0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (1468)
ТРИЖДЫ СПАСЕННЫЙ – 09 05 1967
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Был в фамилии Тальных, очевидно, прадед Василий, память о котором семья хотела сохранить. Но люди они простые, не дворяне, родословной книги не вели. Осталась одна возможность: каждого первого сына называть Василием. Так, насколько можно проследить от наших лет до времен парусного флота, насчитывается уже четыре поколения Василиев Васильевичей — и всё потомственных моряков!
Когда в семье одесского кочегара с парохода "Доброфлота» Тального родился 24 марта 1917 года сын, то и он стал очередным Василием Васильевичем. А Великий Октябрь открыл ему иную, чем прадедам, дорогу. Прежде всего, к знаниям.
По окончании мореходного училища и после действительной службы Василий Васильевич ходил в должностях механиков на судах Черноморского пароходства.
С первых дней Великой Отечественной войны попал он в ее пекло. Под непрерывными бомбардировками доставляли моряки войска, вооружение и продовольствие в осажденную Одессу, затем в Севастополь, эвакуировали защитников этих городов, высаживали десанты в Феодосии, Керчи и других пунктах Черноморья. Не раз пришлось заглянуть в глаза беспощадной смерти.
«Жан Жорес» метался, маневрировал, штурвал перекатывался, как бешеный, постоянно меняя курс, чтобы уйти от прямых попаданий авиабомб и торпед. А фашистские стервятники с паучьими крестами на хвостах, один за другим заходили в пике и с бортов, и с кормы. Пассажирский теплоход с небольшой прислугой зенитчиков всеми силами отбивался огнем от врага.
Оглушительно рвались бомбы, поднимая и обрушивая на судно огромные столбы воды. Надсадно татакали зенитные пулеметы. Невыносимо резал слух свист бомб и осколков.
Это был «звездный налет". С высоты пикировали бомбардировщики, а низко над самой поверхностью воды на судно устремлялись самолеты-торпедоносцы. В момент, когда все внимание направлялось на отражение пикировщиков, один из вражеских торпедоносцев выпустил торпеду прямо в борт. «Жан Жорес» вздрогнул, накренился, вода хлынула через пробоины внутрь... Кораблю остались считанные минуты на плаву.
Так, третий раз за войну в холодных водах оказался Василий Тальной, не зная, останется ли в живых.
Едва холодная январская ночь накрыла плавающих моряков, как небо загудело, и немецкие самолеты начали бросать осветительные ракеты. Фашисты хотели добить людей, оставшихся в воде.
И в третий раз счастливая судьба улыбнулась Василию Васильевичу. Неожиданно подошли советские катера-охотники и под огнем врага подобрали на борт погибающих.

Василий Васильевич работает в Таллинской базе тралового флота. По характеру деятельности ему как групповому механику приходится постоянно иметь тесную связь как с моряками рыбопромыслового флота, так и со специалистами судоремонтных предприятий. Совместно разрабатываются вопросы технической эксплуатации судов.
Василию Васильевичу часто приходится выезжать за пределы Таллина - в Клайпеду, Ригу и другие пункты.
Сейчас механико-судовая служба, в связи с введением новой системы планирования и экономического стимулирования, резко активизирует свою деятельность. Повышается ответственность и требовательность за качество технической эксплуатации флота.
Большая задача ложиться на работников службы по подбору и воспитанию кадров, их расстановке на судах.
Все это направлено на повышение экономических показателей каждого судна. Увеличение межрейсовых периодов, уменьшение затрат на ремонт, большее нахождение судов в эксплуатации на промысле и т. д. являются главной задачей работников механико-судовой службы.
Вместе с товарищами Василий Васильевич отдает свои силы этому важному делу.

А. КРОСС
Памяти СРТР-9031 и его экипажей. ЗА ОДИН РЕЙС-ПОЛУГОДОВОЙ – 24 05 1967

ЗА РЕЙС ЭКИПАЖ СРТР-9031 ДОБЫЛ СВЕРХ ПЛАНА 2.204 ЦЕНТНЕРА РЫБЫ. ЭТО СОСТАВИЛО 178,6 ПРОЦЕНТА К ПЛАНУ. ПЕРВЫМ СОРТОМ СДАНО 182,6 ПРОЦЕНТА ДОБЫТОЙ РЫБЫ.
ЗА СЧЕТ ЭКОНОМИИ, В ОСНОВНОМ ПРОМВООРУЖЕНИЯ, КОТОРАЯ СОСТАВИЛА 6.200 РУБЛЕЙ, СНИЖЕНА СЕБЕСТОИМОСТЬ КАЖДОГО ДОБЫТОГО ЦЕНТНЕРА РЫБЫ НА 1 РУБЛЬ 30 КОПЕЕК.


