0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (1469)
Сколько у тебя трусов? - 12 07 1967
«Когда ж кончал я плаванья далекие, то целовал гранит на пристанях...» — рассказывает о себе старый моряк в известной песне. Если же учесть, что он это делал после того, как «бананы ел, пил кофе на Мартинике, курил в Стамбуле злые табаки...» и т. д. и т. п., то станет понятным чувство, испытываемое рыбаком, ступившим на «гранит" родной земли, когда он «кончил плаванье далекое». Тем более, что в какой бы район Мирового океана рыбак ни ушел, — африканские ли это воды, или побережье Северной или Южной Америки, он в течение долгих месяцев видит только соленую воду вокруг и лишь иногда, совершенно случайно, выпьет чашечку «кофе на Мартинике». Обычно же рыбак, как правило, днем и ночью добывает и обрабатывает рыбу. Понятна поэтому и его чисто человеческая тоска по земной тверди.
Сомневающиеся могут это очень легко проверить, уйдя в рейс на 160 или 300 суток. Однако наступает всегда такой момент, когда все это уже позади и, переборов щекотку в переносице, рыбак после долгого отсутствия в окружении своих домашних бодро «загребает» привыкшими к качке ногами к проходной — последнему рубежу на пути к дому.
Сейчас он выйдет через специально неудобную калитку с затвором и...
— Предъяви перечень вещей!!!
???
— Какой перечень? В-вот отношение в проходную, где сказано, что у меня чемодан и мешок, в-вот подпись вахтенного штурмана, п-печать...
— Ничего не знаю, давай перечень! Что там у тебя в чемодане?
Рыбак начинает возмущаться, доказывать, что он и сам толком не знает, сколько у него чего...
Растет толпа, стоит гул возмущенных голосов, время от времени вспарываемый шрапнелью резких окриков защитников калитки, полных решимости либо узнать, сколько у каждого рыбака грязных трусов, маек, носков, рубашек, зубных щеток и прочего, либо лечь костьми.
Настроение испорчено.
Вы скажете, читатель, что это не могло быть. Ничего подобного! Именно такая картина наблюдалась на проходной нового рыбного порта 27 нюня 1967 года, когда первая волна рыбаков с БМРТ-431 «Каскад» вынуждена была «залечь» перед калиткой.
Пока я искал, откуда бы можно позвонить в партком и рассказать об этом безобразии (из помещения проходной звонить нельзя, ибо там — документы и оружие (!) и я мог, отвлекая охрану телефонным разговором, незаметно все это стащить), как вдруг неожиданно появилась одна симпатичная женщина, То ном знакомой жены министра она приказала: «Этих — пропустить, на капитана — написать!!!»
Бедный капитан Чеботарев!..
Учился ты, «чистого моря» у тебя лет восемь наберется, и работаешь будто неплохо, а вот на проходной тебя усекли! И напишут, чего доброго, что ты сякой-такой, не выдал всем подробный перечень трусов и носовых платков.
В разговоре с работника ми охраны я попытался выяснить, зачем им понадобилась бумажка, которая ни-когда прежде никому не была нужна .
Оказывается, что "это наверное (!) способствует какому-то (!) порядку, потому что некоторые воруют друг у друга (!?) и казенное обмундирование, например, сапоги (!) и прочее». Оставим без внимания старые болотники и посмотрим, как это нововведение искореняет воровство друг у друга.
Представим для большей убедительности, что кто-нибудь из теперешних стражей воспылал любовью к морю и работает на судне, скажем, официанткой. Официантка хочет получить у вахтенного штурмана подробный перечень своих вещей.
Сей документ может родиться на свет двояким путем:
— во-первых, перечень может быть составлен вахтенным штурманом; - во-вторых, перечень будет написан владельцем вещей, а штурман лишь подпишет и приложит судовую печать.
Второй вариант наиболее вероятен, поскольку в первом случае для штурмана логично вытекает необходимость самому пересчитывать чужие вещи в процессе составления перечня.
Кроме того, поскольку все это надо строить на предположении, что люди в своей массе - сволочи, штурман должен пересчитывать вещи упомянутой официантки в присутствии всего экипажа, дабы в случае сего иметь возможность уличить последнюю в воровстве.
Каждый согласится, что на судне этим никто никогда заниматься не будет. Следовательно, штурман всегда подпишет любой перечень.
Он не может знать, сколько у кого комбине и бюстгальтеров, грязных или застиранных рубашек.
Тогда о чем может свидетельствовать такая справка? Да ни о чем. Кому все это нужно? Да никому!
Тем не менее, всегда может найтись этакий инициативный столб, который, расставив руки буквой «А», упершись кулаками в стол и каменным взглядом раздавливая вас в лепешку, голосом робота изречет, что "дело охраны народного добра ста-а-вит перед нами зада-ачу не только, но и да-аже" и т. д. и прочее.
Окажется, что и побуждения у такого человека были неплохие - борьба с хищениями. Но ведь есть еще такое понятие как уважение к человеку!
Неужели первое и второе в их единстве обязательно должно принять личину малосъедобного винегрета, где наряду с хорошими продуктами есть еще песок, подсыпанный "по идее" в буксу «похитителей сапог"!
Не тем делом занялись, товарищи из охраны рыбного порта! Хотя, что там охрана! Эти женщины сами понимают нелепость своего положения. Им ведь тоже не хочется разговаривать на повышенных тонах, выслушивать бесконечные колкости и прочее. Работать хорошо в обстановке взаимной вежливости, корректности, приветливости. Перечень вещей этому явно не способствует.
Руководители охраны порта к функциям охраны социалистической собственности, к функции звена порядка решили, взять на себя еще функцию охраны рыбацких «трусов"! Но плавсостав в состоянии заняться этим сам.

