Памяти БМРТ-441 «Эдуард Сырмус» и его экипажей. ПРЕОДОЛЕНИЕ- 05 01 1978

Автор
Опубликовано: 2661 день назад (15 декабря 2016)
0
Голосов: 0
В канун нового года возвратился в родной порт БМРТ-441 «Эдуард Сырмус». Моряки судна досрочно завершили выполнение производственного плана двух первых лет десятой пятилетки н взятые социалистические обязательства.

В южном полушарии
ДЛЯ НАС, жителей Северного полушария, ноябрь, декабрь, январь — беспокойный «зимний квартал», время холодов и пронзительных ветров, когда Балтика вскипает темно-зелеными ватами, увенчанными белоснежной игольчатой пеной, окутывается туманом. На низком сумрачном небе едва проглядывается уставшее, негреющее солнце. Полярная звезда над самым куполом неба венчает зимнее морозное неподвижное молчание...
...В те же месяцы в Южном полушарии — засушливое, знойное лето. Теплый ласковый бриз африканского побережья. В голубой воде, подняв ласты вверх, дремлют целые колонии морских львов. А фосфорическую темень ночного простора озаряет перевернутый месяц. Все здесь необычно для моряков, ведущих промысел вдали от родных берегов.
Среди других советских судов работают и эстонские рыболовные траулеры БМРТ-227 «Аугуст Алле», БМРТ-355 «Антон Таммсааре» и БМРТ-441 «Эдуард Сырмус». Дня три суда работали рядом... Траление, выборка, выход на позицию, и снова с кормы по слипу глухо гремят грузы, уходят в воду траловые доски; тяжело дрожат ваера, удерживая громаду пелагического трала. В ходовых рубках капитаны и штурманы зорко следят за показаниями рыбопоисковых акустических приборов, быстро оценивая ситуацию, неожиданные изменения грунта. Тяжело стучит машина, с полной нагрузкой работают морозильные камеры. На промысловой палубе споро, быстро и ловко трудятся добытчики. Ведь каждая минута промедления — это непойманная рыба, невыданная продукция, невыполнение плана.
Жарко. Вдали — песчаные обрывистые берега. Пенистая волна разбивается у подножья высокого светло-желтого барьера, не может освежить пустынную, обожженную солнцем землю. Душно. Помощник капитана по производству БМРТ-441 «Эдуард Сырмус», ветеран «Эстрыбпрома», кавалер ордена Октябрьской Революции Иван Сергеевич Шичкин оценивает погоду с профессиональной точки зрения:
— Такая обстановка требует от экипажа особого умения и расторопности в переработке сырья. Сардина, ставрида, сардинелла, сабля - рыба нежная, она не может долгое время храниться на палубе и в бункерах. Ведь температура воздуха 28—35 градусов тепла, воды — 20—26 градусов. Техника эксплуатируется с большим напряжением, да и морякам приходится проявлять характер, волю и мастерство.
Район промысла капризный. Рыба здесь не группируется в большие стаи. Приходится искать. А здесь уж как кому повезет. Многие суда «Эстрыбпрома» покидали этот район, не выполнив рейсового задания. Моряки «Эдуарда Сырмуса», идя на промысел, встретили БМРТ-457 «Каарел Лийманд», возвращающийся домой с 75 процентами. Тягостен, должно быть, для экипажа многодневный переход в Таллин... Опережая события, скажу, что, когда БМРТ-441 снимался с промысла, настроение у моряков было приподнятое, радостное. Трудности преодолены, план взят. Хоть музыкой отмечай этот день! Недаром же судно носит имя замечательного революционера, скрипача Эдуарда Сырмуса,..

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В этом рейсе на БМРТ-441 «Эдуард Сырмус" отличился комсомолец матрос I класса рыбообработчик Виталий Шумейченко. Активно занимался он и общественной работой. Благодаря тому, что он освоил специальность киномеханика, экипаж регулярно смотрел художественные фильмы.
Фото В. Тракса.



