0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти капитанов и судов (870)
памяти штурмана А. Куприенко -ПАРТИИ РЯДОВОЙ –декабрь 1967
СЛОВО ДЕЛЕГАТАМ КОНФЕРЕНЦИИ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

коммунист А. Куприенко декабрь 1967

Встретиться впервые с Александром Куприенко мне довелось в 1964 году на плавбазе "Иоханнес Варес", когда он сдавал рыбу. Много тогда он говорил о необходимости повышения качества изготовляемой рыбной продукции, о том, как идут его дела на заочном отделении Таллинского мореходного училища рыбной промышленности, где он учился.
Прошло- несколько лет. Купрненко зашел в партийный комитет на заседание бюро парткома. Он заметно волновался. Причину его волнения удалось узнать после того, как он вышел с заседания бюро парткома. Улыбаясь, он сказал:
— Вот, поздравь нашего товарища. Eго приняли в ряды партии. Я впервые участвовал в заседании бюро парткома как секретарь партийной организации. Радость секретаря партийной организации CPTР-9110 была понятна. Ведь в том, что парторганизация пополнилась еще одним коммунистом, есть и его, Куприенко, небольшая заслуга.
Раньше Александр не думал о море, не предполагал, что придет время, и жизнь его будет связана с морем. Родился он в Сумской области. Слишком круто обошлась с ним жизнь. Ему было пять лет, когда погиб его отец, колхозник.
Рано пришлось трудиться в колхозе, чтобы помогать матери растить троих братьев. Его товарищи по школе в летние каникулы гоняли мячи, a он в поле работал с матерью.
Иногда он долго просиживал у речки Псел и наблюдал, как рыбаки ловят рыбy. Он тогда думал; есть где-то большие корабли, которые далеко ходят в море и ловят рыбу. Родилась мечта - выйти в море. Но попасть на корабль ему тогда было не суждено. Его призвали в армию. Служить пришлось в морской авиации. Здесь он впервые и увидел
море.
Александр часто вспоминал тех рыбаков, которые ловят рыбу на родине, в речке Псел. И когда пришла пора увольнения в запас, решил идти по комсомольскому набору в рыболовный флот. Так он в 1957 году стал матросом на СРТ, на плавбазе, потом помощником рыбмастера, рыбмастером.
Куприенко понимал, что ему необходимо учиться, чтобы стать настоящим моряком. Он поступил в Taллинское мореходное училище рыбной промышленности на заочное отделение. Сначала было очень трудно. Но Александр стоял на своем. Надо учиться, без знаний трудно работать. В 1965 году он закончил училище.

На судах он возглавлял комсомольскую работу, избирался неоднократно секретарем, а затем его, передового моряка, приняли в ряды Коммунистической партии.
Коммунист Куприенко длительное время возглавлял группу народного контроля на СРТ-4572 и был заместителем секретаря партийной организации.
Коммунист Александр Куприенко вырос от матроса до второго помощника капитана. Коммунист, секретарь партийной организации обрел прочное место в жизни, крепко породнился с морем.

Н. ЕРМОЛАЕВ
Памяти тралмастера А. И. Литвинова - В МОРЯХ ЕГО ДОРОГИ - сентябрь 1969
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


тралмастер А И Литвинов БМРТ Оскар Лутс сентябрь 1969


В один из осенних дней 1946 года на борт теплохода «Миус» в Одесском торговой порту поднялся стройный паренек.
— Выпускник Одесской школы моряков Андрей Литвинов,— доложил он вахтенному штурману. — Направлен к вам работать юнгой.
Так осуществилась меч- та херсонского паренька: он стал полноправным членом судового экипажа. Через несколько дней «Миус» уходил в порты Болгарии и Румынии.
Как бы порадовался отец за Андрея, будь он жив. Но боец морской пе- хоты, бывший старпом Черноморского пароходства погиб в 1943 году под Херсоном.
С особым усердием принялся Андрей за работу, добросовестно выполнял все задания боцмана. С каждым рейсом Андрей набирался опыта, и вскоре старшие товарищи стали отзываться о нем с похвалой. А было в ту пору ему пятнадцать лет...
Быстро летело время. Менялись рейсы, менялись пароходы: "Онега", «Белобережев», "Николаев". На «Николаеве» Андрея приняли в комсомол. ... Четыре года бороздил Андрей просторы Черного моря, а когда исполнилось ему двадцать лет — друзья проводили его в армию, в воздушный флот.
Службу проходил здесь, в Эстонии. Авиамеханик. Казалось бы не плохая специальность "нa гражданке", но после службы Андрея опять потянуло в море.
Снова Черноморское пароходство. Рейсы в Индию и на Цейлон. Многое увидел Андреи в этих рейсах, но не забывал он Эстонию.
Еще во время службы он знал по газетам о большой перспективе развития рыболовного флота. В Таллине намечалось построить новый рыбный порт, строились большие морозильные траулеры.
В 1960 году Андрей Литвинов приехал на Балтику .Четыре рейса ходил он матросом на СРТ и «океанах», командование каждый раз отмечало его трудолюбие, смекалку и дисциплинированность.
Но Андрей понимал, что без упорной учебы рыболовного дела не осилишь. Кончил курсы тралмастеров и был направлен тралмастером на БМРТ-368"Оскар Лутс". Об этом рейсе Андрей Иванович теперь вспоминает с особой теплотой, потому что старшим тралмастером и наставником его был Родион Лепаев. Многому научил он молодого мастера добычи.
С тех пор прошло уже много лет. Андрей Иванович пять рейсов ходил «-старшим». Его, как мастера, богатых уловов, знают на всех БМРТ нашего (да и не только нашего!) флота. Но Родиона Лепаева он по-прежнему считает своим наставником.
Очень просто сказать: мастер богатых уловов. Но за этим словом стоят годы напряженной учебы и работы.
Творческий поиск . Мы привыкли и к этим сло- вам, но что они означают на деле — знают не все.
В последнем рейсе на БМРТ-489 Андрею Ивановичу Литвинову пришлось не раз убедиться, что значат эти слова...
... Все суда, работающие у берегов Северной Африки, вдруг, облетела неожиданная весть: 489-й берет пелагическим тралом по двадцать-тридцать тонн за траление! "Может быть, это "утка"— сомневались некоторые, бывают ведь на промысле любители пустить пыль в глаза. Но нет, это была добрая весть! БМРТ-489 действительно брал по двадцать и тридцать тонн.
А однажды, как рассказал мне Андрей Иванович, затралили тонн сорок. С тяжелым весом работала лебедка. Вся команда, затаив дыхание, смотрела на полный куток. Выдержат ли ваера, хватит ли сил у лебедки? Выдержали! И ваера и лебедки, и моряки! Те самые моряки, которые под руководством Андрея Ивановича освоили новый вид лова — придонное траление. Они первыми у нас на флоте начали этот лов. Их опыт теперь передается на другие суда.
... Мы сидим с Андреем Ивановичем вего мяленькой каюте. Я внимательно слушаю его рассказ о последнем рейсе. Были, конечно, и большие трудности на промысле: потеряли лопасть винта, ушло много драгоценного времени на ремонт. Но мастерство, творческий поиск помогли команде не только выполнить, но и перевыполнить рейсовое задание по всем показателям.
Андрей Иванович показывает графики, схемы, наброски чертежей. На все это ушло немало дней и ночей. А может ли работать иначе настоящий мастер коммунист? Нет, не может.