А. КОВБА,
заместитель начальника экспедиции по политчасти.
ОТ УБЫТКОВ К ПРИБЫЛИ – 12 07 1967
Большая работа проделана в Таллинской БРФ по подготовке предприятия к переходу на новую систему планирования и экономического стимулирования. Проанализирована деятельность экипажей судов за прошлый период. Изучена возможность их безубыточной работы.
Однако имеются у нас на балансе такие суда, как «теплые" плавбазы «Ян Анвельт", «Украина», «Урал". Они из года в год приносят базе убытки. Это видно из таблицы.

Плавбазы________ Фактический____ Запланированный
_________________ убыток ________ убыток
__________________ за 1966 год ____ на 1967 год

«Ян Анвельт» ____177.800 руб.____ 303.400 руб. (на год)
«Украина»________158.500 руб._____ 226.000 руб. (на 6 мес.)
«Урал»___________301.000 руб. _____116.000 руб. (на 6 мес.)
Итого:____________ 637.300 руб._____ 645.400 руб.


Основной причиной нерентабельной работы этих судов является устарелость их конструкций, низкая эксплуатационная скорость. Они предназначены только для доставки соленого полуфабриката в порты. Но из-за отсутствия необходимого количества соленого полуфабриката плавбазы месяцами простаивали в море или возвращались с недогрузом.
В первом квартале 1967 года суда сделали лишь по одному транспортному рейсу. Остальное время находились в отстое или частично использовались в фрахте, который тем не менее не принес предприятию доходов.
И вот теперь, готовясь к переходу на новые условия работы, руководство ТБРФ поставило вопрос перед ЭПУРП и Главком «Запрыба» о реализации (продажи) плавбаз «Украина», «Урал», а значит списания их с основных производственных фондов. Это делается потому, что данные суда базе не нужны, так как с учетом наличия больших производственных мощностей, например, плавбаз «Фри-дерик Шопен» и «Станислав Монюшко», соленый полуфабрикат перерабатывается на промысле в готовую продукцию. Оставшийся полуфабрикат для рыбокомбинатов вполне сможет доставить плавбаза «Ян Анвельт».
Если вдуматься и проанализировать работу базы, то мы найдем много скрытых резервов, которые можно с толком использовать.
Приведу еще один пример. В конце 1964 года ТБРФ получила из новостроя танкер «Криптон», который использовался для перевозки топлива на промысел. Но танкер имеет малую грузоподъемность: за один рейс доставляет в море 1200—1300 тонн топлива. С учетом небольшой скорости «Криптон» совершает за год 6-7 рейсов средней дальности 3500—4000 миль. Таким образом, за год танкер доставляет на промысел топлива примерно 8200—8500 тонн, причем, воды для собственных нужд брал всего лишь 48 тонн, — не позволяют емкости. Поэтому через 5-6 дней танкер должен заходить в иностранные порты для пополнения водой. Использование танкера «Криптон» по перевозке топлива в 1966 году дало базе убытков 241.100 рублей. А в 1967 году убытки планировались в размере 246.900 рублей.
Мы неоднократно ходатайствовали перед ЭПУРП и Главком «Запрыба», доказывали нерациональность работы "Криптона» по перевозке топлива. И вот, наконец, положение изменилось. По указанию Министерства рыбного хозяйства СССР и Главка «Запрыба» танкер «Криптон» будет использоваться как водолей.
В конце июня текущего года «Криптон" ушел в дальний рейс. Он будет продолжаться до конца ноября. «Криптон» доставит из Таллина 1100 тонн воды, а также из инпортов 8800 тонн на промысел для судов, работающих в Южной Атлантике. В рейсовом задании «Криптона» теперь запланировано, что не убытки принесет судно, а прибыль в сумме 158.800 рублей. При успешном завершении рейса доход от работы танкера может увеличиться.
Таким образом, на примере двух случаев видно, что в ТБРФ многое делается для рентабельной работы.

И. АЛФЕРОВ, и. о. начальника планово-экономического отдела ТБРФ.
Памяти СРТ-4390 и его экипажей. ЦЕНТНЕР СТАЛ ДЕШЕВЛЕ - 12 07 1967
Недавно состоялся разбор рейса экипажа СРТ-4390, которым командовал капитан А. Малько. Хорошо потрудился экипаж в Северном море.
