0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (1520)
Памяти ПБ «Фридерик Шопен" и ее экипажей. ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ И ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ – 02 09 1967
Партийная организация плавбазы-рыбозавода «Фридерик Шопен" в последнем рейсе основное внимание в своей работе уделила производственным вопросам. И не случайно. Если говорить откровенно, экипаж из рейса в рейс не выполнял задания, приносил огромные убытки базе рефрижераторного флота. Шли разговоры о нерентабельности судов такого типа.
Правда, начался рейс неудачно. Экипаж работал в Балтике на четверть своей возможности. Но это не по его вине. Партийная организация подняла вопрос о нецелесообразности держать такое судно в Балтике, и он, в конечном счете, был решен.
Слабым местом в работе экипажа, как показала проверка, являлась неудовлетворительная организаторская деятельность руководящего состава судна. Ввиду этого партийное бюро поставило на очередное открытое партийное собрание вопрос: «Руководитель — организатор и воспитатель масс». С докладом выступил первый помощник капитана Р. Квашнин. Этот вопрос обсуждался в непосредственной связи с постановлением Пленума парткома КП Эстонии рыбопромыслового флота «О работе с кадрами».
Все выступившие говорили о том, что руководитель, какой бы пост он ни занимал, должен знать своих непосредственных подчиненных, постоянно совершенствовать свои знания, быть инициативным, знать свое дело, активно участвовать в общественной жизни. Был подвергнут принципиальной критике ряд товарищей и, в частности, технолог т. Коцюбинская.
Коммунисты отмечали, что она потеряла чувство нового, к голосу моряков не прислушивается. Ее действия наносят серьезный вред производству. Партийное собрание поручило проверить работу коммуниста И. Коцюбинской. Анализ показал, что критика в адрес технолога была справедливой. Все это побудило партийное бюро поставить на обсуждение вопрос "О ходе выполнения рейсового задания". С докладом выступил коммунист капитан В. Ставрович. На бюро снова очень резкой и серьезной критике подверглась И. Коцюбинская, а также рыб мастера Ф. Дубина. К. Робен и другие.
Бюро решило: чтобы не допустить срыва выполнения рейсового задания, взять на себя руководство технологическим процессом. Бюро расставило на участках коммунистов так, чтобы они могли повести за собой коллектив. Каждый член бюро получил соответствующее поручение по работе в цехе. Одновременно бюро обязало члена КПСС Коцюбинскую коренным образом изменить свое отношение к выполнению служебных обязанностей. Ей было объявлено партийное взыскание.
Принятые меры оказали благотворное влияние на дальнейший ход работы всего экипажа. Ежесуточная выработка филе и производство рыбной муки увеличились почти вдвое, заморозка рыбы достигла почти проектной мощности судна — ста тонн в сутки.
Все это дало возможность партийной организации по-деловому руководить социалистическим соревнованием. Когда было успешно выполнено первое обязательство, экипаж взял новое, посвятив его 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Соревнование велось между бригадами обработчиков и вахтами. Оно систематически проверялось с участием соревнующихся. На судне был налажен обмен опытом лучших бригад и вахт. Результаты соревнования отмечались в наглядной агитации.
Партийная организация направляла деятельность группы народного контроля, которую возглавлял коммунист В. Булычев. Она сделала много: вскрыла безобразное хранение тары в четвертом и пятом трюмах, обнаружила около десяти тысяч ржавых банок и пять тысяч штук гофротары, которые перевозились из рейса в рейс. Неоднократно производила контрольное взвешивание брикетов с готовой продукцией. О недостатках докладывалось соответствующим службам. Принимались меры по их ликвидации.
Деятельность партийной организации «Фридерика Шопена" находила широкую поддержку все го коллектива, Не случайно на судне выросло немало передовиков производства. Занесены на Доску почета тт. Хинно, Адамсон, Владимиров, Лединаускас, Верецун, Пронин и другие. 46 человек отмечены благодарностями в приказах по судну и администрации ТБРФ. Это тт. Бельдиев, Машина, Ливамяэ, Вярко, Приказчиков, Кирсипуу, Пыльдур и многие другие.
Целеустремленная работа партийной организации принесла свои плоды. Экипаж успешно справился с производственным планом, рейсовое задание было выполнено на четверо суток раньше срока.

А. СЕМЕНОВ.
Памяти БМРТ-333 «ЮXAH СЮТИСТЕ» и его экипажей. ЗА КОРМОЙ-8000 МИЛЬ – 02 09 19667
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ФОТОРАССКАЗ ОБ ЭКИПАЖЕ БМРТ-333 «ЮXAH СЮТИСТЕ»

УБЕРЕГОВ Северной и Южной Африки, у берегов Америки и по всему свету бороздят океаны наши моряки...
В Юго-Западной Атлантики промышляет БМРТ-333. Мы работаем на нем уже несколько месяцев.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Без конца спешат куда-то волны, а то вдруг поднимется, засвистит ветер, и тогда они бросаются на судно, швыряя его то вверх, то вниз (фото 1).
Или откуда-то появится туман, или пойдет сильный дождь, и тогда продолжительными гудками суда предупреждают' друг друга. А потом тучи пройдут, выглянет солнце и зальет все кругом ослепительным светом. Скоро у нас кончается промысел, и мы пойдем в Таллин.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

