованием пересмотреть решение Таллиннского горсовета от 16 августа 1990 года и отменить его, если Верховный Совет Эстонии стоит на платформе правового и справедливого государственного строя.
Учитывая, что законы не должны иметь обратной силы, в любом варианте жилищного законодательства новые ограничения не должны распространяться на граждан, уже стоящих в очереди на улучшение жилищных условий на основании действующих нормативных актов на территории Эстонской Республики до 16 августа 1990 года.
Принято советом трудового коллектива арендного объединения «Эстрыбпром» 2 октября 1990 года.
Вельц Карл Александрович Вельц – 04 11 1990
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Жизнь Карла Александровича Вельца полна самых разнообразных событий. Не все из них он вспоминает с доброй и радостной улыбкой: но что было, то было. Помните пословицу: кто старое помянет... И поэтому Карл Александрович убежден: не прошлое нужно ворошить, а о будущем думать и строить его, это будущее, практическими делами.
Свою кандидатскую карточку Карл Александрович получил в 1944 году на третьем Прибалтийском фронте. И с тех пор он свято хранит верность идеалам марксизма-ленинизма и не допускает мысли о том, что можно выйти из состава КПСС. Для него даже сама мысль равна предательству.
Почти вся трудовая биография К. Вельца связана с объединением. Несколько лет работы вне его — перевод по настоянию ЦК КПЭ.
Сейчас Карл Александрович на пенсии, но по-прежнему активно участвует и в производственной, и в общественной жизни объединения, ЦК КПЭ (за организационное и идейное единство с КПСС). Он болезненно переживает тот разрыв, который наметился между русскими и эстонцами. Именно этому вопросу он посвящает свои лекции, беседы, убеждая, что трудовому народу, живущему на территории Эстонии, делить нечего. Большую работу К. Вельц ведет по партийной линии и среди представителей коренной национальности.

Фото Р. Эйна
СПИСОК РАБОТНИКОВ ОБЪЕДИНЕНИИ «ЭСТРЫБПРОМ»,СОСТОЯЩИХ В РЕЗЕРВЕ НА ЗАГРАНКОМАНДИРОВКИ – 15 11 1990
КАПИТАНЫ
КАЗЬМИН Евгений Александрович, капитан-директор
ЛИНКОВ Владимир Касьянович, капитан-директор
ЛУКАШЕВИЧ Чеслав Брониславович, капитан-директор
НИКОЛАЕВ Сергей Михайлович, капитан-директор
САМОЙЛОВ Геннадий Федорович, капитан-директор
ЧИСТЯКОВ Александр Вячеславович, капитан-директор
ШЕФЕР Сергей Федорович, капитан-директор

СТАРШИЕ ПОМОЩНИКИ КАПИТАНА
АБАШИН Владимир Александрович, ст. пом. капитана
АРХИПОВ Валентин Иванович, ст. пом. капитана
ЕФИМОВ Владимир Ильич, ст. пом. капитана
ИЛЬЧЕНКО Юрий Николаевич, инженер-диспетчер
КУТСЕР Тийт Юлович, ст. пом. капитана
НАУМОВ Владимир Георгиевич, ст. пом. капитана

ВТОРЫЕ ПОМОЩНИКИ КАПИТАНА
ПАНЬКИН Владимир Семенович, 2-й пом. капитана
САЛМИЯРОВ Геннадий Шуматович, 2-й пом. капитана
СОЛОВЬЕВ Андрей Михайлович. 2-й пом. капитана
ФАТЕЕВ Валерий Яковлевич, 2-й пом. капитана

РАДИОСПЕЦИАЛИСТЫ
ГАЛЬКЕВИЧ Александр Григорьевич, начальник РТС
ИСМАИЛДЖАНОВ Юрий Талипович, РО
МАДИССОО Александр Викторович, ЭРН
НИКОЛАЕВ Игорь Анатольевич. ЭРН
ОСИПОВ Валерий Иванович, начальник РТС
ХАРЕНКО Валерий Владимирович, начальник РТС