РУКА ДРУЗЕЙ
И. ПАДАЛКО, капитан.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Первый рейс юбилейного года наш экипаж совершил за период с 6 января по 22 апреля. Более трех месяцев лов рыбы велся в основном в районе Шетландских островов. Главную долю добычи составляла пикша, частично теска и сайда. В социалистическом соревновании в честь 50-летия Великого Октября команда судна показала образцы исключительного трудолюбия.
Задание по добыче перекрыто более чем в полтора раза: выловлено пять с лишним тысяч центнеров рыбы.
Безусловно, значительная роль в успехе принадлежит нашему тралмастеру Николаю Степовикову. Весь коллектив активно помогал этому новатору, вдумчиво перенимал его опыт настройки трала.
Особо должен отметить и выразить благодарность руководителям и капитанам латышской группы судов, в составе которой сначала находился наш СРТР. Латышские товарищи делились с нами всем, что только нам требовалось. Без всякого ограничения латышские транспортные и морозильные суда принимали нашу добычу. Рука друзей во многом помогла нам выполнить свое высокое обязательство.
Хорошее впечатление оставила у нас работа коллектива латышского производственного рефрижератора "Сарма». Иногда «морозилки" сами шли нам навстречу. Причем, отлично обеспечивали швартовку у своего борта — она выполнялась четко и быстро.
Несмотря на сложные условия работы, в команде не прекращалась учеба. Многие рыбаки повысили свою деловую квалификацию. В рейсе подготовлены два матроса первого класса, мастер добычи и моторист.
Команда, крепко спаявшаяся в этом замечательном рейсе, выражает желание идти в следующий раз на промысел в том же составе.
Вывод по итогам рейса напрашивается такой: в будущем на декабрь — январь — февраль следует в районе Шетландских островов организовывать отряды судов из пяти-шести СРТР и одного производственного рефрижератора. Это будет наиболее выгодный вариант использования судов.



ПРАВИЛЬНАЯ РАССТАНОВКА СИЛ ПЛЮС ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ
П. Смыковский, мастер обработки
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Мастером обработки мне пришлось идти впервые. Но старшим мастером обработки был в этом рейсе Петр Васильевич Шивко, человек искусный в своем деле. Поэтому для меня и открылась возможность быстрее постичь все сложности работы, особенно организации труда.
Большинство улова наше судно сдавало на плавбазы свежьем. Но часть добычи использована на производство готовой продукции: переработано около 30 тонн трески, пикши и т. д.
Быструю обработку и хорошую сортность продукции обеспечила четкая организация труда. По всей цепочке люди были расставлены так, чтобы каждый мог наиболее производительно использовать свои силы и умение на данной операции.
Боцман Анатолий Клевцов, бондарь Николай Сокуренко, далее Александр Таммет, Владимир Рысак — в тесном порядке стояла цепочка в день, когда трал трижды доставлял по нескольку
тонн рыбы.
Благодаря такой расстановке сил, весь процесс шкерки шел с опережением норм времени, и продукция выходила высококачественной. Важно и то, что знание каждым обработчиком смежных операций обеспечило полную взаимозаменяемость на работе.
Таким образом, шкерка крупноразмерных рыб — трески, пикши — оказала некоторое влияние на улучшение экономических показателей судна.