А пока успешно ловим рыбу. Вот один из моментов на палубе (фото 2).
Добытчики работают быстро, слаженно. Рыбу — в ванны, и снова пустой трал за борт. В основном идет серебристый хек, попадаются умбрина, зубан, мероу, капитан, кальмары, рыба-меч, разные акулы. И все это переливается золотым, серебряным, синим, фиолетовым цветами.
В трудовом ритме быстро идет время. И как везде, люди радуются успеху, переживают неудачу, спорят, грустят, шутят.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Щурит солнце глаза матросу-рыбообработчику Анатолию Терану — ему сейчас хорошо! (фото 3).
Основная обязанность рефмотористов — в любую жару поддерживать в морозильных камерах минус 30 градусов и ниже. От этого зависит качество заморозки рыбы и, соответственно, успех рейса. Под руководством рефмеханика Николая Петровича Попова они регулярно проводят осмотры и ремонт компрессоров и всей холодильной установки.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

«Хорошо, поставим эту пружину». — говорит Петрович мотористу Валентину Кравченко (фото 5)
Удивительно отзывчив наш токарь Владимир Дроздов. «Сделать к 12 часам», — пишет на рабочих эскизах второй механик. «Володя, нужно реставрировать якоря электромотора", - говорит электромеханик. Механик-наладчик просит сделать шестерни для воздушной турбинки передвижения рыбных тележек. Рефмеханику — проточить клапан. Тралмастеру нужен вал под блок для ваеров. У фотолюбителей — просьба помочь сделать штатив, матрос хочет подставку для светильника из ракушки.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Не считаясь со временем, Володя с увлечением выполняет любой заказ (фото 6).
Не думал кочегар Эрвин Арен, что ему будут делать операцию на судне. Но второй приступ аппендицита разрешил сомнения. В каюте капитана был подготовлен операционный стол. Сосредоточенно и уверенно проводит операцию судовой врач Галина Ивановна Моргунова.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Ей ассистирует навигатор Геннадий Гартман (фото 4). Операция продолжалась 20 минут. Через несколько дней Эрвин приступил к работе.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В эфире — наш радист Тарас Петрович Конец (фото 7). Кого-то он обрадует радиограммой с известием от родных? А может, сообщит указания администрации базы...
Пора собираться на вахту. Бросаю последний взгляд на океан. Куда-то собираются перелетать чайки. Делает циркуляцию другой рыболовный траулер. По всему свету пашут океан наши рыбаки. Страна идет к своему 50-летию.


А. СПИРАНОВ, моторист БМРТ-333.
Юго-западная Атлантика.
Памяти ПБ "Станислав Монюшко" и ее экипажей. Наши дни в братской Польше - 23 08 1967
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


1. ЗДРАВСТВУЙ, ГДАНЬСК!
Осталась позади суровая Северная Атлантика, зимние штормы. Сварливое Балтийское море подобрело. Тихое, искрящееся, оно, казалось, ласкало утопающие в зелени майские берега Польши.
Два работяги-буксира, блестящие, новенькие, голосисто приветствовали плавбазу-рыбозавод и, приняв буксирные концы, уперлись винтами в тугую синюю массу воды и повели судно в Гданьск.
На баке и палубе плав-рыбозавода многолюдно. Нельзя не восхищаться великолепной панорамой Гданьской судоверфи. Мимо проплывают вереницы судов. Мощные плечи стапелей поддерживают стальные корпуса строящихся судов. Работают десятки мощных кранов.
Лишь поздним вечером умолк голос, руководившего швартовкой капитан-директора А. Сиемера. Потные, но с довольными лицами матросы плавбазы и польские матросы окончили работу. «До видзеня!» — махнув приветливо рукой, крикнул польский боцман. «До свидания!» — ответили с "Монюшко».
Весенний прозрачный рассвет. Экипаж судна спит. Замерла железная многокилометровая верфь. И вдруг над палубой «Станислава Монюшко», над огромным скоплением металла и техники, полилась серебряная соловьиная трель.
Мой напарник по вахте матрос Николай Котяхов озорно и добро подмигнул и сказал мне: «Польша соловьями нас встречает, Николаич», — и указал рукой на пирс, где за крышей длинного цеха виднелись кроны цветущих каштанов. Они были такие же пышные, как на улицах моего родного Киева, такие же белые красивые, как на весенних бульварах Таллина.
Поднялось солнце. Вокруг загремела листовая сталь. На стапелях, осыпаясь золотыми искрами, вспыхнули ярко-голубые звезды электросварки. На борт "Станислава Монюшко» один за другим поднимались польские специалисты и рабочие-судостроители.
Начался первый трудовой день гарантийного ремонта судна.

