0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти капитанов и судов (840)
Памяяти ПР "Альбатрос" и его экипажей. У ТРИДЦАТЬ ПЯТОГО ПРИЧАЛА - 23 06 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В самом конце причальной линии Калининградского рыбного порта , сплошь занятой судами всех классов, типов и назначений, свободен лишь один крайний причал - тридцать пятый. Сюда вот-вот должен подойти возвратившийся из далекой Антарктики наш производственный рефрижератор "Альбатрос".
На верхних палубах - десятки черных от тропического загара моряков, а над их головами - громадное красное полотнище с двумя словами: "Здравствуй, Родина!".
- Здравствуйте, здравствуйте, дорогие друзья, поздравляем всех вас с окончанием большого и трудного пути!
Заместитель начальника ТБРФ И. Томберг, председатель базового комитета профсоюза В. Хейнмаа крепко пожимают руки морякам.
Трудный и большой путь, равный четырем рейсам из Таллина на Джорджес-банку прошел "Альбатрос". При подходе к Калининградскому порту приборы показали 32.070 миль. Корабль побывал в двух океанах и четырех морях, дважды пересек экватор, заходил в австралийский порт Аделаиду, куда не заходило ни одно суда Эстонской флотилии. "Альбатрос» бороздил воды Индийского океана во всех направлениях, оказывая помощь китобойной флотилии «Юрий Долгорукий».
И пока длится таможенный досмотр, мы сидим в каюте капитана Юрия Скучалина и рассматриваем каргоплан.
В трюмах — китовое мясо во всех его видах: пищевое, кормовое, в том числе около трех тонн сердец усатых китов. А в бидонах, очень похожих на молочные, — одиннадцать с половиной тонн витамина "А" в жире. Всего "Альбатрос" доставил груза на несколько сот тонн больше запланированного.
Закончены нее формальности, в коридорах и на палубах снова засуетились моряки: родная земля! После пяти с половиной месяцев горячих ветров Красного моря и Индийского окена, после «ревущих сороковых", после туманов Антрактики - так хорошо почувствовать под ногами
твердую почву! Моряки скинули с себя рабочую одежду, остригли бороды, сбрили усы, привели в порядок свои взлохмаченные гривы, оделись в белоснежный и голубой нейлон и с чувством выполненного долга, не торопясь, стали спускаться по трапу на пирс.
Здравствуй, долгожданная Родина!



ДАРОМ ВРЕМЯ НЕ ТЕРЯЛИ.

