0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (1346)
ПРИЗВАНИЕ ЛЕМБИТА ТИКЕРПУУ - 25 04 1978
ЛЕМБИТ Тикерпуу выбрал свою специальность по призванию. В семье ни для кого не было секретом, что со временем именно этот путь изберет сын, со школьной скамьи с увлечением и упорством познающий технику.
И никого не удивило что, окончив восьмилетку, он подал документы в мореходное училище. Будущая специальность — техник-механик универсал.
Годы ученичества, приобретения опыта в Таллинском мореходном училище ММФ, на судах и в судоремонтных мастерских Эстонского морского пароходства подтвердили верность выбора. В объединение «Эстрыбпром» Тикерпуу пришел умелым, знающим специалистом. Первое время работал слесарем-дизелистом на СРЗ. И вот уже четвертый год он моторист заводского дока.
Причем год 1978-й для него, пожалуй, самый памятный. В эти дни Лембит Тикерпуу вступает в ряды Коммунистической партии. Два месяца назад был делегатом XVIII съезда комсомола Эстонии. Избран членом Таллинского горкома ЛКСМЭ. Товарищи по работе выбрали его председателем профсоюзного комитета. Трудится он в экипаже коммунистического труда, а его вахте присвоено почетное звание «Лучшая вахта» дока.
Собственно, и разговор наш происходит в двух шагах от этого громадного сооружения. И момент значительный: медленно заполняются водой отсеки. ПР «Саяны» готов к докованию — плавдок погружается... Кажется, не время для карандаша и блокнота...
А моего собеседника интересует техническая сторона. Он пытается объяснить, как бы сам решил поставить судно вернее, «посадить» его на кильблоки... Вообще Лембит очень увлеченно говорит на темы своей работы, охотно рассказывает о новейшей технике, передовой технологии, посвящает в рационализаторские мысли. По его же словам, он любит работать головой. Вот если случится что-то непредвиденное, мало определить, в чем дело, настоящий механик обязан знать, почему это произошло и как устранить неполадки.
За годы роботы Лембит хорошо узнал, что такое техника, отлично разбирается в устройстве и эксплуатации дизель-генераторов, компрессоров. А практические навыки закрепляются теорией. Без отрыва от производства Тикерпуу учится в Ленинградском институте водного транспорта по избранной ранее специальности. Учится любимому делу.
Видно, правда, если о чем-то долго мечтаешь — непременно сбудется.

Н. ВАЛЕНТИНОВА.
Памяти ТР «Ботнический залив» и его экипажей. КОМСОМОЛЬСКИЙ— СЕРДЦЕМ И ИМЕНЕМ... - 25 04 1978
Борт ТР «Ботнический залив» (по радио). Экипаж судна успешно завершил работу на промысле: принято сверх плана 726 тонн рыбопродукции. По предварительным данным, рейсооборот будет сокращен на 6 суток, сверхплановая прибыль составит 90 тысяч рублей.
ПЕТРОВ, капитан-директор, ИСАКОВ, секретарь комсомольской организации,
Радиоизвестие лишь на немного опередило приход судна в порт. Несколько дней, спустя стройные линии мачт и грузовых стрел "Ботнического залива" четкими контурами врезались в силуэт Таллинского морского рыбного порта.
Приятно возвращение домой, вдвойне отрадно вернуться победителями. Победа — не для красного словца. По деяниям и честь, говорят. Экипаж судна в который раз сумел доказать
— звания комсомольско-молодежного — достоин!
Понял и принял ответственность весь коллектив. Социалистическое соревнование стало на судне действенным средством решения задач рейса.
Смена старшего матроса коммуниста Михаила Мазепы приняла на борт 200 тонн рыбной продукции, сообщалось 12 марта в листке- «молнии». На следующий раз рекорд установила другая смена. В кратких информациях боевого листка ощущался пульс судовой жизни. Сегодня — впереди бригада М. Мазепы, завтра
— бригада комсомольца Михаила Уткина. Никто не хотел, ходить в отстающих. А при временных неудачах не падали духом, — преодолевая
трудности, добивались перемен. В результате упорной, каждодневной борьбы впереди оказалась бригада М. Уткина — победительница социалистического соревнования по итогам рейса, ей и вручен переходящий вымпел. Отставание первой бригады М. Мазепы — незначительно, ее хорошая работа отмечена.
В обеих сменах действовали посты качества. Члены «Комсомольского прожектора» следили за правильной и рациональной укладкой рыбопродукции в трюмах. Итоги рейдов КП: бригады работали отлично, марка комсомольско-молодежного — на высоте.
Заинтересованность, личная ответственность каждого за свое дело, уважение труда товарищей — этими параметрами измерялась работа в рейсе. А в результате выигрывает производство, перекрываются планы. Так, в рейсовом задании значилось: обеспечить ежесуточный прием рыбопродукции 360 тонн. Реальными стали 550 тонн.
Подстерегали трудности иного порядка. Не новая, но от того не менее злободневная проблема текучести кадров на транспортном судне. В рейсе из 22 матросов — 13 новичков. Обучение, постижение навыков, что называется, на ходу. И, как обычно в подобных случаях, основной упор делался на наставников, на внимание и помощь старших и опытных. Можно считать, что новичкам повезло. Старший инженер-технолог секретарь парторганизации Л. Г. Калошин, коммунист М. Мазепа вместе с судкомом, комсомольским бюро обучали и воспитывали молодежь.
Хлопоты доставляла техника. Взять, к примеру, электрокары — они не менялись с первого рейса «Ботнического залива». Поломок и повреждений предостаточно. Но работать без них, вручную, и трудоемко, и невыгодно. Вот и трудятся судовые умельцы, чинят... Ремонтный механик Ярослав Партыка — один из тех, кто заведует этим беспокойным хозяйством. Его умелыми рабочими руками продлена жизнь многим механизмам.
Н. КРУТИКОВА
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ТР «БОТНИЧЕСКИЙ ЗАЛИВ", Продукция на экспорт.