2. БОЕВАЯ ЗАДАЧА
Она была сформулирована перед экипажем предельно ясно: в максимально сжатые сроки провести ремонтные работы.
Позади два с половиной месяца ремонта. Рука об руку с польскими специалистами, не считаясь со временем, трудятся машинная и боцманская команды. Много усилий в организации саморемонта проявляют и. о. главного механика Леонид Киршин, старший помощник капитана Виталий Бариков. Результаты налицо. Основные работы по саморемонту вспомогательных двигателей и рефустановок сделаны. Много и упорно поработали для этого мотористы тт. Коваленко, Педаяс, Харичев, Воротников.
Идет к концу саморемонт радиоаппаратуры у начальника радиостанции Романа Урицкого.
Намечалась частичная разборка главной машины. Но из-за выявленных дефектов была произведена ее полная разборка. Несмотря на значительно увеличившийся объем работ, ремонтная группа успешно справляется со своими задачами. Инициативно работают старший электромеханик Менка. электрики Воротников и Ридман.
К 26 июля гарантийный ремонт по корпусной части выполнен на 80 процентов. Полным ходом идет покраска судовых надстроек. В начале июля боцманская команда на своем собрании в целях экономии времени взяла повышенные обязательства — в свободное от работы время до 5 августа произвести чистку и цементирование танков. Это обязательство выполнено досрочно. Секретарь первичной парторганизации плотник Иван Дыба, матросы-коммунисты тт. Ушаков, Дудницкий, Морару, матросы тт. Раав, Сумберг, Куускман, Котяхов, Томпель, Грижас, Хацьор и остальные работали дружно, с огоньком. Несмотря на занятость основной работой, экипаж плавбазы оказал консульству Советского Союза в Гданьске добрую услугу. Вот что пишет консул И. С. Борисов в своем письме капитану судна: «За добросовестный и быстрый ремонт служебного помещения в Генеральном консульстве СССР прошу объявить благодарность членам вверенного вам экипажа боцману т. Анслану, матросам тт. Куускманду, Дудницкому, Рааву".


3. ДОСУГ
Его правильная организация особенно нужна в нелегкой повседневной жизни моряка. Большую помощь в этом оказывает нам отделение Общества польско-советской дружбы Гданьской судоверфи. Желанный гость у нас на судне член общества Николай Николаевич Крутиков. Ему за шестьдесят, но он не по летам бодр, энергичен. Члены экипажа с удовольствием слушали его рассказы об историческом прошлом и настоящем Польши и Гданьска. Он неизменный и интересный спутник в экскурсиях.
Автобус с советскими моряками подошел к бывшему гитлеровскому лагерю смерти Штуттгоф. Поражает эта утонченная линия массового уничтожения.
Мирный живописный уголок под Гданьском, превосходная шоссейная дорога подводит к ничем не примечательным воротам. За ними уютный домик - "приемная" для заключенных. Далее фонтан, роскошное здание с комфортабельными жилыми комнатами, банкетным залом для гестаповцев. А позади дома еще одни ворота с башней для часового, обнесенные колючей проволокой . Затем бараки с соломой и грязным тряпьем на полках для "отдыха". Далее мрачная "душегубка" - помещение, где травили людей.
Справа - крематорий с тремя печами, в которых сжигались трупы. Восемьдесят пять тысяч поляков, литовцев, евреев, русских, чехов и представителей других национальностей были варварски погублены здесь. По шоссе, усаженному зелеными дубами, мчится автобус дальше. Вокруг аккуратно обработанные поля, озера с плакучими ивами на берегах, на лужайках ярко алеют полевые маки. Но в сознании еще долго кипит ненависть к гитлеровским изуверам и недобитым фашистам, которые еще сегодня лелеют несбыточную мечту о реванше.
При содействии Общества польско-советской дружбы представители экипажа плавбазы посетили спектакли Гданьского оперного театра, концерт берлинской эстрады, слушали органный концерт на одном из лучших и Европе органов в предместье Гданьска Олива, знакомились с портовым городом Гдыня, замечательным курортом Сопот.
Молодые члены экипажа посетили педагогический институт в Олива, провели вечер со студентами. Польские студенты цветами встретили советских моряков. Слушали концерт художественной студенческой самодеятельности. Задушевно звучала песня «Подмосковные вечера". Танцевали.
В заключение моряки пригласили польских студентов в гости к себе на судно. Польские студенты познакомились с судном. Слушали рассказ капитан-директора А. Сиемера о жизни советских моряков, смотрели концерт художественной самодеятельности. Между польскими студентами и моряками завязались душевные товарищеские беседы, звучали советские и польские песни, неоднократно нестареющая "Катюша, аккордеон боцмана Анслана. Поздним вечером искренними друзьями расстались члены экипажа с польскими студентами.
Вскоре Генеральное консульство в Гданьске прислало письмо, адресованное командному составу "Станислава Монюшко":
«Дирекция учительского института от имени заведующего, преподавателей и студентов отделения русской филологии выражает глубокую признательность и сердечную благодарность командному составу и всему экипажу корабля "Станислав Монюшко» за устройство встречи команды с нашими студентами 10 июля 1967 года. Непосредственные контакты будущих учителей с советскими людьми способствуют совершенствованию русского языка, обогащению знаний о Советском Союзе и его культуре, знакомству с настоящими людьми, которые любят свою Советскую Родину и содействуют расширению и укреплению идей социализма за его пределами. Сердечные, душевные отношения моряков вашего корабля к нашим студентам являются существенным доказательством дружбы польского и советского народов».
Подписали письмо директор института и заведующий отделением русской филологии.
Члены экипажа зарекомендовали себя хорошими спортсменами. Первого июля на стадионе Гданьской судоверфи «Полония» состоялась спартакиада, посвященная 50-летию Октября, которая совпала с днем судостроителя Польши. В соревнованиях участвовали польские спортсмены и спортсмены советских судов, находящихся в Гданьском порту.
С большим успехом выступила спортивная команда нашего судна. По многим видам спорта члены экипажа заняли первые места. После спартакиады в спортзале моряки «Станислава Монюшко» были награждены семью дипломами и двумя кубками "Хрустальная ваза». Особенно нужно отметить активную организаторскую роль в спортивной работе матроса Алексея Константинова и секретаря партийной организации судна Станислава Ридмана.
В заключение состоялся концерт художественной самодеятельности рабочих судоверфи и моряков. Особый успех выпал на долю монюшковцев Владимира Холмогорского, исполнившего песни «Голубые города» и «Дивлюсь я на небо». С благодарностью отзываются наши спортсмены об активных организаторах спартакиады председателе спортклуба судоверфи Тадеуше Бродике и члене правления клуба Владимире Жуковском.

