0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (1346)
КУЛЬТБАЗА-МОРЯКАМ - 23 05 1978
Все, кто соприкасается с работой культбазы плавсостава объединения «Эстрыбпром», знают, какие важные и нужные вопросы она решает. Основные направления ее деятельности говорят сами за себя. Это и политико-массовая работа с плавсоставом, .нравственное и эстетическое воспитание, атеистическая пропаганда, методическая помощь судовым комитетам, организация культурного отдыха и многое другое.
Сложны и ответственны задачи работников культбазы. Это далеко не просто — воспитывать в людях коммунистическую мораль и нравственность, формировать в них черты и качества гражданина Советского государства.
Когда верстался самый первый номер нашей газеты, культбазы еще не было. В этом же, юбилейном номере рыбацкой газеты мы можем с удовлетворением отметить, что за восемь лет существования сотрудники культбазы проделали большую работу. Об этом говорят сами моряки — те, кто пользуется ее вниманием и услугами.
О своем вкладе в работу начальник культбазы Джордже Иванович Перович говорит сдержанно:
— Стараемся, трудимся по мере сил и возможностей...
Лучше об этом говорят сухие, на первый взгляд, цифры справок о проделанной работе. Вот некоторые из них. В 1972 году .было издано методических пособий по организации культмассовой работы на судах — 15, в 1977 году — 24, организовано встреч рыбаков с деятелями культуры, науки и техники, руководителями республики соответственно 8 и 29. Еще одно сравнение: если в 1972 году по инициативе работников культбазы спектакли и концерты посетило 3850 человек, то в 1977 году уже 21 тысяча. Сравнения, как видите, впечатляют. Но, конечно, не только и не столько цифрами характеризуется отдача от работы, сколько возросшим качеством проводимых мероприятий. Одно дело организовать концерты художественной самодеятельности — весьма интересные встречи с самородными талантами, и другое — с известными на всю страну деятелями культуры. Только в прошлом году в гостях у моряков побывали композиторы Эуген Капп, Геннадий Подэльский, Лидия Аустер, артисты театра, кино и эстрады Андрей Мягков, Татьяна Лаврова, Михаил Пуговкин, Людмила Чурсина, Геннадий Хазанов и другие. Такие встречи не забываются!
Трудно, да пока практически и невозможно пригласить известного артиста на судно, находящееся на промысле. А ведь там, как нигде, высок спрос на культуру, потребность в ней. И работники культбазы приложили много усилий, чтобы создать на судах вокально-инструментальные кружки и ансамбли. Это известные у нас «Волна», «Океан», «Квинт», которые успешно действуют на плавбазах «Станислав Монюшко», «Фридерик Шопен», РТМС «Тамула». Созданы на многих судах кружки изобразительного, декоративно-прикладного искусства
Приятно каждому моряку получить «Диплом Нептуна». Это и предмет семенной гордости, и добрая память на долгие годы. Пять тысяч моряков рыбопромыслового флота получили такие дипломы только в 1977 году. Но каждый ли знает, что диплом этот создан работниками культбазы?
Можно долго перечислять то хорошее и полезное, что сделано за восемь лет сотрудниками культбазы. Об этом не раз рассказывалось на страницах «Рыбака Эстонии». И можно заранее сказать, что еще больше будет написано о плодотворной работе дружного и творческого коллектива культбазы плавсостава, С такими сотрудниками, как Дмитрий Филиппович Беглов, Астрид Александровна Ицкович, вкладывающих в свое дело все силы, энергию и опыт, Джордже Ивановичу Перовичу работается хорошо.

И. ПАВЛОВ.
Памяти РТМС-7510 «Мустъярв» и его экипажей. Заслуженный почет - 20 05 1978
Вернулся с промысла РТМС-7510 «Мустъярв» (капитан-директор Николай Михайлович Бабкин). За высокие производственные достижения эки¬пажу была устроена торжественная встреча.
Об успехах моряков судна дают представле¬ние такие показатели. Выловлено рыбы, в ос¬новном ставриды, 66860 центнеров — это 111,9 процента к рейсовому заданию, Заморожено 47465 центнеров — 116,8 процента. Большое старание проявил коллектив на изготовлении рыбного филе: его сделано 2580 центнеров — старание проявил коллектив на изготовлении план по производству пищевой продукции на 141,3 процента, что в денежном выражении составило 2364,7 тысячи рублей.
Во время торжественной встречи генеральный директор объединения В. Я. Теносаар тепло поздравил всех членов экипажа с трудовой победой и пожелал им добиться новых успехов в социалистическом соревновании за досрочное завершение плана третьего года и десятой пятилетки.

А. НЕСТЕРОВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

РТМС-7510 «МУСТЪЯРВ». Этот рейс для моториста Николая Лукьянова был вторым на "Мустъярве". Моряк и на этот раз потрудился отлично.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Свой вклад в успех рейса внес и токарь комсомолец Алексей Иванец.
Фото в. Тракса.
МОРЕ —НАМ, МЫ-ЛЮДЯМ - 11 05 1978
Как только добытая и обработанная рыбопродукция попадает на причал, она поступает к новому хозяину. Теперь за нее отвечает Эстонская сбытовая контора управления «Запрыбсбыт». На территории ТМРП расположен отдел отгрузок этой фирмы.
Рыбсбыт отправляет продукцию во все республики Советского Союза, а_ также за границу. Железнодорожные вагоны с пломбой «ЭСК» можно увидеть в Венгрии, Польше, Чехословакии, автофургоны — в Финляндии, Югославии. Суда на инпоставках трудятся тоже по плану рыбсбыта.
«Запрыбсбыт» арендует в холодильнике порта пять камер для мороженой рыбы и одну — для пресервов.
Рассказывает начальник отдела отгрузок Эстонской сбытовой конторы Антс Аугустович Кулдма:
— Поскольку наша контора занимается сбытом рыбной продукции, мы имеем тесные контакты как с железной дорогой, так и автотранспортом. Например, снабжение нашей республики осуществляем автомобильным транспортом, за исключением Пярнуского и Тартуского рыбокомбинатов, которым рыба отправляется железной дорогой. Поэтому между нашей конторой и станцией Таллин проводится соцсоревнование. Постоянно подводятся итоги. Сразу скажу, что за последние семь лет по вине сбыта простоев вагонов не было. Мы вместе с портом отвечаем за обработку судов. Наша общая цель — как можно быстрее разгрузить суда и не допустить простоя вагонов, автомобилей. С этой целью наши представители координируют работу конторы с деятельностью ТМРП. Составляются единые планы, которые подписываются обоими сторонами. Так что если порт не справляется со своими обязанностями по каким-либо причинам, то в этом и наша вина. Иногда спорим, но все же приходим к единому мнению. Одним словом, работаем.
Главная для нас проблема - проблема качества. Кому приятно получить рекламации на продукцию изготовителей... О наших претензиях. Маркировка мороженой рыбопродукции до сих пор не отвечает требованиям. Все это затрудняет работу нашим счетчикам, мастерам — приемщикам.
Мы предлагаем ввести единый вес коробов, что способствовало бы быстрой обработке судов. Очень помогли бы нам всем и новые контейнеры для пресервов, которые разработали калужские товарищи. Все это увеличило бы оборот вагонов, которых постоянно не хватает.
В заключение хотел бы подчеркнуть, что успехами в своей работе мы обязаны, прежде всего, передовикам, которые являются нашей гордостью и опорой. Это мастера-приемщики Н. Андреева, Э. Хендла, В. Кирилюк, мастер по учету А. Дубровская, старшин смены С. Тростин и другие. Надеюсь, что в борьбе за звание лучшего отдела отгрузок «Запрыбсбыта» мы выйдем с такими людьми победителями. У А. Кулдма есть веские основания на это. Отделы отгрузок в системе сбыта имеются во всем Западном бассейне и соревнуются между собой. Коллектив Эстонского отдела семь раз завоевывал первое место...

В. БОГДАНОВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На снимке: мастер-приемщик Нина Андреева и докер-механизатор Эдуард Кудревец.

Фото В. Тракса.
В ЧЕСТЬ ДНЯ ПОБЕДЫ - 11 05 1978
Начался отсчет дней тридцать четвертой годовщины со дня победы Советских Вооруженных Сил и их союзников по борьбе над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне. В предпраздничные дни на судах и предприятиях объединения «Эстрыбпром» прошли торжественные собрания, на которых труженики чествовали ветеранов, кто своей грудью защищал родную землю, сражался за свободу и независимость советского народа.
Ветераны - орденоносцы, участники былых сражений и сегодня находятся в строю, вносят достойный вклад в пятилетку эффективности и качестве и проводят большую общественную работу по военно-патриотическому воспитанию. В канун Дня Победы многие ветераны Великой Отечественной войны приняли участие в собрании республиканского актива идеологических работников по книгам товарища Л. И. Брежнева «Малая земля» и "Возрождение». На днях же состоялось торжественное собрание в объединении «Эстрыбпром». В актовом зале собрались ветераны и их товарищи по работе. На собрании были вручены на грады Советского Комитета ветеранов войны за активное участие в военно-патриотическом воспитании молодежи лучшим из ветеранов. Почетным знаком Советского Комитета ветеранов войны отмечен бывший летчик, участник освобождения Польши Э. Вийк. Грамоты и благодарности СКВВ получили Герой Советского Союза П. Чалов, Н. Назаров, В. Короткова, Н. Питерский, А, Гиро, А. Пегов, Г. Колбасюк, Р. Тимошенко, Н. Ермолаев, М. Филин, Я. Альтер и другие.
9 мая посетили Музей дважды Краснознаменного Балтийского флота, комнаты боевой славы кораблей и подразделений, приняли участие в возложении венков на могилы павших в боях за Родину.