ГЛАВНЫМ чертом у Нептуна был по совместительству главный механик «Альбатроса» Владимир Моисеевич Островский. Основная же его работа протекает, главным образом, в чреве корабля, среди мощных двигателей—дизелей и электрических машин. 27 механиков, мотористов, электриков обеспечивают нормальную работу громадного корабля с четырьмя главными и двумя вспомогательными двигателями.
- Даром время не теряли, - говорит Владимир Моисеевич. — На промысле поочередно полностью разбирали двигатели и ремонтировали. Заменили много труб, составили дефектацию для будущего заводского ремонта, произвели перерегулировку схемы электродвижения...
— Для машинной команды это был очень трудный рейс, — продолжает главный механик. — Температура в машине достигала 56 градусов жары. Не помогал душ, проведенный прямо в машину. Тогда под руководством старшего рефмеханика Бориса Павловича Хвастунова в машину был проведен охлажденный воздух. Температура сразу же упала на шесть градусов. Немного, но уже стало легче. Но, не смотря ни на что, машинная команда с честью справилась со своими обязанностями.
Под стать машинной, самоотверженно трудилась и палубная команда под руководством старшего помощника капитана Ульяна Никитича Мельникова и боцмана Вальтера Хермановича Ниноса. Слово «самоотверженно» я употребил вовсе не для красного словца. Когда в самом конце декабря «Альбатрос» уходил из Калининграда, представителям портнадзора не понравился цвет краски, которой была окрашена труба. За одну ночь в проливной дождь с ветром и снегом матросы перекрасили трубу.
Сорок суток бились волны разных широт о борта судна. Нещадное тропическое солнце выжигало краску палубных надстроек, соленые океанские брызги тучей носились над палубными механизмами, оседая на них ржавчиной, шторма сороковых широт трепали и рвали брезент на спасательных шлюпках ... Да мало ли невзгод пришлось испытать «Альбатросу» за эти сорок суток перехода на промысел! Но когда судно, наконец, обогнуло с юга остров Кергелен, отыскало матку китобойной флотилии «Юрий Долгорукий» и ошвартовалось к ней, чтобы передать грузы, сверху, с мостика матки, кто-то из штурманов окинул «Альба-трос» внимательным взглядом и спросил вахтенного штурмана:
— Новенький пятиалтынный, а не пароход! Наверное, только что из завода?
- Три года плаваем! - ответили удивленному штурману.
После сорока суток обратного перехода в Калининград "Альбатрос" мы встретили таким же "новеньким пятиалтынным", каким он ушел на промысел. И, казалось, ничего его не берет - ни волна, ни солнце, ни ржавчина. Но это только казалось. Как и все корабли, «Альбатрос» испытывал на себе ярость стихии. Но люди не дремали. Не зная подчас ни сна, ни отдыха, в жаре и холоде, они наводили идеальный порядок, боролись за чистоту своего судна.
Памяти штурмана Валентина Саранчина. Есть такой парень - 09 06 1965
Накануне Дня рыбака мне хочется рассказать о нашем третьем помощнике капитана Валентине Саранчине. В ТБОРФ он поступил на работу в 1962 году, плавал рыбмастером. В 1964 году он поступил на курсы штурма-нов, которые были организованы при рыбопромышленном техникуме, и недавно окончил их.
Теперь он техник-судоводитель. Работает третьим помощником капитана на СРТР-9045. Сейчас судно ремонтируется на заводе. Для всех нас это горячая пора, и Саранчин делает все, чтобы своевременно выйти на промысел.

В. ЗИМОВСКИЙ.
Памяти потомственных моряков семьи Метсик. НАДЕЖНЫЕ КРЫЛЬЯ - 09 06 1965
Старый Метсик ходил на паруснике, побывал во многих странах. Его сын Аугуст тоже всю жизнь провел в море, но как ни старался так и не мог получить штурманского звания. В буржуазной Эстонии для этого требовались большие деньги.
С детства полюбил море и сын Аугуста маленький Харри. Когда он с дедом провожал отца в дальний рейс, то долго смотрел на судно, которое уменьшалось и скрывалось за горизонтом. Манила и его даль морских просторов. Дед шершавой мозолистой рукой смахивал скупую слезу и тихо говорил:
- Вырастут и у тебя крылья...
Харри хорошо помнит тот день, когда отец пришел домой и радостно повторял.
- Дождались, пришла наша власть. Теперь мы сами хозяева своей страны.
Помнит Харри и тот день, когда измученную мать отец привез из фашистского концлагеря.
.. Много видел Харри, научился понимать добро и зло, отличать друзей от врагов.
После войны сбылась мечта его деда: Харри Метсик поступил в Таллинское мореходное училище. Закончив его , стал работать штурманом. В рыбопромысловом флоте работает с 1958 года. Ходил старшим помощником капитана СРТ, а затем в этой же должности на спасателе "Ураган", плавбазе "Урал". Сейчас он плавает на транспортном рефрижераторе "Иней".
В одной из производственных характеристик на Харри Метсика записано: «Вдумчивый, аккуратный и исполнительный специалист. Штурманское дело, морскую практику знает хорошо. Трудолюбив и лично дисциплинирован».
К этому следует добавить, что он умело воспитывает подчиненных, прививает им качество настоящих мореходов.
Коммунист Харри Метсик за свою более чем пятнадцатилетнюю морскую службу побывал во многих странах и с гордостью за свою Родину возвращался домой.
Как сейчас не вспомнить старого моряка. Он был прав: у его внука выросли крылья. Надежные.

