0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (1468)
Памяти БМРТ-355 «АНТОН ТАММСААРЕ» и его экипажей. УСПЕХ, ДОБЫТЫЙ ВСЕМИ – 18 02 1967
БОРТ БМРТ-355 «АНТОН ТАММСААРЕ». (По радио). Наш промысел подходит к концу. Судно получило задание доставить в порт груз столовой рыбы. Несмотря на трудную промысловую обстановку, экипаж прилагает все усилия, чтобы с честью выполнить это задание.
На борт поднимаем карася, мерлузу, крупный прилов. Эта рыба пользуется большим спросом у населения. Ко дню выборов в Советы республики моряки судна преподнесут хороший подарок. Свои соцобязательства выловить сверх задания 5000 центнеров рыбы экипаж выполнил. До конца рейса будет выловлено сверх плана еще 4000 центнеров.
Дружно работают бригады добытчиков под руководством старшего мастера Антса Вайкярва. Лучшими являются бригада мастера добычи Эн-на Раннака и бригада рыбообработчиков мастера Валентина Филиппова.
Образец в труде, дисциплине показывают матросы Р. Сарапуу, В. Соомун, М. Космина, X. Корстен, П. Ванцесов и другие
На судне регулярно проводится политическая учеба. Все коммунисты и комсомольцы принимают активное участие и семинарах, обсуждают темы программ. Руководителями школ являются опытные пропагандисты коммунисты А. Калме, В. Гринь, комсомольцы Э, Сийлак, А. Кольв.
Регулярно выходит фотогазета под редакцией коммуниста Марка Никольского. Команда ежедневно смотрит новые кинофильмы. Она благодарна нештатному кинодемонстратору Юрию Чугунову.
Старший помощник капитана М. Никольский заснял на судне любительский кинофильм, неоднократно показывал его команде, демонстрировал на производственном рефрижераторе «Саяны». С большим интересом моряки смотрят себя на экране, гордятся своим трудом, судном. А гордиться есть чем. С начала рейса выловлено свыше 42000 центнеров рыбы. Из них заморожено свыше 25000 центнеров. Столовой рыбы заморожено свыше 1000 центнеров, это около 40 процентов от всей заморозки.
После рейса судно должно стать на капитальный ремонт. Многие механизмы требуют ремонта. Немало усилий приходится прилагать старшему механику Н. Романову, второму механику В. Юренинскому, третьему механику Ю. Токуну, четвертому механику А. Калме, рефмеханику В. Цыбовскому, токарю X. Вельту, мотористам Ю. Чугунову и Ю. Муравьеву для обеспечения нормальной работы механизмов. Заслуга машинной команды в том, что судно не имело простоев по ее вине. Уже отправлены в порт ремонтные ведомости. После набора груза судно с трудовыми подарками в честь 50-летия Великого Октября пойдет в родной порт, чтобы после ремонта снова стать на трудовую вахту.

Г. БЕЛОГОРЦЕВ. капитан-директор,
П. КУДРИН, первый помощник капитана.
У НАC НА КУРСАХ... - 15 февраль 1967 года
По инициативе отдела подготовки кадров ЭПУРП при Таллинском мореходном училище рыбной промышленности были созданы курсы электрорадио-навигаторов. Их цель — расширить профессиональный кругозор судоводителей и радиоопе-раторов. 12 декабря прошлого года группа судоводителей приступила к занятиям. Познакомившись с программой, многие пришли в недоумение: уж слишком объемной и трудной она показалась. Но прошли недели — и судоводители уже «потрошат» сложные электрорадиона-вигационные приборы с таким видом, как будто всю жизнь только этим и занимались. То, что раньше ставило , в тупик даже видавших виды «морских волков» теперь выглядит обыкновенной, легко устранимой, неисправностью. Многому научили курсы, а главное они дали навыки, как грамотно, с наибольшей пользой эксплуатировать навигационную и поисковую аппаратуру. Основная заслуга в этом, конечно, начальника радиотехнической специальности Бориса Моисеевича Розенштейна. Его система преподавания необычайно доходчива и разнообразна. Трудные вопросы радиотехники он всегда умеет преподнести настолько просто и образно, что сразу все становится на свои места и сложное перестает быть сложным. Всегда с уважением будут вспоминать судоводители таких преподавателей, как Е. Шевченко, А. Белов, А Шерекин, Я. Марголин. Л. Перфильев. Они не жалея сил и времени сделали все возможное для лучшего закрепления судоводителями материала на лекционных и лабораторных занятиях. Огромная роль в этом принадлежит и материальной базе радиотехнического отделения ТМУРП, снабженного новейшими радиоэлектронавигационными приборами. Очень удобно и продуманно осуществлено их расположение по этажам и кабинетам училища. Судоводители имели возможность изучать подробно не только те приборы, с которыми им приходилось иметь дело в повседневной работе, но и со-вершенно новые для них приборы, например, гиперболические системы дальней навигации и другие. Не легка программа курсов. Много труда и времени потратили судоводители прежде, чем познали премудрости электрорадиотехники. Но время не потрачено зря. Специалисты смогут использовать вверенную им аппаратуру с большей пользой, чем раньше. Начались экзамены. Но таким судоводителям, как тт. Беркутов, Зимовский, Баранчиков, Котсалайнен, Фомин, Мальгин, Якупов и другим они не страшны. Преподаватели не зря ставили им высокие оценки.

