Памяти Лидии Викторовны Григорьевой. ДИРЕКТОР, ПЕДАГОГ, ПСИХОЛОГ - 02 08 1977

Автор
Опубликовано: 17 дней назад (2 ноября 2017)
0
Голосов: 0
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ВДНИ УЧЕБНЫХ сессий в Таллинской заочной школе моряков многолюдно восьмой, девятый, десятый, одиннадцатый классы — меняются предметы, расширяются кругозор учащихся. И вот позади зачеты и экзамены — вчерашним ученикам вручают аттестаты. Сколько таких торжественных радостных и немного грустных минут было у директора школы Лидии Викторовны Григорьевой? Пожалуй, не счесть, как трудно сосчитать и всех тех, с кем в течение 30 лет щедро делится она знаниями, эрудицией богатством души, любовью к своему предмету, кому остается добрым наставником и спустя много лет после окончания школы. Бывшие ученики — частые ее гости. И не удивительно. Приветливость и особенная благожелательность этой женщины общеизвестны. Эти ценные человеческие качества Лидия Викторовна сумела пронести через всю жизнь.
Первые десять лет работы связаны с Пярну. Кажется, это было совсем недавно. Молоденькая учительница литературы и русского языка спешит на урок.
- В обычной школе мне почему-то всегда доставались так называемые трудные классы, трудные ученики. Но я довольна: трудно - значит интересно. Всегда удавалось находить общий язык с детьми. Ведь душа ребенка открыта, нужно только понять ее. И ни в коем случае не допускать фальши. Главное — увидеть в ребенке человека, хорошего человека. И тогда легко раскрывается душа и устанавливается взаимопонимание.
Так, почти тридцать лет назад, Лидия Викторовна Григорьева сдала главный экзамен - испытание на выдержку, доброту, человечность.
Молодая учительница росла вместе со своими учениками: сначала преподавала в начальной школе, затем в 5 и 6 классах.
В пярнуской школе был в ее классе парнишка. Учился неважно, и с дисциплиной было плохо. В общем, немало забот принес он своей учительнице, но молодой педагог не-растерялась, сумела подружиться с мальчиком, сумела найти и развить то хорошее, что было в нем. Прошли годы. И вот недавно Лидия Викторовна встретила своего бывшего ученика. Он закончил школу, выбрал профессию моряка и трудится сейчас в объединении "Эстрыбпром». Стал хорошим производственником, в коллективе пользуется заслуженным уважением. Разве это не награда?
В Таллине до прихода в заочную школу Л.В. Григорьева работала в 23-й школе. Здесь же началась ее активная творческая деятельность. Она занималась изучением психологии учащихся, вопросами повышения эффективности учебного процесса в преподавании русского языка. Ею были разработаны карточки по составу слов в помощь учителям начальных классов: 10 видов работ нарастающей трудности в 6-ти вариантах, рассчитанных на дифференцированное обучение.
Этими карточками пользовались в школе. На ВДНХ СССР в Москве ей была присуждена бронзовая медаль. Было это в 1967 году. А спустя два года Эстонский республиканский институт усовершенствования учителей издал книжку Л. В. Григорьевой "В помощь учителю" с дидактическим материалом по русскому языку в начальных классах. В это время она начинает выступать на страницах республиканских газет с материалами по пропаганде педагогических знаний, делится своим опытом.
Творческая работа не оставлена и сейчас. Зная специфику труда моряков, Лидия Викторовна старается облегчить их учебу. И скоро, уходя в рейс, моряки вместе со школьными учебниками будут получать «Рабочую тетрадь по русскому языку». Лидия Викторовна разработала материал этого учебного пособия для 9 и 10 классов. В «Тетрадях" умело подобраны вопросы, упражнения, занимательные ребусы по темам — учащиеся только вписывают в схемы нужные буквы и слова. Такой подход к выполнению заданий значительно экономит время и бумагу, что особенно ценно в морских условиях, когда порой случается, что под рукой не оказывается ее ни листка.
Я попросила Лидию Викторовну рассказать о специфике работы в заочной школе моряков.
— Со взрослыми людьми работать сложнее. Иной, обладая отрывочными и поверхностными знаниями, считает себя эрудитом. С такими приходится особенно трудно. Кроме того, у взрослых людей, как правило, уже устоявшиеся взгляды, случается; и неверные. Есть и другие трудности. Обычно учащиеся
к нам приходят после 8-го класса. Бросают дневную школу в основном по двум причинам; из-за слабой успеваемости или конфликта с преподавателем. И то, и другое ведет к тому, что появляется какая-то «боязнь» школы, неуверенность в себе. Поэтому весь наш коллектив старается приветливо встретить каждого ученика, помочь ему почувствовать уверенность в своих силах, заинтересовать. Все это легче сказать, чем сделать. Но работа наша интересная и ответственная, ведь мы участвуем в становлении личности. Каким станет молодой человек — в значительной степени зависит от нас, учителей. И мы прилагаем все усилия, чтобы воспитать его достойным советским гражданином.
Школа делает все, чтобы облегчить труд заочников. Методика учебной работы, которая применяется в школе, разнообразна. Различны виды обучения. Ученик в любое время может получить консультацию по каждому предмету, выполнить лабораторную и практическую работу.
Восемь лет Лидия Викторовна Григорьева — директор ТЗСШМ, преподает русский язык и литературу. Как она может определить заочинка-77?
— Прежде всего, это молодой человек от 18 до 22 лет. Перерыв в учебе у него небольшой — 3—5 лет. Он, может быть, еще не до конца осознал пользу учебы, но романтик, горяч, живо интересуется окружающим, любознателен. Своего ученика мы стараемся духовно обогатить. В процессе обучения большое внимание уделяется воспитательной работе. Наш лозунг: «Обучая — воспитывать». У нас есть определенные сдвиги. Так, школьная успеваемость с 31 процента (девять лет назад) возросла до 89 процентов (в этом году).
К слову сказать, учительница русского языка и литературы Л. В. Григорьева в течение 20 лет работает без второгодников. Директор Л. В. Григорьева умело руководит коллективом. Успеваемость учащихся повысилась на 50 процентов, в два с лишним раза увеличился контингент. Увеличился выпуск, и отсев уменьшился вдвое. За последние три года школа одной из первых заканчивает комплектование учащихся.
Несмотря па загруженность, Лидия Викторовна проводит большую общественную работу. Ее неоднократно избирали секретарем партийной организации, председателем месткома. Сейчас она держит связь с предприятиями, чьи работники учатся в школе, -Эстонским морским пароходством и объединением «Эстрыбпром».
Каждый, кто любит свое дело, думает о тех, кто будет его последователем. Лидия Викторовна имеете с другими опытными педагогами шефствует над молодыми — рядом работают Людмила Пархоменко, Мирон Раудсепп, Хилья Вент; уходят в море, чтобы учить там заочников, Николай Слюсарь , Владимир Федоров, Анатолий Семенов. Опыта и мастерства у Лидии Викторовны накоплено немало. Сегодня у Лидии Викторовны юбилей. Моряки, многочисленные ученики сердечно поздравляют ее с днем рождения, желают дальнейших успехов в трудной и ответственной работе.

Н. КРУТИК0ВА.
Фото А. Дудченко.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!