0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти матросов Эстрыбпрома (137)
НЕ ДЕРЖИТ В СЕКРЕТЕ - 13 01 1976
Энделю Пяхну не пришлось гадать, какую дорогу избрать в жизни. Родился он на острове Сааремаа, откуда вышло немало мужественных моряков-рыбаков. И Эндель не стал исключением. Первое боевое крещение он получил 14 лет назад, когда в 1961 году впервые вышел на СРТ в Норвежское море. Именно на СРТ прошел он настоящую рыбацкую выучку.
Но на СРТ долго плавать не пришлось. В 1962 году его призвали в ряды Советской Армии. И после службы он не задумывался, куда идти работать: конечно же, снова на рыбацкий флот!
На многих судах приходилось ему работать. Как опытного матроса, его направили на супертраулер "Пейпси".
Большое умение требуется от матроса-лебедчика на промысловом судне, и не каждому эта профессия дается. Конечно, накопленный богатый опыт на других судах во многом ему помог. За эти годы многих он научил шкерить рыбу, сортировать по группам и сортам. Он настолько освоил рыбацкое дело, что любая работа ему по плечу. При швартовке к базе он становится на руль, если надо ремонтировать трал — он и за это дело берется и доводит до конца.
Свой опыт он не держит в секрете, с удовольствием передает другим. Много своего свободного времени, например, он провел с матросом Александром Ульченко, чтобы обучить его профессии лебедчика.
Он всегда придет на помощь товарищу. Впервые столкнулся со сложным боцманским хозяйством Ааре Локк. И здесь Эндель нашел время, чтобы помочь товарищу. Это уже в характере Энделя — помогать всем, кому трудно, не считаясь с личным временем. А отсюда и большое уважение товарищей по судну. Не случайно на «Пейпси» он в числе правофланговых пятилетки.

Н. ЕРМОЛАЕВ, первый помощник капитана.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

РТМС-7504 «ПЕЙПСИ». Видом полного трала наших читателей удивить трудно: подобные снимки публиковались неоднократно. Но этот трал не может не вызывать уважения: даже внушительная длина промысловой палубы «супера" оказалась для него недостаточной. Тонн семьдесят, а то и больше будет — определили специалисты отдела добычи.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НА СНИМКЕ - Эндель Пяхн за работой.

Фото В. Олонена.
ЛЮДИ НАШЕГО ФЛОТА
БОЦМАН ЭДУАРД ЛЯХ - 06 12 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Морская биография Эдуарда Ляха началась, когда ему было 22 года. Закончив службу в рядах Советской Армии, он в 1962 году поступил учиться в Пярнуский УКК. В море впервые вышел в должности матроса на одном из судов Пярнуского рыбоконсервного комбината.
Но Эдуарда все время манили дальние морские дороги. Вскоре мечта его осуществилась. На плавбазе «Урал» он совершил плавание в Норвежское море. И вот уже 13 лет он плавает на судах транспортного флота в различные районы Атлантики.
Ныне он — боцман. В этой должности он впервые вышел в море почти десять лет назад на танкере "Александр Лейнер». Три года назад Эдуард. Петрович сделал первый рейс на крупнотоннажном судне. Это был РТМС-7507 «Саадъярв». Образцовая работа Эдуарда Ляха в этом рейсе была высоко оценена руководством судна. Благодаря усилиям Э. Ляха на "Саадъярве» был наведен хороший порядок. Эдуард Петрович проявил себя и как активист-общественник. Потом он не раз избирался членом судового комитета, членом группы народного контроля. Ему вынесена не одна благодарность. В 1975 году присвоено почетное звание «Ветеран «Эстрыбпрома». Свой последний рейс Эдуард Петрович совершил на БМРТ-246 «Антс Лайкмаа». И здесь экипаж остался доволен его заботой по содержанию судна. Старший помощник капитана М. Абзалов так оценивает работу Эдуарда Ляха:
— Нам повезло, что в этом рейсе боцманом на судне был Эдуард Петрович, опытный, энергичный и трудолюбивый моряк. Он постоянно следил за тем, чтобы судно содержалось в образцовом состоянии. Когда Эдуард Петрович берется за дело, можно быть уверенным, что оно будет выполнено качественно и вовремя.