А. СЕМЕНОВ.
Памяти мастера добычи Валерия Смирнова. ПРОИЗВОДСТВЕННИК ПОСТУПАЕТ УЧИТЬСЯ - 12 06 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Успех промысла всегда зависит от умелой организация поиска рыбы и правильной вооруженности орудий лова. Последнее - в руках мастеров добычи. На БМРТ-350 не было случая, чтобы трал отказывал в работе. Он имел хорошее раскрытие и обеспечивал максимальную обработку площади облова. В этой немалая заслуга мастера добычи Валерия Смирнова.
Вместе с опытным специалистом добычи Григорием Федоренко он еще на переходе настраивал трал, выверял ваера. И надо сказать, что труд даром не пропал - по прибытии на промысел экипаж «Эвальда Таммлаана» стал сразу брать высокие уловы. Во время работы всякое случается: можно порвать трал. Для настройки нового требуется много времени. Поэтому на палубе БМРТ-350 всегда находились три готовых к эксплуатации трала.
Экипаж БМРТ «Эвальд Таммлаан» успешно справился с производственным заданием, план добычи перевыполнен.
Сейчас Валерий Смирнов сдает экзамены в Таллинский рыбопромышленный техникум.

На снимке: В. Смирнов
Памяти БМРТ-350 и егоо экипажей. ШКОЛА РЫБАЦКОГО ОПЫТА – 15 05 1965
На встречу Дню рыбака
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


ДЕРЖАТЬ РАВНЕНИЕ МАЯКИ!
Пять рейсов совершил на промысел БМРТ-350 под руководством капитана-директора Сергея Владимировича Хорохонова. И каждый раз экипаж возвращался с большой трудовой победой. Свой последний рейс он сделал в район Северо-Западной Африки. Как всегда, рейсовое задание перевыполнено. За 119 суток нахождения на промысле, из которых 20 суток разгрузка, снабжение и ожидание разгрузки у плавбаз, добыто 38,040 центнеров высококачественной пищевой рыбы, заморожено 26,375 центнеров, выработан 2.521 центнер рыбной муки. Сэкономлено материалов и промвооружения на 21.600 рублей. Экипаж дал 456.900 рублей сверхплановой прибыли.
Сегодня мы рассказываем об опыте работы передового экипажа.


БОЛЬШЕ РЫБЫ, ХОРОШЕЙ И РАЗНОЙ
Сегодня опытом больших уловов делится экипаж БМРТ «Эвальд Таммлаан»

КТО ИЩЕТ, ТОТ НАЙДЕТ
Рассказывает капитан-директор С. ХОРОХОНОВ


На промысел мы вышли 2 октября 1964 года в районы Северо-Западной Африки. К началу рейса личный состав судна обновился на две трети, поэтому особое внимание мы обратили на техническую подготовку экипажа. Помощник по производству П. Рощин занимался обучением рыбообработчиков, старший механик Л. Киршин вел занятия с машинной командой, старший помощник А. Кашурин — с палубной, старший мастер добычи Г. Федоренко — с матросами-добытчиками. Программа занятия составлялась администрацией и включала основные вопросы нашего производства. ... Всего за рейс проведено 88 занятий я семинаров. Большинство из них во время перехода. Вклад специалистов в подготовку личного состава окупился сторицей: к началу работ на промысле все новички овладели всеми необходимыми навыками.
На промысле мы находились 119 суток. Из них на ловлю - 99. За это время сделано 541 траление. Первый период промысла отличался хорошей промысловой обстановкой. В среднем мы добывали до сорока тонн в сутки. Такие уловы обеспечивали нормальный ритм работы, как цеха заморозки, так и цеха производства рыбной муки.
В январе и феврале уловы у большинства БМРТ, промышлявших в этих квадратах, значительно снизились. Ряд из них решил, перейти в другие районы, некоторые же попросту снялись с промысла и ушли в порт. Нас не устраивало ни то, ни другое. Учтя сложившуюся обстановку, мы, вместе с другими оставшимися на промысле судами, перешли к расширенному групповому поиску ко-косяков рыбы. Место поиска для каждого судна намечалось заранее. В тех случаях, когда найденные косяки не отличались большими размерами, нас выручало прицельное траление.
На основе наблюдений составлялся планшет района, где наносились пеленги предмета через каждый градус. Кроме того, на планшете отмечались точки разворота точки начала траления, а также точки подъема трала.
3а двадцать-тридцать минут экипаж поднимал от шести до двадцати тонн рыбы. Метод прицельного траления позволяет работать наиболее производительно, продуктивно использовать светлое время суток, не тратить попусту время.
...Мы веди промысел при следующих режимах; скорость — 4,8-5,2 узла, обороты главного двигателя - 240, ВРШ — 4,0 температура выхлопа — 265 градусов.
Говоря об опыте нашей команды, следует сказать о работе траловых вахт. Они постоянно держали связь со штурманским мостиком. О любых изменениях в вооружении трала тралмастера немедленно докладывали капитану или вахтенному помощнику. Это помогло избежать аварийностей, пустых тралений.
Слаженность в работе штурманов и добытчиков позволяла внимательно следить за грунтом. Мы весь рейс отработали двумя тралами. После окончания рейса они остались на судне.
Члены нашего экипажа оказывали помощь другим судам. Одних консультировали по радио, на другие отправляли своих специалистов, делились промвооружением. В трудную минуту и нас выручали суда других флотилий. Особенно в тесном контакте мы работали с ленинградским БМРТ-389 «Владимир Атласов».
Хорошо подготовленная команда, умелый поиск и правильное траление обеспечили даже в сложной промысловой обстановке высокие уловы.
Пятый промысловый рейс нашего БМРТ прошел довольно успешно. Задание по вылову выполнено на 114,8 процента, по мороженой рыбопродукции — на 117 процентов, по выпуску рыбной муки — на 107 процентов. Вся выработанная нами продукция сдана первым сортом. За рейс сэкономлено материалов и промвооружения на 21.600 рублей. За счет повышения сортности рыбопродукции и улучшения ее ассортимента получено 455.900 рублей сверхплановой прибыли.
Достигнутое нами - не предел. Опыт БМРТ «Николай Островский» показывает, какими огромными возможностями обладают большие морозильные траулеры. Экипаж нашего судна будет, стремиться к новым рубежам.



