0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (1391)
ГЛАВНОЕ В СПОРТЕ - МАССОВОСТЬ - 21 12 1978
-♦- С ОТЧЕТНО-ВЫБОРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ -♦-

Нет надобности, подробно говорить о значении физкультуры и спорта в жизни рыбаков. Все, очевидно, важность этого дела прекрасно понимают, как понимают и то, что главное в спорте — массовость. Вот о ней-то и шла речь на отчетно-выборной конференции спорткомитета объединения. Доклад на конференции сделала инструктор спорткомитета Г. Райдметс.
За последние годы число членов ДСО «Калев" в объединении «Эстрыбпром» увеличилось вдвое и насчитывает теперь 3250 человек. Созданные на судах и в подразделениях советы физкультуры возглавили спортивную работу в трудовых коллективах. Из года в год увеличивается число участников соревнований, заметно возросло количество значкистов ГТО, их в объединении 4339 человек. Издано методическое пособие для занятий физкультурой и спортом в условиях моря, разработаны комплексы производственной гимнастики.
На последней летней спартакиаде высокие места заняли спортсмены ТМШ, автобазы, СРЗ и холодильника. Заметно отстают от них ТМРП, ЭРНК, РСУ. Удивляет при этом, что администрация и местные комитеты профсоюза этих подразделений не уделяют развитию физкультуры и спорта должного внимания. А ведь у наших передовых коллективов есть чему поучиться. Вот хотя бы взять СРЗ. Успехи спортсменов судоремонтного завода в каждом соревновании обеспечиваются, прежде всего, массовостью. Руководители завода активно поддерживают мероприятия спортсменов. Надо отдать должное и председателю месткома В. Бачурину и руководителю спортсменов В. Цветкову.
По каким бы видам спорта ни проводились соревнования, всегда их участниками являются спортсмены холодильника. И здесь массовость достигнута благодаря тому, что развитию спорта постоянно уделяют внимание руководство и партийная организация холодильника. Вот этого нельзя сказать об управлении объединения. Здесь есть немало любителей и организаторов спорта, как например, В. Индриксон, Е. Злобин, С. Трушин и В. Бутель, но они, как правило, действуют сами, а местком профсоюза и партком управления недостаточно им помогают, а ведь в отделах и службах немало молодежи, да и остальные, очевидно, не прочь бы заняться спортом. А в рыбном порту и итоги спортивной работы трудно подвести. Если взять такие показатели, как сдача норм ГТО и массовость, то оценки придется выставить нулевые. Здесь ссылаются на занятость работников. Но ведь не круглые же сутки трудятся все 900 портовиков, при желании, наверное, всегда можно найти время и для спорта. За сезон порт выставил на соревнования только одного участника. Надо изменить отношение к спорту руководителям порта, тогда и спортсмены найдутся. Не «отстают» от портовиков и строители PCУ. Они, как правило, также не участвуют в соревнованиях. Докладчик подробно остановилась на работе судовых спортивных коллективов. Отмечена активность в спорте рыбаков ПБ «Станислав Монюшко», РТМС-7504 «Пейпси», БМРТ-355 «Антон Таммсааре» и других судов. Много внимания уделяется развитию физкультуры и спорта в Таллинской мореходной школе.
В докладе и выступлениях на конференции рассказывалось о работе спортивных секций, которых в объединении насчитывается десять. Сборные команды объединения не раз завоевывали призовые места на республиканских и городских соревнованиях по таким видам спорта, как волейбол, лыжи, туризм, плавание, многоборье ГТО. Только в подобных соревнованиях наши спортсмены в 1978 году участвовали 42 раза. Активнее стали участвовать труженики объединения в туристских слетах и походах.
После доклада состоялся интересный разговор о развитии спорта в подразделениях и на судах флота. Делегат конференции В. Цветков говорил о создании спортивной базы в объединении. П. Тикк внесла предложение о проведении соревнований для детей рыбаков. Б. Северов поделился опытом работы в Таллинской мореходной школе по подготовке спортсменов-разрядников и значкистов ГТО. О занятиях физкультурой и спортом молодежи, проживающей в общежитии, рассказал В. Петрищев. В. Индриксон внес предложение о проведении спортивных соревновании между предприятиями Западного бассейна.
На конференции выступили председатель профсоюзного комитета объединения В. Юрман и председатель Таллинского туристского клуба А. Ааспалу. Конференция дала удовлетворительную оценку работе спорткомитета объединения. Принято решение, направленное на дальнейшее развитие физкультуры и спорта. Избраны новый состав совета физкультуры и спорта объединения и делегаты на городскую конференцию ДСО «Калев».

Н. АФАНАСЬЕВ.
ЗОЛОТАЯ МЕДАЛЬ ВИКТОРА ИНДРИКСОНА – 18 11 1978
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В свои сорок с небольшим лет Виктор Индриксон, заместитель начальника технического отдела нашего объединения, не только не расстается со спортом, но продолжает одерживать все новые победы. Яркое подтверждение сказанному — недавняя убедительная победа Виктора Индриксона в Ереване на первенстве СССР по многоборью ГТО на приз газеты «Комсомольская правда». В прошлом году на подобных соревнованиях в Тбилиси он завоевал бронзовую медаль, а в нынешнем поднялся на самую высшую ступень пьедестала, став обладателем золотой медали. Больше всего, естественно, этой награде был рад ее обладатель, но не меньшую радость она доставила и друзьям Виктора Индриксона, его коллегам по работе. Рады были присоединиться к многочисленным поздравлениям и мы, и не только присоединиться, но и припомнить волнующие дни острой спортивной борьбы в столице Армении, куда съехалось более 450 лучших спортсменов всех возрастных групп, чтобы помериться сноровкой, закалкой, выдержкой. Итак, мы беседуем с Виктором Индриксоном.
