0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (2766)
ПБ Станислав Монюшко. В АТМОСФЕРЕ ДРУЖБЫ – 11 12 1979
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Во время стоянки судна в порту Луанда комсомольско-молодежный экипаж нашего судна в свободное от вахт и работ время активно участвовал в спортивных мероприятиях. Были проведены встречи с экипажами судов, находящихся на стоянке в Луанде.
Спортивные соревнования проводились по волейболу и мини-футболу. Все эти встречи проходили в атмосфере дружбы. Успех сопутствовал нашим спортсменам.
Работа и спорт неразделимы. После напряженного трудового дня проводились тренировки и соревнования по настольному теннису, шахматам, шашкам, короне, волейболу, перетягиванию каната. стрельбе. Когда у нашей базы швартовались суда для перегрузки продукции, мы организовывали встречи по волейболу с командами транспортных рефрижераторов - «Остров Русский», «Днепровский лиман», «Бора», «Бриз», «Ботнический залив», теплохода «Эйженберг». И опять успех был на стороне нашей команды.
Во внутрисудовом спортивном соревновании, которое ежемесячно проводили волейболисты, первым был коллектив машинной команды.
Спортивный комитет в рейсе вел свою работу под девизом: «Олимпиада-80 — не только для олимпийцев».

В. АНТАНОВИЧ, машинист РМУ, председатель спорткомитета.
ЗДЕСЬ ТВОЙ ПРИЧАЛ – 01 12 1979
К 25-летию ОКЕАНИЧЕСКОГО ЛОВА
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

БОЛЕЕ тридцати лет назад на месте старого Таллинского рыбного порта была мелководная, грязная гавань. Продрогнув и промокнув до костей, усталые рыбаки возвращались сюда вечером на утлых весельных лодчонках с прибрежного лова.
Здесь же продавали свои небогатые уловы перекупщикам. Вот что рассказывает об этом Фердинанд Вийк — старый рыбак, ныне почетный пенсионер рыболовецкого колхоза им. Кирова:
— Когда-то, более семидесяти лет назад, буря выкинула на берег корабельную каюту. Мой отец подобрал ее, подремонтировал и вселился туда всей семьей. В этой каюте я и родился. Семь месяцев спустя моя мать утонула в море, через некоторое время умер отец...
Но однажды мне, можно сказать, повезло. Улов был неплохим: надрываясь, в одиночку, я выловил килограммов триста трески и много кильки.
В рыбачьей гавани перекупщики рыбу не взяли, пришлось нанять извозчика и везти рыбу на базар в город (место, где сейчас построен театр «Эстония»). Извозчик взял за перевозку по два цента с ящика. Простоял на базаре до вечера. Кильку удалось продать, а на треску никто не глядел. Делать нечего, пришлось возвращаться в гавань. Снова извозчику — по два цента с ящика. Вырученные от продажи кильки деньги пошли на покупку керосина, да детишкам приобрел кое-какие мелочи, вот и все...
— Да, были времена — вспоминает старый рыбак. — Прежде, если море изорвет невод — бросай промысел. На новый, все равно, не натянуть. Мотор, не такой, как сейчас, а маленький, стоил тысячу двести крон. Случись ему утонуть — и пропал рыбак...
Тяжелой и полной опасностей была жизнь тружеников моря в буржуазной Эстонии.
Разительные перемены произошли в жизни рыбаков с восстановлением Советской власти в Эстонии. Пожалуй, ни одна отрасль промышленности в республике не претерпела таких изменений, как рыбная. В Советском Союзе открылись широкие перспективы рационального использования морских богатств, развития рыбного хозяйства страны. Советское государство обеспечило подъем рыбной промышленности на основе ее технического перевооружения.
В 1921 году за подписью председателя Совета Народных Комиссаров Владимира Ильича Ленина был издан декрет о рыбной промышленности и рыболовстве, которым предусматривались меры по расширению рыболовства за счет освоения новых районов и устанавливались рыбоохранные мероприятия. Главными звеньями технического перевооружения рыбной промышленности явились механизированная морская добыча рыбы и новая техника обработки.
В годы довоенных пятилеток был создан паровой и моторный флот, построены холодильники, консервные заводы.
В годы Великой Отечественной войны фашистские захватчики нанесли советской рыбной промышленности громадный ущерб, затормозивший дальнейшее развитие рыбной промышленности. За это время было потеряно свыше 32 процентов рыболовного флота, разрушены многие рыбообрабатывающие предприятия в Азово-Черноморье, в Прибалтике, в Северном бассейне. Советские рыбаки активно участвовали в боевых действиях в рядах Советской Армии и Военно-Морского флота.
Многие из нас, ветеранов, знают Эриха Кальберга — начальника лоцманской службы Таллинского морского рыбного порта. Он родственник старого рыбака Фердинанда Вийка, родился тоже на берегу моря, в Юминда, что неподалеку от Локса. В шесть лет научился управлять шлюпкой. С морем у него связаны и радостные дни, и трагические события жизни. Отец его, капитан, погиб в 1927 году в штормовую погоду на переходе из Локса в Хельсинки. На этом судне погибла и его мать. Нужно было думать, как прокормиться. Решил идти в море. Ходил юнгой, потом стал матросом парусно-моторной шхуны «Агате». Но Эрих хотел учиться, что было нелегко. Летом — плавал, чтобы заплатить за учебу, а зимой занимался. Получив штурманский диплом, Эрих работал в частной конторе на судне «Каларанд». Это судно ловило сельдь. Самый большой улов на нем был около 1000 центнеров. Но вот началась Великая Отечественная война. Когда создавался Эстонский стрелковый корпус, ушел воевать. После освобождения Эстонии Эрих Карлович Кальберг вновь вернулся к профессии моряка. Работал в портнадзоре старого рыбного порта и старшим лоцманом в новом рыбном порту.