ХОЛОД ИДЕТ В ЦЕХ
Рассказывает рефмеханик А. ПТЮШКИН
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В условиях Африки часть дневного улова не успевает проходить через морозильные камеры. Порою очень ценная пищевая рыба, пролежав на палубе, годится лишь для переработки на муку, что в основном и делает большинство экипажей. Во время ремонта мы смонтировали автоматическую фреоновую холодильную установку. В рыбном цехе поставили два чана емкостью 7 и 12 тонн. В них производится предварительное охлаждение рыбы. Рыба перед разгрузкой в морозильные камеры охлаждается до + 4, + 5 градусов.
Листы железа установили вплотную к ребрам батарей. Теперь воздух не рассеивался в пространстве над подволоком камеры, между батареями и щитами. В результате скорость его потока увеличилась, а температура в камерах соответственно понизилась до —35°С, —38°С вместо проектных —ЗО°С.
Холодильные установки через трое суток работы обрастают снеговой шубой. Чтобы произвести оттайку, холодильная установка обычно выключается через трое суток. Предложение наших новаторов позволило срок между оттайками удлинить до четырех суток.
Суточная заморозка у нас достигала до 30 тонн при температуре в брикете —16°. Это также явилось одним из резервов повышения производительности труда.
Нам планировалось выпустить за рейс 22.535 центнеров мороженой рыбы, мы же изготовили 26.375.

