Памяти РТМ-7229 "Юхан Смуул" и его экипажей. УДАРНЫЙ СЧЕТ ПЯТИЛЕТКИ – 20 01 1977

Автор
Опубликовано: 7 дней назад (19 мая 2017)
0
Голосов: 0
О том, как проходил этот, недавно завершившийся рейс РТМ-7229 "Юхан Смуул", наша газета сообщала не раз. Особое спасибо за это - активистам "Рыбака Эстонии" из числа членов экипажа этого "атлантика", прежде всего первому помощнику капитана Михаилу Иоанновичу Смирнову.
Это благодаря им наши читатели своевременно узнали, что рыбаки "Юхана Смуула" смело пересмотрели принятые в начале рейса социалистические обязательства и первыми в объединении дали слово досрочно, а именно - ко Дню Советской Конституции - завершить выполнение годового плана, значительно увеличить коэффициент использования сырца на пищевые цели, выпускать всю рыбопродукцию повышенного качества, без рекламаций. Не менее солидно выглядели и другие пункты их социалистических обязательств, в частности, касающиеся экономии ГСМ и промвооружения (более чем на 40 тысяч рублей).
В реальности и обоснованности этих повышенных соцобязательств экипажа РТМ-7229 мог усомниться разве лишь тот, кто незнаком с трудовой «биографией» этого судна, традициями его личного состава и, само собой, с капитаном-директором Виктором Соколовым. «Юхан Смуул» — судно достаточно известное не только у нас, но и в Западном бассейне. И капитан В. А. Соколов — человек среди рыбаков весьма уважаемый, авторитетный и ... везучий. Везучий, надо сказать, не только на рыбу. На людей главным образом. Не потому ли любит наш брат-газетчик, встречаться с этим капитаном, у которого всегда найдется, что рас сказать о своих подчиненных? Рассказать не трафаретно, казенным языком служебных характеристик, а так, что сразу начинаешь постигать все «секреты" авторитетности капитана среди рыбаков, завидно уважительного отношения к нему. Вот, к примеру.
— ...Что сказать о втором механике Умате Шебзухове? — говорил Виктор Алексеевич Соколов, перечисляя моряков, отличившихся в недавнем рейсе. — Главный двигатель он так содержал, что главный конструктор шапку бы снял перед таким механиком... Или вот: знаете лучший, самый эффективный способ экономии дизтоплива? Это — держать машину не на голодном, урезанном пайке, но и не перегружать ее доппайком. Как вот Умат Шебзухов, и — и «все-го-то»! Случилось, что мы вынуждены были оставить его в составе РПК перед тем, как лететь в Таллин, — так мне даже показалось, что он чуть не заплакал от досады. Привязался к экипажу, да и нам сразу стало как-то не по себе, словно мы сами виноваты перед ним за это. Что расстались...
Надо ли говорить, что Умат Шебзухов, конечно же, самым заинтересованным образом от несся к «рискованному» предложению капитана пересмотреть первоначально принятые цобязательства, особенно в части экономии горюче-смазочных материалов и вообще, досрочно выполнить план первого года пятилетки эффективности и качества. А идея эта, конечно, родилась в голове капитана-директора и основана была на строгом и стройном математическом анализе - промобстановки, технических и технологических возможностях судна, финансового и других планов, из чего следовало, что при соответствующем - добросовестном, рачительном использовании дополнительных резервов, не только возможно, но и должно с честью закончить первый год рыбацкой пятилетки. Но, конечно, тут уж математика вступает во взаимодействие с моральными категориями и факторами. Ибо живое, настоящее соревнование под нажимом, давлением не организуешь.
На "Юхане Смууле" организовали. Поверили капитану и поддержали его. Сначала словом, потом — сразу же — делом. Уточнили обязательства, индивидуальные и коллективные — комплексных бригад, смен, вахт. Соревнование стало ударным делом как судового комитета (возглавлял его помощник капитана по производству Виктор Волга, с которым В. Соколов плавает уже три рейса), так и партийной организации (секретарь партбюро - боцман Константин Рудковский, человек беспокойный и дотошный - места себе не находит, если что-то не сделано...). А поскольку коммунистов в экипаже оказалось более 20 человек, то решено было создать на судне четыре полнокровных партгруппы, которые имели возможность самым непосредственным образом влиять на ход соревнования.