А. ЗАСЫПКИН.
Памяти экипажа и СРТ-4451 - ЗА РЕЙС ДВА ПЛАНА -июль 1969
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

старший мастер добычи В. Шеляг, мастре обр И. Парк, матрос Г. Гуляр, боцман А. Аайг 4451 июль 1969

Постоянно выполнять рейсовое задание стало традицией на СРТ-4451.
Однако рейс на промысле в Северном море, проходивший с 4 апреля по 12 июля, надолго останется в памяти экипажа. На этот раз коллектив судна (капитан Юло Кививяли) поставил рекорд - план добычи рыбы был перевыполнен вдвое, причем весь улов сдан на транспортные суда в упакованном виде.
Старший мастер добычи Владимир Шеляг четко организовал траление. Штурманский состав и добытчики работали слаженно, с огоньком.
Матросы Иван Арсеньев, Николай Данилов. Георгий Гуляр, Геннадий Степанов старательно выполняли свои обязанности. каждый из них стремился обеспечить качество свежья.
Машинная команда под руководством стармеха Ивана
Кривенкова держала механическую часть в хорошем рабочем состоянии.
Механики оказали неоценимую помощь, выходя на подвахту
во время больших уловов. Они же находили время, чтобы своими силами отремонтировать вспомогательные двигатели и тем сократить
предстоящий объем профилактических работ на судоремонтном
заводе. Второй механик Федор Симеренко за самоотверженный
труд представлен к поощрению по Таллинской базе тралового флота.
Старательно работал молодой третий штурман Василий Онищук.
Более четырехсот тралений сделало судно. В среднем на одно траление
приходилось по 15 процентов улова сайды. При плане 3012 центнеров
за период промысла добыто около 6300 центнеров рыбы, что составляет
почти 208 процентов к плану.
Экипаж доволен тем, как принимали от него рыбу плаврыбзавод «Станислав Монюшко» и производственный рефрижератор «Альбатрос».
На ленинской трудовой вахте экипаж сoревновался с командой CPT-4545.
— Нелегкое это было состязание, — говорит старпом Николай Бочаров. — Надо признаться, что коллектив CPT-4545 также вел добычу очень высокими темпами и добился хороших результатов, и только
благодаря большим усилиям экипаж нашего CРT вышел несколько вперед ...
Как показали предварительные подсчеты, экипажу CPT-4451 осталось выловить лишь несколько тонн рыбы, чтобы рапортовать о выполнении годового плана.

А. К РОСС.
Памяти экипажа и БМРТ-0436 «Кристьян Рауд». - май 1968
Под весенним небом океана

В АФРИКАНСКИХ водах Атлантики ведет промысел БМРТ
«Кристьян Рауд».
Жизнь судового коллектива наполнена напряженной производственном деятельностью.
На палубе, в машинном отделении, в цехе круглые сутки несут трудовую вахту бригады и вахты, борющиеся за досрочное выполнение своих ответственных социалистических обязательств.
Наш внештатный фотокорреспондент старший помощник капитана М. Никольский прислал из океана несколько снимков. На них запечатлены отдельные моменты работы экипажа.
На снимке № 1 -рефрижераторный механик Ратников Виктор в рефрижераторном отделении. Не смотря на высокую температуру в районе промысла, он и его подчиненные обеспечивают суточную потребность судна в «холоде».
На снимке №2 -токарь Кущев Александр за работой в мастерской. Первый рейс он ходил в море токарем, но машинная команда им довольна.
На снимке №3 -момент швартовки «Кристьяна Рауда» к транспортному рефри жератору «Иней». На мостике — капитан-директор Писарев П. Н.
На снимке № 4 — бригада мастера добычи Tpокаля Анатолия за уборкой отремонтированного трала.
На снимке № 5 -на палубу поднят трал со скумбрией. Старший мастер добычи Каск Лембит открывает «карман» для выливки рыбы в бункер и ванну.
Памяти экипажа и БМРТ-0431 Каскад - РАБОТАТЬ НА «КАСКАДЕ»-ВЫСОКАЯ ЧЕСТЬ!
От полюса
к полюсу,
в сетке широт
Атлантика
мощные волны несет.
Богата Атлантика,
скажем ясней:
сокровищ немало
в ее глубине.
До Африки знойной,
где воды теплы,
из Балтики хмурой,
суровой,
доплыв,
добычу ведут девяносто ребят.
Их гордое судно
зовется "Каскад".
Энергия,
звучность,
в названье том есть.
Служить на
"Каскаде" –
высокая честь!
Горячий,
сердечный
привет ему наш.
Отлично сработал его экипаж!


Лучшим среди промысловых судов в последнем рейсе на промысел в район Северной Африки оказался по всем показателям БМРТ-431 «Каскад» Таллинской базы тралового флота.
Выловлено рыбы 33 200 центнеров, или 135 процентов к плану, заморозка составила 124,9 процента. Причем, вся рыбопродукция сдана первым сортом.
Сельскому хозяйству изготовлено 2872 центнера рыбной муки—в полтора раза больше намеченного.
Хорошо справился коллектив судна с заданием по выпуску продукции на экспорт.
Сегодня мы печатаем некоторые данные и факты о делах славного экипажа «Каскад»».

РАБОТАТЬ НА «КАСКАДЕ»-ВЫСОКАЯ ЧЕСТЬ!
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


П. ДОРОНИН,
Помощник капитана по производству

КАЖДЫЙ район промысла имеет свои особенности, сложности и трудности, которые приходится преодолевать рыбакам с напряжением всех сил.
В водax Северной Африки, в пределах 14—21 градуса с. ш., где пришлось вести добычу и морозку рыбы нашему БМРТ, самым тяжелым испытанием являлась жаркая погода. Температура воды обычно достигала 20—23 градусов, а воздуха превышала 30 градусов.
Если обычно раньше мы бывали спокойны, когда при заморозке минусовая температура в брикетах равнялась 16 градусам, то теперь для сохранения качества продукции требовалось иметь в брикетах не менее минус 18 градусов. Отсюда ясно, что компрессоры работали, что называется, на пределе. И если весь рейс обеспечивалась подача холода, то в этом исключительная заслуга людей, обслуживающих эти установки.
Естественно, при африканской жаре крайней необходимостью являлась быстрота обработки рыбы. Значительной части обработчиков в таких условиях прежде не приходилось бывать. Однако они все же освоились и взяли нужные темпы. Надо отдать должное таким руководителям производства, как рыбмастер Алексей Семенов, Его умение находить с людьми общий язык, ободрять их, помогать им в совершенстве овладеть своими квалификациями создавало в цехе обстановку коллективизма и ответственности всех за общее дело.
Нельзя забыть и о работниках, обслуживавших рыбомучную установку. Она была впервые на судне смонтирована и освоена в этом рейсе. Выпушено 287 тонн рыбной муки.
Теперь о недостатках и претензиях. Как уже упоминалось, в африканских водах цеху требуется большее количество холода. Наши компрессоры работали на пределе. Следовательно, для этого района промысла суда должны оборудоваться более мощными компрессорами.
Второе. Тара для упаковки продукции должна быть более высокого качества и стандартной. По прошлым рейсам надо сказать, что тара, поступающая с ряда фабрик, и рвется и отнимает время на переупаковку.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Капитан А. Кожурин - август 1968