УСПЕХ - В НАСТРОЙКЕ ТРАЛА
Н. СТЕПОВИКОВ. старший мастер добычи
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В КАНУН ПЕРВОМАЯ наше судно возвратилось с промысла в порт. Рейс длился 106 суток. Задание выполнено досрочно. Добыто 518 тонн столовой рыбы. Это 178 процентов рейсового задания и половина годового плана.
Нелегко далась нам эта трудовая победа. В Северном море стояла штормовая погода, и судно работало не каждые сутки, иногда только по нескольку часов. В зависимости от погоды работали в дневное и ночное время. В среднем в сутки делали по шесть тралений и брали более двенадцати тонн рыбы. Команда верхней палубы всегда успевала вовремя ее обрабатывать, сдавать и не задерживала постановку или выборку трала. В районе у Шетландских островов в то время вели промысел латвийские и калининградские суда. Уловы у них были небогатыми. Руководитель промысла попросил нас помочь судам в настройке трала. На промысловом совете мне пришлось выступить по радио и рассказать о том, как вооружен наш трал.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Суть дела в том, что для нормальной работы трала у него должна быть соответственная загрузка нижней подборы. Согласно чертежам, трал 24,7 м загружается цепями. Малая загрузка нижней подборы трала при больших скоростях судна позволяет ему отрываться от грунта. А это отрицательно сказывается на уловах. Большая же загрузка нижней подборы трала деформирует нижнюю часть трала, плотно прижимает его к грунту. В результате трал рвется и приходит в негодность.
Поэтому еще во время перехода из порта на промысел мы решили изготовить специальный грунтроп, который позволяет делать любую загрузку трала. При больших скоростях он не дает возможности тралу отрываться от грунта и в то же время нижняя часть трала не ложится на грунт, в результате чего такой грунтроп позволяет работать на любых скоростях и хорошо сохраняет трал от порывов. Это дает возможность сделать больше тралений даже на тяжелых грунтах. Наше судно работало без опасения за состояние трала. У других судов, работавших в одном и том же районе, тралы часто рвались, а это сказывалось на добыче рыбы. Нам на выловленную рыбу было положено семь тралов. Фактически израсходовано три, что дало значительную экономию промвооружения, снизило себестоимость рыбы.
Применяемый нами грунтроп прост по своей конструкции, и его можно изготовить на любом судне. Для этого требуется 50 кг пенькового поводца, 41 м геркулеса 29 мм и 3—4 часа времени на изготовление.
Грунтроп состоит из 5 частей. Центральный грунтроп — 3,6 м. Его обматывают в два слоя пеньковым поводцом. Крыловые его части — по 8,5 м, также обматываются дважды и крыловые голые грунтропы по 10 м, на которые одеваются цепи по 3 кг каждая.
На протяжении всего грунтропа, через 2 м симметрично должны быть одеты трехкилограммовые цепи. Грунтроп подвязывается к нижней подборе трала при помощи специальных геркулесовых гужиков. Эти гужики свободно можно изготовить из 17 мм геркулеса. Из геркулеса делается кончик 50 см длины, и на обоих его концах заделываются огоны.
На судах типа СРТ, особенно 300-сильных, необходимо кабели изготовлять из троса 15,5 мм, длиной 40 м, а голые концы по 20 м. Это предохраняет трал от порывов.
Сейчас по нашему способу перевооружили тралы многие суда нашей и других флотилий и успешно ведут промысел.
ПОЗДРАВЛЯЕМ НАШИХ АВТОРОВ - 01 05 1967
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Пятого мая — День советской печати. Редакция газеты «Рыбак Эстонии» сердечно поздравляет с праздником и искренне благодарит за помощь свой многочисленный актив — нештатных корреспондентов, членов корреспондентских пунктов на судах флота, активных наших авторов из управления баз флота и рыбного порта, из Эстонского производственного управления рыбной промышленности, мореходного училища и других организаций и предприятий рыбопромыслового флота.
Особенно хочется поблагодарить следующих товарищей.
По ТБТФ: начальника ОТЗ А. Айтсена, главного капитана Н. Белова, начальника отдела связи В. Войташевского, начальника планового отдела Э. Райде, начальника отдела обработки В. Павлова, инженера ОТЗ А. Скубко, теплотехника В. Луневу, начальника отдела добычи В. Титова, старшего инженера-наставника по добыче Ю. Мазаева. первого помощника капитана П. Кудрина, инженера отдела снабжения Е. Пономарева, старшего инженера техотдела Е. Хохловкина, инженера техотдела А. Кикериста, инженеров техотдела Г. Мороз и Л. Бандус, капитана В. Червякова, начальника радиостанции Г. Кочеткова, помощника капитана по производству А. Кочетова, техника техотдела В. Этенко, старшего помощника капитана М. Никольского, первого помощника капитана С. Кошманова, председателя Комитета народного контроля П. Марченкова, заместителя начальника экспедиции по политчасти Н. Ермолаева, помощника капитана по производству Г. Ермакова, моториста В. Рубана, матроса А. Засыпкина, электрика А. Петровского, матроса В. Шуржунова, штурмана И. Сергеева, старшего инспектора Востбалтрыбвода В. Косцова, штурмана Г. Селюка, первого помощника капитана В. Кустарникова, старшего инженера планового отдела Г. Мазо, старшего инженера ЭПУРП по технике безопасности С. Клочкова, начальника отдела флота и безопасности мореплавания ЭПУРП Б. Румянцева, заместителя начальника экспедиции по политчасти Г. Рубанского.
По ТБРФ: главного диспетчера Я. Вийги, главного экономиста В. Заутина, старшего инструктора по культмассовой работе базкома профсоюза В. Петрову, инструктора физкультуры базкома В. Волкова, начальника планового отдела И. Алферова, старшего инженера производственного отдела Н. Абранину, инженера отдела кадров Л. Морозову, старшего механика РР-1264 В. Пискуненко, первого помощника капитана Н. Казимирского, предсудкома "Станислава Монюшко» Н. Симоненко, культработника «Иоханнеса Вареса» В. Воробьева, первого помощника капитана И. Дубнова, матроса А. Лынника, первого помощника капитана X. Виирмаа, начпрода Б. Лукина, пекаря «Станислава Монюшко» В. Маева, первого помощника капитана О. Вооглайда. фельдшера Н. Гаевого, механика по оборудованию «Фридерика Шопена» А. Креслина, инженера М. Раушенбаха, главного механика «Фридерика Шопена» А. Фридмана, капитана Д. Рожанского.
По ТМРП: капитана порта Ю. Островского, заместителя капитана порта Н. Балакшина, начальника участка автобазы А. Процкого, начальника грузового района В. Свинцова, радиста Г. Борзенкова.