""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ПРИБЫВШИЙ с атлантического лова капитан СРТ-4250 Всеволод Федорович Старостенко был назначен капитаном порта. С его приходом кончилась эпопея плавания на подходах к порту и в порту «на ощупь», «на глазок». Помощником ему в этих делах был старый моряк-гидрограф В. Грагайтис, участник многих полярных экспедиций на Севере и гидрографических работ на Дальнем Востоке.
В 1958 году совместно с шефами — военными моряками был изготовлен промерный планшет рыбной гавани в масштабе 1;:1000.
В 1959 году был построен и нанесен на навигационные карты входной створ в Таллинский рыбный порт с ацетиленовыми источниками света. Входной канал по оси створа был углублен жестким гидрографическим тралом на 4,2 метра.
После этих работ по навигационно-гидрографическому обеспечению порт мог принимать промысловые суда типа СРТ и «Океан».
В июле 1960 г. в состав флота рыбной промышленности ЭССР вошла плавбаза «Иоханнес Варес» 16700 тонн водоизмещением, с осадкой 8,2 метра. Это был новый тип судна, оснащенного передовой техникой, с вместимостью трюмов до 4000 тонн бочек с сельдью. Судно требовало соответствующего причала, как для обработки, так и для безопасности стоянки.
Работ, естественно, прибавилось, и совершенно разнообразных. Капитан порта В. Ф. Старостенко 13 октября 1960 г. доложил начальнику порта Н. Д. Рябченко и начальнику УРП СНХ ЭССР К. Н. Кулаженко, что плавбаза «Иоханнес Варес» может быть поставлена непосредственно к причалам № 1, 2, 3 с осадкой 7,9 метра.
Это была победа!
В 1959 году начальником порта был назначен Николай Дмитриевич Рябченко, боевой моряк, ветеран Великой Отечественной войны. На Северном флоте, где он служил капитаном II ранга, воины проявляли беспримерный героизм и отвагу. В декабре 1944 года наши корабли в Баренцевом море вели поиск подводных лодок противника, прочесывая зону от Святого Носа до Сыпь-Наволока в условиях полярной ночи. Цель была обнаружена. Решено идти на сближение. Опознать цель помогла сама природа — северное сияние. В причудливых, прыгающих световых лучах и вспышках всех цветов моряки увидели силуэт подводной лодки. Дистанция до нее была настолько малой, что применять какое-либо корабельное оружие было поздно. Николай Рябченко, командир миноносца «Живучий», предпринял дерзкий шаг — пошел па таран. Фашистская подводная лодка дала запоздалый залп двумя торпедами, но они прошли мимо. Получив сильный удар, лодка накренилась. Артиллерийским огнем эсминец, добил ее. Через сутки Совинформ бюро сообщило о беспрецедентном поединке миноносца «Живучий» с фашистской подводной лодкой.
После окончания курсов повышения квалификации первым лоцманом ТМРП был назначен Юрий Васильевич Островский, бывший капитан буксира «Су-лев», МСБ «Тасуя». Под его руководством была создана своя лоцманская служба, которая воспитала таких мастеров своего дела, как Э. Кальберг, X. Пальк, И. Урва, О. Роэс.
Семилетний план развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 годы предусматривал дальнейшее развитие рыболовства в нашей стране. Уловы к 1965 году должны были увеличиться на 62 процента и достичь 4626 тысяч тонн (46 млн. центнеров). Это означало, что в этом году нам предстояло добыть рыбы столько, на сколько увеличился в нашей стране улов ее за последние 45 лет, Осуществление столь важной задачи возможно было на базе дальнейшего широкого освоения открытых морей, расширения океанического лова, пополнения приемно-транспортного, рефрижераторного и другого рыболовного флота, строительства верфей, машиностроительных, приборных и других заводов, строительства ряда морских рыбных портов (Владивостокского, Калининградского, Мурманского, Таллинского, Клайпедского, Рижского), которые были отнесены к числу важнейших первоочередных строек.
В Таллине, в районе полуострова Пальяссааре, начал строиться большой рыбный порт с причальной линией 1500 метров. Перед руководителями порта Н. Рябченко, А. Морозом, капитаном порта В. Старостенко, партийной и профсоюзной организациями (А. Градиль, П. Митрофанов) стали большие задачи. Начальник Таллинского морского торгового порта С. Сахаров проявил большое внимание к представителям рыбного порта. С первого же диспетчерского совещания, со знакомства с главным диспетчером порта В. Зайцевым началось изучение и передача передового опыта торгового порта рыбному.
По решению УРП СНХ ЭССР был открыт штат диспетчерской службы порта, и в октябре 1959 года главным диспетчером был назначен Алексей Николаевич Набалов (офицер запаса, подводник), заложивший начало диспетчерской круглосуточной службе.
