0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти капитанов и судов (855)
«Эвальд Таммлаан»: ОТРАДНЫЕ УСПЕХИ – 01 12 1979
ЧЕТВЕРТОМУ ГОДУ ПЯТИЛЕТКИ - УДАРНЫЙ ФИНИШ!


Недавно с промысла возвратился экипаж' БМРТ-350 «Эвальд Таммлаан» (капитан-директор Н. Маратканов). С конца, июня по ноябрь судно находилось в Норвежском море. Как известно, промысловая обстановка в этом районе была стабильной, многие наши суда, в том числе и этот экипаж, выполнили свои задания. Победителей с музыкой встречали в родном порту. Экипажу БМРТ-350 «Эвальд Таммлаан» такой почести оказано не было: говорят, подвела заморозка...
Тем не менее, результаты его работы высоки. Вылов составил 124 процента, заморозка — 104 процента, выпуск разделанной продукции — 289,1, спецразделка — 239,4 и филе — 116,9 процента.
По сравнению с прочими показателями результат по заморозке выглядит не столь внушительно. Были на то свои причины: производственные возможности судна — ветерана нашего флота скромнее, чем у других судов того же типа; к тому же, разгрузиться с мороженой продукцией, когда на очереди к плавбазе до 30 судов, тоже проблема. Поэтому предпочли другой путь — максимальную разделку, тем более, что выпуск этой продукции выгоден и экипажу, и объединению.
В этом рейсе экипаж досрочно завершил и годовое задание: вылов — 108,5 процента, производство филе в 10 раз больше планового, выпуск пищевой продукции — 120,2 процента, выполнены и другие показатели. Экипаж был лидером соревнования в объединении в августе, а также одним из лучших в смотре-конкурсе за максимальный вылов и направление путассу на пищевые цели. Успехи отрадные, и достигнуты они, как рассказывает первый помощник капитана М. Тойви, упорной работой, преодолением трудностей. Причем не тех трудностей, что связаны с промысловой обстановкой, отсутствием баз или топлива, но неудовлетворительной подготовкой к рейсу, некачественным межрейсовым ремонтом. Трижды после ремонта судно проходило ходовые испытания и только спустя месяц, с нарушением графика, вышли на промысел. Конечно, судно старое, хлопот с ним много, но ведь в планах на это скидки нет. А, наверное, сделать следовало бы, хотя бы при встрече экипажа в порту, оценивая его работу на промысле.
Весь рейс, каждую минуту были начеку механики и мотористы. Они знали все капризы машин и оборудования. Особенно подводили морозильные камеры и трубопроводная система, что, конечно, не могло не отразиться на заморозке. Впрочем, и другие механизмы, в частности, траловая лебедка, работали не лучше — это был предпоследний перед большим ремонтом рейс.
Трудностям экипаж противопоставил высокую организованность, сознательность и дисциплину. Все возможное было сделано на переходе на промысел. Каждый член экипажа всегда был готов прийти на помощь товарищу.
С благодарностью отзывается экипаж о добытчиках и штурманах. Это благодаря их стараниям цех всегда был обеспечен сырьем. Сумел сплотить коллектив и образцово выполнял обязанности старший мастер добычи М. Разумов. В этой должности он работал впервые, но показал себя грамотным специалистом и подлинным мастером своего дела. Почти невероятно, но факт остается фактом: весь рейс отработали одним тралом. Дело тут, конечно, не столько в экономии промвооружения, сколько, в умении пользоваться им. Такую же высокую оценку получил за свою работу штурманский состав. Немалая нагрузка легла на бригады обработчиков. И они своим трудом доказали, что могут решить любые задачи. Не случайно на разборе рейса капитан директор подчеркнул, что комплексные бригады работали исключительно слаженно.
А подспорьем в труде было соревнование. И не просто соревнование, а труд под девизом «Работать без отстающих». И, пожалуй, благодаря этому при подведении итогов нелегко было определить, какая бригада работала лучше, а какая хуже: у обеих были одинаковые результаты. И все-таки пальму первенства отдали бригаде мастеров Ю. Галанова и В. Морозова. А лучшими вахтами так и были названы две: второго механика В. Мамалыгина и третьего механика В. Кафтайкина.
Эта инициатива — работать без отстающих — нашла свое продолжение и в парном соревновании с экипажем БМРТ-253 «Март Саар». Напарники по соревнованию не имели таких высоких показателей, как рыбаки «Эвальда Таммлаана», поэтому они перенимали опыт работы, как на промысловой палубе, так и в цехе, на расфасовке. Постоянная помощь и взаимосвязь в работе, гласность соревновании позволили экипажу БМРТ-253 «Март Саар» выполнить задание и взятые социалистические обязательства.
Один из самых ответственных участков — рыбцех — находился под неослабным контролем помощника капитана по производству В. Филатова. Он же был и самым активным наставником; ведь в экипаже насчитывалось 68 молодых рыбаков. Мало было не только учить их, но одновременно выпускать продукцию. И с этой задачей все обработчики справились успешно: за весь рейс ни одной рекламации.
Своими помощниками В. Филатов называет комсомольцев и народных контролеров, Их активное участие и обеспечило своевременную обработку. Нет в экипаже человека, который не выходил бы на подвахту в цех. Более 6800 часов отработал экипаж на подвахтах, а некоторый, в том числе и первый помощник капитана, он же секретарь парторганизации М. Тойви, отработали в общей сложности на подвахтах в рыбцехе по месяцу.
Пример, как всегда, показывали коммунисты, они были инициаторами соревнования в экипаже, возглавляли общественные организации. Так, коммунист В. Филатов был избран председателем судового комитета профсоюза, Ю. Богомолов возглавил группу народного контроля, Г. Данилов — комсомольскую организацию, Н. Маратканов, И. Падалка, Я. Солнсон были пропагандистами. Каждый коммунист имел партийное поручение и выполнял его с честью.