ПО СЕМЬ ТОНН

На разборе рейса капитан- директор А. Кожурин привел такие данные и факты.
С марта по 21 июля продолжался рейс «Каскада» в район Северной Африки.
Пятнадцатисуточные переходы на промысел и обратно в порт совершены благополучно.
Восемьдесят суток судно находилось непосредственно на лову. Работали на глубинах от 60 до 200 метров, грунты были не плохие.
Сделано 467 тралений с общим временем в 730 часов. Улов на одно траление за час в среднем составил 7 тонн. Кроме того, трое суток вели впервые лов пелагическим тралом и вполне освоили этот вид добычи.
На снабжение не приходилось обижаться. Продовольствием, например, полностью удовлетворялись запросы команды, трижды получали свежие овощи.
Однако недостаточно отпускалось судну краски. В неважном состоянии после ремонта оказались трубопроводы, случалась утечка аммиака. При оттайке приходилось прекращать работу. Лишь большой труд машинной команды обеспечивал безотказные эксплуатационные качества машин и механизмов.
За рейс членам экипажа всех специальностей вынесено 228 благодарностей. Это в среднем более чем по два на каждого человека.



СОРЕВНОВАНИЕ В РЕЙСЕ

В. ШЕВЧЕHKO,
председатель судкома БМРТ-431

Многогранна и сложна профсоюзная работа в дальнем рейсе.
По выходе из порта на общем собрании избираются судовой
комитет, а вместе с ним ревизионная комиссия, группа народного контроля, товарищеский суд, редколлегия стенной газеты и редколлегия
радиогазеты. Один перечень этих организаций говорит о широком
круге вопросов, которыми приходится заниматься в море. На судовой комитет вместе с партийной организацией ложилась очень
ответственная задача по налаживанию внутренней жизни коллектива.
Сам судовой комитет в составе семи человек был избран из
представителей обеих смен обработчиков и добытчиков, а также
других служб судна.
С чего мы начинали? Прежде всего, учитывая солидную прослойку
новичков, разъяснили людям правила дисциплины и социалистического
общежития в дальнем плавании, еще раз ознакомили их с нормами,
оплатой труда, отвечали на их вопросы.
Нам предстояло на это раз освоить новый вид лова- пелагический.
И, конечно, во главе всех мероприятий ставилась основная цель -
выполнение задания по добыче рыбы, заморозке, при хорошем качестве
продукции, что обеспечивало бы рентабельную работу судна.
Исходя из этих факторов, развертывалось социалистическое
соревнование. По прежнему опыту соцдоговоры вахт и бригад составлялись строго конкретными: на каждую смену определялись цифры улова, расфасовки, упаковки и т.п. Подобно бригадным, брались и индивидуальные обязательства.
После обсуждения их на судовом комитете они утверждались на общем собрании.
Здесь судком прислушался к голосу членов профсоюза и внес
коренные изменения в оценку соревнования. Раньше, например,
при наборе первого груза подсчитывались цифры выполнения
за весь месяц. И получалось, что лучше работающая бригада имела
меньшие показатели. И не по своей вине. А почему? Да потому что
на ее смену приходились переходы, разгрузки т. п. Теперь это
принималось во внимание.
В соревновании с БМРТ-463 каждую десятидневку объявлялись команде итоги обоих судов по вылову, заморозке и иным показателям. Это очень подтягивало людей. И добиваясь победы в соцсоревновании с БМРТ-463, мы одновременно, так сказать, незаметно для себя, завоевали первенство среди судов всех флотилий Западного бассейна, промышлявших у берегов Северной Африки.
Первыми обладателями переходящих вымпелов в экипаже явились добытчики бригады Эдуарда Попса и обработчики Алексея Семенова. По машинной команде отличилась вахта третьего механика т. Вахтра. До конца рейса удерживали первенство no чистоте своих помещений жильцы каюты № 83, где старшим был старший матрос Иван Мосягин.
Самым серьезным образом подходил судком к обсуждению кандидатур на звание ударника коммунистического труда и на судовую Доску почета. Матрос Ильмар Каль, рефмоторист Юрий Пургин и другие товарищи, выдвинутые на присвоение звания ударника коммунистического труда, заслужили такое доверие коллектива и производительной работой, и дисциплинированностью, и соблюдением правил социалистического быта. Например, обработчик Юрий
Подкопаев как раз и жил в той каюте № 83, которая первенствовала по чистоте и порядку в ней. Конечно, не все задуманное, запланированное удалось довести до конца. Но опыт профсоюзной организации в этом славном рейсе в дальнейшем пригодится нашим активистам.




НА ДОСКУ ПОЧЕТА

Добросовестно трудились добытчики, руководимые старшим мастером
Володиным и его помощниками Э. Попсом и В. Мююрисепом.
Хотелось бы отметить и многих других. Вот, например, матрос второго
класса Владимир Рындин, совершавший первый рейс. Он стал виртуозом своего дела, занесен на судовую Доску почета, и повысил вою квалификацию до матроса первого класса.
Девятнадцать самых лучших членов экипажа были выдвинуты для
занесения на Доску почета.
Среди них добытчик Рудольф Кипус, мастер добычи Эдуард Попс, токарь Олег Братков, матрос Петр Семенов и другие.
Памяти экипажа и ПБ "Фридерик Шопен" - ПРИШЛА ПЛАВБАЗА - июль 1968
К ГОДОВЩИНЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ COBETCKOЙ ВЛАСТИ В ЭСТОНИИ

