Памяти Михаила Геннадиевича Казакова. СЛОВО О ПЕРВОМ ПОМОЩНИКЕ - 30 09 1976

Автор
Опубликовано: 2207 дней назад (4 апреля 2018)
0
Голосов: 0
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Михаилу Казакову, первому помощнику капитана БМРТ, - 50? Вот так, Михаил Геннадиевич,- не ведал, не предполагал, что разъединяет нас такая разница в летах -10 с "хвостиком". Утешаюсь тем, однако, что и многие не подозревали тебя в столь солидном возрасте. Уверен - все, кто плавал вместе с тобой и три, и два, и год назад, согласятся - твою бы силу, выносливость, бодрость и физическую, и духовную да любому 20-летнему - славный бы получился рыбак, труженик моря... Золотой юбилей, который ты праздновал в минувший понедельник, обязывает подвести кое-какие итоги лет минувших. Традиция. Принято. Особенно если есть что подвести... У тебя — есть.
Не знаю, помнишь ли ты общефлотские учения, которые проводились на Балтике 15 лет назад, —немало подобных было на твоем веку. Если запамятовал — вот тебе ориентир: это когда командующий Краснознаменным Балтийским флотом адмирал Орел вручил тебе часы с дарственной надписью...
Я тогда служил в дивизионе кораблей, который стоял по соседству с аварийно-спасательными судами, и сотрудничал с флотской газетой "Страж Балтики". В разгар учений, о которых идет речь, редакция попросила мен срочно дать ни много, ни мало, - целый очерк о командире спасателя подводных лодок капитане III ранга Михаиле Казакове.
Названный офицер, говорилось в телефонограмме, "отличился при спасении подводной лодки, "затонувшей на большой глубине". Судя по намекам, на Балтике эта глубина впервые осваивалась нашими спасателями. Теперь-то, кончено, большой ее не назовешь, но тогда это было настоящим событием.
Задание редакции было мною сорвано: как делать очерк я еще не представлял, а главное, не удалось встретиться с отличившимся командиром. Узнал только, что «капитан III ранга Казаков -это человек!», как сказали мне матросы-водолазы спасательного судна, и что награды он имеет — орден Красной Звезды, медаль «За боевые заслуги», которые «за просто так не дают»...
Нужно думать, за 20 с лишним лет службы в ВМФ не раз давали столь лестную характеристику М. Г. Казакову и подчиненные, и начальники. А после демобилизации дополнили ее новыми, уже «гражданскими», деталями коллеги с Таллинского судоремонтного завода, где он работал строителем четыре года, и рыбаки «Океана», куда М. Казаков поступил штурманом на СРТ. Что это за детали, представить в общем плане нетрудно, ибо первым помощником «за просто так» (пользуюсь словами бывших подчиненных капитана III ранга Казакова) не назначат. О том же, что назначали его без опаски, говорит и тот факт, что БМРТ-253 «Март Саар», на котором он стал первым помощником капитана, как раз начали посылать в не освоенные еще рыбаками «Океана» районы промысла. Туда, где личный состав ждали особые перегрузки и физического, и психологического плана. Где всегда нужно быть в «готовности № 1», говоря военным языком: «отказали» штурманские карты — иная навигационная обстановка, иные глубины, рельеф дна; потребовалось срочно переоборудовать рыбцех — вместо ожидаемого объекта оказался другой; добытчикам пришлось перестраивать, модернизировать промвооружение — тоже в силу вышеназванных причин. И так далее. Ко всему этому первый помощник имеет отношение самое непосредственное, конечно. Хотя вроде бы «технология» сплошь. Но то с точки зрения дилетанта. «Технология» — это вторично. Первичны — люди, экипаж, их готовность и способность встретить самые неожиданные трудности. Люди хорошо организованные, крепко сплоченные, сродненные, если хотите. Верящие друг в друга, в своих командиров, руководителей.
С командирами Михаилу Казакову везло — имею в виду капитанов. Леонид Максимюк, Николай Чесноков, Иван Синькевич... Но ведь, то же можно сказать и относительно капитанов: везло им с комиссаром, каким является М. Г. Казаков. Общий язык, настрой и настроения, тон — все, что по невидимой душевно-электрической цепи, находящейся под постоянным напряжением передается дальше, в сердца и души людей, составляющих экипаж судна...
Шесть рейсов на БМРТ «Март Саар». По результатам двух из них экипаж был удостоен: вымпела Министерства рыбного хозяйства СССР, переходящего Красного знамени ЦК ЛКСМ Эстонии. Никаких рекламаций: вся рыбопродукция — отличного качества.
По результатам еще двух рейсов экипажу присуждались призовые места в социалистическом соревновании за успешное выполнение и перевыполнение квартальных планов.
По итогам последнего рейса экипажу было присвоено почетное звание — «Экипаж коммунистического труда». О том, как оно добывалось, и какую роль в этом большом и трудном деле сыграл первый помощник М. Г. Казаков, могли бы авторитетно рассказать капитан-директор Иван Васильевич Синькевич или технолог Геннадий Новиков. Впрочем, это он сейчас технолог, помощник капитана по производству, а в том памятном рейсе был рыбмастером, а еще — партийным вожаком экипажа, то есть секретарем партбюро. (Кстати, это о Геннадии говорили: возглавляемая им бригада победила в соцсоревновании потому, что в ней было на одного человека больше, чем у соперников, — дело в том, что рыбмастер работал за двоих...). Так вот, и как парторг, и как рыбмастер Г. Новиков постоянно работал рука об руку с комиссаром. В прямом смысле тоже — когда первый помощник Михаил Казаков вместе со всеми ходил на подвахты. А ходил он всегда.
...Чего же тебе пожелать в твой золотой юбилей, Михаил Геннадиевич? Здоровья? Само собой, хотя оно у тебя есть, и отменное. Успехов в работе? То же самое... Вот видишь, и вышел я на доброе старое флотское напутствие: «Так держать!».

М. ЛЕОНТЬЕВ.
Фото А. ДУДЧЕНКО.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!