Н. ДВОРЕЦКИЙ.

""


В этом рейсе на БМРТ-350 «Эвальд Таммлаан» отлично потрудились матросы Александр Мыкитка, Борис Кадников, боцман Валерий Глинка, электрик Виктор Утицын и мастер обработки Владимир Морозов (на снимке слева направо).

Фото В. Тракса.
Памяти ПБ "Урал" и ее экипажей. ЛОКОТЬ ДРУГА - 30 06 1965
План рейса плавбаза "Урал» выполнила на 120 процентов. Основная работа по приемке продукции легла на плечи производственной бригады. В ней 14 человек. Люди собрались новые.
Некоторые вообще не знали, что такое рыбный флот. Надо было научить людей, выявить возможности каждого.
Это сделал технолог коммунист Егор Бичиков. Юрий Сизов был впервые в море. Конечно, парню требовалась помощь. Егор Бичиков послал Сизова в трюм и поставил его рядом с опытным специалистом.
— Смотри, учись, рассчитывай каждое движение, - наставлял парня Яков Платонов.
И Сизов смотрел. Оказывается, целая наука, чтобы поднять тяжелую бочку и не устать. А ведь бочек сотни... Не будь рядом товарищей, Юрию пришлось бы труднее.
Нужны были лебедчики. Бичиков предложил двоих: Р. Мамедова, А. Ранала.
Четвертый механик В. Янкевич научил их обращаться с механизмами. Нередко на лебедку вставал и технолог, пока парни не освоились.
— Без теории, нет практики, - говорил коммунист Бичиков, — сегодня занятия.
Техническую учебу проводили регулярно. Когда не было груза, приводили плавбазу в порядок: мыли, чистили, красили.
"Урал" работал на Большой Ньюфаундлендской банке. На первых порах рыбы поступало мало. Но на седьмой день все изменилось.
Тут уже каждый мог показать, чему научился. Работали по две смены. Иногда брали по 75 тонн в день. Ребята не подвели.
Лучше всех работала бригада Федора Пузыни. Ей и был вручен переходящий вымпел.