В 1956 году число судов океанического лова возросло до 21. На следующий год — до 31. И к 1962 году эта цифра поднялась до 95. План добычи сельди в 1956 году составлял 60 тысяч центнеров, в 1958 году уже 164 тысячи, а в 1959 году — 219 тысяч центнеров. Ряд таких судов, как СРТ-4327 (капитан т. Стебаков), выполнив один годовой план, работали в счет следующего.
29 июля 1961 года в порт вернулся из рейса первый крупнотоннажный траулер - БМРТ — «Юхан Сютисте». Возглавлял коллектив передовой капитан Иван Александрович Агеев. Штурманы С. Хорохонов, Ю. Дергунов отлично справились со своим делом. Соревнуясь за достойную встречу XXII съезда КПСС, моряки взяли на себя обязательство доставить в порт два груза продукции, кормовой муки, технического жира, филе, в совершенстве изучить свое дело, выполнить первый рейс без аварий и происшествии, с экономией топлива и запасов. Экипаж судна успешно справился с задачами. 9 мая 1961 года с плавбазы «Мартин Андерсен Нексе» (ГДР) на борт БМРТ «Юхан Сютисте» поступила радиограмма, в которой немецкие коллеги поздравляли советских людей с днем Победы над фашистской Германией.
Указом Президиума Верховного Совета СССР капитанам Агееву 'Ивану Александровичу, Сонгу Лембиту Иоханнесовичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда. 148 работников рыбной промышленности Эстонии были награждены орденами и медалями Союза ССР.
К концу 1965 года флот должен был пополниться промысловыми судами типа «Океан», двумя БМРТ и вспомогательными кораблями: плавбазами, рефрижераторами, танкерами, аварийно-спасательными и т. п.. Для обеспечение бесперебойной работы такого большого флота, его базирования и обработки, согласно постановлению Совета Министров СССР в Таллине продолжал строиться большой морской рыбный порт.
Для защиты Пальясаареской бухты от ветров строится защитный мол в северном конце причальных линий. По длине восточного берега полуострова Пальяссааре, протяженностью 800 м., строятся причалы для обслуживания промыслового флота. Северная часть этой причальной линии, длиной около 400 м, предназначается для обслуживания плавбаз, южная часть — для обслуживания добывающего флота.
Расширяется и территория порта. Здесь размещаются управление порта, база экспедиционного лова, рыбокомбинат, судоремонтные мастерские. Суда получают воду, пар, электроэнергию, телефонную связь.
Директором строящегося порта назначается П. Альминас, человек с глубокими знаниями в области гидротехники, морской службы.
Скоро, появились промысловые суда с большой осадкой, для которых 75 процентов причалов по глубинам не подходили, кроме глубоководного причала длиною 400 м. Эти вопросы, в процессе строительства порта и период его эксплуатации, пришлось решать в рабочем порядке. На территории причалов были проложены железнодорожные пути и установлены 4 портальных крана.
Первые крупнотоннажные проводки в новый порт сделал Ю. Островский. Первую проводку флагмана Эстонского флота — плавбазы «Иоханнес Варес» в новый порт произвел Э. Кальберг 1 июня 1964 года. Это было как праздник. На причале собралось все работники порта.
В апреле 1964 года земкараван «Псков" качал рыть канал, который был закончен к 7 ноября того же года. Для обеспечения более надежного и круглосуточного захода судов, на фермах естественного створа были установлены ацетиле новые фонари.
С этого момента основная производственная база : порта была перенесена из старой гавани на причальные участки южного района нового Таллинского морского рыбного порта.
Если в 1961 году в порт прибыло первое судно типа БМРТ, то в 1965 году их уже стало десять. Только три БМРТ типа «Оскар Лутс» в 1964 году выловили больше рыбы, чем ее было добыто в 1940 году всеми рыбаками Эстонии.
Строящийся рыбный порт представлял из себя новое, особое предприятие. На причалах южного района с ноября 1964 года началась активная обработка судов; северный район продолжал строиться; интенсивно шли дноуглубительные работы на акватории.
Начальником порта А. Н. Морозом и капитаном порта Ю. В. Островским был поставлен вопрос о создании «Временного наставления о режиме и правилах плавания в строящемся новом Таллинском морском рыбном порту».
Поскольку в 1965—1968 гг. флот продолжал пополняться крупнотоннажными плавбазами водоизмещением 17—20 тысяч тонн, базирование их требовало соответствующего навигационного оборудования.
К концу 1967 года закончилось строительство причалов порта первой очереди, в том числе и глубоководного причала, позволившего принимать одновременно две плавбазы типа «Фридерик Шопен».