Фото М. Уткина
Памяти ПБ «Станислав Монюшко» и ее экипажей. С МОЛОДЕЖНЫМ ЗАДОРОМ – 25 04 1978
К ОТКРЫТИЮ XVIII СЪЕЗДА ВСЕСОЮЗНОГО ЛЕНИНСКОГО КОММУНИСТИЧЕСКОГО СОЮЗА МОЛОДЕЖИ
Д ля комсомольско-молодежного экипажа плавбазы «Станислав Монюшко» стало традицией возвращаться в порт с перевыполнением заданий. Новой победой закончился и минувший рейс. Трудности промысла преодолены, производственные задачи выполнены.
Большую роль в этом сыграла судовая комсомольская организация, в которой было 109 членов ВЛКСМ. С первых дней мы развернули энергичную деятельность по вовлечению вахт, служб, бригад в социалистическое соревнование, результаты которого широко оглашались. Это помогло создать в коллективе хороший деловой настрой.
Немало потрудились и наши наставники. Дело в том, что большая часть экипажа состояла из моряков с промысловых судов других типов. И первой задачей стало в короткий срок обучить всех новичков правильно и быстро выполнять операции по обработке рыбы-сырца. Опытные наставники К. Ломакин и В. Оргин, не считаясь со временем, учили молодежь постигать секреты мастерства.
С первых дней мы старались использовать хорошую промысловую обстановку. Плановые цифры рейсового задания были перевыполнены в полтора раза. На таком же уровне мы продержались в течение всего рейса. Показатель по трудоемкости за рейс выполнен на 156 процентов. Поддерживая инициативу комсомольско-молодежного экипажа БМРТ-555 «Феодор Окк», мы включились в соревнование под девизом «От 60-летия Великого Октября — к 60-летию ВЛКСМ» и приняли решение бороться за право называться экипажем имени 60-летия ВЛКСМ.
Наша работа высоко оценена. Экипаж занял первое место в социалистическом соревновании за IV квартал 1977 года по МРХ СССР. Комсомольской организации вручен вымпел ЦК ВЛКСМ «За успехи в коммунистическом воспитании молодежи». Отлично потрудились комсомольцы В. Карлуков, А. Адзинов, В. Лыков и многие другие,
В течение рейса было изготовлено большое количество товарной продукции, одних только пресервов выпустили больше миллиона банок. Это своеобразный рекорд для баз.
Для увеличения выпуска продукции решили основной упор сделать на внедрении дополнительных механизмов для обработки рыбы. Это способствовало повышению производительности труда. Например, когда в середине рейса была построена вторая пресервная линия и стали практиковать параллельную работу обеих линий, резко увеличилось количество выпускаемых банок. Нужно добавить, что в течение рейса судовыми умельцами было внедрено 24 рационализаторских предложения вместо десяти плановых. Лучшим рационализатором объединения за прошлый год признан механик технологического оборудования В. Никитенко.
В конце рейса провели общественно-политическую аттестацию комсомольцев. Зачет по первому этапу получили все члены ВЛКСМ. Политической учебой занимались все комсомольцы.
Разнообразной была спортивная работа. Немало потрудились для этого наши комсомольцы. По их инициативе проводились соревнования по волейболу, баскетболу и мини-футболу. Команда второй производственной бригады (капитан В. Ковальчук) заняла первое место в турнире по волейболу, а команда четвертой производственной бригады (капитан М. Будковский) — первое место в турнире по мини-футбол.
Всему экипажу запомнились веселые, интересные вечера отдыха. А таких за рейс было шесть. И самым удачным из них, по общему мнению, стала встреча Нового года. Много выдумки проявили ее организаторы и самодеятельные артисты. Поэтому и концерт прошел увлекательно, и желающих выступить оказалось немало. Умелыми организаторами показали себя Ю. Кенк и Н. Максаков.

Игорь ОЖГИБЕСОВ, секретарь комсомольской организации ПБ «Станислав Монюшко».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В эти дни экипаж плавбазы «Станислав Монюшко» снова на промысле. В предыдущем же рейсе отличились молодые моряки Иван Доценко, Валерий Бортинев, Александр Томчик, Константин Ломакин, Виктор Сушко и Виктор Шатров (на снимке слева направо).
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Активно участвовали в общественной работе передовые моряки Анатолий Панфилов и Николай Лубышев.

