0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (1468)
ДВА ОВТЕТА - 12 04 1967
Боцман транспортного рефрижератора "Бора" А. Савченко прислал в редакцию письмо, в котором он пишет:
- Существующая система оплаты труда плавсостава, несколько устарела. Для загрузки судна на промысле отпускается, например, 1000 рублей. Тот же груз при сдаче его в порту рабочие в идеальных условиях разгружают по другому тарифу, например, за 1500 рублей. Фактически рабочий порта на 30-40 процентов за этот же груз получает больше, чем морской грузчик - матрос. Средний заработок матроса первого класса не превышает среднего заработка рабочего на производстве. А труд моряка дальнего плавания далеко не из легких.
Суда одного бассейна оплачиваются по разным тарифам в инвалюте. Калининградские суда при заходах в инпорты получают 5 процентов от заработка за рейс, эстонские — по количеству валютных суток. Неудовлетворенность заработной платой порождает текучесть кадров, что наносит большой вред производству.
На обеих базах с боязнью относятся к тому, чтобы муж и жена работали на одном судне. Наших руководителей почему-то не устраивает работа супругов на одном судне.
Необходимо иметь постоянные высокоспециализированные кадры, но для этого надо заботиться о людях.
По вопросам труда и зарплаты ответ даст начальник ОТЗ ТБРФ т. Маркелов:
Положение об условиях оплаты труда, утвержденное Министерством рыбного хозяйства СССР 17 марта 1966 года, является усовершенствованной, но не идеальной системой. Исходя из этого, на совещании в Главке «Запрыба» (февраль—март 1967 года) предложено совершенствовать и далее «Положение об оплате труда экипажей рефрижераторных плавбаз» — производить оплату по сдельно-премиальной системе с комплексными расценками.
Предложенная система оплаты труда еще более способствует сокращению рейсооборота и материально стимулирует членов экипажей.
Что касается вопроса оплаты, будто матросам за такой же объем работы выделяется меньший фонд зарплаты, чем грузчикам морского порта, то это не так.
Грузчикам Таллинского морского рыбного порта установлена за тонну мороженой рыбы при операциях «трюм — кран — вагон» (груз два раза погружают) норма Бремени 0,897 н/часа и расценка 0,543 рубля.
Таким образом, грузчики морского порта за выгрузку транспортного рефрижератора «Бора» (2200 тонн) получают 1194 руб. 60 копеек, или на часть «трюм—кран» — 597 руб. 30 копеек. Матросам-рыбообработчикам за 2200 тонн начисляется без премии 1518 руб. 75 копеек («стрела—трюм»). Здесь не учтены доплаты за переработку сверх нормального рабочего времени другим членам экипажа, в связи с привлечением их на грузовые работы. Также не учтено и бесплатное коллективное питание.
На ТР «Бора» после внедрения нового положения об оплате труда среднемесячная заработная плата составляла для матроса первого класса за рейс № 4/14 165 рублей а общий заработок за 52 суток при 9 днях работы на промысле -281 рубль, за рейс 5/15 среднемесячный заработок — 171 рубль, а общий заработок за 58 суток при 7 днях работы на промысле — 326 рублей. В эту сумму не входит инвалюта.
Нагрузка на одного члена экипажа плавбазы не выше нагрузки в других отраслях народного хозяйства.
При суточной норме для ТР «Бора» 220 тонн на одного работника приходится 10 тонн, а в Таллинском морском рыбном порту 15,6 тонны.
По общесоюзным нормам погрузочно-разгрузочных работ при грузе с весом одного места 31-50 кг нагрузка на одного рабочего составляет 17.8 тонны, а на кирпичном заводе одна женщина, принимая заготовки кирпича, должна разместить за смену 40 тонн.
По результатам работы за 1966 год в ТБРФ рост заработной платы опережал рост производительности труда на 9,1 процента, что является очень плохим показателем нашей работы.
Текучесть кадров в рыбной промышленности составляет 30 процентов. Такой же уровень в 1966 году был и в ТБРФ. Но объяснять текучесть только одной причиной — уровнем заработной платы — было бы неправильно. Среднемесячный заработок матроса в ТБРФ составляет 165—240 рублей. Нельзя сказать, что данная зарплата является низкой. В общем же средняя заработная плата в рыбной промышленности выше, чем в других отраслях народного хозяйства.