МАСТЕРА ДОБЫЧИ
ГОНЧАРЕНКО Александр Михайлович, инженер ОПРиЗИГ
ГРЕЛЯ Михаил Михайлович, мастер добычи
ГУДИЛИН Виктор Петрович, ст. мастер добычи
КИРУТА Виктор Никитович, мастер добычи
КУСАКИН Николай Дмитриевич, ст. мастер добычи
МАЛИНОВСКИЙ Игорь Иванович, ст. мастер добычи
ОВЕРКИН Николай Михайлович, инженер-техник ОПРиЗИГ
ТАРАСОВСКИС Леонид Францевич, ст. мастер добычи
ЧИМИРИС Николай Павлович, мастер добычи
ШАРОВ Валерий Григорьевич, ст. мастер добычи

МАСТЕРА ОБРАБОТКИ
БЕРЕЗДЕЦКИЙ Богдан Михайлович, мастер обработки
ЕЛИЗАРОВ Михаил Мардахаевич, экономист отдела социального развития

СТАРШИЕ МЕХАНИКИ
БРЕСЛЕР Борис Исакович, ст. механик
БУДУКИН Владимир Константинович, гл. механик
КАФТАЙКИН Владимир Иванович, ст. механик
КРОНГАУЗ Олег Афанасьевич, ст. механик
РУДНЕВ Александр Васильевич, ст. механик
СОЗИНОВ Николай Леонидович, ст. механик
ТАРАСЕВИЧ Валентин Васильевич, ст. механик
ФЕДОТОВ Анатолий Александрович, флагманский механик

ВТОРЫЕ МЕХАНИКИ
ВАХТЕР Олев Фердинандович, 2 механик
ДАНЬКО Николай Владимирович, 2 механик
ДМИТРИЕВ Александр Иванович, 2 механик
ЛАРИН Юрий Никифорович, 2 механик
ЛАЦ Владимир Семенович, 2 механик
МЕЛЬНИК Иван Афанасьевич, 2 механик
МЕРЕУЦА Василий Николаевич, 3 механик
ШИПКО Александр Олегович, 2 механик
ШУЛЬГА Валентин Константинович. 2 механик


ЭЛЕКТРОМЕХАНИКИ
КАРАКАЙ Борис Максимович, эл. механик
НАГИБИН Валерий Васильевич, эл. механик
ОЛЕКСЕНКО Виктор Петрович, эл. механик
СОЛОВЬЕВ Александр Иванович, эл. механик

РЕФМЕХАНИКИ
БОРОВИК Александр Николаевич, реф. механик
ВАЛЯЙКИН Александр Сергеевич, реф. механик
ВЕДЕРНИКОВ Виталий Иванович, реф. механик
ДЕМИДОВ Олег Борисович, реф. механик
ЕГОРОВ Юрий Михайлович, реф. механик
НОВИКОВ Владимир Николаевич, реф. механик


ЭЛЕКТРИКИ
ЕЛЬКИН Виктор Васильевич, электрик
КОСОЛАПОВ Михаил Петрович, эл. механик
ЛАПУШКИН Владимир Петрович, электрик
ПЕРЕВЕРЗЕВ Петр Трофимович, электрик
СУРКОВ Владимир Станиславович, электрик
ЧЕРДАНЦЕВ Александр Борисович, электрик
ШАБЕЛЬСКИЙ Александр Петрович, электрик
УГОМ Владимир Петрович, групповой инженер-механик


РЕФМАШИНИСТЫ
ГОРБУСЕВ Владимир Евгеньевич, реф. машинист
ЖДАНОВИЧ Владимир Георгиевич, реф. машинист
ПОЛТОРАЦКИЙ Петр Андреевич, реф. машинист ПУРГИН
Владимир Анатольевич, начальник компрессорного цеха
РОЖЕНКО Василий Васильевич, реф. машинист
ФОМИЧЕВ Геннадий Сергеевич, реф. машинист


МОТОРИСТЫ
ГОЛУНОВ Владимир Борисович, моторист
КИРЮХИН Константин Васильевич, моторист
ОНУЧИН Борис Елизарович, моторист
ТИМАШЕВ Виталий Алексеевич, моторист

ТОКАРИ
ШАХТЕРОВ Николай Матвеевич, токарь

СЛЕСАРИ
БУРЬЯН Константин Михайлович, механик-наладчик

СВАРЩИКИ
КАСТЫРОНОК Григорий Иванович, сварщик, реф. машинист
КОСТРОМА Иван Акимович, сварщик, слесарь
МУРЗАК Владимир Сергеевич, сварщик

КОТЕЛЬНЫЕ МАШИНИСТЫ
КОЛЬЕВ Николай Семенович, кот. машинист
ШАБИН Николай Гордеевич, кот. машинист