4. ОСНОВЫ ДРУЖБЫ
— Каковы основы польско-советского сотрудничества в области судостроения? — задал я вопрос Н. Н. Крутикову.
— Гданьская судоверфь была разрушена в 1945 году на 80 процентов, и только благодаря помощи СССР и его заказам могла стать верфью мирового значения. Перед второй мировой войной Польша не занималась крупным судостроением. Советские специалисты научили польских рабочих строить современные крупные корабли. Металлургия ПНР, обеспечивающая верфь, работает в основном на советском сырье. ПНР получает крупные заказы от СССР на строительство судов.
На верфи работает свыше 17 тысяч работников, она имеет среднюю школу судостроителей, два техникума судостроения, где обучаются четыре тысячи учащихся. Польско-советское сотрудничество в области судостроения является прочной основой дружбы польского и советского народов. Вот почему польские строители с особым гостеприимством встречают советских моряков. Вот почему, когда стряслась беда — серьезно заболел главный механик нашего судна П. Ванюхин, за его жизнь боролись лучший хирург ПНР профессор Киторакис и видный специалист доцент Свица.


5. ВСТАВШИЙ ИЗ РУИН
В 1945 году мне довелось служить в полку, который участвовал во взятии Гданьска (Данцига). Я видел страшные разрушения. Город лежал в развалинах. Ныне, гуляя по улицам Гданьска, гляжу, и глазам не верится: исторический центр города — знаменитая площадь Длуги тарк (Долгий рынок) буквально воскресла из развалин. Это поразительное воскрешение состоялось по фотографиям, уцелевшим стенам, сохранившимся чертежам. Ценные памятники старины, вплоть до кованых эмблем на стенах домов, полностью восстановлены. По площади проходили гданьские воины после победы объединенного польско-русско-литовского войска, разбившего крестоносцев в битве при Грюнвальде в 1410 году. Здесь когда-то прогуливался знаменитый Фаренгейт — создатель термометра. 30 колоколов надменной ратуши мелодично отзванивают время, как сотни лет назад. На берегу реки Мотлавы высится кран-журавль. В средние века с его помощью грузили корабли Ганзы.
Смотришь на возрожденный древний Гданьск, на новые проспекты и улицы города и восхищаешься мастерством современных польских строителей. В Гданьске много удобных магазинов с широким ассортиментом разнообразных товаров. Но самое главное: здесь живут гостеприимные, приветливые люди. Многие из них работают на верфи, ставшей символом польско-советской дружбы, любовно названной поляками именем великого Ленина.