Согласно приказу Госрыбкомитета от 31 декабря 1964 года иностранная валюта взамен суточных в размере 5 процентов от зарплаты за время нахождения в заграничном плавании выплачивается при условии, если экипажи судов работают в Южной и Средней Атлантике и заходят в иностранные порты с поставкой рыбы.
Во всех других случаях инвалюту взамен суточных следует начислять в соответствии с инструкцией Министерства финансов СССР от 22 мая 1961 года № 196, т. е. за время перехода от промысла до иностранного порта, стоянку в инпорту и обратный переход на промысел.
В частности, экипажу ТР «Бора" по рейсу 2/12 (февраль—май месяцы 1966 года) инвалюта взамен суточных была рассчитана в размере 5 процентов от зарплаты за время нахождения в заграничном плавании.
После указанного рейса ТР «Бора» в Африку не ходил и валюта экипажу была начислена по нормам инструкции № 196. т. е. по количеству валютных суток.
На вторую часть письма А. Савченко отвечает начальник отдела кадров ТБРФ т. Корольков:
Совершенно неправ т. Савченко, утверждая, что существует какая-то боязнь по отношению к совместной работе на судах мужа и жены.
Эти вопросы решаются исходя из конкретных условий. Там, где позволяют обстановка и условия работы, руководство базы разрешает совместно работать супружеским парам. У нас на плавбазе «Станислав Монюшко» плавают супруги Кютт, Лях, на плавбазе «Фридерик Шопен» — Воронковы, Вайну, на «Украине» — Пусенковы, на «Урале» — Васины.
Памяти капитана Ивана Ивановича Молодцова. МОРЯК - ВСЕГДА МОРЯК - 12 04 1967
Сигнал боевой тревоги мгновенно взметнул весь экипаж боевого корабля. Над Балтикой вставал ранний летний рассвет.
Было 4 часа утра. Моряки заняли свои места по боевому расписанию. Молодой вахтенный офицер Иван Молодцов видел, как и на береговых батареях расчеты тоже изготовились к бою. А через двадцать минут в небе заревели моторы - фашистские бомбардировщики шли на бомбежку порта. Их встретили яростным огнем зенитные батареи берега и кораблей.
Так Иван Иванович Молодцов, недавний выпуск ник Высшего военно-морского училища, встретил первые минуты Великой Отечественной войны. Жестокая борьба на море в летние месяцы закончилась. В блокированном Ленинграде Иван Иванович Молодцов вместе с боевыми товарищами пошел в окопы Ленинградского фронта.
Об этих днях много написано. У Ивана Ивановича своя память о них - три ранения.

После госпиталя направили моряка вновь на корабль, в Тихоокеанский флот. И здесь Ивану Ивановичу пришлось в числе первых начать новую кампанию — разгром японского империализма.
Незабываемое время! Советские воины шли по земле как освободители других народов от фашистского ярма.
В марте 1957 года Иван Иванович демобилизовался в звании капитана второго ранга.
И вот около десяти лет он несет трудовую вахту в Эстонском рыбопромысловом флоте. В должностях старпома и капитана на СРТ и СРТР осваивал новые районы добычи на Большой Ньюфаундлендской банке, Джорджес банке и других. Вместе с капитаном Геннадием Андреевичем Смородским на CPT-4558 и 4543 осваивали близнецовый лов.
Всего совершил Иван Иванович 14 успешных рейсов. Социалистические обязательства экипажи выполняли с честью.
За это время две команды под его руководством добились звания экипажа коммунистического труда, а самому И. И. Молодцову присвоили звание ударника коммунистического труда. Тремя боевыми орденами, 12 медалями, многими благодарностями и поощрениями отметила Родина ратные и трудовые дела Ивана Ивановича Молодцова. Он и сейчас несет вахту в честь Великого Октября, в год свершения которого ему посчастливилось родиться.

А. КРОСС.
Памяти БМРТ-229 и его экипажей. В ПЕРВЫЕ ДНИ - 12 04 1967
Вот мы и на промысле. Выявлены недостатки ремонта судна. Почти все трубы в рыбообрабатывающем цехе заменили на переходе. Много поработал экспедиционный слесарь т. Белышев. Полный ремонт сделали тележкам, заменили полностью все транспортеры, сделали столы для обработки филе и шкерки рыбы. Хорошо поработали механик-наладчик т. Палл и его дублер т. Бугаков, матрос первого класса т. Верлин.