И. ШПЕРОВ.

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Генеральный директор объединения В. Теносаар вручает памятный подарок ветерану войны А. Обиралко;
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ветераны Великой Отечественной возлагают венки к памятнику Воину-Освободителю.
Памяти радиста Владимира Ивановича Береснева. ПОЧЕТНЫЙ РАДИСТ СССР - 06 05 1978
ПОЗДРАВЛЯЕМ!

7 мая с. г. в День. радио, исполняется 50 лет начальнику радиоцентра нашего объединения Владимиру Ивановичу Бересневу. Прими, дорогой друг и коллега, сердечные поздравления от многочисленного коллектива связистов «Эстрыбпрома" и пожелания доброго здоровья и новых трудовых успехов!
... Завидна биография этого человека, отмеченная вехами и знаками настоящей трудовой доблести. За плечами — большой путь, большая, настойчивая и интересная работа. Радист по призванию, В. И. Береснев и среднюю школу, и затем институт закончил без отрыва от производства. После службы в рядах Советской Армии Владимир Иванович плавал на судах Эстонского морского пароходства в должности начальника судовой радиостанции, с 1958 года трудится в нашем объединении, пройдя здесь путь от радиооператора первого класса до начальника радиоцентра. Самоотверженный и творческий труд В. И. Береснева как одаренного специалиста отмечен высокими наградами — медалями «За трудовую доблесть в Великой Отечественной войне», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», на грудным знаком «Почетный радист СССР», он не раз поощрялся руководством Всесоюзного объединения рыбной промышленности Западного бассейна.
В. И. Береснев неоднократно избирался депутатом Совета народных депутатов Калининского района гор. Таллина, секретарем первичной партийной организации радиоцентра, являлся — и остается — пропагандистом, руководителем группы экономического обучения. За активное участие в общественной и политической жизни коллектива награжден почетными грамотами Таллинского горкома партии и горисполкома.
Много сил, времени, душевного тепла и энергии отдает Владимир Иванович благородному делу воспитания молодых связистов, он по праву носит гордое звание — наставник.
Таков наш юбиляр — В. И. Береснев. Человек труда. Замечательный связист. Настоящий коммунист.

Коллектив отдела связи объединения «Эстрыбпром".
НАШ ГЕОРГИЙ ФИЛИППОВИЧ – 06 05 1978
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Пол разному складываются людские судьбы. Георгий Филиппович Филиппов родился в Чувашии, когда в России совершилась Великая Октябрьская социалистическая революция. Ему было всего семь лет, когда Чувашия была принята в состав РСФСР. Учиться начал уже в советской школе.
В 1939 году, когда в мире уже разгоралось пламя второй мировой воины, Георгий Филиппович поступил в Горьковское училище зенитной артиллерии. А в мае 1941 года, за месяц до вероломного нападения на нашу страну фашистских орд, был направлен в Брестскую крепость.
С болью вспоминает ветеран, бывший командир взвода зенитной артиллерии, первые дни войны, вынужденный отход с боевых позиций, и с гордостью вспоминает о великой Курской битве, где в составе 5-й Гвардейской танковой армии их зенитный взвод участвовал в сражении, отражая налеты и сбивая фашистских стервятников. Орден Красной Звезды украсил грудь командира зенитного взвода за Курское сражение.
Дороги войны. Длинными и трудными были они для Георгия Филипповича. Польша, Румыния, Чехословакия, Венгрия, Австрия и Германия, — много сотен километров проехали, прошагали зенитчики с боями. Ему были вручены медали «За отвагу", «За боевые заслуги». В одном братском строю с русскими, белорусами, казахами, с бойцами разных национальностей сражался чуваш за свободу и независимость Родины. Зажили раны. Но не забываются дни и годы тяжелейших испытаний. Сегодня Георгий Филиппович Филиппов трудится в объединении «Эстрыбпром», выполняет столярно-плотницкие работы. Он ударник коммунистического труда, отмечен наградами и благодарностями.
Славную дату — 33-ю годовщину со дня разгрома немецко-фашистских захватчиков капитан в отставке Г. Ф. Филиппов встречает в бодром настроении. 5 мая Георгию Филипповичу исполнилось 60 лет. Двойное торжество у ветерана. От души желаем ему долгих лет жизни, здоровья.