Е. БЕЛОГОЛОВЦЕВ.
Фото И. Шперова.
И РАБОТА, И ДОСУГ - 29 11 1977
Эта смена рыбоприемщиков ТР «Ботнический залив» — комсомольская. Возглавляет ее старший матрос, Владимир Свистунович. Славно потрудились комсомольцы в последнем рейсе. Как и подобает молодым, сильным, энергичным. Тем более, это был предъюбилейный рейс.
Назовем одного труженика комсомольской смены рыбоприемщиков — Владимира Шульгова. Его выделил первый помощник капитана Альфред Антонович Каллип.
— Его портрет помещен на судовой Доске почета. Отличный рыбак и моряк, — говорит А. Каллип.
Хорошая сценка. Ее вполне заслуживает В. Шульгов. Кстати сказать, оценка первого помощника подкрепляется характеристиками с других судов, на которых плавал старший матрос лебедчик Шульгов. В частности, благодарностями. Портрет его был и на судовой Доске почета БМРТ-333 «Юхан Сютисте».
Второе место в соревновании по итогам рейса завоевала комсомольская смена, в которой трудится Владимир Шульгов. План приема рыбопродукции ею выполнен на 181 процент.
Как комсомольский активист, Владимир Шульгов в рейсе, помимо своих прямых обязанностей, выполнял и другие — культурника. В его ведении — судовая библиотека, демонстрация кинофильмов. А это так необходимо вдали от дома, от родной гавани.
Очень довольны моряки своим культурником!
И снова ушел в рейс ТР «Ботнический залив». И опять отправился на нем в океан комсомолец В. Шульгов...

И. ШУРОВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НА СНИМКЕ: В. ШУЛЬГОВ.
Фото И. Шперова.
ЛИЧНЫМ ПРИМЕРОМ – 08 10 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

У рыбообработчика супертраулера «Валгеярв» Александра Семеновича Буторина приподнятое настроение. Позади трудный шестимесячный рейс. Затрачено много сил, энергии. А впереди, через несколько дней, долгожданная встреча с семьей в Кабардино-Балкарии. В кармане билет на самолет.
Рыбообработчик. Трудная профессия. Особенно при хорошей промысловой обстановке. В завершенном рейсе А. С. Буторину не приходилось скучать на рабочем месте. Достаточно сказать, что комплексная бригада дала хороший план. 108 процентов — это и моральное, и материальное удовлетворение. Александр Семенович делом доказал, что трудовая слава закрепилась за ним не случайно. Не по единичному рейсу, не по месячному показателю. По ежедневному и ежечасному труду, труду вдохновенному, умелому.
В цехе обработки он чувствует себя свободно. Сама специальность наложила характерный отпечаток — движения быстры, заучены, Сейчас конвейер стоит в ожидании очередного рейса. Но приятно отметить, что заведование, рабочее место обработчика приведено в порядок, как у рачительного хозяина. Как и быть должно.
Член КПСС АЛ. С. Буторин не просто рядовой коммунист на судне. Он — партгрупорг комплексной бригады, а это — и ответственность за состояние партийной работы в рейсе, и контроль за ходом соцсоревнования, и многое другое. С этими обязанностями коммунист Буторин справился успешно. Партийная работа в группе проводилась и проводится предметно, целенаправленно. Девизом в этой работе для секретаря партгруппы был и остается личный пример. И на производственном участке, в борьбе за качество и эффективность труда, и в дисциплине, и в прочих обыденных делах.
Его фамилия была названа без раздумий: «Да, Александр Семенович Буторин заслуживает всяческой похвалы. И как труженик, и как коммунист, и как человек».
С этой сжатой аттестацией соглашаешься уже при первом знакомство с ним. Она подкреплена результатами труда А. С. Буторина.
Скоротечны отпускные дни. После отдыха обработчик А. С. Буторин снова выйдет в рейс, потому что эта работа ему по душе и о другой он но помышляет. Где трудно и почетно.