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


С какой радостью встречали на банке Джорджес плавбазу-рыбзавод "Фридерик Шопен" рыбаки! Свежая почта, новые фильмы, пресная вода и продукты питания - вот что такое приход плавбазы в район промысла. А помимо всего этого - возможность сдавать улов, продвигать план!
Круглые сутки в течение 49 дней подходили, швартовались к борту плавбазы промысловые суда. На обоих — кормовом и носовом причалах непрестанная шла работа. Подадут стрелой с плавбазы на палубу СРТ пустую бадью, быстро заполняют ее рыбаки свежьем ...
- Вира! — кричат ухману и лебедчику, и вот уже плавно плывет она по воздуху на плавбазу. Откроет приемщик замок откидного днища, потоком хлынет сельдь в рыбный отсек на палубе ... снова, без минуты промедления, подают бадью, на СРТ — время дорого!
Вообще прием свежья на носовом причале не был предусмотрен проектом. Слишком удален он от приемных рыбных отсеков. И вот то, что казалось неразрешимым проектировщикам, успешно преодолели новаторы судна: они изготовили длинный наклонный гидрожелоб с приемным бункером! Принятое на носовом причале свежье по желобу устремляется в корму. Стало возможным принимать под разгрузку два судна со свежьем одновременно.
Из рыбного отсека через люк в палубе попадает рыба в трюм, где в три смены работают бригады, рыбообработчиков. Будут ее здесь сортировать, промывать, расфасовывать строго по весу, в противни, морозить... Потом упакуют брикеты в короба и упрячут в громадные трюмы. И до тех пор не уйдет плавбаза в порт, пока не забьют моряки трюмы судна «под завязку».
Работают на плавбазе известные на флоте мастера обработки рыбы. Самую разнообразную продукцию могут выпускать бригады под руководством старших мастеров Дмитрия Вовка, Егора Бичикова, Ивана Лукиянова. Пресервы спецпосола в пяти и трехкилограммовой таре, филе, мороженую, готовую соленую различных рецептов посола. Не выбрасываются, идут в дело и отходы, поврежденная рыба и прилов. Из них выпускается ценная для животноводства кормовая мука. Тоннами измеряется получаемый при этом технический рыбий жир. Не судно, а плавучая фабрика!
За рейс принято на Джорджес банке от промысловиков и заморожено около трех тысяч тонн свежья да почти полторы тысячи тонн выпущено готовой соленой продукции из полуфабриката, той самой готовой, которая идет сразу на прилавки магазинов. Две с половиной сотни тонн изготовлено рыбной муки — два плана! А если перевести работу экипажа на деньги, получается: дали шопеновцы за рейс прибыли государству 870 тысяч рублей, из них 186 тысяч — сверхплановой!
Конечно, прибыль эта рождена не одним лишь ударным трудом рыбообработчиков. На «Фридерике Шопене» знают источники рентабельной работы, умеют считать деньги. В общий итог влились доходы от перевозки топлива, воды и промвооружения для судов. В нем также экономия, полученная за счет бережного расходования шкиперского и боцманского имущества.
Ежедневно в 19 часов собирается у капитан-директора Юрия Николаевича Карулина ведущий комсостав. Подводится итог прошедшим суткам работы. Бывает, выявляются узкие места или взаимные претензии высказывают друг другу начальники служб. Здесь после обсуждения сообща отыскивается верное решение. Открыты двери на такие совещания и руководителям общественных организаций судна. Это помогает объединять усилия экипажа, мобилизовать его на выполнение главных задач.
Умеют хорошо работать и культурно отдыхать шопеновцы. Концерты самодеятельности, вечера отдыха, соревнования по волейболу и стрельбе из пневматической винтовки, настольные игры разнообразят морской быт моряков. Да и как здесь быть скуке, если сам первый помощник Георгий Николаевич Рубанский не только организатор, но и участник многих затей! Если есть на судне такие таланты, как исполнитель плясок Владимир Мартыненков, мастер острого слова Николай Косенко, гитаристы и исполнители песен Виктор Копица, Геннадий Никандров, Юрий Женов, Валерий Дульцев, Валерий Крюков Галина Хропова и многие другие!

Н. МИТРОФАНОВ.
Памяти экипажа и БМРТ-227 Аугуст Алле, июнь 1968 - Человек трудом славен!
НАВСТРЕЧУ ДНЮ РЫБАКА

В порту под выгрузкой стоит БМРТ-227 "Аугуст Алле". Судно вернулось к родным берегам с большой производственной победой. Успех обеспечен четкой, слаженной работой всего экипажа по выполнению рейсового задания.
Сегодня на этой странице рассказывается о буднях коллектива, о деятельности администрации, партийной, профсоюзной, комсомольской организаций в борьбе за успешное выполнение социалистических обязательств в честь Дня рыбака.




Во льдах и метелях
Беседа с капитан-директором Ф. ТАММОМ.

Южная сторона Таллинского морского рыбного порта. На лобовой части надстройки одного из БМРТ свежий ветер полощет красный плакат. На полотнище белеют слова: "Здравствуй. Таллин!".
Это, — вернувшийся из рейса и ставший под разгрузку БМРТ-227 «Аугуст Алле»- Капитан-директор Фридрих Михайлович Тамм рассказывает:
— Ушли в рейс 2 февраля, вернулись в порт 9 июня — 101 сутки работали на промысле в районе Лабрадора и на Большой Ньюфаундлендской банке. Об условиях работы судите сами: ледовая обстановка, мороз до 20 градусов при десятибалльном ветре, снежные заряды... Это — у Лабрадора, где были до середины марта. Трудно приходилось. Но подъемы были отличные — по 15—20 тонн трески брали за 45 минут траления и это удваивало силы экипажа, помогало бороться со стихией, преодолевать невзгоды.
Наиболее «рыбными» для нас квадратами были 437, 440 и 457, а самая удаленная на север точка промысла — квадрат 512. Определяющим для работы здесь является дрейф ледяных полей с севера на юг, по ходу лабрадорского течения. Пришлось до десяти раз подниматься у кромки льдов на север, находить «просветы» в полях, работать в них, опускаясь вместе с дрейфующими полями к югу.
Опасная навигационная обстановка вынуждала постоянно иметь в темное время суток впередсмотрящего но баке. Два штурмана находились на мостике во время траления. И все же тяжелые льды вытеснили в марте нас из этого района. Некоторые БМРТ других флотилий получили пробоины — пришлось уйти. Дальнейшая работа продолжалась на БНБ, где уловы были сравнительно ниже.
Экипаж в рейсе работал на совесть. В помощь обработчикам выходила на подвахту остальная часть команды. Однако хорошие экономические показатели в рейсе достигнуты в основном за счет сверхплановой разделки рыбы и улучшения ее ассортимента. К примеру, один центнер разделанных сверх плана окуня приносил нам дополнительно 21 рубль, трески — 10 рублей. Люди знали источники прибылей и не считались с затратами труда на разделку рыбы. Отмечаю отличную работу добытчиков, обработчиков во главе с мастерами Василием Семениковым, Владимиром Володиным, Николаем Петраковским, Иваном Семашко. Машинная команда под руководством Леонида Сергеевича Максимова обеспечила нормальную работу механизмов в условиях обледенения. Из штурманского состава хочу выделить старпома Зозулю Бориса Трофимовича. Который свободно разбирается в промысловой обстановке. Впервые довелось работать с таким добросовестным и знающим электрорадионавигатором. как Эльмар Саареметс. Доброе слово нужно сказать о радисте. Геннадий Варша отмечен за четкую оперативную работу на промысле начальником экспедиции И. Агеевым.