МАШИНИСТЫ РМУ
ДАВТЯН Сосик Григорьевич, машинист РМУ
МОЛОЗЕВ Альберт Иванович, машинист РМУ
НЕЖИД Евгений Васильевич, машинист РМУ
ОБОРОВСКИЙ Анатолий Яковлевич, машинист РМУ
ЩЕРБАНЬ Юрий Владимирович, машинист РМУ
ТАЛЛИННСКИЙ РЫБНЫЙ ПОРТ - ЕДИНИЦА САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ – 15 11 1990
Именно эта тема послужила основой конференции трудового коллектива, состоявшейся в порту в конце октября. Не станем касаться первого вопроса повестки дня по утверждению регламента конференции — он носит чисто локальный характер и существенен преимущественно для самих портовиков. А вот второй и третий вопросы могут представлять интерес и для коллективов других береговых подразделений, да и флота тоже, поскольку с повестки дня не снимается по-прежнему проблема оперативной разгрузки судов.
Начальник рыбного порта А. Скоков представил собравшимся на конференции информацию об изменении условий труда. Сославшись на совещание в Министерстве рыбного хозяйства, выступающий констатировал, что здесь принято предложение объединения о предоставлении самостоятельности всем его структурным подразделениям. Собственно говоря, уже 3 сентября рыбный порт зарегистрирован в Таллиннском горисполкоме как арендное предприятие. В срок до 1 декабря ему предстоит получить оборотные средства, после чего может быть открыт расчётный счет.
Обретению самостоятельности сопутствует множество серьезных проблем. Непонятно еще, каким образом придется производить плату за аренду — согласно существующим сегодня положениям, плата эта должна идти как в республиканский бюджет, так и в союзный. Практически же это означает для любого коллектива по-настоящему тяжкое бремя. И еще. Если ориентироваться на союзные документы, то превышение фонда оплаты труда будет подвергаться налогообложению; по законам республики в этой ситуации представляется иной выход — на оплату может быть использована прибыль.
С 15 октября работникам порта значительно повышена заработная плата. Чтобы обеспечить ее, впоследствии потребуется дополнительная прибыль. У коллектива нет иного пути, как ликвидировать совмещение на операциях обработки, повысить ответственность на всех участках. С переходом на самостоятельную работу, подчеркнуто, некому будет оплачивать за порт непроизводительные затраты. На вопрос из зала — каков объем этих затрат — последовал ответ: за девять месяцев этого года объединением погашено штрафов на сумму 230 тыс. рублей. Чтобы не допускать такого впредь, необходимо, естественно, значительно усовершенствовать организацию работы. Важным подспорьем в этом может стать заключение срочных трудовых договоров. Подробно этот вопрос - третий в повестке дня конференции — был изложен юристом порта Т. Долгополовой. Суть трудовых договоров (равно контрактов или соглашений) состоит прежде всего в том, что, в случае увольнения работника, оно производится не по его собственному желанию, а по соглашению с администрацией. Индивидуальный трудовой договор включает в себя и права, и обязанности обеих сторон, причем и те, и другие регулируются статьями КЗОТ. Вот это обстоятельство вызвало у участников конференции наибольшие вопросы и главный из них — целесообразно ли руководствоваться «допотопными» законами в совершенно новых условиях перехода к рыночным отношениям. Поскольку вопрос этот конференцией не утверждался, а принимался, как информация, то детали его администрации совместно с профкомом предстоит решать еще в рабочем порядке с тем, чтобы вскоре представить на обсуждение коллектива положение договора. В той мере, в какой это возможно, ведь каждый трудовой договор несет индивидуальный характер, если уж он заключается носителем определенной должности.
Конференция трудового коллектива порта обсудила ряд текущих вопросов (в частности, и об оплате питания в столовых). Решением ее избран совет предприятий, которому и надлежит в условиях самостоятельности решать основные тактические и стратегические ходы в жизнедеятельности коллектива.
И вновь о роли первых помощников – 25 10 1990
Сегодня в объединении «Эстрыбпром» налицо тенденция к дальнейшему ухудшению дисциплины на промысле. Причины этого явления кроются в экономическом и политическом кризисе в нашей стране, дефиците товаров народного потребления, дороговизне, резком снижении жизненного уровня. Тенденцию к ухудшению дисциплины на флоте усилили и наши недоработки в коллективе объединения. Характерно, что львиная доля нарушений приходится на молодых рыбаков, совершивших не более двух-трех рейсов.
Вызывает серьезную озабоченность также то обстоятельство, что в последнее время стало значительно больше нарушений таможенного законодательства, правил поведения советского моряка за границей. Тревожат и участившиеся случаи пьянства на промысле, особенно среди командного состава. Чертополохом расцвела так называемая бесхозная контрабанда, что говорит о наличии на многих наших судах круговой поруки, благодатной почвы для правонарушений и преступлений (УС "Крузенштерн", ПБ «Станислав Монюшко», ПP "Саяны», БМРТ-457 «Каарел Лийманд». РТМС-7538 «Валгеярв", БМРТ-436 «Кристьян Рауд» и другие).
Пьянствуют наши рыбаки и в пути следования к промыслу и возвращаясь домой. Подтверждение этого безобразное поведение судоэкипажа БМРТ-489 "Юхан Лийв» в поезде Таллинн-Москва, судоэкипажа РТМС-7583 «Курт-на» при перелете из района промысла в порт приписки.
Вывод одного из представителей МРХ СССР за рубежом, что «при таком безобразном поведе-ни моряков ни одна авиакомпания мира не согласится обслуживать моряков», вполне можно отнести и к нашим рыбакам.
