0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти капитанов и судов (855)
ТР «Иней». Уходим завтра в море - 09 01 1965
Экипаж ТР «Иней» Таллинской базы рефрижераторного флота работал в районе Дакара. За двенадцать промысловых суток полностью было разгружено и снабжено тарой, продовольствием, водой и топливом пять судов типа БМРТ. На борт рефрижератора принято 1970 тонн готовой рыбопродукции. Потом промысловая обстановка изменилась. Большая рыба пошла южнее мыса Кап-блана. Промысловики ждали нашей помощи.
И вот судно снова в пути. Крепится по-походному груз, готовятся дополнительно емкости в трюмах для приема рыбы. С приходом на промысел сразу приступили к работе. Одновременно с выгрузкой решались все хозяйственные дела. Приемка рыбы шла без задержки. При плане 138 тонн, моряки рефрижератора принимали в сутки до 315 тонн. С большим напряжением работала вся команда. Ведущими можно назвать старшего штурмана Харри Метсика, боцмана Сергея Шайдова, матросов I класса Бориса Грудинина, Альфреда Велья, Василия Лукина, Виктора Ломова, технолога Виктора Пьянова, рыбмастера Михаила Фадеева, третьего механика Виктора Марченко, донкермана Уно Сувисте, моториста Леонида Мацкевича, начальника радиостанции Давлета Машакова и многих других.
Промысловики выразили глубокую благодарность экипажу за самоотверженную работу, высокую производительность труда и заботу об их нуждах.
В канун Нового года в порт было доставлено 2 165 тонн рыбопродукции - на 265 тонн больше планового задания.
Сейчас экипаж готовится к новому рейсу. В ударном году семилетки моряки обещают работать по-ударному.

Н. ЮЖАКОВ, первый помощник капитана ТР «Иней".
ПР "Альбатрос". Попутного ветра, товарищи! – 06 01 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Экипаж опорно-показательного производственного рефрижератора "Альбатрос" завершил последний рейс на 14 суток раньше срока. Рейсовое задание выполнено на 126 процентов, среднесуточная заморозка рыбы составила 36 тонн вместо предусмотренных планом 29 тонн.
В рейс уходила в основном молодежь. Многие впервые работали на судне такого типа. Необходимо было ознакомить новичков с особенностями работы, обучить передовым методам труда. Обучение новичков возглавили капитан-директор Юрий Скучалин, первый помощник капитана Харри Виирмаа, помощник капитана по производству Велло Юмарик и старший механик Владимир Островский. Они приложили немало труда и старания, чтобы с первых же дней промысла весь экипаж работал в полную силу. Общественные организации довели до каждого члена экипажа рейсовое задание, развернули соревнование за досрочное выполнение годового плана.
О ходе соревнования рассказывалось по судовому радио, в стенной газете листках-«молниях». Был также вывешен график хода заморозки. Каждый знал, сколько за сутки заморожено рыбы, кто работал лучше других. А трудились все самоотверженно. Об этом убедительно говорят факты. Рыбоморозильные камеры рассчитаны на заморозку 50 тонн рыбы в сутки, а рыбообработчики замораживали до 65 тонн или более 21 тонны в среднем за смену.
Победителями к концу рейса вышла бригада рыбмастера Николая Толстенкова, в составе Василия Рарич, Энделя Раудтитс, Алексея Ковязина, Владимира Колесова. Хорошо потрудились также рыбообработчики из бригады Ивана Шуткина Юрий Галкин, Рейн Сильт, Эдгар Рая, Николай Фещенко. Не раз приемщику рыбы Калью Кикеристу приходилось работать на палубе по 10—12 часов подряд, чтобы принять с промысловых судов улов и обеспечить беспрерывную работу рыбообработчиков.
Бывали, конечно, и вынужденные перерывы в приеме рыбы из-за штормовой погоды, когда крутая океанская волна не подпускала промысловые суда к борту "Альбатроса». Реже случались простои из-за отсутствия уловов: «Альбатрос», благодаря умелому, оперативному руководству, всегда выходил в те районы, где рыбаки брали хорошую рыбу.
Победителями социалистического соревнования за рейс были также признаны вахты III штурмана Олева Роэс, 3 рефмеханика Константина Королева и рефмоториста Николая Жилина, III механика Геннадия Суха нова и моториста Евгения Алексеева, кочегара Вадима Гончарова, II электромеханика Энно Ванавески и электрика Николая Хохлова, боцмана коммуниста Вальтера Инноса и комсомольца Александра Белова. Всем победителям вручили переходящие вымпелы.
Для поддержания порядка в жилых помещениях было организовано соревнование на лучшую каюту. Первую половину рейса обладателями переходящего вымпела бы-ли электрики Михаил Малина и Пеетер Адов, которым под конец рейса пришлось уступить первенство рефмотористам Николаю Жилину и Брониусу Каваляускасу.
В канун Нового года «Альбатрос» вышел в антарктический рейс. Хочется пожелать дружному коллективу моряков счастливого плавания и больших трудовых успехов в наступившем последнем году семилетки.