Н. ПЛЕС
ТР "Бриз". ЗДЕСЬ ЛЮБЯТ КНИГУ - 09 06 1965
ТРАНСПОРТНЫЙ рефрижератор "Бриз" готовился к очередному выходу на промысел. Портальный кран опускал в трюм груз. Боцман просматривал свое хозяйство. Дел у каждого члена экипажа много - впереди длительный рейс.
Не меньше заботы и у матроса 1 класса Анатолия Смущенко. Он - внештатный судовой библиотекарь. На "бризе" свыше трехсот пятидесяти томов своих книг, но они полностью не удовлетворяют потребности читателей. Анатолий в рейс берет триста - четыреста томов из фонда Таллинской городской библиотеки имени А. М, Горького.
Выбрать нужную книгу - дело нелегкое. Чтобы полностью выявить потребности читателей, Смущенко обходит своих товарищей по работе и спрашивает, какие ему нужны книги, затем составляет заявку.
А потребности самые разнообразные. На "Бризе" каждый второй учится. Одни в вузах и техникумах, другие - в заочной средней школе моряков. Поэтому к таким людям - особое внимание. Владиславу Веселову, например, требуются учебники по математике и истории СССР, Анатолию Иванову - русского языка. Ян Кутник просит новую литературу по рефустановкам.
И все они получают нужные книги. Но Анатолий Смущенко заботится не только об учащихся. К услугам моряков произведения русских классиков, советских и зарубежных авторов. Для Анатолия - слушателя-заочника Ленинградской высшей профсоюзной школы - пропаганда книги - дело серьезное. К шестидесятилетию со дня рождения М. Шолохова он организовал вставку произведений талантливого советского писателя, оформил фотовитрину.
К каждому читателю библиотекарь подходит внимательно. Виктор Юдин, например, читал все подряд без разбору. Анатолий посоветовал ему систематизировать чтение. Для учащегося средней школы моряков Юдина совет оказался кстати. Виктор зачеты по литературу сдал с высокой оценкой.
На "Бризе" любят книгу, умеют работать с нею. Недавно по повести Беляева "Гости из космоса" была проведена читательская конференция. Она прошла активно и интересно.
Члены экипажа идут в судовую библиотеку. Здесь каждый находит литературу по вкусу.

А, КВАШНИН
Д/Э «СОВЕТСКАЯ РОДИНА». ДОСРОЧНО - 27 03 1965
Д/Э «СОВЕТСКАЯ РОДИНА». (По радио). 23 марта досрочно на 8 суток выполнили рейсовое задание. Заморожено 1,700 тонн рыбы.
Экипаж работал дружно и организованно. Среди лучших — рыбмастер Владимир Середа, матросы Рейн Эрлах, Евгений Бойков, Николай Тимофеев, Борис Мешков, электрик Освальд Крузе, моторист Петр Шелест, боцман Владислав Орден.
Сейчас на судне началось соревнование между производственными службами и бригадами за получение звания коллектива коммунистического труда.