Планом предусматривалось выловить 2440 центнеров рыбы, а выловлено 3736 центнеров, или 153.1 процента. Почто вся рыба сдана первым сортом. Экипаж по-хозяйски относился к расходу топлива, вспомогательных материалов. Общая экономия за рейс составила 0,9 тысячи рублей, что снизило себестоимость одного центнера полуфабриката на 57 копеек.
Успехи экипажа, как указывалось на разборе рейса, явились результатом хорошо поставленной партийной и воспитательной работы, дружных и слаженных действий личного состава.
В течение рейса вылов на траление на сутки промысла и на час траления был выше среднего по группе судов, работавших в этом районе.
Производственно-экономические и финансовые показатели экипажа могли быть еще лучшими, если бы в районе промысла постоянно находились наши плавбазы - некому было сдавать рыбу, что отрицательно сказалось на добыче.
В течении рейса экипаж содержал в исправном состоянии палубные механизмы, электрорадионавигационную аппаратуру и все устройства.
Комиссия дала высокую оценку работе личного состава по содержанию механизмов. Судну не требуется ремонта и оно вновь выйдет на промысел.
За хорошую работу в рейсе и высокие производственные показатели многие члены экипажа поощрены приказом начальника базы. Объявлена благодарность второму помощнику капитана Л. Стриженок, третьему помощнику капитана А. Киселеву, начальнику радиостанции И. Панову,
третьему механику В. Дзобенко, старшему мастеру добычи И. Збукарь, мастеру добычи Т. Сильдосу, мастеру обработки Т. Гнатюкую помощнику мастера обработки А. Авдиенко, матросу-бондарю А. Дериглазову, матросам первого класса Г. Парву, А. Морзобитову, А. Шмелеву, матросу второго класса Г. Шарондину, Ю. Кахре.
На разборе рейса и в приказе начальника базы указаны и отдельные недостатки, имевшие место на судне.
ОТВЕТЫ ПО СУЩЕСТВУ - 08 07 1967
На единственный вопрос, что у вас занимательного сегодня, 5 июля получены такие ответы:
Вера Грибакина, комсомолка, повар производственного рефрижератора "Саяны":
- Сегодня я самая, самая счастливая. Свой праздник — День рыбака - встречу дома, в Орле. Родным привезу хороший производственный подарок - мужа-рыбака. Он работает вторым механиком в нашем же флоте. Мы зарегистрировались. Еще я очень довольна подарками к нашей свадьбе, за что большое, большое спасибо всем дорогим саянцам.
- Вот видите. — сказали мы первому помощнику капитана Отто Вооглайду, — хотя и простаиваете непроизводительно в ожидании выгрузки, а счастливые люди на судне есть.
Отто Рудольфович многозначительно улыбнулся:
— За это время у нас еще две свадьбы было. Так что на каждый день простоя по свадьбе приходится. Не плохой показатель?
А вот на танкере «Выру» счастливым оказался первый попавшийся на глаза — вахтенный матрос Федор Маслов. Ему 5 июля исполнилось 26 лет. Тепло поздравили его с днем рождения все товарищи. Охотно поделился он своими планами на будущее:
— Отец мой был рыбаком на Дунае, погиб на Одере в 1944 году. Брат ходит механиком в Дунайском пароходстве. Я окончил вечернюю заочную школу и буду, продолжать образование в Таллинском мореходном училище рыбной - промышленности...
На плавбазе "Иоханнес Варес» в салоне абсолютная тишина. Здесь собрались десятки молодых, веселых, шумных моряков. Внимательно слушали они в этот день беседу секретаря комитета комсомола рыбопромыслового флота Карли Карофельта. Он побывал в Мурманске на встрече молодежных организаций Советского Союза и скандинавских стран. Много интересного узнали моряки и остались довольны, что наша делегация сумела установить контакты с молодежью соседних стран.
На палубе рыбопромыслового рефрижератора 1282 пришлось беседовать с технологом Василием Супруновичем и старпомом Борисом Головановым.
— Значит, вы сегодня уходите в рейс?
— Значит, как раз не уходим.
— Почему?
— Все потому же: после успешного ремонта до-ремонтируемся...
— Ну и ну... — говорим. — А то все счастливые, да довольные попадались.

