Памяти ПБ "Станислав Монюшко" и ее экипажей. Наши дни в братской Польше - 23 08 1967

Автор
Опубликовано: 157 дней назад (18 апреля 2017)
Редактировалось: 1 раз — 18 апреля 2017
0
Голосов: 0
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


1. ЗДРАВСТВУЙ, ГДАНЬСК!
Осталась позади суровая Северная Атлантика, зимние штормы. Сварливое Балтийское море подобрело. Тихое, искрящееся, оно, казалось, ласкало утопающие в зелени майские берега Польши.
Два работяги-буксира, блестящие, новенькие, голосисто приветствовали плавбазу-рыбозавод и, приняв буксирные концы, уперлись винтами в тугую синюю массу воды и повели судно в Гданьск.
На баке и палубе плав-рыбозавода многолюдно. Нельзя не восхищаться великолепной панорамой Гданьской судоверфи. Мимо проплывают вереницы судов. Мощные плечи стапелей поддерживают стальные корпуса строящихся судов. Работают десятки мощных кранов.
Лишь поздним вечером умолк голос, руководившего швартовкой капитан-директора А. Сиемера. Потные, но с довольными лицами матросы плавбазы и польские матросы окончили работу. «До видзеня!» — махнув приветливо рукой, крикнул польский боцман. «До свидания!» — ответили с "Монюшко».
Весенний прозрачный рассвет. Экипаж судна спит. Замерла железная многокилометровая верфь. И вдруг над палубой «Станислава Монюшко», над огромным скоплением металла и техники, полилась серебряная соловьиная трель.
Мой напарник по вахте матрос Николай Котяхов озорно и добро подмигнул и сказал мне: «Польша соловьями нас встречает, Николаич», — и указал рукой на пирс, где за крышей длинного цеха виднелись кроны цветущих каштанов. Они были такие же пышные, как на улицах моего родного Киева, такие же белые красивые, как на весенних бульварах Таллина.
Поднялось солнце. Вокруг загремела листовая сталь. На стапелях, осыпаясь золотыми искрами, вспыхнули ярко-голубые звезды электросварки. На борт "Станислава Монюшко» один за другим поднимались польские специалисты и рабочие-судостроители.
Начался первый трудовой день гарантийного ремонта судна.

2. БОЕВАЯ ЗАДАЧА
Она была сформулирована перед экипажем предельно ясно: в максимально сжатые сроки провести ремонтные работы.
Позади два с половиной месяца ремонта. Рука об руку с польскими специалистами, не считаясь со временем, трудятся машинная и боцманская команды. Много усилий в организации саморемонта проявляют и. о. главного механика Леонид Киршин, старший помощник капитана Виталий Бариков. Результаты налицо. Основные работы по саморемонту вспомогательных двигателей и рефустановок сделаны. Много и упорно поработали для этого мотористы тт. Коваленко, Педаяс, Харичев, Воротников.
Идет к концу саморемонт радиоаппаратуры у начальника радиостанции Романа Урицкого.
Намечалась частичная разборка главной машины. Но из-за выявленных дефектов была произведена ее полная разборка. Несмотря на значительно увеличившийся объем работ, ремонтная группа успешно справляется со своими задачами. Инициативно работают старший электромеханик Менка. электрики Воротников и Ридман.
К 26 июля гарантийный ремонт по корпусной части выполнен на 80 процентов. Полным ходом идет покраска судовых надстроек. В начале июля боцманская команда на своем собрании в целях экономии времени взяла повышенные обязательства — в свободное от работы время до 5 августа произвести чистку и цементирование танков. Это обязательство выполнено досрочно. Секретарь первичной парторганизации плотник Иван Дыба, матросы-коммунисты тт. Ушаков, Дудницкий, Морару, матросы тт. Раав, Сумберг, Куускман, Котяхов, Томпель, Грижас, Хацьор и остальные работали дружно, с огоньком. Несмотря на занятость основной работой, экипаж плавбазы оказал консульству Советского Союза в Гданьске добрую услугу. Вот что пишет консул И. С. Борисов в своем письме капитану судна: «За добросовестный и быстрый ремонт служебного помещения в Генеральном консульстве СССР прошу объявить благодарность членам вверенного вам экипажа боцману т. Анслану, матросам тт. Куускманду, Дудницкому, Рааву".