Ю. ЛУНИН,
ПЛАВУЧИЙ ЗАВОД - 11 01 1964
Начались ходовые испытания новой плавучей рыбообрабатывающей базы «Пионерск". По мощности она среди судов этого назначения не имеет себе равных в мире. Это судно водоизмещением в 19 тысяч тонн с дизельными установками в 6500 лошадиных сил построено на Гданьской верфи по заказу Советского Союза. Сооружение "Пионерска» — новый успех польских судостроителей
Плавучий завод оснащен первоклассной техникой. На корме судна устроен слип для приема рыбы в открытом океане от добывающих судов. Несколько механизированных линий, на которых установлены сотни различных машин и автоматов, смогут ежесуточно перерабатывать 200 тонн рыбы. В цехах завода будет готовиться соленая сельдь, баночного посола, филе морского окуня и трески, печень трески, рыбий жир и кормовая мука.
Рефрижераторные установки ежесуточно охладят и заморозят 190 тонн рыбы. Свыше 5000 тонн продукции вместят в себя охлаждаемые трюмы корабля, где она будет храниться при температуре минус 25 градусов.
Рыбозавод оснащен совершенной электронавигационной аппаратурой. На нем установлены радиолокаторы, обеспечивающие дальность приема до 40 миль.
Польские судостроители с особой тщательностью и заботой отделали комфортабельные каюты, кинотеатр, библиотеку, больницу с многочисленными медицинскими кабинетами и другие бытовые помещения.

(АПН)
ПБ «Ян Анвельт». ПЯТЬ РЕЙСОВ – 01 01 1964
Вокруг земного шара.

Экипаж» коммунистического труда плавбазы «Ян Анвельт» в начале минувшего года взял на себя повышенные социалистические обязательства: доставить 72 тысячи центнеров рыбы по плану и 4 тысячи центнеров сверх плана. С этой задачей моряки «Яна Анвельта» успешно справились. Годовой план выполнен досрочно, 17 ноября. На береговые рыбообрабатывающие комбинаты сдано 82,5 тысячи центнеров рыбы.
Однако, экипаж на достигнутом не остановился. Он взял новое обязательство — до конца года доставить в порт еще 16 тысяч центнеров рыбы сверх плана. 19 декабря «Ян Анвельт», заполнив трюмы рыбой, снялся с якоря у Фарерских островов и взял курс на Таллин, а 22 декабря рейс был завершен.
С апреля 1961 года плавбаза «Ян Анвельт» носит почетное звание экипажа коммунистического труда, а в этом году стала опорно-показательным судном. Это звание моряки с честью оправдывают — сокращают сроки стоянки траулеров у борта плавбазы на промысле, лучше используют производственные резервы, экономно расходуют государственные средства, отпускаемые на ремонт. По вине экипажа не было задержки плавбазы на промысле и в порту. Все шесть рейсов, сделанные в этом году, завершены с перевыполнением заданий. Четвертый год база плавает без заводского ремонта, а межрейсовые - производятся силами экипажа, что дает огромную экономию государственных средств. За четыре года "Ян Анвельт" прошел более 100 тысяч миль. Это почти пять рейсов вокруг земного шара.
Успех не пришел сам по себе. Он стал возможным благодаря правильной расстановке людей на судне и честному, коммунистическому отношению к труду всего коллектива. На переднем крае борьбы за выполнение производственных заданий стоят коммунисты и комсомольцы.
Они — уважаемые люди на суд не и не только хорошо работают сами, но и во всем показывают пример другим. Отлично трудятся старший механик Л. Никитин, третий механик М. Пономарев, матрос первого класса А. Смущенко, машинист первого класса Р. Сизов, боцман В. Смотров, рыбмастер Е. Бичиков, электромеханик Р. Кумари, фельдшер Н. Коломар и многие другие.
Наш экипаж полон решимости в Новом году приумножить достигнутые успехи.