Фото В. ТРАКСА.
Памяти капитана Дмитрия Тихонова.
«Советская Латвия»
24 ИЮЛЯ 1968 ГОДА

ЧЕЛОВЕК И МОРЕ
Открывшийся в День рыбака в Риге фестиваль телевизионных фильмов под девизом «Человек и море» призван был подытожить творческие усилия десяти телестудий страны, расположенных в городах-портах. Такое наименование фестиваля предоставляло широкие возможности для творческого соревнования его участников.
Главный приз «Серебряные сети» и Диплом 1 степени получил фильм Владивостокской СТУДИИ
«Анна Ивановна», вторую премию — фильм калининградцев «Путешествие будет долгим».

К достоинствам владивостокского фильма надо отнести то, что, рассказывая о первой женщине-капитане Анне Ивановне Щетининой, режиссер Олег Канищев не ограничился фактами её биографии, а в многочисленных ретроспекциях, путем монтажа документальных кадров из киноархивов попытался раскрыть особенности времени, в котором проходила молодость герои, вырабатывались свойственные ей высокие моральные качества. Это выполнено образно и убедительно. В фильме немало интереснейших кадров. Особенно впечатляет эпизод вручения Щетининой в США во время Великой Отечественной войны построенного для нас корабля и пластинки с исполнением «Интернационала»
И другие фильмы Владивостокской студии – «Когда начинается путина» режиссера Э.Тополаги «В море наш дом» режиссера Е.Рябко свидетельствуют об определенной направленности творчества. В первом фильме немало интересных наблюдений над девушками, едущими на Курильские острова к началу сайровой путины. Но авторы ограничились наблюдениями внешними, не попытались внимательнее раскрыть индивидуальности девушек. Все же за стремление к поэтическому решению темы фильм получил диплом.
Несмотря на важность темы, автор и режиссер Е.Рябко так и не сумел показать, что для моряка – «в море наш дом». Удачно начат фильм сообщением, что письма сюда, в океан, часто приходят звуковые и слушаются по много раз. Но дальше невыразительные кадры передают лишь общие картины жизни моряков. Забыв о своей теме, режиссер показывает лов рыбы, сопровождая это возвышенным текстом и лирическими песнями. В этом фильме наблюдается шаблон, свойственный многим картинам о рыбаках: два-три кадра проводов, чайки, волны, лов рыбы, грустящий у борта в лунную ночь моряк и лирическая песня.
Почти тот же набор штампов присутствует в фильмах Камчатской, Хабаровской и Мурманской студий. Правда, мурманчане чуть многообразнее и внимательно показывают жизнь на борту и взаимную связь рыбаков с берегом. Но во всех этих (и многих других) телефильмах отсутствует главное — человек, личность. Увы! Оказалось, что у большинства фильмов «сети, полные кефали», а человек занимает в них место наравне с лебедкой, селедкой и чайками. В большинстве случаев такие фильмы — лишь бесстрастная иллюстрация производственного процесса.

Фильм калининградцев «Путешествие будет долгим» — сдержанный и вместе с тем поэтичный рассказ о моряке и поэте Дмитрии Тихонове. «В 20 лет — матрос китобойной флотилии «Слава» В 25 — штурман, в 30 — капитан дальнего плавания. В 35 — его не стало…». Авторы фильма сценаристы - В. Долгий и И. 3агуpa, режиссер И. Каждан сумели открыть нам взгляд героя на жизнь через оставленные Д. Тихоновым дневники, письма, стихи.