Увеличилось количество обращений рыбаков нашего объединения к властям иностранных государств с просьбой о предоставлении права на жительство (матрос с PTMKC-906 «Георг Каск», электрик из второго подменного экипажа, повар с РТМС-7522 «Тамула»). Один из них — в праве на жительство в Швеции ему было отказано — объяснил свой поступок отсутствием в СССР многих товаров народного потребления, наличием прочего дефицита и так далее.
Это говорит о том, что воспитательная работа на ряде судов находится на невысоком уровне. Нужно убедительно разъяснять, что настоящий патриот Родину в беде не бросает, а делает все от него зависящее, чтобы она встала на ноги, оказалась богаче и красивее. Во взаимоотношениях нашего государства с другими странами произошли радикальные изменения, благодаря которым беглецам из-за экономических причин жительство там не предоставляется. Такое положение стало возможным из-за общего падения дисциплины, из-за бесхозяйственности, стремления к наживе любым путем, из-за наплевательского отношения к интересам Родины. Наша задача - остановиться и сосредоточить внимание на своих недоработках, причем именно в последнее время.
Прежде всего демократизация преследует и такую цель, как
АКТИВИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ
каждого моряка, свидетелями которой мы являемся в повседневной практической деятельности. В наших трудовых коллективах заметно потеснены равнодушие и безразличие. Вместе с тем на ряде судов комсостав утратил свою авангардную роль, на позитивность демократических процессов оказывает недостаточное влияние. Выросла роль общественных организаций, неформальных лидеров. Эта роль не всегда положительно сказывается на порядке и организованности. В ряде случаев мы видим ослабление требовательности командного состава, заигрывание с рыбаками. Стремясь заручиться поддержкой рыбаков под маской вроде бы защиты их интересов, борьбы с бюрократией, неформальные лидеры вносят порой на промысле дезорганизацию, противопоставляют плавсостав береговым работникам. По сути дела идет неприкрытая пропаганда развала уставного порядка на флоте. Спровоцированная определенными политическими силами полемика о сокращении должности первых помощников капитанов также, на наш взгляд, служила этой цели. Мягкотелая, соглашательская политика МРХ СССР да и «Запрыбы» в недалеком прошлом способствовала определенному успеху этой полемики, внесла существенную лепту в ухудшение положения с дисциплиной на промысле. В такой непростой обстановке администрация некоторых судов, комсостав, и в частности первые помощники капитанов растерялись. Это в свою очередь привело к тому, что процесс формирования взаимоотношений между членами экипажей происходит стихийно, его нередко отдают на откуп случайным людям, (порой бездельникам и демагогам). Так создается почва для круговой поруки. Именно это зло наносит удар в первую очередь по организованности и дисциплине, уставному порядку на флоте. Снижение правдивой информации о положении дел на промысле, наметившееся в последнее время, значительное количество случаев так называемой бесхозной контрабанды — признаки круговой поруки на наших судах.
В современных условиях администрации, комсоставу, судовым политработникам, на наш взгляд, целесообразно сосредоточить главное внимание на двух взаимодополняющих направлениях в своей деятельности: укреплении дисциплины и организованности на промысле и усилении разъяснительной, воспитательной работы с членами судоэкипажей.
Если конкретизировать первое направление, то следует остановиться вот на чем:
УСИЛЕНИЕ ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТИ
к подчиненным со стороны командного состава, разумеется, должно сочетаться с заботой о них. В нынешних условиях особенно важна личная примерность начальника не только в выполнении профессиональных обязанностей, но и в соблюдении нравственных норм, чем похвалиться сегодня не можем. Каждый представитель начальствующего состава на флоте в своей практической деятельности должен взять за правило: требовать с подчиненного имеет моральное право только тот человек, кто сам нравственно безупречен, отлично знает и выполняет порученное ему дело. Требовательность и личная примерность на практике должны быть неразрывны. Поэтому, считаем, необходимым серьезное обсуждение во всех отделах и службах, курирующих комсостав, вопроса повышения профессионального уровня морских специалистов, их нравственного облика, проведения переаттестации. В аттестациях должно быть отражено не только выполнение функциональных обязанностей, но и личное участие в укреплении дисциплины, умение работать с людьми в новых условиях.
Формы разъяснительной, воспитательной работы с членами судовых экипажей, видимо, следует конкретизировать условиями промысла, а также выполнения рейсового задания. Очень важно, на наш взгляд, чтобы работники берега, управления, комсостав осознали, что необходим
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
к воспитательной работе на промысле с учетом тех особенностей, которые выдвинули перестройка и гласность, внедрение в жизнь концепции перехода на регулируемую рыночную экономику. В большей или меньшей степени в решении этой проблемы должны принимать участие все представители указанных категорий работников объединения. Необходимо использовать письмо заместителя министра Н. Лысенко « О состоянии и мерах по укреплению дисциплины среди плавсостава», июньский приказ Мин-рыбхоза СССР «О неудовлетворительном состоянии дисциплины среди плавсостава Пионерской базы океанического рыболовного флота», июльское постановление Коллегии МРХ СССР «О состоя нии дисциплины и мерах по усилению воспитательной работы среди плавсостава флота рыбной промышленности», а также приказ генерального директора «Эстрыбпрома» «О состоянии охраны труда, профилактики производственного травматизма и заболеваний». Считаем, эти документы — все текущего года — целесообразно использовать при проведении предрейсовых собраний, разборах рейсов. Они должны быть всесторонне обсуждены и глубоко изучены командным плавсоставом, в отделах и службах, на занятиях в системе командирской учебы, судовых политработников, других специалистов. Эти материалы рекомендуется использован, также при определении мер. направленных па укрепление дисциплины и уставного порядка.