А. ЛОНГ.
Памяти СРТР-9124 и его экипажей. НА СЕВЕРНЫХ ВЕТРАХ - 08 07 1967
Заканчивается ночная смена. Стоит тишина в помещениях судна, но весело на палубе - там идет обработка очередного улова сайды, вылитой только что из поднятого трала.
Полные ящики рыбы вызывают приподнятое, веселое настроение у моряков. Взошло солнце, вахтенный штурман, старший помощник капитана Виталий Соколов выходит на крыло мостика , делится своими впечатлениями за прошедшую ночь. Его теплое слово бодрит матросов. В это время готовится вторая смена. Оживают каюты, исчезает ночная тишина.
Вышла смена. Уставшие рыбаки идут в салон - их ждет горячий чай и разговоры о прошедшей трудовой ночи. Виталий Соколов дает полный анализ работы: все потрудились на славу.
После завтрака смотрим фильм, потом, немного почитав, - на отдых. Такой распорядок утвержден самой жизнью без инструкций, без распоряжений.
Экипаж сработался, основной его костяк уже совершил третий рейс.
Секретарь партийной организации Петр Моргун работает на нашем судне уже два года, старший помощник капитана Виктор Соколов, второй помощник капитана Аркадий Емельянов, третий механик Арво Пуусеп, матросы первого класса Владимир Швейкин, Александр Герасименко и повар Иван Присяжнюк - три, а остальные члены экипажа сделали по два рейса.
В прошлом рейсе экипаж возглавлял капитан Виктор Червяков. И сейчас, когда он пришел на промысел флагманом отряда, сразу перешел на наше судно, хотя на плавбазе условия гораздо лучше.
- Здесь все свои. - так отозвался он о нашем экипаже.
Виктор Червяков - человек большой души и доброго сердца, знающий свое дело так же, как и душу моряка, он любит и ценит людей. И несомненно— его любят и уважают.
Работа на промысле требует от каждого особой четкости, поддержки, а иногда и взаимовыручки, будь ты матросом, механиком или штурманом.
Виктор Петрович, находясь в последнем рейсе рядом с нашим капитаном Анатолием Зубановым, помогал словом и делом. Нельзя умолчать о том, что были трудности со сдачей свежей рыбы. Наших, эстонских плавбаз в конце рейса на промысле не было. Плавбазы «Запрыбы» делили промысловиков на "ваши» и «наши», и Виктор Петрович ищет возможность реализовать улов. Зима была в этом году тяжелой: почти постоянно дули штормовые ветры. Таких суток набралось немало. И каждый штормовой день отражался задолженностью планового вылова. Затем надо было наверстывать упущенное. И наш экипаж сделал это с честью, выполнение плана составило 120 процентов.
Когда на переходе в порт объявили, кто желает идти во второй рейс, записалось 70 процентов экипажа.
...Смена, работавшая днем, заканчивается. Ее меняет ночная. Над Северным морем стоит тихий вечер. Их бывает так мало, надо спешить, иначе работа на промысле потеряет смысл. И все—от камбузника до капитана — работают в полную силу, чтобы порт встретил нас своей гостеприимностью и долгожданной радостью за трудные 110 суток.

