Памяти РТМС-7522 "Тамула" и его экипажей. МНОГО ЛИ РЕЗЕРВОВ? - 09 08 1990

Автор
Опубликовано: 254 дня назад (10 января 2018)
0
Голосов: 0
Рейс РТМС-7522 "Тамула" оказался весьма сложным: с самого начала в течение полутора месяцев в районе Атлантики, прилегающем к экономическим зонам Франции и Ирландии, и в районе банки Паркупайн штормило, баллов этак под восемь, причём две недели — беспрерывно. Ну, думали, всё с планом не справимся. Настроение у экипажа — ниже нуля. В таких условиях важно поддержать энергию людей, укрепить их дух. Тем не менее, нести промысел дело опасное. Но план по погоде не корректируется. Значит, надо рис-ковать, тем более, что рыба шла. А дальше -неизвестно.
Так и вышло. В Фарерской экономической зоне, куда мы перешли в апреле, обстановка ухудшилась.
Штормов не было, но и рыбы практически — тоже. Образовалась задолженность по всем показателям, особенно по выпуску спинки путассу. Экипаж глухо ворчал: план, мол, сорван, нечего теперь трепыхаться.
Надо отметить: в последнее время настрой у плавсостава не тот, люди недовольны заработком, высокими суточными заданиями. Появилось много "временщиков", выходящих в море только из-за валюты. Никакого стремления к выполнению, а тем более перевыполнению плана они не проявляют. Зачем? И так валюту получат. Мы везде говорим о стимулировании в экономике, однако зачастую способствуем появлению на флоте случайных людей. Думается, если бы размер валюты зависел от итогов труда, результаты мы имели бы иные. Однако мнение администрация судов редко учитывается, в том числе и по комплектованию экипажей. Вот и у нас рядовой состав службы добычи и обработки сменился почти полностью. А к новичкам опыт приходит не сразу.
С самого начала промысла стало ясно, что бригада обработчиков в составе десяти человек не в состоянии обеспечить непрерывную работу двух рыборазделочных машин УМК и выполнение плановых суточных заданий. С первых дней и до конца промысла к обработке рыбы привлекалась подвахта. Два-три человека дополнительно на бригаду нужны были и потому, что нас своевременно не обеспечили запасными ножами для филетировочной машины. У путассу остов слабый, первое время шла рыба с икрой, а филе из неё не идёт. От затупившихся, выкрошившихся ножей шло много брака. Из-за отсутствия хорошей сортировочной установки снижалась производительность труда. Филетировочные машины приходилось часто останавливать, для чистки от набившейся рыбы. После каждой машины стоял человек, а то и два, на контроле, они откидывали брак. Строгий подход к делу помог избежать рекламаций по качеству продукции.
Упаднический настрой экипажа в связи с неудачами на промысле да и на обработке рыбы удалось переломить, и раскрыть производственные возможности коллектива. Низкий темп работы в рыбцехе в начале рейса из-за отсутствия у многих навыков был преодолён. А в мае улучшилась промысловая обстановка. Тут бы и использовать все возможности для того, чтобы ликвидировать отставание и войти в график выполнения плана. Но на технику надежды никакой: через каждые пять минут по-прежнему приходилось останавливать линию и очищать от рыбы, а сортировочные установки невозможно было использовать. Вся надежда — на руки. Сколько раз они выручали рыбаков! Много говорится о необходимости лучшего оснащения траулеров современной рыборазделочной техникой, чтобы непосильный груз ложился не на руки, а на плечи машин. Будь у нас запас ножей и хорошая сортировочная установка, рейс проходил бы спокойнее, да и результаты его оказались бы лучше. Кто измерит физические и моральные затраты рыбаков? Изматывание людей на промысле никак не способствует привлечению на флот постоянных кадров.
А на берегу, видимо, к этому относятся с олимпийским спокойствием: мол, кто захочет заработать, сделает всё и даже больше. Такое рассуждение — вчерашний день. Пора, наконец, наводить порядок во всех сферах. Тогда и подвахты из правила станут исключением. Это поднимет престиж профессии рыбака.
Проблемы возникают постоянно. Много раз техника на нашем судне выходила из строя, траулеру уже 15 лет. Только благодаря большому опыту старшего механика Александра Мазура, который сам участвовал в устранении неисправностей и умело направлял на это усилия работников своей службы, потери промыслового времени сведены к минимуму. Простоев траулера из-за отсутствия транспортных рефрижераторов и топлива не было только потому, что к нам дважды подходил БМРТ-436 "Кристьян Рауд" в транспортном варианте. Однако косвенные потери по этой причине случались. Из-за нехватки транспорта нам не предоставляли возможность полной выгрузки рыбопродукции, поэтому пришлось лишний раз идти на выгрузку в порт Аллапул на севере Шотландии, потеряв, таким образом, как минимум трое суток промыслового времени.
Используя, как говорится, внутренние резервы с заданием в итоге мы справились успешно, даже перевыполнили все основные показатели. Это скрасило многие негативные стороны, с которыми пришлось столкнуться не только в рейсе, но даже ещё до его начала.
Стоит вспомнить, как мы добирались из Таллинна в Лас-Пальмас на подмену экипажа. В Москве прямо с Ленинградского вокзала позвонили в справочное бюро Министерства рыбного хозяйства, там ответили: "Автобус за вами вышел". Действительно, он прибыл и отвёз половину экипажа в гостиницу "Измайлово" - больше там мест для нас не было. А остальные, как ответили в справочном бюро МРХ, пусть сами добираются в гостиницу "Буревестник". Пришлось договариваться с водителем случайного автобуса, он "содрал" с каждого по пятёрке, и мы отправились на поиски гостиницы. Часа два её искали, все отвечали, что такой в Москве нет. Наконец, дело прояснилось: оказывается, есть не гостиница, а турбаза "Буревестник", которая находится где-то в лесу, в стороне от больших дорог. Кое-как разыскали её, и тут возникла новая проблема: в три часа ночи нужно будет отправляться в аэропорт, а на чём? Договорились с тем же водителем за такую же безбожную сумму. В аэропорту в ожидании самолёта сидели на полу. Всюду отвечали: "Ребята, вам ничего не предусмотрено." Деньги тоже, разумеется, никто нам не вернул.
А сколько сетований пришлось выслушать от членов экипажа на то, что в судовых ларьках нет даже предметов первой необходимости: носков, трусов, маек, плавок и т.д. Выделена сумма на культмассовые цели, а в ларьке даже сувениров не купить. Даже деньги, выделенные на празднование Дня рыбака, остались неиспользованными. "Торгмортранс", снабжающий суда перед выходом в море, объясняет сложившуюся ситуацию отсутствием товаров. Однако на судах других объединений нам кое-что удавалось приобрести. На наших же положение гораздо хуже.
Таковы заботы береговых работников о тех, кто обеспечивает им заработную плату. Моряки изыскивают резервы, хотя много ли их в рейсе, а береговики?

Б. ДОБРЯКОВ,
первый помощник капитана РТМС-7522 "Тамула".

На снимках:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

мастер добычи Николай Чимирис;
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

матрос первого класса Виктор Буршта ;
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

газоэлектросварщик Виктор Суска.

Фото Р. ЭЙНА
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!