ПОМОГЛА СМЕКАЛКА
Рассказывает старший механик Л. КИРШИН
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В течение рейса машинная команда обеспечила бесперебойную работу всех судовых механизмов. Судовые специалисты внедрили ряд приспособлений, которые намного облегчили работу экипажа.
Электромеханик Ю. Менка совместно с групповым электромехаником В. Агаповым разработал и внедрил разгоняющее устройство преобразователя траловой лебедки. Завод-изготовитель предусматривал пуск преобразователя только от дизель-генераторов № 3 и № 4.
Новое устройство дает возможность запускать преобразователь от любого дизель-генератора и значительно быстрее, чем это делалось раньше, позволяет выводить на профилактику и ремонт любой дизель-генератор. В результате обеспечивается бесперебойная работа всех механизмов при тралении.
Выгрузка рыбной муки раньше велась только через одну горловину мучного трюма. Мы ввели дополнительное грузовое устройство в виде штагкарнака. Это позволило производить выгрузку также через горловину консервного трюма.
Механик-наладчик М. Горбатский предложил, а впоследствии сам изготовил и установил фильтры для воздушных двигателей ПД-3, что обеспечило лучшую работу двигателей во время выкатки тележек из морозильных камер, а также во время их закатки.
Для промывки рыбы после поднятия трала в кормовой части судна требуется вода. Механики нашли выход и здесь: они пожарную систему кормы соединили с водяной системой рыбцеха, что позволило подавать воду при выборке трала насосом ВЦН-90, установленным в утильцехе. Этот же насос полностью обслуживал водой и рыбцех.
Свое задание мы выполнили. Новому экипажу сдали машины и механизмы в таком состоянии, что они успешно проработают еще один рейс.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Горбатский М. парторг БМРТ-350
РАВНЯТСЯ НА ПРАВОФЛАНГОВЫХ СЕМИЛЕТКИ
памяти танкера Криптон и его экипажей. В МОРЕ РАНЬШЕ СРОКА - 22 05 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

От Таллина до Юго-Западной Африки и обратно около 16 тысяч миль. Танкер «Криптон», если учесть еще дополнительные заходы и переходы по этому курсу, проделал все восемнадцать тысяч миль. Ему планировалось доставить промысловым судам 1200 тонн топлива, он доставил 1500. Это за счет рационального использования грузоподъемности и экономного расходования запасов топлива во время перехода.
— Рейсовое задание, — рассказывает капитан В. Левкович, — выполнено успешно. Последний запас топлива мы доставили в Северном море транспортному рефрижератору «Нева". В честь Дня рыбака взяли обязательства до минимума сократить стоянку в порту.
По плану «Криптон" должен был выйти в море двадцать восьмого мая, ушел в рейс 21-го.

На снимке: передовые члены экипажа танкера «Криптон» (слева направо) боцман Л. Валуев, матрос первого класса Ю. Марущак и котельный машинист Б. Иванов.

Фото А. Дудченко.
Памяти СРТР-9108 и его экипажей. ЛЮДИ И МОРЕ – 06 03 1965
О друзьях-товарищах

1. ХОЗЯЕВА
У вас не было одного матроса, а рыба шла по 200—300 центнеров в сутки. Каждые рабочие руки были дороги в эту страдную пору. Старший мастер добычи Геннадий Булдаков хотел бы помочь матросам трясти сети, но нельзя оставить свое рабочее место. Кто же без него будет отдавать поводцы от вожака.
Матрос I класса Арри Бишер сказал мастеру;
— Геннадий Павлович, я справлюсь...
— Что же, Арри, попробуй, — одобрил Геннадий Павлович.
При остановке шпиля во время койлания вожака бывают трудности. Нужно бежать на полубак, чтобы остановить шпиль. Теряется время, а бывают случаи, что его нужно остановить мгновенно. Тогда Бишлер протянул один конец к баранке контроллеума, а другой к месту, где койлается вожак. Просто и удобно. То же самое сделал и для остановки сететряски. Однажды вышел из строя подшипник вала сететряски. Механики посмотрели, подергали и ушли. Им все ясно! Снять невозможно. Тогда Арри Бишлер после работы взялся выбить кулак вала и снять непригодный подшипник. За ним пошел матрос Николай Далибук и мастер добычи Александр Юшин. Провозились более двух часов, но успеха не добились, "диагноз» механиков подтвердился: без нагрева автогеном снять нельзя.
Не беда, что успеха не было. Главное в том, что они -хозяева своего судна, хотели сделать так, чтобы легче было морякам.