Н. ЮЖАКОВ первый помощник капитана
СРТР-9108. Встреча с "Дженни" - 01 01 1964
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

МИНУВШИЙ ГОД оставил в жизни каждого из нас много ярких, незабываемых впечатлений. Особенно памятными для нас были дни, проведенные на Кубе. Мы первыми пришли на помощь населению провинции Ориенте, которое пострадало от опустошительного урагана "Флора», доставили туда многие тонны свежей рыбы. Кубинцы тепло и радушно встретили нас, сердечно благодарили за дружескую, бескорыстную помощь.
По пути с Кубы на Джорджес-банку мы попали в полосу урагана "Дженни". Скорость ветра доходила до 70 метров в секунду. Ветром сорвало антенну, судно осталось 6eз связи.
В этой тяжелой обстановке мужество и смекалку проявили многие члены экипажа. Особенно отличились боцман Калью Даум, плотник Григорий Арефин, механики, мотористы и электрики, которые обеспечили бесперебойную работу судовых механизмов.
Экипаж с честью выдержал трудный экзамен, вышел победителем в борьбе со стихией.

А. ГИРО.
На снимке: передовик производства боцман К. Даум.
ВИВА, КУБА - 01 январь 1964
В 1963 году было много интересного. Но в моей памяти осталась Гавана, столица героической Кубы, где мне пришлось побывать. В прошедшем году народ героического острова Свободы отмечал десятилетие начала своей резолюции.
На центральной площади Гаваны 26 июля собралось более миллиона человек. Здесь были рабочие, крестьяне, солдаты народно-революционной армии. В числе приглашенных были и наши рыбаки.
В своей горячей речи Фидель Кастро от души благодарил советских людей и в. частности, рыбаков, которые помогают кубинскому народу налаживать рыбную промышленность. Когда он сказал об этом, то народ, собравшийся на площади, устроил нам бурную овацию. Еще запомнились мне слова Фиделя о том, что народ Кубы будет защищать свою революцию до конца, до полной победы. Кастро обратился к народу: «Здесь есть те, кто дрался с врагами родины в горах Сьерра Маэстра?»
— Есть! — раздались голоса, и сотни винтовок поднялись над головами.
— Здесь есть те, кто участвовал в разгроме бандитов в заливе Качинос?
Есть! — огласилась в едином порыве площадь.
— А если над родиной нависнет опасность, кто встанет под знамена Свободы?
— Мы все пойдем с тобой, Фидель! Все!
Замечательный народ, кубинцы. Он уверенно строит социализм, несмотря на происки врагов.

В. ЧЕРВЯКОВ, капитан СРТР-9108.
СЧАСТЛИВОГО ПЛАВАНИЯ, «ШТРАЛЬЗУНД» - 15 12 1988
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В свой первый рейс отправился РТМКС-903 «Штральзунд» — самое новое судно объединения, совсем недавно сошедшее со стапелей судоверфи в Штральзунде (ГДР), которая хорошо известна эстонским рыбакам. "Штральзунд» — судно проекта 488, путевку в жизнь которому два года назад дал "Моонзунд». И характеристики этих двух супертраулеров очень схожие. У «Штральзунда» они следующие: длина (наибольшая) — 120,7 метра, ширина — 19, высота борта — 12,22;осадка (порожняя средняя и с грузом) — соответственно 4,8 и 6,6 метра. Полное водоизмещение — 9261 т, водоизмещение в порожнем — 5889 т. Но есть и 'некоторые существенные отличия. Так, вполне естественно, что у «Штральзунда» — более современное оборудование рыбцеха и консервной фабрики (в том числе и автоклавы); установлено также и современное электрорадионавигационное оборудование производства СССР и ГДР.
«Штральзунд» — судно высокопроизводительное. Оно может вылавливать в сутки 51 тонну рыбы, выпускать 12 тысяч банок консервов, более 2,9 тонн мороженой рыбы (в том числе филе — 0,5 тонны; спецразделка — 0,3; разделанная — 11,98); а также муки — 3,36; жира — 0,4-4 тонны в сутки.
Сейчас новое судно через пролив Дрейка, вокруг мыса Горн держит путь в отдаленный район промысла. 175 суток — продолжительность первого рейса. Затем — подмена в Кальяо, еще один рейс. И только через год траулер вернется в родной порт Таллин. Впрочем, ненадолго — чтобы затем пойти в ГДР па гарантийный ремонт.
Первый рейс нового судна наверняка надолго запомнят члены экипажа. Но прежде всего, думается, — капитан-директор Чеслав Лукашевич. Шутка ли сказать — ведь это первый его рейс в должности капитана, и сразу — такой ответственный. Впрочем, коммунисту Ч. Лукашевичу такое доверие оказано вполне закономерно. Ведь он и рыбак, и мореплаватель уже опытный, знающий, многое повидавший в свои 37 лет. Выпускник Мурманского высшего инженерного морского училища, он уже 13 лет работает в «Эстрыбпроме". Прошел путь от четвертого помощника до старпома на БМРТ и РТМС. Старшим помощником два рейса был на "Моонзунде», затем — капитаном этого судна на гарантийном ремонте, капитаном «Штральзунда» на его приемке, так что, и само судно, и район промысла знает хорошо...