На верхней палубе с утра до позднего вечера работу по подготовке к промыслу промвооружения вел старший мастер добычи т. Эрцинь. Под его руководством старательно трудились матрос первого класса т. Малый, мастер добычи т. Попс.
Несмотря на то, что переход совершался в штормовую погоду, к промыслу подготовились добротно и сразу начали вести добычу рыбы. Треска оказалась мелкой, от 350 до 800 граммов. Из такой филе не сделаешь. А план по его изготовлению 205 тонн.
Мы побывали на мурманском БМРТ-247. На судне установлена филетировочная машина, которая может готовить в сутки 24 тонны продукции. Рейс этому судну 145 суток. План по изготовлению филе 200 тонн Машина может пропускать 30 рыбин в минуту. Вот у нас и возник вопрос: неужели вручную можно делать филе быстрее, чем машиной, если нам установили такой план?
Однако команда стремится выполнить его. Провели занятия по правилам обработки и шкерке рыбы, изготовления филе, консервов тресковой печени с перловой и гречневой крупой, натуральной печени и медицинского жира.
На судне много матросов, которые пошли в рейс первый раз. Но в первый день промысла рыбообработчики дали 22 тонны готовой рыбной продукции, 380 банок консервов и 130 килограммов медицинского жира. Значит, дело пойдет. Экипаж взял на себя повышенные социалистические обязательства. Надеемся, что мы с честью их выполним.
Хорошо работают в цехе рыбообработчики т.т. Уду, Гладышко, Верлин, Петров, Иванов, Ткачев, Гуменюк, в машине - четвертый механик Нетрепайло, электрик Бабурин. Хочется отметить повара т. Самойленко, который неугомонно хлопочет на камбузе и готовит вкусную пищу.
Капитан-директор БМРТ-229 Ю. Лысенко постоянно держит связь с другими судами, ищет лучшие промысловые районы.
Промысел идет нормально.

А. КОЧЕТОВ, помощник капитана по производству БМРТ-229 (Район Большой Ньюфаундлендской банки)
Памяти БМPT-396 "ИОХАННЕС РУВЕН» и его экипажей. Годовой - к юбилею Октября - 12 04 1967
БОРТ БМPT-396 "ИОХАННЕС РУВЕН». (По радио). Экипаж успешно закончил промысел и взял курс в свой родной порт.
Единодушно было принято обязательство по- святить рейс 50-летию Октября, выполнить план рейса на 105 процентов по всем показателям, рыбную продукцию сдать только первым сортом, дать советскому народу больше столовой рыбы высокого качества.
Экипаж включился в борьбу за право называться экипажем имени 50-летия Октября.
Для выполнения взятых обязательств партийная, комсомольская организации и судовой комитет профсоюза развернули широкую работу по доведению до каждого члена экипажа государственного плана, определению роли каждого моряка в успешном его выполнении и укреплении дисциплины.
Сейчас уже можно подвести итоги выполнения взятого обязательства. План добычи, заморозки рыбы и по выпуску рыбной муки выполнен на 106 процентов, выловлено более 38700 центнеров рыбы, заморожено 23000 центнеров рыбной продукции. Причем, более 5000 центнеров составляет разделанная рыба, филе, ценные породы рыб, пользующиеся большим спросом населения.
За три месяца работы в юбилейном году экипаж выполнил годовой план более чем на 45 процентов. Это отрадные трудовые успехи. В этом большая заслуга коммунистов, комсомольцев, членов профсоюза.
Многие коммунисты и комсомольцы своим личным примером в труде и дисциплине увлекали весь экипаж на трудовой подвиг. Имена коммунистов Андрусова, Баранова, Бронникова, Полозова, Копыловой, комсомольцев Рацина, Каличака, Широкого, Пильдена, Сушкова, членов экипажа Канепа, Шишпаренка, Фролова, Аба-шина, Батухно, Варварова и многих других известны на судне как передовиков производства, лучших тружеников.
Машинная команда в условиях открытого океана успешно провела сложные работы по профилактическому ремонту главного двигателя, всех механизмов, подготовила их к работе в следующем рейсе с тем, чтобы стоянка в порту была кратковременной, и судно вышло снова на промысел.