Спасибо за помощь, друзья!
Памяти технолога Петра Алексеевича Максимова. И СНОВА В ДОРОГУ... – 01 05 1967
СНЯТА боевая походная шинель. Кажется, можно отдохнуть, как делают многие. Жить безмятежно. Ходить на рыбалку. Но как на это решиться человеку, привыкшему к напряженной работе, отдавать себя без остатку делу?
Петру Алексеевичу Максимову есть что вспомнить. В 1941 грозном году он стал офицером. Его направили под Ленинград. В 1942 году его рота занимала оборону в районе "дороги жизни". Бойцы делали все, чтобы эта единственная артерия, по которой шло в Ленинград продовольствие и боевое снабжение, была прикрыта от неприятеля. Сколько бессонных ночей, сколько тревожных, насыщенных самыми напряженными боевыми событиями дней! Может быть, про бойцов роты лейтенанта Максимова написаны слова:
Родная армия, ты храбрыми богата.
Ничто не сломит русского солдата.
Он пред врагом не дрогнет никогда.
Рота молодого офицера Максимова задачу выполнила. А когда после прорыва ее отвели на отдых, по-прежнему душой ее был командир. В солдатских землянках он иногда появлялся с гитарой. Тихо пели струны. Лилась задушенная песня... И все понимали, что впереди предстоят трудные военные дороги...
Годы, годы... Прожита большая жизнь. А кажется, все было недавно. Совсем недавно. Когда смотришь на людей, то кажется, что мир всегда молод, люди молоды. И только стареют друзья и знакомые...
Петр Алексеевич положил пенсионную книжку в шкаф. И твердо решил: он остается в строю. Это решение привело его в Таллинскую базу тралового флота. Специалист с дипломом инженера-химика оказался нужным. В разных районах мирового океана ловят наши моряки рыбу. И даже в тех, куда различными путями могли попасть отработанные атомной промышленностью воды. Да и сама рыба, совершая дальние миграции, может иметь повышенную радиацию. А в трал попадает все. Может оказаться, что рыба с повышенной радиоактивностью окажется в трале, а затем на полках магазинов. Поэтому необходимо очень внимательно следить за качеством рыбы. Это делает инженер-химик. К своей ответственной обязанности Петр Алексеевич относится более чем добросовестно. Он ходил в море на БМРТ-441 «Эдуард Сырмус". На банке Джорджес, а также в водах Африки Петр Алексеевич регулярно после каждого подъема трала проверял рыбу на радиоактивность, делал сложные анализы. И даже после того, когда выходили из морозильных камер брикеты, он быстро делал заключение о пригодности продукции к употреблению.
Петру Алексеевичу коммунисты доверили возглавлять первичную партийную организацию. Трудно было секретарю. Особенно в первом рейсе на Джорджес банку. Самому приходилось привыкать к морю и нацеливать коммунистов на большие дела.
Первый рейс оказался сложным еще и тем, что капитан судна Шематонов оказался никудышным человеком — пьянствовал. Не мог пройти мимо этих безобразий секретарь. Он понимал, что каждый коммунист, какой бы пост ни занимал, одинаково ответственен перед партией. Посоветовался Максимов с членами бюро. Решено было заслушать коммуниста Шематонова на заседании.
Кое-кто высказывал сомнение: удобно ли капитана? Устав службы дает ему большие права. Петр Алексеевич объяснил:
— Шематонов, прежде всего, коммунист и за свое поведение должен нести ответ.
На этом и порешили. Заседание прошло зрело, на высоком партийном уровне. За пьянку Шематонову сделали предупреждение.
Положение значительно изменилось.
Морские дороги бескрайны. Максимов побывал в Болгарии, на Кубе, в Конго. И всюду он показывал достойный пример советского моряка. Прививал молодежи самые лучшие моральные качества.
Часто он выступал с лекциями, беседами. А в свободные минуты устраивался где-нибудь на палубе, задорно ударял по струнам гитары. И неслась над морем мелодия. В эти минуты собирались вокруг него члены экипажа.
После первого рейса жена Петра Алексеевича сказала:
— Хватит тебе болтаться по морям. Живи на берегу, старик.
Но куда там! Петр Алексеевич смеется в ответ:
— Нашла старика!
И действительно. Трудно поверить, что у этого стройного, по-юношески подтянутого, энергичного, моложавого человека за плечами уже полвека.
- Нет. — говорит он жене. — Не могу без моря, без беспокойства.
Проходит время, и Максимов собирает свой чемодан. И снова в дорогу. Нелегкую, морскую.

А. КВАШНИН.
Памяти рыбмастера Валентина Филиппова. СЛОВО О МОЕМ ТОВАРИЩЕ – 01 05 1967
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