2. ОН БУДЕТ ПЛАВАТЬ
Александр Шокарчук служил в армии. Демобилизовался. Решил ловить рыбу. Его направили матросом без класса.
— Есть! — по-военному отчеканил Шокарчук.
Когда рыба ловилась хорошо, он работал на палубе.
Первый дрейф. От сетки только видны подборы- дель заполнена рыбой. Половину порядка выбрали, и каждый почувствовал — улов. Для первого дня это слишком, тем более для Саши! А в конце выборки Саша не смог даже говорить — настолько он устал. Да оно и понятно Служба в госпитале санитарным инструктором не требовала физического труда. На второй день — 25 тонн!
— Уйду, брошу море и эту работу, — говорил Шокарчук.
Но его сосед по каюте Николай Далибук рассказал, что было и с ним такое. Но все прошло.
Так никто и не заметил резкой перемены новичка. Но однажды, когда рыба чуть-чуть поблескивала в сетках. Саша вздохнул:
— Эх, холера! Нет бы, пойти кило по 300!
— Ого! Хватив ты, брат, а как с этими? - Николай показал на бицепсы.
— Ничего, все прошло...
Было ясно, Саша будет
плавать!

3. ЦВЕТЫ
У старшего матроса-бондаря Виктора Иванова был день рождения. Такое событие у нас всегда отмечают. Кок готовит праздничный обед, к чаю подает пироги.
— Пироги — дело обычное. Надо придумать что-нибудь сногсшибательное, — предложил кто-то из ребят.
— Подарим ему букет цветов, — сказал Юхан Райзе.
— Цветов? Где ты их возьмешь в море?! — удивились ребята.
Юхан о чем-то пошептался с матросами, а затем крикнул:
— По местам, готовить тару!
Застучали мелкой дробью молотки, утихли разговоры. Только каждый сам себе ухмылялся и изредка посматривал на именинника. Два часа напряженной работы, и дело сделано.
- Ребята, поднажмем, осталось с десяток бочек, - подзадоривал ребят Виктор Иванов.
Каждый взял по бочке, и разошлись по своим местам. Удар, другой, третий, и среди палубы, окруженный матросами, стоял Виктор Иванов. В глазах у него застыл то ли легкий испуг, то ли недоумение. Открытая улыбка говорила, что он не сердится. Матросы стояли у бочек, клепка которых распустилась в цветок лилии и держалась всего лишь на нижнем обруче.
— Учитывая наше положение, прими этот подарок, - сказал Юрий Комиссаров.
Восторгам и смеху не было конца.
- Спасибо ребята, — взволнованно сказал Виктор Иванов и принялся приводить в порядок полученный подарок.

4. ЧЕЛОВЕК БРОСАЕТ ЯКОРЬ.
Алескандр Юшин пришел в море после службы в армии. Как и все моряки говорил: «Посмотреть, какое оно море». Но никого море ласково не встречало.
Первый рейс – память на всю жизнь. И вот, Александр Юшин уже в море мастером добытчиком.
Мне впервые пришлось встретиться с ним в минувшем году. Тогда он говорил:
- Брошу якорь там, где тишь и благодать. Зачем мне отрываться от земли.
Недавно встретил Сашу. Спрашиваю:
- Где устроился?
- Скоро в рейс! – сообщил он.
- А тишь и благодать?
Он только рукой махнул.
Так и работаем мы с ним с тех пор вместе. Но не каждому море на постоянную прописку. Только тем, кто по-настоящему любит и понимает его.

Г. ГЕРАСИМЕНКО, матрос СРТР-9108
Памяти БМРТ «Юхан Сютисте» и его экипажей. ИДУЩИЕ ВПЕРЕДИ – 19 05 1965
Успехами в труде встречает День рыбака экипаж БМРТ «Юхан Сютисте».
Экипаж не только выполнил, но и перевыполнил свои социалистические обязательства, взятые на рейс. Большую роль в повышении производительности труда сыграли комплексные бригады, опытом работы которых сегодня делится в нашей газете помощник капитана по производству Г. Ермаков.
Свой вклад внесли и судовые рационализаторы механик-наладчик А. Валицкий, старший помощник капитана Б. Дерушев, электромеханик К. Шориков и другие. Они разработали 11 предложений, 9 из которых внедрили в рейсе.
Лучшие из лучших людей экипажа удостоены почетного звания ударника коммунистического труда. Во время разбора рейса заместитель начальника ТБОРФ т. Г. Конторович вручил разведчикам будущего удостоверения ударников.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На верхнем снимке Г. Конторович вручает удостоверение добытчику матросу I класса Эрнесту Лауру.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На нижнем снимке ударники коммунистического труда (слева направо) рефмашинист Л. Викс, машинист рыбомучной установки В. Петров, рефмашинист Н. Будак и добытчик матрос I класса В. Баранов.