НА СНИМКЕ: Г. Ф. ФИЛИППОВ.

Фото И. Шперова.
БММРТ-18З «Рудольф Вакман». СНИМАЕТ МАРК НИКОЛЬСКИЙ - 04 05 1978
Много лет на нашем флоте трудится Марк Никольский. Это опытный моряк-промысловик. И все это время он увлекается фотографированием. По его снимкам можно проследить историю трудовых успехов экипажей многих судов объединения, на которых ему довелось плавать. Многие из этих фотографий были опубликованы на страницах нашей газеты. Вот уже в течение многих лет Марк Никольский — наш постоянный автор.
Вот и сегодня, в канун Дня печати мы публикуем еще два его снимка, сделанные на БММРТ-18З «Рудольф Вакман», капитаном-директором которого он сейчас является.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На верхнем вы видите в минуты отдыха матросов-обработчиков И. Дурунду, С. Хрюкова и В. Бабченко.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На другом снимке автор запечатлел матросов-добытчиков за подготовкой трала к работе.
ДЕНЬ РАДОСТИ – 29 04 1978
ФОТОРЕПОРТАЖ ИЗ ПОДШЕФНОГО ДЕТСКОГО ДОМА

Уже много лет объединение «Эстрыбпром» шефствует над Таллинским детским домом № 2. Стало традицией отмечать каждые три месяца дни рождения ребят. На этот раз именинников оказалось много — 42. Гостей ребята ждали с нетерпением.
Вечер встречи с шефами открыл директор детского дома Олег Иванович Тифанов. Выступающие поздравили
именинников, пожелали им, их воспитателям здоровья, бодрого настроения, успешной учебы.
От имени шефов — работников- объединения — Евгения Николаевна Смирнова вручила ребятам красочные поздравительные открытки, памятные подарки, которым были рады именинники.
Среди ребят и те, кому исполнилось 16 лет. Для них этот день останется в памяти надолго. Юре Кивила, Славе Виноградову, Юре Филиппову, Рашиду Апполонову, кроме памятных подарков, вручаются паспорта.
И вот концерт юных артистов. Дети хорошо знают сказку о девочке Маше и медведе, но посмотреть ее в исполнении кукловодов особенно интересно. Ее подготовили Рита Приймак, Жанна Митрофанова, Наташа Морозова, Вика Шеренда, Лилия Варуск, Олег Линев. Много труда вложила в подготовку концерта старшая пионерво -жатая Ольга Соловьева. Кукольный спектакль понравил-ся всем.
В исполнении детей младшей группы прозвучала песня «Наш дом». Слова этой песни написала Юлия Михайловна Скибиина, в течение 5 лет на общественных началах активно работающая с воспитанниками детского дома. Горячими аплодисментами приветствуют ребята исполнительницу песен, воспитанницу детского сада Наташу Кобец. Ребята остались довольны концертом,
И в заключение праздничный ужин, игры, танцы.

И. ШПЕРОВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Вот они, именинники!

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Подарок шефов ко Дню рождения
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Паспорт вручается Юрию Кивила.

Фото автора.
«ВАЛГЕЯРВ»: В ФОКУСЕ СОРЕВНОВАНИЯ – 29 04 1978
КАК ИЗВЕСТНО, первоосновой всей нашей хозяйственной, производственной деятельности является государственный план. О необходимости и важности выполнения его отдельными отраслями, предприятиями, трудовыми коллективами еще раз говорил во время недавней поездки по Сибири и Дальнему Востоку Председатель Президиума Верховного Совета СССР, Генеральный секретарь ЦК КПСС тов. Л. И. Брежнев.
Из чего складывается государственный годовой план нашего объединения «Эстрыбпром»? Любой работник— рыбак ли, служащий или рабочий — ответит, не задумываясь: прежде всего — из рейсовых заданий добывающим, промысловым и рыбоперерабатывающим судам.
Из протокола № I общесудового собрания профсоюзной организации РТМС-7535 от 25 октября 1977 г.:
«Считать главной задачей экипажа выполнение государственного плана рейса, развернуть с этой целью действенное социалистическое соревнование...».
Выступая на этом собрании с основным докладом — вторым вопросом были выборы судовых общественных органов (рейс только начинался),
— капитан-директор Вадим Минаев не скрывал трудностей предстоящего рейса. Промысловая обстановка в районе Атлантики, куда предстояло идти, радужных надежд отнюдь не внушала;
усугублялись трудности с топливом — суда, работавшие в этом отдаленном районе, категорически... просили покончить с «топливным кризисом». «Не будем обольщаться, — выразился в таком духе капитан, сам не раз подававший радиограммы-протесты по этому же поводу, — вряд ли что изменится в ближайшее время». И все-таки смысл его выступления сводился к тому, что, несмотря на «непреодолимые» объективные трудности, выполнить рейсовое задание возможно. Более того — необходимо. И даже перевыполнить. Не по всем, правда, показателям — это, видимо, идеализм — но по основным очень даже можно. Что и доказал предыдущий экипаж в предыдущем рейсе.
(Кстати сказать, возглавлял его он же, капитан-директор В. И. Минаев — это наше, редакционное примечание).
В чем, однако, дело? Есть ли экипаж, который не хотел бы выполнить рейсовое задание, благо от этого зависит и заработок людей — не за романтикой же, в конце концов, ходят в океан люди?