"ЭТОТ ДЕНЬ МЫ ПРИБЛИЖАЛИ, КАК МОГЛИ...»
ДЕНЬ 60-летия Великого Октября совпал для моряков «Эдуарда Сырмуса» с окончанием рейса, с досрочным выполнением плановых заданий.
На флагштоке — алый стяг Родины. На промысловой палубе, у лежащих вдоль бортов запасных тралов, укреплены красные флажки. Празднично и оживленно на судне. В красном уголке вывешен свежий номер судовой газеты «Атлантика».
Бригада тралмастера Рафаэля Магеррамова занята подъемом трала. Ребята работают быстро, чувствуется спаянность и сноровка. Траловой лебедкой управляет старший матрос Анатолий Савранский. Матросы Юрий Иванченко и Николай Сидляров ловко заводят стропа... Трал медленно идет вверх по слипу. Наконец, куток на палубе. Моряки быстро выливают улов. В бункер идет крупная скумбрия, зубан, карась...
На промысловой палубе распоряжается старший мастер добычи Эварт Константинович Попс. Опытный специалист, Эварт Константинович в должности старшего мастера плавает свыше десяти лет. На судне он избран председателем судового комитета, умело руководит социалистическим соревнованием, трудовым соперничеством бригад, служб и смен. Много сделал он и для организации успешной работы добытчиков. Под его руководством был переоборудован пелагический трал: стал гораздо легче, что позволило не терять скорости при тралении. При окончательных подсчетах оказалось, что добытчикам удалось добиться значительной экономии промвооружения. В социалистическом соревновании добытчиков — бригад Рафаэля Магеррамова и Владимира Шелеги вначале успех был на стороне последней. Здесь собрались специалисты более опытные. Но постепенно бригада Магеррамова — дружный, спаянный и дисциплинированный коллектив — приобретала необходимые навыки и с помощью Эварта Константиновича Попса, оказавшегося не только опытным воспитателем, но и умелым наставником, превзошла соперников. Оперативность и четкость в постановке и выборке трала, качественный ремонт, а главное — дружба, спаянность и дисциплинированность — стали решающими слагаемыми успеха.
...Вечером на судне состоялось торжественное собрание. Свободные от вахт моряки собрались в красном уголке. Председатель судового комитета Эварт Константинович Попс открывает торжественное собрание. Доклад о 60-летии Великой Октябрьской социалистической революции делает первый помощник капитана Иван Сергеевич Белый. Дружный экипаж отдал все силы и мастерство труду на благо Родины и добился победы. И. Белый оглашает результаты работы за рейс. Задание по вылову выполнено на 118,7 процента, по заморозке — на 115,6 процента. План по разделке завершен с отметкой в 138,4 процента (спецразделка составила 274,4 процента). Производство филе также выше планового — 136,1 процента. План по пищевой рыбопродукции выполнен на 108.4 процента, товарной — 112,6 процента. Значительно перекрыты дополнительные социалистические обязательства, принятые в начале рейса. Подтвердили звание ударников коммунистического труда 69 членов экипажа. На судовую Доску почета занесены фотографии третьего механика Николая Шестакова, электрорадионавигатора Михаила Снежинского, газоэлектросварщика Николая Зинченко, матросов Юрия Кривошеева, Николая Буглака, Иосифа Антонюка, Петра Надворного, Анатолия Мунтяна, Николая Пятаева, Валерия Глинки и Анатолия Мельника...
Раздаются дружные аплодисменты. Председатель суд кома вручает вымпелы победителям. Лучшей вахтой в машинной команде стал коллектив, возглавляемый вторым механиком Николаем Легким, среди рыбообработчиков пер вое место присуждено бригаде коммуниста Геннадия Новикова, у добытчиков красный вымпел получила бригада тралмастера Рафаэля Магеррамова.
Раздается звонок. Моряки приглашаются на концерт. Ведущий — матрос Александр Долгий поздравляет команду с праздником, успешным завершением рейса, желает счастливых встреч на берегу. Моторист Михаил Бобух, пекарь Анна Вовканец, четвертый механик Сергей Седнев и официантка Татьяна Бобух подготовили музыкально-литературную композицию «Россия — родина моя".
Выступления самодеятельных артистов повара Полины Латышевой и матроса Александра Строгова понравились зрителям. Победителями викторины стали моторист Петр Кирган, электромеханик Александр Капустин и старший механик Иван Федорович Славицкий. Снова звучит музыка. Но каждый моряк на миг вдруг прислушивается не к мелодии песни, а к привычному гулу винта. Домой!