— В прошлом году бронзовая медаль, нынче — золотая. Трудно ли было миновать серебряную?
— Быть спортсменом всегда, наверное, нелегко. Ведь помимо работы, необходимо все время тренироваться, стремиться быть в форме. В сорок лет это еще сложнее. И, тем не менее , спорт помогает мне и плодотворнее, с полной отдачей трудиться, и интереснее жить, и быть всегда бодрым, здоровым. В течение всего года отдаю тренировкам много времени: летом бегаю, плаваю, играю в баскетбол, волейбол, зимой хожу на лыжах, часто участвую в соревнованиях. В прошлом году обстоятельства сложились так, что у меня было мало времени для более тщательной подготовки к первенству СССР по многоборью ГТО. Перед самыми соревнованиями в составе любительского эстонского хора общества дружбы и культурных связей с зарубежными странами, в котором я пою уже восьмой год, мне пришлось выехать на гастроли в Болгарию, а затем почти сразу же отправиться в Тбилиси. Подготовился неплохо, но недостаточно. В этом же году к соревнованиям готовился основательно. Для этой цели использовал отпуск. Помогли и двухнедельные сборы в Силламяэ, куда съехалась вся сборная команда нашей республики, готовящаяся к стартам в Ереване. Пять часов ежедневно все мы — и совсем юные, и уже спортсмены в возрасте, отдавали тренировкам, соревнованиям. Было, как говорится, время и подготовиться, и в деталях продумать всю программу выступлений в Ереване.
— Многое, наверное, значил старт. Его удачное начало могло вдохновить, а могло и...
— Мой старт в Ереване начался удачно. Первым видом многоборья в нашей пятой возрастной группе было метание гранаты. В этом году я чувствовал себя увереннее и метнул на 58 метров и 60 сантиметров, на девять метров дальше прошлогоднего. Это был мой личный рекорд. В этот же день прошли и забеги на 60 метров. И в этом виде многоборья мне удалось установить свой личный рекорд. Короткую дистанцию я пробежал за 7,5 секунды. В прошлом году эти же метры преодолел за 8,0 секунд. Вечером мне сообщили, что из 20 спортсменов, участвующих в соревнованиях нашей группы, я по очкам — на третьем месте. Необходимо было еще собраннее выступить во второй день и закрепить достигнутое. Но случилось непредвиденное. Стрельбу из малокалиберной винтовки начал несколько неудачно, потом собрал волю, стрелял уже увереннее. И все-таки в итоге оказалось 91 очко из 100. На тренировках обычно выбивал 95—97... Потом было плавание — 100 метров вольным стилем. И снова личный рекорд. После этого заплыва вышел по очкам на первое место.
— И вас уже поздравляли? — Поздравляли, но впереди еще был кросс на 800 метров. Он проходил в парке имени Комитаса на следующий день. Для победы мне надо было немного: неотступно следовать за украинским спортсменом Виктором Житковым, который также претендовал на первое место. Что я и делал на протяжении всей дистанции. Он же первым и поздравил меня с победой.
— В коллекции вашей семьи теперь уже много спортивных наград, но эта, вероятно, для вас самая дорогая?
— Конечно, это как поздний ребенок, и самый любимый, и самый дорогой. А вообще наша семейная спортивная кол лекция в нынешнем году пополнилась медалями всех достоинств. Неплохо выступили дочери-близнецы на первенстве СССР по плаванию: Кайре завоевала серебряную и бронзовую медали. Кая - серебряную, и вот теперь я золотую..

Интервью взял
П. ЛУГОВОЙ

Фото В. ТРАКСА.
ИЗ ЗАЛА СУДА. РАСПЛАТА ЗА ПАНИБРАТСТВО – 18 11 1978
«Капитан является единоначальником и руководителем всего экипажа судна, доверенным лицом судовладельца, на которое возложена ответственность за выполнение производственных задач судна, сохранность судна и жизнь находящихся на нем людей». (П. 41 «Устава службы на судах флота рыбной промышленности СССР».
В тот рейс судну СРТР-9161 "Молдова» рыболовецкого колхоза «Сааре Калур» определен-но не везло с капитанами. В феврале, в разгар лова, отозвали капитана Дудкина, обещали прислать замену, а пока временно исполняющим обязанности капитана был назначен второй помощник Ийво Таммелехт. Но новый капитан так и не прибыл, и Таммелехт оставался за капитана до конца рейса. Большой беды, впрочем, в том не было: Таммелехт имел богатый опыт судовождения — работал на рыболовецких судах с 1952 года. Ходил и штурманом, и капитаном, неоднократно поощрялся. Руководство его ценило, рыбаки уважали по-особенному — как знающего, опытного промысловика и своего брата-моряка. Своего, как говорят, в доску...
28 марта 1978 г. траулер «Молдова» стоял на рейде пор та Лас-Пальмас на Канарских островах. Экипаж собирался домой после трудного рейса, судно готовили для передачи следующей смене. Прибытие ее ожидалось назавтра. Свободные от работ и вахт моряки получили увольнения в город.
Вечером на имя судового электрика Я. Ымблуса пришла радостная весть — радиограмма от жены: получили ордер на новую четырехкомнатную квартиру. Исполняющий обязанности капитана Таммелехт вместе с начальником радиостанции Я. Ару пошел к Ымблусу — поздравить. Электрик Ымблус был человек уважаемый, ценимый на судне: от работы не отказывался и в веселой компании был, что называется, своим парнем. В Лас-Пальмасе он уже погулял и, кроме всего прочего, принес из города бутылку водки местного производства. Узнав о радиограмме, тотчас выставил эту бутылку на стол и предложил «обмыть» ордер.