СОПЕРНИКИ
Нет таких экипажей. Другое дело, не всякий способен мобилизовать, преодолеть себя в нелегкой, ох какой нелегкой борьбе с трудностями современного промысла. Если уж и «в старые, добрые времена» таких хватало с избытком, то что говорить про теперешние. Вот же: не выполнило объединение план первого квартала. Главная причина — значительный недолов рыбы. Не только из-за потерь промыслового времени, но и, как утверждалось кое-кем на подведении итогов квартала, из-за сложной промысловой обстановки. На это вроде бы и возражать никто не возьмется: мол, на нет и суда нет, дело такое...
А как быть с «Валгеярвом». Супер-то как раз в это самое, первоквартальное, время — рейс РТМС-7538 закончился 4 апреля с. г. — искал, находил и брал рыбу, работая едва ли не в беспрецедентных условиях. Дело в том, что в течение рейса супертраулеру пришлось по разным причинам трижды менять рай-он промысла, переходить на новые нормы вылова, а значит, заморозки и т. п., не говоря уж о том, что это не так- уж и просто, совсем непросто — приноравливаться к новым условиям работы, погоде и пр. и пр.
Конечно, для добытчиков старшего тралмастера Ярослава Чикуна это была замечательная школа, и они ее прошли с великой, нужно думать, пользой для себя. Но, откровенно говоря, всем им было бы как-то спокойней и сподручней, работай они в более нормальных условиях. Однако, что было, то было, и добытчики «Валгеярва» оказались на высоте положения. Скажем, довелось им состязаться со своими коллегами с мурманского супертраулера «Александр Торцев», экипаж которого был вызван на парное соревнование наши ми рыбаками. Приглашая его к трудовому соперничеству, моряки «Валгеярва» не знали, что технические возможности .мурманского РТМС значительно превосходят аналогичные характеристика РТМС- 7538. Естественно, что первыми это испытали на себе добытчики. Кто-то ахнул: «Ну, влипли, ребята...» — «Без паники, — оборвали его. — Думай, Чикун, думай! ".
Чикун — это фигура! С высшим образованием человек: судоводитель по диплому, математик «по воле божьей», добытчик по призванию. Как он знает траловое вооружение и технику настройки его! То не наше, понятно мнение, то точка зрения людей бывалых, добытчиков с опытом, и еще каким! И тут не смутил их ни на йоту даже такой факт, что в начале промысла супертраулер потерял один трал — только и вытянули на палубу жалкие обрывки. Что же Чикун, как мог допустить? А вот как: волков бояться — в лес не ходить, тяжелых грунтов опасаешься — переходи с трала на удочки... Но больше подойдет другая поговорка: и на старуху бывает проруха. Одним словом, добытчики Я. Чикуна, а вслед за ними и обработчики довольно быстро догнали, затем обогнали соперников с мурманского супера и, пока он не ушел в другой район промысла, ни разу не уступили первенства в парном соревновании.
Что касается внутрисудового, то оно не затухало с перовых же дней рейса и, что важно подчеркнуть, заботливо оберегалось от всякого формализма и начетничества. В чем особая заслуга судового комитета профсоюза, возглавлял который все тот же Ярослав Чикун. Как было дело? Существует, скажем, на судах такой вид индивидуального соцсоревнования — на звание лучшего по профессии. Моряки охотно участвуют в нем, польза от соревнования очевидная. Но вот в чем закавыка: существующее положение об этом соревновании гласит, что почетное звание лучшего по профессии присваивается только тем морякам, которые проплавали на данном судне не менее года. А таких бывают единицы в экипаже. Проще всего, конечно, сославшись на данное обстоятельство, было бы всерьез не заниматься этим видом соревнования. Либо провести для проформы, «галочки» — поди, придерись... Но бюрократов и формалистов в судовом комитете «Валгеярва» к счастью, не оказалось Здесь, угаданные экипажем подобрались люди деятельные и неравнодушные. Что они сделали? Проще не придумаешь: организовали — и хорошо, по-настоящему — социалистическое соревнование на звание лучших по профессии... в рейсе!

