Памяти капитана Юрия Скучалина - Выход в океан

Автор
Опубликовано: 3722 дня назад (14 февраля 2014)
0
Голосов: 0
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.



Район промысла ночью. Словно огромный город переливается, подсвечивает он разноцветными огнями множества самых
различных судов - СРТ, СРТР, плавбаз, рефрижераторов. Только
из двух наших таллинских производственных баз выходят на лов
74 промысловых и 16 транспортно-рефрижератор-ных судов.
Почти сто! А ведь десять лет назад здесь впервые начало лов только
одно судно. Это был первый выход рыбаков Эстонии на просторы океана.
Вот как это происходило. Солнечным днем 3 июня наш первенец –
средний рыболовный траулер 4244, провожаемый самыми сердечными пожеланиями успеха, покинул родной порт и взял курс в Атлантический океан. Судно вел капитан Вайно Матвеевич Ноор. Среди рыболовных
колумбов в экипаже тогда ходили Юрий ШАБУНИН - ныне механик Александр Калинин - рыбмастер-наставник Александр Лаборь, работающий теперь старпомом производственного рефрижepaтора "Буревестник" и другие товарищи, связавшие в дальнейшем свою
судьбу с рыболовным флотом. ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ почин не остался без внимания прессы и даже большой литературы. В романтические дали шел с нами эстонский писатель Юхан Смуул.

Все явственнее чувствовалось дыхание Арктики. Пересекли Полярный
круг и пожалели, что не установлено для этого события такой же цере-монии, как при прохождении средней линии Земли — экватора.
Первая выметка сетей. Все на палубе, как при каком-либо особенном
торжестве. Священнодействует консультант-рыбмастер Клайпедской базы Иван Демин, ныне пенсионер, проживающий в Пярну. Внимательно слушают его наши будущие мастера добычи, четко и быстро исполняют приказания. Порядок из 120 сетей по 30 метров каждая, растянулся на 3 километра 600 метров.
Снова торжественная минута - выборка сетей. Благосклонно встретил морской владыка Нептун эстонских рыбаков.. Триста ПЯТЬДЕСЯТ ЦЕНТНЕРОВ атлантической сельди взяли за один дрейф.
Начались будни. Втягивался в работу экипаж. Рыбу сдавали на рефри-жераторные суда различных баз. Развернули борьбу за качество, за экономию материалов,


""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.



топлива, промвооружения.
Наконец, принялись за устройство своей общественной жизни и быта.
Правда, киноаппаратуры не имелось. Зато, мы запаслись в достатке лите-
ратурой для судовой библиотеки.
А в каюте Юхана Смуула, в творческой лаборатории писателя, зрело
новое произведение, посвященное современным советским рыбакам Эсто-нии - покорителям голубой целины. Порой писатель выходил на подвахту, помогал обрабатывать богатые уловы. Любил он сам готовить раз-
личные блюда из свежей селедки.
Сто пять суток пробыло судно на промысле. При плане в 2.750. добыли 3.200 центнеров рыбы, выполнив задание на 110 процентов.
Настало время взять курс к родным берегам. В октябре 1955 года прибыли в Пярну, привезли с собой добротную сельдь.

Ю. СКУЧАЛИН,
капитал -директор производственного рефрижератора "Альбатрос", бывший боцман СРТ-4244.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Комментарии (1)
Рыбак Эстонии # 19 марта 2014 в 17:09 0
ПО СТУПЕНЯМ МАСТЕРСТВА

СРТ 4244 впервые уходил на промысел сельди в Атлантику. На плечи боцмана, выпускника Таллинского мореходного училища Юрия Скучалина, выпало немало дел. Ему пришлось руководить погрузкой промвооружения, соли, тары и заниматься грузчиками.
Все волновались; как-то пройдет рейс? Ведь даже у капитана Вайно Ноора не было опыта плавания в Атлантике, хотя он вдоль и поперек избороздил Балтику.
Все опасения были напрасными - план добычи рыбы экипаж выполнил на сто десять процентов.
Так восемь лет назад рыбаки СРТ-4244 первыми на наших судах открыли путь в Атлантику.
Эстонский промысловый флот пополнился новыми судами. Выпускник мореходки Юрий Скучалин, наплававший нужный ценз, был назначен на должность штурмана.
Новый траулер, куда пришел Юрий, мало чем отличался от таких же судов, но молодому штурману он запомнился на всю жизнь. В Норвежском море бушевал шторм. Неожиданно в носовом трюме появилась течь. Воду откачать не удалось. Судно стало зарываться носом. В машинное отделение проникла вода.
Выдержка и мужество штурманов Бедяева и Скучалина поддерживали у команды боевой дух. А капитан Сиверцев оказался не на высоте. В эту тяжёлую для эки- пажа и судна минуту он спал пьяным в каюте. Шесть суток шла напряженная борьбаa за жизнь судна. В темноте по световому сигналу с корабля, которым командовал Фридрих Тамм, Юрий Скучалин ввел полузатонувший траулер в защищенную от ветра бухту.
Так молодой судоводитель сдал экзамен на морскую зрелость и получил азначение старшим помощником к своему первому капитану Вайно Ноору.
В 1958 году Юрий Скучалин принял СРТ-4479 у Лембита Сонга. Молодой капитан показал себя замечательным судоводителем-промысловиком. Пять рейсов сделало судно в Атлантику. И каждый раз возвращалось с победой.
Одной из первой команда СРТ-4479 включилось в соревнование за звание экипажа коммунистического труда, и первой в Эстонии получила звание - коллектива коммунистического труда.
Капитан Юрий Скучалин был удостоен высшей правительственной награды - орден Ленина. А вскоре Юрия Скучалина приняли в члены ленинской партии.
... Много пройдено морскими дорогами. МНОГО ЕЩЕ ПРЕДСТОИТ
пройти. Кавалер ордена Ленина, старший помощник капитана дизель-электрохода "Альбатрос" Юрий Скучалин уверенно держит курс по пути, указанному ленинской партией.

А. СЕМЕНОВ