Человек и море. Казалось, что рижский фильм «На том же берегу» этому и посвящен. Посудите сами, тридцать лет назад писатель Вилис Велдре побывал в рыбацком поселке Роя и написал об этом книгу. Эти тридцать лет полны особого значения для истории латышского народа. Именно в эти тридцать лет восстановлена Советская власть в республике, дан отпор фашистским захватчикам, и Латвия расцвела в братской, семье народов. Авторы фильма — сценарист Г. Циркус, режиссер 3 Зарень и оператор Э. Эрмансон задумали свою работу очень интересно — показывая, как сегодня живут в Рое, для контраста снятые сегодня кадры сопровождаются текстами из книги буржуазного писателя Велдре. Однако фильм получился серым, невыразительным. Нет в нем размышлений современного писателя о судьбах жителей села, таких наблюдений и размышлений, которые ярко представляли бы сегодняшнюю жизнь. Вместо этого в фильме немало цифр, много экономических показателей, но нет людей, которые и создали этот экономический расцвет, построили новую жизнь.
Другой рижский фильм на фестивале — «Весенний слалом» — продемонстрировал лучшие свойства латышского телевидения. Автор сценария В. Силиг, режиссер Б Шип, операторы В. Фрияр, О. Залитис и Р. Рикард в этом маленьком шедевре показали силу, настойчивость, умение участников слалома мужественно переносить неудачи и весело отдыхать. За эти свойства фильм и удостоен диплома Союза кинематографистов СССР.
Как же выглядят рижские телефильмы в соотношении с тем, что показали на фестивале десять крупнейших студий страны? Мне пришлось в разные годы знакомиться с работами Рижской студии, и сейчас я посмотрел немало телефильмов кроме представленных на фестиваль. Я бы сказал, что фильм «На том же берегу» не характерен для продукции Рижской телестудии, именно потому он и не снискал успеха.
Мне довелось увидеть небольшую картину «Царникавские миноги» режиссера-оператора В. Фрияра Вот где главными стали люди, старые рыбаки, делящиеся своими мыслями о промысле миноги раньше и теперь, о новом, что пришло в их жизнь. В их маленьких рассказах ощущается история страны. Правда, тот же прием, примененный в телефильме «Только земля и люди» (режиссер 3. Заринь, оператор В. Фрияр), не везде приносит успех.
Рижской студии немало удач принесли фильмы, где явственно проявляется авторский взгляд на снимаемый материал. Особенно четко это ощущается в фильмах, посвященных народному ИСКУССТВУ, ремеслам.
Я давно с интересом слежу за работами режиссера Вии Бунка, привлекшей внимание своим фильмом «Рига в ритме солнца». В новом ее цветном фильме «Клад» (сценарий' Г. Пиесиса и В. Бунки, оператор А.Зандерсон) о народных ремеслах чувствуется тот же тонкий вкус, интересное сочетание музыки и изображения.
По сравнению с прошлыми годами значительно более зрелыми выглядят телефильмы на историко-революционные темы. Одна из крупнейших удач — телефильм, рассказывающий «О большой судьбе маленького корабля» режиссера М. Пярна. Вот пример, когда на частной судьбе маленького корабля, небольшой группы лиц раскрывается высокий героизм, славная история Великой Отечественной войны. Внимание к личности героев, доверие к их высказываниям придают фильму силу документа большого эмоционального звучания. Таков же и фильм «Имант Судмалис» (сценарист Ю. Грайзе, режиссер 3. Заринь, оператор А. Зандерсон), где исследователи протянули руку современникам и ввели в давно ушедший мир, восстановив на очень скудном материале биографию, замечательного человека. Это — живая история страны в лицах. К сожалению, фильм о Рудзутаке С. Гаранча не удался — в нем не чувствуется авторской заинтересованности своим героем, активного отношения к превратностям его судьбы.
Думается, что авторское равнодушие — причина неудачи и цветного фильма «Латвия за полчаса» режиссера Р. Рикарда. Кажется, в этом фильме все есть. Но нет чувства, нет авторского отношения к ТОМУ, что показывается. Отсюда и холодность фильма, его иллюстративность.
Проявление авторского взгляда обогащает зрителя, открывает перед ним многообразие и богатство духовной жизни нашего современника. И здесь — еще много неоткрытых возможностей. Главное — показать человека. Лучшие телефильмы — на этом пути.

Н. КЛАДО.
ПРИЗНАНЫ ЛУЧШИМИ – 20 04 1978
К ИТОГАМ КОНКУРСА НА ЛУЧШИЕ СУДА ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ В 1977 ГОДУ