И. ШПЕРОВ.

НА СНИМКЕ: А. С. Буторин.
Фото автора.
ЗАБОТЯТСЯ О МОРЯКАХ – 20 08 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На судах нашего флота, вместе с моряками, работают десятки отличных поваров, пекарей, официанток. Сегодня мы знакомим с несколькими представителями службы быта и здоровья. На верхнем снимке вы видите поваров Владимира Попова и Антонину Долматову с плавбазы «Станислав Монюшко». Антонина Долматова уже не один год плавает на судах нашего флота. Она старается всегда приготовить сытную еду. Антонина Долматова свой опыт повара с радостью передает своим молодым коллегам. Владимир Попов многим обязан ей в познании всех секретов поварского дела.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На нижнем снимке вы видите шеф-повара БМРТ-355 «Антон Таммсааре» Валерия Сказаватова. Несмотря на молодость, он умеет вкусно готовить, всегда разнообразить меню.

Фото В. МЕРКУЛОВА и Ф. ГРИБУСТА.
МАСТЕР СВОЕГО ДЕЛА - 26 09 1991
В 1971 году пришел работать в «Эстрыбпром" с завода «Днепросталь» города Запорожье Николай Петрович Маршенко.
На всех типах судов нашего объединения ходил в море Николай Маршенко. И токарем был в рейсах, и слесарем. И на каком бы судне он ни работал, по его ведомству всегда был полный порядок. Именно поэтому по итогам каждого рейса Николай Маршенко получал благодарность или премию, его имя заносилось на судовую Доску почета.
По силам Николаю Маршенко устранить поломку любого агрегата — будь то мукомольная установка, насос или дизельгенератор. Если есть на судне металл и инструмент, от мастера никогда не услышишь: «Не могу" . "Попробуем". — скажет он, и через несколько минут деталь изготовлена, дефект будет устранен.
Много сделал он для выполнения рейсовых заданий. В рейсе на РТМС-7528 "Вагула» Николай Петрович был токарем. В рыбцехе поломалась машина «ИРА»-110», но это не стало помехой в работе цеха. Николай изготовил детали, валы, шестерни, отрегулировал машину так, чтобы она хорошо резала и вымывала рыбу. Это значительно облегчило переработку и шкерку рыбы.
Недавно Николай Петрович пришел на «Моонзунде» с очередного ремонта в Германии, где внес большой вклад в ремонт судна, и зарекомендовал себя как отличный токарь.
Все, кто знает Маршенко по рейсам, уважают его как отличного специалиста, наставника, отзывчивого человека, всегда готового помочь и советом и делом.
В 1988 году Николай Маршенко закончил мореходное училище по специальности «Технология рыбной промышленности». Но как мы знаем, он на этом не остановился и учится на третьем курсе Калининградского технологического института рыбной промышленности.
А еще — хороший товарищ и прекрасный семьянин: любит жену, растит дочь. Они по праву могут гордиться Николаем. Есть за что. И мы тоже уважаем его, как хорошего товарища.