Г. ГЕРАСИМЕНКО, матрос СРТР-9124.
Памяти СРТР-9097 и его экипажей. В ПЕРЕДОВИКАХ - ВЕСЬ ЭКИПАЖ - 08 07 1967
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Первым на палубе 9097-го мы встретили Вейго Ханнуса, матроса первого класса. Он наблюдал за выгрузкой бочек с соленой рыбой. Как раз наступил "перекур", и Ханнус кратко сказал, что примечательного у него ко Дню рыбака:
- Вот закончили рейс хорошо. Слово свое - выполнить план - команда сдержала. Лично для меня: нынче я начинаю свою десятую годовщину службы на флоте. На этом судне впервые, но ребята, скажу, дружные...
Подошел старший механик Вячеслав Захарович Бабич, ветеран 9097, пожалуй, пять лет на нем:
- Правильно, товарищ Ханнус. Народ у нас - только радоваться! Все без исключения получили благодарности, каждый к своему рыбацкому празднику хороший подарок сделал...
А как с планом!
Вахтенный, второй штурман Леонид Талаш, поясняет: задание было 321 тонна, а выловили около 450 тонн пикши, мерланга, сайды. Считали, что-то процентов на 150 с лишним вытянули.
- Чем говорить, лучше наглядно показать, - заявил второй механик Михаил Григорьев и повел нас в салон.
— Вот видите? Наш вклад ко Дню рыбака.
На стене висела аккуратно оформленная Почетная грамота, подписаниям капитан-наставником т. Дорошенко. Ее выдало экипажу руководство промыслом за отличные успехи, за четкое исполнение всех распоряжений, за помощь другим судам.
— О себе, что же, — продолжает второй механик, — собираюсь на этом самом судне в десятый рейс идти. В нашем флоте с 1955 года. Девять месяцев на острове Свободы провел, обучал кубинцев ловить рыбу в Мексиканском заливе...
— А как же вы с ними объяснялись на пальцах, что ли?
— Зачем. Я немного испанских слов знаю, они — русских. Сложились вместе — вот и получился такой, знаете, сочный, крепкий, богатый производственный язык.
Улыбается...
Старший матрос-бондарь Николай Рыба обязательно настаивает, чтобы записать фамилии заботливого капитана Леонида Румянцева и главного "виновника» высоких уловов старшего мастера добычи — Дмитрия Ченцова.
— А лично ваша работа? Сколько бочек забондаривали за смену или за сутки?
— Не считал, — признался Николай. — Ну, может иногда семьдесят, иногда и 300...
— Интересно, как бы яснее представить в цифрах производительность хотя бы обработчиков на предпраздничной вахте?
На выручку приходит помощник мастера обработки тов. Ряйза:
— Самая трудная у нас операция — шкерка рыбы. Мы подсчитывали, что примерно за час шкерим 1 тонну пикши или сайды. Это более крупные экземпляры, весом от 400 и выше граммов.
— Сколько же рыбы за час шкерите?
— Более 2000. Это на смену в 4—5 человек. Работа по конвейеру, зевать некогда!
Наша беседа о предпраздничной вахте экипажа завершается встречей со старшим мастером добычи Дмитрием Ефремовичем Ченцовым.
— Правильно: больше тралений — больше рыбы, — ответил он на первый вопрос. — В среднем судно делало 7,5—8 тралений. На одно траление затрачивалось 1,5—2 часа. В апреле, например, за сутки сдавали по 20—25 тонн рыбы. Бывало, что за один подъем брали по 5—6 тонн.
Нужно добавить, экипаж бережливо относился к имуществу. Сэкономлено много промвооружения, которое при уходе с промысла передано другим промысловым судам.
Единодушным желанием выполнить обязательства в честь Дня рыбака отмечен этот замечательный рейс. Каждый старался быть полезным на любой работе.
Пожелаем же им хорошо встретить свой родной рыбацкий праздник!
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