Порт начал перерабатывать около 500 тысяч тонн грузов в год. За 1966 год план грузовых работ был выполнен на 105,6 процента, обработано 791 судно. Коллектив порта занял в соревновании во втором полугодии 1966 года первое место среди рыбных портов страны, а-в следующем году завоевал переходящее Красное Знамя Совета Министров СССР и ВЦСПС.
Со второго полугодия 1968 года порт перешел на новую систему планирования и экономического стимулирования. Была создана нормативно-исследовательская группа, которая занималась изучением слабых звеньев производства. Например, при погрузке соли летом был внедрен многолотковый бункер, облегчающий ручной труд. На внутренних перевозках машины были заменены автопогрузчиками. Партийная организация порта, возглавляемая коммунистами П. И. Митрофановым, Н. И. Пшенным оказывала помощь своим сотрудникам в переходе на хозрасчет. На заседаниях бюро заслушивались доклады специалистов, начальников участков.
Приказом министра рыбного хозяйства СССР от 12 апреля 1970 г. Таллинский морской рыбный порт становится базовым портом и ему присваивается I разряд, с предоставлением права капитану порта оформлять и выдавать документы и дипломы на морские звания высших категорий — до капитана дальнего плавания, судового механика I разряда, судового радиооператора I класса. Организатором дипломной группы был В. А. Грагайтис, а ветеранами ее являются Зоя Алексеевна Попова, Зинаида Дементьевна Лоо, Иван Андреевич Пшеничников, Иван Карпович Саркисян и другие,
В 1972 году была создана постоянная морская карта порта в масштабе 1:5000 с приложением «Правил плавания в Таллинском морском рыбном порту». Эти навигационные пособия и установка штатного входного створа более надежно обеспечивали безопасность плавания промыслового и крупнотоннажного флота на подходах к порту и в его акватории. Ленинградский торговый порт является опорно-показательным. Для изучения его опыта туда были посланы коммунисты нашего порта Н. И. Пшенный, Ю. В. Островский, В. Т. Свинцов, которые, вернувшись, предложили перевести ТМРП на работу в оптимальном режиме, обеспечивающем интенсивность движения судов, сокращение стояночного времени и т. д.
Это особенно важно было для Таллинского морского рыбного порта, так как он стал составной частью объединения «Океан».
Портовики первыми в Эстонии и в Западном бассейне, переняв опыт докеров Ильичевского порта, внедрили прогрессивный метод комплексной обработки судов.
Бригада портовых рабочих коммуниста Ивана Мысика первой перешла на новую систему работы и за трудовые достижения была представлена на ВДНХ. Соперниками ее по соревнованию были бригада коммуниста Макара Папуши, награжденная вымпелом ЦК КПЭ, республиканского совета профсоюзов и ЦК ЛКСМЭ по итогам работы в завершающем году девятой пятилетки, и бригада Владимира Колесова, удостоенная звания «Лучшая бригада портовых рабочих Западного бассейна».
Практически каждый второй рабочий активный участник соревнования за звание лучшего по профессии и едва ли не каждый кадровый рабочий-портовик стал настоящим наставником, учителем молодежи.
Коллегия Главка «Запрыба» своим постановлением от 6 февраля 1975 года присудила коллективу службы капитана порта переходящий вымпел и первую премию за победу в социалистическом соревновании по Западному бассейну. Самоотверженно и достойно трудились такие товарищи, как А. А. Львов, В. 3. Толстенко, А. С. Вовк, Е. С. Трофимов, А. П. Бечин, А. М, Луцюк, Б. И. Дерушев, Г. С. Филатов, П. М. Пинчук, П. 3. Марченко, В. П. Ко-ротенков, П. В. Тичац, Г. А. Михайлов, В. А. Шубин, Э. А. Аллаперт, Э. К. Кальберг, X. Э. Пальк, И. X. Урва, О. А. Росс, И. А. Пшеничников, В. М. Божич, И. К. Саркисян, В. М. Дегунов, А. А. Строгая, В. Д. Лоо и другие.
По итогам смотра в честь 60-летия Великого Октября наш порт был отмечен дипломом «Лучший морской рыбный порт Западного бассейна» и денежной премией.
2150 тонн составила выработка на одного докера. Сэкономлены 71 судосутки стояночного времени. Лучшими докерами признаны бригадир третьей комплексной бригады М. Папуша, первой комплексной — И. Мысик, четвертой — Н. Карасев. Бригада М. Папуши выполнила годовой план к 7 ноября. Две другие бригады — соответственно 13 и 14 октября.
Коллектив докеров горячо откликнулся на призыв ростовчан — работать без отстающих. Кроме того, начали перенимать и внедрять у себя опыт мурманчан по обработке судов методом бригадного подряда.
В начале 1979 года с новой инициативой выступила бригада Ивана Мысика — выполнить задания десятой пятилетки к 110-й годовщине
со дня рождения В. И. Ленина.
* * *