С ЕДИНОЙ мыслью
А. КРЕСТЛИНГ, секретарь парторганизации

В нашей партийной организации 23 КОМ¬МУНИСТА и два кандидата в члены партии. Судите сами, какая это сила! В бюро избрали самых достойных, умеющих работать с людьми.
Главной нашей целью было, как и на других судах, добиться успешного выполнения государственного задания. Этому была подчинена вся деятельность организации.
Разумеется, цифры не заслонили от нас членов экипажа. Ведь цифры, как известно, - результат труда. А труд этот производят люди. В конечном итоге, все завит oт них. И как важно постоянно помнить об этом.
Единой мыслью были пронизаны все мероприятия, проводимые коммунистами: человек воспитывается в труде, трудом он славен.
Наш идеологический фронт возглавлял коммунист, старший матрос Юрии Эдуардович Сеппиус. Его огоньку, умению зажигать сердца людей можно позавидовать. То и дело видят его среди товарищей. Общителен. Сумеет отстоять свою точку зрении. В этом уже сказывается его принципиальность.
Трудно нам было у Лабрадора, Сильные ветры с морозом. Добытчики продувались, что называется, насквозь. И вот где сказалась та работа с людьми, которую мы провели на переходе и которую возглавлял Юрий Эдуардович.
Почти половина состава в этом рейсе была впервые в море. Новичкам мы уделили особое внимание, разбили экипаж судна по группам и проводили занятия. Начальникам служб дали конкретные сроки подготовки новичков и строго следили за их выполнением. Так, на месте, мы узнавали человеческие характеры. способности людей противостоять трудностям, закаляли их волю.
Политическое, идейное воспитание вели у нас и первый помощник капитана Петр Кудрин, и старший механик Леонид Максимов, и старший мастер добычи Василий Семеников, коммунист Виктор Волга и другие.
Я называю имена самых отличившихся на этой работе. А в целом все коммунисты занимались идеологическими вопросами. прекрасно понимая, что успех производственный зависит как paз от идеологического воспитания людей.
Трудностей у нас было немало. Вот хотя бы такая. Убедить людей в разработке рыбы на филе, шкерке. Собирали бригады, беседовали, спорили, подчас крепко. В конце концов, успеха добились.
За весь рейс у нас не было ни одного случая нарушения трудовой дисциплины.
В идеологическом воспитании коллектива мы использовали самые разнообразные формы. Дни рождения (а в этом рейсе их было на редкость много!) — поздравления, подарки. Успех смены -красочно оформленная "молния", фамилии отличившихся. Недостатки — что ж, и они находили свое отражение: выпущено шесть номеров стенной газеты "Нептун".
Результат всей этой работы - успешное выполнение социалистических обязательств.


НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ

И. СЕМАШКО,
член комсомольского бюро

Нас, комсомольцев на судне столько же, сколько и коммунистов, — 25 человек. Старались не отставать от своих старших товарищей. В любом деле были, что называется, на переднем крае.
Нынче год особенный — комсомольский. Вся страна будет отмечать 50-ле-тие ВЛКСМ. И социалистическое соревнование, развернувшееся на судне, приобрело для нас еще и свой дополнительный смысл — достойно встретить юбилей.
Мы очень дружны с партийной организацией. Да и секретарь партбюро — парень молодой, только что на выходе из комсомольского возраста. Наверное поэтому ему близки и понятны запросы молодых. Бюро комсомольской организации, возглавляемое Леной Колесниковой, на мой взгляд, хорошо поработало в рейсе. Каждый конкретно отвечал за какой-то участок работы, периодически отчитывался на бюро. Итоги соревнования подводили еженедельно. Жарко спорили, отстаивая первые места бригад. Учитывали не только производственные показатели, а даже и такое вот: а как ты ведешь себя по отношению к женщинам, работающим на судне. Кстати ГОВОРЯ, прекрасная половина рода человеческого на нас не в обиде. Грубостей не было. А в день 8 Марта мы специально для них выпустили фотогазету с портретами женщин судна, с добрыми и ласковыми подписями.
Работали комсомольцы в рейсе с удвоенной энергией. Перечислить бы ceйчас имена всех, да не хватит места в газете. Да и вдруг кого-нибудь забудешь.
Другое дело, наша фотолетопись судна. В нее мы обязательно заносим отличившихся. Летопись эта ведется с самого рождения судна. Начата тогда, когда «Аугуст Алле» еще строился в Клайпеде.
На счету комсомольской организации — и радиогазета, и подготовка концерта, и участие в вечерах отдыха, и организация сбора средств в фонд борющегося Вьетнама...
Все это позволяет говорить о плодотворной деятельности бюро и всей организации в целом.



УДАРНАЯ СИЛА
Р. ГОЛЕНКО,
помощник капитана по производству.

ДОБЫТЧИКОВ и обработчиков на судне смело можно назвать ударной силой экипажа, той его частью, которая непосредственно «делает план».
На Лабрадоре крепко досталось добытчикам. Работали на глубинах 300— 500 метров, грунт — камень, скала. Случались повреждения трала. Ремонтировать приходилось на морозе, когда за пять-десять минут трал обледеневал. Но даже в этих условиях получили в рейсе экономию на промвооружении за счет технологически грамотного, хозяйского использования.
Обработчикам тоже пришлось иметь дело с замерзшей рыбой. Это, безусловно, снижало темп работы, создавало дополнительные трудности. Экипаж подобрался крепкий, обошлось без нытиков. Понимали люди, что успех рождается там, где борются за него.
Лучшими за рейс по итогам соцсоревнования признаны бригада обработчиков мастера Николая Петраковского, у добытчиков — бригада мастера Владимира Володина. Отлично обслуживала нашу работу вахта второго механика Юрия Яковлева. Не было претензий и к электромеханической службе.
Работники консервного цеха — мастер Лебедев, помощник Кузнецов, справились с рейсовым заданием. Считаю, однако, что 20.000 банок — план для БМРТ заниженный, и в силу этого на выпуске консервов судно прибыли не получило, едва ли окупились пая работников. Рентабельна эта работа у мурманчан, при выпуске за рейс 50—60 тысяч банок.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


партгрупорг первой смены матрос
второго класса Алексей Курочкин. Смена завоевала переходящий
приз судна по результатам рейса;
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

партгрупорг второй смены старший матрос
Виктор Волга за работой.