А. КРОСС.

На снимках: вверху — Д. Ченцов, внизу — матросы А. Слепцов и В. Ханнус.
Фото А. Павлова
В Президиуме Верховного Совета Эстонской ССР - 08 07 1967
За успехи в развитии рыбной промышленности республики Президиум Верховного Совета Эстонской ССР Указом от 6 июли 1967 г. наградил Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Эстонской ССР рыбаков и работников рыбной промышленности:

Ауксманна Хельмута Яновича — помощника капитана производственного рефрижератора «Буревестник".

Бабича Владимира Яковлевича — старшего механика большого морозильного рыболовного траулера «Эвальд Таммлаан».

Яливца Олега Дмитриевича - старшего помощника капитана производственного рефрижератора «Аугуст Якобсон».

Лийва Юлиуса Якобовича — второго механика плавбазы «Иоханнес Варес».

Пеедоксаара Лембита Тааветовича — помощника начальника экспедиции Таллинской базы тралового флота.

Рандмяэ Айме Юлиусовну — преподавателя Таллинского мореходного училища рыбной промышленности.

Романова Аркадия Георгиевича - капитан-директора большого морозильного рыболовного траулера «Кристьян Рауд».

Самохвалова Анатолия Ивановича — бригадира Таллинского морского рыбного порта.

Свентер Ильзе Виллемовну — экономиста Эстонского производственного управления рыбной промышленности.



УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЭСТОНСКОЙ ССР
О присвоении почетного звания заслуженного рыбака Эстонской ССР
За выдающиеся заслуги в развитии рыбной промышленности республики присвоить почетное звание заслуженного рыбака Эстонской ССР рыбакам и работникам рыбной промышленности:

Белогорцеву Георгию Сергеевичу — капитан-директору большого морозильного рыболовного траулера «Антон Таммсааре».

Председатель Президиума Верховного Совета
Эстонской ССР А. МЮРИСЕП.

Секретарь Президиума Верховного Совета
Эстонской ССР Б. ТОЛБАСТ.

Таллин. 6 июля 1967 г.
Памяти ТР «Бриз» и его экипажей. УДАЧА ЛЮБИТ УПРЯМЫХ – 05 07 1967
НЕМНОГО О ПРИМЕТАХ
Чертова дюжина у моряков почетом не пользуется. Тринадцатого числа на промысел уходить не хочется. Если тринадцатое на понедельник выпадает — еще хуже. Однако, можно как-то вывернуться. На четырнадцатое затянуть, допустим ... Но что с тринадцатым по счету рейсом сделаешь? Назови хоть пятнадцатым — не выход. Транспортный рефрижератор «Бриз» закончил именно тринадцатый рейс.
Посмотрим, каким же он был?