Х.-М. СИЛЬВЕРЕ,
капитан дальнего плавания, морской инспектор ПО «Эстрыбпром».
Фото Р. ЭЙНА.
Памяти Хенан-Марта Сильвере. От матроса — до капитана - 22 11 1988
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Он прошел путь от матроса до капитана дальнего плавания: в 16 мальчишеских лет Хенн-Март Сильвере связал свою судьбу с морем. Было это в Таллине 27 мая 1947 года (эту дату, как видите, он запомнил), когда Х.-М. Сильвере стал матросом 2 класса на портовом буксире. И с тех пор уже с морем не расстается.
Эти 40 с лишним лет много событий вместили в его морскую биографию. Была учеба на судоводителя в Таллинском мореходном училище Минморфлота, а затем — и в Ленинградской мореходке. Были годы работы на судах вспомогательного флота (боцман, третий, второй, старший помощник капитана на танкере "Водолей-2" и теплоходе «Форт Шевченко") — именно тогда он проходил морские университеты, освоил морскую науку. Были затем и ледовые будни — в 1965 году капитан Сильвере принял из новостроя дизель-электрический портовый ледокол "Илья Муромец", а через год - ледокол "Буран "...
И все же особая страница в его биографии — "Эстрыбпром". В нашем объединении Хенн-Март трудится уже почти двадцать лет. В 1969 году он вновь вернулся в Таллин из Кронштадта, переводом на работу в тогдашнюю Таллинскую базу рефрижераторного флота. Прошел путь от второго помощника капитана на производственных рефрижераторах до капитана-директора плавбазы.
Ходил в море капитаном 8 лет, а потом осел на берегу в службе мореплавания, морским инспектором (с 1986 года). Впрочем, за год до этого произошло событие весьма приятное и радостное — Х.-М. Сильвере наградили медалью "Ветеран труда".
Сейчас морской инспектор, коммунист почти с 30-летним стажем, Х.-М. Сильвере курирует работу группы судов, куда входят плавбазы, ПР, СТМ, супертраулеры, а в последнее время - и учебное судно, барк "Крузенштерн" .
...Одним словом, немало было памятного в его .морской судьбе. И все же, пожалуй, есть одна особая страница - годы работы на знаменитом ледоколе "Волынец", который сейчас стоит в ТМРП. Вот об этом и рассказывает сегодня Х.-М. Сильвере в нашей газете. Его материал читайте на 6-й странице.

Фото А. СОБОЛЕВА
ПЭ-4. «Первая ласточка» на Овечьих островах - 15 11 1988
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Многим рыбакам нашего объединения хорошо знакомы пейзажи Фарерских островов, расположенных в северо-восточной части Атлантики. Плавные линии покрытых редким кустарником холмов, пологими склонами спускаются к узким заливам, фьордам, небольшие двухэтажные домишки, прилепившиеся почти у самой воды, овцы, мирно пасущиеся на тенистых плато. Именно от них— от овец — получили свое название Фареры — Овечьи острова.
Внимательный читатель, должно быть, заметил, что в перечне портов, в которые заходят на ремонт суда «Эстрыбпрома» в последнее время, появилось новое название — Сколе-Фьорд. «Пионерами» в освоении скалистых фарерских берегов были архангельские судоремонтники, работавшне там в течение полутора лет. И вот вслед за ними решено было направить на Фареры подменный экипаж из «Эстрыбпрома» — как говорится, на разведку боем. В течение двух месяцев — сентября и октября — эстрыбпромовцы под руководством капитана В. Нелюбовича занимались межрейсовым техническим обслуживанием двух наших судов: РТМС-7538 «Валгеярв» и БМРТ-489 «Юхан Лийв».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Вид Сколе-Фьорда