Н. ИЛЬЯШЕВИЧ, матрос первого класса, член партийного бюро.
Памяти ПР «Аугуст Якобсон» и его экипажей. ДОБРЫЙ ОГОНЕК - 23 08 1967
ТРЕТЬЮ часть экипажа на производственном рефрижераторе «Аугуст Якобсон» составляют комсомольцы.
Одно из комсомольских собраний было посвящено принятию членами команды индивидуальных социалистических обязательств. «Мы хотели. — говорит секретарь комсомольской организации, начальник радиостанции Валерий Иванов, — чтобы обязательства стали не просто бумажкой, а конкретной программой нашей работы. Нам сейчас надо завоевать авторитет у промысловых судов. И можно сказать, что наметки на выполнение обязательств складываются пока неплохие».
Не все, возможно, понимали значение индивидуальных социалистических обязательств. Поэтому и было решено — поговорить о них на комсомольском собрании, разъяснить их роль каждому члену организации.
Все комсомольцы в рейсе работали хорошо. Матросы Александр Хуршудян, Николай Решетник и другие удостоены звания ударника коммунистического труда.
Много внимания уделяют молодые члены экипажа учебе. Итогам рейса и учебным делам было посвящено второе комсомольское собрание. Большинство комсомольцев, не имеющих среднего образования, учится в заочной школе, в техникумах, мореходных училищах. Консультации заочникам дают старший рефмеханик Б. Хвастунов и второй механик М. Гревцев. Заслуживает одобрения и инициатива комсорга В. Иванова. Прибыв в порт, он спешит наведаться в заочную школу, чтобы узнать, как учатся комсомольцы судна.
Молодые моряки не только хорошо работали, но и хорошо сумели организовать свой досуг. Во время пребывания судна под погрузкой в Ленинграде члены экипажа совершили экскурсию по ленинским местам, побывали в Эрмитаже, посетили морской музей. Многие впервые любовались фонтанами Петродворца. А когда сдавали груз в Гаване, у моряков нашлось время познакомиться со столицей острова Свободы, побывать в музее революции.
Ужо давно комсомольцы запланировали создать на судне футбольную и волейбольную команды. Однако до этого рейса стоянки в портах были коротки, и спортсменам «Аугуста Якобсона» помериться силами с соперниками не представлялось возможности. Прикрепив мяч к концу, ребята играли на площадке судна.
А в Гаване стояли долго, восемь суток. Нашлись и соперники — студенты Гаванского университета. Парни сильные, рослые. И все-таки во всех трех партиях победу одержали наши ребята. Были и другие встречи — с командами советских судов. Волейболисты с «Аугуста Якобсона» неизменно выходили победителями.
Меньше повезло футболистам. Во встрече с командой парохода «Александр Грин» они проиграли с минимальным счетом. Объединенная команда обоих судов — «Аугуста Якобсона» и «Александра Грина» — встретилась с кубинцами и сыграла вничью.
Затем эта же команда встретилась с футболистами чехословацкого судна. Во всеоружии явились на встречу болельщики соперников — с трубами и флагами. Кубинский судья зафиксировал в этой международной встрече убедительную победу чехословаков. Счет 4:1.
Многое сделал для развития спорта на судне электромеханик, член комсомольского бюро Виктор Соколов. Он же был и оформителем стенгазеты. Раньше за активную комсомольскую работу его наградили грамотой ЦК ЛКСМЭ. В последнем рейсе В. Соколов был принят в кандидаты в члены партии.
Каждый рейс судна приносит в жизнь комсомольской организации что-то новое. Рейс за рейсом растет ее активность.

Г. МИХАЙЛОВ.
«ВЕТРОДУИ»? НЕТ, СПЕЦИАЛИСТЫ - 23 08 1967
Вот уже несколько лет трудится на плавбазе «Иоханнес Варес» небольшой коллектив судовой гидрометеостанции, возглавляемый инженером-гидрометеорологом Михаилом Михайловичем Касаткиным.
Задачей метеорологии является круглосуточный сбор информации о состоянии погоды и моря во всех районах, где бывает судно, и передача ее по радио в метеоцентры. Со своими обязанностями морские метеорологи всегда справляются отлично. Об этом говорят оценки проверок республиканской гидрометеослужбы, где неизменно отмечается точность и достоверность наблюдений.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

море было запланировано такое ...
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

и такое море тоже было запланировано


Сам Михаил Михайлович Касаткин — опытный гидрометеоролог. Ряд лет он провел на Чукотке, где организовал гидрометеослужбу, много лет работал на Балтике.
На «Иоханнесе Варесе" гидрометеослужба приносит ощутимую пользу морякам, хотя дача прогнозов не входит в прямые обязанности станции.
Речь идет о тех ценных советах, которые неизменно дает рыбакам и судо-водителям Михаил Михайлович. Так бывало не раз и на Севере у Ян Майена, и у берегов Исландии, и на Джорджес банке.
Особенно ощутима была помощь метеорологов во время двух последних рейсов на Джорджес банку, когда на судовой гидрометеостанции вступил в действие комплекс факсимильной радиоаппаратуры типа «Ладога», позволившей принимать карты погоды из многих зарубежных метеоцентров, передающих их для различных районов Атлантики. На картах нанесены пути циклонов, видны цифры, показывающие балльность штормов. Анализ карт позволяет делать выводы о погоде, ожидающей судно: о силе и направлении ветра, о волнении и т. д.
Во время переходов через океан и на промысле капитан судна не раз обращался за консультацией к Михаилу Михайловичу, и советы опытного гидрометеоролога позволяли заблаговременно подготовится к встрече с циклонами, выбирать на-более безопасный курс.
Во время работы на Джорджес банке начальник промыслового района т. Пушкин постоянно советовался с Касаткиным и на основании карт погоды и карт температуры воды принимал наиболее оптимальные решения по работе тралового флота.
Еще пример. В последнем рейсе на Джорджес банку на промысле прогнозы давала синоптическая группа с базы «Черноморская слава». Было получено предупреждение об 11-балльном шторме. Метеорологи "Иоханнеса Вареса» на основании анализа карт погоды дали рекомендованный курс судоводителям — и судно успешно вышло из предполагаемой штормовой зоны.
Таких примеров можно привести много. Дружба метеорологов и судоводителей приносила большую пользу. Касаткин — настоящий энтузиаст своей благородной профессии.
На обратном переходе он прочел экипажу интересную лекцию о метеорологии. Демонстрировал собственноручно подготовленные карты, диаграммы, объяснял закономерности возникновения циклонов и антициклонов. Такую интересную и увлекательную лекцию многие слышали впервые, и пользу она принесла немалую. Так обстоит дело на «Иоханнесе Варесе» — судне, где дружат с метеорологией.