БАЛЛЫ: КТО И ЧТО ЗА НИМИ
В практику социалистического соревнования на РТМС-7538 прочно вошло подведение итогов его по специальной балльной системе. Преимущества ее стали очевидными для всех сразу же, как таковая была разработана.
Во-первых, она позволяет с максимальной объективностью оценивать вклад в соревнование, в достижение высоких производственных показателей каждого мини-коллектива (скажем, вахты или комплексной бригады), а также каждого труженика персонально. Во-вторых, заставляет постоянно держать руку на пульсе соревнования всех ответственных лиц — от бригадира, рыбмастера, мастера добычи до членов судового комитета. Показателен и в том, и в другом плане пример с соревнованием комплексных комсомольско - молодежных бригад иа промысле. Первую бригаду возглавляли мастер обработки, кандидат в члены КПСС Александр Ермилкин и мастер добычи, тоже кандидат в члены КПСС, Олег Лукасевич, второй руководили мастера (соответственно — обработки и добычи) комсомолец Николай Мильяненко и Владимир Котомцев. Трудились и состязались друг с другом коллективы этих бригад с исключительным напряжением и волей к победе. Итоги соперничества подводились периодически; три раза на первое место выходила комплексная бригада № 2, два раза — № 1. Таким было положение, когда стали подводиться окончательные итоги соревнования в рейсе. И подавляющее большинство моряков не сомневались: победитель предрешен, так было всегда — кто чаще выходил на первое место, тот и на коне... То-то же удивились они, узнав, что первая комплексная бригада сумела набрать баллов больше соперника и, тут уж возражать невозможно — очевидно для каждого — заняла почетное первое место по итогам рейса. Баллы за производительность труда, качество изготовленной рыбопродукции, трудовую дисциплину и организацию труда, технику безопасности и т. д. и т. п. Баллы, баллы, баллы. Не так уж они равнодушны и бесстрастны, оказывается! Было: когда разрабатывалась и внедрялась эта, балльная система, кое-кто скептически относился к «этому делу» — пошла, мол, писать губерния, ничего, авось, самим надоест заниматься подобной бухгалтерией. Кому — самим? Бригадирам, мастерам? Не только: активисты бригад и вахт, профорги, члены судового комитета, в котором представлены все судовые службы? Да и сами рыбаки, — обработчики, добытчики, мотористы, уж они-то отнюдь не в последнюю очередь овладели методикой подсчета баллов, всей этой «бухгалтерией», которая лучше и быстрее всего выявляет, кто на что способен, кто есть кто. И когда на общесудовых собраниях, в приподнятой, торжественной обстановке назывались победители очередного этапа социалистического соревнования и награждались переходящими вымпелами, премиями, разными знаками трудовой доблести, не было таких, кто посчитал бы себя незаслуженно обойденным, несправедливо неоцененным. И пришел конец всякой уравниловке, как в моральном, так и в материальном плане. А это, товарищи, великое дело — когда вы хорошо знаете, что на вашей спине не сидит никто, кто очень хотел бы пробраться вперед за чужой счет.

