Памяти Анастасии Юрченко. От чистого сердца – 10 10 1978

Автор
Опубликовано: 2615 дней назад (27 февраля 2017)
0
Голосов: 0
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


КАК ЭТО было? Девятнадцатилетнюю девушку позвала в дорогу мечта. Увидеть большие города и незнакомые страны, повстречать новых друзей. Так был сделан первый самостоятельный шаг. Остался позади неторопливый и тихий родной Лисичанск, впереди — не терпеливое ожидание открытий. В Таллин приехала с дипломом торгового училища, два года отработав по специальности. Впрочем, еще долго пришлось глядеть на море из окна гостиничного номера, проживая собственные, не весть какие, сбережения. Наконец, долгожданное направление на судно. Анастасия Юрченко стала моряком рыбопромыслового флота. По счастливому совпадению день отхода в первый рейс совпал с ее двадцатилетием. Можно ли забыть такой день и такой год, морозную таллинскую зиму 1974 года... Два года спустя Юрченко присвоено почетное звание «Ударник коммунистического труда». В рейсе этого года ее портрет помещен на судовую Доску почета.
...В назначенное время я была в каюте на транспортном рефрижераторе «Иней». Хозяйку этого маленького опрятного дома — официантку Анастасию Юрченко задерживали дела в салоне. Осматриваюсь. Скромные осенние цветы в вазе. На книжной полке аккуратными рядами книги: Руссо, сборники стихов советских поэтов.
— Очень люблю Пушкина, Льва Толстого, из современников — Расула Гамзатова, — перехватив мой взгляд, охотно поясняет Настя. — Вот только в море бывает туго с книгами. Не часто обновляется наша судовая библиотека. Приходится как-то возмещать это на берегу.
Тут же, порывшись в ящике стола, протягивает пухлый томик: «Почитай, если хочешь... По-моему, здорово!». Говорит доброжелательно, с приветливой улыбкой.
Вообще, что бы ни делала девушка, чувствуешь — это с открытой душой, от всего сердца. Оттого, видно, и работа у нее спорится, и с людьми легко сходится.
В салоне, где работает Настя, все согрето ее заботой. Понимание порой тоже начиналось отсюда. Знакомство... с первого блюда. Вкусы моряков изучает быстро: кто не может пообедать без веселой шутки, знает даже, кому суп погуще, кому подливы поменьше. К этим неписаным прошениям уважительна молодая официантка.
Ей хорошо известны тяжести рыбацкого ремесла, умеет она ценить трудового человека.
Считаться с чувствами окружающих — это для Анастасии Юрченко стало главным: «Ведь в море живем одной большой семьей. Все на виду: люди, характеры, помыслы, дела. Ну, а ребята, ребята у нас замечательные...» И уже улыбаясь: «Аппетиты у всех отменные.
морякам приятно внимание. И усталость рабочего дня, бывает, как рукой снимает простота и приветливость девушки. А от прищура ее глаз сразу становится веселее... «Умеет она душу людям отдавать», — заметил про нее один знакомый, старый человек.
Роскошью называл общение людей Антуан де Сент-Экзюпери. Это богатство Анастасия постигает в особых, атлантических условиях. А значит, приезд ее в Таллин, работа в море — не ошибка.
Сбылись и мечты, ставшие когда-то решающими при выборе профессии — увидеть далекие страны. Только в последнем рейсе на «Инее» их было три: Испания — Канарские острова, Нигерия, Камерун... Анастасия достает альбом со снимками. Действительно, есть о чем вспомнить. В особом месте хранятся фотографии родных, — Скучаешь, верно? — Настя уже успела мне рассказать о своем нелегком расставании с домом. Тяжелее всех маме пришлось, единственная ведь дочь, самая младшая в семье, старшие сыновья дома при ней, а вот с Настенькой-то как вышло, не удержать было...
— Конечно, сейчас не то, что в первое время. Попривыкли мы. И потом, как отпуск — сразу домой, в Лисичанск еду. В разлуке — письма. А полгода назад, когда вернулась из рейса, вот что произошло. Будят меня в час ночи, говорят, на проходную вызывают. Подхожу, вижу — отец. «Приехал посмотреть, как ты живешь, дочка!» Говорит, а у самого голос дрожит, разволновался. И я не меньше него. Как же, думаю, ты добрался до меня, папка, такой долгий путь проделал, это в семьдесят-то лет... Этим поздним вечером я была, наверное, самой счастливой...
К Анастасии я зашла через несколько дней. Назавтра «Иней» готовился покинуть таллинский причал. В каюте — последние предотходные хлопоты.
— Всего тебе самого доброго, Настенька! .
Ее глаза смеялись. Видно было, что ей хорошо здесь.

Н. КРУТИКОВА.

Фото И. ШПЕРОВА.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!