Памяти РТМКС Хейнасте и его экипажей. РЕЙС ПЕРВЫЙ И РЕЙС ПОСЛЕДНИЙ. - 27 августа 1992

Автор
Опубликовано: 2296 дней назад (14 декабря 2017)
0
Голосов: 0
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Совершая свой последний рейс в должности помощника капитана по кадрам на РТМКС-912 "Хейнасте", я невольно сравнивал его с рейсом первым в своей трудовой биографии который был в 1976 году на БМРТ-355 "Антон Таммсааре". Сравнивал и, естественно, задумывался. Задумывался над тем, как дальше быть к чему готовиться, что ждет наше объединение, куда мы идем?
Из всех 24 рейсов, сделанных на самых разных типах судов за 16-летний период работы в объединении, пожалуй только самый первый и самый последний были самыми трудными и самыми Памятными. Последний рейс выдался трудным не только потому, что проходил в традиционном районе ЮВТО, где одни лишь погодные условия заставляют многих моряков задумываться, прежде чем согласиться полгода работать там. Но много и таких, кого знаменитыми "ревущими сороковыми" особенно и не испугаешь. А флот за последние два года все упорней и настойчивей уходил дальше и дальше на запад, достигая порой 150 и 160 градусов. Составной частью флота в то время являлся и эстонский отряд, в составе которого насчитывалось 6 крупнотоннажных траулеров типа "Моонзунд" - самых современных, самых производительных и технически совершенных судов флота рыбной промышленности бывшего СССР. По нормам августа минувшего года, т.е. начала очередного рейса РТМКС-912, суточная норма вылова одного такого судна составляла 55 тонн рыбы, а производство готовой рыбопродукции за сутки составляло более 90 тысяч рублей. В целом же в то время тихоокеанский отряд эстонских судов давал до 40 процентов, а порой и больше всего объема производимой в объединении продукции. Эти цифры необходимы для понимания того, как важно, чтобы небольшой отряд судов, работавших в особо отдаленном районе промысла, действовал эффективно, не имел никаких срывов в производстве по объективным и субъективным причинам, т.к. простой только одного такого судна оборачивался для "Эстрыбпрома" невосполнимыми потерями.
А поскольку "Хейнасте являлся составной частью отряда эстонских судов, работавших в Тихом океане, то все помыслы руководителей судна, его капитана Анатолия Андреевича Карнаухова, всего экипажа судна нацеливались на то, чтобы рейсовое задание было выполнено как можно лучше, быстрее, качественнее, с меньшими затратами сил и энергии, с большей эффективностью. Для этого были все необходимые в то время условия - хорошая промысловая обстановка, умение и желание экипажа, хорошее обеспечение судна тарой, топливом, транспортными судами. А технические возможности самого судна не шли в сравнение с судами устаревших конструкций. Только одного филе наш экипаж способен был производить до 30 и даже более тонн в сутки. Выпуск консервов также колебался от 25 до 30 тысяч банок в сутки. Такие огромные производственные мощности вызывали и вызывают у многих бывалых моряков здоровую зависть и восхищение.
Но чтобы эти мощности стали давать такие результаты, необходимо было соответствующим образом организовать экипаж, обучить новичков, подготовить рабочие места, выработать соответствующие навыки коллективного труда, мобилизовать людей на безусловное выполнение рейсового задания по абсолютно всем показателям. Первое, что следовало сделать, что являлось бы успехом будущего рейса - это создать здоровый морально-психологический климат в коллективе, т.е. такие взаимоотношения между всеми членами экипажа - в том числе и между командирами, командирами и подчиненными - которые бы максимально способствовали выполнению главной задачи, создавали обстановку деловой и творческой активности, товарищества, основанного на взаимной требовательности и уважении, обстановку высокой товарищеской взаимовыручки и взаимопомощи, доверия и уважения, обстановку высокопроизводительного труда, а также нормального быта и отдыха для всех членов экипажа.
Отличительной же особенностью выполнения задачи стало то обстоятельство, что обычных, ранее существовавших помощников, какими являлись идеологический актив, большой круг общественников, в новых условиях просто не было. И от этого не стало легче. Практика показывает: идя на поводу у модных сейчас направлений, отрицающих какую-либо политическую, а тем более партийную направленность, коллективы - и в первую очередь рядовой состав судна - существенно проигрывают, так как теряются и исчезают целые направления в организации их же быта, досуга, образования, личного развития, духовного совершенства. Так, стоило только упразднить институт первых помощников капитанов на судах, как заметно ухудшилось дело с состоянием трудовой и производственной дисциплины. Соответственно увеличились и потери. Пришлось менять методы работы, делая особый упор на индивидуальный подход к людям, для создания нужных взаимоотношений в коллективе, искать таких помощников, которые пользовались бы большим уважением и доверием у экипажа и, с учетом обстоятельств, могли стать центром по организации выполнения рейсового задания. Отказавшись от надоевших в последние годы показухи, формализма, необходимо было найти новые способы работы с людьми, создать такие взаимоотношения между службами, результатом которых стало бы безусловное выполнение рейсового задания.