КАЧЕСТВО — И ЕЩЕ РАЗ КАЧЕСТВО!
Вот еще один важный аспект этой работы — внедрение СБТ — системы бездефектного труда в рейсе, на промысле. Дело это хотя и нельзя назвать совершенно новым, но, во всяком случае, мало где еще система эта внедрена, отработана. Между тем, именно она призвана сказать веское слово в борьбе за высокую эффективность производства и отличное качество выпускаемой продукции. И еще: мало проку, если эта СБТ будет внедрена только на отдельных, пусть важнейших, участках рыбацкого производства. Надо, чтобы — всюду, на каждом рабочем месте, ибо нет ничего более взаимосвязанного, взаимозависимого, чем судовой экипаж, рыбацкое производство. Вот почему внедрение СБТ — святое, можно сказать, дело для профсоюзной организации рыбопромыслового суда, для судового комитета. И тем приятней сказать, что профсоюзная организация РТМС-7538 отнеслась к этому большому делу, мы бы сказали, масштабно, взыскательно, критично, заботливо. Памятуя: дело тут отнюдь не в кампании на один или даже 2—3 рейса, это навсегда. Ибо СБТ — это и эффективность, и качество, которые предопределяют успех выполнения государственного плана. В чем выразились взыскательность и критичность? А вот: положением о СБТ предусмотрено выпускать ежемесячно по службам — «экран качества». Идея, конечно, возражений не вызывает. Но на РТМС-7538 задумались: а верно ли сбивать в одну «кучу малу» и рядовой, и командный состав? Опять же, как бы не отдалось уравниловкой... Решено было «экран качества» выпускать по-своему — отдельно для рядового и командного состава. И, видимо, это единственно правильно.
Сыграли свою роль и «Дни качества», но это уже сложившаяся, апробированная практикой работа по повышению качества рыбопродукции.
Из протокола общесудового профсоюзного собрания экипажа с повесткой дня: «Задачи экипажа, вытекающие из Письма ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ к трудящимся Советского Союза о развертывании социалистического соревнования за выполнение и перевыполнение плана 1978 года, усилении борьбы за повышение эффективности производства и качества работы».
Выступили — матрос 2 класса Толмачев, который сказал: «Письмо ЦК КПСС и Советского правительства призывает всех тружеников к бережливому использованию сырья. Нас это касается особенно. И вот нам, обработчикам, непонятно, отчего на свежем сырце сардины появляются лопанец и повреждения кожного покрова. Хорошо бы взяться за это дело группе народного контроля, после чего можно будет судить, возможно ли увеличить сроки хранения сырья в охлаждаемых бункерах, от чего зависит увеличение суточной заморозки»;
матрос 2 класса Махортов, член группы НК: «Уже сейчас могу сказать, что, как удалось установить в ходе проверок, лопанец появляется сам по себе во время дефростации рыбы в блоках, на что и надо обратить особое внимание...»


НОВЫЕ РУБЕЖИ
Деталь, частность. Конечно. Но это куда верней, чем громкозвучные призывы вообще. Из таких вот деталей складывается успех всего большого дела. Ведь что стояло за тем, вроде бы частным предложением или выводом? Продолжая свою работу, выявляя причины лопанца, члены судовой группы народного контроля точно установили, сколько времени возможно хранить выловленную рыбу в бункерах, чтобы она была пригодной для изготовления пищевой продукции, от чего во многом зависело, удастся ли увеличить коэффициент использования рыбы-сырца на пищевые цели. Все это, вместе взятое, и подготовило своего рода базу, материальную и нравственную основу для нового социалистического обязательства, которое было взято членами экипажа РТМС «Вал-геярв» на собрании, где обсуждалось Письмо ЦК. КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ к трудящимся Советского Союза. Вот это соцобязательство: выполнить государственный годовой план по основным показателям к первой годовщине новой Конституции СССР — 7 октября 1978 года. Тогда же, на профсоюзном собрании, к экипажу обратились с призывом коллективы обеих комсомольско-молодежных комплексных бригад: «Сегодня работать лучше, чем вчера, завтра — лучше, чем сегодня!» Патриотический почин этот, воплотивший в себе идею Письма ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ — сохранить ритм и поступь юбилейного социалистического соревнования — поддержали все моряки РТМС-7538.
В заключение наших заметок о социалистическом соревновании экипажа РТМС-7538 «Валгеярв» представим слово первому помощнику капитана Герою Советского Союза Павлу Ивановичу Чалову:
— Как видите, работать нам довелось в очень непростых условиях. К тому, о чем упомянуто, добавим еще длительные, затяжные простои в ожидании топлива, и вы получите более или менее правдивую картину минувшего рейса. Тем не менее, рейсовое задание было выполнено: по вылову рыбы — на 105 процентов, изготовлению мороженой продукции — 105, пищевой в целом — 114,1 и товарной рыбопродукции — на 115,1 процента.
...Не просто и не простые трудности преодолели рыбаки «Валгеярва». Главное, в самый сложный период промысла они не пали духом, не растеряли бодрого настроения, веры в себя, в коллектив. Скажу, что веру эту в людях поддерживали прежде всего коммунисты — личным примером, неутомимой работой, спокойствием, наконец. А ведь это — 20 членов и 4 кандидата в члены КПСС, которые находились на всех важнейших участках работы, производства. Главным партийным поручением для каждого из них было — показывать личный пример в труде, соревновании, общественной работе. В рейсе действовали, и довольно активно и эффективно, четыре партийных группы, в том числе две в комплексных бригадах, партгрупоргами в них были матросы Борис Разумов и Александр Махортов; большинство членов судового комитета профсоюза, который так много сделал для развития соцсоревнования и выполнения рейсового задания, также были коммунистами. Таким образом, на супертраулере имелось крепкое и надежное ядро, опираясь на которое мы и смогли выполнить напряженное рейсовое задание. Хочу надеяться, что добрые традиции этого рейса найдут достойное продолжение и развитие в рейсах предстоящих.