ПОДВЕДЕНЫ итоги конкурса на лучшие суда объединения по технической эксплуатации за минувший год. Этот конкурс впервые был проведен в 1967 году. С тех пор эти конкурсы завоевали популярность. В ходе участия в них экипажами принимаются повышенные обязательства по продлению межремонтного периода, увеличению объема саморемонта, внедрению системы непрерывного технического обслуживания, улучшению технической эксплуатации судна и т. д.
В 1977 году экипажи достигли определенных успехов в деле улучшения технической эксплуатации флота. На 1 января 1978 года весь самоходный флот объединения находился в классе Регистра СССР и имел оценку технического состояния «годен». По системе непрерывного технического обслуживания работало 35 судов. Многие суда плавали со значительно увеличенным межремонтным периодом: 15 судов имели межремонтный период более 4-х лет, из них 4 судна—более 5 лет. Впервые на нашем флоте было начато внедрение непрерывной системы классификационного освидетельствования (НСКО). Внедрение этой системы позволяет объединению сохранять суда в классе Регистра СССР без особых затрат средств и времени в случаях продления эксплуатационного периода до 4 и более лет. По этой системе в 1977 году начали работать 9 крупнотоннажных судов.
Из года в год возрастает объем ремонтных работ, выполняемый силами судоэкипажей. В 1977 году общий объем саморемонта составил 620237 н/ч, или 17,5 процента. Это больше, чем в 1976 году.
Хорошо трудились рационализаторы. На судах было внедрено 291 рационализаторское предложение с общим экономическим эффектом 55,6 тыс. рублей. Значительная работа проводилась и по улучшению топливоиспользования. Была достигнута экономия 7070 тонн условного топлива, израсходовано 33346 тонн рациональных сортов топлива.
Конкурсная комиссия, рас-смотров все показатели работы судов, решила присудить призовые места следующим судам: по группе обрабатывающих и транспортных судов I место — ТР «Ханс Пегельман»; II место — ПБ «Станислав Монюшко»; III место — ТР «Бриз». По группе крупнотоннажных добывающих судов первое место не присуждалось; вторые места заняли БМРТ-474 и РТМС-7522; третьи места присуждены БМРТ-355 и РТМС-7504. По группе среднетоннажного добывающего флота: I место получил СРТР-9045, II место не присуждалось; III место — СРТР-9110. По группе вспомогательного флота на I месте — танкер «Александр Лейнер», II — МБ «Лембит», III место не присуждалось.
Согласно положению, при подведении итогов учитываются не только результаты технической эксплуатации судна, но и выполнение производственного плана, состояние техники безопасности и пожарной безопасности и многие другие показатели. Так, ТР «Ханс Пегельман» (капитан-директор С. Пьянов, главный механик В. Шапошниченко), занявший первое место по первой группе судов, выполнил годовой план на 130,2 процента. Судно находится в хорошем техническом состоянии, в течение года не имело никаких замечаний по вопросам технической эксплуатации. Хорошо организован на судне саморемонт, благодаря чему постоянно сокращаются время и объемы межрейсового технического обслуживания. В 1977 году при плане 8000 н/ч судоэкипаж выполнил своими силами ремонт в объеме 13070 н/ч. БМРТ-474 (капитан-директор А. Бабонинн, старшин механик Л. Путулис), занявший второе место по второй группе, уже 4,5 года эксплуатируется без заводского ремонта. Судно выполнило годовой план, не имело аварий и находится в хорошем техническом состоянии. Если суда этого типа в 1977 году в среднем выполнили саморемонт в объеме 10274 н/ч, то экипаж БМРТ-474 — 14273 н/ч. СРТР-9045 (капитан В. Беляков, старший механик В. Зосиенко), занявший первое место по третьей группе, выполнил годовой план на 165,9 процента. Благодаря хорошей технической эксплуатации судно в 1977 году сэкономило 12 суток ремонтного времени. Хорошо работал в 1977 году и танкер «Александр Лейнер" под руководством капитана Ю. Тыэвялья и старшего механика А. Архарова.
Уже кончился первый квартал этого года. Проведение конкурса в 1978 году имеет особую важность, так как с 1 октября 1977 года по 1 октября 1978 года объявлен Всесоюзный смотр эффективности использования промыслового флота, в котором должны участвовать все промысловые суда, работающие по системе непрерывного технического обслуживания.
До конца Всесоюзного смотра остается полгода. Необходимо за оставшееся время повысить активность работы судовых комиссий, изыскать новые резервы для повышения эффективности работы, чтобы суда нашего объединения по своим показателям могли конкурировать с судами других объединений Министерства рыбного хозяйства СССР и занять классные места

А. ЭРСИС, заместитель начальника МСС.
Памяти Георгия Андреевича Мамренко и РР-1281. СВЕРХ ЗАДАНИЯ - 20 04 1978
В ПРЕДДВЕРИИ ленинского субботника ударную трудовую вахту на промысле нес экипаж рыбопромыслового рефрижератора 1281 под руководством капитана Георгия Андреевича Мамренко.
О том, какими показателями встречает 22 апреля коллектив судна, рассказал нашему корреспонденту старший помощник капитана Юрий Михайлович Бартенев:
В течение первого квартала рефрижератор находился на промысле. С судов добывающего флота эстонских колхозов «Сааре Калур», «Ляэне Калур», «Пярну Калур» получали в достаточном количестве свежий улов салаки. Из него готовили продукцию пряного баночного посола.
По состоянию на 31 марта был произведен один миллион сто двадцать тысяч условных банок пресервов. Это почти два квартальных задания. Вернее, до полугодового плана недоставало всего... одного процента.
Продолжая трудовую вахту, экипаж в первой половине апреля вновь вышел на промысел. За пятнадцать дней изготовлено еще двадцать три тысячи пятьсот трехкилограммовых банок кильки пряного посола.
Таким образом, за три с половиной месяца при плане 2304 туб экипаж рыбопромыслового рефрижератора произвел 1330 туб пресервов, что составляет 58 процентов к годовому заданию.
Производственную победу обеспечивает слаженный коллектив моряков, среди которых мастер обработки Ильмар Лийвас, стармех Андрей Сякки, помощник мастера обработки Николай Берсенев, второй штурман Борис Рома нов, матросы Валерий Седой, Николай Данилов, Николай Кузнецов и другие.
"Сейчас судно вновь вышло в море. День ленинского субботника экипаж решил ознаменовать высокопроизводительной работой на промысле.

