Памяти БМРТ-536 «Херман Арбон» и его экипажей. КОМУ ДОСТАЕТСЯ ПОБЕДА – 09 07 1977

Автор
Опубликовано: 2378 дней назад (20 октября 2017)
0
Голосов: 0
ТАК УЖ УСТРОЕН человек, что успех, добытый без особого труда, не остается надолго в его памяти. За 21 год работы в нашем объединении наверняка выпадали и на долю капитана Дмитрия Бурлака не слишком сложные рейсы. Поди теперь, вспомни такие. К иным рейсам привык капитан. Когда каждому новому центнеру сырца открыто радуешься. Тем паче, если не «солома», не мелочь третьей группы...
Уж кто-кто, а он-то представлял себе трудности предстоящего рейса, когда БМРТ-536 «Херман Арбон» в середине января начинал свой долгий путь в Атлантику. В общих чертах, правда, потому что едва ли не до последнего дня февраля было неясно, чем чревато введение 200-мильных экономических зон. Одно было несомненно: работать придется в режимах ужесточения промысла. На «ура» не возьмешь, валом не прикроешься — не получится по старинке, проще как. Да и какой вал, если промысловая обстановка в назначенном районе не только оставляла желать лучшего — не было вообще этой обстановки. Когда-то еще появятся рыбные косяки, а пока с калининградского БМРТ, что вел там поиск, приходили одни неутешительные сводки.
Что же касается «по старинке», то с этим проблемы, пожалуй, не было. Ибо средний возраст экипажа за вычетом старшего комсостава, составлял всего-навсего 23 года. Иначе говоря, не обросли еще ребята теми привычками, взглядами и отношением к своей работе на промысле, с которыми теперь пришлось бы бороться. Вот ведь как оборачивалось дело: еще несколько месяцев назад огорчался бы — куда с такой «зеленой» молодежью, а теперь впору радоваться...
Радоваться — не радовался, это к концу рейса пришло, но и не жалел. Не огорчался. И дело тут не только в особенностях характера капитана-директора Дмитрия Кирилловича Бурлака, который вообще не привык унывать, это подтвердит всякий, кому довелось плавать с ним. Главное, что с самого начала рейса развернулась на судне энергичная и, если так выразиться, неформальная работа по сплочению коллектива, экипажа в единое целое, живущее едиными же интересами и стремлением. Стремлением как следует подготовиться к работе на промысле, одолеть превратности изменчивой промобстановки, неожиданности атлантической погоды и другие трудности — предвиденные и непредвиденные, и непременно взять план. Выполнить соцобязательства, взятые на период рейса. Что нужно для этого, рыбакам лишний раз объяснять не приходилось — при всей молодости люди были уже достаточно компетентны в своем деле, грамотны теоретически, опыт же, известно, дело наживное. А сил, энергии занимать им не приходилось.
Трудовой настрой этот, молодой энтузиазм и оптимизм удалось сохранить на протяжении всего рейса. И когда шла рыба, и когда бывали затяжные проловы. С начала работы на промысле вторых было куда больше. В такие дни ревностно следили за добытчиками старшего тралмастера Льва Николаевича Зуева и мастера Ивана Головань — опытного и рачительного хозяина промысловой палубы.
Работать добытчикам приходилось все время на тяжелых, опасных грунтах, где другие суда, случалось, после траления выбирали одни ваера, но на 536-м такого не бывало. В худшем случае — порывы, но они быстро устранялись: добытчики, по общему признанию, знали свое дело «туго» и, что немаловажно, работали в самом тесном контакте со штурманами, понимая друг друга с полуслова.
А там, на мостике, с самого раннего утра и до глубокой ночи находился «сам» — капитан-директор Бурлак.
Ведь знал же человек - штурманский состав достаточно подготовленный и способный, но нуждается в опеке, да и не пытался капитан вмешиваться в работу своих помощников, подменять их. А все ж спокойней, когда все делается у тебя на глазах. Но главное было не в этом. Сразу, как пришли в район промысла, убедились: рыбы нет. Стали работать в режиме поиска. Сутки, третьи, пятые... Настроение тревожное - попробуй сохранить самообладание, когда рейс начинается с отставания в плане. Потому и не покидал мостика капитан — из состава прежнего экипажа на судне не оставалось почти никого. Бурлак был единственный, кто уже промышлял в этом районе, знал его досконально. А когда, наконец, обнаружили косяки, хоть и негустые, и приступили к тралению, начались штормы. Рыба устремилась где потише, а там — на редкость плохие грунты. И снова все взоры на капитана: мол, тебе лучше знать, как и что делать, небось, не раз уже приходилось... Вот и вся недолга, почему с утра и до ночи «маячил» он на мостике.