Сплоченность экипажа, высокий трудовой накал, крепкая дисциплина, сознательность, направленные на достойную встречу славного юбилея Октября, обеспечили успешное выполнение плана и взятых на себя обязательств.
Несмотря на многие трудности в работе, спады промысловой обстановки, недостаток баз и снабжения, экипаж с честью справился с поставленной задачей. У судна есть все возможности годовой план добычи — 73000 центнеров — выполнить к 50-летию Октября.

С. КОЗИН, капитан-директор, П. ЧАЛОВ, первый помощник капитана.
Ппамяти РР-1282 и его экипажей. СУРОВЫЙ ЭКЗАМЕН – 05 04 1967
Выбрав швартовы, рыбопромысловый рефрижератор 1282 в конце октября прошлого года покинул родной порт и направился через хмурую Балтику в Северную Атлантику. Там теплые струи Гольфстрима обещали мягкую зиму и спокойную обстановку. По неписаному закону природы так оно и должно было быть, поскольку прошлая зима отличалась суровыми морозами.
Экипаж начал рейс под вымпелом социалистического соревнования в честь 50-летия Великого Октября. Порадовать Родину в юбилейном году богатыми подарками — первосортной продукцией — таково было желание моряков.
Штурманский состав во главе с капитаном Борисом Ермиловым и машинная команда под руководством стармеха Виктора Трифонова сумели выжать из техники все возможное. И 5 ноября по прибытии в Норвежское море экипаж уже принимал свежье, для изготовления пресервов.
В этот день, накануне 49-й годовщины Октября, рыбообработчики технолога Василия Супруновича решили работать так, чтобы ежедневно перекрывать норму — 650 пятикилограммовых банок.
Закатчик Борис Кротов, укладчикии затарщики — Петр Войцицкий, Алдис Гринс, Александр Репин, словом вся бригада, опытная, слаженная, с первых минут взяла высокий темп. А вечером многие завели себе личные графики добычи, куда внесли цифры первого дня: результаты его действительно оказались ободряющими — за 5 ноября выпустили 1472 пятикилограммовых банок сельди.
6 ноября приток свежья с промысловых судов увеличился, он буквально подпирал. Но на 1282 все — от капитана до повара — владели производственными навыками обработчиков. На палубу вышел штурманский состав: капитан Борис Ермилов старпом Борис Голованов, второй и третий помощники Иван Киселев и Александр Капинас. К ним присоединилась машинная команда: стармех Виктор Трифонов, третий механик Иван Бараховский... На вахте в машине управлялся расторопный и умелый моторист Семен Гололобов.
Второй день работы принес исключительный успех: 3020 пятикилограммовых банок. Это около 450 процентов, четыре с половиной нормы. Рекордный показатель! Даже старейшие члены экипажа не могли припомнить в прошлом такой выработки.
А 7 ноября, когда вся страна праздновала, люди на РР-1282 по-прежнему несли свою трудовую вахту: они изготовили 2964 единицы баночной сельди.
Ключевой позицией производства являлась закатка банок. Профессия эта требует исключительной быстроты и немалых усилий. Но этот участок держали под наблюдением. На смену Борису Кротову порой приходили и садились за закаточный станок рыбмастер Алексей Грушевский, боцман Николай Глашнев.
Недолго пришлось работать спокойно. Океан заштормил... А когда наступали периоды затишья, то осложнилась сдача продукции на плавбазы и получение снабжении. Бывало, только ошвартуется судно у плавбазы, как часа черед два-три ему велят отойти, потому что надо принять рыбопромысловые суда для сдачи их улова.
— В декабре 20 суток потеряли в ожидании банкотары и на приемке ее, — говорит Николай Глашнев.
— Могли бы еще дополнительно изготовить за это время тысяч двадцать банок сельди, — подтверждает штурман Иван Киселев, — тем более, что выпадали периоды затишья на море...
Собственно, обижаться нельзя, соглашаются оба: все равно рейсовое задание выполнено более чем на 115 процентов. Изготовлены 62 164 пятикилограммовые банки готовой продукции.
В конце января этого года экипаж получил ответственное задание по патрулированию района промысла. И с новой задачей моряки справились с честью. Приняв для доставки в порт рыбопродукцию с плавбазы, РР-1282 снялся из Норвежского моря и 31 марта прибыл с победой в Таллин.