В. ГМИРЯНСКИЙ.
БМРТ-З96. В ПЕРВОМ РЕЙСЕ – 31 03 1965
БОРТ БМРТ-З96. (По радио). Первый груз 5,040 центнеров рыбы и 370 центнеров рыбной муки был набран за 14 суток и сдан на п/б «Владивосток. После этого экипаж заступил на трудовую вахту, посвященную вы-борам в местные Советы депутатов трудящихся Эстонской ССР и добился высоких показателей. За 6 суток было заморожено 2725,9 центнеров рыбы, изготовлено 305 центнеров рыбной муки.
В начале промысла встречались трудности, так как около 60 процентов личного состава производственных бригад впервые вышли в море. За короткий срок они с помощью опытных специалистов освоили производственные операции.
Большинство членов команды с первых дней показывает большую организованность, стремление достичь высоких производственных показателей. К этому зовет обязательство: каждому бороться за звание ударника коммунистического труда.
Как всегда впереди коммунисты, комсомольцы, ударники коммунистического труда.
Бригада обработчиков рыбмастера Н. Петраковского за 8 часов замораживает не менее 17 тонн рыбы, бригада рыбмастера Кучинского — 15—16 тонн. Это высокие показатели.
Большая заслуга в умелой расстановке сил, обучении личного состава принадлежит старшему мастеру добычи Я. Володину, технологу В. Гарбузу, мастеру добычи Пpoцюку.
Теперь, когда экипаж поверил в свои силы, закрепил хорошие темпы в труде, мы твердо уверены, что взятые обязательства выполним.

С. Евланников, первый помощник капитана.
ТР «Бриз". На два причала - 31 03 1965
В конце января транспортный рефрижератор «Бриз" под руководством капитана И. Клочко направился в очередной рейс к берегам Юго-Западной Африки. Экипаж судна имел задание разгрузить БМРТ управления рыбной промышленности Западного бассейна, снять с них три тысячи тонн рыбы и двести тонн рыбной муки.
В первые дни работы на промысле обстановка для моряков складывалась неблагоприятно — не-хватало судов для разгрузки. Однако неудачи не испугали экипаж. Как только появилась возможность принимать промысловиков на два причала, команда усилила темпы в работе. Особенно хорошо трудилась бригада Лембита Нерота. Она постоянно перевыполняла суточные задания, за что награждена переходящим вымпелом.
Экипаж «Бриза» доставил в Таллин 3057,5 тонны морского карася, окуня, мерлузы, скумбрии и 206,2 тонны рыбной муки.
Рейсовое задание перевыполнено, сэкономлено трое суток промыслового времени.
Сейчас экипаж готовится к новому рейсу, к берегам свободной Кубы.
Памяти капитана Олева Керкеля. МОРСКАЯ ДУША – 10 03 1965
О ЛЮДЯХ ХОРОШИХ