С этого-то злополучного момента и. о. капитана СРТР-9161 И. Таммелехт, рыбак-командир с шестнадцатилетним стажем, начал одно за другим забывать требования «Устава службы на судах флота рыбной промышленности СССР". «Запамятовал» знаменитый пункт 456 Устава, в котором говорится: «Членам судового экипажа... запрещается распивать спиртные напитки и находиться на судне в нетрезвом состоянии». Неизвестно, какой величины была та самая бутылка, но ее вполне хватило на то, чтобы угостить всех, кто заходил в тот вечер в каюту электрика. Угостить настолько, чтобы они начисто забыли правила поведения моряка и порядок увольнения в город. Поэтому и. о. капитана, не задумываясь, дал «добро», когда уже порядком захмелевший Ымблус в первом часу ночи попросил разрешения сходить на мотошлюпке за пивом для команды. Более того, Таммелехт одернул вахтенного механика, который поинтересовался, почему разрешено Ымблусу ночью уйти на единственной моторной шлюпке, да в таком состоянии, что он полчаса пытался включить заводившийся обычно с пол-оборота мотор «Доры».
В 5 часов утра вахтенный штурман разбудил Таммелехта и доложил, что Ымблус на судно не вернулся. Начались поиски. Запросили шлюпку со стоявшего неподалеку советского судна. Искали весь день — напрасно. Сообщили о случившемся в советское консульство.
Радость возвращения домой после долгого и трудного рейса была омрачена потерей товарища. А каково было Анне Ымблус, готовившейся встретить мужа в новой квартире?.. Труп Я. Ымблуса был выловлен из воды испанскими рыбаками 1 апреля.
19 октября 1978 г. Верховный суд Эстонской ССР признал и. о. капитана СРТР-9161 «Молдова» Таммелехта Ийво Арнольдовича виновным в преступном нарушении правил безопасности эксплуатации водного транспорта, повлекшем смерть члена экипажа, и приговорил его к трем годам лишения свободы условно с обязательным привлечением к труду в местах, определяемых специальными органами,
Непосредственный виновник гибели Ымблуса понес заслуженное наказание. Но, если вдуматься, не менее виновны, хотя и не подлежат привлечению к уголовной ответственности, и те, кто видел, как пьяный моряк питался отчалить от борта судна на моторной лодке, и не остановил его. Хотя бы силой, хотя бы и вопреки распоряжению пьяного капитана...

А. МАЕВСКИЙ, следователь Эстонской транспортной прокуратуры.
ТМШ — ЭТО КАДРЫ – 28 11 1978
Коммунисты Таллинской мореходной школы многого ждут от предстоящей партийной конференции объединения, ибо дела и заботы «Эстрыбпрома» — их кровные заботы. Но, конечно, есть у нас и свои, собственные проблемы, «болячки», которые не выходят из поля зрения партийной организации школы. Хотелось бы, чтобы к этим вопросам не остались равнодушны ни делегаты партконференции, ни товарищи, которые войдут в новый состав парткома, ни администрация нашего объединения.
На страницах «Рыбака Эстонии» неоднократно затрагивались вопросы производственного обучения специалистов для промыслового и транспортного флота. Так, в статье начальника ОПТОК Ю. Короткова «О производственном обучении рабочих массовых профессий» (14 ноября 1978 года) обращалось внимание на слабую практическую подготовку курсантов Таллинской мореходной школы.
Вопрос этот не нов. Действительно, обладая, в общем, не плохой теоретической подготовкой, курсанты вместе с тем не имеют элементарных практических навыков в обслуживании двигателей, механизмов и систем, слабо знакомы с новыми методами добычи и об работки рыбы. Беда не в том, что в ТМШ плохо прививаются практические навыки молодым специалистам, а в отсутствии материально-технической базы для практического обучения.
Для всестороннего и качественного обучения курсантов мореходная школа должна иметь как минимум лабораторию, механическую мастерскую для проведения практических занятий. Экскурсии курсантов на суда флота объединения «Эстрыбпром» и судоремонтные заводы не восполняют пробелов в практических навыках.
Администрацией мореходной школы, преподавательским составом и мастерами производственного обучения делается все возможное, чтобы устранить этот недостаток. Оборудуются различные стенды, наглядные пособия, изготавливаются макеты. Однако, для изготовлении действующих моделей и тренажеров не хватает деталей, для монтажа нет многожильного кабеля. Причем мастера производственного обучения подчас достают нужное оборудование и детали частным путем. Думается, что в этом вопросе объединение «Эстрыбпром» должно оказывать нам более значительную, существенную помощь. В этом заинтересованы все — и мореходная школа, и объединение «Эстрыбпром», которому нужны высококвалифицированные кадры плавсостава.
Далее. Учебные программы теоретического обучения также нуждаются в совершенствовании. Много часов отводится на изучение устаревшей техники, на новую же отводится незначительное количество. Надо ли объяснять, что именно новая техника, новые орудия лова и новые методы обработки рыбы должны быть стержневыми вопросами в программе теоретического обучения курсантов. Для этого необходимо пересмотреть программы, снабдить преподавательский состав и мастеров производственного обучения необходимой учебной литературой, плакатами, макетами. Все это необходимо и для развития технического творчества курсантов — будущих моряков. У нас же для этого нет необходимых материалов, техническое снабжение организовано из рук вон плохо. Имеющиеся в подвальном помещении маленькие лаборатория и слесарная мастерская не обеспечивают потребностей обучающихся. К тому же сырость подвального помещения способствует быстрому ржавлению оборудования.