На наш взгляд, специалисты службы безопасности мореплавания справедливо считают, что ухудшение состояния производственной и общественной дисциплины, увеличение аварийности, участившиеся случаи нарушения режима плавания, пьянство, нарушения правил поведения наших рыбаков в иностранных портах порождены определенными причинами. Суть их в том, что нагромождение различного рода нормативных документов, инструкций, положений, подлежащих обязательному выполнению, напрочь оттеснили основной документ, регламентирующий организации судовой службы, права и обязанности членов экипажа,— Устав службы на судах флота рыбной промышленности, о котором постепенно стал забывать командный состав. А рядовые рыбаки в лучшем случае знают о существовании такого документа, но что именно в нем отражено, вряд ли кто имеет понятие. Немало людей, которые смотрят на работу в море только с позиции своих прав, забывая об обязанностях.
Согласно Уставу должен неукоснительно соблюдаться принцип единоначалия, все распоряжения капитана являются законом и подлежат беспрекословному выполнению. К сожалению, в последнее время на различного рода собраниях участились попытки подменить решение капитана, нередко в корыстных групповых интересах, что чревато крайне отрицательными последствиями. Пропаганда требований Устава службы на судах ФРП СССР и настоящее время должна стать важным направлением в нашей работе.
Оправдано, на наш взгляд, решение Коллегии МРХ СССР от 10 июля 1990 года о том, что необходимо сохранить на флоте
ИНСТИТУТ ПЕРВЫХ ПОМОЩНИКОВ КАПИТАНОВ
и внести в проект нового Устава службы на судах ФРП предложения о статусе и обязанностях первого помощника капитана. Об этой проблеме много велось дискуссий. Сейчас надо вести речь о результативности в работе этой категории плавсостава, чтобы они могли бы работать целенаправленно, без оглядки на то, что о них подумает потенциальный правонарушитель.
Бытует ошибочное мнение, отождествляющее первых помощников капитанов с этакими комиссарами, подрывающими единоначалие в уставной судовой организации, или с секретарями партийной организации, т. е. с партийными работниками. Как то, так и другое в наши дни неверно. В новых условиях речь должна идти о должностном лице, работающем непосредственно с членами экипажа, о человеке на судне, дающем возможность капитану уделять больше времени промыслу, производству. Первый помощник капитана (можно его назначь иначе: помощник капитана по кадрам и социально-бытовым вопросам, помощник капитана по общим вопросам и т. д.— суть от этого не меняется) должен заниматься вопросами дисциплины, воспитания, руководствоваться в своей работе требованиям Конституции СССР, законами страны и союзных республик, Уставом службы на судах флота рыбной промышленности.
Здесь должны сказать свое веское слово капитаны, ведь обсуждается проблема их, подчеркиваем, именно их помощников. Минувшая кампания против этой категории плавсостава незаслуженно выплеснула на первых помощников капитанов, накопившуюся ненависть и злобу определенных политических сил к партии, обидев многих добросовестных и трудолюбивых работников. Старый институт первых помощников капитанов с примесью административно-командных черт уже не срабатывает, его надо радикально менять. Силовой метод пропаганды идей коммунизма себя изжил. В самих идеях коммунизма предосудительного, тем более преступного или аморального, ничего нет. Они привлекательны, гуманны и общечеловечны. Между коммунистическими идеями и практикой выросли нетерпимые противоречия но вине перерожденцев. Воплощение в жизнь идей коммунизма, увы, не состоялось.
Беда наша еще и в том, что большинство коммунистов, в том числе и первые помощники капитанов стали послушными исполнителями отведенном им роли, оказались без вины виноватыми. Утихшая кампания против них тому яркое подтверждение. Когда мы рассуждаем о коммунистах, то должны, хотя бы условно, делить их на слой вельможных воров и тех, кто с упоением и великой верой рубил дрова для паровоза, которому «в коммуне остановка», а потом с грустью и обидой узнал, что их дрова пошли не в топку знаменитого паровоза, а для дач и финских бань перерожденцев. Поэтому первому помощнику капитана придется быть своеобразным координатором мнений, заниматься формированием такого микроклимата на судне, где бы гармонично сочетались различные мировоззрения и интересы всех членов судового коллектива. В новых условиях первому помощнику капитана предстоит заниматься также индивидуальной работой, информированием, анализом и накоплением опыта работы с людьми.
Правильно ставится вопрос об отстранении от должности недобросовестных, скомпрометировавших себя первых помощников, лиц, не соответствующих этой должности. Повышению качества института первых помощников капитана должна послужить предстоящая аттестация. С целью повышения ответственности плавсостава за состояние дисциплины необходимо возродить такую форму работы, как разбор рейса, подведение его итогов. В последнее время это буквально выпало из нашей практики.
Важным направлением нашей работы по укреплению дисциплины среди плавсостава должно стать воспитание у рыбаков гордости за принадлежность к «Эстрыбпрому» — одному из крупнейших объединений рыбной отрасли в республике.