Г. ПРОКОПЕНКО,
Н. СОКОЛОВ.
КРЕПКИ ТРУДОВЫЕ КОРНИ - 05 09 1991
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Раису Николаевну Гаврилову в «Эстрыбпроме" знают многие: работает она в объединении уже 30 лет. Двенадцать лет — на судах, а с 1973 года, с открытия гостиницы "Океан» — в гостинице.
... Родилась Раиса Николаевна в эстонском Причудье, в крепкой крестьянской семье. Род этот трудовой, работящий, уже в позапрошлом столетии был известен не только в Эстонии, не только в России, но и за рубежом: из него вышла известная в Ревеле (Таллинне) семья купцов-коммерсантов Епинатьевых. А мы теперь, уже, кажется, начали понимать, что торговля, коммерция — дело не простое, и для того, чтобы добиться успеха, европейской известности, надо потрудиться ого, сколько! И не одному поколению...
Так вот и Рая Епинатьева (Гаврилова—это уже потом, по мужу) начала свой трудовой путь с твердой установки на то, что если уж берешься за дело, за какую бы то ни было, работу, надо работать добросовестно, сколько хватит сил и умения. А не хватит умения, можно и подучиться, были бы голова да руки. А руки у Раи были крепкие, работящие.
Вспоминает Рая свое первое место работы в «Эстрыбпроме" — плавбаза «Иоханнес Варес». Многие наши моряки, особенно те, кто помоложе, и не знают, что была у нас когда-то такая база и какая на ней работа: принимали свежье, в основном, сельдь, солили, закатывали в бочки. Работа тяжелая, мужская, но, по началу, были на ней и девушки-рыбообработчицы. Вместе с Раей — всего четверо. Мужчины-матросы старались, что уж очень тяжело, брать на себя: девчонки, все же... А вот Рая, хоть и была ростом не велика, но выносливая, крепенькая, как молодая репка, от мужчин старалась, не отставать: и бочки закатывала, и в трюм их спускала, словом, делала все, что положено матросу-рыбообработчику.
— Чего берешься не за свое дело? — говорили ей девчата. — Тебе, что, больше всех надо?
— Так ведь неудобно, — отвечала Рая. — Получаем одинаково, а как работать...
Раиса Николаевна рыбообработчицей работала недолго: вскоре девушек от этой работы освободили. А ей нравилось кулинарное дело, всегда любила вкусно, с выдумкой покормить людей, чтобы оставались они довольны, от стола отходили с хорошим настроением.
Подучившись, стала она поваром. Делала на камбузе все, не боялась никакой работы. А хлеб какой пекла! Моряки, которые бывали вместе с ней в рейсе, до сих пор вспоминают — такого вкусного хлеба, как у Раи, больше едать не приходилось...
А Раиса Николаевна вспоминает, как в детстве мама учила ее хлеб печь, как замесить его, как выдержать. Помнит: квашня большая, тяжелая, детские ручонки до дна не доставали, тесто тугое, упругое, неподатливое... А мама учит: водички подбавь, руки-то посвободней держи, не злым кулаком, а ласковой рукой хлебушек-то вымесить надо... А как поначалу трудно было посадить его в печь! Большие караваи так и норовили соскользнуть с лопаты, с капустного листа прямо в горячие уголья, отодвинутые к стенке. А мама- опять: ничего, не огорчайся, дочка, хозяйство большое, найдется, кому съесть...
На судах хлеб, конечно, не на поду пекли, не на лопате ставили, а все равно умела Рая хлеб испечь. И не только хлеб. В одном из рейсов на танкере «Александр Лейнер" несколько раз заходили на остров Ньюфаундленд. От Сент-Джонса — порта — недалеко лесок, в котором грибов, ягод было — косой коси! Вот и набирали там ежевики на пироги, которые Рая тоже была мастерица печь. Да, впрочем, и без ежевики каждый праздник был с порогами, а чай без булочек редко пили.
Во всех рейсах, на всех судах, на которых доводилось работать Раисе Николаевне, а было их много: после «Иоханнеса Вареса» были производственные рефрижераторы «Альбатрос», " Буревестник", «Саяны», танкеры «Криптон», «Александр Лейнер», ТР «Иней», отзывы о ее работе были самые лучшие. Работала на разных должностях — камбузницей, поваром, зав. бельевым хозяйством — как приходилось, в ком нужда была. Свой последний рейс Раиса Николаевна — теперь уже давно Гаврилова — сделала на БМРТ-355 «Антон Таммсааре» в 1973 году, как раз в это время открылась гостиница «Океан" и решила она перейти на берег: маленький сын требовал, чтобы мама была с ним. Пришла в гостиницу горничной. И — вот уже 18 лет! И за все восемнадцать опять только хорошие отзывы о работе. Привлекает она к себе трудолюбием, душевностью, искренней, не показной, не просто «по должности" заботой о тех, кто живет в гостинице. Обращаются к ней по разным житейским мелочам: кому молоток понадобился, кому веревку — пакет перевязать, а кому и просто поговорить, поделиться, доброе слово услышать - все к ней. У Раисы Николаевны есть все, что в доме может понадобиться.
—: А как же еще? — считает она. — Ведь гостиница, пусть временный, но все же для моряка дом. И наше дело, чтоб он хоть немного поуютней был, потеплее.
Не ленится Раиса Николаевна лишний раз прибрать в комнатах, помыть, подмести.
— Что тебе, больше всех надо? — снова иногда приходится ей слышать. — Напачкали, грязь развели, пусть хоть за уборку платят... У моряков денег много.
— В чужих карманах денег считать не берусь. — ответит она. — А как морякам эти деньги достаются, сама знаю.
Труд Раисы Николаевны не остался незамеченным: ей присвоены звания "Ветеран "Эстрыбпрома"" и "Заслуженный работник «Эстрыбпрома"", "Ветеран "3апрыбы»".
...5 сентября Раисе Николаевне Гавриловой исполнилось 55 лет. Как бы и рубеж: можно бы и оставить работу, отдохнуть. Но крепки трудовые корни, не вырвешь.
— Поработаю еще, силы есть, желание — тоже. Привыкла быть с людьми, помогать им.