Как видно из приведенных фактов, почти все вопросы практики упираются в слабость материально-технической базы. С этим полностью согласны мастера производственного обучения Александр Малинин, Владимир Уркунов, Александр Сурков, с которыми я беседовал, готовя эту статью.
Следующий вопрос. В последнее время, в связи с расширением районов промысла, начали облавливать и новые породы рыб. Наглядно показать эти рыбы курсантам нет возможности: не имеется ни цветных плакатов, ни описаний соответствующих пород. Нет возможности и наглядно продемонстрировать курсантам ядовитых и опасных рыб.
Но если б дело касалось только рыб! Скажем, по предмету технология металлов и то не имеется нужных пособий: ощущается нехватка кинематических схем станков, плакатов по современным методам обработки металлов и методов современного литья.
Заместитель начальника ТМШ по учебной части Николай Петрович Цапок сказал, что очень отрицательно влияет на учебный процесс большая текучесть кадров преподавательского состава и мастеров. Этот важный для нас вопрос невозможно решить только силами ТМШ. Как не можем мы за счет своих внутренних резервов обеспечить нужное санитарное состояние общежития: крыша течет, многие кубрики сырые, потолки и стены с потеками. Обещаний помочь, отремонтировать общежитие было немало, но все остается на словах.
Таковы некоторые актуальные вопросы, которые мы не в силах решить сами и о которых хотелось бы напомнить в преддверии партийной конференции объединения.

Е. БЕЛОГОЛОВЦЕВ,
мастер производственного обучения ТМШ.
Памяти БММРТ-186 «Иван Грен» и его команды. ЭТОТ НЕОБЫЧНЫЙ РЕЙС... – 30 11 1978
Недавно экипаж БММРТ-186 «Иван Грен», возглавляемый капитаном-директором Н. Русаковым, после 175-дневной работы в море возвратился в родной порт, возвратился с победой...
А начинался этот рейс так. Капитан-директор Н. Гусаков отправился через Москву в Дакар с группой в 20 человек для приемки судна и короткого его ремонта. Первый помощник капитана С. Кошманов с остальными 70 членами экипажа прибыли позже, перед самым выходом в море. Перелет прошел организованно, без замечаний. Экипаж понимал, что рейс предстоит не из легких, нужно было готовиться к работе с тралами на малых глубинах.
Партийная организация (секретарь О. Михалев) возглавила работу по подготовке к промыслу. Еще на переходе к району лова коммунисты были распределены по участкам и службам, все имели общественные поручения. И прежде всего, каждый из 13 коммунистов был в ответе за организацию воспитательной работы в своей бригаде, смене, вахте. Третий штурман Г. Телеш возглавил комсомольскую организацию, В. Сагайдачный — судовой комитет профсоюза, Е. Чупов отвечал за выпуск стенной газеты. Всегда чувствовалось партийное влияние в бригадах и вахтах. Коммунисты во многом определяли трудовой настрой и моральный климат коллектива, стойко преодолевали трудности, подавая пример всему экипажу. А трудностей было немало. Район промысла — тропический, невероятная жара на палубе, высокая влажность воздуха, температура в машинном отделении доходила до 55 градусов. К тому же уловы были незначительные, зачастую меньше тонны за траление — радоваться было нечему. Это было, как говорится, «испытание на прочность». И все-таки победили выдержка, умение работать и в этих сложных условиях. Экипаж выдержал, не пал духом.
Большую роль сыграло соревнование с экипажем БМРТ-250 «Яан Коорт», который находился в этом же районе. Каждые десять дней экипажи информировали друг друга о работе, сообщали об успехах. Стенная газета, фоторепортажи о трудовых буднях экипажа, передачи по судовому радио о достижениях передовиков — все это способствовало развертыванию и организации социалистического соревнования, повышению его действенности. И сегодня, когда уже подведены итоги рейса, можно с удовлетворением сказать, что рыбаки БММРТ-186 «Иван Грен» вышли победителями в этом исключительно трудном рейсе. Так, план по вылову выполнен на 111,6 процента, по выпуску разделанной продукции перевыполнен почти в 3,5 раза, по филе — на 168,2 процента.
Этот отчет будет неполным, если не упомянуть о тех людях, которые своим самоотверженным трудом способствовали перевыполнению задания. Среди них добытчики П. Пахлан, Н. Волошин, обработчики В. Данилов и С. Чепелев, газоэлектросварщик В. Фунтяков, рефмоторист И. Пукки и другие.
В соревновании первые места присуждены комплексной бригаде, которую возглавлял П. Зиновкин, вахте второго штурмана К. Цивилева, в машинной команде — вахте третьего механика Ю. Никуленкова.
Имена 14 лучших моряков занесены на судовую Доску почета, 60 рыбаков отмечены за добросовестный труд благодарностями и грамотами.
Активно работала в рейсе комсомольская организация. Комсомольцы были на всех участках, где было трудно, организованно прошли субботники. Хорошо справились комсомольцы с такими ответственными поручениями, как оформление наглядной агитации по соревнованию, выпуск стенной газеты. Трудовая вахта молодежи в честь 60-летия ВЛКСМ прошла успешно.