Сколе-фьорд, с его семьюстами жителями, по нашим понятиям, - средних размеров село, но фарерцы горделиво величают его городом, - для страны с населением 46,5 тыс. человек это, наверное, оправданно. На берегу фьорда разместилась судостроительная верфь, с которой и заключило договор наше объединение. Знаменита эта верфь, прежде всего тем, что имеет единственный в Северной Атлантике сухой док (длина 115 м, ширина — 20 м, глубина — 6 м). В него и подняли — правда, с небольшим, по вине местной фирмы, опозданием - РТМС-7538 «Валгеярв».
Работы шли по графику. Сказывались и опыт экипажа, более половины членов которого уже работали в составе ПЭ и умелая организация работ старшим механиком Ю. Хальзовым. Но к концу сентября в Сколе-Фьорде задули ветры с Атлантики. Палубная команда буквально по часам выкраивала время для корпусных и покрасочных работ. Работали и днем, и ночью — нельзя было предугадать очередную «атаку" ветров. Кульминация борьбы со стихией пришлась на субботу и воскресенье 1 и 2 октября. В это время в ремонте уже стоял БМРТ - 489 «Юхан Лийв». Все силы были брошены на то, чтобы удержать судно у причальной стенки, не дать ему оторваться. На причале заводили до 18 швартовых. Конечно, в такие моменты о работе не могло быть и речи. Погода повлияла и на сокращение сроков ремонта «Юхана Лийва».
— Разгул стихии — это единственный «минус» работы в Сколе-Фьорде" — такой вопрос я задал первому помощнику капитана ПЭ-4 В. Растошанскому.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Кизь А. электрогазосварщик и слесарь И. Пономарев

— Пожалуй, что да. Но «минус» этот очень весомый. Штормовой ветер с Атлантики, как нитки, рвет стальные тросы и швартовые концы, не дает работать на корпусе. Кроме того, рядом с доком находятся здание заводоуправления и стоянка автомашин, Вся краска из пульверизаторов летит в ту сторону...
По сути дела, ветры являются препятствием к проведению судоремонтных работ на Фарерских островах в осенне-зимний период. То есть практически в Сколе-Фьорде можно работать 5, максимум 6 месяцев в году.
— А «плюсы» у Фарер есть?
— «Плюсов», я думаю. значительно больше. Во-первых, острова расположены близко к районам промысла и к порту приписки судов «Эстрыбпрома». Переход до Таллина занимает 5-6 суток, примерно такое же расстояние до зон лова. Во-вторых, в Сколе-Фьорде есть хорошие условия для проведения механических работ. В-третьих, климатические параметры (я имею в виду лето) гораздо ближе к таллинским, чем, скажем, в Кальяо или Луанде. Кроме того, можно отметить и дружеские, теплые отношения с работниками и администрацией фирмы, и с жителями городка.
— Как вы, Виктор Михайлович, оцениваете работу экипажа?
— Трудились все на совесть, не позволяли себе расслабиться, знали, что работы много, а время поджимает. В общем, рейс прошел без срывов и неприятных приключений. Среди лучших я бы выделил старших мотористов Э. Пейала (занесенного по итогам рейса на Доску почета) и А. Недзвецкого, слесаря - трубопроводчика II. Лукьянова, матроса С. Начкебию.
... Будет в Сколе-Фьорде постоянная ремонтная база для судов «Эстрыбпрома» или нет — этот вопрос решит руководство объединения. Несомненно, при рассмотрении вопроса будут учтены те "плюсы" и "минусы», о которых, говорил В. Растошанский. Пока же первая "ласточка" слетала на Фареры благополучно. Несмотря на злые ветры с Атлантики...

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Е. ЮТКЕВИЧ, наш корр.
Фото В. РАСТОШАНСКОГО.
РТМС-7570 «Элва». Годовой план — досрочно! - 15 11 1988
Борт РТМС-7570 «Элва» (по радио). Подведены итоги внутрисудового социалистического соревнования за октябрь. Победителями признаны бригада мастера обработки А. Кремнева, бригада мастера добычи П. Вишану, вахта второго механика Л. Хуснутдинова. Победителям соревнования на торжественном собрании вручены переходящие вымпела.
Экипаж взял хороший старт в работе перед 71-ой годовщиной Великого Октября: основные плановые показатели в октябре перевыполнены, близится к завершению выполнение годового плана по вылову. Ближайшая задача экипажа — добиться успешного выполнения плана ноября-декабря и с высокими результатами закончить третий год 12-й пятилетки.
Встречая 71-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции, экипаж работает под девизом: решения XII Всесоюзной партконференции — в жизнь!

В. РОГОЗИН капитан-директор;
А. ЯКИМОВИЧ, первый помощник капитана