Памяти РТМС-7522 «Тамула» и его экипажей. ПРЕОДОЛЕВАЯ ТРУДНОСТИ – 15 01 1977

Автор
Опубликовано: 2533 дня назад (18 мая 2017)
0
Голосов: 0
— Каким ожидается новый рейс «Тамула» — первый рейс во втором году пятилетки? — такой вопрос задали мы капитану-директору РТМС-7522 О. А. Спирину, заглянувшему в редакцию «Рыбака» перед выходом в море...
— Хотелось бы думать, — осторожно ответил капитан, — не такой, как предыдущий. Или такой же — на худой случай...
Каким же он был, этот предыдущий рейс «суператлантика»? Почему на «худой случай»? Почему, наконец, наша газета своевременно — в конце декабря минувшего года не решилась рассказать о нем? Несмотря на то даже, что экипаж РТМС-7522 выполнил рейсовое задание по большинству показателей на 110 процентов, а показатель направления сырца на пищевые цели значительно превзошел основной «коэффициент рыбацкой пятилетки» и составил 86 процентов? Более того — из рейса судно вернулось, перевыполнив задание первого года пятилетки, не имея рекламаций на выпущенную рыбопродукцию.
...В тот самый момент, когда в порту заканчивалась обработка «суператлантика», прибывшего с промысла, а наш корреспондент побывал на «Тамуле», в редакции стало известно, что экипаж РТМС-7522 оказался... в числе отстающих. По итогам работы в последнем квартале минувшего года. Что и подтвердил один из руководителей профсоюзного комитета Эстрыбпрома, которого мы попросили объяснить, как это возможно, учитывая итоги рейса. «Что ж тут неясного? — удивился он. — Данные отдела труда и заработной платы фиксируют не эмоции, а реальное положение: рейсовое задание не выполнено по важнейшему показателю — вылову, а также по муке».
Действительно, вылов составил лишь 90 процентов, рыбная мука — и того меньше. Но, при всем при там, как быть с такими вот показателями: заморозка — 104 процента, разделанная продукция — 115, филе — 250 (!), товарная — 106 и пищевая — 110 процентов? Вразумительного ответа на этот вопрос нам получить не удалось. Да все ли ладно с нынешней системой подведения итогов социалистического соревнования на промысле? На что она ориентирована? Не кроется ли внутри нее небрежение качеством пищевой рыбопродукции?
Конечно, поставить эти вопросы куда легче, чем ответить на них. К тому же, очень даже просто узреть в них «войну» с валом, уловами. Но, согласитесь, положение, в котором оказался РТМС-7522, вызывает недоумение.
Вызывает не только у нас — куда большее недоумение, а точнее расстройство, вызвало оно у экипажа «Тамула» и особенно у капитана — Олега Спирина. Заслуженный рыбак Эстонском ССР, орденоносец, один из опытнейших капитанов-промысловиков нашего объединения, он чуть было не попал (а может, попал все-таки?) в число тех, кто, мягко говоря, не оправдал надежд в первом году нынешней пятилетки эффективности и качества работы. «Крепко же подкузьмил нам — и мне лично, понятно — этот последний рейс...», — мрачно пошутил капитан-директор.
...На РТМС-7522 О. А. Спирин прибыл, когда «супер» уже два с половиной месяца находился на промысле. Прибыл он на смену прежнему — заболевшему капитану. Судно находилось в очевидном прорыве: вылов составлял 74,3 процента, мороженая продукция — 86,5, филе — 54 процента; правда, лучше обстояло с разделанной продукцией — целых 154 процента, выпуск пищевой — 92,5, Причин тому было немало. Одной из них, считают на судне, явилось сильное обновление личного и командного состава: первый сменился перед рейсом на 82 процента, командный — на 75. Правда, были в составе экипажа, который возглавлял известный капитан-директор И. Котляр, и такие многоопытные и способные кадры, как старший мастер добычи Адам Грекович и технолог Арво Колью, но, видимо, большая сменяемость экипажа сделала свое дело. Несплаванность, несработанность — куда ж от них денешься.
Тем более, очень многие моряки впервые выходили на промысел на "супере" (включая в их число и А. Грековича, и первого помощника А. Цветкова, и некоторых других командиров).
Работать, к тому же, пришлось в неосвоенном еще районе, в условиях тяжелых грунтов - частенько случались и порывы тралов, и выходы из строя лебедок. Требовалось, понятно, время чтобы штурманам и добытчикам освоиться в новом районе, но его-то как раз и не было - каждый день увеличивал задолженность. А с ростом ее все больше падало настроение у людей.
Удручала усиливающаяся болезнь капитана, о которой на судне знал уже каждый член экипажа. И ходил как тень, по выражению первого помощника .Александра Цветкова, «добытчик из добытчиков» — Адам Николаевич Грекович, которому упорно и упрямо не везло... Неважные, словом, были и дела, и настроение.