А. НЕСТЕРОВ.
ВОШЕЛ ВО ВКУС УЧЕБЫ - 18 04 1978
НА СУДАХ рыбопромыслового флота «Эстрыбпрома» все больше становится дипломированных инженеров и техников, кто, преодолев временные трудности, оставив на время основную работу, получил высшее или специальное среднетехническое образование. Еще больше тех, кто продолжает учебу. К услугам таких инициативных, смотрящих вперед товарищей, имеются: Калининградское высшее нженерное морское училище, готовящее специалистов по судовождению на морских путях, эксплуатации судовых силовых установок, по холодильным и компрессорным машинам и установкам; Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства с факультетами: технология рыбных продуктов, промышленное рыболовство, а также Мурманское высшее инженерное морское училище, которое готовит специалистов по эксплуатации судового электрооборудования. Условия для поступления в эти высшие учебные заведения для работников «Эстрыбпрома» особенно благоприятны. Они направляются стипендиатами с ежемесячной оплатой на 15 процентов выше общегосударственной; ежегодно им оказывается материальная помощь в размере до 100 рублей. Обучающиеся при направлении в вузы ставятся в очередь на получение жилплощади, причем эта очередь сохраняется и на время учебы. Калининградское высшее инженерное морское училище, кроме стационара с 5-ю годами обучения, имеет специальный — трехгодичный курс для окончивших мореходные училища и проработавших на судах рыбопромыслового флота не менее трех лет. Для таких студентов из курса обучения исключается практика.
На днях в наше объединение прибыли после окончания учебы выпускники Калининградского высшего инженерного морского училища Арвет Прууль и Арви Аадел. До поступления в вуз оба плавали на судах "Эстрыбпрома» в должности младших штурманов.
— Три с половиной года учебы прошли незаметно, — рассказывает Арвет Прууль. — Теперь у нас на руках дипломы о высшем образовании. Снова идем работать на свои суда. Перспективы роста, продвижения в должностях теперь особенно реальны. Словом, мы очень довольны предоставленной нам возможностью учиться.
- Не понимаю специалистов, - говорит Арви Аадел, — кто еще раздумывает над вопросом, стоит ли поступать в вуз.
Трудности? Да, но они не идут в сравнение с выигрышем. Возраст? Он не может быть помехой: среди обучающихся в институтах пятьдесят процентов имеют возраст около 40 лет. И учатся вполне успешно.
О том, как проходят курс обучения в вузах направленцы "Эстрыбпрома», можно составить представление по ответам деканатов училищ на наши запросы. Вот некоторые из них... «Сообщаем, что стипендиат вашего управления Сычев В. Ф. в настоящее время обучается на III курсе факультета промрыболовства КТИРПиХ. Зимнюю сессию 1977/78 учебного года сдал на «хорошо». «Студент 5 курса Лукьянов В. Ф. успевает удовлетворительно, ведет активную общественную работу...» Это пишут деканы механического и технологического факультетов Калининградского института рыбной промышленности и хозяйства. Аналогичные сообщения поступают и из Калининградского высшего инженерного морского училища. Без оценок «удовлетворительно» окончил училище В. Крылов. Только отличные и хорошие оценки имеет курсант С. Архаров, хорошо успевает И. Дмитриев. Они учатся на судомеханическом факультете. Также хорошо справляются с учебной программой судоводительского факультета А. Бычинский, С. Желваков, Е. Казьмин и другие. А вот строки из писем самих курсантов; «Сообщаю, что стипендию получаю регулярно, за что сердечно благодарен. Прошедшую сессию сдал на «отлично» и «хорошо», мне увеличен размер стипендии на 15 процентов. Валентин Сычев». «Учеба продвигается. Дни летят незаметно. Настроение отличное. Вошел во вкус учебы. Валерий Васильев».
Таких писем много. Курсанты поддерживают связь с нами, пишут, что с нетерпением ждут окончания учебы, чтобы снова приступить к работе на судах нашего объединения. Надеемся, что многие другие наши механики, судоводители, мастера добычи и обработки, последуют примеру своих товарищей.
В то же время наш отдел производственного технического обучения кадров проводит соответствующую работу по профориентации среди учащейся молодежи в школах, где обучаются дети тружеников объединения «Эстрыбпром», призывая их поступить в мореходные училища. С этой целью организуются экскурсии на суда, проводятся беседы, дни открытых дверей при ТМУРП. И эта работа дает свои плоды. Так, в течение последних трех лет на электромеханическое отделение Калининградского мореходного училища в порядке кооперированного набора объединением «Эстрыбпром» направлено на учебу 25 человек. В целом успеваемость удовлетворительная. Особенно успешно учатся такие курсанты, как Виктор Решетников — сын старшего помощника капитана БМРТ В. Решетникова, — фотография курсанта помещена на Доску почета; курсант Виталий Шейгус - сын инспектора А. Шейгуса, и многие другие. Восемнадцать курсантов проходят учебу в Клайпедском мореходном училище являются стипендиатами нашего объединения. Морякам, рыбакам рыбопромысловых судов следует больше нацеливать своих сыновей на учебу в училищах рыбной промышленности для последующей работы на судах "Эстрыбпрома".