ДЕВЯТЫЙ ВАЛ
Сварочная дуга горела. Огонь расплавлял металл. Потом мешали его, словно воск. И сковывали вновь. Шов от сварки вился по фальшборту.
Киселев приподнял щиток над лицом:
- Не утихает? — По-прежнему, Ваня. — Вячеслав Толмачев посмотрел на море. — Еще на день хватит.
Опять вспыхивал голубой огонек. Сварщик работал. Он помнил, что синоптики предсказывали улучшение погоды. Значит, «Бриз» должен принимать груз. Подойдут промысловики. Надо, чтобы пришвартовались. Но с аварийным фальшбортом «Бриз» не сможет их принять.
Фальшборт помяло уже на промысле. «Бриз» направлялся в районы Африки. Путь лежал через Балтику. Она довольно спокойно встретила судно. А Северное море словно готовило сюрприз. «Бриз» попал в ветер. Пенились волны. Штурманы невесело комментировали:
— Штормишко!
Качало так, что крен приближался к недозволенному. Но проскочили шторм. Прибыли туда, куда шли промысловики, сдавать рыбу.
— БМРТ-441! — позвали очередное судно по радио. — Идите на швартовку.
Однако, старпом Н. Корсаков беспокойно поглядывал на воду. Волны росли. Пока, правда, технике безопасности не грозили. Поэтому БМРТ «причалил». Стрелы «Бриза» начали таскать груз в трюмы. И вдруг... Так бывает в море. Неожиданно разволнуется оно, будто изнутри раскачивают ...
Словно девятый вал надвинулась волна. Заскрипели кранцы. Навалило суда друг на друга.
— Отдать концы! — крикнул своим старпом.— И на БМРТ не дремали. Быстро разошлись суда. Осмотрелись. На «Бризе» фальшборт покорежило. Вызвали сварщика.
— Успеем? — спросили его.
— Два дня работы. — оценил Киселев. Ему стал помогать токарь. В море специалисты все умеют! Ровно через двое суток сказал:
— Все!
И шторм утих. Словно соревновалось море с человеком. Кто скорее закончит.
По судну вышел приказ. Толкачеву и Киселеву объявили благодарность.

БРИГАДА «УХ»
Наладилась промысловая обстановка. Судов подходило к «Бризу» много — торопились сдавать рыбу. За новой идти надо.
— Когда на швартовку пустите? — торопил по радио траулер.
— Трюмы полные! — тревожно сообщал другой.
Штурманы на «Бризе» собирали сведения. Записывали на очередь промысловиков. Всех старались обработать.
Скоро второй трюм загружать, а в нем тара навалена. Ее требуется перетащить. Тогда трюм для рыбной продукции освободится. Но некогда матросам тарой заниматься. В таких случаях подвахта выручает.
Первый помощник капитана И. Дубнов этим и занялся. Исаак Адольфович прикинул, сколько чего предстоит сделать. Пошел по службам. Заглянул в каюты.
Подвахта в дни «пик» — сила мощная. Дубнов и остальных незанятых обошел. Никто не отказался. Даже доктор предложил свои услуги.

ХОЗЯИН ПАЛУБЫ
На палубе — боцман Владимир Степанченко. Любой кранец, швартовый конец знаком ему. Давно руки привыкли к этой работе. Еще с той поры, когда сам в матросах ходил. Тогда Владимир и обратил на себя внимание. Что ни поручали — выполнял. Правда, на руле не стоял. Матросам второго класса не положено.
— Слушай, Володя, — сказал Степанченко товарищ, — ты бы подучился, да на первый класс сдал?
Владимир и так уже готовился. Сказать, что более сложную работу делал — нельзя. Просто опыта прибавилось. Той же сноровки стало больше. Сдал техминимум. Прошло немного времени и вот Владимир — боцман. Обязанностей в рейсе у него много.
— Прикинь-ка, Гаврилыч, — говорит ему старпом, — кого на завтра занять...
Решают вдвоем производственные проблемы. Думает боцман, как лучше организовать день.
Утром собирает ребят.
— Задание следующее...
— И начинается. Так мастер в цехе перед сменой наряд выписывает. Инструмент заранее подготовлен. Никто без дела у боцмана не сидит. Не мыкается по судну. Все есть под рукой.
— Гаврилыч! — зовут Степанченко. — Подойди сюда, — просят боцмана помочь. Всюду глаз хозяйский требуется. Поэтому концы и кранцы на «Бризе» в порядке.
После вахты у Степанченко иное.
— Над чем корпишь? — заглянет в каюту к Владимиру приятель.
— Учусь, — откликнется Степанченко. — Не хочется отрываться от книги.
Закроет дверь пришедший: мешать не стоит. Владимир в мореходке третий курс заканчивает. Будет холодильщиком. Упорство надо иметь, чтобы нигде не отставать. А в характере боцмана оно есть. Это заметили в экипаже... На промысле в тринадцатом рейсе вступил Владимир в члены партии.
* * *
Рейс «Бриз» закончил досрочно. И груз в порт доставил сверхплановый.
— Вот тебе и тринадцать! — подсмеивались в экипаже над чертовой дюжиной.
Не повезло ей! Все от человека зависит. Если он в коллективе — силен. Если цель у него — трудности не страшат. Удача любит упрямых. Никакие приметы не властны над человеком!