Нужно отметить, что командный состав на судне подобрался опытный. Капитан-директор Н. Гусаков, промысловик с немалым стажем, образцово выполнял партийные поручения, участвовал в подготовке и проведении каждого партийного собрания, активно вел воспитательную работу. С. Кошманов плавает уже много лет первым помощником капитана, его знают как активного и принципиального партийного работника. Немалый вклад своим трудом внесли в успехи экипажа помощник капитана по производству, секретарь парторганизации О. Михалев, старший механик Ф. Колесник, который работает на этом судне со дня приемки его из новостроя и отлично знает свое дело. Зарекомендовал себя исполнительным и грамотным работником второй штурман К. Цивилев, которому коммунисты оказали большое доверие, приняв его в рейсе кандидатом в члены КПСС. Умелым организатором был старший мастер добычи Р. Колло. Этот список можно было бы и продолжить.
Хороший трудовой подарок подготовили рыбаки БММРТ-186 «Иван Грен» к партийной конференции объединения. А пока на судне идет межрейсовый ремонт, уже готовится новый экипаж к выходу в море. С полной уверенностью можно сказать, что и в четвертом году пятилетки славные трудовые традиции экипажа БММРТ-186 «Иван Грен» будут продолжены.

Н. АФАНАСЬЕВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Хорошо поработал в этом рейсе моторист Александр Петровичев. Вот уже 13 лет плавает он на судах нашего флота. Это знающий специалист, мастер своего дела.

Фото В. Тракса.
Иванов Анатолии Александрович . ВОДОЛA3 С «УРАГАНА» - 28 11 1978
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Многим морякам приходилось наблюдать своеобразный ритуал подготовки водолаза к спуску под воду. Всякий раз этот процесс вызывает неподдельный интерес. С момента облачения в комбинезон-скафандр с традиционным похлопыванием ладонью по гермошлему: "Порядок, иди на глубину". Скрывается водолаз в толще вод, бурлят воздушные пузыри, человек остается один на один с подводной стихией. Лишь телефонная связь, воздушный шланг и страхующий трос связывают его со станцией, с людьми, следящими за его работой, физическим состоянием.
Сколько раз за двенадцать лет водолазной работы повторял эти циклы спуск-работа-подъем водолаз аварийно-спасательного судна «Ураган" Анатолий Александрович Иванов? Трудно припомнить ему самому. Личная книжка водолаза фиксирует часы работы под водой. Их набежало около двух тысяч. Летчик современного воздушного лайнера, налетавший столько часов, чествуется как «миллионер» — по покрытому расстоянию в километрах. А каким фактором, кроме времени измерить отдачу водолаза? И можно ли вообще измерить? Да, можно. Вот пример: трал попал под работающий винт. Судно встало. Сколько оно вынуждено простоять? Сутки? А может больше? Все зависит от умения и расторопности водолазов. И водолазы спешат на помощь. Спешат не быстрее подготовиться к спуску - тут спешка может обернуться трагедией — спешит спасатель к судну, а во время перехода заранее тщательно готовятся водолазы. Так, например, было совсем недавно, когда и Анатолию Александровичу, и его товарищам старшему водолазу Владимиру Петровичу Слинько и Андрею Яковлевичу Кашеварникову пришлось выручать из пут трала ленинградское промысловое судно «Лира». Поочередно уходили под воду водолазы — трал намотался «капитально». Но опыт и сноровка помогли. Скоро судно снова приступило к промыслу. Вынужденный простой был минимальным. Потому что водолазы, весь экипаж спасателя понимали: каждый простой промыслового судна — это десятки, а то и сотни тонн недоданной продукции. Значит, этим конкретным фактором тоже оценивается работа водолазов. А случаи, подобные происшедшему с «Лирой», не так уж редки на промысле.
Какие только работы не приходилось выполнять классному водолазу А. Иванову! Однажды требовалось обрезать оборвавшиеся бортовые кили у судна. И тут водолаз выступает в роли специалиста — газорезчика. Причем подводного! А это сложная работа. Тут нужна не только сноровка, но и выдумка, — мысль должна работать. Уже на глубине пришло решение — резать не электрокислородным прибором, а электросваркой. Нет, это не оговорка. Дать большой ток на стержень, и сварочное приспособление хорошо прожигает металл. Этот способ оказался в данном случае более эффективным.
— А какой самый памятный случай был в вашей практике, Анатолий Александрович?
— Все случаи по-своему памятны, —ответил он. — Но вот в одном из них опять же нужна была смекалка. На промысловом судне произошел облом двух третей лопасти винта. Чуть прибавит ход — вибрация всего корпуса. Что делать — самым малым ходом идти в порт? А нет ли другого выхода? Нашелся. Водолазы предложили обрезать противоположную лопасть ( четырехлопастного ! ) винта. Обрезали по контуру облома поврежденной лопасти — вибрация прекратилась. И хотя судно частично потеряло ход, все же осталось на промысле до конца рейса. И тут уж не рубли — тысячи рублей сбереженных средств.
Трудная это профессия — водолаз. Потому и почетная. Потому и наблюдают с интересом за их спусками и подъемами все, кто работает рядом.
Традиционный вопрос Анатолию Александровичу:
— Как вы стали водолазом, нравится ли вам ваша профессия?
— Я родом из Псковской области. Вроде бы далековато от моря. Но в молодости работал на вспомогательных судах Каспия, там впервые познакомился с легководолазным делом. Потом Севастопольский учебный отряд. Тут уже сам изъявил желание быть водолазом. Привлекала меня эта необычная профессия. Учился с желанием и интересом. После учебного отряда — служба на флоте, на аварийно-спасательных судах. Заканчивал ее уже в Таллине. А после службы уже не помышлял о другой специальности...
Коммунист, ударник коммунистического труда, ветеран объединения «Эстрыбпром» Анатолии Александрович Иванов на хорошем счету в коллективе «Урагана», водолазная станция которого состоит всего из трех специалистов. О каждом из них можно сказать только похвальные слова. Мы выбрали водолаза второго класса А. А. Иванова, влюбленного в свое дело.

