Памяти БМРТ 606 «Мыс Арктический" и его экипажей. КОГДА ТРУДНОСТИ СИЛЬНЕЕ РЫБАКОВ – 21 01 1978

Автор
Опубликовано: 2679 дней назад (19 декабря 2016)
0
Голосов: 0
СУДНО ВЕРНУЛОСЬ С ПРОМЫСЛА

ВАЖНО ГЛУБОКО АНАЛИЗИРОВАТЬ ПРИЧИНЫ НЕВЫПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ПОМОГАТЬ ВСЕМ УЧАСТНИКАМ СОРЕВНОВАНИЯ ВЫХОДИТЬ НА БОЛЕЕ ВЫСОКИЕ РУБЕЖИ...
(Из Письма ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ партийным, советским, хозяйственным, профсоюзным и комсомольским организациям, трудящимся Советского Союза).


С ТЕХ пор, как БМРТ 606 «Мыс Арктический" работает в нашем объединении, не выпадало на долю его экипажа такого «невезучего" рейса, как недавно закончившийся (рейс 2/4 с 6 августа 1977 г. по 8 января с. г.). Трудные были, но этим рыбаков не удивишь и не обескуражишь. Давно привыкли они не пасовать перед трудностями, научились и противостоять, и преодолевать их. Вот и этот рейс: до самого последнего дня его не теряли моряки надежды на то, что, несмотря на все превратности удастся выполнить рейсовое задание, ну, если не по всем, то хотя бы по самым основным показателям. Чтоб не «прятаться в кусты», не конфузиться, когда зайдет речь о том, как сработал экипаж в юбилейном году Октября.
Что ж, в море, на промысле, не было «сачков» на БМРТ-606. Толково, со знанием дела и исключительно добросовестно трудились рыбообработчики технологической службы, которой руководил помощник капитана по производству молодой коммунист Николай Никитин. Впервые выходил он в рейс в качестве технолога, но, как говорится, сразу же зарекомендовал себя инициативным и энергичным специалистом. Не хватало опыта? Не беда: здорово помогали многоопытные, знающие рыбмастера — Эльмар Таммикун и Александр Гайдук, которых с полным основанием можно назвать почетным именем — наставники. Весь рейс «курировал» рыбцех первый помощник капитана Владимир Семенович Помозов, которого хорошо знают и уважают рыбаки нашего объединения. Уважают за доброжелательное, по-настоящему товарищеское и заботливое отношение к людям. Бывший рыбмастер, он не только словом, но и делом, собственным примером и рабочими своими руками помогал обработчикам... На удивление хорошо, безотказно действовали «капризные» морозильные установки MAP-8АМ, на которые раньше было столько жалоб (о чем, кстати, писалось и в «Рыбаке Эстонии»). Сумел же распознать их норов механик-наладчик Владимир Кифаруков. И не только лично, но и других научил. Сначала — обучил, подготовил себе едва ли не добрую полдюжину помощников из числа матросов-обработчиков — Виктора Михайлова, Николая Клецкова, Юрия Пнева, Владимира Бойко, которые освоили под руководством В. Кифарукова специальность аппаратчиков. Вот что значит наставничество, вот каким должен быть наставник... Устойчиво, надежно действовала технологическая линия рыбцеха, все агрегаты и механизмы. В чем особая заслуга рефмеханика коммуниста Станислава Зверяко (он же председатель группы народного контроля) и электромеханика Юрия Чайки (с высшим образованием человек).
Довольно искусно и, можно сказать, настойчиво работали в на редкость неблагоприятной промысловой и метеорологической обстановке добытчики старшего тралмастера Алексея Хабарова.
С первых же дней рейса развернулась на судне настоящая борьба за максимальное направление сырца на пищевые цели.
По-ударному, и эффективно, и качественно потрудились в рейсе и моряки машинной команды во главе со старшим механиком Валерием Ряховским (он, кстати, возглавлял судовую партийную организацию — 16 коммунистов — которая увеличилась в рейсе на четыре человека за счет передовых матросов).
Как видим, есть веские основания сказать, что экипаж БМРТ «Мыс Арктический» не пожалел сил и стараний, чтобы выполнить свое напряженное рейсовое задание и социалистические обязательству юбилейного года пятилетки.
Но выполнить их не удалось. Вот итоги рейса: вылов — 99,1 процента, заморозка— 103.7, филе — 47,4, пищевая рыбопродукция — 85,4 процента.
Что же это за трудности, которые так и не удалось преодолеть этому, прямо скажем, сильному, подготовленному экипажу? Объективные, субъективные? Каких больше, в чем их причина? Вопросы, как видим, отнюдь не праздные. Разобраться в них тем более важно, что начался очень напряженный и очень ответственный год для рыбаков нашего объединения, работать нам предстоит с максимальным напряжением всех сил. И первоочередная задача — свести до минимума, а в идеале — полностью исключить бы те трудности, которые зарождаются и порождаются здесь, в нашем собственном объединении.