А. КРОСС.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Бдительно нес вахту в этом трудном, длительном рейсе моторист С. Гололобов.
Фото Я. Вийги.
Памяти БМРТ-44l «Эдуард Сырмус» и его экипажей. ВСТРЕЧА НЕ СОСТОЯЛАСЬ - 01 04 1967
В ОДИН из дней наш «Эдуард Сырмус» ошвартовался в конголезском порту Пуэнт Нуар. Это довольно солидный порт. В него заходят суда многих стран. В тот памятный день, о котором идет речь, здесь у причальных стенок стояли болгары, чехи, французы, поляки, англичане, китайцы...
Наши моряки часто бывают в гостях у иностранцев, особенно у моряков демократических стран. Приятно бывает поделиться опытом, рассказать о достижениях Советской страны. К нам тоже заходили иностранцы. Принимали их приветливо, демонстрировали советские фильмы.
Никто, естественно, не против таких встреч, тем более, что они диктуются законами морского гостеприимства.
К нам, помню, заходили чехи. Они ознакомились с бытовыми условиями. Мы взаимно обменялись кинофильмами. Одним словом, все остались довольными.
Однако один случай нас здорово поразил. Получилось так, что наш БМРТ поставили в порту за огромным китайским сухогрузным судном. На его корме развевался красный флаг с пятью звездочками. Каждое утро с китайского судна по громкоговорителям разносился окрест «Алеет Восток» — государственный гимн. А затем утренний воздух потрясала мощная и дорогая всем мелодия «Интернационала».
Наши моряки, разумеется, были достаточно хорошо осведомлены о делах хунвэйбинов и цзаофаней в КНР. Понятно поэтому и наше любопытство. Советским морякам, воспитанным в духе интернационализма, хотелось встретиться с китайскими матросами, поговорить.
Делегация «Эдуарда Сырмуса» во главе с секретарем комсомольской организации направились к судну. Они поднялись по трапу.
— Что вам угодно? — строго спросил вахтенный.
— Мы с советского судна, — заявили наши представители,— хотели бы пригласить в гости китайских товарищей.
Видимо, знание русского языка у вахтенного было скромным, и он вызвал какого-то помощника, который довольно бегло говорил по-русски.
— Извините, мы не можем принять вашего приглашения, поскольку не уполномочены вести политические разговоры.
— Мы просто хотели побеседовать по-дружески и очень сожалеем...
На палубе стояло несколько моряков. Они с любопытством поглядывали на нас. Но без злобы.
А вечером у нашего судна мы встретили одного китайского моряка. Он извинился перед нами. И сказал по-русски:
— На нашем судне тоже есть хунвэйбины. Их немало. Все их боятся. У них столько прав, у нас же — никаких. Поэтому никто не решается в целях личной безопасности разговаривать с советскими моряками. Того, кто это сделает, приписывают "к черной банде». От имени нашего трудового Китая шлем вам большой привет!
Моряк исчез так же быстро, как и появился.
Вечером на шлюпочной палубе китайского судна мы увидели группу молодых людей. Они держали в руках книжечки. Один, высокий, дирижировал, другие — хором повторяли. Видимо, шел групповой долбеж цитат Мао.
Группа Мао Цзе-дуна в своей антисоветской пропаганде любит заявлять, что они за дружбу с советским народом, но против ревизионистского советского руководства.
Однако факты говорят о другом. Китайское руководство делает все, чтобы не допустить встреч советских людей с китайскими гражданами. "Встреча" в Пуэнт Нуар убедительно доказывает это.

Р. КВАШНИН. Первый помощник капитана БМРТ-44l «Эдуард Сырмус».
Четыре школы «Аугуста Якобсона» - 22 03 1967
Просто сказать, что занятия в системе партийной учебы на производственно-транспортном рефрижераторе «Аугуст Якобсон» идут хорошо, будет неполно. Они проводятся здесь на высоком идейном и методическом уровне. И об этом, прежде всего, заботится партийная организация.
Перед началом года партийной учебы на судне было проведено собрание коммунистов. Оно поручило партийному бюро укомплектовать школы, подобрать опытных пропагандистов.