""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

споем, друзья! ...
Памяти экипажа и буксира "Лембит", июль 1968 -ВАХТУ НЕСЕТ «ЛЕМБИТ»
ВЫСОКО в небо подняли свои стальные руки-стрелы портальные краны. У причалов — громадины БМРТ и плавбаз, тут же стоят СРТ и суда помельче. Раскрыты трюмы: одни жадно вбирают в себя груз, другие неохотно расстаются с ним. Попыхивает выхлопной трубой тепловоз — тянет по рельсам с десяток вагонов-холодильников. Обычный рабочий день в Таллинском морском рыбном порту...
У причала номер 4, по соседству с транспортным рефрижератором «Иней», стоит небольшое судно. На борту надпись: «Лембит». Буксир портового флота наготове. В капитанской рубке потрескивает динамик ультракоротковолновой станции. Щелчок — и следует разговор:
— «Лембит», «Лембит»,
я —«Пальмира», прошу на связь! — вызывает диспетчер порта Виктор Страшнов.
— Я — «Лембинт», на приеме! — отвечает второй штурман Пеет Тыниссон.
- Доброе утро! «Лузу» надо переставить от «Фридерика Шопена» к топливному причалу...
— Вас понял. Выполняем...
Загудел главный двигатель и «Лембит» медленно пересекает акваторию порта, подходит к нефтеналивной барже. Становится лагом. Пеет Тыниссон командует:
— Подать шпринг носовой!
Подают последовательно носовой шпринг, носовой продольный и кормовой конец. Закрепляют. «Лембит» отрабатывает на шпринге, с «Шопена» отдают последний конец и оба судна борт о борт идут к топливному причалу. На руле матрос первого класса комсомолец Вячеслав Фандеев. Второй штурман молчит — такому рулевому подсказывать не надо, свою работу он знает отлично.
Пока «Луза» набирает в свои танки дизельное топливо, беседуем с капитаном Иво Урва. Он свою вахту отстоял, может идти отдыхать, но что-то задерживает его на судне. Это "что-то" - так хорошо знакомое каждому капитану чувство ответственности за свое судно, за его экипаж.
Нет, Иво Урво полностью доверяет своему второму помощнику Пеету Тыниссону. Тот в свое время окончил Таллинское профессионально-техническое училище № 1, начал плавать матросом, учился искусству судовождения у Иво Урва. Перенимал опыт и у других моряков со стажем. Около десяти лет трудится на судах портофлота. Знающий, исполнительны» специалист. Такому не доверять нельзя.
Сам капитан закончил в 1955 году тогдашний Таллинский техникум рыбной промышленности. Учился там на судоводителя. Практику проходил на Каспии и Балтике. Вспоминает:
- Вместе с практикой познал, что такое морская болезнь. На первых порах нелегко было. Но со временем отделался от нее...
Ходил за сельдью на клайпедском СРТ-418 в Атлантику. Третьим штурманом. Плавал боцманом на каботажном судне «Рухну». Потом опять третьим штурманом под началом старого опытного капитана Эвальда Пыллу. Восемь лет назад пришел в Таллиннский морской рыбный порт. Второй штурман на "Трийги", старший помощник на
"Лембите" и вот уже три года капитаном на нем.
— Зря иногда нас рыбаки снисходительно называют «морскими извозчиками», — говорит Иво Урва. — Мы делаем нужное и полезное дело. Без нас туговато пришлось бы экипажам больших судов. Будь то в порту или на рейде — всегда они нуждаются в нашей помощи. Бывает и другое. Понадобилось как-то доставить плавучую мастерскую в Клайпеду. Декабрь месяц, шторм до 10 баллов, волны прокатывались по палубе и оставляли за собой слой льда. И все же «Лембит», напару с «Тасуя», задание выполнил.
А то однажды в Атлантике случилась у СРТР-9161 беда с гребным винтом. Доставили судно к берегам Дании, оттуда уже мы отбуксировали его в родной порт. Тоже было нелегко.
Когда «Тасуя» становится на ремонт, спасательную службу несет наш «Лембит». И приходится нам спасать человеческие жизни не только в море. Был такой случай. Зимой сообщили нам, что на острове Прангли у одной женщины приступ аппендицита, ее жизнь в опасности. И наш «Лембит» пошел выручать человека. Финский залив был покрыт льдом. На ходу лед буквально лез до капитанского мостика. На полпути мы остановились — не в силах были пробиться. Тогда на помощь пришел «Ураган». Совместными усилиями дошли до острова Прангли.
Врач "скорой помощи" (он шел с нами на судне) определил: "Больную необходимо как можно скорее доставить в Таллин.
Предстоит операция." Все обошлось благополучно, женщину успели спасти ...
Пока шел разговор с капитаном, на судно сообщили: «На рейде стоит БМРТ «Аугуст Алле». Надо снять с его борта санитарного врача». И «Лембит» снова в в пути. У руля — боцман Али Флорен. На судне его называют «мастер золотые руки». И действительно, все у него спорится в руках. В тот день до вахты у руля он приготовил для команды обед (и, надо сказать, вкусный — автор этих строк обедал вместе со всеми). А сейчас он спокойно, умело вел буксир, внимательно оглядывая Таллинский залив. Вот стоит белое судно. Ага, знаем его. Это «Зенит» — учебный теплоход Ленинградского высшего мореходного инженерного училища имени адмирала Макарова. А там огибает остров Аэгна финское торговое судно «Мовик». Куда-то побежал по своим неотложным делам спасательный буксир «Гермес». Идет в сторону моря «Волго-Балт». Это судно, должно быть, доставило из Баскунчака соль, а в обратный рейс загрузилось щебнем для Ленинграда. Словом, кругом знакомая картина.
Врач с БМРТ снят, доставлен в порт. А «Лембит» уже огибает полуостров Пальяссааре — надо перешвартовать "Крейцвальда", который прихорашивается у заводских причалов, готовясь к выставке «Инрыбпром-68» в Ленинграде.
— Вот так мы и работаем - говорит капитан Иво Урва. — Наши люди влюблены в свое дело, отличаются постоянством. Вот, к примеру, Вячеслав Фандеев. Тульский паренек сразу же после окончании средней школы пошел плавать. Сейчас он отличный рулевой, стоит у руля в особо опасных местах. Нынче поступает в Таллинское мореходное училище рыбной промышленности.
Более 10 лет плавает на судах портофлота Агнес Вяльяк — судовой повар. Женщина пенсионного возраста, лучший повар портового флота, она никак не может расстаться с дорогим сердцу судном ...

В. КУУС

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


боцман с «Лембита» комсомолец Али Флорен;

