Памяти БМРТ-536 "Херман Арбон» и его экипажей. КАКУЮ ОЦЕНКУ ДАТЬ РЕЙСУ? – 17 10 1978

Автор
Опубликовано: 2614 дней назад (28 февраля 2017)
0
Голосов: 0
На вопросы нашего корреспонденте отвечает капитан-директор БМРТ-536 "Херман Арбон» Ю. Н. Ильченко.
— Не так уж часто приходится «Рыбаку Эстонии» брать интервью у капитанов... неудачливых, что ли, судов. Которые возвращаются с промысла с невыполненным рейсовым заданием, не говоря уже о социалистических обязательствах. Но ведь БМРТ-536 к «неудачливым» не отнесешь: как правило, этот траулер обычно возвращался с промысла с страдными, если не сказать — завидными показателями. Что же произошло на этот раз, Юрий Николаевич!
— То и произошло, что прибыли мы вроде бы тихонько, незаметно и... сконфуженно. Одним словом, без плана: его не удалось выполнить ни по одному показателю. Действительно, о социалистических обязательствах и говорить не приходится. Значит, плохо работали на промысле? Разучились ловить рыбку, не проявили должной настойчивости, инициативы, сметки?
Вопросов подобного рода можно задавать уйму. Если не учитывать специфики сегодняшнего промысла. Но вот вам информация для размышления. В начальный период работы на промысле — это 40 промысловых суток - экипаж сработал с такими показателями; вылов — 105,7 процента, мороженая продукция — 114,2, пищевая — 111,4, разделка — 130 процентов. Выходит, все-таки не разучились мы ловить рыбу? То-то и оно. Но в последующий, основной период своего пребывания на промысле мы еле-еле перевалили за 60 процентов по тем же самым показателям. Правда, неплохо обстоит дело с «рыбацким коэффициентом»: на пищевые цели пошло 85 процентов добытого сырья. Но ведь этот коэффициент может радовать только при условии выполнения плана по вылову. А в этом вся загвоздка: не было рыбы, и уж коль скоро это так, то не поможет никакое, даже самое ухищренное рыбацкое искусство — ни капитана ни добытчиков.
Поясню: в тот самый "везучий» — начальный период мы работали вне зоны в СЗА, пока были квоты. Но затем перешли в национальную зону Канады, где действуют многочисленные ограничения, против которых, понятно, не возразишь. Основным объектом лова был макрурус. Не скажу, что он отсутствовал в отведенном нам районе - макрурус был, но на больших глубинах, которые увы, пока недоступны нам. Имею ввиду не только нас, представителей «Эстрыбпрома»: по соседству работали мурманчане, рижские и калининградские суда, но с такими же результатами. И дело не только в том, к примеру, что лично нам не хватило около тысячи метров кабеля для прибора ИГЭК - на сегодняшний день наше промвооружение не приспособлено к облову рыбы на больших глубинах. Впрочем, факт этот общеизвестен и остается надеяться, что промышленность и наука решат эту проблему в самом ближайшем будущем. Хотя как капитан, рыбак с 23-летним стажем, я не могу понять, почему она до сих пор не решена... Тезис о неисчерпаемости океана, его живых ресурсов оказался несостоятельным еще задолго до того, как начали вводиться экономические 200-мильные зоны. Точно так же отнюдь не вчера и не позавчера стала очевидной необходимость освоения промысла набольших глубинах.
Сколько ж можно скользить по верхам - в буквальном смысле этого слова? Оно проще, конечно, легче во всех отношениях, вот и вычерпали то, что плавает на поверхности... Не станем, однако, поддаваться унынию - теперь-то этот день недалек, когда большие глубины не будут нас отпугивать.
Хотелось бы усилить и оттенить этот момент, поскольку кое-кто из молодых рыбаков поспешил сделать вывод, будто их профессия пошла на убыль и "рыбалка" - дело бесперспективное.
Но это в порядке "лирического отступления" ...
- Тем не менее, оно имеет прямое отношение и к нашему разговору о минувшем рейсе. Очевидно, давать ему оценку, исходя только из технико-экономических показателей нельзя. По сути дела , вы решали задачу, значение которой выходит за рамки обычного рейсового задания, сколь бы важным оно ни было для нас. Посмотрим на это дело с такой точки зрения. После введения экономических зон национальные хозяева их, и это видимо, естественно, особенно на первых порах, довольно ревниво и настороженно относятся к рыбакам-иностранцам, подозревая их во всех смертных грехах. И тут задачей № 1 становится - утвердить авторитет наших, советских рыбаков, их готовность и способность неукоснительно соблюдать национальные правила рыболовства в водах других государств. Как удалось вам решить такую задачу?
- Думаю, - успешно. Уверен в этом. К сожалению, я не имею под рукой перевода отзывов о нашей работе в зоне Канады, которые дали инспекторы, наблюдатели и контролеры. А таких немало перебывало на борту БМРТ "Херман Арбон». Среди этих отзывов ни одного отрицательного. Более того, почти все они написаны с чувством признательности за исключительно внимательное отношение наших рыбаков к законам и правилам канадской стороны. Действительно, экипаж 536-го продемонстрировал высокую политическую сознательность и такт, организованность и дисциплину и на промысле, и при заходе в порт Сент-Джонс.
Хочу остановиться и на таком моменте, о котором я упоминал, выступая на пленуме партийного комитета объединения. Что означает безрыбица для рыбаков, расшифровывать не надо. Это и проблематичный заработок, и нервозность, чувство неуверенности и т. п. Иначе говоря, та самая почва, на которой легко вызревают разные конфликтные ситуации и осложнения. Но ничего подобного у нас в рейсе не было! Скажу больше. Именно в этом рейсе наша партийная организация увеличилась на восемь человек за счет лучших молодых рыбаков, принятых кандидатами в члены КПСС. В море с ними занимался рыбмастер Петр Соловьев, руководивший школой молодого коммуниста. Или такой факт. Когда проводился комсомольско - молодежный субботник в честь XI всемирного фестиваля демократической молодежи и студентов в Гаване, участие в нем принял весь экипаж, единогласно решивший передать заработанные средства в фонд фестиваля.
На фоне неудач, которые преследовали экипаж буквально с первых дней рейса — помните, конечно, аварию, которая приключилась с БМРТ-536... — подобные факты что-нибудь да стоят! Одним словом, я как капитан-директор могу только гордиться таким экипажем и такими людьми.
Со всей ответственность могу сказать: сложись промысловая обстановка чуть более благоприятней, добытчики старшего мастера Георгия Николаевича Федоренко — отменнейшего, должен сказать, мастера, недаром — орденоносец... — не упустили бы своего. И не пришлось бы нам теперь ломать голову над вопросом, как оценить этот рейс «Хермана Арбона»...

Л. ФИРСОВ.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!