МЫ ВСТРЕТИЛИСЬ с ним весной прошлого года на БМРТ-229 «Ганс Леберехт». В то время судно работало на Джорджес банке. Начинался второй рейс, и в числе подменной команды прибыл рыбмастер Филиппов.
Когда я пришел в его бригаду, то сразу обратил внимание на спокойный характер нашего «рыбкина». Он никогда не закричит, не обругает товарища. А ведь до этого мне приходилось, встречаться с такими рыбмастерами, которые в основу стиля своей роботы брали окрик, командный тон, что, безусловно, вызывало нервозность в бригаде и отрицательно сказывалось на ее работе.
В бригаде Валентина Филиппова в то время работали в основном молодые матросы, вышедшие первый раз в море. Опытный рыбмастер подходил к каждому расфасовщику, тщательно объяснял, затем показывал на деле, как надо правильно и быстро укладывать в противень рыбу, как отличить один сорт от другого, чтобы не было пересортицы.
Вскоре молодые матросы вместо 10—15 тележек за смену расфасовывали по 25—30, а потом эта цифра увеличилась до 35—40, то есть до двух норм в смену.
Бригада Валентина Филиппова прочно заняла первое место в соревновании и удерживала его до конца рейса.
Конечно, заслуга рыбмастера в успешной работе велика. Но Валентин знает, что в море всегда нужно опираться на коллектив. Большую помощь ему оказывали опытные рыбообработчики — старший матрос Юрий Волга, матросы Михаил Лазарев, Николай Волохов. Они приложили много усилий для того, чтобы бригада была дружным, спаянным коллективом. А ведь это — залог хорошей работы.
Когда задумываешься над тем, что такое чуткое отношение к товарищу, то на память приходит такой случай. В мае рыба шла плохо, приходилось иногда спать до утра. Рыбмастер нас не тревожил ради какой-то полу-тонны рыбы, и утром мы ее обрабатывали быстро и ждали следующего трала. И если он был богатым, то работа шла весело и, как говорят, в темпе.
Однажды ночью к нам подошел «Криптон», передал топливо и почту. Утром у каждого на койке лежало письмо. Это, опять-таки, забота нашего рыбмастера.
Нет, Валентин Филиппов не заигрывает с личным составом. Просто этот человек не может жить иначе. Да и как он может жить иначе, если семь лет назад сам начинал с матроса, сделал четыре рейса на СРТР, затем окончил курсы рыбмастеров, плавал на «Яне Анвельте», на «Советской Родине», четыре рейса — на БМРТ.
Сейчас Валентин вернулся из рейса на БМРТ-355 «Антон Таммсааре». Об успешной работе этого экипажа уже сообща лось в печати. Следует добавить, что передовую бригаду возглавлял также он. Его имя занесено на судовую Доску почета. Мы беседуем с Валентином в его маленькой комнате в общежитии на улице Макарова. Жена — тезка мужа - Валентина, хлопочет по хозяйству, в комнату вбегает дочурка и забирается к отцу на колени. Она недавно вернулась из деревни от бабушки и, конечно, ей теперь хочется подольше побыть с папой: столько месяцев не виделись!
— У меня еще и сын есть, — говорит Валентин и наклоняется к дочери: — Ангелинка, где Саша, во дворе бегает?
— Да, во дворе.
Вскоре появляется и Саша. Мы рассматриваем фотокарточки, сделанные в разных рейсах. Дети — вокруг нас. Валентин очень довольный, рассказывает о последнем рейсе, о планах на будущее. И мне сразу подумалось: побольше бы таких людей к нам на флот!