То и дело менялись режимы траления. В зависимости от ситуации, которая устойчивостью, понятно, не отличалась. Максимум внимания и оперативности со стороны добытчиков, штурманов, лебедчика Федора Приходько персонально... К слову сказать, за отличное выполнение своих обязанностей, высокое мастерство и дисциплину, исполнительность его фото второй рейс подряд красовалось на судовой Доске почета, а после завершения рейса было вручено его владельцу на память — а подписью руководителей экипажа.
И сырец начал поступать в рыбцех, где с нетерпением ждали уловов подчиненные Валентина Логинова, помощника капитана по производству. Завидной, богатырской силы человек, он не знал усталости, работая за двоих-троих, успевал повсюду, всем своим видом показывая: куй железо, пока горячо... В этом рейсе Валентин был избран секретарем судовой партийной организации, которая хотя и была немногочисленной - всего 12 членов и 4 кандидата в члены КПСС, — но влияла на положение всех дел на судне самым активным образом. Заместителем у В. Логинова был матрос-рыбообработчик Анатолии Панфилов - энергичный и беспокойный, инициативный человек, которому также до всего было дело: успевал он и в рыбцехе отработать, и фото- и стен газету выпустить, и стенд актуальный оформить. Естественно, что был он одним из активных, деятельных членов партийном группы производственной службы, коммунистов которой возглавлял Николай Касьян — матрос первого класса, знающий и опытный рыбак, просто не способный делать порученное ему дело иначе, как только на отлично. И входил в эту партгруппу машинист РМУ Вильям Сварваль — из той же категории людей, на которых можно положиться во всем. Они плюс помощник капитана по производству Валентин Логинов, — это было ядро, сердцевина производственной службы, возглавившая борьбу за наилучшее, наиболее рациональное, а значит, бережное использование сырца. Верными и надежными помощниками их были моряки комплексных бригад — рыб-мастеров Владимира Meльничука и Вадима Драй, упорно состязавшиеся между собой в течение рейса.
На этих-то людей и возлагал надежды капитан Бурлак, поддерживал и приветствовал их инициативу, заинтересованно вникал в предложения и советы. Так было на постоянно проводившихся производственных совещаниях, так было и на собраниях — партийных, общесудовых, комсомольских — везде, где шла речь о том, чтобы довести коэффициент использования сырца на пищевые цели до 80 процентов. Ибо, несмотря на опыт, мастерство и интуицию капитана и штурманов, неусыпную бдительность гидроакустиков, чья поисковая аппаратура работала безупречно, несмотря на ухищрения тралмастеров, - выловом дела обстояли неважно. Выйти на плановый показатель так и не удалось - вытянули лишь 95 процентов. Тем не менее, рейсовое задание по пищевой рыбопродукции выполнили на 107, товарной — на 110 процентов.
Вот что означают те самые 80 процентов использования сырца на пищевые цели, за которые боролся экипаж. И филе — рейсовое задание по данному виду продукции было перевыполнено в пять с лишним раз! Можно смело предположить, что не пропала ни одна скумбрия из той массы рыбы, что поднимали на борт. И практически все эти 500 с лихвой процентов филе — за счет подвахт. За счет тех же добытчиков, которые, сделав свое дело, без приглашений принимались за новое — в рыбцехе. И мотористов, электриков, механиков — с ходовых вахт, пренебрегая отдыхом, шли они туда же, в рыбцех. Где, дорожа каждой минутой, трудились судовой врач коммунист Виктор Приймак и комсомольцы матрос Георгий Лилеко - рулевой, повар Валентина Beрижникова, кастелянша Людмила Мотынга, молодой коммунист и член комсомольского бюро рефмоторист Валерий Шафигуллин и... И кто только не побывал на этих ударных по вахтах! Вот такие люди и делали «погоду» в этом трудном рейсе БМРТ «Херман Арбон". Были ли иные? Были, хоть и единицы. Не о них здесь речь, не они герои сегодняшнего дня. Другие в этот День рыбака празднуют заслуженную победу на промысле. И — поздравляют своего капитана Дмитрия Бурлака с почетным званием — «Отличник социалистического соревнования рыбной промышленности СССР»...

М. ЛЕОНТЬЕВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НА СНИМКЕ: капитан-директор Д. К. Бурлак.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!