Фото А. Дудченко.
Памяти ПР «Советская Родина" и его экипажей. ЧЕТКО, ДРУЖНО - 24 04 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Отличных производственных показателей добился экипаж производственного рефрижератора «Советская Родина". Моряки этого судна, возглавляемые опытным капитаном А. Бирюковым, с первых дней работы на промысле в Северной Атлантике направили свои усилия не только на достижение высоких показателей при обработке рыбы, но и выполнение основного требования — дать продукцию высокого качества.
Рейс был не совсем обычным. Много пришлось заниматься доводкой системы АСМА, которая теперь устанавливается на всех судах такого типа.
Высокая организация труда в сочетании с отличной работой каждого члена экипажа позволила ежедневно перевыполнять производственные задания.
План рейса выполнен на сто тридцать процентов. Свои достижения моряки посвятили Первомаю — празднику пролетарского единства.

На снимке: ( слева направо) матросы члены экипажа "Советской Родины" Александр Матвеенко, Владимир Мартыненко, Пауль Кокк, Петр Войцицкий и Николай Кривонос.
Фото А. Дудченко.
Памяти СРТР-9123 и его экипажей. СУДОВОЙ ПРОФСОЮЗНЫЙ - 14 04 1965
СРТР-9123 возвратился с промысла. Пять месяцев длился рейс. За это время добыто 800 тонн рыбы. Выполнен почти годовой план.
В этом немалая заслуга судового комитета профсоюза, который возглавляет моторист Н. Зайцев.
Промысел начался неплохо. Рыба шла хорошо. На профсоюзном собрании слово взял капитан. Заговорил о убыстренных методах выборки сетей. Предложил работать так, чтобы оставалось времени больше для поиска.
Каков для этого резерв? Судком пришел к выводу — четкая организация труда. На палубе создали строгий порядок. Как водится, производственный процесс добычи рыбы состоит из трех операций: выметка и выборка сетей, засолка рыбы, уборка бочек в трюмы. Работали так, чтобы не задерживать друг друга. Матрос В. Линнас с сететрясной машины был переведен на сетевыборочную. Он сам попросил, чтобы его перевели. Увидел, что в другом месте будет более полезен. Выборка — дело ответственное. Надо тащить сети так, чтобы в большую волну их не утянуло в море.
Линнас умел это делать лучше всех. Судком и ад-администрация удовлетворили просьбу рыбака. Линнасу помогал Р. Раудвер, тоже опытный матрос.
Иногда до тридцати тонн рыбы было на палубе. С этим уловом справлялись рыбмастер Г. Савченко и его подчиненные. Они работали быстро и сноровисто. Кончались палубные операции. Не менее ста бочек надо спустить в трюм. Туда не каждого посылали. Выбирали тех, кто сноровистее может их уложить. Вниз шел Р. Раудвер. Он был там незаменим, как и на палубе.
В результате умелой организации труда на выборке увеличилось время на поиск. Выборку стали заканчивать на три-четыре часа раньше.
Судном боролся за каждый лишний дрейф, его эффективность. Члены экипажа и раньше работали вместе. Они почти в полном составе перешли с предыдущего судна на СРТР-9123. Новеньких прибавилось всего человек пять. Рыбаки отлично знали, как работает товарищ. Это облегчило общий труд. Основным производственным рабочим помогала подвахта. Машинная команда обеспечивала бесперебойную работу механизмов. А рефмоторист В. Клименко трудился на палубе чаще всех.
«Ни минуты простоя!» — выражение стало законом для команды. Судовой комитет контролировал выполнение социалистического обязательства, которое взяли в начале рейса. В салоне вывесили график. В нем учитывали выполнение плана. Редколлегия выпускала газету. Писали о лучших вахтах, передовиках производства. Каждый член команды чувствовал, что отвечает за выполнение плана. После вахты люди спешили в салон посмотреть график: на каком месте по вылову рыбы экипаж.
Рейс окончен. Победу экипаж одержал большую. В этом заслуга и судового комитета: людей воспитывают и словам и делом.

Н. БОНДАРЬ