А. ЗАСЫПКИН.
В НЕДЕЛЮ - ДВА ВЫХОДНЫХ - 31 05 1967
С 1 июня работники береговых служб и отделов Таллинской базы тралового флота переводятся на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями.
Еженедельными днями отдыха для береговых работников базы установлены суббота и воскресенье.
Для оперативного обслуживания флота в субботние дни будут работать отдельные работники управления базы. Вместо субботы им предоставляется еженедельный день отдыха в понедельник.
По утвержденному графику будут работать в субботние дни: служба мореплавания, механико-судовая; отделы: кадров, эксплуатации флота, снабжения, административно-хозяйственный и руководство базы, Начало рабочего дня с 8 час., обеденный перерыв с 12 до 13 час., конец рабочего дня в 17 час. 12 минут.
Общая продолжительность нормированного рабочего дня при пятидневной рабочей неделе - 8 часов 12 минут.
В настоящее время разрешается перевести на пятидневную рабочую неделю без уменьшения продолжительности рабочей недели (41 час) только те участки, где не потребуется дополнительного числа работников и фонда заработной платы.
Для перевода береговых служб и отделов на пятидневную рабочую неделю проделаны необходимые подготовительные работы, и можно быть уверенными, что переход на пятидневную рабочую неделю будет способствовать дальнейшему повышению производительности труда работников ТБТФ.
Перевод плавающего состава решается конкретно в целом по Министерству рыбного хозяйства СССР.
Памяти танкера "Выру» и его экипажей. РЕМОНТНЫЕ МЫТАРСТВА – 19 04 1967
В этом году Таллинской базе рефрижераторного флота предстоит перейти на новую систему планирования и экономического стимулирования, что требует от нас критически подойти к результатам работы в прошлом и не повторять ошибок и промахов. В оставшееся время надо тщательно готовиться к этому важному мероприятию. Одной из мер в подготовке к переходу является коренное улучшение организации работы отдела МСС ТБРФ и как высшей инстанции — отдела технической эксплуатации и судоремонта ЭПУРП.
Опыт показывает, что отсутствие должного порядка в планировании, подготовке и организации ремонта судов ТБРФ в 1966 году привело к тому, что плановая продолжительность нахождения отдельных судов в ремонте необоснованно завышалась и, несмотря на это, срок ремонта по разным причинам дополнительно увеличивался. Так, например, танкер «Выру» в 1966 году должен был находиться в ремонте примерно пять месяцев, фактически ремонт продолжался более десяти месяцев. Материальный ущерб составляет около 60 тысяч рублей. Если бы в течение пяти месяцев танкер был в море, то база имела бы прибыль около 90 тысяч рублей.
В 1966 году в ремонте находилось семь судов, и ни одно судно вовремя из ремонта не вышло. Ущерб, нанесенный ТБРФ неудовлетворительной организацией судоремонта, исчисляется сотнями тысяч рублей.
Документом, регламентирующим порядок подготовки и проведения ремонта, является «Положение о проведении планово-предупредительных ремонтов гражданских морских судов», утвержденное четырьмя министрами СССР, в том числе министрами судостроительной промышленности и рыбного хозяйства. Следовательно, требования Положения в равной степени касаются как судовладельцев, так и судоремонтных предприятий.
Однако, это Положение систематически нарушается как отделом МСС ТБРФ, так и судоремонтными предприятиями, а отдел технической эксплуатации ЭПУРП не следит за точным выполнением требований Положения.
Примером отсутствия порядка в планировании, подготовке и организации судоремонта может служить организация ремонта танкера "Выру».
Танкер "Выру", имея регистровые документы до первого мая 1966 года, был был срочно отозван с промысла 23 марта и 2 апреля прибыл в порт Таллин для постановки в малый капитальный ремонт на Таллинском судоремонтном заводе, хотя по графику ремонта судов ЭПУРП на 1966 год судно должно быть поставлено в ремонт в июне.
По прибытии судна в порт начались длительные переговоры между отделом МСС ТБРФ и Таллинским судоремонтным заводом о сроках постановки и окончания ремонта. Только 5 мая судно было поставлено в акваторию завода. Срок окончания ремонта был установлен 31 декабря 1966 года.
В нарушение положения о проведении планово-предупредительных ремонтов продолжительность ремонта танкера «Выру» была необоснованно завышена, так как ее установили не по нормам среднесуточной выработки, как того требует Положение, а произвольно.
По непонятней причине срок поставки ЗИПа в договоре был установлен 12 ноября, то есть за полтора месяца до окончания ремонта. Это дало повод директору ТСРЗ нарушить пункт 8 Положения, в котором говорится: «Уточнение дефектов материальной части судна по ремонтной ведомости, определение фактического объема работ и согласование калькуляции производится предприятием и судовладельцем в течение первой трети договорного срока ремонта судна». По танкеру "Выру" эту работу следовало произвести в июле 1966 года. Фактически же она закончена только в январе этого года.
Нарушение Положения о судоремонте со стороны отдела МСС ТБРФ и отсутствие контроля, за выполнением требований этого Положения со стороны отдела технической эксплуатации и судоремонта ЭПУРП, дало повод дирекции ТСРЗ вообще не приступать к ремонту танкера в течение трех с половиной месяцев — до августа 1966 года. В августе было отработано 2.358 нормо-часов, в сентябре — 4.500.
Дирекции ТСРЗ уже в ноябре стало ясно, что плановый срок ремонта танкера «Выру» срывается. Под видом отсутствия ЗИПа для главного двигателя, который не был поставлен в договорный срок из-за несогласованных действий отдела МСС и отдела снабжения ТБРФ, дирекция завода в декабре сняла с плана завода ремонт танкера "Выру», хотя по многим позициям ремонт мог продолжаться.
В конце ноября 1966 года на ТСРЗ был составлен график ремонта судов на 1967 год. Срок окончания ремонта танкера «Выру" был перенесен на 25 февраля без согласования с отделом МСС ТБРФ. 21 декабря 1966 года указанный график был уже утвержден начальником Главремрыбфлота т. Дураковым.
В итоге получается, что судоремонтный завод план 1966 года по ремонту танкера «Выру" перевыполнил, а в 1967 году судно досрочно вышло из ремонта. Напрашивается вопрос, как связать успешную оценку работы ТСРЗ с выполнением приказа министра рыбной промышленности № 310 от 20 октября 1966 года, где говорится: « При оценке производственно-хозяйственной деятельности судоремонтных предприятий считать одним из основных показателей выполнение нормативов суточной отработки и продолжительности ремонта судов». Какой же может быть разговор о выполнении нормативов суточной отработки, если к ремонту танкера в начальный период не приступали, как уже указывалось, в течение трех с половиной месяцев?
При определении окончательной стоимости ремонта она была завышена на 20 тысяч рублей. Был обнаружен ряд работ, предъявленных к оплате, но фактически невыполненных. Объем отдельных работ явно завышен. Так, для испытания танков по данным ТСРЗ на судно приняли 1615 тонн воды, тогда как вместимость всех танков, включая и топливные, составляет 1115 тонн.
Определяя сумму, необходимую для ремонта танкера «Выру", отдел эксплуатации и судоремонта ЭПУРП и отдел МСС ТБРФ до минимума урезали ремонтную ведомость, составленную экипажем судна. Но когда обнаружилось, что ТСРЗ стоимость ремонта завысил, то владельцы судна отнеслись к этому с чрезмерным спокойствием. А следовало бы возмутиться! Почему-то не вызывает возмущения и плохая работа отдельных цехов, и ОТК ТСРЗ, подчас безответственно относящихся к контролю за качеством. Так, заводу не хватило десяти месяцев, чтобы качественно произвести очистку и покраску танков. С окончанием ремонта ТСРЗ дал гарантийное письмо с обязательством произвести покраску танков в 1967 году после возвращения судна с моря. Стулья, изготовленные на ТСРЗ, развалились буквально на четвертый-пятый день после выхода судна в море.
Из-за некачественной сварки на верхней палубе леерное ограждение, часть трубопроводов пришли в негодность в первые дни пребывания судна в море. В мае 1966 года на страницах газеты «Рыбак Эстонии" указывалось о недостатках в организации ремонта танкеров «Александр Лейнер» и «Выру». Те же недостатки повторились и при ремонте плавбазы «Урал», транспортного рефрижератора «Иней» и ряда других судов.
Создается впечатление, что отдел МСС ТБРФ заинтересован только в том, чтобы поставить судно в ремонт, но сроками ремонта не интересуется.