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Хорошо зарекомендовал себя в рейсе на БМРТ—441 «Эдуард Сырмус» моторист Калью Росс .
Фото Ю. Кривошеева



ТАКТИКА УСПЕХА
НА ШИРОКОМ столе в кабинете капитана-директора Мати Юхановича Каска лишь один блокнот. Уточняются последние детали перед заходом в порт Санта-Крус-де-Тенерифе. На мою просьбу рассказать о борьбе за выполнение плана он охотно соглашается.
— Результаты неплохие. Хотя, положа руку на сердце, хочу сказать, что могли сработать еще лучше... Все проблемы, с которыми мы сталкивались в рейсе, можно условно разделить на три категории. Во-первых, назовем их—внешние, связанные с руководящими указаниями с берега и начальника промыслового района. Сюда же отнесем сдачу груза, получение топлива и снабжения. Во-вторых, тактика промысла, поиск рыбных скоплений и, главное, наиболее ценных пород. В-третьих, это сугубо наши, внутренние, судовые проблемы, которые мы можем решать своими силами. Итак, 22 июня «Эдуард Сырмус» вышел из Дакара. Нашему судну была оформлена лицензия на промысел в зоне. И вот первое разочарование: документ к приходу не оформлен, заявка подана слишком поздно. Пришлось переориентироваться. Как поступить? Держаться у зоны и пробавляться случайными уловами или идти южнее?
Помогла взаимовыручка, традиционное чувство локтя, свойственное советским рыбакам. Вместе с БМРТ-249 «Казань" Калининградского управления тралового лова мы спустились на 31 градус, где были неплохие уловы хека. Заключили договор о парном соревновании и приступили к работе. Но уловы были нестабильными. Мы отставали от плановой добычи более чем на 200 тонн, по заморозке — на 130 тонн. Зато главное внимание уделено было спецразделке. За месяц экипаж, по существу, выполнил рейсовое задание, так же как и по мелкой расфасовке.
В начале рейса со всей очевидностью выявились недостатки в работе рыбцеха. Трудно решалась проблема эффективности и качества продукции. Наши неурядицы сказались и в начале работы в зоне, куда мы вошли 3 августа. Приведу маленький штрих. В августе на судно пришла радиограмма, запрещающая разделку пеламиды. Трудно вспомнить, сколько тонн этого сырья было пущено на «колодку». Каково же было наше удивление, когда капитан пришедшего на промысел БМРТ-227 «Аугуст Алле» сообщил, что давно вновь разрешено пускать пеламиду в разделку. А берег ни словом не обмолвился об этом... И если уж до конца говорить, о первой, внешней, проблеме, придется констатировать неудовлетворительное снабжение продовольствием. Вначале продовольствие было отправлено на ТР «Крымские горы». Но это судно было слишком далеко от нас — мы не встретились. А когда в район пришел РТМС-7538 «Валгеярв», и там для нас ничего не оказалось. Пришлось останавливаться в ЦВА и отправлять шлюпку на ПБ «Станислав Монюшко».
Итак, о работе в зоне... Штурманский состав и служба добычи потрудились хорошо — уловы значительно возросли. По добыче мы с «минуса» вышли на «плюс» и даже заняли первое место по вылову среди однотипных судов в районе. Но по-прежнему сказывались недоработки технологической службы, отставал рыбцех. Слов нет, коллектив там подобрался опытный. Помощник капитана по производству Иван Сергеевич Шичкин и рыбмастера коммунисты Василий Ефимович Ткачев и Геннадий Георгиевич Новиков — знающие и любящие свое дело люди, грамотные специалисты. Но вот показатели по заморозке, разделке и изготовлению филе не удовлетворяли нас.
Решающую роль в борьбе за выполнение производственного плана сыграли судовые коммунисты.