Н. МОЛЧАНЮК.

Фото Г. ЦВЕТКОВА
Дейнега Андрей матрос - ПБ Станислав Монюшко. РАБОТАЛИ С ОГОНЬКОМ - 19 07 1977
ПОЗАДИ еще один рейс плавбазы "Станислав Монюшко». Работа на промысле была нелегкой из-за нестабильной обстановки. Но, несмотря на это, экипаж нашего судна достиг поставленных рубежей. Вот он, результат — рейсовое задание по трудоемкости выполнено на 132,2 процента.
С первых же дней работы на промысле руководители партийной, профсоюзной и комсомольской организаций провели большую работу среди личного состава. Рыбаки активно включились в социалистическое соревнование. Трудовое соперничество способствовало рождению производственных рекордов, повышению качества выпускаемой продукции.
Активно участвовала в соревновании и наша третья производственная бригада. Каждый член бригады с полной ответственностью отнесся к выполнению поставленных задач. Хочется отметить хорошую работу старшего матроса кандидата в члены КПСС А. Михайлюка, матроса второго класса партгрупорга Н. Тимофеева, комсомольцев матросов второго класса И. Телига, А. Оборовского, В. Семейникова. В. Игнатовича, М. Кузяева, М. Манаева и других. Они работали с огоньком, задавали тон в труде, делились своим опытом с молодыми моряками. Хорошо потрудились и прибывшие недавно из Пярну молодые матросы А. Дейнега, И. Булыга И. Черняев, В. Пасько. С первых же дней рейса они хорошо овладели эксплуатацией цехового технологического оборудования и почти не отставали от опытных моряков. Например, одни из них — кандидат в члены КПСС А. Дейнега первый раз вышел в море. Но показал себя настойчивым и трудолюбивым К порученной работе относился с полной отдачей сил, активно включился и в общественную жизнь судна.
С такими товарищами приятно рядом работать.