Но не только рыбопродукцию перегружает наш порт. Более 30 тысяч тонн зерна, предназначенного для нужд животноводства республики, предстояло в этом году выгрузить докерам рыбного порта.
Отсутствовал опыт. Пришлось побывать в торговом порту, познакомиться с технологией, установить на причале два бункера, наладить работу портовых кранов и весового хозяйства.
Поставленная задача — выгружать зерно из трюмов прямо в автомашины беспрерывным потоком — была успешно решена.
Многое сделали для совершенствования технологического цикла разгрузки зерна главный инженер порта Л. Карпусь, главный технолог А, Дунтау, начальник грузового района А. Зелинский, инженер-технолог Т. Матвеева и другие.
С первого дня работы по выгрузке зерна, среди докеров было развернуто социалистическое соревнование и заключен договор смежников — торгового порта, представителей министерства сельского хозяйства и министерства заготовок республики, железнодорожников: всю работу строить по строгому графику, в котором предусмотреть время прихода судна в порт, работ бригад докеров посменно, поступление авто транспорта и т. д.
Наше путешествие в прошлое кончается Каким же стал порт к своему юбилею?
С севера мы видим уникальный навигационный знак на гидротехническом основании на банке Таллинамадал, построенный в 1970 году гидрографами под руководством А. И. Рассохо с участием бывшего работника порта В. М. Божича. Маяк полностью автоматизирован.
На подходах с запада, по типу навигационного знака Таллинамадал, строится навигационный знак на банке Вахемадал, работающий также на автономном питании от радиоизотопной энергетической установки, который вой дет в строй в начале 1980 года — к 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина.
Для повышения безопасности плавания, сокращения простоев судов из-за плохой видимости и волнения, в Таллинском порту организован пост регулирования движения судов, оборудованный БРЛС «Океан-II», который производит радиолокационную проводку судов на Таллинский рейд, с рейда до ворот торгового и рыбного портов и контролирует движение судов в заливе. В 1977 году, в связи с большими изменениями в судоходной обстановке, произведена большая корректура морской карты порта и «Правил плавания в Таллинском морском рыбном порту», которые более надежно обеспечивают безопасность плавания.
На входном канале, доступном для крупнотоннажных судов, установлен створ светящих знаков на газосветных лампах МГУ-220, малиновый свет которых ярко отличается от множества огней города.
У причалов южной стороны стоят суда, проходящие межрейсовый ремонт на СРЗ. Рядом с ним здание электрорадионавигационной камеры, которая является техническим центром, прививающим высокую штурманскую культуру, обеспечивающим ремонт и внедрение на судах новой техники. Дальше — здание службы капитана Таллинского морского рыбного порта, которую возглавляет опытный моряк-промысловик Сергей Хорохонов.
На северной стороне расположена вся производственная база действующего порта. Против глубоководного причала расположился громадный корпус — холодильник, с механизированными линиями и современным оборудованием. Рядом с холодильником — бытовой корпус, в котором расположено управление порта и помещения для портовых рабочих.
В непосредственной близости находятся механические мастерские, депо автопогрузчиков, бытовые помещения, склады порта.
Поздравляя портовиков с 30-летием Таллинского морского рыбного порта, мы отдаем дань глубокого уважения и благодарности его ветеранам: А. С. Трофимову, У. Т. Илларионовой, В. П. Скороход, Ф. В. Туманник, В. А. Щацкому, С. П. Юрчук, Т. Н, Гузь, Э. К. Кальберг, И. X. Урва, Э. X. Воронецкой, Н. П. Медведьевой, Л. Т. Недельской, М. Я. Панахно, И. Э. Петросян, Э. Е. Страковской, А. В. Козлячковой, А. П. Градиль, X. X. Круусмаа, И. А. Мадаль, П. Ю. Тынисон, Б. И. Степанову, Г. В. Рыбаку. В. И. Митрофанову, И. И. Павлюченко, К. В. Ершову, В. И. Тыэвялья, А. А. Трууметс и другим.
* * *
На корме каждого судна ниже его имени всегда стоит название того порта, к которому оно приписано. Это название по своему смыслу больше, чем простая фиксация порта приписки. За ним следует видеть причал своей родины, к которому каждый моряк ведет свой корабль из дальнего плавания. Здесь родной дом рыбаков, моряков, портовиков... Это они, верные сыны родины, Коммунистической партии, с честью несут флаг нашей страны на разных параллелях океана.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В диспетчерской службе Таллинского морского рыбного порта работает немало молодых специалистов, в том числе и Владимир Антонов, которого вы видите на нашем снимке.