А. ФАТЬЯНОВ, инспектор отдела по работе с моряками загранплаваний АО « Эстрыбпром ».
ПРИГЛАШАЕМ ОТДОХНУТЬ – 13 09 1990
Кто не хочет во время отпуска хорошо отдохнуть: «испытать» на себе ненавязчивый сервис зарубежных туристических организаций или посетить международные центры, расположенные по всей территории нашей страны? Надежным помощником в этих делах зарекомендовало себя Бюро международного молодежного туризма «Спутник» при ЦК ЛКСМ Эстонии, способное, пожалуй, удовлетворить самые различные запросы.
Как показывает опыт прошлых лет, особой популярностью у молодежи нашего объединения пользуются международные молодежные центры «Юность» под Минском, «Спутник» в Сочи, «Горные вершины» в Домбае. «Солнечная долина» в Бакуриани, предлагающие услугам отдыхающих двух-четырех местные комнаты для проживания, трехразовое питание, множество экскурсий, спортивных мероприятий. В нынешнем году в подобных центрах смогли отдохнуть около 40 молодых работников нашего объединения.
Не обойдены вниманием и любители зарубежного туризма. За текущий год комитет комсомола АО "Эстрыбпром» получил и распределил 64 путевки в различные страны. В основном, это были поездки в Югославию, Румынию, Болгарию, на Кубу. Много было семейных путевок, которых в прошедшие года не хватало.
К сожалению, даже осталась неиспользованной возможность семейного отдыха с детьми на Черноморском побережье Румынии. Беспокоит и то, что участились случаи отказа от путевок за один-два дня до выезда или вовсе неявка к поезду. Из-за этого, к примеру, нынешним летом пропала путевка в Голландию, несколько путевок в Югославию и Румынию. Вызывает недоумение, что в основном, «сгорают» путевки, выделенные по заявлениям плавсостава, поданным из рейса и подтвержденным по приходу в порт. Поэтому хотелось бы, чтобы желающие отдохнуть сначала согласовали свои планы с семьями, а уж затем только принимали решения.
Тем же, кто еще не реализовал свои возможности на отдых, советуем не отчаиваться, а совершить увлекательную поездку в международный молодежный центр "Горные вершины» с 23 сентября по 4 октября или с 7 по 18 декабря, или побывать в ММЦ «Солнечная долина» с 12 по 25 ноября. Есть еще возможность побывать на солнечной Кубе в конце сентября, а в декабре совершить увлекательный круиз по Дунаю.
Более полную информацию вы всегда можете получить в комитете комсомола АО «Эстрыбпром»: кабинет 102, телефоны: 471-636, 497-726. Ждем Вас. любители путешествий!