В самое короткое время были сформированы четыре школы: одна средняя и три начальных. Среднюю возглавил Моисей Абрамович Мочкин, второй электромеханик, имеющий незаконченное высшее образование. Это опытный пропагандист член КПСС с 1940 года. Во главе других школ стали старший помощник капитана Олег Дмитриевич Яливец, второй механик Мартин Макарович Гревцев, первый помощник капитана Александр Дмитриевич Пегов. Они также имеют большой опыт пропагандистской работы.
На судне разумно составлен график проведения занятий. Слушатели каждой школы занимаются в отведенное время, в отведенном для этого помещении.
Очень интересно провел М. Мочкин занятия по Истории КПСС на тему «Борьба за создание марксистско-ленинской партии». По плану на эту тему отведено четыре лекционных и два семинарских часа. Лекция была хорошо подготовлена. Пропагандист привлек много дополнительного материала. Она сделалась емкой, запоминающейся. Не случайно на семинаре выступали почти все. Прекрасные знания показали Владимир Зайцев, Николай Андреев, Василий Соколов.
Для пропагандистов на «Аугусте Якобсоне» созданы нормальные условия для подготовки к занятиям. Достаточно сказать, что судовая библиотека насчитывает 1400 томов. Среди них — полное собрание произведений В. И. Ленина, Большая Советская энциклопедия, избранные произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, Географическая энциклопедия, Историческая энциклопедия, большое количество литературы по истории КПСС, политической экономии, философии.
Большую работу по улучшению методики проведения занятий ведет А. Пегов. Он постоянно проверяет готовность пропагандистов к занятиям, советует, как лучше их провести, какой дополнительный материал и наглядные пособия следует использовать при подготовке и в ходе занятий. Серьезное отношение к занятиям в школах партийной учебы оказало большое влияние на идейно-политический рост членов экипажа «Аугуста Якобсона». Здесь высокая трудовая дисциплина, хорошие успехи в работе. Первый рейс завершен успешно.

А. КВАШНИН.
Памяти БМРТ-396 «Иоханнес Рувен" и его экипажей. «Селедка» против «Двигателя» - 15 03 1967
Норвежское море... Неласково встретило оно моряков производственного рефрижератора «Буревестник". Каждый день ширм - пять-шесть баллов. Почти цепляясь за волны, плывут свинцово-серые тучи, неся в себе густой туман и дождь. Когда же море начинает злиться особенно сильно, трудно приходится морякам. Второй месяц длится рейс в таких трудных условиях.
Просмотрены все кинофильмы, взятые с собой в рейс, прочитаны все журналы и газеты, что лежат на столе в красном уголке, изрядно надоел бильярд. Вот тут-то... Проходило очередное заседание бюро комсомольской организации. Обсуждалась комсомольская работа за прошедший период. Неожиданно кто-то вдруг предложил провести встречу КВН. «А почему бы и нет? Сделаем не хуже московского!» — решили активисты. Тут же, на заседании бюро, недолго думая, избрали комиссию по проведению КВН. Во главе единодушно поставили комсомольца Ромуальдаса Киселюнаса.
Решили сформировать две команды из представителей палубы и машины. Были избраны капитаны. Первым серьезным заданием для капитанов было придумать названия для своих команд.
Вскоре на судне заговорили о "Селедке» и "Двигателе». Как вы уже, наверное, догадались, под названием «Селедка» — палубная команда, «Двигатель» — машинная команда. Всех волновал только один вопрос: «Кто победит?».
Болельщики разделились на два лагеря. Если скажем, представитель машинной команды встречался со своим соперником с палубы где-нибудь в коридоре, то по выражениям их лиц и по ехидным улыбочкам, с какими они взирали друг на друга, нетрудно было понять, что ни та, ни другая стороны легко сдаваться не собираются.
В жюри вошли старший помощник капитан-директора Владимир Жуков, первый помощник Альфред Каллип и главным механик Феликс Ваганов — люди солидные и всеми уважаемые. Для жюри были выработаны правила, придерживаясь которых, оно должно было вершить свой справедливый суд;
а) не поддаваться ни на какие посулы с той или с другой стороны;
б) быть объективными в оценке выступлений команд;
в) не подсказывать ответов (это, в частности, касалось старшего помощника и главного механика).
Настал долгожданный день. К моменту открытия КВН все места в столовой были заняты. С одной стороны сидели болельщики «Селедки», с другой — "Двигателя».