М. ЕЛИЗАРОВ, рыбмастер.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Молодой матрос, кандидат в члены КПСС Андрей Дейнега работал в рейсе особенно хорошо.
Памяти Александра Егоровича Карпушина. С ВЫСОКИМ СОЗНАНИЕМ ДОЛГА - 18 06 11977
Нелегко в нескольких словах рассказать о человеке, тем более о таком мастере своего дела, как Александр Егорович Карпушин, слесарь-газоэлектросварщик БМРТ-355 «Антон Таммсааре». Работает он на судах объединения шесть лет. Многие знают его как отличного специалиста, хорошего товарища, наставника молодежи.
Работа — не забава, раз взялся за дело, то выполнять его нужно как следует, — считает Александр Егорович. А мерилом, сделанному, должны быть твоя рабочая честь и совесть.
...Начинается обычный трудовой день. Ранний подъем, недолгие сборы — и на работу. Внимательно вгляделся в очередную поломку, прикинул, что предстоит сделать. Точные, размеренные движения, никакой суетливости — его обычная манера труда. Но чувствуется в работе А. Карпушина большая внутренняя собранность, ответственность за порученное дело. И хотя нелегок для него этот рейс, но не привыкать Александру Егоровичу — многое в его жизни было нелегким.
Сейчас ему за сорок. А в те далекие годы, в самом начале войны, десятилетним мальчишкой стал он сыном полка. Победу встретил в Берлине, имеет три медали.
А потом было трудное послевоенное время, ремесленное училище, заочная школа рабочей молодежи... Учиться много не довелось, пришлось ограничиться семилеткой. После ремесленного получил профессию слесаря по ремонту промышленного оборудования и стал работать на одном из куйбышевских заводов.
Но времена менялись. Жизнь предъявляла все новые и новые требования, в том числе и к образованию. И Карпушин понял, что его «университетов» уже недостаточно. Несмотря на трудности, он поступил в вечернюю школу и успешно ее закончил.
Где бы ни трудился Александр Егорович, работа приносила ему глубокое удовлетворение. Был Александр Егорович Карпушин бригадиром, имел седьмой разряд, когда в 1970 году пришел на флот. «Дядя Саша» — так называют его на судне молодые моряки. На вопрос, нравится ли ему на флоте и передает ли он свой опыт молодым, отвечает, что всякая работа доставляет радость, если делается она по внутреннему убеждению. И никто из нас, старших товарищей, не таит от молодежи секретов своего мастерства. Напротив, всегда приятно видеть, что молодые проявляют интерес к своей работе и хотят знать как можно больше. Помогаем им, как умеем, стараемся быть для них хорошими учителями, и не только на производстве, но и в жизни. Да и коллектив помогает каждому молодому моряку стать настоящим рабочим человеком, который сознательно относится к труду, не делит работу на важную и неважную...
Трудно не согласить с этими словами. Такова морская специфика, что не бывает на промысле мелочей, нет важной и неважной работы. Малейшая небрежность оплошность, не говоря уже о более серьезной ошибке, могут повлечь за собой выход из строя механизма или целой системы, отразится на всем производственном процессе. Наверное, если бы все на судне относились к порученному делу с такой ответственностью, как А. Карпуша, то необходимость в большинстве ремонтов просто-напросто отпала бы...
Идут к Александру Егоровичу за советом, за помощью и он всегда передает молодым свой опыт, помогает разобраться в сложных жизненных ситуациях.
Каждое утро, как обычно обращаются к нему: "Дядя Саша, — беда...". И через несколько минут уже горит огонек спасительной горелки. Таковы нелегкие будни моряка-ремонтника, человека с высоким сознанием долга, настоящего наставника.