И. КРАСИЛЬНИКОВА, инженер ОПТОК, И. ШПЕРОВ(наш корр.)
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НА СНИМКЕ: выпускники КВИМУ (слева направо) А. Аадел и А. Прууль
Фото И. Шперова.
Памяти БМРТ-253 «МАРТ СААР» и его экипажей. ВСЕ РЕЗЕРВЫ В ДЕЙСТВИЕ - 13 04 1978
ФОТОРЕПОРТАЖ С БМРТ-253 «МАРТ СААР»
ТРУДНО сложилось начало промысла для экипажа БМРТ-253 «Март Саар». Дела с выполнением рейсового задания идут совсем не так, как хотелось бы: отставание по всем основным показателям... Весь первый месяц — нехватка топлива и мазута; пришлось устранять многочисленные недоделки после усиленного заводского ремонта, что вполне объяснимо, ибо ремонт был большой, ко всему прочему слабая промысловая обстановка. Вроде бы все говорит о том, что по приметам прошлых лет сырье должно быть, но год оказался необычным. Уж очень теплое здесь вы далось лето, на традиционных площадках ничего нет, нужно искать новые места, осваивать другие районы.
В этих условиях экипаж под руководством командного состава изыскивает все возможности, приводит в действие все резервы производства. Сырье используется максимально, причем основное внимание уделяется изготовлению продукции в мелкой расфасовке. Естественно, это требует больших трудовых затрат, но и существенно влияет на финансовые показатели работы.
На судне состоялось заседание партийного бюро с повесткой дня: итоги работы за период промысла и задачи по устранению недостатков. Докладывали помощник капитана по производству А. Громов и старший механик О. Шороп. Были проведены открытое партийное собрание, очередной разбор работы со всем командным составом. Цель всех мероприятий одна: быстрее выйти из трудного положения и с минимальными потерями. Ставятся задачи на предстоящий период, выносятся конкретные предложения по улучшению работы каждой службы, каждого командира. Это дисциплинирует коллектив, временные неудачи переживаются легче. Каждый руководитель четче видит свои задачи, принципиальнее начинает спрашивать с подчиненных, ибо он знает, что с него и спросят, и поддержат.
Отлично организует работу службы в рейсе электромеханик В. Смирнов, старается познать все тонкости рыбацкого дела четвертый помощник капитана В. Кекконен. Хорошо работают матросы В. Кузин, В. Сташко, Ю. Баранов, И. Савинич, А. Берко, В. Побережник.
Ясно, что в рыбацком деле бывает всякое, и не все на промысле зависит от экипажа. Главное — не допустить дальнейшего непоправимого отставания, что мы и стараемся делать, а наступит улучшение промысловой обстановки — приложим все силы для безусловного выполнения рейсового задания.

В. КОЖЕВНИКОВ,
первый помощник капитана БМРТ-253 «Март Саар».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

К выборке очередного трала все готово.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Четко, быстро работает матрос Василий Сташко.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На расфасовке — Анатолий Мурочек.
Фото В. Левшука,
ДВЕ ВСТРЕЧИ - 11 04 1978
КАК ОТДЫХАЕШЬ, МОРЯК?

Работники культбазы объединения «Эстрыбпром» делают все возможное, чтобы моряки, особенно молодежь, могли хорошо отдохнуть по приходу в родной порт, получить заряд бодрости и хорошего настроения перед очередным рейсом.
Транспортный рефрижератор «Нарвский залив». Перед самым отходом на промысел на его борту побывала участники художественной самодеятельности. Первый помощник капитана В. Буханевич рассказал гостям об успешной работе моряков на промысле, познакомил с судном. А затем ансамбль «Волна» выступил с концертом. Солистка Галина Кулакова под аккомпанемент пианистки и руководителя ансамбля Астрид Александровны Ицкович исполнила старинные русские романсы, песни советских композиторов. Порадовала моряков Ирина Кустова, - прочитавшая стихи советских поэтов. Виртуозно владеет электробаяном матрос первого класса с ТР «Ханс Пегельман» Андрей Ткачук, исполнивший классические произведения. И, конечно, всем понравился «матросский танец» в исполнении девушек.
В эти же дни прошла встреча моряков, членов их семей с артистами в гостинице «Океан». Перед концертом с лекцией о международном положении выступил В. Андерсон.

И. ШПЕРОВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Стихи читает Ирина Кустова.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Матросский танец.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В зале.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Кофе для гостей.