И. ШПЕРОВ.
Фото В. Тракса.
Памяти ПР «Саяны» и его экипажей. С ЗАДАНИЕМ СПРАВИЛИСЬ – 25 11 1978
Недавно из рейса возвратился экипаж ПР «Саяны» (капитан-директор А. Витязев). На этот раз подмена была проведена на промысле и моряки прибыли в Таллин самолетом. Еще в мае начался этот необычный по продолжительности рейс. Почти месяц занял переход на промысел. Заранее было известно, что рейс предстоит трудный, напряженный, рыбы будет в достатке. И в этих условиях экипаж стремился как можно лучше выполнить принятые социалистические обязательства, ознаменовать ударным трудом первую годовщину Конституции СССР и праздник Октября.
И вот в канун 61-й годовщины Великого Октября ПР "Саяны» закончил работу. Экипаж завершил рейс с высокими показателями: выпуск пресервов составил 104,6 процента, план по заморозке выполнен на 126 процентов. Всего выпущено пищевой рыбопродукции почти на 2 млн. рублей. Действительно, хорошие результаты достигнуты самоотверженным трудом моряков.
Не часто приходится производственным рефрижераторам бывать в таких длительных рейсах, как этот. Обычно рейс продолжается три месяца, а этот — пять месяцев, да притом в условиях тропической жары. Это стало настоящим испытанием для экипажа.
Главное внимание уделялось качеству продукции. Моряки понимали: даже незначительный срыв может привести к нарушениям технологии. Поэтому в течение рейса всегда начеку были все судовые службы, народные контролеры, «Комсомольский прожектор». Хорошими организаторами производства показали себя опытный технолог В. Мышкин, мастера обработки М. Елизаров и А. Шавель. Они не раз показывали образцы труда. Отлично справилась с задачами по обработке рыбы стажер-технолог Екатерина Набатова.
Если учесть, что больше половины экипажа составляли новички, в основном выпускники Пярнуского УКК, то станет понятно, какую большую роль сыграло на судне наставничество. Наставниками были все коммунисты, руководители всех звеньев. Благодаря этому молодые моряки сумели быстро освоить производственные процессы. Работа в цехе не прерывалась и во время выгрузки продукции. Тогда на подвахты выходили мотористы и механики, а обработчики занимались своим основным делом.
Доброе слово нужно сказать в адрес рефмехаников во главе с Н. Шумейка. Он, его помощник В. Козлов и моторист А. Пашковский сделали все для бесперебойной работы морозильных камер, несмотря на тропическую температуру на палубе. А в цехе самоотверженно трудились все обработчики, обретали опыт и учились. Первенство в соревновании завоевала бригада М. Елизарова. Одним из лучших по профессии признан комсомолец Филипп Церн. Не первый раз он ходит в море на производственных рефрижераторах, всегда мастерски работает на закаточной машине. Ф. Церн не только отличный производственник, но и активный общественник, ему было поручено возглавлять судовую организацию ДОСААФ и спорткомитет. Он образцово справился с этими поручениями.
Инициаторами всех начинаний на судне были коммунисты и комсомольцы. Коммунисты всегда подавали пример в труде. Среди них можно назвать секретаря парторганизации Н. Шумейка, И. Славова, В. Барковского, Г. Олейника, Е. Махрина, В. Мышкина, председателя судового комитета профсоюза В. Будукина и других.
Комсомольцы с честью несли юбилейную вахту, посвященную 60-летию ВЛКСМ. Они все — 42 человека во главе с секретарем комсомольской организации В. Спронским — проявляли активность, вместе с народными контролерами возглавили борьбу за высокое качество продукции, выпускали «Комсомольский прожектор», участвовали в субботниках.
Своим трудом заслужили уважение всего коллектива плотник М. Вяль, котельный машинист А. Смольский и начальник радиостанции В. Железинский. Двое первых стали членами КПСС, а В. Железинский принят кандидатом партии.
По итогам рейса 13 морякам производственного рефрижератора «Саяны» присвоено высокое звание ударника коммунистического труда, имена 10 передовиков занесены на судовую Доску почета, 12 человек награждены грамотами, более, 70 отмечены благодарностями.
Сейчас на судне трудится новый экипаж. Первые дни работы на промысле показывают, что он верен трудовым традициям своих предшественников и готов с честью завершить ударную вахту третьего года пятилетки.

Н. ДВОРЕЦКИЙ.
Памяти труду капитана Сергея Николаевича Козина, БМРТ-474 «Оскар Сепре» и его экипажей. ОПИРАЯСЬ НА ОПЫТ И ЗНАНИЯ – 21 1 1978
ТРЕТЬЕМУ ГОДУ ПЯТИЛЕТКИ - УДАРНЫЙ ФИНИШ!

ВТОРАЯ декада мая этого года. БМРТ-474 «Оскар Сепре» готовился к выходу на промысел. Не на месяц, не на три — на полгода. Комплектовалась команда, шла проверка механизмов, промвооружения, были приняты социалистические обязательства. Тут, надо сказать, команда проявила осторожность, новый район промысла рыбаки еще не знали. А на везение рассчитывать нельзя. И все-таки рейсовое задание по основным показателям решили перевыполнить на 2-5 процентов.
Недавно рейс был завершен, команда самолетом возвратилась в Таллин. Мы встретились с первым помощником капитана Сергеем Николаевичем Козиным. Настроение у него было приподнятым. В плановом отделе его только что познакомили с уточненными данными по итогам рейса. Они оказались выше первоначальных. Фактический вылов рыбы составил 40150 центнеров вместо 32800, предусмотренных заданием. Это 122,4 процента. И по заморозке результат отличный — 120 процентов. На 116 процентов выполнен экипажем и план по выпуску пищевой рыбопродукции. Если учесть, что вся рыба сдана первым сортом, то есть все основания быть удовлетворенными результатами труда.
