Памяти капитан-директора Еськова Виктора Сергеевича . ДОРОГА НА ВСЮ ЖИЗНЬ – 07 02 1987

Автор
Опубликовано: 1555 дней назад (15 января 2020)
0
Голосов: 0
НАШ СОВРЕМЕННИК

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


КАК человек приходит к морю, к морской профессии? Конечно, у каждого свой путь, но для мальчишек, выросших на берегу, в Таллине, например, или в Одессе, все понятно: кто из них не мечтал быть капитаном?!
А Виктора Сергеевича Еськова «море позвало» в сугубо сухопутной Москве — в то время еще и рукотворного «Московского моря» не было.. Но все книги о моряках, все кинофильмы, в которых плескались волны, читал
и смотрел по нескольку раз. К старшим классам школы увлечение вроде бы изменилось, показалось, что его призвание — искусство: живопись, рисование. Но рисовал он все то же море, корабли.
На шестнадцатом году все планы и призвания перечеркнул июнь 41-го. Осталось одно — на фронт! Все равно кем — в пехоту, артиллерию, только бы оружие в руки.
Виктор Сергеевич в это время был уже не настолько ребенком, чтобы не понимать: «сын полка», «юный разведчик» — все это из книг и фильмов.. Жизнь требовательнее и строже... Но в то же время был он еще и не настолько взрослым, чтобы идти в военкомат призывником (ходил, впрочем, но ответ был один: придет время, призовем). Оставался страх: а вдруг не успеет! Но — успел. И самым неожиданным образом. Кто-то из товарищей-москвичей похвалился: едет учиться в школу юнг, на Белое море. Считай, так же флот — готовят военных моряков. Возраст для школы юнг подходил, военкомат не препятствовал, и вскоре встал в строй юнга Еськов.
По окончании школы— служба на Северном флоте, капитан сторожевого катера. Доводилось служить и на охране морских подступов к осажденному Ленинграду. Одна из самых дорогих для Виктора Сергеевича на град— медаль «За оборону Ленинграда». В ней - и боль страшных блокадных дней и ночей, и счастье победы.
Войну военный моряк Еськов закончил с медалью Нахимова на/груди. А шел моряку в то время девятнадцатый год... Встал вопрос: что дальше? Какую дорогу выбирать? Но ответ, впрочем, пришел раньше вопроса - море! И позже, более чем через десять лет, когда увольнялся с флота уже зрелым, много повидавшим офицером, было ясно: море избрано на всю жизнь. Для него другого пути нет.
И в 1958 году, почти тридцать лет назад, Виктор Сергеевич пришел в рыбопромысловый флот Эстонии. Первая должность, первое судно: старпом на СРТ-4480. Через два года - капитан на этих же судах.
В 1962 году Виктор Сергеевич вышел впервые старпомом на БМРТ-355 «Антон Таммсааре». А вскоре - и капитаном-директором на этих судах.
Работа шла успешно. В 1963 году к боевым наградам прибавился орден Трудового Красного Знамени, немного позже — медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина».
...Начало рыбацкой судьбы Виктора Сергеевича пришлось на то время, когда океанический рыбопромысловый флот быстро становился «на ноги», пополнялся новыми, более современными (по тому времени) судами, менялись методы и способы лова, осваивали новые районы промысла. Тогда почти ко всему было применено слово «первый»: первый рейс через Атлантику, впервые - в ЮВА. Принимали первые СРТР, получали рефрижераторы. Речь шла уже не просто о добыче, а о производстве продукции. Все было внове, приходилось постигать самим, учиться еще было не у кого...
Это было время, когда быстро мужали, приобретали рыбацкий опыт, учились сами и обучали тех, кто приходил на флот чуть позже, молодые капитаны Ю. Скучалин, Н. Леонтьев, Ф. Тамм, Л. Сонг, Ю. Дергунов, В. Сусский, И. Агеев, Г. Мамренко, С. Хорохонов, Г. Белогорцев... И Виктор Сергеевич тоже входил в эту «обойму». Дружили, соперничали, учились друг у друга. Дружба сохранилась и поныне.
Время берет свое. Многим по разным причинам пришлось сойти с мостика, кого-то уже нет среди нас. Несколько лет назад завершил свой последний океанский промысловый рейс и Виктор Сергеевич, Последнее судно, как и первое, запоминается навсегда — БМРТ-246 «Антс Лайкмаа». В 1983 году перешел в подменный экипаж. Кому, как не капитану-промысловику, понятна необходимость хорошей технической подготовки судка к рейсу? И к ремонту капитан ПЭ В. Еськов относился так же с душой и добросовестностью, как и к промыслу.
...Да, время берет свое. Многое было за эти такие долгие (и такие короткие!), почти тридцать лет рыбацкой службы. Трудно отделить один рейс от другого, будто прошел длинный-длинный рейс в три десятка лет. Много, что было за это время. И радость трудовых побед, и горечь неудач. Тепло настоящей морской дружбы и боль потерь... Все было.
Недавно Виктору Сергеевичу исполнилось 60. Возраст, когда человек оглядывается назад и смотрит: все ли было правильно? Не сделано ли в самом начале пути неверного шага, та ли выбрана дорога? И счастлив, кто может, как Виктор Сергеевич, ответить — та! Если бы каким-то волшебством ему предложили начать с начала, он снова выбрал бы ее, эту трудную и любимую рыбацкую судьбу, которой и сейчас вереи.

Н. МОЛЧАНЮК.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!