В. Воробьев.
УЦЕНЕННАЯ СОВЕСТЬ - 19 08 1967
РЕДКО кто осмелится предать интересы коллектива и восстановить его против себя. Тем более трудно понять мотивы, толкнувшие человека на проступок, вследствие которого коллектив отказывается от него.
Еще труднее представить, в таком положении человека, который двадцать два года отдал службе в армии, из сорока пяти лет жизни двадцать лет был членом Коммунистической партии и пользовался доверием коллектива.
В марте 1965 года главный врач Таллинского дома ребенка дает отличную характеристику-рекомендацию для работы на судах загранплавания своему заместителю по административно - хозяйственной части Николаю Желудкову. В ней было отмечено, что одной из черт «является его безукоризненное моральное поведение, как на работе, так и в быту».
И далее: «Будучи хорошо политически развитым, он постоянно работает над повышением своего идейно - политического уровня. В коллективе пользуется заслуженным авторитетом и уважением».
30 июня 1965 года моряки транспортного рефрижератора «Иней» радушно встретили своего нового заведующего продовольствием. И, казалось, не ошиблись: трудился вначале Желудков добросовестно, в общественной жизни оказался на редкость активным. Правда, ошибся однажды: перед праздником самовольно организовал через ларек выдачу вина. Желудкову объявили выговор.
Прошло время. В мае 1966 года за добросовестную работу взыскание было снято. Казалось, теперь уж вряд ли что может случиться.
И все-таки случилось. Долго команда судна не могла понять: что же произошло с человеком?
В конце года, когда судно было в ремонте, Желудкова задерживают у трапа при попытке вынести продукты. Моряки стали подозревать его в нечестности, в том, что он использует свое служебное положение в корыстных целях. Внезапная проверка подтвердила это — комиссией обнаружена недостача на сумму 109 рублей.
Все ждали, что на этот раз Желудков поймет свою вину и положит конец нарушениям законности и обману. Но вдруг выясняется, что каким-то образом исчез акт проверки комиссии. Высказывались предположения, что причиной пропажи стала безответственность временно исполняющего обязанности старшего помощника капитана Лобанова. Полагали также, что здесь проявил свои «организаторские способности» Желудков.
Во время подготовки к рейсу Желудков, ободренный безнаказанностью, развернул такую бурную деятельность, которой мог бы позавидовать сам великий комбинатор Остап Бендер. В апреле 1967 года Желудков отпускал товары из ларька по заборным листам, завышая цены. Кроме того, считая необходимым вознаградить себя за «неблагодарный труд», он изъял из числа полученных для экипажа три импортных пальто, «забыв" записать их стоимость в свой заборный лист.
Отдельные возмущенные голоса не могли вывести из равновесия Желудкова. Но темные махинации — скрытие заборных листов, уничтожение книги суточной выдачи продуктов на камбуз — дальше были уже нетерпимы.
По указанию капитан-директора т. Метсика комиссия вновь занялась проверкой.
В акте комиссии отражены излишки на сумму 297 рублей 66 копеек, полное отсутствие какого бы то ни было учета в выдаче продовольствия и промтоваров по заборным листам. Были обнаружены спрятанные заборные листы. При этом выясни-лось, что Желудков завысил цену на пальто у т. Радченко на 9 рублей, у т. Ледовского — на 6, у т. Топольчак — на 8, у т. Воронова — на 9 рублей.
Это далеко не полный перечень обманутых товарищей, со многими из которых он проплавал около двух лет. Только после проверки комиссии Желудков был вынужден указать стоимость трех изъятых им пальто в своем заборном листе. А если бы комиссия не обнаружила излишки, то эти пальто и еще кое-что оказались бы «ценным подарком» Желудкову за счет команды и торговли своей совестью.
И на этот раз команда и администрация судна были снисходительны к нему. Желудкову разрешили записать в свой заборный лист стоимость пальто, переписать большинство заборных листов членов экипажа и внести недостающую сумму в кассу ТБРФ. Учитывая его признания, органы милиции решили ограничиться передачей материала в товарищеский суд.
Он легко перенес единогласное решение партийного собрания об исключении его из рядов КПСС, легко перенес и решение товарищеского суда от 7 августа. Суд решил поставить вопрос перед руководством ТБРФ об увольнении в установленном законом порядке. Хотя выступающие на заседании суда члены экипажа недвусмысленно дали ему понять, что таким людям не место на флоте. Желудков далек от уныния. Он успел побывать в парткоме, пока решение партсобрания не утверждено, — авось, сумеет разжалобить. Перед товарищеским судом побывал у капитан-директора. Но его визиты были напрасны.
За свою недолгую карьеру на флоте он сумел обмануть многих. Но как сумеет он уйти от ответа перед своими сыновьями? Как объяснит им свое падение? Сумеет ли обмануть и их?