Сергей Николаевич Козин с готовностью ответил на наши вопросы.
— Вы впервые вели промысел в новой зоне. Что необычного было для вас в этом районе? Какие трудности встретились на промысле?
— Вначале мы полмесяца работали на другом шельфе. В том районе промысловая обстановка благоприятствовала нам, позволила выполнить плановое задание. С получением лицензии перешли в другую зону. Здесь работа осложнилась и неустойчивой промысловой обстановкой, и еще тем, что не было судов, работающих в режиме поиска. Мы самостоятельно вели поиск. И, тем не менее, нам удалось перевыполнить план по филе, спецразделке, разделанной рыбе. Кроме нашего судна здесь вели промысел калининградские траулеры. Связи с нашим БМРТ они не держали. Нам приходилось рассчитывать лишь на свои знания и опыт. И все же, в парном соревновании с калининградским БМРТ-603 мы опережали его экипаж по всем показателям. В итоге мы стали победителями в парном соревновании.
— Очевидно, важное значение имела надежная работа промвооружения, механизмов, приборов...
— Да, судно к рейсу было подготовлено неплохо, претензий у нас не было. Ну, а то, что старшему мастеру добычи Александру Семеновичу Шатрову приходилось не один раз ремонтировать тралы — это естественно. Выловить столько рыбы, и чтобы ни разу не порвать трал — это почти невозможно. Другое дело — навигационные приборы. Они много хлопот доставили начальнику радиостанции Юрию Алексеевичу Ховрякову и электро-радионавигатору Александру Васильевичу Березовскому. То локатор выйдет из строя, то поисковая аппаратура. Не считались они со временем, ремонтировали своими силами. Знания и опыт помогали им в этом.
Сделаем отступление. Когда БМРТ-474 готовился к выходу на промысел, и капитану-директору А. Н. Бабонину, и первому помощнику Сергею Николаевичу Козину компетентные лица недвусмысленно советовали: «Опирайтесь на Ховрякова» (начальник радиостанции, к тому же и хороший акустик). И Ю. А. Ховряков доказал в рейсе, что на него можно положиться. Доказал делом.
— Сергей Николаевич, складывается впечатление, что на судне в течение всего рейса во всем был полный порядок. Значит, можно было дать и больший план?
— Отвечу по порядку. Не все было гладко. Во-первых, трудности со снабжением: в течение трех месяцев не было картофеля. Наши заявки на продукты выполнялись плохо, не проявили должной заботы о нас снабженцы. И почтой свежей нас не баловали. А что касается улучшения показателей... Да, можно было бы и прибавить к нашему плану дополнительные проценты. Но в последнее время мы не могли облавливать все косяки ставриды, особенно крупной, так как скорость хода из-за обрастания подводной части была недостаточной. Терялись тонны, десятки, а то и сотни тонн рыбы...
Несколько слов о вкладе самого Сергея Николаевича Козина в успех этого рейса. Многим в объединении «Эстрыбпром» известна его рыбацкая биография. Начинал свой трудовой путь помощником капитана СТБ (средний траловый бот) в 1951 году. 27 лот судоводительского стажа. 13 из них — капитаном БМРТ. Это своеобразный рекорд. Трудно переоценить вклад Сергея Николаевича в успехи объединения за эти 27 лет.
В этот рейс опытный капитан впервые вышел первым помощником. Новая должность не менее ответственна, ему, связавшему жизнь с морем, она вполне по плечу. Вся семья Сергея Николаевича так или иначе связана с рыбопромысловым флотом. Сын Сергей плавает рефмотористом на БМРТ, жена и дочь также работают в нашем объединении. Ну, а как проявил себя капитан в новой роли, говорят результаты рейса. Умело первый помощник организовал социалистическое соревнование, партийную, комсомольскую работу, направляя и используя все формы деятельности общественных организаций на борьбу за выполнение плана, за высокую трудовую дисциплину, за качество рыбопродукции.
Взять другой пример — наставничество. Хорошими наставниками зарекомендовали себя рыбмастер Анатолий Борисович Пискунов, второй помощник капитана, председатель судового комитета профсоюза Василий Михайлович Кулягин. Те, кто впервые вышел в рейс, получали от них и от других промысловиков деловую практическую помощь в быстром приобретении опыта. А сам Сергей Николаевич? В любой момент приходил на помощь и вышедшему впервые в должности старшего помощника Леониду Меликовичу Нерсесяну, и секретарю партбюро механику-наладчику Станиславу Григорьевичу Костенко, и многим другим.
Положительных штрихов, способствующих успешному выполнению рейсового задания, можно привести много. Парное и внутрисудовое соревнование, хорошо поставленная политическая и экономическая учеба, два комсомольских субботника, посвящение молодых тружеников в моряки... профессиональные конкурсы, провидимые регулярно в рейсе, выявление победителей с вручением дипломов и сувениров побуждало каждого работать лучше, качественнее. Особенно молодых. Ведь из 92 членов экипажа в рейсе было 57 комсомольцев — основная сила коллектива. И молодежь не повела, трудилась на совесть. Девять рыбаков в рейсе стали ударниками коммунистического труда, это плюс к сорока семи, уже имеющим это почетное звание.
Внутрисудовое соревнование выявило победителей. Ими стали вахты третьего помощника капитана В. Белого, третьего механика Г. Лойтмеса. Победителями профессиональных конкурсов названы матрос-добытчик В. Низвицкий, матрос-обработчик Н. Посторалкин, моторист Ю. Петраускас, электрик К. Шориков, повар Л. Щербицкая.