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


матрос первого класса комсомолец Вячеслав Фандеев. Фото Д. Принца.
Памяти экипажа и судна РР-1281, июнь 1968 - В ПРИБРЕЖНЫХ ВОДАХ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Моряки океанического промысла и колхозные рыбаки, ведущие лов в прибрежных водах, крепят между собой товарищеские контакты.
Государственное и артельное хозяйство, но дело общее, единая
цель: дать на народный стол больше рыбы разнообразного ассортимента.
Из года в год растет сотрудничество колхозного и государственного флота рыбной промышленности республики. Наиболее ярко деловая дружба проявляется в дни весенней путины, когда приходят на помощь колхозникам моряки Таллинской базы реффлота.
Ежегодно в мае выходят в Пярнуский, Рижский и Нарвский заливы производственные рефрижераторы "Альбатрос", "Буревестник", "Советская Родина", а в последние годы - "Саяны", суда типа РР. Они принимают уловы салаки у колхозных лодок, морозят ее, выпускают пресервы из салаки.
Наш рассказ пойдет об экипаже коммунистического труда РР-1281, работавшем в весеннюю путину у берегов полуострова Виртсу.
Путина нынче началась неделей раньше обычных сроков. Но не застала врасплох рыбаков колхоза "Муху": моторные лодки, снасти, рыбоприемные пункты - все было готово к рыбацкой "жатве". Салака пошла хорошо, дружно. Началась горячая пора.
И тут возникли трудности. Не в добыче - в сбыте рыбы. Колхоз имеет свои рыбообрабатывающие производства: рыбопосольный, коптильный пункты и оборудование для выпуска пресервов, но не справиться было с хлынувшим потоком свежья. Рыбакам пришлось работать в полсилы, брать из "морских кладовых" только
то количество живого серебра, которое могло быть переработано ...
Как же были обрадованы рыбаки, когда из Таллина пришли рефрижераторные суда ТБРФ!
С РР-1281 начали работать пять лодок. А под конец одной бригадой из двух лодок обеспечивали суточную потребность судна в свежье.
Экипаж РР-1281, возглавляемый капитаном Александром Александровичем Пемуровым, еще раз подтвердил
в этом рейсе высокое звание коммунистического. При суточном плане 900 трехкилограммовых банок выпускали по 1000-1100.
Завершили задание - 20 тысяч банок - на две недели раньше срока.
Было так. На рассвете, еще до побудки команды, поднимались
рыбмастер Александр Орефин и повар Э. Ливику. Первый шел в
рыбодел, готовил впрок для дневной работы смесь соли со специями,
а второй отправлялся в камбуз.
С подъема и порой до 21.00 кипела работа на палубе. За исключением
ходовой вахты буквально все становились в трудовой строй. Капитан
и штурманы, старший механик Анатолий Васильевич Беляев с
помощниками, радист Иван Гурьев превращались в укладчиков салаки в банки, работали в одном ряду с матросами.
Состав команды на судне из рейса в рейс сохраняется постоянным.
Это позволило старшему рыбмастеру Тойво Таммисту научить людей,
расставить их на операции с учетом индивидуальных особенностей.
Результат - максимальная отдача. Спокойный по характеру,
атлетического сложения, латыш Артур Гринс, например, стоял на подаче салаки из рыбного ящика в рыбодел: он перебросал лопатой 56 тонн.
Матросы В. Матвеев, Н. Антоненко, Г. Виноградов, Н. Немов и другие
обладатели "проворных рук" готовили банкотару, заполняли ее салакой, упаковывали готовые пресервы в ящики. Который рейс бессменным закатчиком ходит на судне Велло Вайсма, мастер своего дела!
Заканчивается работа, время отдохнуть команде. Не отдыхает только матрос Виталий Малец - культурник-общественник. Один приходит к
нему с прочтенной книгой - обмени. Второй - с советом: в
каком составе выставить команду на встречу по волейболу
с рыбокомбинатской в Виртсу. Нужно еще показать морякам фильм, потому что при любой усталости находятся любители посмотреть кино.
Основной состав команды по волейболу - Н. Малец, старший
помощник М. Феденко, второй механик А. Попов, боцман
Л. Гулоян и юнга В. Демьяненко. При заходах в порту Виртсу этот коллектив играл на равных с командой РР-1270, а "сборная" с этих двух судов ТБРФ наголову разгромила волейболистов с рижской морозилки.
Однажды провели встречу по футболу между нижней и верхней
командами своего судна. Экипаж маленький, почти все стали
"футболистами". Со счетом 3:1 победили представители машинной службы.
В день, когда отмечался в Виртсу местными рыбаками праздник Весны,
моряки коллективно посетили клуб. Были вылазки в лес за ландышами, знакомство со старинным парком...
Умеет ударно работать и культурно отдыхать экипаж коммунистического труда РР-1281. На днях председатель базового комитета профсоюза ТБРФ В. Хейнмаа торжественно вручил
победителям социалистического соревнования в первом квартале переходящий вымпел. Завершив выгрузку, РР-1281 ушел в новый рейс - на этот раз в Северную Атлантику. Впереди привычная работа, новые трудовые свершения.

Н. СИМОНЕНКО
Памяти СРТР-9062 декабрь 1968 - Шестьдесят второй - под двумя вымпелами.
СРТР-9062 вошел в Таллинский порт под двумя вымпелами. Это значит, на судне праздник: взят двойной план. Задание по вылову было установлено в 578 тонн, экипаж выловил 1230 тонн. Засолено
300 тонн сельди. План рейса выполнен на 218,4, годовой - на 124,7 процента. Это но вый рекордный вылов среди кошельковых
судов. С отличными результатами экипаж встречает Новый год, в котором судно отметит десятилетие своей работы. Свои успехи рыбаки посвящают приближающейся знаменательной дате — 100-летию со дня рождения В. И. Ленина.

ВАЖНАЯ ВАХТА
В. БОНДАРЧУК, третий механик

ВЕРНО, когда говорят, что большая добыча — заслуга в первую очередь капитана. Я же расскажу о его помощниках, благодаря труду которых мы смогли поднять на мачте два вымпела.
Обычно, если капитан впервые вышел на новый для него вид лова, на
судно рекомендуется принять капитан-наставникa, который должен помочь ему сделать первые шаги. Но у нас был ОПЫТНЫЙ старший помощник капитана Виктор Фомич Дудкин. Он плавает с первого рейса траулера "под кошельком». Он помог капитану освоить этот вид лова. Первый, контрольный замет был проведен под его руководством.
Вахта старпома npoходит в самое ответственное время: с четырех до восьми вечера. В эти часы у нас интенсивный поиск и замет. От вахтенного в этот период зависит многое. В. Дудкин всегда был на высоте своей должности. Отстояв положенное время в рулевой рубке, он выходил на подвахту.
Пример старпома заразителен. Выходили на подвахту и второй, и третий штурманы — Олег Телещук и Геннадий Малюгин.
Второй рейс хожу с Малюгиным. Хотя ему нет и тридцати, знания у него основательные. Может помочь и починить невод мастеру добычи, и обработать улов рыбмастеру. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что Малюгин вполне может ходить в должности второго помощника, да и другие штурманы могут быть рангом выше С ними легко было работать и мастеру добычи В. Орнату, и его помощнику А. Койдла.
Они отлично справлялись с заметами, с ремонтом невода.
Это и их заслуга, что брали большие уловы, что судно сэкономило значительную сумму на умелом обращении со снастью в новых условиях лова.

После рейса траулер планировали поставить в средний ремонт.
Однако, все механизмы находятся в хорошем состоянии и работают
безотказно. Поэтому мы предложили отсрочить ремонт еще на два
рейса. Это дает базе немалую экономию. Без среднего ремонта судно ходит свыше пяти лет. Такой результат стал возможным благодаря ответственному подходу к его эксплуатации, к обслуживанию механизмов машинной команды под руководством старшего механика Николая Алексеевича Петропавловского.