РЕШАЮЩИЙ ПОВОРОТ
СЕКРЕТАРЬ партийной организации боцман Сергеи Иванович Галата — опытный рыбак. Плавает он давно. Возглавлял партийные организации на многих судах. В рейсе на «Эдуарде Сырмусе» было 13 членов КПСС. Главное внимание обращалось на производственную деятельность, личный пример коммунистов в выполнении заданий и социалистических обязательств.
— Время было горячее, — говорит Сергей Иванович. — экипаж трудился в августе не покладая рук, но мы ясно видели, что в работе есть еще неиспользованные резервы. На партийном собрании коммунисты детально проанализировали состояние дел на судне, работу добывающей и обрабатывающей служб. Прошли те времена, когда достижения экипажа определялись выловом и заморозкой. Особенно, по мнению партийной организации, наши недоработки выявились при наборе первого груза. Главный из них — узкий ассортимент выпускаемой продукции.
Принципиальный подход к делу, критика и самокритика позволили значительно активизировать деятельность экипажа, организовали коллектив на ударный, самоотверженный труд, наступил решающий поворот в нашей работе. Повысили свою активность комиссия по контролю за качеством выпускаемой продукции, народные контролеры, «Комсомольский прожектор». Группа народного контроля, возглавляемая вторым помощником капитана Виктором Танисом, не только усилила проверку качества продукции, разделки рыбы, выпуска филе и спецразделки, но и более принципиально стала подходить к использованию сырья на пищевые цели. Вылов сардины, хотя и обильный, нас не удовлетворял, нужны скумбрия, зубан, капитан, карась. Но скопления ценных пород рыб крупными здесь не бывают. А на небольшом участке обнаруженных стай могут работать два-три судна. Поэтому настойчивый поиск, тщательный анализ промысловой обстановки и максимум разделки стали правилом в нашей работе.
Большую помощь оказало парное социалистическое соревнование. Нашим соперником стал экипаж БМРТ-349 «Агат». Калининградского управления тралового лова. Мы не только консультировались по вопросам добычи, но и подавали друг другу хороший пример в разделке рыбы. Вот пример. Если на «Эдуарде Сырмусе» за сутки изготовляли 2—3 тонны филе и нарезали по 2 тонны тушки, то на «Агате» разделка доходила до 10 тона за сутки, иногда — до 16 тонн. Надо все же учесть, что наш экипаж был не полностью укомплектован, не хватало 9 человек. Было над чем задуматься...
Следует отметить большой вклад в общее дело коммунистов Юрия Кривошеева, стоявшего на трудной операции — выбивке брикетов, Владимира Миронова, работавшего в трюме. Социалистическое соревнование между бригадами коммунистов В. Ткачева и Г. Новикова развернулось с новой силой. С самой лучшей стороны проявили себя в этот момент комсомольцы Александр Чубенко, Виталий Шумейченко, Анатолий Мунтян, Иосиф Антонюк. Значительно возрос выход мороженой продукции. Если раньше производилось по 20—25 тонн за сутки, то теперь постоянно в трюмы отправлялось по 30 — 33 тонны продукции высокого качества. Увеличился выпуск разделанной рыбы и изготовление филе. Например, на субботнике 22 октября производственные смены с помощью подвахты нарезали 22 тонны тушки. Но и в последующие дни средняя производительность без подвахты составила 16,6 тонны в сутки.
Командный состав машинной команды в основном сохранился с предыдущего рейса. Вместе с Иваном Федоровичем Славицким работали механики Николай Шестаков и Сергей Седнев, рефмеханик Арво Линнамяги, механик-наладчик Леонид Мацкевич. Это во многом способствовало слаженности в работе всего коллектива. Системы и механизмы работали нормально. Простоев по вине машинной команды не было. Между вахтами развернулось социалистическое соревнование. По итогам работы в рейсе лучшими признан коллектив, возглавляемый вторым механиком Николаем Легким.
12 октября экипаж БMPT-441 «Эдуард Сырмус» рапортовал о выполнении годового плана и досрочном завершении задания первых двух лет десятой пятилетки. В сентябре и октябре наш коллектив вышел победителем в социалистическом соревновании экипажей судов объединения «Эстрыбпром» по производству пищевой рыбопродукции.
Несомненно, успехи радовали, настроение у всех поднималось, слаженность и взаимовыручка прибавляли сил. И затраченные усилия не пропали даром. После тяжелых промысловых будней с особенной радостью мы встретили знаменательный праздник - 60-летие Великого Октября.
Б. АРТЮХОВ, преподаватель ЗСШМ.



""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Как только БМРТ-441 «Эдуард Сырмус» ошвартовался в Таллинском рыбном порту, портовики приступили к разгрузке рыбной продукции, доставленной из районов промысла этим судном.
Фото В. Тракса.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!