Памяти МСБ Ураган и его экипажей. СТУДЕНОМУ МОРЮ НАПЕРЕКОР - 15 12 1965

Автор
Опубликовано: 2703 дня назад (30 ноября 2016)
0
Голосов: 0
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Иванов Анатолий старпом МСБ Ураган

В БЕСКРАЙНИХ просторах Северной Атлантики одиноко встает из холодных свинцовых вод остров Ян-Майен. Гордо вскинул он в небо пик Беренберг, самый высокий во всей Арктике. Вечно злится вокруг него непогода. Ясных дней не бывает — предупреждают издревле моряков лоции. Закутанный в непроницаемые туманы скалистый остров, словно сказочный враждебный дух подкарауливает свои жертвы.
Неуютным, беспросветным утром, когда над морем пронесся снежный заряд, сбился с курса СРТ-19 Мурманской базы. Сильный ветер и волнение погнали судно к невидимому берегу.
От удара о каменистый грунт надсадно застонали металлические крепления в носу и по правому борту. Разошлись кое-где стальные листы корпуса. Появилась течь. Вскоре судно всем бортом было прижато к берегу, крепко засело на мели.
Первым сигнал тревоги принял спасатель Таллинской базы рефрижераторного флота "Ураган". Немедленно берется курс к месту аварии. В полдень 22 октября таллинские моряки увидели на фоне серого берега четкие контуры СРТ-19. Погода свежела до 6—7 баллов. Холодный ветер гнал к берегу вскипающие яростью волны. Сильный прибой обрушивался на траулер, беспомощно сидевший на мели. Только сейчас, когда развиднелось, можно было понять, что мурманчанам еще повезло. Если бы их прибило правее всего на каких-то 100—200 метров, то они бы попали под нависающие ледяные глыбы ледника.
— Отдать якорь! Спустить шлюпку! — командные приказания выполнялись четко. "Ураган" остановился на якоре на предельно допустимом расстоянии от аварийного судна.
Поднаторевшая в подобных переделках палубная команда, быстро спустила шлюпку. В ней заняли места матросы Владимир Бочковский, Эдуард Тепляков, водолаз Василий Полищук и другие. Спасательную группу, в которой половину людей составляли коммунисты, возглавил член КПСС старпом Анатолий Иванов. Шлюпка оторвалась от борта и пошла, понеслась к берегу. Прибой и навальный ветер требовали исключительного искусства, чтобы произвести промеры возле потерпевшего аварию траулера.
— Ясно одно, — оценил обстановку старпом, — для снятия с мели, буксирный конец на траулере надо закреплять только на корме. Нельзя подать его на нос, как обычно. При повороте корма пойдет еще ближе к берегу и тогда могут погнуться или совсем полететь винты.
Так решил и капитан Вячеслав Викторович Богданов. Для сохранности на потерпевшем судне завели брагу, проще сказать, обвязали его тросами.
Крепкий буксирный конец, могущий выдержать усилия в 120 тонн, подали с "Урагана» на корму аварийного траулера. Выбрали якорь. Заработала мощная машина спасателя. Рывок за рывком следовали с нарастающей силой. Сначала едва заметно, а затем все явственней СРТ сдвинулся с места, стал разворачиваться и под общее ликование, наконец, сошел с мели.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

механики МСБ Ураган


Теперь в открытом море потерпевшее судно ждала другая опасность. В его трюмы хлестала вода. Но прибывшая с «Урагана» аварийная группа знала свое дело. Насосами откачали воду из сетевого и кормового трюмов, наложили на пробоины цементные ящики. Газосварщик Рейн Хардма кандидат в члены КПСС, с большим старанием заварил лопнувшие швы в корпусе траулера.
Свирепому студеному морю и коварным скалам Ян-Майена на этот раз не удалось получить добычу. СРТ-19 в сопровождении таллинского спасателя благополучно до шел до спокойной бухты на Фарерских островах. Там он окончательно залечил раны и вышел вновь на промысел.
А в это время «Урагану» выпала уже новая нелегкая задача. В разыгравшемся 10— 12-балльном шторме потерял ход и управление CPTM-8016. Он стал игрушкой бури. Крен достигал до 50 градусов. Опасно было ходить по палубе, заливаемой огромными волнами.
Экипаж спасателя самоотверженно, наперекор стихии, боролся за жизнь аварийного судна. С большим трудом удалось его взять на буксир и довести до ближайшего порта.
Особо надо сказать о водолазах «Урагана» коммунисте Василии Полещуке и Викторе Бурлове. Часто им приходится спускаться под воду для размотки тросов, накрутившихся на винты.
Работа исключительно тяжелая. Ho в каждом случае, применяясь к обстановке, они справляются с этими нелегкими заданиями. Первый помощник капитана Отто Вооглайд вспоминает, что только за последний рейс с 31 августа по 4 декабря «Ураган», кроме спасения СРт-10, оказал помощь еще 25 судам, потерпевшим бедствия в разъяренном океане. Это суда многих баз, в том числе два таллинских, а также танкеры "Ваймак", «Самбор», БМРТ-228 и другие.
Впервые побывавший в море Отто Вооглайд добавляет:
- Удивительно верное название дано нашему судну. Не для тихой спокойной работы выходит в море его экипаж. «Ураган» - более меткого названия не придумать.

А. КРОСС
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!