МЫ СИДЕЛИ в комитете комсомола рыбопромыслового флота. Олев Керкель, капитан рыболовного траулера, секретарь и я. Олев только что вернулся с промысла. Он деловито рассказывал о рыбацких буднях. Я смотрел на него и восхищался. Могучая фигура, увесистые кулаки, сильные руки, крепкий боксерский подбородок, умные проницательные глаза.
Вскоре мы с ним встретились в море. Наша тридцать девятка пробивалась по штормующему Ла-Маншу к бухте Тор, что у Южной Англии. Там мы должны были встретиться с CPTP-9122, чтобы вместе идти через океан к Кубе.
Когда мы подошли к двадцать второму, я увидел его капитана. Олев стоял на крыле мостика, помахивая приветливо рукой и улыбался.
- Ну, как? Пробились?
- Шумит зверски. — ответил я.
Мы в уютной каюте. Делимся впечатлениями, хозяин угощает нас черным кофе. Пока механики готовят машины, мы договариваемся о маршруте, сигналах и других важных деталях взаимодействия, которые нам будут нужны при переходе через океан.
В бухте тишина. Английский берег рядом. Хорошо видно, как в городе, распластавшемся по склонам холмов, бегают автомобили. Даже не верится, что всего несколько часов назад мы кувыркались с борта на борт. Решив все вопросы, мы договорились сняться утром: может, уляжется шторм. В то время, когда мы уже собирались уходить, радист принес сводку погоды. Она была краткой: «глубокий двойной циклон охватил Атлантику». Мы задумались. Приятного мало. Олев спокойно положил на стол радиограмму и коротко сказал:
— Ждать не будем. Нет смысла терять время. Шторм не утихнет. Надо идти.
Все согласились с его мнением. Вечером мы выбрали якорь. Я стоял на мостике и смотрел на залитый огнями город. «Золотой якорь» — броско кричала реклама. А за высоким скалистым мысом ревел Ла-Манш. От этого рева я зябко передернул плечами и недобро вспомнил Керкеля - если бы не он, ночевали спокойно.
Утром в девять часов, как и договорились, вышли на связь с двадцать вторым. Керкель совершенно спокойно говорил: — Штормить будет неделю. Хода не разовьем. Потеряем время, если пойдем на банку Джорджес. Предлагаю идти на Зюйд к тридцатым широтам, курсом на Мадейру, пойдем южнее Азорских островов. Теоретически путь на сутки длиннее - практически будет короче.
Это было смелое и умное предложение. А когда мы приняли его и прошли ревущие сороковые и, подгоняемые попутным четырех бальным ветерком, двинулись со скоростью двенадцати узлов на Запад, я добрым словом вспомнил Керкеля. Его предложение оправдало себя: в течение двадцати суток севернее Азор бушевала Атлантика.
Однажды у нас вышел из строя главный двигатель. На мостик поднялся второй механик Степа Леончук. Он весь был в масле.
— Часов девять проковыряемся. с досадой проговорил он — Надо ложится в дрейф.
Все ахнули - девять часов в дрейфе. Это без малого сто миль. Нам дорога каждая минута. Но делать нечего, придется валяться. Подошел к нам двадцать второй.
- В чем дело? - поинтересовались с него.
— Вышел главный.
— Надолго?
— Часов на девять.
Двадцать второй застопорил машину. Легкая волна покачивала суда. Черев некоторое время на крыле мостика появился Олев.
— Тридцать девятый! - кричал он нам в рупор. - Давай буксирный конец. Буду тащить. Погода хорошая. Восемь узлов будем иметь. Ремонтируйтесь на ходу. Не терять же время.
И это было мудро. Если у одного судна есть ход, то нам нет никакого смысла стоять обоим. Впоследствии несколько раз мы пользовались этим методом и сэкономили целые сутки дорогого для нас времени.
Из-за нехватки плавбаз в районе Мексиканского залива наши суда имели большие простои. С большим трудом в месяц нам удавалось, сдавать сто сорок тонн рыбы, два груза по семьдесят тонн.
Промысловая обстановка была замечательной, и сдать все двести, не составляло большого труда. Экипажи судов возмущались. Однако, никто ничего придумать не мог. И вскоре СРТР-9122 удивил всех: за месяц набрал три груза, двести с лишним тонн.
Случилось так, что мы встретились с двадцать вторым в Гаване, когда пришли за льдом, топливом и водой. Я пошел к Олеву.
Он сидел у себя в каюте и мастерил из морской звезды ночную лампу.
— Расскажи, как удалось столкнуть три груза?
Керкель улыбнулся. — Очень просто. Не большая химия. Суть дела, оказывается. заключалась в следующем: после набора второго груза CPTP-9122 не стоял пять суток в ожидании разгрузки, как другие, а, заняв очередь, по шел в Гавану, сдав крупную рыбу, брал дополнительно снег и лед. После сдачи остального груза на базу, поспешил на промысел. Двадцать тонн снега хватило для набора третьего груза.
Использовав этот метод, CPTP-9139 сдал в декабре двести тридцать тонн рыбы.
Чем ближе я узнавал этого человека, тем больше восхищался этим замечательным моряком, хорошим товарищем. Я очень доволен, что Керкель в составе советской делегации будет. представлять эстонских рыбаков на IX всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии.


