Памяти мастера добычи Виктора Мартсона. ДАЛЕКИЙ ПРИЦЕЛ – 15 09 1965

Автор
Опубликовано: 2721 день назад (7 ноября 2016)
0
Голосов: 0
ЗА ГОРИЗОНТОМ скрылись родные берега. Открытое море усыпляюще покачивало СРТ-4515, идущий курсом к району промысла. Старший мастер добычи Виктор Мартсон еще разбирался с береговыми документами, когда в дверь каюты раздался настойчивый стук.
- Просят на собрание, — объявил вахтенный.
Но уже по торопливости вахтенного, по резкому стуку в дверь Виктор заранее угадал — зовут на собрание. За десять лет плавания на промысловых судах многое примелькалось, судовой распорядок стал знакомым до мельчайших подробностей.
Первое собрание по выходе в рейс сначала было, похоже на многие десятки таких же прежних собраний. Капитан Игорь Борисович Котляр рассказал о задачах рейса, еще раз напомнил о нужном несении службы. Оживление прошло по команде, когда узнали, что до выполнения годового плана осталось не так много выловить рыбы. Промысловики многозначительно переглянулись, удовлетворенно закивали головами.
Коротко обсудили свои возможности. Бывалые моряки вставляли реплики, критикуя досадные мелочи в работе. Новички настороженно молчали, стараясь вникнуть в суть дела, прикидывая в уме, что к чему. Началось обсуждение последнего вопроса повестки дня - выборы судового комитета профсоюза.
Не успел Виктор и подумать о кандидатурах, как в два голоса назвали его фамилию - Мартсона!
- Товарищи, надо бы помоложе ребят выбирать, чтобы тоже приучались к несению общественных обязанностей...
Но его возражение потонуло в ответных репликах:
"Какая учеба в рейсе - работать надо"... "Новые-то напутают - не разберешься! ... "А ты уже бывал в составе профсоюзного комитета".
Так Виктор Мартсон оказался избранным на пост председателя судового комитета. Нагрузка, прямо скажем, нелегкая, да и времени требует много.
Неоднократно и Виктор и другие профсоюзные активисты высказывали мысль о том, чтобы судовой комитет выбирался до отхода судна в рейс. Тогда бы его члены смогли заранее посетить базовый комитет, получить инструкции, посоветоваться, наконец, запастись необходимой документацией. А без этого в море приходится вести профсоюзные дела порою наощупь, или используя отрывочные советы товарищей.
Сообща организовали социалистическое соревнование в экипаже. Хорошо помогли судовому комитету и капитан Игорь Котляр, и старший механик Койт Алле и второй помощник капитана Лео Палумяэ. Главной целью наметили повышение сортности продукции. Держали свое самое главное обязательство под ежедневным, неусыпным вниманием. Как выяснилось потом по итогам рейса, вся рыба, была сдана повышенной сортностью – социалистический договор претворен в жизнь с превышением и по количеству и особенно — по качеству.
Но вот когда решили отметить лучших — возникла трудность. Экипаж предложил передовикам производства присвоить звание ударника коммунистического труда.
Но как оформлять это решение — сначала протоколом общего собрания, а потом на судовом комитете или наоборот?
Все же семь моряков наиболее отличившихся на промысле , так сказать, волей общего собрания представили к присвоению почетного звания.
Среди них старший матрос-бондарь Владимир Васильев, матрос первого класса Николай Зубалевич, третий помощник капитана Олег Гусев и другие.
Одно из собраний посвятили приему новых членов в профсоюз. Перед коллективом - молодой матрос второго класса Алексей Мишин. Демобилизованный из рядов Советской армии воин связал свою судьбу с рыбопромысловым флотом. Впервые ходил он в рейс в океан, на работу ранее совершенно незнакомую — на лов рыбы.
Не спасовал молодой матрос. От полной души трудился. Не считал зазорным по каждому поводу обращаться к более опытным морякам, чтобы лучше освоить дело.
— Ну, как, товарищи?
— Принять, достойный будет член профсоюза, — единодушно одобрили собравшиеся кандидатуру Алексея Мишина. А в конце рейса его, в числе семи лучших представили на присвоение звания ударника коммунистического труда.
Бурно проходило обсуждение колдоговора, вернее того, как он выполняется. Немало нареканий вызвал ряд пунктов, так и оставшихся на бумаге. Например, на судне не установлен одни из обещанных переходов, что затрудняет работу во время штормовой погоды.
— Справедливо высказывала свое мнение команда, — поясняет Виктор Март-сон. — Возьмите ту же технику безопасности. На приспособления, на мероприятия по ней запланировано и отпущено меньше средств, чем на специальную литературу. Что же важнее, в конечном счете, подлинное обеспечение техники безопасности, или литература по ней?
Просматривая дела своих предшественников, председатель судкома обнаружил, что у коллектива судна есть подшефный воспитанник из детского дома. Надо ему помочь, может быть навестить! Доброе дело нашло в экипаже горячее сочувствие. Отдельные члены экипажа всерьез задумались о приобретении подарка.
Но вскоре выяснилось, по опросам старейших членов команды, что бывшему воспитаннику перевалило за 18 лет и он начал самостоятельную жизнь. Другого подшефного базовый комитет не помог выделить. С разочарованием пришлось отказаться от хорошо задуманного поступка.
Успешно завершил рейс СРТ-4515, перевыполнил по количеству и по качеству добытой рыбы. А в соревновании с СРТ-4282 свое рейсовое обязательство намного перекрыл. В этом немалая заслуга профсоюзного актива, судового комитета и его председателя.
По прибытии в порт, едва лишь закончилась разгрузка, Виктор Мартсон направился в базовый комитет профсоюза. — Ни одного неясного вопроса, сказал он, не должно остаться без ответа к новому рейсу.

А. АНТС.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!