И. ЛЕБЕДЕВ, зам. председателя профкома объединения.
Л. ФИРСОВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Хороший вклад в общий успех внесли рационализаторы второй электромеханик Станислав Интяшин и первый механик-наладчик секретарь комсомольской организации Шамиль Уторов .
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

РТМС-7538 «ВАЛГЕЯРВ». В недавно закончившемся рейсе много поработали [слева направо] начальник радиотехнической службы Яан Лехтна, первый помощник капитана Герой Советского Союза Павел Чалов, третий механик член комсомольского бюро Геннадий Подоба, третий помощник капитана комсомолец Николай Баженов.
.
Фото В. Тракса.

ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЛЕНИНСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА — РУКОВОДЯЩАЯ И НАПРАВЛЯЮЩАЯ СИЛА СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА!
ДА ЗДРАВСТВУЕТ ВЕЛИКОЕ НЕРУШИМОЕ ЕДИНСТВО ПАРТИИ И НАРОДА!
ПОКА НЕ ВМЕШАЛСЯ КАПИТАН – 27 04 1978
ОСТРЫЙ СИГНАЛ

Произошла эта маленькая, но не такая уж безобидная и незначительная история накануне выхода плавбазы «Станислав Монюшко» в море. Где-то в одиннадцатом часу утра 7 апреля в редакцию нашей газеты заскочил, если не сказать - ворвался чем-то сильно расстроенный человек. Что случилось? — интересуемся.- И кто вы?
— Садовой, Анатолий Николаевич, — представляется посетитель, - водитель из автобазы. Бывший кочегар БМРТ-441 «Эдуард Сырмус». Я это к тому, что не хуже других знаю, как ждут на промысле плавбазу. Не хуже даже вахтенных штурманов и старпома «Станислава Монюшко», которые часами держат наши автомашины с грузом на причале, руки у них, видите ли, до нас не доходят... Нет рук? Мы собственные предлагаем — все равно ничем не проймешь. Ну что за порядки такие: нас призывают сделать все, на что только способны, и даже больше, чтоб в темпе завезти снабжение из ОМТС на плавбазу, диспетчер ОМТС Федор Степанович Аверьянов организовал дело так, чтоб ни минуты простоя у складов, а что дальше?
Идем на плавбазу. На причале — неразгруженные автомашины. Один водитель увлеченно читает детектив, другой спокойно подремывает. Покой, благость...
— Это еще что, — говорит Анатолий Садовой. — Сегодня два часа всего простаиваем — с утра, а вчера все четыре, до 20.00, пока на нас обратили внимание.
Ни вахтенного штурмана, ни боцмана найти не удалось. Идем к старшему помощнику. Х.-М. Сильвере, увидев не в меру "назойливого" водителя, поморщился, словно от зубной боли;
— Опять ты! Сколько можно говорить — не лезь не в свое дело, за простой автотранспорта отчитываться будем мы, и точка. А вы, — обернулся он к представителю редакции, — можете писать, что старпом такой и сякой, пишите!
Все-таки старший помощник снизошел до разъяснений, из коих явствовало: на судне до сих пор не хватает 40 человек команды, хотя выход завтра, и вообще это безобразие — пытаться за несколько суток подготовить плавбазу к новому рейсу...
Не солоно хлебавши уходим, не добившись ничего. А А. Седовой комментирует:
— Только и приходится слышать: «Какое твое дело, не суйся, куда не положено!» А если душа болит? Да никогда не поверю, чтоб на плавбазе не нашлось нескольких человек для разгрузки автомашин, тут, тем более, никакого крана не нужно...
На наше счастье, на судне оказывается капитан-директор У. Н. Мельников — только что прибыл с совещания. Идем к нему.
Не прошло и пяти минут, как новый подшкипер организовал выгрузку и инцидент, как говорится, оказался исчерпанным.
— Так-то, дорогой, — сказал изумленному водителю Ульян Никитич, — а ты бузу поднимаешь. Ну, что — боцман, вахтенный штурман, старпом, наконец? Соображать надо, к кому обращаться.
— Да я бы сразу к вам, товарищ капитан, — смутился обрадованный водитель, — так вы все на совещаниях да на совещаниях...
— То-то и оно, — пожал плечами капитан. — Так что, извиняй — больше ведь принять такое ответственное решение, как разгрузка автомашин, выходит, некому.
Сердечно поблагодарив редакцию за вмешательство, Анатолий Николаевич пообещал и впредь обращаться к нам за помощью. Если капитаны окажутся на совещаниях...

Л. ФИРСОВ.