3. ДОСУГ
Его правильная организация особенно нужна в нелегкой повседневной жизни моряка. Большую помощь в этом оказывает нам отделение Общества польско-советской дружбы Гданьской судоверфи. Желанный гость у нас на судне член общества Николай Николаевич Крутиков. Ему за шестьдесят, но он не по летам бодр, энергичен. Члены экипажа с удовольствием слушали его рассказы об историческом прошлом и настоящем Польши и Гданьска. Он неизменный и интересный спутник в экскурсиях.
Автобус с советскими моряками подошел к бывшему гитлеровскому лагерю смерти Штуттгоф. Поражает эта утонченная линия массового уничтожения.
Мирный живописный уголок под Гданьском, превосходная шоссейная дорога подводит к ничем не примечательным воротам. За ними уютный домик - "приемная" для заключенных. Далее фонтан, роскошное здание с комфортабельными жилыми комнатами, банкетным залом для гестаповцев. А позади дома еще одни ворота с башней для часового, обнесенные колючей проволокой . Затем бараки с соломой и грязным тряпьем на полках для "отдыха". Далее мрачная "душегубка" - помещение, где травили людей.
Справа - крематорий с тремя печами, в которых сжигались трупы. Восемьдесят пять тысяч поляков, литовцев, евреев, русских, чехов и представителей других национальностей были варварски погублены здесь. По шоссе, усаженному зелеными дубами, мчится автобус дальше. Вокруг аккуратно обработанные поля, озера с плакучими ивами на берегах, на лужайках ярко алеют полевые маки. Но в сознании еще долго кипит ненависть к гитлеровским изуверам и недобитым фашистам, которые еще сегодня лелеют несбыточную мечту о реванше.
При содействии Общества польско-советской дружбы представители экипажа плавбазы посетили спектакли Гданьского оперного театра, концерт берлинской эстрады, слушали органный концерт на одном из лучших и Европе органов в предместье Гданьска Олива, знакомились с портовым городом Гдыня, замечательным курортом Сопот.
Молодые члены экипажа посетили педагогический институт в Олива, провели вечер со студентами. Польские студенты цветами встретили советских моряков. Слушали концерт художественной студенческой самодеятельности. Задушевно звучала песня «Подмосковные вечера". Танцевали.
В заключение моряки пригласили польских студентов в гости к себе на судно. Польские студенты познакомились с судном. Слушали рассказ капитан-директора А. Сиемера о жизни советских моряков, смотрели концерт художественной самодеятельности. Между польскими студентами и моряками завязались душевные товарищеские беседы, звучали советские и польские песни, неоднократно нестареющая "Катюша, аккордеон боцмана Анслана. Поздним вечером искренними друзьями расстались члены экипажа с польскими студентами.
Вскоре Генеральное консульство в Гданьске прислало письмо, адресованное командному составу "Станислава Монюшко":
«Дирекция учительского института от имени заведующего, преподавателей и студентов отделения русской филологии выражает глубокую признательность и сердечную благодарность командному составу и всему экипажу корабля "Станислав Монюшко» за устройство встречи команды с нашими студентами 10 июля 1967 года. Непосредственные контакты будущих учителей с советскими людьми способствуют совершенствованию русского языка, обогащению знаний о Советском Союзе и его культуре, знакомству с настоящими людьми, которые любят свою Советскую Родину и содействуют расширению и укреплению идей социализма за его пределами. Сердечные, душевные отношения моряков вашего корабля к нашим студентам являются существенным доказательством дружбы польского и советского народов».
Подписали письмо директор института и заведующий отделением русской филологии.
Члены экипажа зарекомендовали себя хорошими спортсменами. Первого июля на стадионе Гданьской судоверфи «Полония» состоялась спартакиада, посвященная 50-летию Октября, которая совпала с днем судостроителя Польши. В соревнованиях участвовали польские спортсмены и спортсмены советских судов, находящихся в Гданьском порту.
С большим успехом выступила спортивная команда нашего судна. По многим видам спорта члены экипажа заняли первые места. После спартакиады в спортзале моряки «Станислава Монюшко» были награждены семью дипломами и двумя кубками "Хрустальная ваза». Особенно нужно отметить активную организаторскую роль в спортивной работе матроса Алексея Константинова и секретаря партийной организации судна Станислава Ридмана.
В заключение состоялся концерт художественной самодеятельности рабочих судоверфи и моряков. Особый успех выпал на долю монюшковцев Владимира Холмогорского, исполнившего песни «Голубые города» и «Дивлюсь я на небо». С благодарностью отзываются наши спортсмены об активных организаторах спартакиады председателе спортклуба судоверфи Тадеуше Бродике и члене правления клуба Владимире Жуковском.

