Памяти БМРТ-605 «Мыс Челюскин» и его экипажей. КОГДА В АКТИВЕ – ОПЫТ – 04 04 1991

Автор
Опубликовано: 2288 дней назад (18 января 2018)
0
Голосов: 0
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

...Ему бы, капитану Белоусову, грех жаловаться: экипаж БМРТ-605, который он вывел на промысел в РГБ, по всем показателям поработал отлично; когда обнаруживалась крайняя в том нужда — что топлива, что тары на судно подавалось по потребности — чего же еще? А он недоволен: и морозильные аппараты на траулере не те установлены, и транспортеры установлены нерационально, и контакты у лебедок не отрегулированы... Но — слово за слово, и начинаешь понимать, что это он так, для пущей убедительности на неполадки кивает: чтобы подчеркнуть, насколько дееспособным показал себя в рейсе экипаж в целом и отдельные специалисты.
Рейс был в некотором роде испытательным — судно только что вышло из ремонта. Как опытный судоводитель П. Белоусов не мог не оценить преимуществ обновления: «Хорошая машина, и вспомогачи новые. Этот БМРТ мог работать буквально как «супер». Можно считать — так и работал. Только дай хорошему работнику шанс для успеха — ему и это покажется мало. Вот морозильные камеры в количестве пяти штук установили, на взгляд капитана (да и его помощника по производству тоже), не те. С такими бы уловами можно было давать от 42 до 45 тонн заморозки в сутки. Вместо этого дотягивали максимально до 32 тонн. И то — хвала рефмеханику В. Лепешкину: как он эти 32 тонны вытягивал (это когда вода — словно парное молоко) — одному ему ведомо. По соседству на БМРТ-564 хорошо считалось, если удавалось заморозить 18 тонн...
«Это ж до полутора суток приходилось обрабатывать 100 тонн подъема, — сокрушается Павел Викторович. — Работали двумя тралами. Поднимешь их оба ночью, но только один успеваешь обработать. Морозильные мощности слабые, вот и приходилось днем в дрейфе лежать, продолжать обработку».
Морозилки да двигатели — только они в рейсе не подвергались сколько-нибудь серьезным доработкам. Чего не сказать о палубных механизмах и рыбцехе. Два трала — и судно, естественно, насыщено по лебедкам. Контакты у них оказались ненадежные. Удалось их отрегулировать, да так, что потом уже на протяжении всего рейса лебедки работали безупречно. (Капитанское спасибо второму электромеханику Ф. Горшанову).
По сравнению с соседними судами «изумительно» (белоусовское же выражение) работали и тралы. Благо и сам капитан разбирается в них, и старший мастер добычи Валентин Беличков специалист выдался не промах. В мастерах добычи был еще Вячеслав Дементьев — он тоже с тралами обходиться умеет. У других судов, сколько наблюдал капитан Белоусов, не получалась работа тралами на мелких глубинах, тем и приходилось обращаться за консультациями на БМРТ-605...
О том, как отлично действовали рыбаки, что на постановке и выборке тралов, что на обработке уловов, Павел Викторович готов рассказывать сколько угодно. Да и какому капитану не любо будет, если команда добытчиков, справившись со своим делом, безо всяких понуканий отправляется в цех, чтобы помочь обработчикам?! Тем более, что там забот скапливалось невпроворот.
Перво-наперво, досталось попотеть судомеханической службе. Вообще-то цех был переделан — с учетом качества — еще во время капремонта, здесь вместо семи установили три элеватора. Только одно дело испытывать механизмы после ремонта вхолостую, а другое — при полной загрузке: непременно обнаруживаются огрехи. Где-то что-то задевает, где-то смещены транспортеры.
На БМРТ-605 быстро поняли: цех оборудован под обработку однородной рыбы. А тут, в районе Гвинеи-Бисау, ее шло до 20 наименований. Кроме того, кардинально требовалось изменить расположение трех линий — не было в экипаже пяти «лишних» людей, каких требовали эти линии в их изначальном виде. Обустроили рабочий участок так, что вместо троих на накопителе и на упаковке мог уже управляться один обработчик. И на филейной машине установили съемные линии: и себе удобно, и подменному экипажу, что должен будет вести промысел в районе Канады: с таким устройством можно легко маневрировать на различных ассортиментах продукции.
Так что основательная выдалась нагрузка на механика-наладчика Е. Ратникова. Стармех Эльмар Кару, правда, не оставался в стороне, помогал, сколько, когда и где было необходимо.
