Памяти капитана Вайно Ноора. РЫБАЦКОЕ СЧАСТЬЕ - 07 11 1964

Автор
Опубликовано: 24 дня назад (2 августа 2019)
0
Голосов: 0
Капитан Вайно Hoop — известный человек в рыб- ном порту. Рыбаки, что постарше, особенно хорошо знают его. Человек он скромный, скуп на слова, о себе вообще не любит говорить. А рассказать ему есть о чем.
Что он плавает уже 12 лет, — этим у нас никого не удивишь: все плавают. А вот то, что прокладывать промысловую трассу из Эстония в Атлантику ему довелось первому, — тут есть чем заинтересоваться.
Было это в 1955 году. Тогда существовала Пярнуская рыбопромысловая база «Госморлов». Бедная была база, да и размах не тот, что сейчас: 2 MPT, 1 PP. 25 СТБ, выходили на промысел в Рижский, Финский заливы, Ирбенский пролив. Рыбы вылавливали немного. Сделали как-то попытку выйти в Балтику, но неудачно.
И вот 3 июня СРТ-4244 — калининградское судно, переданное Пярнуской базе. — отправилось в Северную Атлантику. Капитаном шел Hoop. Четыре месяца длился промысел. Задание перевыполнили на 100 тонн рыбы.
А ведь команда была — все новички в промысловом деле. Да и работать пришлось с сетями, а не с тралом. Не было рола, сететрясильных машин — не то, что сейчас. Но работа спорилась, каждый чувствовал плечо друга, Учились добывать рыбу и обрабатывать ее тут же, на промысле. В рейсе многое зависит от капитана, даже наст роение. Hoop всегда был спокоен, уравновешен. Никогда не повышал голос. Такой он и сейчас. Выдержка не изменяла ему и в критические минуты, когда что-нибудь не ладилось. Внимательно следил он за поиском рыбы, за постановкой и выборкой трала, умело руководил производством. Все это благотворно действовало на экипаж, на работу.
Вернулись в базу 16 октября. Сделали сами ремонт судна — и опять в рейс, уже по проложенному пути. Вот так и осваивалась Атлантика. Когда вернулись со второго рейса, была уже создана Таллинская рыбопромысловая океаническая база, и СРТ-4244, вместе с командой перешел к ней. Многие участники первого рейса продолжают и сейчас плавать. Трофимов Василий Андреевич, бывший III механик, сейчас плавает старшим механиком. Иван Федорович Славицкий, старший механик, да и сам Вайно Матвеевич Hoop прошли большую промысловую школу. Где только им не пришлось побывать: и в Атлантике, и в Норвежском, Баренцевом морях. Но этот рейс никогда ими не забудется, как не забывается любое крупное событие в жизни.
Мог ли думать когда-либо раньше дед Ноора, что его внук поведет большое рыбопромысловое судно, да еще в Атлантический океан! Шутка ли сказать — от утлой рыбацкой лодчонки со ставным неводом — до оборудованного сложнейшими приборами и аппаратурой, рыбопромысловыми механизмами, судна!
Да, рыбаки на острове Муху такого и не представляли. Море было для островитян всем: и надеждой, и бедой, бедой чаще, чем радостью. Лодка да невод — основное богатство рыбацких семей. Из поколения в поколение промышляли жители Муху рыбой, которую торговцы покупали у них по самой низкой цене. Денег хватало на скромное житье. Нелегко приходилось отцу Вайно, Матвею Ноору: семья - семь человек. Почти и не видели детства Вайно и его братья. Помогали отцу в море. Тяжелая, изнурительная работа изматывала силы, притупляла мысли, чувства: гребли до кровавых мозолей, вытаскивали невод, выгружали улов — вручную.
Советская власть все изменила. Другим стал и рыбак. Потянулся к знаниям. На помощь мускульной силе пришла техника, автоматика.
Испытала веяние нового времени и семья Нооров. Вайно закончил рыбопромышленный техникум, получил направление в Мурманск. Плавал штурманом, потом приехал в Пярну, ему и предложили вести СРТ-4244 в первый рейс.
Брат Вайно, Эндель учился на курсах в Пярну по усовершенствованию квалификации плавсостава и теперь работает в Хаапсалу на рыбокомбинате. Младший брат Рауль остался на острове в рыболовецком колхозе. Сестра Хелью поступила учиться в Таллинский техникум легкой промышленности.
Радуется мать за своих детей, разве могла она мечтать раньше о таком счастье? Дети рыбака получили образование, стали грамотными, культурными людьми, высококвалифицированными мастерами своего дела.

Р. СЛЫНЬКО.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!