На малых глубинах

В. ПРУДЦЕВ, капитан СРТР-9062

Рейс наш занял три с половиной месяца. Вначале ловили в Норвежском море, но результаты там были безрадостными. За две недели ни одного полного замета. В Норвежском удалось взять не многим более двухсот тонн. Первые результаты работы нас, конечно, не радовали. Надо было что-то предпринимать.
Приняли решение отправиться в Северное море. Но здесь нас поджидали другие трудности. Известно, что в этом море самые крупные косяки сельди держатся на малых глубинах, около 100 метров над грунтом. А у нас — «кошелек», его стенка — 150 метров. Дель пойдет по грунту — порвет снасть. Поэтому до сих пор на таких глубинах «кошельками» ловить остерегались, не столько поймаешь, сколько получишь убытку от испорченного невода. Но, с другой стороны, нужно выполнить план. Каким образом это будет сделано — забота экипажа.
И мы решили рискнуть, проверить, так ли страшен черт, как его малюют. Каждому матросу разъяснили обязанности. Ведь от того, насколько четко будет работать экипаж, зависел результат эксперимента. Нужна исключительная слаженность палубной команды, особенно лебедки. Надо успеть окольцевать «кошелек» раньше, чем он сядет на грунт. Что и говорить, задача не из легких, но тем не менее вполне разрешимая. Мы учли рельеф грунта, выбрали более Ровные места, песчаное дно, но все же волновались перед первым заметом: шутка ли порвать дорогую снасть. Но все прошло благополучно. Сказалось здесь и то, что сливная часть была из двойной дели. Это исключало ее порывы, сохраняло рыбу от просачивания и не позволяло объячеивать дель. Словом, эксперимент удался, пустых заметов не оказалось, невод за грунт ни разу не зацепился.
В поисках больших уловов мы старались идти своим путем. Чтобы не созда вать толчею судов в одном квадрате, уходили от флота н а 30-40 миль. Поиск сельдяных косяков начинали с середины дня, а к вечеру успевали сделать замет первыми. Это давало возможность первыми и сдавать еще живую рыбу на плавбазу или транспортный рефрижератор. Часов с шести вечера и до утра сдавали улов.
Чтобы ускорить засыпку рыбы в бочки, мы приспособили брезентовый рукав. По нему с палубы из рыбного ящика спускали рыбу в трюм прямо в бочки. Отпала необходимость их майнать.
Конечно, далеко не всегда мы имели возможность сдать весь замет. Вот однажды был любопытный случай. Выследил наш гидроакустик большую стаю, а она ушла под соседнее судно. Все же кое-как «зачерпнули» косяк. Оказалось в «кошельке» 300 тонн. Жаль, сохранить всю рыбу не удалось, хотя суда и обслуживали хорошо. Особенно производственный рефрижератор «Крейцвальд». Капитан Ю. Дергунов не боялся швартоваться в пять-шесть баллов. Приемка на этом судне всегда проходила исключительно деловито, без суеты. Вежливость н спокойствие капитана передавались на весь экипаж.
Таким образом, чуть ли не весь улов рейса мы взяли на малых глубинах. Особенно большие стаи долго находились на глубине вs 110—115 метров в районе Викинг банки. Всегда, когда мы обнаруживали стоящие косяки, сообщали об этом другим судам, даже не дожидаясь общего совета. По нашему примеру на такой же лов перешли многие траулеры.
Хочу отметить хорошее руководство экспедицией ее начальника Б. И. Баринова. Он распределял прием и сдачу рыбы в зависимости от имеющейся тары Благодаря этому, насколько мне известно, потери уловов были незначительные.
А теперь я хочу высказать некоторые предложения. Рыбакам известно, как необходимо иметь светящиеся буи. Иначе в темноте можно потерять невод или намотать его на винт. Но почему-то отдел добычи об этом не беспокоится. Ми переделываем буи кустарным методом, ставим на них лампочки и батареи от карманных фонариков.
Коррозия и ослабление с течением времени пружин замков стяжных колец. В результате кольцо раскрывается и при замете может основательно "потрепать" «кошелек». Необходимо разработать систему защиты колец, сделать их стой
кими к влиянию морской воды.
В рейсе мы достигли большой экономии по многим показателям. Не менее 20.000 рублей. Считаю, что этому помогли беседы на тему «Каждый должен быть экономистом на своем рабочем месте», проводимые в море.

Рейс начинается с берега
Н. ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ, старший механик

УСПЕХ лова зависит от общей слаженности. Выйди из строя хотя бы звено — страдать всему экипажу. Одно из этих звеньев — судовые машины. Работа механиков начинается с берега. Перед выходом судна в рейс мы буквально прощупали все детали машин. Получая механизмы от рабочих судоремонтного цеха, еще раз убедились в необходимости внимательной проверки качества ремонта. Когда принимали от них холодильник, то заметили, что он пропускает в пресную воду забортную. А если бы поверили на слово — имели бы уйму хлопот и море. Поэтому я хотел бы обратить внимание руководства и работников судоремонтного на то, чтобы они не забывали, что обслуживают не береговые объекты.
Кстати, в море ремонтники ответственнее подходят к качеству своей работы. Когда мы обратились на производственный рефрижератор «Крейцвальд» с просьбой изготовить ведущий валик барабана блока для выборки " кошелька", поскольку наш вышел из строя, то машинная команда выполнила заказ
быстро и хорошо. Вот это по-морскому закону!
Чтобы квалифицированно обслуживать механизмы, нужно обладать серьезной подготовкой. У нас таких немало. Это Владимир Бондарчук, плавающий на судне уже три года, Пеэтер Эллик, второй механик, регулярно проводящий осмотры
механизмов и устраняющий небольшие неполадки сразу же.
В дни интенсивного лова члены машинной команды не щадя своих сил помогали палубной. Электрик И. Гукиш и рефмоторист В. Лопатин стояли на руле, замещая матросов. Выходили на подвахту и другие наши механики. Цель у всех была одна — сдать государству больше рыбы.
Я уже семнадцать лет плаваю, видел разные команды, но такой спайки, как на нашем судне, могут позавидовать многие.


В ЧАСЫ ДОСУГА
П. ЛОПАТИН, рефмоторист


ПОЛОВИНУ рейса из-за штормов мы провели в бухтах. Приводили в порядок оборудование, занимались личными делами. И читали. Много читали. Я выдаю книги из сдовой библиотеки. Самые разные - от справочника до детектива. Много лет шефствует над нами Таллинская библиотека имени Горького. В каждом рейсе рыбаки имеют возможность прочитать около двухсот различных книг.
Чтобы по возможности максимально удовлетворить желание экипажа, мы заранее составляем список необходимой литературы. Например, Н. Петропавловский заказал справочник по судовым механизмам - он повышает квалификацию, М. Титову нужны учебники - учится в "мореходке". В. Дудкин и В. Прудцев просили словари и книги на английском языке — увлекаются иностранными языками.
Трудно не только с новинками литературы. Такое же положение и с кинофильмами. «Три плюс два» - уже на память выучили. Бывает и так, что одну серию получишь, а вторую ищи в море.
В свободное время мы проводили в занятии по программе школы основ
политических знаний. Рыбаки внимательно слушали лекции о международном положении СССР и о ходе социалистического строительства. Подготовили к вступлению в ряды КПСС боцмана Михаила Ивашиева, помогали ему глубже изучить Устав и Программу партии, разъясняли вопросы текущей политики.
Несмотря на удаленность от родных берегов, экипаж постоянно находился в курсе событий, происходящих в мире.