...А 19 сентября команда чествовала Сергея Николаевича Козина. В этот день ему исполнилось 50 лет. И никак не умаляя заслуг командования судна, всего экипажа в минувшем рейсе, хочется все же отметить большой вклад первого помощника капитана и сказать Сергею Николаевичу Козину; так держать, ветеран!

И. ШПЕРОВ.
БМРТ-253 «Март Саар». 16 11 1978
В канун праздника Октября с промысла в родной порт возвратился экипаж БМРТ-253 «Март Саар». Рейс был трудным, но успешным. Рыбаки потрудились самоотверженно. О слаженной работе экипажа мы уже писали. Сегодня публикуем несколько снимков, сделанных в этом рейсе. На судне хорошо было организовано социалистическое соревнование. О том, как работал экипаж, своевременно сообщалось на специальном стенде.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На снимке вы видите четвертого механика Р. Хендла и старшего матроса И. Шевченко.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Отлично показал себя в этом рейсе матрос второго класса обработчик курсант Таллинской мореходной школы Петр Адамейко.

Фото В. Кожевникова.
ВЫЗЫВАЕМ ОКЕАН - 14 11 1978
ПРИВЫЧНЫМ движением вы сняли трубку телефона, набрали номер. И принят заказ на... радиотелефонный разговор с Атлантикой. Адрес абонента — судно рыбопромыслового флота в любом районе океана. Согласитесь, достаточно удобно. Вполне осуществимо, — утверждают специалисты радиоцентра объединения «Эстрыбпром». Более того, лет через пять это станет таким же обычным делом, как, скажем, поговорить по междугороднему телефону. Но пока... морзянкой летят в эфир скупые слова радиограмм. Без устали, днем и ночью, нескончаемым потоком — сообщения: судно прибыло на промысел, другое — на переходе, информация о вылове и обработке рыбы, известие о доставке снабжения... Ритм, которым живет мощный современный флот, его напряженные трудовые будни — в замысловатом арсенале «точек» и «тире». 700—800 радиограмм каждый день... Бывают тревожные.
Девятого октября в 5 часов 35 минут с борта БМРТ-604 «Рудольф Сирге» был принят тревожный сигнал: «Авария!» Радиограмма принята центром в 5 часов 45 минут. А спустя еще пять минут о случившемся стало известно руководству объединения. Оперативность радистов отвела беду; помощь подоспела вовремя, несчастья не произошло... Впрочем, аварийные сигналы — редкость.
Чаще другое. Выяснилось; наши рыбаки — очень приветливые, внимательные люди. Они любят обмениваться поздравлениями. Ни один праздник не пропустят. Поэтому самая, интенсивная работа у радистов — именно в предпраздничные дни. Только в один из дней перед октябрьскими праздниками было обработано 1100 радиограмм (две трети из них — личные). Оно понятно: каждому хочется поздравить своих родных, близких. Кстати, подмечено: с моря идет больше телеграмм, чем в море... В эту пору у работников радиоцентра особенно много дел. Со столь обширной корреспонденцией необходимо справиться качественно и в срок. Чтобы не было на врученном адресату бланке досадных опечаток, чтобы доставить поздравления в назначенное время. Дорога ложка к обеду, говорят в народе.
Тридцать береговых радиооператоров центра попеременно держат связь с морем. И среди них — настоящие виртуозы. Рекордная выработка — 625 знаков в минуту с учетом качества — у Татьяны Хирвоя. По итогам последнего квартала ей присвоено звание «Лучший по профессии». Только за три месяца ею передано в эфир 5339 радиограмм, а это — 149 тысяч слов! Теперь попробуйте подсчитать, сколько тысяч из них несли радость, счастливые известия. Более щедрого человека вряд ли найдете.
Неоднократно звание лучшего получал Ааво Симберг. Три года назад он был судовым радистом, но с тех пор его узнали и по заслугам оценили в радиоцентре — классный мастер. А Ионас Путвин-скас и Валерии Осипов пришли совсем недавно, тоже из плавсостава. Новые друзья скоро распознали в них толковых специалистов.
Молодые хотят походить на Николая Николаевича Воссуса, почетного радиста СССР, ветерана «Эстрыбпрома», у него есть чему поучиться. О нем говорят: настоящий бригадир. Многое этим сказано. Он мастер отличный, наставник молодежи. И не просто опыт свой богатый передаст, по болеет душой за каждого. Да здесь иначе и не получится. Ответственностью, серьезным отношением к делу славится коллектив радиоцентра. Радисты считают, что собранность, дисциплина — это одно из необходимых условий их профессии. С этим трудно не согласиться.
Пожалуй, стоит выделить еще одну черту коллектива — энтузиазм. Инициаторов воистину увлеченных немало. И несмотря на недостаточную техническую оснащенность, здесь не допускают промахов в работе. Радист сделает все, чтобы принять радиограмму, даже если очень плохая слышимость. Неустанно трудятся и местные рационализаторы. Электромонтеры радиооборудования Эндель Кяо и Валерий Рычков разработали новый метод обработки корреспонденции — буквопечатание. В радиоканал автоматически включается телеграф, и радиообмен происходит уже без помощи оператора. Таков новый канал связи на радиоцентре. Сейчас радисты решают не менее важную задачу о внедрении в объединении радиотелефона — современного, удобного средства общения. Впереди их ждет много трудностей. Но все же... будет в «Эстрыбпроме» радиотелефонная связь.

Н. КРУТИКОВА.