Памяти капитана Валентина Елисеева - Трудный рейс

Автор
Опубликовано: 3685 дней назад (25 марта 2014)
Редактировалось: 1 раз — 25 марта 2014
0
Голосов: 0
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.



Необычная промысловая обстановка сложилась нынче для рыбаков, про-мышляющих в водах Северной Атлантики. Кратковременные затишья вдруг сменяются то резкими шквалистыми, то затяжными штормовыми ветрами, — ненастной погодой, которой могут противостоять только отважные и мужественные моряки, привыкшие самоотверженно переносить любые невзгоды.
Когда на море волна разыгрывается до шести-семи баллов, непривыкший к такой «болтанке», иной теряет уверенность в свои силы, «скисает» и почти не в состоянии что-либо делать. А для рыбаков — это «рабочая» погода. Пусть палубу небольшого рыболовного траулера заливает волна, и он носом зарывается, чтобы снова взобраться на очередной гребень, пусть в снастях надрывно гудит свирепый норд-ост — рыбаки ставят порядки сетей или трал, если прогноз не обещает усиления шторма. В такую погоду они и обрабатывают уловы, будь они незначительны или обильны, сдают их на плавбазы или рефрижераторы. В таких условиях ра-ботал в последнем рейсе, с конца декабря прошлого года почти до половины апреля, и экипаж среднего рыболовного траулера 4282.
Не радостным было то время. Ход у судна небольшой, не спрячешься от шторма - далеко до шхер Фарерских островов. И судно становилось носом на волну, выжидая, когда появится "окно" в ненастье, чтобы выметать порядок. Капитан Валентин Елисеев знал: упустишь возможность - пойдешь в порт без плана. Первый раз он возглавлял экипаж судна и понимал, что отвечает за все - и за выполнение рейсового задания, а оно было внушительным - 3940 центнеров, и за людей, которым предстояло решить эту задачу, и за безопасное плавание.
Помнил Елисеев — ему, как никогда, надо было оправдать оказанное доверие. Перед уходом в рейс стал кандидатом в члены Коммунистической партии, обещал делом доказать, что связавший свою судьбу с партией обязан всеми своими по- мыслами и делами осуществлять ее идеи.
С первых дней рейса экипаж принял на себя обязательство - достойно встретить 50-ю годовщину Советской власти, добиться экономии горюче-смазочных материалов на два процента, промвооружения - на один процент, сдать добытую рыбу сортностью выше плана на полпроцента. Выполнить рейсовое задание на сто пять процентов, а годовой план - к пятому декабря. Вступили в соревнование со средним рыболовным траулером 4545, который работал в этом же районе, в одинаковых условиях.
Теперь оставалось главное- успешно решить судьбу плана и обязательств.
Капитан советовался со старшим мастером добычи Сергеем Малюгиным:
_ прогноз неутешительный, обещают штормовую погоду. Какой порядок будем ставить?
- Да как другие, так и мы. Зачем зря рисковать. Семьдесят-восемьдесят сетей - и хватит.
- Все это правильно, -говорил капитан. – Но надо не забывать: больше
сетей - больше рыбы. Команда у нас сборная, но новичков в дрифтерном лове нет.
Ребята сноровистые, дружные.
И находилось одно решение - ставить порядок из ста десяти сетей. Иногда Валентин Елисеев с опасением ждал конца дрейфа: оправдается ли принятое решение, не потеряется ли порядок от изобилия сельди при выборке или из-за шторма.
Но когда наступало серое северное утро и начинала урчать сетевыборочная машина,
Сеть за сетью поднималась на борт через сететряску и на каждой из них было семь-десять килограммов сельди. За дрейф шесть-семь тонн - неплохо. Значит, риск, которого опасался дриф, оправдан.
И снова напряженная трудоемкая работа всего экипажа. Пятьдесят три дрейфа сделано за рейс, но не было утеряно ни одного порядка. Это не случайность, а результат анализа обстановки, учета прогноза погоды, аккуратности при выборке порядков. Да и опыт капитана, сделавшего за время работы в базе на различных должностях семнадцать рейсов в Северную Атлантику, тоже пригодился.
Не в лучшей обстановке пришлось работать судну и в Северном море, куда оно перешло из Норвежского на траловый лов. Большое скопление судов, тяжелые грунты, штормы не раз приводили экипаж к разочарованию. Но все на траулере видели — капитан- знает свое дело и работали, не зная усталости. Пусть за траление поднимали зачастую десяток центнеров рыбы, все же не впустую трудились. А больше тралений - больше и рыбы. Эта прописная истина была известна каждому. Поэтому никто не сетовал, когда мастер добычи Март Селарт заставлял команду верхней палубы ремонтировать трал. А он рвался часто.
Добытчики довольны машинной командой. Под руководством старшего механика, комсомольца Калью Хурма она безупречно выполняла все то, что положено делать в море, на промысле.
Тридцать девять тралений было сделано в этом рейсе. И почти все они были оправданы уловами.
И вот рейс завершен. Позади сто двенадцать суток. Восемьдесят девять из них — промысловых. Судно пришло в порт с нелегкой трудовой победой. Добыто 4150 центнеров рыбы, Задание перевыполнено. Успешно выполнены и социалистические обязательства. Как говорят члены команды, эта победа одержана благодаря упорству и умению капитана не только добывать рыбу в трудных условиях промысла, но и его умению сплотить экипаж на достижение поставленной цели.

Л. КАБАНЦЕВ
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!