Н. БОНДАРЬ.
БМРТ-333 . «СКОРАЯ ПОМОЩЬ" - 01 07 1967
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Случилась неприятность: БМРТ-333 намотал трал на винт. И не свой трал, а чужой, кем-то потерянный. Пришлось идти в Дакар. Утром на шлюпке с мотором «Джонсон" появилась "скорая помощь» - водолаз-француз с негром-помощником (на первом снимке).
Француз быстро переоделся, и через несколько минут корабль был на свободе. Обрывки трала, связывающие судно, легли на дно океана возле Дакара. Из воды на палубу водолаз поднимался по слипу (второй снимок) Трогательно было наблюдать выражения благодарности со стороны наших рыбаков. Негру дарят кто майку, кто полотенце и мыло — мойся, ишь, черный какой... Французу то и дело пожимают руку. Через несколько минут взревел "Джонсон», и шлюпка, наполненная луфарями и капитанами, отвалила от борта. Наши моряки долго махали добрым помощникам вслед.

Текст и фото В. Рубана. моториста БMРT-333.
Памяти штурмана Марта Суле. СИЛЬНЕЕ ШТОРМА – 24 06 1967
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Было это в 1954 году. Перед приемной комиссией Таллинского мореходного училища стоял коренастый парень. Ни тогда, ни сейчас он не сумел бы ответить на вопрос, что так тянет его к профессии моряка. Конечно, тут была и крупинка увлечения морской романтикой.
Но был у него и интерес к машинам и вообще к технике. А почему бы и не совместить эти желания? Но на механическое отделение в том году попасть не удалось, и начались занятия по специальности "судовождение".
"После перейду", - думал он вначале.
В ходе занятий будущая специальность показалась также интересной, и планы перехода на другое отделение так и остались планами.
Первое настоящее морское крещение Март Суле получил на борту учебного судна "Вега" во время первой практики. Конечно, ожидаемая романтика оправдалась не полностью.
В 1958 году отзвенел последний звонок. Он решил вместе с несколькими друзьями идти в рыбный флот. Первые три года самостоятельной работы прошли на добывающих судах, потом и на более крупных. Сначала это была "Советская Родина", затем "Урал", а с 1963 года он внесен в судовую роль плавбазы "Иоханнес Варес".
Он был четвертым, третьим штурманом и, наконец, в последнем рейсе уже вторым. И чем больше проходит времени, тем ближе становится выбранная в молодости профессия.
В первые годы учебы Март стал комсомольцем. Он всегда относился к комсомольским поручениям с полной серьезностью - будь то отдельные поручения или работа комсоргом.
1965 год открыл в его жизни новую страницу. Секретарь парткома вручил ему партбилет. И звание члена партии он всегда оправдывал делом. Недаром товарищи избрали его в группу народного контроля и в редколлегию судовой стенгазеты. К этим обязанностям Март относится как к партийным поручениям и старается их выполнять как можно лучше. Также относится Март и к своим прямым обязанностям по работе.
... Мы сидели перед выходом в предстоящий рейс у него в каюте и беседовали о море и людях, которые каждый день встречают штормы и ветры. Ну что ж, пожелаем тебе много сил и успехов, и чтобы ты всегда был сильнее шторма и разгневанной морской волны.


Я. ВИЙГИ