Памяти Чистякова Александра Вячеславовича. ИДУ НА РЕКОРД – 06 08 1989

Автор
Опубликовано: 1655 дней назад (8 октября 2019)
0
Голосов: 0
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Похоже, рекордные уловы становятся рабочей нормой капитана А. Чистякова. К примеру, в предыдущем рейсе на СТМ-8381 «Онтика» он «взял» со своим экипажем практически два плана по вылову, и в последнем, недавно завершившемся, на этом же судне план по добыче выполнен на 175 процентов, значительно перевыполнены рейсовые задания и по всем остальным показателям. Такая стабильность вообще характерна для его работы в капитанской должности на судах типа СТМ в последние годы — без полных тралов, что называется, в родной порт не возвращался. Такая «удачливость» капитана и в рыбацком устном народном творчестве подмечена: «лучше я подольше на берегу посижу, но зато уж с капитаном Чистяковым в рейс пойду», — считают многие рыбаки.
Но не только за это уважает плавсостав Александра Вячеславовича, моряки стремятся попасть в его экипаж. Прежде всего, конечно, за то, что удается создать ему на судне такую обстановку, когда практически каждый член экипажа старается — и показывает — все, на что он способен (а раз так — то и до хороших уловов уже недалеко). А. Чистяков свою власть капитанскую фактически никогда не употреблял, даже в прежние времена «командно-административных» методов руководства. За пять рейсов только однажды был наказан моряк — советом трудового коллектива, за грубость по отношению к мастеру. Видимо, тут не обходится без собственного примера, который показывает капитан — своей сдержанностью, спокойствием, выдержкой, корректным отношением к другим.
Но капитан обычно показывает пример и в отношении к работе. На промысле он себя не жалеет, он думает прежде всего о деле. По 16 часов проводит на мостике, моряки даже недоумевают — «а сам капитан-то когда отдыхает?» И именно такой метод воспитания и убеждения «делай, как я» дает эффект, тогда и другие подтягиваются, да и спросить есть моральное право.
Конечно, такой капитанский почерк Чистякова не сразу сформировался. Да и вряд ли стал бы Александр Вячеславович именно таким командиром рыбацкого производства, если бы сам не прошел все этапы морского пути — матрос, боцман, штурман, старпом, капитан, проплавав на различных судах в очень многих районах Мирового океана.
В 1957 году паренек из Костромской области решил связать свою судьбу с морем, но тогда еще не думал, что именно с рыболовным флотом. В Таллиннское мореходное училище Минморфлота он не прошел по конкурсу. И пошел учиться рядом — в Таллиннский рабопромышленный техникум (ныне ТМУ МРХ СССР), тоже на судоводительский факультет. Так что, теперь, 30 лет спустя, можно сказать, что Морфлот, скорее всего, лишился хорошего моряка. А рыболовный флот приобрел в лице Чистякова отличного рыбака.
И все эти годы он — в нашем объединении; тогда весь их выпуск распределили в управление сельдяного лова. Александр Вячеславович рыбацкие университеты проходил основательно, судьба не очень баловала его, В 1972 году он вышел в свой первый самостоятельный рейс — капитаном СРТ. Плавал па судах разных типов, с 1986 постоянно возглавляет экипажи СТМ. Не будь у Александра Вячеславовича такого опыта, да и знаний тоже (заочно закончил КТИ), не побывай он в самых разных ситуациях, вряд ли бы теперь ему улыбалась удача, вряд ли бы отличался он такой стабильностью в успехах. Придя на промысел, он, безусловно, умеет все очень четко организовать, представляя отчетливо что, как и почему. Его девиз примерно такой — «Вышел в море — напряженно трудись». Он умеет анализировать обстановку (собирая для этого максимум информации), делать выводы, па их основе затем работать вдумчиво, без скоропалительных решений.
И при этом, прежде всего опирается на экипаж, на рыбаков, о которых всегда отзывается с симпатией и любовью, подчеркивая, что именно они прежде всего «виновники» успеха. Вот почему с первых дней промысла, или даже па переходе, он старается сплотить людей, создать костяк экипажа, сразу нацеливая рыбаков па сознательную, четкую работу, в которой всегда есть место поиску и инициативе. А раз так — то уже можно подумать и обо всем остальном. Судя по всему, капитану Александру Чистякову это делать удается.

Э. АЛЬПЕРОВИЧ.
Фото Р. ЭЙНА.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!