И. СЕРГЕЕВ, штурман.


""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

слушатели курсов (слева аправо) Т. Чомахидзе, В. Самбла,
B. Зимовский и Р. Беркутов изучают локатор.


""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


преподаватель по радионавигационным приборам A. Перфильев (слева)
и слушатель М. Якупов.
Памяти БМРТ-384 «КОРАЛЛ» и его экипажей. С МЫСЛЬЮ ОБ ОКТЯБРЕ - 04 02 1967
БОРТ БМРТ-384 «КОРАЛЛ». (По радио). Вот уже 48 суток работает наше судно под командованием капитан-директора П. Писарева после замены команды. Экипаж включился в социалистическое соревнование за достойную встречу 50-ле-тия Великого Октября и принял обязательства: в течение рейса добыть сверх плана 1500 центнеров рыбы, дать 1100 центнеров готовой продукции, добиться экономии промвооружения на 1500 рублей, ГСМ — 2 процента, подготовить пять человек по смежным специальностям.
Вызвали на социалистическое соревнование экипаж БМРТ-396 «Иоханнес Рувен». Несмотря на вынужденный простой в ожидании разгрузки у баз, уже заморожено 11 000 центнеров рыбы, изготовлено 15 тонн филе. Принимаются все меры к максимальному сокращению непроизводительных потерь рабочего времени.
Большую работу проделала машинная команда во главе со стармехом т. Лазаревым. Судно вышло в рейс без ремонта и работает второй срок. Поэтому многое поднашивается, приходится быстро ремонтировать. Особенно дают себя знать судовые системы. Несмотря на это машинная команда быстро ликвидирует неполадки и помогает рыбообработчикам во время разгрузки и при шкерке рыбы.
В рейс вышло много новичков, но уже сейчас их трудно отличить от мастеров своего дела.
Судовой комитет профсоюза подвел итоги выполнения соцобязательств и определил передовиков соревнования за первый этап работы. Переходящие вымпелы присуждены второй комплексной бригаде рыбмастера т. Тимофеева, тралмастера т. Лужецкого и машинной вахте второго механика т. Попова.
3а хорошую работу объявлена благодарность матросам тт. Бледнову, Никитину, Давлетшину, Панчихину, Куткину и другим, мастерам тт. Тимофееву, Чуеву, Тасманику, членам машинной команды — тт. Дрязгину, Усманову, Волочнюку, Левых, Койту, Курасанову, Ефимову, Тургину, Завадскому, официантке т. Териной, камбузнице т. Аллик.
На судне регулярно работают школы основ марксизма-ленинизма, основ политических знаний. Проводятся лекции, беседы.
Дружная и слаженная работа экипажа является залогом успешного выполнения рейсового задания.