А. ПОНОМАРЕВ,
председатель товарищеского суда.
Памяти ТР "Иней" и его экипажей. Скуку — за борт! - 16 08 1967
НЕТ, мы не можем жить скучно. Нельзя так — вахты, каюта, кино и домино. Картишки тоже прочь. Куда годится, когда видишь, как взрослые люди щелкают друг друга по носу. Что, нечем заняться больше? Тем более на таком судне, как наше ...
Так начал свое выступление на одном из заседаний комсомольского бюро секретарь комсомольской организации транспортного рефрижератора «Иней» Виктор Марченко.
Причин для этого было немало. Уж больно скучно жили на судне люди. А Виктору — старшему механику «Инея», человеку, довольно занятому, но не терпящему рутины, — не терпелось поломать эту систему.
Так вот и появилась повестка дня. И довольно необычная. Прямо скажем, не встречавшаяся раньше. Но верная и лаконичная. Называлась она «Скуку — за борт».
Но, видимо, дело не в формулировке повестки дня. В существе ее. А она достаточно четко ставила над «и» все точки. Разговор был короткий, но жаркий. Решили начать с организации художественной самодеятельности. Таланты нашлись. В каком коллективе их нет, тем более на «Инее», где более шестидесяти человек. В основном молодых и энергичных ребят. Поручили организацию художественной самодеятельности члену ВЛКСМ Ромуальдусу Киселюнасу. Он сам поет хорошо. И, кроме того, шутник. Как раз из тех, о которых говорят «язык подвешен, что надо». Ему и «карты в руки». Лучшего конферансье и не найти. Вспомнили о Викторе Ледовском. Танцует хорошо, поет. Здорово у него песни лирические звучат. Да и девушек судовых природа талантом не обидела. Старший повар Нина Мотва имеет приятный голос, не уступает ей камбузница Валя Ермакова. Анатолий Прочепутя — баянист, а Виктор Мазнев — музыкант на все руки.
Вот так и выполнил комсомольское поручение Киселюнас, создав коллектив художественной самодеятельности. Первый концерт прошел успешно. И не удивительно — репетировались долго. Никто не хотел «ударить в грязь лицом».
Аплодисменты аплодисментами, но коллектив стал расти и крепнуть. Все поняли, песня, шутка всегда были полезны людям. Они делают их веселее, богаче душой. Коллектив художественной самодеятельности на «Инее» был создан два года назад. Продолжает выступать и теперь. В последнем рейсе он дал два концерта. Один — в праздник Нептуна, когда пересекали экватор, другой — в День рыбака. Но девиз «Скуку — за борт» не ограничивался лишь самодеятельностью. Проведены работы по привлечению всей молодежи судна к учебе. И не безуспешно. Сейчас здесь шесть заочников ВУЗов, 12 заочников средней школы моряков, а Рейн Нахкур и Георг Палуярв учатся заочно в Таллинском мореходном училище рыбной промышленности. Комсомольское бюро не упускает из вида своих заочников. Недавно выяснив, что Эдуард Володько, Анатолий Воронов, Виктор Скамбирович плохо подготовились к зачетам, не выполнили учебную программу, бюро пригласило их для ответа. Досталось «хвостистам" от ребят. Им дали месяц срока для того, чтобы подтянуться.
"Штрафники" штурмуют гранит науки, готовятся ликвидировать «хвосты».
Досуг моряков комсомольцы «Инея" полностью взяли под свой контроль. Они выступают застрельщиками многих интересных мероприятий — проводят тематические вечера, викторины, шуточные лотереи, вечера отдыха, спортивные соревновании. Их руками оформлены фотовитрины, выпущены стенные сатирические газеты. Одним словом, комсомольская организация сейчас живет полной жизнью. Здесь никто не скучает. Все имеют занятия. И трудовые показатели на высоте.
В рыбопромысловом флоте есть традиция — секретарь партийной организации судна за рейс отчитывается в парткоме, секретарь комсомольской — в комитете комсомола. Виктору Марченко было, что рассказать секретарю комитета комсомола рыбопромыслового флота. Если бы можно было ставить оценку комсомольской организации судна за проделанную работу в пятибалльной системе, то, несомненно, заслужила бы самую высокую — пять.

А. СЕМЕНОВ.
СНИМАЕТСЯ ФИЛЬМ - 12 09 1967
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Недавно - можно было видеть в Таллинском морском рыбном порту необыкновенную картину. От причала медленно отходил СРТ-4479. Через некоторое время судно возвращалось обратно. А на причале много людей, в руках у них цветы. Оркестр играет марш, как во время прихода судна, в полтора-два раза перевыполнившего рейсовое задание.
Это шла съемка кадров для новой кинокартины производства «Мосфильм». Режиссер фильма — Владимир Алексеевич Метальников, он же автор сценария.
Владимир Метальников рассказал, что в этом фильме будет показана жизнь одного человека в период 1947—56 годов. Человек этот всюду ищет свое место в жизни: в лесах, на полях, на море...
Найдет ли он свое счастье, это увидят уже зрители.
На вопрос, почему для съемок выбран Таллин, В. Метальников пояснил:
— В Таллине будут отсняты основные кадры, отражающие морской, рыбацкий период исканий главного героя фильма. Таллин, как приморский город, город рыбаков, показался нам наиболее приемлемым местом работы.
В массовых эпизодах принимали участие многие работники Таллинского морского рыбного порта, а также рыбаки и моряки обеих Таллинских баз рыбопромыслового флота. Названия фильм пока не имеет.