Вперед выходят представители команд во главе с капитанами. Задает вопрос капитан команды «Двигатель» Саул Лившиц:
— Кем и из какого материала была создана скульптура Паганини?
По жестким условиям соревнования на обдумывание ответа дается две минуты. На этот вопрос отвечает капитан "Селедки» Борис Лукин.
Болельщики живо реагируют на все перипетии состязаний. Каждому хочется помочь своей команде, но всякая попытка подсказать может повлечь за собой тяжелые последствия - команде снимается очко. В общем-то болельщики были корректны.
Итак, соревнования продолжаются. Капитан "Селедки» просит команду «Двигателя" спеть три куплета из популярной песни «Шумел камыш". "Двигатель" блестяще справляется с этой задачей. Под дружный хохот собравшихся электромеханик Валерий Молчанов исполняет танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро».
Атмосфера состязаний накаляется. Еще бы! Ведь победителей ждет приз — жареный гусь с яблоками!
Неожиданно команда «Двигатель» выставляет два рисунка. На первом изображена группа поющих матросов во главе с седым капитаном, на другом — на переднем плане старик со старухой, позади них виднеется школа. Необходимо ответить: на слова каких песен сделаны эти рисунки.
«Селедка» отвечает. Первый рисунок имел в виду песню «Прощай, любимый город», где есть такие слова: "Споемте, друзья... пусть нам подпоет седой боевой капитан». Второй рисунок, конечно: "Давно, друзья веселые, простились мы со школою...».
Раздаются аплодисменты болельщиков. Чувствуется явный перевес «Селедки". Но «Двигатель" не сдается. Капитан просит палубную команду исполнить мелодию позывных «Интервидения". Но, увы, как ни старалась «Селедка», сколь-нибудь определенной мелодии не прозвучало.
Много еще было вопросов, смеха, шуток. И вот, наконец, заседание КВН подходит к концу. Посовещавшись, жюри выносит решение — победу присудить команде "Селедка».
Под радостные крики болельщиков «Селедки» и кровожадные восклицания «жюри на мыло!» болельщиков «Двигателя», приз вручается победителю.
На радушное приглашение капитана палубной команды отведать гуся, капитан «Двигателя» гордо отказывается, ссылаясь на отсутствие аппетита.

В. РУБАН.
Моторист БМРТ-396 «Иоханнес Рувен".
Десять лет в ГДР - 25 03 1967
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Оставляя после себя землю, загаженную минными полями и артиллерийскими складами, гитлеровская грабь-армия откатывалась на Запад под натиском Советских войск.
По горячим следам боев саперный батальон Никиты Семеновича Грамаковского вошел на территорию военного лагеря Цейтхайм.
Каждый клочок земли здесь тали опасность. Мины, фаустпатроны, артиллерийские снаряды, брошенные фашистами, густо начиняли территорию.
Пришлось даже вблизи этого района запретить всякое движение во избежание неожиданностей, как для воинов, так и мирного населения. Трудно начинялась заря новой жизни для трудящихся Германии, освобожденных от долгого ига фашистского гнета.
Но советские воины, пришедшие сюда как освободители, беззаветно помогали налаживанию нового социалистического строя.
Даже видавшие виды солдаты других подразделений с восхищением отзывались о трудной и опасной работе саперов, шедших, что называется, пешком по смерти.
— Мы можем без страха пахать, строить на земле, если ее очистили советские саперы, — говорили немецкие крестьяне и рабочие.
За бесстрашие и мужество представители властей Германской Демократической республики наградили воинов ценными подарками. Да и было за что. Пять лет беззаветно служил Никита Семенович в ГДР — с 1945 по 1950 год. А после учебы в Москве — еще пять лет, с 1957 по 1962 год, пришлось ему снова служить на гостеприимной земле Демократической Германии.
В звании подполковника коммунист Никита Семенович Грамаковский завершил службу, в том же году в рядах Советской Армии и пришел на мирное поприще. С тех пор по сей день трудится в Таллинской базе рефрижераторного флота.

А. СИЛЬД.
ЗА РОДИНУ, ЗА ПАРТИЮ! - 22 03 1967
День выборов в Советы республики продемонстрировал высокий патриотизм советских людей
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

матрос Чеслав Семашко на выборах - СРТ-4282 - март 1967


В центре Таллина находится 3-й избирательный участок. В день выборов 19 марта пришли сюда голосовать представители интеллигенции и рабочего класса, в том числе рыбаки Эстонского рыбопромыслового флота.