В. КУСТАРНИКОВ. первый помощник капитана.
Памяти капитана Э. Менда, СРТ-4327 и его экипажей. «НЕПТУН» - 01 02 967
«НЕПТУН»
Орган партийной, профсоюзной, и комсомольской организаций

СМОТР СТЕННОЙ ПЕЧАТИ

По всему развороту последнего номера стенгазеты нанесена яркая красная цифра - "1967" - юбилейный пятидесятый год создания Советского государства. К знаменательной дате экипаж СРТ-4327 на трудовой вахте с честью выполняет свои повышенные социалистические обязательства - завершить план добычи рыбы первых двух лет пятилетки досрочно — к 7 ноября с. г.
Под этим девизом проходит вся производственная и общественная жизнь судна. Редколлегия постоянно уделяет внимание претворению в жизнь обязательств команды, публикует итоги каждого рейса и годовые. Так, в истекшем году, сообщает газета, за три рейса выловлено 12.525 центнеров рыбы. Это составляет 139,5 процента.
Почти в каждой статье и заметке подчеркивается что лишь крепкая сознательная трудовая дисциплина, забота каждого члена коллектива об общем деле являются залогом успешного лова.
«Точное и своевременное выполнение всех приказаний и распоряжений старших по должности, — говорится в статье капитана Э. Менда, — обеспечивает быструю выбор-ку сетей и обработку улова, экономит время для поиска и новой выметки порядка сетей».
Именно это позволяет нашему экипажу, — пишет второй механик, он же профорг А. Клочков, — несмотря на сложную, неблагоприятную обстановку на промысле, практически вести лов с соблюдением помесячного графика».
Далее А. Клочков рассказывает о соблюдении графика ухода и профилактического ремонта механизмов в машинном от-делении. Благодаря этому произведен ремонт нескольких двигателей. В безотказном, работоспособном состоянии содержались палубные механизмы, которые особенно подвергались ударам непогоды.
Предупредительный график позволял сокращать случаи неисправности поводцовыборочной, сетевыборочной машин, рола рыбопосольного агрегата и т. п.
К чести машинной команды, — отмечается в нескольких заметках - следует отнести постоянную борьбу за экономию и бережливость. Сэкономлено немало расходных материалов и горюче-смазочных веществ.
Мастер обработки Т. Гнатюк делится в стенгазете опытом рыбообработчиков. Четкое, слаженное взаимодействие этой группы рыбаков содействовало ускоренной обработке улова. Лозунг «За_ экономию, за бережливость!» здесь претворял ся в плане борьбы за повышенную сортность свежья и полуфабриката. В результате повышенной сортностью, например, в последнем рейсе сдано рыбы на 3,1 процента больше, чем намечалось по плану.
Рядом со стенгазетой ежедневно вывешивался график добычи по промысловым судам Норвежской экспедиции. Команда знала, на каком месте идет она по вылову и соответственно строила свой график работы.
В номерах стенгазеты значительное место уделено передовикам судна. Мы встречаем здесь мастера добычи М Лыппа, моториста В. Гуриновича. матросов А. Козлова, В Гаврика, стармеха С. Маркова и многих других.
Следует сказать и о некоторых упущениях редколлегии. Если производственная работа, естественно, занимает большое место, то общественной жизни коллектива судна уделено недостаточное внимание.
Между тем, в экипаже шли политзанятия, проводились беседы и доклады на различные темы, велась техническая учеба. Участвовали рыбаки и в других культурных мероприятиях — обсуждении прочитанных произведений, просмотренных кинофильмов и т. д.
Следующим составам редколлегии необходимо шире освещать эту сторону жизни экипажа на промысле.

А. Кросс.
Памяти СРТ-4244 и его экипажей. OTPAДНЫЕ ИТОГИ - 21 01 1967
Хорошо работал в последнем рейсе экипаж СРТ-4244 под руководством капитана В. Прудцева. Судну планировалось добыть 2836 центнеров сельди, добыто 3291 центнер, что составило 116,1 процента задания. Первым сортом сдано 2961 центнер или 109,8 процента, сортность рыбы на 1,9 процента выше плановой.
За рейс изготовлено 3063 центнера полуфабриката против 2639 центнеров по плану.
Благодаря тщательному расходу тары, топлива, вспомогательных материалов достигнута экономия, а по промвооружению — перерасход. Он образовался потому, что судно семнадцать суток охраняло и буксировало аварийный СРТ-4291 и часть сетей, находившихся на борту, была принята в порту пониженным качеством.
Экипаж судна оказал посильную помощь аварийному СРТ-4291 в ремонте механизмов, отбуксировал его к месту стоянки на Фарерских островах.
На разборе рейса отмечалось, что экипаж СРТ-4244. работая в сложных метеорологических условиях, в районе большой скученности судов, сделал все, чтобы успешно выполнить рейсовое задание и добился цели. Средний вылов на сеть был выше, чем у других судов группы. Это результат умелой организации промысла и работы со стороны капитана В. Прудцева, дружных, слаженных действий всего экипажа.
Судно пришло в порт в хорошем техническом состоянии.
В рейсе хорошо была поставлена массовая и воспитательная работа партийной, комсомольской и профсоюзной организаций, группы народного контроля.
За хорошо проведенный рейс приказом начальника ТБТФ объявлена благодарность капитану В. Прудцеву, его третьему помощнику X. Лийва, третьему механику А. Кивилеву, радисту И. Баушис, матросу первого класса Н. Кисель, повару Ю. Гурскому, матросу без класса Ю. Бергман.