Итак, что же обусловило неудачу рейса БМРТ-606?
Начинался он, как уже сказано, 6 августа прошлого года. Два дня спустя — 8 августа, получив снабжение, траулер вышел в море, в район СЗА. Работать предстояло в зоне, лицензия открывалась с 24 августа. Может, не следовало столь спешно «выталкивать» судно в море? Может, следовало бы внимательней, тщательно, а не формально, проверить, все ли готово на нем к промыслу?
В самом деле. Из состава прежнего экипажа оставалось на БМРТ лишь 5 человек, (из них 2 официантки-уборщицы) . Факт тем более настораживающий, что суда проекта 394АМ, к которым от носится БМРТ-606, представляют собой нечто среднее между обычным БМРТ и супертраулером, оснащены довольно сложным оборудованием, техникой и пока недостаточно освоены личным составом. Один пример. На промысле «забарахлила» поисковая аппаратура — в частности, гидроакустическая станция «Прибой-2». Собственными силами разобраться и устранить неисправности не удалось: электрорадионавигатор И. Нестеров, хоть и имеет высшее техническое образование, не сумел справиться с незнакомой аппаратурой. Решили обратиться за помощью к мурманчанам, которые работали по соседству. Кто знает «Прибой»? Оказалось — никто. Мурманчане поступили просто: видя ненадежность станции, просто сняли ее и вернулись к «Палтусу» — так-то надежней...
К сожалению, ни отдел кадров, ни отдел связи не задумались над вопросом, а справится ли с «Прибоем» новичок электрорадионавигатор который и прибыл-то на судно чуть ли не за сутки до начала рейса. Не имея достаточного практического опыта, он даже не сумел вовремя (да и не было этого времени то) обнаружить , что кабель прибора ИГЭК сильно изношен, просто проржавел, и вы ходить с ним на промысел по меньшей мере рискованно. Что и подтвердилось уже во время первых, пробных тралений. И вот результат: в течение 10 дней, пока БМРТ-606 ожидал лицензию на работу в зоне, все попытки вести промысел в пелагическом варианте окончились неудачей.
Дело не только в неудачном подборе одного специалиста: буквально перед началом рейса на судно прибыл целый ряд других специалистов, не успевших толком познакомиться ни с подчиненными им людьми, ни с техникой, оборудованием, снабжением, их качеством и т. д. Иначе говоря, рецидивы старой «болезни», именуемой «предрейсовой горячкой», о чем столько уже говорилось и писалось, продолжают иметь место...
Дальше все продолжалось по законам невезения. 24 августа БМРТ-606 приступил к промыслу в зоне. Сразу же резко осложнилась промысловая обстановка. Прилов палтуса превысил установленный минимум, пришлось "бегать» по району в поисках новых трасс траления. Пресловутый кабель ИГЭКа не позволял вести облов в пелагическом варианте. В результате вылов за 30 промысловых суток составил лишь 52 процента, отсюда и остальные показатели.
В известной степени удалось поправить положение после того, как перешли к облову мойвы (период октябрь—ноябрь). Рыба пошла. Оживилась и закипела работа в рыбцехе, где люди уже «изголодались» по рыбе. Правда, рабочий порыв, трудовой энтузиазм остудили вынужденные простои: еще один рецидив закоренелой «болезни» — плохая работа транс портного флота. И тем не менее план по добыче и заморозке был выполнен почта на 130 процентов, по пищевой - и того больше: более 136 процентов.
И, наконец, последний, третий период работы - облов макруруса и палтуса. Все показатели оказались ниже 50 процентов. Подвела штормовая погода: 15 суток вели активный промысел, 10 - штормовали. Но не только в погоде дело. Имей БМРТ-606 такие же донные тралы, какими работали мурманские рыбаки, а в последний период и наш БМРТ-536 ( к сожалению, к концу промысла этот трал здесь пришел в негодность), - глядишь, удалось бы заметно поправить положение с добычей. Но это из области предположений - чего нет, того нет.
А ведь тралы, которыми вооружены мурманчане, эффективнее наших как минимум на 35-40 процентов. Солидный выигрыш! Думается, отдел промрыболовства и ОМТС объединения сделают соответствующие выводы из этого.
Задуматься над итогами рейса БМРТ "Мыс Арктический" следует всем службам и отделам объединения. Ценен не только положительный опыт - может, более поучителен и опыт негативный, опыт неудач? Особенно, если таковые повторяются...

Л. ФИРСОВ.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!