А. КВАШНИН.
БМРТ-229. Дадим 100000 - 20 02 1965
БОРТ БМРТ-229. (По радио). Взяли обязательство в 1965 году при плане 31000 добыть 100 000 центнеров рыбы. В том числе заморозим 65000 центнеров, выработаем 7000 центнеров муки. Два года обещаем работать без заводского ремонта, сэкономить 15 процентов промвооружения и 10 процентов горюче-смазочных материалов.
С первых дней работы на промысле добились хороших успехов бригада обработчиков рыбмастера Пальмисте и бригада добытчиков тралмастера Грековича. Умело работают механик-наладчик Палл, электромеханик Андриец, третий помощник капитана Огибенин, электронавигатор Ревякин, старший тралмастер Борейко, технолог Голенко. Весь экипаж полон решимости досрочно выполнить взятые на себя социалистические обязательства.
Вступаем в соревнование за получение звания экипажа коммунистического труда.

В. КУСТАРНИКОВ первый помощник капитана
Д/Э «АЛЬБАТРОС". У БЕРЕГОВ ШЕСТОГО КОНТИНЕНТА - 10 02 1965
БОРТ Д/Э «АЛЬБАТРОС". (ПО РАДИО)
Прошло сорок суток, как наше судно покинуло родной порт. За это время много интересного повидала команда на своем пути. Тропическая жара встретила нас уже в Красном море, после Суэцкого канала и держала нас в своих жарких объятиях (температура плюс 45 градусов) очень долго.
25 января мы зашли в Аден. Здесь мы пополнили запасы пресной воды из артезианских колодцев, погрузили свежие овощи и фрукты. За время короткой стоянки экипаж ознакомился с достопримечательностями города.
Обогнув полуостров Сомали, судно вышло на просторы Индийского океана. Утром 30 января в долготе 50 градусов и 15 минут на нулевой параллели пересекли экватор. После традиционной купели и прочих церемоний наш Нептун (старший электромеханик В. И. Зайцев) вручил каждому члену экипажа диплом - свидетельство зрелости моряка. Купелью служил нам специально построенный на палубе бассейн. Температура воды в нем оказалась плюс 31 градус!
Пройдя Мадагаскар, легли на завершающий курс - к острову Кергелен. Становится холоднее. За последние три дня температура воды упала на 14 градусов.
Экипаж готовится к началу грузовых операций. Опробываются грузовые механизмы, механики приступили к саморемонту двигателей, отработавших свой моторесурс.
Регулярно протекает учеба в заочной школе, которая фактически превратился в очную школу. Учащиеся 9 и 10 классов матросы С. Симоненко, П. Суходола, Г. Тимошин успешно сдали по три зачета. Не отстают от них и заочники младших классов - судовой токарь П. Кихо, плотник Г. Чеблуков, рефмоторист В. Ермолаев и друге.
Завершен первый этап плавания. На горизонте показалась земля - один из островов шестого континента.

Х. ВИЙРМАА, первый помощник капитана-директора
Плавбаза "Урал". ШТОРМАМ НАПЕРЕКОР - 03 02 1965
От причала рыбного порта навстречу штормам ушла в очередной рейс плавбаза "Урал". Трюмы загружены промвооружением, тарой, солью и другим снабжением, необходимым промысловикам.
А несколько дней тому назад, судно доставило в порт 1045 тонн рыбы - на 45 тонн больше задания.
Тяжелым был рейс. На море стоял шторм. Но экипаж успешно справился с заданием. По плану на погрузку отводилось 14 суток, но мы выполнили эту работу за десять. Сэкономили время и на переходе. Поэтому в порт пришли на четверо суток раньше планового срока.
Хорошо работала бригада рыбмастера Ю. Платонова, - рыбообработчики С. Эйнисте, Р. Томмеокс, Я. Леппик, В. Леонов, М. Цветков и другие. В приказе капитана судна пятерым членам экипажа объявлена благодарность, а имена буфетчицы Л. Петровой и плотника И. Примакина занесены на судовую Доску почета.
Большую работу выполнили и члены машинной команды. В трудных штормовых условиях они провели очередную котлоочистку. За эту работу капитан объявил благодарность старшему кочегару А. Тараненко, машинистам первого класса И. Баранову и А. Сильдвее.

Г. ШТРУМ, рыбмастер плавбазы "Урал"