Памяти Константина Александровича Савинова. Экзамен на зрелость - 11 07 1987

Автор
Опубликовано: 1546 дней назад (24 января 2020)
0
Голосов: 0
Именно так можно охарактеризовать тридцать восьмой рейс БМРТ-436 «Кристьян Рауд», который проходил с декабря прошлого года по июнь текущего в двух наиболее сложных районах Южной Атлантики.

Строго говоря, легких-то районов промысла и не бывает: каждый труден по-своему, в каждом районе свои сложности, свои неожиданности, очень часто— неприятные. Но все же больше всего «сюрпризов» ожидает на юге Атлантики, где «главную партию» ведет все еще таинственная Антарктида: неожиданные смены погоды, «невесть откуда» нагрянувшие шторма, загадочное поведение рыбы, которая опровергает прогнозы промразведки, не лучшим образом действует на людей антарктическое лето, когда организм «настроен» на зиму, и наоборот... Словом, согласитесь: трудный район.
Но это отчасти и помогло: учитывая все трудности, а также то, что судну предстояло работать, по существу, в двух районах с разными объектами промысла, почти полностью перестраивать производство, на судно был назначен капитан-директор К. Савинов. А в этом экипажу повезло.
Константина Александровича наши моряки знают давно: более двадцати лет работает он в «Эстрыбпроме», прошел все судоводительские «ступени»! Начал матросом на СРТ и СРТР — как говорят моряки — «высшая рыбацкая школа», затем — БМРТ и очень скоро — «супера» — старшим помощникам. На этом назначении, помимо обычных повышений в должности, сказался и его характер. На каком бы судне, в какой бы должности ни приходилось плавать К. Савинову, в характеристиках
отмечали его добросовестность, безоговорочное требование порядка, требование не только к подчиненным, но и в первую очередь к самому себе. И главное, при всей требовательности, бескомпромиссности, во всем, что касается морской службы, нетерпимости к лени, халатности и, как говорится, не дай бог, к обману, он умел работать, найти «общий язык» с экипажем, без всякого при этом «приятельства».
«Супера» лет 10—15 назад были у нас наиболее сложными судами во всех отношениях — и судоводитель-оком, и производственном, и техническом. Поэтому и назначили К. Савинова старпомом на РТМС-7508.
А вот капитаном три года назад он пошел на БМРТ. Причем на один из самых старых — 227. И тоже по причине бойцовского характера. Усложнились условия промысла, БМРТ к этому времени «постарели», не всякому молодому капитану они оказались по силам. А вот Савинов — справится. В этом были уверены. И не ошиблись.
Так и в рейсе на БМРТ-436, о котором идет рассказ. Судно вышло из Таллина 26 декабря. «Сюрпризы» начались сразу же. Сначала пришлось охранять аварийный РТМС-7520, затем по пути передали нашему СТМ «Озаричи» дизельное масло, потом бункеровались и приняли недостающего матроса. И через месяц с небольшим прибыли в район промысла. Неудачно, пропала промобстановка. Перенаправили в другой подрайон, где тоже особо хорошего ничего не ожидалось. И — сверх ожидания! — отлично пошла ледяная рыба.
К этому времени экипаж был уже полностью настроен на успех. В этом еще одно из качеств капитана Савинова. Часто, когда хотят похвалить руководителя, начальника, говорят: «Он умеет заставить работать». А вот Савинов умеет заинтересовать в работе, настроить на непременный успех так, что кажется — иначе, не может и быть. В этом же рейсе хорошим помощником ему оказался и Владимир Иванович Носков — первый помощник капитана. Полного единомышленника в нем Константин Александрович увидел еще год назад, когда впервые они встретились на БМРТ-227.
Работа шла хорошо. Все производственные показатели за время работы на ледяной рыбе были выполнены не менее чем на 120 процентов, а некоторые перевыполнены в полтора-два раза.
И вот здесь подстерегла очередная неожиданность: получили указание перейти в другой район. Можно представить, как воспринял экипаж уход от «большой» рыбы. На предсказания промразведки, наученные опытом, особо-то не надеялись. Опыт не подвел — лов не шел. Но вот как это воспринял экипаж...
Забегая несколько вперед, можно рассказать о таком факте: незадолго до Дня рыбака принимали кандидатом в члены КПСС матроса с этого рейса С. Кудинова. На парткомиссии ему и задали вопрос: «Как отнесся экипаж?» — «А как отнесся? — ответил Сергей, — жалко было, конечно, оттуда уходить, но ведь понимали, наверное, надо. Это в интересах всего объединения, не по одному же нашему судну дело ровнять. И потом — капитан заверил, что все равно справимся, возьмем план...».
«Капитан заверил» — это оказалось решающим (хотя, наверное, не все капитаны могут похвалиться таким безоговорочным доверием экипажа к их слову).
Конечно, не только капитан, вся партийная организация во главе с секретарем — первым помощником В. Носковым провели большую работу с личным составом, разъяснили, что это необходимо для выполнения плана поставок объединением, это один из основных плановых показателей всего предприятия. И хотя первое время дело шло неважно, сначала «съели» весь запас, накопленный на рыбе, и понемногу, но верно начали залезать «в долги». В такой ситуации «горел» не один рейс, а вместе с ним сгорал и авторитет капитана, и в отделе кадров на столе одно за другим ложились заявления «по собственному желанию...».
А здесь все обошлось бессонными ночами капитана, многими беседами первого помощника с людьми да более чем обычно напряженными партийными собраниями. Но ни снижения трудового ритма, ни упадка настроения, ни срывов дисциплины не было. А потом положение выправилось: учитывая конкретную обстановку, были несколько снижены суточные нормы, а это позволило укладываться в план и расплатиться с долгами.
Промысел закончили с такими результатами: вылов (общий) — 114 процентов, заморозка пищевой продукции — почти 113, спецразделка — 103, мука — 120,5 процента. План по филе перевыполнили более чем в три раза, по разделанной продукции — почти в два с половиной. В денежном выражении пищевая и товарная продукция составила около ста сорока процентов каждая.
Почти все члены экипажа по окончании рейса получили поощрения от администрации судна.
Экзамен на партийную зрелость выдержал и капитан К. Савинов, хотя как коммунист он еще может относиться к молодым. Выдержал этот нелегкий экзамен и первый помощник капитана В. Носков как идеологический руководитель, способный противостоять неблагоприятным обстоятельствам, повести за собой.
И, наверное, школа этого рейса для каждого, кто в нем участвовал, останется памятной во всей дальнейшей морской жизни.

Н. МОЛЧАНЮК.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!