В. ЗЛОБИН, заместитель секретаря комитета комсомола АО «Эстрыбпром».
Дом межрейсового отдыха рыбаков - 13 09 1990
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Дом межрейсового отдыха рыбаков уже через несколько месяцев должен принять своих первых «сезонных» новоселов. Последние штрихи вносят в его возведение монтажники объединения «Эламу». (Возглавляет коллектив, как мы уже сообщали в одном из предыдущих номеров «Рыбака Эстонии», бригадир Тасу Юрман). На очереди — отделочные работы; между тем, другой подрядчик — ремонтно-строительное управление объединения подводит к дому всевозможные коммуникации.

На снимках нашего фотокорреспондента Р. Эйна —
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

один из будничных дней на стройке.
ЗАЯВЛЕНИЕ Правительству Эстонской Республики, Центральному Союзу профсоюзов Эстонии - 23 08 1990
Без совета с народными депутатами, без малейшей-компенсации, просто односторонним решением о рез-ком повышении розничных цен на рыбу и рыбопродукцию правительство нанесло чувствительный удар по, и без того низкому, жизненному уровню наименее обеспеченных групп населения республики! Как же теперь расценивать щедро сыпавшиеся в ходе предвыборной борьбы обещания о помощи этим людям?
И если молчит Правление Центрального союза профсоюзов Эстонии, то следует ли считать, что оно согласно с Правительством в столь принципиальном вопросе ?
Знает ли Правительство о постоянном повышении цен на многие другие продукты питания? Что известно Правительству о договорных ценах? Собирается ли Правительство навести, наконец, хоть какой-то порядок в этом вопросе, или оно решило отдать свой народ на растерзание мошенникам и спекулянтам?
Мы, нижеподписавшиеся, решительно протестуем против близорукой политики Правительства в области цен на основные продукты питания и требуем немедленной выплаты компенсации населению Республики или отмены несправедливого решения.
Считаем необходимым, чтобы Правление Центрального союза профсоюзов Эстонии выступило в защиту интересов малоимущих, против снижения жизненного уровня населения Республики.

ххх

Под этим заявлением стоят подписи пятнадцати председателей профкомов. Оно было принято 25 июля на общем собрании председателей профсоюзных комитетов АО «Эстрыбпром», Балтийского и Таллиннского СРЗ, Пярнуского и Таллиннского рыбокомбината, других предприятий и организаций рыбной отрасли. 7 августа председатель собрания — заместитель председателя профкома АО «Эстрыбпром» Б. Пучков получил письмо главы Правительства республики Э. Сависаара. в котором говорится, что ответ на Заявление поручено дать А. Куддо и Р. Миллеру. Однако на момент сдачи материалов этого номера в набор 14 августа, он еще не последовал.