4. ОСНОВЫ ДРУЖБЫ
— Каковы основы польско-советского сотрудничества в области судостроения? — задал я вопрос Н. Н. Крутикову.
— Гданьская судоверфь была разрушена в 1945 году на 80 процентов, и только благодаря помощи СССР и его заказам могла стать верфью мирового значения. Перед второй мировой войной Польша не занималась крупным судостроением. Советские специалисты научили польских рабочих строить современные крупные корабли. Металлургия ПНР, обеспечивающая верфь, работает в основном на советском сырье. ПНР получает крупные заказы от СССР на строительство судов.
На верфи работает свыше 17 тысяч работников, она имеет среднюю школу судостроителей, два техникума судостроения, где обучаются четыре тысячи учащихся. Польско-советское сотрудничество в области судостроения является прочной основой дружбы польского и советского народов. Вот почему польские строители с особым гостеприимством встречают советских моряков. Вот почему, когда стряслась беда — серьезно заболел главный механик нашего судна П. Ванюхин, за его жизнь боролись лучший хирург ПНР профессор Киторакис и видный специалист доцент Свица.


5. ВСТАВШИЙ ИЗ РУИН
В 1945 году мне довелось служить в полку, который участвовал во взятии Гданьска (Данцига). Я видел страшные разрушения. Город лежал в развалинах. Ныне, гуляя по улицам Гданьска, гляжу, и глазам не верится: исторический центр города — знаменитая площадь Длуги тарк (Долгий рынок) буквально воскресла из развалин. Это поразительное воскрешение состоялось по фотографиям, уцелевшим стенам, сохранившимся чертежам. Ценные памятники старины, вплоть до кованых эмблем на стенах домов, полностью восстановлены. По площади проходили гданьские воины после победы объединенного польско-русско-литовского войска, разбившего крестоносцев в битве при Грюнвальде в 1410 году. Здесь когда-то прогуливался знаменитый Фаренгейт — создатель термометра. 30 колоколов надменной ратуши мелодично отзванивают время, как сотни лет назад. На берегу реки Мотлавы высится кран-журавль. В средние века с его помощью грузили корабли Ганзы.
Смотришь на возрожденный древний Гданьск, на новые проспекты и улицы города и восхищаешься мастерством современных польских строителей. В Гданьске много удобных магазинов с широким ассортиментом разнообразных товаров. Но самое главное: здесь живут гостеприимные, приветливые люди. Многие из них работают на верфи, ставшей символом польско-советской дружбы, любовно названной поляками именем великого Ленина.

Н. ИЛЬЯШЕВИЧ, матрос первого класса, член партийного бюро.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!