К. АЛЕКСАНДРОВ.
КАЖДЫЙ ЧЕТВЕРТЫЙ УЧИТСЯ - 07 01 1967
На плавбазе "Станислав Монюшко» немало таких, которые учились в заочной средней школе моряков. Еще больше было желающих продолжить учебу, но не хватало уверенности в своих силах. Как найти выход? — часто задумывался над этим первый помощник капитана X. Виирмаа.
Он посоветовался с дирекцией заочной школы и вместе решили, что на судне необходимо организовать постоянную учебу. На помощь отправили из школы учителя Юханнеса Лааса.
Но один человек не может дать консультации по всем предметам. На судне начали искать людей, которые были бы способны и согласны совместить со своим основным занятием и учительскую работу. Так стали педагогами химик-лаборант Татьяна Рийдман, буфетчица Майе Сорокина, заведующая лабораторией Тийу Рикса и начальник радиоремонтной мастерской Валентин Соколов.
Где проводить уроки? Пришлось занимать под учебный класс салон старшего командного состава.
А учащихся немало. 29 человек занимаются по программе заочной средней школы, 10 человек — студенты заочного отделения Таллинского мореходного училища рыбной промышленности, 6 человек занимаются в вузах. Кроме того, организованы подготовительные курсы для поступающих в ТМУРП. Проходят подготовку 12 человек. В итоге полу чается, что 25 процентов экипажа судна учатся.
Успешно занимаются мотористы Рейн Рянк и Андрей Крецул, мат росы Эдуард Лях, Иван Сергиенко и многие другие. В этом рейсе были подготовлены 20 человек к окончанию восьмого класса.
— Хорошо учится, когда школа прямо в доме. — говорят моряки плавбазы "Станислав Монюшко».

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На снимке: (слева направо) педагоги Майе Сорокина, Татьяна Рийдман и Валентин Соколов совместно с первым помощником капитана Харри Виирмаа обсуждают план работы заочной школы моряков.

Текст и фото В. Яна.
Памяти танкера «Александр Лейнер» и его экипажей. ТАКИЕ ИТОГИ РАДУЮТ – 07 01 1967
Перед Новым годом в родной порт вернулся танкер-водолей «Александр Лейнер». Семьдесят семь суток работал экипаж в Норвежском море, обеспечивал наших рыбаков пресной водой.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

— Итоги рейса радуют, - констатирует капитан Ханс Тоомингас. (Снимок № 1). По заданию нам предусматривалось передать судам 6.000 тонн воды, но мы за это время сумели перевезти более 10.000 тонн.
К этому можно добавить еще несколько цифр. Воду передали на 32 судна, и когда «Александр Лейнер» прибыл в Таллин, за кормой осталось 7000 миль, За это время побывали 14 раз в иностранных портах. В этом рейсе «Лейнер» впервые заходил в порты Исландии. Надо отметить, что там советских моряков встречают очень тепло, они пользуются особым уважением исландцев. Работники таможни говорили, что советские моряки ни разу не нарушали каких-либо правил.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Весь экипаж трудился очень дружно и добросовестно. Среди передовиков — и третий штурман Эуген Рунин (снимок № 2). Коммунисты судна доверили ему пост секретаря партийной организации.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Несмотря на то, что почти каждый день была штормовая погода, хорошо справлялся со своими немаловажным и обязанностями повар Анатолий Синицын (снимок № 3).
Сейчас судно находится в профилактическом ремонте. В конце месяца «Александр Лейнер» выйдет в новый рейс.