Фото В. Тракса,




Н. БАЛАКШИН.
У ИСТОКОВ – 01 12 1979
К 25-летию ОКЕАНИЧЕСКОГО ЛОВА
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ПОЧТИ 25 лет тому назад выходом на промысел в Северо-Восточную Атлантику двух судов типа СРТ было положено начало океаническому лову в Эстонской ССР. До этого памятного события в республике предпринимались энергичные меры по развитию рыбной промышленности. Одним из организаторов ее после Великой Отечественной войны был Кирилл Евсеевич Антонов.
Накануне праздника Великого Октября 6 ноября 1946 года он по предложению созданного Министерства рыбной промышленности ЭССР стал руководителем первого рыбопроизводственного предприятия — треста Гослова. За плечами Кирилла Евсеевича уже был солидный опыт практической хозяйственной и партийной работы в рыбной отрасли. С морем он породнился еще юношей, в 1920 году, за девять лет прошел путь от юнги до помощника капитана в Ленинградском морском порту. Учился в морском техникуме, там же вступил в ряды КПСС в 1927 году. По окончании военно-морской службы в Севастополе в 1933 году его направляют по путевке ЦК партии в распоряжение политорганов рыбпрома Дальнего Востока. Пять лет ходил на промысел первым помощником капитана на пароходе «Тунец» и других судах, затем стал работать заместителем начальника рыбного порта, секретарем Ворошиловского районного комитета партии Владивостока, в управлении по добыче крабов и морского зверя. В 1944 году, после долгих лет, возвращается на родную Балтику в качестве начальника базы морского рыболовства в Клайпеде, откуда и прибывает в Таллин.
Трест «Гослов» располагал двумя базами: в Таллине и в Пярну. В их распоряжении находилось 27 маломощных композитных судов по сто тонн водоизмещением (каркас металлический, обшивка и палуба деревянные). К тому же они требовали серьезного ремонта и переоборудования под траловый лов. А никаких ремонтных средств, не было. Перед руководством треста встала, казалось, непреодолимая задача — подготовить и направить в море суда, не имея на то никаких возможностей...
Кирилл Евсеевич узнал, что в Таллине подбирается группа судоремонтников по восстановлению мелкого флота. При встрече с этими людьми удалось найти общий язык. «Мы предоставили им территорию, оговорив себе право на переоборудование в первую очередь своих судов». Так была создана артель «Роол», возглавил которую грамотный и энергичный товарищ — Кингс.
Располагая прекрасными специалистами, артель «Роол» в течение одной зимы отремонтировала и переоборудовала все рыболовецкие суда. Но оставалась еще более сложная задача: где взять кадры? Пришлось обращаться к мурманчанам и по старой памяти — в Клайпеду. Особенно трудно было с командным составом. На помощь пришли и демобилизованные командиры и старшины с катеров, тральщиков, сторожевиков. В 1947 году на Балтику вышла целая рыболовная флотилия — за дарами моря, в основном за треской.
Зима 1947—48 года ожидалась суровой. Это обстоятельство, вспоминает Кирилл Евсеевич, заставило перебазировать часть флота южнее, в район Клайпеды, чтобы не прерывать промысла. Первые малые рыболовные траулеры (МРТ) отправились туда осенью под командованием капитана Оя и сразу начали работать успешно. В Клайпеде была организована экспедиционная база Эстонского тралового флота и составе 14 траулеров. Возглавляли ее Антонов, его заместитель Оссия Тахкер и флагман Руфов. Задания по добыче выполнялись, дело налаживалось. На базе треста «Гослов» возник Эстонский государственный траловый флот.
Вскоре Кирилла Евсеевича назначили уполномоченным по ремонту флота. Деревянная обшивка судов вызывала растущее беспокойство... В конце февраля 1948 года два малых траулера, пробиваясь с моря в порт через образовавшийся за день лед, порезали скуловые части обшивки. Внутрь судов хлынула вода. Пришлось выброситься на берег...
Посоветовавшись со своими работниками, Кирилл Евсеевич предложил единственное реальное решение — дополнительно обшить суда по ватерлинии оцинкованным двухмиллиметровым железом. Все согласились: это — выход. Но в распоряжении ремонтников не было ни крана, ни дока, ни слипа... Однако вышли и из такого, казалось бы, безвыходного положения: ставили МРТ к причальной стенке, крепили стальные концы за кнехты, пропускали концы под киль к другому борту и через судно подавали концы на берег. Затем крепили судно так, чтобы была осушена ватерлиния на необходимую величину. Обшивали этот борт оцинкованным железом и затем повторяли всю операцию с другим бортом.
Безопаснее стало плавание в зимних условиях. Но назрела необходимость ремонтировать подводную часть и винторулевую группу. Ценную мысль подал капитан из поморов Новиков — устроить простейший слип. При помощи специалистов «Роола" изготовили специальные рельсы из деревянных брусьев, силами экипажей стали осуществлять подъем судов. — Как же мы сокрушались, — признается Кирилл Евсеевич, — когда экспедиционная Эстонская флотилия, работавшая на юге Балтики, была передана вместе с судами и экипажами Клайпедской базе...
Но времени для сожалений не оставалось. Антонову приказали принять экспериментальную базу в Таллине. Здесь создавались новые орудия лова — неводы и тралы. Впоследствии коллектив экспериментальной базы в количестве около тридцати опытных работниц влился в штат Таллинской сетевязальной фабрики, ныне цеха ремонта и постройки орудий лова «Эстрыбпрома». А Кириллу Евсеевичу выпало на долю вновь приняться за организаторскую деятельность в созданной Пярнуской базе Госморлова. Главной задачей ее был промысел балтийской сельди и салаки. Трудности оставались старые: оснащение флота судами и подбор кадров. Флот удалось пополнить, но с кадрами не ладилось. Министерство рыбного хозяйства СССР, учитывая настойчивые просьбы эстонских рыбаков, выделило пятьдесят судоводителей и механиков. Пярнуская база окрепла, а вскоре стала одним из лучших предприятий страны.
Промысловый флот не может существовать без своего порта и других береговых подразделений. Тридцать лет назад в столице республики настоящего рыбного порта не было. Имелась старая гавань с восемью причалами для малотоннажного флота, да и та не соответствовала своему назначению: тесная акватория, захламленность, неудобные подходы. А флот рос, и старая гавань, названная портом, преображалась. Акваторию расчистили и с помощью земснаряда «Даугава» углубили, отремонтировали причалы, укрепили волнолом. Три года, до создания Управления сельдяного лова в 1956 году, руководил деятельностью порта Кирилл Евсеевич. Мечтал о том времени, когда в Таллине появится настоящий, большой морской рыбный порт с бетонными причалами, мощными кранами, холодильником. Таким и стал ныне Таллинский морской рыбный порт. С 1957 года еще двадцать с лишним лет трудился Кирилл Евсеевич в рыбной промышленности. Был инженером-наставником, капитаном. Выполнял партийные поручения. До сих пор является членом комитета народного контроля объединения.
Тактичный человек, внимательный к сослуживцам, прекрасный товарищ, принципиальный коммунист, он всегда пользовался заслуженным авторитетом среди рыбаков. Пользуется и сейчас. Многими наградами отмечен его беззаветный труд во имя Родины. По биографии Кирилла Евсеевича можно проследить все этапы становления и развития рыбопромыслового флота Эстонской ССР.