В шесть часов утра. когда председатель участковой избирательной комиссии т. Кангур поздравил избирателей и пригласил их исполнить свой гражданский долг, первой проголосовала большая группа рыбаков.
Вот получает бюллетени второй механик парохода «Ян Анвельт» Александр Подлинев. С 1958 года, по окончании Таллинского мореходного училища, работает он в рыбопромысловом флоте. Пройден большой трудовой путь. Он начал свой стаж кочегаром второго класса, а сейчас плавает уже вторым механиком.
— Причем, за немногими исключениями, — говорит сам Александр Васильевич. - все эти годы я прослужил на одном судне — пароходе «Ян Анвельт».
Нужно сказать, что его товарищи по работе отдают должное молодому специалисту, члену КПСС. Тов. Подлинев избран заместителем секретаря партбюро, руководит группой народного контроля.
Голосовать он пришел перед заступлением на вахту.
— Сегодняшнюю вахту, продолжает он, — все члены нашей команды будут нести как всегда бдительно. День выборов является для всех нас всенародным праздником, а нести вахту в такой день — высокая честь!
Опускает в урну бюллетени матрос СРТ-4282 Чеслав Семашко. По окончании действительной военной службы в рядах Советской Армии пришел он работать на судах нашего флота. Второй год уже осваивает нелегкую профессию рыбака океанического лова. Крепкая армейская закалка помогла ему войти равноправным членом в дружную семью рыбаков.
В далеких водах Южной Африки вел добычу старший мастер БМРТ-368 «Оскар Лутс» Валентин Галкин. Теперь он прибыл в родной порт и в день выборов с чувством исполненного долга проголосовал за достойных кандидатов в Верховный и местные Советы депутатов трудящихся.
С волнением подходила к столу за получением бюллетеней Людмила Пащенко. Она дочь военного моряка. Сегодня, 19 марта, ей исполнилось 18 лет и она впервые, как равноправная гражданка, принимала участие в выборах народной власти.
— Я отдала свой голос за лучших представителей трудящихся, которых выдвинул весь народ в Советы, — сказала Людмила.
Затем голосует Велло Юмарик с производственного рефрижератора «Аугуст Якобсон». Это судно только недавно вошло в строй Эстонского рыбопромыслового флота. Оно — не первое и не последнее — демонстрирует неуклонный рост рыбной промышленности страны, призванной обеспечить население доброкачественными рыбопродуктами. Так претворяются в жизнь решения исторического XXIII съезда Коммунистической партии Советского Союза о повышении благосостояния советского народа. Велло Юмарику доверена на новом судне ответственная должность помощника капитана по производству.
Получил бюллетени и матрос этого же судна Анатолий Данилов. Четыре месяца прошло, как он из рядов Советской Армии влился в ряды тружеников рыболовного флота. В армии он получил хорошую подготовку, стал членом КПСС. Теперь перед ним лежит широкий океанский путь.
Интересна судьба избирательницы Лидии Васильевой. Была у нее самая сухопутная профессия — воспитательница детского сада. Но с детства тянуло ее в море. Советская Конституция, предоставившая женщинам равные права с мужчинами, помогла ей осуществить давнюю мечту. Впервые пошла она буфетчицей на транспортном рефрижераторе «Бора».
— Покачало сначала, — признается Лида, — а потом... ну, потом товарищи сказали: «Ты — настоящая морячка ».
Теперь Лида Васильева готовится вместе с экипажем к заграничному рейсу на пароходе «Ян Анвельт».
— Я проголосовала за кандидатов, которые названы народом и обеспечат развитие нашей Родины, ее движение к коммунизму, — заявила в заключение Лида.
Один за другим голосуют избиратели на участке № 3. Они знают, что избранники народа приложат все силы, чтобы к знаменательной дате — 50-летию Великого Октября — наш народ пришел с новыми успехами в коммунистическом строительстве.

А. НЕСТЕРОВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

матрос Анатолий Данилов и пом по производству Велло Юмарик - ПР А. Якобсон - буфетчица Лидия Васильева - Ян Анвельт - матрос Петр Суходол - А. Якобсон - март 1967