«Технология» этого влияния, в общем-то, проста - прежде всего, и главным образом личным примером коммунистов командиров, руководителей экипажа. Проследить это можно на множестве примеров. Один из них — вот: организация и руководство тралением, добычей. Качество рыбопродукции начинается непосредственно с этой операции, общеизвестно. Опять же, здесь приходилось решать и задачу экономии, сбережения орудий лова, на что также были нацелены повышенные обязательства. А работать пришлось на тяжелых грунтах в условиях не то, что сложных — жестких, как говорят штурманы и добытчики, не придавишь трал — ничего не поймаешь...
Но, во-первых и сам капитан Соколов едва ли не наизусть знал здесь рельеф коварного дна, во-вторых, штурманский состав тоже подобрался сильный — во главе со старшим помощником Иваном Любарцом, грамотным и опытным моряком и промысловиком (заочно учится в КТИ); со вторым же помощником В. Соколов вообще учился еще в Батумской мореходке, так что понимают они друг друга с одного взгляда, как, впрочем, и с остальными штурманами — Владимиром Бабкиным и Виктором Смелышевым — сплавались, сработались. А в-третьих, «повезло» и со службой добычи, которой руководил старший мастер Александр Гончаренко, он же комсомольский вожак экипажа. Кстати сказать, с А. Гончаренко капитан-директор плавал на БМРТ-474, где Александр был еще матросом-добытчиком. Моряки в службе подобрались один к одному: опытный практик и член партбюро Михаил Иванович Павлов, с которым В. Соколов ходил еще за селедкой на СРТ, и матрос Маил Аликперов, Ааре Бишлер и Велло Юкк, Владимир Лисовец и Тойво Лыхмус...
Культурно и сноровисто работали, уверенно, со знанием дела. Надо было — так же сноровисто и быстро чинили порывы тралов, латали и снова делали свое дело.
Столь же дружно и профессионально действовала и служба обработки. Здесь систематически отличались рыбмастер Алексей Семенович Семенов из первой комплексной бригады (ей и суждено было занять первое место по итогам рейса), а также матросы Алексей Мешенчук — «знатный упаковщик», как уважительно называют его товарищи, и активист НК; молодой рыбообработчик Виктор Алимов, Валерий Серветник, виртуоз-рыбообработчик Виктор Левин, его тезка Виктор Атанов и другие моряки.
Не только между собой соревновались эти люди — весь рейс «с переменным успехом» продолжалось напряженное соревнование с экипажем РТМ-7192 «Юлемисте». Соперники оказались достойные, и пальма первенства, поэтому переходила, что говорится, из рук в руки. Даже после того, как в августе минувшего года победа, казалось, прочно прописалась на борту «Юхана Смуула» — это когда экипаж его завоевал первое место среди судов ЭРПО «Океан» по вылову и направлению свежья на пищевые цели (82 процента), в связи с чем, начальник объединении и поздравил экипаж РТМ. Но окончательная победа в парном соревновании была достигнута 5 декабря, когда рыбаки "Юхана Смуула" доложили о выполнении своих повышенных соцобязательств и стали работать в счет первого-второго года десятой пятилетки.
— ... Позвольте же, дорогие друзья, сердечно поздравить вас от имени руководства Эстрыбпрома с большой и за служенной победой на промысле, — сказал на собрании экипажа РТМ-7229 начальник отдела кадров объединения Ю. В. Васильев. — Своим ударным трудом вы внесли вклад в успехи, достигнутые нашим объединением в первом году десятой пятилетки.
Вот итоги этого рейса РТМ «Юхан Смуул»: план по вылову выполнен на 109 процентов, мороженой продукции - 108, пищевой — 108, товарной - 107, филе — 175 процентов, на пищевые цели направлено 75,6 процента рыбы-сырца (план — 70 процентов).
На днях РТМ-7229 снова уходит на промысел. Ударный счет пятилетки продолжается. Новое обязательство экипажа «Юхана Смуула» — выполнить план двух первых лет пятилетки к 60-летию Великого Октября.

Л. ФИРСОВ
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!