Н. КАЗИМИРСКИЙ, первый помощник капитана.
На голубых дорожках - 22 04 1967
СПОРТ

Массовое обучение плаванию - задача большого значения, особенно для наших моряков и их детей. Никто не гарантирован от несчастных случаев на воде. Самый верный и надежный способ предотвратить гибель человека в воде — это научить его плавать.
По инициативе комитетов профсоюза Таллинских баз тралового и рефрижераторного флота в 1951 году была создана объединенная секция плавания. За это время многие дети и взрослые научились плавать. Ежегодно устраиваются эстафеты, контрольные плавания и официальные соревнования. Каждое такое мероприятие собирает большое количество участников и болельщиков.
Недавно в закрытом плавательном бассейне ТКФ состоялось соревнование на первенство ТБРФ и ТБТФ. В нем участвовало 80 пловцов — детей и взрослых.
Вот их результаты:
Среди девочек 7—9-лет-него возраста в заплыве на 25 м вольным стилем и на спине первое место заняла Наташа Старкова (ТБТФ), второе — Галя Пронина и третье — Наташа Чеблакова (обе из ТБРФ).
У мальчиков такого же возраста места распределились так: первое место завоевал Валерик Пронин, второе — Славик Федоров (оба из ТБРФ), третье — Алеша Павлович (ТБТФ).
Дети в возрасте 10—13 лет в заплыве на 50 м вольным стилем, на спине и в ластах распределили места таким образом (мальчики): первое занял Юра Троицкий, второе — Игорь Буланкин, третье — Саша Катаев (все из ТБТФ).
Среди девочек на первое место вышла Валя Смирнова, на второе — Наташа Ревякина (обе из ТБТФ), третье заняла Галя Попова (ТБРФ). В заплыве вольным стилем и в ластах на 100 м среди мальчиков первое место занял Володя Береговских (ТБТФ), второе - Женя Горелов (ТБРФ), третье - Юра Шашенков (ТБТФ).
В группе здоровья среди мужчин в заплыве на 50 м вольным стилем и на 50 м в ластах первое место занял Л. Ревякин (ТБТФ), второе Е. Злобин (ТБРФ), третье - А. Месила (судоремонтный цех ТБТФ).
Из женщин на той же дистанции в этих видах заплыва на первое место вышла Л. Ревякина, второе место заняла Н. Масубони (обе ТБТФ),третье место принадлежит Н. Матвеевой (ТБРФ).
В результате соревнований 25 детей рыбаков выполнили норму второго юношеского разряда.
В результате упорной спортивной борьбы сборная команда пловцов ТБТФ заняла первое место, пловцы ТБРФ - второе. Команды награждены переходящими кубками и дипломами.
Участники соревнований, занявшие первые, вторые и третьи места награждены ценными подарками и дипломами. Особенно активно участвует с секции плавания, в группе здоровья, семья Л. Ревякина. Все - отец, мать и дочь заняли призовые места. Регулярно посещают секцию плавания и тренируются семьи Н. Рыбина, Шевченко, тов. Пронина, В. Бабаеве, Е. Злобина и другие.
Хочется также отметить хорошую организацию судейства на соревнованиях под руководством судейской бригады ТКФ, возглавляемой мастером спорта Ольгой Трусовой.
Большое внимание секции плавания уделяют председатели базовых комитетов профсоюза Ф. Акопян и В. Хейнмаа.