Фото В. Тракса.
ПЛАВБАЗА «СТАНИСЛАВ МОНЮШКО»: ЕСТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ЕСТЬ КАЧЕСТВО! – 06 04 1978
И В MOPE-УЧИТЬСЯ
Если для плавбазы «Станислав Монюшко" это был не обычный — шестимесячный - рейс, то для преподавателей заочной школы моряков — такой же, как большинство других. Привычная работа для них начинается еще до отхода судна из порта. В первую очередь надо выяснить, кто из молодых моряков не имеет среднего образования. В этом деле всегда помогает первый помощник капитана. Сейчас в рейс первым помощником шел Р. Арустамян. Уже несколько лет он ходит в море. И всегда суда, на которых доводилось ему плавать, занимали первые места по организации учебы членов экипажа. Так что дело это для него не новое и, мы бы сказали, любимое. С помощью Р. Аруетамяна выяснили, что в составе экипажа насчитывалось 23 моряка, не имеющих среднего образования. Одни уже занимались в школе, другие с готовностью согласились заниматься. Но были и такие, кто не понимал необходимости приобретения среднего образования. И тут сыграл решающую роль авторитет первого помощника: после бесед с ним все колебавшиеся согласились заниматься в ТЗСШМ.
Вторым этапом организационного периода является распределение заочников по производственным бригадам так, чтобы учащиеся каждого класса могли заниматься со своей группой. Проблема не из простых. Необходимо расставить моряков так, чтобы не страдал и производственный процесс. С этим сложным делом успешно справился помощник капитана по производству В. Михайлов.
Наконец, можно было приступать к занятиям. Несколько слов об учебном классе, оборудованном два года назад. Опять-таки под руководством Р. Арустамяна: на плавбазе он тогда выходил в свой первый рейс. Класс этот — лучший в объединении «Эстрыбпром». Одновременно здесь могут заниматься 14 человек. Освещение — лампы дневного света, учебников достаточно для всех; плакаты, географические карты, математические таблицы. Правда, не хватает наглядных пособий и художественных произведений по программе литературы, но тут уж не вина судовой администрации.
Основная трудность учебы в заочной школе для моряков с плавбазы заключалась в большом временном разрыве между окончанием ими восьмилетки и продолжением учебы, а также в напряженном ритме работы на промысле. Но большинство успешно справлялись с материалом средней школы.
В течение всего рейса учебный процесс находился под неослабным контролем со стороны начальников служб, учебного совета и комсомольского бюро. Некоторые молодые моряки не выдержали ритма одновременной р боты и учебы и прекращали посещать консультации, но воздействие и пример своих ровесников — комсомольцев, членов бюро оказались тут действеннее, чем замечания по административной линии. Учащимся были созданы максимально возможные условия для занятий. Исключительно большую помощь в этом деле оказали капитан-директор Л. Лысенко, первый помощник капитана Р. Арустамян, начальники служб и многие другие ответственные товарищи.
Минувший рейс оказался успешным не только в производственном отношении: для учащихся заочной школы — и в учебном плане.
А. СЕМЕНОВ,
преподаватель ТЗСШМ.
В. ТУЖИКОВ,
матрос первого класса.

ВПЕРВЫЕ!
Я и плавбаза «Станислав Монюшко» в этом рейсе были в одинаковом положении... Плавбаза впервые выходила в свой полугодичный рейс — я тоже. Впервые и мне предстоял заход в порт Лас-Пальмас.
Задачи перед экипажем стояли очень большие, и выполнение их требовало от каждого члена экипажа напряжения всех без остатка моральных и физических сил. С начала ноября прошлого и по середину марта нынешнего года наше судно находилось на промысле. Можно сказать, что судьба была к нам благосклонна. Непрерывным потоком поступала в стампы рыба, по крайней мере, до средины января. Каждый матрос с большой ответственностью отнесся к своим обязанностям. И тут надо выделить отличную организацию работ в бригаде, которую возглавлял молодой коммунист В. Корлуков. На протяжении всего рейса эта бригада неоднократно выходила на первое место в соревновании между бригадами плавбазы. Хорошее впечатление среди остальных бригад производила пресервная, возглавляемая мастером Н. Пилипенко. Она неоднократно ставила рекорды по изготовлению пресервов, тщательно соблюдая все требования ГОСТа. По итогам за рейс план по пресервам выполнен на 200 процентов — изготовлен миллион банок!
В. МОЖАРОВ, матрос.



ДОСУГ-ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО
Немаловажную роль в успешном выполнении рейсового задания сыграла хорошая организация досуга экипажа в свободное от вахт время. С первых дней пребывания плавбазы в Атлантике развернулись интересные соревнования бригад по волейболу, теннису, футболу и другим видам спорта. Среди волейболистов успех сопутствовал матросам второй бригады. Волейболистов на площадке сменяли любители мини-футбола — самой популярной игры на судне. Интересно, что пресервная бригада и машинная команда выступали тут двумя составами. Очень интересными и на редкость упорными были игры с участием фаворитов — команд общесудовой службы, которая была укреплена курсантами ТМУРП, и пресервной бригады. В итоге трехмесячной борьбы первое место заняла дружная и сыгранная команда пресервной бригады.
Не пустовал и помост. Здесь часто занимались поклонники штанги и перекладины. Они готовились к сдаче норм комплекса ГТО, и в День 60-летия Вооруженных Сил СССР большая часть членов экипажа сдала нормативы на «хорошо» и «отлично». В этот праздничный день матрос первого класса Игнатович победил в стрельбе из малокалиберной винтовки. Определился и лучший теннисист судна — им стал матрос первого класса Леонтьев.
С. ЗУБЕНКО, матрос, член комсомольского бюро.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


ВЕЧЕР ОТДЫХА. Перед моряками выступает ансамбль «Квинта».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Волейбол!..

Фото В. Грузинова.