Текст и фото Я. Вийги.
МОРСКОЙ ПОРЯДОК – 01 01 1967
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Предновогодний день только начинался. Дома, деревья еще тону ли в утреннем тумане, а солдаты были уже в парке. При свете переносных ламп они возились у орудий, проверяли механизмы. Техника всегда должна находиться в идеальной чистоте, в постоянной боевой готовности.
У одной из пушек я увидел младшего сержанта. Это был Эеро Сауль — командир орудия. В перерыв мы с ним разговорились Подошли его подчиненные — гвардии ефрейтор Кадырмаш Измаилов и гвардии рядовой Бактынбай Качкаров. В ответ на вопрос о делах Качкаров хитровато посмотрел и сказал:
— Морской порядок.
Улыбался и Сауль. Он любит произносить эти слова. Перед службой Эеро окончил рыбопромышленный техникум, два года плавал штурманом на рыболовных траулерах. Последний рейс он ходил в Атлантику на СРТР-9120. Пять с половиной месяцев не покидали район промысла.
В походах моряк закалился. Это ему пригодилось и на службе. Сауль понял, что военное дело требует не только обширных знаний, но и большого терпения, упорства, физической выносливости. И он трудился не жалея сил.
Командир заметил старание воина, ставил его в пример. На первом году службы Сауль стал отличником боевой и политической подготовки. А вскоре ему доверили командовать орудийным расчетом, он стал младшим сержантом.
Выполнять учебно-боевую за дачу пришлось в сложных условиях. Но расчет действовал четко и слаженно. Самолет «противника» был еще далеко, а зоркие глаза операторов его уже видели на экранах индикаторов. И стоило самолету появиться в зоне поражения, как расчет Сауля вместе с другими орудиями открыл огонь. Первыми же залпами цель была поражена.
— Молодцы! Действовали отлично. - сказал командир.
Когда артиллеристы остались одни, Сауль, довольный результатами стрельбы, проговорил: "Морской порядок». С той поры эти слова в расчете произносят всякий раз, когда дело спорится.

К. ГРИГОРЬЕВ

На снимке: отличник Советской Армии гвардии младший сержант Э. Сауль.
Фото И. Хмельницкого.
Памяти капитана Семена Семеновича Эйдельнанта . ЗРЕЛОСТЬ -01 01 1967
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ТРОПИЧЕСКАЯ ночь вызвездила небо. Где-то совсем рядом лежала Африка. Оторвавшись от эхолота, капитан Семен Семенович Эйдельнант вышел на крыло мостика. Вспыхнула спичка, на миг осветив его усталое лицо. Прикурил, сделал затяжку, облокотился на еще теплые от дневного зноя леера мостика. С берега доносился едва уловимый запах земли и разогретых солнцем листьев.
Настроение у Семена Семеновича было скверным. Вот уже четвертые сутки БМРТ режет форштевнем прибрежные африканские воды, добытчики отдают трал, а выбирают пустым. Есть над чем задуматься! У капитала на рабочем столе в каюте груда промысловых планшетов прошлых лет. Эйдельнант уже изучил все квадраты, опробовал тралением самые «рыбные». Но все напрасно— рыбы нет. На мостике появился старший мастер добычи
Эдгар Эрцинь.
— На сегодня, наверное, хватит? — тихо спросил он.
— Хватит. Следующее траление сделаем на рассвете.
...В каюте было душно. Лопасти настольного вентилятора бешено молотили воздух, но не давали прохлады. Эйдельнант сидел в кресле и внимательно изучал промысловый планшет. Во втором часу ночи, поднимаясь на вахту, в каюту заглянул четвертый помощник капитана Костя Савинов.
— Семен Семенович, вы не спите? Пора отдыхать!
Капитан усмехнулся. А четвертый продолжал:
— Знаете, иду я сейчас кормой, у борта стоят два моряка, курят и что-то толкуют о вас. Подошел — замолчали. Я спросил, о чем судачат. «Да так, про все», — отвечает один. А другой: «Скажите, наш капитан впервые капитанит на БМРТ?» Какое это имеет значение? — спрашиваю. «Просто так, интересно», — отвечает.
Помощник ушел. А Семен Семенович рассматривал планшет и дымил сигаретой. То, что рассказал штурман, для него не являлось новостью. «Всегда так. Нет рыбы — капитан виноват».
Раннее утро. Уже пригревает солнце. Добытчики на своих местах. Капитан на кормовом мостике. Он как всегда подтянут, бодр, как будто и не было бессонной ночи.
— Приготовиться к отдаче трала!
Вот скрылся за кормой буй. А за ним — разноцветная гирлянда кухтылей. С грохотом, поднимая каскад брызг, пошли траловые доски. Визжит лебедка, разматывая ваера.
Начался новый трудовой день. Что он принесет? Острый взгляд капитана не мог не заметить некоторую скованность в движении людей, какое-то безразличие: «Мол, четыре дня тащили пустыря, потянем и в пятый".
Но Эйдельнант верил в последний свой расчет и ждал. Он не пошел пить кофе в кают-компанию, а попросил, чтобы буфетчица принесла чашечку прямо на мостик. В течение всего траления капитан не отходил от эхолота. Он был вполне доволен — прибор давал обнадеживающие показания.
Улов действительно был хорошим. Тонн восемь! Теперь капитан видел, как радостно засуетились люди. У слипа, слышал восторженные возгласы рыбаков. Как промысловик, он был по-настоящему счастлив.
Промысел шел хорошо. Ежедневно экипаж добывал по 35—40—50 тонн рыбы. Работа кипела вовсю. Каждый был на своем месте. Радист теперь два раза в сутки весело отстукивал сводку, а кривая добычи и заморозки рыбы в графике неуклонно ползла вверх.
Беда к капитану подкралась незаметно. Случился острый приступ аппендицита, а вокруг — ни судна, ни врача. Полным ходом пошли в Дакар. Судно под командованием старшего помощника Юрия Праунина вернулось на промысел, продолжало лов.
— Ничего, через неделю-другую вернется наш капитан. Сейчас аппендицит, что зуб вырвать. Раз — и готово! — успокаивали себя моряки.
К радости экипажа, так оно и вышло. Вскоре капитан занял своё место на мостике.
Рейс экипаж БМРТ-229 закончил блестяще. Годовой план выполнили досрочно. В стенной газете, вывешенной в салоне по этому поводу, был помещен дружеский шарж — одна рыба спрашивает другую:
— Ты чему радуешься?
— А как не радоваться, 229 уходит в порт. Значит, можно веселиться!
• • •
Когда все хорошо, быстро забываются огорчения. Забыл и Семен Семенович о первых днях неудач. Но тут ему напомнили. Судно держало курс на Ригу. Однажды в каюту капитана по стучал и вошел широкоплечий матрос. Он стоял с виновато опущенной головой.
— Я пришел извиниться, Семен Семенович.
— За что? — удивился капитан.
— Это я сомневался в вашем умении искать рыбу. Простите, пожалуйста. С вами готовы идти все в любой рейс и куда угодно...