При такой отдаче технической службы могла ли уступить в чем-то производственная? Цех настраивался строго согласно указаниям помощника капитана по производству Олега Коданцева. Под его бдительным оком работали не только обработчики. Чтобы оптимальным образом регулировать работу цеха, он поддерживал постоянную связь с добытчиками, четко организовывал под-вахту. Определенная свобода в выборе тактики предоставлялась ему, благодаря самостоятельности рыбмастеров, в особенности Оскара Инги. И — словно по цепочке — матросы обработчики тоже свои обязанности умели соблюсти. Это относится равно к Г. Тютиреву и О. Юдину, М. Порозову и А. Алила...
Обозначив в начале данной корреспонденции, что экипаж успешно справился со всеми показателями плана, мы не стали конкретизировать то обстоятельство, что задание по заморозке не было-таки обеспечено в том объеме, как оно планировалось. Дело не в том, что «не справились». Капитан сознательно и вполне аргументированно пошел на такую «потерю»: обстоятельства складывались отнюдь не и пользу валовых показателей.
Слабые морозильные мощности — это бы еще полбеды. А перебои с топливом? Плавбаза «Станислав Монюшко» (не от хорошей, конечно, жизни) выдавала топливо пайками. По четыре часа приходилось убивать на перебежки для бункеровок. В общей сложности на ожидании загрузки топливом было потеряно 14 суток. Но: как пошла хорошая рыбалка, снабжение уже обеспечивалось стабильно (сказано капитаном к чести штаба промрайона).
Необходимость выпуска рыбопродукции на экспорт, производства филе-тушки диктовалась и ассортиментом вылова. Шла дорогая рыба — целесообразным представлялось выпускать тушку. План по различным видам разделки выполнен более, чем на 200 процентов. При безупречном качестве продукции. На заморозку нажимали, лишь когда были уверены в обеспечении тарой.
В целом что капитан, (вы его видите на снимке), что штурман нацеливались на работу на дорогих породах рыбы. Естественно, по деньгам это лучше получалось. Что имелось в виду как конечная цель. «На руку» работала и исходная позиция: капитан был уверен в собственной, нажитой судоводительской практикой интуиции, брал в расчет и возможности экипажа.
Район, по наблюдениям Белоусова, характеризуется в это время года подвижностью, приливов и отливов. Он постоянно корректирует свой планшет, чтоб иметь наглядное представление: раз оттралил на этом месте, на обратном пути рыбы здесь уже не ищи. Чувствовал, что, к примеру, вот на днях пойдет альбула — ребята, призывал, надо готовиться. В состоянии полной готовности всегда оставались не одни только добытчики, но и электрорадионавигатор В. Яковенко. Гидролокатор, правда, дважды выходил из строя, но Яковенко это не смутило, он к таким неожиданностям подготовлен и с неполадками быстро управился. (Потом еще находил возможности выручать рыбаков на креветколовах). И — опять же повод капитану отметить преимущества «своего» судна. Приборы были хорошо отрегулированы, что позволяло выходить на каждую стаечку. Если не жалеть времени на поиски. И не жалели: лучше, считалось, потерять 30 минут на стайку и производительно поработать на ней, чем ставить по площадям (идти «на авось») и оставаться «в прогаре».
В открытую действует на рыбалке Павел Викторович Белоусов — в том смысле, что открыт для коллектива не только в производственных делах, но и вне их доступен для общения. На том строилась атмосфера в экипаже. Атмосфера уверенности. Вот стенд с показателями. Где-то он, может, ради формальности соблюдается, на БМРТ-605 на следующий же день после вахты рыбак мог свериться, что он, в перспективе, имеет. Если видели, что по деньгам лучше получается, не оставалось сомнений: следовательно, точно — выгоднее, как говорил капитан, оставаться работать здесь. Откуда здесь быть недовольству? Тут даже неблагоприятные «объективные» факторы отступают на второй план.
В актив на БМРТ-605 «Мыс Челюскин» был включен опыт. Не только капитанский, но и специалистов, и рядового плавсостава. Не остался он втуне ни у повара С. Зековой, ни у пекаря С. Мороз, ни у рулевого (и, к тому же, «артельщика») И. Грицюка. Тем и силен оказался экипаж...

Л. ПАНОВА
Фото Р. ЭЙНА.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!