М. АГАРКОВ, общественный тренер по плаванию и подводному спорту.
Памяти матроса Алексея Ермолова. ПАРЕНЬ ИЗ ТАЙГИ - 26 04 1967
Родился Алексей в таежном крае. Высокие сосны, крутые берега рек... Красота природы впитана с детства.
Мальчика брал отец на охоту. Летом — долгие походы пешком. Зимой — на лыжах.
— Тут скучать нельзя, — улыбался отец солнцу, деревьям, — необычно как! Смотри, Алеша, учись!
Радовался сын Алтайскому краю. Подрос, начал охотиться сам. Заберется, бывало, в тайгу километров на 40—50. Но не охотится — наблюдает. Лесная книга шелестит страницами. Вот след на земле. Чей? Рисунок уводит от дома. И не замечает Алексей времени. Оно дает знать лишь усталостью.
— Интересно, — рассказывает Алеша родным. — Еще пойду.
— Меня возьмешь с собой? — просит брат.
Алексей — старший. Двое других подрастают. За ним тянутся. Но разговаривать Алеша не мастер. Молчит, думает. О книгах, что прочел. О школе. Не дождаться окончания ее: будущее манит. Оно таит в себе неизведанное. На пороге юности каждый хочет повзрослеть быстрее. Из девятого класса Алексей Ермолов ушел. Дома объявил:
— Подал документы в зооветеринарный техникум. Колхозу нужны специалисты.
Близкие согласились. Обрадовались даже. Помнили, что Алеша мечтал стать моряком: поступал в военное училище. Однако медкомиссия забраковала. Светоощутимости нет. Горько было. Но вел себя так, словно ничего не случилось. Забылось? Домашние поверили:
— Алексей серьезно занялся науками в техникуме.
Одновременно он сдал экзамены на аттестат зрелости. Потом подошли годы в армии служить. Через всю страну приехал Ермолов в Эстонию. Впервые море увидел. Что-то знакомое было в его необъятности. Такое же чувство простора вызывала и тайга. Алексей знал море только по книгам.
После службы в армии остался Ермолов в Таллине. Пришел в тдел кадров ТБРФ.
- Хотите плавать?
— Да.
— Оформим вас матросом.
Оказалось, все очень просто. Наверное, всегда следует надеяться. Но не упускать обстоятельств - тоже. Чуда нет: Алексей не верил в него. Удачу он привык завоевывать упорством.
На «Яне Анвельте» Ермолов сразу обратил на себя внимание.
— Силен ты, братец! — с восхищением заметил товарищ. - Вот это да...
Алексей ловко катал бочки. Работал, не утомляясь.
- Физический труд знаю по колхозу, — ответил на реплику. — от туда и хватка. - Метеор! — наблюдал приятель.
После вахты — отдых. Потом опять смена. Из дома весточки летят: «Живы, здоровы. Средний брат работает ветеринаром. Младший - в последнем классе. Кем быть?". Пишет и он моряку. Алексей отвечает. Советует избрать смелую профессию. Ту, которая требует воли, где беспокойно.
Старший Ермолов не почитатель тишины. Морские будни - напряженный труд. Был Алексей уже в Атлантике, в Африке. Горизонты безбрежны. И постоянные спутники Ермолова - книги.
- Что читаешь, Алеша? — спросит товарищ. — Учебник. - Значит, решил все-таки? — Решил.
Ермолов повторяет давно пройденное. Он готовится, учится дальше. Сейчас работает на «Саянах», вступил в ряды партии...
Выросший около тайги, Ермолов остался верен пространству. Оно покоряет возможностью лучше понять мир.

Н. БОНДАРЬ
Памяти механиков СРТ-4480. «Как на большом пароходе ..." - 15 04 1967
Так говорят о своем машинном отделении на СРТ-4480. И это действительно так. Когда спускаешься в машинное отделение, невольно обращаешь внимание на идеальную чистоту, которая царит везде. Переборки сверкают белизной, двигатели покрашены в приятный цвет. Чувствуется какой-то особенный уют, который понятен, пожалуй, только механику.
Но не только чистота и порядок привлекают внимание.
Внимание специалиста обязательно привлечет сигнализационный пульт, термостат, что установлены у поста управления. Естественно, меня, как моториста, тоже заинтересовали эти новые для машинного отделения среднего траулера приспособления, тем более, что их не увидишь на других СРТ.
Я нисколько не ошибаюсь, выделяя СРТ-4480 из среды других.
Здесь, например, средний возраст членов машинной команды не превышает 25 лет. Все влюблены в свою работу, все заражены энтузиазмом.
Полностью оправдывает себя выражение, что судно — дом моряка. Вот по такому принципу живут и работают моряки СРТ-4480. В июле прошлого года машинная команда была полностью подменена. Теперь ее возглавил старший механик Аким Цыпов, должность второго механика занял Юрий Шикалов, третьим механикой стал выпускник Ростовского мореходного училища Владимир Вазюля.
Познакомились, пригляделись друг к другу, не мешкая, принялись за дела. А дел было много: машина, надо прямо сказать, была в неважном состоянии. Сначала решили навести чистоту. Не секрет, что в условиях непрерывной смены экипажей заботились только о том, чтобы исправно работали механизмы.
К концу ремонта машинное отделение преобразилось, всюду был порядок, все нужные инструменты под рукой.
Вышли в море. Как известно, на СРТ вахту в машинном отделении несет всего один человек. Трудно приходилось: ведь надо неотрывно стоять у поста управления главного двигателя и одновременно следить за работой остальных механизмов. Хотелось каким-то образом улучшить условия работы. В рейсе возникла идея: сделать приспособления, которые бы позволили осуществить контроль над основными параметрами вспомогательных двигателей. Но не было под рукой нужного оборудования. После прихода в порт сразу же выписали со склада все необходимое термопары, термостат, реле давления, ревуны.
В порту стояли недолго, да и объем ремонтных работ не позволил заняться оборудованием контрольного устройства. Поэтому решили все сделать в рейсе, в свободное от вахт время.
При любом удобном случае во время стоянки у плавбаз приходилось обращаться за помощью к ремонтным бригадам. Результаты не замедлили сказаться. Теперь, не отходя от поста управления, можно было проконтролировать температуру выхлопных газов главного двигателя, следить за работой вспомогательных двигателей. Но механики СРТ-4480 на этом не успокаиваются. Сейчас они работают над созданием устройства мгновенной остановки глазного двигателя. Что это даст? Это, например, поможет избежать случаев намотки сетей на винт.
Остается надеяться, что добрый почин будет поддержан механико-судовой службой ТБТФ

В. РУБАН, моторист первого класса БМРТ-333.