А. НЕСТЕРОВ.
Памяти капитана Юрия Скучалина. ПО СТУПЕНЯМ МАСТЕРСТВА - май 1963
СРТ-4244 впервые уходил на промысел сельди в Атлантику. На плечи боцмана, выпускника Таллинского мореходного училища Юрия Скучалина, выпало немало дел. Ему пришлось руководить погрузкой промвооружения, соли, тары и заниматься грузчиками.
Все волновались: как-то пройдет рейс? Ведь даже у капитана Вайно Ноора не было опыта плавания в Атлантике, хотя он вдоль и поперек избороздил Балтику.
Но опасения были напрасными - план добычи экипаж выполнил на сто десять процентов.
Так, восемь лет назад, рыбаки СРТ-4244 первыми из наших судов открыли путь в Атлантику.
Эстонский промысловый флот пополнился новыми судами. Выпускник мореходки, Юрий Скучалин, наплававший нужный ценз, был назначен на должность штурмана.
Новый траулер, куда пришел Юрий , мало чем отличался от таких же судов, но молодому штурману он запомнился на всю жизнь.
В Норвежском море бушевал шторм. Неожиданно в носовом трюме появилась течь. Воду откачать не удалось. Судно стало зарываться носом. В машинное отделение проникла вода.
Выдержка и мужество штурманов Бедяева и Скучалина поддерживали у команды боевой дух. А капитан Сиверцев оказался не на высоте. В эту тяжелую для экипажа и судна минуту он спал пьяным в каюте.
Шесть суток шла напряженная борьба за жизнь судна. В темноте по световому сигналу с корабля, которым командовал Фридрих Тамм, Юрий Скучалин ввел полузатонувший траулер в защищенную от ветра бухту.
Так молодой судоводитель сдал экзамен на морскую зрелость и получил назначение старшим помощником к своему первому капитану Вайно Ноору.
В 1958 году Юрий Скучалин принял СРТ-4479 у Лембита Сонга. Молодой капитан показал себя замечательным судоводителем-промысловиком.
Пять рейсов сделало судно в Атлантику. И каждый раз судно возвращалось с победой.
Одной из первых команда СРТ-4470 включилась в соревнование за звание экипажа коммунистического труда, и первой в Эстонии получила звание – коллектив коммунистического труда.
Капитан Юрий Скучалин был удостоен высшей правительственной награды - ордена Ленина.
...Много пройдено морскими дорогами. Много еще предстоит пройти. Кавалер орден Ленина, старший помощник капитана дизель- электрохода "Альбатрос" Юрий Скучалин уверенно держит курс по пути , указанному ленинской партией.

А. СЕМЕНОВ
Пленум парткома - 02 02 1963
20 февраля состоялся I Пленум Партийного комитета КП Эстонии предприятий рыбопромыслового флота. Пленум избрал бюро Партийного комитета КП Эстонии предприятий рыбопромыслового флота. Секретарем Партийного комитета избран тов. МАСЛАКОВ Владимир Константинович, заместителем — ШЕСТАКОВ В. И.

БЮРО ПАРТИЙНОГО КОМИТЕТА КП ЭСТОНИИ ПРЕДПРИЯТИЙ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА

Чернухин В. В. _______ Мороз А. Н.
Федоров В. Н. ________Захаров Ю. И.
Хейнмаа В. Л._________ Денисенко Н. В.
Лаане В. А. _________ Зайцев В. Ф.
Айтсен А. А. _________ Шестаков В. И.
Маслаков В. К.