А. ИОФИН,
третий механик БМРТ-355 «Антон Таммсааре».
МОРЯЧКИ С «ФРИДЕРИКА ШОПЕНА» - 14 04 1977
МАТЬ УЖЕ несколько лет твердит Маре Юресоо, мол, не женское это дело — быть моряком, возвращайся-ка на прежнюю работу в автобусный парк. Легко говорить — возвращайся. А попробуй бросить море, когда с ним уже свыклась. Не так давно была в отпуске целых три месяца. Так последние дни Маре все чаще возвращалась в мыслях к морю, вспоминала друзей и подруг, с которыми ее связало море. Однажды ей даже приснилось, что она вышла в море на красивой белоснежной яхте. Сияющее солнце. Тихо всплескивают набегающие волны.
Она захватила пригоршню морской воды, и вода ей показалась такой ласковой, какой за восемь лет плавания на судах Маре ее и не чувствовала.
Восемь лет - срок немалый. За это время Маре многому научилась, в полную меру испытала свои силы, свое счастье. Ходила она в море на транспортниках "Аугуст Якобсон» и "Ботнический залив». Ее прилежанием остались довольны на этих судах. Не в обиде на нее и экипажи плавбаз «Рыбак Балтики", «Станислав Монюшко» и «Фридерик Шопен». Приходилось выполнять разное. Пять лет трудилась в морозильной бригаде в качестве расфасовщика. Два года — в пресервной бригаде на укладке рыбы в металлические банки. Ее упорству и настойчивости надо отдать должное. Терпеливая. Не каждый моряк, имея достаточную физическую силу, выдерживает такой темп и ритм работы; сделает один-два рейса — и просит мастера перевести его на другую технологическую операцию. А Маре Юресоо такая работа нравится. У нее все рассчитано по секундам. Главное в ее операции — это скорость и точность взвешивания. За четыре часа вахты приходилось развешивать в десяти-килограммовые противни от 8 до 10 тонн рыбы с соблюдением предъявляемых требовании к качеству продукции.
В точном и искусном движении ее рук угадывается большой мастер своего дела. Маре уважает профессию моряка. Она пока и не думает расставаться с морем. Растет у нее дочь Ирис. Недавно ей исполнилось три годика. Когда Маре уходит вместе с мужем в море, их шалунья остается с бабушкой. Свою внучку бабушка любит крепко. А Маре в промысловом рейсе не теряет времени даром. В этом году она поступила на подготовительные заочные курсы при Тартуском университете. Ее мечта — стать юристом. Трудностей впереди много, но ей к ним не привыкать. В жизни каждого человека наступает иногда такой момент, когда приходится надолго расстаться с милыми сердцу привычками и обычаями. Менять, например, городской уют на судовую морскую жизнь. К такому решению и пришла однажды Августина Карловна Лехмус. Работа у нее была, как говорят, не пыльная — инженер-синоптик. Можно бы много вспоминать о тех временах. Трудилась в Свердловской области, потом в Дагестане. Составляла прогнозы погоды для гражданской авиации, предупреждала своевременно пастухов о надвигающемся снегопаде или граде. И так десять лет. Она и по сей день поддерживает со старыми друзьями н подругами связь.
Сейчас Августина Карловна затрудняется даже сказать, что же толкнуло ее на такой шаг: мечта или романтика. Пожалуй, и то, и другое. И вот двенадцать лет они вместе — она и море, плавбаза «Фридерик Шопен» и она. Хорошо помнит свой первый рейс. Мастер посмотрел тогда на ее худенькую фигурку, почесал затылок и спросил: «Куда же вас определить?» — «Я хочу стать настоящей морячкой», — не задумываясь, ответила она. «Ну что ж, попробуйте на расфасовке рыбы», — решил мастер. А рейс был не из легких.
Кроме основной работы, приходилось резать филе. Почти через каждые два дня выходили на подвахту в пресервную бригаду.
В следующий рейс Августина Карловна ушла уже химиком-лаборантом. Умеет она в бригаде создать обстановку простоты и непринужденности. Матросы-рыбообработчики довольны ею — требовательная, но справедливая. Всегда расскажет и покажет новичкам, как правильно выполнять ту или другую операцию.
Августина Карловна частенько обращается за помощью и советом к заведующей лабораторией Май Вахинг. Хотя Май Вахинг по образованию техник-лаборант, но разбирается во всех технологических тонкостях не хуже инженера. На плавбазе «Фридерик Шопен» она — ветеран. Более 13 лет связана Май с морем. Пришла на судно после окончания технологического техникума. Несколько лет работала мастером обработки. Не один рейс ходила в море в этой должности.
Май Вахинг считает: сначала нужно полюбить свою профессию, а уж потом в ней совершенствоваться. И Май училась, постигала все тонкости морской жизни. Ее наметанный глаз подмечает, казалось бы, невидимые изъяны в некоторых технологических операциях по заморозке рыбы, по изготовлению пресервов.

Е. МАРУСИН, матрос плавбазы «Фридерик Шопен».