К счастью, в составе экипажа всегда есть люди действительно любящие море, не мыслящие жизни без него, отдающие все свои силы, знания и энергию для обеспечения выполнения главной задачи, уважающие других и готовые для них на любые лишения.
Одним из таких, которого трудно не заметить, являлся старший помощник капитана Олег Викторович Васильев. Опытный судоводитель, требовательный руководитель, он сумел поставить в своей службе дело так, что за весь период девятимесячного рейса все подразделения его службы с честью справились с возложенными на них задачами, обеспечили выполнение не только производственной программы, но и много внимания уделяли вопросам жизни, быта, здорового отдыха всех членов команды судна. Обладая спокойным, уравновешенным характером, Олег Викторович вносил спокойствие и уверенность в коллектив подчиненных ему людей, когда надо воодушевляя их, когда надо строго спрашивая с нерадивых.
Много сил, знании и энергии в выполнение судном рейсового задания вложил флагманский специалист по добыче Юрий Васильевич Мазаев. Не умаляя заслуг судового помощника капитана по добыче Сергея Алексеевича Белоусова, Мазаев своей работоспособностью, своим умением сходиться с людьми, быть там, где всего нужней, завоевал у экипажа почет, уважение и заслуженное признание за оказанную помощь многих судов, работавших в ЮВТО в тот период.
Заслуживают добрых слов и многие другие члены экипажа. Судовой фельдшер Элен Сойдла, волей судьбы впервые оказавшаяся в море, да еще сразу в самом отдаленном районе промысла, несмотря на отсутствие опыта работы в судовых условиях, не только успешно справилась с обязанностями, возложенными на нее, но и зарекомендовала себя отличным специалистом, просто прекрасным человеком, готовым придти на помощь любому в трудную минуту. И, пожалуй, нет на судне человека, который не отметил бы добрый и мягкий характер этой на вид строгой и педантичной женщины, главным качеством которой было найти ключ к душе и помочь, если в этом возникала необходимость.
Назову еще несколько фамилий тех, кто пользовался наибольшим авторитетом у экипажа. Это рефмеханик Виктор Курятников, третий электромеханик Олег Эпштейн, слесарь-наладчик Николай Ивард, старший матрос Анатолий Сидоренко, матрос-рулевой Вячеслав Плясунов моторист первого класса Николай Селиверстов и многие другие.
К сожалению, не обошлось и без нарушений дисциплины труда и поведения. Только за грубые нарушения поведения на судне были списаны шесть человек. Самым распространенным нарушением трудовой дисциплины являлось пьянство. Основной причиной этого явления в последнее время является отсутствие уверенности у членов экипажа в социальной защищенности себя и членов своей семьи, в завтрашнем дне, разочарование в сегодняшнем, когда в условиях моря особенно остро ощущаешь свою беспомощность влиять на события. Но нередко одной из главных причин пьянства является распущенность, чувство вседозволенности в период великих преобразований. С ликвидацией института первых помощников капитанов исчезла воспитательная и профилактическая работа по укреплению трудовой и производственной дисциплины. И под действием громких призывов о ненужности "воспитателей" на судах фактически наиболее сложная категория личного состава судна осталась предоставленной сама себе. А если учесть, что это, как правило, не только безусая молодежь, но и люди со стажем и с хорошими навыками, то нетрудно убедиться, какой моральный и материальный ущерб несет как экипаж, так и объединение в целом. Но что сделано, то сделано.
Сравнивая свой первый рейс на БМРТ "Антон Таммсааре" в 1976 году с рейсом последним, трудно было предположить, что по истечении шестнадцати лет в отрасли, развивавшейся наиболее успешно по сравнению с другими отраслями народного хозяйства, произойдут такие изменения, от которых становится не только грустно, но и больно от того, что созданное трудом нескольких поколений рыбаков наше объединение в итоге будет не в состоянии обеспечить нормальную работу своих судов в Тихом океане и будет вынуждено рассредоточить их по другим районам промысла, а часть даже вернуть в порт приписки. Грустно, что за воротами оказались не только те, кто только начинает свою рыбацкую трудовую деятельность, но и те, кто большую часть ее посвятил родному предприятию, а с выходом на пенсию оказался не у дел. Больно, что навсегда утеряна перспектива объединения, которой жили еще совсем недавно, регулярно получая из новостроя все новые и новые суда. Теперь же все заняты одной мыслью, как выжить сейчас, мало задумываясь о дне завтрашнем. А общеизвестно, что коллектив, не живущий перспективой, будущего не имеет. И очень бы не хотелось, чтобы родное объединение было обречено на распад, банкротство и прекращение своего существования. Искать надежный выход из трудного положения, в котором оно оказалось, должны в первую очередь те его работники, которые еще в состоянии что-то предпринять, не уповая на помощь доброго дяди со стороны.

В.КУРАПОВ.

На снимке: старший помощник капитана РТМКС "Хейнасте" Васильев Олег Викторович
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!