Состав ревизионной комиссии партийного комитета КП Эстонии предприятий рыбопромыслового флота
Журавлев Г. П. ________ Нечаев Н. П.
Эркман В. Л. __________ Кулагин В. М.
Гревцев М. М._________Густякова Ю. Ф.
Сухопалов Н. П.

ЗАСЕДАНИЕ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ

20 февраля состоялось заседание членов ревизионной комиссии Партийного комитета. Председателем ревизионной комиссии Партийного комитета КП Эстонии предприятий рыбопромыслового флота избран тов. СУХОПАЛОВ Н. П.
ПАРТИЙНЫЙ КОМИТЕТ КП Эстонии предприятий рыбопромыслового флота – 02 02 1963
Чернухин В. В. ______ МУХИН Г. А.
Федоров В. Н. _______ Заботин В. Н.
Мирошниченко П. И. _____ Кангур Ф. К.
Хейнмаа В. Л. _______ Маслаков В. К.
Лаане В. А. ________ Шевченко И. С.
Айтсен А. А. ______ Захаров Ю.И.
Виск Л . А ._______ Денисенко Н. В.
Буко А. Ф. _______ Козявкин Н. Ф.
Фридман М. Р. ______ Зайцев В. Ф.
Белогорцев Г. С. _____ Шестаков В. И.
Агеев И. А. __________ Анисина А. А.
Квашнин А. С. _______ Мороз А. Н.
Южаков Н. А. ________ Градель А. Б.
Писарев П. Н. _______ Хмелевских В. К.
Морозова Л. И. ______ Лаас А. Н.
Пегов А. Д. _________ Соколов Н. А.

Кандидаты в члены партийного комитета КП Эстонии предприятий рыбопромыслового
флота
Бойко С. А._________ Горячев Н. И.
Майкин А. И. ________ Шаров Н. А.
Фураев А. И ._________ Набалов А. Н.
Экипажи ЭИ-221 СРТ-221
1962 ноябрь - Георгий Нечкин капитан

1963 март - Георгий Нечкин капитан
1963 январь - В. Ковалевич дрифмастер
УЧЕНЬЕ И ТРУД - РЯДОМ ЖИВУТ - 26 01 1963
В 1962-1963 учебном году в университет марксизма-ленинизма при Таллинском Горкоме КП Эстонии из ЭРЭБ поступило учиться двадцать два человека. Большинство из них регулярно посещает занятия, активно принимает участие в семинарах, своевременно сдает зачеты. Добросовестно работают над повышением своих политических знаний А. И. Беляев, Е. Ф. Злобин, Л. П. Маркелов, Ф. Ф. Гальянов. Однако ряд товарищей занятия посещают нерегулярно, имеют большую запущенность по зачетам.
X. Сиемер, например, объясняет это загруженностью в работе. На это же ссылаются тт. Поротиков Н. И., В. И. Шибаева, А. Г. Эльме, Д. Э. Сюльт, М. М. Раушенбах.
Объективных причин, безусловно, нет. Просто вышеперечисленные товарищи очевидно еще не поняли, что без дальнейшего повышения уровня теоретической подготовки нельзя успешно двигаться вперед, что теорией марксизма-ленинизма можно овладеть, глубоко ее изучая.
Уместно напомнить о долге партийных, комсомольских, профсоюзных организаций судов и отделов ЭРЭБ. Они обязаны постоянно интересоваться тем, как учатся их товарищи, оказывать им помощь, прививать вкус к учебе, воспитывать у них потребность расширять свои теоретические знания.
Глубокое изучение теории марксизма-ленинизма, понимание политики партии, умение творчески применить теорию на практике — решающие условия успешной работы кадров.
С. Гиря.
Список членов экипажей ЭИ-219 СРТ-219
1963 январь - капитан Иванов-Левинзон
1963 март - капитан Геннадий Иванов-Левинзон, Анатолий Соболев старпом, Василий Викторович Полих ст. тралмастер, Константин Кругликов и Эвальд Сепп матросы, Георгий Уткин радист
Два коммуниста, два рядовых партии. - 26 12 1964
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Их имена хорошо знают на флоте. Справа — капитан дальнего плавания Павел Писарев. Он плавает на промысловых судах с 1956 года. За это время вырос с младшего штурмана до капитана-директора БМРТ-368. За успехи в выполнении государственных планов Павел Писарев награжден орденом Ленина. Опытный промысловик является умелым воспитателем и организатором экипажа. Особенно был успешным последний рейс БМРТ 368. План добычи рыбы выполнен на 140.6 процента, общая экономия составила 112 тысяч рублей.
Слева — капитан-директор БМРТ-350 Сергей Хорохонов. В канун открытия партийной конференции экипаж этого судна рапортовал о досрочном выполнении плана шестого года семилетки. И в этом немалая заслуга опытного руководителя, умелого воспитателя коммуниста Сергея Хорохонова.
За высокие трудовые показатели Родина наградила Сергея Хорохонова орденом Трудового Красного Знамени.


А. СОЛДАТОВ, капитан-наставник, делегат конференции.