На снимке: идет съемка.
Я. ВИЙГИ.
Фото автора.
Памяти СРТ-4425, капитана Ю. Ильченко и его экипажей. ПЕРВЫЙ СРЕДИ ЛУЧШИХ - 12 09 1967
Начали возвращаться из рейса суда, которые работали в новых условиях планирования и экономического стимулирования.
Так, команда СРТ-4425, где капитаном Ю. Ильченко, старшим механиком П. Верховский, старшим мастером добычи Ю. Лайнела, старшим мастером обработки А. Васильев, возвратилась с промысла в районе Северо-Восточной Атлантики.
Рейсовое задание команда выполнила по выпуску полуфабриката, охлажденной рыбе, по сортности, себестоимости и по прибыли.
Перевыполнение плана сортности (выпуск полуфабриката I сорта 99,1 процента, при плане 97,5 процента) способствовало снижению себестоимости. План прибылей от реализации охлажденного полуфабриката перевыполнен за счет увеличения выпуска разделанной рыбы. При плане 679 центнеров фактически дано 1092 центнера.
Экономное расходование топлива, воды, бережное использование промвооружения позволило снизить себестоимость на 500 рублей. В целом за рейс судокоманда добилась снижения планового убытка на 8,7 тысячи рублей.
По показателям выполнения плана по выпуску охлажденной рыбы и соленого полуфабриката экипаж получает премию в размере 26,1 процента от суммы сдельного заработка за рыбопродукцию. Кроме заработной платы, которую команда получает по положению, нормам и расценкам за выпуск полуфабриката на судах типа СРТ и СРТР в данном рейсе команде причиталась дополнительная премия в размере 15 процентов от суммы снижения планового убытка.
Экипаж СРТ-4425 под руководством капитана Ю. Ильченко первым из судов Таллинской базы тралового флота выполнил взятое на себя социалистическое обязательство в честь 50-летия Великого Октября — дать два годовых плана добычи рыбы. По состоянию на 1 августа с. г. экипажем СРТ-4425 выполнены сдвоенные 1966/67 гг. планы добычи рыбы на 114,7 процента.
Команда включилась в соревнование за право получения на постоянное хранение памятного знамени ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС, которое выдается по итогам соревнования в честь 50-летия Октября вместе с денежной премией по положению всесоюзного социалистического соревнования.
До знаменательной даты - 7 ноября осталось три месяца. За это время большинство экипажей ТБТФ могут выполнить взятые обязательства. Лучшие из них будут представляться для подведения итогов в соревновании по главному управлению «Запрыба» и по Министерству рыбного хозяйства СССР.

А. АЙТСЕН,
председатель производственной комиссии базкома ТБТФ.
ЧТОБЫ ТЕЛО И ДУША БЫЛИ МОЛОДЫ … - 12 08 1967
Сегодня — Всесоюзный день физкультурника. Праздник молодости, ловкости, красоты; праздник бодрости и здоровья. Поистине развитию физкультуры и спорта в нашей стране уделяется большое внимание. Совсем недавно закончилась Всесоюзная спартакиада народов СССР, посвященная славному юбилею — пятидесятилетию Советской власти.
Многочисленные спортивные коллективы союзных республик демонстрировала свое мастерство, Были улучшены и союзные и республиканские спортивные рекорды.
Физкультура, спорт — это здоровье и бодрость. Каждому понятно, что физкультура и спорт благотворно влияют на физическое состояние человека, повышают его работоспособность. Вот почему на всех судах Таллинских баз рефрижераторного и тралового флота любят физическую культуру, спорт.
На плавбазе-рыбозаводе «Фридерик Шопен» большой физкультурный коллектив. Здесь регулярно проводятся спортивные соревнования по волейболу, настольному теннису, поднятию тяжести. К услугам спортсменов параллельные брусья, кольца и другие спортивные снаряды.
Хорошо поставлена спортивно-массовая работа на плавбазах «Станислав Монюшко», «Иоханнес Варес», танкере «Выру».
Застрельщиком спортивных соревнований на танкере «Выру» является капитан Олег Ровбут. Особенно популярен здесь футбол. Футбольная команда этого судна провела очень много товарищеских встреч с моряками в иностранных портах, где бывали вырусцы. Они проходили живо и интересно.
Немало хороших спортсменов на БМРТ-431, 441 и других судах тралового флота. Мы можем гордиться своей футбольной командой «Атлантика», которую тренирует Л. Пяткин. Она уверенно играла в этом летнем сезоне на первенство города. Набрав наибольшее количество очков в своей подгруппе, вышла победительницей.
Более полутора тысяч физкультурников и спортсменов насчитывается в рыбопромысловом флоте. Среди них есть и мастера спорта и разрядники-спортсмены. Все виды спорта в почете у моряков и промысловиков: от шахмат до пулевой стрельбы.
Однако успехи в спортивно-массовой работе были бы гораздо большими, если бы моряки имели свой спортивный клуб. Он необходим, его надо организовать. Пусть больше моряков вступает в физкультурные коллективы, пусть больше их будет на стадионах, судовых спортивных площадках. Тогда и труд и жизнь будут полными и радостными, тело и душа будут молоды.