Как вселить в людей уверенность в удачном завершении рейса? Этот вопрос, вставший перед капитаном Спириным, когда он прибыл на «Тамула", естественно, смыкался с другим: как, за счет чего перекрыть потери, особенно по добыче, ликвидировать образовавшуюся за два с лишним месяца задолженность? Выручило, но только отчасти, то, что О. А. Спирин уже знал этот район, тактику и технику лова здесь, к тому же, с А. Грековичем плавал раньше, так что с добытчиками проблем не предвиделось. Но с первых же дней сделал он неутешительный для себя вывод из анализа промобстановки: даже в лучшем случае позволяла она более или менее успешно выполнять суточные нормы для «супера» — по добыче и пищевой продукции. И когда собрался актив экипажа, чтобы обсудить положение и перспективы, откровенно сказал капитан-директор: самое «узкое» место — вылов, будем делать все, чтобы перекрыть потери, но не все зависит от искусства добытчиков. Правда, продолжал капитан, годовой план по добыче, скорее всего, будет выполнен успешно, учитывая, что в предыдущем рейсе вылов составил около 150 процентов.
Поэтому все силы были брошены на разделку, филе, максимальное направление сырца на пищевые цели и обеспечение безупречного качества. Соревнование — прежде всего между добытчиками и обработчиками. Подвахты — это за счет их главным образом удалось «одолеть» всю разделку, все филе — ни одного случая уклонения от тяжелой ручной работы. Качество — «генеральная цель и задача» народных контролеров во главе со слесарем Евгением Тоцким, заместителем секретаря партбюро, и его энергичным помощником электриком Александром Графовым; скрупулезно вникала в эти вопросы и партийная комиссия, руководил ею старший механик коммунист Александр Ламартсон, «правой рукой» которого был рыбообработчик Ахто Рахно.
О том, с какой рачительностью использовался сырец, как шла настоящая борьба «за каждый хвост», наша газета уже писала (корреспонденция А. Петровского «Боевые помощники» о народных контролерах «Тамула»). Повторяться не будем. Отметим только: вот откуда те 86 процентов — коэффициент использования сырца на пищевые цели. Но ведь отсюда же и невысокий процент выполнения рейсового задания по рыбной муке. Радоваться или... печалиться?
Курс на максимальный выпуск пищевой продукции и высокое качество ее стал генеральным для партийных групп, в том числе и партгруппы машинной команды. Возглавлял ее «бессменный партгрупорг» токарь высшей квалификации Иван Николаевич Кузьмин. Не раз обсуждали коммунисты машинной команды работу второго механика Льва Орлянкина, он же председатель судового комитета профсоюза, и третьего — Владимира Памшева, бывшего в рейсе председателем ревизионной комиссии. Высокой оценки была удостоена и работа рефмеханика Александра Самуся — к рефмашине претензий не было. Кстати, А. Самусь являлся и редактором судовой стенгазеты «Горизонт», сыгравшей отнюдь не последнюю роль в пропаганде опыта передовых моряков.
А пропагандировать было что, передовиков хватало. Скажем, наставники молодых рыбаков, такие люди, как рыбмастер Михаил Степанович Вялый — рыбак с огромной практикой и опытом, или «филейщик № I» — Петр Матвеевич Макаров, с чьими руками не сравнится никакая филетировочная машина, по уверениям рыбообработчиков; матросы Георгий Руденко, Арво Каява, Роман Комаревич, чей портрет занесен был на Доску почета...
Партийную группу производственной службы возглавлял мастер добычи Анатолий Иванович Ставицкий. Не много их было здесь - коммунистов, но не числом сильна партийная группа. Сильна такими людьми, как упомянутый уже рыбообработчик Ахто Рахно, предпочитающий меньше говорить, больше делать - вроде бы незаметно, молча, но зато любо-дорого посмотреть; или матрос-добытчик Александр Голубев, занесенный в рейсе на судовую Доску почета -жаль, досрочно списался с судна по семенным обстоятельствам. Что и говорить, великая вещь — личный пример коммуниста-рыбака в рейсе на промысле, лучше всяких громких слов и призывов мобилизует он остальных людей, кто работает рядом...
В настоящее время РТМС-7522 "Тамула» спешит на промысел. Рейс снова предстоит не из простых — иных таких не бывает. Но опыт преодоления трудностей экипажу «супера» не занимать, как не занимать и добрых трудовых традиций. И снова возглавляет экипаж капитан-директор Олег Алексеевич Спирин, который не то, что не привык — не умеет возвращаться с промысла с пустыми, как говорится, руками. Верим: не изменит этому золотому правилу и на этот раз.

Л. ФИРСОВ.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!