A. КВАШНИН.
ЗДЕСЬ МЫ ЖИВЕМ – 01 01 1967
В новом доме живут рыбаки. Девяносто квартир заселили этим летом. Адрес - Мустамяэ, 183. Дом построен кооперативом «Лайне» на личные средства рыбаков. Возведено современное здание, со всеми удобствами: горячая вода, газ, линолеум на полах... Замечательный дом!
Как живут в нем? Как встречают Новый год?

ЖАЛОВАТЬСЯ НЕ НА ЧТО.
— Семья рыбака? — спрашиваем с порога квартиры 68.
Открыла молодая женщина:
— Входите, пожалуйста!
Рядом с ней девочка. - Как тебя зовут?
— Галя Дацко.
У Гали в руках кукла. Девочке пять лет. Ее папа Борис Леонидович сейчас на промысле. Он механик на СРТ-4326. Открывшая дверь женщина — Галина мать. Мы познакомились: Нина Андреевна. Вечерами она постоянно дома. Возвратится с работы и детского сада, занимается домашним хозяйством.
В комнату входит еще одна женщина. Сестра, подруга?
— Я Миладзе, Раиса.
... Эдуард Миладзе и Борис Дацко — друзья. Они учились вместе. Бакинское мореходное училище открыло перед ними дорогу в будущее. Ребята дружат со школьной скамьи. Вместе выбрали и профессию. Остановились на технической и она навсегда связала их с морем. Друзья получили распределение на Балтику. Стали плавать. Потом оба поженились.
...Раиса совсем недавно в Таллине. У нее пока нет квартиры. Можно было бы поселиться в гостинице... Но Нина Андреевна предложила остановиться у себя. В тесноте да не в обиде живут две семьи.
— Получаем письма с моря. Читаем вслух. — рассказывает хозяйка квартиры. — Очень ждем новостей. Всегда обсуждаем морские весточки. Так что жаловаться не на что. Хочется, чтобы наши мужья отлично встретили Новый год в море. Мы все желаем им хорошей погоды и большой рыбы.

ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ.
Кто-то звонко смеется. Так заразительно, что останавливаемся перед дверью.
— Войдем?
В глубине квартиры — мальчишка. В руках у него книжка. Не будем повторять обычные слова приветствия. В 73 квартире живет семья Зыбиных. Дома мать и сын. Алексей Федорович — глава семейства — в районе Африки. Шесть месяцев, с августа, плавает он в тропиках. Там отмечает и Новый год.
— За шесть месяцев на берегу многое изменилось, — говорит Людмила Зыбина. — Квартиру получили. Сын Саша пошел в школу. Значит, у мамы прибавилось хлопот. Отец спрашивает в письмах, как учится мальчик. Разве все передашь сухими строчками письма? Вот когда вернется отец...
За эти часы мы часто слышали слова:
— Вот вернется...
Кем будешь, когда вырастешь? — спрашиваем у мальчика.
Он думает, потом отвечает:
— Вырасту — узнаю.
Ого! Серьезный товарищ! Сегодня Саша с помощью .мамы делает уроки. У мамы дел — хоть отбавляй. Воспитание сына отнимает много времени. Работа тоже. Людмила Зыбина — каменщик. Строит вот такие же дома.
— Что было для вас самым примечательным в прошедшем, 1966 году?
Людмила, не задумываясь, отвечает:
— Сын в школу пошел... Разве это не событие!..

ИМЯ ЕМУ – «ЛАЙНЕ»
Мы зашли в квартиру номер 8, где живет семья Геннадия Бояринова. Он — председатель кооператива рыбаков «Лайне». Отношение к морю у него не совсем прямое — Геннадий Бояринов конструктор электротехнического отдела Таллинского филиала ЦПКТБ главка «Запрыба». И по чистой случайности хозяина квартиры дома не оказалось. Обо всем рассказывала его жена Эльвина Зарицкая, врач-гинеколог республиканской больницы.
— В июле, когда сдали дом, мы с мужем вдвоем всем ключи вручали... Прямо на дворе это происходило. Переселялись сразу не многие — часть людей была в море.
Моряком был отец Геннадия Бояринова. На столе — старые морские часы с надписью "Капитану Бояринову от комиссара Военно-Морского флота. 1942 год». Память о суровых днях минувшей войны, о подвигах отцов.
А полуторалетняя Леночка, всеобщая любимица, тянет руки к бородатому белому Деду-Морозу, к ярко блестящим шарикам. Для нее пока каждый день — праздник.
Новая квартира выглядит привлекательно, со вкусом обставлена. На вопрос, кто у них играет на аккордеоне, Эльвина Сергеевна отвечает:
— Все понемногу. Я часто беру аккордеон, играю для дочки.
А Лена не знает еще, что такое Новый год. Ведь он только второй в ее жизни!..


ВСЕГДА ЕСТЬ ДЕЛО
Скучают не только жены по морякам. Скучают и моряки без жен, когда они остаются дома. Как раз в таком положении оказался старший механик СРТР-9161 Николай Иванушкин. И такое бывает в жизни ... Тогда остается только ожидать возвращения и выполнять различные хозяйственные указания жены, изложенные в письменном виде:
1. Уплатить за газ и свет.
2. Следить, чтобы не замерзли грибы и клюква на балконе и т. д.
Шестнадцать лет Николай Иванушкин отдал морю. Когда-то кончил судоводительское отделение Горьковского речного училища, но работать по специальности пришлось не долго. Потянуло к технике — Н. Иванушкин стал механиком. А теперь, хоть и нелегко корпеть над книгами, но он учится на третьем курсе Таллинского мореходного училища рыбной промышленности.
Год уходящий был для него счастливым. В этом году он встретился с Ниной Рубиной, которая стала его женой. Теперь у него настоящая, креп кая, дружная семья, а мир в семье много значит.

РЕПОРТАЖ ВЕЛИ Н. БОНДАРЬ. Г. ОЛЬШАК, А. ДУДЧЕНКО.


Н а снимках:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

1. В гости к пятилетней Гале Дацко пришли Саша Попов со своим отцом.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

2. Людмила Зыбина проверяет домашние задания сына, первоклассника Саши.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

3. Старшего механика Николая Иванушкина часто можно застать за учебниками. Сейчас он готовится к экзаменам в мореходное училище.